Краткая биография алексиевич

Николай Алексеевич Островский — краткая биография

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Родился 16 сентября 1904 года в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии Российской империи в семье унтер-офицера и акцизного чиновника Алексея Ивановича Островского (1854—1936).

Досрочно был принят в церковно-приходскую школу «по причине незаурядных способностей»; школу окончил в 9 лет, в 1913 году, с похвальным листом. Вскоре после этого семья переехала в Шепетовку.

Там Островский с 1916 года работал по найму: сначала на кухне вокзального ресторана, затем кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегара на электростанции.

Обратите внимание

Одновременно учился в двухклассном (с 1915 по 1917 год), а затем высшем начальном училище (1917—1919).

Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности, в марте 1918 — июле 1919 года был связным Шепетовского ревкома.

Военная служба и партийная работа

20 июля 1919 года вступил в комсомол. «Вместе с комсомольским билетом мы получали ружье и двести патронов», — вспоминал Островский.

9 августа 1919 года ушёл на фронт добровольцем. Воевал в кавалерийской бригаде Г. И. Котовского и в 1-й Конной армии. В августе 1920 года был тяжело ранен в спину под Львовом (шрапнелью) и демобилизован. Участвовал в борьбе с повстанческим движением в частях особого назначения (ЧОН). По некоторым данным, в 1920—1921 годах был сотрудником ЧК в Изяславе.

В 1921 году работал помощником электромонтёра в Киевских главных мастерских, учился в электротехникуме, одновременно был секретарём комсомольской организации.

В 1922 году участвовал в строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров в Киев, при этом сильно простудился, затем заболел тифом. После выздоровления — комиссар батальона Всевобуча в Берездове (в пограничном с Польшей районе).

Был секретарём райкома комсомола в Берездове и Изяславе, затем секретарём окружкома комсомола в Шепетовке (1924 год). В том же году вступил в ВКП(б).

Болезнь и литературное творчество

Actionteaser.ru – тизерная реклама

С 1927 года и до конца жизни Островский был прикован к постели неизлечимой болезнью. По официальной версии, на состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжёлые условия работы.

Важно

Окончательный диагноз — «прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов».

Современные врачи на основании сохранившихся данных о состоянии здоровья писателя и течении его болезни установили, что Островский умер от рассеянного склероза.

Осенью 1927 года начинает писать автобиографический роман «Повесть о „котовцах“», рукопись которой спустя полгода была утеряна при пересылке.

После неудачного лечения в санатории Островский решил поселиться в Сочи. С конца 1930 года он с помощью изобретённого им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь». Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи.

После этого рукопись редактировали заместитель главного редактора «Молодой гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева. Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича, который «отдавал мне целые дни своего отдыха».

В ЦГАЛИ есть фотокопии рукописи романа, которые зафиксировали почерки 19 человек. Официально считается, что Островский диктовал текст книги «добровольным секретарям».

В пользу этой точки зрения свидетельствует то, что Николай Островский в своих письмах подробно рассказывает о своей работе над романом, существуют воспоминания современников — свидетелей работы писателя над книгой. Текстологические исследования подтверждают авторство Островского.

В апреле 1932 года журнал «Молодая гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу же приобрёл большую популярность в СССР.

Совет

В 1935 году Островский был награждён орденом Ленина, ему были подарены дом в Сочи и квартира в Москве на улице Горького (ныне его дом-музей).

В 1936 году Островский был зачислен в Политуправление Красной армии со званием бригадного комиссара, чему немало радовался и по праздникам надевал комиссарский мундир: «Теперь я вернулся в строй и по этой, очень важной для гражданина Республики линии».

Последние несколько месяцев он был окружён всеобщим почётом, принимая на дому читателей и писателей. Московский Мёртвый переулок (ныне Пречистенский), в котором он жил в 1930—1932 годах, был переименован в его честь.

Николай Островский взял на себя обязательство написать новый роман «Рождённые бурей» (под тем же названием, что и утраченный ранний роман, но на другой сюжет) в трёх частях и успел написать первую часть, но роман был признан слабее предыдущего, в том числе самим Островским.

Рукопись романа была в рекордные сроки набрана, отпечатана, и экземпляры книги дарили близким на похоронах писателя. Посетивший Островского Андре Жид восхищённо отзывался о нём в своей книге «Возвращение из СССР», в целом выдержанной в критических тонах по отношению к СССР.


Сочинения

1927 — «Повесть о „котовцах“» (роман, рукопись утеряна при пересылке) 1930—1934 — «Как закалялась сталь»

1936 — «Рождённые бурей»

Источник: https://sochineniya-na5.ru/nikolaj-alekseevich-ostrovskij-kratkaya-biografiya/

Светлана Алексиевич

Светлана Алексиевич — белорусская писательница, журналист.

Родилась 31 мая 1948 в Ивано-Франковске (Украина) в семье военнослужащего. Отец — белорус, мать — украинка. После демобилизации отца из армии семья переехала на его родину — в Беларусь. Жили в деревне. Отец и мать работали сельскими учителями.

После окончания школы работала корреспондентом районной газеты в Наровле, ещё в школе писала стихи и газетные заметки. В 1967 стала студенткой факультета журналистики Белорусского государственного университета в Минске. Во время учёбы несколько раз была лауреатом республиканских и всесоюзных конкурсов научных студенческих работ.

После университета была направлена на работу в Брестскую обл. — в районную газету. Работая в газете, одновременно преподавала в сельской школе.

Обратите внимание

Через год её взяли на работу в Минск, в редакцию республиканской «Сельской газеты».

А ещё через несколько лет она стала корреспондентом, а затем и заведующей отделом очерка и публицистики литературно-художественного журнала «Неман» (орган Союза писателей Беларуси).

Алексиевич пробовала себя, свой голос в разных жанрах — рассказы, публицистика, репортажи. Решающее влияние на её выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его известные книги «Я — из огненной деревни» и «Блокадная книга».

Написаны они не им одним, а в соавторстве с другими писателями, но идея и разработка этого нового для белорусской и современной русской литературы жанра принадлежала ему.

Адамович называл этот жанр по-разному, все время искал точную формулировку: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ, сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т. д. Всегда она называла его своим главным Учителем.

В 1983 была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она лежала в издательстве и не печаталась, автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Такие обвинения в те времена считались серьёзными. Тем более, что за Светланой тянулась давняя слава антисоветчицы и дисседентски настроенной журналистки.

Но грянули новые времена.

В 1985 книга «У войны не женское лицо» вышла почти одновременно в московском журнале «Октябрь», белорусском издательстве «Мастацкая лiтаратура», а затем в «Советском писателе», в «Роман-газете» и т. д.

И в последующие годы она переиздавалась многократно — общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров. Книгу приветствовали известные писатели-фронтовики: Кондратьев, Бакланов, Гранин, Окуджава и многие другие.

Важно

В том же году вышла и вторая книга, которая тоже около года ждала своего часа — «Последние свидетели». Эта книга также много раз издавалась, отмечена многочисленной критикой, которая называла обе книги «новым открытием военной прозы».

В 1989 вышла книга «Цинковые мальчики». Чтобы написать эту книгу, Алексиевич четыре года ездила по стране, встречалась с матерями погибших солдат и бывшими воинами-афганцами. Сама побывала на войне, летала в Афганистан.

После выхода книги, которая произвела в обществе эффект разорвавшейся бомбы, многие не простили автору развенчание героического военного мифа. На неё обрушились военные и коммунистические газеты. В 1992 в Минске был организован политический суд над автором и книгой «Цинковые мальчики».

Но в защиту поднялась демократическая общественность, многие известные интеллектуалы за рубежом. Суд был приостановлен.

В 1993 вышла новая книга — «Зачарованные смертью». Это был рассказ о самоубийцах — о тех, кто покончил с собой или пытался покончить с собой, не выдержав исчезновения социалистических идей, социалистического материка. Те, кто уравнял себя с идеей, сжился с ней намертво. Кто не нашел в себе силы принять новый мир. Новую историю и новую страну.

В 1997 Алексиевич закончила и опубликовала книгу «Чернобыльская молитва». Она сначала была опубликована в журнале «Дружба народов», а потом в издательстве «Остожье».

Книги Светланы Алексиевич издавались не только в России, но и за рубежом — в Америке, Германии, Англии, Японии, Швеции, Франции, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии и т. д. Всего в 19 странах мира. Она — автор сценариев 21 документального фильма. И трёх театральных пьес. Во Франции, Германии, Болгарии ставились спектакли по её книгам.

Сейчас писательница завершает работу над книгой под названием «Чудный олень вечной охоты». Это рассказы о любви: мужчины и женщины разных поколений рассказывают свои истории.

«Мне подумалось, — говорит автор, — что я до сих пор писала книги о том, как люди убивали друг друга, как они умирали. Но ведь это не вся человеческая жизнь. Теперь я напишу, как они любили… Любят… И опять мои вопросы — кто мы, в какой стране живём — через любовь…

Совет

Через то, ради чего мы, наверное, и приходим в этот мир. Мне хочется любить человека. Хотя любить человека, трудно. Всё труднее».

Источник: http://bookinistic.narod.ru/soviet_biography/belarus/aleksievich.htm

Биография и книги автора Алексиевич Светлана

Об авторе

Алексиевич Светлана (Алексіевіч Сьвятлана, Aleksijevič Śviatłana), родилась 31 мая 1948 года в городе Иванo-Франковск (Украина) в семье военнослужащего.

После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Беларусь. Окончила отделение журналистики Белгосуниверситета имени Ленина (1972).

Работала воспитательницей в школе-интернате, учительницей (1965), в редакциях районных газет «Прыпяцкая праўда» (г. п. Наровля, 1966), «Маяк коммунизма» (г.п. Береза, 1972-1973), республиканской «Сельской газете» (1973-1976), журнале «Неман» (1976-1984).

Литературную деятельность начала в 1975 году.

«Крестным отцом» можно назвать известного беларусского писателя Алеся Адамовича с его идеей нового жанра, точное определение которому он постоянно искал: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т.д.

Первая книга Алексиевич – «У войны – не женское лицо» – была готова в 1983 и пролежала в издательстве два года. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. По тем временам это было более чем серьёзно. «Перестройка» дала благотворный толчок.

Книга почти одновремено вышла в журнале «Октябрь», «Роман-газете», в издательствах «Мастацкая літаратура», «Советский писатель». Общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров.

Непростой была и судьба следующих книг. «Последние свидетели» (1985) – взгляд детей на войну.

«Цинковые мальчики» (1989) – о преступной войне в Афганистане (выход в свет этой книги вызвал не только волну негативных публикаций в коммунистических и военных газетах, но и затяжное судебное разбирательство, которое удалось остановить только активной защитой со стороны демократической общественности и интеллектуалов за рубежом).

«Зачарованные смертью» (1993) – о самоубийцах. «Чернобыльская молитва» (1997) – о мире после Чернобыля, после ядерной войны… Теперь Алексиевич работает над книгой о любви – «Чудный олень вечной охоты».

Обратите внимание

Член Союза журналистов СССР (1976), Союза писателей СССР (1983), Беларусского ПЕН-центра (1989).

Книги издавались в 19 странах мира – Америке, Англии, Болгарии, Вьетнаме, Германии, Индии, Франции, Швеции, Японии и др. Лауреат литературных премий СП СССР имени Н.Островского (1984), имени К.

Федина (1985), премии Ленинского комсомола (1986), награждена международными премиями Курта Тухольского (Шведский ПЭН) за «мужество и достоинство в литературе», Андрея Синявского «за благородство в литературе», российской независимой премией «Триумф», лейпцигской премией «За европейское взаимопонимание-98», немецкой «За лучшую политическую книгу» и австрийской имени Гердера. По книгам Алексиевич сняты фильмы и поставлены театральные спектакли. Цикл документальных фильмов по книге «У войны – не женское лицо» отмечен Государственной премией СССР (1985) и «Серебряным голубем» на международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге.

Известна последовательно негативной позицией по отношению к внешней и внутренней политике президента А.Лукашенко, в связи с чем подвергалась судебным и внесудебным преследованиям. С начала 2000-х годов живет в эмиграции (Италия, Франция).

Читайте также:  Краткая биография пришвин

Воспитывает дочь своей рано умершей сестры.
Персональная страничка автора: http://www.alexievich.info/

Источник: https://www.rulit.me/authors/aleksievich-svetlana

Алексиевич Светлана Александровна

Алексиевич Светлана Александровна [31.5.1948, Ивано-Франковск] — прозаик.

Выросла в семье педагогов. Детство провела на Украине, юность — в деревне, в белорусском Полесье. Выпускница факультета журналистики Белорусского гос. университета. Работала в «Сельской газете», в журнале «Неман». Впечатления этих лет отложились в книге очерков начала 1970-х «Я уехал из деревни».

Первая же книга начинающей писательницы была запрещена к печати за излишнюю патриархальность в изображении деревни, за «непонимание аграрной политики» партии. С неприятием своих книг Алексиевич столкнется еще не раз, но «когда дело касается… убеждений», Алексиевич проявляет настойчивость и непримиримость.

Взгляд на героев «деревенских» очерков, мучающихся трудными противоречиями вынужденного расставания с малой родиной, уже тогда был у Алексиевич не осуждающий, а понимающий. Следующая книга Алексиевич будет рождаться долго и трудно.

При поддержке известного белорусского писателя, одного из авторов «Блокадной книги» — Алеся Адамовича Алексиевич начнет собирать материал для книги под названием «У войны не женское лицо» (1984) — рассказы женщин, прошедших Великую Отечественную войну.

Автор-составитель найдет в этих исповедях подтверждение своей главной мысли: война — дело противоестественное, и именно женская доля на войне наиболее убедительно доказывает это.

Не одну сотню судеб узнала Алексиевич для того, чтобы написать эту книгу.

Несколько лет с магнитофоном и блокнотом в руках она записывала рассказы бывших фронтовичек, партизанок, подпольщиц, женщин, переживших годы войны в тылу. Книга эта стала необычной на фоне тех документальных свидетельств, в которых мемуаристы рассказывали о том, сколько было подорвано вражеских эшелонов, сколько совершено диверсионных актов.

Алексиевич как автора-составителя интересовала не столько фактическая сторона дела, сколько психологическая. По наблюдению Алексиевич, «женщины даже по прошествии почти 40 лет сохраняли в памяти большое количество мелочей военного быта, которые мужчины забывали в тот же день. Для женщины, дающей жизнь,— прелесть бытия самоценна, неизбывна даже в кромешном аду».

Важно

Книга приобрела известность во многих странах. Наряду с другими публицистами Алексиевич участвует в создании во многом нового жанра — документально-художественной прозы.

Характерной особенностью является присутствие в нем одновременно с фактографией публицистически страстного комментария; композиция такого произведения «ведет» читателя, заставляет его погружаться в атмосферу пережитых героями событий. В немалой степени успеху книг Алексиевич способствует предельная искренность рассказчиц, многие из которых признаются, что впервые так откровенны с журналистом.

Видимо, здесь кроется основной творческий секрет Алексиевич, которая располагает к доверительности.

Книга «У войны не женское лицо» стала основой спектаклей, поставленных в разных театрах России и в других странах. По ней в Белоруссии был создан документальный фильм.

Столь же значимым произведением станет следующая книга «Последние свидетели» (1981), в которой приведены рассказы тех, кого Великая Отечественная война застала детьми. Писательница, сама родившаяся после войны, спустя тридцать с лишним лет расспрашивает людей, которые в годы войны были детьми.

Воспоминания этих людей о страхе, пережитом когда-то и запомнившемся ярко, как и все детские впечатления, важны Алексиевич не сами по себе. Эти свидетельства о зле и добре, встреченных в начале жизни, переплавленные в памяти уже взрослых людей, становятся обвинением войне.

Своей книгой Алексиевич заставляет задуматься, «как сохранить планету людей, на которой девочки должны утром спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с незаплетенными косичками». Вновь, как и в первой книге Алексиевич, сильнейшее впечатление производят детали, которые, по меткому замечанию одного из критиков, не придумать ни в какой худож. книге.

В 1987 обе книги Алексиевич были удостоены премии Ленинского комсомола.

Следующей экстремальной ситуацией, к которой обратилась Алексиевич, стала война в Афганистане. Книга Алексиевич «Цинковые мальчики» (1990) прорвала завесу молчания, стала одним из немногих правдивых свидетельств об этой войне.

Совет

Работа над ней была начата в 1987, но опубликовать ее стало возможным лишь после вывода войск из Афганистана. Композиция книги напоминает первые книги Алексиевич — это тоже собранные воедино рассказы тех, кто оказался на этой «странной войне, без убитых и раненых», как назовет ее один из участников. (Информация об убитых и раненых в стране не афишировалась.

) Вновь Алексиевич удается вызвать многих из этих людей на исповедь, в которой больно отзывается разло-манность мира, разъединенность общества. Авторское присутствие в этой книге не так очевидно, как раньше, но по отдельным репликам рассказчиков можно увидеть, что Алексиевич оказалась, быть может, единственным человеком, который выслушал до конца израненных этой «странной войной» людей.

Алексиевич делится ощущением виновности перед ними: «Я подозреваю, мы не хотим об этом слышать, мы не хотим об этом знать». Реакция на книгу была противоречивой, раздавались голоса о предательстве идеалов.

Потеря идеалов — одна из самых жгучих тем в творчестве Алексиевич.

Горькая правда «Цинковых мальчиков» приводит к осознанию «афганского синдрома», поразившего общество: те, кто понял бессмысленность этой долгой войны, потерял веру в прежние ценности; те, кто не смог или не желал этого понять, тоже переживали душевную катастрофу. Те же, кто не справлялся с этой тяжелой ношей, подходили к крайнему рубежу.

Жизнь и смерть таких людей становится сутью следующей книги Алексиевич «Зачарованные смертью» (1993). На этот раз Алексиевич выслушивает людей, посягнувших на собственную жизнь. Причины самоубийства могут быть разными, автор остановилась на тех случаях, когда человек уходит из жизни, будучи не в силах пережить разрушения прежних идеалов.

Среди этих людей член партии с 1920, «сначала ленинец, потом сталинец», считавший ошибкой свой арест и почитавший за счастье собственную реабилитацию в партии. Среди собеседников Алексиевич мать 14-летнего подростка, через самоубийство сына осознающая трагедию собственной жизни, подчиненной «великой идее», отдавшая всю себя Родине и не научившая единственного сына дорожить жизнью собственной.

Еще одна исповедь принадлежит женщине, пытавшейся покончить с собой в 52 года. Она «все время кого-то ждала, кто бы выслушал» ее, и, разговаривая с Алексиевич, произнесла ошеломляющее признание об ушедшей жизни: «Пусть это была тюрьма, как теперь считают, но нам было теплее в этой тюрьме». Название книги «Зачарованные смертью» объясняет страшный выбор, сделанный людьми надломленного «эпохой великих идеалов» поколения. Одна за другой проходят перед читателем судьбы людей, по выражению одного из них, «уставших быть обманутыми». И трагическая эта книга вновь приводит читателя к мысли об общей ответственности людей друг за друга, в каком бы времени они ни жили.

Следующую свою книгу писательница посвящает чернобыльской трагедии, переданной устами любящих женщин, на глазах у которых умирают их любимые. Разрушается мир, но подтверждается великая сила любви. Этой теме после всех предыдущих пронзительных и трудных книг намерена Алексиевич посвятить и свою следующую работу: «Там будет 100 монологов женщин и 100 монологов мужчин. Но это будет опять же трагическая книга. С моей точки зрения человеческое существование вообще трагично». Творческая позиция Алексиевич определяется ее убежденностью в том, что «дело искусства — показать тайну жизни, ужас перед тем, что человека можно убить, это чудо, эту тайну…». Первые 3 книги Алексиевич неоднократно служили основой для театральных постановок и документальных фильмов.

Ее творчество отмечено многими литературными премиями. Алексиевич стала лауреатом премии «Триумф-97».

Обратите внимание

Г.К.Каурова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 53-55.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

У войны не женское лицо; Последние свидетели: Сто недетских рассказов // вступ. статья Л.Аннинского. М., 1998,

Цинковые мальчики, Зачарованные смертью, Документальные повести; Чернобыльская молитва (Хроника будущего) М , 1998,

Цинковые мальчики. М, 2001

Литература:

Адамович А. Становление жанра // Алексиевич С. Цинковые мальчики. М., 1991;

Быков В. Ставшее жизнью и судьбой (О документальном фильме по книгам С.Алексиевич) // СС: в 4 т. М, 1984 Т.4 С.413-416;

Суд над «Цинковыми мальчиками» (Об откликах на публикацию документальной повести) История в документах // Дружба народов 1994. №5. С.130-155,

Алексеевич С. В поисках вечного человека: Из беседы с читателями // Дружба народов 1998 №5 С.213-217

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/alexeevichsa.php

Алексиевич, Светлана Александровна

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Алексиевич.

Светла́на Алекса́ндровна Алексие́вич (род. 31 мая 1948 года, Станислав) — советская и белорусская писательница, журналистка.

Содержание

  • Краткая биография
  • Творческая деятельность
  • Признание

Краткая биография

Родилась 31 мая 1948 года в Станиславе (ныне — Ивано-Франковск, Украина). Отец — белорус, мать — украинка. Позже семья переехала в Белоруссию. В 1965 году окончила среднюю школу в Копаткевичах Петриковского района Гомельской области.

Затем работала воспитателем, учителем истории и немецкого языка в школах Мозырского района, журналистом газеты «Прыпяцкая праўда» (Припятская правда) в Наровле. В 1972 году окончила факультет журналистики БГУ, начала работу в «Маяке коммунизма» — районной газете в Берёзе Брестской области.

В 1973—1976 годах работала в «Сельской газете», в 1976—1984 годах — руководитель отдела очерка и публицистики журнала «Нёман». В 1983 году принята в Союз писателей СССР.

С начала 2000-х годов живёт в Италии, Франции, Германии.

К белорусской оппозиции относится с иронией, полагая её несостоятельной.

Немецкая группа Samsas Traum и, в частности, Александр Каште в 2011 году выпустил альбом «Anleitung Zum Totsein» с посвящением: «Für Igor und Inga, wo auch immer ihr jetzt seid. Und für Swetlana Alexijewitch, deren Bücher über den Tod mich zurück ins Leben geholt haben» («Игорю и Инге, где вы находитесь сейчас. И Светлане Алексиевич, чьи книги о смерти вернули меня к жизни»).

В 2013 году считалась одним из претендентов на Нобелевскую премию по литературе, однако премию получила писательница Элис Манро из Канады.

После крымских событий выступила в немецкой газете Frankfurter Allgemeine с осуждением российской политики в отношении Украины.

Алексиевич называют «блестящим мастером художественно-документальной прозы».

Творческая деятельность

  • «У войны не женское лицо» (1985)
  • «Цинковые мальчики» (1989)
  • «Зачарованные смертью» (белорус. 1993, рус. 1994)
  • «Чернобыльская молитва» (1997)
  • «Последние свидетели. Соло для детского голоса» (2004)
  • «Время сэконд хэнд» (2013)

Признание

  • Литературная премия имени Николая Островского (1984)
  • Литературная премия имени К. Федина (1985)
  • премия Ленинского комсомола (1986) — за книгу «У войны не женское лицо»
  • премия Курта Тухольского (1996)
  • премия «Триумф» (Россия, 1997)
  • Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание (1998)
  • премия Гердера (1999)
  • премия Ремарка (2001)
  • Национальная премия критики (США, 2006)
  • премия Рышарда Капущинского (Польша, 2011)
  • Премия мира немецких книготорговцев (2013)
  • Офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция, 2014)

Источник: http://aforizmu.net/biography/Svetlana%20Aleksievich

Светлана Алексиевич

Светлана Алекандровна Алексиевич с недавнего времени, а именно 2015 года, стала всемирно известным белорусским прозаиком. Именно в этом году ей была присуждена самая известная и почетная Нобелевская премия (по литературе).

Несмотря на длительное проживание на протяжении последнего времени за пределами Беларуси, писательница никогда не открещивалась от своих корней. Родившись в Украинской ССР, большую часть жизни прожила в Беларуси. Именно здесь была сформирована ее гражданская и жизненная позиция, которая легла в основу при подготовке первой и последующих книг.

Нетрадиционный жанр документальной прозы, облаченной в художественную обертку привлек множество поклонников, а настоящая известность пришла уже после развала Советского Союза.

Важно

Светлана Алексиевич родилась в совершенно простой семье. Отец был белорусом, а мать белоруской. В раннем возрасте девочке был поставлен страшный диагноз – рахит.

Традиционное лечение не помогало, и по словам писательницы, отец попросил помощи у настоятельницы одной из церквей, которая сказала приходить матери с дочкой каждый день в храм, а по уходу постоянно давали пол-литра козьего молока. Так, постепенно, в результате большой веры во Всевышнего, болезнь отступила. Спустя некоторое время семья переехала на Полесье.

Там отец стал директором одной из местных школ, мать также стала учительницей. Даже при таком раскладе дочка училась весьма посредственно. Закончила школу с девятью тройками. Была неусидчивой. Желала скорее окунуться во взрослый мир.

Сразу после школы она решила пойти в журналистику. Начала работать в качестве корреспондента в местной газете «Припятская правда». Был период работы в школе в качестве учительницы немецкого языка.

Читайте также:  Краткая биография бёрджесс

Уже набравшись некоторого жизненного опыта, в 1967 году поступил на журфак БГУ. По его окончании отработала по распределению в Березе. Впоследствии вернулась в Минск и продолжительное время работа в местных журналах и газетах.

В этот период Алексиевич познакомилась и даже подружилась с Алесем Адамовичем, который в то время без малого создавал новый для Беларуси жанр – некоего симбиоза документалистики, журналистики и художественной литературы.

Его работы будущая писательница считала невероятно живыми. Не единожды подтверждала невероятно влияние на формирование ее взглядов. Считала Адамовича своим наставником и учителем.

В начале 80-х годов Алексиевич наконец решилась на написание собственной первой книги «У войны не женское лицо», основу которой составлял сюжет о тяготах и лишениях женщин в период Великой Отечественной войны.

Совет

Однако из-за «чрезмерного поцифизма» и «попытки подорвать образ советской женщины» черновик несколько лет «блуждал» по издательствам. Никто не брал на себя смелость опубликовать произведение. Тем не менее, в 1983-84 годах отдельные отрывки начали публиковаться в журналах, а в 1985 году была выпущена отдельная книга.

Некоторые моменты попали под критику цензоров. Пришлось пойти на уступки и согласиться с такой версией, чтобы книга наконец была опубликована. Это была первая часть цикла «Голоса Утопии» о так называемом «Красном человеке».

В последующих работах (четырех книгах) были описаны особенности перестройки, Чернобыльская трагедия, распад социализма и построение новых республик. Однако в каждом из произведений писательница практически не касается политики.

Старается все внимание читателя приковать к простым жизням героев, которым пришлось перенести многочисленные сложности. За живость и содержательность произведений Алексиевич полюбили многие читатели не только в Беларуси, но во всех постсоветских странах. После того, как работы были переведены на многие языки, о ней узнали и за рубежом. Была отмечена многочисленными премиями и наградами.

За заслуги в 2013 году была впервые представлена в шорт-лист претендентов на получение Нобелевской премии, однако в тот год ее получила канадская писательница. Спустя два года ее слава не обошла стороной.

С формулировкой «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время» она получила самую престижную награду в области литературы. Произведения Алексиевич настолько нестандартны, что однозначной позиции у белорусских и российских критиков на ее работы нет.

Однако, насколько ни были бы противоречивы труды писательницы, получение Нобелевской премии – неоспоримый факт признания ее таланта. 

Источник: http://problr.by/svetlana-aleksievich.html

Светлана Алексиевич: литература метафизической боли

Вчера, 8 октября 2015 года, Шведская королевская академия назвала имя нобелевского лауреата в области литературы.

С формулировкой «За её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время» высшей литературной награды была удостоена наша соотечественница Светлана Алексиевич.

В этой публикации мы поговорим о творчестве первой белорусской лауреатки Нобелевской премии.

Первое, что сразу бросается в глаза, когда открываешь абсолютно любую книгу Алексиевич – необычный жанр. По сути, это документальная проза: истории жизни людей сквозь призму важнейших для нашей страны событий ХХ века – второй мировой войны, войны в Афганистане, Чернобыльской катастрофы, перестройки.

Обратите внимание

Второе, чем отличаются ее повести – особый художественный стиль, писательница переживает беды своих собеседников вместе с ними, словно бы пропуская эти страдания сквозь свое сердце. Пожалуй, Светлану Алексиевич смело можно причислить к авторам-экзистенциалистам. Читая ее книги, человек обязательно будет страдать.

Иметь дело с такими книгами – очень больно и страшно, но в тоже время – необходимо. Необходимо для того, чтобы чувствовать себя человеком, быть им.

В недавней дискуссии со знаменитым российским режиссером Александром Сокуровым в рамках проекта «Открытая библиотека» Алексиевич призналась, что главный ее литературный и жизненный принцип — «иди и сторожи в себе человека».

В ее творчестве гармонично соединены гуманистическое начало прозы Василя Быкова и творческий метод Алеся Адамовича, знаменитого белорусского журналиста, публициста и писателя, который считал, что писать о катастрофах двадцатого века языком художественной литературы кощунственно.

Писательница призналась в первом своем интервью после получения премии в том, что на ее мировосприятие очень повлияла книга Алеся Адамовича «Я з вогненнай вескі», прочитанная еще в юности. От Быкова же она взяла не только гуманистическое начало, но и умение описывать страдания так, что они становятся метафизическими.

Когда ты читаешь Быкова – на душе темно и тяжело, как от горького лекарства. Когда читаешь Алексиевич – тебя охватывают ужас от понимания факта, каким кошмарным, оказывается, может быть мир вокруг тебя, и еще восхищение теми людьми, которым не только хватило мужества все это пережить, но и хватило душевных сил рассказать об этом.

Восхищения достойна и сама автор. Во-первых, за свое умение слушать и слышать. Удивительный факт: в книгах Светланы ее собственный голос звучит совсем негромко, не перебивая общего хода повествования и появляясь только тогда, когда это действительно нужно.

Во-вторых, за способность пережить столько боли, на выходе отдавая такие наполненные надеждой и верой в человечность произведения. В третьих, за то, что она дала многим понимание того факта, что главной и единственной константой, ценностью нашего существования является сама жизнь.

Важно

В ее книгах много смерти: от вражеской пули, радиации, безысходности — но в итоге это книги о жизни и подвиге «маленького человека», такого же, как и любой из нас.

Теперь немного о грустном. Удивительна способность некоторых наших известных личностей завидовать. Так, один из модных белорусских писателей несколько часов назад написал о том, что победа Алексиевич стала «поражением белорусскоязычной литературы». Сил нет даже объяснять что-то, честно говоря. Стыдно за такую постановку вопроса.

Стыдно и больно за то, что люди никак не могут осознать тот факт, что от языка, на котором написаны произведения, они не становятся литературными ценностями страны-соседа. Автор этого текста не становится российским журналистом оттого, что пишет статью по-русски.

И оттого, что первую премию в истории независимой Беларуси получила русскоязычный автор, эта премия не становится менее белорусской по своей сути. Потому что это книги о каждом из нас. Второй упрек автора этой жалобной сентенции в том, что «мы живем сейчас, а страна в которой мы живем, уже давно не Советский союз».

Но простите меня, уважаемый, чего стоит народ, забывший свою историю, свою боль, свои мучения, своих павших? А это наша история, какой бы она ни была: грустной ли, мучительно болезненной или какой-либо другой – она наша. Того, кто этого не понимает, остается только пожалеть.

