Фридрих Йозеф Дюрренматт (1921-1990). Биография
Писательство – это всегда попытка в чём-то разобраться – в себе, в настоящей действительности. И эти попытки приходится постоянно возобновлять.
Фридрих Дюрренматт
По сравнению с другими писателями он вёл достаточно затворническую жизнь: довольно-таки редко появлялся в больших городах, избегал светских разговоров о своём творчестве, да и общался больше не с собратьями по перу, а с физиками, математиками или астрономами… Впрочем, это не помешало ему стать знаменитым во всём мире драматургом и прозаиком.
На различных театральных сценах мира, в том числе и украинских, с постоянным успехом и сегодня идут спектакли по его пьесам. На его счету несколько престижных международных премий в области литературы. На вопрос, откуда он берёт свои сюжеты, писатель скромно отвечал: “Это, скорее, видения, которые я, собственно, не в состоянии объяснить.
В моих произведениях есть вещи, которые я всего лишь предчувствую, но дать им какое-то рациональное объяснение я не могу. Я вообще считаю, что человек гораздо больше предчувствует, чем точно знает”. Однако его творческое наследие впечатляет: 23 пьесы, многочисленные романы, новеллы, рассказы, радиопьесы, эссе… Общий тираж его книг превышает 20 миллионов экземпляров.
Всё это принадлежит перу одного человека – популярного швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта…
А ведь в детские и юношеские годы ничего не предвещало, что он когда-то станет настоящим мастером гротеска в литературе. Фридрих Дюрренматт родился 5 января 1921 года в деревне Конольфинген, неподалёку от столицы Швейцарии города Берна. Семья будущего писателя имела к искусству отдалённое отношение.
Его дед был политиком, но, несмотря на свои консервативные взгляды, писал довольно известные сатирические стихи, обличавшие государственный бюрократизм и другие недостатки в стране, за что однажды его на 10 дней посадили в тюрьму. Отец мальчика был протестантским священником.
СоветКак позже вспоминал Фридрих, на его глазах всё время кого-то отпевали, кого-то хоронили, и это не могло не повлиять на то, что он рос довольно замкнутым ребёнком. Возможно, отсутствие полноценного общения со своими сверстниками и стало причиной того, что Дюрренматт серьёзно увлёкся рисованием. Способность мыслить образами пригодилась ему и позже, когда он стал писателем.
Эта страсть к изобразительному искусству сопровождала его всю жизнь: он много и талантливо рисовал, создавал иллюстрации к своим литературным произведениям, иногда придумывал эскизы декораций и костюмов к постановкам.
В 1935 году семья Дюрренматтов перебралась в Берн. В школе Фридрих был далеко не самым прилежным учеником. Плохие оценки, постоянные замечания учителей по поводу его поведения – всё это угнетало будущего писателя.
Он менял учебные заведения, но особых результатов это не приносило. Поэтому впоследствии школьные годы он, к сожалению, назовёт “самым неприятным временем в своей жизни”. После окончания школы в 1941 году Дюрренматт учится в университете, сначала в Цюрихе, а затем – в Берне.
Обратите вниманиеОн изучает философию, естественные науки и германистику, увлекается трудами датского философа Сёрена Кьеркегора, зачитывается произведениями французов Жана Поля Сартра и Альбера Камю, многие мысли которых найдут со временем своё отражение в его творчестве.
Однако через два года он бросает университет и решает полностью посвятить себя писательству.
Свою первую пьесу “Ибо сказано” он написал в 1945–1946 годах, и хотя уже через год она была поставлена на сцене, особого успеха спектакль не имел.
Надо сказать, что начальный этап писательской карьеры Дюрренматта не отличался лёгкостью и безоблачностью, финансовое положение было довольно-таки трудным как для него самого, так и для его большой, состоявшей из пяти человек, семьи. Кроме пьес, он начинает писать детективы, которые публикуются в газете “Беобахтер”. В 1952 году ситуация улучшилась.
Драматург заключает договор с радиостанциями на несколько радиопьес. В некоторых его произведениях, например в радиопьесе “Двойник” (1946), отчётливо прослеживается влияние Франца Кафки.
Первый творческий и коммерческий успех ему принесла пьеса “Ромул Великий” (1950), а затем и пьеса “Брак господина Миссисипи”, после которой автор был признан драматургом национального масштаба.
Так постепенно формируется основная проблематика его пьес: утрата человеком его духовных ценностей, беспомощность личности перед хаотичностью и жестокостью мира. Своё трагическое мироощущение драматург передаёт с помощью гротеска.
Он называет это “авантюрой высказывания горькой истины”. Именно гротеск, – считает он, – “одна из необыкновенных возможностей быть точным”.
ВажноПоскольку время трагедии, по мнению драматурга, прошло, абсурдность мира Дюрренматт отображает в своих блестящих фарсах и пародиях, стремясь через комическое несоответствие отразить трагизм современной жизни.
В 1957 году с появлением пьесы “Визит старой дамы” к Фридриху Дюрренматту приходит и мировая известность, и финансовое благополучие.
В этом произведении проявляются основные темы творчества писателя: предательство и верность, свобода и справедливость, вина и наказание.
Драматург ставит перед собой цель не “утешать” публику, а, смеясь над происходящим на сцене, заставить задуматься о мире, в котором царит алчность и где отдельная личность совершенно бессильна.
После “Визита старой дамы” Дюрренматт поднимается на вершину литературного Олимпа.
ВажноВ 1960-е годы он находится в расцвете своей литературной и театральной славы, одна за другой следуют престижные премии, драматург получает возможность путешествовать, заниматься общественной деятельностью. И, конечно же, он много пишет.
Это и обязательный для прочтения в немецких школах роман “Судья и его палач”, пьеса “Физики” о моральной и гражданской ответственности учёного в ядерный век, повести “Грек ищет гречанку”, “Авария”, сборник статей “Проблемы театра”, речи, адресованные последним президентам Чехословакии и СССР Вацлаву Гавелу и Михаилу Горбачёву, появившиеся под заголовком “Надежда Канта”, и многое-многое другое.
Полный новых творческих планов, Фридрих Дюрренматт умер 14 декабря 1990 года, в Невшателе, небольшом городке, расположенном в живописном и труднодоступном уголке швейцарских Альп, менее чем за месяц до своего 70-летнего юбилея.
