Поэзия С. Клычкова. Сергей Антонович Клычков (прозвище Лешенков) – презентация
1 Поэзия С. Клычкова
2 Сергей Антонович Клычков (прозвище Лешенков)
3 Родился 1июля 1889 году в деревне Дубровки Тверской губернии. Сын сапожника, учился в школе города Талдома, затем в училище в Москве, где участвовал в декабрьском восстании 1905 года
4 Благодаря поддержке М.И. Чайковского, брата композитора, посетил Италию, где познакомился с Горьким. С осени 1908 учился в Московском университете, исключён в 1913 году.
5 С начала Первой мировой войны был призван в армию. В 1919 году с молодой женой уехал в Крым, где чудом избежал расстрела, сначала махновцами, затем белогвардейцами
6 В 1921 году вернулся в Москву, работал в журнале. В 30-е годы активно занимался переводами.
7 В 1911 вышел первый сборник стихов Клычкова «Песни», в 1913 году – второй сборник «Потаённый сад». В 1918 году- сборник «Дубравна», в 1919 – «Кольцо Лады», в 1923 – «Гость чудесный».
8 В 1937 году по ложному доносу Сергей Клычков был арестован и расстрелян. И только в 1956 году поэт был реабилитирован.
9 Поэзия Клычкова отличается простотой поэтической формы, сюжета. Высший идеал красоты для него – природа. Он черпает радость только в общении с природой, она для него друг и утешение. Клычков далёк от политики.
10 За туманной пеленою, На реке у края, Он пасёт себе ночное, На рожке играя. Он сидит нога на ногу Да молсёт осоку… Звёзд на небе много-много, Высоко-высоко. Ай-люли! Ай-люли! Весь в серебряной пыли, Месяц пал на ковыли! Ай-люли! Да ай-люли!
11 Задремал в осоке леший- Старичок преклонный… А в бору пылают клёны От столетней плеши. А в тумане над лугами Сбилось стадо в кучу И бычок бодает тучу Красными рогами.
12 Как создаётся настроение этого стихотворения? Отметим музыкальность, простоту и наивность образов(бычок, леший), народную лексику.
13 Стихотворение «Лада в поле» Повязалась Лада Шелковым платком, Ходит Лада в поле С липовым лотком. Ходит Лада – сеет, Вкруг неё синеет. Взборонена борозда, Что ни зёрнышко – звезда!
14 Ходит Лада в поле С липовым лотком, По росе ступает Мягким лопотком. Ходит Лада – сеет, Вкруг неё синеет. Из-под белого платка Выплывают облака.
Источник: http://www.myshared.ru/slide/432665/
Клычков Сергей Антонович
Рейтинг: / 0
Подробности Просмотров: 779
Клычков Сергей Антонович(30.06/12.07.1889-8.10.1937), русский писатель и поэт. Из крестьян.
Вера в крестьянскую духовность и нравственность, тревога за их судьбу в сборниках стихотворений — “Песни” (1911), “Потаенный сад” (1913), “Домашние песни” (1923), “В гостях у журавлей” (1930).
Был убежден в необоримости русской души, несмотря ни на что продолжавшей жить в русских правдоискателях, мечтателях и чудаках, — “Сахарный немец” (1925), “Чертухинский балакирь” (1926). Убит еврейскими большевиками за свои крестьянские, патриотические убеждения.
Клычков (настоящая фамилия – Лешенков) Сергей Антонович (1889 – 1940), поэт, прозаик.
Родился 1 июля (13 н.с.) в деревне Дубровке Тверской губернии в семье сапожника. Учился в сельской школе, тогда уже пописывал стишки. Позднее прошел курс обучения в Москве в училище И.И.Фидлера. В 1906 – 08 начинает публиковать свои стихи (Мужик поднялся, Вихрь, Гимн свободе были опубликованы в альманахе На распутье в 1906.
В 1908 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, учился вместе с С.Соловьевым, оказавшим определенное влияние на Клычкова. В этом же году был в Италии, где познакомился с М.Горьким и А. Луначарским.
В 1911 в Москве вышел первый сборник стихотворений Клычкова Песни имевший большой успех у читателей, критиков, а главное, у мастеров поэтического цеха. О поэзии Клычкова писали Н.Гумилев, В.Брюсов, М.Волошин. В одном из его писем этого времени есть такие слова: Я знаю теперь, что у меня талант…
Только в этом для меня соль и значение моей беспутной жизни!
В 1913 выходит второй сборник Потаенный сад, встреченный так же восторженно, как и первый. Тогда же он познакомился с С.Есениным, дружба с которым продолжалась многие годы. Впоследствии они были соавторами нескольких произведений – Кантаты, киносценария Зовущие зори и т.д.
Первая мировая война меняет жизнь Клычкова. Он призван в армию, служит на Балтике, затем в школе прапорщиков в Финляндии. В гражданскую войну поэт дважды приговаривался к расстрелу: один раз махновцами, другой раз белыми. Случайно Клычков остался жив.
Революцию встретил с восторгом (Как не петь и не молиться…).
В 1918 выходит поэтический сборник Дубравна, в 1919 – Кольцо Лады, в 1923 – Гость чудесный. Все эти и последующие сборники стихов говорят о плодотворности избранного им фольклорно-романтического направления.
В 1920-е годы обращается к прозе – романы Сахарный немец (1925); Чертухинский балакирь (1926); Последний Лель (1927); Серый барин(1927); Князь мира (1928); последний свой роман он написал в соавторстве с В.Поповым – Зажиток был напечатан в 1934.
После гибели С.
Есенина активизировалась кампания нападок на крестьянских поэтов, она не миновала и Клычкова. Своей статьей в защиту поэзии крестьянкой купницы (О зайце, зажигающем спички) он навлек на себя особое негодование борцов с кулацкой литературой. В 1930 вышла его последняя книжка стихов В гостях у журавлей, злобно встреченная критикой.
Клычков вынужден был заняться переводами. В 30-е годы выходят его переложения эпических произведений народов СССР. В сборник избранных переводов Клычкова Сараспан вошли марийские народные песни, произведения Г.Леонидзе, В.Пшавелы, А.Церетели и др.
В июле 1937 Клычков был арестован и вскоре (в октябре того же года) расстрелян. Посмертно реабилитирован.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Источник: http://palkins.ru/features/pisateli/biografii/762-klychkov-sergej-antonovich
Сергей Клычков – биография
Сергей Антонович Клычков (деревенское прозвище семьи Лешенков; 1 (13) июля 1889 — 8 октября 1937) — русский поэт, прозаик и переводчик.
Родился в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника, старообрядец. Участвовал в революции 1905 года, в 1906 написал ряд стихов на революционные темы. Ранние стихи Клычкова были одобрены С. А. Городецким. В 1908 с помощью М. И. Чайковского выехал в Италию, где познакомился с Максимом Горьким.
Поэт учился на историко-филологическом факультете Московского университета (а после — на юридическом; исключён в 1913), затем, во время Первой мировой войны, отправился на фронт; войну окончил в звании прапорщика. В 1919—1921 жил в Крыму, где едва не был расстрелян (махновцами, затем белогвардейцами).
В 1921 переехал в Москву, где сотрудничал в основном в журнале «Красная новь».
Стихи ранних поэтических сборников Клычкова («Песни:Печаль-Радость. Лада. Бова», 1911; «Потаённый сад», 1913) во многом созвучны со стихами поэтов «новокрестьянского» неаправления — Есенина, Клюева, Ганина, Орешина и др. Некоторые их стихов Клычкова были размещены в «Антологии» издательства «Мусагет».
Ранние клычковские темы были углублены и развиты в последущих сборниках «Дубравна» (1918), «Домашние песни» (1923), «Гость чудесный» (1923), «В гостях у журавлей» (1930), в стихах которых отразились впечатления Первой мировой войны, разрушение деревни; одним из основных образов становится образ одинокого, бездомного странника.
В поэзии Клычкова появились ноты отчаяния, безысходности, вызванные гибелью под натиском «машинной» цивилизации сошедшей с пути Природы старой Руси.
Клычков — один из трёх авторов кантаты, посвящённной «павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918).
Клычковым написаны три романа — сатирический «Сахарный немец» (1925; в 1932 вышел под названием «Последний Лель»), сказочно-мифологический «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мера» (1928).
Выступал Клычков и с критическими статьями («Лысая гора», 1923; «Утверждение простоты», 1929), переводами (в 1930-х; переводил эпосы народов СССР, народные песни и сказания; переводил произведения многих грузинских поэтов — Г. Леонидзе, Важа Пшавела и др., перевёл знаменитую поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»).
Поэт был близко знаком с С. А. Есениным, С. Т. Конёнковым.
В 1937 Сергей Клычков был арестован по ложному обвинению; 8 октября 1937 приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян. В 1956 реабилитирован; в справке о реабилитации указана ложная дата смерти — 21 января 1940 года, перешедшая в некоторые издания.
В настоящее время на родине поэта, в селе Дубровки Талдомского района Московской области, действует мемориальный музей Клычкова.
Основные произведения:
Стихотворения: «Я все пою – ведь я певец» 1910-1911гг. «Лен» 1913г. «Золотятся ковровые нивы» 1914г.
Поэмы: «Бова» 1910, 1918г. «Садко» 1911-1914гг.
«Мадур Ваза Победитель»
Источник: https://kraidruzei.ru/biografii/klychkov-s-a/sergei-klychkov-biografija.html
Клычков Сергей Антонович — Биография
Серге́й Анто́нович Клычко́в (деревенское прозвище семьи, использовавшееся иногда как псевдоним, — Лешенков; 5 (17) июля 1889, Дубровки, Тверская губерния — 8 октября 1937) — русский и советский поэт, прозаик и переводчик.
Родился в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника-старообрядца. Участвовал в революции 1905 года, в 1906 году написал ряд стихов на революционные темы. Ранние стихи Клычкова были одобрены С. М. Городецким. В 1908 году с помощью М. И. Чайковского выехал в Италию, где познакомился с Максимом Горьким.
Поэт учился на историко-филологическом факультете Московского университета (а после — на юридическом; исключён в 1913 году), затем, во время Первой мировой войны, отправился на фронт; войну окончил в звании прапорщика. В 1919—1921 годах жил в Крыму, где едва не был расстрелян (махновцами, затем белогвардейцами).
В 1921 году переехал в Москву, где сотрудничал в основном в журнале «Красная новь».
Стихи ранних поэтических сборников Клычкова («Песни: Печаль-Радость. Лада. Бова», 1911; «Потаённый сад», 1913) во многом созвучны со стихами поэтов «новокрестьянского» направления — Есенина, Клюева, Ганина, Орешина и др. Некоторые из стихов Клычкова были размещены в «Антологии» издательства «Мусагет».
Ранние клычковские темы были углублены и развиты в последующих сборниках «Дубравна» (1918), «Домашние песни» (1923), «Гость чудесный» (1923), «В гостях у журавлей» (1930), в стихах которых отразились впечатления Первой мировой войны, разрушение деревни; одним из основных образов становится образ одинокого, бездомного странника.
В поэзии Клычкова появились ноты отчаяния, безысходности, вызванные гибелью под натиском «машинной» цивилизации сошедшей с пути Природы старой Руси.
Клычков — один из трёх авторов кантаты, посвящённой «павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918).
Клычковым написаны три романа — сатирический «Сахарный немец» (1925; в 1932 году вышел под названием «Последний Лель»), сказочно-мифологический «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1928).
Лирика Клычкова связана с народным творчеством, он ищет утешения в природе. Поначалу его стихи были повествовательны, позднее они отличались определёнными раздумьями пантеистического, пессимистического характера, но всегда были далеки от всякой революционности.
В прозе Клычкова проступает его исконная связь с традиционным миром крестьянства и крестьянской демонологии, равно как и влияние Н. Гоголя, Н. Лескова и А. Ремизова.
Романы Клычкова не богаты действием, они составлены из отдельных сцен, ассоциативных, наполненных образами из мира реальности и мира сна и духов; рассказ ведётся от лица крестьянина — любителя поговорить на разные темы, ритм этой прозы часто очень хорош.
Город, машины, железо и фабричные трубы как символы пролетарской революции, превращаются для Клычкова с его привязанностью к метафизическому миру деревни и леса в орудия сатаны.
— Вольфганг Казак
Выступал Клычков и с критическими статьями («Лысая гора», 1923; «Утверждение простоты», 1929), переводами (в 1930-х; переводил эпосы народов СССР, народные песни и сказания; переводил произведения многих грузинских поэтов — Г. Леонидзе, Важа Пшавела и др., перевёл знаменитую поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»).
Поэт был близко знаком с С. А. Есениным, С. Т. Конёнковым.
В 1937 году Сергей Клычков был арестован по ложному обвинению, 8 октября 1937 года приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян. В 1956 году реабилитирован. В справке о реабилитации указана ложная дата смерти — 21 января 1940 года, перешедшая в некоторые издания.
Его прах – в братской могиле на Донском кладбище в Москве.
Источник: http://pomnipro.ru/memorypage20649/biography
Сергей Клычков – Краткая хроника жизни и творчества Сергея Клычкова
Клычков Сергей
Краткая хроника жизни и творчества Сергея Клычкова
КРАТКАЯ ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СЕРГЕЯ КЛЫЧКОВА
1889
1 (13) июля в староверской семье родился Сергей Антонович Клычков (деревенское прозвище – Лешенков):
Родился я в 1889 году в июне месяце в деревне Дубровки, Тверской губернии, Калязинс-кого уезда – ныне Московской губернии, Ленинского уезда. Детство мое протекло с глазу на глаз с бабкой Авдотьей.
