Александр Онисимович Аблесимов : краткая биография
Алекса́ндр Они́симович (Анисимович) Абле́симов (7 сентября 1742, Галичский уезд, Галицкая провинция, Архангелогородская губерния — нач. 1783, Москва) — русский драматург-сатирик, автор знаменитой в своё время музыкальной комедии «Мельник — колдун, обманщик и сват».
Из мелкопоместных дворян, из небогатых помещиков Галичского уезда Галицкой провинции (позднее в составе Костромской губернии). Образование получил самое ограниченное и ещё в детском возрасте, в 1751 году, записан был на военную службу.
В 1758 году начал действительную военную службу солдатом в артиллерии на Семилетней войне.
В 1759 году был произведён в подпрапорщики; с 1760 по 1762 год в звании сержанта был в походах до Бреславля, Глогау и Франкфурта-на-Одере, а также по Висле.
В 1765 году состоял фурмейстером, в 1766 году уволен с чином прапорщик.
Только благодаря тому, что попал он на службу в лейб-кампанскую канцелярию и переписывал набело служившему там А. П. Сумарокову стихи его, в Аблесимове пробудились природные способности к литературному творчеству.
Из этой канцелярии Аблесимов перевёлся в комиссию для составления уложения о наказаниях, затем поступил на военную службу, был адъютантом генерал-майора А. Н. Сухотина, сопровождал его в походе в Грузию, Имеретию и Мингрелию, участвовал в блокаде турецкой крепости Поти.
В 1772 году возвратился в Россию и затем, дослужившись до капитанского чина, перешёл экзекутором в московскую управу благочиния.
В этой должности Александр Онисимович и умер в Москве в начале 1783 года в крайней бедности.
По словам актёра и издателя И. Зауервейда в Russische Theatralien (1784), эта бедность объясняется тем, что жалованье и довольно значительный гонорар за свои пьесы Аблесимов использовал исключительно на воспитание единственной дочери.
Литературная деятельность
Литературную деятельность начал с 1759 в «Трудолюбивой пчеле» А. П. Сумарокова элегией «Сокрылися мои дражайшия утехи» и шуточным стихотворением «Подьячий здесь зарыт». Затем Аблесимов напечатал сборник стихотворных басен под заглавием «Сказки» (Санкт-Петербург, 1769), а в новиковском «Трутне» 1769—1770 г.
поместил ряд сатирических стихотворений и статеек, частью без подписи, частью под псевдонимом Азазеза Азазезова.
В этих своих произведениях Аблесимов по преимуществу подражает сатирам и басням Сумарокова; круг обличения его не обширен: подьячие, моты, хвастуны, щёголи; язык местами не лишён выразительности, но в общем страдает некоторой растянутостью.
20 января 1779 года впервые поставлена была знаменитая комическая опера Аблесимова «Мельник — колдун, обманщик и сват» (Москва 1782, 1817, 1886; Санкт-Петербург, 1831 и чаще) с музыкой М. М. Соколовского, составленной из русских песен.
Сюжет оперетки взят прямо из народной жизни и был первым в этом роде воспроизведением русского быта.
Это одна из тех «народных» опер XVIII века, которые принадлежат к числу первых попыток влить струю народности в русскую литературу и театр, заполонённые немецко-французским псевдоклассицизмом.
Аблесимов не был в этом деле инициатором. Есть известие, что ещё в 1740-х годах поставлена была «комедия на музыке» Колычева, взятая автором «из древних русских сказок», а при Елизавете в Головинском «вольном театре» дана была комическая опера «в русских нравах» «Танюша, или Счастливая встреча», текст которой был написан Дмитревским, а музыка Ф.
Г. Волковым. Затем появились такие же оперы Михайлы Попова «Анюта» (впервые поставлена в 1772 с музыкой Е. И. Фомина), Михаила Матинского «Перерождение» (1777). Но из всех опер, «Мельнику» предшествовавших и за ним последовавших («Сбитеньщик» Княжнина), опера Аблесимова имела наибольший успех, который она сохранила и в первой половине XIX века.
Другие сочинения Аблесимова: «Счастье по жребию» (М., 1780), оперетка «Странники» (М., 1780), драматический диалог на открытие нового Петровского театра в Москве. Не напечатаны и утеряны комедии «Подьяческая пирушка» и «Поход с непременных квартир».
В 1781 г. Аблесимов анонимно издавал в Москве сатирический журнал: «Раскащик забавных басен, служащих к чтению, в скучное время; или когда кому делать нечево», который далеко уступал Новиковским изданиям и успеха не имел.
Собрание сочинений Аблесимова издал Смирдин (Санкт-Петербург, 1849).
Преодолев влияние Сумарокова, Аблесимов отказывается от «высокого штиля» и один из первых в России выдвигает элементы реализма и народности (впервые изображается крестьянская среда).
Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/aleksandr-onisimovich-ablesimov
Аблесимов Александр Онисимович
Аблесимов Александр Онисимович [27 августа (7 сентября) 1742, Галичский уезд Костромской губернии — 1783, Москва], русский писатель, драматург.
Родился в семье небогатого служилого дворянина. По некоторым источникам, Аблесимовы находились в родственных отношениях с А.П. Сумароковым.
Получил домашнее образование. Еще в детском возрасте, в 1751, был записан на военную службу, непосредственно службу начал в 1758 рядовым в артиллерии. В 1760-62 участвовал в Семилетней войне (1756-63), в 1766 был уволен в чине прапорщика.
Его первые литературные стихотворные опыты относятся к 1758, они были опубликованы в журнале Сумарокова «Трудолюбивая пчела».
В 1767 познакомился с литераторами М. И. Поповым, В. И. Майковым, Н. И. Новиковым, общение с которыми во многом определило литературный путь поэта. В 1769 сотрудничал в новиковском журнале «Трутень», где опубликовал несколько своих сатирических стихотворений.
В том же 1769 издал сборник стихотворных басен под названием «Сказки Александра Аблесимова», большинство из которых весьма многословны и невыразительны, хотя некоторые не лишены черт живых зарисовок реального быта. Впервые обратился к драматургии в конце 1760-х гг. (но его первые драматургические произведения не сохранились).
В начале 1770-х гг. Аблесимову из-за материальных трудностей вновь пришлось поступить на военную службу. В 1770-72 в качестве адъютанта генерал-майора А. Н.
Сухотина он участвовал в походах против турок в Грузии, в блокаде турецкой крепости Поти, но в 1772 в чине капитана вышел в отставку и поселился в Москве, где служил экзекутором в Управе благочиния, продолжая заниматься литературой.
Подлинную известность драматургу принесло либретто к комической опере «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779), которая впервые была поставлена 20 января 1779 в Москве. Музыку написали М.М. Соколовский и Е. И. Фомин, использовавшие мотивы русских народных песен, рекомендованные автором текста.
Произведение Аблесимова отличают близость к жизни, стремление показать на сцене простых людей с их обычаями. Народная установка «Мельника», обилие в нем связей с фольклором, простота языка обессмертили имя его автора. При всех своих художественных слабостях «Мельник» показал, что сама по себе крестьянская жизнь, быт и язык народа могут быть интересными для зрителя.
Опера не сходила со сцены русских театров — только в Москве в 1782-1805 было дано пятьдесят два представления, на сцене петербургских театров она шла более полувека (до 1834) и выдержала двести представлений подряд. В 1993 комическая опера поставлена на сцене Московского театра на Малой Бронной и шла в течение нескольких лет с большим успехом.
Успех «Мельника» побудил Аблесимова к дальнейшей работе в этом жанре. В 1779 он написал либретто к одноактной комической опере «Счастие по жребию», которая и в литературном, и в музыкальном отношении оказалась значительно слабее «Мельника». За ней последовала комическая опера из солдатской жизни – «Поход с непременных квартир», впервые поставленная в 1782 (на музыку Эккеля).
К открытию в Москве Петровского театра Аблесимов, по заданию театральной дирекции, сочинил «Диалог Странники» (1780). Его героями стали аллегорические персонажи, взятые из античной мифологии (Талия, Муза, Момус, Сатир, Аполлон); музыка была представлена в виде хора в конце диалога.
Официальный «Диалог», заказанный Аблесимову, откровенно признавал, что сатира должна быть изгнана из комического театра и что всякие попытки придать комедии серьезный смысл будут расценены как нарушение установки в отношении сатиры в комедии и комической опере.
По всей видимости, инициатором этой акции была Екатерина II.
В последние годы жизни Аблесимов обратился к журналистике. При материальной поддержке Новикова в его типографии в Москве он издавал еженедельный сатирический журнал «Рассказчик забавных басень, служащих к чтению в скучное время, или Когда кому делать нечего» (1781), но журнал просуществовал недолго.
В 1849 издателем А.Ф. Смирдиным было выпущено неполное собрание сочинений Аблесимова, который вошел в русскую литературу как автор народной комической оперы.
Ю. М. Серебряный
Произведения можно отнести к таким жанрам:
Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями
Источник: http://velib.com/biography/ablesimov_a/
Биографический словарь – аблесимов александр онисимович
аблесимов александр онисимович
Аблесимов, Александр Онисимович, сатирик и популярный драматург второй половины XVIII века. Родился в 1742 году, происходил из бедной дворянской семьи, Галичского уезда, Костромской губернии. Образование А.
получил элементарное, не выучившись ни одному иностранному языку. В 1758 году А.
поступил на военную службу, которую покинул в чине прапорщика в 1766 году, определившись в комиссию по составлению проекта нового уложения.
В 1770 году А. вновь поступил на военную службу и был в походе в Грузии, Имеретии и Мингрелии. В 1772 году А. снова оставляет военную службу с чином капитана и поступает экзекутором в московскую управу благочиния. Умер А. в 1783 году в большой бедности. Литературные наклонности проявились у А. благодаря влиянию Сумарокова , которому он переписывал сочинения.
На литературное поприще А. выступил впервые в 1759 году в издаваемом Сумароковым журнале “Трудолюбивая Пчела” элегией: “Сокрылися мои дражайшие утехи”. Поместив в этом журнале еще несколько мелких эпиграмм, А. долго не появлялся в печати. Только в 1769 году он выпустил собрание басен, назвав их “Сказками” и посвятив гр. А.П. Шувалову .
В “Сказках” в сильной степени обнаруживается влияние Сумарокова. В 1769 70 годах А. сотрудничал в “Трутне” Новикова , где поместил несколько сатирических произведений “Былей”, без подписи или же под псевдонимом Азазес Азазесов. В 1769 году А. написал комедию в пяти действиях: “Подьяческая пирушка”. Комедию, вследствие интриг писателя В.
И. Лукина , постигла неудача: ее не удалось ни поставить на сцене, ни напечатать, она так и осталась ненапечатанной, и рукопись ее потеряна. До конца 70-х годов А. знали только небольшие литературные круги. В 1779 году А.
сразу делается чрезвычайно популярным в самых широких слоях общества. Эту известность дала А.
комическая опера “Мельник, колдун, обманщик и сват”, поставленная первый раз на сцене в Москве, 20 января 1779 года; музыка была составлена из русских песен Соколовским.
“Мельник” имел громадный успех, постоянно ставился в Москве и Петербурге и не сходил с русской сцены до 30-х годов XIX столетия. Напечатанный впервые в Москве, в 1782 году, “Мельник” появился в 1783 году в “Росс. Феатре” и выдержал много изданий (последнее М., 1890, и СПб., 1900). Ободренный успехом “Мельника”, А. вслед за ним написал еще две комические оперы: “Счастье по жребию” (М.
, 1780) и “Поход с непременных квартир”. Первая несоизмеримо слабее “Мельника”, второй рукопись утрачена. “Счастье по жребию” не имело никакого успеха, и его не удалось поставить на сцене.
“Поход с непременных квартир” был поставлен на сцене, и, по свидетельству “Драматического Словаря” 1787 года, пьеса “была довольно хорошо принята публикой; сочинитель показал в оной пьесе подробно все солдатские нужды, как искусившийся в сей части”.
В 1780 году А. выступил с аллегорическим диалогом “Странники”, написанным для открытия Петровского театра в Москве. В 1781 году А., при содействии Новикова, стал издавать маленький сатирический еженедельный журнал “Рассказчик забавных басен, служащих к чтению в скучное время или когда кому делать нечего”. А. потратил массу энергии на журнал, заполняя его почти одними своими произведениями.
“Рассказчик” успеха не имел и должен был прекратиться, просуществовав всего один год. А. по преимуществу сатирик, но довольно крупной его заслугой является только “Мельник”, где меньше всего сатирического элемента.
В сатире А.
нет захвата, силы; дальше обличения мелких общественных пороков он не шел, общественных язв только вскользь коснулся, хотя по своим воззрениям он должен быть причислен к передовым представителям тогдашней интеллигенции.
Иногда довольно остроумная, сатира А. широкого общественного значения не имела. Первые сатирические произведения А. “Сказки” и “Были” по своему достоинству выше последующих.
Не обладая большим литературным талантом, А. обладал самостоятельностью. Благодаря этому, начав литературную деятельность в тисках ложно-классицизма, А.
уже в первых своих произведениях проявил элементы народности и реализма.
Тяготение к жизни, народности и реализму особенно ярко вылилось в “Мельнике”: здесь изображен крестьянский быт, народные нравы, введен народный язык, много места уделено народной песне. В “Мельнике”, однако, много и подражательности. Многие исследователи отрицают влияние иностранных образцов на “Мельника” на том основании, что А.
не знал иностранных языков; но, несомненно, на этом произведении сказывается довольно ярко влияние французской комической оперы. А.Н. Веселовский указывает сходство в общем замысле “Мельника” с “Le Devin du village” Руссо, замечая, что А. мог быть знаком с этой пьесой в чьей-либо передаче. Русские подражания французским комическим операм уже были у нас до появления “Мельника”.
Французская комическая опера рисовала народ и народную жизнь в сильно разукрашенном виде. То же самое нужно сказать и о русской комической опере, не исключая и “Мельника”.
Тем не менее, комические оперы нанесли серьезный удар ложно-классицизму, и в этом видную роль сыграл “Мельник”, вместе с “Деревенским праздником” В.
Майкова , “Несчастьем от кареты” и “Сбитеньщиком” Княжнина , “Анютой” Попова , “Розальтом и Любимой” Николева и др.
Сочинения А. изданы Смирдиным в 1849 году в одной книге с сочинениями Кострова . Это издание неполно и небрежно. В полном виде стихотворения А. напечатаны С.А. Венгеровым в первом томе его “Русской Поэзии” (СПб., 1879) с ценными статьями и примечаниями. Полный список литературы об А. дан также С.А. Венгеровым в первом томе его “Источников словаря русских писателей” (СПб.
, 1900). Ср. А. Богумил, “Начальный период народничества в русской художественной литературе” (Киев, 1907). А.Г. Фомин. .
Источник: http://www.terminy.info/biography/biographical-dictionary/ablesimov-aleksandr-onisimovich
Аблесимов Александр Онисимович
Аблесимов Александр Онисимович [27.8(7.9).1742, Галичский у. Костромской губ.,- 1783, Москва], русский писатель. Родился в мелкопоместной семье. Лучшее произведение Аблесимова – комическая опера Мельник, колдун, обманщик и сват (пост. и изд.
1779), в которой изображён крестьянский быт, передан колорит народной речи. Музыка оперы составлена М. М. Соколовским из русских песен (с 1792 шла с музыкой Е. И. Фомина). Аблесимов писал также басни, комедии, сатирические стихи. Сотрудничал в сатирических журналах.
Издавал журнал Разкащик забавных басенъ… (ч. 1-2, 1781).
+ + +
Аблесимов Александр Онисимович (27.08[7.09].1742— 1783), писатель. Происходил из бедной дворянской семьи, Галичского у., Костромской губ. Образование Аблесимов получил только начальное. В 1758 Аблесимов поступил на военную службу, которую покинул в чине прапорщика в 1766, определившись в комиссию по составлению проекта нового уложения.
В 1770 Аблесимов вновь поступил на военную службу и был в походе в Грузии, Имеретии и Мингрелии. В 1772 Аблесимов снова оставляет военную службу с чином капитана и поступает экзекутором в московскую управу благочиния. Умер Аблесимов в 1783 в большой бедности.
Литературные наклонности проявились в Аблесимове благодаря влиянию Сумарокова, которому он переписывал сочинения. На литературном поприще Аблесимов выступил впервые в 1759 в издаваемом Сумароковым журнале «Трудолюбивая Пчела» элегией «Сокрылися мои дражайшие утехи». Поместив в этом журнале еще несколько мелких эпиграмм, Аблесимов долго не появлялся в печати.
Только в 1769 он выпустил собрание басен, назвав их «Сказками» и посвятив гр. А. П. Шувалову. В «Сказках» в сильной степени обнаруживается влияние Сумарокова. В 1769—70 Аблесимов сотрудничал в «Трутне» Новикова, где поместил несколько сатирических произведений — «Былей», без подписи или же под псевд. Азазес Азазесов.
В 1769 Аблесимов написал комедию в пяти действиях «Подьяческая пирушка». Комедию, вследствие интриг писателя В. И. Лукина, постигла неудача: ее не удалось ни поставить на сцене, ни напечатать, она так и осталась ненапечатанной, и рукопись ее потеряна. До к. 70-х Аблесимова знали только небольшие литературные круги.
В 1779 Аблесимов сразу делается чрезвычайно популярным в самых широких слоях общества. Эту известность дала Аблесимову комическая опера «Мельник, колдун, обманщик и сват», поставленная первый раз на сцене в Москве, 20 января 1779; музыка была составлена из русских песен Соколовским.
«Мельник» имел большой успех, постоянно ставился в Москве и Петербурге и не сходил с русской сцены до 30-х XIX столетия. Напечатанный впервые в Москве, в 1782, «Мельник» появился в 1783 в «Российском Феатре» и выдержал много изданий (последние — М., 1890 и СПб., 1900).
Ободренный успехом «Мельника», Аблесимов вслед за ним написал еще две комические оперы: «Счастье по жребию» (М., 1780) и «Поход с непременных квартир». Первая несоизмеримо слабее «Мельника», рукопись второй утрачена. «Счастье по жребию» не имело никакого успеха, и его не удалось поставить на сцене.
«Поход с непременных квартир» был поставлен на сцене и, по свидетельству «Драматического Словаря» 1787, пьеса «была довольно хорошо принята публикой; сочинитель показал в оной пьесе подробно все солдатские нужды, как искусившийся в сей части». В 1780 Аблесимов выступил с аллегорическим диалогом «Странники», написанным для открытия Петровского театра в Москве.
В 1781 Аблесимов, при содействии Н. Новикова, стал издавать маленький сатирический еженедельный журнал «Рассказчик забавных басен, служащих к чтению в скучное время, или Когда кому делать нечего». Аблесимов потратил массу энергии на журнал, заполняя его почти одними своими произведениями.
«Рассказчик» успеха не имел и должен был прекратиться, просуществовав всего один год. Аблесимов — по преимуществу сатирик, но довольно крупной его заслугой является только «Мельник», где меньше всего сатирического элемента. Первые сатирические произведения Аблесимова — «Сказки» и «Были» — по своему достоинству выше последующих.
Начав литературную деятельность в тисках классицизма, Аблесимов уже в первых своих произведениях проявил элементы народности и реализма. Тяготение к жизни, народности и реализму особенно ярко вылилось в «Мельнике»: здесь изображен крестьянский быт, народные нравы, введен народный язык, много места уделено народной песне.
Исследователи находят в «Мельнике» подражание французским комическим операм. Русские подражания французским комическим операм уже были в России до появления «Мельника». Французская комическая опера рисовала народ и народную жизнь в сильно приукрашенном виде. То же самое нужно сказать и о русской комической опере, не исключая и «Мельника». Тем не менее комические оперы нанесли серьезный удар классицизму, и в этом видную роль сыграл «Мельник» вместе с «Деревенским праздником» В. Майкова, «Несчастьем от кареты» и «Сбитенщиком» Княжнина, «Анютой» Попова, «Розальтом и Любимой» Николаева и др. Сочинения Аблесимова изданы Смирдиным в 1849 в одной книге с сочинениями Кострова.
Фомин А.
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Аблесимов Александр Онисимович [27 VIII (7 IX) 1742, Галичский у. Костромской губ.—1783, Москва]. Сын мелкопоместного служилого дворянина. Получил домашнее образование. В 1751 был записан в военную службу, где числился при Герольдмейстерской конторе. В 1756 по просьбе А. П. Сумарокова был переведен копиистом в только что организованный Российский театр.
В 1758 начал действительную военную службу солдатом в артиллерии. В 1759 был произведен в подпрапорщики. В 1760—1762 в звании сержанта участвовал в Семилетней войне. В 1765 состоял фурмейстером. В 1766 был уволен в чине прапорщика. В 1767 определен на службу в Комиссию нового Уложения. Общение с М. И. Поповым, В. И. Майковым, Н. И .
Новиковым, исполнявшими различные обязанности в комиссии, во многом определило литературный путь А. Свои первые стихотворные опыты — элегию «Сокрылися мои дражайшие утехи», эпитафию «Подьячий здесь зарыт» и шесть эпиграмм — А. напечатал в журнале А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела» (1759, июнь, сент.
); эпиграммы ошибочно были перепечатаны Новиковым в числе произведений Сумарокова (см.: Сумароков А. П. Полн, собр. всех соч. М., 1787, ч. 9). В 1769 вышел сборник стихотворных басен А. под заглавием «Сказки Александра Аблесимова» (2-е изд. 1787). Историю его появления в печати А. в иронической форме изложил в письме к Новикову (см.: Трутень, 1769, л. 17). В другом письме к нему (л.
29) А. выступил с защитой и обоснованием принципов сатиры «на лицо». В том же журнале А. под псевдонимом «Азазез Азазезов» и анонимно поместил несколько своих сатирических стихотворений и статеек, в которых, подражая сатирам и басням Сумарокова, высмеивал щеголей, мотов, хвастунов, взяточников-подьячих; высмеял и своего литературного противника В. И.
Лукина («Игрок, сделавшийся писцом», л. И; «Стыд хулителю», л. 13). В 1770 А. снова поступил на военную службу. В качестве адъютанта генерал-майора А. Н. Сухотина А. участвовал в походах против турок в Грузии, в осаде тур. крепости Поти. В 1772 А. вышел в отставку в чине капитана и поселился в Москве, где служил экзекутором в Управе благочиния. К кон. 1771 А.
сочинил три комедии и одну комическую оперу в стихах: «. . .первая комедия „Подьяческая пирушка“ в пяти действиях, а другие в одном действии, все они довольно хороши, а некоторые явления и похвалы заслуживают, ибо в них находится много соли, остроты и забавных шуток» (Новиков. Опыт словаря (1772)). «Подьяческая пирушка» не сохранилась. А. прославился комической оперой (в 3-х д.
) «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779; 4-е изд. 1792; муз. М. М. Соколовского, с 1792 исполнялась с муз. Е. И. Фомина), сочувственно изображавшей быт и правы крестьянства. Представленная впервые 20 января 1779 на Московском театре, эта пьеса шла в нем 22 раза подряд; в «. . .Вольном театре у содержателя г.
Книппера была играна сряду двадцать семь раз; не только от национальных слушана была с удовольствием, но и иностранцы любопытствовали довольно; кратко сказать, что едва ли не первая русская опера имела столько восхитившихся спектатеров и плескания» (Драм, словарь (1787)). В Петербурге и Москве «Мельник…» периодически ставился до сер. XIX в.
В роли мельника Анкудина прославились актеры A. Г. Ожогин (в Москве) и А. М. Крутицкий (в Петербурге). «Мельник. . .» вызвал к жизни многочисленные подражания. Анонимные оперы «Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная» (1788), «Невеста под фатою, или Мещанская свадьба» (1791), «Колдун, ворожея и сваха» (1789) И. Юкина, повторяя сюжетную схему оперы А.
, уступали ей в художественном отношении. Против «Мельника…»выступили поэты из кружков Д. П. Горчакова и Н. П. Николева (см.: Николев Н. Л. Творении. М., 1796, ч. 3, с. 383; Руа эпиграмма (1975), с. 142). B. В. Капнист в «Сатире I» (1780), назвав А. «Обвесимовым», включил его в «ослиный собор» плохих поэтов —- авторов бессмысленных стихов. «Ода похвальная автору „Мельника“» (см.
: Рус. стих, пародия (1960), с. 112—114; автором ее, по-видимому, был Д. П. Горчаков) высмеивала «грубости» языка в пьесе А., осуждала изображение на сцене народных обрядов, исполнение народных песен. В 1779 была поставлена комическая опера А. «Счастие по жеребью» (в 1-м д.) (1780), но успеха не имела. Написанная тогда же комическая опера (в 3-х д.
) «Поход с непременных квартир», впервые исполненная в Москве (с муз. Эккеля) 7 июня 1787, напечатана не была. Она была «довольно хорошо принята публикою. Г-н сочинитель показал в оной пиесе подробно все солдатские нужды, так как искусившийся в сей части» (Драм, словарь (1787)). Список пьесы сохранился в неполном виде (нет 3-го д.) (см.: Берков П. Н. Комическая опера А. О.
Аблесимова «Поход с непременных квартир». — В кн.: Театр, наел. М., 1956, с. 189—224). К открытию нового Петровского театра в Москве А., по поручению театральной дирекции, сочинил аллегорический диалог «Странники» (Росийский театр, 1780, ч. 28), в котором провозглашалось, что сатира должна быть изгнана из комического театра. В 1781 при материальном содействии Новикова А.
анонимно печатал в его типографии журнал «Разкащик забавных басень, служащих к чтению в скучное время…», в котором публиковал гл. о. свои сочинения, частично вошедшие в книгу «Сказки Александра Аблесимова», а также стихи И. Коростовцева я В. И. Майкова. В № 38, 40,. 41, 45, 46 и 51 А. поместил переписку
Б. Фонтенеля с Э. Юнгом (1741), извлеченную из т. 3 анонимно изданной книги Ж.
-Б.-К. Делиля де ла Саля «De la philosophie de la nature». B № 49 A. поместил ответ на «Оду похвальную автору „Мельника“».
В. Г. Белинский, называя «Мельника…» «прекрасным народным водевилем», считал, что это произведение А. «и комедии Фонвизина убили все комические знаменитости, включая сюда и Сумарокова».
Будучи гимназистом, Белинский сам участвовал в постановке этой оперы, исполняя роль мельника (см.: Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1953, т. 1, с. 53, 551; т. 3, с. 288). Факты из биографии А. легли в основу комедии
Н. А. Полевого «Первое представление „Мельника — колдуна, обманщика и свата“». Реминисценции из «Мельника…» служат характерологическим целям в рассказе А. П. Чехова «По делам службы». А. умер в бедности. Собрание сочинений (неполное) А. издано А. Ф. Смирдиным (СПб., 1849).
Е. Д. Кукушкина
Словарь русский писателей XVIII века. Н.Д. Кочеткова и др. Выпуск 1 (А – И), Ленинград, Наука, 1988, с. 18-19.
Литература: Мерзляков А. Ф. Разбор оперы «Мельник». — Вестн. Европы,. 1817, N° 6; Венгеров. Словарь, т. 1 (1889); Тупиков Н. Сатира на Аблесимова. — Ежегодн. имп. театров. Сезон 1893/1894, Прил., кн. 2; Майков Л. Аблесимов А. О. — В кн.: Рус. биогр. словарь, т.
«Аарон — имп. Александр И» (1896); Касторский В. В. Писатели-костромичи XVIII—XIX вв. Кострома, 1958; Ф. Г. Волков и рус. театр его времени. М., 1958; Стих, сказка (1969); Поэты XVIII в. Л., 1972, т. 2; Берков. История комедии (1977); История драм, театра, т.
1 (1977).
Далее читайте:
Русские писатели и поэты (биографический справочник).
Россия в XVIII веке (хронологическая таблица).
Сочинения:
Соч., СПБ, 1849; [Соч.], в кн. Русская комедия и комическая опера XVIII в., М.-Л., 1950.
Литература:
История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель. Под ред. П. Н. Беркова, Л., 1968.
Мерзляков А. Ф. Разбор оперы «Мельник». — Вестн. Европы,. 1817, N° 6; Венгеров. Словарь, т. 1 (1889);
Тупиков Н. Сатира на Аблесимова. — Ежегодн. имп. театров. Сезон 1893/1894, Прил., кн. 2;
Майков Л. Аблесимов А. О.
— В кн.: Рус. биогр. словарь, т. «Аарон — имп. Александр И» (1896);
Касторский В. В. Писатели-костромичи XVIII—XIX вв. Кострома, 1958;
Ф. Г. Волков и рус. театр его времени. М., 1958;
Стих, сказка (1969);
Поэты XVIII в. Л., 1972, т. 2;
Берков. История комедии (1977);
История драм, театра, т. 1 (1977).
Источник: http://www.hrono.info/biograf/bio_a/ablesimovao.php
Аблесимов, александр онисимович
– русский поэт, драматург, журналист.
Александр Онисимович Аблесимов, (1742-1783). Родился в небогатой дворянской семье, в Галичском уезде, Костромской губернии. Получил домашнее образование.
В 1751 году был зачислен в военную службу, где числился при Герольдмейстерской конторе. В 1756 году по просьбе А. П.
Сумарокова был переведен копиистом в только что организованный им театр. В 1758 году начал действительную военную службу солдатом в артиллерии. В 1759 году был произведен в подпрапорщики. В 1760-1762 годах в звании сержанта участвовал в Семилетней войне. В 1766 году был уволен в чине прапорщика.
С 1767 года служит в Комиссии нового Уложения. Общение с М. И. Поповым, В. И. Майковым, Н. И. Новиковым, исполнявшими различные обязанности в этой комиссии, во многом определило литературный путь Аблесимова.
В 1770 году Аблесимов вновь поступил на военную службу и был в походе в Грузии, Имеретии и Мингрелии.
Окончательно вышел в отставку в чине капитана в 1772 году. Селится в Москве, и поступает экзекутором в Московскую управу благочиния.
Первыми литературными опытами Аблесимова были элегия “Сокрылися мои дражайшие утехи”, эпитафия “Подьячий здесь зарыт” и шесть эпиграмм, напечатанных в журнале А. П.
Сумарокова “Трудолюбивая пчела” (1759 г.) без подписи или же под псевдонимом Азазес Азазесов.
Эпиграмма
А видно, что уже потребна колыбель.
Иной бы за такой проступок осердился,
А я, увидючи то, много веселился.
И мне еще жена тем больше угодит,
Когда ребенков мне двенадцать в год родит.
В 1769 году Аблесимов стал постоянным сотрудником журнала Н. И. Новикова “Трутень”, где появились его первые стихотворные “сказки” – сатирические басни, действующими лицами которых были люди, а не животные. В том же году он издал сборник “Сказки в стихах Александра Аблесимова”.А. О. Аблесимов
ДВОРЯНКА В КУПЧИХАХ
(Басня)
Чиновного отца дочь, девка-сирота,
По бедности купцом в супружество
взята:
Купецкой став молодкой,
Другою начала ходить походкой!
Во девушках она
Не кушала вина
И презирала водку.
Одну имела лишь охотку:
Почасту кушать чай!
Читатель, примечай:
Придвинувшись к купчищу.
Придвинулась к винищу
И к крепкому пивищу.
Пустилась в чарку нос частехонько
втыкать.
Привыкла куликать…
И ныне уже пьет она с охоткой
Поутру тот же чай;
Но пьет его уж с водкой…
Читатель, примечай:
Плотненько ежель кто вокруг кого
потрется
Иль с кем дружненько поведется
Ума и разума того и наберется.
Часть этих стихотворений и он позднее переделал и поместил в журнале “Разкащик забавных басен”, издававшемся им анонимно в 1781 году.
В 1769 году Аблесимов написал комедию в пяти действиях: “Подьяческая пирушка”. Комедию, вследствие интриг писателя В. И.
Лукина, постигла неудача: ее не удалось ни поставить на сцене, ни напечатать, она так и осталась ненапечатанной, и рукопись ее утеряна. Впрочем, в прессе о ней были весьма лестные отзывы: “…
некоторые явления и похвалы заслуживают, ибо в них находится много соли, остроты и забавных шуток” (Новиков. Опыт словаря (1772 г.).
Лучшее произведение Аблесимова – комическая опера “Мельник – колдун, обманщик и сват”. Представленная впервые 20 января 1779 года в Москве, эта пьеса шла в театре 22 раза подряд; в “…Вольном театре у содержателя г.
Книппера была играна сряду двадцать семь раз; не только от национальных слушана была с удовольствием, но и иностранцы любопытствовали довольно; кратко сказать, что едва ли не первая русская опера имела столько восхитившихся спектатеров и плескания” (Драм. словарь (1787)). Музыка оперы была составлена М. М. Соколовским из русских песен по указанию автора.
Предполагается, что с 1792 года опера исполнялась с музыкой Е. И. Фомина. В роли мельника Анкудина прославились актеры А. Г. Ожогин (в Москве) и А. М. Крутицкий (в Петербурге).
Опера (из крестьянского быта) отличалась живостью диалога, близкого к разговорному языку. В “Мельнике”, однако, много подражательности.
Многие исследователи отрицают влияние иностранных образцов на “Мельника” на том основании, что Аблесимов не знал иностранных языков; но, несомненно, на этом произведении сказывается довольно ярко влияние французской комической оперы. А. Н.
Веселовский указывает сходство в общем замысле “Мельника” с “Le Devin du village” Руссо, замечая, что Аблесимов мог быть знаком с этой пьесой в чьей-либо передаче.
Тем не менее “Мельник” имел громадный успех, постоянно ставился в Москве и Петербурге и не сходил с русской сцены до 30-х годов XIX столетия.
МЕЛЬНИК – КОЛДУН, ОБМАНЩИК И СВАТ
Комическая опера в трех действиях
(Фрагмент)
Действие в деревне.
ДЕЙСТВИЕ 1
Театр представляет с одной стороны лес, вдали по холмам малые деревеньки, а с другой стороны – мельницу и при ней телеги с мешками. Напереди ж всего дерево.
ЯВЛЕНИЕ 1
Мельник (один).
Мельник (стругая доску, поет только тон песни без речей и музыки, потом
говорит). Какая бишь это песня?.. Да: “Как вечор у нас с полуночи…” Так…
(Зачинает петь на этот тон песню, продолжая сам свою работу.)
Как вечор у нас с полуночи,
Со полуночи до бела света…
Какой проливной бола пошел дозжик,
да перестал скоро.
(Так же поет и продолжает работу.)
На заре-то было да на утренней,
На закате ведь светлого месяца…
Ну уж был ветер! то-то, слышь ты, дул сильно, что чуть бола и мельницу-та мою совсем не спрорушил, в пень бы я стал, да спасибо! хоть исковеркал, да немного; а хоть и немного, да наделал дела. (Приноравливает доску.) Ну, будет ладно, пойдет опять заново.
(Подошед к оркестру.) Смешно, право, как я вздумаю: говорят, будто мельница без колдуна стоять не может, и уж-де мельник всякой не прост – они-де знаются с домовыми, а домовые-то у них на мельнице как черти ворочают… Ха! ха! ха!..
какой сумбур мелют? А я, кажется, сам коренной мельник: родился, вырос и состарился на мельнице, а ни одного домового сроду в глаза не видывал. А коли молвить правду-матку, то кто смышлен и горазд обманывать, так вот и нее колдовство тут…
Да пускай что хотят, они, то и бредят, а мы наживаем этим ремеслом себе хлебец.
Кто умеет жить обманом,
Все зовут того цыганом;
А цыганскою ухваткой
Прослывешь, колдун, угадкой.
И колдовки-колотовки
Те жа делают уловки.
Много всякого есть сброду:
Наговаривают воду,
Решетом вертят мирянам
И живут таким обманом.
Как и аз грешный!..
Ободренный успехом “Мельника”, Аблесимов вслед за ним написал комическую оперу: “Счастье по жребию” (Москва, 1780 г.) Она оказалась значительно слабее “Мельника” и успеха не имела.
Знакомство с солдатской жизнью отразилось в опере Аблесимова “Поход с непременных квартир” (поставлена в Москве 7 июня 1782 года, с музыкой М. Эккеля, впервые опубликована П. П. Берковым в 1956 году).
Составитель “Драматического словаря” писал об этой опере: “Представлена много раз на Московском театре. Оная пиеса довольно хорошо принята публикою.
Г-н сочинитель показал в оной пиесе подробно все солдатские нужды, так, как искусившийся в сей части”. (Драматический словарь. СПб., 1772 г.).
В 1780 году к открытию нового Петровского театра в Москве Аблесимов, по поручению театральной дирекции, сочинил аллегорический диалог “Странники”, в котором провозглашалось, что сатира должна быть изгнана из комического театра.
Преодолев влияние Сумарокова, Аблесимов отказывается от «высокого штиля» и один из первых в России выдвигает элементы реализма и народности (впервые изобразив крестьянскую среду).
Умер Аблесимов в 1783 году в большой бедности, так как жалованье и довольно значительный гонорар за свои пьесы использовал исключительно на воспитание единственной дочери.
Источник: http://www.uverenniy.ru/ablesimov-aleksandr-onisimovich.html