Краткая биография бирс

Краткая биография Бирс

БИРС, АМБРОЗ ГУИНЕТТ (Bierce, Ambrose Gwinett) (1842 – ок. 1914), американский писатель-сатирик.

В своих мрачных, пессимистических рассказах (Случай на мосту через Совиный ручей – An Occurence at Owl Creek Bridge, Чикамога – Chikamauga и другие) он исследовал темные стороны человеческого характера, во многих его произведениях присутствуют темы смерти и бессмысленности человеческого существования. Родился 24 июня 1842 в Хорс-Кейв (шт.

Огайо), в семье набожных фермеров из Коннектикута. Был десятым из тринадцати детей в семье. Систематического образования не получил.
В апреле 1861 записался добровольцем в армию, служил штабным офицером и инженером-топографом. В 1866 поселился в Сан-Франциско. Вскоре решил стать писателем, познакомился с Б. Гартом, Ч. Стоддардом и другими литераторами.

Обратите внимание

К 1868 он уже писал хронику и очерки в журнал “Калифорниец” (“Californian”), а в декабре 1869 стал обозревателем газеты “Ньюслеттер” (“News-Letter”). 25 декабря 1871 Бирс женился на Мэри Эллен Дей (Day), и в 1872 молодожены отправились в Лондон в свадебное путешествие. Бирс оставался там до 1877.

В ту пору лондонское общество переживало увлечение писателями американского Запада, и “горький Бирс”, как его прозвали, завоевал определенную известность.

В Лондоне вышли три сборника его рассказов: Самородки с песком, намытые в Калифорнии (Nuggets and Dust Panned out in Califirnia, 1872), Бесовские восторги (The Fiend’s Delight, 1872) и Паутина из пустого черепа (Cobwebs from an Empty Skull, 1874).

В 1877 Бирс вернулся в Сан-Франциско, где начал сотрудничать с “Оверленд мансли” (“Overland Monthly”) и опубликовал частично Словарь Сатаны (The Devil’s Dictionary). Его первая книга Рассказы о военных и штатских (Tales of Soldiers and Civilians, 1891, 1895), впоследствии озаглавленная Посреди жизни (In the Midst of Life), была с энтузиазмом встречена критикой.

Бирса называли мастером едкого юмора, неожиданных развязок, контрастов ужасного и прекрасного. Затем появились Черные жуки в янтаре (Black Beetles in Amber, 1892), Может ли это быть? (Can Such Things Be?, 1893), Фантастические басни (Fantastic Fables, 1899), Лексикон циника (The Cynic’s Word Book, 1906), впоследствии переименованный в Словарь Сатаны (1911), – сборник остроумных определений, Тень на циферблате (The Shadow on the Dial, 1909) и Cобрание сочинений (Collected Works, 1909−1912) – 12 томов прозы и поэзии. Пережив смерть жены и сыновей, больной астмой Бирс остро ощущал усталость от жизни. В конце 1912, приведя в порядок дела, он навестил дочь Элен, пообещав писать из Мексики. 26 декабря 1913 он написал ей письмо из Чиуауа, и больше от него не было никаких известий.

Вариант 2

Амброз Гуиннет Бирс (англ. Ambrose Gwinnett Bierce) – писатель, мастер короткой прозы, автор популярного рассказа “Случай на мосту через Совиный ручей” (An Occurence at Owl Creek Bridge), который стал достойным вкладом в классику американской литературы.

В своих произведениях Бирсфилософствует на темы смерти, безысходности и тщетности человеческой жизни, раскрывает темные стороны людской сущности и характера. Амброз Гуиннет Бирс был рожден 24 июня 1842 года в Хорс-Кейв, штат Огайо.

Родители будущего писателя родом из Коннектикута, они занимались фермерством, отличались чопорной набожностью и плодовитостью (Амброз стал десятым из тринадцати детей).

Важно

В 1861 году Бирс пошел в армию добровольцем, стал штабным офицером, выполнял обязанности топографа. В 1866 стал жить в Сан-Франциско. Началась журналистская карьера молодого Аброза, он познакомился с известными литераторами и стал сотрудничать с журналом “Калифорниец”, писал очерки и хронику. В 1869 году стал обозревателем в газеты “Ньюслеттер”.

25 декабря 1871 года Бирс вступил в брак с Мэри Эллен Дей и вскоре молодые совершили свадебное путешествие из Америки в Европу, направляясь в Лондон, где прожили до 1877 года. В Лондоне был период восторженности литераторами американского Запада.

С 1872 по 1874 Бирс издал в европейской столице три сборника своих рассказов: “Самородки с песком, намытые в Калифорнии”, “Бесовские восторги” и “Паутина из пустого черепа”.

Амброз заслужил известность, но в 1877 вернулся Сан-Франциско и стал писать для калифорнийского журнала “Overland Monthly”. Литератор оправдывал свое прозвище “Горький Бирс”, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.

Писателя называли мастером контрастов, непредсказуемых развязок и острого юмора, но успех не компенсировал потери близких. Бирс тяжело переживал смерти жены и двух своих сыновей.

В 1913 году литератор отправился на юг США, где бесследно пропал. Существует множество версий гибели писателя, но обстоятельства так и не были выяснены. 26 декабря 1913 года дочь Элен получила от отца последнее письмо.

Источник: https://rus-lit.com/kratkaya-biografiya-birs/

Амброз Бирс. Подробная биография

Амброз Гвиннет Бирс – американский писатель, журналист, автор юмористических и «страшных» рассказов – родился 24 июня 1842 года в сельской местности в округе Мейгс, штат Огайо.

У его отца было тринадцать детей, и всем детям он дал имена, начинающиеся на букву А: Абигайл, Адиссон, Аврелий, Алмеда, Анна, Амелия, Августин, Андрью, Альберт, Амброз, Артур, Аделия, Аврелия. Воспитывался в г. Элкхарт, штат Индиана. Не исключено, что своё имя будущий писатель получил в честь произведения английского драматурга и писателя Дугласа Джеррольда «Амброз Гвиннетт.

Приморская история» (Ambrose Gwinnett, Or, A Sea-side Story: A Melo-drama in Three Acts), который можно было найти в богатой отцовской библиотеке (его отец любил английских публицистов XVIII века, готическую прозу, произведения Лорда Байрона и семейные журналы).

В 1846 семья переезжает в штат Индиана (сперва в округ Косцюшко, потом Элхарт).

Совет

Начального и среднего образования Амброз Бирс не получил, но его отсутствие компенсировал естественной любознательностью и любовью к чтению. В это время закладываются основы отношений Амброза с семьей.

Между ним и родителями (оба отличались авторитарным характером и подчёркнутой набожностью) сложились тяжелые отношения, в частности, атеизм зрелого Бирса и едкий сарказм и жесткость в его отношении к людям были следствием натянутых отношений с родителями.

Зато фигура родного дяди генерала Лусиуса Веруса Бирса (1801-1870) для юного Амброза была непоколебимым авторитетом и оставалась таковой в течение всей жизни будущего писателя. В 15 лет Амброз стал подрабатывать в редакции аболиционистской газеты «The Northern Indianan», а ещё за два года идёт в Военный институт Кентукки (по сути военная школа).

