«История Джаядева Госвами». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 24 мая 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия
Опубликовано: 26 января 2019
скачать (формат MP3, 4.61M)
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж
История Джаядева Госвами
(24 мая 1983 года, Навадвипа Дхама, Индия)
Очень близкая, очень тесная связь с Господом, как на равных. Настолько близкая, что когда Джаядев писал свою известную книгу, знаменитое произведение «Гита-Говинда», описывая радха-говинда-лилу, он увидел, что Шримати Радхарани обиделась на Кришну, что Она проявляет абхиман. Она обиделась за то, что Кришна не уделяет Ей достаточно внимания, недостаточно любит Ее, проявляет к Ней недостаточно почтения и любви.
#00:01:35#
Джаядеву было дано вúдение, как Она обижается на Кришну, и Кришна старается как-то загладить Свою вину, удовлетворить Ее, вплоть даже до того, что желает коснуться стоп Шримати Радхарани Своей головой. Но Джаядев не мог позволить себе записать такое. Он думал: «Что это за мысль пришла ко мне? Это, кажется, уже слишком. Как я могу написать это: что Верховный Господь касается стоп Радхарани. Как я могу написать это?» Дехи пада паллавам ударам. К нему пришло такое откровение, такой поток лилы. Но он не мог записать это черным по белому, вот так, напрямую.
#00:02:48#
Он думал: «Как это возможно, чтобы Верховный Господь занял столь низкое положение, чтобы касаться Ее стоп и умолять: „Будь довольна Мной, Моя возлюбленная“». Поэтому он отложил свое перо, прекратил писать и отправился совершить омовение. В это время к нему в дом вошел сам Господь Кришна в образе Джаядева. В это время супруга Джаядева, Падма, была в доме. Падма также была совершенной преданной, очень возвышенной преданной. Падма увидела, что ее муж пришел в тот день после омовения раньше, чем обычно. Он принял прасад, после чего отправился к себе в комнату и взял книгу, эти листы, на которых он писал «Гита-Говинду». Падма увидела, что он вошел к себе в комнату. И потом Кришна исчез. А Падма думала: «Наверное, он где-то здесь в доме что-то делает». Она думала: «Мой муж находится сейчас здесь, в доме».
#00:04:40#
В это время вернулся после омовения настоящий Джаядев, а как раз тогда Падма принимала прасад — то, что осталось после Джаядева-Кришны. Когда пришел настоящий Джаядев, он увидел, что Падма принимает прасад, и с удивлением спросил:
— Что это такое, Падма, ты принимаешь прасад?
Падма, увидев Джаядева, тоже была очень удивлена:
— Что происходит, мой господин? Откуда ты сейчас пришел?
А он спрашивал ее:
— Ты принимаешь прасад? Я еще не принял прасад, а ты уже принимаешь?
Она отвечала:
— Нет-нет, ты же пришел и уже принял прасад, а я принимаю остатки, то, что осталось после тебя. Более того, ты вошел к себе в комнату и что-то записал в своей книге.
— Что я там записал? Дай-ка посмотрю.
#00:05:51#
Он отправился к себе в комнату и увидел то, что он не смог записать, то, что он не осмелился записать, думая: «Как я могу сказать, что Господь высочайшей концепции, Господь в Своем высочайшем образе говорит: „Я желаю возложить Твои святые стопы Себе на голову“».
#00:06:12#
…дехи пада паллавам ударам
…мама шираси манданам,
дехи пада паллавам ударам
Он увидел то, что не мог записать: «Пожалуйста, дай Мне Свои стопы, сделай их украшением Моей головы. Дай Мне эти святые стопы». Джаядев увидел, что это записано там. И тогда Джаядев сказал своей жене:
— Падма, ты столь удачлива! Ты увидела самого Кришну, когда Он пришел в моем образе. Тот, Кто пришел к тебе сегодня, Тот, Кто принял прасад от тебя, из твоих рук, это был сам Господь. Ты настолько удачлива!
И Джаядев стал принимать остатки ее пищи. Она говорила:
— Что ты делаешь? Это же я принимала, это же мои остатки.
Он говорил:
— Нет-нет, эту пищу принимал сам Кришна. И тебе настолько повезло, что ты ела после Него.
#00:07:38#
Вот такие очень близкие отношения возможны, близкие отношения с Господом. [Все происходит] по Его желанию, по Его воле. Господь желает принять стопы Своего преданного Себе на голову. Нам явлена такая возможность. Но, тем не менее, мы не должны думать, что когда-либо сможем подняться до такого уровня. Пусть же подобная дерзкая мысль не придет нам в голову, ведь это будет настоящим оскорблением. Но сам Господь Своим избранным, возлюбленным преданным показывает подобное смирение. И это описывается. Такое возможно.
#00:08:25#
Это анурага, божественная любовь, настолько могущественное явление. Шри кришна каршини ча са. Преданность может принести нам очень многое. Но самое высшее, что может обрести преданный, это привлечь Кришну, покорить Его так, что Кришна будет покорен Своему дорогому преданному любым возможным образом. Такова сила этой анураги, этой любви. Мы можем приблизиться к Господу через сердечную привязанность, через божественную любовь. Любовь означает самопожертвование ради Него. Любовь означает, что все ради Него. И мы должны понять, что это такое. Затем, когда степень нашего самопожертвования станет значительно выше, тогда и Господь ответит нам соответствующим образом. Вот так это происходит. ⇑
Цикл: «Истории о жизни святых вайшнавов»
- «История о Шринивасе Ачарье и царе бандитов Бирхамбхире». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 9 мая 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия
- «История посвящения Шьямананды Прабху». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1 мая 1985 года. Навадвипа Дхама, Индия
- «Жизненный путь Рагхунатха Даса Госвами». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 4 мая 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия
- «Жизнь Рупы, Санатаны и Харидаса Тхакура». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 29 ноября 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия
- «История Джаядева Госвами». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 24 мая 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия
- «Один святой день». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 30 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия
- «Истории жизни и учение Мадхвачарьи». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 21 и 22 февраля 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия
- «Истории жизни и учение Рамануджачарьи и Ямуначарьи». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 22 февраля 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия
- «Жизнь и посвящение Шрилы Нароттама Даса Тхакура». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 17 апреля 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия
- «О Джаганнатхе Дасе Бабаджи». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 23 февраля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия
Источник: https://harekrishna.ru/2014/01/14515-istoriya-dzhayadeva-gosvami.html
Краткая биография Лаладжи
Уважаемый Лаладжи Махарадж (1873 – 1931)
Шри Рам Чандра из Фатехгарха, штат Утар Прадеш, Индия, которого с нежностью называли Лаладжи, был ади-гуру (первым духовным Мастером) Миссии Шри Рам Чандра.
Он возродил древнее искусство йогической Передачи, при котором Мастер передает божественную энергию в сердце стремящегося для того, чтобы ускорить его или ее духовное развитие.
Это искусство Передачи практиковалось продвинутыми йогами в Индии тысячи лет назад, но потом на какое-то время было утеряно. Возродив этот метод, Лаладжи сделал доступным наивысший духовный подход для всех, кто хочет получить его.
Происхождение
Лаладжи родился 2 февраля 1873 г. и принадлежал к высокопоставленной семье джагирдаров (землевладельцев), родом из района Майнпури в Индии.
Его отец был налоговым инспектором, а мать – набожной женщиной, которая умерла, когда Лаладжи было всего лишь семь лет, но успев оставить на своем сыне отпечаток своей сильной веры.
В результате духовной жизни своей матери у Лаладжи в раннем возрасте проявилась жажда познания Бога. В детстве он также проявлял глубокую любовь и способность к музыке, и был известен как обладатель красивого голоса.
Его обучали частные учителя. Он выучил язык хинди с помощью своей мамы, а дальнейшее образование получил в школе при миссии в Фаррукхабаде. После смерти матери его воспитывала другая женщина, к которой он относился с нежностью и заботой всю свою жизнь.
Перед смертью его отца семейная недвижимость была украдена нечестным королем. Лаладжи начал жизнь заново, имея очень скромный достаток, но вскоре его стали признавать как духовного святого высочайшего достоинства.
Вскоре после его женитьбы умер отец Лаладжи. В течение короткого промежутка времени он также потерял старшего приемного брата и все, что осталось от семейной недвижимости.
Принимая эти несчастья с благодарностью и мужеством, он устроился на работу к одному из знакомых отца в Фатехгархе.
Лаладжи считал, что его жена воодушевляла его и заставляла его быть бдительным на Пути к Истине. Он считал свою жену олицетворением любви и веры.
Учения
Лаладжи был убежден в том, что обычная семейная жизнь дает наиболее благоприятные условия для саморазвития, и что любой искренний искатель может развиться до наивысшего уровня духовного достижения, в то же время выполняя свои семейные обязанности.
Он хотел, чтобы у всех была возможность достичь высшей цели существования и предлагал духовное обучение всем без исключения, уверяя, что наивысшие стремления, которые раньше были уделом отдельных отшельников и аскетов, теперь становятся доступными для простых людей.
По натуре Лаладжи был всегда спокойным, но его легко могли растрогать страдания и радости других. Рассердить его было почти невозможно.
Не склонный к ненужным разговорам, он говорил по возможности мало, но, отвечая на вопросы, объяснял исчерпывающе. Он искусно использовал язык, чтобы выразить свои мысли и завоевать сердца слушателей.
Если кто-то не понимал его, он создавал желаемое состояние в том человеке, который таким образом получал опыт и знание обсуждаемого предмета.
Благодаря своему характеру, образу жизни и общему поведению Лаладжи заслужил любовь и уважение соседей. Его почитали как индусы, так и мусульмане. Он всем сердцем любил своих последователей со всеми их недостатками, но в то же время был сторонником строгой дисциплины.
В отличие от практик того времени Лаладжи был против ритуалов и неразумной траты большего количества денег на церемонии.
Он провозглашал смелые идеи, например, выступая за то, чтобы вдовы снова выходили замуж, а также за образование женщин, и относился к слугам, как к членам собственной семьи.
Вклад в духовность
Про Лаладжи говорили, что он мог вызвать духовное пробуждение в человеке одним движением своих глаз, но не выносил никакого хвастовства и никогда не позволял, чтобы росло эго. Вместо этого он советовал стремящимся воздерживаться от стремления к обладанию психическими силами, пока они не достигнут высшей духовной Цели, и их дисциплина не станет совершенной.
Для того, чтобы удалить различные огрубления в сердце, он просил своих последователей подружиться с их врагами и теми людьми, которых они боялись. Он считал, что нравственность необходима для самореализации, и что любовь – это величайшая тапас (духовная практика).
Он учил, что несчастья – это божественные благословения, содержащие много секретов, и что истинное стремление к Богу можно найти только в одном из тысяч людей.
Когда Лаладжи не был на работе, он днем и ночью обучал искателей истины и после того, как ложился спать, передавал им до двух часов ночи. После выхода на пенсию в 1929 г., Лаладжи стал посвящать все свое время духовной работе, ежедневно проводить несколько часов в медитации, стал диктовать книги, статьи и письма.
Он отлично знал урду, персидский и арабский языки, а также хорошо владел хинди и санскритом. Он объяснял спорные фразы и слова в священных книгах таким простым образом, что все овладевали истинным знанием.
К сожалению, подавляющее большинство работ Лаладжи были потеряны после его смерти, когда слуга по ошибке решил, что это мусор и сжег рукописи.
Моменты славы
Лаладжи вел простую и набожную жизнь. Когда слава о нем распространилась повсюду, многие обращались к нему за утешением и помощью в духовном развитии. Он не делал различия на основе цвета кожи, касты, веры, пола и религии, и никогда никому не отказывал, благословляя людей на путь духовности.
Он сам был одарен мелодичным голосом, и его песни обладали силой трогать души слушателей.
Наполненная силой духовной работы, сделанной этим великим Мастером, Миссия Шри Рам Чандры, организационная структура духовной системы Сахадж Марг, в настоящее время активно развивается, распространяя его идеи по всему миру.
Последний путь
Во время болезни, которая привела Лаладжи к смерти 14 августа 1931 г., один из его учеников начал рыдать, видя, что его Учитель испытывает невыносимую боль.
Заметив это, Лаладжи сказал: «Это можно удалить за несколько минут, если я приложу усилие, но я не притрагиваюсь к этому, потому что все это Его воля, и мы должны подчиняться ей».
Он погрузился в мысли о Боге, и кто-то услышал, как он сказал: «По мере того, как желанное время слияния с Возлюбленным приближается, также растет огонь желания Его».
Искусство передачи было передано от Лаладжи к его самому преданному ученику, которого по совпадению тоже звали Шри Рам Чандра из Шахджаханпура. Бабуджи, как его называли, развил метод до его современного состояния. В 1945 г. Бабуджи основал Миссию Шри Рам Чандры в честь Лаладжи и перед своей смертью в 1983 г. назначил Шри П.
Раджагопалачари своим преемником. Чариджи, как его называют, служил с великой преданностью в качестве духовного представителя и президента Миссии Шри Рам Чандры до 20 декабря 2014 г. В последние годы своей жизни Чариджи подготовил своего ученика Камлеш Д. Пател в качестве приемника для продолжения миссии Сахадж Марг на планете.
Источник: https://meditation-portal.com/kratkaya-biografiya-laladzhi/
Шри Джаядева Госвами – биография | GovindasClub
Шри Джаядева Госвами был пандитом при дворе Шри Лакшмана Сены, короля Бенгалии. Отцом Джаядевы был Бходжадева, а мать звали Бамадеви. Они жили в округе Бирбхум, на территории нынешней Западной Бенгалии, в деревне под названием Кенубилва Грам.
Джаядева Госвами родился в начале XII в. н. э. Жену его звали Шри Падмавати. Будучи придворным пандитом Лакшмана Сены, он жил на берегу Ганга. Шри Джаядева Госвами жил в Бенгалии примерно за триста лет до явления Шри Чайтаньи Махапрабху.
Он был автором “Шри Гита-Говинды”, о которой упоминает Кришнадас Кавираджа Госвами в “Чайтанья-чаритамрите” (Чч.
МЛ, 2/11): “День и ночь в обществе Сварупы Дамодары и Рамананды Рая Шри Чайтанья Махапрабху слушал в великом восторге песни Видьяпати и Чхандидаса, а также драму, написанную Раманандой Раем. Также он услаждал свой слух “Кришна-карнамритой” и “Гита-говиндой”.
Во введении Джаядева говорит, что “Гита-Говинда” – это писание, повествующее об интимных развлечениях Шри Радхи и Говинды. Ей могут поклоняться и служить те, кто достигли высочайшего совершенства в преданности и благочестии.
Шри Джаядева написал эту божественную песнь, прославляющую сокровенные игры Господа, для тех, кто постоянно помнит в своих мыслях о расик-играх Шри Хари.
Он просит, чтобы самые продвинутые в духовном отношении личности слушали ее серьезно и внимательно”.
Существует великое множество легенд о жизни Шри Джаядевы. Нижеследующая история в целом принимается как достоверная. Шри Джаядева Госвами работал над особенно чувственным фрагментом “Гита-Говинды”, где рассказывалось об отношениях Кришны с гопи во главе с Радхарани.
Он погрузился в глубокую медитацию на то, о чем писал, и обеспокоился тем, что зашел, возможно, слишком далеко в описаниях возвышенных качеств гопи. То, что он написал, похоже, представляло положение Кришны как в определенном смысле подчиненное по отношению к гопи.
Но все-таки Кришна – Верховная Личность Бога. Как может Он подчиняться гопи? Джаядева Госвами вдохновился написать строку, где говорилось, что Кришна склоняется, чтобы коснуться лотосных стоп Шри Радхи. Но его рука дрогнула и соскользнула со страницы.
Он колебался и думал: “Как мог я додуматься до такой писанины? Как мог я так обнаглеть, чтобы написать это черным по белому?”
Тогда он решил пойти искупаться в Ганге, в надежде на то, что, возможно, после этого к нему придет какое-то вдохновение. Джаядева Госвами пошел совершать дневное омовение, оставив жену Падмавати готовить для Божеств. Пока его не было, в доме у него появился Кришна, переодетый Джаядевой.
Кришна подошел к письменному столу Джаядевы и нашел там пальмовые свитки, на которых была написана “Гита-говинда”. Кришна взял перо Джаядевы и написал стихотворение, в котором была строка “дехи падапаллава-мударам”, где говорится: “Кришна склоняет свою голову к лотосным стопам Шри Радхи”.
После этого переодетый в Джаядеву Кришна сел и скушал прасад, приготовленный Падмавати. Закончив с прасадом, Кришна вышел из дому и исчез.
Как раз в это время Джаядева возвратился после омовения в Ганге. Когда он спросил о прасаде, жена пришла в недоумение. Когда она рассказал Джаядеве о том, что только что произошло, он изумился. Он пошел к своей книге и увидел, что еще непросохшими чернилами в ней написан стих, который он обдумывал перед тем, как пойти искупаться в Ганге: дехи падапаллавам ударам – Кришна склоняет голову к лотосным стопам Шри Радхи.
Увидев этот стих, он сказал Падмавати: “Это чудо! Посмотри: я говорил тебе, что не хочу это писать, и вот это слово в слово написано так, как я сочинил”.
Слезы экстаза рекой текли из его глаз, потому что он понял тайну того, что только что произошло. “Падмавати! – сказал он. – Тебе повезло больше всех.
Сам Кришна написал эту строку – дехи падапаллавам ударам – и принял прасад прямо из твоих рук”.
Шрила Бхактивинода Тхакур писал, что хотя Чхандидаса, Видьяпати, Билвамангала и Джаядева жили до того, как Шри Чайтанья Махапрабху проявился внешне в этом мире, концепция Чайтаньи Махапрабху о бхакти возникла в их сердцах и была выражена в их произведениях.
Помимо “Гита-Говинды” Джаядева Госвами написал другую книгу под названием “Чандралока”. Знаменитая “Даш-Аватара-Гита”, рассказывающая о десяти аватарах Вишну, – это часть “Гита-Говинды”.
День ухода Джаядевы Госвами выпадает на Пауша-шанкранти. Сейчас в Кендубива-Граме, где родился Джаядева, каждый год в этот день отмечается праздник – “Джаядева-мела”.
********
Джаядева Госвами был очень отречённый преданный, поэтому проживал в очень бедном месте. Отречение и непритязательность всегда сопутствуют вайшнавам:
Один человек по совету Самого Господа Джаганнатхи хотел выдать свою дочь за Джаядеву Госвами. Господь пришёл к этому человеку во сне и сказал: «Ты должен отдать свою дочь святому Джаядеве». Джаядева не хотел жениться, он противился этому.
Отец этой девушки сказал ей: «Оставайся в этом месте и Джаядева непременно примет тебя». Он действовал так, потому что получил указания от Господа Джаганнатхи. Оставив свою дочь в лесу, на месте, где жил Джаядева Госвами, отец ушёл.
Джаядева Госвами, смотря на девушку, подумал: «Как же эта девушка останется в таких суровых условиях, я должен быть милостив к ней». Таким образом, они всё же поженились.
Позже Джаядева Госвами проявил Божества Радха-Мадхавы и стал Им служить, находясь в Чампака-хатте (у рынка цветов чампака). Джаядева жил там и поклонялся Божествам с великой любовью и заботой. Однажды в его сердце проявилось желание построить храм для Божеств.
Ради служения Господу, он ходил от одного места к другому и пел прекрасные киртаны, прося у людей пожертвования для Радха-Мадхавы. Таким образом, он собрал нужную сумму. Когда он шёл обратно с пожертвованиями, на него напали злые разбойники.
Они связали его, отрезали кисти рук и стопы, забрали все его деньги и бросили умирать в высохший, заброшенный колодец. Однако Джаядева обладал такой непреклонной преданностью, что даже в этом положении он не чувствовал себя несчастным.
Он продолжал петь киртаны, которые вошли в его работу под названием «Гита-Говинда».
Тем временем, министр одного царя проходил мимо этого места и услышал очень сладостный и прекрасный киртан. По звуку, он нашёл лежащего на дне колодца поющего Джаядеву, поднял его со дна и принёс к царю.
Когда царь услышал молитвы, которые возносил Шрила Джаядева Госвами, то был очарован и потрясённый спросил: «О Прабху, как я могу служить тебе?» Джаядева Госвами смирено ответил: «Господин, я могу попросить тебя лишь об одном.
Пожалуйста, всем своим сердцем служи садху, которые будут приходить в твоё царство. Если ты по-настоящему хочешь служить мне, то ты можешь это сделать, служа всем святым».
Оставаясь во дворце, Джаядева всегда памятовал о Радха-Мадхаве и воспевал «Гита-Говинду».
Царь, следуя просьбе Джаядевы Госвами, служил всем садху, которые приходили в царство. Он просил их некоторое время пребывать в его царстве, а когда они уходили, то спрашивал Джаядеву Госвами: сколько пожертвований им дать.
Новость о том, что в этом царстве служат и дают пожертвования всем садху, распространилась повсюду. Преступники, которые покалечили Джаядеву, так же узнали об этом. Они подумали: «Сейчас всё сложнее и сложнее стало грабить людей, поэтому, лучше мы переоденемся в одежды садху и отправимся во дворец за деньгами.
Царь разрешит нам остаться и даст нам еду, одежду и другие богатства». Они пришли в царство и оставались там день за днём, принимая от слуг царя служение. Спустя время они увидели Джаядеву Госвами и решили, что должны немедленно покинуть это место. Когда пришло время им покинуть царство, царь по обычаю спросил Джаядеву о том, сколько денег им пожертвовать.
Джаядева сказал: «Если ты обычно даёшь тысячу, то сейчас дай этим людям лакх».
В сердце у царя возникли некоторые сомнения. Он подумал: «Почему Джаядева до этого никогда так не говорил, а сказал одарить большими деньгами только этих садху? Почему он ведёт себя по-разному? Царь вслед за этими преступниками отправил своих людей.
По пути люди царя, которые жаждали понять, почему эти садху взяли так много денег, спросили у переодетых преступников: «Расскажите как вы живёте, чем занимаетесь? Мы хотим понять, что вы за садху? Почему Джаядева Госвами был так благосклонен к вам? Каковы ваши особенные духовные качества?» Разбойники ответили им: «Это большой секрет.
Знаете ли вы, что человек, которого вы называете Джаядева Госвами, и который ныне проживает во дворце царя, в действительности преступник! Он забрал у нас большое богатство, а теперь боится, что мы расскажем царю, о том, кем он является на самом деле. Поэтому он сказал дать нам так много богатств».
Как только преступники произнесли это, мать Земля разверзлась у них под ногами и поглотила их. Она не смогла стерпеть такое оскорбление великого преданного Бога. Все эти преступники провалились под землю.
Люди царя вернулись во дворец.
Царь, увидев своих подданных с пожертвованиями, которые он дал садху, спросил: «Зачем вы принесли эти богатства обратно во дворец? Я не просил вас этого делать! Я лишь просил вас довести этих садху до места, где они живут.
Тогда они честно рассказали царю всё то, что произошло. Царь был очень удивлён. Он сказал: «Эта история необычайно загадочная. Я думаю, что теперь только сам Джаядева сможет нам сказать, где правда, а где вымысел».
Царь встретился с Шрилой Джаядевой Госвами. На вопросы царя Джаядева ответил: «Эти люди воруют деньги у людей и напрасно тратят свою жизнь.
Поэтому я попросил тебя дать им столько денег, что бы они больше не делали этого. Если они будут дальше продолжать так жить, то они будут грешить и страдать жизнь за жизнью.
Я думал, если они получат достаточно богатства, то смогут пойти верным путем или хотя бы перестанут воровать».
Когда Джаядева Госвами рассказывал царю об истинных причинах всего случившегося, одна за другой стали проявляться его отрубленные части ног и рук. На глазах у всех он вновь приобрёл полноценное тело. После этого Джаядева Госвами продолжал жить во дворце у царя.
Вскоре умер брат царицы. Во время кремации Джаядева Госвами сказал: «Как же возможно для целомудренной женщины жить в этом мире, если её муж умер?» После этой фразы царица почувствовала себя оскорблённой. Негодуя, она думала: «Как он смеет думать, что жена моего брата не целомудренна?!» Царица, чтобы отомстить Джаядеве послала своих людей к его жене – Падмавати.
Она хотела, чтобы они передали супруге святого, что её муж скончался. Когда Падмавати услышала об этом, она тут же потеряла сознание и упала наземь. Все подумали, что она оставила тело. Только позже царица поняла, что всё, что исходит из уст Джаядевы – истина. Когда Джаядева Госвами узнал, что случилось с его женой, он вернулся домой.
Как только он коснулся Падмавати, она тут же вернулась к жизни.
Говинда, Гопинатха и Мадана-мохан перемещаются в разные места. Из истории мы знаем, что мусульмане хотели разрушить храмы Вриндавана, поэтому пуджари перевезли Божества в Джайпур. Люди верят только тому, что доступно их чувствам: что они могут увидеть, потрогать или обонять.
Только это они считают истиной. Однако, в действительности Господь – повелитель всего мира, Он – причина всех причин. Как же возможно, чтобы Он боялся кого-либо!? Как такое возможно, чтобы Он допустил, чтобы пуджари испытывали страх!? Господом управляют желания Его чистых преданных.
Если Он видит, что кто-то мечтает служить Ему сердцем исполненным любви, то Он Сам устраивает все необходимые обстоятельства для этого. Он движим теми, кто искренне хочет Ему служить.
Так Божество Джаядевы Госвами – Радха-Мадхава по Своему желанию перемещалось в разные места, теперь оно в Джайпуре.
Источник: http://xn--80adcft4ae3a.xn--p1ai/content/shri-dzhayadeva-gosvami-biografiya
Воспетый Говинда
ИНДИЙСКАЯ (САНСКРИТСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА
Автор пересказов П. А. Гринцер
Джаядева (Jayadeva) XII в.
Воспетый Говинда (Gita -govinda)
Эротико-аллегорическая поэма в честь Кришны — Говинды («Пастуха»), земного воплощения бога Вишну
В цветущую весеннюю пору в лесу Вриндаване на берегу Ямуны возлюбленная Кришны Радха томится в разлуке с любимым. Подруга рассказывает, что Кришна водит веселые хороводы с прелестными пастушками, «обнимает одну, целует другую, улыбается третьей, преследует робкую, чарует чарующую».
Радха жалуется на измену Кришны и на свою судьбу: ей горько смотреть на расцветшие побеги ашоки, слушать мелодичное жужжание пчел в листве манговых деревьев, даже легкий ветерок с реки доставляет ей одни мучения.
Она просит подругу помочь ей свидеться с Кришной, притушить снедающий ее жар страсти.
Тем временем Кришна оставляет красавиц пастушек и, вспоминая о Радхе, мучается раскаянием. Он мысленно рисует себе черты ее прекрасного облика и жаждет снова вкусить ее любви.
Приходит подруга Радхи и описывает Кришне ее ревность и терзания: Радхе кажется горьким аромат сандаловых деревьев, ядом — сладкий ветер с гор Малая, ее обжигают прохладные лучи месяца, и, не в силах вынести одиночества, она думает только о Кришне.
Кришна просит подругу привести к нему Радху. Та, уговаривая ее пойти, уверяет ее, что Кришна так же печален, как и она: то издает он тяжкие вздохи, то ищет ее, глядя с надеждой по сторонам, то в отчаянии падает на цветочное ложе, то на долгое время лишается дыхания.
Однако Радха в таком изнеможении от мук ревности и страсти, что идти к Кришне просто не может. И подруга возвращается к Кришне, чтобы рассказать ему о бессилии Радхи сладить с собою.
Наступает ночь, и, не встретившись с Кришной, Радха тоскует еще больше. Ей мнится, что лживый и безжалостный Кришна по-прежнему предается наслаждениям с пастушками, и она молит ветер с гор Малая унести ее жизнь, бога любви Каму — поглотить ее дыхание, воды реки Ямуны — принять ее сожженное страстью тело.
Наутро, однако, Радха вдруг видит Кришну перед собой, ласково склонившимся над нею. Она еще полна негодования и гонит его прочь, укоряя, что глаза его воспалены от бессонной ночи любви с пастушками, уста потемнели от сурьмы с их глаз, тело покрыто царапинами, оставленными их острыми ногтями во время страстных утех.
Кришна уходит, притворяясь обиженным, а подруга уговаривает Радху простить его, ибо свидание с Кришной — высшее счастье в этом мире.
И когда в конце дня Кришна вновь появляется и уверяет Радху, что она единственное украшение его жизни, его сокровище в океане бытия, восхваляет ее красоту и просит о сострадании, она, покорная любви, уступает его мольбам и прощает его.
Надев лучшие украшения, звеня браслетами на руках и ногах, с тревогой и блаженством в сердце Радха входит в беседку из лиан, где ждет ее полный радости и нетерпеливо жаждущий сладостных объятий Кришна. Он приглашает Радху пройти вместе с ним все ступени любви, и она с наслаждением отвечает на его все более и более смелые ласки.
Счастливый, он пьет нектар ее невнятно лепечущих губ, которые омыты блеском жемчужных зубов, прижимает к своей могучей груди ее высокую отвердевшую грудь, распускает пояс на ее тяжелых бедрах.
И когда страсть влюбленных утолена, Радха не может удержаться от восторженных восхвалений Кришне — средоточию всех земных наслаждений, хранителю богов и людей, чье величие и слава простираются во все концы вселенной.
Источник: https://scribble.su/short/masterpiece/92.html
Шри Радха – Верховная Богиня
28 августа 2009, утро, Шри Радхаштами
Жители Равала и Варшаны праздновали Радхаштами вчера. Это потому, что они не очень тщательно рассчитывают титхи (лунный день согласно Ведам). Они не разбираются, чистый ли этот титхи (т.е. перекрывается он с предыдущим титхи или нет – прим. ред.).
Однако в вайшнава-сампрадае такой анализ титхи очень важен. Мы рассмотрели этот вопрос, и поэтому празднуем Шри Радхаштами сегодня. [Когда титхи на рассвете смешиваются, т.е. титхи (саптами) предыдущего дня все еще присутствует, этот промежуток времени называется «нечистым».
В таком случае мы соблюдаем Радхаштами на следующий день.]
Вчера вечером мы говорили о том, как Шримати Радхика появилась в Равале. Она лежала на тысячелепестковом лотосе в водах Ямуны. Существует два описания Ее явления, и оба они подлинны. В эту эпоху (калпу) Она проявилась в Равале, а в другую – на Варшане.
Даже Шри Кришна неспособен в полной мере описать качества Шримати Радхики.
деви кришна-майи прокта радхика пара-девата
сарва-лакшми-майи сарва-кантих саммохини пара
(Ч.-ч., Ади, 4.83)
«Трансцендентная Богиня Шримати Радхарани – это вечная спутница Господа Шри Кришны, неотличная от Него Самого. Она – главная среди богинь процветания. Все в Ней привлекает всепривлекающего Господа. Она ? Его предвечная внутренняя энергия».
Шримати Радхика – Богиня всех богинь. Слово кришна-майи в этом стихе означает, что все частички Ее тела сотканы из махабхавы, высочайшей экстатической любви к Кришне. Она умащает Себя снехой, нежной привязанностью к Кришне, а также любовью Лалиты, Вишакхи и других Своих сакхи.
Шрила Рагхунатха дас Госвами описывает в своих стихах, как Она принимает омовение. Он пишет (в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья, 8.162-167, в основе – книга Шрилы Рагхунатхи даса Госвами «Премамбходжа-маранда» – прим. ред.):
«Тело Шримати Радхарани – это воплощенная любовь к Богу. Во всем мире известно, что Она самая дорогая подруга Кришны. Этот высший экстаз Шримати Радхарани – суть духовной жизни. Ее единственное занятие – выполнять все желания Кришны.
Шримати Радхарани является бесценнейшей трансцендентной жемчужиной, а все остальные гопи (Лалита, Вишакха и др.) – Ее непосредственные проявления. Трансцендентное тело Шримати Радхарани – сияющее и исполнено божественного благоухания.
Любовь Господа Кришны к Ней подобна массажу с ароматическими притираниями».
«Утром Шримати Радхарани омывается в нектаре сострадания, карунья-амрите, в полдень – в нектаре юности, тарунья-амрите, а вечером Она омывается в нектаре ослепительного блеска Своего тела, лаванья-амрите, и облачается в одежды застенчивости – темно-синее шелковое сари».
Шри Кришна является Верховной Личностью Бога, высшим объектом поклонения, Господом (девом). Он не полубог, Он – владыка всех полубогов.
Богиня, которой Он поклоняется (пара-девата), – это Шри Радха на Радха-кунде, особенно Та Радха, которая пребывает в мане.
Он трижды принимает омовение в Радха-кунде и в глубокой медитации повторяет «Радхе Радхе», что приносит Ей большое удовольствие.
Однажды, когда Шри Джаядева Госвами составлял стихи к своей «Шри Гита-Говинде», в его сердце проявилась игра, в которой Шримати Радхика погрузилась в ман, настроение ревнивого гнева. В медитации он увидел, что все многочисленные попытки Кришны умиротворить Ее не увенчались успехом.
Тогда в его сердце вошло настроение, благодаря которому он понял – чтобы успокоить Шримати Радхику, Шри Кришна склонил голову к Ее лотосным стопам. Испугавшись, Шри Джаядева не мог решиться написать это. «Шри Кришна – объект поклонения каждого, Верховный Господь и обладатель всех энергий. Шримати Радхика – Его энергия и служанка.
Разве возможно, чтобы Шри Кришна склонил Свою голову к Ее лотосным стопам? Это противоречит принципам религии», ? подумал он.
Рука его задрожала, и он выронил перо. Не в силах писать дальше, он отправился к Ганге принять омовение. Тем временем в его дом, приняв облик Шри Джаядевы, пришел Шри Кришна, верховный наслаждающийся трансцендентными вкусами.
Он попросил Падмавати принести Ему рукопись и собственной рукой закончил стих «смара-гарала-кханданам – смертельный яд любви», начатый Джаядевой, словами: «мама шираси манданам / дехи пада-паллавам ударам – противоядием будет, если Мою голову украсят Твои подобные цветам стопы».
смара-гарала-кханданам
мама шираси манданам
дехи пада-паллавам ударам
«Твои стопы, подобные прекрасным цветам, нейтрализуют смертельный яд любви. Они гасят пожар любовных мук, который пылает в Моем сердце. Пожалуйста, будь милостива и позволь Мне украсить голову Твоими стопами».
Шри Кришна ушел и вскоре после этого вернулся Джаядева.
Его жена удивилась: «Как это ты смог так быстро вернуться? Ты только что приходил, написал что-то в своей книге и снова ушел принять омовение!» Тогда Джаядева Госвами взял рукопись и, открыв ее, обнаружил, что его незаконченный стих был завершен.
Пораженный, он со слезами на глазах сказал своей жене: «О Деви, ты так удачлива! Ты получила даршан Шри Шьямасундары Кришны! Он лично пришел и завершил стих, который я боялся дописать. Кришну можно покорить только премой, а не преданностью, основанной на правилах и предписаниях».
Мы не можем даже представить себе славу Радхарани. Она сарва-лакшми, воплощение всех Лакшми, богинь процветания:
ананта-коти-вишну-лока-намра-падмаджарчите
химадриджа-пуломаджа-виринджаджа-вара-праде
апара-сиддхи-риддхи-дигхда-сат-падангули-накхе
када каришьясиха мам крипа-катакша-бхаджанам?
макхешвари криешвари свадхешвари сурешвари
три-веда-бхаратишвари прамана-шасанесвари
рамешвари кшамешвари прамода-кананешвари
враджешвари враджадхипе шри радхике намо ’сту те
(Шри Радха-крипа-катакша-става-раджа, 11-12)
«О Шримати Радхика! Тебе поклоняется Шри Лакшми, богиня бесчисленных планет Вайкунтхи.
Тебе также поклоняются и молятся о благословении Шри Парвати (дочь Гималаев), Шачи (дочь Пуломы, тестя Индры) и Сарасвати (дочь Виринчи, Господа Брахмы).
Мысленное созерцание даже одного ноготка на Твоих стопах позволяет обрести множество мистических совершенств. Когда же Ты хоть на мгновение одаришь меня милостивым взглядом?
Ты повелительница всех видов жертвоприношений (особенно всесовершенной югала-милана-ягьи) и всей деятельности (ибо Ты источник всех видов энергии, мула-шакти-таттва). Ты владычица всех мантр, звучащих во время жертвоприношений, и всех даров, подносимых полубогам, а также самих полубогов.
Ты повелительница трех Вед и всех законов религии, а также госпожа Шри Рамы-деви (богини удачи), Кшамы-деви (богини всепрощения) и прежде всего – восхитительных кундж Вриндавана.
Когда же Ты милостиво сделаешь меня Своей служанкой и позволишь помогать Тебе в Твоих любовных развлечениях с царевичем Враджа? О Шримати Радхика, владычица (враджешвари) и хранительница (враджадхипе) Враджа! Снова и снова я в почтении склоняюсь перед Тобой!»
Таковы Ее качества.
Брахма и Шанкара не могут обрести даршан Ее лотосных стоп, и даже Сам Кришна поклоняется Ее стопам. Она сарва-лакшми, воплощение всех богинь процветания, и сарва-канти, Та единственная, кто выполняет все трансцендентные желания Шри Кришны.
Такие гопи, как Чандравали, Лалита и Вишакха, могут удовлетворить какие-то Его желания, но не все. Кришна думает: «Если Радхика не участвует в раса-лиле, то какой в ней смысл?» Он разрушил гордость других гопи, покинув арену танца раса для того, чтобы отыскать Шри Радху.
Таким образом, Она пара-девата, Верховная Богиня.
Слава Радхики бесконечна. Сейчас вайшнавы, присутствующие на этом собрании, прославят Ее.
Она будет удовлетворена не столько проведением абхишеки (церемонии омовения), сколько прославлением Ее.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Источник: https://bhaktabandhav.ru/shri-radha-verhovnaja-boginja/
Краткие содержания произведений – джаядева – воспетый говинда
джаядева – воспетый говинда
Эротико-аллегорическая поэма в честь Кришны — Говинды («Пастуха»),
земного воплощения бога ВишнуВ цветущую весеннюю пору в лесу Вриндаване на берегу Ямуны возлюбленная Кришны Радхатомится в разлуке с любимым. Подруга рассказывает, что Кришна водит веселые хороводыс прелестными пастушками, «обнимает одну, целует другую, улыбается третьей, преследуетробкую, чарует чарующую».
Радха жалуется на измену Кришны и на свою судьбу: ей горькосмотреть на расцветшие побеги ашоки, слушать мелодичное жужжание пчел в листве манговыхдеревьев, даже легкий ветерок с реки доставляет ей одни мучения. Она просит подругу помочьей свидеться с Кришной, притушить снедающий её жар страсти.
Тем временем Кришна оставляет красавиц пастушек и, вспоминая о Радхе, мучается раскаянием.
Он мысленно рисует себе черты её прекрасного облика и жаждет снова вкусить её любви.
Приходит подруга Радхи и описывает Кришне её ревность и терзания: Радхе кажется горькимаромат сандаловых деревьев, ядом — сладкий ветер с гор Малая, её обжигают прохладныелучи месяца, и, не в силах вынести одиночества, она думает только о Кришне.
Кришна проситподругу привести к нему Радху. Та, уговаривая её пойти, уверяет её, что Кришна так жепечален, как и она: то издает он тяжкие вздохи, то ищет её, глядя с надеждойпо сторонам, то в отчаянии падает на цветочное ложе, то на долгое время лишаетсядыхания.
Однако Радха в таком изнеможении от мук ревности и страсти, что идти к Кришнепросто не может. И подруга возвращается к Кришне, чтобы рассказать ему о бессилии Радхисладить с собою.Наступает ночь, и, не встретившись с Кришной, Радха тоскует ещё больше.
Ей мнится, чтолживый и безжалостный Кришна по-прежнему предается наслаждениям с пастушками,
и она молит ветер с гор Малая унести её жизнь, бога любви Каму — поглотитьеё дыхание, воды реки Ямуны — принять её сожженное страстью тело. Наутро, однако, Радхавдруг видит Кришну перед собой, ласково склонившимся над нею.
Она ещё полна негодования и гонитего прочь, укоряя, что глаза его воспалены от бессонной ночи любви с пастушками, устапотемнели от сурьмы с их глаз, тело покрыто царапинами, оставленными их острыми ногтямиво время страстных утех. Кришна уходит, притворяясь обиженным, а подруга уговаривает Радхупростить его, ибо свидание с Кришной — высшее счастье в этом мире.
И когда в концедня Кришна вновь появляется и уверяет Радху, что она единственное украшение его жизни, егосокровище в океане бытия, восхваляет её красоту и просит о сострадании, она, покорнаялюбви, уступает его мольбам и прощает его.
Надев лучшие украшения, звеня браслетами на руках и ногах, с тревогой и блаженствомв сердце Радха входит в беседку из лиан, где ждет её полный радости и нетерпеливожаждущий сладостных объятий Кришна. Он приглашает Радху пройти вместе с ним все ступенилюбви, и она с наслаждением отвечает на его все более и более смелые ласки. Счастливый,
он пьет нектар её невнятно лепечущих губ, которые омыты блеском жемчужных зубов, прижимаетк своей могучей груди её высокую отвердевшую грудь, распускает пояс на её тяжелыхбедрах. И когда страсть влюбленных утолена, Радха не может удержаться от восторженныхвосхвалений Кришне — средоточию всех земных наслаждений, хранителю богов и людей, чьевеличие и слава простираются во все концы вселенной.
См. также:
Магха Убиение Шишупалы, Жан Жироду Зигфрид И Лимузен, Гянджеви Низами Хосров И Ширин, Ричард Б Шеридан Дуэнья, Паустовскийкг Повесть О Жизни, Уайльд О Как Важно Быть Серьезным Легкомысленная Комедия Для Серьезных Людей
Источник: http://www.terminy.info/literature/summary-of-works/dzhayadeva-vospetyy-govinda
Джаядева – Воспетый Говинда
Эротико-аллегорическая поэма в честь Кришны — Говинды («Пастуха»),земного воплощения бога ВишнуВ цветущую весеннюю пору в лесу Вриндаване на берегу Ямуны возлюбленная Кришны Радхатомится в разлуке с любимым.
Подруга рассказывает, что Кришна водит веселые хороводыс прелестными пастушками, «обнимает одну, целует другую, улыбается третьей, преследуетробкую, чарует чарующую».
Радха жалуется на измену Кришны и на свою судьбу: ей горькосмотреть на расцветшие побеги ашоки, слушать мелодичное жужжание пчел в листве манговыхдеревьев, даже легкий ветерок с реки доставляет ей одни мучения. Она просит подругу помочьей свидеться с Кришной, притушить снедающий её жар страсти.
Тем временем Кришна оставляет красавиц пастушек и, вспоминая о Радхе, мучается раскаянием.Он мысленно рисует себе черты её прекрасного облика и жаждет снова вкусить её любви.
Приходит подруга Радхи и описывает Кришне её ревность и терзания: Радхе кажется горькимаромат сандаловых деревьев, ядом — сладкий ветер с гор Малая, её обжигают прохладныелучи месяца, и, не в силах вынести одиночества, она думает только о Кришне. Кришна проситподругу привести к нему Радху.
Та, уговаривая её пойти, уверяет её, что Кришна так жепечален, как и она: то издает он тяжкие вздохи, то ищет её, глядя с надеждойпо сторонам, то в отчаянии падает на цветочное ложе, то на долгое время лишаетсядыхания. Однако Радха в таком изнеможении от мук ревности и страсти, что идти к Кришнепросто не может.
И подруга возвращается к Кришне, чтобы рассказать ему о бессилии Радхисладить с собою.Наступает ночь, и, не встретившись с Кришной, Радха тоскует ещё больше.
Ей мнится, чтолживый и безжалостный Кришна по-прежнему предается наслаждениям с пастушками,и она молит ветер с гор Малая унести её жизнь, бога любви Каму — поглотитьеё дыхание, воды реки Ямуны — принять её сожженное страстью тело. Наутро, однако, Радхавдруг видит Кришну перед собой, ласково склонившимся над нею.
Она ещё полна негодования и гонитего прочь, укоряя, что глаза его воспалены от бессонной ночи любви с пастушками, устапотемнели от сурьмы с их глаз, тело покрыто царапинами, оставленными их острыми ногтямиво время страстных утех. Кришна уходит, притворяясь обиженным, а подруга уговаривает Радхупростить его, ибо свидание с Кришной — высшее счастье в этом мире.
И когда в концедня Кришна вновь появляется и уверяет Радху, что она единственное украшение его жизни, егосокровище в океане бытия, восхваляет её красоту и просит о сострадании, она, покорнаялюбви, уступает его мольбам и прощает его.Надев лучшие украшения, звеня браслетами на руках и ногах, с тревогой и блаженствомв сердце Радха входит в беседку из лиан, где ждет её полный радости и нетерпеливожаждущий сладостных объятий Кришна. Он приглашает Радху пройти вместе с ним все ступенилюбви, и она с наслаждением отвечает на его все более и более смелые ласки. Счастливый,
он пьет нектар её невнятно лепечущих губ, которые омыты блеском жемчужных зубов, прижимаетк своей могучей груди её высокую отвердевшую грудь, распускает пояс на её тяжелыхбедрах. И когда страсть влюбленных утолена, Радха не может удержаться от восторженныхвосхвалений Кришне — средоточию всех земных наслаждений, хранителю богов и людей, чьевеличие и слава простираются во все концы вселенной.
На нашем сайте Вы найдете значение “Джаядева – Воспетый Говинда” в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джаядева – Воспетый Говинда, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква “Д”. Общая длина 50 символа
Источник: http://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1397218-dzhayadeva—vospetyy-govinda
Джавахарлал Неру
Джавахарлал Неру — выдающийся политический деятель, премьер-министр Индии, которому принадлежит огромная заслуга в разработке основных принципов построения и развития сильного государства, придерживался политики мирного сосуществования стран с разными социальными системами.
Он родился 14 ноября 1889 года в семье кашмирского брахмана, что является свидетельством принадлежности к высшей касте. Он получил хорошее домашнее образование, а затем, как было принято у представителей индийской элиты, продолжил образование в школе Харроу и в Кембриджском Университете.
Его отец являлся одним из видных политических деятелей, членом партии ИНК (Индийский Национальный Конгресс), не удивительно, что уже в 22 года Неру становится членом этой партии и начинает заниматься профессиональной политической деятельностью.
Возвратившись в Индию, Неру некоторое время работал юристом.
В 1916 году он познакомился с Мохандасом Ганди и вскоре становится его ближайшим соратником. Благодаря поддержке М. Ганди Неру был выдвинут на пост генерального секретаря ИНК с 1923 по 1925 год. В это же время он является сопредседателем Аллахабадского муниципалитета.
В 1929 году, будучи председателем ИНК, Неру провозглашает лозунг о независимости Индии, а через два года возглавляет создание программы по развитию в экономической и социальной сферах страны. В 30-е годы резко выступает против развития фашизма и милитаризма в мире. В 1946 году Неру назначен вице-премьером временного правительства Индии, одновременно он был назначен на должность министра иностранных дел.
15 августа 1947 года Индия была провозглашена независимым государством, а Неру занял пост премьер-министра Индии. Этот пост, он будет занимать до самой смерти. Он остался на посту и после первых всеобщих выборов, прошедших в 1951—1952 г., в результате которых ИНК вернулся к власти.
Став главой независимого государства, он проводил политику «смешанной экономики», комбинируя социалистический и капиталистический пути развития и беря из них лучшее, Неру ищет свой собственный третий путь развития страны.
Он подчеркивал, что государство обязано вмешиваться в экономику страны, но при этом учитывать огромное значение частной инициативы для экономического и социального развития страны. С целью регулирования экономики под его руководством разрабатывались и внедрялись планы на пятилетки.
Во внешней политике индийский руководитель придерживался принципов мирного сосуществования различных социальных систем.
Неру был сторонником развития дружеских отношений с Советским Союзом, но при этом Индия придерживалась курса позитивного нейтралитета и тактики «неприсоединения» к восточному либо западному блокам.
В пограничном споре с Китаем в 1959 году Неру занял твердую позицию и заявил, что Индия прибегнет к силе, если будет нарушена ее территориальная целостность. Умер выдающийся политический и государственный деятель 27 мая 1964 года в Дели от сердечного приступа.
Источник: http://velikielyudi.ru/politiki/dzhavaxarlal-neru.html