Эрве Базен. Подробная биография
Эрве Базен (Жан-Пьер Эрве-Базен) – французский писатель, участник движения Сопротивления, президент Гонкуровской академии (с 1973) – родился 17 апреля 1911 года в Анже (Франция) в набожной буржуазной семье.
Его детство прошло в департаменте Мен и Луара. Из-за частых конфликтов с властной матерью (которую он изобразил позднее в романе «Гадюка в кулаке») в отрочестве он несколько раз сбегал из дома, пока в 20 лет не покинул семью окончательно.
Однако, несмотря на мучительные воспоминания, которые стены родительской усадьбы вызывали в его памяти, он всю свою жизнь оставался очень привязан к родным местам — именно там происходит действие большинства его романов.
После пансионата Эрве Базен поступил на факультет литературы в Сорбонне.
В поисках заработка он брался за любую работу, меняя множество профессий. Литературную деятельность начал со стихов, поначалу безуспешных.
Хотя в 1946 он создаёт поэтический журнал «Раковина» (La Coquille), выпущенный всего в 8 томах; а в 1948 получает премию Аполлинера за «День» (Jour) — его первый сборник поэм, написанный в продолжение «À la poursuite d’Iris». По совету Поля Валери Базен бросает поэзию, чтобы посвятить себя прозе.
Конфликтные отношения с матерью вдохновили писателя на роман «Гадюка в кулаке» (Vipère au poing, 1948), в котором повествование идёт о полных ненависти отношениях между членами семьи Резо: бездушной и жестокой матерью, которая постоянно находит новые способы притеснения и придирок, и её детей, в первую очередь рассказчика Жана Резо.
Эти «Атриды во фланелевом жилете», по выражению самого Эрве Базена, были по достоинству оценены критиком Морисом Надо. Роман имел огромный успех в послевоенное время, как и многие другие, в которых натуралистично описывались нравы эпохи и создавались достоверные психологические портреты.
Персонажи «Гадюки в кулаке» стали героями и других романов: «Смерть лошадки» (La mort du petit cheval, 1950) и «Крик совы» (Cri de la chouette, 1971).
В 1950 Эрве Базен опубликовал «L’Amour est à réinventer» в журнале «Люси Фор» (La Nef), в том же номере были напечатаны произведения Марселя Оклера, Жака Одиберти, Эмиля Даноэна, Мориса Дрюона и Андре Моруа.
Эрве Базен считается «семейным романистом»: семья — центральная тема всех его романов.
Эдварда Кузьмина отмечала, что «анализ психологии брака чрезвычайно обстоятельно и тщательно разработан писателем». При этом, как указывает критик в связи с романом «Супружеская жизнь» (Le Matrimoine, 1966), «каждая половина рода человеческого может прочитать его со своих позиций.
Женщины прочтут его с горячим сочувствием, узнавая, словно в зеркале, свои каждодневные большие и маленькие драмы. Мужчина же может прочитать роман с полным самодовольством, солидарный с героем, вместе с ним обвинив женщину во всех неурядицах быта. И не вдруг заметит, что, похоже, писатель поймал его в западню».
В то же время Базен пишет новеллы и эссе, как, например, «Всё, во что я верю» (Ce que je crois, 1977).
В 1960 Эрве Базен становится членом Гонкуровской академии, а в 1973 — её президентом (Хорхе Семпрун, который должен был сменить Франсуа Нурисье, передал ему свою очередь).
Эрве Базен был активистом движения за мир, связанного с коммунистической партией, идеи которой были ему близки. Он поддерживал из Франции супругов Розенбергов, пока шёл судебный процесс по их делу.
В 1980 Эрве Базен получает Международную Ленинскую премию, что позволило Роже Пейрефитту иронично заметить: «Эрве Базен получил две премии, которые составили пару: Ленинскую премию за мир и Премию за чёрный юмор».
Эрве Базен умер 17 февраля 1996 года на родине, в Анже.
Основные произведения:
«Змея в кулаке» / Vipère au poing (1948)
«Головой об стену» / Tête contre les murs (1949)
«Смерть лошадки» / La Mort du petit cheval (1950)
«Встань и иди» / Lève-toi et marche (1951)
Contre vents et marées (1953)
«Я люблю несмотря ни на что…» / Qui j’ose aimer (1955)
«Ради сына» / Au nom du fils (1960)
«Масло в огонь» / L’Huile sur le feu (1965)
«Супружеская жизнь» / Le Matrimoine (1966)
«Счастливцы с острова отчаяния» / Les Bienheureux de la désolation (1970)
«Крик совы» / Cri de la chouette (1971)
Анатомия одного развода / Madame Ex (1974)
«И огонь пожирает огонь» / Un feu dévore un autre feu (1978)
«Зеленый храм» / L'Église verte (1981)
Le Démon de minuit (1988)
L'École des pères (1991)
Биография
Произведения
- Змея в кулаке
- Крик совы
- Смерть лошадки
Критика
Ключевые слова: Эрве Базен, Hervé Bazin, Сопротивление, Гонкуровская академия, биография Эрве Базена, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, французская литература 20 в, жизнь и творчество Эрве Базена
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20190108-biografiya-erve-bazena
“Семья Резо” (Базен): описание и анализ трилогии
«Семья Резо» («La famille Rezeaux») — трилогия французского писателя Эрве Базена. Состоит из трех романов: «Змея в кулаке», «Смерть лошадки», «Крик совы».
Все три книги имеют самостоятельное значение (во Франции они издаются отдельно), но общность персонажей и сюжетных мотивов позволяет объединить их в трилогию, последовательно освещающую разные этапы в жизни Жана Резо и его семьи.
После 1948 г., когда Эрве Базен, добившись долгожданного успеха в поэзии (премия Аполлинера), неожиданно обратился к романистике, писатель дважды (1950, 1972 гг.) вновь возвращался к истории Резо.
В середине XX в. «семейный роман», ранее завоевавший авторитет благодаря бессмертным творениям Диккенса и Голсуорси, широко распространяется и во Франции, где основоположником этого жанра выступал еще Э. Золя («Ругон-Маккары»). «Семья Тибо» Р. Мартен дю Гара, «Хроника Паскье» Ж. Дюамеля, «Семья Буссардель» Ф. Эриа, «Клубок змей» Ф.
Мориака могут быть причислены к литературным источникам «Змеи в кулаке», почти одновременно с которой публиковался и другой роман-хроника семьи «Сильные мира сего» М. Дрюона. Базен расширил возможности жанра и сумел по-новому подойти к семейной тематике, благодаря чему «Змея в кулаке» стала бестселлером 1948 г. (тираж к 1990 г.
свыше пяти миллионов) и получила признание критики («лучшая книга года»). Последующие произведения самого Базена — романиста, новеллиста, эссеиста («Встань и иди», «Супружеская жизнь», «Счастливцы с острова Отчаяния» и др.
) — при всей остроте и актуальности затрагиваемых в них проблем и незаурядной литературной одаренности автора — написаны в более традиционной манере.
Новизна «Змеи в кулаке» Базена заключалась в том, что семейный конфликт впервые излагался от лица его активного участника — подростка Жана, не приемлющего деспотизма своей своенравной, жестокой и скаредной матери, прозванной детьми Психиморой (буквально «Безумная свинья» — Folcoche).
Неравенство сил в изматывающем душу мальчика противоборстве, обреченность его попыток протеста (непослушание, озорные выходки) на неизбежное подавление и наказание придают роману особое напряжение и драматизм.
Юный Жан Резо не имеет союзников в борьбе — его не поддерживают ни смирившиеся с самодурством Психиморы братья, ни безвольный отец, нашедший убежище в коллекционировании бабочек, а окружающие видят в Резо вполне нормальную, уважаемую в городе семью — и это перерождает непокорного мальчишку, сжимающего в кулаке гадюку, в озлобленного бунтаря, отвергающего (пока на словах) сложившиеся общественные институты и религиозно-нравственные ценности. Литературный стиль Базена, стремившегося «насколько это возможно — смелее приблизиться к реальности», присущее писателю подчеркнутое внимание к деталям, превращающее незначительный жест, поступок, реплику в обобщенный символ, позволило придать непривычному, сложному образу главного героя психологическую убедительность и достоверность.
В «Смерти лошадки» Базена бунтарство героя романа уже не выходит за пределы внутрисемейного конфликта: повзрослевший Жан Резо, порвав с семьей, начинает самостоятельную трудовую жизнь.
И хотя мать продолжает строить козни (полицейская слежка, лишение сына отцовского наследства), теперь Психимора сталкивается с достойным противником: предав огласке компрометирующие письма, Жан одерживает победу и, отсудив положенную ему часть денег, добивается материальной независимости.
Двадцать лет спустя Базен вновь возвращается в «Крике совы» к Жану Резо, прототипом которого, по общему мнению, послужил сам автор (сходство биографий писателя и его персонажа было столь очевидным, что общественность г. Анже не поддерживала контактов с литератором до конца 60-х гг., сочтя, что он опозорил собственную семью и родной город).
Личные переживания Базена (в 1960 г. он был вынужден поселить у себя мать) и общественные потрясения (молодежная революция 1968 г.) привели к философскому переосмыслению ведущей темы трилогии — противоборства матери и сына.
Постаревшая, постепенно угасающая Психимора больше не кажется остепенившемуся Жану воплощением зла, а ее смерть воспринимается как трагедия, как гибель старого мира. Героя «Крика совы» тревожит распущенность и прагматизм молодежи, он почти сожалеет об утрате тех нравственных основ общества, против которых когда-то так яростно восставал юный Резо.
Меняется и ритм повествования: от отчаянного вызова «Змеи в кулаке» и динамичной интриги второго романа трилогии Базен переходит к спокойному, порой ироничному пессимизму, лишь изредка поднимаясь до высот былого драматизма.
В том же году, когда вышел «Крик совы» (1972 г.), экранизирована Пьером Кардиналом «Змея в кулаке»; роль Психиморы исполнила Алиса Сапритч.
Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998
Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/semja_rezo_bazen_opisanie_i_analiz_trilogii/62-1-0-1437
Эрве Базен
Эрве Базен(17 апреля 1911 года – 17 февраля 1996 года) – писатель, президент Гонкуровской академии (с 1977 года), международная Ленинская премия (1980 год).
Во Франции, в небольшом городке Анже, что раскинулся на берегу реки Мен километрах в трехстах к юго-западу от Парижа 17 апреля 1911 года появился на свет Жан-Пьер Эрве Базен. Родители его были людьми состоятельными, представителями буржуазно-аристократического клана.
И его отец – профессор католического университета в Анже, и особенно мать кичились тем, что их род “одарил” Францию несколькими преуспевшими дельцами, офицерами, юристами и даже одним епископом и одним “бессмертным”, иначе говоря, членом Французской академии.
Этого титула…
Эрве Базен(17 апреля 1911 года – 17 февраля 1996 года) – писатель, президент Гонкуровской академии (с 1977 года), международная Ленинская премия (1980 год).
Во Франции, в небольшом городке Анже, что раскинулся на берегу реки Мен километрах в трехстах к юго-западу от Парижа 17 апреля 1911 года появился на свет Жан-Пьер Эрве Базен. Родители его были людьми состоятельными, представителями буржуазно-аристократического клана.
И его отец – профессор католического университета в Анже, и особенно мать кичились тем, что их род “одарил” Францию несколькими преуспевшими дельцами, офицерами, юристами и даже одним епископом и одним “бессмертным”, иначе говоря, членом Французской академии.
Этого титула удостоился двоюродный дед будущего писателя – Рене Базен, автор религиозно-нравоучительных произведений.
На таком горделивом фоне семейных знаменитостей малыш Эрве казался его властной, жестокой матери этаким “гадким утенком”: слишком строптив, своенравен, осмеливается бунтовать против установленных ею в доме, а значит, незыблемых порядков. Даже прислугу считает, видите ли, ровней хозяевам.
“Строптивца” отдают на перевоспитание в закрытый католический лицей, потом в другой, затем заставляют поступить на юридический факультет, несмотря на склонность юноши к литературе.
Наконец, неудачника, не пожелавшего делать карьеру юриста, определяют служащим на фабрику к богатому родственнику. Но там (о, ужас!) он совершает совсем уж возмутительный поступок: женится на простой небогатой девушке.
Скандал! Оскорбленное в своих лучших чувствах, семейство окончательно отворачивается от Эрве Базена, который, впрочем, и сам рад порвать со своим деспотичным и чванливым кланом.
Двадцатидвухлетний бунтарь становится студентом филологического факультета Сорбонны, зарабатывая в то же время на хлеб тяжким трудом газетного хроникера. Однако судьба жестоко смеется над гордецом.
От нищего студента уходит его жена с ребенком. Эрве Базен переживает тяжелое нервное потрясение, долго болеет и едва сводит концы с концами.
В поисках заработка ему приходится переменить немало профессий: был он и лоточником, и мусорщиком, и столяром, и слесарем.
На литературное поприще Базен вступил еще до мировой войны. Начав как журналист-хроникер, в 30-е годы он выпускает первые сборники стихов и не очень удачный роман. В 29 лет Базен на фронте. В трагические дни разгрома Франции, весной 1940 года, писатель едва не попал в плен. “Раненный, – вспоминал Базен, – я оказался между французскими и немецкими окопами. Перестрелка продолжалась.
Никогда в жизни смерть не кружила так близко от меня. В плащ-палатке, в которой меня выносили с ничейной земли, потом обнаружили три пулевых пробоины. Если ты пережил такое однажды, можно считать, что заглянул в лицо смерти. Война ничего не дарит, она умеет только отнимать”.
В годы фашистской оккупации Франции он примыкает к левому крылу движения Сопротивления, участвует в освобождении Парижа от захватчиков. После войны, в 1946 году, Базен вместе с другими молодыми писателями, поэтами и художниками, основывает журнал “Ла кокий”. В 1947 году за стихотворный сборник “Дин”, куда вошли лучшие его стихи, он был Удостоен премии Гийома Аполлинера.
В 1948 году писатель выпустил роман “Змея в кулаке”, который принес ему подлинную известность. Об огромной популярности Базена среди читателей свидетельствует опрос, проведенный в 1956 году газетой “Нувель литтерер”, – писатель был признан “лучшим романистом последнего десятилетия”.
К этому времени он уже выпустил роман “Головой об стену” (1949), вторую книгу трилогии “Семья Резо” – “Смерть лошадки” (1950), сборник рассказов “Бюро бракосочетаний” (1951), романы “Встань и иди” (1952), “Масло в огонь” (1954), “Кого я решаюсь любить” (1956).
В 60-70-е годы выходят в свет другие его книги: роман “Ради сына”, сборник рассказов “Шапку долой”, романы “Супружеская жизнь”, “Счастливцы с острова Отчаяния”, “Крик совы”, “Анатомия развода”, повесть “И огонь пожирает огонь”.
В 1957 году Эрве Базен награждается Большой литературной премией Французской академии, через несколько месяцев избирается членом, а с 1973 года – президентом Гонкуровской академии.
По результатам представительного опроса он был признан самым читаемым писателем Франции в 1985 году.
Источник: https://www.livelib.ru/author/101365-erve-bazen
Базен Эрве | Биографии
Эрве Базен ( 1911 – 1996 )
Эрве Базен (настоящее имя Жан Пьер Мари Эрве-Базен) – французский писатель, участник движения Сопротивления, президент Гонкуровской академии (с 1973 года). Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1980г.).
Его отец был профессором католического университета, но главную роль в доме играла мать – женщина властная и деспотичная.
Окончив школу, Жан Пьер по настоянию родных поступил на юридический факультет, однако вскоре бросил учебу, стал работать на фабрике одного из богатых родственников и женился на девушке не своего круга, что стало поводом для окончательного разрыва с семьей.
Однако, несмотря на мучительные воспоминания, которые стены родительской усадьбы вызывали в его памяти, он всю свою жизнь оставался очень привязан к родным местам — именно там происходит действие большинства его романов.
В 1933 юноша уехал в Париж, где поступил на факультет литературы в Сорбонне. В поисках заработка он брался за любую работу, меняя множество профессий. Литературную деятельность начал со стихов, поначалу безуспешных.
В 1946 году он создаёт поэтический журнал «Раковина», выпущенный всего в 8 томах; а в 1948-м получает премию Аполлинера за «День» — его первый сборник поэм, написанный в продолжение ? la poursuite d’Iris.
По совету Поля Валери Базен бросает поэзию, чтобы посвятить себя прозе.
Конфликтные отношения с матерью вдохновили писателя на роман «Гадюка в кулаке» (1948г.
), в котором повествование идёт о полных ненависти отношениях между членами семьи Резо: бездушной и жестокой матерью, которая постоянно находит новые способы притеснения и придирок, и её детей, в первую очередь рассказчика Жана Резо.
Роман имел огромный успех в послевоенное время, как и многие другие, в которых натуралистично описывались нравы эпохи и создавались достоверные психологические портреты. Персонажи «Гадюки в кулаке» стали героями и других романов: «Смерть лошадки» (1950г.) и «Крик совы» (1971г.).
Эрве Базен считается «семейным романистом»: семья — центральная тема всех его романов. В то же время он пишет новеллы и эссе, как, например, «Всё, во что я верю» (1977г.).
В 1960 году Эрве Базен становится членом Гонкуровской академии, а в 1973-м — её президентом (Хорхе Семпрун, который должен был сменить Франсуа Нурисье, передал ему свою очередь).
Эрве Базен входил в организацию «Движение за мир», связанную с коммунистической партией, идеи которой были ему близки. Однако, он поддерживал во Франции супругов Розенбергов, пока шёл судебный процесс по их делу.
В 1980 году Эрве Базен получает Ленинскую премию, что позволило Роже Пейрефитту иронично заметить: «Эрве Базен получил две премии, которые составили пару: Ленинскую премию за мир и Премию за чёрный юмор (франц.)».
Наибольшее количество произведений Базена на русском языке было выпущено в СССР издательством «Прогресс»
Эрве Базен скончался 17 февраля 1996 года на родине, в Анжере.
Источник: http://www.mislynet.ru/biografii/bazen-erve
Краткое содержание Супружеская жизнь – Базен Эрве
Эрве Базен (Herve Bazin) 1911-1996 Супружеская жизнь (La Matrimoine) Роман (1967) Устами своего героя, провинциального адвоката Абеля Бретодо, автор год за годом, с 1953 по 1967, излагает хронику повседневной жизни семьи. По словам Абеля, романистов обычно интересует лишь начало и конец любви, но не ее середина.
“А где же, спрашивается, сама супружеская жизнь?” – восклицает он. Впрочем, отношение автора к супружеству отчасти выражено в эпиграфе, разъясняющем название романа: “Я именую словом Matrimoine все то, что в браке естественно зависит от женщины, а также все то, что в наши дни склонно обратить долю львицы в львиную долю”.
Начинающий адвокат Абель Бретодо, единственный сын в семье, влюбляется в дочь лавочника Мариэтт Гимарш. В семействе Гимарш кроме Мариэтт еще четверо детей: две незамужние сестры Симона и Арлетт, старшая сестра Рен, вышедшая замуж за богатого парижского аристократа намного старше себя, и Эрик, жена которого, Габриэль, дарит ему вот уже третью девочку.