Лес у нас в ту пору стоял почти у окон заповедный, мимо крыльца лоси ходили в метели, в лесу водилась разная диковина, и вообще было все, если теперь вспомнить, как выдуманное… Мать с отцом промышляли в городе (земля у нас не кормит, тверская скудная земля*) – сначала у хозяев, потом и своим кустом.
Таким образом, семья наша не чисто крестьянская, а полупромышленного, кустарного типа, как и вся округа знаменитого б.
Талдома, ныне города Ленинска (полторы версты от Дубровок), очень упорная, на редкость трудолюбивая, предприимчивая, чем и объясняется сравнительный достаток, к которому пробился отец сквозь вопиющую бедность: дедушка оставил после себя худую избу на выгоне, я хорошо еще помню ее – в ней всегда дождик шел гораздо дольше, чем на улице!
(С. Клычков, “Автобиография”, в кн. Серый барин, Харьков,1926).
* Из стихотворения А. Ахматовой “Ты знаешь, я томлюсь в неволе…” (1913).
Я родился на постели
Колких игол, мхов,
Я качался в колыбели
Смоляных сучков (…)
Хмурый, дикий, в дымной хате
Я с шишигой рос.
Шел я в чаще, как в палате,
А вокруг толпились рати
Сосен-старцев величавых, и седых, как лунь, берез.
(“Лесовик”, Белый камень, альманах первый, М., 1907)
Была над рекой долина,
В дремучем лесу у села,
Под вечер, сбирая малину,
На ней меня мать родила…
(Дубравна, М., 1918, стр. 11. См. наст. изд. стр. 184, 244).
1898
Родился брат Клычкова, Алексей Антонович (Сечинский).
1900
После земской школы в Талдоме, Клычков поступил в московское реальное училище И. И. Фидлера (в Лобковском пер.) и по милости его директора был освобожден от платы за обучение.
1903
Родилась сестра Клычкова, Вера Антоновна (Пелагушка в Сахарном немце).
1904
Погибла под поездом бабушка Клычкова – “лесная бабка Авдотья”.
Познакомился в Москве с Евгенией Александровной Лобовой, которая в 1908 вышла замуж за купца Кузмина: “От несчастной любви вздумал я было наложить на себя руки” (“Автобиография”).
Но война прибрала Кузмина в 1915 г., и Клычков повенчался с Е. А. в 1918 г. Эта первая любовь Клычкова отражена в Сахарном немце (история Клаши и Зайчика).
1905
Декабрь. Клычков участвовал в восстании:
“В моей студии постоянно собиралась революционно настроенная молодежь (…
) Володя и Митя Волнухины [эсеры] – сыновья Сергея Михайловича Волнухина, паровозный машинист Дмитрий Добролюбов [анархист], телеграфист Ваня Овсянников и его брат Александр – студент Инженер-ного училища, Георгий Ермолаев, поэт Сергей Клычков, бронзолитейщик Савинский [большевик] составили костяк будущей боевой дружины (…) Наша дружина решила забаррикадировать Арбат (…) Дружина охраняла выстроенные за один день баррикады от ресторана “Прага” до Смоленского рынка. Ночевали у меня на чердаке (…) Десять дней держали мы в своих руках Арбат”.
(С. Т. Коненков, Мой век, М., 1972, стр. 136-137).
“Сергея Антоновича Клычкова я знал как самого прогрессивного гражданина нашей великой Родины… Будучи в Москве, С. Клычков был активным проповедником освобождения рабочего класса из-под гнета эксплуататоров и даже с оружием в руках выступал против царизма… Эти несколько строк да будут воспоминанием о Клычкове, как о прекрасном поэте и стойком борце за права человека”.
(С. Т. Коненков, неизданная записка 1956 г., цитируемая в кн. А.В. Кулинича Новаторство и традиции в русской советской поэзии двадцатых годов, Киев, 1967, стр. 73).
1907
Литературные дебюты Клычкова: 3 стихотворения и два рассказа опубликованы в трех московских журналах и альманахах (Белый Камень, Двухнедельник литературы и искусства – Вестник Общества “Самообразование” и Сполохи). 12 декабря: письмо В. Вересаева И. Бунину:
“У меня был вчера молодой поэт Клычков, о котором я вам говорил… Если найдете стихи стоящими (мне они очень нравятся), то, может быть, посодействуете ему в их напечатании”.
(Литературное наследство, т. 84, кн. 2, стр. 461).
1908
Февраль: в сопровождении М. И. Чайковского (“память о котором храню, как святыню” – “Автобиография”) Клычков, после попытки самоубийства, поехал в Италию, на Капри, где познакомился с Горьким и Луначарским. Осенью Клычков поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но курса не кончил.
Дружил с поэтами С. М. Соловьевым и П. А. Журовым.
1909
Клычков посещает символистский кружок Эллиса у скульптора К.Ф. Крахта.
1910
Пешее путешествие вверх по Волге от Савелова до Клина с П. А. Журовым.
Конец года: в книгоиздательстве “Альциона” вышел первый поэтический сборник Клычкова (датированный 11-м годом) – Песни (Печаль-Радость-Лада-Бова) , 68 стр., 1 000 экз.
1911
Отзывы Гумилева, Брюсова, Городецкого, Волошина и др. о Песнях.
В Антологии книгоиздательства Мусагет напечатаны 7 новых стихотворений Клычкова, отмеченных в печати Гумилевым, Городецким, Брюсовым и Львовым-Рогачевским. Осенью: познако-мился и подружился с поэтессой Любовью Никитичной Столицей и с С. Городецким.
Из письма Клычкова П. А. Журову от 23 октября:
“Слава Богу, я опять полон счастьем своим одиноким, как пруд наш весной, и стихи-рифмы в моей душе полощатся, как утки, зазывая с реки диких селезней!”
(П. А. Журов. “Две встречи с молодым Клычковым”, Русская литература, 1971, № 2, стр. 152).
1912
Я дурно кончу, не кончить нельзя, потому что не может век блаженство, блаженство в раю, – а я на земле! Все равно предадим жизнь свою мечте и снесем души наши, как цветы, на ее жертвен-ник! Ты, друг, никогда не чуял… обреченности! Поэт живет почти как наш добрый Миша-бычок: ест дуранду в охотку, а инстинктом чувствует, что долго ли, коротко придет Нил-пастух и ткнет ему в глотку ножиком!
(Из письма Клычкова П. А. Журову, ук. ст. стр. 153; см. наст. изд. стр. 374).
1913
Весной: совершил вместе с Г. Забежинским “паломничество в старинный монастырь около г. Дмитрова” (Новый Журнал, 1952, № 29).
– В июне совершил паломничество на озеро Светлояр (Китеж) с П. А. Журовым.
“Во все время пути он [Клычков] был бодр, ясен и весел. Он много пел. Любимый его репертуар: “Родила меня мать в гололедицу” и “Думы мои за море летят” (“Талисман” и “Самакан” А. Н. Толстого), “Гармоника, гармоника” (Ал. Блок), “Я надену черную рубашку” (Н. Клюев) и духовные стихи: “Град пречудный на Востоке” и стих о блудном сыне”.
(П. А. Журов, ук. ст. стр. 151).
– август: в книгоиздательстве “Альциона” вышел в свет второй поэтический сборник Клычко-ва Потаенный сад (94 стр., 1 000 экз). Были положительные рецензии Вяч. Полонского, Львова-Рогачевского, Городецкого и др.
– Состоит сотрудником журналов Современный мир, Северные записки и Новое вино (журнал “голгофских христиан”).
– Из письма Клычкова П.А. Журову:
“С осени: я не бродяга, я… конторщик! Поступаю на службу, надо денег, денег, братишка будет учиться, надо будет денег! Из дома едва ли будут давать – нету! Отец пьет напропа-лую, мать – хворая! (…) У меня нет зависти к богатым людям, но искренне страдаю, глядя, как мало для иных значит слово есть!” (Ук. ст. стр. 151).
1914
Из письма Клычкова П.А. Журову начала года:
“Канителюсь со своей хроникой [задуманная повесть о старой деревне], который раз начи-наю опять сначала, стихи же почти совсем не пишу (…) Хочется мне, милый друг, написать свою прозу так, чтобы от нее не оторваться, чтобы все было по-иному, не как теперь пишут”.
(Ук. ст. стр. 154).
Критически относится к акмеизму:
“В наше же время если какой писатель и любит жизнь, так уж непременно с высоты какого-либо умозрения. Адамизм – вот тебе наиболее яркий пример (…) Жалко мне, что Городецкий спутался с их дикой компанией.
Все они очень культурные люди – но вот, мой друг, пример еще того, что и культура изощренная иногда куда хуже открытого варварства. Господи поми-луй, недавно узнал, что и Клюев там, куда этого-то нелегкая несет? Я счастлив, что я до сих пор в стороне от этой литературной возни и маскарада культурных зверей.
Бог с ней, с известнос-тью, если она в зависимости от этого пройдет мимо моего окошка. Черт с ней!” (Там же).
– Стихотворения Клычкова напечатаны в Ежемесячном журнале, в Заветах № 6 (6 стихотворе-ний из цикла “Дубравна”), в антологии Избранные стихи русских поэтов (14 стихотворений).
– В июле он призван в армию (общая мобилизация произошла 18 июля по ст. ст.) и служит в 727-ом Зубовском полку, в Гельсингфорсе. – В Биржевых ведомостях от 14 сентября напечатана статья С. Городецкого “Воин-поэт”, посвященная Клычкову:
Он был курчав, носил длинные волосы и пел свои сладостные песни про Леля и Ладу, слагал небылицы про лешего и другую милую русскую нечисть.
Источник: https://www.libfox.ru/27529-sergey-klychkov-kratkaya-hronika-zhizni-i-tvorchestva-sergeya-klychkova.html
КЛЫЧКОВ, СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ
КЛЫЧКОВ, СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ (наст. фамилия или деревенское прозвище Лешенков) (1889–1937, по др. данным 1940), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился 1 (13) июля, по др. данным 24 июня (6 июля) 1889 в д.Дубровки Тверской губ.
Сын сапожника; учился в школе г.Талдома, затем в реальном училище И.И.Фидлера в Москве, где в 1905 участвовал в декабрьском восстании.
Выступил с революционными стихами (Мужик поднялся, Вихрь, Гимн свободы, все 1906) и социально-обличительной прозой (Бездомные, 1907). В 1908, благодаря материальной поддержке М.И.
Чайковского, брата композитора, посетил Италию, где познакомился с М.Горьким. С осени 1908 учился в Московского университете (на естественном, затем историко-филологическом и юридическом факультетах; исключен в 1913).
С первых поэтических сборников Песни: Печаль-радость. Лада. Бова (1911) и Потаенный сад (1913) Клычков заявил о себе как о поэте новокрестьянского направления, созвучном поэтическим индивидуальностям Н.А.Клюева, С.А.Есенина, П.В.Орешина и др. «сопесенников крестьянской купницы». Возрождая в отечественной лирике 20 в.
жанр народной песни, развивая мотивы русского предания и сказки, Клычков переосмыслял их в романтическо-символистском плане – с опорой на творческий опыт А.А.Блока, С.М.Городецкого, на грустно-светлое восприятие русского языческого колдовского мира А.Н.Островским, «подпольное» мировидение Ф.К.
Сологуба, передавая при этом свое особенное ощущение «очарованного сна», ностальгической созерцательности («Я ищу в забытьи, / Чего нету на свете / И чего никогда не найти…»), пребывания в фантазийно-волшебном, полумистическом мире русского народного художественно-мифологического мышления.
Именно в этот мир, где обитали Лель и Лада, Садко и Бова, Дубравна и Месяц медовый, где развертывается картина созидательного единства человеческих и природных сил, где на грани яви и сна Клычков, в духе раннего В.Я.Брюсова, ловил «трепетное, светлое сплетенье / Незримых и неуловимых рук», поэт бежал от холода, злобы, прагматизма и суеты городского быта.
Автор был замечен, ряд его стихотворений (Детство, Ранняя весна, Пастух, Рыбачка и др.) помещены в известную Антологию издательства «Мусагет».
С началом Первой мировой войны был призван в армию, в 1919 с молодой женой уехал в Крым, где чудом избежал расстрела (сначала махновцами, затем белогвардейцами). В 1921 вернулся в Москву, работал в журнале «Красная новь» и издательстве «Круг».
После выпуска поэтических сборников Дубравна (1918), Домашние песни, Гость чудесный (оба 1923), В гостях у журавлей (1930), разрабатывающих прежние темы и образы, сгущенные и обостренные переживаниями военных лет, зрелищем разрушаемой деревни, одухотворенные присутствием утонченного и отрешенного одинокого странника – лирического «Я» поэта, Клычков обращается к прозе. Из задуманной серии в девяти романах опубликованы Сахарный немец (1925; 2-е изд. 1929; в 1932 вышел под назв. Последний Лель), Чертухинский балакирь (1926), Князь мира (1928; журнальное назв. Темный корень, 1927). Продолжающее гоголевскую традицию совмещение реального и фантастического планов позволяет Клычкову в присущей ему сказовой манере сочной, самоцветной народной речью гротескно-сатирически изобразить события глубоко чуждой ему войны (Сахарный немец, где полный юмора и печали рассказ ведется от имени человека из народа), в сплаве различных мифопоэтических традиций передать легенды и предания отеческой деревни (Чертухинский балакирь, где действуют, наряду с жителями села Чертухино, лешие, домовые и водяные, где сплетены размышления о христианском начале и языческих корнях, крепости и «природности» русского мужика, перекликающиеся с давними замыслами Клычкова пересказать песни о русских богатырях: о Микуле – «земле, весенней пахоте», Алеше – «диком, осеннем поле и беспричинной тайной сладости-печали», о Чуриле-«солнышке»), а также с помощью архетипического сказочного сюжета «обмена» обликом старика и молодого солдата показать зло корысти и бессердечия, разъедающее русскую крестьянскую общину со второй половины 19 в. – времени отмирания крепостного права (Князь тьмы, под этим назв. Темный корень вышел в издательтве «Круг»). Мотив «бесовства», насыщающий как поэзию, так и прозу Клычкова, порождает в его творчестве ноты безысходности и отчаяния (стихотворения Ко мне мертвец приходит…, Не мечтай о светлом чуде…, Я сплю тяжелым жутким сном), пессимистическое предчувствие горестей, ожидающих Русь, сошедшую «с путей природы», обрекшую на уничтожение патриархальный мужицкий уклад и поэтому исчезающую, подобно легендарному и невозвратимому Китеж-граду, острое неприятие «машинной» цивилизации. Одним из проявлений «дьявольщины» Клычков считал и формализм в искусстве (статьи Утверждение простоты, 1929; Лысая гора, опубл. в 1923 в журнале «Красная новь», где Клычков сравнивал современное ему формалистическое экспериментаторство с шабашом на Лысой горе).
В 1930-е годы Клычков активно занимался переводами и литературной обработкой эпоса народов СССР (вогульские сказания, марийские народные песни, киргизский эпос Манас, грузинская классика – поэма Витязь в тигровой шкуре Ш.Руставели, произведения Г.Леонидзе, А.Церетели, Важа Пшавела и др.).
В 1937 Клычков был арестован по ложному обвинению в принадлежности к антисоветской организации «Трудовая крестьянская партия» и связи с Л.Б.Каменевым и расстрелян 8 октября 1937 (по др. данным 21 января 1940).
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/KLICHKOV_SERGE_ANTONOVICH.html
Сергей Анатольевич Клычков
Советская литература
С.А.Клычков Сергей Антонович Клычков (деревенское прозвище семьи Лешенков; 1 (13) июля 1889 — 8 октября 1937) — русский поэт, прозаик и переводчик.
Родился в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника, старообрядец.
Участвовал в революции 1905 года, в 1906 написал ряд стихов на революционные темы. Ранние стихи Клычкова были одобрены С. А. Городецким. В 1908 с помощью М. И. Чайковского выехал в Италию, где познакомился с Максимом Горьким.
Поэт учился на историко-филологическом факультете Московского университета (а после — на юридическом; исключён в 1913), затем, во время Первой мировой войны, отправился на фронт; войну окончил в звании прапорщика.
В 1919—1921 жил в Крыму, где едва не был расстрелян (махновцами, затем белогвардейцами). В 1921 переехал в Москву, где сотрудничал в основном в журнале «Красная новь».
Стихи ранних поэтических сборников Клычкова («Песни:Печаль-Радость. Лада. Бова», 1911; «Потаённый сад», 1913) во многом созвучны со стихами поэтов «новокрестьянского» неаправления — Есенина, Клюева, Ганина, Орешина и др. Некоторые их стихов Клычкова были размещены в «Антологии» издательства «Мусагет». Ранние клычковские темы были углублены и развиты в последущих сборниках «Дубравна» (1918), «Домашние песни» (1923), «Гость чудесный» (1923), «В гостях у журавлей» (1930), в стихах которых отразились впечатления Первой мировой войны, разрушение деревни; одним из основных образов становится образ одинокого, бездомного странника. В поэзии Клычкова появились ноты отчаяния, безысходности, вызванные гибелью под натиском «машинной» цивилизации сошедшей с пути Природы старой Руси. Клычков — один из трёх авторов кантаты, посвящённной «павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918). Клычковым написаны три романа — сатирический «Сахарный немец» (1925; в 1932 вышел под названием «Последний Лель»), сказочно-мифологический «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мера» (1928). Выступал Клычков и с критическими статьями («Лысая гора», 1923; «Утверждение простоты», 1929), переводами (в 1930-х; переводил эпосы народов СССР, народные песни и сказания; переводил произведения многих грузинских поэтов — Г. Леонидзе, Важа Пшавела и др., перевёл знаменитую поэму Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»).
Поэт был близко знаком с С. А. Есениным, С. Т. Конёнковым.
В 1937 Сергей Клычков был арестован по ложному обвинению; 8 октября 1937 приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян. В 1956 реабилитирован; в справке о реабилитации указана ложная дата смерти — 21 января 1940 года, перешедшая в некоторые издания. В настоящее время на родине поэта, в селе Дубровки Талдомского района Московской области, действует мемориальный музей Клычкова. Основные произведения: Стихотворения: «Я все пою — ведь я певец» 1910−1911гг. «Лен» 1913 г. «Золотятся ковровые нивы» 1914 г. «Лежит заря, как опоясок» 1928−29гг. Поэмы: «Бова» 1910, 1918 г. «Садко» 1911−1914гг.
«Мадур Ваза Победитель»
Сергей Антонович Клычков (истинная фамилия Лешенков) (1889-1937) – русский писатель и поэт, прозаик и переводчик многих грузинских произведений, народных песен и сказаний. Родился в семье старообрядцев, в деревне Дубровки Тверской губернии. Был сыном простого сапожника. Образование писатель получал в земской школе, Московском училище, а также на историко-филологическом и юридическом факультетах Московского университета. В 1913 был исключен в связи с материальными трудностями.
Был участников революции 1905 года. В ходе этих событий написал ряд стихов на революционные темы. Благодаря поддержке М. И. Чайковского побывал в Италии, где познакомился с Максимом Горьким.
В 1910 году поэт выпускает первый свой сборник под названием «Песни». В этот период С.А. Клычков знакомится с такими выдающимися поэтами как Сергей Городецкий, С.Есениным и Н. Клюевым. Именно они влияют на формирование его творений.
Появляются следующие произведения, которые созвучны со стихами ранее упомянутых поэтов – «Потаенный сад» (1913-1918); «Дубравна» (1918); «Кольцо Лады» (1919). В своих стихах поэт отражает впечатления Первой мировой войны. Там присутствует образ одинокого странника, а также отчаяние и безвыходность.
У писателя на счету три романа – автобиографический «Сахарный немец»(1925), где он оставил свои впечатления о военной службе в Финляндии, на Западном фронте, в Крыму, сказочно-мифологический «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мера» (1928).
Клычков С.А. был одним из авторов кантаты, которая посвящалась павшим за мир. Как многие новокрестьянские поэты Клычков восторженно относился к Октябрьской революции. Выступал с критическими статьями.
В 1930-е годы на писателя оказывалось всяческое давление, он притеснялся как «кулацкий поэт».
В 1937 году Клычкову было предъявлено ложное обвинение, и он был несправедливо арестован. 8 октября 1937 ему вынесли приговор – смертная казнь. В этот же день его расстреляли.
В память о замечательном поэте в селении Дубровки Талдомского района Московской области установили мемориальный музей, который действует по сей день.
Источник: http://sochin.net/klichkov/
Клычков Сергей Антонович
Клычков Сергей Антонович (собств. Лешенков) (1889–1937, по др. данным 1940) (наст. фамилия или деревенское прозвище Лешенков) (1889–1937, по др. данным 1940), русский поэт, прозаик, переводчик. Родился 1 (13) июля, по др. данным 24 июня (6 июля) 1889 в д.
Дубровки Тверской губ. Сын сапожника; учился в школе г.Талдома, затем в реальном училище И.И.Фидлера в Москве, где в 1905 участвовал в декабрьском восстании.
Выступил с революционными стихами (Мужик поднялся, Вихрь, Гимн свободы, все 1906) и социально-обличительной прозой (Бездомные, 1907). В 1908, благодаря материальной поддержке М.И.Чайковского, брата композитора, посетил Италию, где познакомился с М.Горьким.
С осени 1908 учился в Московского университете (на естественном, затем историко-филологическом и юридическом факультетах; исключен в 1913).
С первых поэтических сборников Песни: Печаль-радость. Лада. Бова (1911) и Потаенный сад (1913) Клычков заявил о себе как о поэте новокрестьянского направления, созвучном поэтическим индивидуальностям Н.А.Клюева, С.А.Есенина, П.В.Орешина и др. «сопесенников крестьянской купницы». Возрождая в отечественной лирике 20 в.
жанр народной песни, развивая мотивы русского предания и сказки, Клычков переосмыслял их в романтическо-символистском плане – с опорой на творческий опыт А.А.Блока, С.М.Городецкого, на грустно-светлое восприятие русского языческого колдовского мира А.Н.Островским, «подпольное» мировидение Ф.К.
Сологуба, передавая при этом свое особенное ощущение «очарованного сна», ностальгической созерцательности («Я ищу в забытьи, / Чего нету на свете / И чего никогда не найти…»), пребывания в фантазийно-волшебном, полумистическом мире русского народного художественно-мифологического мышления.
Именно в этот мир, где обитали Лель и Лада, Садко и Бова, Дубравна и Месяц медовый, где развертывается картина созидательного единства человеческих и природных сил, где на грани яви и сна Клычков, в духе раннего В.Я.
Брюсова, ловил «трепетное, светлое сплетенье / Незримых и неуловимых рук», поэт бежал от холода, злобы, прагматизма и суеты городского быта. Автор был замечен, ряд его стихотворений (Детство, Ранняя весна, Пастух, Рыбачка и др.) помещены в известную Антологию издательства «Мусагет».
С началом Первой мировой войны был призван в армию, в 1919 с молодой женой уехал в Крым, где чудом избежал расстрела (сначала махновцами, затем белогвардейцами). В 1921 вернулся в Москву, работал в журнале «Красная новь» и издательстве «Круг».
После выпуска поэтических сборников Дубравна (1918), Домашние песни, Гость чудесный (оба 1923), В гостях у журавлей (1930), разрабатывающих прежние темы и образы, сгущенные и обостренные переживаниями военных лет, зрелищем разрушаемой деревни, одухотворенные присутствием утонченного и отрешенного одинокого странника – лирического «Я» поэта, Клычков обращается к прозе.
Из задуманной серии в девяти романах опубликованы Сахарный немец (1925; 2-е изд. 1929; в 1932 вышел под назв. Последний Лель), Чертухинский балакирь (1926), Князь мира (1928; журнальное назв. Темный корень, 1927).
Продолжающее гоголевскую традицию совмещение реального и фантастического планов позволяет Клычкову в присущей ему сказовой манере сочной, самоцветной народной речью гротескно-сатирически изобразить события глубоко чуждой ему войны (Сахарный немец, где полный юмора и печали рассказ ведется от имени человека из народа), в сплаве различных мифопоэтических традиций передать легенды и предания отеческой деревни (Чертухинский балакирь, где действуют, наряду с жителями села Чертухино, лешие, домовые и водяные, где сплетены размышления о христианском начале и языческих корнях, крепости и «природности» русского мужика, перекликающиеся с давними замыслами Клычкова пересказать песни о русских богатырях: о Микуле – «земле, весенней пахоте», Алеше – «диком, осеннем поле и беспричинной тайной сладости-печали», о Чуриле-«солнышке»), а также с помощью архетипического сказочного сюжета «обмена» обликом старика и молодого солдата показать зло корысти и бессердечия, разъедающее русскую крестьянскую общину со второй половины 19 в. – времени отмирания крепостного права (Князь тьмы, под этим назв. Темный корень вышел в издательтве «Круг»). Мотив «бесовства», насыщающий как поэзию, так и прозу Клычкова, порождает в его творчестве ноты безысходности и отчаяния (стихотворения Ко мне мертвец приходит…, Не мечтай о светлом чуде…, Я сплю тяжелым жутким сном), пессимистическое предчувствие горестей, ожидающих Русь, сошедшую «с путей природы», обрекшую на уничтожение патриархальный мужицкий уклад и поэтому исчезающую, подобно легендарному и невозвратимому Китеж-граду, острое неприятие «машинной» цивилизации. Одним из проявлений «дьявольщины» Клычков считал и формализм в искусстве (статьи Утверждение простоты, 1929; Лысая гора, опубл. в 1923 в журнале «Красная новь», где Клычков сравнивал современное ему формалистическое экспериментаторство с шабашом на Лысой горе).
В 1930-е годы Клычков активно занимался переводами и литературной обработкой эпоса народов СССР (вогульские сказания, марийские народные песни, киргизский эпос Манас, грузинская классика – поэма Витязь в тигровой шкуре Ш.Руставели, произведения Г.Леонидзе, А.Церетели, Важа Пшавела и др.).
В 1937 Клычков был арестован по ложному обвинению в принадлежности к антисоветской организации «Трудовая крестьянская партия» и связи с Л.Б.Каменевым и расстрелян 8 октября 1937 (по др. данным 21 января 1940).
(Из энциклопедии “Кругосвет”; фото М. С. Наппельбаума)
——–
Сергей Антонович Клычков родился в июле 1889 года в Талдомской глуши. Мать родила его прямо в малиннике Чертухинского леса. Так судьба определила ему быть певцом и философом русской природы, крестьянского мира, мифотворцем и чародеем русской литературы.
Он прожил сорок восемь лет. Его арестовали в 1937 году. Родственникам передали приговор: десять лет без права переписки. В 1988 году Военная коллегия Верховного суда СССР выдала документ, в котором сообщалось следующее:
«Клычков Сергей Антонович, 1889 г. рождения, член Союза писателей СССР, был необоснованно осужден 8 октября 1937 года Военной коллегией Верховного суда СССР по ложному обвинению в том, что якобы с 1929 года являлся членом антисоветской организации «Трудовая крестьянская партия», имел связь с Л. Б.
Каменевым, проводил антисоветскую деятельность в идеологической борьбе. Клычков С. А. был приговорен к расстрелу. Сведениями о точной дате исполнения приговора не располагаем, однако известно, что по существовавшему в то время положению такие приговоры исполнялись немедленно по вынесении.
Места захоронения осужденных к расстрелу не фиксировались».
Н. Я. Мандельштам в главе «Не треба» своих воспоминаний передает распространившийся в то время слух о том, что Клычкова пристрелили при допросе.
Сергея Клычкова справедливо причисляют к неокрестьянской, неонароднической, «утопической» литературе двадцатых годов. Эстетика и философия фольклора, народнические, славянофильские идеи, русский символизм, гоголевские традиции — всё это угадывалось в прозе Клычкова, и всё это лишь оттеняло, подчеркивало его самобытность.
Роман Сергея Клычкова — явление уникальнейшее и аномальное настолько, насколько вообще аномален талант по своей природе. Проза поэта не вписывалась в повестку дня советской литературы.
В обществе торжествовала городская культура, пролетарская идеология. Клычков же противопоставил горожанину, гегемону революции, высоконравственный мир крестьянина. Крестьянин для него был главным человеком Вселенной, работником, и философом, проповедником соборности и софийносги.
Общество жило лозунгами о социализме любой ценой, о человеке — хозяине планеты, покорителе природы. Клычков уже тогда, на заре социалистической индустриализации, предвидел экологическую катастрофу.
Он писал о том времени, когда лешие уведут из местных лесов всё зверьё и птицу, когда земля, эта зеленая чаша, станет мертвой и обезображенной. В условиях победы воинствующего атеизма и материализма он предложил читателю художественный мир русалок, оборотней, леших, чертей, архангелов…
Его герои общаются с потусторонним миром, с душами умерших, с языческой нежитью. В своих романах Сергей Клычков заявил о себе как о натурфилософе и пантеисте, размышлял о нравственности дуализма.
Национальному нигилизму писатель противопоставил национальную самобытность как остов жизни, культуры, судьбы всякого народа. В условиях, казалось, уже достигнутой обществом гармонии он заговорил о разладе крестьянского мира, о дисгармонии человека и природы, о разрушении соборности.
Проза Клычкова, несомненно, явилась началом советского философского романа — и этот младенец был задушен в колыбели. Герои Сергея Клычкова мыслили натурфилософскими категориями — и потому его проза мифологична. Она поражает своей метафоричностью.
А. К. Воронский уверял, что Клычков превзошел своих литературных предшественников — Мельникова-Печерского и Лескова. В. П. Полонский отдавал пальму первенства всей крестьянской литературы двадцатых годов Клычкову и Есенину.
Но критика РАППа, ВОКПа, Коммунистической Академии, обвинив писателя в реакционности, кулачестве, национализме, мистицизме и прочих политических грехах, организовав дружную травлю, перекрыла писателю все пути публикации его прозы.
Из задуманного девятикнижия свет увидели лишь три романа.
Нет смысла сейчас спорить о том, кто первый из писателей пострадал от ретивой борьбы вульгарно-социологической критики за чистоту пролетарской идеологии.
Но не уйти от того факта, что уже в 1923 году крестьянские поэты Клычков, Орешин, Есенин и Ганин были подвергнуты позорному судилищу, остракизму со стороны ревнителей псевдоинтернациональной и псевдопролетарской идеологии.
Уже в 1925 году Клычков был назван реакционером, консерватором, кулаком. В этом же году при странных обстоятельствах погибает Сергей Есенин. Тогда же гибнет удивительный поэт, мудрый и честный, Алексей Ганин.
Одна из версий — расстрел в Бутырской тюрьме Затем следует ссылка Николая Клюева и его гибель в лагере. Опять же одна из версий — расстрел. Расстрелян Клычков, гибнут Петр Орешин, Павел Васильев, Иван Касаткин… Был вырезан целый пласт крестьянской литературы.
«Сахарный немец» увидел свет в 1925 году Уже здесь Клычков определил главную тему своего девятикнижия «Живот и смерть». Его герои были озабочены поиском идеального государства, беспошлинного, счастливого, вольного.
Об этом царстве рассказано в заветной книге «Златые Уста» — книге о золотом веке человечества. Но книга эта, увы, yтерянa русским народом. В этом романе заступнику крестьянского лада, ласковому Лелю, противостоит нечто инородное, чужое — символический карлик Сахарный немец.
«Пришел, видно, Русь, тебе пончик…» — кричит он Лелю.
Кто-то восторгался романом, кто-то посылал на голову автора проклятия. Горький сообщал своему секретарю Крючкову: Клычков «по ту сторону баррикад». Бухарину он написал письмо, в котором утверждалось: неонароднический сентиментализм «Сахарного немца» — явление для советской литературы чуждое, требующее отпора.
Клычков же издает следующий роман — «Чертухинский балакирь», как писал Николай Клюев, «после Запечатленного ангела это первое писание — и меч словесный за русскую красоту». «Чертухинским балакирем» открывалась проза «Нового мира» периода блестящего руководства журналом В. П. Полонского.
Главный герой романа чертухинский балакирь, лежебока, балабон, сказочник, испытывает на себе флюиды носителей трех философских систем — озорной колдуньи Ульяны, персонифицированной идеи торжествующей плоти, пантеиста лешего Антютика и христианина-еретика и дуалиста мельника Спиридона.
Отныне балакирю предстоит решить, какая вера гармоничней всех прочих для крестьянского мира,— именно она должна привести мужика в счастливое царство птицы Сороки.
Критики и фельетонисты обрушили на писателя поток брани, издевательств, хулы. Чтобы как-то обезопасить судьбу Клычкова, И. И. Скворцов-Степанов заручается поддержкой М. И. Калинина, убеждает его прочесть этот скандальный роман.
Но в самом Клычкове уже иссякла вера в лучшее, он терял надежду на понимание, на честное отношение к писателю. Своему университетскому другу П. А. Журову он признавался, пришел его срок договора с рогатым, миром правит сатана, торжествует свидригайловщина — и она непобедима.
С таким настроением он пишет свой третий роман «Князь мира».
«Князь мира» — это роман-анафема, роман-отречение от прежних идеалов, роман-признание своего поражения. Это самый трагический роман Сергея Клычкова. Крестьянский мир здесь погряз в пороках, в корысти.
Крестьянский мир села Чертухина вскормил своими собственными силами своего погубителя, сына крестьянки и дьявола, Михаила Бачурина, будущего барина. В этом романе крестьянская вера, христианская религия оборачивается обманом, трагедией. Здесь намечен лишь единственный путь к спасению — бунт.
Но, как видно из заявок на следующий роман Клычкова, бунт атамана Буркана приведет к невинной крови, к несправедливым убийствам.
Это был тупик. Но в печати уже были объявлены следующие романы Сергея Антоновича Клычкова, в том числе — «Серый барин», роман о барине Бачурине, который теперь уже своей, дьявольской, верой будет искушать наивного балакиря.
Сведения о «Сером барине» скупы. В ответах Сергея Клычкова на анкету журнала «На литературном посту» за 1931 год сообщалось: «Пишу стихи и роман, делаю это больше с отчаяния и от мысли, что, пожалуй, не удастся напечатать».
В основе сюжета — судьбы трех героев: барина Бачурина, Петра Кирилыча, Буркана. Стихией Бачурина были деньги, неразменный рубль, унаследованный им от Князя мира и принесший ему солидное состояние. Петр Кирилыч был по-прежнему прост и не замечал собственной святости.
Соблазнившись сытой едой и теплым кровом, он нанимается к Бачурину, исполняет кощунственную службу — стоит перед иконой с выкинутым языком. В конце концов Бачурин повесится в Чертухинским лесу, но разорению края уже было положено начало: Антютик и Пётp Кирилыч покидают насиженные места и уходят в Сорочье царство.
Oн и угоняют с собой всех крупных зверей, оставив чертухинцам «только зайца да лисицу: лисицу, потому что больно хитра, а зайца, потому что больно труслив!»1.
Конец романа сводился к «феерической картине девственного леса, в котором разливаются неисчислимые голоса уходящих зверей и улетающих к осени птиц, соединяясь пока еще со слабым голоском баластного паровоза»2.
Ознакомившись с заявкой Сергея Клычкова на издание романа, а также с одной из глав романа, А. В. Луначарский оставил на тексте заявки свою резолюцию. В «Сером барине» он увидел «безудержную и бестолковую фантастику, правда, благодаря таланту автора — узорную и забавную»3. Далее следовал отказ: «От издания этой вещи нашим издательством я бы воздержался.
Оговорюсь: ничего политически недопустимого в прочитанном мною материале я не нашел»4. Какую именно читал главу Луначарский — неизвестно.
Вскоре в Харькове, в издательстве «Пролетарий», вышел в свет сборник избранной прозы Клычкова. Вошел сюда и рассказ «Серый барин»5. Несомненно, это был отрывок из неопубликованного романа Клычкова, глава, которая в силу своей завершенности, прочитывалась как самостоятельное произведение.
Рукопись всего романа обнаружить не удалось. Возможно, она была изъята при аресте.
Известно, что девятикнижие должно было состоять из трех трилогий, в том числе из «Сорочьего царства». В харьковском издании рассказ-глава «Серый барин» был обозначен как глава из «Сорочьего царства».
Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями
Источник: http://velib.com/biography/klychkov_sergejj/
Краткая биография Клычков С. А
Сергей Антонович Клычков (деревенское прозвище семьи Лешенков; 1 (13) июля 1889 — 8 октября 1937) — русский поэт, прозаик и переводчик.
Родился в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника, старообрядец. Участвовал в революции 1905 года, в 1906 написал ряд стихов на революционные темы. Ранние стихи Клычкова были одобрены С. А. Городецким. В 1908 с помощью М. И. Чайковского выехал в Италию, где познакомился с Максимом Горьким.
Поэт учился на историко-филологическом факультете Московского университета (а после — на юридическом; исключён в 1913), затем, во время Первой мировой войны, отправился на фронт; войну окончил в звании прапорщика. В 1919—1921 жил в Крыму, где едва не был расстрелян (махновцами, затем белогвардейцами).
В 1921 переехал в Москву, где сотрудничал в основном в журнале “Красная новь”.
Стихи ранних поэтических сборников Клычкова (“Песни:Печаль-Радость. Лада. Бова”, 1911; “Потаённый сад”, 1913) во многом созвучны со стихами поэтов “новокрестьянского” неаправления — Есенина, Клюева, Ганина, Орешина и др. Некоторые их стихов Клычкова были размещены в “Антологии” издательства “Мусагет”.
Ранние клычковские темы были углублены и развиты в последущих сборниках “Дубравна” (1918), “Домашние песни” (1923), “Гость чудесный” (1923), “В гостях у журавлей” (1930), в стихах которых отразились впечатления Первой мировой войны, разрушение деревни; одним из основных образов становится образ одинокого, бездомного странника.
В поэзии Клычкова появились ноты отчаяния, безысходности, вызванные гибелью под натиском “машинной” цивилизации сошедшей с пути Природы старой Руси.
Клычков — один из трёх авторов кантаты, посвящённной “павшим в борьбе за мир и братство народов” (1918).
Клычковым написаны три романа — сатирический “Сахарный немец” (1925; в 1932 вышел под названием “Последний Лель”), сказочно-мифологический “Чертухинский балакирь” (1926), “Князь мера” (1928).
Выступал Клычков и с критическими статьями (“Лысая гора”, 1923; “Утверждение простоты”, 1929), переводами (в 1930-х; переводил эпосы народов СССР, народные песни и сказания; переводил произведения многих грузинских поэтов — Г. Леонидзе, Важа Пшавела и др., перевёл знаменитую поэму Шота Руставели “Витязь в тигровой шкуре”).
Поэт был близко знаком с С. А. Есениным, С. Т. Конёнковым.
В 1937 Сергей Клычков был арестован по ложному обвинению; 8 октября 1937 приговорён к смертной казни и в тот же день расстрелян. В 1956 реабилитирован; в справке о реабилитации указана ложная дата смерти — 21 января 1940 года, перешедшая в некоторые издания.
В настоящее время на родине поэта, в селе Дубровки Талдомского района Московской области, действует мемориальный музей Клычкова.
Основные произведения:
Стихотворения:
“Я все пою – ведь я певец” 1910-1911гг.
“Лен” 1913г.
“Золотятся ковровые нивы” 1914г.
“Лежит заря, как опоясок” 1928-29гг.
Поэмы:
“Бова” 1910, 1918г.
“Садко” 1911-1914гг.
“Мадур Ваза Победитель”
Источник: http://dp-adilet.kz/kratkaya-biografiya-klychkov-s-a/