“Я думаю, что следует отказаться от мысли, будто людей можно поучать, – считал писатель, – тут пытаешься с собой разобраться. У меня нет ответа на вопрос, как можно сделать мир лучше. У меня нет никаких рецептов.
Я могу только лишь попытаться добиться какой-то ясности относительно существования человека, человека вообще”.
Не поучая своего читателя, а просто размышляя с ним, Фридрих Дюрренматт приглашает и вас задуматься, что значит быть человеком в этом современном мире…
Источник: http://www.sochuroki.com/fridrix-jozef-dyurrenmatt-1921-1990-biografiya/
Дюрренматт Фридрих Йозеф
5 января 1921, Конольфинген – 14 декабря 1990, Нёвшатель – известный швейцарский писатель, публицист, драматург и художник-экспрессионист; один из мастеров психологического детектива.
Фридрих Дюрренматт родился 5 января 1921 года в Конольфингене, деревне в швейцарском кантоне Берн. Его дед Ульрих Дюрренматт был консервативный политик, отец Рейнгольд Дюрренматт – протестантский священник в деревне. Спустя 3 года родилась сестра Врони.
В 1935 году предположительно из-за экономических соображений семья переехала в Берн. Мировой экономический кризис к этому времени достаточно ощущался также и в Швейцарии, средний класс буржуазии становился всё беднее.
Фридрих Дюрренматт сначала посещал Бернскую Свободную гимназию, потом Гумбольтианум, где в 1941 сдал выпускные экзамены. Он не был особенно хорошим учеником (средняя оценка: «3 с минусом») и сам описывал школьные годы как «самое дурное время» своей жизни.
Он менял школы, потому что-то то ему не нравился метод преподавания, то плохие оценки, то вызывал своим поведением неудовольствие учителей. Впоследствии окончил Цюрихский и Бернский университеты, где изучал философию, филологию, естественные науки, историю искусства и живопись.
Ещё в Конольфингене он начал рисовать кистью и карандашом – склонность, которую он ощущал на протяжении всей своей жизни. Позже он иллюистрировал некоторые из своих собственных произведений, делал наброски, иногда даже эскизы декораций и костюмов для спектакля. Его картины были выставлены в 1976 и 1985 в Нойнбурге, в 1978 в Цюрихе.
Несмотря на свой талант к живописи Дюрренматт в 1941 году начал изучать философию, естественные науки и германистику; сначала в Цюрихе, но после первого семестра уже в Берне. Там он жил в у своих родителей на Лаубеггштрассе в мансарде, которую обставил большими панно, которые позже были закрашены и только в начале 1990-х годов были обнаружены и отреставрированы.
С учёбой он не торопился и уже в 1943 году предпочёл карьере в университете карьеру писателя.
В 1945–1946 гг. была опубликована первая пьеса «Ибо сказано». В 1947 г. она была поставлена на сцене. В 1946 г. Дюрренматт женится на актрисе Лотти Гайслер, и они переезжают в Лигерц на озере Билер. Там в 1950 г.
был написан криминальный роман «Судья и его палач», который, однако, в узком смысле криминальным романом не является. Это произведение принадлежит сегодня к обязательным для прочтения в немецких школах. Первые годы Дюрренматта как свободного писателя (до 1952 г.
) были тяжелы в финансовом отношении как для него самого, так и для его большой, состоявшей из 5 человек, семьи. Потом ситуация улучшилась, особенно за счёт заказов радиостанций; появились некоторые радиопостановки. Кроме того, издательство «Verlag der Arche» стало для него постоянным.
В дальнейшем Дюрренматт начал писать детективы, которые частично публиковались как романы с продолжением в швейцарской газете «Der Schweizerische Beobachter». В 1952 г. семейство Дюрренматтов поселилось надолго в Невшателе.
Признание как драматурга
В 1950 году вышла в свет его пьеса «Брак господина Миссисипи», которую можно было бы обозначить как его первый большой успех на сцене немецкого театра. Всемирную известность он получил с комедией «Визит старой дамы» (1956).
«Физики», пьеса, которую он сам относил к комедии, стала самой успешной постановкой театральных сезонов 1962/63 и 1982/83 годов. Дюрренматт получает премии и призы за своё творчество, которое включает в себя наряду с пьесами, детективами, рассказами и радиопостановками также эссе и доклады.
Например, литературная премия Шиллера (1959), большая литературная премия Шиллера (1960) и медаль Бубера-Розенцвейга (1977) во Франкфурте. В 1969 году ему была присуждена степень почётного доктора Темплского университета в Филадельфии, также Дюрренматт получил звание доктора наук в Иерусалиме и Ницце.
В шестидесятых годах Дюрренматт был на вершине общественного признания. Дюрренматт частично посвятил себя практической театральной деятельности, сначала на подмостках Баслера, после инфаркта, перенесённого в октябре 1969, на сценах Цюриха, и в конце концов в Дюссельдорфе. Там состоялись 2 его пьесы «Портрет планеты» и «Titus Andronicus».
Он повторно поставил многие скандальные пьесы, такие, как «Метеор» (1964–1965) в Вене. В восьмидесятых награды следовали одна за другой: австрийская государственная премия для европейской литературы, премия Георга Бюхнера…
Дюрренматт как автор эссе, докладов, речей критиковал международную политику. Он много путешествовал, например, в 1969 в США, в 1974 в Израиль, в 1990 в Польшу и Освенцим.
Так возникли «Записки из Америки» (1970) и публицистический текст «Я поддерживаю Израиль» (1973). В 1990 году широкую известность получили речи, адресованные В. Гавелу и М.
Горбачеву, которые появились под заголовком «Надежда Канта».
В 1983 умирает его жена Лотти. В 1984 Дюрренматт женился на актрисе, кинопродюсере, журналистке и водителе Феррари – Шарлотте Керр. Вместе они поставили фильм «Портрет планеты» и пьесу «Ролевые игры». 14 декабря 1990 Дюрренматт умер в Нёвшателе.
Шарлотта Керр написала книгу воспоминаний «Женщина в красном пальто», в котором она рассказывает о времени, проведённом вместе с Дюрренматтом.
