Краткая биография квинт гораций флакк

ГОРАЦИЙ, КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК

Содержание статьи

ГОРАЦИЙ, КВИНТ ГОРАЦИЙ ФЛАКК (Quintus Horatius Flaccus) (65–8 до н.э.), римский поэт, один из наиболее прославленных авторов во всей мировой литературе. Родился в 65 до н.э. в Венузии (совр. Веноза) в области Апулия на юге Италии.

Отец Горация, о котором сам поэт отзывается с восторгом и преклонением (о матери он не упоминает), был вольноотпущенником. Ремеслом помощника распорядителя аукционов он заработал на небольшое поместье.

Желая, чтобы способный юноша получил превосходное образование, отец привез Горация в Рим и вверил его попечению известного грамматика и наставника Орбилия Пупилла. Сам отец взял на себя роль «педагога», т.е. человека, сопровождающего ребенка в школу (обычно эта обязанность возлагалась на раба).

В 20 лет Гораций отправился в Афины, чтобы завершить свое образование. В 44 Марк Юний Брут, один из заговорщиков, убивших Цезаря, также прибыл в Афины якобы для занятий философией, на самом же деле – чтобы завербовать среди молодых римлян, учившихся в Греции, офицеров своей будущей армии.

Обратите внимание

Когда Марк Антоний и Октавиан (будущий Август) открыли против «освободителей» военные действия, Гораций встал на сторону Брута. В 22 года он получил чин военного трибуна и сопровождал Брута в Малую Азию. Но несгибаемым республиканцем Гораций не был: уцелев в роковом для Брута сражении при Филиппах (42 до н.э.

), он с «подрезанными крыльями» возвратился в Рим, тем более что за это время успел лишиться и отца и ожидаемого поместья (оно было конфисковано в пользу демобилизованных ветеранов). Последовала всеобщая амнистия, и Горацию удалось получить должность писца в казначействе.

Стихи, написанные Горацием в это время, привлекли внимание Вергилия и Вария Руфа. Они представили молодого человека ближайшему сподвижнику Августа Меценату, и в 38 до н.э. последний принял Горация в круг своих друзей.

Меценат являлся не только другом, но и покровителем поэтов. Он удостоился вечной признательности Горация, введя его в литературные и политические круги Рима, а в 33 до н.э.

Гораций получил от Мецената небольшую усадьбу в Сабинских горах, благодаря которой ему больше не надо было печься о хлебе насущном.

В этот период политика все еще заботила поэта. Естественно, он присоединился к партии своего покровителя, хотя никогда не открещивался и от старинных друзей-республиканцев.

Гораций стал деятельным приверженцем Августа лишь в результате разразившегося между ним и его прежним союзником Марком Антонием военного конфликта, который завершился победой при Акции (31 до н.э.) и взятием Александрии (30 до н.э.).

После этих событий Гораций внес немалый вклад в проводившуюся Августом кампанию по политическому и нравственному возрождению Рима.

Обратившись к поэзии в пору разочарования после поражения при Филиппах, Гораций избрал в качестве образца двух остроумных и язвительных авторов: у грека Архилоха (ок. 675 – ок. 635 до н.э.) он позаимствовал ямб, у италийца Луцилия (ок. 180–102 до н.э.) – сатиру. Первая книга Сатир Горация (сам он называл их Sermones, т.е.

Беседы), состоявшая из десяти стихотворений, написанных гекзаметром, вышла ок. 35 до н.э. После победы Августа, ок. 30 до н.э., Гораций собрал еще 8 сатир во второй книге, присоединив к ней 17 коротких ямбических произведений, названных Эподы. После этого в творчестве Горация произошел решительный поворот.

Важно

Он отыскал размеры, соответствующие своему ныне позитивному умонастроению, в эолийской лирической (т.е. предназначавшейся для исполнения под аккомпанемент) поэзии начала 6 в. до н.э., у Алкея и Сафо, у них же он черпал и вдохновение. Обращался он и к более легковесной лирике Анакреонта, и к более рассудочной и ученой эллинистической поэзии.

Гораций искусно приспособил эти размеры к латинскому языку, с легкостью настоящего мастера использовал он и благородный алкеев стих, и изящную сапфическую строфу, и текучие асклепиады. В 23 до н.э. он выпустил в свет Оды, 88 разнообразных по метрике, величине (от 8 до 80 строк) и интонации стихотворений, тщательно распределенных по трем книгам (лат.

Carmina, т.е. Песни, Одами их назвали уже после античности).

В следующие шесть лет Гораций перестал сочинять лирические (в античном смысле слова) стихотворения. В 20 до н.э. вышла первая книга написанных гекзаметром Посланий, куда вошли 20 писем преимущественно философского содержания, более строгих по форме, чем Сатиры, но вполне индивидуальных и искренних.

В эти годы Гораций в силу ряда причин в значительной степени утрачивает былое легкомыслие. Он остро ощущает, что молодость со всеми ее отрадами его покидает. В 23 до н.э. Меценат не угодил Августу и был оттеснен с позиции наиболее приближенного к нему лица. В 19 до н.э. умерли любимый Горацием Вергилий, а также Тибулл.

Однако в 17 до н.э. Август поручает Горацию сочинение гимна в честь великих Столетних игр. Это наконец-то доставило Горацию широкую известность, и он вернулся к лирике. При создании написанных в несколько последующих лет 15 од, собранных в IV книге, Горацием двигало ощущение того, что поэзия способна даровать человеку бессмертие.

Здесь мы находим восхищение императором, а порой и лесть. Таково же и вдохновенное, блестящее 1-е стихотворение из II книги Посланий, обращенное к Августу по прямой его просьбе. В нем обсуждается состояние римской поэзии, причем Гораций защищает современных ему авторов от нападок со стороны приверженцев старины.

Время написания знаменитого Послания Пизонам (озаглавленного в поздней традиции Ars Poetica, т.е. Искусство поэзии) не установлено, как неизвестно и то, когда именно Гораций ответил отказом на предложение Августа занять место его личного секретаря. В 8 до н.э.

Меценат умер, и Гораций пережил его лишь на два месяца. Его похоронили на Эсквилине рядом с Меценатом.

Стиль и техника

Сатиры начинались с близкого копирования Луцилия. Даже описание реальной поездки Горация из Рима в Брундизий (I 5) было подсказано принадлежащим Луцилию стихотворением о путешествии по Сицилии.

Как и тот, Гораций мастерски воспроизводит неупорядоченность живого речевого потока, незаметно переходит от одного предмета к другому, вкрапляет там и сям живописные сценки и аллюзии, а также обрывки диалога. К Горацию постепенно приходит осознание того, что ценность и значение сатир Луцилия – в их автобиографичности.

Во II книге Сатир Гораций непринужденно развивает эту форму одновременно в двух направлениях: к автобиографичности своих Посланий и к обличительной патетике, которую мы привыкли связывать прежде всего с Ювеналом и с жанром сатиры как таковым.

II книга Посланий состоит из двух обширных, полных здравых идей литературных трактатов, которым придана соответствующая форма: одно послание обращено к Августу, другое – к Юлию Флору. Относительно более пространного (476 строк) Искусства поэзии античный комментатор сообщает, что в основе этого сочинения – трактат Неоптолема Паросского (3 в. до н.э.)

Совет

Даже по немногим дошедшим до нас фрагментам Архилоха мы можем заключить, что в своих Эподах Гораций заимствует у Архилоха какую-то идею, а затем развивает ее в соответствии со своим, как правило более добродушным, умонастроением.

Также и в Одах он берет у Алкея или у другого греческого поэта идею, а потом придает ей такое направление, которое никоим образом не могло появиться в оригинале.

Если говорить о формальной стороне, для этих лирических произведений характерны изобретательная продуманность вплоть до малейших деталей, метрическое разнообразие, бережность в словах, их благозвучие и удивительно изящное расположение. Здесь использовано все лучшее, что дали латинскому языку обороты Цицероновых речей. Почти все стихотворения к кому-то обращены.

Это явно на них сказывается: по интонации все это скорее увещевательные или ободряющие, нежели чисто личные произведения. Многие написаны по случаю (так, по крайней мере, в них говорится). Для пения предназначались лишь очень немногие оды. Есть здесь и величественные патриотические гимны (испытавшие на себе влияние Пиндара), прежде всего первые шесть в III книге.

Любовь не вызывает у поэта глубоких чувств, страсть обнаруживает себя только в Эподах. В Одах достигший зрелых лет поэт превращается в безучастного зрителя человеческой комедии, готового посмеяться как над чужим, так и над своим неразумием. Есть у Горация и очаровательные стихотворения, посвященные деревенской жизни.

Влияние

В Средние века Горация почитали за моралиста, автора написанных гекзаметром сатир. Ему, «сатирику Горацию», Данте (Ад IV) отводит место в Лимбе вслед за Вергилием и Гомером. Возрождение открыло Горация. В 1347 Петрарка приобрел рукопись с его произведениями, и в некоторых стихотворениях у него обнаруживается явное влияние Горация.

Гуманисты считали Горация всецело своим, но его высоко ценили и иезуиты, ибо выхолощенный или христианизированный Гораций мог оказывать положительное нравственное воздействие на учеников. Нарисованная им картина простой деревенской жизни была по душе людям сходной с ним судьбы, придерживавшихся близких вкусов, какими были Петрарка, Ронсар, Монтень и Роберт Геррик.

Особенно высоко ценился довольно условный в выражении чувств 2-й эпод. В Англии первым популяризатором Горация явился Бен Джонсон, под несомненным влиянием Горация возникали и некоторые сонеты Мильтона. Эти поэты, а также Э.Марвелл и другие литераторы 17 в. понимали Горация лучше, чем большинство его почитателей в 18 в., чьи поверхностные восторги скорее повредили его репутации.

Обратите внимание

В то же время лирические размеры Горация использовались и в латинском стихосложении, особенно удачно это делал немецкий гуманист Конрад Цельтис (1459–1508), установивший, кроме того, обычай петь оды Горация в школе, что сделалось в 16 в. общераспространенной практикой. Впоследствии Горация стали перекладывать на новые языки, удачнее всего на немецкий.

Трактат Искусство поэзии оказал колоссальное влияние на литературную критику. Это из него, усилиями М.Дж.Виды, М.Опица, Н.Буало и А.Попа, заимствовались классические принципы, ссылками на него обосновывались старания обуздать излишества барокко.

Однако «Буре и натиску», другим движениям романтиков было не по пути с певцом благоразумия, уравновешенности и умеренности, и с той поры популярность Горация больше не поднималась на прежнюю высоту.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/GORATSI_KVINT_GORATSI_FLAKK.html

Гораций, Квинт Флакк

(65—8 гг. до н.э.) древнеримский поэт

Выдающийся поэт эпохи императора Августа Квинт Гораций Флакк был младшим современником Вергилия. Он родился в Венузии, на юге Италии. Отец его был вольноотпущенником и владел небольшим имением. Он дал своему сыну хорошее образование. Сначала Гораций учился в Риме, в школе, где изучал Гомера и древних римских поэтов, а потом уехал в Афины. Там он занимался греческой поэзией и философией.

Интерес к вопросам этики, свойственный современникам Горация, усилился у римлян еще со времен Цицерона. Философия понималась ими как наука о нравах. Однако и в этих вопросах Гораций не придерживался строго определенной философской школы. Для него характерно пестрое, непоследовательное сочетание взглядов и требований разнообразных философских систем.

Воспитанный в духе верности республике, в 42 году Гораций сражался в Греции в войске Брута, последнего защитника республики.

Разгром Брута будущий поэт принял как трагедию, он с трудом вернулся в Италию и, «наученный бедностью дерзкой», начал писать стихи.

Это сблизило его с Вергилием и Варием, а те, в свою очередь, представили его Меценату. С этих пор дружба с Меценатом стала постоянной опорой для будущего поэта.

Имя Горация — одно из самых популярных среди имен писателей древности. Даже те, кто никогда не читал ни одной его строчки, обычно знакомы с ним. Гораций был частым гостем в русской классической поэзии.

Недаром Пушкин в одном из первых своих стихотворений перечисляет его среди своих любимых поэтов: «Питомцы юных Граций, с Державиным потом чувствительный Гораций является вдвоем…

», а в одном из последних стихотворений ставит его слова эпиграфом к собственным строкам на знаменитую гора-циевскую тему: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Важно

Но если читатель, плененный тем образом «питомца юных Граций», какой рисуется в русской поэзии, возьмет в руки стихи самого Горация в русских переводах, его ждет неожиданность, а может быть, и разочарование.

Неровные строчки, без рифм, с трудно уловимым переменчивым ритмом состоят из длинных фраз, которые перекидываются из строчки в строчку, начинаются второстепенными словами и лишь затем, медленно и с трудом, добираются до подлежащего и сказуемого. Странная расстановка слов, естественный порядок которых, словно нарочно, сбит и перемешан.

Великое множество имен и названий, звучных, но малопонятных и, главное, совсем, по-видимому, не идущих к теме. Странный ход мысли, при котором сплошь и рядом к концу стихотворения поэт словно забывает то, что было вначале, и говорит совсем о другом.

А когда сквозь все эти препятствия читателю удается уловить главную идею того или другого стихотворения, то идея эта оказывается разо-чаровывающе банальной: «Наслаждайся жизнью и не гадай о будущем», «Душевный покой дороже богатства» и т.д. Вот в каком виде раскрывается поэзия Горация перед неопытным читателем.

Если после этого удивленный читатель, стараясь понять, почему же Гораций пользуется славой великого поэта, попытается заглянуть в толстые книги по истории древнеримской литературы, то и здесь он вряд ли найдет ответ на свои сомнения.

И все-таки Гораций был гениальным поэтом, и лучшие писатели Европы не ошибались, прославляя его в течение двух тысяч лет как величайшего лирика. Однако «гениальный» не значит «простой и легкий для всех». Его гениальность — в безошибочном, совершенном мастерстве, с котоства». Личность главного героя романа — Обломова — вызывает у читателя симпатию.

Он ничего не делает, просто лежит, но рядом с ним все становятся лучше и добрее.

Автор считал, что «только любящий и живой человек создает около себя светлый круг, целую сферу счастья, не только тем, что посещает больницы, основывает школы, а тем, что к чему ни прикоснется своей человеческой, симпатичной, доброй натурой, то везде делается тепло, честно, хорошо и чисто».

Продолжая изучать психологию русского дворянства, Гончаров создает новое произведение, свой третий роман — «Обрыв» (1869).

«Этот роман — была моя жизнь, я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места, всю, можно сказать, свою и близкую мне жизнь.

Совет

Пересказывая этот роман Тургеневу, я заметил, что, окончив «Обломова» и этот роман, т.е. Райского — я кончу все, что мне на роду написано, и больше ничего писать не буду».

Но демократическая критика высказала резкое недовольство романом. В героях произведения критика не увидела истинного движения жизни, а лишь «колеблющиеся шаги» людей, идущих наугад, тех, чьи действия «без начала и без конца». Поэтому замысел четвертого романа Гончарова остался неосуществленным.

Читайте также:  Краткая биография катулл

Но он не перестал заниматься литературной деятельностью. В этот период писатель публикует критические работы: статью «Мильон терзаний» (1872) — классическую работу о комедии А.С.

Грибоедова «Горе от ума», «Заметки о личности Белинского», театральные и публицистические заметки, статью «Гамлет», очерк «Литературный вечер», газетные фельетоны.

Завершает литературную деятельность Гончарова 70-х годов критическая работа о своем творчестве «Лучше поздно, чем никогда».

Последние годы жизни он был близок с А.Ф.Кони, который оставил ценные воспоминания о писателе. Несмотря на болезнь, Гончаров пишет очерки-воспоминания о детстве, о родине, об учебе в университете. Эти произведения рассказывают о природном даре и культуре писателя.

Но самое искреннее и задушевное признание он высказал в письме к Софье Александровне Никитенко, своему большому другу: «Скажу Вам наконец вот что, чего никому не говорил: с той самой минуты, когда я начал писать для печати…

у меня был один артистический идеал: это изображение честной, доброй, симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры…»

Изображению этой человеческой натуры Гончаров посвятил свою жизнь.

Источник: http://biografiivsem.ru/goraciy-kvint-flakk-0

Квинт Гораций Флакк: биография, краткое содержание творчества

поэты

Гораций Квинт Флакк (65-8 гг. до н. э.) – великий поэт античности, один из представителей эпохи Августа. За свою жизнь он написал более 160 стихотворений, и все они дошли до нас.

Язык его произведений считался образцовым. Католические монахи, средневековые студенты и гимназисты XIX в. изучали латынь за его стихами. Последователями Горация стали многие европейские поэты, русские поэты пушкинской поры, украинские поэты XVIII и XIX в.
Самыми известными его произведениями стали:

  1. «Оды» 23-13 гг. до н. э.
  2. «Сатуры» (сатиры) (41-30 гг. до н. э.)
  3. «Эподы» (41 -30 гг. до н. э.)
  4. «Послание» (20-10 гг. до н. е.).

Гораций родился в Венузии на юге Италии. Отец его был рабом, отпущенным на свободу. С расширением завоевательных войн рабы начинают играть все большую роль в жизни Римского государства. Их использовали не только на физических работах: образованный раб мог быть:

  • учителем;
  • инженером;
  • агрономом;
  • художником;
  • администратором;
  • военным советником.

Богатые люди, которые не имели прямых потомков, могли завещать свое имущество любимому рабу, предварительно отпустив его на свободу. Поскольку рабов в Рим пригоняли с завоеванных территорий, можно себе представить, какую огромную роль в культуре Древнего Рима со временем стали играть иностранцы.

Этот процесс получил в науке название «варваризация римской культуры».

Рабы, которым поручали ответственные должности, были вполне равнодушными к идее римского патриотизма, их мало интересовали римские добродетели и обычаи. Они в основном плохо знали латынь, засоряли речь словами «варварского» происхождения.

Рабская биография Горация Флакка наложила отпечаток на все его творчество. Он был равнодушен к почестям императорского двора и к служебной карьере. Зато он ценил искренние человеческие отношения и скромные радости жизни.

Образование он получил сначала в Риме, затем в Афинах – в центре изучения философии. В то время по империи прокатилась волной гражданская война после убийства Цезаря (44 г. до н. э.). 23-летний Гораций поступает в республиканскую армию для борьбы с преемниками Цезаря, занимает должность военного трибуна. Участвует в битве при Филиппах (42 г. до н. э.) на стороне Брута против Октавиана. Армия Брута была разгромлена. После амнистии Гораций возвращается в Рим, но его имение, приобретенное на сбережения отца, и имущество были конфискованы.

Поэт отправляется в Рим и устраивается на канцелярскую должность, занимается переписыванием законов и других государственных документов. Гораций был поражен и подавлен распущенностью римлян, карьеризмом и преклонением перед сильными мира сего.

Обратите внимание

Такое положение в обществе напрямую повлияло на творческую биографию Квинта Горация Флакка, его первые стихи имеют сатирическое окраску. Это «Сатиры», написанные гекзаметром, и «Эподы» (стихи с «припевом»). Вергилий, который был тогда в зените славы, обратил внимание на поэта и познакомил его с меценатом.

Встреча со знаменитым вельможей изменила всю дальнейшую биографию Горация. Ему импонировало, что меценат увидел в нем, прежде всего, поэта, а уже потом – человека определенного звена общества.

Постепенно он становится певцом императорского Рима.

Впоследствии Гораций оставил государственную службу и посвятил себя поэзии. Если собрать краткую биографию Квинта Горация Флакка в области творчества, получается внушительный список. Поэт оставил после себя литературное наследие, состоящее из:

  • двух книг сатир;
  • одной книги эпод (лирических стихов);
  • четырех книг од (песен);
  • юбилейного гимна и двух книг посланий.

Первая книга сатир состоит из десяти стихотворений. Темой послужили разные события жизни, разные люди.

Гораций призывает к простоте и умеренности, высмеивает корыстолюбие, подлость и бесчестие. Сборник «Эподы» ( «припевы») состоит из 17 стихотворений славильного и сатирического содержания. Тематика весьма различна – от пропаганды сельского труда до прославления политики «золотого века».

Центральное место в творчестве Горация занимают четыре книги од (или «Песен»). Еще в античности лирические песни стали называть одами. В одах Горация с наибольшей полнотой раскрывается идейная направленность творчества поэта: прославление политических и религиозно-этических идей Октавиана Августа. Оды отличаются безупречностью формы, целостностью и совершенством содержания, поражают ясностью мысли, виртуозной композицией.

Другие биографии.

Интересные факты о биографии Гоголя.

Биография Артура Конан Дойла.

Источник: http://biografiya-kratkaya.blogspot.com/2017/10/Quintus-Horace-Flaccus-biography-kratkoye-soderzhaniye.html

Краткая биография Квинт Гораций Флакк

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 до н. э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения в Венузии, римской военной колонии на юго-востоке Италии, на границе Лукании и Апулии. Его полное имя засвидетельствовано в его работах и в подписи к “Юбилейному Гимну”, который он написал по поручению императора Августа к столетним играм 17 до н.

э Отец Горация был вольноотпущенником. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободнорожденным, но такое происхождение, тем не менее, рассматривалась как социальная неполноценность, которая окончательно сглаживалась только в следующем поколении. Этот фактор оказал определенное влияние на мировоззрение и творчество Горация.

О матери поэт не рассказывает, хотя упоминает няню Пуллию.

Когда будущий поэт был ребенком, его отец оставил имение, спокойную экономную жизнь в провинции и переехал в Рим, чтобы дать сыну должное столичное образование, которое могло бы ввести его в более высокие общественные круги.

В столице он исполнял должность комиссионера на аукционах, получая по одному проценту со сделки от покупателя и продавца.

“Бедный, честный крестьянин”, каким рисует отца Гораций, тем не менее посредством такого занятия сумел покрывать расходы, связанные с образованием сына.

Гораций прошел через все ступени образования, обычного у римской знати своего времени: от первоначального обучения в школе Орбилия в Риме, где он изучал “Латинскую Одиссею” Ливия Андроника и Гомера до платоновской Академии в Афинах, где он занимался греческой литературой и философией. (Академия того времени служила своего рода университетом или высшей школой для молодой аристократии Рима; одним из “одноклассников” Горация был, например, сын Цицерона.) В Афинах Гораций так хорошо овладел греческим, что даже писал на нем стихи. Литературные и философские занятия Горация в Афинах были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря в 44 Осенью этого года, приблизительно через полгода после убийства Цезаря, в Афины прибывает Брут. Посещая философские лекции, он вербует приверженцев республиканского строя для борьбы с преемниками Цезаря – Антонием и Октавианом. Как и Цицерон, Гораций становится сторонником дела республики и присоединяется к Бруту. Гораций поступает в армию Брута и получает даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна (tribunus militum), то есть командира легиона; эту должность занимали в основном дети всадников и сенаторов, и она являлась первым шагом в карьере военного или магистрата. Этот факт позволяет предположить, что к этому времени Гораций (скорее всего, не без денег отца) обладал суммой в 400 000 сестерциев, то есть цензом, необходимым для зачисления в сословие всадников, какая сумма позже позволила ему вкупиться в коллегию писцов. В битве при Филиппах в ноябре 42 войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство, после чего оба Брут и Кассий кончают самоубийством. После этого поражения Гораций пересматривает свою позицию и отказывается от какой-либо деятельности в этом направлении. Впоследствии Гораций неоднократно упоминает о своих ранних республиканских “иллюзиях” и авантюре, которая могла оказаться для него роковой. В одной из Од он обращается к своему другу Помпею, который также принимал участие в сражении при Филиппах, где сообщает, что выжил только “бросив щит и бежав с поля боя” (что, между прочим, считалось первым признаком трусости). В Италию он возвращается, вероятно, в начале 41 Отца уже не было в живых; его родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря, и наследственное имущество Горация оказывается конфискованным. После амнистии, объявленной в 40 сторонникам Брута, он приезжает в Рим и остается там. Несмотря на собственные жалобы о бедности, которая заставляет его заняться поэзией, Гораций имеет достаточно средств, чтобы вкупиться в коллегию квесторских писцов (по ведомству государственных финансов). Римское общество относилось с предубеждением к оплачиваемому труду, но на некоторые квалифицированные профессии такое отношение не распространялось; пожизненные должности этой коллегии считались почетными. Гораций работает секретарем (scriba quaestorius), что обеспечивает ему возможность жить в Риме и заниматься литературой. Видимо, к 39-38 относятся первые поэтические опыты Горация на латинском языке: гекзаметрические стихотворения, впоследствии ставшие первой книгой “Сатир”, и ямбические, впоследствии ставшие “Эподами”. Литературные поиски Горация перекликаются с классицистическим движением, которое возглавляют П. Вергилий Марон и Л. Варий Руф. Оба старших поэта становятся его друзьями. В 39-38 годах они представляют Горация Г. Цильнию Меценату, близкому другу и соратнику Октавиана. Меценат, после девятимесячных раздумий, приближает к себе поэта. Попав в окружение Мецената и соответственно принцепса, Гораций сохраняет присущую ему осмотрительность, не пытается выделиться, во всем проявляет уравновешенность. К программе социальных и политических реформ, проводимых Августом, Гораций относится с должным вниманием, не опускаясь, однако, до уровня “придворного льстеца”. Горацием движет не сколько согласие с идеологией принципата, сколько чувство благодарности за долгожданный мир, восстановленный Августом в Италии, в которой почти сто лет происходили гражданские войны. Светоний свидетельствует, что Октавиан Август предложил Горацию должность своего личного секретаря. Это предложение, в общем сулившее большие выгоды, Горация привлечь не могло и было им тактично отвергнуто. Гораций опасается в том числе того, что, приняв предложение, он лишится своей независимости, которой значительно дорожил. В 38 Гораций предположительно присутствует, вместе с Меценатом, при морском поражении Октавиана у мыса Палинур. В этом же году Гораций в обществе Мецената, юриста Кокценя Нервы (прадеда императора Нервы), Фонтеня Капитона (уполномоченного и легата Антония в Азии), поэтов Вергилия, Вария, издателя “Энеиды” Плотия Тукки совершает путешествие в Брундизий; об этом путешествии идет речь в известной Сатире (I 5). Между 36 и 36 (наиболее вероятно зимой 36-35) выходит первый сборник стихотворений Горация, книга “Сатир”, посвященная Меценату. В своей поэзии Гораций всегда подчеркивает, что его отношения с Меценатом основаны на взаимном уважении и дружбе независимо от социального статуса; он стремится развеять представление о том, что их отношения имели характер отношений патрона-клиента. Гораций никогда не злоупотребляет дружбой Мецената и не пользуется его расположением в ущерб кому-либо. Гораций далек от того, чтобы требовать от своего покровителя большего; он даже не пользуется этой дружбой, чтобы вернуть отцовское имение, конфискованное Октавианом в пользу ветеранов после сражения при Филиппах. Однако такое в известной мере зависимое состояние Горация не раз становится источником щекотливых положений, из которых он всегда выходит с совершенным тактом и достоинством. Далекий от честолюбивых стремлений, заботам и хлопотам городской жизни Гораций предпочитает тихую и спокойную жизнь в деревне. Сблизившись с Меценатом и его окружением, Гораций обзаводится сильными покровителями и безусловно получает от Мецената существенные подарки. Предположительно в 33 Гораций приобретает свое прославленное имение в Сабинских горах, на реке Тибур, около теперешнего Тиволи). (По некоторым текстам Горация был сделан вывод, что имение ему было подарено Меценатом (напр. Carmina II 18: 11-14), но ни сам Гораций, ни Светоний об этом не упоминают. Подобные фрагменты вообще проблематично рассматривать как непосредственное свидетельство того, что вилла Горация была подарком; вдобавок, существуют свидетельства о значительном собственном достатке Горация к этому времени.) 2 сентября 31 до н. э. Гораций вместе с Меценатом присутствует при битве у мыса Акций. В 30 до н. э. выходит вторая книга “Сатир” и “Эподы”, сборник из 17 стихотворений, которые он писал одновременно с сатирами. Название “Эподы” было дано сборнику грамматиками и указывает на форму двустиший, где короткий стих следует за длинным. Сам Гораций назвал эти стихотворения “ямбами”; образцом для них послужили ямбы греческого поэта первой половины VII в. до н. э. Архилоха. Примечательно, что Гораций с самого начала творческого пути берет за образец древнегреческую классику, а не поэзию александрийцев, в соответствии с тенденцией своего времени и окружения. Начиная с 30 года Гораций с перерывами пишет лирические стихотворения, первый сборник которых, книги Ι-III, выходит во второй половине 23 Лирические стихотворения вышли под названием “Песни” (“Carmina”), но еще в античности их стали называть одами. Это название сохранилось за ними до нашего времени. В античности греческий термин “ода” не был связан с собственно торжественным пафосом и употреблялся в значении “песня”, как эквивалент латинского carmen. Между 23 и 20 годами Гораций старается держаться вдали от Рима, забрасывает “чистую поэзию” и возвращается к полуфилософской “прозаической Музе” своих “Сатир”. На этот раз уже не в полемической форме сатиры, а с преобладанием “мирного положительного” содержания; он пишет 1-ю книгу “Посланий”, в которую вошло двадцать стихотворений. Послания выходят в 20 (или в начале 19). В промежутке с конца 20 до осени 19 выходит Послание Юлию Флору, впоследствии второе во втором сборнике “Посланий”. В 17 с беспрецедентной торжественностью справлялись “вековые игры”, празднество “обновления века”, которое должно было знаменовать конец периода гражданских войн и начало новой эры процветания Рима. Август поручил Горацию написать гимн для церемонии праздников. Для поэта это явилось государственным признанием ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Торжественный “Юбилейный гимн” был исполнен в храме Аполлона Палатинского хором из 27 юношей и 27 девушек 3 июня 17 до н. э. Можно сказать, что теперь, когда Гораций давно “охладел” к лирике, он стал популярным, признанным ее мастером. Август обращается к Горацию с новым поручением написать стихотворения, прославляющие воинскую доблесть своих пасынков Тиберия и Друза. По словам Светония, сочинения Горация император “ценил до такой степени, и считал что они останутся на века, что не только возложил на него сочинение “Юбилейного гимна”, но и прославление винделикской победы Тиберия и Друза… заставив к тем трем книгам “Од” после долгого перерыва добавить четвертую”. Так, в 13 появилась 4-я книга од, в которую вошло пятнадцать стихотворений, написанных в дифирамбической манере древнегреческого поэта Пиндара. Империя окончательно стабилизировалась, и в одах уже не остается следа республиканской идеологии. Помимо прославления императора и его пасынков, внешней и внутренней политики Августа как носителя мира и благоденствия, сборник содержит вариации прежних лирических тем. К последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга “Посланий”, посвященная вопросам литературы. Книга, состоящая из трех писем, создавалась между 19 и 10 годами. Первое послание, обращенное к Августу (который выражал свое неудовольствие по поводу того, что до сих пор еще не попал в число адресатов) вышло предположительно в 12. Второе послание, обращенное к Юлию Флору, выходило раньше, между 20 и 19 годами; третье, обращенное к Пизонам, вышло предположительно в 10 (и выходило отдельно, возможно, еще в 18).

Читайте также:  Краткая биография фраерман

Смерть Горация наступила от внезапной болезни, незадолго до его 57-летия, 27 ноября 8 г.

Как указывает Светоний, умер Гораций “через пятьдесят девять дней после смерти Мецената, на пятьдесят седьмом году жизни, наследником назначив Августа, при свидетелях устно, так как мучимый приступом болезни был не в силах подписать таблички завещания. Погребен и зарыт на окраине Эсквилина рядом с могилой Мецената”.

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до нашей эры в солнечной римской колонии Венузии, на юго-востоке Италии, в семье честного трудолюбивого вольноотпущенника. Его отец, понимая, что перспективы успешной жизни сына связаны только с Римом, покидает провинцию и переезжает в столицу империи. Работает комиссионером, обеспечивая будущее Горация.

Гораций успешно постигает основы образования вместе с римской знатью в школе Орбилия, в Платоновской Академии в Афинах, где изучив греческий, свободно пишет на нем стихи. Неожиданная цепь событий прерывает обучение.

Убийство Цезаря и гражданская война меняют планы поэта.

Поддавшись на ораторское мастерство Брута, Гораций присоединяется к сторонникам республики, и даже получает высокий пост в армии, но после разгрома и паники в войсках разумно передумывает и возвращается в Рим.

Начало 41 года до нашей эры.

Умер отец, наследное имение отдано ветеранам, благодаря остаткам накопленных денег, Гораций смог устроится в коллегию писцов, теперь есть стабильный источник доходов, жилье в Риме и занятия литературой.

Важно

К этому периоду относится проба пера на латинском. Гораций пишет гекзаметрические и ямбические стихи. Первые составят книгу “Сатир”, а вторые впоследствии будут “Эподами” .

Поиски стихотворной формы приводят его к движению классицистов. В 39-38 годах происходит значимое событие – встреча и знакомство с Меценатом.

В своем дальнейшем творчестве Гораций настаивал, что их отношения были в первую очередь дружескими и человеческими, и только потом отношениями патрона и клиента.

Поэт никогда не хвастал знакомством с ближайшим кругом императора Октавиана Августа, до конца жизни оставаясь тактичным, честным и независимым.

Творческие изыскания поэта продолжаются лирическим стихами, выпущенными под названием “Песни” или оды, именно это название пришло к нам через путь столетий.

А тем временем закончилась гражданская война, и император поручает Горацию написать гимн, для ознаменования долгожданного мира.

Торжественный “Юбилейный гимн” стал знаковым в его творчестве, это было признание всей римской знати величины его таланта.

Последний период жизни Гораций много работает, пишет “Послания”, затрагивающее вопросы литературы, дорабатывает четвертую книгу од, постепенно удаляется от шумного Рима в исцеляющую тишину своего поместья. Умирает поэт внезапно, от болезни, 27 ноября 8 года, прожив 57 насыщенных лет. Похоронен на одном холме со своим патроном и другом Меценатом

Источник: https://rus-lit.com/kratkaya-biografiya-kvint-goracij-flakk/

Квинт Гораций Флакк – краткая биография

Полное имя Горация, знаменитого древнеримского поэта, видной фигуры «золотого века» римской литературы – Квинт Гораций Флакк. Он родился в Венузии (юго-восток Италии) в 65 г. до н. э., 8 декабря.

Его отец был вольноотпущенным рабом, и, несмотря на то, что сам Гораций, сын, де-юре считался свободнорожденным, «сомнительное» происхождение сказалось на формировании его личности, наложило определенный отпечаток на творчество.

Семья переехала из провинции в Рим, чтобы сын мог получить достойное образование, которое стало бы для него пропуском в другую жизнь. Отец зарабатывал посредничеством на аукционах, обеспечивая юному Горацию возможность выучиться.

Совет

Его образование было типичным для знатной римской молодежи того времени. Двадцатилетним юношей Гораций уезжает в Афины, где поступает в Академию Платона.

Успешное овладение греческим языком позволяло ему плодотворно заниматься изучением греческой философии и литературы.

В 44 г. до н. э. убивают Цезаря, и примерно спустя полгода после этого события Юний Брут, который был одним из организаторов убийства диктатора, прибывает в греческую столицу под предлогом посещения лекций философов.

Истинной же целью была вербовка молодых людей в республиканскую армию, которая боролась бы с Октавианом и Антонием, преемниками Цезаря. Гораций вступает в ее ряды, в 22 года становится военным трибуном и отбывает в Малую Азию вместе с Брутом. В ноябре 42 г. до н. э.

состоялась знаменитая битва при Филиппах, и участвовавший в ней Гораций дезертировал с поля боя. Армия Брута и Кассия потерпела поражение, а ее лидеры свели счеты с жизнью, что заставило будущего поэта отказаться от прежних убеждений.

Позднее он говорил о своем увлечении республиканскими идеями как об иллюзии, которая едва не стоила ему жизни.

Примерно в 41 г. до н. э. он вернулся на родину, где узнал о кончине отца и о конфискации семейного имущества (Венузия была подарена ветеранам Цезаря). В 40 г. до н. э. сторонники Брута попали под амнистию, после чего Гораций переехал жить в столицу, где устроился работать секретарем.

К этому же периоду биографии относится начало его творческой деятельности. Первые стихи были написаны на латыни в 39-38 г. до н. э. и впоследствии легли в основу его первой книги «Сатир». Они привлекли к себе внимание общественности, и в 38 г. до н. э. Горация представили Меценату – известному покровителю людей искусства, соратнику и другу Октавиана.

Обратите внимание

Это знакомство сыграло немаловажную роль в его поэтической карьере, однако Гораций, несмотря на открывшиеся перед ним перспективы в связи с приближенностью ко двору, не превратился в льстеца, хотя и был благодарен императору за прекращение затяжной гражданской войны.

Сохранились сведения, что он ответил отказом на приглашение Октавиана Августа стать его личным секретарем.

Первый стихотворный сборник – «Сатиры», опубликованный в промежуток между 36 и 33 гг. до н. э., Гораций посвятил покровителю и другу Меценату. Вторая книга «Сатир» увидела свет в 30 г. до н. э.

, и в этом же году были опубликованы его «Эподы», воспевающие победу Августа над политическими противниками. С этого времени поэт начинает периодически писать лирику, и стихи этого жанра публиковались в сборниках под названием «Песни» (23 г. и 13 г. до н. э.).

В 20 г. до н. э. вышла 1-ая книга Посланий – сборник философских писем.

В 17 г. до н. э. Рим отмечал череду государственных праздников, призванных символизировать начало эры его процветания, и именно Гораций получил от императора поручение создать для них гимн, что означало статус первого лица в литературе. Между 19 и 10 гг. до н. э. была написана вторая книга «Посланий», главным объектом которых на этот раз была литература.

Точку в биографии Горация поставила неожиданно развившаяся болезнь. 27 ноября 8 г. до н. э. великий поэт скончался на 57-ом году жизни и был похоронен возле могилы, в которой пару месяцев назад был погребен Меценат.

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_kvint_goraciy.html

ГОРАЦИЙ, КВИНТ ФЛАКК

(65-8 гг. до н.э.) древнеримский поэт

Выдающийся поэт эпохи императора Августа Квинт Гораций Флакк был младшим современником Вергилия. Он родился в Венузии, на юге Италии. Отец его был воль­ноотпущенником и владел небольшим имением. Он дал своему сыну хорошее образование. Сначала Гораций учил­ся в Риме, в школе, где изучал Гомера и древних римских поэтов, а потом уехал в Афины. Там он занимался гречес­кой поэзией и философией.

Интерес к вопросам этики, свойственный современни­кам Горация, усилился у римлян еще со времен Цицеро­на. Философия понималась ими как наука о нравах. Од­нако и в этих вопросах Гораций не придерживался строго определенной философской школы. Для него характерно пестрое, непоследовательное сочетание взглядов и требо­ваний разнообразных философских систем.

Воспитанный в духе верности республике, в 42 году Гораций сражался в Греции в войске Брута, последнего защитника республики.

Важно

Разгром Брута будущий поэт при­нял как трагедию, он с трудом вернулся в Италию и, «на­ученный бедностью дерзкой», начал писать стихи.

Это сблизило его с Вергилием и Варием, а те, в свою очередь, представили его Меценату. С этих пор дружба с Мецена­том стала постоянной опорой для будущего поэта.

Имя Горация — одно из самых популярных среди имен писателей древности. Даже те, кто никогда не читал ни одной его строчки, обычно знакомы с ним. Гораций был частым гостем в русской классической поэзии.

Недаром Пушкин в одном из первых своих стихотворений перечис­ляет его среди своих любимых поэтов: «Питомцы юных Граций, с Державиным потом чувствительный Гораций является вдвоем…

», а в одном из последних стихотворе­ний ставит его слова эпиграфом к собственным строкам на знаменитую горациевскую тему: «Я памятник себе воз­двиг нерукотворный…».

Важно

Но если читатель, плененный тем образом «питомца юных Граций», какой рисуется в русской поэзии, возьмет в руки стихи самого Горация в русских переводах, его ждет неожиданность, а может быть, и разочарование.

Неров­ные строчки, без рифм, с трудно уловимым переменчивым ритмом состоят из длинных фраз, которые перекидывают­ся из строчки в строчку, начинаются второстепенными словами и лишь затем, медленно и с трудом, добираются до подлежащего и сказуемого. Странная расстановка слов, естественный порядок которых, словно нарочно, сбит и перемешан.

Великое множество имен и названий, звуч­ных, но малопонятных и, главное, совсем, по-видимому, не идущих к теме. Странный ход мысли, при котором сплошь и рядом к концу стихотворения поэт словно забы­вает то, что было вначале, и говорит совсем о другом.

А когда сквозь все эти препятствия читателю удается уло­вить главную идею того или другого стихотворения, то идея эта оказывается разочаровывающе банальной: «На­слаждайся жизнью и не гадай о будущем», «Душевный покой дороже богатства» и т.д. Вот в каком виде раскры­вается поэзия Горация перед неопытным читателем.

Совет

Если после этого удивленный читатель, стараясь по­нять, почему же Гораций пользуется славой великого по­эта, попытается заглянуть в толстые книги по истории древнеримской литературы, то и здесь он вряд ли найдет ответ на свои сомнения.

И все-таки Гораций был гениальным поэтом, и лучшие писатели Европы не ошибались, прославляя его в тече­ние двух тысяч лет как величайшего лирика. Однако «ге­
ниальный» не значит «простой и легкий для всех».

Его гениальность — в безошибочном, совершенном мастер­стве, с которым он владеет сложнейшей поэтической тех­никой античного искусства — такой сложной, такой изощ­ренной, от которой современный читатель давно отвык.

Из сочинений Горация наиболее известны «Сатиры», которые состоят из двух книг, написанных в 35 и 30 гг. до н.э., затем следуют «Эподы», относящиеся к 30 г. до н.э., «Оды», состоящие из четырех книг, три из которых Гора­ций написал в 23 году, а четвертую— в 13 году до н.э., «Юбилейный гимн», написанный в 17 году до н.э., и «По­слания» в двух книгах, появившиеся в 20-м и после 13 года до н.э.

Все они, кроме четвертой книги «Од» и второй книги «Посланий», посвящены Меценату. «Сатиры» и «Посла­ния» написаны гекзаметром, и Гораций именует их «бесе­дами», остальные произведения написаны сложными ли­рическими размерами.

По стихам Горация еще легче, чем по стихам Вергилия, определить, как меняется мировоз­зрение их автора, переходя от неприятия мира к понима­нию и приятию.

Вторая книга «Од» Горация содержит и сочинение «Наука поэзии», в котором автор изложил свое понимание поэтического искусства.

Первое, что привлекает внимание при взгляде на об­разцы стихов Горация, — это их удивительная веществен­ность, конкретность, наглядность. В одной из первых од — «Славный внук, Меценат…» — Гораций быстро переби­рает вереницу людских занятий — физические упражне­ния, политику, земледелие, торговлю, безделье, войну, охоту, чтобы назвать наконец свое собственное — поэзию.

Обратите внимание

Гораций слагает свои стихи из мгновенных кадров, зримых и слышимых. Он хочет показать войну — и вот перед нами рев рогов перед боем, отклик труб, блеск ору­жия, колеблющийся строй коней, ослепленные лица всад­ников, и все это в четырех строчках.

«Жуткая веществен­ность», — скажет о горациевской образности Гёте. Поэт хочет показать гордую простоту патриархального быта — и пишет, как в доме «блестит на столе солонка отчая одна».

Он хочет сказать, что стихи его будут жить, пока стоит Рим, — и пишет: «Пока на Капитолий всходит верховный жрец с безмолвной девой-весталкой».

Иногда предельная отвлеченность и предельная конк­ретность сливаются, и тогда возникает, например, алле­горический образ Неизбежности, вбивающей железные гвозди в кровлю обреченного дома. Географические обра­зы раздвигают поле зрения читателя вширь, мифологичес­кие образы ведут вглубь.

Гораций любит географические эпитеты. И если эти образы придают горациевскому миру перспективу в пространстве, то мифологические образы придают ему перспективу во времени.

Любое чувство, любое действие самого поэта или его современников мо­жет найти подобный прообраз в неисчерпаемой сокровищ­нице мифов и легенд.

Любовь— еще одна тема, в которой поэты обычно стараются дать волю своей страсти, а не умерять, не ук­рощать ее. Все, только не Гораций.

Читайте также:  Краткая биография сайге

Любовных од у него большое количество, но чувство, которое в них воспева­ется, — это не любовь, а влюбленность, не всепоглощаю­щая страсть, а легкое увлечение: не любовь властвует над человеком, а человек властвует над любовью. Любовь, способная заставить человека делать глупости, для Гора­ция непонятна и смешна.

Самое большее, на что спосо­бен влюбленный в стихах Горация, — это провести ночь на холоде перед дверью неприступной возлюбленной, да и то эта ода заканчивается иронической нотой: «Сжалься же, пока я не продрог вконец и не ушел восвояси!»

Для Горация единственный источник душевного по­коя — это довольство своим скромным уделом и свобода от всяких дальнейших желаний:

Будь доволен тем, что в руках имеешь.

Ни на что не льстись и улыбкой мудрой

Умеряй беду. Ведь не может счастье

Быть совершенным.

Важно

Есть лишь одна сила, от которой нельзя быть незави­симым, от которой нет убежища. Это смерть. Именно по­этому мысль о смерти тревожит Горация так часто и так неотступно. Чтобы преодолеть смерть, победить ее, чело­веку дано одно-единственное средство — поэзия.

Чело­век умирает, а вдохновенные песни, созданные им, оста­ются. В них бессмертие и того, кто их сложил, и тех, о ком он их слагал. Поэзия делает поэта равным богам, да­руя ему бессмертие и позволяя обессмертить в песнях друзей и современников.

Не случайно свой первый сбор­ник Гораций завершает гордым утверждением собствен­ного бессмертия — знаменитым «Памятником»:

Создал памятник я, бронзы литой прочней.

Царственных пирамид выше поднявшийся.

Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой

Не разрушат его, не сокрушит и ряд

Нескончаемых лет, — время бегущее.

Нет, не весь я умру, лучшая часть меня

Избежит похорон. Буду я вновь и вновь Восхваляем…

Слава Горация гремела по всей стране и за ее преде­лами. Когда он приезжал из своего сабинского поместья в шумный, не милый ему Рим, люди приветствовали его на улицах, иные показывали пальцами на этого невысо­кого, толстенького, седого, подслеповатого и вспыльчи­вого человека. Но Гораций все более чувствовал себя оди­ноким.

Вергилий и Варий были в могиле, вокруг шумело новое литературное поколение — молодые люди, не ви­давшие гражданских войн и республики, считавшие все­властие императора Августа чем-то само собой разумею­щимся.

Меценат, давно отстраненный Августом от дел, доживал жизнь в своих садах; измученный нервной бо­лезнью, он терзался бессонницей и забывался недолгой дремотой лишь под плеск садовых фонтанов.

Когда-то Го­раций обещал мнительному другу умереть вместе с ним: «Выступим, выступим с тобою вместе в путь последний, вместе, когда б ты его ни начал!» Меценат умер в сентяб­ре 8 года до н.э. Последними его словами Августу были: «О Горации Флакке помни, как обо мне!»

Помнить пришлось недолго: через два месяца умер и великий поэт. Его похоронили на римском холме Эсквилине рядом с Меценатом. Вместе со смертью великого поэта пришел конец и «золотого века» римской литературы.

Источник: http://biography-peoples.ru/index.php/g/item/166-goratsij-kvint-flakk

Квинт Гораций Флакк

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 до н. э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения в Венузии, римской военной колонии на юго-востоке Италии, на границе Лукании и Апулии. Его полное имя засвидетельствовано в его работах и в подписи к «Юбилейному Гимну», который он написал по поручению императора Августа к столетним играм 17 до н.

э Отец Горация был вольноотпущенником. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободнорожденным, но такое происхождение, тем не менее, рассматривалась как социальная неполноценность, которая окончательно сглаживалась только в следующем поколении. Этот фактор оказал определенное влияние на мировоззрение и творчество Горация.

О матери поэт не рассказывает, хотя упоминает няню Пуллию. Когда будущий поэт был ребенком, его отец оставил имение, спокойную экономную жизнь в провинции и переехал в Рим, чтобы дать сыну должное столичное образование, которое могло бы ввести его в более высокие общественные круги.

Совет

В столице он исполнял должность комиссионера на аукционах, получая по одному проценту со сделки от покупателя и продавца. «Бедный, честный крестьянин», каким рисует отца Гораций, тем не менее посредством такого занятия сумел покрывать расходы, связанные с образованием сына.

Гораций прошёл через все ступени образования, обычного у римской знати своего времени: от первоначального обучения в школе Орбилия в Риме, где он изучал «Латинскую Одиссею» Ливия Андроника и Гомера до платоновской Академии в Афинах, где он занимался греческой литературой и философией.

(Академия того времени служила своего рода университетом или высшей школой для молодой аристократии Рима; одним из «одноклассников» Горация был, например, сын Цицерона.) В Афинах Гораций так хорошо овладел греческим, что даже писал на нём стихи.

Литературные и философские занятия Горация в Афинах были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря в 44 Осенью этого года, приблизительно через полгода после убийства Цезаря, в Афины прибывает Брут. Посещая философские лекции, он вербует приверженцев республиканского строя для борьбы с преемниками Цезаря — Антонием и Октавианом.

Как и Цицерон, Гораций становится сторонником дела республики и присоединяется к Бруту. Гораций поступает в армию Брута и получает даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна (tribunus militum), то есть командира легиона; эту должность занимали в основном дети всадников и сенаторов, и она являлась первым шагом в карьере военного или магистрата.

Этот факт позволяет предположить, что к этому времени Гораций (скорее всего, не без денег отца) обладал суммой в 400 000 сестерциев, то есть цензом, необходимым для зачисления в сословие всадников, какая сумма позже позволила ему вкупиться в коллегию писцов.

В битве при Филиппах в ноябре 42 войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство, после чего оба Брут и Кассий кончают самоубийством. После этого поражения Гораций пересматривает свою позицию и отказывается от какой-либо деятельности в этом направлении.

Впоследствии Гораций неоднократно упоминает о своих ранних республиканских «иллюзиях» и авантюре, которая могла оказаться для него роковой. В одной из Од он обращается к своему другу Помпею, который также принимал участие в сражении при Филиппах, где сообщает, что выжил только «бросив щит и бежав с поля боя» (что, между прочим, считалось первым признаком трусости).

В Италию он возвращается, вероятно, в начале 41 Отца уже не было в живых; его родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря, и наследственное имущество Горация оказывается конфискованным. После амнистии, объявленной в 40 сторонникам Брута, он приезжает в Рим и остается там.

Обратите внимание

Несмотря на собственные жалобы о бедности, которая заставляет его заняться поэзией, Гораций имеет достаточно средств, чтобы вкупиться в коллегию квесторских писцов (по ведомству государственных финансов).

Римское общество относилось с предубеждением к оплачиваемому труду, но на некоторые квалифицированные профессии такое отношение не распространялось; пожизненные должности этой коллегии считались почетными. Гораций работает секретарем (scriba quaestorius), что обеспечивает ему возможность жить в Риме и заниматься литературой.

Видимо, к 39—38 относятся первые поэтические опыты Горация на латинском языке: гекзаметрические стихотворения, впоследствии ставшие первой книгой «Сатир», и ямбические, впоследствии ставшие «Эподами». Литературные поиски Горация перекликаются с классицистическим движением, которое возглавляют П. Вергилий Марон и Л. Варий Руф. Оба старших поэта становятся его друзьями.

В 39—38 годах они представляют Горация Г. Цильнию Меценату, близкому другу и соратнику Октавиана. Меценат, после девятимесячных раздумий, приближает к себе поэта. Попав в окружение Мецената и соответственно принцепса, Гораций сохраняет присущую ему осмотрительность, не пытается выделиться, во всем проявляет уравновешенность.

К программе социальных и политических реформ, проводимых Августом, Гораций относится с должным вниманием, не опускаясь, однако, до уровня «придворного льстеца». Горацием движет не сколько согласие с идеологией принципата, сколько чувство благодарности за долгожданный мир, восстановленный Августом в Италии, в которой почти сто лет происходили гражданские войны.

Светоний свидетельствует, что Октавиан Август предложил Горацию должность своего личного секретаря. Это предложение, в общем сулившее большие выгоды, Горация привлечь не могло и было им тактично отвергнуто. Гораций опасается в том числе того, что, приняв предложение, он лишится своей независимости, которой значительно дорожил.

В 38 Гораций предположительно присутствует, вместе с Меценатом, при морском поражении Октавиана у мыса Палинур.

В этом же году Гораций в обществе Мецената, юриста Кокценя Нервы (прадеда императора Нервы), Фонтеня Капитона (уполномоченного и легата Антония в Азии), поэтов Вергилия, Вария, издателя «Энеиды» Плотия Тукки совершает путешествие в Брундизий; об этом путешествии идет речь в известной Сатире (I 5).

Важно

Между 36 и 36 (наиболее вероятно зимой 36—35) выходит первый сборник стихотворений Горация, книга «Сатир», посвященная Меценату. В своей поэзии Гораций всегда подчеркивает, что его отношения с Меценатом основаны на взаимном уважении и дружбе независимо от социального статуса; он стремится развеять представление о том, что их отношения имели характер отношений патрона-клиента.

Гораций никогда не злоупотребляет дружбой Мецената и не пользуется его расположением в ущерб кому-либо. Гораций далек от того, чтобы требовать от своего покровителя большего; он даже не пользуется этой дружбой, чтобы вернуть отцовское имение, конфискованное Октавианом в пользу ветеранов после сражения при Филиппах.

Однако такое в известной мере зависимое состояние Горация не раз становится источником щекотливых положений, из которых он всегда выходит с совершенным тактом и достоинством. Далекий от честолюбивых стремлений, заботам и хлопотам городской жизни Гораций предпочитает тихую и спокойную жизнь в деревне.

Сблизившись с Меценатом и его окружением, Гораций обзаводится сильными покровителями и безусловно получает от Мецената существенные подарки. Предположительно в 33 Гораций приобретает свое прославленное имение в Сабинских горах, на реке Тибур, около теперешнего Тиволи). (По некоторым текстам Горация был сделан вывод, что имение ему было подарено Меценатом (напр.

Carmina II 18: 11—14), но ни сам Гораций, ни Светоний об этом не упоминают. Подобные фрагменты вообще проблематично рассматривать как непосредственное свидетельство того, что вилла Горация была подарком; вдобавок, существуют свидетельства о значительном собственном достатке Горация к этому времени.) 2 сентября 31 до н. э. Гораций вместе с Меценатом присутствует при битве у мыса Акций.

В 30 до н. э. выходит вторая книга «Сатир» и «Эподы», сборник из 17 стихотворений, которые он писал одновременно с сатирами. Название «Эподы» было дано сборнику грамматиками и указывает на форму двустиший, где короткий стих следует за длинным. Сам Гораций назвал эти стихотворения «ямбами»; образцом для них послужили ямбы греческого поэта первой половины VII в. до н. э. Архилоха.

Примечательно, что Гораций с самого начала творческого пути берет за образец древнегреческую классику, а не поэзию александрийцев, в соответствии с тенденцией своего времени и окружения.

Начиная с 30 года Гораций с перерывами пишет лирические стихотворения, первый сборник которых, книги Ι—III, выходит во второй половине 23 Лирические стихотворения вышли под названием «Песни» («Carmina»), но ещё в античности их стали называть одами. Это название сохранилось за ними до нашего времени.

В античности греческий термин «ода» не был связан с собственно торжественным пафосом и употреблялся в значении «песня», как эквивалент латинского carmen. Между 23 и 20 годами Гораций старается держаться вдали от Рима, забрасывает «чистую поэзию» и возвращается к полуфилософской «прозаической Музе» своих «Сатир».

Совет

На этот раз уже не в полемической форме сатиры, а с преобладанием «мирного положительного» содержания; он пишет 1-ю книгу «Посланий», в которую вошло двадцать стихотворений. Послания выходят в 20 (или в начале 19). В промежутке с конца 20 до осени 19 выходит Послание Юлию Флору, впоследствии второе во втором сборнике «Посланий».

В 17 с беспрецедентной торжественностью справлялись «вековые игры», празднество «обновления века», которое должно было знаменовать конец периода гражданских войн и начало новой эры процветания Рима. Август поручил Горацию написать гимн для церемонии праздников. Для поэта это явилось государственным признанием ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Торжественный «Юбилейный гимн» был исполнен в храме Аполлона Палатинского хором из 27 юношей и 27 девушек 3 июня 17 до н. э. Можно сказать, что теперь, когда Гораций давно «охладел» к лирике, он стал популярным, признанным её мастером. Август обращается к Горацию с новым поручением написать стихотворения, прославляющие воинскую доблесть своих пасынков Тиберия и Друза. По словам Светония, сочинения Горация император «ценил до такой степени, и считал что они останутся на века, что не только возложил на него сочинение „Юбилейного гимна“, но и прославление винделикской победы Тиберия и Друза… заставив к тем трем книгам „Од“ после долгого перерыва добавить четвертую». Так, в 13 появилась 4-я книга од, в которую вошло пятнадцать стихотворений, написанных в дифирамбической манере древнегреческого поэта Пиндара. Империя окончательно стабилизировалась, и в одах уже не остается следа республиканской идеологии. Помимо прославления императора и его пасынков, внешней и внутренней политики Августа как носителя мира и благоденствия, сборник содержит вариации прежних лирических тем. К последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга «Посланий», посвященная вопросам литературы. Книга, состоящая из трех писем, создавалась между 19 и 10 годами. Первое послание, обращенное к Августу (который выражал свое неудовольствие по поводу того, что до сих пор ещё не попал в число адресатов) вышло предположительно в 12. Второе послание, обращенное к Юлию Флору, выходило раньше, между 20 и 19 годами; третье, обращенное к Пизонам, вышло предположительно в 10 (и выходило отдельно, возможно, ещё в 18).

Смерть Горация наступила от внезапной болезни, незадолго до его 57-летия, 27 ноября 8 г. Как указывает Светоний, умер Гораций «через пятьдесят девять дней после смерти Мецената, на пятьдесят седьмом году жизни, наследником назначив Августа, при свидетелях устно, так как мучимый приступом болезни был не в силах подписать таблички завещания. Погребен и зарыт на окраине Эсквилина рядом с могилой Мецената».

Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до нашей эры в солнечной римской колонии Венузии, на юго-востоке Италии, в семье честного трудолюбивого вольноотпущенника. Его отец, понимая, что перспективы успешной жизни сына связаны только с Римом, покидает провинцию и переезжает в столицу империи. Работает комиссионером, обеспечивая будущее Горация.

Гораций успешно постигает основы образования вместе с римской знатью в школе Орбилия, в Платоновской Академии в Афинах, где изучив греческий, свободно пишет на нем стихи. Неожиданная цепь событий прерывает обучение. Убийство Цезаря и гражданская война меняют планы поэта.

Поддавшись на ораторское мастерство Брута, Гораций присоединяется к сторонникам республики, и даже получает высокий пост в армии, но после разгрома и паники в войсках разумно передумывает и возвращается в Рим.

Начало 41 года до нашей эры.

Умер отец, наследное имение отдано ветеранам, благодаря остаткам накопленных денег, Гораций смог устроится в коллегию писцов, теперь есть стабильный источник доходов, жилье в Риме и занятия литературой. К этому периоду относится проба пера на латинском. Гораций пишет гекзаметрические и ямбические стихи.

Первые составят книгу «Сатир», а вторые впоследствии будут «Эподами» .

Поиски стихотворной формы приводят его к движению классицистов. В 39—38 годах происходит значимое событие – встреча и знакомство с Меценатом.

В своем дальнейшем творчестве Гораций настаивал, что их отношения были в первую очередь дружескими и человеческими, и только потом отношениями патрона и клиента. Поэт никогда не хвастал знакомством с ближайшим кругом императора Октавиана Августа, до конца жизни оставаясь тактичным, честным и независимым.

Творческие изыскания поэта продолжаются лирическим стихами, выпущенными под названием «Песни» или оды, именно это название пришло к нам через путь столетий. А тем временем закончилась гражданская война, и император поручает Горацию написать гимн, для ознаменования долгожданного мира.

Обратите внимание

Торжественный «Юбилейный гимн» стал знаковым в его творчестве, это было признание всей римской знати величины его таланта.

Последний период жизни Гораций много работает, пишет «Послания», затрагивающее вопросы литературы, дорабатывает четвертую книгу од, постепенно удаляется от шумного Рима в исцеляющую тишину своего поместья. Умирает поэт внезапно, от болезни, 27 ноября 8 года, прожив 57 насыщенных лет. Похоронен на одном холме со своим патроном и другом Меценатом

Источник: http://sochin.net/kvint_goratcij_flakk/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector