Краткая биография барто

Краткая биография Агнии Львовны Барто

Агния Барто – самая прославленная детская поэтесса, чьи произведения навсегда вошли в золотую классику советской детской литературы. И сегодня ее по праву считают непревзойденным мастером детской поэзии, ее стихи являются эталонными для детских поэтов.

Ее произведения, простые на первый взгляд, являются результатом кропотливой работы и бесконечного поиска новых поэтических форм, понятных и доступных для детей.

Но главным делом ее жизни стала радиопередача «Найти человека», благодаря которой воссоединилось множество семей, разлученных во время Великой Отечественной войны.

Обратите внимание

Агния Львовна Барто родилась в Москве в 1906 году, в состоятельной еврейской семье. Детство маленькой Гетель (это настоящее имя Агнии Барто) было счастливым и безоблачным, она росла в типичной атмосфере московской интеллигенции тех лет.

Просторная квартира, домработница и кухарка в услужении, частые званые обеды, обязательные летние переезды на дачу, поступление в гимназию и балетное училище – все в жизни Гетель складывалось, как у обычной девочки из буржуазной среды.

Отец – ветеринарный врач, блестяще образованный, всеми силами старался передать знания единственной дочери, и мечтал о карьере балерины для нее.

Кроме того, она родилась в Серебряный век русской поэзии – эпоху моды на сочинительство и поиск новых стихотворных форм, и увлечение творчеством не миновало будущую Агнию Барто.

В 18 лет она вышла замуж за молодого поэта Павла Барто, с которым они вместе писали и мечтали о поэтической славе. В 1925 году, набравшись храбрости, Барто принесла свои стихи в Госиздат, и была очень разочарована, когда ее отправили в отдел детской литературы.

Детская поэзия считалась «баловством», настоящие гении трудились на ниве лирики. Случайная встреча с В. Маяковским  стала судьбоносной, именно он убедил Агнию в необходимости поэзии для детей, как о важном элементе педагогического воспитания.

Вероятно, поэтому ранние стихи Барто, написанные вместе с первым мужем, больше похожи на «дразнилки»:

Что за вой? Что за рев?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка,

Это Ганя-ревушка.

Семейная жизнь не заладилась, но Барто уже «вошла во вкус», ее собственные стихи пользовались успехом и она с удовольствием творила для детворы. Наблюдательная, она точно подмечала образы, созданные  детьми, прислушивалась к разговорам ребят на улице, общалась с ними в школах и детских домах.

Важно

Второй брак Барто с видным ученым – теплоэнергетиком оказался на редкость счастливым, и Агния с головой окунулась в работу. Ее много критиковали, «столпы» детской поэзии С.Маршак и К.

Чуковский часто ругали ее за смену размера строфы, использование ассонансных рифм, но Барто упорно искала свой стиль, легкий и запоминающийся. Несомненная «изюминка» ее творчества – умение воспроизводить детскую речь, с ее короткими предложениями и точными образами.

Ее стихи просты для детского восприятия, а юмор и ирония  дают детям возможность взглянуть на себя со стороны и с улыбкой подметить свои недостатки.

4 мая 1945 года, когда вся страна замерла в радостном ожидании победы, в жизни Барто случилось несчастье – нелепо оборвалась жизнь ее 18-летнего сына. Эта трагедия перевернула ее жизнь.

Но работа спасала, вытягивая ее из пучины страшного горя. Барто много ездила не только по стране, но и за рубеж.

Владея несколькими иностранными языками, она свободно общалась с детьми из других стран, бралась за переводы иностранных детских поэтов.

Агния Барто стала организатором первой в стране передачи по поиску людей, прообраза программы «Жди меня». Потерявшиеся дети часто помнили лишь мелкие детали своего детства, и писали о них Барто, а она зачитывала их по радио, выбирая самое значимое – имя отца, кличку собаки, подробности домашнего быта.

  Вскоре передача стала настолько популярной, что многие люди ехали в Москву прямо в Лаврушинский переулок, где жила поэтесса, и Барто принимала и выслушивала всех, подключив к этому занятию своих домочадцев.

Совет

Впоследствии Барто посвятила этому почти 10 лет, сумела объединить более 927 семей и написала трогательную книгу о судьбах потерявшихся детей.

Она умерла в 1981 году, и была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. На ее могиле нет вычурной эпитафии,  там написано просто:

Агния Барто
Писательница.

Источник: https://ollam.ru/classic/rus/barto-agniya/bio

Биография Агнии Барто

Барто Агния Львовна (1906 ─1981) – советская поэтесса и писательница, сочиняла произведения для детей, писала сценарии к кинофильмам, работала ведущей на радио.

Детство

Агния Барто (в девичестве фамилия Волова) появилась на свет 17 февраля 1906 года.
Её родители были образованными еврейскими людьми. Папа, Лев Николаевич Волов, трудился ветеринарным врачом. Мама, Мария Ильинична Волова (девичья фамилия Блох), вела домашнее хозяйство и воспитывала дочь.

Родители познакомились и поженились в прибалтийском городе Ковно.

Дядя Агнии, брат матери Блох Григорий Ильич, был знаменитым фтизиатром и врачом-отоларингологом, директором Ялтинской клиники института туберкулёза.

Он увлекался написанием детских просветительских стихов, возможно, в своего дядю и пошла племянница.

Агния родилась в Москве, здесь же прошли её детские и юные годы. С особенной теплотой она всегда вспоминала отца. Лев Николаевич слишком любил свою профессию ветеринарного врача, часто доводилось ему по долгу службы уезжать в Сибирь. Но когда он был дома и проводил уютные вечера с дочкой, то читал ей произведения своего любимого И. А. Крылова, почти все его басни он знал наизусть.

Отец любил литературу и прививал эту любовь дочери Агнии с ранних лет. Брал книгу Л. Н. Толстого со шрифтом покрупнее, показывал дочке буквы, учил читать. Этим писателем он особенно восторгался, постоянно перечитывал все его сочинения. А первым серьёзным подарком отца дочери стала книга «Как жил и работал Лев Николаевич Толстой».

Маму свою поэтесса позднее вспоминала как женщину ленивую и капризную. Если матери предстояло заняться делами, которые были ей неинтересны, то она всегда откладывала их на послезавтра, ей казалось, что это ещё очень далеко.

Всё детство Агнии Барто прошло, как подобало в те времена обеспеченной интеллигентной семье, с няней, приехавшей из деревни; ─ гувернанткой, говорившей на французском языке; обедами с ананасовым десертом по воскресеньям.

Обучение

Агния получила начальное образование дома, руководил им отец, он обожал искусство и мечтал, чтобы дочь стала знаменитой балериной. Она прилежно занималась танцами долгое время, но особенного таланта в этом деле не проявлялось.

А вот писать стихи девочка начала с ранних лет. Обучаясь в гимназии, Агния и её подружки увлекались поэзией Ахматовой, сами пробовали писать. Но получалось не у всех. А у Агнии выходило, причём неплохо.

Тем не менее занятия балетом она не бросала, училась и в гимназии, и в балетной школе.

Обратите внимание

Первым слушал и критиковал Агнию папа. Здесь он проявлял всю свою строгость, требовал, чтобы дочь выражалась правильно и соблюдала стихотворные размеры. А у юного дарования, как будто нарочно, постоянно в строчках менялся размер, отец называл это упрямством с её стороны. Но через много лет именно смена размера и станет отличительной чертой поэтических произведений Агнии Барто.

Революция и гражданская война на жизни юной девушки особо не отразились, она продолжала жить в своём мире стихов и балета. Позднее кто-то скажет о Барто: «Она пришла в литературу на пуантах».

После гимназии Агния поступила в хореографическое училище, которое окончила в 1924 году. Было голодно, и в пятнадцатилетнем возрасте, наряду с учёбой, девушке пришлось устроиться на работу в магазин «Одежда». Работающим давали селёдочные головы, а из них можно было варить суп.

Перед выпускными зачётами она особенно волновалась, ведь после них предстояло начинать карьеру в мире балета, да к тому же на экзамен приехал сам нарком просвещения Луначарский. Программа состояла из выпускных экзаменов и концерта, который подготовили ученицы училища.

Нарком просмотрел все экзаменационные выступления, остался и на концерт.

И вот на сцену вышла юная красивая черноглазая девушка и прочитала свои собственные юмористические стихи под названием «Похоронный марш».

Ей при этом аккомпанировал пианист, а сама Агния принимала трагические, но в тоже время смешные позы. Луначарскому понравились стихи, он еле сдерживал смех, а через некоторое время Агнию попросили зайти в Наркомпрос.

С ней встретился Луначарский и заявил, что девушка создана для того, чтобы сочинять веселые стихи. Именно в тот момент такие слова показались ей оскорбительными, ведь в юном возрасте мечтаешь писать о любви, а не слыть поэтом-комиком.

Поэтому юная, высокая и изящная девушка устроилась в московский театр, где около года проработала в балетной труппе.

Творческий путь

Однако Луначарский оказался прав: каким-то образом ему удалось рассмотреть в юной балерине задатки великого поэта.

И уже в 1925 году вышла в свет первая книга Агнии Барто «Китайчонок Ван Ли», за ней последовал сборник стихов «Мишка-воришка». Ей было всего 19 лет, когда она попала в мир, о котором мечтала юной гимназисткой, ─ в мир поэзии Серебряного века.

Агния довольно быстро стала популярной, однако этот факт никак не прибавил ей смелости, она была крайне застенчивой. Барто обожала творчество Маяковского, но когда ей представился шанс встретиться с поэтом, то так и не набралась храбрости к нему подойти и завести разговор.

Важно

А когда решилась прочитать свой стих Корнею Чуковскому, то сказала, что автором является пятилетний мальчик. Возможно, именно застенчивость помогла Барто прожить жизнь, не имея врагов.

Она никогда не строила из себя личность умнее, чем есть на самом деле, не ввязывалась в окололитературные склоки и всегда отдавала себе отчёт в том, что ещё многому предстоит научиться в жизни.

Детские стихи как будто лились из неё рекой, один за другим выходили сборники:

  • «Мальчик наоборот»;
  • «Игрушки»;
  • «Братишки»;
  • «Снегирь».

В 1947 году увидела свет её поэма «Звенигород», где Агния Львовна рассказывала о детках, потерявших во время войны родителей. Поэтесса посещала детский дом в Подмосковье, беседовала с детьми, которые рассказали ей о том, как жили до войны, кем были их родители. Все эти детские воспоминания и вылились в поэму, которой было уготовано особое предназначение.

Когда поэму «Звенигород» уже читала вся страна, Агнии Львовне пришло письмо от женщины, которая потеряла в начале войны дочь.

Некоторые фрагменты, отображённые в поэме из детских рассказов, показались женщине знакомыми, и у неё затеплилась надежда, что в том детском доме Агния Барто общалась с её дочерью.

На самом деле так и произошло: мама и дочка встретились после 10 лет разлуки благодаря поэме «Звенигород».

Об этой истории писали советские журналы и газеты, а Агнии Барто стали идти письма от людей, потерявших во время войны своих родственников. Так родилась идея передачи «Найти человека», которую Агния Барто в течение 9 лет вела на радиостанции «Маяк».

Агния Барто – единственная детская поэтесса, которая своими стихами разговаривает с детишками на их родном языке, как будто ровесница. Очень лёгкий у неё стиль.

И недаром «Наша Таня громко плачет», «Идёт бычок, качается», «Уронили мишку на пол» присутствуют в жизни каждого ребёнка, как первые шаги и слова, как первая учительница и школьный звонок.

Совет

Она – первый писатель, с которым знакомится ребёнок, а потом, вырастая, непременно знакомит с её стихами своих детей и внуков.

Барто также написала сценарии к таким известным картинам, как:

  • «Подкидыш» (1939);
  • «Слон и верёвочка» (1945);
  • «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953);
  • «10000 мальчиков» (1961).

Творчество Агнии Барто было заслуженно отмечено правительством.

В 1950 году за книгу «Стихи детям» она получила Сталинскую премию, а в 1972 году за сборник «За цветами в зимний лес» Ленинскую премию.

Война

Барто очень много выезжала за границу с советскими делегациями. В 1937 году ей довелось побывать в Испании, где уже шла война. Её глазам предстала страшная картина: разрушенные дома и осиротевшие дети.

Особенно потрясла Агнию женщина-испанка, которая хотела показать ей фото своего сыночка, но постоянно закрывала его личико большим пальцем, объясняя это тем, что малышу оторвало голову снарядом.

Своей подруге Агния написала тогда в письме: «Как и какими словами можно описать чувства матери, которая пережила своё дитя?» А через несколько лет на этот жуткий вопрос ей придётся ответить самой…

А в самом конце 30-х годов она поехала в Германию, своими глазами увидела эту опрятную как будто игрушечную страну, белокурых девочек-немок в платьицах с фашисткой свастикой, услышала нацистские лозунги и поняла, что война немцев с Советским Союзом неизбежна.

Когда началась война, Агния Барто не собиралась эвакуироваться из Москвы. Она хотела работать на радио и вносить хотя бы какой-то малый вклад в общую победу над фашистами.

Но её второго мужа Андрея Владимировича отправили на Урал как специалиста по электростанциям.

Он забрал с собой семью – Агнию Барто с двумя детьми. Оттуда поэтесса часто ездила в столицу, делала записи для Всесоюзного радио, читала свои детские стихи.

Обратите внимание

Здесь она останавливалась в своей московской квартире, и один раз в момент нахождения в ней, в соседний дом попала бомба и разрушила его на глазах у Агнии.

Она постоянно просилась в действующую армию и к концу войны добилась своего. На один месяц Агния Барто была командирована на фронт, где читала бойцам листовки со своими детскими стихами. А они, повидавшие виды мужчины, у которых на глазах каждый день были кровь и смерть, слушали поэтессу и плакали, ведь её стихи напоминали им о детях.

Личная жизнь

Первый раз Агния вышла замуж очень рано, в 18 лет. Недавно у неё случилось горе, умер отец. И, возможно, первый супруг в какой-то мере занял в её жизни образовавшуюся пустую нишу.

Павел Николаевич Барто был писателем, и вместе они сочинили три произведения: «Девочка чумазая», «Считалочка» и «Девочка-ревушка».

Но брак оказался не на всю жизнь. В 1927 году у супругов Барто родился мальчик Эдгар, которого они ласково всегда звали Гариком, а через шесть лет Агния и Павел развелись. Быть может, этот брак оказался слишком ранним, а возможно, причиной расставания стал профессиональный успех поэтессы, который Павел Барто никак не хотел воспринимать.

Она ушла к мужчине, который оказался её второй половинкой, предназначенной судьбой, ─ Андрею Владимировичу Щегляеву.

Он был довольно известным энергетиком и входил в число лучших специалистов СССР по газовым и паровым турбинам.

Читайте также:  Краткая биография бхавабхути

На тот момент он работал деканом на энергомашиностроительном факультете Московского энергетического института. Про него говорили, что это самый красивый декан в Советском Союзе.

В их доме частенько собирались писатели и актёры, музыканты и режиссёры. Абсолютно неконфликтная Агния буквально притягивала людей разного вида творчества. Среди близких подруг Агнии Барто были Рина Зелёная и Фаина Раневская.

Важно

Агния с Андреем очень любили друг друга и прожили счастливую жизнь, в браке родилась девочка Татьяна, которая сейчас является главной хранительницей наследия поэтессы.

Детей Гарика и Таню воспитывала няня Домна Ивановна, та самая из деревни, которая когда-то приехала в Москву на заработки и попала в дом Воловых к маленькой девочке Агнии. До конца дней она жила потом с Агнией Львовной и её семьёй, даже когда дети стали взрослыми, помогала вести домашнее хозяйство и стала почти членом их дружной семьи (своих мужа и детей у няни Домны Ивановны не было).

4 мая 1945 года у Агнии Барто случилось непоправимое горе. Была солнечная и яркая весна, вся страна с нетерпением ждала победу. Сын Гарик, семнадцатилетний замечательный мальчишка, вернулся со школы раньше обычного.

Няня Домна Ивановна немного запаздывала с обедом, и мальчик решил покататься на велосипеде. Выехавший из-за угла грузовик сбил Гарика, он упал, ударился виском о бордюр и мгновенно умер.

Не стало любимого, такого красивого и ласкового сыночка, неимоверно способного в науках и музыке. Агния полностью погрузилась в себя, для неё перестали существовать еда, сон, разговоры да и вообще весь окружающий мир.

Мимо неё прошёл день Победы, которого она ждала очень сильно. Вспомнила ли она в те дни женщину-испанку, смогла ли найти слова, чтобы описать чувства матери, потерявшей сына?

Всю дальнейшую жизнь она полностью посвятила любимому мужу, дочери и внукам, и, конечно же, детям, для которых писала стихи.

В 1970 году врачи диагностировали онкологическое заболевание у супруга Андрея Владимировича, опять Агния Барто теряла самое ценное в жизни. Она прожила дольше мужа на 11 лет, скончалась 1 апреля 1981 года. Её похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Совет

Дочь Татьяна пошла по отцовским стопам, окончила энергетический институт, кандидат технических наук.

Источник: https://stories-of-success.ru/agnii-barto

Агния Барто краткая биография для детей

Известная детская писательница Агния Львовна Барто родилась в 1906 году, в семье ветеринарного врача. Сразу после рождения, родители назвали малышку Гетель, но после замужества она поменяла своё имя. Вот почему для взрослых и детей во всех источниках её биографии мы знаем знаменитую поэтессу и киносценариста, как Агнию Барто.

Кратко о детстве и юности

С самого детства девочка обожала танцевать и мечтала о балете. И хотя её начальным образованием занимался отец, после поступления в гимназию будущая поэтесса обучалась в школе балета. Заниматься творчеством Агния любила с детства. Вот почему стихи и биография Агнии Барто, входят в программу для 3 класса. Они пропитаны детством и включают в себя поучительный смысл.

Можно было бы кратко рассказать об Агнии Барто, если бы её биография не была насыщена таким количеством интересных фактов. Таких, как например, она изучала с детства немецкий и французский язык. После того, как закончила балетную школу, Агния была зачислена в балетную профессиональную труппу.

Так в биографии Барто Агнии Львовны начался новый этап, который вдохновлял её на написание новых стихов.

Литературное творчество

Среди взрослых и детей невозможно найти того, кто бы не любил её творчество. Присутствие открытых человеческих чувств и понятного для ребёнка языка вот, что по-настоящему привлекает в её творчестве. А любить поэзию, научил её отец.

1925 год — знаменательный в биографии Агнии Барто, так как она издала первые две книги, произведения из которых рекомендованы в настоящее время для 2 класса.

Стихи Агния читала с такой интонацией, благодаря которой вызывала доверие. Она обладала потрясающим даром разговаривать с детьми на их языке. Вот почему такие произведения, как «Китайчонок Ван Ли» Агнии Барто и её биография, рекомендованы к изучению для 3 класса. В биографии Агнии Львовны Барто произошло много увлекательных событий, что подвигло её к написанию стихов для детей.

Личная жизнь

Как и любой человек, поэтесса переживала чёрные и белые полосы в жизни. Были трагические моменты, такие как внезапная смерть сына.

Были яркие моменты связанные с издательством книг Агнии Барто, о которых так много упоминается во всех фото и видеоисточниках её биографии.

Вместе со своим мужем Агния Барто написала ряд произведений для детей начальной школы. Например такие, как «Девушка-ревушка». Так же, она работала в журнале «Мурзилка».

Поэтесса прожила очень активную и насыщенную жизнь. Её любимыми занятиями были путешествия и занятия спортом.

Интересные факты

Один из самых интересных фактов биографии Агнии Барто, это дата её рождения. Есть версия, что она появилась на свет двумя годами позже. Дело в том, что она очень хотела пораньше устроиться на работу из-за того, что пережила голод и нужду. Вот и пришлось ей, немного подделать документ о своём рождении.

Её произведения переведены на несколько языков и до сих пор издаются большими тиражами. Её именем назван один из кратеров Венеры, а на орбите летает планета с её именем.

Источник: http://sochinyshka.ru/agniya-barto-kratkaya-biografiya-dlya-detej.html

Агния Барто : краткая биография

А́гния Льво́вна Барто́ (урождённая Во́лова; 17 февраля 1906?, Москва? — 1 апреля 1981, там же) — русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая.

https://www.youtube.com/watch?v=VUx3Hi1fGU4

Лауреат Сталинской премии второй степени (1950) и Ленинской премии (1972).

Родилась в образованной еврейской семье. Её отец, Лев Николаевич (Абрам-Лев Нахманович) Волов (1875—1924), родом из Шавлей, был ветеринарным врачом. Мать, Мария Ильинична (Эльяшевна-Гиршовна) Волова (урождённая Блох; 1881—1959, родом из Ковно), занималась домашним хозяйством.

Родители поженились 16 февраля 1900 года в Ковно. Брат матери — известный врач-оториноларинголог и фтизиатр Григорий Ильич Блох (1871—1938), в 1924—1936 годах директор горловой клиники Института климатологии туберкулёза в Ялте (ныне НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии им. И. М.

Сеченова); писал детские просветительские стихи.

Училась в гимназии и одновременно в балетной школе. Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924 году в балетную труппу, где работала около года.

Первым мужем Воловой был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения — «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». В 1927 году у них родился сын Эдгар (Гарик), а через 6 лет супруги развелись.

Во время Великой Отечественной войны семья Барто была эвакуирована в Свердловск. Там Агнии пришлось освоить профессию токаря. Премию, полученную во время войны, она отдала на строительство танка.

В 1944 году семья вернулась в Москву. Сын Гарик погиб 5 мая 1945 года в возрасте 18 лет — был сбит грузовиком во время катания на велосипеде в Лаврушинском переулке.

Обратите внимание

Вторым мужем Барто был теплоэнергетик, член-корреспондент АН СССР Андрей Владимирович Щегляев; дочь — кандидат технических наук Татьяна Андреевна Щегляева.

Агния Барто умерла 1 апреля 1981 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Агния Барто в воспоминаниях Лидии Чуковской

9 января 1974 года Лидия Чуковская была исключена из Союза писателей (это решение было отменено в феврале 1989 года), на её публикации в СССР был наложен полный запрет (до 1987 года). Этим событиям посвящена книга Лидии Чуковской «Процесс исключения.

Очерк литературных нравов», которая впервые была издана в 1979 году в Париже в издательстве «YMCA-Press».

В заседании секретариата Московского отделения Союза писателей РСФСР среди прочих писателей участвовала Агния Барто, которая своим выступлением способствовала исключению дочери Корнея Чуковского из Союза писателей.

Она выступила против того, чтобы работы Чуковской печатались в стране в связи с их антисоветским характером: «Чем объяснить, как может человек дойти до такой антисоветчины, до такой злобы? Мне хочется спросить у вас: почему вы такая злая! Откуда в вас столько злости? Я вчера прочитала „Гнев народа“ — впечатление удручающее. Злость, злость, злость».

Ранее, в 1930 году, в «Литературной газете» было напечатано письмо за подписью Агнии Барто против народных сказок и против сказок Корнея Чуковского. В 1944 году К.

Чуковский был вызван в Союз писателей, где его его военную сказку назвали «несуразным шарлатанским бредом» и обвинили Корнея Ивановича в том, что тот сознательно опошляет задачи воспитания детей в духе социалистического патриотизма.

Когда Корней Иванович вернулся домой после этого вызова, дочь Лидия спросила его: «Кто был ниже всех?» Он ответил: «Барто».

Важно

Во время исключения Лидии Чуковской из Союза писателей Агния Барто сказала следующее: «Я думаю, как Шостакович и Чингиз Айтматов, а вы — как Солженицын и Сахаров… Мне тяжело думать, что на светлую память о Корнее Ивановиче, учившем нас доброте, ложится ваша тень».

Лидия Чуковская также вспоминает об этом собрании: «А главное: я никогда больше, до конца дней своих, не увижу в одной комнате такого множества, один к одному подобранных, падших людей. Большинству из них неоткуда было и падать. Но некоторые упали, скатились в эту бюрократическую трясину с высоты таланта.

… Ведь и Агния Барто человек несомненно способный — к сожалению, на всё».

Речь идёт о судебном процессе Даниэля и Синявского, когда по поручению следственного отдела КГБ Барто накануне суда над писателями дала в качестве специалиста-эксперта отзыв на книги Даниэля, в котором подчёркивала антисоветскую направленность творчества Даниэля.

Творчество

В 1924 году на показательном концерте выпускников хореографического училища присутствовал нарком просвещения Луначарский. Он обратил внимание на исполнение стихов Агнией и через несколько дней пригласил её на приём к себе в наркомат, где посоветовал ей стать поэтессой.

Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» (1925). Сборники «Стихи детям» (1949), «За цветами в зимний лес» (1970).

В 1964—1973 годах вела на радиостанции «Маяк» программу «Найти человека» о поисках семей детей, потерявшихся во время Великой Отечественной войны. Благодаря этой передаче были восстановлены связи между членами почти тысячи советских семей. На основе программы была написана прозаическая книга «Найти человека» (1968). Позже формат программы был взят за основу программы «Жди меня».

Книга «Записки детского поэта» (1976).

Автор сценариев кинофильмов «Подкидыш» (совместно с Риной Зелёной, 1939), «Слон и верёвочка» (1945), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10000 мальчиков» (1961).

Стиль

Большинство стихов Агнии Барто были написаны для детей-дошкольников или младших школьников. Стихи отличаются простотой чтения и запоминания.

Через них автор на равных обращалась к ребёнку простым языком без лирических отступлений и описаний.

Все персонажи в стихах называются по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет», «Володин портрет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение».

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1950) — за сборник «Стихи детям» (1949)
  • Ленинская премия (1972) — за книгу стихов «За цветами в зимний лес» (1970) (Премия за произведения для детей)
  • орден Ленина (16.02.1976)
  • орден Октябрьской Революции
  • два ордена Трудового Красного Знамени (16.02.1956; 22.02.1966)
  • орден «Знак Почёта» (31.01.1939)
  • медаль «За спасение утопающих»
  • медаль «Шахтёрская слава» I степени (от шахтёров Караганды)
  • орден Улыбки
  • Международная Золотая медаль имени Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества» (посмертно).

Имя Агнии Барто присвоено малой планете (2279) Барто, расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.

Адреса

Москва, Лаврушинский переулок, д. № 17 — «Дом писателей» (1937, 1948—1950, архитектор И. Н. Николаев)

Экранизации произведений

Фильмы, снятые по сценариям Агнии Барто

  • «Подкидыш» — фильм 1939 года киностудии «Мосфильм»
  • «Слон и верёвочка» — фильм 1945 года киностудии «Союздетфильм»
  • «Алёша Птицын вырабатывает характер» — фильм 1953 года киностудии «Ленфильм»
  • «Десять тысяч мальчиков» или «10000 мальчиков» — фильм 1961 года Киностудия имени М. Горького
  • «От семи до двенадцати» — фильм 1965 года киностудии «Мосфильм»
  • «Ищу человека» — фильм 1973 года Киностудия имени М. Горького

Мультфильмы, созданные по стихам Агнии Барто:

  • «Две иллюстрации» — кукольный двухсюжетный мультфильм 1962 года (первый сюжет «Девочка-рёвушка» по стихотворению писателя).
  • «Снегирь» — рисованный мультфильм 1983 года по одноимённому произведению писательницы («Союзмультфильм»).
  • «Волшебная лопата» — рисованный мультфильм 1984 года по стихам писателя, снятый ТО «Экран».
  • «Мы с Тамарой» — российский 2D-компьютерный мультфильм, современная интерпретация стихотворения писателя. Фильм участвовал в конкурсной программе фестиваля Суздаль-2004.

Могила Барто на Новодевичьем кладбище Москвы.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/agniya-lvovna-barto

Детская поэтесса Агния Барто: краткая биография и фото

Агния Львовна Барто (1906—81) – русская детская писательница.

Наследие Барто: сборники «Косолапка» (1926), «Братишки» (1928), «Стихи детям» (1949), “За цветами в зимний лес» (1970); прозаические книги для взрослых «Найти человека» (1968) — о поиске родителей, по­терявших своих детей во время Великой Отечественной войны, «Записки детского поэта» (1976); сценарии кинофильмов «Подки­дыш» (1939), «Алеша Птицын вы­рабатывает характер» (1958). Ее стихотворение Веревочка было взято режиссером И.Фрэзом за основу замысла фильма «Слон и веревочка 2(1945).

  Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Училась в балетном училище. В годы учебы, испытывая творческое влияние Анны Ахматовой и Владимира Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. По совету Луначарского занялась профессиональной литературной работой.

В 1925 были опубликованы ее первые стихотворения Барто «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первое мА»я (1926), «Братишки» (1928), после публикации которых Корней Чуковский отметил незаурядный талант Агнии Барто как детского поэта. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П.Н.Барто («Девочка чумаза»я и «Девочка-ревушк»а, 1930).

Читайте также:  Краткая биография жид

После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, образы, рифмы, и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.

Совет

В годы Великой Отечественной войны Агния Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихи военных лет (сборник «Подростки», 1943, поэма «Никит»а, 1945 и др.) носят в основном публицистический характер. За сборник «Стихи детям «(1949) Агнии Барто была присуждена Государственная премия (1950).

О воспитанниках детского дома рассказывается в поэме Барто «Звенигород» (1948). В течение девяти лет Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека» (опубл. в 1968).

В «Записках детского поэта» (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».

Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности.

Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник «Переводы с детского» (1977), в котором Барто перевела с разных языков детские стихи.

В течение многих лет Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри. В 1976 ей была присуждена Международная премия им. Х.К.Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языки мира.

Умерла Барто в Москве 1 апреля 1981.

Источник: http://www.pavelin.ru/lichnosti/279-barto.html

Краткая биография Агнии Львовны Барто для детей начальной школы / Биографии писателей для детей / ГДЗ Грамота

Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье интеллигентов.

Сначала маленькая Агния обучалась на дому, потом ее отдали в гимназию.

В это время она посещает хореографическое училище и начинает писать первые стихи.

В 1924 году Барто заканчивает училище и до 1925 года остается работать в балетной труппе.

В этом же году выходят в печать ее стихи для детей.

После замужества Агния Барто написала несколько стихотворений в соавторстве со своим мужем.

Поэт была ярым сторонником советской власти и критиковала всех, кто выступал против нее.

Замужем Барто была дважды. От первого брака у нее был сын, от второго – дочь.

Умерла Агния Львовна 1 апреля 1981 года. Похоронена была в Москве.

Интересные факты из жизни поэтессы Агнии Барто

Факт 1. Существуют споры касательно года рождения Агнии Барто.

По официальным данным это произошло в 1906 году, а если верить исследователям – в 1908 году.

Факт 2. В юности Барто была влюблена в Маяковского, но так и не призналась ему в своих чувствах.

Факт 3. Во время Великой Отечественной войны Агнии Барто пришлось освоить профессию токаря.

И работала она наравне с теми, кто имел большой опыт у станка.

Обратите внимание

Факт 4. Всем известное стихотворение “Наша Таня громко плачет” Барто посвятила своей дочери.

Факт 5. За трудовые подвиги во время войны Барто была присвоена премия, но она пожертвовала ее на строительство танка.

Сочинение “Моя любимая поэтесса Агния Львовна Барто”

Автор моего детства – Агния Барто.

Помню, как мама читала ее стихи, а я с удовольствием заучивала их наизусть.

Это всегда было легко и забавно.

Мне очень нравится, что Агния Львовна пишет не только интересные, но и поучительные произведения.

Они учат быть добрым, сострадательным, внимательным, заботливым и бережным.

Поэт осуждает зависть, лень и жадность.

Я считаю, что произведения Барто будут актуальны во все времена.

И когда я вырасту, обязательно буду читать их своим детям.

Ведь Агния Барто – моя любимая поэтесса!

Читательские дневники по произведениям Агнии Львовны Барто

Стихотворение “Веревочка”

Стихотворение “Вовка – добрая душа”

Викторина по произведениям Агнии Барто с ответами

1. Кому пришлось мокнуть под окном из-за нехорошего поступка хозяйки?

Зайке (“Зайку бросила хозяйка…”)

2. О ком рассказывается в стихотворении “Фонарик”?

О светлячке

3. Какой кружок не посещался девочкой Лидой?

Танцевальный

4. Какой герой произведения Барто постоянно пек блины?

Павлик

5. Зачем Люба с подругой пришли в театр?

Смотреть балет

6. Кого дети сделали пассажиром грузовика?

Кота

7. Какого цвета юбку носила Любочка?

Синего

8. Кто сидел в спичечном коробке в стихотворении «Юный натуралист»?

Четыре муравья

Краткая биография Агнии Львовны Барто для детей начальной школы. Интересные факты из жизни поэтессы. Готовая викторина по произведениям Агнии Барто. Пример сочинения “Моя любимая поэтесса Агния Львовна Барто”.

Источник: https://gdz-gramota.ru/biografii-pisatelei-dlia-detei/agniia-barto-biografiia

Барто Агния Львовна. Краткая биография. Стихи для детей

Барто Агния Львовна (1906-1981) родилась 17 февраля в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.

В 1925 были опубликованы книжки стихов для детей — “Китайчонок Ван Ли”, Мишка-воришка”.

Беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто.

Она регулярно выпускала сборники стихов: “Братишки” (1928), “Мальчик наоборот”(1934), “Игрушки”, (1936), “Снегирь” (1939).

В 1937 Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде). Во время Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом “Комсомольской правды” на Западном фронте.

В послевоенные годы бывала в Болгарии, Исландии, Японии, Англии и других странах.

В 1940-50 выходят новые сборники: “Первоклассница”, “Звенигород”, “Веселые стихи”, “Стихи детям”. В эти же годы работает над сценариями детских кинофильмов “Подкидыш”, “Слон и веревочка”, “Алеша Птицын вырабатывает характер”.

В 1958 написала большой цикл сатирических стихов для детей “Лешенька, Лешенька”, “Дедушкина внучка” и др.

Важно

В 1969 вышла книга прозы “Найти человека”, в 1976 — книга “Записки детского поэта”. Умерла А. Барто в 1981 в Москве.

http://www.peoples.ru

Стихи для детей.

ДВЕ СЕСТРЫ ГЛЯДЯТ НА БРАТЦА Две сестры глядят на братца: Маленький, неловкий, Не умеет улыбаться,

Только хмурит бровки.

Младший брат чихнул спросонок, Радуются сестры: — Вот уже растет ребенок —

Он чихнул, как взрослый!

ДВОЯШКИ Мы друзья — два Яшки, Прозвали нас “двояшки”. — Какие непохожие!-

Говорят прохожие.

И должен объяснять я, Что мы совсем не братья, Мы друзья — два Якова,

Зовут нас одинаково.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ Старший брат сестру баюкал: — Баюшки-баю! Унесем отсюда кукол,

Баюшки-баю.

Уговаривал девчушку (Ей всего-то год): — Спать пора, Уткнись в подушку, Подарю тебе я клюшку,

Встанешь ты на лед.

Баю-баюшки, Не плачь, Подарю Футбольный мяч, Хочешь — Будешь за судью,

Баю-баюшки-баю!

Старший брат сестру баюкал: — Ну не купим мяч, Принесу обратно кукол,

Только ты не плачь.

Ну не плачь, не будь упрямой. Спать пора давно… Ты пойми — я папу с мамой

Отпустил в кино.

В ПУСТОЙ КВАРТИРЕ Я дверь открыл своим ключом. Стою в пустой квартире. Нет, я ничуть не огорчен,

Что я в пустой квартире.

Спасибо этому ключу! Могу я делать, что хочу,- Ведь я один в квартире,

Один в пустой квартире.

Спасибо этому ключу! Сейчас я радио включу,

Я всех певцов перекричу!

Могу свистеть, стучать дверьми, Никто не скажет: “Не шуми!” Никто не скажет: “Не свисти!”

Все на работе до пяти!

Спасибо этому ключу… Но почему-то я молчу, И ничего я не хочу

Один в пустой квартире.

ЗВОНКИ Я Володины отметки Узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой

Раздается три звонка.

Если вдруг у нас в квартире Начинается трезвон — Значит, пять или четыре

Получил сегодня он.

Если он приходит с двойкой — Слышу я издалека: Раздается два коротких,

Нерешительных звонка.

Ну, а если единица —
Он тихонько в дверь стучится.

КОРОЛЕВА Если до сих пор нигде вы Не встречали королевы,- Поглядите — вот она!

Среди нас живет она.

Всем, направо и налево,
Объявляет королева:

— Где мой плащ? Его повесьте!
Почему он не на месте?

У меня портфель тяжелый —
Донесешь его до школы!

Я дежурной поручаю Принести мне кружку чая И купите мне в буфете

Каждый, каждый по конфете.

Королева — в третьем классе,
А зовут ее Настасьей.

Бант у Насти Как корона, Как корона

Из капрона.

ЧУДО НА УРОКЕ Я однажды ненароком Задремала за уроком. Мне уютно и приятно, Я на лодочке плыву, И одно мне непонятно,

Что во сне, что наяву.

Вдруг неведомо откуда Раздается вдалеке: — Шура Волкова,

к доске!

И вот тут случилось чудо: Я на лодочке плыву И во сне кувшинки рву, А урок я без запинки

Отвечаю наяву.

Получила тройку с плюсом,
Но вздремнула я со вкусом.

ДОКЛАДЧИК Выступал докладчик юный, Говорил он о труде. Он доказывал с трибуны:

— Нужен труд всегда, везде!

Нам велит трудиться школа, Учит этому отряд… — Подними бумажки с пола!

Крикнул кто-то из ребят.

Но тут докладчик морщится:
— На это есть уборщица!

ПОМОЩНИЦА У Танюши дел немало, У Танюши много дел: Утром брату помогала,—

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела: Таня ела, чай пила, Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме: — Вы меня разденьте сами, Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

РЕЗИНОВАЯ ЗИНА Купили в магазине Резиновую Зину, Резиновую Зину В корзинке принесли. Она была разиней, Резиновая Зина, Упала из корзины, Измазалась в грязи. Мы вымоем в бензине Резиновую Зину, Мы вымоем в бензине И пальцем погрозим: Не будь такой разиней, Резиновая Зина, А то отправим Зину

Обратно в магазин.

ИГРА В СТАДО Мы вчера играли в стадо, И рычать нам было надо. Мы рычали и мычали, По-собачьи лаяли, Не слыхали замечаний

Анны Николаевны.

А она сказала строго: — Что за шум такой у вас? Я детей видала много —

Таких я вижу в первый раз.

Мы сказали ей в ответ: — Никаких детей тут нет! Мы не Пети и не Вовы —

Мы собаки и коровы.

И всегда собаки лают, Ваших слов не понимают. И всегда мычат коровы,

Отгоняя мух.

А она в ответ: — Да что вы? Ладно, если вы коровы, Я тогда — пастух. Я прошу иметь в виду:

Я коров домой веду.

ИМЯ И ФАМИЛИЯ У нашего Василия

Есть имя и фамилия.

Сегодня первоклассников Записывали в класс, Не растерялся Васенька

И заявил тотчас:

— Есть у меня фамилия! Я Вася Чистяков. — Вписали вмиг Василия

В число учеников.

Да, имя и фамилия —
Не пара пустяков!

Источник: http://playroom.ru/barto-agniya-lvovna-kratkaya-biografiya-stihi-dlya-detey/

Доклад-сообщение Агния Барто 2, 3, 4 класс

Агния Барто самая известная и самая любимая поэтесса детства. Дети любят ее произведения за то, что они очень легкие и понятные. Почти все ее стихи веселого и интересного содержания. Агния Барто всю свою жизнь старалась своими шедеврами угождать детям. Ее извечными темами были рассказы о жизни детей.

Большого внимания уделяла поступкам детей, отчетливо описывая их. Писательница отчетливо описывала героев, особенно их черты характера. Почти все написанные Барто стихотворения подходят для детей дошкольного и школьного возраста.

Лаконичность, простота и понятность, делают ее произведения удивительно увлекательными и запоминающимися.

Совет

Будущая выдающаяся поэтесса родилась в 1906 году в Москве. Ее девичья фамилия была Волова, но она решила оставить фамилию первого мужа. Агния Львовна была из образованной и знатной семьи. Отец работал ветеринарным врачом, а мама занималась домашними делами. Детство юной Агнии прошло в Москве.

Ее отец часто был в разъездах, но всяким образом старался прививать девочке любовь к литературе, которую любил и сам. С матерью у Агнии были не такие теплые, как с отцом. Семья Агнии на то время считалась обеспеченной, они могли себе позволить для дочери няню и гувернантку.

Позже, через много лет, та женщина, которая с детства вырастила Агнию, станет отличной няней и для детей самой писательницы.

Начальное образование Агния получала дома, строго под присмотром отца. Отец мечтал, чтобы его дочь выступала на сцене вместе с балетом. Поэтому с раннего детства она занималась танцами. В танцах у Агнии таланта особо замечено не было, но вот стихи она писала отменно.

Отец и в этом ее контролировал, и требовал, чтобы девушка соблюдала все требования и каноны написания стихов. Агния при этом чаще всего выходила за рамки стихотворных размеров.

Хотя сама того не зная, уже в этот момент, будущая поэтесса смогла создать именно эти отличительные черты своего жанра.    

Барто выучилась в гимназии, после этого без труда поступила в хореографическое училище. Времена были тяжелые, и девушке пришлось найти себе работу. После учебы Агния устраивается работать в балетную труппу. Уже в 19 лет Барто пишет сборник своих первых стихов и книг.

Теперь она стала равноправной писательницей этого времени. Популярность быстро настигла юную Агнию. Но ее застенчивость и не смелость, оставили девушку в глазах других людей скромницей и умницей. У нее не было врагов, она жила только так, как умела. Никому ничего не доказывала и не навязывала.

Обратите внимание

  Первый раз Барто рано вышла замуж, за писателя Павла Барто. У пары родился сын, но их совместная жизнь была не долгой. Двум творческим людям, наверное, трудно было ужиться, особенно, когда творческие дела у одного из них пошли в гору.

Читайте также:  Сочинения об авторе ахмадулина

Вторым и последним мужем Барто стал известный советский энергетик Андрей Щегляев. Во втором браке родилась дочь.

Детские стихи выходили в свет один за другим. В годы Великой Отечественной войны она пишет много стихов. По своему желанию отправляется на фронт читать солдатам свои стихи. Много тем уделила обездоленным детям, которые потеряв родителей, отправились в детский дом. Агния Барто долгие годы проработала на радио «Маяк».

Казалось, жизнь семьи была хорошей. Дети подрастали, война близилась к концу. В 1945 году умирает сын Агнии, после этого случая ее жизнь изменилась. Она стала больше уделять внимания мужу и дочери и продолжала писать стихотворения для детей.

Барто пережила своего мужа на 11 лет, умерла поэтесса в 1981 году. Дочь не выбрала тот способ жизни, который был у матери, она пошла по стопам отца, стала кандидатом технических наук.

Уже давно не стало Агнии Барто, но ее стихи продолжают приносить радость детям.

Доклад Агния Барто

 Каждому из нас известны стихотворения «Идет бычок, качается…» и «Наша Таня громко плачет». Именно строчки этих произведений знает практически каждый малыш. И все такие шедевры, легкие и простые, радующие детей, написала Агния Львовна Барто.

Знаменитая писательница родилась в семье ветеринара в 1906 году.  С самого детства отец стремился дать ей полное образование и прочил ей карьеру балерины. Ее обучали иностранным языкам, светским манерам.

Барто даже проучилась несколько лет в хореографическом училище, но затем поняла, что ее призвание – литературное творчество.  Ведь с  раннего возраста она увлекалась чтением книг Льва Толстого.

Важно

   Каждое ее созданное стихотворение анализировал ее отец, и подсказывал где необходимо доработать его. В 19-летнем возрасте в свет вышел ее первый том стихов, которые высоко оценили ее  читатели.

Однако Агния Львовна издавала не только стихотворные труды, но и создавала совместно с актрисой Риной Зеленой прекрасные сценарии к таким фильмам, как «Черный котенок», «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер».

 В годы войны она работала на заводе, будучи токарем, а также писала статьи, стихи  и очерки на военную тему. Трагические судьбы настолько взволновали поэтессу, что в 1947 году она издает поэту «Звенигород», которая повествовала о ребятах, потерявших родителей в военные годы.

Барто  рассказала о детских судьбах после посещения детдома в Звенигороде. Именно это произведение помогло отыскать одной из женщин свою дочь.  Впоследствии Агния Львовна становится ведущей радиопередачи «Ищу человека».

  Позже выходит в свет песни «Полезная коза», «Любитель-рыболов», положенные в основу стихов Барто. В течение всей своей жизни она путешествовала по разным странам и, записывая детские афоризмы и шутки, включила потом в сборник «Переводы с  детского». Скончалась Барто в возрасте 75 лет.

Творчество Агнии Львовны  бесценно, и до сих пор нравится не только детям, но и взрослым.

2, 3, 4 класс

Популярные доклады

  • Доклад Тимофеевича Ермака 5 класс сообщение
    Велика и необъятна Русская земля. Начавшись с мелких феодальных княжеств, русское государство в итоге разрослось до 1/6 части суши. На протяжении многих веков постепенно присоединялись все новые и новые земли, и, пожалуй,
  • Доклад Храм Василия Блаженного краткое 2, 4 описание для детей сообщение
    Самым главным и красивым храмом столицы России считается собор Василия Блаженного. Это не только главное украшение площади города, это еще важное украшение Москвы. Возникновение собора уходит корнями вглубь истории русской земли. Известно,
  • Доклад Здоровье и здоровый образ жизни 5, 9 класс сообщение
    В современном мире существует очень много факторов, которые оказывают негативное влияние на здоровье человека. Например: ухудшение экологии (загрязнение воздуха, водоёмов и почвы), а также частые эмоциональные напряжения, связанные с желанием,

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/ludi/agniya-barto-2-3-4-klass

Краткая биография Барто

Агния Львовна Барто 1906−1981 Одна из известнейших советских детских поэтов. Автор большого количества детских стихотворений; кроме того, писала прозу киносценарии, пьесы, поэмы, выступала как публицист и теоретик детской литературы. Ее творчество, новаторское в 1920-30-е гг.

, “многословное и конъюнктурное” (Е. О. Путклова) – в последующие десятилетия, всегда пользовалось признанием не только читателей, но и властей: Б.

– непременный делегат всех писательских съездов, лауреат Сталинской (195О) и Ленинской (1972) премий, участник советских делегаций на различных международных мероприятиях.

Родилась в Москве. Отец – ветеринарный врач Л. Волов. Стихи начала писать еще в гимназии и продолжила в балетном училище. Во время выпускных торжеств Б. читала свои стихи, на которые обратил внимание нарком просвещения А. В. Лукачарский, вызвавший ее в Наркомпрос и посоветовавший писать веселые детские стихи. В 1925 г.

вышла первая книга Б., состоящая из двух стихотворений – “Китайчонок Ван Ли” и “Мишка-воришка”. Определяющим в формировании молодой поэтессы оказалось влияние В. В. Маяковского, Этим влиянием объясняется и преимущественно сатирическая направленность ее произведений, и пристрастие к стилистическим экспериментам: Б.

резко меняет размер в пределах одного стихотворения (“Ох, доска кончается, Сейчас я упаду”), широко употребляет неожиданные эффектные рифмы, порой граничащие с каламбуром (“мне когда”-“некогда”; “Лида, мол”-“выдумал”).

Совет

Эти поиски в области формы подчас негативно воспринимались критикой, и поэтессе приходилось доказывать право на подобные эксперименты в детской поэзии.

Барто никогда не увлекалась небылицами, “перевертышами” широко представленными в детской поэзии 20-30-х гг. В ее стихотворениях создаются сатирические и юмористические образы детей, высмеиваются самые разнообразные недостатки. К. Чуковский писал ей, поздравляя с 50-летием, в 1956 Е: Даже когда Вы в своей книге высмеиваете какую-нибудь Соню или Клаву, это воспринимается ими не как нудная нотация взрослых, а как дразнилка своей же подружки “…” Вы разговариваете со своими Егорами, Катями, Любочками не как педагог или моралист, а как уязвленный их плохим поведением товарищ”. Несколько известных стихотворений 20-х гг. “Девочка-ревушка”, “Девочка – чумазая” и пр. написаны в соавторстве с первым мужем, П. Н. Барто, который уже в 80-е гг. издал своеобразную детскую поэтическую энциклопедию по орнитологии. Второй муж Барто – А. В. Щегляев, ученый-энергетик, доктор наук, академик. Плодотворным оказалось сотрудничество Барто с С. Я. Маршаком, редактировавшим первые ее произведения. Маршак долго не принимал сатиричность стихов Барто, упрекая их в излишней фльетонности”. Маршак требовательно, подчас придирчиво критиковал произведения Барто. По свидетельству самой Барто., она однажды предложила Маршаку: “Давайте встретимся в следующий раз только тогда, когда вы примете все мое стихотворение в целом, а не отдельные куски или строчки”. Маршак пришел к Барто в 1938 г.: стихотворением, понравившимся ему был “Снегирь”. Конец 20-30-х гг. – период расцвета дарования Барто. В 1936 г. издан знаменитый цикл миниатюр “Игрушки” – по сегодняшний день самое известное произведение Б. (Во время встречи с Барто Ю. А. Гагарин подарил ей свою фотографию, на обороте которой записал строчку “Уронили мишку на пол”). Совместно с Р. Зеленой Барто написала сценарий фильма “Подкидыш” (1940) и пьесу “Дима и Вава” (1940). Во время войны Барто некоторое время работает корреспондентом на Западном фронте, затем уезжает в эвакуацию в Свердловск, где встречается с П. П. Бажовым; по его совету, чтобы лучше понять психологию рабочего, освоила токарное дело и получила второй разряд. В послевоенные годы Барто. продолжает работать с прежней интенсивностью (всего она издала около 150 книг для детей). В целом позднее творчество Барто менее интересно, чем произведения 20-30-х гг.; новаторский характер ее поэзии постепенно утрачивается. В выступлении на 4-м Съезде советских писателей Барто предостерегает молодых поэтов от “мелкотемья” и опасности “сбиться на боковую тропинку только словесных поисков”. В то же время тематический спектр произведений самой Барто заметно трансформируется: она реже пишет чисто пропагандистские стихотворения (такие произведения, как правило, крайне слабые, были нередким явлением в ее раннем творчестве): идя навстречу требованиям времени, в. уделяет больше внимания изображению внутреннего мира ребенка – так возникает цикл “я расту” (1968), в котором прослеживается процесс взросления. В 1970 г. Барто, издает сборник “За цветами в зимний лес” (Ленинская премия 1972 г), состоящий преимущественно из лирических стихотворений. Целый ряд произведений Барто 1970-х гг. адресован подросткам. Подростковый возраст традиционно считался “непоэтическим”, и Барто в своих теоретических работах доказывала обратное, опираясь, впрочем, не на отвлеченные рассуждения, а на собственный поэтический опыт. Важное место в послевоенной деятельности Барто. занимает проект “Найти человека”. В 1947 г. Барто опубликовала поэму “Звенигород”, идиллически изображающую жизнь детей в детском доме. По свидетельству поэтессы, именно издание этой поэмы послужило толчком к началу работы по воссоединению семей, разлученных во время войны. Зачастую люди, потерявшие свои семьи, сохранили отрывочные, случайные воспоминания о своем детстве. Попытка использовать мелочи, детали, которые сохранила человеческая память, для поисков пропавших родных легла в основу радиопередачи “Найти человека” (1964-1973 гг.; в 1968 г. Барто опубликовала повесть с тем же названием). Всего за время существования радиопередачи, бессменным ведущим которой была Барто, удалось воссоединить 927 семей. Значительный интерес представляет сборник “Переводы с детского” (1976), выход которого был приурочен к софийскому форуму писателей, посвященному роли художников слова в практическом осуществлении Хельсинкских соглашений. В этом сборнике собраны вольные переводы стихотворений, написанных детьми из разных стран: основная цель сборника – провозглашение гуманистических ценностей, важных для детей всего мира. В 1976 г. Барто выпустила книгу “Записки детского поэта”, обобщающую многолетний творческий опыт поэтессы. Формулируя свое поэтическое кредо, Барто говорит о “современности, гражданственности и мастерстве”, как о “трех китах”, на которых должна стоять детская литература. Требование общественно значимой тематики для детской поэзии сочетается с характерным для 1970-х гг. протестом против излишне ранней социализации ребенка, приводящей к тому, что ребенок утрачивает свою “детскость”, теряет способность к эмоциональному восприятию мира (глава “В защиту деда Мороза”).

Творческое наследие Барто многообразно – от пропагандистских стихотворений, написанных к какому-либо советскому празднику, до проникновенных лирических зарисовок.

Часто произведения Барто откровенно дидактичны: известно ее пристрастие к афористически выраженной морали, венчающей стихотворение: “Но, следуя за модой, Себя не изуродуй”; “А если плата вам нужна, Тогда поступку грош цена”; “Помни истину простую: /Если девочки дружны. /‚Пять девчонок про шестую’ Так судачить не должны” и пр.

Во многих произведениях Барто детская психология изображена тонко и с мягким юмором. Таково стихотворение “Снегирь” (1938), герой которого, потрясенный красотой снегиря и старающийся стать “хорошим”, чтобы родители согласились купить ему птицу мучительно переживает эту необходимость (“И ответил я с тоской:! – Я теперь всегда такой”).

Став счастливым обладателем снегиря, герой с облегчением вздыхает: “Значит, снова можно драться. Завтра утром во дворе”. В стихотворении “Я выросла” (1944) девочка, ставшая школьницей и утверждающая свою “взрослость”, все же сохраняет трогательную привязанность к старым игрушкам.

Все творчество Барто проникнуто убеждением в праве детства – как особого мира – на определенную независимость от мира взрослых. Поэзия Барто, всегда напрямую откликавшаяся на требования времени, неравноценна: отражая противоречия эпохи, она содержит и слабые, конъюнктурные произведения, и подлинные шедевры. Сохраняющие свое очарование по сей день.

Вариант 2

Агния Львовна Барто родилась в 1906 году, в дружной московской семье, отец – ветеринарный врач Лев Волов – интересовался искусством, любил балет и театр, поэтому отдал дочь в балерины.

Стихи сочиняла еще в гимназии, и в балетном училище продолжала творить, опираясь на стиль Маяковского. На выпускном торжестве, читая стихи собственного сочинения, смогла заинтересовать наркома просвещения А. В.

Лукачарского, который вызвал ее в “Наркомпрос” и рекомендовал писать стихи для детей.

Обратите внимание

1925 год – важная дата в биографии Агнии Барто. Выходит первая книга, в ней два стихотворения “Китайчонок Ван Ли” и “Мишка-воришка”. Стиль поэтессы – новаторский, она с мастерством дразнит свих читателей, не боится применять разный размер в пределах одного стихотворения, говорит с детворой на одном, понятом, языке.

Конец 20-х годов, начало 30-х – расцвет таланта и лучший период творчества Агнии Барто. В 1936 издается цикл миниатюр “Игрушки”, входящий в золотой фонд детской литературы, тиражи цикла зашкаливают.

Барто сотрудничает с Маршаком, две творческие личности не сразу находят точки соприкосновения, Маршак придирчив, категоричен, критичен, но благодаря ему появляются на свет действительно стоящие стихи.

Первый муж Агнии поэт Павел Барто развелся с ней после шести лет жизни, они вместе работали над известными стихотворениями ” Девочка-ревушка”, “Девочка – чумазая”, именно его фамилию она носила до конца своих дней, прославив на весь мир.

Второй муж, Андрей Щегляев, академик, доктор наук, далекий от искусства и творческих метаний.

Во время войны Барто непродолжительное время работает военкором, за год до начала Великой Отечественной, в 1940, выступила в непривычной для себя роли – написала сценарий к фильму “Подкидыш” совместно с Риной Зеленой и пьесу “Дима и Вава” Позднее уезжает в эвакуацию в Свердловск.

Послевоенный период творчества поэтессы не так ярок. Она плодотворно пишет, пробует себя в лирике, уходит от пропаганды и концентрируется на внутреннем мире ребенка. Барто обласкана вниманием руководства страны, ей присуждают Сталинскую премию в 1950 году, и Ленинскую премию в 1972 году, часто включают в состав советских делегаций.

В 1976 году Агния Барто пишет книгу “Записки детского поэта”, где обобщает и переосмысливает весь накопленный поэтический опыт, формулирует принципы детской литературы – современность, гражданственность и мастерство. Важное место в послевоенной деятельности занимает проект “Найти человека” – радиопередача, где поэтесса читала обрывки воспоминаний тех, кто потерял родных в ужасе боев.

Важно

Агния Барто ушла из жизни в 1981, оставив бесценную кладезь произведений. Творчество ее неоценимо для восприятия детства, поэтесса настаивала, что ребенок вполне независимый от взрослых человек, имеющий право на действия и поступки, умеющий улыбаться и грустить, играть и быть серьезным, жемчужины стихотворных произведений поэтессы, несомненно, должны быть в каждой семье.

(Пока оценок нет)
Loading…
Краткая биография Барто

Источник: https://rus-lit.com/kratkaya-biografiya-barto/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector