Николай Алексеевич Клюев
Николай Алексеевич Клюев (1884−1937) родился в Олонецкой губернии в деревне на реке Вытегра; мать обучила его «грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости». Учился в Вытегре в церковно-приходской школе, затем в городском училище, фельдшерскую школу не закончил по болезни. Печататься начал с 1904 г.
, в 1905 стихи появляются в московских коллективных сборниках «Прибой» и «Волна». В начале 1906 г. был арестован за «подстрекательство» крестьян и «агитацию противозаконных идей». Полгода сидел в Вытегорской, а затем Петрозаводской тюрьмах.
Бунтарские идеи Клюева имели под собой религиозную (близкую к сектантству) основу: революция представлялась ему наступлением Царства Божьего, и эта тема — лейтмотив его раннего творчества. После освобождения продолжал нелегальную деятельность, сблизился с революционной народнической интеллигенцией (в том числе познакомился с сестрой поэта А.
Добролюбова — Марией Добролюбовой, «мадонной эсеров», и поэтом Л. Д. Семеновым). Новые знакомства привели его на страницы столичного журнала «Трудовой путь», вскоре запрещенного за антиправительственную направленность. Осенью 1907 г.
Клюев был призван на военную службу, но, следуя своим религиозным убеждениям, отказался брать в руки оружие; под арестом его привозят в Петербург и помещают в госпиталь, где врачи находят его негодным к военной службе, и он уезжает в деревню. В это время он завязывает переписку с А.
Блоком (проблема отношений интеллигенции и народа — с разных полюсов — занимала обоих, и это общение было обоюдно важным и значимым). Блок способствовал появлению стихотворений Клюева в журнале «Золотое руно», позже Клюев стал сотрудничать с другими изданиями — «Современником», «Нивой», «Заветами» и пр. Особенно часто в 1910−12 гг.
печатается Клюев в журнале «Новая земля», где ему пытаются навязать роль выразителя «нового народного сознания», проповедника и пророка, чуть ли не мессии. Осенью 1911 г. в Москве вышел первый сборник стихов Клюева «Сосен перезвон», на который откликнулись практически все влиятельные критики, единодушно расценивая книгу как событие в литературной жизни.
В это время Клюев становится известен в писательских (и даже богемных) кругах, участвует в заседаниях «Цеха поэтов» и в изданиях акмеистов, посещает литературно-артистическое кафе «Бродячая собака»; вокруг его имени складывается атмосфера повышенного любопытства, ажиотажного интереса, и знакомства с ним ищут самые разные люди.
После выхода двух сборников — «Братские песни», 1912 (религиозные стихотворения, навеянные подлинными «братскими песнями» хлыстов), и «Лесные были» (стилизации фольклорных песен) Клюев возвращается в Олонецкую губернию. Его стихи продолжают появляться в столичных журналах и газетах, наездами он бывает в столице.
В 1915 Клюев знакомится с Есениным, и между ними возникают близкие отношения: в течение полутора лет они выступают совместно и в прессе, и на чтениях, Клюев становится духовным наставником молодого поэта, всячески ему протежирует.
Вокруг них собирается кружок «новокрестьянских» писателей, но попытки организационно закрепить содружество не приводят к созданию долговечного и прочного объединения (общества «Краса» и «Страда» просуществовали лишь несколько месяцев). В 1916 выходит сборник Клюева «Мирские думы», на тематику которого наложили свой отпечаток военные события.
Революцию Клюев приветствовал восторженно (это отразилось в многочисленных стихотворениях 1917−1918 гг.), расценивая все происходящее прежде всего как религиозно-мистическое событие, долженствующее привести к духовному обновлению России. В 1919 г. выходят книги «Медный кит», двухтомник «Песнеслов» (избранное за прежние годы и новые стихи) и в 1922 его лучший прижизненный сборник — «Львиный хлеб». В лирике тех лет отражены сложные переживания поэта — мучительная вера в то, что все страдания искупятся наступлением «братства», «мужицкого рая», тоска по гибнущей Руси, плач по исчезающей, убитой деревне. В 1928 г. выходит последний сборник Клюева «Изба в поле», составленный из уже печатавшихся стихов, все, что было написано им в 30-е гг., в печать не попадало.
В 1934 г. Клюев был арестован в Москве, выслан в Томск; в июне 1937 г. вторично арестован, заключен в Томскую тюрьму и расстрелян.
Николай Алексеевич Клюев (1884−1937 гг.) появился на свет в Олонецкой губернии, в деревне, что стояла на речке Вытегра. Учился поэт в церковно-приходской школе, потом поступил в городское училище, затем в фельдшерскую школу, диплома которой из-за болезни так и не получил.
Литературный путь начинает в 1904 году, а с 1905 года стихи печатают московские сборники «Волна» и «Прибой». За антиполитические взгляды и «подстрекательство» крестьян, арестован и полгода сидит в тюрьмах Вытегорска, а потом и в Петрозаводске.
Раннее творчество Клюева пронизано религиозной идеей, революция в его понимании – это приход на землю Царства Божьего, без которого жизнь граждан не будет полноценной и правильной.
В 1907 году Николая Алексеевича призывают на военную службу, но будучи глубоко верующим человеком, брать в руки оружие он категорически отказался.
Снова арест, и на этот раз Петербуржский госпиталь, где его признают негодным к службе и отправят домой в деревню. Клюев ведет активную переписку с Александром Блоком, который впоследствии поспособствует появлению произведений Клюева в «Современнике», «Ниве», «Заветах» и др.
После выхода первого сборника стихов «Сосен перезвон» на него незамедлительно следует реакция авторитетных критиков, считающих это важным событием в развитии литературы, при этом, не только отечественной, но и мировой. Это был настоящий пик популярности поэта Клюева, многие хотели лично познакомиться с ним и пообщаться.
После знакомства с Есениным в 1915 году Клюев становится наставником неопытного поэта. Полтора года совместной работы на чтениях, выступлений перед прессой послужили хорошим толчком для автора. Есенин становится протеже Николая Алексеевича, а Клюев помогает ему во всех его творческих порывах.
Были созданы такие общества как «Краса» и «Страда», но им не было суждено просуществовать больше пары-тройки месяцев.
В силу своих религиозных взглядов, революцию 1917 года Клюев воспринимает с радостью, как мистическое событие, которое должно было духовно изменить Россию.
В 1922 году увидит свет его лучшее детище сборник «Львиный хлеб». В произведениях того времени читается тоска по умирающей деревне, погибающей России.
1934 год Клюева арестовали в городе Москва, пересылают в Томск. После постоянных пыток и заточения в июне 1937 года Николая Алексеевича расстреливают.
Источник: https://www.allsoch.ru/klyuev/
Биография Николая Клюева
Николай Алексеевич Клюев (1884 – 1937) – русский поэт, происходящий из народной среды. Его творчество не было похоже на работы других поэтов «от сохи». Оно наполнено символизмом и религиозными образами.
Детство и юность
Родился будущий поэт 10 октября 1884 года в Олонецкой губернии. Отец его был урядником. Мать будущего поэта оказала большое влияние на его развитие.
Сказительница и плачея, она научила мальчика любить песенный слог и видеть окружающую красоту.
Женщина владела грамотой и передала свои знания сыну.
Родители были убеждены в необходимости образования для их ребенка. Поэтому Николай закончил церковно-приходскую школу и городское училище.
Отец отправил его и в фельдшерскую школу, но из-за болезни Клюев не смог пройти обучение в ней.
В 1904 году впервые были опубликованы стихи молодого поэта. Публика приняла их благосклонно. Стихи были мелодичны, полны символов, что вызывало любопытство и желание разгадать загадку. Кроме того, Клюев не скрывал свою религиозность, вовсю использовал в творчестве библейские темы. Все шло к тому, что скоро должен был появиться первый сборник поэта, но события сложились иначе.
Первая революция
Николай Клюев увлекся идеями революции. Он принялся активно агитировать крестьян, продвигать в их среде новые взгляды. Несколько раз его арестовывали и вскоре отпускали.
Интересно, что религиозные убеждения Клюева прекрасно уживались в его восприятии с революцией. В ней он видел борьбу за приход Царства Божия. Об этом он неустанно сообщал в своих произведениях.
В 1907 году поэт все-таки попал за решетку из-за отказа проходить военную службу. Впрочем, и на этот раз ему не пришлось долго там находиться.
Молодого человека признали негодным по состоянию здоровья и отправили в деревню. Находясь вдалеке от Петербурга и основных событий, поэт начал активно переписываться со знакомыми поэтами и писателями.
Среди них был Александр Блок, который оказал на Клюева огромное влияние.
Мистификации
Николай Клюев среди своих знакомых всегда представал личностью загадочной. Во многом этому способствовал тот факт, что о жизни поэта никто ничего не знал. Сам Клюев этим активно пользовался и рассказывал интереснейшие истории, которые с ним происходили. В частности, по его словам, он очень много путешествовал, изъездил Россию вдоль и поперек.
Истовая религиозность поэта окутывала его мистическим ореолом. Он часто упоминал о своем происхождении из среды староверов. Это было правдой, но родители, да и деды Клюева, уже давно отошли от старой религии. Поэт якобы послушничал в далеких монастырях, в том числе и на Соловках, был знаком с самим Распутиным и Толстым.
Творчество
Блок стал не просто другом Клюева. Именно благодаря ему стихи поэта начали печататься в литературных журналах.
В 1911 году вышел сборник «Сосен перезвон». Критики в один голос заявили о появлении нового гениального поэта. Это привлекло к Клюеву повышенное внимание. Он стал желанным гостем во многих литературных объединениях.
Следующие сборники «Братские песни» и «Лесные были» закрепили славу поэта.
В 1915 году состоялось знакомство Клюева с Есениным. Последний увидел в нем своего учителя и в дальнейшем неоднократно заявлял об этом. Оба пришлись друг другу по душе. Они даже неоднократно организовывали совместные выступления. Но отношения их были неровными, с частыми ссорами и разногласиями.
Жизнь после революции
События 1917 года привели Клюева в восторг. Он полагал, что наконец-то сбывается его мечта о духовном обновлении России.
Однако его постигло жестокое разочарование.
Новые сборники «Медный кит» и «Львиный хлеб» отражают растерянность Клюева, его попытки увидеть в происходящем страдания во имя искупления.
Он понимает, что любимая земля оказалась во власти не тех людей, что она разрушена и растоптана, деревня гибнет, как и вся Русь.
Постепенно Клюев начал клеймить новые порядки. Его стихи практически не печатались, но это не мешало им распространяться нелегально.
Смерть
В 1937 году поэт был арестован. Его признали виновным в участии в повстанческой организации «Союз спасения России». Несмотря на то, что на самом деле такого объединения никогда не существовало, Клюев был приговорен к расстрелу.
Источник: https://stories-of-success.ru/nikolaya-klyueva
Клюев, Николай Алексеевич – краткая биография – Русская историческая библиотека
Клюев, Николай Алексеевич – крупнейший русский поэт (10.10 [27.9 старого стиля] 1884, деревня Коштуг под Вытегрой, Олонецкой губ. – август 1937, в заключении). Происходит из крестьян-сектантов.
Мать – исполнительница былин. В молодости Клюев провел некоторое время в Соловецком монастыре, в 1906/07 ездил в Баку по поручению секты хлыстов. Некоторые стихи этого времени сохранились.
Поэты России ХХ век. Николай Клюев
В 1907 Клюев обратился к Блоку, который, находясь под впечатлением духовной направленности и поэтической силы стихов Клюева, способствовал их первой публикации и позже оставался в переписке с Клюевым. Есть сведения, что около 1908 состоялось второе большое путешествие Клюева с поручением от секты хлыстов, он побывал в Индии, Персии и на Ближнем Востоке.
С 1911 он время от времени находился в Москве и Петербурге и выпустил свой первый сборник стихов Сосен перезвон (1912), который привлек большое внимание символистов (предисловие В. Брюсова).
В сборник Братские песни вошли стихи, написанные Клюевым ещё раньше. Затем он опубликовал сборники Лесные были (1913) и Мирские думы (1916), которые были высоко оценены также акмеистами.
Через Городецкого Клюев познакомился с Есениным, которого в свою очередь он ввел к Блоку.
Поначалу Клюев положительно относился к большевицкой революции как воплощению крестьянского стремления к свободной жизни, давая ей религиозно-мистическую интерпретацию.
Этому способствовало и его сближение с литературной группой левых эсеров «Скифы», куда входили литераторы Иванов-Разумник, Белый, Есенин, Клычков, Орешин, которые в духе нового народничества ожидали спасения страны со стороны русского крестьянства.
В берлинском издательстве «Скифы» в 1920-22 вышли три сборника стихов Клюева; в Москве был издан двухтомный сборник его избранных стихов Песнослов (1919).
После нескольких лет голодных странствий около 1922 Клюев снова появился в Петрограде и Москве. Но его новые книги были подвергнуты резкой критике и изъяты из обращения.
Катастрофическое положение Клюева (в том числе и материальное) не улучшилось после выхода в свет его сборника стихов о Ленине (1924).
После гибели Есенина он написал Плач о Есенине (1926), который был опубликован в 1927 отдельной книжкой и вскоре запрещен.
Разочарование Клюева в послереволюционном развитии России нашло выражение, в частности, в стихотворении «Деревня» (1927) и в поэме «Погорельщина» (1928); эти произведения Клюев читал в частных кругах и передал их для посмертного опубликования итальянскому слависту До Гатто. Изба и поле (1928) – это последний сборник стихов Клюева, опубликованный при его жизни в СССР.
Вскоре после сталинской коллективизации, в 1933, Клюев был арестован, сослан сначала в Нарымский край, в середине 1934 по ходатайству Горького переведен в Томск, но затем снова арестован.
Он умер при невыясненных обстоятельствах, его творчество было на долгие годы исключено из русской литературы. Его литературное наследие считается утраченным. Даже после реабилитации в 1957 его имя упоминалось в СССР крайне редко.
Лишь после 49 лет замалчивания в Ленинграде вышел сборник его стихов.
Необычайный литературный талант Клюева, который часто ставят выше есенинского, вырос из народного крестьянского творчества и многовековой религиозности русского народа.
Жизнь, питаемая исконной силой крестьянства и искавшая поэтического выражения, соединялась у него поначалу с инстинктивным, а позднее – с политически осознанным отрицанием городской цивилизации и большевистской технократии.
При этом и форма его стихов развивалась: от близости к народному стиху – через влияние символизма – к более осознанным самостоятельным структурам.
Гумилев с похвалой писал о Клюеве: «Его стих полнозвучен, ясен и насыщен содержанием». Стихи в духе народных причитаний перемежаются со стихами, созвучными библейским псалмам, стиль очень часто орнаментальный.
В богатстве образов проявляется полнота внутреннего, порой провидческого взгляда на мир.
Стихи Клюева, которые и для русского читателя становятся целиком понятны лишь с помощью словников народной речи, только после второго издания его произведений, собранного и напечатанного за пределами СССР (1968), стали предметом более пристального изучения.
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5218-klyuev-nikolaj-alekseevich-kratkaya-biografiya
Творчество Клюева
25 Июнь 2018 админ Главная страница » Биографии Просмотров: 149
Начало новокрестьянской поэзии в русской литературе XX века положил Николай Алексеевич Клюев (1884— 1937).
Уроженец северной России, выходец из семьи старообрядцев, Клюев с гордостью называл себя потомком неистового Аввакума, поэтому в его стихах не было ни униженности, ни покорности, ни смирения.
Первая же книга поэта «Сосен перезвон» (1911) стала заметным явлением в поэзии тех лет. В ней четко обозначились .
отличительные черты его творчества — активное использование образов, тем и поэтических приемов песенного устного народного творчества, бунтарские мотивы, связанные с идеей религиозной жертвенности:
Я надену черную рубаху
И вослед за мутным фонарем
По камням двора пойду на плаху
С молчаливо-ласковым лицом.
В своих произведениях Клюев поэтизирует трудолюбие и религиозно-нравственные основы русского крестьянского характера, его «освежительную» силу, обусловленную неразрывной связью крестьянина с природой, со всем окружающим его миром:
Вскормили нас ущелий недра,
Вспоил дождями небосклон,
Мы валуны, седые кедры,
Лесных ключей и сосен звон.
Подобные мысли звучат и в последующих стихотворных сборниках Клюева «Братские песни» (1912), «Лесные были» (1913), в которых появляется еще один существенный мотив его творчества: поэтизация крестьянского быта.
Образ избы является у Клюева не только символом надежности и созидательности крестьянской жизни, но и центром его поэтического мира.
Вот почему строительство деревенского дома в стихотворении «Избу строят» (1915), уподобляется поэтом акту высокого художественного творения:
Тепел паз, захватисты кокоры,
Крутолоб тесовый шеломок.
Будут рябью писаны подзоры
И лудянкой выпестрен конек.
По стене, как зернь, пойдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки,
Чтоб избе-молодке в красной шубке
Явь и сон мерещились — легки.
Большое место в поэзии Клюева уделено родной северной природе. Но он не только живописует картины природы. С неистовой аввакумовской страстью он обличает тех, кто рожден с холодным сердцем и равнодушен к красоте окружающего мира:
В хвойный ладан дохнул папироской
И плевком незабудку обжег.
Зарябило слезинками плесо,
Сединою заиндевел мох.
Заломила черемуха руки,
К норке путает след горностай…
Сын железа и каменной скуки
Попирает берестяный край.
Бездушное отношение к природе, разрыв животворных связей с нею рассматривается Клюевым, как и другими новокрестьянскими поэтами, как основной признак духовного оскудения человека.
Октябрьскую революцию Клюев приветствовал. На первых порах поэт верил, что она приведет Россию к мужицкому раю. Однако дальнейшие события, связанные прежде всего с оскудением крестьянской жизни, заставили его усомниться в этом.
Наперекор атеистической пропаганде Клюев в своих стихотворениях и поэмах «Мать-суббота», «Заозерье», «Деревня» не уставал писать о религиозной основе русского бытия, славил дорогую его сердцу деревню с многовековыми привычками, традициями и обычаями, ныне разрушаемыми безжалостной рукой «неистовых революционеров».
Неудивительно, что Клюев был объявлен «кулацким поэтом» и оказался одной из первых жертв репрессий 30-х годов. В 1934 году он был арестован и выслан в Сибирь, а в 1937 году расстрелян в г. Томске.
Источник: https://info-shkola.ru/tvorchestvo-klyueva/
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Клюев, Николай Алексеевич
[1887—] — поэт. Родился в крестьянской семье; литературную деятельность начал в 1912. К. является одним из виднейших представителей кулацкого стиля в русской литературе, оформившегося перед войной 1914 на основе форсированного выделения «хозяйственных мужичков» (столыпинские отруба и хутора).Поэтические черты этого стиля — стремление отрицать классовую борьбу в деревне, представив ее как патриархально-идиллическое единство; резкая вражда к городу, разрушающему эту идиллию, рисуемую в религиозно-мистических и фантастических тонах, и стремление конфликтом города и деревни (взятых вне их социального расслоения) подменить те классовые конфликты, которые развертываются в подлинной деревне (это и ведет к отрыву от реальности и фантастико-мистическому изображению несуществующей деревни); наконец заостренно-враждебное отношение к социалистической революции и социальной перестройке, к-рое она с собой принесла. В ряде стихотворений К. с особенным пафосом развертывает идиллические сусальные картины своей деревни, поэтизируя каждую мелочь в ней и превращая ее в совершенно особый мир: «В селе Красный Волок пригожий народ,/ Лебедушки-девки, а парни, как мед./ В моленных рубахах, в беленых портах,/ С малиновой речью на крепких губах».
Эта «Избяная Индия» и является единственной носительницей творческого начала для К.: «Осеняет словесное дерево,/ Избяную дремучую Русь». В ней для К. заключается все подлинное, ценное:
«Олений гусак сладкозвучнее Глинки,
Стерляжьи молоки Верлена нежней,
А бабкина пряжа, печные тропинки
Лучистее славы и неба святей».
Понятно, что изменение этого уклада, те новые моменты в жизни деревни, которые связаны в деревне с процессами, протекающими в городе, вызывают у К. резкую вражду: город он трактует как носителя бесовского начала в противовес божественному началу деревни; город для К. — «ад электрический».
«Книги-трупы, сердца папиросные, ненавистный творцу фимиам», «Город-дьявол копытами бил, устрашая нас каменным зевом».
мотивировал патриотизм своих оборонческих стихов тем, что в лице Германии на Русь ополчился мир машинной техники и городской культуры.
Вся эта система отношений к действительности, четко намечающаяся еще до Октября, это прославление богатой, сытой, «божеской», деревни естественно определяет и его отношение к революции.
Первоначально, поскольку окончательная ликвидация дворянства совпадала с интересами кулачества, К. приемлет революцию, но уже здесь у К.
выступает совершенно специфическое ее понимание:
«Обожимся же, братья, на яростной свадьбе
Всенародного сердца с Октябрьской грозой,
Пусть на полке Тургенев грустит об усадьбе,
Исходя потихоньку бумажной слезой».
Революция с самого начала трактуется К. в тех же религиозных и даже монархических тонах («Боже, свободу храни, Красного государя коммуны»), понимается только как революция мужицкая: «Пробудился народ-Святогор», «ставьте свечи мужицкому спасу» и т. д.
Даже образ Ленина дается в религиозно-народнических тонах («Есть в Ленине керженский дух, игуменский окрик в декретах»).Пролетарская революция и ее вождь гримируются под кулака, происходит сусально-националистическое и византийски-церковное искажение лица революции, выраженное в максимально-реакционной форме.
Это своеобразное кулацкое «приятие» буржуазно-демократических завоеваний революции органически связано еще со стихами Клюева о революции 1905, резко враждебными помещичьему строю, но расплывчатыми и религиозными, стилизованными под старинку.Однако по мере развития революции К.
резко начинает от нее отталкиваться, снова развивая мотивы той же «особой» деревни, идущей по своим, «высшими силами» начертанным путям. Революция идентифицируется с тем же дьявольским городом, она разрушает клюевскую сусальную деревню:«Древо песни бурею разбито,Не триодь, а Каутский в углу».
«Облетел цветок купальской веры,Китеж-град — ужалил лютый гад». И К. остается только обращаться с мольбой к «Егорью» — «страстотерпец, вызволь, цветик маков». Революция разрушает старый уклад и поэтому яростно «разоблачается»:
«Вы обещали нам сады
В краю улыбчиво далеком.
На зов пошли — чума, увечье,
Убийство, голод и разврат…
За ними следом страх тлетворный
С дырявой бедностью пошли, —
И облетел ваш сад узорный,
Ручьи отравой потекли».
«Не глухим бездушным словом
Мир связать в снопы овинные».
«И цвести над Русью новою
Будут гречневые гении».Эта враждебность к пролетарской революции, постепенно разрушающей базу кулачества в деревне и наконец ликвидирующей его как класс, и является доминантой послеоктябрьского творчества К., она же и вызывает весь тот культ старой, красочной, патриархальной деревни, которую он дает в своих исключительно изощренных в изобразительном отношении стихах. Эту свою установку на «старину» он демонстративно подчеркивает напрель в своем предисловии к сб. «Изба в поле» [1928], заявляя, что «знак истинной поэзии — бирюза. Чем старее она, тем глубже ее зелено-голубые омуты…”Поэмы «Деревня» и «Плач по Есенину» [1927] — совершенно откровенные антисоветские декларации озверелого кулака. К. открыто проклинает революцию за разоблачение мощей и т. д. и предрекает, что «мужик сметет бородою» новое татарское иго. Так развертывается социальная сущность клюевской «старорусской» эстетики.
Мироощущение вымирающего кулачества, цепляющегося за прошлое и отталкивающегося от революции, и выражено в творчестве К. как одного из наиболее ярких представителей кулацкого стиля, среди которых следует назвать Клычкова, Орешина, раннего Есенина и др.
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://moitvoru.ru/index.php/biografii-pisatelej/8404-klyuev-nikolaj-alekseevich-kratkaya-biografiya
Николай Клюев и его творчество Краткая биография
Николай Клюев и его творчество
Краткая биография Николая Клюева (1884-1937) Николай Алексеевич Клюев родился 10 октября 1884 года в деревне Коштуге Коштугской волости Вытегорского уезда Олонецкой губернии (ныне Вытегорский район Вологодской области) .
В разное время в автобиографических заметках, письмах, устных рассказах поэт любил подчеркивать, что в роду его было немало людей недюжинных, даровитых, артистических от природы. Прасковья Дмитриевна – мать поэта – была родом из Заонежья, из семьи старообрядцев. Его мать знала очень множество народных песен, духовных стихов.
В 1897 году заканчивает двухклассное училище и начинает странствия по старообрядческим скитам и монастырям. Как свидетельствуют современники, он побывал в Иране, Китае и Индии. Клюев приобщается к огромному кладезю знаний, в том числе магических, ему приписывали гипнотическую силу.
Поэт был универсальной личностью: умел играть на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно пел, обладал недюжинными актерскими способностями. В августе 1936 года поэта отправляют в ссылку.
Начинающий поэт активно сотрудничал с революционными организациями и в 1905 году Клюев был привлечен Московским жандармским управлением к дознанию по делу о распространении среди служащих станции железной дороги прокламаций революционного содержания. Начало 1906 года. Поэта арестовывают за агитационную деятельность в Вытерге и окрестных селах. Сидел сначала в Вытергской, а затем в Петроградской тюрьме.
Долгие годы жила легенда о смерти поэта на станции Тайга от сердечного приступа и пропаже его чемодана с рукописями. В действительности же Николай Клюев был расстрелян в Томске 23-25 октября 1937 года.
Поэтическое течение предреволюционного десятилетия В предреволюционное десятилетие в литературу входит новое поколение поэтов из крестьянской среды. Выходят книги стихов С. Клычкова, сборники Н.
Клюева, начинают печататься А. Ширяевец и П. Орешин. В 1916 г. выходит сборник стихов Сергея Есенина “Радуница” .
Эти поэты были встречены критикой как посланцы в литературу новой русской деревни, выразители ее поэтического самосознания.
Большое влияние на крестьянскую поэзию 1910-х годов оказали сложившиеся в литературе и очень различные традиции изображения деревни, русской национальной жизни. Отношение крестьянских поэтов к национальным истокам народной жизни было сложным, противоречивым, во многом обусловленным сложными обстоятельствами русской социальной жизни и идейной борьбы предреволюционного десятилетия.
Следует иметь в виду, что в годы реакции и войны официальная печать, буржуазно-либеральная пресса выступила под знаменем “народности” , активного национализма. Эти настроения нашли свое отражение в буржуазном искусстве тех лет – поэзии, живописи, архитектуре.
В среде либеральной художественной интеллигенции обострился интерес к “исконным” началам русской национальной жизни, ее “народной стихии” . В декадентских литературно-художественных кружках и салонах обсуждались вопросы о национальных судьбах России.
В этих кругах особое внимание привлекала сектантская литература и поэзия, древняя славянская и русская мифология.
Особенности поэзии Николая Клюева В этих условиях первые публикации стихов Н. Клюева (1887- 1937) и появление поэта в литературных кружках и собраниях сразу же вызвали сочувственные отклики буржуазно-либеральной и декадентской критики, которая усмотрела в его творчестве выражение стихийно-религиозных начал народного сознания, глубин национального духа.
В поэзии Клюева, как вообще в ново-крестьянской поэзии, отразились объективные противоречия крестьянского миропонимания, о которых писал, анализируя противоречия творчества Льва Толстого, В. И. Ленин.
Ленин указывал на наивность крестьянской массы, ее патриархальные настроения непротивления, желание уйти от мира, “бессильные проклятья по адресу капитализма” . Такие настроения были свойственны и творчеству Клюева, объективно отразившего эти черты крестьянского сознания.
Религиозные мотивы поэзии Клюева и других ново-крестьянских поэтов тоже имели объективное основание в особенностях крестьянского патриархального понимания мира, одной из черт которого, как указывал В. И. Ленин в той же статье о Л. Н. Толстом, был мистицизм.
Но для Клюева, в отличие от других поэтов течения, была характерна и наигранная подчеркнутость “народности” поэтических произведений, рассчитанная на запросы тех литературных кругов, в которых Клюев оказался, попав в Петербург.
В 1912 г. поэт выпустил книгу стихов “Сосен перезвон” . Это были стихи о Руси, о русском народе, благостном и кротком. Русская деревня в стихах Клюева рисовалась благодатным “избяным раем” . Думы крестьян в его стихах – о нездешнем и неземном, в “перезвоне” сосен им слышатся перезвоны церковных колоколов, зовущие в “жилище ангелов” .
Мотивы народного гнева и горя, прозвучавшие в ранних стихах Клюева в 1905-1906 гг. (“Народное горе” , “Где вы, порывы кипучие” ) , исполненных демократических настроений, сменяются мотивами, заимствованными из религиозной старообрядческой книжности, духовных стихов.
Клюев резко противопоставляет современному “миру железа” патриархальную деревенскую “глухомань” , идеализирует вымышленную старую благостную, сытую деревню, ее “избяной” быт с расписными ендовами, бахромчатами платами селян, лаковыми праздничными санями.
Для него “изба – святилище земли с запечной тайною и раем” .
Стихи второй книги Клюева “Братские песни” (1912) построены на мотивах и образах, взятых из сектантских духовных песнопений. Это песни, сочиненные для “братьев по духу” .
В бытописи Клюева нет примет реальной жизни новой деревни, разбуженной революцией 1905 г., общественных помыслов и дум русского послереволюционного крестьянства. Описания деревенского быта, народных обрядов, обычаев, мифологические мотивы, часто развернутые в тему целого стихотворения – все существует в его поэзии вне современности.
Защита национальных начал народной жизни от наступающей на Россию бездушной “железной” городской культуры оборачивается у Клюева защитой “дремучих” вековых устоев, древнего религиозного миропонимания, в конечном счете – неприятием социального прогресса:… Чует древесная сила, Провидя судьбу наперед, Что скоро железная жила Ей хвойную ризу прошьет.
Зовут эту жилу чугункой, – С ней лихо и гибель во мгле…
Или:… Заломила черемуха руки, К норке путает след горностай… Сын железа и каменной скуки Попирает берестяный рай.
По стилю, образности стихи Клюева этого периода близки духовным песням. Недаром Есенин назовет Клюева “ладожским дьячком” .
В историю русской поэзии начала века Клюев вошел, однако, прежде всего как поэт русской природы. Эти стихи сам Клюев выделял в особые циклы, подчеркивая их связь с традицией народной поэзии. (См., например, сб. “Мирские думы” , 1916) .
Цикл “Лесные были” открывается характерным в этом смысле стихотворением: Пашни буры, межи зелены, Спит за елями закат, Камней мшистые расщелины Влагу вешнюю таят. Хороша лесная родина: Глушь да поймища кругом!..
Прослезилася смородина Травный слушая псалом…
В этих стихах Клюев виртуозно использует образы, приемы фольклорного творчества, богатство и многоцветно русского народного языка. Но примечательно, что в устном народном творчестве наиболее близкими ему оказываются самые древние традиции – народных поверий, обрядовой поэзии.
В cтиxax Клюева, опиравшихся на традиционную народную поэтику (в построении образов, композиции, широком использовании приема психологического параллелизма, песенной символике) , всегда, однако, ощущался привкус нарочитости, стилизации. Часто поэт терял чувство меры, нагнетая “народные” элементы, диалектизмы.
Кроме того, “социальные, трудовые и нравственные стороны жизни современной деревни Клюеву словно бы неизвестны.
Многовековый патриархальный уклад” нашедший эстетическое выражение в народной поэзии, разрушался, сам Клюев был “продуктом” этого распада, а в поэзии его картинно пела, любила и страдала древняя Русь, поэтизировались языческие поверья” .
Национальный колорит поэзии Клюева, богатство народных художественных элементов, рассыпанных в его стихах, привлекли внимание Есенина, который одно время принял позицию Клюева за подлинно народную.
Загрузка…
Николай Клюев и его творчество Краткая биография
Другие сочинения по теме:
- Василий Андреевич Жуковский – краткая биография Василий Андреевич Жуковский – краткая биография Необычайная судьба Василия Андреевича Жуковского достаточно хорошо известна. Он родился 29 января 1783 года…
- Тимур Кибиров. Биография и творчество. Анализ стихотворений Определить, к какому направлению относится творчество Тимура Кибирова, весьма проблематично. С концептуалистами (см. первую часть пособия) его роднит отношение к…
- Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича Великий русский ученый, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рожден 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии….
- Краткая биография величайшего русского писателя Н. В. Гоголя В годы сложной идейной и художественной жизни начинается литературная деятельность и одного из величайших русских писателей Н. В. Гоголя, творчество…
- Краткая биография Ивана Александровича Гончарова Великий русский писатель Гончаров Иван Александрович был рожден 18-ого июня 1812-ого года в Симбирске, в богатой семье купцов. Мать Гончарова…
- Ф. М. Достоевский. Краткая биография с 1867 года Ф. М. Достоевский. Краткая биография с 1867 года В октябре 1866 года, Достоевский обратился к стенографистке (Анне Григорьевне Сниткиной) ,…
- Николай Иванович Костомаров. (16.05.1808-19.04.1869). Жизнь и творчество Выдающийся украинский и русский историк, поэт-романтик, мыслитель, общественный деятель. Искренняя любовь художника к своей Родине может проявляться только в строгом…
- Поэты “Серебряного века”: Николай Гумилев В русской литературе “Серебряный век” – это период творчества главных представителей модернизма, период проявления талантов многих поэтов.1892 год считают началом…
- Иосиф Александрович Бродский. Биография поэта Иосиф Александрович Бродский родился в Ленинграде за год до начала Великой Отечественной войны, в семье фотографа и домохозяйки. Во время…
- Краткая хроника жизни и творчества Михаила Алексеевича Кузмина 1872, 6 октября (по ст. ст.) Дата рождения Михаила Алексеевича Кузмина (г. Ярославль). Вскоре после его рождения семья переехала в…
- Поэтическое творчество и общественно-политическая деятельность Бехера Поэтическое творчество и общественно-политическая деятельность Бехера отразили в себе всю сложность эпохи исторического перелома. Вернувшись в 1945 году из эмиграции…
- Последний поэт из серебряного века (Творчество Георгия Иванова) Чудный серебряный век русской поэзии не вписался в “терновый венец революций”. Он исчез, как свет лета исчезает в предзимней сумрачности….
- Краткая хроника жизни и творчества Николая Степановича Гумилева 1886, 3 апреля (по ст. ст.) Дата рождения Николая Степановича Гумилева в Кронштадте в семье морского врача. Детство будущего поэта…
- Языков Николай Михайлович, поэт Родился 4 марта (16 по новому стилю) в Сибирской губернии в богатой помещичьей семье. Получил хорошее домашнее образование, которое позволило…
- “Крестьянские поэты” и имажинисты В 1912 г., когда символизм начал распадаться, а новые школы мало что обещали, когда даже такие левиафаны, как Сологуб и…
- Якимчук Николай Алексеевич Дата рождения – 16 апреля – 1961 Дата смерти – 0 Николай Алексеевич Якимчук (род. 16 апреля 1961, Ленинград) –…
- Старшинов Николай Константинович поэт Родился 6 декабря в Москве, в Замоскворечье, в многодетной семье. Начавшаяся Отечественная война заставила вчерашнего школьника надеть солдатскую шинель и…
- Краткая хроника жизни и творчества Валерия Яковлевича Брюсова 1873, 1 декабря (по ст. ст.) Дата рождения Валерия Яковлевича Брюсова (г. Москва). 1885-1893 Учеба в гимназиях Москвы; увлечение поэзией…
- Биография М. Ю. Лермонтова Поэт, писатель, драматург. Родился Биография М. Ю. Лермонтова Поэт, писатель, драматург. Родился Лермонтов в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней…
- Николай Некрасов и Афанасий Фет Фет А. А Николай Некрасов и Афанасий Фет Николай Некрасов и Афанасий Фет… Что-то далекое и близкое… “Между именами Некрасова и Фета такой…
Источник: https://ege-russian.ru/nikolaj-klyuev-i-ego-tvorchestvo-kratkaya-biografiya/
Николай Клюев
Клюев Николай Алексеевич (1884-1937), русский поэт, представитель так называемого новокрестьянского направления в русской поэзии XX века.
Родился 10 (22) октября 1884 в селе Коштуг Вышегородского уезда Олонецкой губернии, одной из глухих деревень русского Севера, в крестьянской старообрядческой семье традиционно крепкого морального закала, что оказало большое влияние на характер и творчество будущего поэта.
От своей матери, Прасковьи Дмитриевны, унаследовал любовь к народному творчеству – к песням, духовным стихам, сказам, преданиям. Она же научила его грамоте. В 1893-1895 учился в церковно-приходской школе, много занимался самообразованием.
Затем перешел в двухклассное городское училище, после окончания которого в течение года учился в Петрозаводской фельдшерской школе. Ушел по болезни. В 16 лет, надев на себя вериги, ушел «спасаться» в Соловки, затем подвизался в роли псалмопевца Давида в раскольничьем «корабле».
Странствия по России, участие в движении сектантов, носившем в те годы отчетливый характер социальной оппозиционности, во многом определили творчество Клюева.
Первые стихи опубликовал в 1904 («Не сбылися радужные грезы…», «Широко необъятное поле…»). За революционную пропаганду в 1906 был заключен в тюрьму. В 1908 в «Нашем журнале» (№ 1) анонимно опубликовал статью «В черные дни». («Из письма крестьянина»), где доказывал «врожденную революционность глубин крестьянства».
В 1907-1912 переписывался с А.А. Блоком, который увидел в Клюеве персонифицированное воплощение своей мечты о единстве двух Россий, мистически-патриархальной и крестьянско-бунтарской, и помог Клюеву издать в Москве поэтические сборники «Сосен перезвон» (1911, 2-е изд. 1913, с предисловием В.Я.
Брюсова, где мэтр отметил «первенство» Клюева среди крестьянских самородков), «Братские песни» (1912), «Лесные были» (1913).
Выдержанные в стиле раскольничьих песнопений, духовных стихов и апокрифов, тяготеющих к обличениям протопопа Аввакума (что заставило некоторых критиков увидеть в Клюеве прежде всего талантливого подражателя и имитатора), они были близки также символизму блоковского образца.
В 1915-1916 Николай Клюев — глава так называемых новокрестьянских поэтов (С.А. Есенин, называвший Клюева «апостолом нежным», С.А. Клычков, П.В. Орешин, В.А. Ширяевец (Абрамов) и др.).
В 1916 выпустил посвященный событиям военных лет сборник «Мирские думы», содержащий главным образом стихи, близкие народным плачам и причитаниям.
В 1917-1918 поэта поддерживала литературная группа «Скифы», в ее одноименном альманахе Клюев в эти годы опубликовал циклы «Земля и железо», «Избяные песни» (посвящен матери, «былиннице» и «песеннице») и др.
Принципиальным было для Николая Клюева сохранение «дедовской веры» — даже в контексте принимаемых поэтом революционных преобразований (сборники «Песнослов», кн. 1-2, «Медный кит», оба 1919; «Избяные песни», 1920; «Изба и поле», 1928; поэмы «Мать-Суббота», 1922; «Плач по Есенину», «Заозерье», обе 1927).
После публикации поэмы «Деревня» (1927) Клюев был подвергнут резкой критике за тоску по разрушенному сельскому «раю» и объявлен «кулацким поэтом».
Ноты «кулацкого» протеста звучали в известных по фрагментам поэмах Клюева «Соловки» и «Погорельщики», 1927; в опубликованной в 1991 поэме «Песнь о Великой Матери», проникнутой автобиографическими и провиденциальными мотивами, в стихотворном цикле «О чем шумят седые кедры» (1933).
В 1932 из Ленинграда, где он жил с начала 1910-х годов, Николай Клюев переехал в Москву. В 1934 был арестован и выслан из Москвы сроком на пять лет в город Колпашево Нарымского края, Томской обл. «Я сослан за поэму «Погорельщина», ничего другого за мной нет», – писал он из ссылки.
К середине 1934 Клюева переводят в Томск, где он продолжал много писать, несмотря на подавленное состояние духа и болезни. Мучительно переживая свой вынужденный отрыв от литературы, он писал: «Не жалко мне себя как общественной фигуры, но жаль своих песен-пчел, сладких, солнечных и золотых.
Шибко жалят они мое сердце».
5 июня 1937 полупарализованный Николай Клюев был арестован в Томске «за контрреволюционную повстанческую деятельность». Сибирское НКВД сфабриковало дело о церковно-монархической организации «Союзе спасения России», готовившем якобы восстание против советской власти, в котором роль одного из вождей приписывалась Клюеву. Между 23 и 25 октября 1937 Николай Клюев был расстрелян.
Прижизненные книги стихов
- Братские песни. (Песни голгофских христиан). М.: К новой земле, 1912. 16 с.
- Братские песни. (Книга вторая) / Вступ. ст. В. Свенцицкого. М.: Новая земля, 1912. XIV, 61 с.
- Лесные были. М.: 1912.
- Лесные были. (Стихотворения. Кн. 3-я). М.: 1913. 76 с.
- Сосен перезвон. / Предисл. В. Брюсова. М.: 1912. 79 с. 2-е изд. М.: 1913. 72 с.
- Мирские думы. Пг.: 1916. 71 с.
- Песнослов. Кн. 1-2. Пг.: 1919.
- Медный кит. (Стихи). Пг.: 1919. 116 с.
- Неувядаемый цвет: Песенник. Вытегра: 1920. 63 листа.
- Избяные песни. Берлин: Скифы, 1920. 30 с.
- Песнь солнценосца. Земля и железо. Берлин: Скифы, 1920. 20 с.
- Львиный хлеб. М.: 1922. 102 с.
- Мать Суббота. (Поэма). Пб: 1922. 36 с.
- Четвёртый Рим. Пб.: Эпоха, 1922. 23 с.
- Ленин. Стихи. М.-Пг.: 1924. 49 с. (3 издания)
- Клюев Н. А., Медведев П. Н. Сергей Есенин. (Стихи о нём и очерк его творчества). Л.: Прибой, 1927. 85 с. 4000 экз. (включена поэма Клюева «Плач о Сергее Есенине»).
- Изба и поле. Избранные стихотворения. Л.: Прибой, 1928. 107 с. 3000 экз.
Основные посмертные издания
- Клюев Н. А. Стихотворения и поэмы. / Сост., подготовка текста и примечания Л. К. Швецовой. Вступ. ст. В. Г. Базанова. (Серия «Библиотека поэта». Малая серия. 3-е изд.) Л.: Советский писатель, 1977. 559 с. 15 000 экз.
- Клюев Н. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы. / Предисл. Н. Н. Скатова, вступ. ст. А. И. Михайлова; сост., подготовка текста и примечания В. П. Гарнина. СПб.: Издательство РХГИ, 1999. 1072 с. (в примечаниях: Клюев 1999)
- Клюев Н. А. Словесное древо. Проза. / Вступ. ст. А. И. Михайлова; сост., подготовка текста и примечания В. П. Гарнина. СПб.: Росток, 2003. 688 с. (в примечаниях: Клюев 2003)
- Николай Клюев. Письма к Александру Блоку: 1907—1915. Публикация, вводная статья и комментарии — К. М. Азадовский. М.: Прогресс-Плеяда, 2003. 368 с.
Стихи Николая Клюева
Источник: http://poetrysilver.ru/bio/166
Николай Клюев: творчество и биография
Литературный критики давно «определили» место Николая Клюева в русской поэзии. Его принято называть представителем новокрестьянского направления. Пусть будет так.
Для проницательного читателя интересны те образы и сравнения, которые поэт использует в своих произведениях.
Когда читаешь строки – я надену черную рубаху и вослед за желтым фонарем, по камням двора пойду на плаху – невольно чувствуешь вечную предначертание судьбы. И нет у слабого человека выбора, кроме поклонения Творцу и окружающей природе.
Биография Николая Алексеевича Клюева проста и очевидна, как березка в роще на пригорке. Ребенок появился на свет среди озер и лугов Олонецкой губернии, сегодня это Вологодская область, осенью 1884 года. Семья проживала в большом селе, где стоял православный храм.
Отец дослужился до чина урядника. Мать, крестьянка из старообрядцев, знала много народных песен, духовных стихов и веселых прибауток. Ее часто приглашали плакальщицей на похороны.
Николай с младых ногтей наблюдал за тем как живет деревня на северных землях, скудных на урожай.
Несмотря на суровые условия Русского севера, деревенская жизнь полна земных радостей и огорчений. Люди справляют свадьбы. В свободное от труда время водят хороводы и сочиняют частушки. Мальчика отдают в церковно-приходскую школу, где он пристрастился к чтению.
Видимо в этот период у него появляется влечение и вкус к сочинительству. Обладая цепкой памятью и наблюдательностью, он точно фиксирует характерные детали окружающей действительности.
«Сын обижает, невестка не слухает, хлебным куском да бездельем корит» – это же про старушку, из соседнего дома.
После окончания школы Николай пытается получить медицинское образование в фельдшерском училище. Однако карьера уездного доктора не задается. На юношу наваливаются хвори, и он, чуть живой, возвращается в отеческий дом.
Через некоторое время, окрепнув здоровьем, Клюев в артели с земляками, которые занимаются торговлей мехами и рыбой, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы подзаработать деньжат. Подходящей работы в столице не нашлось, но первые поэтические пробы получают одобрение.
В 1904 году стихи Николая Клюева впервые увидели свет в коллективном сборнике «Новые поэты».
Через некоторое время Клюев знакомится с Александром Блоком. Известный поэт-символист помогает своему собрату по перу публиковать свои стихи в периодических изданиях. В 1911 году вышел первый сборник новокрестьянского поэта «Сосен перезвон».
В представленных произведениях воспевается русская природа и привлекательность деревенского быта. При этом поэт резко отзывается о безбожниках, как представителях буржуазной культуры. Октябрьскую революцию 1917 года Николай встречает с восторгом.
Как это ни странно, личная жизнь поэта не складывается. У него уже есть единственная любовь и воображаемая жена – это Поэзия. И он, верный муж, ни когда ее не оставит. Между тем мировоззрение Клюева не вмещается в рамки новых законов и правил.
О подобных разочарованиях революцией написано много книг и сняты фильмы. Крестьянский поэт стал одним из тех, кто пал жертвой своих иллюзий. В результате возникших разногласий, Николая Клюева приговорили к ссылке в Томскую область.
Здесь осенью 1937 года его осудили по сфабрикованному делу к расстрелу.
Источники:
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-961479-nikolay-klyuev-tvorchestvo-i-biografiya–
Доклад: Клюев Н.А
Клюев Николай Алексеевич (1884 — 1937)
Русский советский поэт.
Родился 10 октября в одной из глухих деревень русского Севера (Олонецкой губернии) в крестьянской семье, тесно связанной со старообрядческими традициями, что оказало большое влияние на характер и творчество будущего поэта. От своей матери, Прасковьи Дмитриевны, унаследовал любовь к народному творчеству — к песням, духовным стихам, сказам, преданиям. Она же научила его грамоте. В 1893 — 95 учился в церковно-приходской школе, затем в двухклассном городском училище, после окончания которого в течение года учился в Петрозаводской фельдшерской школе. Ушел по болезни. Начинаются странствия Клюева по старообрядческим скитам, монастырям.
В начале 1900-х начинает писать стихи: в 1904 в петербургском альманахе «Новые поэты» появляются его стихотворения («Не сбылись радужные грезы…», «Широко необъятное поле…» и др.); в 1905 — в сборниках «Волны» и «Прибой».
В 1905 — 07 принимал активное участие в революционном движении крестьян и в 1906 в течение шести месяцев находился за это в тюрьме, после чего за ним был установлен негласный надзор полиции.
К 1907 относится начало переписки Клюева с А. Блоком, имевшей большое значение для обоих (сохранилось 37 писем Клюева к Блоку). Блок использовал эти письма в своих статьях, считая их «документом огромной важности — о современной России — народной, конечно» («Слова его письма кажутся мне золотыми словами»). При содействии А. Блока стихи Н.Клюева печатаются в журналах «Золотое руно», «Новая земля» и др. В 1912 вышли две поэтические книги Клюева — «Сосен перезвон» (с предисловием В. Брюсова) и «Братские песни». До революции вышло еще два сборника — «Лесные были» (1913) и «Мирские думы» (1916). Не только блок и брюсов заметили этого самобытного, большого поэта, но и Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам и др. В 1915 Клюев знакомится с С. Есениным, и вокруг них группируются поэты новокрестьянского направления (С. Клычков, П. Орешин, А. Ширяевец и др.).
Октябрьскую революцию Клюев горячо приветствовал, восприняв ее как исполнение вековых чаяний крестьянства. В эти годы он напряженно и вдохновенно работает. В 1919 выходит сборник «Медный Кит», куда вошли такие революционные стихи, как «Красная песня» (1917), «Из подвалов, из темных углов…» глубоким в народе”.
Решающую роль в судьбе Клюева сыграла критическая статья о нем Л.Троцкого (1922), появившаяся в центральной печати. Клеймо «кулацкого поэта» сопровождает его на протяжении целого десятилетия. Поэт остро нуждается, он обращается в Союз поэтов с просьбами о помощи, пишет М. Горькому: “… Нищета, скитание по чужим обедам разрушает меня как художника”. Продолжает работать, создает несколько очень значительных произведений: «Плач о Сергее Есенине» и поэму «Погорельщина».
С 1931 Клюев живет в Москве, но путь в литературу для него закрыт: все, что он пишет, отклоняется редакциями.
В 1934 был арестован и выслан из Москвы сроком на пять лет в город Колпашево Нарымского края. «Я сослан за поэму „Погорельщина“, ничего другого за мной нет», — писал он из ссылки.
К середине 1934 Клюева переводят в Томск. Мучительно переживая свой вынужденный отрыв от литературы, он писал: «Не жалко мне себя как общественной фигуры, но жаль своих песен-пчел, сладких, солнечных и золотых. Шибко жалят они мое сердце».
5 июня 1937 Клюев был арестован в Томске «за контрреволюционную повстанческую деятельность» (сибирское НКВД сфабриковало дело о «Союзе спасения России», готовившем якобы восстание против советской власти, в котором роль одного из вождей приписывалась Клюеву). В октябре 1937 в Томске Н. Клюев был расстрелян. Посмертно реабилитирован.
Источник: https://ronl.org/doklady/biografii/58118/