Женившись на Мариэтт, Абель, по сути, становится как бы одним из членов многочисленного клана Гимаршей.
Абель приводит жену к себе в дом, где до этого прожили шесть поколений Бретодо. С первых же шагов Мариэтт ведет себя в нем как хозяйка и разворачивает бурную деятельность по обновлению и замене всего и вся.
Каждый день Мариэтт подолгу “висит” на телефоне – она привыкла во всем советоваться с мадам Гимарш. Городок Анже, где живут оба семейства, небольшой, поэтому теща нередко заходит к молодым супругам. Польза от ее визитов: блюда, приготовленные Мариэтт под ее руководством, гораздо более съедобны, нежели те, которые она готовит самостоятельно. В конце первого года совместной жизни Абель, любящий подводить итоги, составляет своеобразный список достоинств и недостатков своей жены: восемь качеств говорят в ее пользу и столько же против. И еще один неутешительный вывод: жена слишком много тратит. Абель берется за любую работу, но денег все равно не хватает, ибо дамские журналы, которые читает Мариэтт, постоянно предлагают что-нибудь новенькое по части домашнего хозяйства. И вот – событие, с нетерпением ожидаемое Мариэтт: у них будет ребенок. Абель рад, однако ему еще сложно определить свое отношение к случившемуся. После рождения Никола жена становится прежде всего матерью. Сын – центр и смысл ее существования. “На плите жарится для отца бифштекс и почти взбит майонез – неважно: пусть сгорит мясо, пусть опадет майонез, но лишь только специальный будильник (чудесное изобретение, которое заводится раз в день в часы кормления) дал сигнал – конечно, бросай все. Опоздания быть не может”. Проблемы, связанные с персоной мужа, начисто исчезают. Мариэтт полностью подчиняет себя младенцу. Абелю кажется, что “именно ребенок, и ничто иное, позволяет по-настоящему ощутить главное бедствие супружеской жизни: ужасны эти постоянные переходы от неизреченного к глупому, от восхищения к омерзению, от меда к помету”. Абель прекрасно понимает родителей, которые сдают детей няням, и тем самым сохраняют свои привычки, свой распорядок дня, а также свою респектабельность. Последнее особенно важно для работы Абеля: к нему приходят клиенты, и детский визг отнюдь не способствует деловым разговорам. Стремление жены к тому, чтобы у ребенка “было все”, он расценивает как попытку ограничить прежде всего его запросы. Ведь деньги в семье утекают словно вода. “Жена дала мне ребенка, я отдаю ей бумажник” – грустно размышляет Абель. Вскоре рождается Луи, а затем двойня – Марианна и Ивонна. Абель в ужасе: в маленьком Анже нет крупных преступников, значит, нет надежд на шумные процессы. Так каким же образом адвокат может увеличить свой бюджет? “У отцов сердце ноет под бумажником, который тощает. У матерей сердце радуется под налившейся грудью”, – утешает Абеля его дядюшка Тио. И вот – деньги истребляются нещадно. Но вместе с тем все становится ужасно просто: “уже нет мадам Бретодо или почти нет. Мариэтт едва выкраивает час в день, чтобы вывести детей погулять. Своим туалетом пренебрегает настолько, что легко можно ошибиться, приняв ее за гувернантку из хорошего дома. За исключением нескольких поспешных вылазок в универмаги, Мариэтт стала такой же невидимкой, как и добрая половина женского населения Анже”. Между мужем и женой вырастает стена из передника и хозяйственной утвари. О чем идет речь в семейных разговорах? Конечно, о детях. Мариэтт совершенно перестала интересоваться работой мужа, зато регулярно требует денег на детей и хозяйство. Абелю кажется, что Мариэтт делает для детей слишком много. “В сущности, ей уже некогда жить самой”, – заключает он. Ссоры между супругами становятся редкими – они редко видятся, – зато основательными: уравновешенный Абель, в душе чувствуя себя “злобной акулой”, срывается на крик. Гимарши, манеры которых мэтр Бретодо именует не иначе как “сироп”, выступают в качестве миротворцев и дарят семейству новый большой холодильник, на который у Абеля нет денег. И вот господин адвокат, проигравший битву на уровне разума, дает слово Абелю, пытающемуся осмыслить, что же происходит с ним и с его женой. Ему кажется, что “кудахтанье наседки” навсегда заменило прежнее “воркование голубки”. Он рассуждает: “Время от времени вы начнете удирать из дому: надо выступить на судебном процессе в Ренне, в Мансе, в Type. Вы будете охотно соглашаться на выезды, даже начнете искать их, чтобы получить передышку. Два или три раза, не более – ведь сближение тоже искусство, и, кроме того, нужны деньги и не хватает времени, – вы воспользуетесь этими поездками, чтобы развлечься с какими-нибудь незнакомками, и, если одна из них скажет вам на рассвете, что она замужем, это возмутит вас и вызовет мысль: “Вот шлюха, если 6 Мариэтт так поступила со мной?” Однако вы будете ясно сознавать, что это не одно и то же. Вас не покинет ощущение, что вы не нарушили супружеской верности, вы как были женаты, женаты и остаетесь и вовсе не собираетесь покуситься на спокойствие своей семьи”. Абель изменяет жене с ее молоденькой родственницей Анник. Но в маленьком городке жизнь каждого его жителя протекает на глазах у всех, и роман их быстро завершается. В сущности, Абель этому рад – у него нет сил порвать с семьей. Абель не знает, известно ли Мариэтт о его измене. Намереваясь восстановить мир в семье, он с удивлением замечает, что жена no6tt-вала в парикмахерской. Более того, она принимается делать гимнастику и соблюдать диету. Абель начинает по-новому смотреть на жену: как может он упрекать ее за постоянную суету? Образование, полученное его женой, “словно начисто стерли резинкой”, но что сделал он, дабы помешать этому? “А о непрерывном рабочем дне вы слыхали? Без всякого вознаграждения. Без отпуска. Без пенсии”, – вспоминает он язвительное замечание Мариэтт. И среди вроде бы беспросветных будней Абель все же находит лучик счастья: это улыбки его детей. И вот – итог, который подводит герой. “Моя дорогая! Я снов! вопрошаю себя, где же та, на которой я женился? Вот она, здесь; а где же тот, за которого ты вышла замуж? И он тоже тут. Такие, какими мы стали теперь. Многое для нас обоих уже кончилось. Я хотел сказать, кончились помышления о том, что все могло бы кончиться иначе. Ну а каким станет для нас будущее? Бог мой, да это зависит от доброй воли каждого из нас. Достаточно допустить, что нет полного счастья на свете (покажите-ка мне такое счастье), и тогда исчезнет ощущение катастрофы, оттого что супружество не удалось, вы посчитаете это сугубо относительным и перестанете умиляться своим горестям”.
“Посмотри. Еще не наступил вечер. Все еще длятся прозрачные сумерки, в пору летнего солнцестояния долго бывает светло настолько, что в решетчатый ставень проникает закатный луч, и видно, как а нем пляшут пылинки. Нам знакомы эти пылинки.
Они серым налетом ложатся на мебель, я их вдыхаю и вдыхаю, они в тебе и во мне. Нет ни одного дома, ни одной семьи, где бы их не существовало. Нд мы знаем: в нас есть нечто, что, вспыхнув, способно озарить их порой, и они засветятся”.
(No Ratings Yet)
Loading…
Твір що нам осінь принесла 4 клас.
Ви зараз читаєте: Краткое содержание Супружеская жизнь – Базен Эрве« Явище українського футуризму
Источник: https://ukr-lit.com/kratkoe-soderzhanie-supruzheskaya-zhizn-bazen-erve/
Базен франсуа ашиль
Участие в войнах: Восточная (Крымская) война (1853— 1856). Австро-франко-итальянская (1859) война. Мексиканская экспедиция (1862—1863). Франко-германской (1870-1871) война.
Участие в сражениях: Осада Севастополя. Сражение при Маленьяно. Битва при Сольферино. Битва при Сен-Лoренцо. Сражение при Вионвиле.
Битва при Роменвиле
Поступив на военную службу в 1831 г. вольноопределяющимся в 37-й линейный полк, Базен уже в офицерских чинах принимал участие в 1835 г. в боевых действиях в Алжире и в 1837 г. в Испании, где сражался против карлистов.
Затем Базен вновь вернулся в Алжир и к началу Восточной (Крымской) войны с Российской империей был уже бригадным генералом.
При осаде Севастополя Базен обнаружил храбрость и распорядительность. После взятия Севастополя он был произведен в бригадные генералы и назначен комендантом взятого города. В том же году Базен руководил взятием Кинбурна.
Дивизия Базена в 1859 г. участвовала в сражениях при Маленьяно и Сольферино, где ее командир приобрел новую известность.
Во время Мексиканской экспедиции 1862—1863 гг. Базен вначале служил под командованием генерала Форе и одержал победу при Сен-Лoренцо, последствием которой стала капитуляция Пуэбло. В 1864 г.
Базену было присвоено звание маршала Франции, и он был назначен главнокомандующим в Мексике. Когда в 1867 г. французские войска были эвакуированы на родину, Базен был назначен командиром III корпуса.
На этом посту его и застала франко-германская война 1870—1871 гг.
В начале войны Базену кроме его корпуса были подчинены II и IV корпуса. Но уже в первые дни войны он оказался косвенным виновником поражения своего корпуса в приграничном сражении под Шпихерном (6 августа).
Несмотря на это он 12 августа все же получил приказ принять командование сосредоточенной в Меце Рейнской армией. Наполеон III отдал приказ Базену отвести армию к Шалону,где он мог пополнить ее призванными в армию резервистами. Но медлительность и нераспорядительность Базена привели к тому, что его армия приняла бой с немцами, находясь лишь в кадровом составе.
Пока с 12 по 14 августа Базен бездействовал, командование 1-й германской армии смогло в сражении при Колумбей-Нульи (14 августа) задержать наступление Рейнской армии.
На следующий день Базен направил свою 150-тысячную Рейнскую армию по одной дороге, что привело к ее беспорядочному столпотворению. Как только Наполеон III покинул армию, Базен сразу же отдал приказ не переправлять артиллерию через Маас.
16 августа во время сражения при Вионвиле Базен, имея превосходство сил на поле сражения, так и не сумел им воспользоваться и отказался от движения к Шалону.
Несмотря нато, что в этот день были свободны пути отхода на Этэн и Бри, Базен отдал распоряжение двигаться по ним лишь 17 августа.
Но в этот день германские войска с марша вступили в бой при Гравелоте— и, задержав французские войска, вынудили их отойти к Мецу.
Базен продолжал оставаться командующим единственной оставшейся армией, на которую возлагались все надежды французов. Базен заперся в крепости, под стенами которой не происходило серьезных сражений и которая не подвергалась ни бомбардировкам, ни штурмам, ни осаде. Но он так и не предпринял никаких усилий для прорыва блокадной линии и соединения с остатками армии Мак-Магона.
После боя при Роменвиле 31 августа — 1 сентября Базен отказался от всяких попыток прорыва. По соображениям многим современников, он, возможно, имел намерение сохранить свои войска в целости до заключения мира, чтобы затем играть политическую роль.
Он уже начал переговоры с Бисмарком о капитуляции и 27 октября использовал недостаток припасов в Меце в качестве повода для сдачи своей 173-тысячной армии. После этого он отправился в Кассель, где уже находился бывший император Наполеон III.
Известие о капитуляции Меца вызвало во Франции негодование против Базена, которого стали обвинять не только в трусости и бездарности, но и в измене.
Однако Базен продолжал утверждать, что он является маршалом не Наполеона III, а Франции и сам стал требовать судебного разбирательства, чтобы доказать свою невиновность.
Наконец в мае 1872 г. Базен был арестован и предан военному суду. Под давлением общественного мнения 10 декабря 1873 г. все члены суда высказались за вынесение Базену смертного приговора, хотя сам факт измены точно установлен не был. По ходатайству Мак-Магона, ставшего президентом, суд заменил смертный приговор 20-летним тюремным заключением.
Базен был помещен в тюрьму на острове Сен-Мартерий, близ Канна, из которой уже 10 августа 1874 г. бежал при помощи своей жены, благодаря подкупу тюремщиков.
Базен жил то в Бельгии, то в Риме, то в Мадриде, где 25 октября 1888 г. умер в глубокой бедности, оставленный даже своей женой-мексиканкой, имевшей на мужа самое пагубное влияние.
Биография
Источник: http://all-generals.ru/index.php?id=470
Эрве Базен – Избранное. Семья Резо
ЭРВЕ БАЗЕН И ЕГО ТВОРЧЕСТВО
Вступительная статья
Летом 1980 года выдающийся французский писатель Эрве Базен прибыл в Москву на церемонию вручения ему Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Выступая перед коллективом издательства «Прогресс», где за несколько дней до этого вышла его последняя книга — «И огонь пожирает огонь», писатель рассказывал о своем жизненном пути, делился творческими планами.
Слушая в тот день выступление знаменитого литератора, я невольно вспоминал о своих встречах с ним в бытность мою собственным корреспондентом «Правды» во Франции. Мне не раз доводилось бывать в гостях у Эрве Базена в его старом доме «Гран Куртуазо» в местечке Шаторенар под Парижем. Запомнилась мне и беседа с ним в одном крохотном ресторанчике неподалеку от Монпарнаса.
О чем говорили мы тогда? Конечно же, о литературе. О творчестве Базена. О его нелегкой судьбе.
Жан-Пьер-Эрве Базен родился 17 апреля 1911 года в городе Анже в департаменте Мен-и-Луара. Родители его были людьми состоятельными, представителями буржуазно-аристократического клана, двоюродный дед его, Рене Базен, — автор религиозно-нравоучительных произведений, удостоился титула «бессмертного», став членом Французской академии.
Все, казалось бы, сулило юному Эрве Базену безмятежную, обеспеченную жизнь, предопределенную самим его происхождением. Нужно было только смириться с ханжеством буржуазного общества, подавить в себе человеческое достоинство, урвать свою долю наследства и всеми правдами и неправдами сделать карьеру.
Но не таков был Эрве Базен, который, как он сам говорил, «никогда не стремился держать нос по ветру».
С самых юных лет будущий писатель решительно порывает со своей чванливой и деспотичной семьей, в поисках заработка ему приходится переменить немало профессий: был он и лоточником, и мусорщиком, и столяром, и слесарем.
(Кстати сказать, и сейчас, уже став всемирно известным писателем, он не забывает слесарного и столярного мастерства: в «Гран Куртуазо» очень многое — в том числе и мебель — сделано его руками.)
Интересно следующее определение Базеном труда писателя: «Разумеется, писатель в такой же мере является мастером-художником, как любой другой труженик: крестьянин, выращивающий добрый урожай, или столяр, изготовляющий прочную и красивую мебель. Но поскольку искусство в писательском ремесле занимает более очевидное и необходимое место, то он за свой труд несет большую ответственность перед обществом и людьми. Ведь его произведения могут глубоко влиять на сознание современников».
Эрве Базен вступил на литературное поприще еще до второй мировой войны. Начав как журналист-хроникер, в 30-е годы он выпускает первые сборники стихов и не очень удачный роман.
В лихолетье, в годы фашистской оккупации Франции, он примыкает к левому крылу движения Сопротивления. После окончания войны, в 1946 году, Базен вместе с другими молодыми писателями, поэтами и художниками основывает журнал «Ла Кокий». В 1947 году за стихотворный сборник «Дни», куда вошли лучшие его стихи, он был удостоен премии Гийома Аполлинера.
В 1948 году, уже имея за плечами известный литературный и жизненный опыт, Базен выпустил роман «Змея в кулаке», который принес ему подлинную известность, выдвинул в первые ряды писателей-реалистов.
Об огромной популярности Базена у французских читателей свидетельствует опрос, проведенный в 1956 году газетой «Нувель литерер», — писатель был признан «лучшим романистом последнего десятилетия».
К этому времени Базен выпустил уже роман «Головой об стену» (1949), вторую книгу трилогии «Семья Резо» — «Смерть лошадки» (1950), сборник рассказов «Шапки долой» (1951), роман «Встань и иди» (1952). В 1957 году Эрве Базен был удостоен Большой литературной премии Французской академии, в 1958 году становится членом, а с 1973 года — президентом Гонкуровской академии.
Семейная жизнь Базена, так же как и его путь в литературу, отнюдь не была безоблачной. Писателю довелось пережить гибель в автомобильной катастрофе старшего сына, перенести смерть многих близких людей, испытать клевету и предательство.
Утратил ли он после этих потрясений вкус к жизни, веру в любовь, в справедливость? Отнюдь нет! В книге философских раздумий «Во что я верю» (1977), написанной писателем на пороге своего семидесятилетия и названной газетой «Юманите» «книгой мудрости», Эрве Базен утверждает истинные человеческие ценности и чувства: «„Нет счастливой любви“, — сказал Арагон. Я верю, что есть. И переживаю ее, изумляясь тому, как долго ждал ее… Я испытываю уважение к любви. В не меньшей мере, чем к справедливости. Чувство, которое так преображает человека, делает его не похожим на других, позволяет ощутить напряженное биение жизни, заслуживает огромного уважения».
Размышляя о жизни и смерти, писатель говорит: «С давних пор, едва приступая к работе над книгой, я задумываюсь, смогу ли закончить ее, спрашиваю себя, не появится ли она уже после моей смерти. И так вплоть до последней главы.
Каждый раз, когда уходят мои дети, они вдруг становятся для меня еще дороже: как будто мне не доведется их больше увидеть (и одного из них я действительно больше не увижу).
Эта нависающая надо мной опасность действует, как порыв ветра на горящие угли, воспламеняя мой труд и нежность… Смерть будет всего-навсего нашим отсутствием, нашим двойным небытием: для тех, кто нас любит, и для нашего дела. И пока я жив, я не примирюсь с ней.
Давайте жить. Защищаться. И не делать из этого проблемы! В конце концов, моя смерть — не конец света».
Таково, если угодно, жизненное кредо писателя, подтвержденное всей его биографией. Можно было бы сказать, что сама жизнь Эрве Базена — увлекательный и поучительный роман, а роман как литературный жанр — это и есть его жизнь.
Да, вся творческая биография писателя связана прежде всего с романом. И об этом, о судьбах и назначении французского романа, мне также посчастливилось беседовать с Эрве Базеном.
«Роман, — говорил он, — позволяет наиболее емко, полно отобразить действительность, могучее и непрерывное течение жизни во всем ее многообразии и сложности, показать бесконечную галерею персонажей, их внутренний мир, их отношение к обществу и друг другу. Словом, для меня роман, реалистический роман, — это бесценное средство познания психологии человека, отображения и, если хотите, постепенного совершенствования общества».
О романе вообще и французском в частности опубликовано в последние два-три десятилетия немало работ как во Франции, так и в нашей стране.
Характерно, что большинство видных писателей и литературоведов отмечают огромное значение именно реалистического романа не только в литературном процессе, но и в культурной жизни Франции.
Как бы в ответ тем горе-критикам, которые кричат о смерти романа, о гибели этого «отжившего жанра», звучит голос выдающегося писателя современной Франции Луи Арагона:
Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-classic/594305-erve-bazen-izbrannoe-semya-rezo.html