Краткая биография арцыбашев

Михаил Петрович Арцыбашев

Советская литература

Арцыбашев Михаил Петрович (1878−1927) — родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в Харьковской губернии. Учился в Ахтырской гимназии, в харьковской Школе рисования и живописи (1897−1898).

Писать начал очень рано, 16 лет, в провинциальных газетах; в 1901 году поместил в ''Мире Божьем'' очерк ''Паша Туманов'', в 1902 году в ''Русском Богатстве'' – большой рассказ из народной жизни: ''Куприян''.

Литературное имя Арцыбашев составил себе повестью ''Смерть студента Ланде'', напечатанной в ''Журнале для всех'' 1904 год.

Обратите внимание

Огромную, хотя и крайне сомнительную известность доставил его роман ''Санин'', напечатанный первоначально в ''Современном Мире'' 1907 года, а затем быстро разошедшийся в отдельном издании. 2-е издание было конфисковано, и автор привлечен к уголовной ответственности за порнографию.

Переведенный на многие иностранные языки, ''Санин'' всюду имел сенсационный успех. В Германии он тоже вызвал судебное преследование, и притом в двух местах: Берлине и Мюнхене. Было возбуждено преследование против переводчиков и в Венгрии. Судебное преследование в Германии, однако, закончилось оправданием.

Русский суд еще не рассматривал дела о ''Санине''. Судебное преследование за порнографию было возбуждено против Арцыбашева и за первую часть романа ''У последней черты'', напечатанную в 1910 году, в 4-й книге сборников ''Земля''.

Из других произведений писателя обратили на себя внимание критики большие рассказы: ''Миллионы'' (''Земля'', кн. 2) и ''Рабочий Шевырев'' (''Земля'', кн. 3, 1909), «У последней черты». Кроме того, Арцыбашев написал несколько пьес — «Ревность», «Война».

На революцию 1905 Арцыбашев откликается рядом повестей и этюдов; для некоторых из них материалом послужили подлинные исторические факты. Так, рассказ «Кровавое пятно» написан под впечатлением многочисленных расправ и расстрелов 1905 года. «На белом снегу» дает картину ожесточенной борьбы царской опричнины с революционным движением в Прибалтике.

Рассказ «Один день» связан с 9 января 1905 года. В 1907 Арцыбашев пишет повесть «Человеческая волна», где переплетаются эпизоды московского восстания, история с «Потемкиным» в Одесском порту и восстание моряков в Севастополе. Кульминационным пунктом творчества Арцыбашева является роман «Санин», который создавался в течение семи лет (1901−1907).

В революцию 1917 Арцыбашев выступил в качестве публициста («Записки писателя»). По своей манере Арцыбашев — реалист и даже натуралист французской школы. Вслед за Достоевским и Мопассаном он стремится вскрыть механику психических переживаний, всю силу звериного инстинкта человека. Арцыбашев со злым отвращением старается унизить человека, сбросить с того пьедестала, на который его поставил Горький. Сборник размышлений «Вечный мираж», написанный в 1919, издан в 1922 в Берлине. В августе 1923 Арцыбашев эмигрировал в Польшу. Был одним из руководителей и постоянным автором газеты «За Свободу!». В Варшаве изданы сборник «Под солнцем» (1924), пьеса в стихах «Дьявол: Трагический фарс» (Варшава, 1925). Статьи из газеты «За Свободу!» собраны в книгу «Записки писателя» (Варшава, 1925).

Умер Арцыбашев 3 марта 1927 года в Варшаве.

24 октября (5 ноября по старому стилю) 1878 года в Харьковской губернии родился русский писатель Михаил Петрович Арцыбашев. Обучался он в Ахтырской гимназии и в харьковской школе рисования.

Важно

Первая слава пришла к писателю после издания в «Журнале для всех», в 1904 году, повести «Смерть студента Ланде». А до этого очерки и рассказы Михаила Петровича печатались в провинциальных газетах.

После печати в «Современном мире» романа «Санин» Арцыбашев проснулся знаменитым, хотя известность эта носила неоднозначный характер. Из-за этого широко растиражированного романа, второе издание которого было конфисковано, Михаил Петрович привлекался к уголовной ответственности. Преследованию подвергались и переводчики произведения. Несмотря на это, роман «Санин» имел ошеломляющий успех.

В 1910 году увидела свет первая часть романа «У последней черты», издание которого повлекло преследования автора. Но не только эти два романа привлекали к себе внимание. Популярными были и другие произведения Михаила Петровича, такие как: «Миллионы», «Рабочий Шевырев», пьесы «Ревность» и «Война».

В 1905 году, из-под пера писателя выходят повести, написанные им под гнетом событий времени. Так, впечатленный расстрелами 1905 года, Арцыбашев пишет «Кровавое пятно». Толчком к созданию повести «На белом снегу» стала революция в Прибалтике. Написанная в 1907 году «Человеческая волна» отразила события московского восстания, севастопольского восстания моряков и одесской истории. В «Записках писателя» Арцыбашев описал революцию 1917 года. В 1919 году им написан сборник «Вечный мираж», издан в 1922 году в Германии.

После эмиграции в 1923 году в Польшу руководил там газетой «За свободу», также издавался в ней как автор. В польский период жизни, им был издан сборник «Под солнцем» в 1924 году и пьеса «Дьявол: Трагический фарс» в 1925 году.

Умер М. П. Арцыбашев 3 марта 1927 года в Варшаве.

Характеризуя творчество писателя, следует отметить, что он был реалистом. Он вскрывал истинную, животную суть человека. В своих произведениях он раскрывал весь спектр внутренних переживаний индивида.

Источник: https://www.allsoch.ru/artcibashev/

Биография

Подробности Категория: Писатели Опубликовано: 02.07.2013 20:32 Автор: Биограф Просмотров: 2222

Михаил Петрович Арцыбашев Родился: 24 октября 1878 года Умер: 3 марта 1927 года

Михаил Петрович Арцыбашев (1878-1927) – из мелкопоместных дворян, сын исправника. На литературное поприще выступил в 1901 году рассказом “Паша Туманов”.

В 1907 году вышел нашумевший роман “Санин”, который был сразу переведен на многие иностранные языки и вызвал ряд судебных процессов в России, Германии, Австро-Венгрии по обвинению автора в порнографии. В период 1909-1912 годов появились: “Миллионы”, “Рабочий Шевырев”, “У последней черты”. Кроме того Арцыбашев написал несколько пьес – “Ревность”, “Война”.

В революцию 1917 года Михаил Арцыбашев выступил в качестве публициста (“Записки писателя”), после Октября он эмигрировал за границу, где стал одним из злейших врагов советской власти.

Начальная литературная деятельность Арцыбашева окрашена в розовый цвет либерализма и даже некоторого протеста против общественных условий, строго регламентированных полицией. В рассказе “Паша Туманов” дается картина мучений юноши, затравленного школой. Близки к этому герою-протестанту – бунтари: Саша (“Бунт”), Куприян (“Конокрад”), Доктор (“Смех”).

Совет

Все они не могут преодолеть гнусно-лживую, под личиной лицемерного порядка и обывательского благополучия, животно-грубую жизнь. В рассказе “Ужас” Арцыбашев наряду с бунтом индивидуалиста против зла и добра, ужасов и кошмаров жизни, дает и бунт рабочих против безнаказанного преступления бюрократов, изнасиловавших девушку и скрывших насилие убийством.

На революцию 1905 года Михаил Арцыбашев откликается рядом повестей и этюдов; для некоторых из них материалом послужили подлинные исторические факты.

Так рассказ “Кровавое пятно” написан под впечатлением многочисленных расправ и расстрелов 1905 года.

“На белом снегу” дает картину ожесточенной борьбы царской опричнины с революционным движением в Прибалтийском крае.

Рассказ “Один день” связан с 9 января 1905 года. В 1907 году Арцыбашев пишет повесть “Человеческая волна”, где переплетаются эпизоды московского восстания, история с “Потемкиным” в Одесском порту и восстание моряков в Севастополе.

Революционные фабулы Арцыбашев искусственно разбавляет своими излюбленными темами убийств, самоубийств и расстрелов, причем акцент ставится большей частью не на причинах и не на самом факте убийства или расстрела, а на последствиях уничтожения человека.

Образ расстрелянного “у стены”, “на белом снегу”, с раскинутыми руками, устремленными в широкое синее небо мертвыми глазами, повидимому должен обозначать “бессмысленность” человеческого существования на фоне прекрасной, солнечной, творящей природы.

Эти противоречия между “человеком” и “природой” еще более углубляются проблемой уничтожения человека, его смертью. Арцыбашев описывает преимущественно не человеческую жизнь, а процесс умирания, с мельчайшими деталями до последнего вздоха, содрогания, конвульсии.

Почти через все арцыбашевские произведения проходит образ чахоточного (“Бунт”, “Смерть Ланде”, “Санин” и др.).

Обратите внимание

Даже живые герои охотно представляют себя в могиле “с прогнившим лицом, с телом, наполненным червями, медленно и омерзительно копошащимися в разлагающемся месиве под позеленевшим, сырым и жирным мундиром”. Писатель много говорит о “слизи и гнили”, о “сладком смраде, идущем от трупа”, о “ядовитой, смердящей сладости”.

Убийства, самоубийства, расстрелы, конвульсии смерти, трупное гниение, половая похоть, животный инстинкт, – все это пронизывает также и крупные произведения, как “Смерть Ланде”, “Санин”, “У последней черты” и др.

Кульминационным пунктом творчества Арцыбашева является роман “Санин”, который создавался в течение семи лет [1901-1907], причем отдельные черты этого героя встречаются уже в первых его рассказах.

В этом произведении сплелись бурная революция 1905 года и последующая реакция с отходом интеллигенции от активной политической борьбы, провинциальное прозябание и философия Ницше, апология человека, которому “все позволено”, и смерть.

Смысл жизни Санина: “надо прежде всего удовлетворить свои естественные желания”; “люди, которые не могут или не смеют брать от богатства жизни столько, сколько им нужно, не должны жить”.

Санин не борется с “людской глупостью”, “с безобразным устройством жизни”, а наоборот, смеется над тем, кто способен сесть в тюрьму, лишиться свободы из-за конституции. В то же время Санин не может даже перестроить собственную жизнь и остается рабом ее из страха потерять свое жалование и “сливки к утреннему чаю”.

Он с презрением отходит от рабочих, ведущих “тяжкий и нудный разговор” о своих эксплуататорах, – от этих людей, “живущих как скоты и не истребивших до сих пор ни себя, ни других, а продолжающих влачить скотское существование в смертной надежде на какое-то чудо, которого им не дождаться и в ожидании которого уже умерли миллиарды им подобных”.

Санин легко дает советы своей сестре уничтожить ребенка, подстрекает Соловейчика к самоубийству, насилует Карсавину, избивает Зарудина, который кончает жизнь самоубийством.

При этом Санин считает, что Зарудин погибает потому, что вся жизнь его направлена по такому пути, на котором не то удивительно, что один человек погиб, а то удивительно, как они все не погибли”.

Воровский указывает, что появление Санина означает новый шаг разночинной интеллигенции в сторону буржуазии. Санин, ставя себя “вне класса”, вне живых связей с общественными группами, превращается в босяка-пропойцу, в отброс общества, в паразита.

Важно

Таков герой и другого крупного произведения “У последней черты”Наумов. Интересна его проповедь: “Я говорю вам о том, что раз и навсегда надо понять, что ни революции, ни какие бы то ни было формы правления, ни капитализм, ни социализм – ничто не дает счастья человеку, обреченному на вечные страдания.

Что нам в нашем социальном строе, если смерть стоит у каждого за плечами, если мы уходим в тьму, если люди, дорогие нам, умирают… если мир прежде всего – огромное кладбище, которое мы зачем-то сторожим. Надо рассеять в людях суеверие жизни… надо заставить их понять, что они не имеют права тянуть эту бессмысленную комедию”.

Это – яркая декларация деклассированных групп общества.

Такие герои появляются в эпохи реакции и общественных кризисов, разгрома революционных сил. Они бессильны подвергнуть анализу объективные причины поражения и неспособны организовать силы для новой борьбы. Эти герои в лучшем случае пессимистически смотрят на будущее, впадают в отчаяние или же копаются в своих личных переживаниях.

Они готовы отрицать человеческую мысль и, взамен ее, поют панегирики безумию, бессмыслию, ужасу. Они проповедуют ницшеанскую мораль, противопоставляя себя “мещанскому” обществу. Они стараются под анархическими формулами скрыть свое внутреннее бессилие, ничтожество. Они издеваются над всякого рода программами, девизами, идеологией.

Герои Арцыбашева производят впечатление озлобленных людей, которые оправдывают свою озлобленность тем, что “человек гадок по натуре”. К такому выводу приходит разочаровавшийся в идеалах революционной интеллигенции террорист Ткачев в “Рабочем Шевыреве”. Арцыбашев как раз сочувствует этим героям.

Он напрягает все свои силы, чтобы дискредитировать революционное движение, тем самым продолжая традиции Лескова, Клюшникова, Маркевича, Крестовского и других писателей-реакционеров, писавших в 1860-70-е годы многотомные тенденциозные “обличительные” романы, в которых революционер и уголовный преступник являлись синонимами.

Пасквиль Арцыбашева еще злее. Его “высланный революционер” – “маленький, смешной, с птичьим лицом, ничтожный студент Чиж” (“У последней черты”) развенчивает, унижает, клеймит свои прежние идеалы “с брезгливым видом”, “с судорогой отвращения на лице”.

Презрительным тоном, полным ненависти, Арцыбашев повествует о том, как Чиж “спорил с товарищами и партийными врагами о деталях программы и тактики. Таскал на заводы нелегальную литературу, агитировал среди каких-то давно потерянных из виду, в сущности совсем неинтересных людей”.

