Краткая биография майков

Библиотека Поэта

Майков Аполлон Николаевич (23 мая (4 июня) 1821, Москва — 8 (20) марта 1897, Петербург) Родился в семье академика живописи Н. А. Майкова, происходившего из старинного дворянского рода. Его отец был известным художником.

Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, недалеко от Троице-Сергиевой лавры, которые часто посещали художники и литераторы. Писать стихи Аполлон Майков начал с пятнадцати лет, но в выборе призвания долго колебался между живописью и поэзией.

С 1834 семья переселяется в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей.

В 1837 – 41 учится на юридическом факультете Петербургского университета, не оставляя литературных занятий. После окончания университета служит в Министерстве финансов, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уезжает в Италию, где занимается живописью и поэзией, затем в Париж, где слушает лекции по искусству и литературе.

Побывал он и в Дрездене, и в Праге.

В 1844 Аполлон Майков возвращается в Россию. Сначала работает помощником библиотекаря при Румянцевском музее, затем переходит в петербургский комитет иностранной цензуры. Его первый поэтический сборник вышел в 1842 и получил высокую оценку В. Белинского, отметившего «дарование неподдельное и замечательное».

Сборник имел большой успех. Впечатления от поездки по Италии выражены во втором поэтическом сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847).

В эти годы сближается с Белинским и его окружением – Тургеневым и Некрасовым, посещает «пятницы» М. Петрашевского, поддерживает близкое знакомство с Ф. Достоевским и А. Плещеевым.

Хотя Майков в полной мере их идеи и не разделял, но определенное влияние на его творчество они оказали. Такие его произведения, как поэмы «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846), содержат гражданские мотивы.


С 1850-х Аполлон Майков все более последовательно переходит на консервативные позиции, о чем говорит вышедшая в 1853 поэма «Клермонтский собор» и опубликованные в 1858 (после поездки в Грецию) циклы «Неополитанский альбом» и «Новогреческие песни». Крестьянскую реформу 1861 встретил восторженными стихами «Поля», «Нива».

Обратите внимание

Окончательно противопоставив свое понимание искусства идеям революционных демократов, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику со стороны М. Салтыкова-Щедрина и сатирические пародии Н. Добролюбова.

В 1860-е он обратился к занятиям историей, создал ряд произведений на исторические темы («В Городце в 1263 году», «У гроба Грозного», «Емшаи», «Кто он?» и др.). По мотивам истории Древнего Рима он написал поэму «Два мира», удостоенную Пушкинской премии в 1882.

Если раньше поэта привлекала античность, то теперь его интерес переместился к христианству как новому нравственному учению, противостоящему эстетизму язычества. Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Аполлон Майков в 1889 закончил один из лучших переводов «Слова о полку Игореве», не утративший своей научной и художественной ценности до сих пор.

Поэзия Майкова созерцательна, идиллична и отличается налетом рассудочности, но вместе с тем в ней отразились пушкинские поэтические принципы: точность и конкретность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов и сравнений.

Для художественного метода Майкова характерно аллегорическое применение пейзажей, антологических картин, сюжетов к мысли и чувству поэта. Эта особенность роднит его с поэтами-классицистами.
Тематика поэзии Майкова соотнесена с миром культуры.

В кругозоре поэта – искусство (цикл стихов «В антологическом роде»), европейская и русская история (циклы стихов «Века и народы», «Отзывы истории»), творчество поэтов Запада и Востока, произведения которых Майков переводит и стилизует (цикл «Подражания древним»). В стихах Майкова немало мифологических символов, историко-культурных имён и названий, однако часто колорит иных веков и народов носит у него декоративный характер. Особенно близка Майкову античная культура, в которой он видел сокровищницу идеальных форм прекрасного.
Из обширного наследия Аполлона Майкова выделяются и сохраняют свою поэтическую прелесть стихи о русской природе «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождём», «Сенокос», «Рыбная ловля», «Ласточки» и другие отличающиеся задушевностью и напевностью. Многие его стихи вдохновляли композиторов на написание романсов. Майкову принадлежат переводы из Г. Гейне, Гёте, Лонгфелло, Мицкевича. Многие стихи Майкова положены на музыку (Чайковский, Римский-Корсаков и другие).

Источник: http://biblioteka-poeta.ru/biografiya/maikov-a-n

Краткая биография Майков А.Н

Рефераты – Биография
Краткая биография Майков А.Н. В семье академика живописи Н.А. Майкова было три сына. Один стал литературным критиком и публицистом, второй – историком литературы, библиографом и энтографом. А третий, Аполлон Николаевич Майков, – стал поэтом. В доме отца часто собирались литераторы, художники, музыканты, и будущий поэт рос в обстановке счастливой любви к искусству. Первые стихи Майкова появились еще тогда, когда он был студентом Петербургского университета. Стихи его звучали молодо, чисто, свежо. Они были опубликованы в семейных рукописных сборниках “Подснежник” и “Лунные ночи”, а первая настоящая книга стихов вышла из печати, когда автору было двадцать два года. После окончания Петербургского университета, Майков работал помощником библиотекаря при Румянцевском музее, потом служил в Комитете иностранной цензуры. Майков был влюблен в историю. Он не раз бывал за границей – в основном в Италии и Греции, так как особенно интересовался античной историей. Критик В.Г. Белинский сказал о Майкове: “Он смотрел на жизнь глазами античного грека”. Но русская история тоже интересовала поэта. Ему принадлежит один из лучших переводов великой древнерусской поэмы “Слово о полку Игореве”. Майков писал о природе, о красоте земли, живо интересовался историей России и других народов. Стихи его, написанные в разные годы – и в молодости, и в старости, – одинаково светлы. Они полны спокойной ясности, доверия к жизни и нежного внимания к душе человека. Аполлон Николаевич Майков в своем творчестве наиболее близко соприкасается с Тютчевым и Фетом, вдохновенными певцами природы, искуснейшими мастерами рельефно-пластической выразительности. Продолжая традиции антологической поэзии Батюшкова, Гнедича и молодого Пушкина, он в первых своих произведениях воспевал красоту древнегреческой и римской культуры. Его стихи, далекие от современности, идеализирующие древний мир так же, как и стихи Фета, несут в себе жизнеутверждающее начало и привлекают искренностью, грациозной виртуозностью, пластичностью формы. Восхищаясь стихотворением “Сон” (1839), Белинский писал: “У самого Пушкина это стихотворение было бы из лучших его антологических пьес”. Покоряемый выдающимся дарованием Майкова, но недовольный узостью его идейного кругозора, критик выразил надежду, чтобы прекрасная природа не заслоняла от его глаз “мира нравственного, мира судеб человека, народов и человечества…” Откликаясь на призыв Белинского, Майков написал поэмы “Машенька” (1846), “Барышня” (1846) и “Две судьбы” (1845). В них он выразил либерально-демократические настроения и явное тяготение к “натуральной школе”. В условиях усилившейся после 1848 года реакции Майков сблизился с “Молодой редакцией” журнала “Москвитянин”, со славянофилами и перекочевал в лагерь консерваторов. В этот период поэт утверждает религию и отрицает атеизм. Он выступает против западноевропейской культуры, видя в ней наиболее полное проявление атеизма и скептицизма, ведущих общество, по мнению Майкова, к идейно-нравственному распаду (“Три смерти”, 1852). Он отстаивает самодержавно-православную Россию как оплот духовного возрождения. Не признавая гражданско-обличительное искусство, Майков пишет самодержавно-патриотические стихи: “Клермонтский собор”, “1854 год”, “18-го февраля 1855 года”. Но при этом на всем протяжении своего творчества Майков остался приверженцем и пропагандистом гуманизма (“Савонарола”, 1851), добра и правды. Он продолжает жить среди нас стихами, отражающими стремления народа к воле и его ненависть к деспотизму (“бабушка и внучек”, 1857). Истинное наслаждение доставляют нам и сегодня его стихи, славящие вечно прекрасную природу: “Весна! выставляется первая рама” (1854), “Летний дождь” – “Золото, золото падает с неба!” (1856), “По ниве прохожу я узкою межой” (1856), “Весна” – “Голубенький, чистый Подснежник-цветок” (1857), “О ночь безлунная!..” (1856). Во многом опирающиеся на поэтические завоевания Пушкина, они привлекают прозрачностью мысли, конкретностью и точностью описаний, логической стройностью развития темы и живописной простотой словесно-изобразительных средств. М. Горький о стихотворении “Голубенький, чистый Подснежник-цветок” сказал: “Восемь строчек – 16 слов и полная картина”.

 

Источник: http://litirus.ru/biografiya/kratkaya-biografiya-maykov-a.n.html

Аполлон Николаевич Майков биография

Аполлон Майков Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / Приметы / Главная

Аполлон Николаевич Майков (1821—1897) — русский[en] поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1853). Тайный советник с 1888 года. Знак зодиака — Близнецы.

Брат Валериана Николаевича и Леонида Николаевича Майковых. Антологическая поэзия, лирика, посвященная темам европейской и русской истории, искусству; стихи о природе. Поэмы, в том числе «Две судьбы» (1845), «Машенька» (1846), «Клермонтский собор» (1853), и другие.

Аполлон Майков родился 4 июня (23 мая по старому стилю) 1821 года в Москве. Он был одним из главных поэтов послепушкинского периода. Отец — Николай Аполлонович Майков. Своим первоначальным развитием обязан В. А. Солоницину и Ивану Александровичу Гончарову, преподававшему ему русскую литературу. Стихи стал писать с 15-ти лет.

Поступив в 1837 г. в Санкт-Петербургский университет по юридическому факультету, А. Майков мечтал о карьере живописца, но лестные отзывы Плетнева и Никитенко о его первых поэтических опытах, в связи с слабостью зрения, побудили его посвятить себя литературе.

В 1842 году Аполлон предпринял заграничное путешествие, около года жил в Италии, затем в Париже, где вместе с своим братом, Валерианом Николаевичем, слушал лекции в Сорбонне и College de France; на обратном пути близко сошелся с Ганкою в Праге. Результатом этой поездки явились с одной стороны «Очерки Рима» (СПб., 1847), а с другой кандидатская диссертация о древнеславянском праве.

Важно

Майков сначала служил в министерстве финансов, затем был библиотекарем Румянцевского музея до перенесения его в Москву, затем состоял председателем комитета иностранной цензуры. Поэзия поэта отличается ровным, созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, отчетливостью и ясностью форм, но не красок, и сравнительно слабым лиризмом.

Последнее обстоятельство, кроме природных свойств дарования, объясняется отчасти и тем, что поэт слишком тщательно работает над отделкою подробностей, иногда в ущерб первоначальному вдохновению.

Стих Аполлона Николаевича в лучших его произведениях силен и выразителен, но вообще не отличается звучностью.

По главному своему содержанию, его поэзия определяется, с одной стороны, древнеэллинским эстетическим миросозерцанием, с явно преобладающим эпикурейским характером, с другой — преданиями русско-византийской политики. Темы того и другого рода, хотя внутренне ничем не связанные между собою, одинаково дороги поэту.

Как на второстепенный мотив, заметный более в первую половину литературной деятельности писателя можно указать на мирные впечатления русской сельской природы, которым поэт имел особенные удобства отдаваться, вследствие своей страсти к рыболовству.

Аполлон Николаевич сразу приобрел себе литературное имя стихотворениями «в антологическом роде», из которых по ясности и законченности образов выдаются: «Сон», «Воспоминание», «Эхо и молчание», «Дитя мое, уж нет благословенных дней», «Поэзия»; выше всяких похвал в своем роде «Барельеф». (Вл. Соловьев)

Семья Аполлона Майкова

Жена: Анна Ивановна, урождённая Штеммер (1830—1911). В этом браке у них родились дети:

  • Николай (1853—?);
  • Вера (1855—1866);
  • Владимир (1861—?);
  • Аполлон (1866 — ок. 1917).

Стихи Аполлона Николаевича Майкова

  • Campagna di Roma;
  • De moritus…;
  • Ex tenebris lux;
  • Fortunata;
  • Renaissance;
  • Айвазовскому (Стиха не ценят моего…);
  • Алушта днем;
  • Альпийские ледники;
  • Анакреон И.А. Гончарову;
  • Ангел и демон;
  • Ах, чудное небо, ей-Богу, над этим классическим Римом!;
  • Байдарская долина;
  • Барельеф;
  • Безветрие;
  • Боже мой! Вчера – ненастье;
  • Болото;
  • В альбом;
  • В городце в 1263 г.;
  • В чем счастье?..;
  • В. и А. (Всё, чем когда-то сердце[en] билось…);
  • Вакх;
  • Вакханка;
  • Валкирии;
  • Вдохновенье – дуновенье;
  • Вертоград;
  • Весна (Голубенький, чистый…);
  • Весна (Уходи, зима седая!..);
  • Весна! выставляется первая рама;
  • Во мне сражаются, меня гнетут жестоко;
  • Возвышенная мысль достойной хочет брони:;
  • Вопрос (Мы все, блюстители огня на алтаре…);
  • Воспоминание;
  • Всё думу тайную в душе моей питает:;
  • Вхожу с смущением в забытые палаты;
  • Вчера – и в самый миг разлуки;
  • Гезиод;
  • Гейне;
  • Горный ключ;
  • Горы;
  • Гр.О.А.Г.К-Й (Жизнь — достиганье совершенства…);
  • Гроза;
  • Дионея;
  • Дитя[en] мое, уж нет благословенных дней;
  • Допотопная кость;
  • Дорог мне, перед иконой;
  • Дума;
  • Е. П. М.;
  • Емшан;
  • Еще я полн, о друг мой милый;
  • Жизнь;
  • Журавли;
  • Зачем, шутя неосторожно;
  • Здесь весна, как художник уж славный, работает тихо;
  • Зимнее утро;
  • Из Андрея Шенье;
  • Из Аполлодора Гностика;
  • Из Аполлодора Гностика;
  • Из бездны Вечности, из глубины Творенья;
  • Из Гафиза (Встрепенись, взмахни крылами…);
  • Из Гейне;
  • Из Гейне;
  • Из Гейне;
  • Из Гейне;
  • Из Гейне;
  • Из Гете (Кого полюбишь[en] ты…);
  • Из испанской антологии;
  • ИЗ Петрарки (Когда она вошла…);
  • Из Сафо (Он — юный полубог…);
  • Из темных долов этих взор;
  • Импровизация;
  • Искусство;
  • Исповедь;
  • Истомленная горем, все выплакав слезы;
  • Картина вечера;
  • Когда гоним тоской неутолимой;
  • Колыбельная песня;
  • Кто он?;
  • Ласточка примчалась;
  • Ласточки;
  • Летний дождь;
  • Лилли;
  • Люблю, если, тихо к плечу моему головой прислонившись;
  • Мадонна;
  • Мани — факел — фарес;
  • Мертвая зыбь;
  • Мечтания;
  • Миньон;
  • Молитва бедуина;
  • Мотив Коппе;
  • Муза, богиня Олимпа, вручила две звучные флейты;
  • Мысль поэта;
  • Н. А. Некрасову по прочтеньи `Музы`;
  • На дальнем Севере моем;
  • На мысе сем диком, увенчанном бедной осокой;
  • На памятнике;
  • На пути по берегу Коринфского залива;
  • На смерть Лермонтова;
  • Не может быть! не может быть!;
  • Нива;
  • Новая, светлая звездочка;
  • О вечно ропщущий, угрюмый Океан!;
  • О море! Нечто есть слышней тебя, сильней;
  • О трепещущая птичка;
  • О чем в тиши ночей таинственно мечтаю;
  • Овидий;
  • Октава;
  • Олимпийские игры;
  • Она еще едва умеет лепетать;
  • Опыт! скажи, чем гордишься ты? что ты такое?;
  • Осенние листья по ветру кружат;
  • Осень;
  • Оставь, оставь! На вдохновенный;
  • Пейзаж;
  • Под дождем;
  • Поле зыблется цветами…;
  • Порывы нежности обуздывать умея;
  • Поцелуй;
  • Поэту;
  • Приапу;
  • Приговор;
  • Приданое;
  • Призыв;
  • Прощание с деревней;
  • Пустыннику;
  • Пусть полудикие скифы, с глазами[en], налитыми кровью;
  • Раздумье;
  • Разрушение Иерусалима;
  • Рождение Киприды;
  • Розы;
  • Рыцарь;
  • Савонарола;
  • Свирель;
  • Сен-Дени;
  • Сенокос;
  • Сидели старцы Илиона;
  • Смотри, смотри на небеса;
  • Сомнение;
  • Сон (Когда ложится тень…);
  • Сон в летнюю ночь;
  • Старый дож;
  • Сухим умом, мой милый, ты;
  • Тарантелла;
  • Только пир полночный;
  • Точно голубь светлою весною;
  • Туманом мимо звезд сребристых проплывая;
  • У Мраморного моря;
  • Уж побелели неба своды…;
  • Улыбки и слезы!.. И дождик и солнце[гор]!;
  • Череп;
  • Эпитафия (Здесь, в долине скорби…);
  • Эхо и молчание;
  • Юношам;
  • Я б тебя поцеловала;
  • Я в гроте ждал тебя в урочный час;
  • Я знаю, отчего у этих берегов.
Читайте также:  Краткая биография базен

Аполлон Николаевич Майков скончался

Источник: https://to-name.ru/biography/apollon-majkov.htm

Краткая биография Майков В. И

Краткая биография Майков В.И.

Василий Иванович Майков родился в 1728 году в Ярославле. Будучи сыном помещика, он не получил законченного образования и, в отличие от значительного большинства дворянских писателей, не знал ни одного иностранного языка, хотя происходил из старинного дворянского рода.

Как писатель он был близок Сумарокову сатирико-обличительными тенденциями своего творчества и вниманием к реалиям быта. Это особенно проявилось в баснях Майкова и его ирои-комических поэмах, хотя последние и знаменовали отход от классицизма.

Для своих басен, написанных в живой разговорной манере, подчас грубоватых и натуралистичных, Майков брал не только сюжеты из басен Эзопа, Федра, Лафонтена, но и мотивы из древнерусской литературы и русских народных сказок. В 1766-1767 гг. были изданы «Нравоучительные басни и сказки» в двух частях.

Совет

Как и Сумароков, Майков ополчается на невежественных и спесивых дворян, взяточников, подьячих и др. Однако дворянский либерализм Майкова и в этих баснях был весьма ограничен: сословное неравенство ему представлялось незыблемым. В свое время Майков, служивший в Семеновском полку с 19-летнего возраста и вышедший в отставку в 1761 г.

(с этого времени он является членом кружка Хераскова), приветствовал восшествие на престол Екатерины II, написав в ее честь ряд восторженных од. В 1767 г. он принимает деятельное участие в комиссии по составлению нового Уложения.

Майков пробует писать в разных жанрах: басни, похвальные оды и «философские» (в последних он следовал за Херасковым) поэмы, трагедии, но особенно прославился он своими шуточными ирои-комическими поэмами «Игрок Ломбера» (1763) и «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771). Во французской литературе различались два вида комических поэм: бюрлескная и ирои-комическая.

Бюрлеск – шуточная поэма, в которой возвышенная тема излагается пародийно. Родоначальником бюрлескной поэмы был французский поэт XVII в. Скаррон, рассказавший в «Переодетом Вергилии» о похождениях Энея в «низких» бытовых тонах (пересказав известную поэму римского поэта Вергилия «Энеиду», Скаррон заставил в своем бюрлеске говорить богов языком базарных торговок).

Вслед за Скарроном появилось много таких перелицованных поэм. Возмущенный скарроновской поэмой, снижавшей высокие мотивы классической поэзии, Буало предложил новый тип поэмы, в которой, напротив, обыденные события излагались высоким слогом героической эпопеи. Примером такой классической поэмы Буало явилась поэма «Налой» (1674).

Сумароков в своем «Письме о стихотворстве» узаконивает оба типа комических поэм. Эти оба типа поэмы объединил, и в этом было его новаторство, Майков в своей поэме «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771).

Однако раньше он написал ирои-комическую поэму «Игрок Ломбера» (1763), в которой вслед за Буало рассказал в пародийно-торжественных тонах о похождениях картежника высоким слогом героической поэмы.

«Игрок Ломбера» имел большой успех, тем более что в нем затрагивалась одна из злободневных тем в жизни русского общества – карточная игра, ставшая серьезным злом, разорявшим дворянские семьи.

Поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх» Однако истинный успех принес Василию Майкову «Елисей» – поэма, в которой сочеталось несовместимое в пределах одного жанра столкновение высокого и низкого. В парадоксальном переплетении жанровых канонов ирои-комической и бюрлескной поэм и заключалась сущность комизма.

Завязкой живой, яркой поэмы «Елисей, или Раздраженный Вакх» (двойное название как бы подчеркивает двуплановость поэмы) служит повышение цен на водку откупщиками. Факт этот имел место в действительности, и Майков вслед за Сумароковым выступает противником системы откупов, которая обогащала отдельных лиц ценой разорения широких народных масс.

Обратите внимание

Бог вина Вакх рассердился на откупщиков за то, что они подняли цены на вино и пьяных стало меньше. В питейном доме Вакх находит ямщика Елесю, которого и выбирает орудием мести. В шутливо-иронической манере рассказывает Майков о похождениях пьяницы и драчуна Елеси.

«Детина взрачный, картежник, пьяница, буян, боец кулачный» разоряет погреба откупщиков, бесчинствует, скандалит до той поры, пока Зевс, собрав совет богов, не решает отдать его в солдаты. В поэме купцы, откупщики, сапожники, портные, крестьяне, женщины вольного поведения, воры действуют вместе, с мифологическими божествами, о которых говорится в низких тонах.

Боги занимаются в поэме обыденными делами: Плутон по мертвеце с жрецами пировал, Вулкан на Устюжке пивной котел ковал. Вместо лиры автор просит музу настроить ему гудок или балалайку и сделать так: Чтоб Зевс мой был болтун, Ермий – шальной детина, Нептун – как самая преглупая скотина, И словом, чтоб мои богини и божки Изнадорвали всех читателей кишки.

В поэме много грубых слов: «шальной детина», «Нептун – преглупая скотина», «друг друга в рыло бьют», «расквашены» носы и т. д. В «Елисее» Майкова обильно представлен бытовой материал, острые зарисовки действительности. Быт городской жизни стал в поэме Майкова впервые предметом художественной разработки. Правда, многие картины даны натуралистически. Майков несколько свысока относится к своим героям из низов общества, он не преследует каких-либо социальных целей, его задача – посмешить читателя. Вместе с тем в поэме много народно-поэтических элементов. Все это вместе с картинами «низменного» быта, взятыми из действительности, способствовало разрушению классицизма и развитию реалистических тенденций. Многим дворянским писателям претил низкий дух поэмы Майкова, которого поддерживали Сумароков и Новиков. Так, Хемницер писал о Майкове: Он сколько не писал, Нигде не возвышался. По мнению современников, Майков имел «не высший, особый круг читателей». Интересно, что А.С.Пушкин защищал поэму Майкова в письме А. А. Бестужеву от 13 июня 1823 г. На слова Бестужева о том, что Майков «оскорбил образованный вкус своею поэмою «Елисей», Пушкин отвечал: «Зачем обижать Майкова. «Елисей» истинно смешон. Ничего не знаю забавнее обращения поэта к порткам: Я мню и о тебе, исподняя одежда, Что и тебе спастить худа была надежда! А любовница Елисея, которая сжигает его штаны в печи, Когда для пирогов она у ней топилась:

И тем подобною Дидоне учинилась.

А разговор Зевса с Меркурием, а герой, который упал в песок И весь седалища в нем образ напечатал. И сказывали те, что ходят в тот кабак, Что виден и поднесь в песке тот самый знак – все это уморительно». Пародийная поэма Майкова была и фактом литературной полемики с «карманным» одописцем Екатерины В.Петровым.

В поэме Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх» в целом ряду эпизодов (история любви Елисея и начальницы Калинкина дома, в который сажали распутных жен, история любви Энея и Дидоны и т. д.) ощущается полемика с Петровым.

Майков пародируем приключения Энея, а образ распутной начальницы Калинкина дома мог восприниматься как намек на Екатерину II, аллегорически прославленную Петровым в образе Дидоны. «Елисей, или Раздраженный Вакх» был написан в пору либерализма автора, сотрудничавшего вместе с Новиковым в сатирических журналах.

Однако пугачевское восстание испугало Майкова. Он отошел от дворянского либерализма, и это отразилось на его литературном творчестве, которое стало постепенно угасать. В 1777 г.

Майков написал комическую оперу – «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель», в которой представил идиллические отношения между крепостными крестьянами и помещиками. Его последние произведения – философски-религиозные оды написаны в мистическом, масонском духе.

Василий Иванович Майков скоропостижно скончался 17 (28) июня 1778 года в Москве.

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-referatyi/kratkaya-biografiya-majkov-v-i/

Аполлон Майков

МАЙКОВ, АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ (1821–1897), русский поэт, переводчик. Родился 23 мая (4 июня) 1821 в Москве в семье известного живописца, академика императорской Академии художеств. Детство Майкова прошло в подмосковном имении. В 1834 семья переехала в Петербург.

Майков и его брат Валериан (будущий литературный критик, 1823–1847) получили домашнее образование. Историю словесности им преподавал писатель И.Гончаров. По его воспоминаниям, дом Майковых «кипел жизнию, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства».

В семье выпускался рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи», в которых и появились первые стихи будущего поэта. Майков увлекался не только поэзией, но и живописью.

Важно

В 1837 Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Университетские профессора обратили внимание на поэтическую одаренность студента, печатавшегося к тому времени в журналах «Библиотека для чтения» и «Отечественные записки».

В 1842 Майков издал свой первый поэтический сборник. Внимание публики привлек первый раздел этой книги В антологическом роде – цикл стихов, ориентированных на элегию и античную эпиграмму. В.Г.

Белинский восхищался грациозностью образов и «поэтическим, полным жизни и определенности языком» Майкова.

Как и во всей поэзии Майкова, в этом сборнике была широко представлена описательная пейзажная лирика.

Читайте также:  Краткая биография софокл

В 1841 Майков окончил университет первым кандидатом и начал работать в министерстве финансов. Вскоре получил от Николая I пособие для путешествия за границу и побывал в Италии, Франции, Германии и Чехии.

За границей Майков занимался поэзией и живописью, слушал лекции по изобразительному искусству и литературе. Впечатления от этой поездки отразились в стихотворном сборнике Очерки Рима (1847).

В стихах этого сборника с величественными памятниками античности соседствовали современные бытовые сценки (Нищий, Капуцин и др.).

В 1844 Майков вернулся в Россию и получил место в Румянцевском музее, а затем в петербургском Комитете иностранной цензуры.

Совет

Стал заметной фигурой в литературной жизни столицы: сотрудничал в журналах «Современник» и «Отечественные записки», выступал со статьями об искусстве в духе «натуральной школы», написал несколько «физиологических» очерков (Завещание дяди племяннику, 1847, и др.) и поэму Машенька (1846), в которой высмеивал романтические штампы.

Поддерживал знакомство с Белинским, И.Тургеневым, Н.Некрасовым, А.Плещеевым, Ф.Достоевским, посещал кружок М.Петрашевского. В рамках следствия по делу петрашевцев за ним был установлен негласный надзор.

После этого Майков окончательно утвердился в идеях славянофильства и «патриархально-монархического» правления. После поражения России в Крымской войне говорил о своих взглядах тех лет поэту Я.

Полонскому: «Это была моя глупость, но не подлость».

Майков был очень популярен: печатался в лучших литературных журналах, читал стихи на литературных вечерах. Духовно близкими называл А.Григорьева, Н.Страхова и Ф.Достоевского.

Одной из главных задач искусства Майков считал углубление исторической памяти народа. Руководствуясь этой задачей, сделал вольные переводы и стилизации белорусских и сербских народных песен.

Одним из лучших произведений Майкова стал поэтический перевод Слова о полку Игореве (1870).

В центре поэтического интереса Майкова было столкновение христианства с язычеством. Этой теме посвящена поэма Два мира (1872, 1881), за которую Майкову в 1882 была присуждена Пушкинская премия Академии наук.

Умер Майков в Петербурге 8 (20) марта 1897.

Энциклопедия Кругосвет

Источник: http://bookinistic.narod.ru/rus_biography/m/maikov_a.htm

Майков Аполлон Николаевич

Окт 03 2011

Майков Аполлон Николаевич — известный русский поэт, переводчик. Родился 23 мая 1821 в Москве в семье известного художника, академика императорской Академии художеств. Детские годы Майкова прошли под Москвой в родовом имении.

В 1834 году семья Майкова переезжает в Петербург, где Майков со своим братом Валерианом  получает отличное домашнее образование. Словесность  им преподавал писатель И.Гончаров.

В 1837 году Майков поступает в Петербургский университет на юридический факультет.

Преподаватели обратили внимание на поэтический дар студента, который к тому времени начал печататься в альманахах «Библиотека для чтения» и «Отечественные записки». В 1842 году Майков издает свой первый сборник поэзии. Внимание публики обратил на себя основной раздел этой книги. В.Г.

Обратите внимание

Белинский выразил восхищение образностью и легкостью поэтического языка. Как собственно и во всём творчестве Майкова, в этом поэтическом сборнике была ярко представлена  пейзажная лирика.

В 1841 году Майков окончил университет первым кандидатом и поступил на работу в министерство финансов. Вскоре, получив от Николая I пособие, Майков совершает турне по Европе, он посещает Италию, Францию, Германию, Чехию.

За границей Майков занимается поэзией и живописью, слушает лекции по  литературе. Впечатления, полученные в этой поездке, легли в основу  поэтического сборника «Очерки Рима» (1847).

В произведениях этого сборника наряду с грандиозными памятниками античности соседствовали современные бытовые сценки

В 1844 году Майков возвращается в Россию и получает место в Румянцевском музее, а затем в  Комитете иностранной цензуры в Петербурге.

Майков становится видной фигурой в литературной среде столицы, он активно сотрудничает в прогрессивных изданиях «Современник» и «Отечественные записки», пишет статьи посвящённые искусству в стиле «натуральной школы», публикует несколько жизнеописательных очерков и поэму «Машенька» (1846), в которой высмеивает романтические штампы.

Майков поддерживал приятельские отношения с В.Белинским, И.Тургеневым, Н.Некрасовым, А.Плещеевым, Ф.Достоевским, участвовал в заседаниях кружка М.Петрашевского. В ходе следствия по делу петрашевцев за Майковым был установлен скрытый надзор. После этого Майков начинает разделять идеи славянофильства и становится  сторонником «патриархально-монархического» правления.

Майков приобрел большую популярность: он печатался в лучших литературно-художественных журналах, выступал на литературных вечерах. Одной из важных задач искусства Майков считал сохранение исторической памяти народа.

Важно

Воодушевляясь этой задачей, Майков делает свободные переводы и стилизации  песен белорусского и сербского народов.

Одним из самых заметных произведений Майкова становится  поэтический перевод «Слова о полку Игореве» (1870).

В центре всей поэзии Майкова было противостояние христианства и язычества. На эту тему Майковым была написана поэма «Два мира»(1872, 1881), за которую Майкову в 1882 году Академией наук была присуждена Пушкинская премия. Скончался Майков в Петербурге 8 марта 1897.

Источник: http://www.e-progress.com.ua/biographies/majkov-apollon/

Аполлон Майков: биография и творчество поэта :

Русская поэзия XIX века богата именами знаменитых авторов, чьи произведения стали классикой и не потеряли своей актуальности, будучи пронесенными через века. Одним из таких выдающихся поэтов является Аполлон Майков, оставивший нам замечательное творческое наследие, интерес к которому не угасает и поныне.

Любопытно узнать, какие факты биографии оказали влияние на творчество литератора, способствовали формированию А. Майкова как стихотворца, направленности его произведений и поэтического стиля.

Известные представители рода Майковых

Майков Аполлон Николаевич родился в 1821 году в Москве в семье старинного дворянского рода, история которого тесно связана с русским искусством и просвещением. В числе известных родственников поэта (все они носили фамилию Майков) много чрезвычайно одаренных представителей творческой интеллигенции, внесших вклад в развитие русской культуры:

  • Нил Сорский (в миру Николай Федорович) – знаменитый русский церковный деятель XV века, православный святой;
  • Василий Иванович – поэт, творивший в екатерининские времена;
  • Аполлон Александрович – директор Императорских театров, дед поэта;
  • Николай Аполлонович – талантливый исторический живописец – отец А. Майкова;
  • Евгения Петровна – переводчица и писательница – мать поэта.

Блистали талантами и родные братья Аполлона Майкова:

  • Валериан Николаевич – публицист и литературный критик;
  • Владимир Николаевич – писатель, издатель журналов для детей и юношества «Подснежник» и «Семейные вечера»;
  • Леонид Николаевич – член академии наук, известный трудами по истории русской словесности.

Семейное воспитание Аполлона Майкова

Детские годы поэта прошли в центре Москвы в родительском доме, где царила особая атмосфера, часто бывали в гостях художники, писатели и музыканты.

Дети росли в обстановке любви к творчеству, чрезвычайного почитания занятий искусством и наукой как главнейшего смысла существования.

Все это способствовало тому, что Аполлон Майков много читал, неплохо рисовал и рано стал писать лирические стихи.

Родители поэта и их друзья служили для детей образцом для подражания, их пример помогал формированию духовных интересов, уважения к нравственным ценностям и высоких жизненных принципов. В доме выпускали рукописные издания для опубликования произведений членов семьи и гостей – альманах «Лунные ночи» и журнал «Подснежник», в которых и вышли первые стихи юного Аполлона.

Летние месяцы будущий поэт проводил в подмосковном помещичьем имении бабушки в деревне Чепчиха. Здесь происходило знакомство А. Майкова с природой родной земли с ее тишиной и раздольем, с жизнью русского села и народным бытом.

В жизненную пору детства и юношества, когда впечатления особенно сильны и глубоки, основы личности поэта были заложены воспитанием в духе творческой интеллигенции, а также жизнью на лоне вольной матушки-природы и бытом русской деревни с его правдой и простотой.

Получение образования

Когда А. Майкову исполнилось 13 лет, его семья переехала из Москвы в Петербург, что связало дальнейшую судьбу поэта с Северной столицей. Здесь Аполлону и его братьям стал давать уроки русской словесности и латинского языка И. А. Гончаров.

А. Майков учился в университете Санкт-Петербурга на факультете юриспруденции, но при этом не оставлял занятий литературой и живописью. С особым интересом слушал лекции, связанные с его увлечением философией и изучением латинского языка – его любимыми предметами были энциклопедия законоведения и римское право. Он также слушал курсы всеобщей и русской истории и русской словесности.

Окончив университет, Аполлон Майков поступил на государственную службу в Департамент казначейства.

Первый сборник стихов А. Майкова

Имя начинающего талантливого поэта Майкова стало известно после того, как его произведения были напечатаны в ряде журналов, таких как «Отечественные записки» и «Библиотека для чтения». Вскоре вышел первый сборник «Стихотворения Аполлона Майкова» (1842), имевший успех у читателей и тепло встреченный знатоками отечественной словесности. Молодого автора горячо похвалил В. Г. Белинский.

Это событие способствовало тому, что окончательный выбор А. Майкова, еще колебавшегося между живописью и литературным творчеством, был сделан в пользу поэзии. Другой причиной, по которой ему пришлось оставить занятие художеством, стало ухудшение зрения.

Путешествие за границу

Первый сборник стихов А. Майкова был представлен Министром народного просвещения государю Императору. За книгу поэт был удостоен от Николая I пособия – средств на длительное путешествие в Европу, где он пробыл почти два года.

Вначале Майков отправился в Италию, где занимался творчеством, посетил многие города, побывал в музеях и на выставках. Затем во Франции, в Париже, слушал лекции по мировой литературе и искусству.

С целью изучения европейской культуры посетил также Дрезден и Прагу.

Поездка послужила прекрасным своевременным дополнением к университетскому образованию Аполлона Майкова, давшим богатейший материал для дальнейшего творчества и ставшим неисчерпаемым источником вдохновения для написания многих замечательных произведений на протяжении всей жизни поэта.

Государственная служба

Вернувшись в Россию, Аполлон Майков написал диссертацию на тему права у древних славян, служил в Министерстве финансов, потом работал в Румянцевском музее помощником библиотекаря.

Затем были должности вначале младшего цензора, затем старшего цензора и, наконец, председателя комитета иностранной цензуры, где он проработал более сорока лет. В качестве члена ученого комитета при Министерстве народного просвещения рассматривал книги, выпускаемые для народного чтения.

Совет

Входил в совет Русского литературного общества и комиссию по устройству народных чтений, работал в издательстве журнала «Новое слово» и «Театральной газеты».

Казенная служба отчасти поспособствовала писательской деятельности А. Майкова, сблизив его с Одоевским и Тютчевым. Будучи по работе начальниками поэта, они стали его друзьями, критиками и ценителями его произведений. Особенно сильное влияние на формирование окончательных взглядов и воззрений на русскую государственность, которым поэт остался верен до конца жизни, оказал Ф. И. Тютчев.

Умер поэт в 1897 г. и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище .

Аполлон Майков, биография: основные вехи

Самыми значимыми событиями в жизни и творчестве А. Майкова были:

  • 1834 г. – переезд семьи Майковых в Петербург;
  • 1837–1841 гг. – обучение в университете;
  • 1842-1844 гг. – заграничное путешествие;
  • 1852 г. – начал работать в комитете иностранной цензуры;
  • 1853 г. – стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук;
  • 1853–1866 гг. – рождение четверых детей в семье Аполлона Майкова и его жены Анны;
  • 1857 г. – получил чин действительного статского советника;
  • 1882 г. – удостоен Пушкинской премии;
  • 1888 г. – получил чин тайного советника;
  • 1897 г. – утвержден в должности председателя комитета иностранной цензуры.

Биография Аполлона Николаевича Майкова отличается тем, что в ней не было борьбы и страстей, преследований и гонений. Его жизнь – это светлый и ровный путь, на котором были у поэта работа, творчество и слава, путешествия и радости семейной жизни, присутствовали живость движений и эмоции, рождавшие прекрасные стихотворения.

Читайте также:  Краткая биография ли ч.

Творчество Аполлона Майкова

В творчестве А. Майкова можно выделить ряд периодов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

В поэмах «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846) прослеживаются гражданские мотивы, возникшие под влиянием идей петрашевцев.

Затем происходит переход на консервативные позиции, о котором свидетельствуют поэма «Клермонтский собор» (1853), а также циклы стихов, посвященные впечатлениям от поездок по Италии и Греции – «Очерки Рима» (1847), «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни» (1858). Культурно-исторической тематике соответствуют циклы стихов «В антологическом роде», «Века и народы», «Отзывы истории».

В творчестве поэта заметен его постоянный интерес к мировой истории с ее драматическими эпизодами: поэмы «Савонарола» (1851) и «Приговор» (1860), а также драмы «Три смерти» (1851), «Смерть Люция» (1863) и «Два мира» (1881), в которых христианство противопоставляется язычеству.

Помимо стихотворчества А. Майков вполне успешно занимался переводами, его поэтическая обработка «Слова о полку Игореве» – великого творения древнерусской эпохи, считается одной из лучших.

Он переводил произведения таких авторов как Гете и Гейне, народную поэзию разных стран – Греции, Испании, Сербии. Стихи А.

Майкова вдохновили на создание романсов таких великих композиторов как Чайковский и Римский-Корсаков.

Аполлон Майков: стихи о русской природе

В пейзажной лирике талант поэта проявился наиболее ярко.

Тонкость красок, естественная красота и гармония, увиденные в самых обычных и всем знакомых явлениях, таких как приход весны, летний дождь, увядание осени – все это Аполлон Майков.

«Ласточки» – замечательное трогательное произведение, в котором мысли о скоротечности жизни поэт выразил через описание действий птиц, успевших за несколько летних месяцев построить гнездо, взрастить потомство и улететь в теплые края.

Созерцательность, задушевность, наблюдательность и напевность – этим отличается в пейзажной тематике Аполлон Майков. «Весна», «Под дождем», «Сенокос», «Осень», «Летний дождь» считаются лучшими произведениями поэта о природе родной земли.

Отечественная литература гордится богатым вкладом, внесенным творчеством поэта А. Н. Майкова. Его стихотворения навсегда останутся одним из интересных явлений в русской поэзии.

Источник: https://www.syl.ru/article/307020/apollon-maykov-biografiya-i-tvorchestvo-poeta

Биография Аполлона Майкова

История семьи Майковых непосредственно связана с историей русской литературы, искусства и просвещения.

Аполлон Майков родился в Москве 23 мая 1821 года. Дед поэта, Аполлон Александрович Майков – бывший директор императорских театров, брат его, Михаил Александрович, трудился на литературном поприще.

Отец поэта, Николай Аполлонович, был замечательным живописцем, академиком Императорской Академии художеств. Братья Аполлона Майкова — люди, уважаемые во всех отношениях: Валерий был талантливым критиком и философом, Владимир – издателем детского журнала «Подснежник», Леонид – вице-президентом Академии наук, он был известен своими трудами по истории русской литературы.

Обратите внимание

Аполлон Майков вырос в среде, где занятия искусством и наукой всегда были, если не единственным, то главнейшим содержанием жизни, и составляли постоянное и необходимое условие житейского обихода.

Юноша Майков не смог сбиться с предначертанного ему судьбой пути служения родной поэзии.

Внешние же обстоятельства во время всего прохождения им литературного поприща как нельзя более благоприятствовали правильному и всестороннему развитию в нем творческих сил.

Все детство до девятнадцатилетнего возраста Аполлон провёл не в столице, а на ласковом, мирном лоне матери-природы, посреди простоты и правды русского народного быта, в приволье и тишине подмосковной деревни, в поместьях отца и бабушки.

Таким образом, в ту пору жизни, когда впечатления воспринимаются с наибольшей силой и западают в душу всего глубже, первые основы самосознания и духовной личности в душе будущего поэта были заложены русской деревней и русским народом.

Эти основы и остались в Майкове незыблемыми до конца его дней, послужив прочным фундаментом для всех позднейших душевных наслоений.

В годы гимназического и университетского учения руководителями и наставниками юного Аполлона, кроме ближайших родственников, были такие личности, как соредактор журнала «Библиотека для чтения» В.А.

Солонин, по свидетельству знавших его современников — один из образованнейших и лучших членов тогдашней литературной семьи, горячо любивший русскую литературу и И.А.

Гончаров, знаменитый впоследствии автор «Обломова» и «Обрыва».

Важно

Немудрено поэтому, что студент юридического факультета Петербургского университета Майков не погряз в дебрях юриспруденции, а остался художником-поэтом, почерпнув из слышанных им на факультете лекций преимущественно то, что было полезно и нужно для развития и окрыления его творческих сил.

Римское право, связанное с изучением латинского языка и классиков, и энциклопедия законоведения, в связи с занятиями философией – были любимыми предметами молодого Майкова. Кроме того, он слушал курсы русской и всеобщей истории у П.Г.Устрялова и М.С.Куторги, и русской словесности у Никитенко, который первым обратил внимание на стихотворные опыты Майкова еще в 1838 году.

Он прочел в университете по рукописи стихотворения «Гнев божий» и «Венера Медицейская».

Почти в это же время одна из антологических пьес Майкова была прочитана С.П.Швыревым в университете в Москве – и имя Майкова, талантливого, начинающего поэта, стало известно в литературных кругах.

Напечатанные затем в 1840 и 1841 годах произведения в «Одесском Альманахе», «Библиотеке для Чтения», «Отечественных Записках», и, наконец, вышедшая в 1842 году книжка под заглавием «Стихотворения Аполлона Майкова», встреченная горячими похвалами Белинского и общим сочувствием всех любителей и знатоков отечественной поэзии, окончательно решили судьбу Майкова, до того времени ещё колебавшегося в выборе между поэзией и живописью, к которой он также чувствовал большую склонность.

Министр народного просвещения Уваров представил книжку стихотворений только что окончившего курс, со степенью первого кандидата, Майкова государю, который дал молодому поэту средства на поездку за границу, где Майков и провел почти два года в усвоении плодов европейского просвещения, в изучении «стран и народов», преимущественно же Италии и Рима, их природы, быта, истории и творчества.

Нужно ли говорить, что такое путешествие, непосредственно по окончании университетского курса, было как нельзя более своевременно и оно дополнило и завершило образование Аполлона Николаевича и дало богатейший материал для дальнейшей творческой работы, — материал, которым поэт не переставал пользоваться в продолжение всей своей жизни. Этому и еще другому, несколько лет спустя, предпринятому Майковым путешествию по Европе, русская литература обязана появлением многих замечательных художественных произведений.

Казенная служба, сначала в качестве помощника библиотекаря в Румянцевском музее, затем цензора в комитете иностранной цензуры, и, наконец, председателя того же комитета, не только не мешала писательский деятельности Майкова, но, вследствие особенно счастливо сложившихся обстоятельств, даже благотворно содействовала ей, сблизив поэта с такими личностями, как князь Одоевский и Ф.И.Тютчев. Будучи по службе ближайшими начальниками Майкова, они в то же время были его личными друзьями, советниками, ценителями, критиками.

Совет

Влияние Тютчева особенно сильно способствовало окончательной выработке тех воззрений Майкова на русскую историю и основы русской государственности, которым он остался верен до конца.

Всю жизнь Майков трудился, занимался самообразованием, литературным творчеством. Произведения Аполлона Николаевича – это тот богатый вклад, которым может гордиться наша отечественная литература.

26 февраля 1897 года на торжественном собрании общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, Майков выступил и прочитал своё известное стихотворение «20-го октября 1894 года». Поэт был бодр и весел. Через несколько дней он почувствовал себя плохо, жаловался на озноб, у него началось воспаление лёгких. Его не стало 8 марта 1897 года.

Источник: https://DetskiyChas.ru/persons/biografiya_majkova/

Майков Аполлон Николаевич — биография поэта, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги

«Вся моя биография — не во внешних фактах, а в ходе и развитии внутренней жизни…» — говорил поэт. Лирика Аполлона Майкова была отражением его жизни — увлечений, политических взглядов и исторических событий, свидетелем которых он стал.

Литература или живопись?

Аполлон Майков родился в дворянской семье. Любовь к искусству он унаследовал от родителей, представителей творческой интеллигенции.

Отец, Николай Майков, был академиком живописи, мать, Евгения Майкова, — писательницей и поэтессой.

«Дом Майковых кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств», — вспоминал писатель Иван Гончаров, дававший в семье уроки литературы и русского языка.

Выросший в такой обстановке, Аполлон Майков был уверен, что посвятит свою жизнь искусству. Он был одинаково одарен и в литературе, и в живописи, но решил сделать выбор в пользу поэзии по двум причинам: его юношеские стихи высоко оценили историк литературы Александр Никитенко и поэт Петр Плетнев, а развивающаяся близорукость мешала уделять живописи достаточно времени.

«Его стихи напоминают античных поэтов»

Поступив в 1837 году на юридический факультет Петербургского университета, Аполлон Майков начал изучать древнегреческую и римскую историю. Это увлечение повлияло на его творчество. Современники писали: «Он словно смотрит на жизнь глазами грека, его стихи напоминают античных поэтов, несут светлое и оптимистическое начало».

Первые произведения Майкова были опубликованы в конце 1830-х годов. В 1842 году вышел его первый стихотворный сборник. «Поэтический, полный жизни и определенности язык» — так прокомментировал книгу молодого поэта Виссарион Белинский. Восхищаясь произведением Майкова «Сон», критик писал: «У самого Пушкина это стихотворение было бы из лучших его антологических пьес».

За этот сборник Аполлон Майков удостоился пособия от императора Николая I. На полученные деньги он отправился в путешествие по Европе, которое длилось почти два года. Поэт побывал в Италии, Франции, Австрии и других странах.

Своими впечатлениями о поездке он поделился с читателями в новом сборнике — «Очерки Рима», вышедшем в 1847 году в Петербурге. Литературоведы отмечали, что его творчество переменилось: от античности он перешел к жизни современной, его стали больше занимать поэзия «мысли и чувства».

Кружок Петрашевского и натуральная школа

Вернувшись в 1844 году в столицу, Аполлон Майков стал заметной фигурой в литературных кругах Петербурга. Он активно сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», дружил с Виссарионом Белинским, Николаем Некрасовым и Иваном Тургеневым.

С помощью своего брата, Валериана, Аполлон попал и на заседание первого в России социалистического кружка, организованного Михаилом Петрашевским. Там у поэта завязалось тесное знакомство с Федором Достоевским и Алексеем Плещеевым.

Хотя всех взглядов натуральной школы Майков не разделял, на его творчестве все-таки сказывается влияние этого литературного направления. Стихотворения 1840-х годов полны гражданских мотивов.

Обратите внимание

Майков публикует свои стихи в журнале «Отечественные записки» Андрея Краевского, в 1845 году пишет поэму «Две судьбы», за которую он получил Пушкинскую премию Академии наук. В 1846 году в «Петербургском сборнике» Николая Некрасова вышла поэма «Машенька».

…На полке книги — да, о человекеВы можете наверно заключатьПо избранной его библиотеке,В его душе, в понятиях читать, —Лежали там комедии Гольдони,История мадонны и святых,Либретто оперы, стихи ТассониДа календарь процессий храмовых…

Когда многие участники кружка Петрашевского были сосланы, Майков изменил свое отношение к революционному движению в России. Позже в записках к поэту Якову Полонскому он говорил о своем «либеральном периоде»: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. Это была моя глупость, но не подлость».

Славянофилы и «чистое искусство»

С 1850-х годов Аполлон Майков сблизился с редакцией «Москвитянин», и в его творчестве все больше ощущаются консервативные настроения. Майков разделял славянофильские идеи Михаила Погодина (издателя журнала), Михаила Каткова, Федора Тютчева.

В этот период поэт выступал против влияния западноевропейской культуры. Он много писал о красоте русской природы. Эти стихотворения, по словам публициста Михаила Бородкина, «заучивались наизусть чуть ли не с первыми молитвами».

Многие произведения Майкова были положены на музыку Николаем Римским-Корсаковым, Петром Чайковским и другими композиторами.

Немного позже поэт в своем творчестве начал склоняться в сторону «чистого искусства». Майков считал, что литература не должна выполнять особых социальных задач, она должна служить лишь для эстетического наслаждения.

Поэт увлекался историей Древней Руси и славянским фольклором. В 1866–1870 годах он переводил «Слово о полку Игореве». Исследователи древнерусской литературы признали его поэтический перевод одним из лучших.

В 1882 году Майков, действительный статский советник, стал председателем Комитета по иностранной цензуре. В этот период поэт почти не создавал новых произведений. В основном занимался правкой своих трудов и подготовкой собрания сочинений.

Умер Аполлон Майков в 1897 году в Петербурге, похоронен на кладбище при Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8967/apollon-maikov

Ссылка на основную публикацию