После начала Гражданской войны записался в армию юнионистов (северян), служил в Девятом полку Добровольцев Индианы. В 1862 был прикомандирован к штабу генерала Уильяма Хейзена, исполнял обязанности топографа и картографа. В июне 1864 был тяжело ранен в голову в сражении за гору Каннесо.

В начале 1865 Бирс был комиссован, но в следующем году вернулся в армию под начало Хейзена. Участвовал в конной экспедиции на Западные равнины с целью инспекции. В конце 1866 прибыл в Сан-Франциско.

В Сан-Франциско Бирс получил чин майора и уволился из армии.

После войны сменил несколько профессий, пока наконец не нашёл себя в журналистике и политической карикатуре, работая корреспондентом и редактором в газете «News-Letter» и др.

Амброз появлялся на страницах газет в качестве колумниста, то есть обозревателя, который даёт оценки сложившейся политической ситуации в стране или событиям за границей.

25 декабря 1871 Бирс женился на Мэри Эллен Дей. В 1872 уехал вместе с женой по заданию редакции в Лондон.

В то время в Великобритании были очень популярны американские писатели и там один за другим издаются три сборника рассказов Бирса. В Туманном Альбионе он за свои язвительные статьи заслужил прозвище «Бирс с горчинкой» (Bitter Bierce; по аналогии с Bitter Beer — «горькое пиво»).

В 1876 вернулся в США и стал работать в газете «The San Francisco Examiner» (Сан-Франциско), а затем переехал в Дедвуд (Северная Дакота).

Однако профессиональный успех не доставлял Бирсу удовлетворения, ибо у него возникли неприятности в личной жизни.

В 1889 старший сын Бирса погиб на дуэли из-за женщины, а младший сын, Ли, умер в Нью-Йорке в марте 1901 от пневмонии. В 1904 году жена Бирса, Мэри, ушла от него, а несколькими месяцами позже, 27 апреля 1905, она умерла. Писатель тяжело переживал её смерть.

В конце 1913 немолодой писатель отправился на юг США, чтобы посетить места своих былых сражений. Он проследовал через Луизиану и Техас, затем направился в Мексику, где тогда бушевала революция. В городе Сьюдад-Хуарес писатель присоединился к армии Панчо Вильи в качестве обозревателя.

Обратите внимание

Своё последнее письмо другу Бирс отправил 26 декабря 1913, после чего его следы теряются. Обстоятельства этого исчезновения — одного из самых загадочных в истории США — так и остались необъяснёнными.

Последними строками его последнего письма были: «Что касается меня, то я отправляюсь отсюда завтра в неизвестном направлении».

Некоторые источники также считают возможной датой смерти писателя 11 января 1914, то есть день битвы при Охинаге (Ojinaga), однако достоверных источников, указывающих на участие Бирса в той битве, также нет.

Существует также версия, согласно которой вечером 26 декабря 1913 года Амброз Бирс был взят в плен правительственными солдатами, которые вывезли его в мексиканскую пустыню и по приказу своего командира без суда казнили (расстреляли) там как обычного повстанца.

Во всяком случае в пользу этой версии говорят записи 11-го полка мексиканской армии под командованием Антонио Пичете, которые сообщали, что в тот вечер группа из 10 солдат захватила неизвестного «старика-гринго», вооружённого револьвером, который отказался разговаривать с офицером, за что был немедля отвезён на 2 километра от расположения полка и расстрелян.

После чего тело его было зарыто в яме.

Согласно другой версии, в тот же вечер 26 декабря 1913 года в посёлке Сьерра-Мохада в штате Коауила недалеко от границы с США, местные жители видели, как пьяный «старик-гринго» ругался с офицером, возглавляющим элитный эскадрон «Дорадос» повстанческой армии.

Вскоре после этого он был расстрелян несколькими бойцами этого подразделения у стены местного кладбища. В пользу этой версии можно сказать, что писатель, обладавший слабостью к алкоголю и вспыльчивым характером, вполне мог напиться в местном баре и поругаться с офицером, за что мог быть объявлен предателем и казнен без суда.

Творчество

Первый рассказ «Долина призраков» Бирс напечатал в 1871 в журнале «Оверленд Мансли». На страницах этого журнала совсем недавно прославился Брет Гарт. Дебют Бирса, как и первый его сборник рассказов «Самородки и пыль» (1872), не был замечен. Другие сборники тоже не принесли популярности.

В 1909-1912 публикуется первое и единственное собрание сочинений в двенадцати томах. Тираж — двести пятьдесят экземпляров, но и он не расходится.

В своём творчестве Бирс продолжает традиции американской новеллы. В «страшных» рассказах («Смерть Хэлпина Фрейзера», «Человек и змея», «Соответствующая обстановка», «Проклятая тварь») Бирс всегда доводит ужас до самого предела.

Важно

К «страшным» рассказам примыкают рассказы о Гражданской войне («Случай на мосту через Совиный ручей», «Убит под Ресакой», «Паркер Аддерсон, философ»). Хотя Бирс воевал на стороне северян, но в рассказах его не интересует идеология. Книга «Словарь Сатаны» — это собрание язвительных афоризмов на разные темы, размещённых в виде словаря.

Личность и творчество Амброза Бирса во многом перекликается с его французским современником и коллегой, Альфонсом Алле (1854-1905).

Влияние Бирса признавали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй, Хорхе Луис Борхес и Варлам Шаламов.

Произведения:
1872 — «Самородки с песком, намытые в Калифорнии» (Nuggets and Dust Panned out in California)
1872 — «Бесовские восторги» (The Fiend’s Delight)
1874 — «Паутина из пустого черепа» (Cobwebs from an Empty Skull)
1877 — «Танец смерти» (The Dance of Death)
1891 — «В гуще жизни» (In the Midst of Life)
1892 — «Чёрные жуки в янтаре» (Black Beetles in Amber)
1892 — «Монах и дочь палача» (The Monk and the Hangman’s Daughter)
1893 — «Может ли это быть?» (Can Such Things Be?)
1899 — «Фантастические басни» (Fantastic Fables)
1909 — «Тень на циферблате» (The Shadow on the Dial)
1909 — «Собрание сочинений» (Collected Works)
1911 — «Словарь Сатаны» (The Devil's Dictionary)

Биография

Произведения

  • Всадник в небе
  • Поэт и редактор
  • Случай на мосту через Совиный ручей

Критика

Ключевые слова: Амброз Бирс, Ambrose Bierce, биография Амброза Бирса, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, американская литература 19 в., начало 20 в., жизнь и творчество Амброза Бирса

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20180507-biografiya-ambroza-birsa

Краткий очерк об Амброзе Бирсе

Амброз Бирс родился в 1842 году в маленькой деревушке штата Огайо десятым ребенком в семье обедневшего фермера. Его родители — шестое поколение переселенцев, стойкие, замкнутые, фанатично религиозные люди. Они жили с убеждением, что человек рожден на свет для горя, а всякая радость от лукавого.

У отца была небольшая библиотека, по тогдашнему времени это был человек начитанный, не без склонности к иронии. Всем своим детям он дал имена, начинающиеся с буквы «А», — Абигайл, Адиссон, Аурелин, Алмеда, Анна, Амелия, Августин, Андрью, Альберт. И десятый, младший, — Амброз.

Семья часто переезжала, — может быть, там, в соседней деревне, в соседнем штате, хлеб дешевле, кров дешевле, легче жить.

Родителям трудно было прокормить всех, Амброз рано начал работать. В пятнадцать лет он уже помощник типографщика антирабовладельческой газеты «Норзерн Индианиен». Потом он переменил много профессий: рекламировал пищевые продукты, служил официантом, рабочим на кирпичной фабрике. Поступил в военную школу в Кентукки. И всегда очень много читал.

Читайте также:  Краткая биография саган

Бирс — «человек, сам себя сделавший», «self made man», как говорят американцы.

Важнейший из жизненных университетов Бирса — гражданская война, война между Севером и Югом. Он сражался в рядах северян, четыре года провел на фронте, был тяжело ранен, лежал в госпитале. Увидел, испытал войну не штабную, а настоящую, в окопах, на передовой. С войны остались головокружения и головные боли, которые мучили всю жизнь.

Мальчик, подросток, юноша жил в мире запретов. Почти все было «нельзя», многое было «надо». «Добродетель — некоторые виды воздержания», — горько сформулирует он потом в «Словаре Сатаны». Долг представал вездесущим, страшным, карающим, неизбежным. От долга не уйдешь никуда. Долг мял, душил. И вдруг все это исчезло. Не надо было ни о чем думать. Не надо было выбирать. Рядовой девятого пехотного полка не выбирает.

Бирс храбро сражался, ему в первый и в последний раз в жизни было беззаботно и радостно жить. Даже радостно. Посреди насилия, крови, горя, смертей. Молодой солдат еще не думал о литературе, он лишь с жадностью, ненасытностью молодости, да и натуры артистической, вбирал, впитывал в себя все впечатления. А потом, много лет спустя это в нем очнулось, уже отстоявшимся и оформленным в рассказах. С теми серьезными поправками, которые вносились новыми представлениями о жизни.

Совет

На войне его повышали в чинах — от рядового до майора. Он стал топографом в армии Шермана. В 1865 году его демобилизовали.

После войны он участвовал, как представитель правительства США, в распределении оставленной южанами собственности. И послевоенное похмелье он увидел в самых отвратительных, мелочных, подлых проявлениях. Пытался сопротивляться, одерживал небольшие победы, но перед ним была стена.

Он начал писать стихи, рассказы, очерки, статьи. Его подписи к карикатурам появились однажды наклеенными на стенах в Сан-Франциско. Так пришел первый сладкий вкус славы. Он становится корреспондентом газеты «Ньюз Леттер» и потом, тридцать лет подряд, сотрудничает в разных газетах и журналах, от его пера многое зависит — слава или безвестность, богатство или бедность, созданные или поверженные репутации. Бирс — колумнист; русское слово «обозреватель» не вполне передает его смысл. Колумнист ведет постоянный раздел, рубрику, направляет газету, объясняет читателю, как надо расценивать очередной шаг правительства и мероприятия городских властей, новую книгу и политические перевороты в далеких странах. Колумнист очень силен.

В 1871 году Бирс печатает свой первый рассказ «Долина призраков» в журнале «Оверленд Мансли». На страницах этого журнала совсем недавно прославился Брет-Гарт. Двадцать лет спустя там же были опубликованы первые рассказы Джека Лондона, — и началась его мировая известность. Но в отличие от них и от других, более удачливых литературных собратьев, дебют Бирса, как и первый его сборник рассказов «Самородки и пыль» (1872), не был замечен.

После трехлетнего пребывания в Англии, где Бирс тоже успешно сотрудничал в прессе, он снова возвращается в Сан-Франциско. Становится одним из организаторов Клуба богемы, хотя пуританин в нем бушует страстно.

Он издает книгу, в которой обличает… вальс как «открытое и бесстыдное проявление сексуальных влечений, проявление похоти…». Книга вызвала немалый шум.

Бирс ходит по улицам с револьвером в кармане и с палкой в руках, — это не бутафория и не причуды старого вояки. Порою дерется с обидчиками, лицемерами, лжецами.

Журналистика не приносит богатства. Семья не такая большая, как у отца, но все же требует денег. Как и Твен, Бирс пытается стать бизнесменом, но также безуспешно. Он много пишет, обличает могущественных властителей Америки. В одном из еженедельников он печатает статьи против корпорации «Сентрал Пасифик». «Мы считаем этих людей врагами общества и самыми настоящими преступниками», — заявляет Бирс в 1882 году. За двадцать лет до первых выступлений «разгребателей грязи» Бирс начал их дело, начал партизанские набеги на хозяев страны. «Он поражал молниями негодяев капиталистов и двуличных политиканов. Хотя многое в статьях Бирса было легковесным и маловажным, значительная часть состояла в обличении той подлости, которая, подобно раку, разъедала американскую жизнь взятками, подкупом, сделками, всем тем, что сопровождало путь разбойников капитала к власти», — пишет его биограф Фэтаут.

Обратите внимание

При этом, до конца жизни, Бирс скептически относился к любым попыткам переустройства общества, отрицательно относился к социализму, в статьях нападал на американских социалистов. Порою солидаризировался с правительством; так, например, он поддерживал империалистическую войну, которую Соединенные Штаты вели против Испании за владение Кубой и Филиппинами.

В 1887 году молодой Херст сделал Бирса фактическим редактором газеты «Сан-Франциско Экземинер». Растет известность, растет шумное и недолговечное — на один день — могущество газетчика. Его инициалы АГБ — Амброз Грегори Бирс — расшифровываются острословами как Almighty God Bierce — Всемогущий Бог Бирс. И все больше грязи видит вокруг себя журналист. «Моя религия — ненавидеть негодяев». Эту религию он исповедует с истовой страстью.

Он обличает в печати железнодорожного короля Хантингтона, а когда того, под давлением множества фактов, привлекают к судебной ответственности, Бирс едет в Вашингтон в качестве общественного обвинителя. Его пытаются подкупить. На вопрос, сколько он хочет отступного, Бирс отвечает — семьдесят пять миллионов долларов. Эти семьдесят пять миллионов и вынужден был вернуть правительству США обвиняемый миллионер-разбойник.

Американцы обогащались. Власть золота становилась все более всеобъемлющей. Бирс оказался среди тех немногих, кто осмеливался этому противостоять.

И продолжал писать. В 1891 году на деньги почитателей издается сборник «В гуще жизни»; в 1892 году — «Может ли это быть?»; в 1899 году — «Фантастические басни»; сборники стихов и статей. Незадолго до смерти, в 1909-1912 годах, публикуется первое и единственное собрание сочинений в двенадцати томах. Туда включено все без отбора, безо всякой критической оценки. Это издание — тоже результат частной инициативы, тираж — двести пятьдесят экземпляров. Маленький даже по тем временам, да и тот не расходится, лежит в книжных лавках Сан-Франциско. Это еще более горько, чем возвращенные рукописи.

В детстве он страдал от отцовского деспотизма, но своих жену и детей тоже тиранил. И становился все более одиноким. Ушла жена, пятнадцатилетний сын сбежал из дому и угодил в тюрьму. Бирс пережил обоих своих сыновей.

В 1907 году он обращается к правительству США с просьбой о пенсии.

Прошло сорок пять лет с тех пор, как он добровольно вступил в американскую армию. Для большинства правительственных чиновников, которые рассматривали его заявление, гражданская война-мертвая страница из учебников истории и сам Бирс обломок канувшей в Лету эпохи. Его прошение — очередное чудачество — удовлетворили, назначили двенадцать долларов в месяц.

В 1913 году Бирс уехал военным корреспондентом в Мексику. И пропал.

Последнее, полученное от него письмо датировано 26 декабря 1913 года. Смерть его окружена легендой. Расстрелян Панчо Вильей, вождем восставших мексиканских крестьян? Это возможно, ведь Бирс, как американец, гринго — враг. Заплутался в неразберихе гражданской войны? Просто не выдержал физических лишений? На этот раз ему не девятнадцать, а семьдесят один год.

Как бы то ни было — не вернулся. Пришла смерть, о которой он столько писал.

Источник.

Источник: http://www.dominus.ws/library/bierce/kratkij-ocherk-ob-ambroze-birse

Амброз Бирс — исчезнувший писатель

Американский писатель Амброз Бирс — одна из самых загадочных фигур ХIХ столетия. Его интересова­ли загадки смерти и пограничные со­стояния психики. Бирс, так до конца и непонятый современниками, представлял собой тайну, которая так и осталась нераскрытой. В один прекрасный день он бесследно исчез, так же, как и герои его произведений.

Он родился в 1842 году в Огайо в семье фермеров. Мальчику не удалось полу­чить систематического образования, что, впрочем, не ред­кость для представителя его сосло­вия в те годы. Зато он увлекался чтением.

Военная карьера являлась наи­более желательной для отпрысков небогатых семей. Бирс воевал в годы Гражданской войны на сторо­не северян, служил под началом генерала Шермана. Однако с 1866 года, после серьезного ранения, он вернулся к мирной жизни и занял­ся литературой и публицистикой.

Кроме очерков для газет и жур­налов, он писал рассказы, повести, романы, стихи. Биографы Бирса по­лагают, что в чем-то ему было свой­ственно патологическое восприятие действительности. Его интересова­ли загадки смерти, пограничные со­стояния психики. Многие произве­дения писателя наполнены выход­цами из могил, безумием, враждеб­ными человеку монстрами и прочи­ми иррациональными вещами.

Важно

Большинство жутких, леденящих кровь историй, изложенных Бирсом в виде художественных творений, иллюстрируют различные паранор­мальные случаи, имевшие место в действительности.

Так, расска­зы «Пересмешник» и «Один из близнецов» посвящены необъясни­мой сверхъестественной связи между однояйцевыми близнецами; «Наследство Гилсона», «Тайна до­лины Макарджера», «Диагноз смерти», «Кувшин сиропа» — о воз­можности загробного существова­ния; «Заполненный пробел» и «Жи­тель Каракозы» — о перемещени­ях во времени.

Особый интерес у Бирса вызы­вали таинственные исчезновения людей. Он опубликовал несколько очерков на эту тему в альманахе «Может ли это быть?».

Именно Амброз Бирс впервые упомянул о Чарльзе Эшморе, под­ростке, который исчез, отправив­шись за водой к колодцу. Его сле­ды на снегу обрывались на полпу­ти к колодцу. Спустя какое-то вре­мя члены семьи Чарльза услыша­ли его тихий голос, доносящийся как будто откуда-то издалека…

Че­рез несколько десятилетий после выхода в свет в 1893 году книги Бирса в разных изданиях появи­лись статьи о некоем Оливере Лерче из Индианы, исчезнувшем при точно таких же обстоятель­ствах.

Об этом происшествии было написано несколько иссле­дований, в том числе и уфолога­ми, утверждавшими, что Лерча по­хитили пришельцы — перед исчез­новением его родные якобы слы­шали жалобные крики: «Помогите! Меня кто-то схватил!» Лишь в 1983 году в журнале «Фэйт» было опуб­ликовано опровержение — оказа­лось, что вся история — не более чем газетная утка и никакого Оли­вера Лерча никогда не существо­вало в природе!

Другой случай, описанный в сбор­нике, видимо, послужил основой вымышленной истории исчезнове­ния фермера из Теннесси Дэвида Лэнга, опубликованной в 1953 году в журнале «Фэйт». Очерк Бирса на­зывается «Трудно пересечь поле».

В июле 1854 года плантатор по фамилии Уильямсон сидел с женой и ребенком на веранде своего дома. Дом стоял возле дороги, на проти­воположной ее стороне простира­лось пастбище, за ним — поле, где работали негры-невольники под ру­ководством надсмотрщика.

Совет

Внезапно Уильямсон вспомнил, что должен что-то сообщить надсмотрщи­ку. Он спустился с веранды, пересек лужайку перед домом и двинулся че­рез пастбище в сторону поля. По пути он поздоровался со своим соседом Армором Реном, проезжавшим мимо в коляске со своим сыном.

Вдруг одна из лошадей, запря­женных в экипаж, споткнулась. Ког­да Рен с сыном опять взглянули туда, где только что видели Уильямсона, того и след простыл.

По-видимому, миссис Уильямсон и слуги наблюдали сцену исчезнове­ния — они с дикими воплями ки­нулись к воротам. Женщина с того момента потеряла рассудок. Слу­ги, наверное, могли бы кое-что рассказать, но при следствии по­казания негров не учитывались за­коном.

Выяснить, что видели эти люди на самом деле, так и не уда­лось. Уильямсона же, разумеется, так нигде и не нашли.

Как ни парадоксально, но и сам Амброз Бирс исчез загадочным об­разом. В 1913 году 71-летний писа­тель отправился в Мексику, где в это время разгорелась революция. 16 декабря его секретарь получил письмо со штампом Ларедо (Техас). В письме Бирс сообщал, что едет в Мехико, где его ждет какое-то не­отложное дело, суть которого пока не подлежит разглашению. Больше о нем никто никогда не слышал.

По официальной версии, Амброз Бирс скончался в конце 1913-го или в начале 1914 года. Возможно, он погиб во время революционных со­бытий. Но его тело так и не было нигде найдено, и никаких сведений о том, что произошло с писателем пос­ле 16 декабря, получить не удалось.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ:

Оккультные тайны Гитлера

Судный день перенесли на октябрь

Философ и маг Аполлоний Тианский умел оживлять мертвых

НЛО под Тверью — продукт секретных экспериментов?

Скрытые пришельцы… среди нас

Источник: http://www.yoki.ru/anomalous/zagadki/31-10-2018/395596-bierce-0/

Автор: Бирс Амброз

Амброз Гвиннет Бирс
(англ. Ambrose Gwinnett Bierce, 24 июня 1842 — 26 декабря 1913?)

— американский писатель, журналист, автор юмористических и «страшных» рассказов.

Ранняя биография

Амброз Бирс родился 24 июня 1842 года в сельской местности в округе Мейгс, штат Огайо. У его отца было десять детей, и всем детям он дал имена, начинающиеся на букву А: Абигайл, Адиссон, Аурелин, Алмеда, Анна, Амелия, Августин, Андрью, Альберт, Амброз. Воспитывался в г. Элкхарт, штат Индиана.

Участие в Гражданской войне Севера и Юга

После начала Гражданской войны записался в армию юнионистов (северян), служил в Девятом полку Добровольцев Индианы. В 1862 году был прикомандирован к штабу генерала Уильяма Хейзена, исполнял обязанности топографа и картографа.

В июне 1864 года был тяжело ранен в голову в Сражении за гору Каннесо. В начале 1865 году был комиссован, но в следующем году вернулся в армию под начало Хейзена. Участвовал в конной экспедиции на Западные равнины с целью инспекции.

В конце 1866 году прибыл в Сан-Франциско.

Журналистская карьера

Обратите внимание

В Сан-Франциско Бирс получил чин майора и уволился из армии. После войны сменил несколько профессий, пока наконец не нашёл себя в журналистике и политической карикатуре, работая корреспондентом и редактором в ряде газет.

В 1872 году уехал по заданию редакции в Лондон, где заслужил за свои язвительные статьи прозвище «Бирс с горчинкой» (Bitter Bierce; по аналогии с Bitter Beer — «горькое пиво»).

Читайте также:  Краткая биография ленгленд

В 1876 вернулся в США и стал работать в газете «Санди Экземинер» (Сан-Франциско), а затем переехал в Дедвуд (Северная Дакота).

Личная жизнь

Однако профессиональный успех не доставлял Бирсу удовлетворения, ибо у него возникли неприятности в личной жизни. В 1889 году старший сын Бирса погиб на дуэли из-за женщины, а младший сын умер в 1901 году от алкоголизма. В довершение всего, в 1904 году от него ушла жена.

Исчезновение (гибель)

В конце 1913 года немолодой писатель отправился на юг США, чтобы посетить места своих былых сражений. Он проследовал через Луизиану и Техас, затем направился в Мексику, где тогда бушевала революция.

В городе Сьюдад-Хуарес писатель присоединился к армии Панчо Вильи в качестве обозревателя. Своё последнее письмо другу Бирс отправил 26 декабря 1913 года, после чего его следы теряются.

Обстоятельства этого исчезновения — одного из самых загадочных в истории США — так и остались необъяснёнными. Они легли в основу романа Карлоса Фуэнтеса «Старый гринго» (1985)

Творчество

Первый рассказ «Долина призраков» Бирс напечатал в 1871 году в журнале «Оверленд Мансли». На страницах этого журнала совсем недавно прославился Брет Гарт.

Важно

Дебют Бирса, как и первый его сборник рассказов «Самородки и пыль» (1872), не был замечен. Другие сборники тоже не принесли популярности.

В 1909—1912 годах публикуется первое и единственное собрание сочинений в двенадцати томах. Тираж — двести пятьдесят экземпляров, но и он не расходится.

В своём творчестве Бирс продолжает традиции американской новеллы. В «страшных» рассказах («Человек и змея», «Соответствующая обстановка», «Проклятая тварь») Бирс всегда доводит ужас до самого предела. К «страшным» рассказам примыкают рассказы о Гражданской войне («Случай на мосту через Совиный ручей», «Убит под Ресакой», «Паркер Аддерсон, философ»).

Хотя Бирс воевал на стороне северян, но в рассказах его не интересует идеология. Война — это абсурд: абсурдная гибель, абсурдная жестокость, абсурдная храбрость. Юмористические рассказы Бирса саркастичны и далеки от светлого юмора его современника О. Генри («Сальто мистера Свиддлера»).

Книга «Словарь Сатаны» — это собрание язвительных афоризмов на разные темы, размещённых в виде словаря.

Влияние Бирса признавали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй и Хорхе Луис Борхес.

Библиография
1871 — Самородки и пыль
1874 — Cobwebs from an Empty Skull
1877 — The Dance of Death
1891 — В гуще жизни (In the Midst of Life)
1892 — Монах и дочь палача (The Monk and the Hangman’s Daughter)
1893 — Может ли это быть? (Can Such Things Be?)
1899 — Фантастические басни (Fantastic Fables)
1909 — Собрание сочинений (Collected Works)

1911 — Словарь Сатаны (The Devil’s Dictionary)

Переводы на русский
Настоящее чудовище. Л., 1926
Рассказы. М., 1938
Словарь сатаны и рассказы. М.: Художественная литература, 1966
Заколоченное окно. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1989.

Совет

Ловец человеков: Мистические рассказы. М.: Республика, 1993
Может ли это быть? М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1995
Страж мертвеца. СПб: Кристалл, 2000
Словарь сатаны. Рассказы. М.: Центрполиграф, 2003

Диагноз смерти. М.

: Центрполиграф, 2003

Источник: https://www.litmir.me/a/?id=3068

Амброз Бирс

Амброз Гвиннет Бирс (англ. Ambrose Gwinnett Bierce, 24 июня 1842 — 26 декабря 1913?) — американский писатель, журналист, автор юмористических и «страшных» рассказов.

Амброз Бирс родился 24 июня 1842 года в сельской местности в округе Мейгс, штат Огайо. У его отца было десять детей, и всем детям он дал имена, начинающиеся на букву А: Абигайл, Адиссон, Аурелин, Алмеда, Анна, Амелия, Августин, Андрью, Альберт, Амброз. Воспитывался в г. Элкхарт, штат Индиана.

Участие в Гражданской войне Севера и Юга

После начала Гражданской войны записался в армию юнионистов (северян), служил в Девятом полку Добровольцев Индианы. В 1862 году был прикомандирован к штабу генерала Уильяма Хейзена, исполнял обязанности топографа и картографа. В июне 1864 года был тяжело ранен в голову в Сражении за гору Каннесо. В начале 1865 году был комиссован, но в следующем году вернулся в армию под начало Хейзена. Участвовал в конной экспедиции на Западные равнины с целью инспекции. В конце 1866 году прибыл в Сан-Франциско.

Журналистская карьера

В Сан-Франциско Бирс получил чин майора и уволился из армии. После войны сменил несколько профессий, пока наконец не нашёл себя в журналистике и политической карикатуре, работая корреспондентом и редактором в газете «Ньюз Леттер» и др. Амброз появлялся на страницах газет в качетсве колумниста, т. е. обозревателя, который даёт оценки сложившейся политической ситуации в стране или событиям за границей. 25 декабря 1871 года Бирс женился на Мэри Эллен Дей. В 1872 году уехал вместе с женой по заданию редакции в Лондон. В то время в Великобритании были очень популярны американские писатели и там один за другим издаются три сборника рассказов писателя. В Туманном Альбионе он за свои язвительные статьи заслужил прозвище «Бирс с горчинкой» (Bitter Bierce; по аналогии с Bitter Beer — «горькое пиво»). В 1876 вернулся в США и стал работать в газете «Санди Экземинер» (Сан-Франциско), а затем переехал в Дедвуд (Северная Дакота).

Личная жизнь

Однако профессиональный успех не доставлял Бирсу удовлетворения, ибо у него возникли неприятности в личной жизни. В 1889 году старший сын Бирса погиб на дуэли из-за женщины, а младший сын умер в 1901 году от алкоголизма. В довершение всего, в 1904 году от него ушла жена.

Исчезновение (гибель)

В конце 1913 года немолодой писатель отправился на юг США, чтобы посетить места своих былых сражений. Он проследовал через Луизиану и Техас, затем направился в Мексику, где тогда бушевала революция. В городе Сьюдад-Хуарес писатель присоединился к армии Панчо Вильи в качестве обозревателя. Своё последнее письмо другу Бирс отправил 26 декабря 1913 года, после чего его следы теряются. Обстоятельства этого исчезновения — одного из самых загадочных в истории США — так и остались необъяснёнными.

Исчезновение Бирса в массовой культуре

Обстоятельства исчезновения легли в основу романа Карлоса Фуэнтеса «Старый гринго» (1985). Тема исчезновения Бирса обыгрывается в фильме «От заката до рассвета 3: Дочь палача», где писателю уделяется одно из центральных мест в сюжете фильма. Исчезновение Бирса упоминается в романе Говарда Лавкрафта «Таящийся у порога».

Роберт Хайнлайн в повести «Утраченное наследие» (1940) сделал Бирса бессмертным хранителем эзотерического знания и главой общины Хранителей на горе Шаста. Устав от жизни среди людей, он вернулся на гору. Роберт Блох в своем рассказе «Люблю блондинок» (1956) так же представляет своеобразную версию исчезновения Амброза Бирса.

Творчество

Первый рассказ «Долина призраков» Бирс напечатал в 1871 году в журнале «Оверленд Мансли». На страницах этого журнала совсем недавно прославился Брет Гарт. Дебют Бирса, как и первый его сборник рассказов «Самородки и пыль» (1872), не был замечен. Другие сборники тоже не принесли популярности. В 1909—1912 годах публикуется первое и единственное собрание сочинений в двенадцати томах. Тираж — двести пятьдесят экземпляров, но и он не расходится. В своём творчестве Бирс продолжает традиции американской новеллы. В «страшных» рассказах («Человек и змея», «Соответствующая обстановка», «Проклятая тварь») Бирс всегда доводит ужас до самого предела. К «страшным» рассказам примыкают рассказы о Гражданской войне («Случай на мосту через Совиный ручей», «Убит под Ресакой», «Паркер Аддерсон, философ»). Хотя Бирс воевал на стороне северян, но в рассказах его не интересует идеология. Война — это абсурд: абсурдная гибель, абсурдная жестокость, абсурдная храбрость. Юмористические рассказы Бирса саркастичны и далеки от светлого юмора его современника О. Генри («Сальто мистера Свиддлера»). Книга «Словарь Сатаны» — это собрание язвительных афоризмов на разные темы, размещённых в виде словаря. Личность и творчество Амброза Бирса во многом перекликается с его французским современником и коллегой, Альфонсом Алле (1854-1905).

Влияние Бирса признавали такие писатели, как Эрнест Хемингуэй и Хорхе Луис Борхес.

Источник: http://litcult.ru/bio/1434

Роберт Бернс — краткая биография

Роберт Бернс, известный шотландский поэт, популяризатор фольклора, появился на свет в небогатой крестьянской семье 25 января 1759 г. в графстве Эйрширв, деревушке Аллоуэй. В 1760 г. его отец стал арендатором фермы и очень рано приобщил Роберта и его брата к тяжелому физическому труду.

Ему довелось узнать и что такое голод, и все это впоследствии негативно отказалось на его здоровье. В коротких перерывах между трудами юный Бернс запоем читал все, что могло попасться ему под руку в их деревушке.

Часто это были дешевые брошюрки с незамысловатым содержанием, но благодаря им, а также матери и прислуге Роберт поближе познакомился с шотландским фольклором, который стал важной частью его творческой жизни. Первые стихи вышли из-под его собственного пера в 1774 г.

Переезд на ферму Лохли в 1777 г. ознаменовал начало нового этапа его биографии. Здесь он нашел себе родственных душ, стал организатором «Клуба холостяков». Однако в 1781 г.

у Бернса нашлась компания посерьезнее: он стал масоном, и это обстоятельство наложило достаточно серьезный отпечаток на его творческую манеру. Известность в его родной Шотландии пришла после опубликования сатирических поэм «Два пастуха» и «Молитва святоши Вилли» (1784 и 1785 гг.).

Однако по-настоящему прославился Бернс после того, как в 1786 г. увидели свет его «Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте».

В 1787 г. состоялся переезд поэта в Эдинбург, где он стал желанным гостем в высшем обществе, обрел покровительство влиятельных персон, получил статус «барда Каледонии», который присвоило ему собрание шотландской Великой масонской ложи.

Обратите внимание

В столице Шотландии состоялось его знакомство с Дж. Джонсоном, страстным поклонником национальной шотландской музыки. Бернс подключился к изданию сборника под названием «Шотландский музыкальный музей» и до конца своей жизни, по сути, являлся редактором.

Из разных источников им скрупулезно собирались мелодии и тексты, и, если какие-то строки были потеряны или слишком фривольны, он замещал их собственными, причем дело это настолько искусно, что невозможно было отличить их от народных.

Работал он и над сборником «Избранное собрание оригинальных шотландских мелодий».

На заработанные гонорары автор решил взять в аренду ферму, однако это коммерческое предприятие не увенчалось успехом. В 1789 г. он отказался от дальнейших попыток наладить бизнес, благодаря полезным связям устроился в сельском районе акцизным, в июле 1790 г.

за хорошую службу был переведен в Дамфрис, и жалование превратилось в основной источник его доходов. В силу занятости Бернс не мог уделять поэзии много времени, тем не менее, в этот период его биографии были написаны такие известные произведения, как поэмы «Тэм о’Шентер» (1790), «Честная бедность» (1795); в 1793 г.

в Эдинбурге были во второй раз изданы стихи в двух томах.

У Роберта Бернса были неплохие карьерные перспективы, но начались серьезные проблемы с самочувствием. 21 июля 1796 г. сердце 37-летнего мужчины остановилось. Случилось это в Дамфрисе.

В день, когда знаменитого шотландского поэта хоронили, 25 июля, у них с супругой Джин Армор родился пятый ребенок. Биографы позапрошлого столетия списывали раннюю смерть на слишком вольный образ жизни, чрезмерное употребление спиртного, однако в XX в.

исследователи больше склонялись к версии о роковой роли прогрессировавшего ревмокардита — следствия тяжелого детства и молодости.

Творчество поэта-барда получило высокую оценку не только на родине, где его считали выдающимся народным поэтом. Его простая, и в то же время «живая», эмоциональная, выразительная поэзия была переведена на большое количество языков, легла в основу многих песен.

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_robert_burns.html

Бирс Амброз

Амброз Бирс родился в 1842 году в маленькой деревушке штата Огайо десятым ребенком в семье обедневшего фермера. Его родители — шестое поколение переселенцев, стойкие, замкнутые, фанатично религиозные люди. Они жили с убеждением, что человек рожден на свет для горя, а всякая радость от лукавого.

У отца была небольшая библиотека, по тогдашнему времени это был человек начитанный, не без склонности к иронии. Всем своим детям он дал имена, начинающиеся с буквы «А», — Абигайл, Адиссон, Аурелин, Алмеда, Анна, Амелия, Августин, Андрью, Альберт. И десятый, младший, — Амброз.

Семья часто переезжала, — может быть, там, в соседней деревне, в соседнем штате, хлеб дешевле, кров дешевле, легче жить.

Родителям трудно было прокормить всех, Амброз рано начал работать. В пятнадцать лет он уже помощник типографщика антирабовладельческой газеты «Норзерн Индианиен». Потом он переменил много профессий: рекламировал пищевые продукты, служил официантом, рабочим на кирпичной фабрике. Поступил в военную школу в Кентукки. И всегда очень много читал.

Бирс — «человек, сам себя сделавший», «self made man», как говорят американцы.

Важно

Важнейший из жизненных университетов Бирса — гражданская война, война между Севером и Югом, Он сражался в рядах северян, четыре года провел на фронте, был тяжело ранен, лежал в госпитале. Увидел, испытал войну не штабную, а настоящую, в окопах, на передовой. С войны остались головокружения и головные боли, которые мучили всю жизнь.

Мальчик, подросток, юноша жил в мире запретов. Почти все было «нельзя», многое было «надо». «Добродетель — некоторые виды воздержания», — горько сформулирует он потом в «Словаре Сатаны».

Читайте также:  Краткая биография дюрренматт

Долг представал вездесущим, страшным, карающим, неизбежным От долга не уйдешь никуда. Долг мял, душил. И вдруг все это исчезло. Не надо было ни о чем думать. Не надо было выбирать.

Рядовой девятого пехотного полка не выбирает.

Бирс храбро сражался, ему в первый и в последний раз в жизни было беззаботно и радостно жить. Даже радостно. Посреди насилия, крови, горя, смертей.

Молодой солдат ещё не думал о литературе, он лишь с жадностью, ненасытностью молодости, да и натуры артистической, вбирал, впитывал в себя все впечатления.

А потом, много лет спустя это в нем очнулось, уже отстоявшимся и оформленным в рассказах. С теми серьезными поправками, которые вносились новыми представлениями о жизни.

На войне его повышали в чинах — от рядового до майора. Он стал топографом в армии Шермана. В 1865 году его демобилизовали.

После войны он участвовал, как представитель правительства США, в распределении оставленной южанами собственности. И послевоенное похмелье он увидел в самых отвратительных, мелочных, подлых проявлениях. Пытался сопротивляться, одерживал небольшие победы, но перед ним была стена.

Совет

Он начал писать стихи, рассказы, очерки, статьи. Его подписи к карикатурам появились однажды наклеенными на стенах в Сан-Франциско. Так пришел первый сладкий вкус славы.

Он становится корреспондентом газеты «Ньюз Леттер» и потом, тридцать лет подряд, сотрудничает в разных газетах и журналах, от его пера многое зависит — слава или безвестность, богатство или бедность, созданные или поверженные репутации. Бирс — колумнист; русское слово «обозреватель» не вполне передает его смысл.

Колумнист ведет постоянный раздел, рубрику, направляет газету, объясняет читателю, как надо расценивать очередной шаг правительства и мероприятия городских властей, новую книгу и политические перевороты в далеких странах. Колумнист очень силен.

В 1871 году Бирс печатает свой первый рассказ «Долина призраков» в журнале «Оверленд Мансли». На страницах этого журнпла совсем недавно прославился Брет-Гарт.

Двадцать лет спустя там же были опубликованы первые рассказы Джека Лондона, — и началась его мировая известность.

Но в отличие от них и от других, более удачливых литературных собратьев, дебют Бирса, как и первый его сборник рассказов «Самородки и пыль» (1872), не был замечен.

После трехлетнего пребывания в Англии, где Бирс тоже успешно сотрудничал в прессе, он снова возвращается в Сан-Франциско. Становится одним из организаторов Клуба богемы, хотя пуританин в нем бушует страстно. Он издает книгу, в которой обличает… вальс как «открытое и бесстыдное проявление сексуальных влечений, проявление похоти…». Книга вызвала немалый шум.

Бирс ходит по улицам с револьвером в кармане и с палкой в руках, — это не бутафория и не причуды старого вояки. Порою дерется с обидчиками, лицемерами, лжецами.

Обратите внимание

Журналистика не приносит богатства. Семья не такая большая, как у отца, но все же требует денег. Как и Твен, Бирс пытается стать бизнесменом, но также безуспешно. Он много пишет, обличает могущественных властителей Америки.

В одном из еженедельников он печатает статьи против корпорации «Сентрал Пасифик». «Мы считаем этих людей врагами общества и самыми настоящими преступниками», — заявляет Бирс в 1882 году.

За двадцать лет до первых выступлений «разгребателей грязи» Бирс начал их дело, начал партизанские набеги на хозяев страны. «Юн поражал молниями негодяев капиталистов и двуличных политиканов.

Хотя многое в статьях Бирса было легковесным и маловажным, значительная часть состояла в обличении той подлости, которая, подобно раку, разъедала американскую жизнь взятками, подкупом, сделками, всем тем, что сопровождало путь разбойников капитала к власти», — пишет его биограф Фэтаут.

При этом, до конца жизни, Бирс скептически относился к любым попыткам переустройства общества, отрицательно относился к социализму, в статьях нападал на американских социалистов. Порою солидаризировался с правительством; так, например, он поддерживал империалистическую войну, которую Соединенные Штаты вели против Испании за владение Кубой и Филиппинами.

В 1887 году молодой Херст сделал Бирса фактическим редактором газеты «Сан-Франциско Экземинер». Растет известность, растет шумное и недолговечное — на один день — могущество газетчика.

Его инициалы АГБ — Амброз Грегори Бирс — расшифровываются острословами как Almighty God Bierce — Всемогущий Бог Бирс. И все больше грязи видит вокруг себя журналист. «Моя религия — ненавидеть негодяев».

Эту религию он исповедует с истовой страстью.

Он обличает в печати железнодорожного короля Хантингтона, а когда того, под давлением множества фактов, привлекают к судебной ответственности, Бирс едет в Вашингтон в качестве общественного обвинителя.

Его пытаются подкупить. На вопрос, сколько он хочет отступного, Бирс отвечает — семьдесят пять миллионов долларов.

Эти семьдесят пять миллионов и вынужден был вернуть правительству США обвиняемый миллионер-разбойник.

Американцы обогащались. Власть золота становилась все более всеобъемлющей. Бирс оказался среди тех немногих, кто осмеливался этому противостоять.

Важно

И продолжал писать. В 1891 году на деньги почитателей издается сборник «В гуще жизни»; в 1892 году — «Может ли это быть?»; в 1899 году — «Фантастические басни»; сборники стихов и статей.

Незадолго до смерти, в 1909-1912 годах, публикуется первое и единственное собрание сочинений в двенадцати томах. Туда включено все без отбора, безо всякой критической оценки. Это издание — тоже результат частной инициативы, тираж — двести пятьдесят экземпляров.

Маленький даже по тем временам, да и тот не расходится, лежит в книжных лавках Сан-Франциско. Это ещё более горько, чем возвращенные рукописи.

В детстве он страдал от отцовского деспотизма, но своих жену и детей тоже тиранил. И становился все более одиноким. Ушла жена, пятнадцатилетний сын сбежал из дому и угодил в тюрьму. Бирс пережил обоих своих сыновей.

В 1907 году он обращается к правительству США с просьбой о пенсии. Прошло сорок пять лет с тех пор, как он добровольно вступил в американскую армию.

Для большинства правительственных чиновников, которые рассматривали его заявление, гражданская война-мертвая страница из учебников истории и сам Бирс обломок канувшей в Лету эпохи.

Его прошение — очередное чудачество — удовлетворили, назначили двенадцать долларов в месяц.

В 1913 году Бирс уехал военным корреспондентом в Мексику. И пропал. Последнее, полученное от него письмо датировано 26 декабря 1913 года. Смерть его окружена легендой.

Совет

Расстрелян Панчо Вильей, вождем восставших мексиканских крестьян? Это возможно, ведь Бирс, как американец, гринго — враг.

Заплутался а неразберихе гражданской войны? Просто не выдержал физических лишений? На этот раз ему не девятнадцать, а семьдесят один год. Как бы то ни было — не вернулся. Пришла смерть, о которой он столько писал.

Бирс был одним из самых ярких, примечательных людей своего времени. А как писатель он при жизни был почти неизвестен, К его книгам критика и читатели начали обращаться лишь в двадцатые годы. Легенда и по сей день соперничает с истиной; и порою побеждает легенда. туры. Разрушение личности, по Бирсу.

обуславливается не только давлением обстоятельств, но и непрочностью того нравственного материала, из которого сделан человек. То горько, то с отчаянием, то почти злорадно показывает автор, — вот они, люди, людишки, мелкие, подлые, трусливые.

Разумеется, их, таких, можно заменить машинами, разумеется, их легко можно менять местами («Страж мертвеца»).

Среди множества лиц, населяющих рассказы, почти нет запоминающихся характеров, — важно не с кем происходит, а что происходит. Это естественно вытекает из отношения писателя к человеку.

В «Словаре Сатаны» Вире так определяет понятие «привидение»: «внешнее и видимое воплощение внутреннего страха». Этими «внешними и видимыми воплощениями» наполнены его книги. А сам он, по свидетельствам современников, был человеком бесстрашным.

В повседневной жизни, воспроизведенной писателем, было много реальных причин для страхов, — люди жили на границе лесов, населенных дикими зверями, люди были довольно слабы перед могущественными силами природы.

Обратите внимание

Еще больше оснований для страхов создавали сами люди, история общества — истребление индейцев, издевательства над неграми, линчевания, преследования всяких инакомыслящих, малые и большие, внешние и внутренние войны.

В рассказах Бирса постоянно встречаются трупы, призраки, таинственные шорохи, гулкие шаги. Часто люди погибают не от выстрела, не от ножа не от зубов зверя, а от самого страха («Человек и змея», «Страж мертвеца»). И автор издевается над попытками науки просветить, объяснить. Так от разрыва сердца умер ученый-скептик, приняв пуговицы чучела за глаза змеи..

Храбрость Вире считает одной из самых редких и великих человеческих добродетелей, любуется храбрецами. Любуется лейтенантом Брэйлом, который в любом сражении не кланялся пулям, шел с высоко поднятой головой. Его храбрость была явно безрассудна, г тем не менее прекрасна.

Недаром и его смерть изображена так необычно для Бирса, — смерть, окруженная почтительным восхищением и соратников и противников. Ничуть не похожая на обычную в его рассказах, отвратительную, уродливую смерть.

И в этом рассказе конец по-новому освещает начало, — лейтенант был храбр во имя любви, он все время красовался перед той, которая написала ему жестокие и несправедливые слова. А женщина эта, как обычно в книгах Бирса, была совершенно недостойна любви героя («Убит под Ресакой»).

Бирс развивает жанр «страшного» рассказа. Этот жанр уже стал классическим до Бирса, в творчестве Эдгара По. И, вслед за По, кошмарное помещает в условия совершенно реальные.

В рассказе «Глаза пантеры» страхи оправданы, нет никакой мистики, по-настоящему жаль и безумную девушку, и полюбившего её храброго человека. Ее безумие мотивировано, насколько может быть мотивировано безумие. Человечны и горе, и боязнь сойти с ума.

В одинокой, заброшенной хижине скоропостижно умирает любимая жена; но этого мало. Надо еще, чтобы ворвалась ночью пантера и загрызла неостывший труп («Заколоченное окно»). Это обстоятельство, пожалуй, не усиливает страх, а, напротив, ослабляет его. Такие излишества встречаются нередко.

Бесценный материал для исследования, изучения, изображения страхов дала Бирсу война.

Важно

Он сражался в армии северян, но по его рассказам этого не определишь, война у него, всякая война — кровавое, бессмысленное побоище. Такой взгляд на войну тогда был гуманным.

Это ещё война не современная, во многом не оторвавшаяся от поединка древних. К далеким временам восходит преклонение перед личным мужеством в рассказе «Убит под Ресакой» или поведение генерала в рассказе «Паркер Аддерсон, философ».

Война очень важна для Бирса не только потому, что это часть его биографии, личный опыт, но и потому, что на войне обнажается сокровенная сущность человека, обнажается то, что в мирное время могло лежать под спудом на дне души и остаться тайной для всех и для него самого.

Барсу всегда хотелось заглянуть вглубь, исследовать человека в обстоятельствах особых, чрезвычайных, испытать на излом.

Война предоставила неисчислимое количество особых ситуаций — невероятных, необычайных, но тем не менее реалистически лравдоподобных. Ситуаций, которые он сам наблюдал, в которых сам участвовал, о которых ему рассказывали очевидцы.

В изображении войны много беспощадной правды. Его война — не парадная, не приукрашенная, но романтизация войны у него ещё сохраняется.

Казалось бы, самоубийство в бою совершенно невероятно. А Бирс скрупулезным психологическим анализом мотивирует закономерность самоубийства («Один офицер, один солдат»).

Храбрость, трусость, самоотверженаость, товарищество, ужас перед смертью, преодоление страха — особые и вместе с тем всеобщие темы — выступают в военных рассказах писателя.

Совет

Сражающуюся армию Бирс ощущает как нечто целое, как живой организм. И смотрит на военные действия снизу, преимущественно глазами рядового солдата. Гневно звучит обличение спесивого генерала («Офицер из обидчивых»), — из-за его дурацкого приказа артиллерия вела огонь по своим.

Глубинная связь военных тем с основными мотивами творчества Бирса отчетливо видна в рассказе «Заполненный пробел». Герой рассказа существует в далеком, давно ушедшем прошлом, он потерял память, ему кажется, что все ещё продолжается война.

Он отбился от армии северян и, во что бы то ни стало, должен найти свой отряд. Он не верит врачу, случайно встретившемуся на дороге, не верит свидетельствам своих глаз, которые видят морщины на руках.

И, только взглянув на свое отражение в луже, на старого, седого человека, он на миг понимает, что в беспамятстве прожита целая долгая жизнь.

Незадолго до отъезда в Мексику Вире посетил места боев, участником которых он был много лет тому назад. Он не терял памяти, он был нормальным человеком, но и он не мог вместить того, что было тогда, в свою теперешнюю жизнь.

В стихотворении Анны Ахматовой «Есть три эпохи у воспоминаний» говорится:

И вот когда горчайшее приходит:

Мы сознаем, что не могли б вместить

То прошлое в границы нашей жизни.

Так было у самого Бирса. Так стало — в драматическом сгущении — у героя его рассказа.

Особая ситуация — места, знакомые с юности, места, особо запомнившиеся, потому что здесь произошли, вероятно, самые значительные, самые важные события, — эти места неожиданно ставят человека лицом к лицу с его прошлым.

Обратите внимание

А прошлое — давным-давно поросшая мхом могила. Выдержать . это столкновение невозможно. Мгновенная драматическая развязка в последнем абзаце завершает повествование, которое началось замедленно, эпически плавно.

Военные рассказы Бирса, при всех их противоречиях, вместе с романом Крейна «Алый знак доблести» — начало правдивого изображения войны в литературе США.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/birs_ambroz/

Ссылка на основную публикацию