Совет

В воображении художника рисуется “серая длинная дорога”, по которой маленький студент Чиж “добрел до тридцати лет и не узнал, зачем собственно брел”, и, придя в отчаяние, мечтает, как о благодати, о катастрофе, о землетрясении, когда “дома валятся, земля колышется, женщины бегут нагишем, все забывают, кто они и почему они и в каких смыслах…

Тут тебе и самоотвержение и грабеж… Там кого-то спасли, там кого-то под шумок изнасиловали… весело!”. Несомненно, что Арцыбашев хотел образом смешного и жалкого Чижа заслонить тех, которые отдали свою жизнь за счастье обездоленных, эксплуатируемых, которые стремились к победе революции, к торжеству пролетариата.

Читайте также:  Краткая биография беляев в. п.

По своей манере Михаил Арцыбашев – реалист и даже натуралист французской школы.

Вслед за Достоевским и Мопассаном он стремится вскрыть механику психических переживаний, всю силу звериного инстинкта человека.

Арцыбашев со злым отвращением старается унизить человека, сбросить с того пьедестала, на который его поставил Горький.

Композиция арцыбашевских произведений не сложна: обычно они строятся по определенному шаблону с центральной фигурой героя, основные черты которого повторяются во всех его произведениях. Однообразен ход мыслей героев, однообразен их скучно-монотонный язык. Правда, представляет некоторый интерес своей яркостью красок импрессионистический пейзаж, проникнутый однако эротикой.

Работы

1902 – Куприян 1904 – Смерть Ланде 1905 – Жена 1905 – Паша Туманов 1905 – Под солнцем 1905 – Рабочий Шевырев 1905 – Рассказ об одной пощечине 1905 – Роман маленькой женщины 1905 – Тени утра 1905 – Ужас 1905 – Человеческая волна
1906 – Кровавое пятно 1912 – Женщина, стоящая посреди 1912 – Миллионы 1912 – Мститель 1912 – Палата неизлечимых 1912 – Подпрапорщик Гололобов 1912 – Преступление доктора Лурье 1912 – Пропасть 1912 – Старая история

Источник: http://biography.su/pisateli/artsybashev-mikhail-petrovich

Михаил Арцыбашев

“Санин” Арцыбашева – это одна из самых честных книг, которую мне когда-либо доводилось читать. Наверняка, многие из нас чувствовали себя особенными, не такими, как все. Мы сопоставляем себя толпе, или, если угодно выразиться помягче, остальным людям. Они прозябают, мы познаем мир. Мы – умные. Разные мудрые книжки читаем, качественную музыку слушаем.

И все мы такие хорошенькие, но не говорим об этом вслух, так как мы еще и скромные. Однако, как бы мы ни прятали свое эго в пелене скромности, все же в глубине души мы чувствуем себя немножко особенными. И именно в этот момент, скрестив крепкие руки на груди, легкой иронией и улыбкой на лице, на нас смотрит САНИН.

Давай, мол, расскажи мне о том, какой ты особенный и “не такой, как все”. Его фамилию можно заменить словом “философ”, “наблюдатель”, “чувствующий”, повествование от этого ничего не потеряет. Он честен, смел, не рисуется и не юлит. Похож на похотливое животные? А кто из вас, дамы и господа, не чувствует того же, только не говорит об этом? Все мы немного звери. Или даже много.

Персонажи романа очень детально и качественно прорисованы. Арцыбашев не пишет о характерах сотни предложений. Он дает всего несколько штрихов, но они настолько мастерски прорисованы, что читатель живо представляет себе внешность и внутренний мир героев. Между диалогами и описанием время от времени мелькают сравнения, которые мне очень понравились своей символикой.

Обратите внимание

Чего стоит хотя бы муха в плевке?! Тут я не могу не вспомнить поэта Александра Тинякова:

Любо мне, плевку-плевочку,
По канавке грязной мчаться,
То к окурку, то к пушинке
Скользким боком прижиматься. Пусть с печалью или с гневом
Человеком был я плюнут,
Небо ясно, ветры свежи,
Ветры радость в меня вдунут. В голубом речном просторе
С волей жажду я обняться,
А пока мне любо — быстро

По канавке грязной мчаться.

Каково это, а? Сравнить лиричного героя с плевком. А ведь о некоторых таких плевках и идет речь в “Санине”. Точнее такими видят их другие персонажи романа.

Вы считаете себя мудрецом, мыслителем, читаете умные (на ваш взгляд) книжки, а на самом деле вы всего лишь сопля, которую скоро засосет в грязную канаву. Здесь дело ракурса, кто смотрит и откуда. Для вас выпивающий в подворотне человек – это быдло, для него вы заморыш и долбоящер.

Оба вы стОите друг друга, так как каждый ставит себя выше другого. В то время, как оба вы одно и то же, только ̶в̶ ̶р̶а̶з̶н̶ы̶х̶ ̶г̶о̶р̶ш̶к̶а̶х̶ в разных телах.

Арцыбашева в свое время обвиняли в порнографии. Ничего подобного я в романе не увидел. Более того, там и эротики нет. Никаких персиков и яблочек, или еще каких-нибудь пошловатых сравнений. Арцыбашев показал секс и взаимоотношения между полами, не прибегнув ни к одной откровенной сцене.

Вот это настоящее мастерство классика! Точно так же описал публичный дом и его обитателей Александр Куприн. И у него нет ни членов, ни всяких раздвинутых бедер, но читая “Яму”, читатель будто сам оказывается в центре этих событий, видит всех этих несчастных женщин, возбужденных и наглых мужчин и весь этот смрад.

Секс у Арцыбашева органичен. Он не пошлый, не животный, напротив, писатель показывает, что физическая близость между полами является нормальной и необходимой частью жизни людей.

Перс Омар Хайям жил задолго до Арцыбашева. Он любил вино, любил женщин. К Корану у него было особое отношение.

Принимая его философскую составляющую, Хайям придерживался все же своего пути:

Раз желаньям, творец, ты предел положил,
От рожденья поступки мои предрешил,
Значит, я и грешу с твоего позволенья

И лишь в меру тобою отпущенных сил.

“Раз я понимаю женскую красоту, раз я могу сделать приятно женщине, то почему я не должен ее любить, Творец? Ведь ты же меня таким создал, дал мне ум и силу”, – нечто подобным руководствовался перс Хайям и русский Санин.

Если бы не его косые взгляды на свою сестру, Санин был бы для меня идеальным персонажем. Многое мне было по душе, однако все же с инцестом я не могу согласиться. Тут сколько не убеждай, сколько не наливай, все же желать свою сестру – это перебор. Но на то он и Санин.

Часто бывает, что очень интересная книга к концу повествования начинает выдыхаться и заканчивается как-то блекло. Арцыбашев и здесь показал свое мастерство художника. Концовка романа такая же органичная и вписывающаяся в общий фон книги. Санин – мыслитель, но не доморощенный.

Он любит наблюдать, любит чувствовать. Как бы ему не нравились окружающие люди и среда, он не может покончить с собой (да и не хочет этого). Санин – это живчик, находящийся в движении и наслаждающийся жизнью. Он пьянеет от ветра, растет от лучей солнца, питается объятиями.

Важно

Ему не чуждо пьянство, курение, все то, что может принести новые и приятные чувства, поэтому он всегда в движении. Хлебников как-то писал, что ему нужно всего малость для счастья:

Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да это небо,

Да эти облака!

Так и Санин.

Источник: https://www.livelib.ru/author/6316-mihail-artsybashev

Михаил Арцыбашев

«Арцыбашев — это Моне русской литературы!»

© В. Львов-Рогачевский

Михаил Петрович Арцыбашев – русский прозаик, драматург, публицист, сценарист.

Родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в мелкопоместной дворянской семье в Харьковской губернии, на хуторе Доброславовка Ахтырского уезда. Мать имела польские корни. Отец служил в гвардии, а позднее работал уездным начальником полиции.

Писатель очень любил тихую и малолюдную Ахтырку и ежегодно приезжал сюда на лето, несмотря на то, что именно в этом городе с ним, тогда ещё шестнадцатилетним юношей, произошло трагическое событие: он пытался застрелиться. Произошло это на почве тяжелой семейной драмы.

Положение молодого человека было тяжёлым, почти безнадёжным: в рану попали частицы одежды, и врач опасался заражения крови. Будущий писатель выжил, но это был уже не прежний мечтательный юноша, а повзрослевший, замкнувшийся в себе человек.

Результатами попытки самоубийства стали три месяца болезни, подорванное на всю оставшуюся жизнь здоровье и решение никогда и ни за что в себя не стрелять.

Осенью того же года Арцыбашев, с детства серьёзно увлекавшийся живописью, уехал учиться в Харьковскую школу рисования.

Современник будущего писателя вспоминал, что новый ученик был «наружности оригинальной: длинные чёрные волосы, чёрная борода, мертвенно-зелёный цвет лица, худой и сутулый, в чёрной русской косоворотке — ходячий мертвец». Однако пробыл он там только зиму. Сам М.П. Арцыбашев так объяснил причину: «…

Очень долго мечтал быть художником, и довольно неожиданно стал писателем. Произошло это потому, что за напечатанный рассказ одна газета в Харькове уплатила мне 8 руб., на которые я купил красок. Потом мне захотелось ещё денег, и я ещё писал, а так как учиться живописи мне показалось скучно, то я и перешёл на литературу.

Совет

Потом уже полюбил её и возжелал славы именно литератора и непременно мировой. Желаю и теперь. Жил я, пока можно было, на отцовские деньги, а потом уже на что попало: рисовал карикатуры, писал статейки в газетах…»

Первый свой рассказ Арцыбашев опубликовал в шестнадцать лет в харьковской газете «Южный край» 27 января 1895 года.

Это был рассказ о самоубийце, где автор в мельчайших подробностях описал ощущения стрелявшегося.

В 1898 году автор переехал в Петербург, размещал в «Петербургской газете» и «Петербургском листке» обзоры выставок и карикатуры, выступал с юмористическими рассказами в журнале «Шут». В том же году он женился. Через год у пары родился сын Борис, впоследствии ставший известным американским иллюстратором. Однако прожил писатель с женой в браке недолго — три года, после чего разошлись из-за несходства характеров.

Первый «серьёзный» рассказ – «Паша Туманов» — был написан в 1901 году и отвезён в один из популярных и авторитетных столичных журналов «Русское богатство». К радости начинающего автора, рассказ был одобрен самим редактором Н.К. Михайловским, но – «не одобрен» цензурой, и свет он увидел только через два года в другом журнале — «Образование».

К этому времени Арцыбашев опубликовал немало других рассказов, которые вскоре составили его первый двухтомник. С этих небольших двух книжек и началась писательская известность Арцыбашева: они были сразу замечены и отмечены В. Брюсовым, Ю. Балтрушайтисом, А. Горнфельдом, А. Богдановичем.

Появление в литературе нового интересного имени дружелюбно и восторженно приветствовали журналы «Русское богатство», «Вестник Европы», «Весы», «Мир Божий», газета «Русь». Как значительное литературное событие были восприняты его рассказы «Куприян» (1902), «Подпрапорщик Гололобов» (1902), «Смех» (1902), повесть «Смерть Ланде» (1904).

Однако мало кто знал, что в писательском портфеле Арцыбашева с 1902 года дожидалась своего выхода к читателям готовая рукопись его главной книги, которая вскоре переполошит всю читающую Россию и станет известной во всем мире, — роман «Санин», который выразил то, что назрело в русском человеке начала века: протест против всяческих уз, против моральных, политических и иных рамок, сковывавших его свободу.

Обратите внимание

Когда Арцыбашев принёс своего «Санина» в журнал «Мир Божий», первым, кто его здесь прочитал, был А.И. Куприн. Роман показался ему интересным, но он вполне отдавал себе отчет, что редакция журнала вряд ли согласится его напечатать. Так и оказалось. Роман назвали порнографическим, упадническим и «не соответствующим данному политическому моменту». И рукопись легла в стол ещё на пять лет. Роман был напечатан в сентябрьской книжке журнала «Современный мир» за 1907 год и вызвал бурную реакцию как критиков, так и других писателей. М. Горький назвал роман «антиреволюционным» и тем предопределил на десятилетия соответствующее отношение и к его автору. Не помогло и то, что уже после 1917 года Горький первым предпринял попытку переиздать «Санина», считая, что Арцыбашев «по достоинству ещё не оценён, а пора сделать это на пользу и поучение современным литераторам». Но попытка не увенчалась успехом. Роман начали публиковать лишь в 90-х годах XX века.

В том же 1902 году, отказав писателю в публикации «Санина», журнал «Мир Божий» в декабрьском номере напечатал его рассказ «Подпрапорщик Гололобов». Тогда ещё никто и не предполагал, что Арцыбашевым предугадана и поднята проблема, которая со всей своей умножающейся трагичностью станет вскоре одной из самых актуальных. Размышления о людях, утративших веру в жизнь, разочаровавшихся, ожесточившихся, отчаявшихся самоубийцах попали в начале века в центр всеобщего внимания, лично пережитое писателем неожиданно оказалось в самом водовороте стремительно растущего общественного бедствия: по всей стране участились случаи самоубийств в среде интеллигенции. Едва ли не все российские журналы и газеты в той или иной форме включились в дискуссию на эту трагическую тему. Не остался в стороне и Арцыбашев — он печатает и рассказы, и писательские статьи-размышления и, наконец, пишет свое самое крупное произведение – роман «У последней черты», историю о «клубе самоубийц». Печатался он частями в 1910-1912 годах в трёх сборниках «Земля». В этом романе как раз и отразились отчаяние, надломленность, разочарованность людей в идеалах борьбы, их жажда умиротворенности, душевного просияния и тишины после только что кроваво прошумевшего урагана революции.

Читайте также:  Краткая биография кафка

Третий, и последний, роман Арцыбашева «Женщина, стоящая посреди», написанный в год начала Первой мировой войны и напечатанный в 1915 году в сборнике «Земля», снова стал объектом нападок критиков. Роман, где старый библейский сюжет о падении женщины, об эгоистичном торжестве «яркого мужского начала» стал как бы вызовом, брошенным обществу, выясняющему межчеловеческие отношения пушками и винтовками.

К «женской» теме Арцыбашев обращался постоянно, ей посвящены десятки рассказов, в том числе те, которые единодушно были признаны не только лучшими в его творческом наследии, но и значительными достижениями в литературе Серебряного века: «Роман маленькой женщины», «Счастье», «О ревности», «Мститель», «Рассказ об одной пощёчине».

Подорванное в молодости здоровье, туберкулёз и глухота невольно заставляли писателя задумываться о близкой смерти, волновали, тревожили и омрачали его ум.

После того, как в 1917 году вышли трёхтомные «Записки писателя», где были собраны публиковавшиеся в течение всей его жизни газетно-журнальные очерки и статьи, перед читателями предстал другой Арцыбашев — не самодовольный искатель удовольствий, не «сверхчеловек», а самобытно мыслящий, неравнодушно взирающий на человеческие жизни и смерти писатель.

Самобытность его размышлений «о времени и о себе», его натура беспокойного человека в ещё большей мере раскрылись в последние годы его жизни в эмиграции, когда в условиях добровольно-принудительного изгнания он завоевал славу первого публициста русского зарубежья.

Февральскую, а затем и Октябрьскую революции 1917 года Арцыбашев воспринял как мировые катастрофы. Он не принял революционных идей и в августе 1923 года эмигрировал в Польшу.

Важно

В эмиграции он стал одним из руководителей и постоянным автором газеты «За Свободу!», в которой, в частности, печатал обозрения преимущественно общественно-политического содержания под общим заглавием «Записки писателя».

Михаил Петрович Арцыбашев умер 3 марта 1927 года в Варшаве. Это событие в России журнал «Огонёк» отметил публикацией портрета писателя, а под ним поместил строки: «За границей умер М.П. Арцыбашев. Вряд ли кто-нибудь из русской читающей публики горевал о смерти этого столь знаменитого в своё время русского беллетриста…»

Фантастика в творчестве автора.

Рассказ «Под солнцем» — антиутопия, где писатель предвещает гибель всей цивилизации и культуры в результате осуществления мировой революции.

«Мировой пожар» социалистических революций, охвативший весь мир, привел к тому, что современное общество постепенно скатилось до первобытнообщинного строя: люди живут в лесу небольшими семейными группами, занимаются собирательством и охотой, культура ушла в небытие, как и умение читать и писать. А все проблемы решаются с помощью дубинки.

В рассказе «Сильнее смерти» герой-учёный ставит свой последний эксперимент по исследованию мозга в момент своей гибели на гильотине, силой разума преодолевая смерть.

Рассказ «Из дневника одного покойника» — история мертвеца, которому наскучило лежать в могиле и наблюдать за собственным тлением, и он решает выбраться наружу, чтобы понаблюдать за живыми, приходящими на кладбище, а возможно, и найти себе наконец-то собеседника.

В пьесе «Дьявол» М. Арцыбашев пишет собственную версию легенды о Фаусте. Спор за душу человека ведётся здесь не между Богом и Дьяволом, а между Дьяволом и одной из ипостасей Бога — Духом любви. И в этой извечной борьбе Бога с Дьяволом окончательно побеждает последний.

Источник: https://fantlab.ru/autor5874

Арцыбашев Михаил Петрович

Арцыбашев Михаил Петрович, известный писатель. Родился в 1878 году в мелкопоместной дворянской семье Харьковской губернии.

Мастер пейзажа, Арцыбашев всего чаще описывает солнечные поля и красивые леса, окружающие Ахтырку. Гимназическое учение его не пошло дальше V класса. Некоторое время учился в харьковской школе живописи. Попытка попасть в Академию Художеств не удалась из-за отсутствия аттестата, но дилетантски Арцыбашев продолжал заниматься живописью.

Писать начал очень рано, 16 лет, в провинциальных газетах; в 1901 году поместил в “Мире Божьем” очерк “Паша Туманов”, в 1902 году в “Русском Богатстве” – большой рассказ из народной жизни: “Куприян”.

Литературное имя составил себе повестью “Смерть студента Ланде”, напечатанной в “Журнале для всех” 1904 год. Огромную, хотя и крайне сомнительную известность доставил Арцыбашеву его роман “Санин”, напечатанный первоначально в “Современном Мире” 1907 года, а затем быстро разошедшийся в отдельном издании.

Совет

2-е издание было конфисковано, и автор привлечен к уголовной ответственности за порнографию. Переведенный на многие иностранные языки, “Санин” всюду имел сенсационный успех. В Германии он тоже вызвал судебное преследование, и притом в двух местах: Берлине и Мюнхене.

Из других произведений Арцыбашев обратили на себя внимание критики большие рассказы: “Миллионы” (“Земля”, кн. 2) и “Рабочий Шевырев” (“Земля”, кн. 3, 1909).

Если брать литературное творчество в его целом, то основной темой, в той или другой форме проходящей через все его произведения, следует признать полноту жизни, стихийную жажду радости бытия, подчас ведущую к чисто зоологическому захвату вожделений.

В рассказах “до-санинского” периода Арцыбашеву прекрасно удается художественная светотень, уменье схватить целиком данное явление. В “Паше Туманове”, повествуя о том, как срезавшийся на экзамене гимназист застрелил директора, автор сумел ярко подчеркнуть условность наших представлений о жизни, исключающих непосредственность в пользовании стихийными благами бытия.

По справедливости, Арцибашева следовало бы называть не “автором Санина”, а “автором Смерти Ланде”. “Смерть Ланде” – дань некогда сильнейшего увлечения – как это ни странно звучит, когда речь идет об Арцибашеве – учением Толстого. Ланде преисполнен того восторженного желания послужить людям, которое в практической жизни принимает формы почти юродства.

Марксистская критика резко отрицательно оценивала произведения Арцибашева После Октябрьской революции Арцыбашев эмигрировал за границу.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/arcybashev_mikhail/

Краткая биография Арцыбашев М. П

Краткая биография Арцыбашев М.П. Арцыбашев Михаил Петрович (1878-1927) – родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в Харьковской губернии. Учился в Ахтырской гимназии, в харьковской Школе рисования и живописи (1897-1898).

Писать начал очень рано, 16 лет, в провинциальных газетах; в 1901 году поместил в ''Мире Божьем'' очерк ''Паша Туманов'', в 1902 году в ''Русском Богатстве'' – большой рассказ из народной жизни: ''Куприян''.

Литературное имя Арцыбашев составил себе повестью ''Смерть студента Ланде'', напечатанной в ''Журнале для всех'' 1904 год.

Огромную, хотя и крайне сомнительную известность доставил его роман ''Санин'', напечатанный первоначально в ''Современном Мире'' 1907 года, а затем быстро разошедшийся в отдельном издании. 2-е издание было конфисковано, и автор привлечен к уголовной ответственности за порнографию.

Обратите внимание

Переведенный на многие иностранные языки, ''Санин'' всюду имел сенсационный успех. В Германии он тоже вызвал судебное преследование, и притом в двух местах: Берлине и Мюнхене. Было возбуждено преследование против переводчиков и в Венгрии. Судебное преследование в Германии, однако, закончилось оправданием.

Русский суд еще не рассматривал дела о ''Санине''. Судебное преследование за порнографию было возбуждено против Арцыбашева и за первую часть романа ''У последней черты'', напечатанную в 1910 году, в 4-й книге сборников ''Земля''.

Из других произведений писателя обратили на себя внимание критики большие рассказы: ''Миллионы'' (''Земля'', кн. 2) и ''Рабочий Шевырев'' (''Земля'', кн. 3, 1909), У последней черты. Кроме того, Арцыбашев написал несколько пьес – Ревность, Война.

На революцию 1905 Арцыбашев откликается рядом повестей и этюдов; для некоторых из них материалом послужили подлинные исторические факты. Так, рассказ Кровавое пятно написан под впечатлением многочисленных расправ и расстрелов 1905 года. На белом снегу дает картину ожесточенной борьбы царской опричнины с революционным движением в Прибалтике.

Рассказ Один день связан с 9 января 1905 года. В 1907 Арцыбашев пишет повесть Человеческая волна, где переплетаются эпизоды московского восстания, история с Потемкиным в Одесском порту и восстание моряков в Севастополе. Кульминационным пунктом творчества Арцыбашева является роман Санин, который создавался в течение семи лет (1901-1907).

В революцию 1917 Арцыбашев выступил в качестве публициста (Записки писателя). По своей манере Арцыбашев – реалист и даже натуралист французской школы. Вслед за Достоевским и Мопассаном он стремится вскрыть механику психических переживаний, всю силу звериного инстинкта человека. Арцыбашев со злым отвращением старается унизить человека, сбросить с того пьедестала, на который его поставил Горький . Сборник размышлений Вечный мираж, написанный в 1919, издан в 1922 в Берлине. В августе 1923 Арцыбашев эмигрировал в Польшу. Был одним из руководителей и постоянным автором газеты За Свободу!. В Варшаве изданы сборник Под солнцем (1924), пьеса в стихах Дьявол: Трагический фарс (Варшава, 1925). Статьи из газеты За Свободу! собраны в книгу Записки писателя (Варшава, 1925).

Умер Арцыбашев 3 марта 1927 года в Варшаве.

Сочинения » Сочинение на тему Краткое содержание » Краткая биография Арцыбашев М. П

(нет оценок)
Loading…

Сочинение на тему

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/kratkaya-biografiya-artsyibashev-m-p/

Арцыбашев, Михаил Петрович

Арцыбашев, Михаил Петрович (1878-1927) – писатель, один из наиболее типичных представителей идейного и литературного течения, возникшего в России после поражения революции 1905 г.

Главные мотивы его творчества – проповедь анархического индивидуализма, призыв к освобождению от всех социальных обязанностей во имя эгоистического пользования жизнью, культ эротических наслаждений.

Произведения Арцыбашева, особенно его роман “Санин”, пользовались большим успехом в интеллигентских кругах и породили среди молодежи и в литературе соответствующие настроения, известные под именем “арцыбашевщины” или “санинщины”.

+ + +

Важно

Арцыбашев Михаил Петрович [24.10(5.11).1878, г.Изюм (по др. данным — хутор Доброславовка Ахтырского у. Харьковской губ.) — 3.3.1927, Варшава] — прозаик, драматург, публицист.

Арцыбашев родился в оскудевшей дворянской семье, рано лишился матери. В детстве после болезни оглох на одно ухо, в дальнейшем заболел туберкулезом. Бросил учиться после 5-го класса гимназии.

В 16 лет пытался покончить жизнь самоубийством.

В 1895-1897 работал письмоводителем у земского агента.

В 1897-1898 учился в Харькове в Школе рисования и живописи.

В 1898 приехал в Петербург поступать в Академию художеств, но не смог поступить из-за отсутствия гимназического аттестата.

Остался в Петербурге, бедствовал, получая средства к существованию за счет рисования карикатур в бульварных газ., написания обзоров худож. выставок и выигрышей на бильярде. В 20 лет женился по страстной любви, но из-за несходства характеров через 3 года развелся.

Началом своей литературной карьеры Арцыбашев считал публикацию рассказа «Паша Туманов» (1901), сюжетом которого было убийство директора исключенным гимназистом. Рассказ был создан под воздействием идей позднего Л.Толстого. В нем заявлена одна из главных антиномий художественного мышления Арцыбашева: «естественное» — истинное, кем-то установленное — ложное.

Влияние Толстого присутствует в рассказах «Кровь» (1903), «Подпрапорщик Гололобов» (1902) и др. Конец раннего этапа творчества Арцыбашев — повесть «Смерть Ланде» (1904). Типологически образ студента Ивана Ланде восходит к образу князя Мышкина. В этом персонаже Арцыбашев воплотил все лучшее, что он ценил в христианстве.

Гибель героя-праведника знаменовала отход Арцыбашева от толстовской нравственной доктрины и осознание им исчерпанности исторической роли христианства.

Революция 1905 изменила тематику и настрой произведений Арцыбашева.

Он художественно исследовал неизбежность вовлечения масс в мировые катаклизмы, когда человек становился и творцом, и жертвой истории (рассказы «На белом снегу», «Кровавое пятно», «Мужик и барин», «В деревне» и др.).

Совет

Наиболее целостное осмысление революции дано в повести «Человеческая волна» (1907), в которой она представала как одна из «волн» житейского моря, движущегося в биологически неизменном и бесконечном ритме.

Литературная слава пришла к Арцыбашеву после публикации романа «Санин» (начат в 1901; опубл. в 1907), совпавшего с общественными настроениями той поры.

Арцыбашев дал в главном герое (Санине) свой вариант «естественного» человека начала XX в., в противовес любым предустановленным доктринам настаивавшего на ценности природного, биологического существования каждого. «Человек,— говорил герой Арцыбашева,— это гармоническое сочетание тела и духа, пока оно не нарушено.

Естественно нарушает его только приближение смерти, но и мы сами разрушаем его уродливым миросозерцанием Человечество вырабатывает новые условия жизни, в которых не будет места ни зверству, ни аскетизму».

Принципиальная асоциальность героя была причиной того, что большинство критиков обвинили Арцыбашева в отходе от демократических и нравственных идеалов русской литературы, называли его «ренегатом» и «порнографом». Среди противников произведения были В.Короленко, М.Горький, А.Куприн. В России Арцыбашев был привлечен к суду за порнографию.

В Германии роман был конфискован и подвергнут экспертизе на нравственную благонадежность. Но необычайная читательская популярность «Санина» была обусловлена принятием гедонизма как одного из путей выхода из психологического кризиса, связанного с крушением революционных надежд общества. Непредвзятое впечатление от романа выразил А.Блок: «Утреннее чувство заражает читателя.

Читайте также:  Краткая биография клюев

Вот — в Санине, первом “герое” Арцыбашева, ощутился настоящий человек, с непреклонной волей, сдержанно улыбающийся, к чему-то готовый, молодой, крепкий, свободный. И думаешь — то ли еще будет?» Роман Арцыбашева положил начало особому течению в русском реализме, пренебрежительно названному критиками «арцыбашевщиной».

В начале 1910-х Арцыбашев выдвинул концепцию «экклезиастизма» — синтеза идей библейской книги Экклезиаста с идеями Ф.Ницше, А.Шопенгауэра, Э.Гартмана и А.Бергсона. По Арцыбашеву, любая цель человеческого бытия ложна; жизнь — цепь страданий, кончающихся «черной дырой» — небытием.

Обратите внимание

Эта концепция нашла отражение в статьях Арцыбашева «Учители жизни», «От малого ничтожным», «Проповедь и жизнь» и др. «Экклезиастизм» обусловил идейную концепцию романа «У последней черты» (1910-12), поэтика которого основана на литературной «игре» сюжетами, образами, цитатами из произведений современников и классиков.

Сюжет романа образовывала серия катастрофических и невероятных происшествий, взорвавших тихую жизнь провинциального городка. В финале становилось ясно, что причины роковых столкновений героев были скрыты в глубинах человеческой психологии, в «подсознательном», опрокидывающем построения разума и ведущем человека к переходу за «последнюю черту» его жизни.

Роман Арцыбашева остался не понятым и не принятым критикой, ждавшей от автора нового продолжения настроений и стилистики романа «Санин».

В рассказах 1910-х «О ревности», «Палата неизлечимых», «Рассказ о великом знании», «Преступление доктора Лурье» и др. идейная концепция была во многом обусловлена влиянием работ 3.Фрейда и философии Э.Гартмана.

Так, в рассказе «Преступление доктора Лурье» фанатик науки ставил на самом себе и дикаре-слуге эксперимент по моделированию, а потом разрушению религиозного сознания. Ощутив бесцельность существования «без бога», дикарь кончал жизнь самоубийством, а вслед за ним следовал сам ученый — и автор, и жертва эксперимента, подтверждавшего крах позитивизма.

Парадоксальность художественного мышления Арцыбашева проявилась в том, что тогда же был написан рассказ «Сильнее смерти». Его герой, тоже ученый, ставил свой последний эксперимент по исследованию мозга в момент своей гибели на гильотине, силой разума преодолевая страх смерти. Этот рассказ был гимном человеческой воле, направленной к познанию тайн мира.

Вершина творчества Арцыбашева 1910-х — повесть «Женщина, стоящая посреди» (1915). Произведение Арцыбашева было горько-ироническим прощанием с одним из излюбленных «сверхтипов» русской литературы XIX в.— «тургеневской» девушкой. Это была история растления девичьей души, в которой постепенно отмирало все лучшее, оказавшееся никому не нужным.

По художественной структуре повесть Арцыбашева воспроизводила сюжетную схему романов Тургенева, состояла из цепочки сюжетных узлов — любовных свиданий, в каждом из которых герой оказывался душевно несостоятельным. Авторская позиция была заявлена самим названием — цитатой из Евангелия, отсылающей к известному евангельскому эпизоду о «Христе и грешнице».

Важно

В «Женщине, стоящей посреди» Арцыбашев как бы возвращался к первоистокам своего творчества — утверждению высшего нравственного закона мироздания.

С середины 1910-х Арцыбашев-прозаик вступил в полосу творческого кризиса.

Его пьесы «Ревность» (1913), «Война» (1914), «Закон дикаря» (1915), «Враги» (1916) имели значительный зрительский успех и были основным источником существования Арцыбашева. Но сам писатель видел свое настоящее призвание в области прозы.

Арцыбашев воспринял Первую мировую войну, а затем Февральскую революцию 1917 как мировые катастрофы, при которых путь к благим целям устилается миллионами трупов. В самом начале 1917 в статье «Мечты о лучшем будущем у человека-индивида» Арцыбашев писал: «И великая русская революция, какую бы роль ни сыграла она в истории, открыв новые идеалы и утвердив светлое царство всеобщего равенства, все же будет ужасна. Ибо какими бы светлыми идеалами ни руководствовались ее вожди и как бы очевидно возмутительны ни были несовершенства того строя, против которого они восстали, но опять-таки те предсмертные страхи и муки, те неизбывные слезы, те грусть, злоба и отчаяние, которые переживали во время этой борьбы живые люди, кто бы они ни были, были и останутся ужасными».

Арцыбашев резко не принял Октябрьский переворот 1917 и в 1923 покинул Россию. В Варшаве Арцыбашев сблизился с Б.Савинковым, стал активным сотрудником газеты «За свободу!». В публицистических статьях писатель яростно разоблачал «золотой век» большевистской России (отд. опубл.: Записки писателя: в 2 т. Варшава, 1925. Т.1; 1927. Т.2).

В историю русской литературы Арцыбашев вошел как автор романа «Санин», в котором утверждалась самоценность прав личности. Это произведение было новым словом в русской литературе, традиционно ориентированной на подчинение индивидуума воле общества, оно внесло свою лепту в формирование мироощущения XX в.

А.М.Грачева

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 114-116.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Собрание сочинений. СПб., 1905-17. Т. 1-10;

Собрание сочинений: в 3 т. М., 1994.

Литература:

Неугасимая лампада: сб. статей памяти М.П.Арцыбашева. Варшава, 1928;

Бабичева Ю. В.Л.Андреев в борьбе с «арцыбашевщиной» // Андреевский сб. Курск, 1975;

Грачева А.М. Из истории литературной борьбы нач. XX в. // Вопросы русской литературы. Львов, 1982. Вып. 2(40);

Никоненко С.С. Михаил Арцыбашев // Арцыбашев М.П. Тени утра. М., 1990;

Арцыбашев М.П. Письма Борису Савинкову. К истории русской эмиграции / вступ. заметка и публ. Д.И.Зубарева // Devisu. 1993. №4;

Арцыбашев М. Письма к А.В.Амфитеатрову // Минувшее: Исторический альм. СПб., 1997;

Совет

Грачева А.М. Пародия, стилизация, цитация в неомифологическом романе начала XX в. [«У последней черты»] // Пародия в русской и зарубежной литературе. Смоленск, 1997. С.68-69;

Николаев П.В. Л.Н.Толстой и М.П.Арцыбашев // Толстой о Толстом. М., 1998. Вып.1;

Буле О. «Половой вопрос» и провинция в публицистике начала XX в. [«Санин»] // Русская провинция: миф — текст — реальность: сб. М.; СПб., 2000. С.75-84;

Грачева А.М. Так говорил Владимир Санин. Русское ницшеанство сквозь призму романов А.П.Арцыбашева // Rocznikihumanistyczne. TomLI, zeszyt 7. Lublin, 2003. P. 43-51.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/arcybashevmp.php

Сергей Арцибашев: биография и причина смерти актера :

Народный артист России Сергей Николаевич Арцибашев – известный отечественный режиссер и актер, внесший немалый вклад в развитие отечественного театра.

Ранние годы

Сергей Арцибашев появился на свет в небольшом поселке Калья (Свердловская область) в 1951 году. Его родители хотя и не имели никакого отношения к искусству, тем не менее прививали детям любовь к литературе. Поэтому неудивительно, что их старший сын Александр (1949 г.) в будущем стал писателем, а Сергей – известным актером и режиссером.

В школе С. Арцибашев стал посещать театральный кружок, в котором был заводилой и старался принимать участие во всех самодеятельных постановках.

Учеба

Родители Сергея требовали, чтобы он приобрел серьезную специальность, которая поможет ему твердо стоять на ногах во взрослой жизни. Поэтому по окончании 9 классов он подал документы в расположенный в Свердловске Уральский политехнический техникум. Арцибашев хорошо учился в школе, поэтому это удалось ему сделать без особого труда.

Потратив три года на приобретение профессии, которая ему была совсем не по душе, Сергей решил стать актером и поступил в Свердловское театральное училище. Там его наставником был заслуженный артист Узбекской ССР В. Козлов.

К сожалению, мастер умер незадолго до дипломного спектакля на руках у Арцибашева и его товарища В. Бухарова. Вопреки всем правилам руководство курса взял в свои руки Сергей, который был комсоргом.

Он с успехом завершил дело своего наставника и подготовил дипломный спектакль, заслужив множество похвал от старших коллег.

Переезд в столицу

После получения диплома Сергей Арцибашев переехал из Свердловска в Москву, где продолжил обучение на режиссерском факультете ГИТИСа.

Еще будучи студентом этого престижного вуза, он осуществил постановку двух мини-спектаклей: «Любовь», «Женщины и дети», а чуть позже пьесы «Два пуделя». Там же он познакомился с многими актерами, с которыми успешно сотрудничал в будущем.

Начало карьеры

В 1981 году Сергей Арцибашев получил диплом ГИТИСа, и его практически сразу пригласил работать в Театр на Таганке сам Юрий Любимов. Там он не только выступал в качестве актера, но и ставил спектакли.

В частности, Сергей участвовал в постановках «Бориса Годунова» и «На дне» по пьесе М. Горького. Параллельно с этим Арцибашев стал сниматься в кино.

Из фильмов с его участием этого периода можно отметить картины:

  • «Этот негодяй Сидоров» (1983);
  • «Жестокий романс» (1984, роль Гуляева);
  • «Не ходите, девки, замуж» (1985);
  • «Время летать» (1987).

Кроме того, в 1988-м актер снялся в картине «Забытая мелодия для флейты».

В “театре на покровке”

В 1989-м Сергей Арцибашев покинул Таганку. Это решение было продиктовано различными обстоятельствами. Во-первых, сначала ему не давал ставить спектакли режиссер Николай Губенко, а затем вернувшийся из эмиграции Любимов, посчитавший Арцибашева предателем за сотрудничество с Эфросом.

Кроме того, в конце 80-х ему предложили возглавить московский Театр комедии. Режиссер с большим энтузиазмом взялся за дело и за его преобразование. Спустя 2 года возглавляемое им культурное учреждение, в котором служили такие звезды сцены, как И. Ульянова и И.

Костолевский, было переименовано в Театр на Покровке.

В 1992 году режиссер получил звание “Заслуженного деятеля искусств РФ”.

Кинокарьера с начала 90-х

Параллельно с работой в Театре на Покровке, а позже и в театре им. Маяковского Сергей Арцибашев довольно много снимался в кино. Среди наиболее значимых его работ можно отметить фильмы:

  • «Мордашка», «Повесть непогашенной луны» и «Лестница» (1990);
  • «Ближний круг», «Дети, бегущие от грозы», «Летучий голландец», «Сказка на ночь», «Небеса обетованные» (1991);
  • «Помнишь запах сирени…», «22 июня, ровно в 4 часа…» (1992);
  • «Лихая парочка» (1993);
  • «Ехай!», «Ширли-мырли» (1995);
  • «Незримый путешественник» (1999);
  • три части комедии «ДМБ» (2000-2001);
  • «Смотрящий вниз», «Северный сфинкс» (2002);
  • «Теория запоя» (2003);
  • «Усадьба» (2004).

Кроме того, Арцибашев снялся в известном фильме Никиты Михалкова «12», создав образ десятого присяжного. Его последней работой в кино стала дарма режиссера Юрия Б. под названием «Дурак», в которой Сергей Николаевич сыграл роль начальника службы здравоохранения.

Два первых брака

Сергей Арцибашев, биография которого вам уже известна, был трижды женат. Первой женой режиссера стала однокурсница Нина. Неустроенный быт не мешал девушке обожать мужа, успехами которого она искренне гордилась. Однако он стремился в столицу, а Нина мечтала об уютном семейном гнездышке в родном Свердловске. Переезд Арцибашева в Москву положил конец их кратковременному браку.

В ГИТИСе Сергей встретил Нину Красильникову и влюбился. Вскоре пара стала вместе работать в Театре на Таганке. Молодые люди поженились. Вскоре у них родился сын, но семейная жизнь вскоре дала трещину. Арцибашев ушел жить в свой кабинет главного режиссера, оставив квартиру жене и сыну.

Личная жизнь

Последней любовью Арцибашева стала Мария Костина. Несмотря на значительную разницу в возрасте, она смогла создать для Сергея уютный семейный очаг и родила ему сына и двух дочерей.

Арцибашев не забыл и о Нине Красильниковой, пригласив ее в свой театр. Со временем роли в постановках отца стал играть и его старший сын.

Многие предсказывали, что присутствие бывшей и настоящей жен в одном театре приведет к проблемам. Однако этого не случилось.

Смерть

В июле 2015 года актер Сергей Арцибашев скончался. До последних минут рядом с ним была любимая жена Мария, которая всеми силами помогала бороться с онкологическим заболеванием, которое у него обнаружили за 6 лет до смерти. Тем не менее в прессе не была указана точная причина его кончины.

Прощание с Арцибашевым прошло в Доме актера, а похороны — на Ваганьковском кладбище.

Награды

За свою достаточно плодотворную творческую деятельность Арцибашев приобрел не только зрительскую любовь. Ему были присвоены звания:

  • лауреат Госпремии России (дважды);
  • Народный артист РФ.

Кроме того, в 2009 году режиссер был награжден орденом Почета.

Теперь вы знаете, кто такой Сергей Арцибашев. Причина смерти известного режиссера так и не была озвучена и осталась известна только близким. Театр Сергея Арцибашева действует сегодня и радует зрителей своими спектаклями.

Источник: https://www.syl.ru/article/286658/new_sergey-artsibashev-biografiya-i-prichina-smerti-aktera

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector