Краткая биография башлачев

Александр Башлачев (СашБаш)

В силу своей любви к русскому року (впрочем, не только к русскому, и не только року), я занимаюсь изучением истории рок-н-ролла и музыки вообще. Хочу поделиться информацией с жителями мира ХВМ и написать несколько статей про людей сделавший русский рок таким, какой он есть, про тех, кого мы слушаем, помним и любим.

Александр Башлачев (СашБаш)

Александр Башлачев (извесный также как СашБаш) один из самых самобытных и загадочных представителей русского рока. Журналист, выпускник Уральского университета, поэт, он предпочел журналистской карьере трудную, опасную и свободную жизнь бродя-чего певца: «…из города в город, из дома в дом, по квартирам чужих друзей…» Создал за эти считанные годы (1984-1986 гг.) около шестидесяти песен, хотя некоторые — «Ванюша», «Егор Ермолаевич» — и песнями-то не назовешь, скорее это былины. Он необычный рокер, скорее бард, но с той бесшабашностью и любовью к рок-н-роллу которым многие могут позавидовать. Его замечательные стихи, удалые, скоморошьи — бесшабашные, то вдруг какие-то резкие, непримиримые, но всегда искренние, с невероятной болью и трагизмом.
Он говорил: “Вы думаете, что вы хорошие, но это оттого, что давно не смотрели в зеркало. Я ставлю его перед вами — смотрите! Покаяние приведет вас к очищению и правде”.

Краткая биография: — Родился Александр Башлачев в Череповце 27 мая 1960. В 1977—1978 работал художником на Череповецком металлургическом комбинате. В 1978—1983 учился в УрГУ, факультет журналистики. Позднее работал журналистом в местной газете — В сентябре 1984 г. в Череповце на квартире Леонида Парфенова познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию квартирников в Москве и Ленинграде. — Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград. — 1985, март — состоялось первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в зале медицинского училища (запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка»). — На следующий год окончательно поселился в Ленинграде. Там он вступил в Рок-клуб, работал в котельной «Камчатка» — 1984-1986 г. — играл бесчисленные квартирные концерты в Москве, Питере, Новосибирске и прочих городах отечества — 1985 г. — на студии Леши Вишни в Ленинграде записал альбом “Третья столица” — 1986 г., апрель — запись на домашней студии А.Липницкого на Николиной горе альбома “Вечный Пост”. — 1987 г. На Пятом Ленинградском фестивале (июнь 1987 г.) получил приз «Надежда».

— 1988 г. — серия концертов в Москве.

В то время совместные квартирные концерты БГ, Цоя, Кинчева, Майка, Башлачева были обыденным явлением. Загнанные в подполье деятели рок-культуры были вынуждены уйти с больших площадок, что, впрочем, никак не сказывалось на их популярности. Рок-сообщество старалось держаться вместе, помогать друг другу, как одна большая семья.

“Мы жили с ним в Череповце, я 2 месяца там был, и общались почти каждый день. Помню, как мы читали с ним по ночам Хлебникова, Сашу Черного, Мандельштама, слушали музыку — Гребенщикова, того же, — всевозможную российскую рок-н-ролльную музыку: “Россияне”, Высоцкий… Ну, то есть, очень много было таких разговоров кухонных, шатаний ночных по городу, бесед.” — из интервью Ю. Шевчука (ДДТ).
“Это было единое поле — поле общения, поле электрического напряжения, как угодно. Питер был очень живым городом — чтобы убедиться в этом, достаточно было пройтись, допустим, по Невскому и поздороваться со всеми встреченными на этом пути гражданами типа того же БГ, Тимура Новикова, Сергея Курехина или Виктора Цоя, которые никак не являлись звездами, а были просто людьми, себе в оттяг занимавшиеся тем, что потом стали называть рок-музыкой или артом.” (Из воспоминаний его жены)
В 1984 году Башлачев устроился на работу в знаменитую котельную “Камчатка” во дворе 29-го дома по Зверинской улице. Боязнь загреметь рабочим на завод, где пришлось бы пахать от звонка до звонка, приводила многих рок музыкантов к начальнику “Камчатки” Анатолию Соколкову. Именно в стенах “Камчатки” иностранцы поражались игре Башлачева на пустой “беломорине”, как на губной гармошке. Именно там кто-то из приходящих придумал прозвище СашБаш. “Работали мы тогда впятером: Цой, художник Олег Котельников, Башлачев “на подвесе” Начальник и я. Кумиром всей кочегарки был Башлачев”. (Из воспоминаний Сергея Фирсова)
“Песню надо жить, ее нельзя петь, ее нужно прожить. Каждую песню надо оправдать жизнью. Если ты поешь о своей любви, то не ври, ты люби! Поешь о своем отношении к обществу, то ты так и живи. Понимаешь? Песню надо обязательно прожить. А все остальное — это просто спекуляция.” (из интервью с Алексеем Шипенко и Борисом Юхановым, Москва, 1986 год.) Он творил легко и непринужденно, как настоящий поэт:

“Главное, чтобы пела душа. А там будет видно, какая твоя душа. Ты не думай о том, как это — петь, заставь петь свою душу, и все. Как бы она ни спела, это окажется верным. Если она будет брать чистые ноты, и ты не будешь ей мешать.” (из интервью с Борисом Юхановым, Ленинград, конец 1986 г.)

Дискография: 1985 Кочегарка 1985 Третья столица 1985 Время колокольчиков 1986 Лихо 1 1986 Лихо 2 1986 Вечный пост

1988 Посошок

Музыка и песни СашБаша сильно отличались от существовавшего в те годы русского рока. Это был скорее бардовский стиль исполнения Высоцкого, нежели например музыкальный стиль Аквариума, славящийся именно своим музыкальным исполнением и духом рок-н-рольной группы. За время выступлений Башлачев так и не создал своей рок-группы предпочитая все песни исполнять сам, под гитару.

Он был одним из наиболее значительных явлений, когда-либо возникавших на отечественном музыкально-поэтическом небосклоне. Его многослойные, полные неожиданных ассоциаций и отдаленных аллюзий, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров стихи-песни влюбляли с первого взгляда. В них пережитки прошлого и современность, былинные сюжеты и рок-н-ролл, высокая трагедия и откровенное скоморошество были на равных. И в тоже время он был удивительно простым и «непиарным», как сейчас принято говорить, человеком. Никакой публичности, никаких больших залов, никаких тусовок:
“Я не играю в залах, я играю тем, кто хочет меня слышать… Тот, кто зовет меня к себе домой — например, позовет в гости, соберет 20 — 30 человек, может и 50, я играю, меня принимают хорошо. Понимаете, самое главное, когда человек скажет: “Ты спел, и мне хочется жить”. А вот когда человек говорит: “Мне не хочется жить” — я бессилен.” (Интервью для передачи Веселые ребята. 1986) Он был беден. С 1985 года у СашБаша не было постоянной работы и своего места жительства. Скитания по чужим квартирам и домам, случайные заработки на “квартирниках”, непрекращающаяся бедность. На день рождения другу (БГ) он как-то подарил… полено!!! И отшутился — прости Боб, денег совсем нет, а полено это весело.

“Мы не встраивались в быт. У нас не получалось иметь квартиру и магазин под боком. Не получалось заработать деньги. Иногда мы просто жили на улице.” (Из воспоминаний его жены) И в тоже время он был светлым человеком, искренним романтиком

“Искусство связано с любовью. Ты должен делать то, что любишь. Я имею в виду не формы, ты должен любить не формы, ты должен любить то, что ты любишь. И об этом петь. Если ты любишь что-то: женщину, родину, поле, траву, небо, — все, что угодно! — ты должен об этом петь. Понимаешь? И что-нибудь получится только тогда, когда ты честно поешь о том, что ты любишь. Ты не можешь врать в любви, любовь и ложь — это несовместимые вещи! Когда я люблю, я стараюсь находить такие слова, которыми мне не стыдно говорить о своей любви”. (Из интервью журналу Рокси)

Обратите внимание

За короткий промежуток времени (всего-навсего полтора года) Башлачев создал более шестидесяти песен, принадлежащих к его “золотому запасу”. Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачев создал свой собственный художественный мир.
По мнению многих (и моему в том числе), его музыка и песни были, как бы изнутри пропитаны русской самобытностью, так свойственной именно русскому человеку проблемой поиска своего места в жизни, проблемами веры и любви к родине.

“Я xочу сказать, что просто надо поискать корень своей души. Мы живем на русской земле и поэтому должны искать корень свой, русский”. (Интервью для передачи Веселые ребята. 1986)
“Русский рок? — Замечательный термин. Русский народный… А что, рок всегда народный. Рок — это Дух, а Дух — это что такое без народа? Что такое народ без Духа? Это мы уже видели.” (Интервью для передачи Веселые ребята. 1986)
“Вправе говорить — вот, собственно, ЗАЧЕМ-ЗАЧЕМ. Чтобы ответить на этот вопрос — ЗАЧЕМ? — человек занимается творчеством, позволяет своей душе говорить с другими людьми, дает ей голос свой.
И поэтому я буду отвечать на него всю жизнь. Каждой своей песней я пытаюсь ответить и каждым своим поступком, каждой встречей, просто — с утра и до вечера — каждый день! Это постоянно, это работа души — ответ на вопрос “В каком мире ты живешь? Каким ты его хочешь видеть?”
(из интервью с Алексеем Шипенко и Борисом Юхановым, Москва, 1986 год.)

В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. Башлачева настигло чувство одиночества. Одиночество, от которого не спасла ни любимая девушка, ни мама, ни друзья. Именно тогда он пытался ходить в церковь, все время носил Евангелие (которое знал наизусть), в нагрудном кармане хранил старый потертый крест. Утром 17 февраля 1988, уже по возвращении в Питер, Александр Башлачев покончил с собой, выбросившись из окна квартиры, где он в то время жил, — похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом долгого и мучительного выбора (хотя, по мнению некоторых его друзей, это был несчастный случай). Самоубийство (или нет) Башлачева до сих пор остается загадкой, версий на этот счет очень много.
“Я понял сразу, почему он выбросился в окно. Это беспроигрышный вариант. Головою вперед: вроде он вниз упал, а мне все видится другое — полет в небеса, резко запрокинуто его лицо, волосы развеваются, руки распростерты, глаза устремлены в неведомое…” (из воспоминаний одного из друзей. 1988 г.)

Уже после смерти Башлачева прозорливый БГ заметил изменения в направлении русского рока, на похоронах обронив фразу: «Вот все и закончилось». Закончилось время, когда через то, что мы за скудостью словарного запаса или из-за лени подбирать слова называем рок-музыкой, перестал выражаться дух времени. А в восьмидесятых в России дух времени говорил с нами именно на этом языке. На языке Гребенщикова, Кинчева, Науменко, Башлачева, Цоя …

Спасибо тебе за твои песни СашБаш. В одной из песен ты сказал — “ведь совсем не важно от чего помрешь, ведь куда важнее для чего родился“. Пока мы тебя слушаем ты жив.

Автор — Князь33, соавтор — System_S Отдельное спасибо Долине Магов за помощь в размещении статьи.

Спасибо за внимание. Следующая статья будет о Викторе Цое и группе “Кино”

Источник: http://www.wizardsvalley.ru/publ/9-1-0-28

Александр Башлачёв – все об исполнителе

Башлачёв Александр Николаевич (род. 27 мая 1960, Череповец – умер 17 февраля 1988, Ленинград) – российский поэт, автор песен и исполнитель.

Член Ленинградского рок-клуба, признанная легенда русского рока. В музыкальной среде также известен как СашБаш.

За свою недолгую жизнь Александр написал чуть более сотни стихотворений, причём свои самые известные произведения создал в течение двух лет.

Читайте также:  Краткая биография балтер

Александр Башлачев – биография

Будущий поэт родился в городе Череповец в семье начальника участка теплосилового цеха Николая Алексеевич Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны. Александр не был единственным ребёнком в семье – его младшая сестра Елена родилась в 1968 году.

Склонность к творчеству у мальчика обнаружилась в раннем возрасте – как говорил сам Александр на творческом вечере газеты «Рокси», своё первое стихотворение он написал когда ему было три года.

На том же выступлении он прочёл одно из его четверостиший, заметив, что тогда он не знал значения всех слов, но чётко осознавал понятие рифма:

Налётчик был бывалый ас.
Он вывел самолёт из пике,
И самолёт пришёл домой,

Как будто ехал коммюнике.

Как вспоминала Нелли Николаевна, Александр довольно быстро научился читать, причём никто его этому не учил. В дошкольном возрасте он мог бегло читать «взрослые газетные» тексты и был хорошо развит.

Уже в школе у Башлачёва проявилась склонность к гуманитарным предметам и особенно к литературе.

Тогда же он начал проявлять интерес к музыке, самостоятельно научившись играть на пианино и отказавшись от дальнейшей учёбы в музыкальном классе, считая, что «обязаловка» убивает в людях стремление к цели и самосовершенствованию.

Среднюю школу Александр закончил в 1977 году. Мама поэта надеялась, что он поступит в технический институт или университет, однако сам Башлачёв тяготел к гуманитарным наукам.

Важно

По окончании школы он отправился в Ленинград поступать на факультет журналистики и блестяще прошёл первый экзаменационный тур.

Но препятствием для поступления послужило отсутствие публикаций, из-за чего Саша был вынужден вернуться в Череповец, где устроился работать художником на металлургический комбинат. В Ленинграде СашБаш знакомится со своим земляком Леонидом Парфёновым, впоследствии ставшим известным журналистом.

Параллельно работе Башлачёв поступает в школу юного журналиста, работавшую при череповецкой газете «Коммунист». Там он делает ряд публикаций, которые позже помогут ему осуществить задуманное и стать студентом, осваивающим интересующую специальность.

В апреле 1978 года Александр увольняется с завода, а летом поступает на факультет журналистики в Уральский государственный университет Свердловска (Екатеринбург), который заканчивает в 1983 году.

После этого он возвращается в Череповец, где становится штатным корреспондентом «Коммуниста», в котором пишет на разные темы, в том числе и о музыке. В газете он работает до 1984 года.

Александр Башлачёв – творчество

Первые литературные произведения Александр начал сочинять в школьные годы. В 1974 году вместе со своим приятелем Максимом Пермяковым Башлачёв пишет роман «Агент 0013, или Супермен в СССР», который пользовался большим успехом среди однокашников будущего рок-барда. К слову, высокую оценку получали и его программные сочинения, которые всегда попадали в число лучших.

Первые известные поэтические произведения Александр написал в старших классах. Поначалу это были юмористические зарисовки, которые зачитывались на школьных мероприятиях или в дружеской среде.

Совет

Известно также, что будучи учеником девятого класса СашБаш написал политическое стихотворение, к сожалению, не сохранившееся, в котором между собой вели беседу поэт Владимир Маяковский и руководитель СССР Леонид Ильич Брежнев.

В 1979 году по предложению Ирины Корниенко, учившейся в том же Уральском государственном университете, только на курс старше, Башлачёв принимает участие в сочинении романа в письмах, некоторые из которых сохранились.

Участие в «Рок-сентябре»

В 1979 году Александр Башлачёв знакомится с музыкантами череповецкой группы «Рок-сентябрь», для которой начинает писать тексты песен. Коллектив активно выступал на дискотеках и имел большой успех.

В том же году группа принимает участие в смотре-конкурсе самодеятельных групп, проходившем в Вологде, где исполняет песню на стихи Башлачёва «Нет войне!», а осенью выступает на череповецком фестивале «Красная роза», где также исполняет несколько песен авторства Александра.

Благодаря участию в «Рок-сентябре» СашБаш открывает для себя мир современной русской рок-музыки. В 1980 году коллектив принимает участие в конкурсе «Золотой камертон», где также выступает Юрий Шевчук со своим «ДДТ».

Вскоре музыканты начинают сотрудничать, а Юрий и Александр становятся приятелями.

В 1983 году Шевчук вместе с «Рок-сентябрём» записывает альбом «Компромисс», а в свободное от записи время часто общается с Башлачёвым, обсуждая творческие вопросы, музыку и литературу.

В 1984 году группа «Рок-сентябрь» фактически прекращает своё существование. Лидер коллектива Вячеслав Кобрин знакомится с лидером таллинской группы Magnetic Band Гуннаром Грапсом, который предлагает ему стать гитаристом коллектива. Кобрин переезжает в Таллин, где и живёт по сей день. Благодаря этим переменам Башлачёв принимает решение заняться сольным творчеством.

Башлачёв – сольное творчество

Весной 1984 года СашБаш отправляется в Ленинград, где посещает рок-клубовский фестиваль. Тогда же он покупает свою первую гитару, которую осваивает самостоятельно. В том же году он сочиняет свои самые известные песни, в числе которых «Время колокольчиков», «Чёрные дыры», «Подвиг разведчика», «Осень» и многие другие. Начинается период квартирных концертов Башлачёва.

Сначала Александр пел песни для своих друзей. Он делал это охотно, а для пущего эффекта надевал на руку браслет с колокольчиками, перезвон которых можно услышать на большинстве сохранившихся записей.

В сентябре 1984 году дома у Леонида Парфёнова Башлачёв играет свои песни Артемию Троицкому, который приходит в неописуемый восторг и предлагает автору срочно ехать покорять столицу.

Обратите внимание

В конечном итоге СашБаш перебирается в Ленинград, где проживает у своей фиктивной супруги Евгении Каменецкой.

Пик творческого расцвета музыканта пришёлся на 1985 год. Александр даёт множество концертов, делает несколько полупрофессиональных записей. В этот же период многие выступления СашБаша фиксируются на плёнку и впоследствии будут выпущены официально на компакт-дисках.

Александр знакомится с ведущими отечественными рок-музыкантами, в том числе с Константином Кинчевым, Виктором Цоем, Петром Мамоновым, Борисом Гребенщиковым, а также принимает участие в фестивалях рок-клуба, членом которого он становится в 1987 году.

В отличие от других участников клуба, он был принят в него без предварительного прослушивания.

В 1986 году сделаны самые известные записи Башлачёва. В январе его песни записывает Александр Агеев на своей домашней студии. Эта фонограмма становится самой известной.

В полной версии она издаётся под названием «Лихо» на двух компакт-дисках (уже после смерти автора), а её фрагменты используются для формирования различных сборников, в том числе изданных на виниле «Время Колокольчиков» и «Всё Будет Хорошо».

Весной того же года Александр Башлачёв записывает альбом «Вечный Пост». Запись проходит на студии группы «Звуки Му», располагавшейся в то время на даче Александра Липницкого на Николиной горе.

Александру ассистирует звукорежиссёр Вячеслав Егоров, работавший в то время с группой «Аквариум». Но результат автора не устраивает и он уничтожает запись.

Важно

Впоследствии для официальных изданий будет использоваться копия, которую СашБаш подарил Александру Липницкому.

На протяжении 1987 года Башлачёв даёт немногочисленные квартирные концерты, а также выступает на 5-ом фестивале Ленинградского рок-клуба. Это выступление снимали на видео и в 2015 году запись выпустили на DVD. Новых песен рок-бард не пишет, 1987 годом датированы лишь некоторые четверостишия.

Последняя песня – «Вишня» – им была написана весной 1986 года.

Александр пребывает в депрессии и в поисках выхода из неё некоторое время живёт на даче у Ирины Линник (Комаровская сестричка, в среде рок-музыкантов её также называли ведьмой), которую впоследствии пытался убить лидер группы «Ноль» Фёдор Чистяков.

Летом Башлачёв получает приглашение принять участие в документальном фильме Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы, или Игра с неизвестным».

Александр принимает приглашение и даже записывает для этой картины в студии Ленинградского Дома Радио несколько песен. Но в последний момент, уже находясь на съёмочной площадке в Киеве, он отказывается от участия в фильме.

Несколькими месяцами ранее он точно также отказался от участия в фильме Алексея Учителя «Рок».

К началу 1988 года состояние депрессии Башлачёва усиливается. Он практически не играет концертов, а на немногочисленных выступлениях выглядит усталым.

29 января дома у Марины Тимашевой состоялся последний из записанных на плёнку квартирный концерт СашБаша, впоследствии изданный в седьмом томе антологии от издательства «Отделение Выход».

Совет

После Александр сыграл ещё несколько квартирников, на которых исполнял и песню «Архипелаг гуляк», но, к сожалению, их записи не сохранились.

Зимой 1988 года поэт соглашается принять участие в съёмках фильма «Город» режиссёра Александра Бурцева по сценарию художников-митьков Виктора Тихомирова и Дмитрия Шагина.

Сцену с участием Башлачёва должны снимать 17 февраля 1988 года. Утром участники картины собрались, оператор сделал несколько планов, посадив вместо героя похожего паренька и снял эмоции зрителей.

Но вместо СашБаша на площадку пришла Марьяна Цой и сообщила о его гибели.

Смерть Александра Башлачёва

Александр Башлачёв погиб утром 17 февраля 1988 года, выбросившись из окна квартиры своей фиктивной жены Евгении Каменецкой.

Как она рассказывала в фильме «Смертельный полёт», накануне поэт пребывал в расстроенных чувствах и хотел разговаривать с собравшимися, но из-за сильной усталости они не были готовы пойти ему навстречу.

Утром Евгению разбудил звонок в дверь. На пороге стоял милиционер, который и сообщил о произошедшей трагедии.

Организацией похорон занималась Марьяна Цой. Похороны Башлачёва прошли 23 февраля 1988 года. Траурную церемонию снимала на плёнку группа Алексея Учителя. Позже эти страшные кадры были опубликованы в качестве бонуса на DVD-издании фильма «Рок».

На гроб музыканта положили гитару. Башлачёв похоронен на Ковалёвском кладбище Санкт-Петербурга, квартал №3, участок №3. Рядом с могилой поэта стоит дерево, которое поклонники украсили колокольчиками, звон которых в ветреную погоду служит ориентиром.

6 июня 2005 года Александра Башлачёва заочно отпели по благословению митрополита Петербургского и Ладожского Владимира. Разрешение на отпевание и благословение получил основатель группы «Алиса» Святослав Задерий.

Личная жизнь Александра Башлачёва

В 1985 году Александр фиктивно женился на Евгении Каменецкой. Заключение брака было вызвано необходимостью получения Башлачёвым ленинградской прописки. По стечению обстоятельств, именно из окна Евгении СашБаш выпал утром 17 февраля.

В конце сентября же 1985 года у Александра родился сын Иван. Имя матери – Татьяна Авасьева. Младенец появился на свет неизлечимо больным и вскоре умер. Ему посвящена баллада «Ванюша». Не исключено, что именно в этот момент произошёл надлом, вызвавший у поэта депрессию, которая в конечном итоге и привела к трагической развязке.

11 мая 1986 года Башлачёва знакомится с Анастасией Рахлиной, которая становится его последней возлюбленной. Сама она считает их встречу не «знакомством», а «узнаванием». К тому времени Анастасия уже слышала Сашины песни, но попасть не его концерт ей не удавалось.

Обратите внимание

Сама она описывает их встречу как случайную: Настя была в гостях у своей подруги Ольги, которой позвонил режиссёр Борис Юхананов, сообщивший, что находится поблизости вместе с приятелем и им нечего делать.

Приятелем оказался СашБаш, с которым после этой встречи Настя уже не расставалась.

Осенью 1988 года, уже после смерти Александра, Анастасия родила сына Егора. Сегодня он является прямым наследником Башлачёва и обладателем прав на его произведения. 18 февраля 1998 года Настя с Егором приняли участие в программе Дмитрия Диброва «Антропология».

Документальные фильмы о Башлачёве

На сегодняшний день снято два документальных фильма об Александре. Первый называется «Смертельный полёт». Его премьера состоялась на телеканале «Россия» в 2005 году.

Годом позже свой фильм о Башлачёве снимает Александр Липницкий. Эта документальная картина входит в цикл «Еловая субмарина», а её премьера состоялась на телеканале «Ностальгия». Кроме того, об Александре была снята телепередача из цикла «Как уходили кумиры».

  • Фильм «Смертельный полёт»
  • Фильм «Вечный пост»

Книги Александра Башлачёва

К сожалению, при жизни Александра не было выпущено ни одной книги его стихов. Издания стали появляться спустя много лет после его смерти. В 2010 году впервые была издана биография поэта и музыканта, которую составил Лев Наумов. Впоследствии книга была дополнена новыми материалами и переиздана.

Читайте также:  Краткая биография шкловский

Песни-посвящения Александру Башлачёву

Многие известные рок-музыканты посвящали СашБашу песни, а некоторые из них – целые альбомы. Например, культовый альбом «Шабаш» группы «Алиса» – это дань памяти Башлачёву, а само название пластинки происходит из словосочетания Саша Башлачёв (взяты последние две буквы имени и первые три фамилии). Ниже публикуем список известных посвящений Александру.

  • «Вымыты дождём», Дмитрий Ревякин (альбом «Вольница», группа «Калинов Мост»)
  • «Засыпаем с чистыми лицами…», Яна Дягилева
  • «Казак», Дмитрий Ревякин (альбом «Руда», группа «Калинов Мост»)
  • «Предчувствие гражданской войны», Юрий Шевчук (альбом «Пластун», группа «ДДТ»)
  • «Вершки и корешки», Егор Летов (альбом «Русское Поле Экспериментов», группа «Гражданская Оборона»)
  • «Крестом и нулём», Яна Дягилева (альбом «Ангедония»)
  • «Солнце за нас», Константин Кинчев (альбом «Шестой Лесничий», группа «Алиса»)
  • «Поплачь о нём», Владимир Шахрин (альбом «Небеда», группа «Чайф»)
  • «Свобода», Егор Летов (альбом «Сто Лет Одиночества»)
  • «Дороги», Юрий Шевчук (альбом «Пластун»)
  • «Предпоследняя политика», Сергей «Чиж» Чиграков (CD «Чиж и Разные Люди»)
  • «Шабаш», Константин Кинчев (альбом «Шабаш», группа «Алиса»)
  • «Пусть сегодня никто не умрёт», Александр Чернецкий (альбом «Разные Люди»)
  • «Выпадая из окна», Константин Арбенин
  • «В среду днём», Александр Градский (альбом «Фрукты с кладбища»)
  • «Театр Санкт-Питер’Брук», Алекс Поляков
  • «Контрабандист», Константин Арбенин (группа «Зимовье зверей»)
  • «Про дома», Ермен Ержанов (альбом «За измену Родине», группа «Адаптация»)
  • «Крик», Константин Кинчев (альбом «Ъ», группа «Алиса»)
  • «Летела жизнь», Александр Васильев (альбом «Обман Зрения», группа «Сплин»)
  • «Прощание», Сергей Калугин (группа «Оргия Праведников»)
  • «Вороны», Эдуард Старков (группа «Химера»)
  • «Разведчик», Святослав Задерий (группа «НАТЕ!»)

Кроме того, в 2010 году группа «Калинов Мост» записала альбом-трибьют «Серебро и Слёзы», в записи которого приняли участие ведущие российские рок-музыканты. В 2014 году эту работу выпустила на CD компания Navigator records.

Дополнительные материалы

Источник: https://reproduktor.net/aleksandr-bashlachev/

Александр Башлачев биография

Летящий Башлачёв
«давай попробуем обойтись без протокольной анкеты: когда родились, когда намерены скончаться…»

Саша Башлачёв

Вот прямо сейчас я собираюсь залезть в жизнь чужого, мёртвого и, наверное, хорошего человека и даже поэта – Александра Башлачёва.

Мало того! Я собираюсь хорошенько в ней покопаться, затем взять скальпель и кое-что вырезать, а затем набить собственными суждениями и превратить все эти жизненные факты, даты и прочие обрывки в какое-то подобие чучела жизни – словом, то, что у нас называется биографией.

И сразу возникает вопрос, а какое, собственно, отношение я имею к человеку, которого зарыли на Ковалёвском в промёрзшую ленинградскую землю в год моего рождения и день Советской Армии?

В самом деле, вот, например, когда князь Феликс Юсупов захотел написать о смерти Распутина, того самого Гришки, которого он травил, стрелял и всячески топил, то вопрос о его отношении был ясен. Но вот какое отношение имеет СашБаш к Славе Чешу – уже вопрос. Попробую ответить.

Сашу Башлачёва я никогда сознательно не слушал. Он был для меня один из тех гениев, которых уважаешь, но слушать не можешь совершенно – так что в жизни я сознательно не поставил себе ни одной его песни. Но! Башлачёв в нашей музыке явление почти космическое – даже «не слушая» его песен, от них, да и вообще от всей его фигуры никуда не уйти.

Так, под башлачёвский «Влажный блеск» в исполнении Снайперов я впервые попал в постель к девушке, с которой потом встречался больше года – рекорд для меня небывалый. Этажом ниже, в той же общаге где тогда и стояла эта самая постель, однокурсник насиловал мои уши «Временем колокольчиков». Он рассказывал про СашБаша даже на раскопках, где мы вскрывали готские могильники.

Башлачёв не покинул моей ноосферы и тогда, когда я выпустился и стал работать. Моим «шефом» и напарником на «высотке» случайно оказался страстный фанат Баша, подсадивший меня на «Подвиг разведчика» и «Грибоедовский вальс».

Про Башлачёва с восторгом рассказывали совсем зелёные юнцы и олдовые неформалы, а когда я возвращался домой, в плеере про него пел Летов и «Разные люди». Да и кто про него не пел? Мне кажется, больше ни о чьей жизни и гибели не пелось русскими рокерами столько раз.

Важно

После смерти Саши Башлачёва, вокруг него стремительно «выкристаллизовался» один из самых мощных «биографических мифов» в русском роке, предвосхитивший мифы Янки Дягилевой и Виктора Цоя.

Как по мне – если ты рождаешься спустя полгода после чьей-нибудь смерти, и, если, вырастая, ты сознательно не слушаешь музыки этого человека и даже стихов его не читаешь, а потом – бааац, и оказывается что его поэзия, музыка, сама ткань его жизни пронизывает мир в опасной близости от тебя – о таком человеке стоит написать.

Человек этот родился в мае, 27 числа в Череповце, недалеко от Вологды. Его отцом был Николай Алексеевич Башлачёв – начальник участка теплосилового цеха Череповецкого металлургического комбината, матерью – Нелли Николаевна – учитель химии в Школе рабочей молодёжи №4. Школу-десятилетку Саша закончил в 1977 году… Стоп.

С того ли я начинаю? Вряд ли для того, кто, упав из окна восьмого этажа, лежал, под низким февральским небом на проспекте Кузнецова имеет большое значение год окончания школы. А для вас? Имеет ли это значение для вас, моих читателей? Абзац стандартной биографии. Год и место рождения. Школа. Сухие, мёртвые строки. Что же мы узнаём отсюда? Ничего.

Нет, мне больше хочется попробовать врубится в «миф» Башлачёва. Что это за миф такой? Откуда взялся? Если вы читали Сашины биографии чуть серьезнее пулемётной очереди из дат, то, наверное, встречались и с мнением об «обреченности» поэта, «проживании» им песен, особом, башлачёвском «тексте смерти», «трагической ауре», по выражению Троицкого.

Было там и о том, что Башлачёв-де был особым медиумом-шаманом, проводящим «высшие истины». Многие о чём-то таком заговорили после его гибели. Людей интересовала и глубинная сущность СашБаша и его характер – вещи, которые датами не объяснишь. Поэтому-то, наверное, стандартной биографии – учился-родился-женился здесь не получится – придётся разбираться, что он был за человек такой – Саша Башлачёв.

Налётчик был бывалый ас
О Сашином детстве сказать мне особо нечего. Разве что…
Налетчик был бывалый ас:
Он вывел самолет из пике,
И самолет пришел домой,

Как будто ехал коммюнике.

Первый стих, точнее кусочек стиха. Первый из сохранившихся. Автору тут года три-четыре. Обратите внимание на эту деталь – «ехал коммюнике». Саша, понятно, вообще не имеет представления, что значит это слово, но смело вставляет «коммюнике» в стих.

А что? Ритмика-то соблюдена! Кстати, через год маленького Сашу впервые поведут к психиатру – из-за способности верно перемножать в уме большие числа.
Школьных воспоминаний о нём практически нет – вынужден оставить на откуп вашему воображению его первые драки и влюблённости. Впрочем, кое-что о его влюблённостях сказать можно, хотя и по более поздним воспоминаниям.

Например, СашБаш тогда предпочитал один тип девушек – длиннолицых, худеньких и длинноволосых, причём непременно с русыми волосами.

В 1977 г., после школы Саша работал на Череповецком металлургическом комбинате. Художником. Рисование вместо физической работы, впрочем, стало для него характерным – он рисовал «кося» военку, рисовал и отлынивая от работ в колхозе. В 1978 г.

Совет

он поступает в УрГУ, на журфак. По воспоминаниям Марины Паршуковой, однокурсницы он тогда заметно нервничал, поскольку поступал второй раз. Значит в первый – в 1977 г. на экзаменах он провалился, и его кто-то устроил на комбинат – перекантоваться до новой абитуры.

В абитуре он был примерно на год старше других, невысокий, тонкий и худощавый юноша, влюблявший в себя буквально всех вокруг. Он сильно выделялся – «каблуковыми» ботинками, джинсовым прикидом, длинной гривой вьющихся волос и золотой фиксой взамен выбитого зуба.

Идут переходные звери
Учёба давалась Саше легко, окружающие любили его. Витя Мещеряков, экс-однокурсник вспоминал, что «отказать ему было просто невозможно!». Таня Халяпина позже говорила: «Сашка был настолько лапа! Ни один эпизод, связанный с ним, не вспоминается с негативом».

Саша Башлачёв тогда это ещё не «человек поющий», но, скорее по выражению Задерия «человек-праздник».
Особенностью СашБаша в УрГУ стала проявившаяся впоследствии и в творчестве страсть к мистификациям. Так, по воспоминаниям Соловьёва Саша со своим другом Измайловым выдумали целое течение вокруг вымышленного художника – Льва Давыдовича Перловича.

Они уверяли всех, что Перлович ровесник Пушкина, известный художник-параллелепипедист и каждый день рисовали «его картины». Параллелепипеды, уложенные друг на друга – полотно «Любовь», шесть кирпичей на верёвках – картина «И я бы мог» – по ремарке Пушкина на казнь декабристов.

По другим воспоминаниям, среди них был «кирпичинный клин» – «Летят перелётные птицы», и нестройный караван параллелепипедов на плоскости – «Идут переходные звери». Единственной непараллелепипедной работой «Перловича» был шар на картинке «Падла!».

Башлачёв, по-видимому, рисовал, Саша Измайлов был «гидом» – рассказывал о композиции, её тонком равновесии, цветовых гаммах, поясняя, что если «кирпичики» нарисованы синим – перед вами работы голубого периода, а если использовано несколько цветов, то речь шла о синтезе или эклектике.

Часть 2

Вячеслав Чеш

Источник: http://insurgent.ru/sb

Александр Николаевич Башлачёв

Покойного Башлачёва иногда включают в клуб 27 наряду с музыкантами, погибшими в 27 лет.

Биография

Отец — Башлачев Николай Алексеевич, начальник участка теплосилового цеха.

Мать — Башлачева Нелли Николаевна, преподаватель химии.

В 1977—1978 работал художником на Череповецком металлургическом комбинате.

В 1978—1983 учился в УрГУ на факультете журналистики.

После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».

В сентябре 1984 года в Череповце на квартире Леонида Парфёнова познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию квартирников в Москве и Ленинграде.

Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград.

В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6 аудитории Ленинградского ветеринарного института (Московский пр. д. 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка».

В то же время он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни, позже эта запись выходила под названием «Третья Столица». С этого момента Фирсов считает себя директором Башлачёва.

Обратите внимание

На следующий год окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб. С помощью того же Фирсова с марта 1986 года официально трудоустроен в котельной «Камчатка». В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».

1987, весна — съёмки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв умер, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события.

Июнь 1987 — выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке.

Сентябрь 1987 — съёмки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в которых в процессе работы отказался.

29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва.

Скончался 17 февраля 1988 года, выпав из окна восьмого этажа дома 23 по проспекту Кузнецова в Ленинграде. Наиболее вероятная версия смерти — самоубийство, однако истинные причины падения точно не установлены. Похоронен в Ленинграде на Ковалёвском кладбище.

Сын Егор родился у возлюбленной Александра Анастасии Рахлиной уже после его гибели.

Любимыми группами у Александра были The Doors и Аквариум.

Дискография

Основные издания

  • 1989 — Время колокольчиков (LP) — запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле «Мелодией».
  • 1990 — Всё будет хорошо (LP) — запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле Московской Рок-Лабораторией и студией «Метадиджитал».
  • 1990 — Третья столица (LP), (2CD) — запись сделана 30 мая 1985 года в Ленинграде в домашней студии Алексея Вишни. Звукорежиссёр: Алексей Вишня.
  • 1992 — Таганский концерт (3LP), (2CD) — запись сделана Андреем Зачёсовым 22 января 1986 года в театре на Таганке.
  • 1994 — Вечный пост — записано в мае 1986 года в студии группы «Звуки Му» на даче Александра Липницкого (Москва, Николина гора). Звукооператор — Вячеслав Егоров «Аквариум».
  • 1994 — Лихо (2CD) — записано 20 января 1986 года в домашней студии Александра Агеева (Москва).
  • 1994 — VII — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 14 января 1988 года и на домашнем концерте у Марины Тимашевой (Москва) 29 января 1988 года. Запись известна также под названием «Последний концерт».
  • 1995 — Кочегарка (Четвёртый день Третьего фестиваля) — записано в 18 марта 1985 года с Шевчуком.
  • 1996 — II — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Марины Тергановой и Александра Несмелова (Москва) в апреле 1985 года.
  • 1996 — IV — записано Олегом Замовским у себя дома во Владимире в июне 1986 года, Татьяной Ниловой и Юрием Морозовым в студии Дома Радио (Ленинград) для документального фильма Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы или Игра с Неизвестным» (Киностудия им. Довженко, Киев) в июне 1987 года и Игорем Васильевым дома у Александра Агаева (Москва) 20 января 1986 года.
  • 1998 — Первый концерт в Москве — записано Артемием Троицким в Москве 20 октября 1984 года на квартире у Сергея Рыженко.
  • 1998 — I — записано Виктором Алисовым и Игорем Васильевым в домашней студии в Москве 17-19 сентября 1984 года, на домашнем концерте в Череповце летом 1984 года и Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде в сентябре 1985 года.
  • 1998 — III — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 4 октября 1985 года.
  • 1998 — V — записано Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года, Марком Копелёвым на концерте в Новосибирске 21 декабря 1985 года и летом 1986 года, предположительно в Ленинграде.
  • 1999 — Чернобыльские Бобыли на краю света — запись сделана Сергеем Фирсовым 15 августа 1986 года на бытовую аппаратуру. Гитара, вокал — Александр Башлачёв; гитара — Андрей Шаталин; клавиши — Павел Кондратенко; бас, перкуссия — Святослав Задерий
  • 2002 — VI — 1, 2, 7 — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте в Москве в октябре 1986 года. 3—6 — записано Борисом Переверзевым на домашнем концерте у Артемия Троицкого в Москве 15 января 1986 года. 8—11 — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова в Москве 14 января 1988 года. 12, 13 — записано Кириллом Кувырдиным у себя дома в Москве 5 июля 1987 года. 14 — записано на выставке Митьков в Ленинграде в июле 1987 года; губная гармошка — Борис Гребенщиков. 15—20 — записано Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде 22 августа 1986 года.
Читайте также:  Краткая биография бах

Краткая хронология записей

  • 1984, сентябрь — Ещё в Череповце (или летом) (I)
  • 1984, 15 октября — Рыбный день. Записано Виктором Алисовым (Москва)
  • 1984, 17—19 октября — Записано В. Алисовым и И. Васильевым (Москва) (I)
  • 1984, 20 октября — Первый концерт в Москве (у Сергея Рыженко)
  • 1984, ноябрь — Песни шёпотом (I)
  • 1984, декабрь — Толоконные лбы (Москва, у Липницкого)
  • 1985, январь — Первый концерт в Ленинграде
  • 1985, 18 марта — СашБаш & Шевчук «Кочегарка I» (Ленинград)
  • 1985, 18 марта — СашБаш & Шевчук «Кочегарка II» (В городе Пушкина и RnR)
  • 1985, апрель — У Липницкого (Москва)
  • 1985, 19 мая — У Владимира Кузнецова (Москва)
  • 1985, 30 мая — Третья столица (Ленинград, у Алексея Вишни)
  • 1985, 31 декабря — Концерт в Новосибирске
  • 1985, 21 декабря — Концерт для Новосибирской Ассоциации Рокеров (V)
  • 1986 — Концерт у Кати (Башлачёв и Олеся Троянская)
  • 1986, 20 января — Лихо 2CD (Москва, студия Александра Агеева) (IV, V)
  • 1986, 20 января — Складень (запись Агеева, кроме 1-й все в Лихо) (IV, V)
  • 1986, январь — Таганский концерт 3LP, впоследствии переиздан как 2CD
  • 1986, май — Вечный пост (Москва, на даче у Липницкого).
  • 1986, 15 августа — СашБаш & Алиса Чернобыльские бобыли на краю света
  • 1986, 22 августа — Квартирник у Фирсова (Задерий и Башлачёв) (VI)
  • 1986, 5 декабря — Квартирник на Кантемировской
  • 1987, 24 мая — Концерт в ДК Ильича
  • 1987, 7 июня — V фестиваль рок-клуба (Ленинград)
  • 1987, июнь — Барды покидают дворы (для саундтрека) (Москва) (IV)
  • 1987, 5 июля — У Киры — Кирилла Кувырдина (Москва) (VI)
  • 1987, 8 июля — На открытии выставки Митьков (Ленинград) (VI)
  • 1988, 29 января — Последний концерт у Марины Тимашевой (Москва) (VII)

Видеография

  • Существует бонус-трек на DVD-релизе фильма «Рок», длина записи примерно 10 минут, из них 6 минут — сцена похорон.
  • 2007 — Рокси’87 — DVD. Неполная запись существует также на VHS-кассете (1997) и DVD (2007) под названием «Концерт в ДК Ильича» — 24 мая 1987 года на устном выпуске журнала «Рокси». Запись Игоря Леонова и Александра Старцева.
  • 2009 — В коммуналке у БГ. Видеосъемка — Джоанна Стингрэй и Джуди Филдс, коммуналка Бориса Гребенщикова, Ленинград, май 1986 г.
  • Запись выступления на пятом фестивале Ленинградского рок клуба.

Память

Музей

  • 1 ноября 2009 года в Череповце открылся музей Александра Башлачёва. Он расположен в здании Нотно-музыкальной библиотеки. Руководит музеем журналистка Татьяна Ржанникова. Хранитель музея — Татьяна Мельникова. В музее постоянно проходят музыкальные вечера в день рождения и в день смерти Александра Башлачёва. Постоянно проходят концерты местных и приезжих музыкальных коллективов. В ближайшее время планируется расширение музея — будет создана специальная комната для проведения «квартирников».
  • 27 мая 2010 года во Дворце культуры металлургов г. Череповца прошёл первый фестиваль «Сашин День», посвящённый 50-летнему юбилею Александра Башлачёва.
  • 27 мая 2011 года во Дворце культуры строителей г. Череповца состоялся второй фестиваль «Сашин День». Глава города Череповца Олег Кувшинников объявил, что в дальнейшем фестиваль «Сашин День» будет проходить ежегодно при поддержке администрации города.

В феврале 2011 года страница музея появилась на сайте Творческого движения Палитра N.

Музыкальные посвящения

И он снова будет петь о любви, И каждый дом ему будет рад И он возьмёт зубную щётку, Откроет дверь и закроет окно,

Ведь: «любовь — это поезд Свердловск-Ленинград — и назад!»

  • Смерть А. Башлачёва упоминается в песнях:
    • «Вершки и корешки» и «Свобода» Егора Летова 1989 года: «Поэт Башлачёв упал-убился из окна», «Как и что обрёл, обнял летящий Башлачёв»
    • «В среду днём» Александра Градского,
    • В песне «Про дома» группы Адаптация,
    • в песне группы Чиж и Ко «Предпоследняя политика» — «На моей стене два фото: Башлачёва и Битлов»,
    • в песне «Контрабандист» («И вижу тени — Башлачёв и Пушкин ждут третьего на меченом снегу») группы «Зимовье Зверей»,
    • в песне «Пусть сегодня никто не умрёт» группы «Разные люди» целый куплет,
  • Памяти А. Башлачёва посвящены песни «Солнце за нас» из альбома «Шестой лесничий» и «Шабаш» из одноимённого альбома группы «Алиса»:

лидер группы Константин Кинчев:

  • в песне Александра Логунова «Бди, брат» есть строчка, посвящённая Башлачёву.
  • Памяти А. Башлачёва также посвящены песни:
    • «Поплачь о нём» из альбома «Не беда» группы Чайф
    • «Прощание» — Сергей Калугин (группа «Оргия Праведников»)
    • «Памяти Александра Башлачёва» — Александр Щербина
    • «Патроны» — Николай Макеев (группа «М4»)
    • «Дороги» и «Просвистела» — Юрий Шевчук (группа «ДДТ») (упоминается в фильме «Время ДДТ»)
    • «Казак» — Дмитрий Ревякин (группа «Калинов мост»)
    • альбом «Парашют Александра Башлачёва» Ермена Анти (Адаптация)
    • Александр Васильев («Сплин») на концерте 19 февраля 2011 года в Москве признался, что частично песню «Летела жизнь» посвятил Башлачёву
    • «Крик» — Константин Кинчев (группа «АлисА»)
    • Альбом «Стыд и срам», песня «Про чертиков» — Яна Дягилева (группа «Янка»)
    • «Разорались вороны» — группа «Химера»
    • «Памяти А. Башлачева» — группа «Записки Неизвестного»
    • «Памяти Александра Башлачева» — исполнитель Decorator
    • также Башлачев упоминается в песне «Эра ягуара» — «Полтора землекопа»

Библиография

Издания стихов и песен

  • Башлачёв А. Н. Посошок: Стихотворения / Вступ. ст. и составление А. Житинского. — Л.: Лит. изд.-ред. агентство «Лира», 1990. — 78 с. ISBN 5-85490-001-7
  • Башлачёв А. Н. Стихи / Примеч. А. Каменцевой и др.. — М., 1997. — 189 c.

Источник: http://people-archive.ru/character/aleksandr-nikolaevich-bashlachv

Александр Башлачев. Биография

Имя: Александр Николаевич Башлачев Дата рождения: 27 мая 1960 года, Череповец, СССР Дата смерти: 17 февраля 1988 года, Ленинград, СССР

Александр Башлачев считается одним из самых ярких поэтов в отечественной рок-музыке. Он рано ушел, но оставил после себя большое количество стихов и написанных песен. К сожалению, профессиональных записей осталось немного, но тем более ценны для поклонников рок-музыки эти архивы.

Детство и юность

Александр Башлачев родился 27 мая 1960 года в Череповце.

Отец СашБаша, как будут называть его позднее, Николай Башлачев, работал на местном заводе начальником участка, мама Нелли была учителем химии в школе №4 города Череповца.

Важно

После окончания школы в 1967 году Башлачев попытался поступить в институт, но провалил вступительные экзамены. Взяв паузу в образовании, Александр устроился художником на металлургический комбинат города Череповца. 

В следующем году Башлачев поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета в Свердловске. Во время учебы в университете он регулярно ездил домой на поезде №193, следовавшем по маршруту «Свердловск-Ленинград», который позже воспел в одной из своих песен.

Ко времени учебы в университете относится и первый опыт Александра в написании песен – правда, писал Башлачев еще не для себя, а для малоизвестной группы из Череповца «Рок-Сентябрь».

 После окончания ВУЗа Александра распределили на работу в череповецкую газету «Коммунист», что, по его собственным воспоминаниям, крайне его угнетало.

Первые выступления, квартирники и запись альбома

В 1984 году Башлачев отправился на рок-фестиваль в Ленинград, где и приобрел себе гитару.

В северной столице состоялось знакомство с будущим телеведущим Леонидом Парфеновым, на квартире у которого был сыгран первый квартирный концерт Башлачева с собственными песнями – квартирник.

На нем, по счастливой случайности, присутствовал журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий, который и порекомендовал Башлачеву перебираться в крупный город и развивать карьеру рок-исполнителя.

Александр выбрал для себя Ленинград, здесь какое-то время он «перебивался» квартирниками, потом его стали приглашать на совместные выступления с такими музыкантами, как Юрий Шевчук и Констанстин Кинчев, с последним Александра связывала крепкая дружба. Как говорит Константин Кинчев, альбом группы “Алиса” “Шабаш” (1991 год) посвящен Александру Башлачеву. 

Совет

Здесь, в Ленинграде, на домашней студии Алексея Вишни состоялась запись первого альбома Башлачева – «Третья столица».

После записи первого альбома музыкант активно концертировал – ездил по крупным городам. До нас дошли записи «живых» выступлений музыканта – квартирник у Агеева и концерт в Театре на Таганке.

В 1985 году Башлачев написал песню “Время колокольчиков” – один из символов, русской рок-поэзии 1980-х годов. 

В апреле 1986 года музыкант записывает на профессиональной студии свой второй альбом под названием «Вечный Пост». 

Последнюю дошедшую до нас песню Башлачев  написал в Череповце в мае 1986 года.

Последний год жизни и смерть

В 1987 году Александр был занят на съемках фильма Алексея Учителя «Рок». Когда Башлачев умер, кадры с его похорон съемочная группа Учителя включила в окончательную версию фильма.

Летом 1987 года музыкант принимал участие в пятом фестивале Ленинградского рок-клуба, где получил приз «Надежда». Известно, что перед фестивалем Башлачев совершил попытку самоубийства.

По сообщениям его гражданской жены Анастасии, у Башлачева была длительная депрессия, связанная с одиночеством – особым одиночеством творческого человека, который может находить взаимопонимание с окружающими, но только до определенной точки.

17 февраля 1988 года Александр Башлачев погиб, выпав из окна 8-го этажа квартиры, где проживал с Анастасией. По официальной версии, это было самоубийство. В августе 1988 года, уже после смерти Башлачева, Анастасия родила сына Егора.

Источник: https://www.infox.ru/usefull/279/192077-aleksandr-baslacev-biografia

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector