Краткая биография фраерман

Книги Фраерман Рувим Исаевич

Фраерман Рувим Исаевич

Рувим Фраерман не принадлежит к числу хорошо известных читающей публике писателей. Однако если произнести: «Дикая собака Динго…», то на лице у собеседника сразу появляется выражение всплывающего воспоминания.

Такой вот парадокс – произведение, получается, более знаменито, нежели его автор.

Итак, кого же нам благодарить за трогательный сюжет, благодаря кинопостановке вызвавший душевный отклик у многих тысяч зрителей?

Рувим Исаевич Фраерман родился 22 сентября 1891 года в Могилеве, в незажиточной еврейской семье. Он начал учебу несколько позже своих сверстников, так как отец его служил подрядчиком и вынужден был совершать частые поездки, в которых сын сопровождал его.

Обратите внимание

Воспитанник Могилевского реального училища, Рувим Фраерман еще на школьной скамье обратил на себя пристальное внимание учителя словесности, заметившего в мальчике зачатки литературных талантов. Возможно, раннее признание способностей и уважительное отношение преподавателя сыграли не последнюю роль в том, что юный Рувим увлекся сочинительством.

Его первой стихотворная публикация состоялась в журнале училища, носившем скромное название «Труд ученика».

В 1916 году Рувим Фраерман становится студентом Харьковского технологического института, и на третьем курсе его направляют практикантом на Дальний Восток. Там он сталкивается со вспыхнувшей революцией, гражданской войной и без колебаний принимает сторону красных.

Далее он – участник партизанского движения, сотрудник партизанской газеты «Красный клич», затем комиссар отряда, связной с подпольщиками в тылу японских оккупантов.

Охраняя с товарищами по оружию край от интервенции и способствуя укреплению позиций молодой советской власти, Фраерман преодолевает не одну тысячу километров амурской тайги, знакомится с бытом местного населения, с укладом жизни малых дальневосточных народов. Впечатления той поры впоследствии лягут в основу многих очерков и рассказов.

Партизанский отряд вливается в подошедшие части Красной Армии, и Рувим Фраерман оказывается сначала в Якутске, где редактирует газету «Ленский коммунар», а позднее – в Новониколаевске (ныне – Новосибирск).

Там он на Сибирском съезде работников печати знакомится с деятельным и кипучим Емельяном Ярославским, который привлекает начинающего писателя к идеологической работе и агитирует на создание журнала «Сибирские огни».

В 1921 году Фраерман едет в Москву для участия в республиканском съезде, и Ярославский помогает ему устроиться на работу в Российское телеграфное агентство.

Важно

Однако Фраерман, находясь в Москве, не прекращает контакта с сибирскими изданиями.

Продолжают появляться его публикации в «Советской Сибири», а в 1924 году в «Сибирских огнях» выходит повесть «Огневка», за ней последуют: «На мысу» – в 1925, «Соболя» – в 1926, «Никичен» – в 1933.

В Москве Фраерман приобретает новых знакомых в среде пролетарских литераторов – близко узнает Аркадия Гайдара, Александра Фадеева, Константина Паустовского, Василия Гроссмана, Константина Симонова, Андрея Платонова. Он выезжает за рубеж, посещает Италию, пишет путевые очерки («С советским паспортом за границей»). В эти же годы печатаются повести «Васька-гиляк», «Вторая весна».

В 1934 году писательская бригада, в которую входят Фраерман, Фадеев, венгерский автор А. Гидаш, предпринимает поездку на Дальний Восток, в Хабаровск – и дальше. Это путешествие отразится в рассказах «Несчастье Ан-Сенена», «На реке», приключенческой повести для детей «Шпион».

«Дикая собака Динго, или повесть о первой любви», была написана в 1939 году, хотя автор отмечает в воспоминаниях, что первые штрихи замысла он набросал еще в «сибирском» периоде творчества. Экранизировали ее в 1962 году. Грустная и все же светлая история о вступлении подростков во взрослый мир, опыте первых предательств и разочарований, обеспечила автору популярность.

В Великой Отечественной войне Рувим Фраерман участвовал как солдат, сражаясь на передовой, и как корреспондент военной газеты «Защитник Отечества», рассказывая в статьях о беспримерных подвигах советских солдат.

В послевоенные годы писатель продолжает работу – выходят в 1946 году повесть «Дальнее плавание», в 1948 – «Жизнь и необыкновенные приключения капитана-лейтенанта Головнина, путешественника и мореходца», в 1953 – «Желанный цветок», сборник художественно обработанных китайских сказок, в 1963 – роман «Золотой василек», воспоминания о «дальневосточной юности», в 1964 – «Любимый писатель детей», книга об Аркадии Гайдаре, погибшем друге.

Современники отзывались о писателе, как о человеке неиссякаемого остроумия, одаренном живостью ума, умном и тонком беллетристе, умевшем одним взглядом выхватить и красочно преподнести самую существенную деталь повествования.

Константин Паустовский, с которым Фраерман поддерживал очень теплые отношения, назвал его как-то социалистическим романтиком, в первую очередь делающим акцент на внутренних переживаниях, и лишь затем – на классовых противоречиях.

Совет

Рувим Исаевич Фраерман умер 27 марта 1972 года в возрасте 81 года, пережив фактически всех своих друзей.

Источник: http://ThankYou.ru/lib/classic/fraerman

120 лет со дня рождения Рувима Исаевича Фраермана

22 сентября 120 лет со дня рождения русского писателя Рувима Исаевича Фраермана (1891-1972), автора повестей «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», «Золотой Василек» и др.

Если бы ему “пришлось быть судьей, он вероятно, всех бы оправдал…

” Самое удивительное, что слова эти сказаны о человеке, который прошел две войны, проехал нашу страну в прямом смысле слова от края до края, голодал, погибал в тайге, тяжело болел и трудно работал. Но, это наверное, правда.

Книги Рувима Фраериана действительно говорят о том, что “он признает за каждым человеком право на недостатки”. А сам говорит так: “Я никогда не осмеливался давать готовые советы”.

(Из книги:  Фраерман Рувим Исаевич//Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь в 3 частях. Ч.3- М.:Либерия, 2000.- С.464)

Краткая биография

Рувим Исаевич Фраерман родился 22 сентября 1891 года в  Могилеве . Там он провел детство и окончил реальное училище. Еще в школе полюбил литературу, писал стихи, печатал их. В 1916 г. окончил Харьковский технологический институт. В 1917 г. отправился на Дальний Восток. Был рыбаком, чертежником, бухгалтером, учителем. В годы гражданской войны в составе партизанского отряда сражался с японскими интервентами.

В 1921 г. приехал в Москву. В 1924 г. здесь была издана первая повесть Фраермана «Васька-гиляк». В ней рассказывается о гражданской войне и становлении Советской власти на Дальнем Востоке.

Вслед за ней выходят и другие книги – «Вторая весна» (1932) – первое произведение писателя для детей, «Никичен» (1934), «Шпион» (1937), «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» (1939) – самая известная повесть писателя.

В годы Великой Отечественной войны Фраерман вступает в ряды народного ополчения, участвует в боях, работает в армейской газете.

Послевоенное творчество Фраермана обращено, в основном, к детям и подросткам.

Фраерман положил начало исследованиям творчества Гайдара своим сборником статей «Жизнь и творчество А. П. Гайдара» (1951), а также книгой-очерком «Любимый писатель детей» (1964). В 1966 г. вышел в свет сборник очерков и рассказов на морально-этические темы «Испытание души», адресованный подросткам.

С 1932 по 1965 гг. Рувим Исаевич часто посещал Рязанский край. Жил в пос. Солотча в доме гравера И. П. Пожалостина.

Здесь написана повесть «Дикая собака динго», которая переведена на многие языки народов ближнего и дальнего зарубежья.

По этой книге поставлен кинофильм, на Международном кинофестивале в Венеции получивший главный приз – скульптурную миниатюру «Золотой лев святого Марка» (1962).

( с сайта  LiveLib.ru)

Советуем прочитать

читателям среднего и старшего школьного возраста:

Фраерман, Рувим Исаевич. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви

Эта повесть давно вошла в золотой фонд детской литературы. Это лирическое, полное душевной теплоты и света произведение о дружбе и любви, о нравственном взрослении подростков.

В этой книге все очень обычно и вместе с тем все удивительно. Обычные ребята ходят в школу, делают уроки, играют, иногда получают двойки.

И вдруг в них пробуждаются такие чувства, о которых они и не подразумевали.

Советуем прочитать о Рувиме Исаевиче Фраермане:

Фраерман Рувим Исаевич //Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь в 3 частях. Ч.3.- М.: Либерия, 2000.- С.464-468

Источник: http://ololo.m-ten.ru/news/dates/37-dates/284-120-.html

Рувим Фраерман. Тёмная сторона детского писателя

?

Categories:

  • литература
  • животные
  • история
  • Cancel

Возможно кто-то ещё помнит фильм с юной Галиной Польских “Дикая собака Динго или повесть о первой любви” ?Она снята по трогательной повести детского писателя Рувима Фраермана.но самое поразительное не это.Самое поразительное, что в его книгах описывается Николаевск-на-Амуре до того, как его снесли с лица земли красные партизаны

////Таня “посмотрела вверх на каланчу. Деревянная, она царила над этим городом, где по дворам на заре распевали лесные птицы. На ней еще не поднимали сигнального флага. Значит, парохода еще не было видно. Он мог и опоздать. Но Тане было мало дела до флага. Она вовсе не собиралась на пристань.   …….

А пароход подходил все ближе. Черный, кряжистый, точно скала, он все же казался малым для этой реки, терялся в ее светлой равнине, хотя рев его, подобно урагану, сотрясал кедры на горах.Таня стремглав бросилась по спуску вниз. Пароход уже отдавал причалы, чуть навалившись на пристань, полную народу. На пристани тесно от бочек.

Они повсюду – лежат и стоят, точно кубики лото, в которое только что играли великаны.Так спустились они по крутому берегу и дошли до реки, до узких мостков, куда приставали шампунки* (* Рыбацкая лодка китайского типа), и увидели, что Коля сидит на досках как раз на том самом месте, где всегда клюют лещи. ……

Филька пришел к горькому заключению, что он знал много вещей, которые в городе были ему ни к чему. Он зная, например, как близ ручья в лесу выследить соболя по пороше, знал, что если к утру хлеб замерзнет в клети, то можно уже ездить в гости на собаках – лед выдержит нарту, и что если ветер дует с Черной косы, а луна стоит круглая, то следует ждать бурана.

Обратите внимание

Но здесь, в городе, никто не смотрел на луну: крепок ли лед на реке, узнавали просто из газеты, а перед бураном вывешивали на каланче флаг или стреляли из пушки.”///Филька жил через двор. Ворота его были закрыты. Но он широко открыл их перед Таней, и она увидела собак. Возле  них  на  земле  сидел Филькин отец и курил.

Трубочка его хрипела так  же  громко,  как в лесу у костра, лицо его было приветливо. Олень стоял привязанный  к  забору.  А собаки лежали все вместе, с хвостами, скрученными на  спине  в кольцо, настоящие лайки. Не поднимая острых морд, протянутых на земле, они посмотрели на Таню волчьим взглядом. Охотник закрыл ее от зверей.

     – Они злые, друга, – сказал он.     А Филька добавил:     – Это почище австралийской собаки динго.     – Я  знаю этих собак отлично, – сказала Таня. – А все-таки это не дикая собака динго. Запрягите их, пожалуйста.     Охотник  был  озадачен  немного. Запрягать собак летом? Эта забава была так  неразумна! Но и сын попросил его это сделать.

И охотник достал из сарая легкую нарту и упряжь и поставил собак своих на ноги. Они поднялись ворча.     А   Таня  любовалась  их  нарядной  упряжью,  обитой  сукном  и  кожей. Султанчики на их головах развевались подобно белым метелкам повейника.Но и это ещё не всё – поражает, что среди этих партизан был и Фраерман.

И не просто рядовым случайным, а был одним из активных деятелей, отвечал за агитацию и имел мандат на “зачистки” населения, был комиссаром партизанского отряда, ушедшего из Керби в Якутск (похоже это его и спасло от суда в Керби)Вот его мандат:№210 24/У 1920 годаТоварищам Бельскому и ФраермануВоенно-Революционный Штаб предписывает Вам раскрыть и уничтожить все контр-революционные элементы в составе Союза Профессиональных Союзов.-За Председателя Железин. Секретарь Ауссем.

о николаевских событиях, тем кому интересно, можно посмотреть у меня в журнале по тегу николаевские события 1920

иллюстрации  А.Брея к произведениям ФраерманаВот как пишет Паустовский о Фраермане: Фраерман дрался с японцами, голодал, блуждал с отрядом по тайге, и все тело у него было покрыто под швами гимнастерки кровавыми полосами и рубцами — комары прокусывали одежду только на швах, где можно было засунуть тончайшее жало в тесный прокол от иглы.Амур походил на море. Вода курилась туманами. Весной в тайге вокруг города зацвели саранки. С их цветением пришла, как всегда неожиданно, большая и тяжкая любовь к нелюбящей женщине.Особенно впечатляет, то что апрель-май в Николаевске разгар самых кровавых “зачисток” местного населения. А у него в это время – любовь…Назначение на должность комиссара партизанского отряда Р.И.Фраерман получил в мае 1920 года, шёл ему тогда 24-й год. Был он невысок ростом, по-мальчишески хрупок сложением и моложав настолько, что ему нельзя было дать его летПозже биографы будут писать: Мы мало знаем подробностей из жизни писателя в 1918 и 1919 годах, он почти не рассказывал о себе… Назначению на этот пост (комиссаром в мае 1920) несомненно должно было предшествовать участие в революционной борьбе. Сам Р. И. Фраерман ни о каких своих заслугах никогда не распространялся. он редактировал газету местного военно-революционного штаба «Красный клич». Как долго он ее редактировал, каким образом был назначен на столь ответственный пост и что предшествовало этому, — ничего мы не знаем, нигде в своих воспоминаниях писатель об этом не обмолвился.

Лишь в «Раздумье» Деряев в одном из эпизодов припомнит «три года гражданской войны, три года походной таежной жизни на Дальнем Востоке, вечная опасность, грязь, конина на обед…». Его охватит ” сильное волнение перед встречей со старым другом боевых лет, «который учил его быть большевиком и который, пройдя царскую каторгу и ссылку, спокойно сел в Макавеевский застенок атамана Семенова».

Но и скупые сведения, как мне кажется, дают основания полагать, что к моменту назначения на пост комиссара партизанского отряда в штабе партизанских сил Р. И. Фраермана знали достаточно хорошо… Тому факту, что к этому времени Р. И. Фраерман формально не состоял в партии, не следует придавать решающего значения. Его преданность революции и коммунистическим идеалам доказывалась прежде всего практическими делами, непосредственным участием в революционной борьбе. Это было главное. Некоторое время спустя Р. И. Фраерман вступил в Коммунистическую партию». /Николаев В. Путник шагающий рядом. Очерк творчества Р. Фраермана. Москва. 1986.
Однако ещё в начале мая Фраерман в Николаевске вошёл в комитет партии большевиков – «5 мая организовалась партия коммунистов (большевиков). Избран комитет партии в составе 5 лиц: тов. Ауссема, Кузнецова, Шмуйловича, Фраермана и Гетмана. ” – так что похоже, что среди большевиков он уже был. Почему скрыл что был среди большевиков Николаевска? – можно только догадываться.
иллюстрации  А.Брея к произведениям Фраермана

Читайте также:  Краткая биография окуджава

Источник: https://kid-book-museum.livejournal.com/769576.html

Рувима Исаевич Фраерман

 Имя  писателя Рувима Исаевича Фраермана не принадлежит к числу хорошо известных читающей публики, хотя в 20, 30, 40-х годах  его произведения были очень популярны.

 БСЭ скупо сообщает: Фраерман Рувим Исаевич [10(22).9.1891, Могилёв, – 28.3.1972, Москва], русский советский писатель.

Учился в Харьковском технологическом институте (1916). Участник Гражданской войны на Дальнем Востоке и Великой Отечественной войны 1941-45. Событиям Гражданской войны, жизни малых народов Дальнего Востока посвящены повести, преимущественно для детей.  Произведения Ф.

переведены на языки народов СССР и иностранные языки.

————

Рувим Исаевич Фраерман родился 22 сентября 1891 года в Могилеве, в небогатой  еврейской семье. Он начал учебу несколько позже своих сверстников, так как отец его служил подрядчиком и вынужден был совершать частые поездки, в которых сын должен был сопровождать его.

Воспитанник Могилевского реального училища, Рувим Фраерман еще на школьной скамье обратил на себя пристальное внимание учителя словесности, заметившего в мальчике зачатки литературных талантов. Возможно, раннее признание способностей и уважительное отношение преподавателя сыграли не последнюю роль в том, что юный Рувим увлекся сочинительством.

Его первой стихотворная публикация состоялась в журнале училища, носившем скромное название «Труд ученика».

 После училища юноша поступил в Харьковский технологический институт, откуда после третьего курса в 1917 году был направлен на практику на Дальний Восток.  В поисках средств для жизни работал рыбаком, чертежником, бухгалтером, учителем.  Там он сталкивается со вспыхнувшей революцией, гражданской войной и без колебаний принимает сторону красных. Далее он – участник партизанского движения, сотрудник партизанской газеты «Красный клич», затем комиссар отряда, связной с подпольщиками в тылу японских оккупантов. Охраняя с товарищами по оружию край от интервенции и способствуя укреплению позиций молодой советской власти, Фраерман преодолевает не одну тысячу километров амурской тайги, знакомится с бытом местного населения, с укладом жизни малых дальневосточных народов, проникается любовью к этой земле.  Впечатления той поры впоследствии лягут в основу многих очерков и рассказов.Вскоре партизанский отряд вливается в подошедшие части Красной Армии, и Рувим Фраерман оказывается сначала в Якутске, где редактирует газету «Ленский коммунар», а позднее – в Новониколаевске (ныне – Новосибирск). Там он на Сибирском съезде работников печати знакомится с деятельным и кипучим Емельяном Ярославским, который привлекает начинающего писателя к идеологической работе и склоняет на создание журнала «Сибирские огни». В 1921 году Фраерман едет в Москву для участия в республиканском съезде, и Ярославский помогает ему устроиться на работу в Российское телеграфное агентство. Однако Фраерман, находясь в Москве, не прекращает контакта с сибирскими изданиями. В 1924  была издана первая повесть Фраермана «Васька-гиляк». В ней рассказывается о гражданской войне и становлении Советской власти на Дальнем Востоке. Продолжают появляться его публикации в «Советской Сибири», а в 1924 году в «Сибирских огнях» выходит повесть «Огневка», за ней последуют: «На мысу» – в 1925, «Соболя» – в 1926, «Никичен» – в 1933.«Васька-гиляк» — первая повесть Фраермана — написана в 1924 году (опубликована тогда под названием «Огнёвка») и переработана в 1931 году. Её герой назван в заголовке, но с равным нравом можно сказать, что герой книги — народ (теперь он зовется нивхи), один из самых маленьких и ко времени Октябрьской революции самых бедствовавших и отсталых народов Дальнего Востока.Среди всеобщей бедности не было в стойбище человека беднее Васьки. Одна у него была ценность, и гордость, и радость — лайка Орон, знаменитая среди гиляков передовая собака Васькиной упряжки. Много бы денег дал за неё сахалинский купец Сёмка-собачник…Сёмка знал, как надо поступить. Всю ночь пил Васька с купцом, а проспавшись, узнал, что сам при свидетелях продал Сёмке Орона. «В тот день Васька согрешил как мужчина и охотник: избил жену, растоптал её серьги, проклял священную скалу Тыри и заплакал. А Васька не плакал даже и тогда, когда в Амуре утонул его отец». Деньги, полученные за Орона, Васька в неделю тоже пропил, угощая все стойбище. А потом — ещё одна неудача: нашел лисий след, купил на последний рубль стрихнин, а лиса приманку не съела.

Соседствуют обычаи трогательные с дикими, трезвые мысли — с наивными предрассудками. Мы узнаём, как тяжек труд охотника и сколько горя приносила гилякам водка, верная помощница купца.

Важно

Так показано затянувшееся детство народа, канун его пробуждения. Как раз экзотику Фраерман снимает. Уже на второй странице фанза становится избой, и одно это слово приближает гиляцкий быт к русской деревне прошлого века, где тоже  были и тоска по сытости, и дремучие суеверия, и тяжёлый дух в избе, и кабаки, и мечты об иной жизни, выраженные в сказках и песнях народа.

Вот в этом, последнем, гиляки беднее: у них нет , даже, песен.Представление о быте гиляков Фраерман даёт в коротких характеристиках, запоминающихся деталях, выраженных в двух-трёх фразах.

Эти сообщения нельзя пропустить, читая повесть, потому что они не выделены из рассказа о событиях, а вплетены в него:«Жена уже топила печку и крошила рыбу, когда Васька вернулся домой… Семилетний сынишка Васьки, Панга, стоял у печки и, выставив живот, курил трубочку, которую мать поминутно вырывала у него, затягивалась раза три и совала ему обратно в рот.

Собирается Васька в долгий путь — по следу не взявшей приманку лисы. Был у него перед тем разговор с гиляцким купцом Митькой. Тот подзуживал убить того русского купца и отнять у него Орона. Нет, убивать Васька не согласен — вот подстрелит голубую лису и выкупит собаку.

И если потеря Орона, погоня за лисой — сюжетная завязка повести, то короткий разговор с Митькой — завязка социального конфликта. Васька начинает догадываться: не русский купец враг, как хочет его уверить Митька, а всякий купец. Но он пока не может разобраться, как совместить народную традицию честности, обязательной оплаты любого долга, с пониманием, что купцы грабят народ…

Вышел Васька из тайги к селу, а там партизаны — командиром у них Васькин знакомец Макаров, с которым вместе рыбачили. И друг Васьки Лутуза тут, и тунгусы- охотники, которым тоже нет житья от купцов. Немного презрительно сперва отнёсся к Ваське русский партизан Боженков, но оказался хорошим человеком.

Подразнили Ваську тунгусы, но это только по привычке — «тунгус не пропустит случая посмеяться над гиляком».Ваську покормили. Первый раз в жизни гиляк ел сахар — так, одной деталью, часто Фраерман изображает условия жизни, меру нищеты народа. Хотел Васька за еду, табак и приют отдать другу Макарову свои лыжи, единственную ценность. Не взял Макаров лыжи.

Но что угощение — десять раз за день назвали Ваську «товарищем»! За это лыжами не расплатишься.Партизаны готовятся к бою — выгнать из ближайшего города японских оккупантов. Идет охота на японцев, а охотника не боросают:«Уйти обратно в тайгу казалось невозможным, так же как бросить охотника без помощи».

Благородство помыслов, высокая честность, потребность на приветливость ответить преданностью, за угощение воздать богатым подарком, лишая себя необходимого, — вот нравственный облик Васьки, во многом отражающий традиции его народа.

В отряде Васька совершил подвиг — привел в плен купцов Кузина и Сёмку, удиравших на Сахалин с богатым грузом золота и мехов, и жену белогвардейца, любовницу японского полковника. Она виновна в расстреле безоружного парламентёра — первого русского друга Васьки — Макарова.

Совет

Это не был задуманный и организованный подвиг, произошёл он случайно: встретилась на дороге собачья упряжка, в которой передовым был любимый Орон, а правил упряжкой Сёмка. Преданность Орона Ваське и сыграла решающую роль в этом эпизоде с захватом  купца.

Он написан остро, напряжённо, но, как почти всегда у Фраермана, выполняет подчинённую роль — важны последствия поступка для душевного и умственного пробуждения героя.Орон теперь у Васьки. Но он взят, а не куплен.

И Васька, верный вековой покорности шулерам-торговцам, добивается пропуска в уже советскую тюрьму, чтобы попросить Сёмку-собачника вернуть Орона за сто беличьих шкурок, а не захочет, так он, Васька, в суд подаст. «Дурак!» — сказал ему купец Кузин, сидевший в той же камере.

«И Васька вдруг понял, что в самом деле больше никакого суда не надо, что Орон навсегда его, а Сёмке-купцу — конец и Кузину — конец».Наивный поступок — идти в тюрьму торговать Орона к старым купеческим обманщикам  таежных охотников. Но герой повести становится нам ближе, мы лучше понимаем его душевный мир, пробуждение его сознательной жизни.

Васька сильно повзрослел в отряде и в городе, понял, что красные — за бедняков. Он освободился от одиночества, отъединённости своего народа, который русским не верил, — купцы грабили, попы насильно крестили, а других русских гиляки не знали. Они не дружили и с соседями-тунгусами.

Освободился Васька и от безнадежной покорности своего народа, примирившегося с вечной нищетой и вечными долгами купцам.События, поддерживая интерес читателей, не подавляют внутреннего сюжета: процесса созревания героев повести — Васьки и его народа, — выхода их из узкого отъединённого мирка на простор новой жизни.

————-В Москве Фраерман приобретает новых знакомых в среде советских литераторов – близко узнает Аркадия Гайдара, Александра Фадеева, Константина Паустовского, Константина Симонова, Андрея Платонова. Он выезжает за рубеж, посещает Италию, пишет путевые очерки («С советским паспортом за границей»).В 1934 году писательская бригада, в которую входят Фраерман, Фадеев, венгерский автор А.

Гидаш, предпринимает поездку на Дальний Восток, в Хабаровск – и дальше. Это путешествие отразится в рассказах «Несчастье Ан-Сенена», «На реке», приключенческой повести для детей «Шпион».Одно время в Московском Дворце пионеров на улице Стопани Фраерман вёл литературный кружок.Один из воспитанников вспоминал.

” В те годы я, мальчишка, учился в литературной студии Московского городского Дома пионеров, что находился тогда в переулке Стопани, дом шесть, у Кировских ворот (метро — станция «Кировская»)…Это были незабываемые дни, недели, месяцы, годы — перед войной. У нас в гостях бывали челюскинцы и папанинцы, герои-летчики и герои-пограничники, и еще писатели — С. Маршак, А. Гайдар, К.

Паустовский, С. Михалков, Л. Кассиль, А. Барто, И. Андроников, Е. Благинина. Не раз присутствовала на наших занятиях и Н.К. Крупская, бывшая в то время заместителем Наркома просвещения… А руководителями нашей студии были Вера Ивановна Кудряшова, Вера Васильевна Смирнова и Рувим Исаевич Фраерман… …мы знали его как человека удивительно скромного и внимательного к нам, мальчишкам и девчонкам, которые пытаются что-то писать… И еще мы слышали о нем такое, чего он нам сам никогда не рассказывал: он был героем гражданской  войны,  дальневосточным   партизаном…

… удивительны его книги – «Подвиг в майскую ночь», «Дальнее плавание», «Желанный цветок», «Два рыбака», “Повесть о первой любви”. Это книги о смелых и мужественных людях, о сильных характерах и красивых душах.”

Вторая полоса жизни Фраермана после Дальнего Востока была накрепко связана со Средней Россией. Фраерман – человек, склонный к скитальчеству, исходивший пешком и изъездивший почти всю Россию, нашёл, наконец, свою настоящую родину – Мещёрский край, лесной прекрасный край к северу от Рязани.

Глубокая и незаметная на первый взгляд прелесть этой песчаной лесной стороны совершенно покорила Фраермана.С 1932 года каждое лето, осень, а иногда и часть зимы Фраерман проводит в Мещёрском крае, в селе Солотче.  Фраерман, не любивший большие города, в том числе Москву, подолгу жил в рязанской Мещёре, в Солотче – краю сосновых лесов над Окой.

Эти места стали его второй малой родиной.В 1938 году, зимой, буквально за месяц, почти не отходя от письменного стола, Фраерман написал повесть, ставшую почти сразу самым известным его произведением, — «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».Повесть вышла сначала как повесть для взрослых журнале «Красная новь» и только потом в Детиздате.

Обратите внимание

Замысел повести «Дикая собака динго…»  возник на Дальнем Востоке, когда Р.И. Фраерман был в партизанском отряде и в походах наблюдал много примеров дружбы тунгусских мальчиков-подростков с русскими девочками. Местом действия в повести тоже стал Дальний Восток.

Прежде чем появилась книга, автор думал над ней долгие годы, но зато написал быстро,  «с легким сердцем», за один месяц в рязанской деревне Солотча (в декабре 1938 года).Почти сразу же о ней стали говорить и писать.

В поэтической, значительной по своему философскому и нравственному содержанию повести “Дикая собака динго, или Повесть о первой любви”  создан обаятельный образ девочки-подростка во всей сложности переходного возраста и драматичности первого чувства.

О чём эта книга — «Повесть о первой любви»? Она о пробуждении чувств, о переходе человека, ещё зелёного и неокрепшего, в мир новых чувств и переживаний.  Не только о первой любви — это повесть о благородстве, о высокой нравственности в решении сложных коллизий любви и долга, о контроле воли и разума над непосредственностью чувств.

