Беллоу Сол
Лауреат Нобелевской премии в области литературы за 1976 г.,
В 1924 семья Беллоу переехала в Чикаго. На девятилетнего ребёнка этот переезд оказал огромное впечатление – из маленького провинциального городка он попал в огромный мир.
Потом он так и напишет-“считаю себя прирожденным чикагцем”. В 1932 году он с другом Сиднеем Харрисом отправились в Нью-Йорк, надеясь опубликовать там свои романы, но все издатели им отказали.
Закончив в 1933 году школу, Беллоу поступил в Чикагский университет но проучившись два года, бросил учёбу и перебрался в Северо-Западный университет, где занялся изучением антропологии.
В 1937 году Беллоу закончил университет со степенью бакалавра социологии и антропологии. Сол хотел заниматься литературой, но боялся, что еврею трудно будет стать писателем. Сначала он принял приглашение поступить в аспирантуру Университета Висконсина, но уже через несколько месяцев вернулся в Чикаго.
К тому времени Беллоу женился на Аните Гошкин . Успех приходил к нему постепенно. В 1940 году в Мексике, Беллоу написал роман “Акатла”, но не смог его издать. Наконец в 1941 году журнал Partisan Review принял его рассказ “Два утренних монолога” , с этого и началась писательская карьера Сола Беллоу.
Тем временем на жизнь он зарабатывал написанием биографических справок для Федеральной рабочей комиссии и преподаванием в пед. колледже Песталоцци-Фробла, а также работая редактором энциклопедии “Британника”.
Из-за слабого здоровья на службу он попал в торговый флот. К середине войны Беллоу закончил свой первый роман “Между небом и землей”, увидевший свет в 1944 .
Роман, написанный в виде дневника, рассказывал о молодом человеке, ожидающем призыва в армию и мучающимся чувством собственной бесполезности.
Критика встретила книгу благожелательно, отозвавшись о ней как о “правдивом свидетельстве настроения поколения, выросшего в период Великой депрессии”.
В 1947 году, преподавая в Миннесотском университете, Беллоу опубликовал повесть “Жертва” . Параллельно он писал эссе и рассказы.
В 1948 году Беллоу получил стипендию Гугенхейма, и смог на пару лет уехать в Европу. С 1948 по 1949 год жил в Париже и Риме, где писал свой следующий роман, “Приключения Оги Марча” , По возвращении из Европы преподавал – в Университете Нью-Йорка, Принстоне, Бард Колледже и Университете Миннесоты.
“Приключения Оги Марча” вышли в 1953 году. Книга была удостоена Национальной премии США по литературе, а также признана лучшей книгой года. Роман был в некотором роде автобиографичен – в нем описывались приключения человека, выросшего в Чикаго, пожившего в Америке и уехавшего в послевоенную Европу в поисках смысла жизни.
В 1956 году Беллоу выпустил сборник из трех новелл, одноактной пьесы и повести “Лови момент”.Герой этой повести Томми Уилем пытается поймать момент, чтобы вырваться из серой повседневности, но это ему так и не удается. Критика назвала “Лови момент” “очень трогательной книгой”.
В 1955 году Беллоу развелся с Анитой Гошкин, от которой у него был сын Грегори, и женился на Александре Чакбасовой. Но и этот брак закончился разводом. Во втором браке у Беллоу родился сын Адам.
В 1963 году писатель женился на Сюзан Глассман, чтобы потом опять пройти через долгую и унизительную процедуру развода. Четвертой женой писателя стала Александра Тульцея, профессор математики, приехавшая из Румынии.
В 2000 году пятая по счёту жена Дженис Фридман родила Солу Беллоу дочь,тогда ему было уже 84 года.
В 1960-х годах Беллоу решил поселиться в Чикаго, своем, как он считал, родном городе. Устроился на работу в Чикагский университет членом межфакультетской комиссии по общественной мысли.
За роман “Герцог” ,опубликованный в 1964 году, он опять удостоился Национальной премии и стал первым американцем, который получил Французской международную литературную премию.
Очень хорошо принятый критикой, и публикой, “Герцог” занял ведущие места в списках американских бестселлеров. Критики назвали Беллоу “лучшим стилистом из всех современных американских писателей”.
В 1971 году Беллоу получил третью Национальную премию – за роман Планета мистера Сэммлера. Но пика своей популярности писатель достиг в 1975 году, когда вышел в свет Дар Гумбольдта.
Роман принёс Беллоу международное признание. В нём затронут вопрос духовного авторитета художника в современном обществе, где выше всего ценятся успех, слава и деньги.
За эту книгу в том же году Сол Беллоу получил Пулитцеровскую премию.
В следующем году получил еще одну премию,на этот раз Нобелевскую.
В Нобелевской лекции Сол Беллоу с сожалением отмечал, что в ХХ веке творческая индивидуальность уступает место массовой культуре, но при этом с иронией отозвался о попытках интеллектуалов “управлять искусством”: “Меня забавляет, когда эти высоколобые эссеисты пытаются подписать смертный приговор тем или иным литературным формам”.
В наш век, когда литературные, философские и политические системы оказались бессильны помочь человеку, сказал он, “суть нашего бытия, его сложность, запутанность, его боль являются нам лишь в мимолетных впечатлениях, в том, что Пруст и Толстой называли “прозрением”.
В том же году он опубликовал книгу “В Иерусалим и обратно: личные впечатления”, представлявшую собой дневник, который автор вел во время путешествия в Израиль в 1975 году. В 1982 году вышел в свет “Декабрь декана” , роман, действие которого происходит в коммунистической Румынии и в среде американских ученых. Через два года вышел сборник рассказов Беллоу “Простофиля и другие рассказы” . В 1983 году президент Франции наградил Беллоу орденом Почетного легиона.Америка никогда не была самой читающей страной мира, но своих писателей знала и любила. Многим в америке казалось, что книги Беллоу слишком сложны для восприятия, но, тем не менее, он всегда пользовался популярностью среди читающей публики, не говоря уже о критиках.Беллоу-писатель разрабатывал такие универсальные темы, как борьба человека с самим собой, попытка устранить противоречия между индивидуальностью и обществом, нераспознаваемость реальности в иллюзорном мире, конфликт между надеждой и отчаянием. Беллоу прожил свою жизнь в мире Великой Американской мечты, где стал одним из наиболее успешных американских авторов. Возможно, секрет его успеха в том, что он, потомок евреев-эмигрантов, небыл стопроцентным американцем, а смотрел на жизнь с другой стороны. Именно такой взгляд придавал его прозе едва уловимый оттенок личной отстраненности от предмета изображения, подобно тому, как пряность придает обычному блюду пикантный вкус.
Умер Сол Беллоу 5 апреля 2005 года в городе Бруклейн (штат Массачусетс).
Источник: http://fb2.net.ua/publ/b/bellou_sol/2-1-0-110
Сол Беллоу. Подробная биография
Сол Беллоу (урожд.
Соломон Белоус) – американский писатель еврейского происхождения, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1976 год, прозаик, известный также как эссеист и педагог – родился 10 июня 1915 года в местечке Лашин (ныне в составе Монреаля) в канадской провинции Квебек, в еврейской семье Белоус, незадолго до этого эмигрировавшей из России и американизировавшей фамилию на Беллоу.
Вскоре семья переехала в США и обосновалась в бедных районах Чикаго. В детстве Сол много болел и в этот период пристрастился к чтению.
В 1933 окончил школу и поступил в Чикагский университет, спустя два года перевёлся в Северо-западный университет, который и окончил в 1937 со степенью бакалавра антропологических и социологических наук. Был профессором в университетах Миннесоты, Нью-Йорка, Бостона и Чикаго.
Будучи троцкистом, Сол Беллоу отправился в Мексику для встречи со Львом Троцким, однако ещё до их встречи на того было совершено смертельное покушение, и Беллоу увидел революционера уже на смертном одре.
Писательскую карьеру Беллоу начал с публикации литературных обозрений и переводов с идиша. Ранние произведения писателя обеспечили ему славу одного из сильнейших американских романистов XX века.
Известность ему принёс уже его первый роман «Между небом и землёй» (1944), основная проблема которого – сохранение человеком своего «я» в хаосе социальных, национальных и моральных обязательств, возложенных на него обществом. Эта тема стала доминирующей в творчестве Беллоу.
Роман «Приключения Оги Марча» (1953) удостоен Национальной премии как лучшая книга года. Роман «Герцог» (1964; удостоен той же премии, 1965) посвящён трагедии интеллигента, не находящего себе места в чуждом ему буржуазном мире.
В 1976 Беллоу получил Нобелевскую премию по литературе «за гуманистическую проникновенность и тонкий анализ современной культуры, органически сочетающиеся в его творчестве». В 1983 президент Франции наградил Беллоу орденом Почётного легиона.
В 1988 был удостоен Национальной медали США в области искусств.
Сол Беллоу умер 5 апреля 2005 года в городе Бруклайн (штат Массачусетс, США).
Произведения:
Проза:
Между небом и землёй / Dangling Man (1944)
Жертва / The Victim (1947)
Приключения Оги Марча / The Adventures of Augie March (1953)
Лови момент / Seize the Day (1956)
Хендерсон, повелитель дождя / Henderson the Rain King (1959)
Герцог / Herzog (1964)
Воспоминания Мосби / Mosby’s Memoirs (сборник рассказов) (1968)
Планета мистера Сэммлера / Mr. Sammler’s Planet (1970)
Подарок Гумбольдта / Humboldt’s Gift (1975) – Пулитцеровская премия 1976 года
Декабрь декана / The Dean’s December (1982)
Простофиля и другие рассказы / Him with His Foot in His Mouth (сборник рассказов) (1984)
More Die of Heartbreak (1987)
Вор / A Theft (1989)
В связи с Белларозой / The Bellarosa Connection (1989)
На память обо мне / Something to Remember Me By (1990)
The Actual (1997)
Ravelstein (2000)
Избранные рассказы / Collected Stories (2001)
Пьесы:
«Последний анализ» / The Last Analisis (1964?)