Второй не слишком приятный момент — многие российские комментаторы утверждают, что присуждение Светлане Нобеля – дело политически ангажированное и якобы вызванное ее жесткой и четкой позицией по украинскому вопросу. Это можно легко опровергнуть: в списке фаворитов Алексиевич числилась еще в 2013 году, до начала кризиса на Украине.

В завершении хотелось бы с гордостью отметить, что теперь у Беларуси появился еще один яркий представитель, которого будут знать во всем мире. Эта премия, по сути, присуждена не только Светлане Алексиевич, но и всей белорусской литературе, в особенности ее наставникам – Василю Быкову и Алесю Адамовичу.

Есть надежда, что наша литература теперь будет вызывать живейший интерес у читателей всего мира, а с победой нашего автора мы наконец-то перестанем быть terra incognita для тех, кто живет за пределами восточной Европы.

Совет

Уверен, что в день получения награды, 10 декабря, с трибуны Шведской королевской академии будут звучать слова о нашей жизни, имена и строки наших знаменитых классиков. И наша страна по-настоящему достойна этого.

Окт 9, 2015Арамаис Миракян

Источник: https://irl.by/art/literature/svetlana-alexievich.html

Биография Светланы Алексиевич

После окончания университета с 1972 по 1973 год трудилась в газете “Маяк коммунизма” в городе Береза.

В 1973-1976 годах работала в республиканской “Сельской газете” в Минске.

В 1976-1984 годах — корреспондент, заведующая отделом очерка и публицистики литературно-художественного журнала “Неман” — органа Союза писателей Белоруссии. Литературную деятельность начала в 1975 году. Первой книгой Алексиевич стал сборник очерков “Я уехал из деревни”, в который вошли монологи людей, покинувших родные места.

В 1983 году она написала книгу “У войны — не женское лицо”, которая пролежала в издательстве два года. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. В 1985 году произведение почти одновременно вышло в журнале “Октябрь”, “Роман-газете”, в издательствах “Мастацкая літаратура” и “Советский писатель”, общий тираж составил два миллиона экземпляров.

В 1985 году вышла вторая книга Алексиевич “Последние свидетели (сто недетских рассказов)”. Следующая книга “Цинковые мальчики” (1989) — о советских солдатах на афганской войне. В 1993 году вышла ее книга “Зачарованные смертью”, в 1997 году была опубликована книга “Чернобыльская молитва”.

В 2013 году была издана книга “Время second-hand (Конец красного человека)”.

С начала 2000-х годов Алексиевич жила в эмиграции — в Италии, Франции, Германии.

Последние два года живет в Белоруссии.

Книги писательницы издавались в 19 странах — США, Великобритании, Болгарии, Вьетнаме, Германии, Индии, Франции, Швеции, Японии и др.

По произведениям Алексиевич сняты фильмы и поставлены театральные спектакли. Цикл документальных фильмов по книге “У войны — не женское лицо” отмечен Государственной премией СССР (1985).

Она является лауреатом премии Ленинского комсомола (1986), удостоена Литературной премии имени Николая Островского (1985), Литературной премии имени Константина Федина (1985), а также премии “Триумф” и премии имени Андрея Синявского (1998).

Обратите внимание

Среди ее иностранных наград — премия Курта Тухольского (Шведский ПЭН, 1996), немецкая премия “За лучшую политическую книгу” (1998), австрийская премия имени Гердера (1999), Премия мира Союза немецкой книготорговли (2013), польская премия “Перо Свободы” (2013), польская премия Рышарда Капустинского (2015) и др.

В 2014 году Алексиевич получила звание офицера французского ордена Искусств и литературы.

8 октября 2015 года Светлане Алексиевич присуждена Нобелевская премия по литературе.

Писательница была среди номинантов на Нобелевскую премию в 2013 и в 2014 годах.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20151008/1298857199.html

Алексиевич Светлана Александровна

Светлана Алексиевич (день рождения 31 мая, 1948 году) – русскоязычная писательница и журналистка из Белоруссии, награждённая Нобелевской премией за творчество в литературе.

Факты биографии детских и юношеских лет

Появилась на свет Светлана Александровна Алексиевич на украинской земле в городке Станислав (сейчас это Ивано-Франковск). Когда папу Александра уволили со службы, семейство перебралось в Белоруссию. Там родители устроились в школу учителями. Как рассказывает сама писательница, её детские годы прошли на хуторе в Винницкой области.

По окончанию среднего образования в 1965 году работала репортёром. Тогда для поступления в университет на журналистику требовался стаж работы по соответствующей специальности. С 1967 года Светлана Алексиевич успешно учится в университете. За период учёбы не раз ей присуждали звание лауреата всесоюзных и республиканских конкурсов среди студентов.

Дальнейшая биография

После университета её распределили в Брестскую область, в районную газету города Берёза. Спустя год она перебралась в республиканскую «Сельскую газету». С 1976 года стала возглавлять один из отделов журнала «Нёман», в котором проработала восемь лет.

Большое влияние на творчество Светланы Александровны Алексиевич оказали произведения Алеся Адамовича в жанре романа-свидтельства. Этот новый жанр «соборного романа» или «эпически-хоровой прозы» был придуман и разработан А. Адамовичем. Его необычный стиль указал начинающему литератору свою дорогу в художественной публицистике.

Творчество

Первая книга была написана ещё в 1976 году, но её набор рассыпали. Она называлась «Я уехал из деревни» и повествовала от лица деревенских жителей, которые уехали жить в город. Произведение не опубликовали, а Светлану Алексиевич обвинили в антиправительственных и антипартийных взглядах.

Известное произведение «У войны не женское лицо», вышедшее в 1984 году в журнальном варианте, составлено по воспоминаниям женщин – участниц войны. На сегодняшний день тираж этой книги достиг двух миллионов. В 1985 году вышла в печать книга «Сто недетских рассказов», написанная по воспоминаниям людей, переживших войну ребёнком. Она часто издавалась и многократно отмечена критикой.

В 1989 году была напечатана книга «Цинковые мальчики», написанная словами несчастных женщин, потерявших своих сыновей в Афгане. Для написания произведения Светлана Алексиевич 4 года собирала материалы, съездила на афганскую войну. За эту работу автора судили.

В 1993 году вышла в свет книга «Зачарованные смертью». Она повествует о людях, не нашедших своё место в современном мире без социалистической идеи. О тех, кто решил покончить жизнь самоубийством.

Через четыре года издана книга «Чернобыльская молитва», составленная из записей разговоров с очевидцами Чернобыльской аварии.

Читайте также:  Краткая биография нодье

Весь тираж зарубежных изданий превысил 4 миллиона, произведение получило три большие премии.

В 2013 году опубликована книга «Время секонд-хенд», рассказывающая об образовании типа «советского человека». Всё её творчество – документальное свидетельство наших далёких и близких бед.

Книги

1. Время секонд хэнд.

2. Зачарованные смертью.

3. Последние свидетели (сто недетских рассказов).

4. Последние свидетели. Соло для детского голоса.

5. У войны не женское лицо.

6. Цинковые мальчики.

7. Чернобыльская молитва. Хроника будущего.

Личная жизнь

По признанию писательницы, личная жизнь её сложилась как у многих, не очень счастливо. «Всё время печаль, ожидание чего-то…». Главное для неё сохранить внутри себя равновесие и дружелюбие к миру. В настоящее время писательница пишет книгу о любви. Она замечает, что любить людей ей становиться всё труднее.

Светлана Алексиевич взяла на воспитание дочку рано ушедшей из жизни сестры. Других детей в семье Светланы Алексиевич нет. В интервью с писательницей о личной жизни она предпочитает не распространяться. Даже в биографии, написанной самой Светланой Алексиевич, нет сведений о её личной жизни.

Последние два года Светлана Алексиевич живёт у себя на родине в городе Минске, хотя здесь её произведения не печатают и судят. По словам писательницы, ей хочется пожить дома, где все друг друга понимают на знаковом уровне. До этого она долго эмигрировала. Была в Италии, Германии, Франции, Швеции. Личная жизнь писательницы за границей – тайна за семью печатями.

О нобелевской премии

В октябре этого года Светлане Алексиевич присудили Нобелевскую премию. Её творчество назвали многоголосным, её произведения стали памятником страдания и мужества.

Сообщение о вручении Нобелевской премии Светлане Алексиевич было воспринято по-разному как в России, так и в Белоруссии. Многие думают о политической мотивации в выборе претендента.

Не смотря ни на что, это знаменательный факт в биографии Светланы Алексиевич.

О России, о Крыме, о Путине

При вручении Нобелевской премии Светлана Алексиевич подчеркнула, что о культуре России она ничего плохого сказать не может. Театр, балет, …- замечательный «русский мир», который она принимает. «Мир Берии, Сталина, Путина… – это чуждый мне мир, я не люблю его», – говорит писательница.

Она называет современную Россию ямой, бездной, имеющей ядерное оружие, сумасшедшие геополитические идеи и полную безграмотность в международном праве. Всё это внушает ей ощущение поражения.

Писательница осуждает политику России в отношении к Украине. Светлана Алексиевич, комментируя вооружённый конфликт, который произошёл в Крыму, говорит, что страшно, когда люди убивают друг друга. Она объясняет это тем, что за последние двести лет люди очень много воевали и жили очень плохо, всё это она откровенно отражает в своём творчестве.

Важно

Светлана Алексиевич – активная антисоветчица, известная своим осуждением внутренней и внешней политики российского главы Путина.

Источник: http://biografiivsem.ru/aleksievich-svetlana-aleksandrovna

Светлана Алексиевич: биография, личная жизнь, творчество, Нобелевская премия по литературе :

Светлана Александровна Алексиевич — писательница, лауреат множества российских, зарубежных и международных премий, в том числе и Нобелевской. По ее произведениям снято несколько фильмов. Книги Светланы Алексиевич посвящены самым трагическим страницам в нашей истории. А именно: ВОВ, афганской войне, Чернобыльской трагедии. Биография Светланы Алексиевич — тема сегодняшней статьи.

Ранние годы

Представляя вашему вниманию биографию Светланы Алексиевич, следует начать с того, что родилась она в 1948 году, в украинском городе Ивано-Франковске. Отец будущей писательницы был белорусом. Мать – украинкой. В начале пятидесятых годов отец был мобилизован, семья переехала в Белоруссию. Здесь родители работали учителями.

Детство и юность Алексиевич прошли в Гомельской области. Ещё в школе она начала писать стихи и небольшие заметки. После получения аттестата зрелости решила поступать на факультет журналистики.

Но в то время действовали правила, согласно которым прежде следовало проработать не менее двух лет в одной из редакций.

После окончания школы она устроилась работать корреспондентом в местную газету, позже поступила в Минский университет.

Начало журналистской деятельности

Творческая биография Светланы Алексиевич складывалась непросто. После окончания университета ее направили в Брестскую область. Здесь несколько лет она проработала журналистом в редакции местной газеты. В это же время преподавала в сельской школе. Следовало определиться с профессией.

Продолжить семейную традицию или посвятить себя писательству? Выбор был сделан в пользу литературного творчества. А оно не сулит стабильности и не гарантирует признание. Прошло много лет, прежде чем Алексеевич смогла создать собственный уникальный стиль.

Она написала несколько книг, которые сегодня всемирно известны, но в советское время печатать их не спешили.

Особенности творчества

Книги Светланы Алексиевич написаны в довольно необычной манере. Ее стиль представляет нечто среднее между художественным и публицистическим.

Сама же писательница утверждает, что формировался он под влиянием Алеся Адамовича – белорусского прозаика, автора таких произведений, как “Блокадная книга”, “Я – из огненной деревни”.

О том, в чём же заключаются особенности литературного стиля писательницы, сказано ниже. А пока в первую очередь назовем основные события из биографии Светланы Алексиевич.

В 1983 году Алексиевич приняли в Союз писателей Белоруссии. В это же время она написала одно из самых знаменитых своих произведений. Над книгой “У войны не женское лицо” Светлана Алексиевич работала много лет. Но издатели и цензоры не оценили ее труд. Книга подверглась многочисленным правкам и лишь в двухтысячных годах была издана в первоначальном виде.

О том, как складывалась творческая биография Светланы Алексиевич, расскажем на примере книг, созданных ею. Их не так много, но каждая вызывала резонанс в обществе. Алексеевич много лет провела за границей. Жила в Италии, Германии, Франции. Ее политические взгляды нельзя назвать пророссийскими. В прессе она не раз высказывалась довольно резко относительно важнейших событий последних лет.

Личная жизнь Светланы Алексиевич

О семье писательницы известно немного. Это неудивительно. Ведь Алексеевич не актриса и не телеведущая. Она писательница, которая создает литературу далеко не развлекательную. Известно, правда, что Алексиевич не замужем.

Большую часть жизни она посвятила публицистической деятельности. Согласно некоторым данным, Светлана Александровна Алексиевич когда-то давно оформила опекунство над дочерью своей умершей родственницы.

Родных детей у писательницы нет.

“У войны не женское лицо”

Светлана Алексиевич написала первую свою книгу в семидесятых. Это было публицистическое произведение “Я уехал из деревни”. Книга не была опубликована, начинающую писательницу обвинили в непонимании аграрной политики страны. Позже Алексеевич отказалась от доработки этого произведения и начала работу над новым.

В Советском Союзе не было семьи, которая б в сороковые годы не пережила бы потерь. Будущая писательница росла в небольшом населенном пункте, где слышались преимущественно женские голоса. Именно женщины рассказывали о войне, они вспоминали о ней и плакали. Неудивительно, что первое свое значительное произведение Алексеевич посвятила им.

Книга представляет собой собрание воспоминаний. Это рассказы фронтовичек: связистов, медиков, летчиц, саперов, снайперов. Женщинам на войне приходилось осваивать любые военные специальности.

Совет

Алексеевич, работая над этой книгой, посетила около ста городов, деревень и сел. Она общалась с бывшим фронтовичками, записывала их откровения.

Позже призналась, что в течение последующих лет безуспешно пыталась забыть страшные истории, которые услышала от них.

В Великой Отечественной войне участвовало около 800 тысяч женщин. Просились на фронт ещё больше. Феномен в истории. Ни в одной войне ранее не участвовало такое количество женщин. Книга Алексиевич наполнена множеством страшных деталей, которые сохранились в женской памяти. Но почему это произведение так долго отказывались издавать?

Цензура

В советские времена было создано множество хороших фильмов, написано ещё больше замечательных книг. Но в большей части из них советский солдат был лишен каких-либо человеческих слабостей. Это был неоспоримый герой, готовый бороться с фашизмом до последней капли крови. Но убить человека не так просто, даже если он оккупант.

Об этом свидетельствуют некоторые страницы из воспоминаний героинь Алексиевич. Например, история фронтовички, которая в возрасте 18 лет оказалась на фронте в качестве снайпера. Первый раз выстрелить в немца ей было непросто. Возникли неуместные мысли о том, что ее мишень – обычный человек. Подобных историй в книге Алексиевич немало.

А ещё в ней много натурализма, способного привести читателя в ужас.

Алексиевич обвинили в развенчании героического образа советской женщины. Грубым натурализмом она, согласно мнению работников цензуры, только унижала фронтовичек. Советский героизм был стерильным, он не имел связи ни с физиологией, ни с биологией.

“Последние свидетели”

Следующую книгу Алексиевич тоже посвятила теме войны. В “Последних свидетелях” она рассказала о тех, кому в 1941 году была от 5 до 12 лет. Когда началась работа над этой книгой, в Советском Союзе еще было много детей войны.

Сегодня их единицы. Один из журналистов назвал Светлану Алексиевич “хранительницей памяти”.

С этими словами сложно не согласиться, ведь благодаря ее книгам мы сегодня узнаем о том, о чём рассказать могли лишь люди, давно покинувшие этот мир.

В июне 1941 года в городе Бресте была уничтожена большая часть жителей. Те, что выжили, навсегда запомнили картину: на мостовой лежит убитая девочка, а рядом – кукла. Так начинается произведение Светланы Алексиевич. Но это далеко не самые страшные строки. Далее следуют воспоминания людей, извлеченные из глубины детской памяти.

Это истории, которые действительно страшно слушать. Даже если бы очевидцами событий являлись только взрослые люди.

При мысли же, что свидетелями нечеловеческой жестокости стали и дети, на которых даже, казалось бы, вполне обычное событие производит сильное впечатление, становится жутко.

Алексеевич полагает, что об этом нельзя забывать. Войны были, есть и будут. Быть может, тех, кто их развязывает, остановить способен детский плач?

“Цинковые мальчики”

В ВОВ погибло около 25 млн человек. И мужчины и женщины шли на фронт для того, чтобы спасти свою родную землю. Для чего и кому нужна была война, начавшаяся в 1979 году, и сегодня многим не очень понятно.

На протяжении 10 лет советские матери расставались с сыновьями. Увидеть снова своих детей довелось не всем. Солдаты возвращались в цинковых гробах, а если и живые, то уже не те, что были раньше.

Домой приезжали инвалиды, люди с искореженными судьбами.

При создании книги “Цинковые мальчики” Светлана Алексиевич работала по привычной для себя схеме. То есть опрашивала обычных людей.

Обратите внимание

Как и прежде, беседовала в основном с женщинами – с матерями погибших или выживших солдат. Тех, что прошли Афганистан, в 80-е годы называли воинам-интернационалистам.

На самом деле многие из них были людьми с нарушенной психикой, у которых смерть и убийство уже не вызывали никаких эмоций.

Правды об этой войне тогда простые люди не знали. Она была не нужна. Когда вышла в свет книга Алексиевич, на писательницу обрушился шквал критики. Матери, которые давали интервью, отказались от своих слов.

Алексиевич обвинили во вранье и клевете. Скорее всего, солдатские матери попали под давление сотрудников государственных служб.

По книге “Цинковые мальчики” Светланы Алексиевич создано несколько театральных постановок и два документальных фильма.

“Зачарованные смертью”

В августе 1991 года в Москве произошло событие, которое повлияло на ход истории, причём не только отечественной, но и всемирной. Спустя несколько месяцев огромной многонациональной страны не стало.

Изменения коснулись всех сфер человеческой деятельности. Такие перемены пережить непросто, как следствие – огромное число самоубийств. Об этом книга “Зачарованные смертью”.

В произведении рассказано как о знаменитых людях, так и об обычных.

“Чернобыльская молитва”

Авария, произошедшая в 1986 году, унесла множество человеческих жизней. От последствий трагедии в Припяти страдают и сегодня многие.

Книга “Чернобыльская молитва” Светланы Алексиевич вышла в свет в 1997 году. Самые трагические страницы посвящены пожарным, которые были вызваны на станцию 26 апреля.

По мотивам “Чернобыльской молитвы” Светланы Алексиевич снято несколько художественных и документальных фильмов.

Важно

Это произведение вызвало множество положительных отзывов зарубежных критиков. Среди достоинств книги, по мнению одного из них, является то, что автор не навязывает своего мнения, не выдвигает обвинений, а предоставляет читателю возможность сформировать собственную точку зрения.

Нобелевскую премию Светлана Алексиевич получила в 2015 году. Международной награды она была удостоена за созданный ею памятник страданию и мужеству в наше время.

Источник: https://www.syl.ru/article/341616/svetlana-aleksievich-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo-nobelevskaya-premiya-po-literature

Ссылка на основную публикацию