Краткая биография бородин

Биография Александра Бородина

Александр Порфирьевич Бородин, человек неординарный, сделавший много для русской культуры и науки, родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге.

Незаконорожденный сын грузинского аристократа, он не имел возможности учиться в гимназии и, лишь ухищрением матери и отчима, которые добились для него звания купца, способный ребёнок получил возможность сменить домашнее обучение на гимназическое.

С детства Бородин увлекался музыкой. Мальчику легко подчинились флейта, фортепьяно и виолончель, он рано начал сочинять небольшие произведения. А к 10 годам умом ребёнка завладела химия.

Обратите внимание

В 1850 году, блестяще отучившись в гимназии, Бородин поступает в Медико-хирургическую академию, где изучает медицину в совокупности с химией. Его наставником становится Н.Н. Зинин, известный учёный-химик. В 1859 году он уезжает за границу.

Там, вначале в Германии, позже во Франции продолжает оттачивать свои познания в науке. Там же в Германии знакомится со своей будущей женой, способной пианисткой с абсолютным слухом.

Именно она побудила его вернуться к слегка позабытым занятиям музыкой.

Вернувшись в Россию, Бородин много работает и в 1864 году получает звание профессора, позже становится руководителем лаборатории, далее академиком Медико-хирургической академии. Его работы по органической химии изучаются студентами во многих странах.

Невозможно переоценить талант Бородина-музыканта.

В 1862 году композитор Балакирев вводит его в кружок “Могучая кучка”. Здесь он проявился, как сторонник развития русского течения в музыке. Лучшие качества русского народа, его сила, свободолюбие, величие становятся главной темой его работ.

Самым большим и узнаваемым музыкальным творением Бородина считается опера “Князь Игорь”.

Трудиться над ней автор начал в 1869 году с подачи В.В. Стасова. Работа затянулась надолго, потому что невозможно было оставить научную работу. Опера не была закончена из-за скоропостижной кончины композитора в феврале 1887 года от инфаркта. Окончанием оперы занимались друзья Бородина Глазунов и Римский-Корсаков, а премьера состоялась в Мариинском театре в конце октября 1890 года.

Бородин прожил не слишком долгую жизнь, и его научная деятельность не позволяла заниматься композиторством в полной мере, но его вклад в развитие русской музыкальной классики велик и будет цениться многими поколениями любителей музыки.

Биография 2

Русская музыка велика настолько же, насколько важен наш русский язык, наша речь. Многие имена русских композиторов и музыкантов известно людям. Глинка, Римский – Корсаков, Чайковский – все они считаются великими людьми и внесли неоценимый вклад в родную классическую музыку. К этому числу людей также можно отнести и Бородина. Чем он прославился? И только ли музыку затронул Александр?

Александр Бородин Появился на свет 31 октября 1833 года. Было это в городе Санкт – Петербурге. Его отцом был князь одного из участков грузинских земель. Кстати, так вышло, что Александр стал внебрачным ребенком. Именно поэтому мальчика пришлось отдать слуге князя, Порфирию Бородину и его жене, отсюда и отчество Александра.

8 лет мальчику приходилось прислуживать в доме князя, пока он не скончался, предварительно оставив своему ребенку и Авдотье дом. Александру пришлось получить много проблем из-за того, что связи вне брака еще не были нормой. Поэтому настоящую фамилию пришлось скрыть ото всех.

Важно

Мало того, благодаря подобному происхождению, гимназии были для Александра под запретом, из – за чего пришлось изучать науки дома. Но мальчик был отлично обучен.

Уже в 9 лет у Бородина проявился интерес к музыке. Тогда же он получил свое первое музыкальное создание – польку, именуемая “Helen”. Сначала он играл на флейте и фортепиано, но с 13 лет он заимел в свой обиход также вошла виолончель. И в этом же возрасте у Бородина получилось провести свой первый концерт, главными инструментами которого были флейта и фортепиано.

В свое первое десятилетие Александру начала нравится химия. Но все одна и та же проблема препятствовала изучению разных наук – это внебрачное происхождение. Пришлось просить помощи у чиновников, чтобы записаться в Новоторжскую третью купеческую гильдию. Так у Александра была возможность завершить свое обучение.

Какие области в науке затронул Александр Порфирьевич Бородин?

Химия и врачевание.

В 1858 году Александр стал доктором медицины после того, как он удачно защитил свою научную работу и провел ряд опытов. Тогда же Бородина отправили в город Солигалич для того, чтобы тот провел исследования с минеральной водой, найденная купцом Кокоревым. Затем Александр стал улучшать свои химические умения, странствуя по другим странам. В 1864 году Бородин становится профессором химии.

Музыка.

Один из главных участников “Могучей кучки”. Впервые ввел в Россию эпический симфонизм. На счету Бородина такие оперы и произведения, как “Князь Игорь”, “Богатыри” и “Царская невеста”.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Житие Николая Чудотворца и биография краткое содержание
    Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений.
  • Антон Иванович Деникин
    Антон Деникин вошёл в историю как «вождь белого движения». Но, помимо всего прочего он занимался военной журналистикой и писал мемуары. Деникин родился под Варшавой (Польша), которая входила в состав Российской империи
  • Анна Иоанновна
    Анна Иоанновна – великая русская императрица, правившая с 1730 по 1740 гг.
  • Высоцкий
    Владимир Высоцкий – поэт и актер СССР, автор песен и произведений прозы. Был удостоен Государственный премии СССР, правда уже после смерти.
  • Ломоносов Михаил Васильевич
    Ломоносов являлся одним из начинателей русской литературы. Учёный по образованию, он смог добиться того, что благодаря его произведениям было сформировано народное сознание и увеличена роль литературного языка.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/aleksandr-porfirevich-borodin

Александр Бородин: фото композитора и краткая биография

Александр Порфирьевич Бородин (1833—87) русский композитор и ученый-химик.

Александр Бородин – член общества композиторов «Могучая кучка», один из создателей русского классического квартета и героико-эпического направления в русском симфонизме; опера «Князь Игорь» (завершена Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым. постановка 1890).

1-я (1867) и 2-я («Богатырская», 1876) симфонии. 1-й (1879) и 2-й (1881) струнные квартеты, романсы; более 40 трудов по органической химии (методы получения некоторых органических кислот); один из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов (1872—87).

Александр Бородин был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенок получил фамилию одного из крепостных отца. Мальчик учился дома языкам – немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским).

Совет

Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем – на фортепиано и виолончели, в девять – сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией.

С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины. Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859-1862).

За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана. Вскоре они поженились.

По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 – ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры. Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения.

Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или “Могучей кучки”), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор.

Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал “Знание” и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 – исполнена под управлением Балакирева.

К 1867-1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж.Оффенбаха, Дж.Мейербера, А.Серова, русских песен и т.п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики.

Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве.

Обратите внимание

Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной.

В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра В Средней Азии (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство.

По собственному признанию в письме к жене, ему приходилось быть “одновременно ученым, антрепренером, артистом, государственным чиновником, филантропом, врачом и больным”. Здоровье его было подорвано непомерным трудом, и 27 февраля 1887 он скоропостижно скончался на масленичном балу в Медико-хирургической академии в Петербурге.

Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями – Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина В Средней Азии по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.

Из Энциклопедия Кольера.

Фото и портреты Бородина

Автор потрета: Илья Ефимович Репин

Источник: http://www.pavelin.ru/lichnosti/312-borodin.html

Александр Порфирьевич Бородин (Alexander Borodin)

Музыка Бородина… возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь.
Б. Асафьев

А. Бородин является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, он проявил также и незаурядное литературное дарование. Однако в историю мировой культуры Бородин вошел прежде всего как композитор.

Им создано не так уж много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор.

Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность (Бородин обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая устремленность.

Продолжая традиции M Глинки, в частности его оперы «Руслан и Людмила», Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы.

Бородин родился от неофициального брака князя Л. Гедианова и русской мещанки А. Антоновой. Свою фамилию и отчество он получил от дворового человека Гедианова — Порфирия Ивановича Бородина, сыном которого его записали.

Читайте также:  Сочинения об авторе пелевин

Благодаря уму и энергии матери мальчик получил прекрасное домашнее образование и уже в детстве обнаружил разносторонние способности. Особенно привлекала его музыка.

Важно

Он научился играть на флейте, фортепиано, виолончели, с интересом слушал симфонические произведения, самостоятельно изучал классическую музыкальную литературу, переиграв в 4 руки со своим товарищем Мишей Щиглевым все симфонии Л. Бетховена, И. Гайдна, Ф. Мендельсона. Рано проявился у него и композиторский дар.

Его первыми опытами стали полька «Helene» для фортепиано, Концерт для флейты, Трио для двух скрипок и виолончели на темы из оперы «Роберт-дьявол» Дж. Мейербера (1847). В эти же годы у Бородина проявилась страсть к химии. Рассказывая В. Стасову о своей дружбе с Сашей Бородиным, М.

Щиглев вспоминал, что «не только его собственная комната, но чуть не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всякими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами». Близкие отмечали, что уже с детских лет Саша всегда был чем-нибудь занят.

В 1850 г. Бородин успешно выдержал экзамен в Медико-хирургическую (с 1881 г. Военно-медицинская) академию в Петербурге и с увлечением отдался занятиям медициной, естествознанием и особенно химией. Общение с выдающимся передовым русским ученым Н.

Зининым, который блестяще читал в академии курс химии, вел индивидуальные практические занятия в лаборатории и видел в талантливом юноше своего преемника, оказало большое влияние на становление личности Бородина. Увлекался Саша и литературой, особенно любил он произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, работы В.

Белинского, читал философские статьи в журналах. Свободное от академии время отдавалось музыке. Бородин часто посещал музыкальные собрания, где исполнялись романсы А. Гурилева, А. Варламова, К. Вильбоа, русские народные песни, арии из модных тогда итальянских опер; постоянно бывал на квартетных вечерах у музыканта-любителя И.

Гаврушкевича, нередко участвуя в качестве виолончелиста в исполнении камерно-инструментальной музыки. В эти же годы он познакомился с произведениями Глинки. Гениальная, глубоко национальная музыка захватила и увлекла юношу, и с этих пор он становится верным поклонником и последователем великого композитора. Все это побуждает его к творчеству.

Бородин много самостоятельно работает над овладением композиторской техникой, пишет вокальные сочинения в духе городского бытового романса («Что ты рано, зоренька»; «Слушайте, подруженьки, песенку мою»; «Разлюбила красна девица»), а также несколько трио для двух скрипок и виолончели (в т. ч.

Совет

на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила»), струнный Квинтет и др. В его инструментальных произведениях этой поры еще заметно сказывается влияние образцов западноевропейской музыки, в частности Мендельсона. В 1856 г.

Бородин отлично сдал выпускные экзамены и для прохождения обязательной врачебной практики был прикомандирован врачом-ординатором ко второму Военно-сухопутному госпиталю; в 1858 г. он успешно защитил диссертацию на ученую степень доктора медицины, а через год был отправлен академией за границу для научного усовершенствования.

Бородин обосновался в Гейдельберге, где к тому времени собралось немало молодых русских ученых разных специальностей, среди которых были Д. Менделеев, И. Сеченов, Э. Юнге, А. Майков, С.

Ешевский и другие, ставшие друзьями Бородина и составившие так называемый «Гейдельбергский кружок».

Собираясь, они обсуждали не только научные проблемы, но и вопросы общественно-политической жизни, новости литературы и искусства; здесь читали Колокол и Современник, здесь звучали идеи А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Белинского, Н. Добролюбова.

Бородин интенсивно занимается наукой. За 3 года пребывания за границей он выполнил 8 оригинальных химических работ, принесших ему широкую известность. Он использует любую возможность для поездок по странам Европы. Молодой ученый знакомился с жизнью и культурой народов Германии, Италии, Франции, Швейцарии.

Но и музыка всегда сопутствовала ему. Он по-прежнему с увлечением музицировал в домашних кружках и не упускал возможности побывать на симфонических концертах, в оперных театрах, познакомившись таким образом со многими произведениями современных западноевропейских композиторов — К. М. Вебера, Р. Вагнера, Ф. Листа, Г.

Берлиоза. В 1861 г. в Гейдельберге Бородин встретился со своей будущей женой – талантливой пианисткой и знатоком русской народной песни Е. Протопоповой, горячо пропагандировавшей музыку Ф. Шопена, Р. Шумана. Новые музыкальные впечатления стимулируют творчество Бородина, помогают ему осознать себя русским композитором.

Обратите внимание

Он настойчиво ищет в музыке свои пути, свои образы и музыкально-выразительные средства, сочиняя камерно-инструментальные ансамбли. В лучшем из них — фортепианном Квинтете до минор (1862) – уже ощущается и эпическая сила, и напевность, я яркий национальный колорит.

Это сочинение как бы подводит итог предшествующему художественному развитию Бородина.

Осенью 1862 г. он вернулся в Россию, был избран профессором Медико-хирургической академии, где до конца своей жизни читал лекции и вел практические занятия со студентами; с 1863 г. некоторое время преподавал и в Лесной академии. Начал он и новые химические исследования.

Вскоре после возвращения на родину в доме профессора академии С. Боткина Бородин познакомился с М. Балакиревым, который со свойственной ему проницательностью сразу оценил композиторский талант Бородина и заявил молодому ученому, что истинным его призванием является музыка. Бородин входит в кружок, который помимо Балакирева составляли Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н.

Римский-Корсаков и художественный критик В. Стасов. Так завершилось формирование творческого содружества русских композиторов, известного в истории музыки под названием «Могучая кучка». Под руководством Балакирева Бородин приступает к созданию Первой симфонии. Законченная в 1867 г. она была с успехом исполнена 4 января 1869 г.

в концерте РМО в Петербурге под управлением Балакирева. В этом произведении окончательно определился творческий облик Бородина — богатырский размах, энергия, классическая стройность формы, яркость, свежесть мелодий, сочность красок, самобытность образов.

Появление этой симфонии знаменовало наступление творческой зрелости композитора и рождение нового направления в русской симфонической музыке.

Во второй половине 60-х гг. Бородин создает ряд романсов очень разных по тематике и характеру музыкального воплощения — «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Морская царевна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Море». Большая часть из них написана на собственный текст.

Важно

В конце 60-х гг. Бородин приступил к сочинению Второй симфонии и оперы «Князь Игорь». В качестве сюжета оперы Стасов предложил Бородину замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». «Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам?..» Попробую, — ответил Стасову Бородин.

Патриотическая идея «Слова», его народный дух были особенно близки Бородину. Сюжет оперы как нельзя лучше отвечал особенностям его таланта, склонности к широким обобщениям, эпическим образам и его интересу к Востоку.

Опера создавалась на подлинном историческом материале, и Бородину было очень важно добиться создания верных, правдивых характеров. Он изучает множество источников, связанных со «Словом» и той эпохой. Это и летописи, и исторические повести, исследования о «Слове», русские эпические песни, восточные напевы. Либретто оперы Бородин писал сам.

Однако сочинение продвигалось медленно. Главная причина — занятость научной, педагогической и общественной деятельностью.

Он был в числе инициаторов и учредителей Русского химического общества, работал в Обществе русских врачей, в Обществе охранения народного здравия, принимал участие в издании журнала «Знание», входил в состав директоров РМО, участвовал в работе Петербургского кружка любителей музыки, руководил созданными им в Медико-хирургической академии студенческим хором и оркестром.

В 1872 г. в Петербурге открылись Высшие женские медицинские курсы. Бородин явился одним из организаторов и педагогов этого первого высшего учебного заведения для женщин, отдавал ему много времени и сил. Сочинение Второй симфонии было закончено лишь в 1876 г.

Симфония создавалась параллельно с оперой «Князь Игорь» и очень близка ей по идейному содержанию, характеру музыкальных образов. В музыке симфонии Бородин достигает яркой красочности, конкретности музыкальных образов. По свидетельству Стасова, он хотел в 1 ч.

нарисовать собрание русских богатырей, в Анданте (3 ч.) — фигуру Баяна, в финале — сцену богатырского пира. Название «Богатырская», данное симфонии Стасовым, прочно закрепилось за ней. Впервые симфония была исполнена в концерте РМО в Петербурге 26 февраля 1877 г.

под управлением Э. Направника.

В конце 70-х — начале 80-х гг. Бородин создает 2 струнных квартета, став наряду с П. Чайковским основоположником русской классической камерно-инструментальной музыки. Особую популярность завоевал Второй квартет, музыка которого с большой силой и страстностью передает богатый мир душевных переживаний, обнажая яркую лирическую сторону дарования Бородина.

Совет

Однако главной заботой была опера. Несмотря на огромную занятость всевозможными обязанностями и воплощением замыслов других сочинений, «Князь Игорь» находился в центре творческих интересов композитора. В течение 70-х гг.

был создан ряд основополагающих сцен, часть из которых исполнялась в концертах Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова и нашла горячий отклик у слушателей. Большое впечатление произвело исполнение музыки Половецких плясок с хором, хоров («Слава» и др.), а также сольных номеров (песня Владимира Галицкого, каватина Владимира Игоревича, ария Кончака, Плач Ярославны).

Особенно много удалось сделать в конце 70-х — первой половине 80-х гг. Друзья с нетерпением ждали завершения работы над оперой и всячески старались содействовать этому.

В начале 80-х гг. Бородин написал симфоническую партитуру «В Средней Азии», несколько новых номеров для оперы и ряд романсов, среди которых выделяется элегия на ст. А. Пушкина «Для берегов отчизны дальней». В последние годы жизни он работал над Третьей симфонией (к сожалению, не оконченной), написал Маленькую сюиту и Скерцо для фортепиано, а также продолжал работать над оперой.

Изменение общественно-политической обстановки в России 80-х гг. — наступление жесточайшей реакции, гонения на передовую культуру, разгул грубого бюрократического произвола, закрытие женских медицинских курсов — действовало на композитора подавляюще.

Все труднее становилось бороться с реакционерами в академии, увеличилась занятость, стало сдавать здоровье. Тяжело переживал Бородин и кончину близких ему людей — Зинина, Мусоргского.

Вместе с тем большую радость ему доставляло общение с молодежью — учениками и коллегами; значительно расширился и круг музыкальных знакомств: он охотно посещает «беляевские пятницы», близко знакомится с А. Глазуновым, А. Лядовым и другими молодыми музыкантами.

Большое впечатление произвели на него встречи с Ф. Листом (1877, 1881, 1885), который высоко оценил творчество Бородина и пропагандировал его произведения.

Обратите внимание

С начала 80-х гг. известность Бородина-композитора растет. Его произведения исполняются все чаще и получают признание не только в России, но и за рубежом: в Германии, Австрии, Франции, Норвегии, Америке. Триумфальный успех его сочинения имели в Бельгии (1885, 1886). Он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца XIX — начала XX в.

Сразу же после внезапной смерти Бородина Римский-Корсаков и Глазунов решили подготовить к печати его незаконченные произведения.

Они завершили работу над оперой: Глазунов воссоздал по памяти увертюру (как она намечалась Бородиным) и сочинил на основе авторских эскизов музыку III акта, Римский-Корсаков инструментовал большую часть номеров оперы. 23 октября 1890 г.

Князь Игорь был поставлен на сцене Мариинского театра. Спектакль вызвал горячий прием у публики. «Опера „Игорь“ во многом, прямо родная сестра великой оперы Глинки „Руслан“», — писал Стасов.

— «в ней та же мощь эпической поэзии, та же грандиозность народных сцен и картин, та же изумительная живопись характеров и личностей, та же колоссальность всего облика и, наконец, такой народный комизм (Скула и Ерошка), который превосходит даже комизм Фарлафа».

Творчество Бородина оказало огромное влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов (и их числе Глазунов, Лядов, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, К. Дебюсси, М. Равель и др.). Оно составляет гордость русской классической музыки.

А. Кузнецова

Читайте также:  Краткая биография мурасаки

Произведения

Публикации

Книги

Главы из книг

Записи

Бородин Александр. Записи в mp3 (classic-music.ru)

Источник: https://www.belcanto.ru/borodin.html

Александр Бородин краткая биография

Дата рождения: 12 ноября 1833 года.Дата смерти 27 февраля 1887 года.Место рождения: Санкт-Петербург, Российская Империя.

Бородин Александр Порфирьевич – один из плеяды именитых русских композиторов. Также Александр Бородин был известен как ученый-химик.

Александр появился на свет в октябре 1833 года. Мать, Авдотья Константиновна, была дочерью солдата, а отец – Лука Степанович – имеретинским князем. Связь была внебрачной, и мальчика записали сыном слуги князя, крепостного Порфирия Бородина.

Александр до восьми лет был записан крепостным, а затем его приемный отец дал ему вольную, к тому же купил для него и родной матери дом. Так как князю Луке Гедианову не хотелось в соответствии с устоями того времени афишировать своего ребенка, то мальчика представляли как близкого родственника Авдотьи Константиновны.

Рождение вне брака не позволило мальчику пойти в гимназию, но он получил неплохое домашнее образование, в том числе научился иге на флейте, фортепиано, виолончели. В подростковом возрасте он написал свой первый концерт. Это был не первое музыкальное произведение, написанное мальчиком – он начал творить в девять лет.

Важно

Кроме того, в том же юном возрасте всерьез увлекся химией.Александру сложно было планировать свое будущее, так как его бы не взяли ни в одно высшее учебное заведение из-за документов о рождении.Матери удалось в итоге записать сына как потомка купца третьей гильдии и он наконец смог закончить обучение в гимназии, а затем поступить в вуз.

Он стал вольнослушателем медицинской академии, и продолжал упорные занятия химией.Именно медицина помогла познакомиться Александру с М. Мусоргским. Последний проходил лечение в госпитале, где Александр работал ординатором. Вскоре молодой врач стал доктором медицины, защитив диссертацию по теме кислот в химии и токсикологии.

Тогда же молодой доктор стал известен широкой публике, опубликовав в газете научный труд по бальнеологии, связанный с исследованием минеральных вод в Солигаче.После этого он отправился в Европу на стажировку. Сначала это был Гейдельбергский университет, а затем участие в конгрессе химиков.

После ученый отправился в Париж для ознакомления с лекциями маститых ученых и работы в библиотеках.Спустя два года он вернулся в Гейдельберг, где познакомился с пианисткой Е. Протопоповой. Благодаря ей он стал более интенсивно заниматься музыкой и сочинением. Кроме того, они решили пожениться.

После возвращения на родину Александр сделал отчет о своей командировке и стал адъюнкт- профессором. Несмотря на эту должность, финансовое положение ученого было нестабильным и ему пришлось отложить свадьбу. Материальные проблемы сопровождали семью постоянно, даже после бракосочетания, что вынуждало Александра заниматься переводами, много преподавать.

Тем не менее, он продолжал двигаться по карьерной лестнице, став сначала профессором, а затем академиком. К тому же он основал Русское химическое общество вместе со своим учителем Н. Зиминым. Нужно сказать, что Зимин не одобрял занятия своего ученика музыкой, считая их вредными для науки. Александр вынужден был скрывать свое творчество от учителя и коллег.

После возвращения из Европы Александр был услышан М. Балакиревым, и приглашен в его музыкальное сообщество. Направлением, в котором Александр работал, были эпические музыкальные произведения, пропитанные патриотизмом и величием русского народа. Наверное, самым монументальным его произведением стала опера «Князь Игорь», поставленная уже после смерти композитора. Скончался он в 1887 году от инфаркта.

Достижения Александра Бородина:

• Создал более сорока научных работ по химии• Предложил метод определения азотистых шлаков в моче• Входил в балакиревский музыкальный кружок• Автор оперы «Князь Игорь», являющейся мировым наследием• Один из создателей русского симфонизма• Создал четыре симфонии• Написал восемь камерно-инструментальных ансамблей• Автор более десяти романсов• Создал Женские врачебные курсы

Даты из биографии Александра Бородина:

• 1833 г. появился на свет• 1840 г. получил вольную от отца• 1842 г. начал сочинять музыку• 1850 г. стал вольнослушателем медико-хирургической академии• 1856 г. окончил обучение в академии• 1858 г. стал доктором медицины• 1859 г. уехал стажироваться в Европу• 1860 г. посещение Рима• 1862 г. адъюнкт-профессор• 1863 г. бракосочетание с Е. Протопоповой• 1867 г. завершил Первую симфонию• 1977 г. стал академиком Медико-хирургической академии

• 1887 г скончался


ActionTeaser.ru – тизерная реклама ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat5top.ru/biografii/666-aleksandr-borodin-kratkaya-biografiya

Александр Порфирьевич Бородин

Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887) — русский композитор, учёный — химик и медик.

Родился 31 октября 1833 года в Петербурге. Его отцом был грузинский князь Лука Гедианов. При рождении мальчик был записан сыном княжеского камердинера Порфирия Бородина. Получил прекрасное домашнее образование, владел несколькими языками, играл на музыкальных инструментах.

Краткая биография

В 1856 году окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, где изучал медицину и химию. Занимался научной и педагогической деятельностью. Был доктором медицины, профессором, заведующим кафедрой химии, академиком Медико-хирургической академии, известным в Европе ученым-экспериментатором и теоретиком, автором более 40 научных трудов.

Много времени Бородин отдавал музыке. Самостоятельно постигнув композиторское искусство, он вначале писал небольшие фортепианные пьесы, ансамбли, романсы. Сблизившись в 1862 году с композитором М. А.

Балакиревым и войдя в члены созданного им кружка композиторов “Могучая кучка”, Бородин стал задумываться над созданием более крупных сочинений. Его интересовали образы русского эпоса, сюжеты народных былин и сказаний.

Совет

Основой его главного произведения — оперы “Князь Игорь” стал — памятник древнерусской культуры 12 века “Слово о полку Игореве”, его 2-я симфония имеет название “Богатырская” (это название дал симфонии В. В. Стасов).

Большая загруженность научной и педагогической работой и в то же время высокая требовательность к композиторскому творчеству, привычка работать серьезно и сосредоточенно обусловили то, что Бородин писал свои произведения долгие годы (над оперой “Князь Игорь” он работал 18 лет), некоторые из них остались незаконченными и были завершены после его смерти Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым (опера “Князь Игорь”).

Большую роль в формировании творческого мировоззрения композитора сыграли его встречи с Ф. Листом в Германии, куда Бородин приезжал несколько раз на протяжении своей жизни.

Во многом благодаря Листу произведения Бородина становятся известны в Европе.

В 1880 в Баден-Бадене была исполнена его 1-я симфония, пять лет спустя в Бельгии исполняется несколько крупных симфонических произведений (2 симфонии, симфоническая картина “В Средней Азии” и т. д.).

Не столь плодовитый, как его товарищи по “Могучей кучке”, Бородин тем не менее стал автором трех симфоний (3-я осталась незавершенной), двух замечательных струнных квартетов, шестнадцати романсов и т. д.

Талант Бородина как композитора-симфониста со всей полнотой раскрылся в “Богатырской симфонии”.

В 1884 году ему за достижения в области симфонического творчества (формально за сочинение 1-й симфонии) присуждается Глинкинская премия, учрежденная известным меценатом М. П. Беляевым.

Скромный и отзывчивый, Бородин пользовался огромным уважением и любовью своих коллег композиторов, которые всячески помогали чрезвычайно занятому основной работой Бородину в сочинении произведений.

Слушать онлайн

11:02

01. Opera “Prince Igor” – Overture

14:10

02. Opera “Prince Igor” – “Polovtsian Dances”

05:21

03. Opera “Prince Igor” – “Polovtsian March”

07:21

04. Symphonic picture “in Central Asia”

07:03

05. Symphony №2 in B Minor “Warriors» – Allegro

05:19

06. Symphony №2 in B Minor “Warriors» – Scherzo. Prestissimo

07:48

07. Symphony №2 in B Minor “Warriors» – Andante

07:07

08. Symphony №2 in B Minor “Warriors» – Allegro

Другие композиторы

Альбинони | Бах | Бетховен | Брамс | Берлиоз | Барток | Бизе | Бородин | Вивальди | Верди | Вагнер | Гайдн | Григ | Глюк | Гендель | Глинка | Гершвин | Дворжак | Дебюсси | Корсаков | Лист | Мендельсон | Моцарт | Мусоргский | Монтеверди | Прокофьев | Паганини | Равель | Россини | Рахманинов | Стравинский | Чайковский | Шопен | Шуберт | Шуман | Штраус | Шостакович

На момент публикации все ссылки были в рабочем состоянии, если Вы обнаружили нерабочие ссылки или не можете слушать онлайн Александра Порфирьевича Бородина – просьба сообщить об этом администрации сайта здесь!

Источник: http://classica.at.ua/index/aleksandr_porfirevich_borodin/0-37

Александр бородин краткая биография. Александр порфирьевич бородин – биография. После возвращения на родину

Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью. Он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик – ученый и педагог, и как активный общественный деятель. Успешно выступал он в качестве дирижера и музыкального критика.

Во всем ощущались у него ясность мысли и широкий размах, прогрессивность убеждений и светлое, бодрое отношение к жизни. Его музыкальное творчество. Оно невелико по объему, но включает образцы разных жанров: оперу, симфонии, симфоническую картину, квартеты, фортепианные пьесы, романсы.

Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». К этим качествам можно добавить сочный и незлобивый юмор.

Необычайная цельность творчества Бородина связана с тем, что через все его основные произведения проходит одна ведущая мысль – о богатырской мощи, скрытой в русском народе.

Обратите внимание

Вновь, в иных исторических условиях, Бородин выразил глинкинскую идею народного патриотизма.

Любимые герои Бородина – защитники родной страны. Это реальные исторические деятели (как в опере «Князь Игорь») или легендарные русские богатыри, прочно стоящие на родной земле, словно вросшие в нее (вспомним картины В.

Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье»), В образах Игоря и Ярославны в «Князе Игоре» или былинных богатырей во Второй симфонии Бородина обобщены те качества, которые проявлялись в характерах лучших русских людей при защите родины на протяжении многих веков отечественной истории. Это живое воплощение мужества, спокойного величия, душевного благородства.

Такое же обобщающее значение имеют показанные композитором сцены из народной жизни. У него преобладают не зарисовки быта, а величественные картины исторических событий, влиявших на судьбы всей страны.

Вместе с Мусоргским («Борис Годунов», «Хованщина»), Римским-Корсаковым («Псковитянка») он участвовал в художественном исследовании русской истории.

Отражены в музыке Бородина и противоречия жизни, ее трагические стороны. Однако композитор верит в силу света и разума, в их конечную победу. Он всегда сохраняет оптимистический взгляд на мир, спокойное, объективное отношение к действительности. О людских недостатках и пороках он говорит с улыбкой, добродушно высмеивая их.

Показательна и лирика Бородина.

Подобно глинкинской, она воплощает, как правило, возвышенные и цельные чувства, отличается мужественным, жизнеутверждающим характером, а в моменты высокого подъема чувств полна горячей страстности.

Как и Глинка, Бородин выражает самые интимные чувства с такой объективностью, что они становятся достоянием самого широкого круга слушателей. При этом даже трагические переживания переданы сдержанно и строго.

Важно

Немалое место в творчестве Бородина занимают картины природы. Его музыка часто вызывает ощущение широких, бескрайних степных просторов, на которых есть где развернуться богатырской силе.

Обращение Бородина к патриотической теме, к народно-богатырским образам, выдвижение на первый план положительных героев и возвышенных чувств, объективный характер музыки- все это заставляет вспомнить Глинку.

Вместе с тем в творчестве Бородина встречаются и такие черты, которых не было у автора «Ивана Сусанина» и которые порождены новой эпохой общественной жизни – 60-ми годами. Так, уделяя, подобно Глинке, основное внимание борьбе между народом в целом и его внешними врагами, он в то же время затронул и другие конфликты – внутри общества, между отдельными его группами («Князь Игорь»).

Появляются у Бородина и созвучные эпохе 60-х годов образы стихийного народного бунта («Песня темного леса»), близкие таким же образам у Мусоргского. Наконец, некоторые страницы бородинской музыки (романсы «Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота») напоминают уже не классически уравновешенное творчество Глинки, а более напряженную, психологически острую лирику Даргомыжского и Шумана.

Конфликт противостоящих сил раскрывается главным образом в спокойном, неторопливом чередовании монументальных, законченных, внутренне цельных картин.

Характерно для Бородина как для эпического композитора (в отличие от Даргомыжского или Мусоргского) и то, что в его музыке гораздо чаще, чем речитатив, встречаются широкие, плавные и закругленные песенные мелодии.

Своеобразные творческие взгляды Бородина определили и его отношение к русской народной песне.

Совет

Он относился с особым интересом к песенным жанрам, которые сохранились в народе в продолжение многих веков,- к былинам, старинным обрядовым и лирическим песням.

Обобщая характерные для них признаки ладового строения, мелодии, ритма, фактуры, композитор создавал собственные музыкальные темы, не прибегая к цитированию подлинных народных мелодий.

Мелодический и гармонический язык Бородина отличается исключительной свежестью прежде всего благодаря ладовому своеобразию. В мелодике Бородина широко использованы характерные обороты народно-песенных ладов (дорийского, фригийского, миксолидийского, эолийского).

Гармония включает плагальные обороты, соединения побочных ступеней, сочные и терпкие аккорды из кварт и секунд, возникшие на основе кварто-секундовых попевок, характерных для народной песни.

Нередки также красочные созвучия, которые образуются в результате наложения друг на друга самостоятельных мелодических линий и целых аккордов.

Как и все кучкисты, Бородин вслед за Глинкой интересовался Востоком и изображал его в своей музыке. К жизни и культуре восточных народов он относился с большим вниманием и дружелюбием.

Дух и характер Востока, колорит его природы, неповторимый аромат его музыки Бородин ощущал и передал необычайно проникновенно и тонко. Он не только любовался восточной народной песней и инструментальной музыкой, но и -пристально, как ученый, изучал ее по записям, по трудам исследователей.

Он впервые открыл музыкальные богатства народов Средней Азии (симфоническая картина «В Средней Азии», опера «Князь Игорь»).

Плаксин Сергей

Презентация о жизни и творчестве А.П.Бородина.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Источник: https://optistore.ru/aleksandr-borodin-kratkaya-biografiya-aleksandr-porfirevich/

Реферат: Бородин Александр Порфирьевич

Бородин Александр Порфирьевич

(1833-87)

Русский
композитор, учёный-химик, общественный деятель. Получил разностороннее
домашнее, в т. ч. и музыкальное, образование. Окончил петербургскую
Медико-хирургическую академию (1856). Доктор медицины (1858). Профессор (с
1864), заведующий кафедрой химии (с 1874), академик (1877) Медико-хирургической
академии. Один из организаторов (1872) и педагогов (до 1885) Женских врачебных
курсов.

Дружба с прогрессивными учёными – Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым,
Н. Н. Зининым (педагог Бородина) и др., а также изучение статей В. Г.
Белинского и А. И. Герцена способствовали формированию передовых общественных
взглядов Бородина – просветителя-шестидесятника. Много времени отдавал он
музыке, самостоятельно постигнув композиторское искусство. В 1860-х гг. стал
членом “Могучей кучки”.

Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова,
а также общения с А. С. Даргомыжским сложились музыкально-эстетические взгляды
Бородина как последователя М. И. Глинки. В эти годы написаны 1-я симфония,
опера-фарс “Богатыри” (пародия на псевдоисторическую оперу), романс
“Спящая княжна” и др.

Обратите внимание

Большая занятость научной, педагогической
работой и в то же время высокая требовательность к композиторскому творчеству
обусловили длительность работы над каждым музыкальным сочинением. Так, музыка
2-й симфонии (впоследствии названной Стасовым “Богатырской”) написана
в основном в течение 2 лет, но завершение партитуры потребовало ещё несколько
лет.

Над оперой “Князь Игорь” Бородин работал 18 лет (не была
завершена, её дописали по материалам Бородина и дооркестровали Н. А.
Римский-Корсаков и А. К. Глазунов).

Творческое
наследие Бородина невелико по объёму. В его сочинениях нашли воплощение любовь
к родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центр, место в музыке
Бородина занимают богатырские образы русской истории, героического эпоса, к
которым он обращался, чтобы понять современность.

Эпическая широта сочетается у
Бородина с глубоким лиризмом. Его лирика – мужественная, уравновешенная и в то
же время страстная, трепещущая. Наряду с чутким проникновением в характер
русского музыкального фольклора композитор постигал музыку народов Востока.

В
его произведениях соседствуют русские образы и восточные – пленительные, полные
неги и воинственные.

Не
только для образного содержания, но и для всего музыкального стиля Бородина
характерна эпичность. Музыкальная драматургия его произведений основана на
принципе неторопливого развёртывания музыкального материала, длительного
пребывания в одном эмоциональном состоянии. Мелодии близки русским обрядовым
народным песням (по своему строению, ладовым признакам).

Отличительные черты
метода Бородина – при опоре на народную музыку обобщённое воспроизведение её
характерных признаков через оригинальные музыкальные образы; отсутствие фольклорных
цитат; использование классических форм.

Для гармонического языка, в основе
своей диатоничного (хотя композитор использует и изысканный хроматизм),
характерна мелодичность насыщенность, идущая от русской народной подголосочной
полифонии.

Важно

Наиболее
значительное сочинение Бородина, образец национального героического эпоса в
музыке – опера “Князь Игорь” (по “Слову о полку Игореве”).
В ней объединены черты эпической оперы и исторической народно-музыкальной
драмы. Бородин – один из создателей русской классической симфонии. Его симфонии
(1-я написана одновременно с первыми образцами этого жанра у Н. А.

Римского-Корсакова и П. И. Чайковского) знаменовали героико-эпическое
направление в русском симфонизме, вершиной которого стала 2-я симфония. Бородин
был также одним из творцов русского классического квартета (особенно выделяется
своей лиричностью 2-й струнный квартет). Бородин явился новатором и в области
камерно-вокальной лирики.

Первым ввёл в романс образы русского богатырского
эпоса. Наряду с эпическими романсами-балладами (“Море”, “Песнь
тёмного леса”) ему принадлежат также сатирические песни. Тонкий художник
романса, он создал неповторимую по глубине и трагичности чувства, благородству
выражения элегию “Для берегов отчизны дальней”.

Яркое самобытное творчество
Бородина оказало плодотворное воздействие на всю последующую русскую, а также и
зарубежную музыку.

Сочинения:

оперы-

Богатыри
(опера-фарс, 1867, Большой театр, Москва.), Млада (опера-балет, 4-е действие,
1872), Князь Игорь (либретто Бородина по “Слову о полку Игореве”,
1890, Мариинский театр, Петербург);

для оркестра-

3
симфонии (№ 1, Es-dur, 1867; № 2, Богатырская, h-moll, 1876; № 3, a-moll, 1887,
не окончена, 1-я и 2-я части записаны по памяти и оркестрованы А. К.
Глазуновым), музыкальная картина В Средней Азии (A-dur, 1880);

камерно-инструментальные ансамбли-

струнное
трио на тему песни “Чем тебя я огорчила” (g-moll, 1854-55), струнное
трио (Большое, G-dur, до 1862), фортепианное трио (D-dur, до 1862), струнный
квинтет (f-moll, до 1862), струнный секстет (d-moll, 1860-61), фортепианный
квинтет (c-moll, 1862), 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881),
Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886) и
др.;

для фортепиано в 2 руки-

Патетическое
адажио (As-dur, 1849), Маленькая сюита (1885), Скерцо (As-dur, 1885) и др.; для
фортепиано в 3 руки- Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на
неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова,
Ц. А.Кюи, А. К. Лядова, 1878);

для фортепиано в 4 руки-

Скерцо
(E-dur, 1861), Тарантелла (D-dur, 1862) и др.;

для голоса и фортепиано-

Разлюбила
красна девица, Слушайте, подруженьки, песенку мою.

Совет

Что ты рано, зоренька (50-е
годы), Красавица-рыбачка (1854-55), на слова Бородина- Спящая княжна (1867),
Морская царевна (1868), Песня тёмного леса (1868), Фальшивая нота (1868), Море
(1870), Отравой полны мои песни (1868), Из слез моих (1871), Арабская мелодия
(1881), Для берегов отчизны дальней (слова А. С. Пушкина, 1881), У людей-то в
дому (слова Н. А. Некрасова, 1881), Спесь (слова А. К. Толстого, 1884-85),
Чудный сад (Septain, 1885);

вокальный ансамбль-

мужской
вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме
(слова Бородина, 1868-72).  

Источник: http://www.referatmix.ru/referats/9/referatmix_7522.htm

БОРОДИН, АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ

БОРОДИН, АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ (1833–1887), русский композитор. Родился 31 октября (12 ноября) 1833 в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенок получил фамилию одного из крепостных отца.

Мальчик учился дома языкам – немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским).

Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем – на фортепиано и виолончели, в девять – сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией.

С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины. Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859–1862).

За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана. Вскоре они поженились.

По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 – ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры.

Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения.

Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор. Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал «Знание» и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 – исполнена под управлением Балакирева.

Обратите внимание

К 1867–1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж.Оффенбаха, Дж.Мейербера, А.Серова, русских песен и т.п.

); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики.

Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве.

Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной.

В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра В Средней Азии (1880), ряд романсов и фортепианных пьес.

Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство.

По собственному признанию в письме к жене, ему приходилось быть «одновременно ученым, антрепренером, артистом, государственным чиновником, филантропом, врачом и больным». Умер Бородин в Петербурге 15 (27) февраля 1887.

Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями – Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890.

Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина В Средней Азии по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора.

Важно

Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»

Какая была первая песня, которую Элвис Пресли исполнил по телевидению?

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/BORODIN_ALEKSANDR_PORFIREVICH.html

Ссылка на основную публикацию