Дюрренматт завещал свои произведения государству, но при условии, что будет создан национальный литературный архив.
Особенности метапоэтики драматического текста Фридриха Дюрренматта
Целью данной статьи является выявление особенностей метапоэтики в произведениях Фридриха Дюрренматта.
В процессе исследования были обнаружены следующие факторы, которые повлияли на творчество Дюрренматта: Вторая мировая война и послевоенное время, позиция нейтральности Швейцарии.
Ведущими темами в произведениях Фридриха Дюрренматта являлись взаимоотношения судьи и обвиняемого, жертва и палач, справедливость и насилие, различные бунты и попытки анатомирования зла и т.д.
Метапоэтика Фридриха Дюрренматта сформировалась в определенной системе идей. Можно отметить в его ранних произведениях некое «мрачное отчаяние», так как он начал писать в годы Второй мировой войны, его первые книги вышли в конце сороковых годов.
Уже в этих произведениях мир Дюрренматта полон, как и в дальнейшем, фантастических абсурдностей. По улицам движутся качающиеся автобусы, похожие на чудовища, тяжесть предметов кажется такой непомерной, что сравнивается со стонущим земным шаром.
Изначально, Швейцария неспроста явилась первой в Европе страной многих литературных достижений, снискавших швейцарской литературе уважение и признательность во всем мире. Расцвет драматургии в послевоенной Швейцарии не случаен.
Дело в том, что Женева, Цюрих, Базель, Берн и другие швейцарские города и кантоны, в течение двенадцати тревожно-тягостных лет существования «тысячелетнего рейха» были перепутьем эмигрантских дорог, средоточием культурных и, в частности, театральных сил, искавших убежища от фашизма.
Здесь произошло невольное столкновение течений, стилистических и идейных поисков и новаций.
Следует также отметить, что конец Второй мировой войны не был новым началом для немецкой литературы в Швейцарии. Большинство писателей работало непрерывно. Литературная сцена изменилась благодаря произведениям писателя-романиста Макса Фриша и, прежде всего, благодаря Фридриху Дюрренматту. Он изображал ужас того времени и, как пессимист, сам переживал это время.
Дюрренматт создавал, прежде всего, пародии, и, как сам говорил, «несомненно, тот, кто видит бессмыслицу, безнадежность этого мира, может отчаяться, но это отчаяние не является следствием этого мира, а лишь ответом, который дается этому миру.
А ответом была бы надежда, решение понять мир, в котором мы часто живем, как Гулливер среди великанов».
Человек рассматривался в его произведениях как жалкая песчинка в мире бездушных, самодовлеющих абстракций, грозящих ему неминуемой и мучительной смертью, и задавлен сложной конструкцией неестественных отношений.
По словам самого Дюрренматта, «расписание нашего столетия, которое танцует последний танец белой расы, не знает ни виновных, ни ответственных. Никто не причем и никто ничего не хотел.
Мы коллективно виноваты, коллективно вовлечены в грехи своих отцов и предков. Мы лишь дети своих предков. Это наша беда, а не наша вина. Вину можно расценить только как личный результат, как религиозное деяние. Нам остается только комедия.
Наш мир точно так же привел к гротеску, как он привел к атомной бомбе».
Раннее творчество Дюрренматта родилось из отчаяния и против войны, которая разрушила мир писателя, где господствовали религия, патриотизм, политика и принципы. Автор не был участником Войны, но видел собственными глазами зло, которое причиняли нацисты.
Несмотря на то, что Швейцария, по сравнению с другими странами, не перенесла губительных последствий Второй мировой войны, ее положение было сложным. Ее окружали фашистские страны, и она нуждалась в угле и зерне.
Таким образом, нейтральность Швейцарии и сыграла с ней злую шутку.
По словам самого Фридриха Дюрренматта, «нейтральность Швейцарии это политический ход, и именно это меня всегда интересовало. Ее нейтральность это не моральная, а циничная позиция».
Как писал Дюрренматт о политике и Швейцарии, «вся структура Швейцарии есть нечто, что является фасадом, а за ним сила, которая прячется, которая делает довольное лицо.
Это очень тревожная Швейцария, которую я вижу. С политической точки зрения, это Швейцария, в которую нужно верить, но в действительности она является чем-то совершенно другим.
А мои истории базируются на том, что я добираюсь до истины».
Можно также отметить, что после 1945 года в литературе начался процесс критического самосознания и поиск собственной идентичности. Писатели полемизировали со швейцарским патриотизмом.
Это было протестом против того мнения, что Швейцария является образцовой страной. Некоторые промышленные и военные круги были связаны с национал-социалистами .
По мнению Дюрренматта, «…нынешнее государство стало неуправляемым, анонимным, бюрократичным, и это не только в Москве или Вашингтоне, но даже и в Берне».
Если обратиться к первым прозаическим произведениям Дюрренматта, можно отметить, как автор подчеркивает двойственность положения своего героя: он может стать и палачом, и жертвой или – такой поворот еще более вероятен – он палач, страж, охранник и жертва одновременно. Таким образом, ведущими темами творчества писателя в его раннем творчестве являются:
– взаимоотношения судьи и обвиняемого;
– жертва и палач;
– справедливость и насилие;
– различные бунты и попытки анатомирования зла и т.д.
По мнению швейцарского литературного критика Беда Аллеманна, «можно сказать без преувеличения, что нет ни одного произведения у Дюрренматта, где бы палач не играл ключевой роли в произведении». Но иногда уже в названии самого произведения можно встретить понятие «палач», как, например, в названии криминального романа «Судья и его палач».
Человек заблудился не только в запутанных ходах Ф. Дюрренматта – он узник времени и узник собственного сознания. Ранние рассказы Дюрренматта отличает зыбкость границ между реальностью и внутренним состоянием героя: мир предстает как картина запутанного и мучительного сознания человека.
В своих произведениях автор представлял общество как анонимную систему управления, в котором не представлялось возможным принятие каких-либо личных решений, в котором также не существовало какой-либо личной вины. Люди в событиях являются взаимозаменяемыми. Не люди плохие, плохая сама система, которая поддерживает коррупцию и способствует лживости.
Дюрренматт пользовался приемами, противопоказанными традиционной реалистической драме. Он не отображал действительность в жизнеподобных формах, а перевоссоздавал ее в условных «моделях современного мира».
Крайней наивностью было бы принимать действительность в пьесах Дюрренматта за добросовестное драматургическое отражение житейской повседневности.
Даже там, где автором как будто бы точно воспроизведены обстоятельства данного места (например, провинциальный город Гюллен в «Визите старой дамы»), эта локальная точность тут же размывается общим смыслом.
По мнению критиков, город Гюллен, описываемый автором в его произведении «Визит старой дамы», является маленьким городком в Швейцарии, хотя может находиться и абсолютно в другом месте.
Относительно названия города можно отметить тот факт, что название происходит из швейцарско-немецкого и означает «навоз», чем и символизирует драматическое состояние.
G►lle (навоз) = ценнейшее органическое удобрение, символизирует экономический упадок общества, запущенность города, фальшивость жителей Гюллена и экономический подъем посредством денежных взносов.
Драматург придавал большое значение также и месту действия. Первый взгляд на сцену определял для зрителя атмосферу спектакля, а, следовательно, в общих чертах и его содержание. Дюрренматт писал, «произведение создается вместе со зрителями.
Раньше я присутствовал на всех пробах, всегда принимал участие в драматическом театре Цюриха, часто сам вел постановку. А потом каждый раз шок во время генеральной пробы. Внезапно приходят зрители. Как будто в спальной комнате внезапно появляются чужие люди.
После генеральной репетиции работа в театре для меня заканчивается. Премьера уже не считается, она состоится перед публикой».
Дюрренматт творит, сохраняя неизменную дистанцию к материалу. Своей задачей он считает изобразить пестрый, красочный, противоречивый, не поддающийся систематизации мир, мир, который он, как художник, разумеется, интерпретирует в своем творчестве.
Близкие Дюрренматту герои часто оказываются в двусмысленной ситуации. Серьезные решения, которые они принимают, оказываются бессмысленными в связи с непредвиденным оборотом событий. Сам Дюрренматт говорит о том, что «каждое произведение, которое создается, можно прочитать двояко. Каждое слово, даже в Библии, можно прочитать двояко».
Дюрренматт в конечном итоге как будто бы не слишком уверен в значении душевной стойкости своих персонажей и их благородных порывов, в значении «свободного выбора». Жизнь, какой ее видит драматург, чревата осложнениями. Это настороженный скептицизм по отношению к способности людей управлять действительностью весьма характерен для дюрренматтовской концепции современной пьесы.
Дюрренматт творит, смешивая, сдвигая, перетасовывая характерные черты современного мира. Из этого материала он лепит иную реальность, существующую по своим законам, смешную, гротескную, страшную, но всегда узнаваемую.
Смысл произведения выражает не позиция какого-нибудь близкого автору героя (как было у Камю или у Сартра), не истина, к которой исподволь вел своих зрителей Брехт, а вся созданная драматургом картина.
«Говорит» заложенное в пьесе и предложенное зрителям сопоставление двух миров – выдуманного и реального. В их сходствах и их различиях – горечь, отчаяние, надежды автора. Этот мир драматург считает возможным изобразить только в форме комедии.
«Нам остается только комедия… Трагедия», резюмирует он как результат поиска того, что еще возможно в театре, «предполагает вину, нужду, меру, ответственность».
В методе своей работы Дюрренматт видит известную параллель с методологией точных наук. «Математики и физики», писал он, «все чаще выдвигают сегодня рабочие гипотезы, которые затем отпадают или подтверждаются экспериментально. Подобно математикам и физикам, я создаю себе модели возможных человеческих взаимоотношений».
Дюрренматт-художник отнюдь не отличается недоверием к конкретной реальности. В статьях он постоянно говорит о своем пристрастии к «красочному театру». Постановки его пьес неизменно требуют зрелищности. Однако в чем-то главном современная жизнь кажется ему сомнительной: она теряет осязательно-конкретный облик, становится неуловимым фантомом.
Дюрренматт экспериментирует, но не столько с публикой, сколько с актерами, с выдуманными им фигурами на сцене. «Сцена», говорит он, «представляет для меня не поле теорий, мировоззрения и высказываний, а инструмент, возможности которого я пытаюсь узнать, играя ей»
Источник: http://biofile.ru/his/27601.html
Биография и книги автора Дюрренматт Фридрих
Об авторе
Фридрих Йозеф Дюрренматт (нем. Friedrich Josef Dürrenmatt; 5 января 1921, Конольфинген — 14 декабря 1990, Невшатель) — швейцарский немецкоязычный прозаик, публицист, драматург и художник-экспрессионист. Один из мастеров психологического детектива.
Ранние годы. Живопись
Фридрих Дюрренматт родился 5 января 1921 года в Конольфингене, деревне в швейцарском кантоне Берн. Его дед Ульрих Дюрренматт был консервативный политик, отец Рейнгольд Дюрренматт — протестантский священник в деревне. Спустя 3 года родилась сестра Врони.
В 1935 году предположительно из-за экономических соображений семья переехала в Берн. Мировой экономический кризис к этому времени достаточно ощущался также и в Швейцарии, средний класс буржуазии становился всё беднее.
Фридрих Дюрренматт сначала посещал Бернскую Свободную гимназию, потом Гумбольтианум, где в 1941 сдал выпускные экзамены. Он не был особенно хорошим учеником (средняя оценка: «3 с минусом») и сам описывал школьные годы как «самое дурное время» своей жизни.
Он менял школы, потому что то ему не нравился метод преподавания, то плохие оценки, то вызывал своим поведением неудовольствие учителей. Впоследствии окончил Цюрихский и Бернский университеты, где изучал философию, филологию, естественные науки, историю искусства и живопись.
Ещё в Конольфингене он начал рисовать кистью и карандашом — склонность, которую он ощущал на протяжении всей своей жизни. Позже он иллюистрировал некоторые из своих собственных произведений, делал наброски, иногда даже эскизы декораций и костюмов для спектакля. Его картины были выставлены в 1976 и 1985 в Нойнбурге, в 1978 в Цюрихе.
Несмотря на свой талант к живописи Дюрренматт в 1941 году начал изучать философию, естественные науки и германистику; сначала в Цюрихе, но после первого семестра уже в Берне. Там он жил у своих родителей на Лаубеггштрассе в мансарде, которую обставил большими панно, которые позже были закрашены и только в начале 1990-х годов были обнаружены и отреставрированы.
С учёбой он не торопился и уже в 1943 году предпочёл карьере в университете карьеру писателя.
В 1945—1946 гг. была опубликована первая пьеса «Ибо сказано». В 1947 г. она была поставлена на сцене. В 1946 г. Дюрренматт женится на актрисе Лотти Гайслер, и они переезжают в Лигерц на озере Билер. Там в 1950 г.
был написан криминальный роман «Судья и его палач», который, однако, в узком смысле криминальным романом не является. Это произведение принадлежит сегодня к обязательным для прочтения в немецких школах. Первые годы Дюрренматта как свободного писателя (до 1952 г.
) были тяжелы в финансовом отношении как для него самого, так и для его большой, состоявшей из 5 человек, семьи. Потом ситуация улучшилась, особенно за счёт заказов радиостанций; появились некоторые радиопостановки. Кроме того, издательство «Verlag der Arche» стало для него постоянным.
В дальнейшем Дюрренматт начал писать детективы, которые частично публиковались как романы с продолжением в швейцарской газете «Der Schweizerische Beobachter[de]». В 1952 г. семейство Дюрренматтов поселилось надолго в Невшателе.
[править]Признание как драматурга
В 1950 году вышла в свет его пьеса «Брак господина Миссисипи[en]», которую можно было бы обозначить как его первый большой успех на сцене немецкого театра. Всемирную известность он получил с комедией «Визит старой дамы» (1956).
[1] «Физики[en]», пьеса, которую он сам относил к комедии, стала самой успешной постановкой театральных сезонов 1962/63 и 1982/83 годов. Дюрренматт получает премии и призы за своё творчество, которое включает в себя наряду с пьесами, детективами, рассказами и радиопостановками также эссе и доклады.Например, литературная премия Шиллера (1959), большая литературная премия Шиллера (1960) и медаль Бубера-Розенцвейга (1977) во Франкфурте. В 1969 году ему была присуждена степень почётного доктора Темплского университета в Филадельфии, также Дюрренматт получил звание доктора наук в Иерусалиме и Ницце.
В шестидесятых годах Дюрренматт был на вершине общественного признания. Дюрренматт частично посвятил себя практической театральной деятельности, сначала на подмостках Баслера, после инфаркта, перенесённого в октябре 1969, на сценах Цюриха, и в конце концов в Дюссельдорфе. Там состоялись 2 его пьесы «Портрет планеты» и «Titus Andronicus».
Он повторно поставил многие скандальные пьесы, такие, как «Метеор» (1964—1965) в Вене. В восьмидесятых награды следовали одна за другой: австрийская государственная премия для европейской литературы, премия Георга Бюхнера…
[править]Публицистика
Дюрренматт как автор эссе, докладов, речей критиковал международную политику. Он много путешествовал, например, в 1969 в США, в 1974 в Израиль, в 1990 в Польшу и Освенцим.
Так возникли «Записки из Америки» (1970) и публицистический текст «Я поддерживаю Израиль» (1973). В 1990 году широкую известность получили речи, адресованные В. Гавелу и М.
Горбачеву, которые появились под заголовком «Надежда Канта».
[править]Последние годы
В 1983 умирает его жена Лотти. В 1984 Дюрренматт женился на актрисе, кинопродюсере, журналистке и водителе Феррари — Шарлотте Керр. Вместе они поставили фильм «Портрет планеты» и пьесу «Ролевые игры». 14 декабря 1990 Дюрренматт умер в Невшателе.
Шарлотта Керр написала книгу воспоминаний «Женщина в красном пальто», в котором она рассказывает о времени, проведённом вместе с Дюрренматтом.
Дюрренматт завещал свои произведения государству, но при условии, что будет создан национальный литературный архив.
[править]Художественные особенности творчества [править]Антибуржуазный и антифашистский характер
В некоторых произведениях Дюрренматта (как отмечается в некоторых источниках, «последовательно от произведения к произведению»[1], прослеживается антибуржуазный и антифашистский характер. В частности, в повести «Авария[en]» один из персонажей, адвокат, в суде говорит следующее о своём подзащитном Трапсе:
Он не преступник, а жертва эпохи, западной цивилизации, которая, увы, всё больше и больше теряет веру (она становится всё туманнее) и которая настолько погружается в хаос, что человек уже не может различить никакой путеводной звезды. В итоге — полная растерянность, одичание, торжество кулачного права и отсутствие подлинной нравственности.
В повести писателя «Подозрение[en]», рассказывающей о деятельности комиссара бернской полиции Берлаха, подчёркивается, что современная Швейцария стала прибежищем бывших фашистов[1].
Источник: https://www.rulit.me/authors/dyurrenmatt-fridrih
Фридрих Йозеф Дюрренматт (1921-1990). Биография
Дюрренматт Фридрих Йозеф – Фридрих Йозеф Дюрренматт (1921-1990). Биография
Писательство — это всегда попытка в чём-то разобраться — в себе, в настоящей действительности. И эти попытки приходится постоянно возобновлять.
Фридрих Дюрренматт
По сравнению с другими писателями он вёл достаточно затворническую жизнь: довольно-таки редко появлялся в больших городах, избегал светских разговоров о своём творчестве, да и общался больше не с собратьями по перу, а с физиками, математиками или астрономами… Впрочем, это не помешало ему стать знаменитым во всём мире драматургом и прозаиком.
На различных театральных сценах мира, в том числе и украинских, с постоянным успехом и сегодня идут спектакли по его пьесам. На его счету несколько престижных международных премий в области литературы. На вопрос, откуда он берёт свои сюжеты, писатель скромно отвечал: «Это, скорее, видения, которые я, собственно, не в состоянии объяснить.
В моих произведениях есть вещи, которые я всего лишь предчувствую, но дать им какое-то рациональное объяснение я не могу. Я вообще считаю, что человек гораздо больше предчувствует, чем точно знает». Однако его творческое наследие впечатляет: 23 пьесы, многочисленные романы, новеллы, рассказы, радиопьесы, эссе… Общий тираж его книг превышает 20 миллионов экземпляров.
Всё это принадлежит перу одного человека — известного швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта…
А ведь в детские и юношеские годы ничего не предвещало, что он когда-то станет настоящим мастером гротеска в литературе. Фридрих Дюрренматт родился
5 января 1921 года в деревне Конольфинген, неподалёку от столицы Швейцарии города Берна. Семья будущего писателя имела к искусству отдалённое отношение.
Его дед был политиком, но, несмотря на свои консервативные взгляды, писал довольно известные сатирические стихи, обличавшие государственный бюрократизм и другие недостатки в стране, за что однажды его на 10 дней посадили в тюрьму. Отец мальчика был протестантским священником.
СоветКак позже вспоминал Фридрих, на его глазах всё время кого-то отпевали, кого-то хоронили, и это не могло не повлиять на то, что он рос довольно замкнутым ребёнком. Возможно, отсутствие полноценного общения со своими сверстниками и стало причиной того, что Дюрренматт серьёзно увлёкся рисованием. Способность мыслить образами пригодилась ему и позже, когда он стал писателем.
Эта страсть к изобразительному искусству сопровождала его всю жизнь: он много и талантливо рисовал, создавал иллюстрации к своим литературным произведениям, иногда придумывал эскизы декораций и костюмов к постановкам.
В 1935 году семья Дюрренматтов перебралась в Берн. В школе Фридрих был далеко не самым прилежным учеником. Плохие оценки, постоянные замечания учителей по поводу его поведения — всё это угнетало будущего писателя.
Он менял учебные заведения, но особых результатов это не приносило. Поэтому впоследствии школьные годы он, к сожалению, назовёт «самым неприятным временем в своей жизни». После окончания школы в 1941 году Дюрренматт учится в университете, сначала в Цюрихе, а затем — в Берне.
Обратите вниманиеОн изучает философию, естественные науки и германистику, увлекается трудами датского философа Сёрена Кьеркегора, зачитывается произведениями французов Жана Поля Сартра и Альбера Камю, многие мысли которых найдут со временем своё отражение в его творчестве.
Однако через два года он бросает университет и решает полностью посвятить себя писательству.
Свою первую пьесу
«Ибо сказано» он написал в 1945–1946 годах, и хотя уже через год она была поставлена на сцене, особого успеха спектакль не имел.
Надо сказать, что начальный этап писательской карьеры Дюрренматта не отличался лёгкостью и безоблачностью, финансовое положение было довольно-таки трудным как для него самого, так и для его большой, состоявшей из пяти человек, семьи. Кроме пьес, он начинает писать детективы, которые публикуются в газете «Беобахтер». В 1952 году ситуация улучшилась.
Драматург заключает договор с радиостанциями на несколько радиопьес. В некоторых его произведениях, например в радиопьесе
«Двойник» (1946), отчётливо прослеживается влияние Франца Кафки.
Первый творческий и коммерческий успех ему принесла пьеса
«Ромул Великий» (1950), а затем и пьеса
«Брак господина Миссисипи», после которой автор был признан драматургом национального масштаба.
Так постепенно формируется основная проблематика его пьес: утрата человеком его духовных ценностей, беспомощность личности перед хаотичностью и жестокостью мира. Своё трагическое мироощущение драматург передаёт с помощью гротеска.
Он называет это «
авантюрой высказывания горькой истины». Именно гротеск, — считает он, — «одна из необыкновенных возможностей быть точным».
ВажноПоскольку время трагедии, по мнению драматурга, прошло, абсурдность мира Дюрренматт отображает в своих блестящих фарсах и пародиях, стремясь через комическое несоответствие отразить трагизм современной жизни.
В 1957 году с появлением пьесы
«Визит старой дамы» к Фридриху Дюрренматту приходит и мировая известность, и финансовое благополучие.
В этом произведении проявляются основные темы творчества писателя: предательство и верность, свобода и справедливость, вина и наказание.
Драматург ставит перед собой цель не «утешать» публику, а, смеясь над происходящим на сцене, заставить задуматься о мире, в котором царит алчность и где отдельная личность совершенно бессильна.
После «Визита старой дамы» Дюрренматт поднимается на вершину литературного Олимпа.
ВажноВ 1960-е годы он находится в расцвете своей литературной и театральной славы, одна за другой следуют престижные премии, драматург получает возможность путешествовать, заниматься общественной деятельностью. И, конечно же, он много пишет.
Это и обязательный для прочтения в немецких школах роман
«Судья и его палач», пьеса
«Физики» о моральной и гражданской ответственности учёного в ядерный век, повести
«Грек ищет гречанку»,
«Авария», сборник статей
«Проблемы театра», речи, адресованные последним президентам Чехословакии и СССР Вацлаву Гавелу и Михаилу Горбачёву, появившиеся под заголовком
«Надежда Канта», и многое-многое другое.
Полный новых творческих планов, Фридрих Дюрренматт умер 14 декабря 1990 года, в Невшателе, небольшом городке, расположенном в живописном и труднодоступном уголке швейцарских Альп, менее чем за месяц до своего 70-летнего юбилея.
«Я думаю, что следует отказаться от мысли, будто людей можно поучать, — считал писатель, — тут пытаешься с собой разобраться. У меня нет ответа на вопрос, как можно сделать мир лучше. У меня нет никаких рецептов.
Я могу только лишь попытаться добиться какой-то ясности относительно существования человека, человека вообще».
Не поучая своего читателя, а просто размышляя с ним, Фридрих Дюрренматт приглашает и вас задуматься, что значит быть человеком в этом современном мире…
фридрих йозеф дюрренматт (1921-1990). биография
Писательство — это всегда попытка в чём-то разобраться — в себе, в настоящей действительности. И эти попытки приходится постоянно возобновлять.
Фридрих Дюрренматт
По сравнению с другими писателями он вёл достаточно затворническую жизнь: довольно-таки редко появлялся в больших городах, избегал светских разговоров о своём творчестве, да и общался больше не с собратьями по перу, а с физиками, математиками или астрономами… Впрочем, это не помешало ему стать знаменитым во всём мире драматургом и прозаиком.
На различных театральных сценах мира, в том числе и украинских, с постоянным успехом и сегодня идут спектакли по его пьесам. На его счету несколько престижных международных премий в области литературы. На вопрос, откуда он берёт свои сюжеты, писатель скромно отвечал: «Это, скорее, видения, которые я, собственно, не в состоянии объяснить.
В моих произведениях есть вещи, которые я всего лишь предчувствую, но дать им какое-то рациональное объяснение я не могу. Я вообще считаю, что человек гораздо больше предчувствует, чем точно знает». Однако его творческое наследие впечатляет: 23 пьесы, многочисленные романы, новеллы, рассказы, радиопьесы, эссе… Общий тираж его книг превышает 20 миллионов экземпляров.
Всё это принадлежит перу одного человека — известного швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта…
А ведь в детские и юношеские годы ничего не предвещало, что он когда-то станет настоящим мастером гротеска в литературе. Фридрих Дюрренматт родился
5 января 1921 года в деревне Конольфинген, неподалёку от столицы Швейцарии города Берна. Семья будущего писателя имела к искусству отдалённое отношение.
Его дед был политиком, но, несмотря на свои консервативные взгляды, писал довольно известные сатирические стихи, обличавшие государственный бюрократизм и другие недостатки в стране, за что однажды его на 10 дней посадили в тюрьму. Отец мальчика был протестантским священником.
СоветКак позже вспоминал Фридрих, на его глазах всё время кого-то отпевали, кого-то хоронили, и это не могло не повлиять на то, что он рос довольно замкнутым ребёнком. Возможно, отсутствие полноценного общения со своими сверстниками и стало причиной того, что Дюрренматт серьёзно увлёкся рисованием. Способность мыслить образами пригодилась ему и позже, когда он стал писателем.
Эта страсть к изобразительному искусству сопровождала его всю жизнь: он много и талантливо рисовал, создавал иллюстрации к своим литературным произведениям, иногда придумывал эскизы декораций и костюмов к постановкам.
В 1935 году семья Дюрренматтов перебралась в Берн. В школе Фридрих был далеко не самым прилежным учеником. Плохие оценки, постоянные замечания учителей по поводу его поведения — всё это угнетало будущего писателя.
Он менял учебные заведения, но особых результатов это не приносило. Поэтому впоследствии школьные годы он, к сожалению, назовёт «самым неприятным временем в своей жизни». После окончания школы в 1941 году Дюрренматт учится в университете, сначала в Цюрихе, а затем — в Берне.
Обратите вниманиеОн изучает философию, естественные науки и германистику, увлекается трудами датского философа Сёрена Кьеркегора, зачитывается произведениями французов Жана Поля Сартра и Альбера Камю, многие мысли которых найдут со временем своё отражение в его творчестве.
Однако через два года он бросает университет и решает полностью посвятить себя писательству.
Свою первую пьесу
«Ибо сказано» он написал в 1945–1946 годах, и хотя уже через год она была поставлена на сцене, особого успеха спектакль не имел.
Надо сказать, что начальный этап писательской карьеры Дюрренматта не отличался лёгкостью и безоблачностью, финансовое положение было довольно-таки трудным как для него самого, так и для его большой, состоявшей из пяти человек, семьи. Кроме пьес, он начинает писать детективы, которые публикуются в газете «Беобахтер». В 1952 году ситуация улучшилась.
Драматург заключает договор с радиостанциями на несколько радиопьес. В некоторых его произведениях, например в радиопьесе
«Двойник» (1946), отчётливо прослеживается влияние Франца Кафки.
Первый творческий и коммерческий успех ему принесла пьеса
«Ромул Великий» (1950), а затем и пьеса
«Брак господина Миссисипи», после которой автор был признан драматургом национального масштаба.
Так постепенно формируется основная проблематика его пьес: утрата человеком его духовных ценностей, беспомощность личности перед хаотичностью и жестокостью мира. Своё трагическое мироощущение драматург передаёт с помощью гротеска.
Он называет это «
авантюрой высказывания горькой истины». Именно гротеск, — считает он, — «одна из необыкновенных возможностей быть точным».
ВажноПоскольку время трагедии, по мнению драматурга, прошло, абсурдность мира Дюрренматт отображает в своих блестящих фарсах и пародиях, стремясь через комическое несоответствие отразить трагизм современной жизни.
В 1957 году с появлением пьесы
«Визит старой дамы» к Фридриху Дюрренматту приходит и мировая известность, и финансовое благополучие.
В этом произведении проявляются основные темы творчества писателя: предательство и верность, свобода и справедливость, вина и наказание.
Драматург ставит перед собой цель не «утешать» публику, а, смеясь над происходящим на сцене, заставить задуматься о мире, в котором царит алчность и где отдельная личность совершенно бессильна.
После «Визита старой дамы» Дюрренматт поднимается на вершину литературного Олимпа.
ВажноВ 1960-е годы он находится в расцвете своей литературной и театральной славы, одна за другой следуют престижные премии, драматург получает возможность путешествовать, заниматься общественной деятельностью. И, конечно же, он много пишет.
Это и обязательный для прочтения в немецких школах роман
«Судья и его палач», пьеса
«Физики» о моральной и гражданской ответственности учёного в ядерный век, повести
«Грек ищет гречанку»,
«Авария», сборник статей
«Проблемы театра», речи, адресованные последним президентам Чехословакии и СССР Вацлаву Гавелу и Михаилу Горбачёву, появившиеся под заголовком
«Надежда Канта», и многое-многое другое.
Полный новых творческих планов, Фридрих Дюрренматт умер 14 декабря 1990 года, в Невшателе, небольшом городке, расположенном в живописном и труднодоступном уголке швейцарских Альп, менее чем за месяц до своего 70-летнего юбилея.
«Я думаю, что следует отказаться от мысли, будто людей можно поучать, — считал писатель, — тут пытаешься с собой разобраться. У меня нет ответа на вопрос, как можно сделать мир лучше. У меня нет никаких рецептов.
Я могу только лишь попытаться добиться какой-то ясности относительно существования человека, человека вообще».
Не поучая своего читателя, а просто размышляя с ним, Фридрих Дюрренматт приглашает и вас задуматься, что значит быть человеком в этом современном мире…
Источник: https://www.school-essays.info/fridrix-jozef-dyurrenmatt-1921-1990-biografiya/
Дюрренматт Фридрих: биография и фото
Новости и общество 22 ноября 2016
Известный европейский драматург, романист, художник, иллюстратор Фридрих Дюрренматт создал множество литературных произведений. Среди них – рассказы, повести, романы и пьесы.
В 60-х годах он стал популярным в нашей стране. Даже несколько раз приезжал в Россию. Переведенные на русский язык литературные труды пользовались большим спросом у советских читателей.
Кроме того, по его пьесам ставились спектакли и снимались фильмы.
Начало пути
Биография Фридриха Дюрренматта началась в 1921 году, когда в семье протестантского священника родился мальчик. Это произошло недалеко от Берна. В 1924 году родилась его сестра Врони.
Директора Свободной гимназии, а также Гумбольта выражали неудовольствие тем фактом, что их учеником был Дюрренматт. Фридрих плохо учился, спорил с учителями, критиковал их методы преподавания.
Окончив школу, он решил получить высшее образование. Одним из студентов Цюрихского университета был Дюрренматт. Фридрих изучал там живопись и историю искусства, филологию и философию.
Герой нашей статьи всегда любил рисовать карандашом и кистью. Со временем он так овладел этим мастерством, что смог самостоятельно делать иллюстрации к своим произведениям.
Иногда делал эскизы костюмов и декораций к своим спектаклям.
Литературная стезя
Неожиданно Фридрих почувствовал в себе склонность к писательству. Первые его рассказы были опубликованы в 1943 году. Это были «Рождество», «Палач», «Сын». Довольно мрачные произведения, соответствующие духу своего времени.
Первой пьесой стала «Ибо сказано». Она была издана в 1945 году. А в 1947 ее уже поставили на сцене. Криминальный роман «Судья и палач» Фридрих Дюрренматт написал в Лигерце в 1950 году.
В немецких школах это произведение указано в обязательной программе.
В Лигерце Дюрренматт оказался после того, как уехал туда, женившись на актрисе Лотти Гайслер в 1946 году. Однако в 1983 году она умерла, и Фридрих женился повторно на Шарлотте Керр. Она была не только актрисой, но и журналисткой и кинопродюсером. Вместе со своим супругом она занималась постановкой кинофильмов.
Видео по теме
Известные произведения
«Визит старой дамы», «Физики», «Ромул Великий» написал Дюрренматт. Фридрих стал мировой знаменитостью после того, как эти пьесы были поставлены на театральной сцене. За годы своей жизни он написал 23 пьесы, несколько новелл, романов, рассказов, эссе и радиопьес.
Среди них – «Грек ищет гречанку», «Поручение», «Правосудие», «Обещание», «Судья и его палач», «Подозрение», «Авария». Также он писал публицистические произведения. Среди них – «Соответствия», «Я ставлю себя позади Израиля», «Записки из Америки». Также автором речей адресованных В.Гавелу и М. Горбачеву был Дюрренматт.
Фридрих написал их в 1990 году, когда пришла пора социалистическим странам перестраиваться.
Смысл творчества
О чем же писал Фридрих Дюрренматт? Книги его о том, что человек теряет свои духовные корни. Автор описывает хаос нашего мира, его жестокость. Судьба человека трагична, ведь он бессилен что-либо изменить. Но писатель доносит до читателя смысл своих произведений через гротеск.
Он не использует приемы трагедии в своей литературе. По мнению Дюрренматта, все эти приемы в прошлом. Поэтому в одном произведении сходятся несочетаемые характеры, странные ситуации, необычные проблемы и способы их решения. Цели героев также способны вызвать недоумение у читателей.
В своих произведениях Дюрренматт затрагивает нравственную сторону жизни. Духовная жизнь, моральные принципы человека – вот что волнует его больше всего, в чем он пытается разобраться. Излюбленные темы писателя – это свобода, вина, наказание, предательство, верность, справедливость.
“Визит старой дамы”
Это одно из лучших литературных произведений Фридриха Дюрренматта. Эта пьеса повествует о пожилой американской миллиардерше Клэр Цаханасьян. Однажды она вышла на перрон маленького городишки Гюллена, расположенного в средней Европе. Дама сразу поражает воображение жителей этого городка. Свита, окружающая ее, экстравагантна.
Передвигается она на паланкине, который носят два крепких парня. Сопровождают ее бывшие мужья и два странных старичка. Кроме того, вместе с багажом она привезла с собой пустой гроб. Эта ситуация кажется всем очень зловещей. Так оно и оказывается, когда старая дама раскрывает свои намерения наказать человека, совратившего ее в юности. Она дает миллион долларов тому, кто убьет его.
Клэр предлагает многим сделать это, но никто не решается. Тем временем действия миллиардерши показывают, что она уверена в том, что это обязательно произойдет. Цаханасьян готовится к траурной церемонии, в гостиницу к ней привозят траурные венки. В своем произведении Дюрренматт демонстрирует, как меняются люди, если им предложить материальное благополучие в обмен на неблаговидный поступок.
Хорошо быть благородным, пока нет искушения, считает Фридрих Дюрренматт.
“Обещание”
Отзывы об этом произведении разные. Кто–то восторженно советует обязательно прочитать его, называя роман шедевром драматургии.
Другие более сдержаны, но отмечают серьезную работу автора, отличный психологический анализ личности полицейского, который и является главным героем произведения.
“Обещание” – это история о том, как после закрытия дела об убийстве маленькой девочки полицейский в частном порядке начинает вести свое расследование. Ему многим придется пожертвовать для того, чтобы добраться до правды.
“Физики”
Начиная читать эту пьесу, мы оказываемся в сумасшедшем доме, где проживает ученый Мебиус. Однажды он убивает медсестру Монику.
Полицейский, который расследовал два похожих преступления, совершенных ранее в этом сумасшедшем доме, находит противоречие между ними. Так он понимает, что их совершили разные люди.
Мебиус оказывается вовсе не сумасшедшим, как два его соседа, которые возомнили себя Энштейнами. Он осознанно находится в сумасшедшем доме, и все его открытия реально существуют.
Обязательно надо познакомиться с творчеством Фридриха Дюрренматта. Сюжеты его не банальны, темы актуальны. Постоянная смена действия, необычная логика, интересные персонажи занимают читателя. Произведения дают простор для фантазии и философских размышлений.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/162841/