Краткая биография По Эдгар
ПО, ЭДГАР АЛЛАН (Poe, Edgar Allan) (1809−1849), американский поэт, прозаик, критик, создатель жанра “новеллы ужаса”. Кошмары, преследующие героев его поэзии и прозы, во многом отражают навязчивую идею смерти у их автора. Многие его истории суть своеобразное раскрытие человеческой психики на грани безумия.
Значение По в мировой литературе определяется также его литературной теорией и тем, что он является основоположником детективного жанра. Его влияние ощутимо в произведениях таких разных авторов, как Ш. Бодлер, А. Теннисон, Ф. М. Достоевский, А. Конан Дойл.
По родился 19 января 1809 в Бостоне, был вторым ребенком в семье актеров Дэвида По-младшего и Элизабет Арнолд По.
Родители По умерли вскоре после его рождения, и мальчик был отдан на воспитание Джону Аллану из Ричмонда. Фамилия Аллана стала вторым именем По. Получил классическое образование в частной школе Ричмонда и в Англии, где пробыл с Алланами с 1815 по 1820. Сочинять стихи начал в раннем возрасте.
В 1826 поступил в Виргинский университет, проучился один семестр (за это время его невеста Сара Эльмира Ройстер вышла замуж за некоего Шелтона) и вернулся в Ричмонд, наделав карточные долги. Последовала ссора с Алланами, и По оставил их дом. Незадолго до этого перенес мозговую травму, выливавшуюся в периодические нервные припадки.
В 1827 По вернулся, возможно через Балтимору, в Бостон, где в начале лета вышел его сборник Тамерлан и другие стихотворения (Tamerlane and Other Poems). В том же году записался в армию и был послан в форт Моултри, но спустя два года, вскоре после смерти приемной матери, Аллан помог ему уволиться из армии.
В ноябре 1829 был издан второй сборник Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения (Al Aaraaf, Tamerlane, and Minor Poems). В 1830 По поступил в военную академию Вест-Пойнт, но в самом начале следующего года добился отчисления. Приехав в Нью-Йорк, выпустил книгу Стихотворения (Poems, 1831), в которую вошли первые варианты лучших его произведений, в т. ч. Израфил (Israfel) и К Елене (To Helen).
В 1832 в филадельфийском журнале “Сатердей курир” появились новеллы По, а в 1833 новелла Рукопись, найденная в бутылке (MS Found in a Bottle), повествующая о корабле, несущемся к гибели в “неизмеримых океанских пучинах”, получила премию на конкурсе “Балтимор сатердей визитер”. В 1833 По написал трагедию Полициано (Politian), полностью опубликованную только в 1923.
В 1835 начал редакторскую деятельность в журнале “Сазерн литерари мессенджер”, где печатал содержательные и зачастую едкие статьи и рецензии и рассказы о причудливом и ужасном. 16 мая 1836 обвенчался в Ричмонде со своей кузиной Виргинией Клемм, которой еще не исполнилось 14 лет; и заботы по дому взяла на себя ее мать.
Сотрудничество с “Мессенджером” прекратилось в январе 1837, когда По был уволен за пьянство, и вскоре после этого он переехал в Нью-Йорк. Здесь вышла Повесть о приключениях Артура Гордона Пима (The Narrative of Arthur Gordon Pym, 1838), в которой реалистическая основа соединяется с безудержной фантазией. В начале 1839 По жил в Филадельфии, редактировал журнал “Бертонз джентлменз мэгэзин”.
Вынужден был заниматься литературной поденщиной, сочиняя книги по естественной истории, в т. ч. Первую книгу конхиолога (The Conchologists’ First Book, 1839), а в 1840 написал серию знаменитых статей о криптографии. Двухтомное собрание новелл Гротески и арабески (Tales of the Grotesque and Arabesque) вышло в 1840.
В 1841-1842 По работал редактором в журнале “Грэхемз мэгэзин”, напечатав там Убийства на улице Морг (The Murders in the Rue Morgue) – первый детективный рассказ в мировой литературе. Огромным успехом у читателей пользовалась получившая приз одной из филадельфийских газет новелла Золотой жук (The Gold Bug), в которой расшифровка криптограммы сопряжена с поисками клада.
В 1844 По переехал в Нью-Йорк, опубликовал Историю с воздушным шаром (Balloon Hoax), работал в “Нью-Йорк миррор”. 29 января 1845 в “Нью-Йорк ивнинг миррор” был напечатан Ворон (The Raven), упрочивший поэтическую славу По. В феврале 1845 По стал сотрудником “Бродвей джорнал”, где напечатал в переработанном виде большинство публиковавшихся ранее новелл.
В 1845 появился прозаический сборник (Tales) и Ворон и другие стихотворения (The Raven and Other Poems). После смерти жены 1847 По долго болел, единственное значительное произведение, опубликованное в 1847, – стихотворение Улялюм (Ulalume).
Зато он был чрезвычайно активен в 1848-1849, написав Колокола (The Bells), шедевр поэтической ономатопеи, стансы Анни (For Annie), стихотворение Аннабель Ли (Annabel Lee) и героическое по духу Эльдорадо (Eldorado). В 1848 вышла его прозо-поэма Эврика (Eureka), развивающая мистические космологические идеи, во многом почерпнутые у астронома Дж. П. Никола.
К концу 1848 По был недолго помолвлен с поэтессой Сарой Хелен Уитмен; в июле-сентябре 1849 в Ричмонде вновь обручился с овдовевшей к тому времени Сарой Шелтон, в которую был влюблен в юности. Последующие его передвижения до конца не выяснены. Вероятно, он покинул Ричмонд утром 27 сентября, а 3 октября его обнаружили в балтиморском трактире уже в безнадежном состоянии.
Сегодня произведения По переведены на все основные языки мира, переводы новелл По на французский, выполненные Ш. Бодлером, получили мировую известность, а прозаический перевод С. Малларме существенно повлиял на современный верлибр. Литературные наставления По, касавшиеся жанра новеллы, не возымели бы действия, если бы он не реализовал их столь блестяще на практике.
В рассказе Сердце-обличитель (The Tell-Tale Heart) По добивался впечатления, что его герой безумен, и отрицая свое безумие, он лишь подтверждает его: “Ну да! Я нервен, нервен ужасно – дальше уж некуда; всегда был и остаюсь таким; но откуда вы взяли, что я – сумасшедший? Болезнь лишь обострила мою восприимчивость, а не нарушила, не притупила ее. Особенно же изощрился мой слух.
Я слышал все сущее в небесах и в недрах. Я слышал многое в преисподней. Какой же я сумасшедший? Вот послушайте только! Да заметьте, как здраво и гладко поведу я свой рассказ”. (Пер. В. А. Неделина). По не было равных в умении так изобразить место действия и создать такую атмосферу, что читателем овладевает страх.
Тревожная обстановка, воссозданная в самом начале новеллы Падение дома Ашеров (The Fall of the House of Usher), уже предвещает последующие жуткие события: “В течение всего унылого, темного, глухого осеннего дня, когда тучи нависали гнетуще низко, я в одиночестве ехал верхом по удивительно безрадостной местности и, когда сумерки начали сгущаться, наконец обнаружил в поле моего зрения Дом Ашеров”. (Пер. В. В. Рогова). Главные свои новеллы Береника (Berenice), Лигейя (Ligeia) и свой шедевр Падение дома Ашеров По напечатал в 1830-е годы. Новеллы, демонстрирующие аналитические способности ума и опубликованные в 1842-1845 (Убийства на улице Морг, Золотой жук, Украденное письмо – The Purloined Letter), заложили основы детективного жанра. Маска Красной Смерти (The Masque of the Red Death, 1843), Черный кот (The Black Cat, 1843), Сердце-обличитель (1843) и Бочонок амонтильядо (The Cask of Amontillado, 1846) – классические образцы “новеллы ужаса”. В последние годы жизни писатель отдал дань мрачному реализму, как, например, в рассказе Прыг-Скок (Hop-Frog, 1849). Его юмористические истории сейчас не слишком популярны, хотя в Как писать рассказ для “Блэквуда” По пародирует собственную литературную манеру. В Философии творчества (Philosophy of Composition, 1846) он описал процесс работы над Вороном. Умер По в Балтиморе 7 октября 1849.
Вариант 2
Выдающийся писатель Америки Эдгар Алан По (1809-1849) – родом из Бостона. Его родители были странствующими актерами. Осиротел Эдгар рано: сначала в 1810 году исчез отец, потом в 1812 умерла мать. Воспитывался Эдгар торговцем из Ричмонда Дж. Алланом.
В течении пяти лет (с 1815 по 1820 года) Эдгар на воспитании в закрытом пансионе. Как только вернулся в Америку, обучался в колледже.
В 1826 вступил на обучение в университет штата Виргиния, но проучился лишь год, так как увлекся карточными играми, многим задолжал, а приемный отец не собирался оплачивать “шалости” пасынка.
Убегая от заимодавцев, Эдгар стает солдатом, а в 1830 году поступает в военную академию в Уэст – Пойнте. Но военная служба – слишком тяжелое занятие для поэта( на то время первые сборники стихов Эдгара уже были выданы). Поэт оставляет все и уезжает в Балтимор к тетке. Там он погружается с головой в литературу. Пишет рассказы, стихи, критические статьи, работает редактором.
В 1835 году Эдгар По стал главным редактором журнала ” Южный литературный вестник”. В 1836 году По обзаводится семьей (с кузиной Вирджинией). В браке Эдгар и Вирджиния состояли всего 11 лет, после чего молодая женщина умерла от чахотки. От этого потрясения По так никогда уже и не отошел. Тяжелая депрессия закончилась попыткой самоубийства.
Топил свое горе в алкоголе вплоть до смерти в 1849 года.
Эдгара По считают родоначальником научной фантастики (“Повесть о приключениях Артура Гордона Пима”); ужасов (“Гротески и арабески”); детективов (“Убийство на улице Морг”; “Золотой жук”). Его принято считать мастером новеллы. Он писал трагические, юмористические, “страшные” и фантастические новеллы. Ранняя поэзия Эдгара По романтична, зрелая тяготеет к мистике (“Ворон”).
Источник: https://rus-lit.com/kratkaya-biografiya-po-edgar/
Эдгар По: краткая биография, интересные факты
Приветствую постоянных и новых читателей сайта! Господа, в статье «Эдгар По: краткая биография, интересные факты» — главные моменты жизненного пути писателя: детство, карьера и личная жизнь. Видео по теме.
Эдгар Аллан По (09.01.1809 — 07.10.1849) — американский писатель, основополагатель современного детектива и психологической прозы. Прославился как автор мистических рассказов, стихов. Знак зодиака — Козерог.
Эдгар По: биография
Эдгар По родился в Бостоне. В два года он лишился родителей, которые были актерами, из близких людей остались старший брат и младшая сестра. Старшего брата забрали родители отца, а Эдгара и сестру Розали взяли на воспитание в разные семьи.
В приемной семье не было других детей, и вся любовь и забота новых родителей досталась ему. В шесть лет он поступил в лондонский пансион, проучившись там в течение пяти лет. Вернувшись в США, начал учиться в колледже. Следующим этапом стал Ричмондский университет.
Учеба давалась легко: в пять лет он начал читать, в школе получил разностороннее образование – английская литература, всеобщая история, математика, естественные науки. Физически был хорошо развит, учеба сопровождалась коллективными шалостями.
С раннего возраста он увлекался стихами, строил фантастические планы, любил психологические опыты.
Его обеспеченная жизнь закончилась на первом курсе университета. Эдгар имел неровный, эксцентричный характер, как следствие в юношеском возрасте ему стало сложно находить общий язык с приемным отцом. Есть разные версии, что послужило причиной для разрыва.
Покинув дом и университет, наш герой уехал в свой родной город Бостон. Там он издает сборник своих стихов «Тамерлан и другие стихотворения». Успеха ему это не приносит, и чтобы иметь средства к существованию, в восемнадцать лет он поступает на службу в армию, в артиллерийский полк.
Он успешно служит год под именем Эдгара А. Перри и даже получает чин сержант-майора. Строгие армейские рамки оказываются не для него, и по его просьбе приемный отец нашел замену сыну, освобождая его от службы.
Начало творческого пути
Оказавшись свободным от службы, Эдгар посвящает себя творчеству. Его дядя по отцу Георг По знакомит молодого человека с редактором балтиморской газеты Уильямом Гвином. Публикуют сборник стихов «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения», но успеха это не приносит.
В марте 1830 приемный отец отправляет Эдгара против его воли в военную академию. В академии молодой человек должен был отучиться пять лет, но уже в 22 года (через год после поступления) его исключают, и отношения с приемным отцом опять испорчены.
Эдгар уезжает в Нью-Йорк и там издает третий сборник своих стихов, опять без успеха.
Карьера
После неудачного издания третьего сборника стихов, он возвращается в Балтимор, где живет у тети своей матери. Начинается тяжелый период. По пишет новеллы, стихи, рассказы. В течение двух лет жизнь его становится материально скудной, и к осени 1833 — просто голодной
Так в 1833 году он посылает шесть своих рассказов и отрывок из стихотворения «Колизей» на конкурс в балтиморский еженедельник. Его произведения признаются лучшими, и он получает премию в 100 долларов.
После этого жизнь изменилась. Он начинает работать в журнале «Southern Literary Messenger», который выходит в Ричмонде. В это время выходит много его рассказов и поэм. В 1838 году он с семьей переезжает в Филадельфию.
С переездом связана работа в новых журналах. В 1844 наступает пик славы писателя. Это связано с опубликованием стихотворения «Ворон». Следом вышел рассказ «Бес противоречия».
Личная жизнь
Писатель женился в 27 лет на своей кузине Виргинии Клемм, которой на тот момент было 13 лет.
В 1847 г. Виргиния умирает от туберкулеза и последствий лопнувшего кровеносного сосуда. У писателя случился тяжелый нервный срыв, который был не первым в его жизни. Первое время ему помогает подруга госпожа Шью.
Но после того как психическое состояние Эдгара продолжило ухудшаться и припадки алкоголизма стали чаще, Шью устраняется от него. Далее писатель пытался найти свое счастье в общении с женщинами, но до женитьбы не дошло.
Поездка в Ричмонд, где он читал лекцию о «Поэтическом принципе», оказалась последней в его жизни. В 40 лет (07.10.1849) он умирает в больнице Балтимора.
Двадцать лет, в течение которых По писал свои работы, прославили его. Перед его творчеством преклонялись Жюль Верн, Конан Дойл, считая его основателем жанра, в котором они потом работали.
Эдгар По: краткая биография (видео)
Друзья, если вам понравилась статья «Эдгар По: краткая биография, интересные факты», поделитесь в социальных сетях.
Источник: https://damy-gospoda.ru/edgar-po-kratkaya-biografiya/
Краткая биография Эдгара Аллана По
Эдгар Аллан По (англ. Edgar Allan Poe; 19 января 1809 года — 7 октября 1849 года) — американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, является представителем американского романтизма. Наибольшую известность получил за свои «мрачные» рассказы. Создатель формы современного детектива. Творчество Эдгара По способствовало появлению жанра научной фантастики.
Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года в Бостоне, США. Его родители, актёры бродячей труппы, умерли, когда Эдгару было всего два года. Мать Эдгара, Элизабет Арнольд По, была англичанкой. Отец Эдгара, Дэвид По — американцем ирландского происхождения. Мальчика принял и усыновил зажиточный купец из Виргинии Джон Аллан.
Детство Эдгара прошло в обстановке достаточно богатой. Алланы не жалели средств на его воспитание: его одевали «как принца», у него была своя лошадь, свои собаки.
Когда Эдгару было шесть лет, Алланы поехали в Англию и отдали мальчика в дорогой пансион в Лондоне, где он проучился пять лет. По возвращении Алланов в 1820 году в США Эдгар поступил в колледж, который окончил в 1826 году.
Заканчивать образование Эдгара отправили в университет в Ричмонде.
Эдгар развился рано: в пять лет он читал, рисовал, писал, декламировал, ездил верхом. В школе он хорошо учился, приобрёл большой запас знаний по литературе, особенно английской и латинской, по всеобщей истории, по математике, по некоторым отраслям естествознания, таким как астрономия, физика.
Физически Эдгар был силён, участвовал во всех шалостях товарищей, а в университете — во всех их кутежах. Характер будущего поэта с детства был неровный, страстный, порывистый. В его поведении отмечали много странного. С ранних лет Эдгар писал стихи, увлекался фантастическими планами, любил производить психологические опыты над собой и другими.
Сознавая своё превосходство, он давал другим это чувствовать.
Жизнь в богатстве кончилась для Эдгара, когда ему не было и полных 17 лет. В университете он пробыл всего год. Осенью 1826 года произошел разрыв между Джоном Алланом и его приёмным сыном. Поводом к ссоре послужило то, что Аллан отказался заплатить карточные долги Эдгара.
Для Эдгара По началась скитальческая жизнь. Покинув дом Алланов, он поехал в родной Бостон, где под псевдонимом «Бостонец» напечатал сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения», так и не вышедший в свет.
Не имея приюта, он поступил солдатом в армию под вымышленным именем. Службу он нёс около года, был у начальства на хорошем счету и даже получил чин сержант-майора. В начале 1828 года поэт обратился к приёмному отцу, прося помощи.
Аллан оплатил наём заместителя и выхлопотал Эдгару освобождение.
Получив свободу, Эдгар По вновь обратился к поэзии. Он вновь побывал в Балтиморе и познакомился там со своими родственниками по отцу. В конце 1829 года в Балтиморе был издан второй сборник стихов По под его именем.
Между тем Джон Аллан настаивал, чтобы Эдгар закончил своё образование. Он поступил в Военную академию в Вест-Пойнте в марте 1830 года. В марте 1831 года его исключили и он вновь рассорился с приемным отцом.
Из Вест-Пойнта Эдгар По уехал в Нью-Йорк, где поспешил издать третий сборник стихов.
Эдгар По женился на тринадцатилетней кузине, Виргинии Клемм. Её ранняя смерть оказала влияние на некоторые произведения поэта.
С осени 1831 по осень 1833 года — самый тяжёлый период для Эдгара По. Он дошёл до крайней нищеты. В 1835 году он женился на своей двоюродной сестре Виргинии Клемм. К моменту бракосочетания ему исполнилось 27 лет, а Виргинии 13.
Несомненно, что в эти годы молодой поэт много работал. Им был написан ряд новелл — лучших в раннем периоде его творчества.
В период с 1833 по 1840 годы автор выпускает много поэм и рассказов, работает в журналах в Ричмонде. В 1841—1843 годах жил с семьёй в предместье в Филадельфии.
Однако вскоре его подстерегло серьёзное испытание. В 1847 г. его жена умирает.
Последние годы жизни Эдгара По, 1847—1849, были годами метаний, полубезумия, успехов, падений и постоянной клеветы.
Припадки алкоголизма Эдгара По довели его до психического расстройства. 7 октября 1849 года он скончался.
Источник: http://www.dominus.ws/library/poe/kratkaya-biografiya-edgara-allana-po
Эдгар Аллан По: краткая биография и своеобразие творчества | Литерагуру
Эдгар Алан По – создатель популярного жанра «детектив», мастер романтической новеллы («Падение дома Ашеров», «Красная маска» и т.д.), автор легендарной поэмы «Ворон» и т.д. и т.п. Вклад Эдгара По в развитие литературы можно описывать еще очень длинно, вот поэтому он – первый американский писатель, имя которого прогремело на весь мир.
Его достижения в литературе до сих пор остаются неразгаданными феноменами. Их тщательно изучают, открывая новые грани и новые смыслы в творчестве по-настоящему выдающегося писателя своего времени.
Чтобы понять и оценить его книги, необходимо обладать базовыми знаниями: В каком стиле писал Эдгар По? Какие основные темы преобладают в его творчестве? Что отличает Эдгара По от других писателей?
Своеобразие творчества Эдгара По во многом объясняется тем, что его творчество выдержано в стилевой и смысловой палитре романтизма (что такое романтизм?).
Тематика тоже во многом зависит от романтического направления, которое оказало решающее влияние на писателя.
Однако нельзя приравнять По к романтикам и ограничиться этой характеристикой: его мастерство самобытно и требует более детального анализа. Прежде всего, нужно проследить его творческий путь.
Краткая биография Эдгара Аллана По
Эдгар Аллан По (1809-1849) – первый значимый американский писатель, который во многом определил облик современной литературы. Правда, по авторскому мировосприятию, по стилистике творчества он, скорее, европеец.
В его книгах нет национальной идентичности, которая есть у Теодора Драйзера или Эрнеста Хэмингуэя, например.
Он был склонен к мистификации собственной жизни, поэтому сложно воссоздать его биографию, однако кое-какие сведения все же доподлинно известны.
Эдгар родился в семье актеров бродячей труппы. В 4 года остался сиротой, родители умерли от туберкулеза. Навсегда в его памяти застрял образ матери, которая харкает кровью ему в лицо. Врожденная патология писателя – асимметрия лица (одна половина лица парализована).
Несмотря на этот дефект он был симпатичным ребенком и вскоре его усыновили. Богатая семья коммерсанта Аллана взяла мальчика на воспитание. Его любили, особенно трепетно к нему относилась приемная мать, но отчима Эдгар невзлюбил: слишком разными были они людьми.
Конфликт с отчимом обострился, поэтому юный Аллан По 6 лет жил в пансионате в Англии.
В дальнейшем Эдгар поступил в Виргинский университет, но обучение там не закончил. Деньги, которые мистер Аллан дал ему на учебу, незадачливый студент проиграл в карты. Новая ссора переросла в окончательный разрыв. Ему было всего 17.
Что делать, если ты молод и нужны деньги? Конечно же, издать сборник стихов. Под псевдонимом «Бостонец» Эдгар По выпускает поэтический сборник, но терпит неудачу, после чего отправляется в армию.
Жесткий режим тяготит его, он оставляет службу.
После смерти мачехи Эдгар и отчим заключают перемирие, поэтому возобновившаяся материальная поддержка позволяет ему заняться литературой. Если поэзия его не пользуется успехом, то мистический рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» занял первое место на престижном конкурсе.
В основном, Эдгар По работал во многих периодических изданиях в качестве журналиста, редактора и корреспондента. Получал 5-6 долларов за рассказ или статью, то есть жил небогато. Стоит сказать, что стиль его журналистских публикаций отличался ироничностью и даже сарказмом.
В 1835 поэт обвенчался со своей кузиной Вирджинией Клемм. Она стала прообразом всех женских героинь: субтильная, бледная, болезненная. Девушка, словно призрак. Говорят даже, что у новобрачных была лишь платоническая любовь.
В 1838 Эдгар По переехал в Филадельфию, стал редактором журнала, проработал там 6 лет. В то же время он работает над сборником «Гротески и арабески». Это эталон мистической прозы.
Та мрачность, что отличает фирменный стиль По, становится результатом его хронической болезни – мигрени. Известно, что писатель с ума сходил от боли, но, тем не менее, работал на износ.
Именно так объясняются еле заметные шизофренические нотки в произведении.
1845 год стал роковым в жизни Эдгара По: умирает Вирджиния, которую он искренне любил, журнал, где он работал, обанкротился, и под гнетом горя и неудач он пишет свою самую знаменитую поэму «Ворон».
Страсть к опиуму и вину перечеркнула его дальнейшую карьеру. Одна лишь мать Вирджинии заботилась об Эдгаре По, именно ей он отдавал заработок, а она кормила его и обеспечивала хотя бы какой-то порядок в его жизни.
Причина смерти Эдгара Аллана По является загадкой. Известно, что друг устроил ему встречу с издателем, Эдгару По была выдана крупная сумма денег в качестве аванса за какую-то литературную работу. Он, видимо, решил отметить «получку» и выпил лишнего в пабе. Наутро его нашли мертвым в парке, и денег у него при себе уже не было.
Особенности и своеобразие творчества
О чем статьи Эдгара Аллана По? В своих статьях он стоял на позициях «чистого искусства». Чистое искусство – это точка зрения, согласно которой искусство не должно быть полезным, оно и есть самоцель (искусство ради искусства). Только образ и слово воздействуют на эмоции читателя, а не на рассудок.
Поэзию он считал высшим проявлением литературного таланта, так как в прозе, полагал он, есть что-то комическое, низменное, а поэзия всегда «парит в эфире», не соприкасаясь с бытовыми дрязгами земли. Эдгар По — перфекционист по складу характера: он долго шлифовал свою работу, тщательно редактировал произведения и без конца правил готовые рассказы и стихи.
Форма была для него важнее, чем содержание, он – настоящий эстет в литературе.
В его рассказах и стихах преобладает звукопись: многочисленные аллитерации и ассонансы. Музыкальность в его поэзии всегда на первом месте. Это характерная черта для авторов романтического направления, ведь музыку они признавали главным видом искусства.
Творчество Эдгара Аллана По приблизительно можно разделить на две разновидности: логические рассказы (детективы) и мистические повести.
Своеобразие творчества Эдгара По:
- мастерство готического пейзажа
- кульминация созвучна с природой
- пугающий мистицизм, игра на страхах читателя
- постепенная, «крадущаяся» интрига
- произведения передают гнетущее состояние, как музыка: читатель не знает, что именно указывает на печаль и тоску, но чувствует их, именно чувствует прозу, а не понимает.
Стиль Эдгара По. Отношение к искусству
Для Эдгара По творчество – не порыв вдохновения, а работа, сравнимая с математической задачей: последовательная и четкая. Он выбирает новый яркий эффект и ищет идеальную форму для того, чтобы поразить читателя, воздействовать на его сознание.
Краткость формы нужна для единства впечатления, бесстрастный тон – чтобы подчеркнуть мистику происходящего.
В поэме «Ворон» автор, по собственному признанию, намеренно выбрал меланхолическую подачу и трагический сюжет, дабы подчеркнуть значение символики ворона, связанное с тем, что эта птица — падальщик, завсегдатай поля боя и кладбища.
Знаменитый рефрен «Nevermore» — это однообразие в звучании, но подчеркнутая разница в смыслах. Эдгар По сначала выбрал комбинацию «o» и «r», а потом подстроил под нее фразу, которая является окказионализмом Эдгара По, то есть словосочетание «Nevermore» он придумал сам.
Единственная цель такой кропотливой работы – оригинальность. Современники По замечали, как страстно и артистично автор читает свою поэму, как выделяет звуки и следует внутреннему ритму стихов. Именно музыкальность, неповторимая гамма чувств, ощущений, пейзажных красок и идеально построенная форма произведения являются свойствами, по которым читатель безошибочно узнает авторский стиль Эдгара По.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/edgar-allan-po-kratkaya-biografiya-i-svoeobrazie-tvorchestva/
Стайн, Гарт, краткая биография, гонки на мокром асфальте
Имя | Гарт Стайн |
Оригинал имени | Garth Stein |
Дата рождения | 06.12.1964 |
Место рождения | Лос-Анджелес, штат Калифорния, США |
Род деятельности | писатель, продюсер и сценарист |
Гарт Стайн (Garth Stein) – американский романист, продюсер, автор ряда книжных бестселлеров.
Краткая биография
Родился Гарт Стайн в Лос-Анджелесе, вырос в Сиэтле. Его мать родом из Аляски, в ней течет кровь ирландцев и тлинкитов, а отец – выходец из еврейской семьи, эмигрировавшей из Австрии в США.
Гарт Стайн окончил Колумбийский университет, работал в сфере документального кино в качестве режиссёра, продюсера либо автора. Многие его фильмы завоевали награды на различных конкурсах и фестивалях. Дополнительно он преподавал в школе искусств, работал над собственными романами.
Из-под его пера вышли книги «Ворон украл луну» (1998), «Гонки на мокром асфальте» (2008), и другие.
Проведя свое детство в Сиэтле, а затем прожив в Нью-Йорке в течение 18 лет, Гарт возвращается в Сиэтл, где он в настоящее время живет с женой и тремя сыновьями.
Гарт соучредитель Seattle7Writers, некоммерческой организации, состоящей из 42 известных авторов, посвященной созданию связей между читателями, писателями, книготорговцами и библиотекарями, чтобы развивать и поддерживать страсть к написанному слову.
Гонки на мокром асфальте
Один из самых известных романов Гарта Стайна «Гонки на мокром асфальте» (в США первый тираж книги составил 200 000 экземпляров) написан от лица собаки, помеси лабрадора и эрдельтерьера, по имени Энцо, названного так в честь известного конструктора и автогонщика.
Первоначально автор дал другое имя своему герою – Хуан Пабло, в честь также известного автогонщика Хуана Пабло Монтойи, но этот вариант отбросила жена писателя, предложив вариант «Энцо».
«Мы как раз ждали рождения нашего третьего сына», – говорит Гарт Стайн, – «я всегда хотел назвать одного из моих сыновей Энцо…но моя жена со мной не согласилась, отметив, что в нашей семье есть еврейская кровь, русская, немецкая, тлинкитская, ирландская, но нет итальянской.
Она наотрез отказалась давать это имя нашему сыну, зато она посоветовала мне назвать так героя романа».
Энцо – умный пес, который любит, когда его хозяин, опытный автомеханик, автогонщик, включает ему телевизор на спортивном канале, или канале Дискавери.
Он все понимает, сопереживает домочадцам, выражая свои чувства как может, мечтая о том, что в следующей жизни он родится человеком – это желание у него появилось после просмотра одной научно-популярной программы, рассказывающей, что в Монголии собаки особо почитаются, что жители этой страны верят: после смерти собака может переродиться в человека.
…я умею слушать. Говорить я не могу, поэтому отлично слушаю. Никогда не перебиваю, никогда не увожу от темы ненужными замечаниями. Люди постоянно меняют ход чужой беседы. Очень вас прошу, научитесь слушать! Делайте вид, что вы собака, и давайте своим собеседникам выговориться…Конец цитаты |
На русском языке книга была опубликована под разными названиями. Полный вариант романа вышел под заголовком «Гонки на мокром асфальте», сокращенный – «Гонки под дождем» . В США книга стала бестселлером, Стайн лично принимал участие в рекламной кампании. К середине 2011 года роман был переведен на 23 языка.
Источник: http://www.cultin.ru/writers-stajjn-gart
Эдгар Аллан По: краткая биография
Эдгар Аллан По: краткая биография
Имя этого писателя хорошо знакомо всем почитателям романтической и научно-фантастической литературы.
Ведь именно Эдгар Аллан По, краткая биография которого будет рассмотрена в данном сочинении, является одним из ярчайших представителей первого жанра и признанным основоположником второго.
Также его с полным правом можно назвать создателем той формы, по которой по сей день пишутся большинство современных детективных произведений. Помимо прозы, он отдавал много времени поэзии, редакторской и литературно-критической деятельности.
Детство
Будущий писатель пришел в этот мир 19 января 1809 г. в американском Бостоне. По трагическому стечению обстоятельств, в возрасте двух лет маленький Эдгар стал сиротой. Его родители, которые были артистами в бродячей труппе, умерли. А сам он был принят в семью зажиточного купца из штата Вирджиния Д. Аллана, который официально усыновил мальчика.
Воспитывался он в весьма небедной обстановке. Приемные родители не отказывали своему названному сыну ни в чем. У него было все, о чем только можно было мечтать, даже собственная лошадь и собаки.
В шестилетнем возрасте мальчика отдали в элитный английский пансион, где он провел 5 лет своей жизни.
После возвращения на Родину стал студентом колледжа, после окончания которого продолжил свое образование в стенах университета Ричмонда.
Примечателен тот факт, что по умственному развитию он значительно опережал своих сверстников. В пять лет он уже прекрасно писал и читал, занимался рисованием, декламацией стихов и верховой ездой. Эдгар хорошо учился и с малолетства интересовался литературой…
Будущий писатель обладал большой физической силой, что позволяло ему активно участвовать во всех шалостях своих школьных друзей, а затем и в кутежах, которые затевались университетскими приятелями.
Современники вспоминали о нем, как о неровном по характеру, страстном и порывистом молодом человеке с большим количеством странностей.
Уже с раннего детства Эдгар занимался написанием стихов, увлекался фантастикой и постановкой различного рода психологических опытов как над собой, так и над окружающими его людьми. Он отлично понимал свое превосходство над людьми, и давал почувствовать это.
Юношеские годы и перелом в судьбе
Многое для юноши переменилось, когда ему еще не исполнилось 17 лет. Проучившись только год в университете, он поссорился со своим приемным отцом, отказавшимся оплачивать карточные долги молодого человека.
С этого момента у него началась совершенно другая жизнь. Он переехал обратно в Бостон, где напечатал свой первый сборник со стихами, который читатели так и не прочитали. Под ненастоящим именем пошел в армию, не имея крыши над головой, дослужившись до звания сержант-майора. С помощью приемного отца, который не забывал о нем, он смог освободиться от службы.
Эдгар снова начал заниматься поэтической деятельностью, посетил Балтимор, где познакомился с родственниками по линии биологического отца. Там же появился сборник стихов под его настоящим именем.
По настоянию Джона Аллана, он стал студентом военной академии, однако, окончить ее не смог, что вновь привело к очередному конфликту Эдгара и его приемного отца. Писателю пришлось переехать в Нью-Йорк, где была издана уже третья по счету книга его стихов.
Конец жизни
При упоминании о Эдгаре Аллане По, краткая биография была бы не совсем точной, если бы не был упомянут факт его женитьбы на 13-летней кузине, с которой он заключил брак в возрасте 27 лет, через два года после тяжелого периода своей жизни, когда он влачил крайне нищенское существование.
В этот период он вел весьма плодотворную деятельность, написав свои лучшие произведения. Он выпускал огромное количество материалов, перебрался вместе с семьей в штат Филадельфия. Но ранняя смерть молодой жены в 1847 году оказала огромное влияние на творчество По.
Последние два года он провел в полубезумии, череде головокружительных взлетов и падений, окруженный клеветой.
Систематические запои стали причиной развития у писателя серьезного психического заболевания, и 7 октября 1849 года он умер.
Сохрани к себе на стену!
Источник: http://vsesochineniya.ru/edgar-allan-po-kratkaya-biografiya.html
Галерея
Биография
(Рейтинг +270)
Loading …
Эдгар Аллан По великий американский писатель и поэт. Также являлся редактором, критиком и создатель детективно-фантастического жанра в литературе. Представитель американского романтизма.
Эдгар Аллан По родился 19 января 1809 года в Бостоне, США. Его родители, актёры бродячей труппы, умерли, когда Эдгару было всего два года. Мать Эдгара, Элизабет Арнольд По, была англичанкой, отец Эдгара, Дэвид По,— американцем ирландского происхождения. Мальчика принял и усыновил зажиточный купец из Виргинии Джон Аллан.
Детство
Детство Эдгара прошло в обстановке достаточно богатой. Алланы не жалели средств на его воспитание, и хотя порой дела их шли неудачно (порой им даже грозило банкротство), мальчик этого не чувствовал: его одевали «как принца», у него была своя лошадь, свои собаки.
Когда Эдгару было шесть лет, Алланы поехали в Англию и отдали мальчика в дорогой пансион в Лондоне, где он проучился пять лет. По возвращении Алланов в 1820 году в США Эдгар поступил в колледж в Ричмонде, который окончил в 1826 году.
Заканчивать образование Эдгара отправили в университет в Ричмонде, тогда только что основанный.
Эдгар развился рано: в пять лет он читал, рисовал, писал, декламировал, ездил верхом. В школе он хорошо учился, приобрёл большой запас знаний по литературе, особенно английской и латинской, по всеобщей истории, по математике, по некоторым отраслям естествознания, таким как астрономия, физика.
Физически Эдгар был силён, участвовал во всех шалостях товарищей, а в университете — во всех их кутежах. Характер будущего поэта с детства был неровный, страстный, порывистый. В его поведении отмечали много странного. С ранних лет Эдгар писал стихи, увлекался фантастическими планами, любил производить психологические опыты над собой и другими.
Сознавая своё превосходство, он давал другим это чувствовать.
Жизнь в богатстве кончилась для Эдгара, когда ему не было и полных 17 лет. В университете он пробыл всего год. Осенью 1826 года произошел разрыв между Джоном Алланом и его приёмным сыном. Кто был «виноват», теперь выяснить трудно. Есть свидетельства, неблагоприятные для Эдгара.
Например, подтверждено, что он подделал векселя с подписью Джона Аллана, что однажды, пьяный, наговорил ему грубостей, замахнулся на него палкой и т. п.
С другой стороны, неизвестно, что терпел гениальный юноша от разбогатевшего покровителя (Джон Аллан получил неожиданное наследство, превратившее его уже в миллионера), чуждого вопросам искусства и поэзии. По-видимому, искренне любила Эдгара только госпожа Аллан, а её муж давно уже был недоволен эксцентричным приёмышем.
Поводом к ссоре послужило то, что Аллан отказался заплатить карточные долги Эдгара. Юноша считал их «долгами чести» и не видел иного исхода для спасения этой «чести», как покинуть богатый дом, где воспитывался.
Молодость
Для Эдгара По началась скитальческая жизнь. Покинув дом Алланов, он поехал в родной Бостон, где под псевдонимом «Бостонец» напечатал сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения», так и не вышедший в свет. Это издание, вероятно, поглотило все сбережения юноши.
Не имея приюта, он решился на крутой шаг — и поступил солдатом в армию под вымышленным именем. Службу он нёс около года, был у начальства на хорошем счету и даже получил чин сержант-майора.
В начале 1828 года поэт, однако, не выдержал своего положения и обратился к приёмному отцу, прося помощи, и, вероятно, выражал раскаяние. Джон Аллан, может быть по ходатайству жены, пожалел юношу, оплатил наём заместителя и выхлопотал Эдгару освобождение.
Но, приехав в Ричмонд, Эдгар уже не застал своей покровительницы: госпожа Аллан умерла за несколько дней до того (28 февраля 1829 года).
Получив свободу, Эдгар По вновь обратился к поэзии. Он вновь побывал в Балтиморе и познакомился там со своими родственниками по отцу — с сестрой, бабушкой, дядей Георгом По и его сыном Нельсоном По. Последний мог познакомить Эдгара с редактором местной газеты, Уильямом Гвином.
Через Гвина Эдгар получил возможность обратиться к видному тогда нью-йоркскому писателю Джону Нилу. И Гвину, и Нилу начинающий поэт представил на суд свои стихи. Отзыв, при всех оговорках, был самый благоприятный.
Результатом было то, что в конце 1829 года в Балтиморе был вторично издан сборник стихов По под его именем, озаглавленный «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения». На этот раз книжка поступила в магазины и в редакции, но прошла незамеченной.
Между тем Джон Аллан настаивал, чтобы Эдгар закончил своё образование. Решено было, что он поступит в Военную академию в Вест-Пойнте. В марте 1830 года, по ходатайству Аллана, Эдгар всё же был принят в число студентов, хотя по возрасту не подходил.
Его приёмный отец подписал за него обязательство отслужить в армии пять лет. Эдгар неохотно шёл в академию. Нормальным порядком покинуть её стены он не мог. С обычной горячностью он взялся за дело и сумел добиться, что в марте 1831 года его исключили.
Этим юный поэт вновь вернул себе свободу, но, конечно, вновь рассорился с Джоном Алланом.
Из Вест-Пойнта Эдгар По уехал в Нью-Йорк, где поспешил издать третий сборник стихов, названный, однако, «вторым изданием»: «Поэмы Эдгара А. По. Второе издание».
Средства на издание собраны подпиской; подписались многие товарищи из академии, ожидающие, что найдут в книге те стихотворные памфлеты и эпиграммы на профессоров, которыми студент Аллан-По стал известен в школе.
Но им пришлось разочароваться. Покупателей у книги, оценённой в два с половиной доллара, не нашлось.
В 1831 году ему пришлось обращаться к приёмному отцу, чтобы тот выдавал денежные пособия. Но они были крайне незначительны.
По женился на своей тринадцатилетней кузине, Виргинии Клемм. Её ранняя смерть оказала влияние на некоторые произведения поэта.
С осени 1831 по осень 1833 года — самый тяжёлый период для Эдгара По. Летом 1831 года Эдгар жил в Балтиморе у своей тётки г-жи Клемм — матери той Виргинии, которая позже стала женой поэта. С осени 1831 года его следы теряются. К концу этого периода Эдгар По дошёл до крайней нищеты.
Несомненно, что в эти годы молодой поэт много работал. Им был написан ряд новелл — лучших в раннем периоде его творчества. Осенью 1833 года балтиморский еженедельник объявил конкурс на лучший рассказ и лучшее стихотворение. Эдгар По послал шесть рассказов и отрывок в стихах «Колизей».
Члены жюри единогласно признали лучшими и рассказ, и стихи Эдгара По. Однако, не считая возможным выдать две премии одному и тому же лицу, премировали только рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» (англ. MS. Found in a Bottle), за который автору выдали сто долларов. Деньги подоспели вовремя.
Автор буквально голодал.
1830-е — 1840-е годы
В период с 1833 по 1840 годы автор выпускает много поэм и рассказов, работает в журналах «Southern Literary Messenger» в Ричмонде. В 1841—1843 годах жил с семьёй в предместье в Филадельфии и работал в журналах «Burton’s Gentleman’s Magazine» и «Graham’s Magazine». В Филадельфии Эдгар По также намеревался издавать собственный журнал «The Stylus» (или «The Penn»), но эта затея не удалась.
Однако вскоре его подстерегало серьёзное испытание. У Виргинии после пения лопнул кровеносный сосуд и она находилась при смерти (она была больна туберкулёзом).
К тому же в 1846 года нью-йоркский журнал «Broadway Journal», с которым он сотрудничал, закрылся, и По утратил средства к существованию. Возобновилась бедственная жизнь.
Последние годы жизни
Последние годы жизни Эдгара По, 1847—1849, были годами метаний, полубезумия, высоких успехов, горестных падений и постоянной клеветы врагов.
Виргиния, умирая, взяла клятву с г-жи Шью, подруги Эдгара, никогда не покидать его. Эдгар По ещё пленялся женщинами, воображал, что влюблён, даже шла речь о женитьбе.
В жизни он держал себя странно, однако успел издать ещё несколько гениальных произведений.
Но недуг уже разрушал жизнь поэта; припадки алкоголизма становились всё мучительнее, нервозность возрастала почти до психического расстройства. Г-жа Шью, не умевшая понять болезненного состояния поэта, сочла нужным устраниться из его жизни. Осенью 1849 года наступил конец.
Полный химерических проектов, считая себя вновь женихом, Эдгар По в сентябре этого года с большим успехом читал в Ричмонде лекцию о «Поэтическом принципе». Из Ричмонда Эдгар По выехал, имея 1500 долларов в кармане. Что затем произошло, осталось тайной. Может быть, поэт подпал под влияние своей болезни; может быть, грабители усыпили его наркотиком.
Эдгара По нашли в бессознательном состоянии, ограбленным. Его привезли в Балтимор, где Эдгар По и умер в больнице 7 октября 1849 года.
Источник: http://www.edgarpoe.ru/biografiya/
Брет Гарт
ГАРТ, ФРЭНСИС БРЕТ (БРЕТ ГАРТ) (Harte, Frarncis Bret [Bret Harte]) (1836–1902), американский писатель. Родился 25 августа 1836 в Олбани (шт. Нью-Йорк).
Из-за слабого здоровья и частых переездов его формальное образование закончилось в 1849, тогда же он начал работать. В 1847 в «Санди морнинг» появилась его первая поэма Осенние размышления (Autumn Musings).
В феврале 1854 Гарт с сестрой перебрались в Сан-Франциско к матери и отчиму.
О первых трех годах жизни Гарта в Калифорнии известно немного. С лета 1858 он жил в Юнионтауне, на берегу залива Гумбольдта, перебивался случайной работой, пока в 1869 не устроился репортером в недавно основанный еженедельник «Нотерн калифорниан» («Northern Californian»).
В марте 1860 за смелую статью о жестоком убийстве 60 индейцев на р.Мад был вынужден покинуть город. В Сан-Франциско работал наборщиком, публиковал небольшие заметки в «Голден эра» («Golden Era»). Именно в то время под небольшой статьей впервые появилась подпись: Брет Гарт.
Известность пришла к Гарту после того, как в журналах «Эра» («Era») и «Калифорниан» («Californian»), стали печататься его Романы в кратком изложении (Condensed Novels; в 1867 вышли отдельной книгой), очерки и патриотические стихи.
Легенду о горе дьявола (The Legend of Monte del Diablo) он опубликовал в октябре 1863 в журнале «Атлантик» («Atlantic»).
В 1868 в судьбе Гарта произошел перелом: он стал редактором журнала «Оверленд мансли». Успех первого номера (1 июля 1868) позволил ему осуществить обширные литературные замыслы.
Публикация повести Счастье Ревущего Стана (The Luck of Roaring Camp) в августовском номере «Оверленд мансли» принесла широкую известность автору и журналу, а после выхода в свет книги Счастье Ревущего Стана и другие рассказы (The Luck of Roaring Camp and Other Stories, 1870) и публикации комической баллады Язычник Вань-Ли (The Heathen Chinee) слава Гарта упрочилась, он получил ряд предложений с Восточного побережья. 8 февраля 1871 он навсегда покинул Калифорнию, отправившись в триумфальное путешествие в Бостон через Нью-Йорк. Следуя принятому обычаю, с 1872 по 1875 Гарт читал лекции о Калифорнии и местном юморе на Востоке, Среднем Западе и Юге Америки. В 1875 в журнале «Скрибнерс мансли» («Scribner's Monthly») был напечатан единственный роман Гарта Габриэль Конрой (Gabriel Conroy), не имевший успеха, и Сказание об аргонавтах (Tales of the Argonauts and Other Sketches).
Обеспокоенный падением своей популярности, в 1878 Гарт согласился занять должность торгового агента в Крефельде (Германия) и навсегда покинул Америку. В последующие годы служил консулом в Глазго (1880–1885), затем посетил Лондон, где был благосклонно принят общественностью и литературными кругами.
Его поздние произведения описывают главным образом далекое калифорнийское прошлое: Мужья миссис Скэггс (Mrs.
Skaggs's Husbands, 1873), Наследница рыжего пса и другие рассказы (An Heiress of Red Dog, and Other Sketches, 1878), Клиент полковника Старботтла и другие (Colonel Starbottle's Client, and Some Other People, 1892).
Умер Брет Гарт в Лондоне 5 марта 1902.
Литература:
Лидский Ю. Писатель-реалист Брет Гарт. Киев, 1961 Брет Гарт Ф. Собрание сочинений, тт. 1–6. М., 1966
Энциклопедия Кругосвет
Источник: http://bookinistic.narod.ru/in_biography/g/gart.html
Гарт, Фрэнсис Брет (Брет Гарт)
(1836-1902) американский прозаик, поэт и журналист
Биография Фрэнсиса Брета Гарта связана с авантюрной эпохой калифорнийской золотой лихорадки — интереснейшего периода в общественной жизни Америки 50-х гг. XIX века.
Брет Гарт родился в небольшом городке в семье учителя-интеллигента, мало приспособленного ко времени предпринимательства и накопительства. Отца считали неудачником.
Он рано умер, и подростку с 13 лет пришлось зарабатывать на жизнь.
А потом, когда первые старатели донесли с Запада до центральных штатов весть об открытии золота, 17-летний юноша вслед за братом, матерью и отчимом махнул в Калифорнию, куда устремились десятки тысяч искателей счастья.
Изначальными владельцами нынешней американской Калифорнии были индейские племена. Во второй половине XVIII века испанские колонисты захватили огромные земельные угодья по берегу Гихого океана и стали насильственно превращать индейцев в христиан. В 30 гг.
XIX века на востоке США заинтересовались благодатной страной, лежавшей к западу от реки Миссисипи, и туда устремились переселенческие партии. В результате войны Калифорния вошла в состав Мексиканской республики. В июне 1846 г. американские поселенцы восстали против власти мексиканцев и провозгласили «Республику Звезды и Медведя».
Это было началом создания первого штата Америки на западе страны, Севернее Сан-Франциско была расположена русская колония, названная Форт-Росс. Она была основана в результате открытия Берингом и Чириковым Аляски. Из-за отсутствия поддержки со стороны русского правительства Форт-Росс был продан в 1842 г. одному предприимчивому мексиканцу по фамилии Саттер.
Он начал строить лесопильню, и его рабочий, углубляя русло реки, в 45 милях от Форт-Росса, наткнулся на загадочные желтые крупинки.
Весть о золоте поразила заштатный городок Сан-Франциско, а затем и всю Калифорнию. Ремесленники, фермеры, учителя, адвокаты, матросы, бросив свое ремесло, устремились на запад — с кирками, лопатами и ковшами для промывки золота. На пути с востока на запад были безводные пустыни, опасные горные переправы, встречи с индейцами.
Но ничто не могло остановить движения за золотом. В снегах Сьерра-Невады застрявшая партия золотоискателей в отчаянии дошла до людоедства. И скоро на пути новых партий уже стояли холмики с темнеющими крестами — полторы тысячи безмолвных могил.
К северу и к юго-востоку от Сан-Франциско возникали старательские станы и городки с остроумными названиями: Держу пари, Ослиная лощина, Висельный город, Гоморра и другие. Драки, поножовщина, убийства были обычными явлениями, у всех на поясе висели револьверы и длинные ножи. Молитвам старатели предпочитали игорные дома и питейные салуны.
Быт здесь был суровым, а жизнь — опасной. Разбогатеть удавалось совсем немногим. И все-таки здесь дышалось свободнее, чем в старых штатах.
В 1854 г. в одном из таких поселков и оказался 17-летний Фрэнсис Брет Гарт и провел здесь, в Калифорнии, шесть лет. Он был школьным учителем, рудокопом, аптекарем, почтальоном, наборщиком и, наконец, помощником редактора газеты в приисковом городке Юнионтаун.
Он пережил иллюзии успеха и горечь разочарования старателя, опасную романтику курьера почтового дилижанса, был свидетелем страшной расправы над индейцами, учиненной в городе обывателями. Он выступил в газете в защиту индейцев и заклеймил убийц, в результате чего его жизнь оказалась в опасности, и он уехал в Сан-Франциско.
Огромный материал впечатлений оказался дороже золота Калифорнии.
Здесь, в Сан-Франциско, став профессиональным журналистом, Брет Гарт начинает печатать первые калифорнийские рассказы, выступив первооткрывателем новой темы.
Он встречается с видными деятелями аболиционистского движения (движения за отмену рабства), борется за избрание президентом Авраама Линкольна, пишет стихи в поддержку Севера против рабовладельческого Юга. Вместе с группой литературной и артистической молодежи издает журнал «Калифорнией», поддерживает молодого Марка Твена.
Пока Брет Гарт больше известен как остроумный мастер пародий на корифеев американской и европейской литературы: Диккенса, Дюма, Гюго, Купера. Его «Романы в сжатом изложении» находчивы и остроумны. Писателям достается и за слащавый сентиментализм, и за напыщенность стиля, и за сусальность описаний, и за мелодраматизм.
Брет Гарт проходит таким образом школу литературного мастерства. Но славу ему приносит рассказ «Счастье Ревущего Стана» (1868), а затем сборник старательских рассказов с таким же названием.
Перед читателем открылся новый мир — мир золотоискателей, горняков, различных отщепенцев, быт старательских селений. Брет Гарт не стремился разрешать крупные социальные проблемы.
Гуманизм его рассказов заключается в том, что он показал калифорнийскую жизнь полной смертельной опасности, разгула беззаконий и как бы предостерегал американцев от наивной веры в то, что здесь, в Калифорнии, бедняки превращаются в богачей. Жизнь старателя была суровой и физически трудной.
Работа шла с раннего утра до позднего вечера. Ютились золотодобытчики в землянках, хижинах, палатках. Пища была грубой и однообразной. Медицины не было, и болезни уносили даже крепких людей.
В противовес официальной печати, стремившейся преподнести поход за золотом как героическую эпопею, а все недуги старателей свалить на «подонков общества», писатель не стал певцом «золотого похода», но показал «отверженных» настоящими людьми. Под грубой внешностью он увидел бескорыстие, сердечную доброту и высокое благородство.
Разгульный и пьяный старательский поселок с материнской нежностью воспитывает сироту («Счастье Ревущего Стана»).
Во время неожиданного наводнения Кентукки жертвует жизнью, чтобы спасти младенца, в романе «Млисс» веселая красавица с приисков оказывается примером душевной чистоты и нравственной самоотверженности. Она отдает все ради разбитого параличом бывшего любовника.
Бесшабашный игрок в «Брауне из Калавераса» во имя семейного счастья друга отказывается от любимой женщины. Дружба старателей — одно из самых светлых человеческих проявлений, особенно в суровых обстоятельствах.
В «Компаньоне Теннесси» старатель рыцарски предан своему беспутному компаньону, бескорыстен и благороден в заботе о друге. Как демократ-гуманист, Брет Гарт утверждал, что «добродетель покинула дворцы богачей и живет в лачугах трудящихся».
Брет Гарт любит авантюрный сюжет, романтически эффектные описания ураганов, землетрясений, наводнений, снежных лавин и прочих стихийных бедствий. Его сюжеты подчас гротескны.
Вот старик Планкет, любимец рудокопов Монте-Флета, создал легенду о дочери — красавице и умнице.
Он так привык за десять лет к этой выдумке, что внезапное появление неказистой «красотки» повергает старика в отчаяние и лишает его жизни («Монте-Флетская пастораль»).
Двое друзей-рудокопов поссорились в хижине за завтраком. Ссора перерастает в кровавую вендетту, в многолетнюю судебную тяжбу. Умирая, один из рудокопов, Скотт, возвращаясь к причине ссоры, говорит: «Старик, а ведь ты переложил тогда соды в лепешки».
Эта нелепая причина ссоры раскрывает трагические и трагикомические парадоксы человеческого сердца как отражение парадоксов самой американской жизни периода золотой лихорадки. Целая нация впала в безумие, гонясь за химерой стремительного обогащения.
В атмосфере золотоискательской конкуренции немудрено было растерять истинные человеческие ценности. И если герои осознают свои слабости и прощают друг другу обиды — это их нравственная победа.
Тлетворную власть золота Брет Гарт изобразил в романах «Миллионер из Скороспелки», «Человек из Солано» и в романе «Габриел Кон-рой». Обличение расизма дано в романах «Вань-Ли-Язычник», «Трое бродяг из Тринидада».
Николай Гаврилович Чернышевский, в далекой сибирской ссылке прочитав рассказы Фрэнсиса Брета Гарта, был восхищен «могущественным природным умом», «благородной душой» и «благородным понятием о вещах» американского новеллиста. Диккенс называл рассказы Гарта «правдивым художественным созданием» и приглашал его к себе в Англию.
Честность, достоинство, бескорыстие, готовность к самопожертвованию — эти богатства простых людей писатель противопоставляет стяжательству, эгоизму и пошлости богатых.
Между тем американское прагматическое общество не сочувствовало такой антитезе. И рассказ «Счастье Ревущего Стана» был назван в Америке «неприличным, антирелигиозным, безнравственным».
Многие в США долго считали Брета Гарта писателем чужим и странным, «дурным американцем».
Между тем его мировая слава росла, его рассказы переводились на многие языки. Открытую Бретом Гартом тему подхватывает Марк Твен. Брет Гарт переезжает в Бостон, а затем в Нью-Йорк, в центр интеллектуальной жизни Америки.
Очень скоро наступает пора неудач и материальных лишений. Безденежье доводит писателя до отчаяния, и он в 1878 г.
принимает скромное предложение стать коммерческим агентом в захолустном немецком городке Крефельде, потом он стал консулом в Глазго.
Американская печать продолжает ненавидеть писателя. На родину он уже не вернулся, став добровольным изгнанником. Поселившись в Англии, Брет Гарт пишет: «Я люблю свою родину, но она не настолько любит меня, чтобы дать мне приют и позволить кормиться своим пером». Писатель стареет, но продолжает ежегодно выпускать по небольшому томику своих произведений.
Отвечая критикам, обвинившим его творчество в аморальности, Брет Гарт со свойственным ему юмором пишет в 1889 г. о героине своей повести «Кресси»: «Что ни делай, а мои персонажи не хотят вести себя так, как им следовало бы.
Сколько я ни растолковываю им, чего от них ждет добродетельный читатель, они не обращают на меня никакого внимания.
Даже Кресси — а уж как я нянчился с ней! — скрылась в последний момент со страниц моей повести с человеком, с которым я едва успел ее познакомить».
Повести «Степной найденыш» (1891), «Сюзи» (1893) и «Кларенс» (1895) образуют трилогию. Это история жизни Кларенса Бранта от переселения его еще мальчиком в составе партии в Калифорнию до службы в качестве офицера армии северян, убежденного и активного борца с рабовладельческим Югом.
Писатель хотел напомнить своим соотечественникам о недавнем героическом времени гражданской войны, разъяснить им, «что в их истории является подлинно великим и сильным».
Самой удачной в трилогии является повесть «Степной найденыш» — «хроника детских лет Кларенса Бранта», мужественного подростка, независимого и гордого, умеющего любить и делать добро.
В злоключениях мальчика, пересекающего Великую прерию по пути на запад, отразились личные впечатления автора, прекрасное знание им мест, быта и характера старателей.
Новое американское поколение литераторов, вышедших в основном из народных слоев, видит в Брете Гарте одного из своих наставников и по-новому оценивает его вклад в американскую литературу.
На русский язык переведены рассказы Брета Гарта, стихи и баллады, романы «Габриел Конрой», повести «Кресси», «Степной найденыш», «Сюзи», «Кларенс».
Русскому читателю небезынтересно знать, что в одной из своих баллад, «Консепсьон де Аргельо», Брет Гарт рассказал о русском дипломате графе Резанове, который прибыл в Сан-Франциско для важных государственных переговоров с испанскими властями и полюбил дочь коменданта крепости — юную Кончиту.
Резанов был образованным и дальновидным послом, видел выгоду Российского государства во владении «лутчим кряжем земли» и сокрушался по поводу равнодушия русского правительства к положению русской колонии. Он намеревался по возвращении в Калифорнию с договором, подписанным государем, обвенчаться с дочерью коменданта.
Но на пути в Россию он погибает. Кончите, не дождавшись своего возлюбленного, уходит в монастырь. Только через 40 лет она узнает о гибели Резанова. В наше время эту романтическую историю воскресил театр «Ленком» в спектакле «Юнона» и «Авось».
Источник: http://biografiivsem.ru/gart-frensis-bret-bret-gart