Робер Мерль
Жанры:
Фантастика |
Реализм |
ещё >> |
Жанровая классификация:
- Жанры/поджанры: Фантастика , Реализм
- Общие характеристики: Психологическое , Социальное , Философское , Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами , Линейный
- Возраст читателя: Любой , Для взрослых
^^
Робер Жан Жорж Мерль родился в Алжире в семье военного переводчика Феликса Мерля. Во время Первой мировой войны отец будущего писателя участвовал в Дарданелльской операции и умер от тифа в 1915 году. Мать Робера перевезла детей во Францию, в Марсель, затем семья обосновалась в Париже.
Робер Мерль окончил престижный лицей Людовика Великого в Париже, получив степень лиценциата по философии и английскому языку. В 30-х годах он преподавал английский язык, английскую и американскую литературу в Кливленде (США), затем в лицеях Бордо, Марселя и Нейи-сюр-Сен (пригород Парижа), где познакомился с Жаном-Полем Сартром, в то время – преподавателем философии.
Первым опубликованным трудом Мерля стала его докторская диссертация, посвященная творчеству Оскара Уайльда.
Робер Мерль участвовал во Второй мировой войне 1939-1945 г.г.; во время Дюнкеркской операции он попал в плен и был интернирован в Германию, где провел три года в лагере для военнопленных.
За роман о трагедии в Дюнкерке «Уикэнд на берегу океана» писатель в 1949 году получил Гонкуровскую премиию. После освобождения Франции Робер Мерль вернулся к преподавательской деятельности, заняв пост профессора языка и литературы в университете Ренна, позже преподавал в Тулузе, Кане, Руане, Алжире и Нантерре (Париж-X).
Именно в университете Нантерра начались события мая 1968 года, позднее описанные Мерлем в романе «За стеклом». Будучи близким к французской коммунистической партии, писатель отдаляется от неё после ввода советских войск в Афганистан.
Творчество Мерля проникнуто духом гуманизма, в нём сильны философские и социальные аспекты. Его писательский талант многогранен: Робер Мерль является автором пьес, биографических произведений, исторических романов, в том числе 13-томной саги об истории Франции «Fortune de France».
Широкую известность приобрели его фантастические романы, посвященные возможности общения человека с животными: «Разумное животное» (экранизирован под названием «День дельфина») и «Le propre de l’homme»; одно из наиболее серьезных исследований темы ядерной катастрофы и выживания в послеатомном мире «Мальвиль» и мистико-философский роман «Мадрапур». Кроме этого, Робер Мерль переводил на французский язык сочинения Джона Уэбстера, Джонатана Свифта, Эрскина Колдуэлла, а для французского издания (1956 год) романа Джонатана Свифта «Путешествие в Лилипутию» написал 59-страничное предисловие, раскрывающее политический контекст этого сатирического произведения.
Писатель скончался в возрасте 95 лет в собственном доме в пригороде Парижа.
© На основе биографической статьи Вл. Гакова
Источник: https://fantlab.ru/autor5240
Робер Мерль – биография, список книг, отзывы читателей
Роман, который посвящен теме выживания в трудных условиях. 1977 год. Происходит страшный взрыв, предположительно, термоядерной бомбы. Небольшая группа людей чудам спаслась в подвале замка Мальвиль.
Первое время они просто пытаются просто добыть еду и протянуть ещё «пару дней», но вскоре, после того, как они услышали абсолютное молчание на всех возможных радиочастотах, они понимают, что возможно они единственные выжившие на планете…
В моём отзыве будет несколько спойлеров. Ничего глобального, в стиле «Люк, я твой отец!», но несколько сюжетных поворотов (которые как бы неожиданные, но легко угадываемые уже после прочтения аннотации) я раскрою.
Тема выживания после какой-либо катастрофы уже избита и много всего было на эту тему и книг, и кино, и даже компьютерных игр.
Эта книга в плане сюжета не даёт ничего нового, но, несмотря на это, читать книгу совсем не скучно, разве что первые три главы, когда Мерль описывает жизнь главного героя – Эммануэля Конта до Происшествия (так это события называют персонажи). А потом сюжет начинает «разгоняться» и интерес с каждой главой всё растёт.
Но, несмотря на богатую «событийность» романа, это здесь не самое главное. Много внимания уделяется человеческим взаимоотношениям в сложившейся ситуации. Конфликты, столкновения, перепалки – всё здесь имеет место быть. Правда, как-то всего этого мало.
Главные герои оказались какими-то мягкими и уступчивыми и почти все конфликты угасают в зародыше. Я понимаю, что они все были друзьями задолго до катастрофы, но, тем не менее, выглядит это как-то неправдоподобно.
Между лучшими друзьями бывают конфликты и из-за пустяков, а тут на кону стоит благополучие и выживание небольшой общины, а решают они всё чуть ли не «помиримся на мизинчиках». Может быть, это сделано для того, чтобы показать идеальных людей, которые готовы поступиться собственными мнениями и интересами ради блага большинства и общины? Сложно сказать, было автором так задумано или он просто описал не достаточно достоверных персонажей.
Но это касается только группы выживших в замке Мельвиль. Что касается их антагонистов, то это жадные, алчные, лживые и мерзкие люди, которые угнетают других ради своего блага. И насколько выжившие в Мельвиле хорошие, настолько же их противники плохие. Ну, это как бы совсем по-детски.
И ладно бы, если бы книга была для детей, это было бы можно понять, но ведь она совсем не для детей. Главным образом это потому, что в этой книге много внимания уделяется теме секса.
Главные герои борются с предрассудками и привычным образом жизни и у многих в голове так крепко засело, что полигамия – это аморально и не правильно, что они первое время отказываются вести такой образ жизни.
А ведь девушек выжило меньше, чем мужчин, поэтому моногамные отношения могли привести к серьёзным конфликтам.
Правда, Эммануэль, главный приверженец полигамии говорил, что это нужно для продолжения рода человеческого и это единственный верный путь, иначе будут конфликты. Но когда все его послушались и приняли такой порядок, детей они не торопились заводить, занимаясь сексом исключительно ради удовольствия.
И раз уж речь зашла, что герои говорят одно, а делают другое. Это не только секса касается. После катастрофы главный герой заявляет, что все равны, все владеют всем одинаково и нет среди них ни хозяев, ни начальников.
Но через пару страниц он уже всеми командует, распоряжается имуществом, следит за всеми. И все эти же самые качества у начальника другой общины он ненавидит и его этим попрекает.
Невольно вспоминается одна из заповедей «Скотного двора» Оруэлла: «Все равны, но некоторые равнее других».
И ещё несколько слов о главном герое. Все повествование представляет собой дневник Эммануля Конта, но после некоторых глав имеются комментарии Тома, одного из друзей главного героя. И в этих комментариях Тома пишет, что Эммануэль был храбрым, мудрым, справедливым, хозяйственным и т.п.
, но при этом в своих воспоминаниях Эммануэль очень часто «забывает» о событиях, которые бы выставили его в не самом приятном свете, иногда преувеличивает свою значимость в том или ином событии.
Отличный способ так раскрыть персонажа выбрал автор и после нескольких таких вот комментариев начинаешь смотреть на эту историю немного под другим узлом, постоянно угадывая, обманывает ли нас Эммануэль или нет.
Действие книги происходит в 70-х годах прошедшего столетия, но жизнь героев после Происшествия автор описывает так, что создаётся ощущение, что мы читаем про людей, живущих в Средневековье.
И поэтому, когда встречаются такие слова, как «джинсы», «трактор» и «поезд»пару мгновений недоумеваешь от того, как они там оказались, а потом только понимаешь, что всё нормально и так и должно быть. И удивительно, как герои так быстро приспособились к такому образу жизни.
Ещё вчера она всё делали с помощью техники, а уже через пару недель уже научились всё делать сами. И вот тут не знаешь – то ли автор упустил этот момент, то ли герои такие сильные духом.
И ещё здесь многовато пропаганды коммунизма. Она явная, неприкрытая и такая ярая, что немного портит впечатление.
В общем, подвеем итог. Роман про жизнь группы людей после термоядерного взрыва. В плане сюжета – ничего нового и нового и необычного. Чёткое разделение на хороших и плохих, разве что главный герой не такой уж белый и пушистый.
Но учитывая то, что роман представляет собой дневник одного из персонажей, не удивительно, что он не только себя, но и всех членов своей общины выставляет в хорошем свете. Есть в этой книге и конфликты, и столкновения, но учитывая сложившиеся обстоятельства, их должно было быть гораздо больше.
Автор даёт нам представление, каким может оказаться мир, если у людей отобрать технику, электричество и прочие блага цивилизации, без которых мы себе не может представить нашу жизнь. Хороша книга, но я ожидал большего.
Ассоциации: «Скотный двор» Оруэлла (из-за перерождения некоторых правил общины), «Чёрный принц» Мердок (из-за того, что повествование представляет собой дневник, но в то же самое время имеются другие записи свидетеля событий, которые заставляют посмотреть на некоторые событий по иному) и «День триффидов» Уиндема (просто это последняя книга о глобальной катастрофе/постапокалиптическом мире, которую я прочитал).
Источник: http://readly.ru/author/16040/
Краткая биография Мэрилин Монро
Краткая биография Мэрилин Монро. Героиня нашей воскресной рубрики Мэрилин Монро или Норма Джин Мортенсон. Мэрилин Монро была гламурной и существование её было захватывающие, но Норма Джин была одинокой, трагической была её жизнь.
Много мнений о подробностях ее жизни, и много вопросов, касающихся ее смерти. Я не знаю, правдивые ответы. В этой краткой истории, составленной из многих источников, я пытаюсь представить бесспорные факты без каких-либо редакционных комментариев.
Вы должны сформировать свое собственное мнение на основе собственного суждения.
Она родилась 1 июня 1926 года в штате Калифорния, в Лос-Анджелесе. За свою слишком короткую жизнь, Мэрилин Монро пришлось преодолеть трудное и нелегкое детство, чтобы стать одной из крупнейших и наиболее устойчивых символов в мире секса. На протяжении своей карьеры, фильмы Монро собрали более 200 миллионов долларов. Монро умерла от передозировки наркотиков 5 августа 1962 года, ей было только 36 лет.
Мать Мэрилин, Глэдис Монро, отдала её в приемную семью, где она жила, пока ей исполнилось 7. Тогда ее мать, после самоубийства своего деда привезла её обратно, но не надолго. Когда ей было девять, она была помещена в приют, где она должна была оставаться в течение следующих двух лет. После выхода из детского дома, она пошла к еще одной приемной семье.
В 1942 году, в возрасте 16 лет, Норма Джин вышла замуж за 21-летнего работника авиационного завода Джеймса Догерти. Этот брак длился всего четыре года, и они развелись в 1946 году.
К этому времени, Мэрилин стала демонстрировать модели купальников и осветлила свои волосы. В 1946 году она была на 33 обложках журналов и позировала для топ-фотографов, в том же году Монро подписала свой первый контракт на фильм.
Но ее актерская карьера действительно началась лишь в 1950 году.
С ее хриплым голосом и фигурой песочные часы, Монро получила много восторгов и стала международной звездой, несмотря на свою хроническую неуверенность относительно ее актерских способностей. Биография Мэрилин Монро пестрит напоминаниями о том, что она была очень не пунктуальна и страшно всегда опаздывала на съёмки.
В 1952 году она начала роман с бейсболистом Джо Ди Маджио. В июне она получила одну из главных ролей роль в «Джентльмены предпочитают блондинок».
14 января 1954 она вышла замуж за Джо Ди Маджио в Сан-Франциско, но были проблемы с ее браком и они развелись 27 октября 1954 года. На Рождество, Мэрилин переехала в городскую квартиру в Нью-Йорк и поступила в Актерскую студию Ли Страсберга. Она также начала отношения с драматургом Артуром Миллером, за которого в последствии вышла замуж ( с 1956 по 1961) .
Мэрилин вернулась в Голливуд, чтобы работать над фильмом «Автобусная остановка». У Мэрилин было много проблем на съемочной площадке и она принимает большие дозы снотворного.
В июле 1960 года Мэрилин отправилась в Неваду, чтобы снимать «Misfits». Этот фильм был разочарование и Мэрилин была в депрессии. 20 января 1961 года, в день инаугурации президента Кеннеди, она развелась с Артуром Миллером.
Терапевт Мэрилин поместил её в больницу на несколько дней. В жизни Мэрилин снова появился Джо Ди Маджио.
Она была с ним снова, до апреля 1961 года, когда она вернулась в Лос-Анджелес, чтобы начать работу над фильмом «Что-то должен дать», но после первого дня она осталась дома больной в постели.
19 мая 1961 года, она пошла в Мэдисон Сквер Гарден и пела С Днем Рождения, г-н президент Кеннеди, а затем вернулась в Лос-Анджелес на съемочную площадку. Она почти передозировала наркотики и Джо Ди Маджио пришел ей на помощь снова. Они решили вступить в повторный брак и назначить дату на 8 августа 1962, но вечером 4 августа Мэрилин умерла.
Не существовало никакой предсмертной записки, и она была найдена голой в постели без признаков насилия, по данным полицейского расследования. Хотя существует множество различных слухов и теорий заговора, окружающих ее смерть, все они являются недоказанными, и мы можем только догадываться или верить во что мы хотим верить по этому поводу.
Возможно биография Мэрилин Монро в разных источниках преподносит разные факты, но то с чем мы можем согласиться является то, что Мэрилин была очень красивая и талантливая женщина, которая нашла славу и богатство, но не была удовлетворена своей жизнью, и умерла трагически. Ей было всего 36. Мэрилин снялась только в 30 фильмах, но ее легендарный статус и мистика останется в истории кино навсегда.
Источник: http://mayasakura.ru/zhenshhinyi-legendyi/biografiya-merilin-monro
Райнер Мария Рильке (1875-1926). Биография в датах и фактах
Тема: Рильке Райнер Мария
Райнер Мария Рильке — австрийский поэт, прозаик, драматург и эссеист, один из крупнейших представителей модернистской философской лирики ХХ ст., автор первого в немецкоязычной литературе модернистского романа.
Самобытность его творчества определялась оригинальной художественной философией, имевшей своей целью переосмысление места Бога, человека, природы и вещей в мироздании, а также поиск новых путей художественного изображения, учитывающих эстетические открытия ХIХ–ХХ вв.
Жизнь Р. М. Рильке в датах и фактах
4 декабря 1875 г. — родился в Праге в семье чиновника железнодорожного ведомства.
1884 г. — ради светских утех мать бросила семью и перебралась на жительство в Вену, где приобщилась к жизни императорского двора. Мечтая об офицерской карьере сына, отец отдал его в военное училище, которое мальчик воспринял как насилие над своей душой.
1891 г. — по состоянию здоровья юный Рильке был уволен из военного училища. На правах вольного слушателя он посещал лекции в Торговой академии города Линца, а также в Пражском, Мюнхенском и Берлинском университетах. Однако систематического образования поэт так и не получил.
1894 г. — вышел в свет первый сборник стихотворений Рильке «Жизнь и песни».Вслед за ним были напечатаны аналогичные книги «Жертвы ларам» (1896), «Венчанный снами» (1897), «Сочельник» (1897).
1896 г. — переехал в Мюнхен, который в ту пору был одной из крупнейших культурных метрополий Западной Европы. Там поэт вошел в богатую талантами литературно-культурную среду и завязал полезные для его дальнейшей творческой самореализации связи.
1897 г. — состоялось знакомство Рильке с блестящей интеллектуалкой Лу Андерас-Саломе, которая во многом определила его дальнейшее творческое развитие.
1898 г. — осуществил путешествие по Италии, где имел возможность расширить свои представления о западноевропейских культурных традициях и, в частности, о культурном наследии Ренессанса. Впечатления от этой поездки Рильке изложил в своем «Флорентийском дневнике» (1898).
1899–1900 гг. — вместе с Лу Андреас-Саломе и под ее непосредственным влиянием поэт совершил два путешествия по Российской империи, в течение которых он познакомился с выдающимися представителями российской творческой интеллигенции (в том числе — со Львом Толстым), важнейшими памятниками русской и украинской культуры, а также открыл для себя мир православной духовности.
1899–1902 гг. — подготовил поэтические сборники «Мне на праздник» (1899), «Часослов» (1899–1903), «Книга картин» (1902), книгу рассказов «Истории о Господе Боге» (1900) и лирическую новеллу «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» (1904), ставшую настоящим бестселлером начала ХХ в.
1900 г. — по приглашению живописца Г. Фогелера приехал в живописное селение Ворпсведе неподалеку от Бремена, где расположилась колония художников. Целью этой поездки было написание монографии о современном искусстве, которая вышла в 1903 г. под заголовком «Ворпсведе».
Во время пребывания в колонии художников Рильке познакомился с молодой скульпторшей Кларой Вестхоф, которая стала его женой. Их союз, от которого вскоре родилась дочь, оказался, однако, неудачным и довольно быстро распался. Материал с сайта //iEssay.ru
1902 г. — интерес к современному искусству и, в частности, к творчеству знаменитого французского скульптора О.
Родена привел Рильке в Париж, где он собирался написать монографию об этом мастере резца. Общение с Роденом, у которого поэт некоторое время прослужил секретарем, имело огромное значение для его творчества. Живя в Париже, Рильке создал книги, которые принесли ему всеевропейскую славу: двухтомный сборник «Новые стихотворения» (1907 — 1908) и роман «Записки Мальте Лауридса Бриге» (1910).
К этому же периоду относится монография «Роден», являющая собой яркий образец искусствоведческой эссеистики.
В начале 1910-х гг. на фоне заметного творческого спада поэт много путешествовал по странам Европы и Северной Африки.
1915 г. — в разгар Первой мировой войны он был мобилизован на службу в венский военный архив, но заступничество высокопоставленных покровителей освободило его от этой обременительной обязанности.
1919 г. — поселился в Швейцарии, где друзья со временем подарили ему небольшой замок Мюзо.
1922 г. — создал поэтические сборники «Дуинские элегии» и «Сонеты к Орфею», после чего написал ряд циклов стихотворений на французском языке.
29 декабря 1926 г. — из-за лейкоза умер в клинике Вальмон (Швейцария).
На этой странице материал по темам:
- рильке биография таблица
- райнер мария рильке хронологическая таблица
- рильке краткая биография
- райнер мария рильке биография
- райнер мария рильке краткая биография
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/foreign/r/rilke/biografiya_facts
Биография Ангелы Меркель
Ангела Дротея Меркель (нем. Angela Dorothea Merkel, урожд. Каснер, род 1954) — один из влиятельнейших политиков Старого Света, лидер популярной немецкой партии «Христианско-демократический союз».
С 2005 года является бессменным федеральным канцлером Германии. Меркель стала первой женщиной в истории страны, занимающей эту должность.
По версии авторитетного издания «Forbes» она восемь раз признавалась самым влиятельным мировым женщиной-политиком.
Детство и юность
Ангела Доротея Меркель родилась 17 июля 1954 года на севере Германии в городе Гамбурге. Ее отец Хорст Каснер был лютеранским пастором и занимался изучением религии в университетах Гейдельбера и Гамбурга, а мать Герпинда преподавала английский язык и латынь.
Вскоре после появления на свет старшей дочери семья переехала в ГДР, где Хорст возглавил приход лютеранской церкви в деревушке Квицов.
Спустя несколько лет семья Каснеров перебралась в город Темплин, так как отец занимался работой по созданию церковного образовательного центра, параллельно возглавляя колледж для пасторов.
Известно, что Каслер продуктивно сотрудничал с коммунистическими властями страны и пользовался их доверием.
Он был одним из немногих, кому беспрепятственно разрешалось выезжать на Запад. В материальном плане это выражалось в наличии сразу двух автомобилей и возможности отправить учиться дочь в одну из престижных школ.
А вот карьера матери Герпинды в ГДР не сложилась, так как ей отказали в праве работать в системе местного образования. Поэтому она все свое время посещала детям (у Ангелы есть младшие брат и сестра), давая им дополнительное образование вместо группы продленного дня.
В школьные годы будущий канцлер была неприметной девочкой, которая очень серьезно относилась к учебе и добивалась в этом больших результатов.
Прежде всего, ей нравились русский язык и математика. Не обошла стороной Ангелу и общественная деятельность: она была участницей пионерской и молодежной организации.
В 1973 году Ангела успешно окончила школу, сдав выпускные экзамены, и поступила в университет Лейпцига на физический факультет. Хотя она не причисляла себя к оппозиционно настроенной молодежи, знакомство с писателем-диссидентом Р. Кунце, произошедшее во время учебы, имело важное значение для становления личности политика.
В 1978 году выпускница без нареканий защитила дипломную работу, посвященную скорости протекания бимолекулярных реакций в плотной среде, и хотела трудоустроиться в Высшую техническую школу в Ильменау, однако получила отказ.
Научная стезя
Неудача в поиске работы заставила будущего канцлера переехать в Берлин, где она получила должность в отделе теоретической химии при Центральном институте физической химии.
Здесь она активно занималась научной деятельностью, что позволило ей в 1986 году под руководством Луца Цюлюке защитить диссертацию и получить степень доктора естественных наук, перейдя в последующем на работу в отдел аналитической химии.
Вместе с этим Меркель активно занималась общественной деятельностью, являясь членом райкома ССНМ в статусе секретаря по агитации и пропаганде. При этом она официально не вступала ни в какие оппозиционные движения и не была членом ни одной партии демократического блока ГДР.
Первые шаги в политике
Работая в Центральном институте физической химии, она всерьез не интересовалась политикой. Все изменится в 1989 году, когда Меркель вступит в ряды «Демократического пробуждения», а затем станет пресс-секретарем этой организации.
Вскоре она будет приглашена в пресс-службу оставшегося единственным некоммунистического правительства ГДР, возглавляемого Л. Де Мезьером. Попадание во властные структуры стало возможным благодаря падению Берлинской стены, ставшему символом крушения коммунистического режима.
Это событие оказало неизгладимое впечатление на будущего канцлера. В одном из интервью она даже призналась, что ее семья мечтала дождаться этого момента и загадала желание заказать столик по этому поводу в одном из ресторанов Западного Берлина.
В последнем правительстве ГДР Меркель проработала вплоть до 3 октября 1990 года, когда произошло объединение Германии.
Источник: https://stories-of-success.ru/angely-merkel
За стеклом
В 60-е гг. Сорбонне стали тесны ее старые стены — она задыхалась от наплыва студентов.
Тогда пришлось принять нелёгкое решение скрепя сердце университет признал, что часть детей столицы не сможет получить высшее образование в самом Париже, филологический факультет вырвал кусок из собственного тела и бросил его на пустыри Нантера. В 1964 г.
, в разгар строительства, новый факультет открыл студентам свои заляпанные краской двери. Действие романа охватывает один день — 22 марта 1968 г. Наряду с вымышленными персонажами представлены реальные лица — декан Граппен, асессор Боже, студенческий лидер Даниэль Кон-Бендит.
Шесть часов утра. Абделазиз слышит звон будильника и открывает глаза. Темень и ледяной холод. Порой он говорит себе: «Абделазиз, чего ты тут торчишь? Стройка, грязь, дождь, смертная тоска. Ты уверен, что не просчитался? Что лучше: солнце без жратвы или жратва и холод?»
Продолжение после рекламы:
Семь часов. Звенит будильник, и Люсьей Менестрель мгновенно вскакивает с кровати. Нечего валяться — идёт решающий второй семестр. Умывшись и побоксировав с собственным отражением в зеркале, он неторопливо завтракает.
Почему у него нет девочки? Другие ребята запросто приводят своих подружек в общагу. Бросив взгляд на развороченный котлован-стройку за окном, он садится за стол: нужно закончить латинский перевод и перечитать Жан-Жака к семинару. Слизняк Бушют, конечно же, ещё дрыхнет.
Перед уходом Менестрель останавливается перед его дверью — два прямых левой с короткой дистанции, пам-пам!
Восемь часов. Давид Шульц — двадцать один год, студент второго курса отделения социологии, лидер анархистов — презрительно оглядывает свою тесную конуру. Они с Брижитт едва помещаются на узкой койке.
С сексуальной сегрегацией удалось покончить, но даже девочки, которые спят с ребятами, не свободны по-настоящему. Вот и Брижитт поёжилась, стоило ему повысить голос — боится, что соседки услышат. Он с отвращением смотрит на себя в зеркало — сразу видна откормленная ряшка маменькиного сынка.
Почему эти дуры считают его красивым? А Брижитт с горечью думает, что все разговоры о равенстве ничего не означают.
Девять часов. Ассистент Дельмон мается у двери в кабинет заведующего отделением профессора Ранее. Нужно просить это ничтожество поддержать его кандидатуру на должность штатного преподавателя. Претендентов много, и Мари-Поль Лагардет, которая с улыбкой прохаживается по коридору, наверняка обскачет его, поскольку умеет льстить этому надутому индюку.
Одиннадцать часов. Менестрель сидит в читалке и невидящими глазами смотрит в старофранцузский текст. Дражайшая матушка от казалась выслать денег, а стипендию опять задерживают — ему грозит финансовая катастрофа.
Правда, есть надежда получить место бэби-ситтера у двух маленьких избалованных головорезов. Справится ли он с ними? Очень хочется есть — но ещё больше хочется, чтобы тебя полюбили. Тем временем Давид Шульц знакомится с алжирским пареньком-строителем. Абделазиз покрывает террасу гудроном.
Юношей разделяет толстое стекло. Студенческая читалка похожа на большой аквариум.
Брифли существует благодаря рекламе:
Тринадцать часов. Маленькая, худая, похожая на уличного мальчишку Дениз Фаржо сидит в студенческом кафе и внимательно слушает старшего товарища — коммуниста Жоме. Разговор идёт о политике; но думает Дениз совсем о другом. У Жоме красивое лицо.
Правда, он уже жутко старый — лет двадцать пять, не меньше. Было бы здорово поехать с ним в Шотландию на летние каникулы. Жоме, завершив воспитательную беседу, забывает о Дениз: к ним подсаживается Жаклин Кавайон, и он лениво реагирует на ее откровенные заигрывания.
Всему своё время: у него никогда не было недостатка в юных «прихожаночках».
Пятнадцать часов. Абделазиза и двух старых рабочих вызывает начальник. Строительство заканчивается, и рабочие места приходится сокращать.
Начальник предпочёл бы оставить молодого, но Абделазиз отказывается в пользу Моктара. Второй алжирец бросается на юношу с ножом — Абделазизу с трудом удаётся отбить удар.
Остаётся одна надежда — найти дружелюбного парня из читалки. Давид мгновенно находит молодому алжирцу комнату в общаге.
Шестнадцать часов. В профессорском клубе ассистент Дельмод слушает разглагольствования Ранее: необходимо подавлять анархические наклонности студентов, беспощадно исключать бунтарей и создавать университетскую полицию.
Не выдержав, Дельмон бросается к выходу и едва не сбивает Ранее с ног. Жаклин Кавайон принимает «великое» решение — нужно стать такой, как другие девочки, Жоме или Менестрель? У Жоме слишком много забот.
Она назначает Люсьену свидание в своей комнате.
Восемнадцать часов. Дениз Фаржо пытается написать реферат. Но лист после сорока минут работы остаётся белым. В голове стучит. одна мысль — как добиться любви Жоме?
Восемнадцать часов тридцать минут. В университетском кафетерии профессор Фременкур — либерал и умница — утешает Дельмона. Можно наплевать на инцидент с Ранее. Пусть научный руководитель пристроит своего ассистента прямо а Сорбонну. От мести одного университетского бонзы следует спасаться покровительством другого. А бунтарский жест будет способствовать карьере.
Девятнадцать часов тридцать минут. Студенты-радикалы захватывают башню, где располагается университетская администрация. Тем самым они желают выразить протест против равнодушного закона, репрессивной власти.
Слушая пламенные речи, Давид Шульц думает о том, что Брижитт сейчас занимается с Абделазизом математикой — было решено помочь парню получить хотя бы начальное образование. Разумеется, Давид презирает буржуазные предрассудки и горой стоит за свободную любовь, но Брижитт прежде всего его девочка.
Студентки не сводят глаз с прославленного Дани Кон-Бендита, а Дениз Фаржо, пользуясь случаем, теснее прижимается к Жоме. В это же время профессор Н. балансирует на грани жизни и смерти — сердечный приступ свалил его прямо в башне.
Двадцать два часа. В маленькой служебной квартирке на шестом этаже башни профессор Н. все ещё борется за жизнь. Жаклин Кавайон лежит в постели и хочет умереть. Если Менестрель не придёт, она съест все таблетки, тогда все они попляшут — и мать, и отец, и Менестрель. Люсьен же сам не знает, нужна ли ему сейчас эта девочка. У него куча проблем и зверски хочется есть.
Место бэби-ситтера уплыло — чёртова англичанка внезапно отчалила. Занять деньжат у Бушюта? Потом этого зануду из комнаты не выгонишь. Он входит к Жаклин и сразу замечает таблетки. Господи, только этого ему не хватало!.. Отчитав глупую девчонку, он видит приготовленные ею бутерброды и сглатывает слюну. Счастливая Жаклин смотрит, как он ест.
Лёд скованности постепенно тает — им обоим так не хватало любви!
Двадцать три часа тридцать минут. Давид Шульц разглядывает спящую Брижитт. Он сознаёт, что запутался в противоречиях: с одной стороны, упрекает свою девочку за косную идеологию и добропорядочную фригидность, а с другой — и мысли не допускает, что она может принадлежать другому. Нужно все-таки знать, какую мораль избрать для себя.
Один час сорок пять минут. Уставшие студенты освобождают захваченную башню. Асессор Боже докладывает декану Гралпену, что революция объявила перерыв на сон, Профессору Н. все же удаётся справиться с сердечным приступом. А Дениз Фаржо решается наконец пригласить Жоме на каникулы в Шотландию.
Источник: https://briefly.ru/merl/za_steklom/
Разумное животное
Робер Мерль (Robert Merle) [р. 1908]
(Un animal doue de raison)
Роман (1967)
Семидесятые годы нынешнего века. Профессор Севилла. давно и успешно изучает дельфинов.
Поистине удивительные способности этих животных, а главное — их разум, вызывают всеобщий интерес — как у любопытствующей публики, так и у различных ведомств.
В Соединенных Штатах, где живет и работает профессор Севилла, ежегодно на дельфинологию расходуется пятьсот миллионов долларов. И среди организаций, вкладывающих большие деньги в изучение дельфинов, немало тех, кто работает на войну.
Севилла пытается обучить дельфинов человеческой речи. Его работу опекают сразу два конкурирующих разведведомства; одно он условно называет «голубым», а другое — «зеленым». По его мнению, одни следят за ним с оттенком враждебности, другие — с оттенком благожелательности.
И хотя Севилла интересуется исключительно своей работой, природное чувство справедливости нередко заставляет его задумываться над правильностью политики, проводимой его страной и президентом. Особенно это касается войны во Вьетнаме, которую США ведут давно и безуспешно.
Обоим ведомствам известен каждый шаг профессора, даже как и с кем он занимается любовью.
Слежка за его личной жизнью особен но бесит профессора: темпераментный Севилла, в жилах которого течет немало южной крови, разведен и часто заводит романы, надеясь встретить женщину своей мечты.
Впрочем, похоже, наконец это ему удается: его теперешняя ассистентка Арлетт Лафей становится его возлюбленной, а потом женой.
Кроме мисс Лафей, на станции Севиллы работают Питер, Майкл, Боб, Сюзи, Лизбет и Мэгги. Все они очень разные: Питер и Сюзи — прекрасные работники; Майкла больше интересует политика, он придерживается левых взглядов и выступает против войны во Вьетнаме, Мэгги — вечная неудачница в личной жизни; Лизбет нарочито подчеркивает свою независимость, а Боб — тайный информатор одного из ведомств.
Профессор Севилла добивается поразительных успехов: дельфин Иван начинает говорить. Чтобы Фа, как дельфин сам себя называет, не было одиноко, профессор подсаживает к нему «дельфинку» Бесси, или, как произносит Фа, Би. Неожиданно Фа перестает говорить. Существование лаборатории поставлено под угрозу.
Тогда Севилла применяет к Ивану метод «кнута и пряника»: дельфинам дают рыбу только тогда, когда Фа попросит ее словами. Результат малоутешителен: Фа добивается рыбы минимумом слов. Тогда у него забирают самку и ставят условие: Фа говорит, и ему отдают Би. Фа соглашается.
Теперь обучение Фа и Би идет поистине семимильными шагами.
Работа лаборатории засекречена, но увлеченный Севилла не придает этому значения. Неожиданно его вызывают «на ковер>. Некий мистер Адаме упрекает профессора в том, что из-за его небрежности, произошла утечка секретной информации — уволившаяся Элизабет Доусон передала русским секретную информацию о работе лаборатории и заявила, что поступила так по указанию самого профессора.
Впрочем, Адамс знает, что это ложь: Элизабет сделала подобное заявление из ревности. Однако он весьма недвусмысленно предупреждает Севиллу о необходимости быть более бдительным, иначе его отстранят от работы. В конце концов Севилла, горячо привязанный к своим питомцам, соглашается на компромисс: обнародовать результаты своего эксперимента, но в той форме, в какой ему дозволят.
Севилле разрешают устроить пресс-конференцию с дельфинами: «там» понимают, что, раз противнику уже известно об этой работе, не имеет смысла дальше держать ее в секрете, лучше самим обнародовать ее в самой что ни на есть броской, околонаучной форме. Тем более что Севилла не подозревает, для каких целей «там» намереваются использовать обученных им дельфинов…
Пресс-конференция с Фа и Би становится настоящей сенсацией.
Дельфины разумно отвечают на самые разные вопросы: от «Каково ваше отношение к президенту Соединенных Штатов?» до «Ваша любимая актриса?» В своих ответах Фа и Би проявляют недюжинную эрудицию и несомненное чувство юмора.
Журналисты узнают, что дельфины научились не только разговаривать, но и читать и смотреть телепередачи. И, как все единодушно отмечают, Фа и Би любят людей.
Соединенные Штаты охватывает дельфиномания: пластинки с записью пресс-конференции раскупаются мгновенно, всюду продаются игрушечные дельфины, в моду вошли костюмы «а 1а дельфин», все танцуют «дельфиньи» танцы… А другие страны напуганы еще одним научным достижением США, их правительства лихорадочно размышляют над тем, как скоро американцы смогут использовать дельфинов в военных целях…
Севилла пишет популярную книгу о дельфинах, и она имеет головокружительный успех. Профессор становится миллионером, но он по-прежнему увлечен работой и ведет скромный образ жизни. Беда приходит неожиданно: в отсутствие Севиллы Боб увозит из лаборатории Фа и Би, а профессору заявляют, что таков приказ.
Разгневанный Севилла хочет покинуть страну, но его не выпускают. Тогда он покупает маленький остров в Карибском море и поселяется там вместе с Арлетт, на свои средства основывает лабораторию и начинает заново работать с дельфинами. Одна из них — Дэзи не только учится говорить, но и обучает профессора дельфиньему языку.
Неожиданно мир потрясает известие: американский крейсер «Литл Рок» уничтожен атомным взрывом в открытом море близ Хайфона.
Виновником взрыва называют Китай, в Америке начинается антикитайская истерия, идет травля всех выходцев из Юго-Восточной Азии. Президент США готов объявить войну Китаю, иего поддерживают большинство американцев.
Советский Союз предупреждает, что последствия американской агрессии против Китая могут быть необратимы.
К Севилле приезжает Адаме, Он сообщает, что Фа и Би выполнили некое задание конкурирующего ведомства, и ему надо узнать, в чем оно состояло, Он хочет вернуть Севилле дельфинов с условием, что профессор передаст ему запись их рассказа. Адаме говорит, что, вернувшись с задания, дельфины перестали разговаривать, и он надеется, что Севилле удастся их разговорить. Он же сообщает Севилле о гибели Боба, который работал с Фа и Би.
Привозят дельфинов. Фа и Би отказываются не только говорить, но и брать рыбу из рук Севиллы, Профессор на языке свистов пытается выяснить, что случилось, и узнает, что «человек нехороший».
Возникает еще одна проблема: Дэзи иее избранник Джимне хотят уступать гавань новым дельфинам. Севилла уводит Фа и Би в удаленный грот.
Ночью на остров нападают военные и убивают дельфинов в гавани. Все считают, что погибли Фа и Би, только Севилла и Арлетт знают правду, но они молчат. Приезжает Адаме, чтобы убедиться в гибели дельфинов и узнать, успели ли они что-нибудь рассказать профессору. Покидая остров, Адаме предупреждает, что Севиллу, скорей всего, ждет участь дельфинов.
Севилла и Арлетт отправляются в грот Фа и Би рассказывают, как их обманом заставили взорвать крейсер «Литл Рок». Те, кто послал их, сделали все, чтобы они погибли вместе с крейсером, и только чудом им удалось спастись. Они рассказали обо всем Бобу, но тот им не поверил. С тех пор они не желают разговаривать с людьми.
Военные окружают остров. Севилла и Арлетт решают бежать на Кубу, чтобы оттуда поведать миру правду о действиях американской военщины. Под покровом ночи они садятся в лодку, с помощью дельфинов бесшумно минуют заградительные посты и плывут по теплым водам Карибского моря.
Е В. Морозова
Источник: https://scribble.su/short/masterpiece4/98.html
Робер Мерль
2010
Издательство: АСТ, Астрель
Серия: Книга на все времена
С о д е р ж а н и е: Мадрапур
Уик-энд на берегу океана
Остров
Мальвиль
Робер Мерль – Сочинения в 2 томах
1999
Издательство: Терра-Книжный Клуб
Серия: Большая библиотека приключений и научной фантастики
С о д е р ж а н и е:
Остров
Мальвиль
Робер Мерль – Смерть – мое ремесло. Уик-энд на берегу океана
2001 Издательство: Кристалл
Серия: Библиотека мировой литературы. Мастера прозы XX века
С о д е р ж а н и е:
Смерть – мое ремесло. Уик-энд на берегу океана
Библиография
Уик-энд на берегу океана (1949) Смерть — моё ремесло (1953) Остров (1962) Разумное животное (роман) (1967) За стеклом (1970) Мальвиль (роман) (1972) фр. Les hommes protégés (1974) Мадрапур (1976) Идол (1987) фр. Le Jour ne se lève pas pour nous (1987)
фр. Le propre de l'homme (1989)
Экранизации
Уикенд на Южном берегу(Уикенд в Зюйдкооте / Week-end à Zuydcoote(1964), ( Анри Верней)
День дельфина (1973), реж М. Николс, по роману Разумное животное
Мальвиль / Malevil – Франция 1981
Биография
Робер Мерль — французский писатель.
Родился в Алжире в семье военного переводчика Феликса Мерля. Во время Первой мировой войны отец будущего писателя участвовал в Дарданелльской операции и умер от тифа в 1915. Мать Робера перевезла детей во Францию, в Марсель, затем семья обосновалась в Париже.
Робер окончил престижный лицей Людовика Великого в Париже, получив степень лиценциата по философии и английскому языку. В 30-х гг.
он преподавал английский язык, английскую и американскую литературу в Кливленде (США), затем в лицеях Бордо, Марселя и Нейи-сюр-Сен (пригород Парижа), где познакомился с Жаном-Полем Сартром, в то время — преподавателем философии.
Первым опубликованным трудом Мерля стала его докторская диссертация, посвящённая творчеству Оскара Уайльда.
Робер участвовал во Второй мировой войне; во время Дюнкеркской операции он попал в плен и был интернирован в Германию, где провёл три года в лагере для военнопленных. За роман о трагедии в Дюнкерке «Уик-энд на берегу океана» писатель в 1949 получил Гонкуровскую премию.
После освобождения Франции Робер вернулся к преподавательской деятельности, заняв пост профессора языка и литературы в университете Ренна, позже преподавал в Тулузе, Кане, Руане, Алжире и Нантерре (Париж-X).
Именно в университете Нантерра начались события мая 1968, позднее описанные Мерлем в романе «За стеклом».
Будучи близким к французской коммунистической партии, писатель отдаляется от неё после ввода советских войск в Афганистан.
Творчество Мерля проникнуто духом гуманизма, в нём сильны философские и социальные аспекты. Его писательский талант многогранен: Мерль является автором пьес, биографических произведений, исторических романов, в том числе 13-томной саги об истории Франции.
Широкую известность приобрели его фантастические романы, посвящённые возможности общения человека с животными; одно из наиболее серьёзных исследований темы ядерной катастрофы и выживания в послеатомном мире «Мальвиль» и мистико-философский роман «Мадрапур».
Кроме этого, Робер Мерль переводил на французский язык сочинения Джона Уэбстера, Джонатана Свифта, Эрскина Колдуэлла, а для французского издания (1956) романа Джонатана Свифта «Путешествие в Лилипутию» написал 59-страничное предисловие, раскрывающее политический контекст этого сатирического произведения.
Робер Мерль скончался в возрасте 95 лет в собственном доме в пригороде Парижа.
http://www.livelib.ru/
Источник: http://bookinistic.narod.ru/sovr_in/france_mno/merl.htm
Шелли Мэри
Мать умерла через 11 дней после рождения дочери, оставив ее на руках не очень заботливого отца. В 17 лет Мэри бежала в Европу с П.Б.Шелли; через два года, когда его первая жена покончила с собой, они поженились. У них было четверо детей, но трое умерли в младенчестве.В мае 1816 года Мэри Годвин, Перси Шелли и их сын ездили в Женеву с Клэр Клэрмонт.
Они собирались провести лето с поэтом лордом Байроном, результатом отношений Клэр с которым стала её беременность. Они прибыли на место 14 мая 1816 г., а Байрон присоединился к ним только 25 мая вместе с врачом и писателем Джоном Уильямсом Полидори. В это время Мэри Годвин просит обращаться к ней как к миссис Шелли.
В деревне с названием Колоньи, рядом с Женевским озером, Байрон снимал виллу, а Перси Шелли — более скромный дом, зато прямо на берегу. Они проводили время за творчеством, катанием на лодке и ночными беседами.«Лето было сырым и холодным, — вспоминала впоследствии Мэри, — беспрестанный дождь целыми днями не выпускал нас из дому».
Помимо многочисленных тем для разговоров, речь зашла об экспериментах философа и поэта Эразма Дарвина, жившего в XVIII веке.
Считалось, что он занимался вопросами гальванизации (в то время термин „гальванизация” означал не создание металлических покрытий электрогальваническим способом, а воздействие электрическим током на мертвый организм, которой вызывало сокращение мышц и видимость оживления), и осуществимости возвращения мертвого тела или разрозненных останков обратно к жизни.
Даже ходили слухи, что он всё-таки смог оживить мёртвую материю. Сидя у камина на вилле Байрона, компания развлекалась также чтением немецких рассказов о привидениях. Это натолкнуло Байрона на предложение о том, чтобы каждый из них написал «сверхъестественный» рассказ.
Вскоре после этого, во сне Мэри Годвин привиделась идея о написании Франкенштейна:
«Мне привиделся бледный учёный, последователь оккультных наук, склонившийся над существом, которое он собирал воедино. Я увидела омерзительного фантома в человеческом обличии, а потом, после включения некоего мощного двигателя, в нем проявились признаки жизни, его движения были скованы и лишены силы. Это было ужасающее зрелище; и в высшей степени ужасающими будут последствия любых попыток человека обмануть совершенный механизм Творца».
Мэри начала работу над произведением, которое изначально должно было быть в жанре новеллы. Под влиянием энтузиазма Перси Шелли новелла выросла до размеров романа, ставшего для неё первым и получившим название «Франкенштейн, или Современный Прометей». Этот роман был опубликован в 1818 году. Позже она описывала то лето в Швейцарии как период, «когда я впервые перешагнула из детства в жизнь». Роман Франкенштейн, или Современный Прометей Мэри написала, когда ей было 19 лет; он был издан в 1818. Знаменитый роман Шелли повествует об истории студента Виктора Франкенштейна, создавшего живое существо из мертвых человеческих органов. Оживив свое творение, Франкенштейн прогнал его. Изгнание и ненависть толкнули уродливое существо к мести. Существо убивает жену своего создателя и наконец самого Франкенштейна.
После смерти мужа в 1822 она вернулась в Англию, написала еще пять романов, но с Франкенштейном может сравниться только Последний человек (1826), где описывается гибель человеческого рода в 21 в. от таинственной чумы.
Мэри Шелли издала также поэмы своего мужа, писала биографии, рассказы и путевые заметки.
Умерла Мэри Шелли в Лондоне 1 февраля 1851.
Источник: http://fb2.net.ua/publ/sh/1/24-1-0-66