Краткая биография алданов

Алданов Марк

Марк Алда́нов (урождённый Марк Алекса́ндрович Ланда́у; Алданов — анаграмма, ставшая затем из псевдонима настоящей фамилией; 26 октября (7 ноября) 1886, Киев, Российская империя — 25 февраля 1957, Ницца, Франция) — прозаик, публицист, автор очерков на исторические темы, философ и химик.

Родился в интеллигентной и состоятельной еврейской семье Александра Марковича Ландау и Софьи Ивановны Зайцевой (дочь известного киевского сахарозаводчика Ионы Мордковича (Марковича) Зайцева, 1828—1907).

Окончил университет в Киеве (два факультета — физико-математический и юридический), затем много учился и работал в Западной Европе; увлёкся европейской историей, познакомился с некоторыми свидетелями эпохи (в частности, императрицей Евгенией) и политиками. Посетил также Северную Африку и Ближний Восток.

Начало Первой мировой войны встретил в Париже, затем вернулся в Россию. В России работал в основном по специальности химика, автор многих публикаций в области химии. В 1915 году издан первый том критико-литературного сочинения «Толстой и Роллан».

Начало деятельности с работы о Льве Толстом не случайно — несмотря на существенные философские разногласия, Алданов на всю жизнь остался поклонником творчества и личности Толстого, под влиянием которого во многом создавались его исторические романы. Российское издание осталось мало замеченным критиками.

Обратите внимание

В 1917 и 1918 Алданов выпустил «Армагеддон» — две книги диалогов между «Химиком» и «Писателем» на общественно-политические и философские темы.

Здесь уже вполне обозначились основные черты его творчества: основанная на огромном историческом опыте скептическая ирония по отношению к государственной деятельности, войнам, нравственному прогрессу человечества, признание огромной значимости роли простого случая в истории; вместе с тем вера в высшие ценности — «Красоту-добро».

В эмиграции (Алданов во время Гражданской войны выехал в Константинополь с делегацией эсеров, а затем в Париж) он с большим успехом дебютировал как исторический романист, выпустив тетралогию «Мыслитель» из истории Французской революции и наполеоновских войн — «Девятое термидора» (1923), «Чёртов мост» (1925), «Заговор» (1927), «Святая Елена, маленький остров» (1921), а затем и трилогию из недавнего времени, периода Первой мировой войны и русской революции и эмиграции — «Ключ» (1929), «Бегство» (1932) и «Пещера» (1934-1936).

Об Алданове-писателе положительно отзывались Владислав Ходасевич, Георгий Адамович, Владимир Набоков, Иван Бунин; отрицательные его характеристики принадлежат Георгию Иванову и Марине Цветаевой («малость — не героев, а автора… сплетник-резонер — вот в энциклопедическом словаре будущего — аттестация Алданова»).

После падения Парижа в 1940 Алданов переезжает в США, пишет в газете «Новое русское слово» и «Новом журнале», переходит от очерков к «политическим рассказам» на современные темы, связанные прежде всего со Второй мировой войной.

В рассказе «Фельдмаршал» он предсказал Заговор 20 июля.

Вернувшись после войны во Францию, Алданов написал два больших романа в своем прежнем стиле: «Истоки» (1950) — о революционном движении конца 1870-х годов и убийстве Александра II и «Самоубийство» — о русской революции, примыкающую к довоенным повестям «Повесть о смерти», действие которой происходит в 1848, а также ряд художественных произведений в не свойственной ему прежде остросюжетной манере, однако с неизменной философски-исторической проблематикой («Ночь в терминале», «Павлинье перо», «Бред», «Каид»).

Среди крупных работ позднего периода Алданова — его философский opus magnum «Ульмская ночь. Философия случая» (1953), построенный, как и ранние работы, в виде диалога двух alter ego автора.

Там ставятся, помимо давно занимавшей его проблемы решающего влияния случая на историю (с рядом интересных case studies), вопросы нравственности, «вечных ценностей», общественного контроля за действием политиков, принципов философии Декарта, некоторые политические вопросы (так, ещё при жизни Сталина он сделал весьма интересные предсказания об исходе холодной войны и о стратегии будущего распада СССР; несмотря на неприятие тоталитаризма и большевизма, к такой перспективе он относился отрицательно).

Важно

В эмиграции Алданов продолжал работать и как химик; его книга 1937 года «Actinochimie» вызвала высокую оценку европейских коллег. В 1951 он издал книгу «К вопросу о возможности новых концепций в химии».

С конца 1920-х годов состоял во Франции и США в нескольких масонских ложах и группах лож, был членом-основателем нескольких из них .

Последние десять лет жизни Алданов провел в Европе. В 1947 вернулся во Францию, поселился в Ницце. В ноябре 1956 отмечался его 70-летний юбилей.  Умер 25 февраля 1957 в Ницце.

С 1987 года произведения Алданова активно издаются в СССР.

Источник: http://fb2.net.ua/publ/f/aldanov_mark/1-1-0-166

Этапы биографии и творчества М.А. Алданова

Алданов Марк Александрович

(1886-1957) Алданов Марк Александрович (Ландау – настоящая фамилия), родился 26 октября 1886 года в Киеве, умер 25 февраля 1957 года в Ницце.

Русский прозаик, эссеист, на сегодняшний день один из самых переводимых на другие языки и читаемых писателей, относящихся к первой русской эмиграции, получивший широкую известность благодаря историческим романам, которые охватывают события двух столетий европейской и русской истории, начиная с середины 18 века.

Рассмотрим причины, побудившие писателя к эмиграции. Отец Алданова был богатый заводчик. В 1904 году Марк Александрович окончил киевскую классическую гимназию, затем – Киевский университет, а именно физико-математический факультет на отделении химии, и юридический факультет.

В разные годы Алданов опубликовал определённое количество работ по химии. Дебютом в литературе стало произведение «Толстой и Роллан», написанное в 1915 году.

После вступления в народно-социалистическую партию в 1919 году был командирован этой партией за границу, с тех пор в Россию больше не возвращался.

Жил сначала в Париже, затем в Берлине (с 1922 по 1924 годы), потом снова в Париже (вплоть до 1941 года, занимался литературной 1922 по 1924 годы), потом снова в Париже (вплоть до 1941 года, занимался деятельностью в а границу, с тех пор в Россию не водеятельностью в журнале «Современные записки»), затем жил в Нью-Йорке, там он вместе с М. О. Цетлиным организовал «Новый кружок». Далее, в 1947 году поселился в городе Ницца. По словам современников, а именно Г. В. Адамовича, писатель отличался безупречностью «европейца» русского происхождения, в чьём облике никогда не приходилось ощущать что-то, что могло бы исказить представление о человеке.

