Краткая биография антокольский

Антокольский Марк Матвеевич — биография скульптора, личная жизнь, скульптуры

Работы Марка Антокольского — неоднозначные и новаторские для своего времени — критика принимала не всегда. Однако скульптор не сдавался: он участвовал в конкурсах и выставках, обращался к разным сюжетам и ездил за границу искать вдохновения и свободу самовыражения. Антокольский стал известен еще до 30 лет, когда скульптуру его авторства купил для Эрмитажа Александр II.

Слишком смелый для Академии художеств

Марк Антокольский родился 2 ноября 1843 года в Вильне (сегодня — Вильнюс) в многодетной еврейской семье. Его родители держали небольшой трактир на одной из центральных улиц города, но денег в семье все равно было недостаточно. Кроме Марка у Антокольских было еще шестеро детей — он был самым младшим.

Желание рисовать появилось у Марка Антокольского еще в детстве.

За первый художественный опыт — мальчик разрисовал отцовскую, только что побеленную печь — его наказали, да и в целом родители не поощряли увлечение сына.

В своей автобиографии скульптор писал: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю, а писать мне о нем тяжело. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех».

Обратите внимание

Когда Антокольский подрос, его отдали подмастерьем к резчику по дереву. Однажды его работы увидела жена виленского генерал-губернатора Анастасия Назимова. Благодаря ее протекции, Марка Антокольского взяли в Академию художеств — в 1862 году он стал вольнослушателем в классах по скульптуре.

Во время учебы в Академии он сблизился с Иваном Крамским, Владимиром Стасовым, Модестом Мусоргским. Тогда же подружился и с Ильей Репиным, который оказал большое влияние на юного скульптора.

В 1864 году Марк Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год — за «Скупого» из слоновой кости. В 1868 году Антокольский закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, — восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев».

Этим горельефом Антокольский показал, как можно перенести действие из открытого пространства в замкнутое — до него такое было возможно только в живописи.

«Из всего созданного Антокольским не было у него задачи более великой, сильной и обширной: тут шла речь об угнетении, о несчастной участи целого племени, затоптанного и мучимого, и сверх того Антокольский пробовал здесь и со стороны чисто художественной нечто совершенно новое и небывалое».

Эскиз композиции, выставленный на очередном экзамене, руководство Академии не одобрило — слишком смело. Он стал опасаться провала на выпускном экзамене. Чтобы его не отчислили, Антокольский в 1868 году отправился в Берлин.

«…Заснул бедным, встал богатым»

«Даль всегда заманчива… Мое воображение сильно работало: мне казалось, что там все такие ученые, так хорошо понимают искусство… О, там не дадут мне упасть», — писал Антокольский.

В столице Германии он полгода занимался под руководством немецкого скульптора Рейнгольда Бегаса. Однако в берлинской Академии Марк Антокольский разочаровался: здесь так же, как и в Петербурге, царил академизм.

Свободу самовыражения, которую он хотел найти за границей, сдерживали рамки негласных правил. В ноябре 1868 году Антокольский вернулся обратно в Россию.

Однако Марк Антокольский все-таки решил принять участие в конкурсе Академии. Он создал статую Иоанна Грозного. Автору предоставили скульптурные классы, но вскоре ему пришлось менять помещение: из канцелярии Академии пришел приказ немедленно освободить мастерскую.

Важно

Антокольский переезжал на другой этаж, и, чтобы перенести глиняную фигуру, ее пришлось разрезать на части. На ноябрьскую выставку скульптор не попал: он успел закончить работу только в феврале 1871 года.

Зато Антокольский пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну — президента Академии. Фигура царя так понравилась ей, что по ее просьбе мастерскую посетил сам император Александр II.

Он же и приобрел бронзовую статую для Эрмитажа за 8000 рублей — по тем временам это были очень большие деньги. Через четыре дня после визита императора Антокольскому присвоили звание академика.

«Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным», — вспоминал скульптор. В это время он познакомился с Иваном Тургеневым, Константином Кавелиным, Сергеем Боткиным и другими. Вскоре его имя стало известно и за границей: гипсовую копию «Иоанна Грозного» приобрел Кенсингтонский музей.

Антокольский — почетный член западноевропейских академий

В апреле 1872 года Антокольский отправился в Италию. В Риме он создал второе свое крупное произведение — статую «Петр Первый». Замысел родился еще в Петербурге, во время работы над скульптурой Грозного.

Автор писал: «Мне хотелось олицетворить две совершенно противоположные черты русской истории. Мне казалось, что эти, столь чуждые один другому, образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное».

Впервые готовую работу увидели посетители Всероссийской политехнической выставки в Москве. Критики не оценили статую, и ее вернули автору в Рим.

А через пять лет после ее создания, в 1878 году, бронзовую версию «Петра Первого» показали на Всемирной выставке в Париже — и это был успех.

По указу российского правительства скульптуру установили в Петергофе перед любимым дворцом Петра I Монплезир, а позже на ее основе были созданы памятники царю в Таганроге и Архангельске.

В 1874 году Антокольский приступил к работе над статуями «Христос перед судом народа» и «Смерть Сократа». В фигуре Христа Антокольский стремился показать его «восставшим за правду, за братство, за свободу».

Его образ Антокольский трактовал с позиции человека: бытовые детали — хитон, восточная шапочка, сандалии — разрушили традиционный облик Христа.

К этому психологическому образу потом обратились художники Иван Крамской, Николай Ге, Василий Поленов.

Совет

В 1876 году Антокольский перебрался в Париж, где прожил почти безвыездно до конца жизни.

В Рим он возвращался, только чтобы завершить скульптуру «Сократ», создать надгробный памятник княгини Марии Оболенской, барельеф «Безвозвратная потеря» и другие работы.

В 1878 году в Париже на Всемирной выставке ему присудили высшую награду и орден Почетного легиона. Вскоре Антокольского избрали почетным членом Венской, Берлинской, Лондонской академий. В 1880 году в Петербурге скульптору присвоили звание профессора.

