Рецензия на рассказ В. Зайцева «Ораниха»
/ Сочинения / Зайцев В. / Ораниха / Рецензия на рассказ В. Зайцева «Ораниха»
Скачать сочинение |
Тип: Рецензия |
Рассказ «Ораниха» – этапное произведение в творчестве В. Зайцева. Этот рассказ затрагивает вечное и преходящее, проблемы любви, верности. Здесь поднимается вопрос о взаимоотношениях города и деревни, звучит тема времени, жизненных испытаний, женской судьбы. В своем небольшом рассказе автор показал движение жизни, ее поток.
Композиционно произведение можно разделить на пять частей: жизнь Дарьюшки (Оранихи) в деревне, первая любовь и первая разлука, трагедия и испытания Дарьюшки, жизнь в столице, потеря дочери и последний шанс.
Начинается рассказ с мистических мотивов. Рассказчик, отдыхая как-то в деревне, услышал историю об Оранихе. Так называли в деревне Дарьюшку.
Отец ее был Ораном – лучшим пастухом в округе, уважаемым, честным человеком. Название рассказа неслучайно. В нем подчеркивается духовная связь поколений в семье Дарьюшки. Это название придает ощущение загадки, которую читателю хочется непременно разгадать. С первых страниц повествования сюжет носит полулегендарный, полуреальный характер.
Сельчане постоянно слышат голоса за оврагом и полагают, что это кричит Ораниха. Так возникает фольклорный, мистический образ главной героини.
Читательское восприятие настраивается на трагический лад. Это недоброе предзнаменование. Традиционно деревня полна легендами, слухами, сказаниями.
Здесь преобладает не рациональность, а народный житейский опыт, приписывающий неизвестным явлениям сверхъестественные качества. Здесь автор тонко подметил особенности психологии крестьянина. Двойной план в освещении образа героини автор сохраняет до конца рассказа.
С одной стороны, мы видим ее реальную жизнь, с другой – дано отношение к ней окружающих людей, восприятие ее односельчанами даже в легендарной форме. Социально-историческую основу рассказа составляет послевоенное тяжелое время. С детства на долю героини выпадает много испытаний, которые, в конечном счете, лишь укрепляют ее характер.
Даже имя героини выбрано не случайно.
Дарья означает «божий дар». Действительно, главная героиня рассказа от природы наделена способностями и талантами. У нее пытливый, живой ум, прекрасная память, огромная тяга к знаниям, которую подмечают учителя. С детства ее отличает скромность, целеустремленность, напористость. Она всей душой тянется к прекрасному, к природе. Душа ее чиста и наивна.
Недаром ее внутреннему состоянию вторит задумчивый пейзаж.
«Казалось, что она была льняной», настолько гармоничными были ее отношения с природой. С детства у Дарьи выработалось чувство ответственности, независимости, правдивости. В этом отношении огромное влияние на нее оказал отец. Вместе они пасли колхозное стадо, отец передавал ей тонкое знание природы, любовь ко всему живому.
Дарьюшка словно жила в придуманном ею мире, подолгу была задумчива, молчалива. Это и отталкивало, удивляло в ней сверстников. Предельную искренность, простоту, наивность героини подчеркивает эпизод, когда она принесла на урок биологии живого ужа и совершенно спокойно рассказывала о его повадках. Она очень переживала о гибели лисят за оврагом.
Каждая жизнь, каждое живое существо вызывало у нее эмоциональный отклик, желание заботы. Неудивительно, что она решила стать учителем биологии. Несмотря на катастрофическую нехватку денег в семье (Дарьюшка была пятой дочерью, отец ее неожиданно умер), ей удалось поступить на заочное отделение университета.
Она никогда не гналась за карьерой, ей чуждо стяжательство, потребительское отношение к жизни. Героиня созидала, а не разрушала. На любом месте она приносила пользу людям, помогала им, будь то деревенская библиотека или работа агронома на посевной.
Эта хрупкая, скромная девушка обладала огромной силой воли, мужеством.
Она твердо шла по намеченному пути, руководствуясь нравственным опытом своего народа. Завидную храбрость Дарьюшка проявила во время драки пьяного Павла, чем немало удивила его. Так началась первая любовь героини с наивными мечтами, встречами, тихими прогулками, надеждами и томлением. В описаниях ее душевного состояния сквозит авторская симпатия, сочувствие, нежность.
Но любовь не принесла ей счастья и гармонии. Павел не обладал тем мощным нравственным стержнем, которым отличалась Дарьюшка. Легкие заработки на стройке, легкие нравы, погоня за «большим рублем» изменили его натуру к худшему. Задатки жестокости, эгоизма проявились в герое с новой силой. В этом причина трагедии, которая произошла ночью в поле после окончания Дарьюшкой института.
Только забеременев, она узнала, что у Павла уже есть своя семья. Но и в этот момент тяжелых испытаний, гонений, насмешек односельчан, которые знают друг о друге всё, Ораниха не сломилась, не опустила голову, не сдалась на милость судьбе.
Героиня никогда не плыла по течению. Ее отличало чувство собственного достоинства. Она готовилась стать матерью.
Здесь автор сталкивает между собой два мировоззрения: нравственное (человеческое) и общественное. Он показывает, насколько могут быть бесчеловечны люди, которые начинают травлю Дарьюшки. В один миг ее заслуги были забыты. Но, даже находясь в полуобморочном состоянии, она отстаивала свою позицию. Здесь писатель показывает, насколько сильна власть предрассудков, общественного мнения.
Даже родная мать отвернулась от дочери, и ей пришлось покинуть свою деревню.
Так начинается новый этап жизни героини, новые испытания и взлеты. Здесь особое значение приобретает образ бабы Насти, которая фактически спасла героиню и ее ребенка, обогрев их, проявив гуманность, доброту. Вместе с этим образом в рассказ входит народная мудрость, задушевность, спокойствие.
Речь бабы Насти насыщена пословицами, поговорками философского плана: «Житейская мудрость, — это тоже философия. Она веками собиралась, складывалась, и всего не узнаешь. Не от денег все идет это, а от человека, от сердца. Не отгораживайтесь от людей книгами. Книги хорошо, но и о живом человеке помнить надо…
Умных не находится, а за дурака чего ж выходить, только горе мыкать да людей смешить. Придет время— и замуж выйдет, коли человек хороший найдется».
В этом образе отразилось народное мировоззрение, лучшие национальные качества. Недаром свою дочь благодарная Дарьюшка назвала в честь бабы Насти.
Она стала настоящим ангелом-хранителем героини, помогла ей встать на ноги, добиться профессорского звания. Жила баба Настасья в гармонии с собой и людьми, никому не делала зла, всё воспринимала за благо. И умерла она тихо, спокойно.
Но чаша испытаний для героини окончательно переполнилась со смертью дочери Настеньки, так похожей на отца.
После мучительных размышлений о бесцельности свой жизни, страшных мыслей о самоубийстве судьба послала ей надежду – еще одну Настеньку, дочь трагически погибшего Павла, которая поступала в то время в университет. Девушка в точности напоминает Дарьюшке ее дочь. Таким финалом автор говорит нам, что жизнь, несмотря на все трудности, возьмет свое, даруя утешение.
С новой силой звучит в рассказе тема праведничества. Дарьюшка была вознаграждена за все испытания любовью и благодарностью за заботу Настенькой, которая назвала ее «мамкой». В этом, на первый взгляд, сентиментальном рассказе автору удалось естественно, просто, равномерно показать историю человеческой души. В испытаниях, которые приходятся на долю героини, проверяется не только ее характер, но сердечность других людей. Главная мысль рассказа заключается в том, что каждый получает по заслугам. Дарьюшка обрела свое счастье, свой смысл жизни. Права оказалась баба Настя: «Человек, действительно, что дождевая капля. Никто не знает, какая судьба ему уготована. Летишь по жизни и не ведаешь: угодишь ли на огуречную грядку или пыльный асфальт». Ведь только добрые дела дают добрые, вечные всходы. Неслучайно имя Оранихи навсегда сохранила народная память.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Зайцев В. / Ораниха / Рецензия на рассказ В. Зайцева «Ораниха»
Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00260181214218266308/
Это сочинение про зайцев просто великолепно!
Это сочинение про зайцев уж точно не получит хорошей оценки, однако, с фантазией у паренька всё в порядке. Правда только завела она его совершенно не в ту степь…
Сочинение про зайцев
Просыпаюсь я как-то утром от головной боли (вчера хорошо отметили праздник) и настойчивого требования:
— Пап, ну пап, нам вчера сочинение выдали, и мне за него учитель ничего не поставил. Всем поставил, а мне нет. Давай я тебе его прочитаю. Пап, ну пап…
— Саш, с трудом говорю, давай потом (голова трещит), все равно сейчас ничего не пойму, даже слушать не могу.
Уломал он все-таки меня. Тема-то хоть какая была — спрашиваю.
— Про природу надо было написать, я и написал по Лес и зайцев. …
— Ну валяй..
Теперь постараюсь дословно пересказать само сочинение — чуть больше половины школьной страницы в линейку.
Итак. В одном лесу — начал Сашка, — построили завод, где из зайцев шили шубы (после первых слов, глаза мои стали сами собой медленно открываться).
И вот, когда на завод привели очередную партию зайцев, они решили организовать побег (перед глазами стали всплывать кадры из Освенцима… длинная вереница несчастных зайцев перед огромными заводскими воротами на фоне чадящих труб. Сознание стало проясняться).
Несколько зайцев собрались в кучку и стали обсуждать план побега. Было решено сделать подкоп под колючей проволокой и убежать в лес (не смотря на пульсирующую головную боль, я стал медленно складываться пополам. Подпольщики, блин).
И вот, когда подкоп был готов, несколько зайцев вырвались на свободу и быстро побежали в лес. По ним стали стрелять, но зайцы уворачивались от пуль. Тогда в погоню бросились охранники с собаками (естественно — столько шуб без разрешения убегает.
Тихая истерика, ржать не могу, боюсь голова расколется, слезы из глаз). Один заяц долго петлял по лесу, и ему удалось оторваться от погони (судьба остальных неизвестна, возможно, что шубу из них носил кто-то из читателей данного письма.
Всхлипы — сын — не продолжай — пощади). Наконец-то измотанный погоней заяц влетел на лесную полянку и упал на траву, тяжело дыша (спасибо тебе заячий бог, уберег, не дал сгинуть на заводе… мычание в подушку).
И тут зайцу на нос с дерева упал осенний желтый листик, заяц посмотрел на него (вы это представляете?) и сказал:
— КРАСОТА-ТО КАКАЯ!
(занавес, как я не умер, до сих пор не знаю.)
История понравилась тебе? Покажи своим друзьям!
Источник
Источник: http://utiliter.ru/eto-sochinenie-pro-zajtsev-prosto-velikolepno/
История про зайцев или как нужно писать сочинение…
Убойно смешная история о нестандартном подходе к обычному детскому сочинению на вольную тему…
Просыпаюсь я как-то утром от головной боли (вчера хорошо отметили праздник), но довольно быстро соображаю, что главная причина моего пробуждение настойчивые требования моего сына: — Пап, ну пап, нам вчера сочинение выдали, и мне за него учитель ничего не поставил. Всем поставил, а мне нет. Давай я тебе его прочитаю. Пап, ну пап… — Саш, с трудом говорю, давай потом (голова трещит), все равно сейчас ничего не пойму, даже слушать не могу. Но уломал он все-таки меня… — Тема-то хоть, какая была — спрашиваю. — Про природу надо было написать, я и написал про лес и зайцев. — Ну, валяй… Теперь постараюсь дословно пересказать само сочинение — чуть больше половины школьной страницы в линейку. Итак…
— В одном лесу — начал Сашка, — построили завод, где из зайцев шили шубы (после первых слов, глаза мои стали сами собой медленно открываться).
И вот, когда на завод привели очередную партию зайцев, они решили организовать побег (перед глазами стали всплывать кадры из Освенцима… длинная вереница несчастных зайцев перед огромными заводскими воротами на фоне чадящих труб… Сознание стало проясняться).
Несколько зайцев собрались в кучку и стали обсуждать план побега. Было решено сделать подкоп под колючей проволокой и убежать в лес(не смотря на пульсирующую головную боль, я стал медленно складываться пополам… Подпольщики, блин).
И вот, когда подкоп был готов, несколько зайцев вырвались на свободу и быстро побежали в лес. По ним стали стрелять, но зайцы уворачивались от пуль. Тогда в погоню бросились охранники с собаками (это ж, естественно — столько шуб без разрешения убегает! У меня тихая истерика, ржать не могу, боюсь, голова расколется, слезы из глаз).
Один заяц долго петлял по лесу, и ему удалось оторваться от погони(судьба остальных неизвестна, возможно, что шубу из них носит кто-то из читателей данного поста. Всхлипы… сын, погоди, не продолжай — прошу пощады чтобы отдышаться!).
Наконец-то измотанный погоней заяц влетел на лесную полянку и упал на траву, тяжело дыша (спасибо тебе заячий бог, уберег, не дал сгинуть на заводе… мычание в подушку).
И тут зайцу на нос с дерева упал осенний желтый листик, заяц посмотрел на него (вы это представляете?) и сказал:
— КРАСОТА-ТО КАКАЯ!
(Занавес, как я не умер, до сих пор не знаю… я ж еще лицо учительницы представлял, когда она это все читала, и от этого мне становилось еще смешнее. Даже не знаю, почему она оценку-то не поставила…)
Поделитесь этим постом с друзьями
Женя
Источник: http://prikolno.cc/article/1012/istorija-pro-zajjcev-ili-kak-nuzhno-pisat-sochinenie
Краткий обзор произведений Бориса Зайцева
Линию корневой связи с простым русским народом святого Сергия автор проводит через все повествование. Он отмечает, что святой Сергий в отрочестве не блещет никакими талантами и даром красноречия.
Более того, он явно беднее способностями, чем брат его Стефан. Но зато святой Сергий излучает тихий свет, незаметно и постоянно.
Автор этим создает образ постепенного, естественного движения русского отрока к вершинам духа.
Книга, на мой взгляд, позволяет судить и об одной особенности самого Зайцева-художника. Он отличается от многих других эмигрантов-литераторов, отдавших свой темперамент проклятиям в адрес новой России.
События, послужившие причиной изгнания писателя из России большевистской, не озлобили его. Напротив, они усилили в нем чувство греха, ответственности за все происходящее с родиной.
Отсюда и темы, привлекающие его внимание.
Трезво и спокойно подытоживал писатель закономерность свершившегося: «Тучи мы не заметили, хоть бессознательно и ощущали тяжесть. Барометр стоял низко.
Утомление, распущенность и маловерие как на верхах, так и в средней интеллигенции — народ же «безмолвствовал», а разрушительное в нем копилось… Тяжело вспоминать. Дорого мы заплатили, но уж значит, достаточно набралось грехов. Революция — всегда расплата. Прежнюю Россию упрекать нечего: лучше на себя оборотиться.
Какие мы были граждане, какие сыны России, Родины?» Вот она, святая святых Бориса Константиновича Зайцева, внутренний источник его тихого негасимого света.
В следующем рассказе — «Мгла» автор мастерски обыгрывает все ту же «волчью» тему, но здесь главное действующее лицо — охотник. Человек в погоне за волком испытывает самые низменные чувства. Когда охотник достигает цели, убив волка, он не испытывает никакого удовлетворения: «Вспоминая нашу пустынную борьбу там, в безлюдном поле, я не испытывал ни радости, ни жалости, ни страсти.
Мне не было жаль ни себя, ни волка…»; «… я увидел лицо Вечной Ночи с грубо вырубленными, сделанными как из камня огромными глазами, в которых я прочел бы спокойное и равнодушное отчаяние». Легко догадаться, что автора волнует проблема устройства мира и самого существования в нем всего сущего. Его герой как бы вынужден совершать бессмысленные поступки.
Но если для героя эти поступки являются плодом размышлений над жизнью и смертью, то для волка это кончается трагедией. Автор мастерски делает так, что сам герой не жалеет волка, а читатель невольно ежится от описания погони и смерти вольного зверя, ежится, как от смертельного холодка.
Автор умело использует метафоры и в других произведениях, вошедших в книгу («Аграфена» и большинство других рассказов из цикла «Голубая звезда»).
Преподобный Сергий Радонежский для Б. Зайцева — неотъемлемая часть России, как, например, Москва, Пушкин, красота русской природы. В рассказах, завершающих книгу, автор увлеченно описывает жизнь и подвиги молодых офицеров царской армии, совершающих рыцарские поступки ради самодержавия. В повести «Мы военные…» Б.
Зайцев так же четко расставляет акценты, и читатель без труда догадывается о его политической позиции и оценке событий: «Юра пал, как рыцарь, как военный. Самодержавный строй, его жизнью расплачивавшийся, сам валился стремительно — никто его не защищал». Из повести мне стало ясно, что сам автор был против самодержавия и большевизма, но за временное правительство.
Демократические взгляды были ему ближе всех остальных.
Рекомендуем почитать ►
Развитие эстетических взглядов В. Г. Белинского
Взять на себя ответственность, бороться за «душу живу» в русском человеке, утверждать ценности духовные, без которых люди теряют смысл бытия. Многим из нас предстоит открыть для себя этого русского писателя, книги которого несут уроки добра и свет милосердия.
Сам писатель не дождался того часа, когда его книги и его высокое поэтическое слово придут к читателям России. Но мы дождались этого, и сейчас в русскую культуру возвращается все то, что он вдохновенно создавал для нее и во славу ее.
Имя Бориса Зайцева будет украшать страницы истории русской литературы XX века наряду с теми, кто, как и он, в изгнании творил во имя России.
Размышляя о книге в целом, я хочу отметить, что автор подводит своего героя к мысли о целесообразности всего происходящего в этом мире: «Все имеет смысл.
Страдания, несчастия, смерти только кажутся необъяснимыми. Прихотливы узоры и зигзаги жизни при ближайшем созерцании могут открыться как небесполезные.
День и ночь, радость и горе, достижения и падения — всегда научают. Бессмысленного нет».
Однако повесть «Преподобный Сергий Радонежский» написана совершенно иначе: читатель улавливает пристрастия автора, знакомится с его личными оценками того или иного момента исторического бытия святого Сергия.
Читая повесть или, скорее, жизнеописание знаменитого русского святого четырнадцатого века, отмечаешь одну особенность в его облике, видимо, очень близкую Б. Зайцеву. Это — скромность подвижничества.
Черта очень русская, недаром в жизнеописании автор противопоставляет Сергия католическому святому — Франциску Ассизскому. Противопоставляет именно чисто русскими человеческими качествами натуры.
Интересен момент, когда будущий русский святой воздерживается от ухода из родного дома для служения Богу лишь потому, что родители попросили его не бросать их в старости одних. Католический святой так бы не поступил, ослепленный горним светом высшего бытия.
Рекомендуем почитать ►
Ледостав – явление природы
Автор ставит их как бы в ситуацию нравственного мучения за содеянное: «А потом они опять принялись выть, но теперь каждый выл в одиночку, и если кто, бродя, натыкался на товарища, то оба поворачивали в разные стороны».
Среди них — религиозные, политические, философские. В данной книге составители, я считаю, отразили все эти направления, чем книга «Улица Святого Николая» весьма полезна и интересна современному читателю, живущему в не менее сложное и судьбоносное время, чем герои Б. Зайцева.
Само качество подвига, совершаемого святым Сергием на благо отечества, позволяет размышлять о понимании русским человеком своего физического и духовного долга перед родиной: «В тяжелые времена крови, насилия, свирепости, предательств, подлости неземной облик Сергия утоляет и поддерживает»; «Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере».
Борис Константинович Зайцев, талантливый русский писатель, был возвращен из небытия благодаря демократическим преобразованиям в моей стране.
Прочитав его книгу «Улица святого Николая», я понял, что Родина по справедливости воздала этому замечательному творцу и гражданину, напечатав его книги и утвердив его имя в России. В книгу вошли произведения, написанные автором в разные годы.
Уже с первого рассказа — «Волки», открывающего книгу, я понял, что передо мной оригинальная, самобытная проза. Язык сочен, метафоричен.
Оригинальность рассказа «Волки» — в метафоре: стая волков, попав в тяжелую ситуацию, ведет себя так, как вели бы себя, да и часто ведут, люди, для которых момент выживания преобладает над всеми иными чувствами. Стая не могла выбраться из бесконечной снежной пустыни и во всем обвинила своего старого вожака, который был растерзан и съеден. Этот жестокий акт не проходит просто так для оставшихся в живых молодых волков.
Источник: http://www.getsoch.net/kratkij-obzor-proizvedenij-borisa-zajceva/
“Дед Мазай и зайцы”: краткое содержание. Чему учит стихотворение :
Произведение о том, как добрый охотник помог зайцам – это не просто стихотворение об охотнике, с которым произошел интересный случай. В этом произведении Н. Н. Некрасова чувствуется призыв к тому, что нужно беречь и уважать природу. О проявлении бережного отношения к окружающей среде можно прочитать в кратком содержании “Дед Мазай и зайцы”.
Особенности творчества Некрасова
Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием “Дед Мазай и зайцы”, нужно рассмотреть особенности творчества известного поэта. Чем его творчество отличается от других? Николай Некрасов близко к сердцу принимал трудности крестьянской жизни. И его забота о простом русском народе чувствуется практически во всех его творениях.
Некрасовские стихотворения были посвящены описанию жизни крестьян: их быта, проблем, образа жизни. Поэт активно использовал в своих произведениях народный разговорный язык, благодаря чему герои его историй кажутся живыми. Сочетая разговорный стиль и фразеологизмы, Некрасов значительно расширил поэтические рамки.
Образ дедушки как сторожа леса
В кратком содержании “Дед Мазай и зайцы” следует более подробно остановиться на основном действующем лице.
Старый охотник Мазай – это добрый простой человек, который охотится не ради удовольствия. Его огорчает то, что люди перестали проявлять должное уважение к природе и не заботятся о ней.
По мнению Мазая, нужно с любовью относиться не только к животным, но и к самой маленькой травинке.
Дедушка Мазай любил край, в котором он жил. Его можно сравнить с “хранителем” леса и природы: для него все лесные жители – его друзья. Дед Мазай показан добрым и сердобольным человеком. В кратком содержании “Дед Мазай и зайцы” основное внимание будет уделено эпизоду с зайцами. Если вы решите ознакомиться с произведением в полном варианте, то прочитаете красивое описание природы.
Эпизод с половодьем
В кратком содержании “Дед Мазай и зайцы” не будет дано описание природы и животных – лучше прочитать, как это написано некрасовским языком.
Рассказчик приезжает к своему другу Деду Мазаю в деревню каждый год. В один из вечеров их настигает сильный ливень и они укрываются в сарае. Охотник рассказывает истории и рассказчику запомнился эпизод о спасении зайцев.
Весной было половодье, Мазай поплыл на лодке за дровами. На обратном пути он видит, что на островке, окруженном водой, находятся зайцы. Дедушка решает их спасти и забирает к себе в лодку.
По пути он помогает и другим длинноухим друзьям.
Так они добираются до берега. Жители смеются над тем, что сделал охотник. Мазай просит зайцев не попадаться ему зимой на охоте, потому что в другое время года он на них не охотится. Двоих зайчат он вылечил и отпустил в лес.
Это было краткое содержание “Дед Мазай и зайцы” Некрасова. С помощью этой истории поэт хотел призвать людей бережно относиться к природе.
Источник: https://www.syl.ru/article/335881/ded-mazay-i-zaytsyi-kratkoe-soderjanie-chemu-uchit-stihotvorenie
Сочинение: Зайцев Борис Константинович
ЗАЙЦЕВ Борис Константинович (1881 — 1972), прозаик.
Родился 29 января (10 февраля н.с.) в Орле в семье горного инженера. Детские годы прошли в селе Усты Калужской губернии «в атмосфере приволья и самого доброго к себе отношения со стороны родителей». С этого времени он испытывает «колдовскую власть», каковую всю жизнь радостно испытывает — власть книги.
В Калуге он заканчивает классическую гимназию и реальное училище. В 1898 «не без внушений любимого отца» выдерживает экзамены в Императорское техническое училище. Учится только год: его отчисляют за участие в студенческих волнениях. Едет в Петербург, поступает в Горный институт, но скоро его оставляет, возвращается в Москву и, снова успешно сдав экзамены, становится студентом юридического факультета университета, но, проучившись три года, бросает университет. Увлечение литературой становится делом всей жизни.
Свои первые литературные опыты Зайцев отдает на суд патриарха критики и публицистики Н.Михайловского, редактора журнала народничества «Русское богатство» и получает его благосклонное напутствие. В 1900 он встречается в Ялте с Чеховым, благоговейное отношение к которому сохраняет на всю жизнь. Чехов отметил талант молодого писателя. Леонид Андреев опубликовал в «Курьере» рассказ Зайцева «В дороге», который возвестил; о рождении самобытного прозаика. В 1902 входит в московский литературный кружок «Среда», объединявший Н.Телешова, В.Вересаева, И.Бунина, Л.Андреева, М.Горького и др.
Первые успешные публикации открывают Зайцеву дорогу в любые журналы. О нем заговорили, появились первые рецензии и очерки творчества. Главным достоинством его рассказов, повестей, романов, пьес была радость жизни, светлое оптимистическое начало его мировидения.
В 1906 его знакомство с Буниным переходит в близкую дружбу, которая сохранится до последних дней их жизней, хотя временами они ссорились, впрочем, очень быстро мирясь.
В Москве в 1912 образуется кооператив «Книгоиздательство писателей», в которое входят Бунин и Зайцев, Телешов и Шмелев и др.; здесь в сборниках «Слово» Зайцев печатает такие значительные произведения, как «Голубая звезда», «Мать и Катя», «Путники». Здесь же начинается публикация его первого собрания сочинений в семи томах.
В 1912 он женится, рождается дочь Наташа. Среди этих событий личной жизни он завершает работу над романом «Дальний край» и приступает к переводу «Божественной комедии» Данте.
Зайцев подолгу живет и работает в отцовском доме в Притыкино Тульской губернии. Здесь получает весть о начале первой мировой воины и повестку о мобилизации. Тридцатипятилетний писатель в 1916 становится курсантом военного училища в Москве, а в 1917 — офицером запаса пехотного полка. Воевать ему не пришлось — началась революция. Зайцев пытается найти в этом разрушающемся мире место для себя, что дается с большим трудом, многое возмущает, оказывается неприемлемым.
Участвует в работе Московской просветительской комиссии. Далее радостные события (публикации книг) сменяются трагическими: арестован и расстрелян сын жены (от первого брака), умирает отец. В 1921 его выбирают председателем Союза писателей, в этом же году деятели культуры вступают в комитет помощи голодающим, а через месяц их арестовывают и отвозят на Лубянку. Зайцева через несколько дней освобождают, он уезжает в Притыкино и возвращается весной 1922 в Москву, где заболевает тифом. После выздоровления решает с семьей ехать за границу для поправки здоровья. Благодаря содействию Луначарского получает визу и покидает Россию. Сначала живет в Берлине, много работает, затем в 1924 приезжает в Париж, встречается с Буниным, Куприным, Мережковским и навсегда остается в столице эмигрантского зарубежья. Зайцев до конца своих дней активно работает, много пишет, печатается. Осуществляет давно задуманное — пишет художественные биографии дорогих ему людей, писателей: «Жизнь Тургенева» (1932), «Жуковский» (1951), «Чехов»(1954).
В 1964 пишет последний свой рассказ «Река времен», который даст название и последней его книге.
21 января 1972 в возрасте 91 года Зайцев скончался в Париже. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Источник: https://ronl.org/sochineniya/literatura-i-russkiy-yazyk/134075/