О нанайском мальчике Фильке и русском Коле, об умном и мужественном советском полковнике Сабанееве — Танином отце, о печальной, но прекрасной в своей любви Таниной матери, об учительнице Александре Ивановне — о людях хороших и благородных рассказал в повести Р.И. Фраерман. Горе и счастье, грусть и веселье чередуются в жизни.

Если тебя постигла беда, будь отважен, береги друзей, будь внимателен к людям, — говорит нам автор. Необычна эта повесть. С одной стороны — семейная трагедия. Расстались родители Тани, но нет в этой трагедии виновных. Не виноваты в этом ни Танин отец, ни Танина мать.

Читайте также:  Краткая биография шкловский

«Люди живут вместе, — говорит мать Тани, — когда любят друг друга, а когда не любят, они не живут вместе, они расходятся. Человек свободен всегда. Это наш закон». Но как понять это Тане? Она думает, что Коля отобрал у неё отца, и потому ревнует его к отцу и ненавидит. Сама она ещё не осознаёт, что её коснулась любовь.А Филька — её друг. Он с самого начала вместе с Таней.

Ему тоже приходится узнать, что такое любовь. Как тонко и точно написано это автором — зарождающееся чувство любви, дружба, природа. Повесть настолько светла и прозрачна, что почти не испытываешь грусти в конце, когда Таня уезжает. «— Прощай, дикая собака динго, — сказал Филька. — Прощай…. Он лёг на песок у воды и замер.”

 Но главное, чем определяется просветлённость повести, — это душевное благородство, душевная сила её юных героев. Любовь — веление сердца, но справедливость — тоже. Таня, Филька, Коля — все трое мужественно приносят в жертву возможность близких и ощутимых радостей,  ради счастья сознавать, что никто из них не будет источником несчастья другого.  Ведь невозможно счастье, построенное на горестях товарища.

Эта лучшая повесть Рувима Фраермана, поэта начала народной жизни, пробуждения человеческого сердца, мысли, характера…Рувиму Исаевичу было 50 лет, когда началась Великая Отечественная война.  6 июля 1941 года он ушёл на фронт, вступив в ряды народного ополчения.

Важно

В борьбе против немецко-фашистских захватчиков он  участвовал и как солдат, сражаясь на передовой в рядах 22-го полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения, и как корреспондент военной газеты Западного фронта «Защитник Отечества», рассказывая в статьях о беспримерных подвигах советских солдат.

В очерках «Минометчик Мальцев», «Военный хирург», «Генерал», «Подвиг», «Подвиг в майскую ночь» он рассказывает о самоотверженной борьбе против фашизма, описывает героические подвиги советских солдат и офицеров. В январе 1942 Фраерман был тяжело ранен в бою, в мае демобилизован.

В послевоенные годы писатель продолжает работу – выходят в 1946 году повесть «Дальнее плавание» о красоте и возвышенности человеческих отношений между русским учителем и его воспитанниками,  в 1953 – «Желанный цветок», сборник художественно обработанных китайских сказок, в 1963 – роман «Золотой василек», воспоминания о «дальневосточной юности», в 1964 – «Любимый писатель детей», книга об Аркадии Гайдаре, погибшем друге, 1964 г. сборник очерков и рассказов на морально-этические темы «Испытание души», адресованный подросткам.Роман «Золотой Василёк» переносит нас в начало XX века — предреволюционное время и первые годы советской власти. Опять так  полюбившийся Фраерману Дальний Восток.  Маленький провинциальный городок. Главная героиня романа — Надя Морозова, дочь учительницы, мечтала о счастливой будущей жизни и ей представлялась сказочная страна «Золотого Василька». Возможно, что здесь он рассказал о своей жене — Валентине Сергеевне Скрынниковой. У них общая линия судьбы и даже совпадают некоторые вполне конкретные факты, имевшие место в жизни Валентины Сергеевны, а в книге — Нади Морозовой.Есть среди произведений Фраермана ещё одно — это «Жизнь и необыкновенные приключения капитан-лейтенанта Головнина, путешественника и морехода» (1948 г.) Почему В.М. Головнин стал героем этой книги? Вероятно, он воплощал в себе те черты, которые были близки Фраерману, которые писатель ценил в людях. В.М. Головнин (1776— 1831) — выдающийся русский мореплаватель, был человеком мужественным, энергичным, человеком кристальной чистоты и высокого благородства. В своей нелёгкой жизни он всегда умел сохранять присутствие духа, человеческое достоинство.

В своём творчестве Фраерман придерживался принципов: «Говори честно, с горячей страстью, убеждением и верой в то, о чём говоришь. …важно понять в сердцах юных то, чего, может быть, они о себе ещё и сами не знают, понять, прояснить и помочь человеку стать лучше, чем он был».

Умер писатель в Москве в 1972 году.

источник – http://9e-maya.com/index.php?topic=10606.msg1035817#msg1035817

Источник: https://ckychnovosti.livejournal.com/373714.html

Рувим Исаевич Фраерман (10 (22) сентября 1891, Могилёв 27 марта 1972, Москва) – презентация

1

2 Рувим Исаевич Фраерман (10 (22) сентября 1891, Могилёв 27 марта 1972, Москва)

3 Рувим Исаевич Фраерман родился 22 (10) сентября 1891 года в Могилёве. Отцу, мелкому подрядчику, пришлось по долгу службы много путешествовать, и он часто брал с собой в поездки сына. Этим путешествиям писатель обязан своими первыми детскими впечатлениями. Однако кочевая жизнь послужила причиной того, что Рувим довольно поздно начал учёбу в Могилёвском реальном училище он был гораздо старше своих одноклассников. Но это обстоятельство не помешало раскрыться таланту мальчика. Учитель словесности Солодков заметил юное дарование и всячески поддерживал его творческие способности. Первые стихи Рувима Фраермана были опубликованы в училищном журнале «Труд ученика».

4 После училища юноша поступил в Харьковский технологический институт, откуда после третьего курса был направлен на практику на Дальний Восток. Это был суровый 18-й год, бушевала Гражданская война, и деятельный молодой человек, конечно, не мог остаться в стороне от этих событий. Он примкнул к революционному движению, а во время японской оккупации поддерживал связи с подпольщиками. Революционное дело стало делом его жизни, и Фраерман в качестве комиссара партизанского отряда отправляется в глухую тайгу – устанавливать советскую власть среди тунгусов и остаётся в этом краю надолго.

5 После ДальнегоВостока Р.И. Фраерман работал в Батуми. Там начал писать свою первую повесть «На Амуре», которую впоследствии назвали «Васька – гиляк.» Большинство повестей и рассказов написано Фраерманом о Дальнем Востоке. Весь край будто появляется из утреннего тумана и торжественно расцветает под солнцем.

6 Писатель любуется природой, внимательно вглядывается в неё, сливается с ней. Но главное – это люди (тунгусы, гиляки, нанайцы, корейцы), о которых он пишет с дружеской теплотой и любовью.

7 Вторая полоса жизни Фраермана после Дальнего Востока была накрепко связана со Средней Россией. Фраерман – человек, склонный к скитальчеству, исходивший пешком и изъездивший почти всю Россию, нашёл, наконец, свою настоящую родину – Мещёрский край, лесной прекрасный край к северу от Рязани. Глубокая и незаметная на первый взгляд прелесть этой песчаной лесной стороны совершенно покорила Фраермана.

8 С 1932 года каждое лето, осень, а иногда и часть зимы Фраерман проводит в Мещёрском крае, в селе Солотче. Постепенно Солотча стала второй родиной и для друзей Фраермана, и не было года, когда бы туда, особенно по осени, не приезжали они на рыбную ловлю, на охоту или работать над книгами. Фраерман, не любивший большие города, в том числе Москву, подолгу жил в рязанской Мещёре, в Солотче – краю сосновых лесов над Окой. Эти места стали его второй малой родиной. А.Гайдар К.Паустовский Р.Фраерман

Совет

9 С самого начала Великой Отечественной Рувим Фраерман на передовой. Участник Великой Отечественной войны: боец 22-го полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения, военный корреспондент на Западном фронте. В январе 1942 года тяжело ранен в бою, в мае демобилизован.В ополчении он сотрудничает в газете «Защитник Отечества». В очерках «Минометчик Мальцев», «Военный хирург», «Генерал», «Подвиг», «Подвиг в майскую ночь» он рассказывает о самоотверженной борьбе против фашизма, описывает героические подвиги солдат и офицеров.Великой Отечественной войныЗападном фронте После войны писатель пишет ещё ряд повестей для подростков «Дальнее плавание», «Испытание души» и др. Фраерману принадлежит заслуга исследования творчества А. Гайдара, его героически погибшего друга и соратника. Он посвящает этой теме сборник статей «Жизнь и творчество Гайдара» (1951) и книгу- очерк «Любимый писатель детей» (1964).

10 Рувиму Фраерману удалось в своих произведениях нарисовать историю страны на примере жизни обычных людей, без которых эта история немыслима. Смерть Рувима Фраермана положила конец этой своеобразной летописи. Писатель скончался 27 марта Прожить жизнь свою достойно на земле – это тоже большое искусство, быть может, даже более сложное, нежели любое иное мастерство. Р.И. Фраерман

11 По-немецки “der freier Mann” означает вольного, свободного, лишённого предрассудков человека. По духу Рувим Исаевич Фраерман полностью соответствовал скрытому смыслу своей фамилии. Фраерман прожил чрезвычайно долгую для немилосердной эпохи жизнь – 81 год. В шуточных стихах, сочинённых Аркадием Гайдаром, он запечатлён так : “В небесах над всей Вселенной, Вечной жалостью томим, Зрит небритый, вдохновенный Всепрощающий Рувим”.

12 Книги Р.И.Фраермана в основном написаны для детей и о детях, и потому читаются ими с большим удовольствием. Но самой известной и любимой читателями стала «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» (1938).

13 Есть книги, которые, с детства и юности войдя в сердце человека, сопровождают его всю жизнь. Утешают в горе, вызывают раздумье, радуют. М. Прилежаева

14 История создания повести Замысел повести «Дикой собаки динго…» возник на Дальнем Востоке, когда Р.И.Фраерман был в партизанском отряде и в походах наблюдал много примеров дружбы тунгусских мальчиков-подростков с русскими девочками. Местом действия в повести тоже стал Дальний Восток. Автор думал над книгой долгие годы, но зато написал её быстро,«с легким сердцем», за один месяц в рязанской деревне Солотчи (в декабре 1938 года). – Напечатана в 1939 году в журнале «Красная новь». Деревня Солотчи Чёрный Тунгус

15 «Мне захотелось подготовить сердца моих юных современников к грядущим жизненным испытаниям. Рассказать им что-то хорошее о том, как много в жизни прекрасного, ради чего можно и нужно пойти на жертвы…Показать очарование первых робких встреч, зарождение любви высокой, чистой, готовность умереть за счастье любимого, за товарища, за того, кто с тобой плечом к плечу, за мать, за свою Отчизну.» Р.Фраерман

16 Главные герои повести : Таня Сабанеева – пятнадцатилетняя школьница. Она испытывает первое чувство любви, которая приносит ей мучительные страдания. Коля Сабанеев –приёмный сын Таниного отца и Надежды Петровны, его второй жены. Он невольно становится причиной разлада отношений между дочерью и отцом. Очень тонкий, умный, способный на искреннее чувство.

Обратите внимание

17 Филька – весёлый, озорной, добрый мальчишка, наивный и непосредственный человек. Верный и надёжный друг, влюблённый в Таню. Родители Тани. Очень хорошие люди, но так получилось, что вместе они не живут.

18 Проблематика повести : – Сложная ситуация в семье: разведённые родители и отношение к ним дочери – Зарождение первого чувства любви между подростками – Что значит настоящий друг?

19 Хронотоп Время действия год – тревожное предвоенное время Место действия – Дальний Восток, суровый, холодный край Но повесть получилась очень-очень тёплая. А еще эмоциональная и красивая. Пронзительная повесть. До слёз. Такая чистая, такая не по- детски серьёзная. Как это удалось автору?

20 Семейные проблемы Кто виноват в том, что родители разошлись и Таня растёт без отца? Как отец решил исправить свою ошибку? Как Таня относится к отцу? Простила ли она его? Когда это произошло? Почему, когда приехал отец, мама с Таней решают уехать из города? Отец поздно понял, каких больших радостей лишил он себя, устранившись от воспитания дочери. «… люди живут вместе, когда любят друг друга, а когда не любят, они не живут вместе – они расходятся. Человек свободен всегда. Это – закон на вечные времена.»

21 Первая любовь Кто из героев вам понравился больше всех? Чем? Что происходит с Таней? Почему она чувствует себя одинокой? Как складываются отношения Тани и Коли? Почему? Когда каждый из них понимает, что он(она) влюблены?

22 Буран Коля только в буран увидел Таню настоящую: решительную и умелую, заботливую и нежную, тревожащуюся о нём и уверенную в себе. «Так шла она долго, не зная, где город, где берег, где небо – всё исчезло, скрылось в этой белой мгле. Одинокой казалась среди вьюги эта девочка с лицом, обледенелым от пота, держащая на руках своего ослабевшего друга. Она шаталась от каждого порыва ветра, падала, снова вставала, протягивала вперёд только одну свободную руку. И вдруг почувствовала под своим локтём верёвку… Во мгле, без всяких видимых признаков, не глазами, ослеплёнными снегом, не пальцами, помертвевшими от стужи, но своим тёплым сердцем, так долго искавшим в целом мире отца, почувствовала она его близость здесь, в холодной, угрожающей смертью пустыне.»

23 Таня Коля Отец Мать «Мне хотелось бы, чтобы все были счастливы, – сказала Таня. – Никто не виноват: ни я, ни ты, ни мама. Никто! Ведь много, очень много есть на свете людей, достойных любви. Правда?»

24 Настоящий друг Чем Филька отличается от других ребят? Он унаследовал от дедов умение читать великую книгу природы, с самого раннего детства уяснил себе основной закон суровой таёжной жизни – никогда не оставлять человека в беде, первый из своего рода приближается к знаниям, культуре. Как Филька доказывает Тане свою преданность? Что сделал Филька, чтобы Таня навсегда, как он думал, осталась с ним?

Важно

25 «… плечи его, облитые солнцем, сверкали, как камни, а на груди, тёмной от загара, выделялись светлые буквы, выведенные очень искусно. Она прочла: «ТАНЯ». -Неужели же всякий след исчезнет? Может быть, что- нибудь и останется? – Что-нибудь должно остаться. Всё не может пройти. Иначе куда же…куда же девается наша дружба навеки?

26 Белые канаты ринга, Северного неба сталь, Дикая собака динго – Первая моя печаль.

Читайте также:  Сочинения об авторе бондарев

27 Встречей верных друзей – Тани и Фильки – открывается действие повести; ему первому она рассказывает о своём странном желании увидеть дикую собаку Динго. Их последней встречей повесть заканчивается. В момент прощания с Филькой, со своим родным городом, с детством Таня больше уже не вспоминает об экзотической собаке: она поняла, что и близкией мир полон чудес и неожиданностей. Многое из того, что для нее недавно было неясным, загадочным, прояснилось, стало значительно более понятным. Детство закончилось. Таня стала взрослой.

28 О происхождении собаки динго до сих пор ведутся споры. Ясно только, что динго – не коренной австралийский житель, её завезли на материк, хоть и очень давно. Даты колеблются между 4 и 6 тысячелетиями, по одной из версий динго прибыла с человеком из Индии, по другой – из Индонезии. От обычных домашних собак динго не отличается ни по строению, ни внешне. Единственное отличие: чистокровные динго не умеют лаять, они только рычат или воют. Встретив в Австралии удачные условия, собаки ушли от человека, одичали. Они легко расправились с местными хищниками, например, сумчатым волком. И сейчас среди благодушной сумчатой фауны Австралии динго – единственный хищник. Почему повесть так называется: «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»?

29 Мы прощаемся с нашими героями. Но эта повесть о мире юности, где водится дикая собака динго и цветет волшебный цветок саранка, настолько светла и прозрачна, что почти не испытываешь грусти в конце, когда Таня уезжает. Душевное благородство, душевная сила героев помогли им по-доброму проститься с детством и вступить в юность. И на прощанье писатель Р.И. Фраерман словно хочет нам сказать: «Горе и счастье, грусть и веселье чередуются в жизни. Если тебя постигла беда, будь отважен, береги друзей, будь внимателен к людям.»

30 Дикая собака Динго» советский художественный фильм, снятый режиссёром Юлием Карасиком по повести Рувима Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» на киностудии «Ленфильм» в 1962 году. Фильм посмотрели 21,8 млн зрителей.советскийЮлием КарасикомРувима ФраерманаДикая собака динго, или Повесть о первой любви«Ленфильм»1962 году

31 Талас Умурзаков Талас Умурзаков Филька В ролях: Галина ПольскихГалина Польских Таня Сабанеева Владимир Особик Владимир Особик Коля

32 Николай ТимофеевНиколай Тимофеев – отец Тани Инна Кондратьева Инна Кондратьева – мать Тани Ирина Радченко – вторая жена отца Ирина Радченко Тамара Логинова Тамара Логинова – учительница литературы Анна Родионова – Женя Анна Родионова В ролях: Автор сценария Анатолий ГребневАнатолий Гребнев Режиссёр Карасик ЮлийКарасик Юлий Оператор Вячеслав ФастовичВячеслав Фастович Художники Виктор Волин, Александр ВекслерАлександр Векслер Композитор Исаак ШварцИсаак Шварц Монтаж С. Горакова Грим А. Буфетова Костюмы В. Рахматуллина Гран-При «Золотой Лев святого Марка», Премия «Золотая Ветвь» на МКФ в Венеции (Италия, 1962) Съёмочная группа: Награды:

Совет

33 Хорошо, если у тебя справа друзья. Хорошо, если они и слева. Хорошо, если они и там и тут.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/777638

Он любил Солотчу (К 125 -летию со дня рождения писателя Р. И. Фраермана)

#Фраерман125
Рувим Фраерман, возможно, не принадлежит к числу хорошо известных читающей публике писателей.
Однако, если произнести: «Дикая собака динго…», то сразу безошибочно вспоминается и автор.

Речь идет о повести «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви», признанной по праву лучшей книгой Фраермана. Она переведена на многие языки народов нашей страны и за рубежом.
Такой вот парадокс – произведение, получается, более знаменито, нежели его автор.

Рувим Исаевич Фраерман (1891-1972) – замечательный детский писатель. Родился в городе Могилеве (ныне территория Белоруссии), в большой и бедной еврейской семье. В автобиографии он пишет: «Детства своего я не люблю…».

Отец его служил мелким подрядчиком по лесу, и его скромные заработки не могли прокормить шестерых детей. Он вынужден был совершать частые поездки в поисках работы, в которых сын сопровождал его. Из-за этого Рувим начал учебу несколько позже своих сверстников.

Рувим Фраерман еще на школьной скамье обратил на себя пристальное внимание учителя словесности, заметившего в мальчике зачатки литературного таланта. С 13-ти лет он стал сочинять стихи, за что отец нередко называл его «бездельником» и «босяком».

В 1915 году Фраерман становится воспитанником Могилевского реального училища, Его первая стихотворная публикация состоялась в журнале училища, носившем скромное название «Труд ученика». После училища Р. И. Фраерман поступает в Харьковский технологический институт, но был вынужден уйти с 3-его курса из-за нехватки средств.

С приходом революции стало возможным осуществить давнюю мечту – объездить всю страну. Рувим Исаевич отправляется на Дальний Восток. Его маршрут: Каспийск — Красноводск — Тихий океан. Часто останавливаясь в пути, он работал рыбаком, учителем, чертежником, бухгалтером. Фраерман был в Николаевске-на-Амуре, когда началась гражданская война.

Вступив в партизанский отряд, он четыре месяца шел с ним по тайге вдоль побережья Охотского моря. Отряд устанавливал Советскую власть в тунгусских стойбищах и одновременно защищал побережье от японских интервентов. Здесь, в партизанском отряде, и началась литературная деятельность Р. И. Фраермана. В отрядной газете «Красный клич», которую он редактировал, стали появляться его заметки и статьи.

В 1924 году в журнале «Сибирские огни» было напечатано его первое литературное произведение — повесть «Огнёвка».

Уже вполне сформировавшимся писателем пришел Фраерман в детскую литературу. Парадоксально, человек, не любивший своего детства и ранней юности, отдал свой безграничный талант детям.

Во время Великой Отечественной войны Рувим Исаевич

записался в народное ополчение, принимал участие в боевых действиях на фронте, выполняя при этом работу военного корреспондента. Его фронтовые очерки часто появлялись на страницах газет и привлекали внимание читателей.

Обратите внимание

В начале зимы 1942 года получил тяжелое ранение в бою, и в мае его демобилизовали.

Послевоенное творчество Фраермана обращено, в основном, к детям и подросткам.

Это рассказы «Путешественники вышли из города (Памяти Аркадия Гайдара)» (1947), «Подарок» (1948), повесть «Дальнее плавание» (1946), «Желанный цветок» (1957) (сборник художественно обработанных китайских сказок), роман «Золотой василек» (1963). «Любимый писатель детей» (1964) и др.

Судьба писателя была тесно связана с самым чудесным местечком в Рязанской области – Солотчей, где он создал целый ряд своих лучших произведений.

Друг и собрат по перу Р. .И. Фраермана, писатель Лев Семенович Рубинштейн, написал о нем шутливые строчки: “При первом знакомстве с Фраерманом в глаза бросились две его черты – он ненавидел уличное движение и… любил Солотчу.

При упоминании о Солотче этот невысокий человек словно загорался внутренним огнем и становился выше ростом». Стоит отметить, что солотчинский период в творчестве писателя тесно связан с двумя другими известными писателями – К. Г. Паустовским и А. П. Гайдаром.

Первым писательскую тропу в Солотчу проторил ещё в 1930 году Константин Георгиевич Паустовский. Спустя некоторое время он заманил в Мещёру Рувима Фраермана, а затем и Аркадия Гайдара. Постепенно друзья-писатели прочно обосновались в Солотче.

Они приезжали сюда летом и жили на природе до глубокой осени.

Увлечённые литературным творчеством, рыбалкой, походами по лесам Мещёры, они совершенно отвыкали от привычной городской жизни. Наведывались в Рязань только в редких случаях — когда их приглашали выступить перед читателями.

А послушать известных писателей рязанцы любили! Однако подобные встречи были нечасты. Всё своё время писатели с удовольствием проводили в Солотче, на мещёрских озёрах, в сосновом бору.

Друзья снимали на лето старую баню в саду, обшитую тёсом, спали прямо на широких лавках, подложив себе под голову что-нибудь из одежды. Вставали, как правило, рано и сразу принимались за работу.

С наступлением холодов писатели перебирались в бревенчатый дом знаменитого художника-гравёра Ивана Петровича Пожалостина, построенный в конце XIX века и ставший настоящим литературным гнездом — местом отдыха и творчества многих известных писателей.

Важно

Писатели, конечно же, отразили солотчинские будни в своих произведениях. И хотя манера работы у каждого из писателей была своя, все трое превосходно ладили. Они часто читали друг другу написанное; солотчинское житье их еще больше сдружило и сроднило.

Так, Паустовский любил писать на стандартных листах нелинованной бумаги, а позже, купив пишущую машинку, неустанно «строчил» на ней целыми днями. Солотча, её чистый лесной воздух, обаяние окружающих пейзажей просто удивили, очаровали и пленили писателя-природолюба. Это был самый счастливый период его жизни и самый плодотворный в писательстве.

Главной темой его творчества становится Мещёра. В рассказах и очерках Паустовского запечатлены Солотча, ее окрестности, ближайшие деревни, раскинувшиеся вокруг пойменные луга, лесные озера и болота.

Интересен и такой факт: Рувим Фраерман является героем многих мещерских рассказов своего друга Константина Паустовского в книгах “Летние дни” (1936) и “Жильцы старого дома” (1940).

У Гайдара манера писать была другая.

Он делал свои записи в толстой тетради, которую свёртывал в трубочку и постоянно носил с собой в кармане шинели. Разумеется, он мог писать и за столом. Но здесь, в Солотче, Гайдар работал по-иному. Он подолгу «вышагивал» свои произведения, то есть ходил взад-вперёд по саду, что-то бормоча себе под нос, словно пробовал на вкус каждое слово. Потом произнесёт фразу вслух — и запишет. И снова начинает ходить.

В Солотче Гайдар закончил повесть «Судьба барабанщика». Здесь же он написал один из лучших своих рассказов — «Чук и Гек», и здесь задумал повесть «Тимур и его команда». Этот волшебный уголок Мещёры духовно обогатил писателя. «Всех я хороших людей на всём свете люблю, — писал Гайдар с юга Фраерману. — Восхищаюсь чужими домиками, цветущими садами, горами, синим морем, скалами и утёсами. Но на вершине Казбека мне делать нечего — залез, посмотрел, ахнул и преклонился, и потянуло опять к себе, в Нижегородскую либо Рязанскую. Дорогой Рува! Когда я приеду в Солотчу, буду тих, весел и задумчив». Рувим Фраерман стал регулярно ездить в Солотчу, начиная с 1931 года. Он здесь проводил не только лето, любил жить и осенью, а порой оставался и до глубокой зимы. Фраерман был связан с Солотчей более тридцати лет. Он приезжал сюда вплоть до 1963 года.

Паустовский прямо указывает, что стало настоящей родиной для Фраермана: «Фраерман — человек, склонный к скитальчеству, исходивший пешком и изъездивший почти всю Россию, — нашел, наконец, свою настоящую родину — Мещерский край, лесной прекрасный край к северу от Рязани… Глубокая и незаметная на первый взгляд прелесть этой песчаной лесной стороны совершенно покорила Фраермана».

Писатель много бродил по глухой округе, неделями жил в палатках в лесу, рыбачил, а вернувшись, с удовольствием работал.

Фраерман написал на рязанской земле много рассказов, статей и очерков, сделал обработку уникальных сказок народов Сибири и Дальнего Востока. В Солотче родились многие литературные замыслы и написаны превосходные книги.

Здесь он в конце войны, осенью 1944 года, в соавторстве с писателем Андреем Платоновым, прожившем в Солотче около двух месяцев ,написал пьесу «Волшебное существо», поставленную в 1967 году Малым театром, Здесь он работал над главами послевоенной повести “Дальнее плавание” и последнего романа “Золотой василек“, и, наконец, здесь он написал свою знаменитую книгу «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».

Повесть получилась лирическая, пронзительная, она была, как говорится, написана на “одном дыхании”, хотя замысел книги вынашивался много лет. Эта грустная и все же светлая история о товариществе и дружбе, о вступлении подростков во взрослый мир, об опыте первых предательств и разочарований обеспечила автору большую популярность.

Совет

По книге поставлен кинофильм, который на Международном кинофестивале в Венеции в 1962 году был удостоен первой премии – Золотого льва святого Марка. Это радостное известие застало Фраермана в Солотче. В мрачный, дождливый вечер начальник солотчинской почты принес в пожалостинский дом правительственную телеграмму о награде.

В творчестве каждого писателя всегда есть то главное, о чем он хочет сказать людям. У Рувима Фраермана – это вера в благородство и в творческие возможности человека, будь это колхозник или боец Красной Армии, партизан или совсем маленькая девочка, мореплаватель-ученый или житель Крайнего Севера.

И еще одна особенность отличает произведения Р. И. Фраермана: доверяя уму и чувству ребят-читателей, он говорит с ними о том, о чем другие писатели часто не умеют или не решаются сказать. А говорит он с ними о любви, чувстве долга, дружбе, ответственности.

Как добрый старший друг, беседует Р. И.

Фраерман с юными читателями о самом важном, самом личном: «В жизни случается все: и горе, и болезни, и обиды, и всякие другие невзгоды, – говорит он.

– Но настоящий человек защищен и в беде вечными непреходящими ценностями: верностью идеалам, умением любить и верить, наслаждаться прекрасным, быть стойким в труде, в борьбе за правду».

Именно в его книгах мы встречаемся с нелегкой любовью, настоящими трудностями, которые нередко встают на долгом жизненном пути человека.

Почти у всех маленьких героев рассказов Фраермана неспокойное сердце, каждый из них ищет свое важное дело, стремится к нему, и это дело обязательно — среди людей, для людей, и оно радостно для того, кто его находит.

Его книги о честных, смелых, бесстрашных людях, каким всю жизнь сам оставался Фраерман. Умер Рувим Исаевич Фраерман 27 марта 1972 года в возрасте 81 года, пережив фактически всех своих друзей. Его похоронили на Пятницком кладбище в Москве.

А закончить пост хочется словами Р. И.

Фраермана, которые могут по праву стать напутствием юному подрастающему поколению: «Прожить жизнь свою достойно на земле – это тоже большое искусство, быть может, даже более сложное, нежели любое иное мастерство…”.

22 сентября 2016

Источник: http://csdb62.ru/blog/raznoe/:5713

Ссылка на основную публикацию