Парижская жизнь кипела. Антокольский вместе с Иваном Тургеневым и Алексеем Боголюбовым образовал «Художественный кружок». В этом же году он вылепил горельеф «Иоанн Креститель», а 1879 году приступил к статуе «Мефистофель».

В 80-е годы XIX века Марк Антокольский снова обратился к темам русской истории. В 1889 году он закончил скульптуру «Нестор-летописец», и почти одновременно с ней — бронзовую статую «Ермак» и горельеф «Ярослав Мудрый».

Под конец жизни Марк Антокольский из-за финансовой нужды был вынужден распродать на аукционе в Париже всю свою коллекцию антикварных вещей и часть собственных произведений. Умер он в Гамбурге в 1902 году (по другим версиям во Франкфурте-на-Майне). Похоронили скульптора на Преображенском еврейском кладбище в Петербурге.

Источник: https://www.culture.ru/persons/9427/mark-antokolskii

Павел Антокольский: краткая биография и творчество

Антокольский Павел Григорьевич – поэт (1.7. (19.6.) 1896 Санкт-Петербург — 9.10. 1978 Москва). Отец его был юристом.

В 1904 году семья Антокольского переехала в Москву; Павел Григорьевич некоторое время изучал юриспруденцию в Московском университете; затем, в 1919-34 годах, работал режиссером в драматической студии, которой руководил Е. Вахтангов. После этого Павел Антокольский работал в театре им.

Вахтангова; в 1923 и 1928 годах принимал участие в гастрольных поездках театра за границу; одновременно писал стихи, которые начали публиковаться с 1921 года, но обратили на себя мало внимания из-за их романтической отдаленности от эпохи.

Обратите внимание

С 30-х гг. Павел Антокольский уже приспособился к партийным требованиям, во время второй мировой войны он руководил фронтовым театром, а в 1943 году вступил в КПСС.

За поэму “Сын” (1943), которая была высоко оценена критикой, выделявшей ее из всего написанного Антокольским и всей советской военной лирики, он получил Сталинскую премию за 1943/44 (2-й ст.).

Павел Григорьевич преподавал в Литературном институте, где в 1949 году подвергся резкой критике.

Оттепель отняла у Антокольского многие иллюзии, но позиция его оставалась колеблющейся. С одной стороны, он признал свою долю в общей вине, с другой — присоединился позже к догматикам сталинского толка («Литературная газета», 1957, 22.

5); но, однако, был в числе подписавших письма в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля, Ю. Галанскова, А. Солженицына. Павел Антокольский, который был делегатом всех съездов Союза писателей с 1934 по 1976 гг., входил с 1971 года в секретариат Союза писателей СССР.

В 1955-64 он был членом редколлегии журнала «Дружба народов». Жил в Москве.

В поэзии Павла Антокольского 20-х и начала 30-х гг. преобладает историческая тематика, особенно — революционное движение во Франции и Германии. В 30-х гг.

в его творчестве чаще находят себе место темы, навеянные современной действительностью, впечатления от пребывания на Кавказе и отображение духовного мира России, а также переводы с армянского и грузинского языков. Боль, причиненная гибелью сына, побудила Антокольского написать патриотически-патетическую поэму “Сын“.

В сборнике “Высокое напряжение” (1962)  Павел Григорьевич возвращается к тематике европейского искусства , не признающего времени и государственных границ (Шекспир, Микеланджело, М. Цветаева, Пикассо).

Важно

В сборнике стихов “Четвертое измерение” (1964) Антокольский, пытаясь через лирический образ глубже проникнуть в истинную сущность времени, описывает «образ времени, необратимого, улетающего и все же навсегда запечатлевающего свои следы в трехмерном мире» (Д. Самойлов).

В этот же сборник он включил свою короткую лирическую пьесу 20-х гг. “Пожар в театре“, где главный герой — Поэт — напоминает Александра Блока. Кроме лирики им написан ряд прозаических произведений, сказки, сборник путевых заметок о Вьетнаме (1958), многочисленные статьи о поэтах, особенно о Пушкине.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века – М.: РИК “Культура”, 1996

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/pavel_antokolskij_kratkaja_biografija_i_tvorchestvo/63-1-0-736

Скульптор Марк Антокольский. Известные скульптуры, памятники, биография

Марк Матвеевич Антокольский [21.10(2.11).1843, Вильнюс, — 26.6(9.7). 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (ныне в ФРГ)], — выдающийся русский скульптор.

Марк Антокольский в своём творчестве искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Наиболее значительны произведения скульптора на исторические темы, в которых отразились патриотические, гражданские устремления , его тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей.

Напряжённым драматизмом психологического строя отличается статуя “Иван Грозный” (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская галерея). Образ дальновидного и решительного преобразователя России создал Марк Антокольский в статуе Петра I (гипсовый экземпляр 1872 утрачен; бронза, Русский музей и Третьяковская галерея).

Марком Антокольским исполнены также статуи “Нестор-летописец” (мрамор, 1889) и “Ермак” (бронза, 1891; обе — Русский музей).

Ряд произведений Марк Антокольский посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе идеалов справедливости и правды (“Христос перед судом народа”, бронза, 1874, Русский музей; мрамор, 1876, Третьяковская галерея; “Мефистофель”, мрамор, 1883, Русский музей).

статуя “Иван Грозный”

“Мефистофель”.

Христос

Ермак


ХРИСТИАНСКАЯ МУЧЕНИЦА “НЕ ОТ МИРА СЕГО”

Смерть Сократа

Нестор-летописец

Спиноза

Статуя “Петр Первый

Русалка

* смотрите также образ этого мифологического персонажа на подборке картинки русалок

Биография Антокольского

Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902) наиболее значительный русский скульптор второй половины XIX века. Его творчество не утратило своего значения и в наши дни. Идеи гражданственности и патриотизма, нашедшие образное воплощение в лучших работах этого замечательного скульптора, глубоко волнуют советского зрителя.

Антокольский родился в Вильне (Вильнюсе) в небогатой еврейской семье. Его художественное дарование проявилось в раннем возрасте, и он был отдан родителями на учение в мастерскую резчика по дереву.

Около трех лет трудился юноша под руководством виленских резчиков по дереву, выполняя иконостасы для церквей. Па его работы обратили внимание местные влиятельные лица, и на их средства Антокольский поехал в Петербург.

Здесь он поступил вольнослушателем в Академию художеств.

Совет

Первым его руководителем стал известный скульптор Н. С. Пименов. После смерти Пименова Антокольский занимался в мастерской гравера и скульптора И. И. Реймерса. Еще в годы пребывания в Академии Антокольский сблизился с молодым И. Е. Репиным, И. Н. Крамским, В. В.

Читайте также:  Краткая биография мурасаки

Стасовым, композиторами А. Н. Серовым и М. П. Мусоргским и другими выдающимися деятелями передового демократического лагеря русской культуры. Под их воздействием Антокольский стал убежденным реалистом-демократом.

Идейность содержания, стремление к художественной правде явились основой его взглядов на искусство.

“Правда в искусстве – выше всего, – писал Антокольский В. В Стасову, – но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы, и тогда только создание может быть истинным”.

Уже в произведениях, созданных в период академической учебы – горельефах “Еврей-портной” (1864), “Еврей-скупой” (1865), “Нападение испанской инквизиции на евреев” (1863-1869), Антокольский, отбросив далекие от жизни традиции Академии, показал себя художником, ищущим новой, оригинальной трактовки жанровых и исторических сюжетов. В начале 1870-х годов Антокольский создал одно из самых значительных своих произведений статую Ивана Грозного, которая была экспонирована на Первой передвижной выставке. Эта статуя изображала Грозного в минуту мучительных раздумий, после чтения синодика – книги, в которую царь для поминания записывал имена казненных врагов.

Работая над “Иваном Грозным”, скульптор основательно подорвал здоровье и поэтому после окончания Академии вынужден был уехать лечиться за границу. Живя в Риме, он создал второе крупное произведение – статую “Петр Первый” (1872).

Образ дальновидного и решительного преобразователя России Антокольский как бы противопоставил психологически противоречивому образу Грозного. Созданная к 200-летпю со дня рождения Петра, эта статуя послужила проектом памятника, установленного в Таганроге и Архангельске.

Меньший ее вариант украсил Нижний парк Петродворца (Петергоф).

В годы пребывания за границей Антокольский обращался к темам морально-философского содержания (“Христос перед судом народа”, 1874 1876; “Смерть Сократа”, 1876; “Спиноза”, 1882; “Мефистофель”, 1883, и другие).

Наиболее удачное из произведений этого плана – “Христос перед судом народа”, в котором скульптор стремился показать Христа реформатором, “восставшим за правду, за братство, за свободу”. В последние годы творчества Антокольский вновь обращается к темам русской истории.

Обратите внимание

В 1889 году им была закончена статуя “Нестор-летописец”. Почти одновременно с этой работой он исполнил статую “Ермак Тимофеевич” и горельеф “Ярослав Мудрый”.

Антокольский не раз принимал участие в конкурсах на проекты монументальных памятников (например, на памятник Пушкину). Им был исполнен ряд надгробий. Много времени уделял он портрету (портреты В. В. Стасова, С. П. Боткина, И. С. Тургенева и др.). Умер Антокольский в Германии, но похоронен был в Петербурге.

До конца своих дней он оставался верен Родине. “Вся душа моя, – писал он Стасову, принадлежит той стране, где я родился и с которою свыкся. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит.

Вот почему все, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка Русь вскормила меня…”

Творчество Антокольского, сформировавшееся в пору революционно-демократического подъема России 60-х годов, а позднее всем своим содержанием связанное с идеями передвижничества, представляет замечательное явление в истории русского искусства.

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1973 год

Источник: http://www.artcontext.info/articles-about-art/904-antokolskiy.html

Биография художника Антокольский Марк Матвеевич

Скульптор, график

Родился в семье трактирщика. С ранних лет занимался резьбой по дереву, кости, металлу. В 1862–1868 в качестве вольнослушающего учился на скульптурном отделении ИАХ, сначала у Н. С. Пименова, с 1863 — у И. И. Реймерса.

За учебные работы неоднократно отмечался медалями: в 1864 был награжден малой серебряной медалью за горельеф «Еврей-портной.

Вечерний труд старика» (дерево), в 1865 — большой серебряной медалью за горельеф «Еврей скупой» (слоновая кость), в 1868 — малой серебряной медалью за лепку с натуры. С 1865 являлся стипендиатом Его Императорского Величества.

Важно

В 1868 уехал в Берлин, где в течение полугода занимался под руководством немецкого скульптора Р. Бегаса. Одновременно посещал классы Королевской Академии художеств. В 1871 за статую «Царь Иван Васильевич» был удостоен звания академика ИАХ.

В том же году по состоянию здоровья окончательно покинул Россию, в 1871–1877 жил в Риме, с 1877 — в Париже.

Неоднократно приезжал в Россию по делам, связанным с творческой и выставочной деятельностью, посещал Петербург, Вильно, Абрамцево под Москвой. Был дружен с В. В. Стасовым и И. Н. Крамским, во многом разделял их взгляды на искусство.

В своих статях и письмах, собранных под редакцией Стасова в 1905, призывал к искусству духовно-преображающему, критикуя современную цивилизацию.

Занимался станковой и монументальной скульптурой, обращался к скульптуре малых форм.

Наибольшей известности достиг композициями и статуями, посвященным историческим («Петр I», 1872; «Царь Иоанн Васильевич Грозный», 1875, «Нестор-летописец», 1890) и морально-философским («Христос», 1876; «Мефистофель», 1883; «Христианская мученица (Не от мира сего) «, 1887) темам. Выполнил ряд портретов (В. В. Стасова, 1873; С. П.

 Боткина, 1874; С. С. Полякова, 1877; М. Г. Гинцбурга, 1878; И. С. Тургенева, 1880; императрицы Александры Федоровны, 1896). В 1875 участвовал в конкурсе на памятник А. С. Пушкину в Москве, работал над эскизами конных монументов для Александровского моста в Петербурге (проект не осуществлен). Создал надгробия княгини М. А.

 Оболенской на кладбище Монте Тестаччо в Риме (1875–1877), востоковеда А. В. Ханыкова на кладбище Пер-Лашез в Париже (1879), княгини Т. Н. Юсуповой для усадьбы Архангельское (1888), поэта С. Я. Надсона на некрополе «Литераторские мостки» Волкова кладбища в Петербурге (1891).

Совет

Принимал участие в академических выставках (1862–1900, с перерывами), 1-й выставке ТПХВ (1871/1872), выставках Парижского салона (1881–1884, с перерывами), международных выставках в Париже (1867, 1878, 1900), Лондоне (1872), Мюнхене (1892), Берлине (1896), Вене (1898) и других. Провел персональные выставки в Петербурге (1872, 1880, 1893) и Париже (начало 1890-х).

В 1880 был удостоен звания профессора скульптуры. С 1893 — действительный член ИАХ. Член Академии изящных искусств в Париже, Королевской Академии художеств в Берлине, Института искусства в Урбино. Кавалер ордена Почетного легиона.

Похоронен на Преображенском кладбище в Петербурге.

Ретроспективные выставки Антокольского состоялись в 1910 в Париже и в 1994 в Петербурге.

Антокольский — выдающийся скульптор второй половины XIX века. В своем творчестве искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Ранние произведения скульптора посвящены характерным типажам еврейского местечкового быта.

Им присущи «живой» натурализм и добродушный юмор. В работах зрелого периода на исторические сюжеты сумел соединить правду бытовой детали с историко-философскими обобщениями.

Произведениям Антокольского присуща мастерская моделировка формы — то широкая, пластически ясная, то, напротив, изысканно-гибкая, «живая», предвосхищающая скульптуру символизма.

Творчество скульптора представлено во многих музейных собраниях — в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Государственном Историческом музее, Киевском музее русского искусства, Национальном музее в Варшаве и других.

Источник: https://artinvestment.ru/auctions/286/biography.html

Антокольский марк матвеевич

Российский деятель культуры, скульптор. Профессор (1880), действительный член Петербургской Академии художеств (1893). Был избран в почетные члены Парижской, Берлинской и Урбинской академий художеств. Кавалер (1878), командор (1900) французского ордена Почетного легиона.

Антокольский родился в 1843 году в небогатой еврейской семье, в которой кроме него было еще шестеро детей. С детства проявлял интерес к скульптуре – лепил и вырезал из дерева фигурки,  и в 1859 году его отдали учиться в мастерскую резчика по дереву.

Жена виленского генерал-губернатора А.А.Назимова заметила одну из его работ и содействовала переезду Антокольского в Петербург, где по рекомендации профессора Академии художеств Н.С.

Пименова будущему скульптору разрешили посещать вольнослушателем скульптурный класс Академии.

Обратите внимание

В годы учебы  Антокольский сблизился с И.И.Шишкиным, В.М.Васнецовым, А.Н.Серовым, М.П.Мусоргским, И.Е.Репиным, В.В.Стасовым. На него повлияло и знакомство с И.Н.Крамским, возглавившим Артель художников. Скульптурные работы Антокольского отличают реалистичность и глубокий психологизм, он выступал за отказ от академичности и салонного искусства.

В 1864 году его работа «Еврей-портной» была отмечена Второй серебряной медалью, а горельеф 1865 года «Скупой» – Первой серебряной медалью. В годы учения, чтобы прокормиться, Антокольский был вынужден работать в токарной мастерской, вырезая номера на бильярдных шарах.

В 1870 году для участия в конкурсе работ скульптор добивается звания почетного гражданина, дававшего возможность избрать профессию художника.

Созданная в 1870 году скульптура «Иван Грозный» привлекла к Антокольскому внимание великой княгини Марии Николаевны и Александра II, который приобрел статую для Эрмитажа.

Это произведение становится первым в ряду образов персонажей отечественной истории.

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский был вынужден по состоянию здоровью уехать за границу, в Рим и Париж. В Риме он работает над статуей Петра I (1872). Там же скульптор знакомится с семьей мецената С.И.Мамонтова и со временем становится активным участником «Абрамцевского кружка».

В 1874 году Антокольский создает скульптуру «Христос перед судом народа». Образ, созданный скульптором в этой работе, вдохновлял таких художников, как Крамской, Ге, Поленов и др. Сам Антокольский писал о ней: “В статуе я хотел создать тишину и глубину, внешнюю простоту с внутренней глубиной…”

В эти же годы Антокольский обращается к мемориальной скульптуре (надгробие М.А.Оболенской), а также работает над портретами В.В.Стасова, И.С.Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.И.Мамонтова и др.

Важно

В 1878 году скульптор принял участие в Международной выставке в Париже, на которой был удостоен большой золотой медали, ордена Почетного легиона и избран членом-корреспондентом Парижской Академии художеств.

В 1880-х годах в творчестве Антокольского возрождается историческая тема. В этот период он создает одну из самых известных работ – «Нестор-летописец» (1889). В 1891 году были закончены бронзовая статуя «Ермак» и майолика «Ярослав Мудрый».

В 1893 году в Петербурге состоялась персональная выставка произведений Антокольского, однако многие из его работ не были приняты публикой. Антокольский уезжает в Париж, где обращается к малой форме. В это время были созданы такие произведения, как «Сон», «Русалка».

Похоронен скульптор в Санкт-Петербурге.

Основные работы:

«Еврей-портной» (1864)

«Скупой» (1865)

«Иван Грозный» (1870)

«Петр Великий» (1872)

Портрет В.В.Стасова (1883)

«Христос перед судом народа» (1874)

«Смерть Сократа» (1875)

Портрет И.С.Тургенева (1880)

«Мефистофель» (1883)

«Нестор-летописец» (1889)

«Ярослав Мудрый» (1891)

«Ермак» (1891)

Нестор-летописец. 1889 г.

Христос перед судом народа. 1874 г.