Биографические эссе:
«В Иерусалим и обратно: личные впечатления» / «То Jerusalem and Back: A Personal Account» (1976)
It All Adds Up (1994)
Биография
Произведения
- Герцог
- Лови момент
- Приключения Оги Марча
Критика
Ключевые слова: Сол Беллоу, Saul Bellow, лауреат Нобелевской премии по литературе, лауреат Пулитцеровской премии, биография Сола Беллоу, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, американская литература 20 века, жизнь и творчество Сола Беллоу
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20180606-biografiya-sola-bellou
Биография и книги автора Беллоу Сол
Об авторе
Сол Беллоу (Saul Bellow, урожд. Соломо́н Бело́уз, Solomon Bellows)
10 июля 1915 года, Лашин, Квебек (Канада) – 5 апреля 2005 года, Бруклин, штат Массачусетс (США)
Американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1976 года, эссеист и педагог.
Он начал свой литературный путь как рецензент, получая 10 долларов за обзор каждой книжки, и закончил его как один из наиболее выдающихся американских писателей ХХ века. По мнению большинства его коллег, вся литература США прошлого столетия держалась на двух столпах – Уильяме Фолкнере и Беллоу.
Солом Беллоу этот человек стал не сразу, изначально его звали Соломон Беллоуз.
Родился в Лашене (провинция Квебек, Канада) 10 июля 1915 в семье еврейских иммигрантов из России. В возрасте 9 лет переехал с родителями в Чикаго.
В 1937 получил в Северо-Западном университете степень бакалавра. В 1937 году Беллоу вышел оттуда со степенью бакалавра социологии и антропологии. Он хотел заниматься литературой, но опасался, что еврею трудно будет пробиться в писатели.
Сначала он принял приглашение поступить в аспирантуру Университета Висконсина, но уже через несколько месяцев вернулся в Чикаго.
На жизнь он зарабатывал тем, что писал биографические справки для Федеральной рабочей комиссии и преподавал в педагогическом колледже Песталоцци-Фробла, а также работал редактором энциклопедии “Британника”.
По причине слабого здоровья ему удалось избежать всеобщего призыва во время Второй мировой войны, однако на службу он все же попал – в торговый флот.
Первые романы – “Человек без опор” (Dangling Man, 1944), история человека, ожидающего призыва в армию.
Критика встретила книгу благожелательно, отозвавшись о ней как о “правдивом свидетельстве настроения поколения, выросшего в период Великой депрессии”.
В 1947 году, работая преподавателем в Миннесотском университете, Беллоу опубликовал повесть “Жертва” (“The Victim”) о журналисте из Нью-Йорка, которому судьба задалась целью наносить постоянные и болезненные удары. Параллельно он писал эссе и рассказы.
В 1948 году Беллоу получил стипендию Гугенхейма, что позволило ему на пару лет уехать в Европу. С 1948 по 1949 год он жил в Париже и Риме, где писал свой следующий роман, “Приключения Оги Марча” (“The Adventures of Augie March”). По возвращении из Европы Беллоу снова преподавал – в Университете Нью-Йорка, Принстоне, Бард Колледже и Университете Миннесоты.
“Приключения Оги Марча” увидели свет в 1953 году. Книга была удостоена Национальной премии США по литературе, а также признана лучшей книгой года. Роман был в определенной степени автобиографичен – в нем описывались похождения человека, выросшего в Чикаго, пожившего в Америке и уехавшего в послевоенную Европу в попытках найти смысл жизни.
Общая тема повести “Лови момент” (Seize the Day, 1956) и романа “Гендерсон, король дождя” (1959) – современный человек, которому грозит потеря своего Я, но он еще не разрушен духовно. Действие романа, повествующего об американском миллионере, стремящемся к примирению с жизнью, происходит в Африке.
Оба произведения демонстрируют поистине диккенсовский интерес автора к карикатурным образам. За этими книгами последовали роман “Герцог” (Herzog, 1964, Национальная книжная премия 1965), пьеса “Последний сеанс” (The Last Analysis, 1965), сборник рассказов “Воспоминания Мосби” (Mosby's Memoires, 1968) и роман “Планета мистера Сэммлера” (Mr.
Sammler's Planet, 1970), принесший Беллоу в 1971 третью Национальную книжную премию. В 1976 Беллоу получил Пулитцеровскую премию за роман “Дар Гумбольда” (Humbold's Gift, 1975), повествующий о трагической жизни и смерти его друга, поэта Делмора Шварца. Три месяца спустя Беллоу был удостоен Нобелевской премии по литературе.
Присуждена она была “за гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве”. Вручая Беллоу премию, представитель Шведской академии отметил огромную роль писателя в развитии американской литературы: “…острый сюжет… в сочетании с философским диалогом с читателем.
И все это написано блестящим языком художника, способного проникнуть в суть внешних и внутренних коллизий, которые вынуждают нас действовать или, наоборот, бездействовать”.
В своей Нобелевской лекции писатель с сожалением отмечал, что в ХХ веке творческая индивидуальность уступает место массовой культуре, но при этом с иронией отозвался о попытках интеллектуалов “управлять искусством”: “Меня забавляет, когда эти высоколобые эссеисты пытаются подписать смертный приговор тем или иным литературным формам”. В наш век, когда литературные, философские и политические системы оказались бессильны помочь человеку, сказал Беллоу, “суть нашего бытия, его сложность, запутанность, его боль являются нам лишь в мимолетных впечатлениях, в том, что Пруст и Толстой называли “прозрением”.