Рассмотрим взгляд писателя на историю. Историософия, то есть любовь к истории, лежавшая в основе многих его романов, появилась рано, и с тех пор не претерпела каких-либо заметных изменений: так сказать, эскизно, она прослеживалась ещё в «Армагеддоне» – сборнике своевременных заметок, написанном в 1918 году.

Здесь Алданов ведёт разговор о «умственном и моральном одичании» Европы после Первой мировой войны и революции большевиков.

Совет

Историософия Марка Александровича подробно развита в произведении «Ульмская ночь. Философия случая», написанном в 1953 году.

В качестве гносеологического основания интерпретации фактов истории Алданов выдвигал мысль о «картезианском состоянии ума», которая заключается в том, что предполагает духовную независимость и сомнение, отрицая существование объективных законов истории.

Он называл случай главнейшим двигателем истории, одобрял исторический фатализм Льва Толстого периода «Войны и мира», который ему очень симпатизировал.

Агностицизм, который, по сути, фаталистически окрашен, по мнению Алданова, устраняет противоречие между моральным и рациональным подходами к истории, целиком и полностью определяя концепцию романных циклов его авторства: трилогии, повествующие о русской интеллигенции, которая пережила революцию, а также попытку сражения с большевиками, и которая осваивает изгнание, как жизненный опыт («Пещера», 1934-1936, «Бегство», 1932, «Ключ», 1930), и тетралогии «Мыслитель». Последняя – о Великой французской революции, убийстве Павла I и наполеоновской эпопее («Заговор», 1927, «Чёртов мост», 1925, «Девятое термидора», 1923, «Святая Елена, маленький остров», 1921).

Рассмотрим особенности творчества Алданова.

В своём наиболее существенном произведении «Истоки», написанном в 1950 году, он изобразил широкую палитру событий, происходивших в России и Европе в 1875-1881 годах, рассматривая их как соединение причин, которые впоследствии вызвали разрушение Российской империи (изображение убийства Александра II народовольцами является одним из лучших эпизодов русской исторической литературы). О банкротстве новой культуры перед историческими образованиями в виде коммунизма и фашизма, о психологии революционеров Алданов писал в романах «Самоубийство» (1957), «Живи, как хочешь» (1952) и «Начало конца» (1939).

На стилистику романов писателя повлияли письма Толстого, как и противоположное ему стремление к западной отчётливости в стиле А. Франса.

Различные составляющие стилистики Алданова: скрупулёзная верность использованным историческим документам, лишённый абстракций скептический разбор причин поступков людей и т.д. – все они, зачастую, наносили вред целостности романных рамок.

Своего писательского мастерства Алданов, как правило, добивался в рамках определённого эпизода или портрета исторической фигуры (начиная Вагнером, Бакуниным, Наполеоном, и заканчивая Муссолини и Лениным).

Обратите внимание

Всевозможные, зачастую, превосходные эссе Марка Александровича о «людях катастрофического времени» содержатся в книгах «Юность Павла Строганова» (1934), «Земли, люди» (1932), «Портреты и Новые портреты» (1931 и 1936), «Современники» (1928)

Источник: https://infourok.ru/etapi-biografii-i-tvorchestva-ma-aldanova-2286842.html

Алданов М.А

АЛДАНОВ Марк Александрович (наст. фам.

Ландау) [26 октября (7 ноября) 1886, Киев — 25 февраля 1957, Ницца], русский писатель; прозаик и эссеист; один из самых читаемых (и переводимых на иностранные языки) писателей первой русской эмиграции, который получил известность благодаря своим историческим романам, охватывающим события двух веков русской и европейской истории (с середины 18 века).

Один путь — эмиграция Сын богатого заводчика. Окончил классическую гимназию в Киеве (1904), юридический и физико-математический (отделение химии) факультеты Киевского университета. В разные годы опубликовал несколько работ по химии. В литературе дебютировал книгой «Толстой и Роллан» (1915).

Вступив в партию народных социалистов в 1919, был командирован ею за границу и в Россию не вернулся. Жил в Париже, Берлине (1922-24), снова в Париже (до 1941; деятельно сотрудничал в журнале «Современные записки»), затем в Нью-Йорке, где вместе с М. О. Цетлиным основал «Новый журнал». В 1947 поселился в Ницце. По отзывам современников, в частности Г. В.

Адамовича, отличался безупречностью русского «европейца», в чьем облике «ни разу не пришлось ощутить ничего, что искажало бы представление о человеке».

Взгляд на историю Историософия Алданова, лежащая в основе его романов, сложилась рано и в дальнейшем не претерпела существенных изменений: эскизно она намечена в сборнике актуальных заметок «Армагеддон» (1918), где Алданов говорит о «моральном и умственном одичании» Европы в результате Первой мировой войны и большевистской революции, подробно развита в диалогах «Ульмская ночь. Философия случая» (1953). В качестве гносеологической предпосылки интерпретации исторических фактов Алданов выдвигал тезис о «картезианском состоянии ума», предполагающем сомнение и духовную независимость; отрицая наличие объективных исторических законов, рассматривал случай как важнейший двигатель истории, принимал исторический фатализм Л. Н. Толстого (эпохи «Войны и мира»), к которому относился с благоговением. Фаталистически окрашенный агностицизм, устраняющий, по мнению Алданова, противоречие между рациональным и моральным подходами к истории, всецело определял концепцию его романных циклов: тетралогии «Мыслитель» — о Великой французской революции, наполеоновской эпопее, убийстве Павла I («Святая Елена, маленький остров», 1921; «Девятое термидора», 1923; «Чертов мост», 1925; «Заговор», 1927), а также трилогии о русской интеллигенции, пережившей революцию, попытку борьбы с большевиками и осваивающей опыт изгнания («Ключ», 1930; «Бегство», 1932; «Пещера», 1934-36). Особенности творчества В своем наиболее значительном романе «Истоки» (1950) Алданов воспроизвел широкую панораму событий в России и Европе в 1875-81, трактуя их как завязь причин, вызвавших впоследствии крушение Российской империи (эпизод убийства народовольцами Александра II принадлежит к лучшим страницам русской исторической прозы). О психологии революционерства, банкротстве современной культуры перед лицом исторических новообразований в виде фашизма и коммунизма Алданов писал в романах «Начало конца» (1939), «Живи как хочешь» (1952), «Самоубийство» (1957). На стилистике романов Алданова сказалось влияние толстовского письма, как и контрастное ему стремление к «латинской» отчетливости в духе А. Франса. Разнородные составляющие манеры Алданова — «мрачное вдохновение смерти», по определению видного критика русской эмиграции М. Л. Слонима, как реакция на иррациональный поток жизни, скрупулезная верность историческому документу, скептический, лишенный иллюзий разбор мотивации человеческих поступков и т. д. — часто вредили целостности романной формы. Своих писательских высот Алданов, как правило, достигал в рамках отдельного эпизода либо портрета исторического лица (от Наполеона, Бакунина и Вагнера до Ленина и Муссолини).

Многочисленные, нередко блестящие эссе Алданова о «людях катастрофических эпох» собраны в книгах «Огонь и дым» (1922), «Современники» (1928), «Портреты и Новые портреты» (1931, 1936), «Земли, люди» (1932), «Юность Павла Строганова…» (1934).

Алданов (настоящая фамилия – Ландау) Марк Александрович (1886 – 1957), прозаик. Родился 25 октября (7 ноября н.с.) в Киеве в интеллигентной семье богатого сахарозаводчика. Получил прекрасное образование. В восемнадцать лет окончив классическую гимназию, свободно владел немецким, французским, английским языком, знал латинский и древнегреческий.

Читайте также:  Сочинения об авторе веневитинов

В Киевском университете в 1910 одновременно закончил два факультета: правовой и физико-математический (по отделению химии). В год окончания университета в “Университетских известиях” была опубликована его научная статья. Вскоре едет в Париж продолжать образование Во время Первой мировой войны возвращается в Петроград, участвует в разработке способов защиты населения от химического оружия.

Важно

Но уже в это время им владели другие жизненные планы. Он начал работу над исследованием “Толстой и Роллан” (1915), который привлек внимание читающей публики и критики. Октябрьскую революцию Алданов не принял. Его публицистическая работа “Армагеддон”, опубликованная в 1918, была воспринята как крамола и изъята. В марте 1919 Алданов эмигрировал во Францию.

В Париже пытался наладить издательское дело, но безуспешно. В 1922 – 24 живет в Берлине, затем вновь – в Париже. Сотрудничал в газетах “Последние новости” и “Дни”, печатался в различных журналах. После оккупации Франции фашистами Алданов уехал в США. В Нью-Йорке принимал активное участие в организации “Нового журнала”.

В этом журнале печатались Бунин и Мережковский, Куприн и Ходасевич, Цветаева и Набоков, многие другие русские писатели-эмигранты. Здесь была опубликована первая повесть Алданова (1921), и с того времени почти в каждом номере помещались отрывки из его произведений или статьи. Исторические романы М.

Алданова: “Девятое термидора”, “Чертов мост”, “Заговор” (серия “Мыслитель”), трилогия “Ключ”, “Бегство”, “Пещера”; романы “Истоки”, “Самоубийство”, “Начало конца”, “Астролог”, “Живи как хочешь” и другие. Алданов был лично знаком почти со всеми известными деятелями культуры русской эмиграции, был дружен с С. Рахманиновым, долгие годы переписывался с Буниным.

Хорошо знал и западных писателей, общался с Томасом Манном, Андре Моруа, Эрнестом Хемингуэем и др.

Последние десять лет жизни Алданов провел в Европе. В 1947 вернулся во Францию, поселился в Ницце. В ноябре 1956 отмечался его 70-летний юбилей. Через три месяца его не стало – он умер 25 февраля 1957 в Ницце.

Алданов Марк Алданов (урожденный Марк Александрович Ландау; Алданов — анаграмма, ставшая затем из псевдонима настоящей фамилией; 26 октября (7 ноября) 1886, Киев — 25 февраля 1957, Ницца) — русский прозаик, публицист, автор очерков на исторические темы, философ и химик.

Доэмигрантский период Родился в интеллигентной и состоятельной еврейской семье, окончил университет в Киеве (два факультета — физико-математический и юридический), затем много учился и работал в Западной Европе; увлёкся европейской историей, познакомился с некоторыми свидетелями эпохи (в частности, императрицей Евгенией) и политиками. Посетил также Северную Африку и Ближний Восток.

Начало Первой мировой войны встретил в Париже, затем вернулся в Россию. В России работал в основном по специальности химика, исключение составил изданный в 1915 первый том критико-литературного сочинения «Толстой и Роллан».

Совет

По замыслу автора, работа должна была быть посвящена сопоставлению двух писателей, но в первом томе речь шла в основном о Толстом, а рукопись второго, посвящённого Роллану, во время революции и гражданской войны пропала; поэтому Алданов впоследствии переработал в эмиграции первый том и переиздал его под названием «Загадка Толстого».

Начало деятельности с работы о Льве Толстом не случайно — несмотря на существенные философские разногласия, Алданов на всю жизнь остался поклонником творчества и личности Толстого, под влиянием которого во многом создавались его исторические романы. Российское издание осталось мало замеченным критиками.

В 1917 и 1918 Алданов выпустил «Армагеддон» — две книги диалогов между «Химиком» и «Писателем» на общественно-политические и философские темы.

Здесь уже вполне обозначились основные черты его творчества: основанная на огромном историческом опыте скептическая ирония по отношению к государственной деятельности, войнам, нравственному прогрессу человечества, признание огромной значимости роли простого случая в истории; вместе с тем вера в высшие ценности — «Красоту-добро».

Первый эмигрантский период (1918—1940) В эмиграции (Алданов во время Гражданской войны выехал в Стамбул с делегацией эсеров, а затем в Париж) он с большим успехом дебютировал как исторический романист, выпустив тетралогию «Мыслитель» из истории Французской революции и наполеоновских войн — «Девятое термидора», «Чёртов мост», «Заговор», «Святая Елена, маленький остров», а затем и трилогию из недавнего времени, периода первой мировой войны и русской революции и эмиграции — «Ключ», «Бегство» и «Пещера». В романах Алданова, помимо сложно построенного сюжета и ярких характеристик исторических лиц, присутствуют обычно историко-философские рассуждения, вложенные в уста вымышленных персонажей-резонёров. Помимо умудрённых опытом резонёров, везде фигурируют наивные персонажи, столкнувшиеся с великими историческими событиями и воспринимающие их с «простой» точки зрения (этим «толстовским» приёмом Алданов пользуется неоднократно). Большую известность Алданов получил благодаря историческим очеркам, печатавшимися в газете «Последние новости» и посвященные как деятелям и событиям Французской революции и близких эпох, так и современникам-политикам. В его очерках, написанных хорошим языком, с большим количеством подробностей, извлечённых автором из работ во французских архивов или собственных воспоминаний, читатели видели аллюзию на современные события; однако Алданов утверждал, что «не несёт ответственности за повторения и длинноты истории». Им также опубликованы небольшие повести о Микеланджело, Ломоносове, Бетховене, Байроне, пьеса «Линия Брунгильды», шедшая в эмигрантских театрах. Об Алданове-писателе положительно отзывались Владислав Ходасевич, Георгий Адамович, Владимир Набоков, Иван Бунин; отрицательные его характеристики принадлежат Георгию Иванову и Марине Цветаевой («малость — не героев, а автора… сплетник-резонер — вот в энциклопедическом словаре будущего — аттестация Алданова»). Второй эмигрантский период (1940—1957) После падения Парижа в 1940 Алданов переезжает в США, пишет в газете «Новое русское слово» и «Русском журнале», переходит от очерков к «политическим рассказам» на современные темы, связанные прежде всего со Второй мировой войной. В рассказе «Фельдмаршал» он предсказал Заговор 20 июля. Вернувшись после войны во Францию, Алданов написал два больших романа в своем прежнем стиле: «Истоки» — о революционном движении конца 1870-х годов и убийстве Александра II и «Самоубийство» — о русской революции, примыкающую к довоенным повестям «Повесть о смерти», действие которой происходит в 1848, а также ряд художественных произведений в не свойственной ему прежде остросюжетной манере, однако с неизменной философски-исторической проблематикой («Ночь в терминале», «Павлинье перо», «Бред», «Каид»). Среди крупных работ позднего периода Алданова — его философский opus magnum «Ульмская ночь. Философия случая» (1953), построенный, как и ранние работы, в виде диалога двух alter ego автора. Там ставятся, помимо давно занимавшей его проблемы решающего влияния случая на историю (с рядом интересных case studies), вопросы нравственности, «вечных ценностей», общественного контроля за действием политиков, принципов философии Декарта, некоторые политические вопросы (так, ещё при жизни Сталина он сделал весьма интересные предсказания об исходе холодной войны и о стратегии будущего распада СССР; несмотря на неприятие тоталитаризма и большевизма, к такой перспективе он относился отрицательно). В эмиграции Алданов продолжал работать и как химик; его книга 1937 г. «Actinochimie» вызвала высокую оценку европейских коллег. В 1951 он издал книгу «К вопросу о возможности новых концепций в химии».

Алданов пользовался расположением практически всей русской эмиграции во Франции и США (самых разных взглядов и убеждений), имел репутацию «совершенного джентльмена». Алданов и его жена много занимались благотворительностью. Среди его друзей и корреспондентов — Бунин, Набоков, Керенский.

АЛДАНОВ, МАРК АЛЕКСАНДРОВИЧ (настоящая фамилия — Ландау) (1886-1957), русский писатель. Родился 26 октября (7 ноября) 1886 в Киеве. Окончил физико-математический и юридический факультеты Киевского университета. Был незаурядным химиком, известен работами в этой области. Дебютировал в 1915 критическим этюдом Толстой и Роллан, который думал превратить в большое исследование (рукопись второй части погибла в годы Гражданской войны). Как секретарь антибольшевистского Союза возрождения России в 1918 посетил ряд европейских столиц с целью добиться реальной помощи для борьбы против новой власти. В марте 1919 эмигрировал, обосновался в Париже (в 1922-1924 жил в Берлине, редактировал воскресное приложение к газете “Дни”). Начиная с 1921 Алданов был постоянным автором журнала “Современные записки”, где впервые увидели свет все основные художественные произведения, созданные им до Второй мировой войны. Согласно замыслу автора, они образуют два цикла: тетралогию о Французской революции и наполеоновской эпохи Мыслитель (названа по имени одной из химер собора Парижской богоматери; включает повесть Святая Елена, маленький остров, 1921, романы Девятое термидора, 1923, Чертов мост, 1925, Заговор, 1926) и трилогию, действие которой происходит в канун и вскоре после русской революции 1917 (Ключ, 1929, Бегство, 1930, Пещера, 1934). Впоследствии оба эти цикла были дополнены рядом произведений на материале русской и европейской истории, от воцарения Екатерины II (повесть Пуншевая водка, 1938) до восстания в советской зоне оккупированного Берлина летом 1953 (роман Бред, 1955). Алданов стремился показать ключевую роль случая в событиях, изменяющих облик мира и воздействующих на судьбы целых поколений. Событие, согласно Алданову, возникает как бы самопроизвольно, вопреки логике вещей и вне зависимости от субъективных побуждений его участников, однако, даже повторяясь, оно не становится поучительным опытом: из века в век человечество совершает одни и те же ошибки. В каждом романе Алданова наряду с вымышленными героями появляются многие прославленные в истории лица (среди тех, кто описан в тетралогии, — Павел I, Александр I, Суворов, Робеспьер, Нельсон, Талейран; в трилогии перед читателем проходят многие общественные деятели и люди искусства, оставившие след в жизни предреволюционной и пореволюционной России). Перебравшись в США вскоре после начала Второй мировой войны (он вернулся во Францию в 1947), Алданов много сил отдал “Новому журналу”, основанному им вместе с М.О.Цетлиным и М.М.Карповичем. В этом журнале, перенявшем от “Современных записок” статус главного русского литературного издания за рубежами России, с 1943 печатался роман Алданова Истоки (отд. издание 1950), посвященный пореформенной России, когда политика Александра II и его правительства, по мнению Алданова, дала империи реальный, но упущенный шанс вступить на путь демократического развития. Алданов прослеживает истоки русской трагедии, которую затем описывает в романе Самоубийство (отд. издание 1958), воссоздающем переворот, совершенный под руководством Ленина. В американский период творчества Алданов часто обращается к жанрам исторического портрета, описывая ярких деятелей рубежа 18-19 вв., а также современных политиков (Ф.Карно, Гитлера, Сталина) либо пользующиеся недоброй известностью фигуры новейшей истории (Азеф, Мата Хари). Тогда же им был задуман трактат Ульмская ночь. Философия случая (1953), где опровергается идея прогресса в истории, как и возможности установить некие законы, которые направляют ее ход. Наиболее значительным произведением последних лет стала Повесть о смерти (1953), в которой воссоздана история последних лет жизни О.Бальзака, а главным событием, к которому стягиваются разные линии повествования, является февральская революция 1848. Алданов остался верен своему представлению о том, что суд историков всегда пристрастен, так как “нельзя расценивать несоизмеримое: легенду, террор, победы, разорение, политические приобретения, число человеческих жертв”. Невозможна и объективная реконструкция важнейших событий частной жизни (смерть Бальзака показана через свидетельства разных лиц, представая то героической, то отталкивающей); тем более несостоятельны попытки жестко логичной интерпретации побудительных мотивов и объективных итогов деятельности выдающегося человека.

Читайте также:  Краткая биография манн л. г.

Умер Алданов в Ницце 25 февраля 1957.

Источник: https://sochrulit.ru/biography/aldanov-m

Алданов Марк. Основные даты жизни и творчества

1886, 26 октября (7 ноября н.с.) – родился в состоятельной еврейской семье сахарозаводчика Александра Марковича Ландау и Софьи Ивановны Зайцевой.

1905 – окончил классическую гимназию в Киеве, овладев немецким, французским, английским и получив золотую медаль за древнегреческий и латинский языки.

1910 – окончил 2 факультета Киевского университета (физико-математический и юридический). В Париже продолжил своё образование, окончив парижскую “Ecole des Sciences Sociales”.

1915 – издан первый том критико-литературного сочинения «Толстой и Роллан». Алданов на всю жизнь остался поклонником творчества и личности Толстого, под влиянием которого во многом создавались его исторические романы.

1917–1918 – издается «Армагеддон» – две книги диалогов между «Химиком» и «Писателем» на общественно-политические и философские темы о войне и октябрьском перевороте и размышления о дальнейших перспективах.

Тираж “Армагеддона” был конфискован большевиками, и книга запрещена.

1919 – был командирован (после вступления в Партию народных социалистов) этой партией за границу, с тех пор в Россию больше не возвращался. Жил сначала в Париже.

1919–1921 – был посвящён в члены масонской ложи «Братство» ВВФ.

1921 – дебютирует как беллетрист в литературном журнале русской эмиграции “Современные записки”, издававшемся в Париже с 1920 по 1940 гг. (всего вышло 70 номеров). Впоследствии стал постоянным сотрудником.

В в 3-м и 4-м номерах журнала “Современные записки” опубликовано его первое литературное произведение на историческую тему: “Святая Елена, маленький остров” – о последних днях униженного, утомлённого, больного Наполеона – узника острова Святой Елены.

1922–1924 – живет в Берлине, сотрудничает в ежедневнике “Голос России”.

март 1923–январь 1924 – редактирует воскресное литературное приложение к берлинскому ежедневнику “Дни”.

1923 – роман «Девятое термидора»; Алданов дебютировал как исторический романист, выпустив тетралогию «Мыслитель» из истории Французской революции и наполеоновских войн.

Повесть «Святая Елена, маленький остров», входящая в тетралогию, была написана в 1921 году (вначале повесть опубликована на страницах парижского журнала «Современные записки», а в 1923 г. отдельной книгой вышла в издательстве «Нева»).

1925 – роман «Чёртов мост» (продолжение тетралогии «Мыслитель»). После публикации романа “Чёртов мост” Алданов получил письмо от И.Е.

Репина, начинавшееся следующими словами: “Обожаемый Марк Александрович! Только Льву Николаевичу Толстому я писал “обожаемый”, потому что действительно обожал этого божественного человека…” Для Алданова, самого боготворившего Толстого, такое сравнение было наивысшей оценкой его творчества.

1927 – роман «Заговор» (продолжение тетралогии «Мыслитель»).

1929 – роман «Ключ» (1-я часть трилогии из недавнего времени, периода Первой мировой войны и русской революции и эмиграции).

1932 – роман «Бегство» (2-я часть трилогии).

1934–1936 – роман «Пещера» (заключительная часть трилогии).

1937 – книга «Actinochimie», которая вызвала высокую оценку европейских коллег.

1938 – Алданова номинируют на соискание Нобелевской премии по литературе: Иван Алексеевич Бунин – 9 раз в период с 1938 по 1953 годы и Самсон Соловейчик – 4 раза в 1954–1957 гг.

1940 – переезжает в США, пишет в газете «Новое русское слово» и «Новом журнале», переходит от очерков к «политическим рассказам» на современные темы, связанные прежде всего со Второй мировой войной.

1943 – роман “Начало конца”(по-английски «The Fifth Seal»), начатый в 1936 году, был избран американским обществом «The Book of the Month» («Книгой Месяца»).

1950 – роман «Истоки» (о революционном движении конца 1870-х годов и убийстве Александра II).

Сцены убийства Александра II на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) и последние минуты жизни царя во дворце описаны с высоким мастерством и до сих пор считаются лучшими в исторической литературе.

1951 – книга «К вопросу о возможности новых концепций в химии».

1952–1956 – участвует в работе нью-йоркского «Издательства имени Чехова», для которого подготовил программу деятельности

1953 – философский opus magnum «Ульмская ночь.

Обратите внимание

Философия случая» (построен, как и ранние работы, в виде диалога двух альтер эго автора).

1956 – роман “Самоубийство”. Среди действующих лиц романа: Ленин, Сталин, Крупская, Савва Морозов, Инесса Арманд. Это роман о том, как интеллигенция, не принявшая революцию, в условиях Советской власти была обречена на гибель.

1957, 25 февраля – скоропостижно скончался в Ницце (Франция).

Источник: http://literatura5.narod.ru/aldanov_biogr.html

Марк Алданов

Марк Алданов (1886-1957) — один из лучших русских прозаиков первой половины XX века. Творчество Алданова высоко ценили его знаменитые современники, имена которых давно принято предварять эпитетом “великий” — Иван Бунин и Владимир Набоков.

Однако широкой, что называется, публике Алданов известен куда меньше. Что, на мой взгляд, довольно странно — Алданов отнюдь не является формалистом-экспериментатором, который упражнялся в зауми или модернистских вывертах.

Его книги весьма и весьма увлекательны (литературный кумир Алданова — Лев Толстой).

Лучше всего тему трилогии Алданова “Ключ. Бегство. Пещера” передает отрывок из стихотворения другого выдающегося русского эмигранта, Георгия Иванова:

“Невероятно до смешного:
Был целый мир – и нет его.

Вдруг – ни похода ледяного,
Ни капитана Иванова,

Ну абсолютно ничего!”

Россия накануне февральской революции. Мы наблюдаем жизнь нескольких семей, которые сами создают свое счастье (то есть не дворяне и не богатые наследники). Глава одной семьи — успешный адвокат, другой — следователь.

Хорошие дети, налаженный быт, планы, надежды, стремления — в общем, спокойное обывательское счастье (на всякий случай замечу, что слово “обыватель” для меня ни в коем случае не ругательное).

Единственное отклонение от нормы — странное убийство и следующая за этим детективная история, которой с разных сторон занимаются следователь и адвокат. Но тут случается февраль 17-го, и постепенно налаженная жизнь начинает давать сбои.

Важно

А после октябрьского переворота эта уютная, в общем-то, жизнь вдруг как та Россия, о которой писал Василий Розанов, “слиняла в три дня”. У Алданова в первых двух частях трилогии подробнейшим образом показан процесс этой ужасающей линьки.

Следователя без предъявления обвинения сначала сажают, а потом как-то буднично расстреливают, а адвокат бежит на Украину, где еще есть относительная свобода и даже какая-то опереточная политика. Потом и туда приходят красные, и адвокату приходится бежать в Европу.

Третий роман трилогии повествует о довольно печальной жизни героев (в частности, — детей адвоката и следователя) в эмиграции. Во всех трех романах присутствует еще один персонаж, альтер-эго автора — сотрудник царской секретной службы, который после переворота пытается бороться с большевиками, а потом тоже эмигрирует. Эволюция взглядов этого персонажа на происходящее — отдельная сюжетная линия. К слову, эта тема напомнила размышления героев-антагонистов Б. Акунина из фандоринскогор цикла.

Источник: https://www.livelib.ru/author/27560-mark-aldanov

ТЕМА: Алданов Марк Александрович краткая биография

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

  • yliana
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 400
  • Репутация: 0
Алданов (настоящая фамилия – Ландау) Марк Александрович (1886 – 1957), прозаик. Родился 25 октября (7 ноября н.с.) в Киеве в интеллигентной семье богатого сахарозаводчика. Получил прекрасное образование. В восемнадцать лет окончив классическую гимназию, свободно владел немецким, французским, английским языком, знал латинский и древнегреческий. В Киевском университете в 1910 одновременно закончил два факультета: правовой и физико-математический (по отделению химии). В год окончания университета в “Университетских известиях” была опубликована его научная статья. Вскоре едет в Париж продолжать образование Во время Первой мировой войны возвращается в Петроград, участвует в разработке способов защиты населения от химического оружия. Но уже в это время им владели другие жизненные планы. Он начал работу над исследованием “Толстой и Роллан” (1915), который привлек внимание читающей публики и критики. Октябрьскую революцию Алданов не принял. Его публицистическая работа “Армагеддон”, опубликованная в 1918, была воспринята как крамола и изъята. В марте 1919 Алданов эмигрировал во Францию. В Париже пытался наладить издательское дело, но безуспешно. В 1922 – 24 живет в Берлине, затем вновь – в Париже. Сотрудничал в газетах “Последние новости” и “Дни”, печатался в различных журналах. После оккупации Франции фашистами Алданов уехал в США. В Нью-Йорке принимал активное участие в организации “Нового журнала”. В этом журнале печатались Бунин и Мережковский, Куприн и Ходасевич, Цветаева и Набоков, многие другие русские писатели-эмигранты. Здесь была опубликована первая повесть Алданова (1921), и с того времени почти в каждом номере помещались отрывки из его произведений или статьи. Исторические романы М. Алданова: “Девятое термидора”, “Чертов мост”, “Заговор” (серия “Мыслитель”), трилогия “Ключ”, “Бегство”, “Пещера”; романы “Истоки”, “Самоубийство”, “Начало конца”, “Астролог”, “Живи как хочешь” и другие. Алданов был лично знаком почти со всеми известными деятелями культуры русской эмиграции, был дружен с С. Рахманиновым, долгие годы переписывался с Буниным. Хорошо знал и западных писателей, общался с Томасом Манном, Андре Моруа, Эрнестом Хемингуэем и др.

Последние десять лет жизни Алданов провел в Европе. В 1947 вернулся во Францию, поселился в Ницце. В ноябре 1956 отмечался его 70-летний юбилей. Через три месяца его не стало – он умер 25 февраля 1957 в Ницце.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • vadim
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 796
  • Спасибо получено: 1
  • Репутация: 1
АЛДАНОВ, МАРК АЛЕКСАНДРОВИЧ (настоящая фамилия — Ландау) (1886-1957), русский писатель. Родился 26 октября (7 ноября) 1886 в Киеве. Окончил физико-математический и юридический факультеты Киевского университета. Был незаурядным химиком, известен работами в этой области. Дебютировал в 1915 критическим этюдом Толстой и Роллан, который думал превратить в большое исследование (рукопись второй части погибла в годы Гражданской войны). Как секретарь антибольшевистского Союза возрождения России в 1918 посетил ряд европейских столиц с целью добиться реальной помощи для борьбы против новой власти. В марте 1919 эмигрировал, обосновался в Париже (в 1922-1924 жил в Берлине, редактировал воскресное приложение к газете “Дни”). Начиная с 1921 Алданов был постоянным автором журнала “Современные записки”, где впервые увидели свет все основные художественные произведения, созданные им до Второй мировой войны. Согласно замыслу автора, они образуют два цикла: тетралогию о Французской революции и наполеоновской эпохи Мыслитель (названа по имени одной из химер собора Парижской богоматери; включает повесть Святая Елена, маленький остров, 1921, романы Девятое термидора, 1923, Чертов мост, 1925, Заговор, 1926) и трилогию, действие которой происходит в канун и вскоре после русской революции 1917 (Ключ, 1929, Бегство, 1930, Пещера, 1934). Впоследствии оба эти цикла были дополнены рядом произведений на материале русской и европейской истории, от воцарения Екатерины II (повесть Пуншевая водка, 1938) до восстания в советской зоне оккупированного Берлина летом 1953 (роман Бред, 1955). Алданов стремился показать ключевую роль случая в событиях, изменяющих облик мира и воздействующих на судьбы целых поколений. Событие, согласно Алданову, возникает как бы самопроизвольно, вопреки логике вещей и вне зависимости от субъективных побуждений его участников, однако, даже повторяясь, оно не становится поучительным опытом: из века в век человечество совершает одни и те же ошибки. В каждом романе Алданова наряду с вымышленными героями появляются многие прославленные в истории лица (среди тех, кто описан в тетралогии, — Павел I, Александр I, Суворов, Робеспьер, Нельсон, Талейран; в трилогии перед читателем проходят многие общественные деятели и люди искусства, оставившие след в жизни предреволюционной и пореволюционной России). Перебравшись в США вскоре после начала Второй мировой войны (он вернулся во Францию в 1947), Алданов много сил отдал “Новому журналу”, основанному им вместе с М.О.Цетлиным и М.М.Карповичем. В этом журнале, перенявшем от “Современных записок” статус главного русского литературного издания за рубежами России, с 1943 печатался роман Алданова Истоки (отд. издание 1950), посвященный пореформенной России, когда политика Александра II и его правительства, по мнению Алданова, дала империи реальный, но упущенный шанс вступить на путь демократического развития. Алданов прослеживает истоки русской трагедии, которую затем описывает в романе Самоубийство (отд. издание 1958), воссоздающем переворот, совершенный под руководством Ленина. В американский период творчества Алданов часто обращается к жанрам исторического портрета, описывая ярких деятелей рубежа 18-19 вв., а также современных политиков (Ф.Карно, Гитлера, Сталина) либо пользующиеся недоброй известностью фигуры новейшей истории (Азеф, Мата Хари). Тогда же им был задуман трактат Ульмская ночь. Философия случая (1953), где опровергается идея прогресса в истории, как и возможности установить некие законы, которые направляют ее ход. Наиболее значительным произведением последних лет стала Повесть о смерти (1953), в которой воссоздана история последних лет жизни О.Бальзака, а главным событием, к которому стягиваются разные линии повествования, является февральская революция 1848. Алданов остался верен своему представлению о том, что суд историков всегда пристрастен, так как “нельзя расценивать несоизмеримое: легенду, террор, победы, разорение, политические приобретения, число человеческих жертв”. Невозможна и объективная реконструкция важнейших событий частной жизни (смерть Бальзака показана через свидетельства разных лиц, представая то героической, то отталкивающей); тем более несостоятельны попытки жестко логичной интерпретации побудительных мотивов и объективных итогов деятельности выдающегося человека.

Умер Алданов в Ницце 25 февраля 1957.

Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • tamara
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 756
  • Репутация: 1
Марк Алданов (урождённый Марк Александрович Ландау); Алданов — анаграмма, ставшая затем из псевдонима настоящей фамилией; 26 октября (7 ноября) 1886, Киев, Российская империя — 25 февраля 1957, Ницца, Франция) — русский прозаик, публицист, автор очерков на исторические темы, философ и химик.
Родился в интеллигентной и состоятельной еврейской семье сахарозаводчика Александра Марковича Ландау и Софьи Ивановны Зайцевой (ум. 1928, дочь известного киевского сахарозаводчика Ионы Мордковича (Марковича) Зайцева, 1828—1907). Окончил университет в Киеве (два факультета — физико-математический и юридический), затем много учился и работал в Западной Европе; увлёкся европейской историей, познакомился с некоторыми свидетелями эпохи (в частности, императрицей Евгенией) и политиками. Посетил также Северную Африку и Ближний Восток. Начало Первой мировой войны встретил в Париже, затем вернулся в Россию. В России работал в основном по специальности химика, автор многих публикаций в области химии. В 1915 году издан первый том критико-литературного сочинения «Толстой и Роллан». По замыслу автора, работа должна была быть посвящена сопоставлению двух писателей, но в первом томе речь шла в основном о Толстом, а рукопись второго, посвящённого Роллану, во время революции и гражданской войны пропала; поэтому Алданов впоследствии переработал в эмиграции первый том и переиздал его под названием «Загадка Толстого». Начало деятельности с работы о Льве Толстом не случайно — несмотря на существенные философские разногласия, Алданов на всю жизнь остался поклонником творчества и личности Толстого, под влиянием которого во многом создавались его исторические романы. Российское издание осталось мало замеченным критиками. В 1917 и 1918 Алданов выпустил «Армагеддон» — две книги диалогов между «Химиком» и «Писателем» на общественно-политические и философские темы. Здесь уже вполне обозначились основные черты его творчества: основанная на огромном историческом опыте скептическая ирония по отношению к государственной деятельности, войнам, нравственному прогрессу человечества, признание огромной значимости роли простого случая в истории; вместе с тем вера в высшие ценности — «Красоту-доПосле вступления в Партию народных социалистов в 1919 году был командирован этой партией за границу, с тех пор в Россию больше не возвращался. Жил сначала в Париже, затем в Берлине (с 1922 по 1924 годы), потом снова в Париже. В эмиграции он с большим успехом дебютировал как исторический романист, выпустив тетралогию «Мыслитель» из истории Французской революции и наполеоновских войн — «Девятое термидора» (1923), «Чёртов мост» (1925), «Заговор» (1927), «Святая Елена, маленький остров» (1921), а затем и трилогию из недавнего времени, периода Первой мировой войны и русской революции и эмиграции — «Ключ» (1929), «Бегство» (1932) и «Пещера» (1934—1936). В романах Алданова, помимо сложно построенного сюжета и ярких характеристик исторических лиц, присутствуют обычно историко-философские рассуждения, вложенные в уста вымышленных персонажей-резонёров. Помимо умудрённых опытом резонёров, везде фигурируют наивные персонажи, столкнувшиеся с великими историческими событиями и воспринимающие их с «простой» точки зрения (этим «толстовским» приёмом Алданов пользуется неоднократно). Большую известность Алданов получил благодаря историческим очеркам, печатавшимися в газете «Последние новости» и посвященным как деятелям и событиям Французской революции и близких эпох, так и современникам-политикам. В его очерках, написанных хорошим языком, с большим количеством подробностей, извлечённых автором из работ во французских архивах или собственных воспоминаний, читатели видели аллюзию на современные события; однако Алданов утверждал, что «не несёт ответственности за повторения и длинноты истории». Им также опубликованы небольшие повести о Микеланджело, Ломоносове, Бетховене, Байроне, пьеса «Линия Брунгильды», шедшая в эмигрантских театрах. Постоянный автор журнала «Современные записки». Об Алданове-писателе положительно отзывались Владислав Ходасевич, Георгий Адамович, Владимир Набоков, Иван Бунин; отрицательные его характеристики принадлежат Георгию Иванову и Марине Цветаевой («малость — не героев, а автора… сплетник-резонер — вот в энциклопедическом словаре будущего — аттестация Алданова»).бро».
После падения Парижа в 1940 Алданов переезжает в США, пишет в газете «Новое русское слово» и «Новом журнале», переходит от очерков к «политическим рассказам» на современные темы, связанные прежде всего со Второй мировой войной. В рассказе «Фельдмаршал» он предсказал Заговор 20 июля. Вернувшись после войны во Францию, Алданов написал два больших романа в своём прежнем стиле: «Истоки» (1950) — о революционном движении конца 1870-х годов и убийстве Александра II и «Самоубийство» — о русской революции, — примыкающих к довоенным повестям; «Повесть о смерти», действие которой происходит в 1848, а также ряд художественных произведений в не свойственной ему прежде остросюжетной манере, однако с неизменной философски-исторической проблематикой («Ночь в терминале», «Павлинье перо», «Бред», «Каид»). Среди крупных работ позднего периода Алданова — его философский opus magnum «Ульмская ночь. Философия случая» (1953), построенный, как и ранние работы, в виде диалога двух альтер эго автора. Там ставятся, помимо давно занимавшей его проблемы решающего влияния случая на историю, вопросы нравственности, «вечных ценностей», общественного контроля за действием политиков, принципов философии Декарта, некоторые политические вопросы (так, ещё при жизни Сталина он сделал весьма интересные предсказания об исходе холодной войны и о стратегии будущего распада СССР; несмотря на неприятие тоталитаризма и большевизма, к такой перспективе он относился отрицательно). В эмиграции Алданов продолжал работать и как химик; его книга 1937 года «Actinochimie» вызвала высокую оценку европейских коллег. В 1951 он издал книгу «К вопросу о возможности новых концепций в химии». В 1952—1956 годах участвовал в работе нью-йоркского «Издательства имени Чехова», для которого подготовил программу деятельности. Алданов пользовался расположением практически всей русской эмиграции во Франции и США (самых разных взглядов и убеждений), имел репутацию «совершенного джентльмена». Алданов и его жена много занимались благотворительностью. Среди его друзей и корреспондентов — Бунин, Набоков, Керенский, Сабанеев. Алданова номинировали на соискание Нобелевской премии по литературе Иван Алексеевич Бунин – 9 раз в период с 1938 по 1953 годы и Самсон Соловейчик – 4 раза в 1954-57 гг. С конца 1920-х годов состоял во Франции и США в нескольких масонских ложах и группах лож, был членом-основателем нескольких из них. Был посвящён в 1919—1921 годах в ложу «Братство» ВВФ. Член-основатель ложи «Северная звезда» ВВФ. Возведён в 3-ю степень 4 марта 1925 года. Заместитель оратора с 1925 по 1927 годы. Юридический делегат в 1931—1932 годах. Отсутствовал на заседаниях в 1936—1937 годах. Член ложи до кончины. Член Державного капитула «Северная Звезда». Возведён в 18-ю степень 15 декабря 1931 года. С 1987 года произведения Алданова активно издаются в СССР и в России.

В 2007 г. «Новый журнал» учредил Литературную премию им. Марка Алданова, присуждаемую за лучшую повесть года, написанную русскоязычным писателем, живущим за пределами Российской Федерации.

Администратор запретил публиковать записи гостям.

Источник: https://retsepty-vkusno.ru/index.php/biografii-velikikh-i-izvestnykh-lyudej/6653-aldanov-mark-aleksandrovich-kratkaya-biografiya

Алданов Марк Александрович

Алданов Марк Александрович (наст. фам.

Ландау) [26 октября (7 ноября) 1886, Киев — 25 февраля 1957, Ницца], русский писатель; прозаик и эссеист; один из самых читаемых (и переводимых на иностранные языки) писателей первой русской эмиграции, который получил известность благодаря своим историческим романам, охватывающим события двух веков русской и европейской истории (с середины 18 века).

Один путь — эмиграция

Сын богатого заводчика. Окончил классическую гимназию в Киеве (1904), юридический и физико-математический (отделение химии) факультеты Киевского университета. В разные годы опубликовал несколько работ по химии. В литературе дебютировал книгой «Толстой и Роллан» (1915). Вступив в партию народных социалистов в 1919, был командирован ею за границу и в Россию не вернулся.

Жил в Париже, Берлине (1922-24), снова в Париже (до 1941; деятельно сотрудничал в журнале «Современные записки»), затем в Нью-Йорке, где вместе с М. О. Цетлиным основал «Новый журнал». В 1947 поселился в Ницце. По отзывам современников, в частности Г. В.

Адамовича, отличался безупречностью русского «европейца», в чьем облике «ни разу не пришлось ощутить ничего, что искажало бы представление о человеке».

Взгляд на историю

Историософия Алданова, лежащая в основе его романов, сложилась рано и в дальнейшем не претерпела существенных изменений: эскизно она намечена в сборнике актуальных заметок «Армагеддон» (1918), где Алданов говорит о «моральном и умственном одичании» Европы в результате Первой мировой войны и большевистской революции, подробно развита в диалогах «Ульмская ночь. Философия случая» (1953).

В качестве гносеологической предпосылки интерпретации исторических фактов Алданов выдвигал тезис о «картезианском состоянии ума», предполагающем сомнение и духовную независимость; отрицая наличие объективных исторических законов, рассматривал случай как важнейший двигатель истории, принимал исторический фатализм Л. Н. Толстого (эпохи «Войны и мира»), к которому относился с благоговением.

Фаталистически окрашенный агностицизм, устраняющий, по мнению Алданова, противоречие между рациональным и моральным подходами к истории, всецело определял концепцию его романных циклов: тетралогии «Мыслитель» — о Великой французской революции, наполеоновской эпопее, убийстве Павла I («Святая Елена, маленький остров», 1921; «Девятое термидора», 1923; «Чертов мост», 1925; «Заговор», 1927), а также трилогии о русской интеллигенции, пережившей революцию, попытку борьбы с большевиками и осваивающей опыт изгнания («Ключ», 1930; «Бегство», 1932; «Пещера», 1934-36).

Особенности творчества

Совет

В своем наиболее значительном романе «Истоки» (1950) Алданов воспроизвел широкую панораму событий в России и Европе в 1875-81, трактуя их как завязь причин, вызвавших впоследствии крушение Российской империи (эпизод убийства народовольцами Александра II принадлежит к лучшим страницам русской исторической прозы). О психологии революционерства, банкротстве современной культуры перед лицом исторических новообразований в виде фашизма и коммунизма Алданов писал в романах «Начало конца» (1939), «Живи как хочешь» (1952), «Самоубийство» (1957).

На стилистике романов Алданова сказалось влияние толстовского письма, как и контрастное ему стремление к «латинской» отчетливости в духе А. Франса. Разнородные составляющие манеры Алданова — «мрачное вдохновение смерти», по определению видного критика русской эмиграции М. Л.

Слонима, как реакция на иррациональный поток жизни, скрупулезная верность историческому документу, скептический, лишенный иллюзий разбор мотивации человеческих поступков и т. д. — часто вредили целостности романной формы.

Своих писательских высот Алданов, как правило, достигал в рамках отдельного эпизода либо портрета исторического лица (от Наполеона, Бакунина и Вагнера до Ленина и Муссолини).

Многочисленные, нередко блестящие эссе Алданова о «людях катастрофических эпох» собраны в книгах «Огонь и дым» (1922), «Современники» (1928), «Портреты и Новые портреты» (1931, 1936), «Земли, люди» (1932), «Юность Павла Строганова…» (1934).

А. В. Чанцев

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/aldanov_mark/

Ссылка на основную публикацию