Награды

  • Кавалер (1878), командор (1900) французского ордена Почетного легиона

Литература

  • Варшавский Л. Р. Антокольский Марк Матвеевич. М.-Л., 1944.
  • Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971.
  • Марк Матвеевич Антокольский: его жизнь, творения, письма и статьи / Под ред. В. В. Стасова. СПб.-М., 1905.
  • Шалимова В. П. Марк Матвеевич Антокольский. Л., 1970.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/antokolskii_mark_matvieievich

Антокольский Павел Григорьевич – краткая биография

Категория: Краткие биографии Actionteaser.ru – тизерная реклама

Антокольский Павел Григорьевич (1896 – 1978), поэт, переводчик. Родился 19 июня (1 июля н.с.) в Петербурге в семье адвоката. Главным увлечением детства было рисование акварелью и цветными карандашами. В 1904 семья переехала в Москву, где в скором времени будущий поэт поступил в частную гимназию.

В старших классах началось его увлечение поэзией, театром, декламацией. Он вел к тому же рукописный журнал. Окончив гимназию в 1914, через год он поступил на юридический факультет Московского университета, но ему не суждено было стать юристом. Его судьбу решили занятия в Студенческой драматической студии, которой руководил Е. Вахтангов.

Он стал актером, затем – до середины 1930-х – режиссером в Театре им. Е. Вахтангова. С началом революции служил в жилотделе Моссовета ради сохранения Студии, которая скоро превратилась в Театр Народа у Каменного моста. В 1918 странствовал с бригадой актеров по фронтовым дорогам Западного фронта, затем служил в разных московских театрах.

В 1920 стал посещать “Кафе поэтов” на Тверской, где встретился с В. Брюсовым, которому понравились стихи Антокольского, и он напечатал их в альманахе “Художественное слово” (1921). Первая книга “Стихотворения” была издана в 1922.

Читайте также:  Сочинения об авторе алексиевич

На протяжении 1920 – 30 опубликовал несколько поэтических сборников: “3апад”(1926), “Действующие лица” (1932), “Большие расстояния” (1936), “Пушкинский год” (1938) и др. В годы Отечественной войны Антокольский был корреспондентом фронтовых газет, руководил труппой фронтового театра. В 1943 была создана поэма “Сын”, посвященная памяти сына, погибшего на фронте. Творчество П.

Антокольского наиболее полно представлено в книгах: “Мастерская” (1958), “Высокое напряжение” (1962), “Четвертое измерение” (1964), “Время” (1973), “Конец века” (1977) и др. Антокольскому принадлежит несколько книг статей и воспоминаний: “Поэты и время” (1957), “Пути поэтов” (1965), “Сказки времени” (1971).

Антокольский известен и как прекрасный переводчик французской поэзии, а также поэтов Грузии, Азербайджана, Армении и др. Прожил долгую жизнь, П. Антокольский скончался в 1978 в Москве.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.



Содержание повести Пушкина «Капитанская дочка» нам всем хорошо известно — это воспоминания пожилого офицера, Петра Андреевича Гринева, о своей молодости, о пугачевском восстании, тех исторических событиях, невольным участником которых он оказался. Однако смысл «Капитанской дочки» более глубок, более тонок, более сакраментален. Смысл этот открывается при более внимательном чтении произведения, в процессе которого взаимоотношения двух героев — Гринева и Пугачева — предстают как величайший акт мило

Совет

Мир, в котором мы живем, во многом зависит от того, настроен человек на добро или зло. Большинство людей реагирует на одни и те же ситуации по-разному — в зависимости от настроения.

Если они устали или раздражены, то все представляется в черном свете, если же радостны — вокруг тоже сияет солнце и поют птицы.

Однако есть и такие люди, которые могут почувствовать теплоту солнечных лучей и услышать пение птиц независимо от своего настроения и состояния. Таким людям неведомы злоба и ненависть, завис

Салтыкова-Щедрина интересует отношение народа к власти, самодержавию. Ведь, бунтуя против отдельных представителей власти на местах, народ посылал ходоков к правителям.

Многовековая вера в доброго царя жила после утраты веры в мудрого и честного помещика: «Но глуповцы тоже были себе на уме. Энергии действия они с большою находчивостью противопоставили энергию бездействия».

«И упорно стояли при этом на коленах… Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленах не могли». И все же бывали времена, к

…Но как на свете без любви прожить?     Из песни     В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман “Отцы и дети”, который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи.

Злободневность произведения заключается в том, что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром доказывает “торжество демократизма над а

Казачий атаман. Именно он сопровождает императора Александра Павловича во время поездки в Англию. В отличие от императора, П. показан нам как патриот своей страны.

Он уверен, что русские мастера смогут сделать вещь более удивительную, чем танцующая блоха. Именно он разоблачает англичан, когда отворачивает замок у английского пистолета и видит там надпись с именем русского мастера. Из-за своего прямодушия П.

Обратите внимание

теряет хорошее расположение Николая Павловича. Примечательно то, что П. не признает лично

Роман «Евгения Гранде» начинает формироваться в сознании Бальзака тогда, когда уже намечен план создания «Человеческой комедии», продолжая работу, таким образом, над созданием образов той ярмарки тщеславия, которая частично была раскрыта в его предыдущих произведениях, объединяющихся в цикл. Именно поэтому данный роман воспринимается, как произведение цельное, логически законченное, завершенное. История честного виноградаря, который при накоплении богатства не может справиться с искушением, чтоб

Одні думають, що щастя невловимо. Інші намагаються знайти його в гроші, роботу, дітей, допомоги іншим людям. Однак не треба бути семи п'ядей у чолі, щоб зрозуміти: людина швидко звикає до всього.

Немає такої суми грошей, яка зробила б людину щасливою назавжди, так само як і з дітьми, друзями, роботою можуть виникнути проблеми, які від нас не залежать. І все ж, незважаючи ні на. кожен може згадати хвилини, коли він був дійсно щасливий.

Забавно, коли ми говоримо про щастя у майбутньому часі, воно з

Н.А Некрасов великий русский поэт, создал множество произведений, посвященных народу. Тяжелая крестьянская доля, непосильный труд, бесправие – вот те проблемы, которые поднимал автор в своем творчестве.

