Краткая биография хармс

Краткая биография Даниила Хармса

На момент выхода в свет в 1995-м году первого в России сборника произведений Даниила Ивановича Хармса, этот поэт оставался загадочным персонажем. Его роль в русской литературе до сих пор не ясна. Сам Хармс сформулировал свое творческое кредо так – «гениально правильно найденное незначительное отклонение, которое создает истинное искусство».

Ювачев – такова была фамилия Даниила Ивановича при рождении. 17 (30 – по новому стилю) декабря 1905 года он был рожден в Санкт-Петербурге. Примерно с 1924 года именует себя Хармс.

За всё время псевдонимов было несколько десятков – Ххармс, Хаармсъ, Дандан, Чармс, Карл Иванович Шустерлинг и прочие. Но в итоге, чаще всего использовался именно «Хармс». Происходил он, видимо, от французского «charm» – «шарм, обаяние» и от английского «harm» – «вред».

Обратите внимание

Отец – Иван Павлович Ювачев (1860-1940) являлся человеком глубоко православным и опубликовал ряд религиозных трудов. Он никогда не признавал поэтической деятельности сына, т. к. она сильно отличалась от его представлений о поэзии.

Но он оказал важное влияние на морально-религиозное формирование Хармса. О матери – Надежде Ивановне Колюбакиной, которая была педагогом, известно мало.

Обучался Даниил Иванович в Главном немецком училище св. Петра (Петершуле). Там он основательно выучил немецкий и английский языки.

Но доучивался писатель уже в другой школе, в Царском Селе, там директором была его тетя по матери – Наталья Ивановна Колюбакина. С 1924 по 1925 Ювачев учится в Ленинградском электротехникуме.

Но в итоге, ни высшего, ни среднеспециального образования он не получил. А, исходя из списков изученных книг в его дневнике, очень любил читать и самообразовываться.

Активно заниматься литературной деятельностью Хармс стал с 1925 года, начав общаться с немногочисленным коллективом ленинградских поэтов, первым у которых был Александр Туфанов – поэт-новатор. Называлось это объединение «Орден заумников». Участники давали представления в разных местах с прочтением своих и чужих стихотворений.

Около 1926 года Хармс принимают в Ленинградское отделение Всероссийского союза поэтов, а исключают спустя три года за неуплату взносов. Вдобавок в 1926-27 гг. в сборниках Союза поэтов печатаются два его стихотворения.

Параллельно Даниил Иванович испытывает желание собрать всех, так называемых «левых» писателей и художников новаторов в одной организации.

Важно

В1927 году Хармс совместно с А. Введенским, Н. Заболоцким и И. Бахтеревым образовывает литературную группу – Объединение реального искусства – ОБЭРИУ. А в 1928 году журнал «Афиши Дома печати» опубликовывает известную декларацию ОБЭРИУ.

В ней группа позиционируется как «новый отряд левого революционного искусства» и поэты нового мироощущения и нового поэтического языка. Такими они и являлись. Там же написаны сжатые описания каждого участника объединения.

В этом же 1928, в ленинградском Доме Печати обэриуты организовали обширный театрализованный вечер «Три левых часа». В первом часе – прочтение стихотворений, во втором – пьеса Хармса «Елизавета Бам», а в третьем демонстрация кинофильма «Мясорубка» Разумовского и К. Минца.

Представление имело большой успех, и закончилось под утро. Но днём в «Красной газете», как ни странно, появилась крайне отрицательная статья, в ней пьеса Хармса была раскритикована и названа сумбурной и непонятной. После такой рецензии обэриуты выступали только с короткими программами, как раньше.

Заключительное выступление объединения было в общежитии студентов ЛГУ. Оно тоже вызвало возмущение, и охарактеризовалось в статье газеты «Смена», как «поэзия чуждых людей и классовых врагов». Датой окончания деятельности ОБЭРИУ считается 9 апреля 1930 года.

В 1928-1931 гг. Хармс сочинял для детских журналов стихотворения, рассказы и придумывал шарады. Тогда же выпущены девять иллюстрированных книг для детей. Отчасти та статья в «Смене» явилась одним из предлогов ареста Хармса и Введенского в конце 1931 года.

Основным же поводом была работа для издательства «Детская литература», обвинение в противосоветском сочинительстве. Их сослали в Курск, но осенью 1932 года изначальное постановление (три года исправительных лагерей) было смягчено, и поэты возвратились в Ленинград.

С этого времени Хармс пишет меньше стихотворений и в творчестве рисуются сцены повседневного насилия и мерзости бытия.

Совет

С марта 1928 года до 1932 Хармс женат на Эстер Александровне Русаковой (Иоселевич) – дочери эмигрантов из Таганрога, рожденной в Марселе и прожившей там 13 лет. Познакомились же они примерно в 1923-24 гг. Он много упоминал о ней и об их трудных отношениях в дневниках и посвятил ей немало произведений.

В годы близкого общения Хармса и Эстер в его трудах появляется личностный биографический подтекст. С ней связана важная тема лирики Хармса – мотив окна. В переводе на русский Эстер – звезда. Она для него не просто любимый человек, но и нечто иное, что присутствовало во всех помыслах и делах.

Он писал: «Весь мир – окно – Эстер».

Второй женой Хармса в 1934 году стала Марина Владимировна Малич и присутствовала с ним до его ареста в 1941 году. Ей писатель дал прозвище Фефюля и посвятил три песни (про Фефюлю).

Также Марине посвящен большой цикл «Случаи» – тридцать рассказов и сценок. Она же спасла из дома на Маяковской после бомбежки большую часть архива Хармса и передала Я. С.

Друскину – его товарищу писателю и философу.

Под конец 30-х годов Хармс публикует известное стихотворение «Из дома вышел человек…». Вслед за тем его не публиковали около года. Затем появляется второе крупное создание – повесть «Старуха».

Это произведение одновременно философское, биографическое и фантастическое. Далее Хармс сочиняет в основном только прозу.

В 1940-41 годах творения его становятся всё более мрачными, что продиктовано событиями тех времен, голодным существованием и ощущением безнадежности.

В августе 1941 года Хармса арестовывают за названные «пораженческими» изречения и клевету. А 2 февраля 1942 года, в период блокады Ленинграда он умирает в тюремной психиатрической лечебнице. По каким-то источникам, Хармс изобразил нарушение психики, чтобы уклониться от расстрела.

Для Хармса было свойственно видение мира как органического целого и отрицание незыблемых писательских авторитетов. В своем творчестве он обогащал и обострял значение предметов и слов.

Обратите внимание

Хармс хотел достигнуть состояния сверхсознания, где «я» через «оно» уступит место «мы», а индивидуальность поэта расширится до космических пределов, не потеряв при этом своей конкретности и неповторимости. Увидеть мир целиком, применив метод расширенного смотрения – такова была его цель. Поэт должен был превратиться во всеобъемлющее существо.

Его тексты не имели четких границ. Хармс намеренно не соблюдал орфографические правила и правила пунктуации, и это было продиктовано его восприятием мира и поэзии. Задачей поэта было преображение этого мира. Он хотел в один момент охватить всё бытиё, избавляясь от запятых.

Так мир виделся ему постоянно обновляющимся, каждый миг воспринимался как самостоятельная единица, вмещающая всю вселенную. Хармс трансформировал слова, меняя одну или несколько букв, не разрушая целиком звуковую оболочку слова. Большое значение у него придавалось именно вызыванию определенных ощущений движения.

Произведения Даниила Хармса не оставят равнодушным заинтересованного и тонко чувствующего читателя. Необыкновенная игра слов и многозначительность вводят совершенно в особое состояние. Его можно назвать гением абсурда.

Источник: https://ollam.ru/classic/rus/harms-daniil/bio

Даниил Хармс: биография, творческий путь

Даниил Ювачев родился 30 декабря 1905 года в Петрограде (тогдашней столице), в семье моряка и народовольца, который после определенных событий и потрясений стал очень религиозным человеком. Известно, что Хармс учился в школе с углубленным изучением немецкого, а затем поступил в Ленинградский электротехникум.

Впрочем, он почти сразу же бросил учебу и решил всерьез заняться литературой. В 1925 году он вступил в литературно-философское сообщество «Чинари». Вообще Хармс достаточно легко и быстро приобрел известность в богемной среде. При этом ему удалось стать членом и Всероссийского Союза поэтов — его приняли туда в 1926 году.

В 1927 году Самуил Маршак, который тогда руководил целым издательством, дал Хармсу возможность найти себя в литературе для детей. Так у Хармса появились первые официальные публикации и первые гонорары. И это был фактически единственный источник его доходов. Хармс не выстраивал карьеру, у него не имелось иной работы, он часто занимал и не всегда возвращал деньги.

В феврале 1928 года вышел журнал для детей «Еж» с первыми в данном жанре произведениями Хармса. Вскоре Хармс начинает писать еще и для журнала «Чиж» (тоже детского). Хармс создал не слишком уж много детских книжек и стихотворений, но во всех них можно узнать яркий стиль этого автора, совершенно особую поэтику.

Хармс считается одним из сооснователей авангардной творческой группы ОБЭРИУ. Первое эпатажное выступление этой группы случилось в 1928 году. А спустя несколько лет деятельность ОБЭРИУ была подвергнута жесткому разгрому со стороны советской прессы.

В декабре 1931 года Хармса арестовали (как и еще несколько обэриутов), обвинили в антисоветчине и приговорили к трем годам в лагере. В последний момент реальный приговор заменили на высылку из столицы, и поэту пришлось отправиться в провинциальный Курск.

Хармс находился в Курске до ноября 1932 года, а затем возвратился в Ленинград. Тут он продолжил периодически встречаться с близкими по духу людьми и создал несколько книжек для детей.

Последняя прижизненная публикация (детское стихотворение) Хармса датируется 1937 годом. После этого его вообще перестали публиковать в Союзе. В результате Даниил и его жена Марина Малич оказались на грани выживания.

Читайте также:  Краткая биография астуриас

Стоит отметить, что любовь Марины к поэту была действительно очень сильна — она поддерживала мужа даже в нищете и в голодные дни.

В августе 1941 года Хармс снова был арестован — за распространение пораженческих настроений. Чтобы его не расстреляли, Хармс притворился сумасшедшим, и его, по решению трибунала, отправили в психбольницу. В следующем году, в разгар войны, Даниил Хармс умер от физического истощения.

Важно

В 1960 году родная сестра Хармса решила обратиться к Генпрокурору Советского Союза с просьбой о пересмотре уголовного дела брата. Эта просьба была удовлетворена: Хармса оправдали и реабилитировали. Впрочем, официально его основные произведения в Советском Союзе не издавались до самой перестройки — их распространяли только подпольно.

Источники:

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-956668-daniil-harms-biografiya-tvorcheskiy-put-

Даниил Хармс: биография, творческий путь

Искусство и развлечения 7 мая 2015

1928 год. Ленинградский Дом печати взбудоражен выступлением молодых эпатажных литераторов, называющих себя обэриутами.

Они декламировали стихи, написанные заумью, поставили абсурдистскую «Елизавету Бам», а в довершение всему явили миру монтажный фильм с многообещающим названием «Мясорубка».

Главным среди обэриутов был Даниил Хармс, биография которого стала темой этой статьи.

Ранние годы

Родился будущий поэт 30 декабря 1905 года.

Склонность к писательскому труду передалась Даниилу генетически: его отец, состоявший в переписке с Чеховым и Толстым, был известен не только революционной деятельностью, но и пробами пера, а мать по происхождению была дворянкой и заведовала приютом.

Краткая биография Даниила Хармса включает упоминание о его блестящем образовании в привилегированной немецкой школе. После революции он числился в Ленинградском электротехникуме, откуда был отчислен с формулировкой «слабая посещаемость», неактивность в общественных работах».

Истоки литературной деятельности

Когда же Хармс Даниил Иванович, биография которого стала предметом многих исследований, сменил фамилию Ювачев и окончательно уверовал в свой писательский талант? Первое использование псевдонима приходится на начало 1920-х годов.

Разгадку фамилии «Хармс» (а также ее многочисленных вариантов, среди которых – Ххармс, Хаармсъ и неизвестно откуда взявшийся Карл Иванович) пытались отыскать в многочисленных наречиях. Наиболее правдоподобными следует признать аналогии с английским и французским языками.

Если в первом harm – это «вред», то во втором похожее слово обозначает шарм, привлекательность.

Примерно тогда Хармс пишет свои первые поэтические произведения. В качестве ориентира он выбирает Хлебникова, а вернее, его близкого почитателя А. Туфанова. Впоследствии «Орден заумников» пополнится таким талантливым поэтом, как Даниил Хармс. Биография его также свидетельствует, что в 1926 году он вступил во Всероссийский союз поэтов, откуда был исключен из-за неуплаты взносов.

Видео по теме

ОБЭРИУ

На первую половину 20-х годов приходится знакомство Хармса с Введенским и Друскиным, которые являлись основателями кружка «чинарей». Впоследствии туда войдет и Даниил, решивший сплотить всех «левых» писателей под одним названием, одной группой – ОБЭРИУ.

Расшифровывается эта сложная аббревиатура как «Объединение Реального Искусства». Что интересно, в манифесте группы, опубликованном в 1928 году, школу «зауми» обэриуты объявляли наиболее враждебной к себе. Хармс отрекался от разрушения слова, обычной игры в бессмыслицу.

Цель их группы носила глобальный характер и проецировалась на окружающий мир. Обэриуты стремились очистить предмет от «литературной шелухи», сделать его восприятие более реальным. Это касается как его явно авангардистских опытов (стихотворений «Злое собрание неверных», «Я пел…

»), так и произведений, носящих юмористический характер.

Совет

Объясняет Хармс и явление абсурда в прозаических миниатюрах наподобие «Голубой тетради № 10», «Сонета», «Вываливающихся старух». По его мнению, логика искусства должна отличаться от житейской.

В пример Хармс приводит случай, когда художник, вопреки анатомическим законам, несколько вывернул лопатку главной героини, что, впрочем, не мешает нам, зрителям, любоваться красотой изображенной натуры.

Создавал Даниил и драматические произведения (например, упомянутую выше «Елизавету Бам»), которые легко вписывались в контекст опытов остальных обэриутов.

Произведения для детей

Как же далее развивалась биография Даниила Хармса? Для детей он начал писать с конца 20-х годов, сотрудничая с рядом журналов.

Там работали и другие члены ОБЭРИУ, однако, в отличие от них, Хармс ответственно отнесся к своей нынешней работе, ставшей по воле судьбы его единственным источником дохода. В журналах публиковались стихи, головоломки поэта, он выпустил ряд книг («Во-первых и во-вторых», «Игра» и т.

д.). Некоторые из них находились под запретом или не рекомендовались для массовых библиотек, другие были особо любимы в среде маленьких читателей.

Хармс в 1930-х годах

Этот период стал особо тяжелым для писателей, которые не хотели поставить свой талант на конвейер. К ним относился и Даниил Хармс. Биография (автобиография, точнее) тех времен запечатлена в печальных строчках стихотворения «На посещения писательского дома…».

Поэт с удивлением и негодованием обнаруживает, что его знакомые отвернулись от него, попавшего в немилость литератора. Первый арест Хармса состоялся в декабре 1931 года. Формально приговор касался деятельности поэта в сфере детской литературы, хотя истинная причина ареста была связана с ОБЭРИУ.

Видимо, Советская власть не смогла простить ему эпатирующих, несколько скандальных выходок, характеризующих авангардистское искусство – как понимал то Даниил Хармс. Биография поэта в 30-х годах отличается мировоззренческим кризисом и постоянными материальными лишениями.

Впрочем, справляться с ними ему помогала вторая жена – Марина Малич, которая оставалась с поэтом до конца его жизни.

Смерть

Началась война. Хармс встретил ее пораженческими настроениями и нежеланием участвовать в ней, за что его арестовали во второй раз. Дабы избежать расстрела, Хармс симулировал сумасшествие.

Его поместили в психиатрическую больницу, где он умер во время страшных событий блокады Ленинграда.

Так окончил свой жизненный путь Даниил Хармс, биография и творческое наследие которого ныне представляют значительный интерес.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/127958/

Годы жизни даниила хармса. Даниил хармс. краткая биография хармса. биография хармса. «Зажечь беду вокруг себя»

Даниил Хармс. Стихи для детей

Широко известен как детский писатель и автор сатирической прозы. С 1928 по
1941 г. он постоянно сотрудничает в детских журналах Еж, Чиж, Сверчок, Октябрята. У Хармса выходит около 20 детских книг. Стихи и проза для детей дают своеобразный выход игровой стихии Хармса, но писались они исключительно для заработка и особого значения автор им не придавал.

Отношение же к ним официальной партийной критики было однозначно отрицательным. В нашей стране долгое время Хармс
был известен, прежде всего, как детский писатель. К. Чуковский и С. Маршак высоко ценили эту ипостась его творчества, даже в какой-то степени считали Хармса предтечей детской литературы.

Обратите внимание

Переход на творчество для детей (и феноменальный успех у детской читательской аудитории) был обусловлен не только вынужденными внешними обстоятельствами, но более всего тем, что детское мышление, не связанное привычными логическими схемами, более склонно к восприятию свободных и произвольных ассоциаций.

Неологизмы Хармса напоминают исковерканные ребенком слова или сознательные аграмматизмы («скаска», «песенька», «щекалатка», «валеньки», «сабачка» и т.д.).

Биография

Учился в привилегированной немецкой школе Петришуле . В 1924 году поступил в Ленинградский пединститут, но вскоре был вынужден его оставить. В 1925 году занялся сочинительством. В ранней юности подражал туристической поэтике Хлебникова и Кручёных . Затем, во второй половине 1920-х годов , отказался от преобладания «зауми» в стихосложении.

По возвращении из ссылки Хармс продолжает общаться с единомышленниками и пишет ряд книг для детей, чтобы заработать себе средства на жизнь.

После публикации в 1937 году в детском журнале стихотворения «Из дома вышел человек с дубинкой и мешком», который «с той поры исчез», некоторое время Хармса не печатают, что ставит его с женой на грань голодной смерти .

Одновременно пишет множество коротких историй , театральных сценок и стихов для взрослых, которые при жизни не публиковались. В этот период создаются цикл миниатюр «Случаи», повесть «Старуха».

Адреса в Петрограде – Ленинграде

  • 1922-1924 – квартира Н. И. Колюбакиной – Детское Село (ныне город Пушкин), улица Революции (ныне Малая), 27;
  • 12.1925 – 23.08.1941 года – дом Трофимова – Надеждинская улица (с 1936 улица Маяковского), 11, кв. 8.

Примечания

Ссылки

  • www.daharms.ru, Даниил Хармс – полное собрание сочинений. Биография, документы, статьи, фото, анекдоты
  • kharms.ru – Даниил Иванович Хармс. Биография, произведения, повесть «Старуха», соратники.
  • Даниил Хармс в Антологии русской поэзии
  • Даниил Хармс на Стихии
  • Кто Вы, Даниил Хармс? Рецензия на книгу А.Кобринского «Даниил Хармс».

Декламации

  • «Случаи» Даниила Хармса исполняют Сергей Юрский и Зиновий Гердт

Экранизации

  • «Случай Хармса» Слободана Пешича (1987);
  • «Клоунада» Дмитрия Фролова (1989) – трагикомедия абсурда, снятая по мотивам произведений Даниила Хармса;
  • «Стару-ха-рмса» Вадима Гемса (1991) – экранизация повести Д. Хармса «Старуха»;
  • «Концерт для крысы» Олега Ковалова (1996)
  • «Падение в небеса» Натальи Митрошиной (2007)
  • «Плюх и Плих» студии «Экран» Натан Лернер (1984), по мотивам книги Вальтера Буша в Переводе Даниила Хармса
Читайте также:  Краткая биография синявский

Литература

  • 100-летие Даниила Хармса: Материалы конференции. СПб., 2005.
  • Глоцер В. Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс. М.: ИМА-Пресс, 2001.
  • Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995.
  • Кобринский А. А. О Хармсе и не только. СПб., 2007.
  • Кобринский А. А. Даниил Хармс. М.: Молодая гвардия, 2008. – («Жизнь замечательных людей»). 2 изд. – 2009.
  • Хармсиздат представляет: Сб. материалов. СПб., 1995.
  • Токарев Д. Курс на худшее: абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М.: Новое литературное объединение, 2002.- 336 с.

Музыка

  • Стихотворение «Очень-очень вкусный пирог» в музыкальной интерпретации содружества «Иной Креатив».

Wikimedia Foundation
. 2010
.

Смотреть что такое “Хармс” в других словарях:

    Даниил (настоящее имя Ювачёв Даниил Иванович; 1905, Петербург – 1942, Ленинград), русский писатель. Д. Хармс Сын литератора И. П. Ювачёва. В 1922 г. или немногим ранее начал поэтическую деятельность. Вместе с Л. С. Липавским, Я. С. Друскиным, А … Литературная энциклопедия

    См.:ОБЭРИУТы Лексикон нонклассики. Художественно эстетическая культура XX века.. В.В.Бычков. 2003 … Энциклопедия культурологии

    – (настоящая фамилия Ювачёв) Даниил Иванович (1905 42), русский писатель. Участник литературной группы Объединение реального искусства (ОБЭРИУ, 1927 1930). В поэзии, пьесах (Комедия города Петербурга, 1927, опубликована посмертно; Елизавета Вам … Русская история

    Хармс Д. И.
    – ХАРМС (наст. фам. Ювачёв) Даниил Иванович (1905–42), рус. писатель. Участник лит. группы Объединение реального иск ва (ОБЭРИУ, 1927–30). В поэзии, пьесах (Комедия города Петербурга, 1927, опубл. посм.; Елизавета Бам, пост. 1928), пов … Биографический словарь
    Даниил Хармс Имя при рождении: Даниил Иванович Ювачёв Дата рождения: 17 (30) декабря 1905 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 2 февраля 1942 Место смерти: Ленинград … Википедия

С самого начала творческого пути Даниила Хармса, ярчайшего представителя русского авангарда, мастера эпатажа, привлекала драматическая форма. Не случайно именно пьеса “Елизавета Бам”, впервые поставленная в Ленинграде в январе 1928 года, сделала начинающего писателя знаменитым. Помимо нескольких крупных драматических произведений, Хармс написал также множество небольших сцен в стихах и прозе, которые и представлены в настоящем издании.

Книгу “Ванна Архимеда” составили избранные произведения участников известной в 20-30-е годы литературной группы ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) Д. Хармса, А Введенского, Н. Заболоцкого, К. Вагинова, Н. Олейникова, И. Бахтерева.
Идея подобного коллективного сборника (с тем же названием) родилась у обэриутов еще в 1929 году, а свет он увидел только шестьдесят лет спустя.

ВО-ПЕРВЫХ, запел я песенку и пошел.
ВО-ВТОРЫХ, подходит ко мне Петька и говорит: “Я с тобой пойду”. И мы оба пошли, напевая песенки.

Даниил Хармс – Дневниковые записи

Источник: https://maratakm.ru/the-care-of-the-baby/gody-zhizni-daniila-harmsa-daniil-harms-kratkaya-biografiya-harmsa.html

Даниил Хармс – биография, информация, личная жизнь

Даниил Иванович Хармс (настоящая фамилия Ювачёв). Родился 30 декабря 1905 года в Санкт-Петербурге – умер 2 февраля 1942 года в Ленинграде. Русский писатель и поэт. Участник объединения ОБЭРИУ.

Даниил Ювачёв родился 17 (30) декабря 1905 года в Санкт-Петербурге в семье Ивана Павловича Ювачёва (1860-1940) и Надежды Ивановны Ювачёвой (Колюбакиной) (1876-1928). И. П. Ювачёв был революционером-народовольцем, сосланным на Сахалин и ставшим духовным писателем. Отец Хармса был знаком с А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, М. А. Волошиным и Н. А. Морозовым.

В 1915-1918 (по другим данным, в 1917-1918) годах Даниил Ювачёв обучался в средней школе (die Realschule), входившей в состав Главного немецкого училища Святого Петра (Петришуле), в 1922-1924 годах – во 2-й Детскосельской единой трудовой школе, с 1924 года – в Первом ленинградском электротехникуме (сегодня – Санкт-Петербургский энергетический техникум) (отчислен в феврале 1926 года).

Примерно в 1921-1922 году Даниил Ювачёв выбирает себе псевдоним «Хармс». Исследователи выдвинули несколько версий его происхождения, находя истоки в английском, немецком, французском языках, иврите, санскрите.

Важно

Нужно отметить, что в рукописях писателя встречается около сорока псевдонимов (Ххармс, Хаармсъ, Дандан, Чармс, Карл Иванович Шустерлинг и другие). При подаче заявления для вступления во Всероссийский Союз Поэтов 9 октября 1925 года Хармс так отвечает на вопросы анкеты: 1.

Фамилия, имя, отчество Даниил Иванович Ювачёв-Хармс; 2. Литературный псевдоним Нет, пишу Хармс.

В 1924-1926 годах Хармс начинает участвовать в литературной жизни Ленинграда: выступает с чтением своих и чужих стихов в различных залах, вступает в «Орден заумников DSO», организованный Александром Туфановым.

В марте 1926 года становится членом Ленинградского отделения Всероссийского союза поэтов (исключён за неуплату членских взносов в марте 1929 года).

Для этого периода характерно обращение Хармса к «заумному» творчеству, которое произошло под влиянием работ Велимира Хлебникова, Алексея Кручёных, Александра Туфанова, Казимира Малевича.

В 1925 году Хармс познакомился с участниками поэтическо-философского кружка «чинарей», куда входили Александр Введенский, Леонид Липавский, Яков Друскин и другие. С 1926 года Хармс активно пытается объединить силы «левых» писателей и художников Ленинграда.

В 1926-1927 годы он организует несколько литературных объединений («Левый фланг», «Академия левых классиков»). Осенью 1927 года группа писателей во главе с Хармсом получает окончательное название – ОБЭРИУ («Объединение реального искусства»).

В ОБЭРИУ вошли Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев, Борис (Дойвбер) Левин, Климентий Минц и другие. Самой яркой страницей существования ОБЭРИУ стал вечер «Три левых часа», состоявшийся 24 января 1928 года.

Совет

На этом театрализованном представлении обэриуты читали свои произведения, была поставлена пьеса Хармса «Елизавета Бам».

В конце 1927 года Самуил Маршак, Николай Олейников и Борис Житков привлекают членов ОБЭРИУ к работе в детской литературе.

С конца 1920-х по конец 1930-х годов Хармс активно сотрудничал с детскими журналами «Ёж», «Чиж», «Сверчок», «Октябрята», где публиковались его стихи, рассказы, подписи к рисункам, шуточные рекламы и головоломки.

В отличие, например, от Александра Введенского, Хармс очень ответственно подходил к работе в детской литературе, которая была для него постоянным и почти единственным источником дохода.

В период с 1928 по 1931 годы вышло 9 иллюстрированных книжек стихов и рассказов для детей – «Озорная пробка» (запрещена цензурой в период с 1951 по 1961 годы), «О том, как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил», «Театр», «Во-первых и во-вторых», «Иван Иваныч Самовар», «О том, как старушка чернила покупала» (отнесена к числу книг, «не рекомендуемых для массовых библиотек»), «Игра», «О том, как папа застрелил мне хорька», «Миллион». В 1937 году вышла книга Вильгельма Буша «Плих и Плюх» в переводе Хармса. В 1940 году вышла книга Хармса «Лиса и заяц», а в 1944 году отдельным изданием, но анонимно, было выпущено стихотворение «Удивительная кошка». Также при жизни писателя выходили отдельные издания написанного совместно с С. Маршаком стихотворения «Весёлые чижи» и книги «Рассказы в картинках», текст которой написан Хармсом, Ниной Гернет и Натальей Дилакторской.

В декабре 1931 года Хармс, Введенский, Бахтерев были арестованы по обвинению в участии в «антисоветской группе писателей», причём поводом для ареста стала их работа в детской литературе, а не шумные эпатирующие выступления обэриутов.

Хармс был приговорен коллегией ОГПУ к трём годам исправительных лагерей 21 марта 1932 года (в тексте приговора употреблён термин «концлагерь»).

В итоге 23 мая 1932 года приговор был заменён высылкой («минус 12»), и поэт отправился в Курск, где уже находился высланный Александр Введенский.

После возвращения из ссылки в жизни Хармса наступает новый период: публичные выступления ОБЭРИУ прекращаются, снижается количество выходящих детских книг писателя, его материальное положение становится очень тяжёлым. В творчестве Хармса намечается переход от поэзии к прозе. Ж.-Ф.

Жаккар выделил в творчестве писателя два крупных периода, разделенных глубоким мировоззренческим кризисом 1932-1933 годов: первый период (1925 – начало 1930-х годов) – метафизическо-поэтический, связанный с утопическим проектом творения мира с помощью поэтического слова, второй (1933-1941 годы) – прозаический, выражающий несостоятельность метафизического проекта, распад образа мира и самого литературного языка.

Обратите внимание

Осознавая, что ему не удастся издать ничего, кроме произведений для детей, Хармс тем не менее не прекращает писать. В 1930-е годы он создаёт свои главные произведения – цикл рассказов «Случаи», повесть «Старуха», а также огромное количество небольших рассказов, стихотворений, сценок в прозе и стихах.

Летом 1934 года Хармс женился на Марине Малич. Он продолжает общаться с Александром Введенским, Леонидом Липавским, Яковом Друскиным, вместе с которыми составляет дружеский круг «чинарей».

Они встречались несколько раз в месяц, чтобы обсудить недавно написанные произведения, различные философские вопросы. Составить представление об этих встречах можно по «Разговорам» Леонида Липавского, которые представляют собой запись бесед Д. Хармса, А.

Введенского, Н. Олейникова, Я. Друскина, Т. Мейер, Л. Липавского середины 1930-х годов.

В 1937 году созданное Маршаком детское издательство в Ленинграде было разгромлено, лучшие его сотрудники репрессированы – Александр Введенский, Николай Олейников, Николай Заболоцкий, Тамара Габбе, позже Хармс, многие уволены.

23 августа 1941 года арестован за распространение в своём окружении «клеветнических и пораженческих настроений» по доносу Антонины Оранжиреевой, знакомой Анны Ахматовой и многолетнего агента НКВД.

В постановлении на арест приводятся якобы слова Хармса, которые, по мнению А. Кобринского, были переписаны из текста доноса: “Советский Союз проиграл войну в первый же день, Ленинград теперь либо будет осаждён или умрёт голодной смертью, либо разбомбят, не оставив камня на камне…

Если же мне дадут мобилизационный листок, я дам в морду командиру, пусть меня расстреляют; но форму я не одену [sic] и в советских войсках служить не буду, не желаю быть таким дерьмом.

Если меня заставят стрелять из пулемёта с чердаков во время уличных боев с немцами, то я буду стрелять не в немцев, а в них из этого же пулемёта”.

Важно

О пораженческих настроениях Хармса свидетельствуют также его слова, приведённые в блокадном дневнике художника и поэта П. Я. Зальцмана: “В один из первых дней я случайно встретился у Глебовой с Хармсом. Он был в бриджах, с толстой палкой. Они сидели вместе с женой, жена его была молодая и недурна собой.

Ещё не было тревог, но, хорошо зная о судьбе Амстердама, мы представляли себе все, что было бы возможно. Он говорил, что ожидал и знал о дне начала войны и что условился с женой о том, что по известному его телеграфному слову она должна выехать в Москву. Что-то изменило их планы, и он, не желая расставаться с ней, приехал в Ленинград.

Уходя, он определил свои ожидания: это было то, что преследовало всех: «Мы будем уползать без ног, держась за горящие стены». Кто-то из нас, может быть, жена его, а может, и я, смеясь, заметил, что достаточно лишиться ног для того, чтоб было плохо ползти, хватаясь и за целые стены. Или сгореть с неотрезанными ногами.

Когда мы пожимали друг другу руки, он сказал: «Может быть, даст Бог, мы и увидимся». Я внимательно слушал все эти подтверждения общих мыслей и моих тоже”.

Чтобы избежать расстрела, писатель симулировал сумасшествие; военный трибунал определил «по тяжести совершённого преступления» содержать Хармса в психиатрической больнице. Даниил Хармс умер 2 февраля 1942 года во время блокады Ленинграда, в наиболее тяжёлый по количеству голодных смертей месяц, в отделении психиатрии больницы тюрьмы «Кресты» (Санкт-Петербург, Арсенальная улица, дом 9).

25 июля 1960 года по ходатайству сестры Хармса Е. И. Грициной Генеральная прокуратура признала его невиновным и он был реабилитирован.

Личная жизнь Даниила Хармса:

5 марта 1928 года Хармс женился на Эстер Александровне Русаковой (урождённой Иоселевич; 1909-1943), родившейся в Марселе в семье эмигранта из Таганрога А. И. Иоселевича. Ей посвящены многие произведения писателя, написанные с 1925 по 1932 год, а также многочисленные дневниковые записи, свидетельствовавшие об их непростых отношениях. В 1932 году они развелись.

Эстер Русакова была арестована вместе с семьёй в 1936 году по обвинению в троцкистских симпатиях и осуждена на 5 лет лагерей на Колыме, где погибла в 1938 году (по официальным сведениям умерла в 1943 году).

Совет

Её брат, осуждённый одновременно с ней, – композитор Поль Марсель (Павел Русаков-Иоселевич; 1908-1973), автор эстрадного шлягера «Дружба» (Когда простым и нежным взором…, 1934) на слова Андрея Шмульяна, входившего в репертуар Вадима Козина и Клавдии Шульженко.

Её сестра Блюма Иоселевич (Любовь Русакова) стала женой революционера Виктора Кибальчича.

16 июля 1934 года Хармс женился на Марине Владимировне Малич (1909 или 1912-2002), с которой жил до своего ареста в 1941 году. Второй жене писатель также посвятил ряд произведений.

После гибели Хармса Марина Малич эвакуировалась из Ленинграда на Кавказ, где попала под немецкую оккупацию и вывезена в Германию как остарбайтер; после окончания Второй Мировой Войны жила в Германии, Франции, Венесуэле, США. В середине 1990-х годов литературовед В.

Глоцер разыскал М. Малич и записал её воспоминания, которые вышли в виде книги.

Экранизации произведений Даниила Хармса:

1972 – «Веселая карусель» выпуск № 4 «Весёлый старичок» – советский короткометражный рисованный мультфильм, созданный режиссёром Анатолием Петровым. Третий из трёх сюжетов мультипликационного альманаха.

1984 – «Плюх и Плих», кукольный мультфильм по мотивам книги Вильгельма Буша «Плих и Плюх» в переводе Хармса, режиссёр Натан Лернер
1985 – «Переменка №4», мультипликационный сборник: сюжет «Врун», режиссёр Алексей Туркус
1987 – «Случай Хармса», сюрреалистическая кинопритча, режиссёр Слободан Пешич
1987 – «Самовар Иван Иваныч», мультфильм по мотивам стихотворений Хармса для детей
1989 – «Клоунада», трагикомедия абсурда по мотивам произведений Хармса, режиссёр Дмитрий Фролов
1989 – «Путешествие», мультфильм по мотивам рассказа для детей «Во-первых и во-вторых»
1990 – «Случай», мультфильм по мотивам трёх миниатюр Д.Хармса на темы городской жизни 30-х годов, студия «Союзмультфильм»
1990 – «Тюк!», мультфильм творческого объединения «Экран» по мотивам рассказов М.Зощенко и Д.Хармса
1990 – «Веселая карусель» выпуск № 21 «Однажды» – . Второй из двух сюжетов мультипликационного альманаха.
1991 – «Стару-ха-рмса», экранизация повести «Старуха», режиссёр Вадим Гемс
1991 – «Сказка», экранизация одноимённого произведения, студия «Союзмультфильм»
1995 – «Концерт для крысы», фильм в жанре политического абсурда по мотивам произведений Хармса, режиссёр Олег Ковалов
1996 – «Charms Zwischenfälle» (Хармс Случаи), фильм австрийского режиссёра Михаэля Крайзля по мотивам повести «Старуха», рассказов и биографии Хармса.
1999 – «Упадание», любительский фильм в жанре абсурдистского детектива по мотивам повести «Старуха», режиссёр Николай Ковалёв
1999 – «Pád» (The Fall), короткий чешско-канадский мультфильм, получивший несколько международных наград, режиссёр Аурел Климт
2007 – «Дворник на Луне», мультипликационный фильм по мотивам стихотворения Хармса «Постоянство веселья и грязи»
2009 – «Пьеса для мужчины», моноспектакль по произведениям Хармса, режиссёр Владимир Мирзоев
2010 – «Хармониум», мультфильм по произведениям Хармса
2010 – «Помеха», короткометражный фильм по мотивам одноимённого рассказа, режиссёр Максим Буйницкий

2011 – «Малгил», (1, 2 ), короткометражный фильм Ярослава Иванова и Дмитрия Фетисова по мотивам произведений Хармса.

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Harms_Daniil.php

Биография Даниила Хармса: краткое содержание, пересказ для детей

Знакомьтесь Чармс! Шардам! Хармс! Поэт, писатель и довольно неординарная личность ХХ столетия. 

Даниил Ювачев (Хармс) коренной петербуржец, родился 30 декабря 1905 года. В детстве от получил неплохое домашнее образование. В шесть лет он уже умел читать и писать, обучался иностранным языкам.

С 1915 года по 1918 год он был учащимся реального училища (филиал Главного немецкого училища святого Петра в Петрограде). Именно тогда попробовал писать самостоятельно.

Обратите внимание

Из письма написанного в 1916 году Натальей Колюбакиной: «Данила сидит рядом со мной и пишет какую-то сказку для Наташи — произведение собственной фантазии». 

В 1920-го Даниил работает «подручным монтера» в барачной больнице им. С.П. Боткина. 16 августа 1924 года Даниил подал заявление в приемную комиссию Первого Ленинградского электротехникума.

Отец Хармса был вынужден написать ходатайство, в котором просил рабочий комитет поддержать его сына.

 
Примерно в эти же годы Даниил Ювачев берет себе псевдоним «Хармс», который постепенно настолько «прирос» к нему, что превратился в часть фамилии. Позже в его паспорте так и значилось «Ювачев-Хармс». 

Он начинает выступает в различных залах Ленинграда читая своих стихи. Его принимают в «Орден заумников DSO», где он знакомится со своим будущим другом Александром Введенским. В 1925 году Хармс представил две тетради своих стихотворений в приемную комиссию Ленинградского отделения Всероссийского союза поэтов и был принят.

В 1927 годуОлейников и Житков организовали «Ассоциацию писателей детской литературы», куда пригласили Хармса. Он начинает активно работать в издательствах детской литературы, пишет стихи и миниатюры для детей искренни надеясь на издание своих «взрослых» творений. Помимо этого он занимается переводом сказок братьев Гримм.

 

В 1931 году Хармс был впервые арестован по обвинению в “антисоветчине”. Из обвинительного заключения: «Ювачева(Хармс) Даниила Ивановича заключить в концлагерь сроком на ТРИ года, считая срок с 10/ХИ-31 г». Позже было решено его досрочно освободить, лишив права проживания в 12 п.

Уральской области на оставшийся срок. В октябре 1932 года он возвращается в Ленинград, благодаря стараниям своего отца. После ссылки Даниил Хармс в работе и творческой жизни переживает некий кризис. Доходы маленькие и непостоянные. Он продолжает писать, но больше прозу.

Что бы избежать призыва в армию, связанного с мобилизацией, 29 сентября 1939 года Хармс ложится в нервно-психиатрический диспансер, где  ему был поставлен спасительный диагноз «шизофрения».

Важно

23 августа 1941 года он повторно арестован, но в последствии переведен в отделение психиатрии тюремной больницы при «Крестах» . Умер 2 февраля 1942 года. 

За годы жизни им были написаны такие произведения как: рассказы «Утро», «История Сдыгр Аппр», «Как известно, уБезыменского очень тупое рыло…», «Судьба жены профессора», «Случай с Петраковым», «Реабилитация», детские книги «Иван Иваныч Самовар», «Миллион», пьеса «Цирк Шардам» и еще много рассказов и стихов.

Источник: https://sochinenienatemu.com/biografii/biografiya-harmsa/

Ссылка на основную публикацию