В том же году вышла книга “В Иерусалим и обратно” (To Jerusalem and Back) – размышления, вызванные поездкой в Израиль.
1980-е годы отмечены романами “Декабрь декана” (Dean's December, 1982) и “Больше умирают от разбитого сердца” (More Die of Heartbreak, 1987), сборником “Простофиля и другие рассказы” (Him With his Foot in his Mouth and Other Stories, 1984), а также повестями “Кража” (A Theft, 1989) и “В связи с Белларозой” (The Bellarosa Connection, 1989).
Сборник эссе, автобиографических заметок и очерков о писателях “Все в копилку” (It All Adds Up) был опубликован в 1994 году. Повесть “Современное” (The Actual) вышла в 1997 году.
В 21 век Беллоу вошел романом “Равельштайн” (Ravelstein, 2000), главный герой которого, талантливый профессор одного из университетов Среднего Запада, списан с близкого автору человека, философа и социолога Алана Блума. Беллоу преподавал в Нью-Йоркском, Принстонском и Миннессотском университетах, входит в комиссию по социальной помощи при Чикагском университете. Владеет несколькими языками, в период арабо-израильского конфликта 1967 был военным корреспондентом газеты «Ньюсдей». Перевел на английский произведения И.Б. Зингера, в частности новеллы сборника “Гимпл-дурень” (Gimpel the Fool).
В 1965 стал лауреатом Международной литературной премии, в 1984 – командором ордена Почетного легиона. В 1988 в Белом доме ему была вручена Национальная медаль за заслуги в области искусства. В 1990 получил медаль фонда Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу.
Источник: https://www.rulit.me/authors/bellou-sol
Беллоу (Bellow), Сол [1990 – – Писатели США. Краткие творческие биографии]
Беллоу (Bellow), Сол (p. 10.VI.1915, Лашен, Канада) – прозаик. Лауреат Нобелевской премии (1976). Родился в семье эмигрантов из России, в 1924 г. переехал с родителями в Чикаго. Изучал антропологию и социологию в Чикагском и Северо-Западном университетах. Служил в торговом флоте США (1944 – 1945). Впоследствии занимался преподавательской деятельностью, участвовал в издании Британской энциклопедии. Как антрополог работал в Мексике, некоторое время жил в индейской резервации в Неваде, путешествовал по Европе.
Первая публикация – рассказ “Два утренних монолога” (Two Morning Monologues, 1941). Известность к Беллоу приходит с публикацией повестей и романов “Неприкаянный человек” (Dangling Man, 1944), “Жертва” (The Victim, 1947), “Приключения Оги Марча” (The Adventures of Augie March, 1953, Нац. кн. пр.), “Лови день” (Seize the Day, 1956), “Гендерсон, король дождя” (Henderson, the Rain King, 1959).
Каждая из этих книг может быть прочитана как современная философская притча, в центре которой – проблема личности, исследуемая в духе экзистенциалистских антиномий: свобода и выбор (“Неприкаянный человек”), жертва и палач (“Жертва”), индивидуальная и общественная природа человека (“Лови день”, “Гендерсон, король дождя”). Лучшее произведение 40 – 50-х гг.- роман “Приключения Оги Марча”, где круг действующих лиц расширяется, развивается внешний сюжет, герой – действующая личность, показан через поступки. Это роман пикарескного плана, но принадлежащий XX в., ибо описывает не только похождения героя, но и приключения его души. Беллоу последовательно проводит свой персонаж через все круги американской жизни, но в каждом из сообществ он остается одиноким и чужим, пребывающим в вечном и безуспешном поиске своего “я”.
В романах 60-70-х гг. заметно усложняется композиция, усиливается психологизм, меняется герой, становясь более зрелым, образованным, творческим человеком, но неизменной остается писательская тема: поиски человеком себя и своего места в мире. “Герзаг” (Herzog, 1964, Нац. кн.пр.), “Планета мистера Саммлера” (Mr. Sammler's Planet, 1970, Нац. кн. пр.), “Дар Гумбольдта” (Humboldt's Gift, 1975, Пулитц. пр.) – проза философская, интеллектуальная, психологическая.
Мозеса Герзага, 50-летнего профессора, выбил из колеи уход жены, предательство друга. В кризисное для него время он вспоминает, размышляет, мысленно пишет письма великим людям, в том числе давно умершим. “Что это значит – быть человеком? В городе, в столетии, в массе. Человеком, трансформированным наукой. Под гнетом силы и под постоянным контролем. В условиях сплошной механизации. После крушения радикализма. В обществе, где люди не понимают друг друга и личность девальвирована. …Да, Бог мертв, но это уже давно пройденный этап. Сейчас можно утверждать, что Смерть стала Богом”. Научиться жить в таком мире – задача Герзага.
Герой “Планеты…” – 70-летний польский еврей, чудом спасшийся во время фашистской оккупации и приехавший в Нью-Йорк как землю обетованную. Встретившись и здесь с насилием, Саммлер воспринимает город как место, сконцентрировавшее распад и моральную деградацию не только Америки, но и всей современной цивилизации. Мир видится ему буквально затопленным злом, и Саммлер резко осуждает это неодолимое “вселенское зло”.
Не менее пессимистичен и следующий роман – “Дар Гумбольдта”, в котором интеллектуальные герои, наделенные тонкой душевной организацией, образованные и мыслящие, критикующие бездуховность Америки, все-таки принимают ее как неизбежность. Текст романа перенасыщен цитатами, реминисценциями, ссылками на мистические теории, метафизическими рассуждениями.
В центре внимания Беллоу – человеческая личность, исследующая характер своих отношений с миром. И личность, и поиски всегда сложны и однотипны: герой непременно аутсайдер, человек извне; он принципиально несовместим с обществом, но в финале примиряется со злом. Ключом к романистике писателя можно считать слова Герзага, обращенные к Ницше: “Вы правы… не надо обманываться насчет существования другой, доброй природы человека… но беспощадно, без жалких утешений, проникнуть в зло и за его пределы”. Остро высмеивая зло, едко критикуя моральное уродство, герои Беллоу в конечном итоге обреченно и равнодушно принимают отчуждение, аморализм.
Философичность, психологизм, умение воссоздать реальность, ироничность, юмор очень высоко оцениваются американской критикой, особенно нью-йоркскими интеллектуалами. Исследователи отмечают воздействие русской классики – и влияние гебраизма, перекличку с урбанистом Т. Драйзером, а главное – умение писателя передать сам дух американского общества середины XX в., ощущение каждого (при этом Беллоу даже сравнивают с У. Уитменом) как трагически-одинокой, отчужденной личности. Именно это последнее свойство и дает основания называть Беллоу и близких ему писателей “спикерами Америки середины века”. Однако такое состояние его героев не является результатом социального опыта, оно обусловлено, предопределено рождением и воспитанием, т. е. авторская постановка проблемы отчуждения личности, гуманизма, духовных ценностей не вполне исторична. Вспоминая свое детство, проведенное в еврейском гетто, Беллоу писал: “Евреи в гетто чувствовали себя вовлеченными в грандиозную шутку. От Бога им было предопределено быть великим народом, а они жили как мыши. История была чем-то, что с ними случалось, сами они ее не совершали. Народы ее совершали, а они, евреи, от нее страдали”. Ощущение аутсайдера-конформиста проходит через все творчество. В нем прочитываются и элементы сионизма – отношение к евреям как к избранному народу. В 70-е гг. сионистские настроения усиливаются, о чем свидетельствуют опубликованные после поездки на Ближний Восток “Личные впечатления о путешествии в Иерусалим” (To Jerusalem and Back. A Personal Account, 1976), а также публицистика и романистика этого периода в целом.
Некоторый отход от традиционного для писателя отношения к проблемам личности происходит в его романе “Декабрь декана” (Dean's December, 1982), где, несмотря на все свои разногласия с Америкой, главный герой все же выступает органической частицей своей страны, воспринимает ее боль как личную, пытается действовать и решать конкретные проблемы своего времени, определенной социальной среды. Примечательно, что, несмотря на резко негативное описание социалистической Румынии, в том же романе положительным героем выступает старая революционерка, пострадавшая от режима, но сохранившая верность высоким идеалам.
Роман “Больше умирают от разбитого сердца” (More Die of Heartbreak, 1987) по обыкновению оснащен приметами современности второй половины 80-х гг. (СПИД, Чернобыль и т. д.), и сюжет вращается вокруг традиционной темы неправедности больших денег. Главная же его проблематика сосредоточена на “загадках пола”, на неудачной личной, любовной жизни двух ученых: филолога-русиста Кеннета Трахтенберга и его дяди-ботаника Бена Крайдера. Герои ведут долгие, затрудняющие движение прозы беседы о достижимости полноты существования через гармонию плоти и духа. Небезынтересны попытки писателя сопоставить русский культурный опыт начала века (В. Розанов и др.) с опытом американским.
Стилистической искусностью отмечена “малая проза” Беллоу, варьирующая и развивающая тематику его романов. Более лиричен и человечен первый сборник – “Воспоминания Мосби и другие рассказы” (Mosby's Memories and Other Stories, 1968); в другом же – “Простофиля” (Him With His Foot in His Mouth, 1984) – идеи отчасти загораживают характеры, которые, по выражению американской критики, скорее “фланеры по человеческому существованию”.
Из нескольких пьес Беллоу выделяется комедийный “Последний сеанс” (The Last Analysis, 1964).
Т. Денисова
Источник: http://usa-history.ru/books/item/f00/s00/z0000048/st018.shtml
БЕЛЛОУ, СОЛ
БЕЛЛОУ, СОЛ (Bellow, Saul) (1915–2005), американский писатель, лауреат Нобелевской премии 1976. Родился в Лашене (пров. Квебек, Канада) 10 июля 1915 в семье еврейских иммигрантов из России. В возрасте 9 лет переехал с родителями в Чикаго. В 1937 получил в Северо-Западном университете степень бакалавра.
Первые романы – Человек без опор (Dangling Man, 1944), история человека, ожидающего призыва в армию, и Жертва (The Victim, 1947), убедительная и полная сострадания картина отчужденности людей в большом городе. Получив стипендию Гуггенхейма, Беллоу жил некоторое время в Европе, работая над романом Приключения Оги Марча (The Adventures of Augie March, 1953), получившем Национальную книжную премию.
Общая тема повести Лови момент (Seize the Day, 1956) и романа Гендерсон, король дождя (1959) – современный человек, которому грозит потеря своего Я, но он еще не разрушен духовно.
Действие романа, повествующего об американском миллионере, стремящемся к примирению с жизнью, происходит в Африке. Оба произведения демонстрируют поистине диккенсовский интерес автора к карикатурным образам.
За этими книгами последовали роман Герцог (Herzog, 1964, Национальная книжная премия 1965), пьеса Последний сеанс (The Last Analysis, 1965), сборник рассказов Воспоминания Мосби (Mosby's Memoires, 1968) и роман Планета м-ра Сэммлера (Mr. Sammler's Planet, 1970), принесший Беллоу в 1971 третью Национальную книжную премию.
В 1976 Беллоу получил Пулитцеровскую премию за роман Дар Гумбольда (Humbold's Gift, 1975), повествующий о трагической жизни и смерти его друга, поэта Делмора Шварца. Три месяца спустя Беллоу был удостоен Нобелевской премии по литературе. В том же году вышла книга В Иерусалим и обратно (To Jerusalem and Back) – размышления, вызванные поездкой в Израиль.
1980-е годы отмечены романами Декабрь декана (Dean's December, 1982) и Больше умирают от разбитого сердца (More Die of Heartbreak, 1987), сборником Простофиля и другие рассказы (Him With his Foot in his Mouth and Other Stories, 1984), а также повестями Кража (A Theft, 1989) и В связи с Белларозой (The Bellarosa Connection, 1989).
Сборник эссе, автобиографических заметок и очерков о писателях Все в копилку (It All Adds Up) был опубликован в 1994. Повесть Современное (The Actual) вышла в 1997.
В 21 век Беллоу вошел романом Равельштайн (Ravelstein, 2000), главный герой которого, талантливый профессор одного из университетов Среднего Запада, списан с близкого автору человека, философа и социолога Алана Блума.
Беллоу преподавал в Нью-Йоркском, Принстонском и Миннессотском университетах, входит в комиссию по социальной помощи при Чикагском университете. Владеет несколькими языками, в период арабо-израильского конфликта 1967 был военным корреспондентом газеты «Ньюсдей». Перевел на английский произведения И.Б.Зингера, в частности новеллы сборника Гимпл-дурень (Gimpel the Fool).
В 1965 стал лауреатом Международной литературной премии, в 1984 – командором ордена Почетного легиона. В 1988 в Белом доме ему была вручена Национальная медаль за заслуги в области искусства. В 1990 получил медаль фонда Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу.
Умер 5 апреля 2005 в Бруклине (шт. Массачусетс).
Литература:
Денисова Т. Беллоу, Сол. – В кн.: Писатели США: Краткие творческие биографии. М., 1990
Беллоу С. Герцог. (Предисловие А.Зверева «…Быть человечным, только и всего»). М.
, 1991
Беллоу С. Родственники: Повести. (Предисловие А.Зверева «…Хотя бы Нечто»). М., 1991
Беллоу С. Лови момент. М., 1998
Беллоу С. Между небом и землей.
– Иностранная литература, 1998, № 4
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/BELLOU_SOL.html
Герцог
Пятидесятилетний профессор истории и литературы Мозес Герцог писал письма, писал решительно всем на свете — людям лично знакомым и незнакомым, живым и покойникам, родственникам бывшим и сущим, мыслителям и президентам, издателям и собратьям по цеху, церковным деятелям и так, никому конкретно, а то, бывало, и самому себе или Господу Богу.
Среди его адресатов из числа личностей широко известных значились Спиноза, Эйзенхауэр, Ницше, Розанов, Хайдеггер…
Причём на одном клочке бумаги находилось место и полемике с герром Ницше о природе дионисийского начала, и нежным словам, обращённым к оставленной подруге, и адресованному президенту Панамы совету бороться с засильем крыс в стране с помощью противозачаточных средств.
Иные объясняли эту странность Герцога тем, что старина, судя по всему, двинулся рассудком, — и были неправы. Просто ему слишком дорого обошёлся второй развод: и сам факт, и сопутствовавшие ему вполне омерзительные обстоятельства окончательно выбили у Герцога почву из-под ног.
Почва эта самая — как он понял, здраво поразмыслив, а время для здравого размышления, как и соответствующее расположение духа, вдруг появилось, когда прервалось привычное течение семейно-академического существования, — и без того давно уже не была незыблемой: разменян шестой десяток; два поначалу счастливых, но распавшихся брака — от каждого по ребёнку; какие-то ещё женщины, как и жены, присвоившие себе не худшие частицы его души; приятели, за редкими исключениями оказавшиеся либо предателями, либо скучными кретинами; академическая карьера, блестяще начавшаяся — диссертацию Мозеса Герцога «Романтизм и христианство» перевели на ряд языков, — но постепенно угасшая под грудой исписанной бумаги, которой так и не суждено было превратиться в книгу, дающую ответы на насущнейшие для западного человека вопросы.
Продолжение после рекламы:
Пожалуй что, Герцог писал свои письма именно с целью снова встать на мало-мальски твёрдую почву — они служили ему как бы ниточками, протянутыми во всевозможных направлениях к разным эпохам, идеям, социальным институтам, людям…
Своим натяжением эти ниточки более или менее фиксировали, определяли положение Герцога в мироздании, утверждали его, Мозеса Герцога, личность перед лицом безудержной энтропии, покушающейся в нашем столетии на духовную, эмоциональную, интеллектуальную, семейную, профессиональную и сексуальную жизнь человеческого индивида,
Может быть, впрочем, все это ему только казалось.
Не казалась, но явственно проходила перед умственным взором Герцога, слагаясь в памяти из разрозненных эпизодов и перетекающих один в другой сюжетов, событийная, фактическая сторона его жизни. В отличие от нашего героя, попытаемся восстановить причинно-следственные связи и временную последовательность, начнём с бэкграунда.
Отец Мозеса, Иона Исакович Герцог, жил в Петербурге по поддельным документам купца первой гильдии, наводняя российский рынок луком из Египта.
Процветал он до тех пор, пока перед самой войной полиция не вывела его на чистую воду; однако процесса папаша Герцог дожидаться не стал и с семьёй спешно перебрался в Канаду, где благополучию Герцогов настал конец. Иона пробовал себя в самых разных занятиях — от фермерства до бутлеггерства, — но повсюду его преследовало фатальное невезение.
А ведь нужно было-таки кормить семью, платить за жилье, выводить в люди четверых детей — Мозеса, двоих его братьев и сестру. Лишь под конец жизни Иона Герцог как-то встал на ноги и обосновался в Чикаго.
Брифли бесплатен благодаря рекламе:
Из мира нищих, по преимуществу еврейских кварталов, где идиш слышался гораздо чаще английского, Мозес проторил себе путь в университет.
По окончании университета он слыл — да, собственно, и являлся — многообещающим молодым специалистом. Вскоре женился на Дейзи, которая родила ему сына Марко. Запершись на зиму с молодой женой в деревенской глуши.
Герцог окончил свой труд «Романтизм и христианство», произведший почти сенсацию в научных кругах.
Но потом с Дейзи как-то не заладилось, они разошлись, и Герцог стал еженедельно мотаться из Филадельфии, где читал свой курс, в Нью-Йорк повидаться с сыном. В Филадельфии тем временем в его жизни образовалась трогательная, нетребовательная, нежная и довольно забавная японка Соно, а немного спустя — Маделин.
Маделин, при своей красноречивой фамилии Понтриттер, была тогда ревностной новообращённой католичкой и специалисткой по истории русской религиозной мысли.
Почти с самого начала она устраивала ему прямо в постели слёзные сцены на тему того, что она считанные недели как христианка, но из-за него уже не может идти к исповеди.
Герцог любил Маделин и потому, преодолев нечеловеческие трудности, добился у Дейзи развода, чтобы жениться на ней; Соно говорила ему, что у Маделин злые, холодные глаза, но Герцог тогда списал ee слова на ревность.
Религиозный пыл Маделин вскоре как-то сошёл на нет, Джун она так и не крестила.
Герцог же, поддавшись соблазну патриархальности, совершил поступок, о котором потом не раз сожалел: все отцовское наследство, двадцать тысяч, он угробил на покупку и обустройство дома в Людевилле, местечке на западе Массачусетса, не обозначенном даже на карте штата. Людевилльскому жилищу надлежало стать родовым гнездом Герцогов (это словосочетание весьма забавляло Мозеса), здесь он планировал завершить свою книгу.
Год, проведённый Герцогом и Маделин в деревенском доме, ознаменовался его целеустремлённой работой над благоустройством жилища и над книгой, их общими любовными восторгами, но также истериками и приступами злонравия Маделин, которые она объясняла — когда считала необходимым это делать — досадой на то, что по милости Герцога она бездарно тратит лучшие годы жизни в глуши; как она некогда в эту самую глушь стремилась, Маделин как бы и забыла.
Со временем Маделин все чаще стала поговаривать о переезде. В стремлении к большим городам её поддерживал Валентайн Герсбах, сосед Герцогов, диктор местной радиостанции, постоянно твердивший о том, что такая блестящая женщина и многообещающая специалистка должна быть окружена интересными людьми, которые по достоинству оценят её и её таланты.
Что правда, то правда. С обществом в Людевилле было туго — круг общения Герцогов ограничивался Герсбахом и его бесцветной тихой женой Фебой.
С ними Мозес и Маделин близко приятельствовали, Валентайн же стремился создать образ преданной, горячей дружбы; порой принимая в отношении Герцога покровительственный тон, он тем не менее рабски копировал все то, что ему представлялось в Герцоге благородным.
Маделин удалось настоять на своём, и Герцоги перебрались в Чикаго, захватив с собою Фебу с Валентайном, которому Мозес, используя старые связи, подыскал в городе неплохое место.
Когда Герцог арендовал дом, кое-что в нем подремонтировал, устроил ещё кое-какие мелочи, Маделин вдруг торжественно объявила ему, что между ними все кончено, она его больше не любит и потому ему лучше уехать куда-нибудь, например в Нью-Йорк, оставив Джун ей. Зная, что если женщина оставляет мужчину, то это всегда окончательно, Герцог не стал ни препираться, ни просить Маделин ещё подумать.
Потом уже его поразила нечеловеческая предусмотрительность Маделин: аренда была им оплачена далеко вперёд; адвокат — он в общем-то считал его своим приятелем — исключил всякую возможность оформления опеки Герцога над дочерью, а заодно стал навязывать страховку, по которой в случае смерти или душевного заболевания Герцога Маделин была бы обеспечена до конца дней; врач, также подготовленный Маделин, намекал, что с его, Герцога, мозгами творится неладное.
Совершенно разбитый, Герцог уехал из Чикаго, а потом надолго отправился в Европу, где в разных странах читал какие-то лекции, любил каких-то женщин… В Нью-Йорк он возвратился в состоянии худшем, чем уезжал. Здесь-то он и принялся за писание писем.
В Нью-Йорке Герцог как-то стремительно, но вроде бы прочно сошёлся с Рамоной, слушавшей его лекции на вечерних курсах. Рамона была обладательницей цветочного магазина и магистерской степени Колумбийского университета по истории искусств.
Герцог был более чем доволен этой особой, в жилах которой текла гремучая смесь аргентинской, еврейской, французской и русской кровей: в постели она была профессионалкой в лучшем смысле этого слова, отменно готовила, ум и душевные качества тоже не заставляли желать ничего большего; слегка смущало только одно — Рамоне было под сорок, следовательно, в глубине души она не прочь была бы обзавестись мужем.
Благодаря Рамоне к Герцогу вернулась способность к активным действиям. Он отправился в Чикаго.
Герцог и раньше, случалось, испытывал подозрения — за которые ему было безумно стыдно перед самим собой — о связи жены с Герсбахом, но стоило ему как-то высказать их Маделин, она ответила ему убийственными аргументами в том роде, что, мол, как она может спать с человеком, от которого, когда он воспользуется туалетом, вонь стоит на весь дом. Но теперь у Герцога было письмо подруги ближайшего его приятеля Лукаса Асфальтера, подрабатывавшей у Маделин бейбиситером. В нем ясно говорилось, что мало того что Герсбах чуть ли не постоянно живёт с Маделин, как-то раз они заперли крошку Джун в машине, чтобы она не мешала им заниматься любовью. Если бы удалось доказать, что блуд творится в доме, где живёт его ребёнок, девочку почти наверняка отдали бы отцу. Но единственный человек, чьи показания на этот счёт оказались бы неопровержимыми, Феба, тупо повторяла Герцогу, что Валентайн каждый вечер приходит домой, а с Маделин почти не общается.
Герцог же своими глазами видел, подкравшись к дому, как Герсбах купал Джун. У него был с собой револьвер, который он взял из отцовского стола вместе с кипой царских рублей, предназначенных в подарок сыну, — после Чикаго Герцог планировал навестить Марко в летнем лагере. В револьвере оказалось два патрона, но Герцог знал, что стрелять он ни в кого не станет, и не стал.
На следующий день, когда, через Асфальтера договорившись с Маделин, Герцог встретился с Джун и отправился с ней погулять, посмотреть всякие интересные вещи, в его машину врезался микроавтобус.
Джун не пострадала, когда же полицейские вытащили из салона потерявшего сознание Герцога, из карманов у него вывалился револьвер покойного отца, на который, естественно, не было разрешения, и подозрительные рубли.
Герцога немедленно арестовали. Вызванная в участок забрать девочку Маделин объявила полицейским, что Герцог — человек опасный и непредсказуемый, что заряженный пистолет он носит неспроста.
Однако все обошлось: богатый брат Герцога Шура внёс залог, и он отправился в Людевилль зализывать раны. Другой брат, Уилл, занимавшийся торговлей недвижимостью, навестил его там, и вместе они решили, что пока дом продавать не стоит — все равно вложенных в него денег не вернуть.
Дом Герцог застал в страшно запущенном состоянии, но до приезда Уилла не удосужился даже позаботиться об электричестве, поскольку все его время уходило на писание писем. Брат убедил Герцога заняться элементарным благоустройством, и тот отправился в соседний посёлок.
Там его по телефону нашла Рамона, гостившая неподалёку у друзей. Они сговорились пообедать у Герцога.
Предстоящий визит Рамоны немного беспокоил Герцога, но, в конце концов, они ведь только пообедают. В ожидании гостьи Герцог охладил вино, нарвал цветов. Тем временем включилось электричество, женщина из посёлка продолжала выметать из дома сор…
Вдруг, между делом, Герцог подумал, а не исчерпало ли себя писание писем. И с этого дня он их больше не писал. Ни единого слова.
Источник: https://briefly.ru/bellou/gercog/