    Протест против царящих в стране общественных порядков Некрасов открыто высказал в поэме «Кому на Руси жить хорошо», ставшей гимном высокой гражданственности.

    Семеро странников отправляются в путь в поисках «счастливого» и встречаются во время путешествия с простыми людьми, которые рассказ

Чарльз ДиккенсХолодный домДетство Эстер Саммерстон проходит в Виндзоре, в доме её крестной, мисс Барбери.

Важно

Девочка чувствует себя одинокой и часто приговаривает, обращаясь к своему лучшему другу, румяной кукле: «Ты же отлично знаешь, куколка, что я дурочка, так будь добра, не сердись на меня».

Эстер стремится узнать тайну своего происхождения и умоляет крестную рассказать хоть что-нибудь о матери. Однажды мисс Барбери не выдерживает и сурово произносит: «Твоя мать покрыла себя позором, а ты навле

Маша Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести.     Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое
Биографии:{module Биографии} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/biografii/16752-antokolskij-pavel-grigorevich-kratkaya-biografiya.html

Марк Антокольский

“Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила меня”, – писал Антокольский В. В. Стасову.

Антокольский Марк Матвеевич (1843-1902). Крупнейший скульптор России второй половины XIX века Марк Матвеевич Антокольский родился в 1843 году в небогатой многодетной еврейской семье.

Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих, которым было чуждо его влечение, мальчик отдавался любимому занятию – лепил или вырезал небольшие фигурки. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву.

С 1862 года он – вольнослушатель Петербургской Академии художеств. В Петербурге художник сближается с передовыми представителями русской культуры: И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, М. П. Мусоргским, становится другом И. Е. Репина. Учился Антокольский в классе Н. С.

Пименова, а после его смерти у гравера и скульптора И. И. Реймерса. Уже первые горельефы “Еврей-портной” (1864, ГРМ) и “Еврей-скупой” (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника. “Таких вещей, – писал В.

Стасов, – у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками… как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях… Но теперь большое было бы счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в пустыне”.

Психологизм, свойственный первым жанровым работам, Антокольский не утрачивает и когда обращается к историческому сюжету в горельефе “Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху” (1869, ГТГ).

Иван Грозный – АнтокольскогоВехой в творчестве Антокольского явилась статуя “Иван Грозный” (1871, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ; гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной выставке.

Совет

Образ “мучителя и мученика”, как называл Ивана Грозного Антокольский, безусловно, сложился под влиянием передового национального искусства и литературы. Успех произведения был грандиозным.

Академия удостоила Антокольского звания академика: о нем заговорили как о мастере, явившемся в русское искусство “с таким необычайным почином, который есть следствие не одного

только крупного таланта, но гораздо еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли”. Лишенная канонической риторики, скульптура “Иван Грозный” по-настоящему драматична реалистической передачей “духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля”.

Триумф Антокольского был необычайным. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов. В 1871 году, после окончания Академии, по состоянию здоровья Антокольский вынужден отправиться за границу – в Рим и Париж, оттуда он лишь изредка приезжает на родину.

Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России. “Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит.

Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила меня”, – писал Антокольский В. В. Стасову.

По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России. Цельность, энергия, порыв присущи этому произведению, в котором воплотились характер великого реформатора и эпоха подъема России, “мужавшей с гением Петра”.

Эта статуя послужила основой для создания памятников в Таганроге, Архангельске; уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе, бронзовыми экземплярами представлена эта работа в Третьяковской галерее и Русском музее.

Обратите внимание

Сравнение двух почти одновременно созданных произведений – “Иван Грозный” и “Петр I” – наглядно показывает, как скульптор сумел найти разные художественные средства для воплощения ярких образов представителей этих переломных в истории России эпох.

Одновременно с работой над статуей Петра I Антокольский выполнил для Александровского моста через Неву эскизы конных статуй Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Ивана III, которые должны были стать своеобразной “скульптурной галереей” крупнейших русских исторических деятелей. Претворить этот замысел в жизнь, однако, не удалось, так как архитектурный проект не утвердили. Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора. Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. “Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений, – писал В. В. Стасов. – Прежняя бурная активность его героев исчезла, она сменяется благодушной пассивностью, впрочем полною поэзии, человечности, светлой душевности, негодования к злу и неправде”.

Первым в ряду новых образов предстает “Христос перед судом народа” (1874, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ). По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он “представляется в XIX веке”. Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие.

В образе, созданном Антокольским, – трагизм “реформатора, восставшего против фарисеев и саддукеев”, который стоит перед судом тех, кого он защищал и кто его не смог понять. В облике Христа – немой укор: “Что вы со мной сделали?” и решимость убежденного проповедника: “Но делайте со мной, что хотите, все-таки я убежден, я верю в чистую веру, что истина, любовь восторжествуют”.

Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. К такой “трудной простоте” образа и стремится Антокольский. “В статуе я хотел создать тишину и глубину, внешнюю простоту с внутренней глубиной…

” При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее – это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. Таковы “Смерть Сократа” (1875, мрамор, ГРМ) и “Спиноза” (1882, мрамор, ГРМ). Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля.

Читайте также:  Краткая биография кедрин

Его “Мефистофель”, названный ранее “XIX век” (1883, мрамор, ГРМ; уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), – не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность .

В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Одно из его наиболее проникновенных произведений надгробие М. А. Оболенской на кладбище Monte Testaccio в Риме (1874, гипс, проект, Научно-исследовательский музей Академии художеств). Скульптор был потрясен кончиной девушки, ум и добродетель которой он высоко ценил; в памятнике выражено сильное и искреннее чувство.

Большое значение скульптор придавал портрету. В июне 1873 года он писал Стасову из Рима: “…У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси…

Важно

А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях. Все они ложны и вычурны…” Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина), И. С.

Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других.

Нестор-летописец – АнтокольскогоВ 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую “Нестор-летописец” (1889, мрамор, ГРМ). В 1891 году он завершает еще две работы – майолику “Ярослав Мудрый” (ГРМ) и бронзовую статую “Ермак” (ГРМ). В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял “будущность России”.

Если Ярослав – средоточие напряженной, ищущей мысли, при внешнем спокойствии облика, то “Ермак” – весь мощное движение. Закованный в тяжелую броню, с секирой в могучей руке, он словно шагнул вперед по пути суровой борьбы, которую уготовила судьба легендарному покорителю Сибири. “Мне хотелось в нем выразить русскую смелость, удальство, при полной бодрости, силе”, – писал скульптор В. Стасову.

В 1893 году в Петербургской Академии художеств была развернута невиданная ранее по объему персональная выставка произведений Антокольского. Но многие его работы остались непонятыми; подвергался он также откровенным нападкам недоброжелателей, выступавших в прессе. Несмотря на поддержку В. Стасова, скульптор тяжело переживает все это и в гнетущем состоянии покидает Петербург.

В Париже Антокольский работает в скульптуре малых форм (“Сон”, “Мечта”, “Русалка”, “Спящая красавица”).

М. М. Антокольский умер в июне 1902 года. Смерть застала его в Германии, похоронен скульптор в Петербурге на Преображенском кладбище.

Источник: http://facecollection.ru/people/mark-antokolskiy

Скульптор Марк Матвеевич Антокольский

Васнецов. ПОРТРЕТ МАРКА МАТВЕЕВИЧА АНТОКОЛЬСКОГО. 1884.

Выдающийся скульптор М.М. Антокольский (настоящее имя – Мордух Матысович) родился 21 октября (2 ноября) 1843 года в Вильно (Вильнюс) в бедной еврейской семье.

Его фамилия происходит от названия пригорода Антоколь (Antakalnis, ныне один из районов города). Марк был младшим, седьмым ребенком в семье.

Его родители содержали в Вильне небольшой трактир, но были людьми небогатыми и очень религиозными.

Илья Репин. Портрет Марка Антокольского (после утренней молитвы)Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог – на столе, на стенах, хотя его никто не обучал рисованию. Вскоре он начал лепить фигурки людей и животных из глины. Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих мальчик отдавался любимому занятию – лепил или вырезал небольшие фигурки из дерева. Иудаизм запрещает изображение человека и животных, поэтому родители относились резко негативно к увлечению сына. Но в 1859 году, когда Марк подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Случайно увидев репродукцию картины Ван Дейка “Христос и Богоматерь”, Марк повторил ее, вырезав фигуры из дерева. Его работа стала известна в городе. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора Владимира Ивановича Назимова – А.А. Назимова, известная покровительница искусств. Ей удалось добиться согласия родителей Антокольского на переезд сына в Петербург.Еврей-портной. 1864. Горельеф. ДеревоУчился Антокольский в классе Н.С. Пименова, а после его смерти – с 1863 по 1868 год – у гравера и скульптора И.И. Реймерса. В 1864 году М.М. Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф “Еврей-портной. Вечерний труд старика” (дерево, ГРМ),«Скупой»В 1865 году – серебряная медаль и стипендия Его Императорского Величества за горельеф “Еврей скупой” (слоновая кость, дерево, ГРМ).“Мальчик, крадущий яблоки”, 1866. Гипс. Марк АнтокольскийУже первые горельефы Антокольского показали жизненность и реалистичность произведений художника.НАПАДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ НА ЕВРЕЕВ В ИСПАНИИ ВО ВРЕМЯ ТАЙНОГО ПРАЗДНОВАНИЯ ИМИ ПАСХИ. 1868 – 1870-еВ 1868 году М.М. Антокольский сделал из воска и дерева эскиз “Спор о Талмуде”, в продолжение 6 лет (1863-1869) лепил из воска композицию по историческому сюжету “Нападение инквизиции на евреев, тайно справляющих Пасху” (ГТГ) и к ней этюд-голову под названием “Натан Мудрый”. ГОЛОВА ЕВРЕЯ (НАТАН МУДРЫЙ). 1873ГОЛОВА ЕВРЕЯ (НАТАН МУДРЫЙ). 1873«Сюжет взят из еврейско-испанской истории средних веков, когда евреи и мавры были изгнаны. Многие евреи приняли тогда христианство. Во время учёбы в Академии М.М. Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Царь Иван Васильевич Грозный»,Совет Академии в 1871 году присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду – звание академика Императорской академии Художеств. В Риме Антокольский начал работать над статуей Петра I, задуманной ещё в России. В 1909 году, в связи с 200-летием Полтавской победы, в Санкт-Петербурге были установлены две бронзовые скульптуры императора Петра I. Памятник Петру I находится в центральной части Архангельска, на набережной Северной Двины, возле Красной (Соборной) пристани.АЛЕКСАНДР III. 1897 – 1899АЛЕКСАНДР III. 1897 – 1899 ХРИСТОС ПЕРЕД СУДОМ НАРОДА. 1876Государственная Третьяковская галерея. Москва “Христос перед судом народа” (1874, мрамор) Как антитеза, противопоставление, у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля.Его “Мефистофель”, названный ранее “XIX век” (1883, мрамор, ГРМ; уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), – не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее – это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. Таковы “Смерть Сократа” (1875, мрамор, ГРМ) и “Спиноза” (1882, мрамор, ГРМ). Глубокого психологизма достиг скульптор и в образе нидерландского ученого-мыслителя Спинозы. Барух (Бенедикт) Спиноза. 1887. МраморХРИСТИАНСКАЯ МУЧЕНИЦА “НЕ ОТ МИРА СЕГО”. 1887 – 1888 В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Одно из его наиболее проникновенных произведений – надгробие княгини М.А. Оболенской на кладбище Монте Тестаччо в Риме (1875-1877, гипс).АНГЕЛ ДЛЯ НАДГРОБИЯ КНЯГИНИ З.Н. ЮСУПОВОЙБарельеф для надгробия М. Г. Гинзбурга 1878. Гипс. Ленинград, Академия художествМарк Антокольский. Бюст Самуила Соломоновича Полякова. 1877. ГТГ. Бронза Антокольским выполнены портреты В.В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), с которым его связывала многолетняя дружба,С.П. Боткина (1874), С.С. Полякова (1877), барона М.Г. Гинцбурга (1878), М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Половцева, С.И. Мамонтова и других.Лучшее произведение Антокольского в этом жанре – портрет И.С. Тургенева (1880, гипс, ГРМ), выполненный им незадолго до смерти писателя. ПОРТРЕТ САМУИЛА СОЛОМОНОВИЧА ПОЛЯКОВА. 1877Портрет неизвестной из семьи Поляковых 1877-8. ГТГ. Бронза М. Антокольский. Нестор-летописец. Мрамор, 1889 г.Облик мудрого старца, первого историка своего народа, исполнен простоты и благородства, отрешенности от мирской суеты.В 1891 году он завершает еще две работы – майолику “Ярослав Мудрый” (ГРМ) и статую “Ермак” (1891, бронза, ГРМ). Фрагмент скульптуры «Ермак»РУСАЛКА. 1900. Мрамор. Государственный Русский музей. Санкт-ПетербургПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ. 1896ПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ. 1896 Умер скульптор 26 июня (9 июля) 1902 года во Франкфурте-на-Майне (по некоторым источникам – в городе Бад-Хомбург). М.М. Антокольский был похоронен в Санкт-Петербурге, на Еврейском Преображенском кладбище. ПОРТРЕТ МАРКА МАТВЕЕВИЧА АНТОКОЛЬСКОГО. 1897

Источник: https://edwardjournal.livejournal.com/977538.html

Павел Григорьевич Антокольский

Антокольский Павел Григорьевич (1896 — 1978), поэт, переводчик. Родился 19 июня (1 июля н.с.) в Петербурге в семье адвоката. Главным увлечением детства было рисование акварелью и цветными карандашами. В 1904 семья переехала в Москву, где в скором времени будущий поэт поступил в частную гимназию.

В старших классах началось его увлечение поэзией, театром, декламацией. Он вел к тому же рукописный журнал. Окончив гимназию в 1914, через год он поступил на юридический факультет Московского университета, но ему не суждено было стать юристом. Его судьбу решили занятия в Студенческой драматической студии, которой руководил Е. Вахтангов.

Он стал актером, затем — до середины 1930-х — режиссером в Театре им. Е. Вахтангова. С началом революции служил в жилотделе Моссовета ради сохранения Студии, которая скоро превратилась в Театр Народа у Каменного моста. В 1918 странствовал с бригадой актеров по фронтовым дорогам Западного фронта, затем служил в разных московских театрах.

Совет

В 1920 стал посещать «Кафе поэтов» на Тверской, где встретился с В. Брюсовым, которому понравились стихи Антокольского, и он напечатал их в альманахе «Художественное слово» (1921). Первая книга «Стихотворения» была издана в 1922.

На протяжении 1920 — 30 опубликовал несколько поэтических сборников: «3апад”(1926), «Действующие лица» (1932), «Большие расстояния» (1936), «Пушкинский год» (1938) и др. В годы Отечественной войны Антокольский был корреспондентом фронтовых газет, руководил труппой фронтового театра.

В 1943 была создана поэма «Сын», посвященная памяти сына, погибшего на фронте. Творчество П. Антокольского наиболее полно представлено в книгах: «Мастерская» (1958), «Высокое напряжение» (1962), «Четвертое измерение» (1964), «Время» (1973), «Конец века» (1977) и др.

Антокольскому принадлежит несколько книг статей и воспоминаний: «Поэты и время» (1957), «Пути поэтов» (1965), «Сказки времени» (1971). Антокольский известен и как прекрасный переводчик французской поэзии, а также поэтов Грузии, Азербайджана, Армении и др.

Прожил долгую жизнь, П. Антокольский скончался в 1978 в Москве.

Антокольский Павел Григорьевич – известный российский поэт и переводчик, родившийся 19 июня, по новому стилю – 1 июля в Петербурге в семье адвоката. С большим интересом в детстве мальчик относился к рисованию. Позже Павел со своей семьей переехал в Москву в 1904 году и поступил в гимназию.

Будучи в старших классах, у юноши проснулся особенный интерес к поэзии, театру, декламации. В 1914 году будущий поэт поступает на юридический факультет. Однако после занятия в Студенческой драматической студии, он понял, что настоящим юристом ему не быть. Его призвание – театр. Под руководством Е. Вахтангова он становится прекрасным актером. Для того чтобы сохранить Студию во время революции, будущий поэт принимает решение остаться на службе в жилотделе Моссовета. В скором времени она стала Театром Народа у Каменного моста. В 1918 году он начал путешествовать с группой актеров по дорогам Западного фронта. Позже служил во многих московских театрах.

С 1920 года стал часто приходить в «Кафе поэтов», где и познакомился с В. Брюсовым, ему же он прочел некоторые стихи. Конечно, В. Брюсов оценил их по достоинству и вскоре напечатал стихи Антокольского в альманахе «Художественное слово» (1921).

Периодизация творчества Павла Антокольского: 1922 г. – первая книга «Стихотворения»; 1926 г. – сборник «Запад»; 1932 г. – сборник «Действующие лица»; 1936 г. – сборник «Большие расстояния»; 1938 г. – сборник «Пушкинский год».

Обратите внимание

Во время Отечественной войны поэт являлся корреспондентом фронтовых газет. В 1943 году в мир выходит поэма, посвященная памяти сына, который погиб на фронте, получившая гордое название «Сын». Творчество П. Антокольского наиболее раскрыто в книгах: «Мастерская» (1958); «Высокое напряжение» (1962); «Четвертое измерение» (1964); «Время» (1973): «Конец века» (1977). Также к творчеству поэта относятся некоторые статьи и воспоминания: «Поэты и время» (1957); «Пути поэтов» (1965); «Сказки времени» (1971).

Антокольский – замечательный переводчик французской, грузинской и азербайджанской поэзии. Поэт умер в 1978 году в Москве.

Источник: http://sochin.net/antokolskij/

Ссылка на основную публикацию