Краткая биография нацумэ

Нацумэ Сосэки~|~Биография прототипа | Wiki | Великий Из Бродячих Псов.BSD Amino

╰──> ❝ᴡᴇʟᴄᴏᴍᴇ ᴛᴏ ᴛʜɪs ʙʟᴏɢ❞

                             ━────────────━

✧ ✧

Источник: https://aminoapps.com/c/bungo-stray-dogs_official/page/item/natsume-soseki-biografiia-prototipa/e4rn_gJu6IWRQM66YRYXJoaKMjWMRM0g1

Cосэки Нацумэ – самый популярный писатель в Японии – Записи по литературе

Cосэки Нацумэ, широко известный под своим первым именем «Сосэки», — самый популярный писатель в Японии. Родился он в 1867 году, накануне реставрации Мэйдзи, а умер в 1916 году, в возрасте 49 лет.

В наши дни книги Сосэки пользуются огромной популярностью в Японии. Через год после его смерти (1917) Иванами Ситен издал первое полное собрание сочинений писателя.

Тогда число подписчиков не превышало пяти тысяч, но с каждым годом почитателей Сосэки становилось все больше, и в 1965 году, когда было выпущено седьмое издание его сочинений, общий тираж книг писателя достиг 6 450 ООО экземпляров.

Обратите внимание

Для издательской практики Японии это по-истине беспрецедентный факт: никогда еще собрание сочинений писателя, умершего сто лет назад, не пользовалось таким большим спросом читателей.

В молодости Сосэки работал учителем английского языка в средней школе, а затем перешел к преподавательской деятельности в высших учебных заведениях. В течение нескольких лет он повышал свою профессиональную подготовку в Англии, а вернувшись на родину, начал читать курс английской литературы в Токийском императорском университете.

В 1906 году, в возрасте 39 лет, Сосэки написал свое первое произведение «Я — кот», сатирическую повесть из жизни современного общества, которая сразу же приобрела широкую известность.

Это позволило Сосэки, оставив преподавательскую деятельность, целиком посвятить себя литературному творчеству.

За последние десять лет жизни он создал множество произведений, и некоторые из них входят сейчас в число шедевров японской литературы.

В своем литературном творчестве Сосэки стремился гармонически сочетать новые идеи Запада с традициями японской литературы, пытаясь простыми и ясными средствами выразить самые сокровенные надежды и чаяния людей. Деятельность его была проникнута духом самоотверженного служения общественному благу, весьма характерным для его 25 современников, живших в эпоху Мэйдзи.

Одна из причин популярности книг Сосэки и в наши дни заключается в том, что сюжеты многих его романов почерпнуты из повседневной жизни. Семья, дом — таково обычно их содержание, столь близкое любому читателю.

Самое известное произведение Сосэки — вероятно, «Воттян», его вторая повесть, рассказывающая о жизни преподавателей провинциального учебного заведения. Во многом основанная на собственном жизненном опыте автора в бытность его школьным преподавателем, эта книга получила широкое распространение: после 1945 года только массовые издания разошлись в количестве более

140 ООО экземпляров.

Важно

Глубокие знания в области английской литературы и классических произведений литературы Востока дали Сосэки небывалую по сравнению с его современниками широту кругозора и эрудиции, позволившие ему создать такие выдающиеся произведения, как «Сердце», «Врата», «Затем», «Дорожная трава», «Свет и тьма». Все эти романы — описания психологических переживаний героев — заметно отличаются от ранних вещей Сосэки, блестящих образцов остроумия и юмора.

Книги последних лет жизни Сосэки посвящены в основном семейным конфликтам, анализируемым каждый раз с новых точек зрения.

Но не только в этом отличие более поздних произведений писателя от его ранних работ: они написаны с большей силой, с большим проникновением в психологию персонажей, для них характерно также богатство нюансов и изысканность.

Проникая в духовный мир своих героев, Сосэки стремится глубже познать и охарактеризовать природу внутренней жизни человека.

Главные герои большинства книг Сосэки — мужчины. Но в их изображении, как и в изображении женских характеров, нет тех многочисленных подробностей, которые в изобилии встречаются у писателей натуралистической школы.

Напротив, многим женским образам, созданным Сосэки, свойственны черты самоуглубленности, крайней эгоцентричности, что служит еще одним подтверждением глубокого интереса к самоанализу со стороны Сосэки, писателя прежде всего антинатуралистического.

Его последнее произведение «Свет и тьма» публиковалось отдельными выпусками в газете (всего их было напечатано 188 незадолго до смерти писателя). В этой книге до конца проявилось стремление Сосэки познать тайны человеческого «я».

Сосэки был человеком многообразных дарований, глубоко и всесторонне знавшим литературу Японии, Китая, стран Запада. И еще до того, как он стал знаменитым прозаиком, он получил известность как поэт.

Совет

Под псевдонимом Гудабуцу им опубликовано громадное количество стихов «хайку», глубоко выразивших два основных положения философии буддийского учения «дзэн»: «самоотверженность» и «спокойствие духа».

Писал он стихи и на китайском языке.

Сосэки был также прекрасным каллиграфом и художником. В первых каллиграфических опытах Сосэки прослеживается сильное влияние Риокана (1757—1831), одного из священнослужителей секты «дзэн». Однако со временем стиль его совершенно изменился, и он создал собственные, чрезвычайно оригинальные образцы каллиграфических форм.

В области изобразительных искусств Сосэки отдавал предпочтение не европейской школе масляной живописи, а японской.

Он начал писать акварелью с 1904 года, но особенно много занимался живописью только с 1913 года, после знакомства с художником Сэйфу Цуда.

В современной Японии мало писателей, чье дарование могло бы сравниться с талантом Сосэки, и еще меньше тех, 27 кто создал бы столько совершенных живописных произведений.

В ДОРОГЕ (ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА) Сосэки.

Поднимаясь по горной тропе, я углубился в размышления.

Если рассматривать все только с позиций разума — человек грубеет. Если он позволяет подхватить свою ладью потоку чувств — его уносит течение. Стоит лишь ослабить узду, сковывающую желания,— и становишься их пленником…

Когда горести и трудности все сильнее отягощают тебя, ты стремишься отыскать такой уголок, где живется легче. И вот когда человек впервые постигает, что жизнь — каких бы высот он ни достиг — не становится лучше и милее, именно тогда и рождается поэзия, может возникнуть произведение искусства.

Сотворение этого мира — дело рук не бога и не дьявола; его создали люди, простые смертные, живущие среди нас — и тот, что в доме напротив, и тот, чья калитка рядом; обыкновенные люди, занятые своим обычным делом…

Обратите внимание

Если жизнь для тебя тяжела, остается только одно: устроиться поудобнее в тяжкие времена — пусть даже это удастся лишь на краткий миг… Но так ты хоть сделаешь сносным отпущенный жизнью короткий век. Именно в такие мгновения проявляется призвание творца-художника, и живописец выполняет свою божественную миссию.

Возблагодарим же небо за тех, кто чудесными, непознаваемыми путями своего искусства приносит успокоение в мир, обогащает сердца людей.

Сними с лица мира пелену забот и тревог, столь затрудняющих жизнь на земле, и представь мир полным доброты, изящества, прелести. Ведь ты владеешь музыкой, живописью, поэзией, скульптурой. Я пойду еще дальше, утверждая, что нет нужды превращать это видение в реальность.

Надо лишь вызвать перед своим умственным взором такое видение — и тогда поэзия ворвется, хлынет в жизнь и выльются наружу песни.

Ты не успеешь еще вверить свои мысли бумаге, как почувствуешь в себе словно бы хрустальный перезвон крошечных колокольчиков, и вся созвучная, изумительная по своей яркости гамма цветов запечатлеется в твоем умственном взоре — пусть даже твоего холста на мольберте еще не коснулась кисть…

Достаточно того, что ты способен так взглянуть на жизнь и увидеть этот надломленный, замаранный и пошлый мир очищенным и прекрасным в зерцале своей души.

Читайте также:  Краткая биография о’коннор

Даже поэт, мысли которого никогда не воплощались ни в одной строчке стихов, или лишенный красок художник, который ни разу в жизни не коснулся кистью холста, — даже они могут обрести спасение, освободиться от земных желаний и страстей. Они властны войти в мир непорочной чистоты, сбросить ярмо жадности и эгоизма, построить несравненную и непревзойденную вселенную. И потому там, в этой обретенной ими вселенной, они счастливее богатых и знатных, счастливее всех принцев и владык, когда-либо живших на земле, и, уж конечно, счастливее тех, кого наш пошлый мир щедро одаряет знаками своего благоволения.

В двадцать лет я понял, что это и есть тот мир, который достоин того, чтобы в нем жить. В двадцать пять я увидел, что свет и мрак —-оборотные стороны одной медали, что если льется на землю солнечный свет, то должна падать на нее и тень.

Важно

Сегодня, когда мне минуло тридцать, я думаю: в недрах радости таится печаль, и чем больше счастье, тем сильнее боль. Попробуй отделить радость от горя —и ты утратишь чувство и опору жизни. Попробуй отбросить их — и мир распадется.

Деньги — вещь важная; пусть это так, но разве не становятся деньги — когда человек гонится за ними — той заботой, которая лишает его сна по ночам? Любовь прекрасна; но разве восторги любви, умножаясь и наслаиваясь друг на друга, не начинают вдруг угнетать тебя, как тяжкое бремя, вызывая к жизни тоску по тем давно прошедшим временам, когда ты еще не ведал их? Воздержись в еде от того, что больше всего тебе нравится, — и ты почувствуешь, что утратил что-то. Ешь понемногу — и встанешь из-за стола голодным. Пресыться, насладись в полную меру пищей, и тебе станет плохо…

Но когда причудливое течение моих мыслей достигло этого размышления, моя правая нога ступила на край неровного обломка скалы, оторвавшегося от массива, и я поскользнулся. Пытаясь удержать равновесие, я поспешно вскинул левую ногу —и упал! К счастью, я очутился на большом валуне шириной около метра. Лишь ящик с красками упал с моего плеча, но ничто не разбилось.

Когда я встал на ноги и огляделся, я заметил вдали, слева от тропы, гору, по форме своей напоминавшую перевернутое ведро. От подножия до вершины она была покрыта темной зеленью деревьев, но что это были за деревья — криптомерии или кипарисы — сказать я не мог.

Источник: https://xn—-8sbzdfdkkigfrhec4km.xn--p1ai/razdely/literatura/coseki-natsume-samyj-populyarnyj-pisatel-v-yaponii

Акутагава Рюноскэ (краткая биография) | MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония

Будущий известный писатель родился в 1892 году в семье торговца молоком. Также у отца были собственные пастбища в окраинном месте Токио. Мать писателя вышла из семьи Акутагава. В этой семье получил воспитание писатель; отсюда происходит и его фамилия.

Матери исполнилось 33, а отцу было уже 42 года, когда на свет появился маленький Рюноскэ.

В согласии со старинным, довольно-таки суеверным обычаем (у японцев рождение ребёнка у тех, кому за тридцать, считается нехорошей приметой), родители мальчика на глазах соседей разыграли сценку о подкидыше, а затем передали новорожденного в дом к старшей сестре матери. Она была замужем, но детей у неё не было.

Муниципальную школу в Токио Рюноскэ окончил в 1910 году. Он был одним из самых лучших учеников. Там юноша и выбрал свой путь: решил посвятить жизнь изучению английской литературы. Для этого он поступил на литературное отделение Первого колледжа, которое и окончил в 1913 году.

В том же году молодой абитуриент поступил на английское отделение императорского университета Токио. Однако учёба в Токийском университете несколько разочаровала начинающего писателя: лекции казались ему скучными. Вскоре он и вовсе перестал их посещать.

В эту пору он увлёкся изданием журнала под названием «Синситё». Издаваемый студентом журнал придерживался позиций критики натурализма. По сути, его авторы стали первыми «антинатуралистами».

Рюноскэ Акутагава и его приятели-литераторы провозгласили то, что затем стало называться неореализмом.

Совет

Как считали авторы «Синситё», подъём демократического движения дал японской литературе пролетарскую окраску.

Литературный старт Акутагавы произошёл в 1915 году. В это время им были написаны два рассказа: «Ворота Расёмон» и «Нос». Они-то и заставили читающую публику заговорить о новом талантливом писателе. (Следует заметить в скобках, что фильм Куросавы Акиры «Расёмон» к упомянутому рассказу отношения не имеет; он основывается на другом рассказе молодого писателя – «В чаще»).

Появление рассказов многие критики относят к тому времени, когда Рюноскэ Акутагава находился в депрессии по причине трагической любовной истории. Поэтому он стремился окунуться в древний мир, уйти от реальности.

По окончании университета (декабрь 1916 г.) Рюноскэ устроился на работу в Военно-морскую школу, на должность преподавателя англ. языка. Жизнь в эти годы он позднее опишет в новеллах об Ясукити – учителе, человеке честном, но непутевом, попадающем во всякие забавные истории.

В этот период Акутагава писал будущей жене о собственной ненависти к преподаванию. Он писал, что при виде учеников его охватывает сильная тоска, и что с этим он ничего не может поделать.

Однако, продолжал Акутагава, меня оживляют перо, бумага и табак.

Надо сказать, что годы работы в Военно-морской школе оказались наиболее плодотворными в творчестве писателя: всего за 9 месяцев он создал два десятка статей и рассказов.

При помощи друга Акутагава делает попытки получить преподавательское место в университете Кэйо. Однако переговоры отчего-то затягивались. В итоге от места он отказывается, и принимает иное предложение – делается корреспондентом в газете «Осака майнити симбун».

О своём пристрастии к истории, к изображению прошлого, Рюноскэ говорил, что душа человека современного и человека древнего имеют много общего. В древних эпохах писатель искал у людей схожие поступки, мысли, психологические черты.

Обратите внимание

Литературоведы делят сюжеты из прошлого Акутагавы на 3 периода: двенадцатый век (время невзгод для столицы Японии); конец шестнадцатого века (эпоха христианского влияния и быстрого распространения в Японии христианства); наконец, начало эпохи Мэйдзи (исторический период просветительства в Японии).

Рюноскэ становится мастером короткой новеллы. Традиции короткого рассказа вообще имеют в японской литературе глубокие корни.

Критики считают, что в творчестве Акутагавы много общего с романами другого знаменитого автора – Нацумэ Сосэки. Например, двух писателей роднит проблема эгоизма. «Общее» появилось не на пустом месте.

Рюноскэ Акутагава был учеником Нацумэ: он с удовольствием посещал литературные беседы, организуемые в доме мэтра. В произведениях Нацумэ, как и в новеллах Акутагавы, речь шла не о личном эгоизме.

Писатели показывали эгоизм как больной вопрос для общества в целом, гневно говорили о «государственном эгоизме Японии».

Представляют интерес новеллы Рюноскэ о деятельности японских христиан, к примеру, «Джулиано Китискэ» или «Табак и дьявол». Многие из христиан, прибывавших в Японию, были отпетыми мошенниками или обыкновенными торгашами-авантюристами.

Читайте также:  Сочинения об авторе сурков

В рассказе «Табак и дьявол» Акутагава рассказывает о том, как дьявол будто бы привёз и распространил в Японии табак. Разумеется, сделано это было хитростью и коварством. Под табаком же писатель имел в виду не что иное, как христианство.

Завершают литературную деятельность писателя годы с 1921 по 1927. Всем рассказам этого периода присущи острые социальные тона. Писатель не принимает ни милитаризма, ни капитализма.

Важно

Особенно ярко это неприятие выражено в повести «В стране водяных». Рюноскэ Акутагава описал японское общество 1920-х годов, общество, склонное к фашизму.

В повести описано вымышленное государство, в котором обитают водяные каппа.

Двадцать четвёртого июля 1927 года Акутагава свёл счёты с жизнью. Он принял сверхдозу веронала. Самоубийство писателя повергло в шок знакомых и друзей. Впрочем, оно не оказалось для них неожиданным, ведь Акутагава страдал от депрессий. Однако, повод для самоубийства всё же не был ясен.

В 1935 году другом Рюноскэ, издателем и писателем Кикути Каном, была учреждена литературная премия им. Рюноскэ Акутагавы. Раз в год её удостаиваются молодые литературные дарования Японии. Премия вручается и по сей день.

По количеству переводов на языки народов мира среди японских писателей Рюноскэ Акутагава занимает одно из первейших мест.

Сейчас в большом ассортименте электронные книги и среди них можно найти популярную прозу Акутагавы в аудиоварианте.

А печатные издания произведений писателя можно отыскать без особого труда, потому что Акутагава Рюноскэ один из самых известных литературных деятелей послевоенной и современной Японии. © japaneselibrary.net

Список произведений Акутагавы Рюноскэ, которые есть на этом сайте miuki.info, можно найти на странице Литература или по тегу Акутагава Рюноскэ

Похожие записи на сайте miuki.info:

Источник: http://miuki.info/2013/04/akutagava-ryunoske-kratkaya-biografiya/

Нацумэ Сосэки: всемирно известный писатель, остающийся современным всегда

Нацумэ Сосэки (настоящее имя Нацумэ Кинноскэ), писатель, представляющий Японию нового времени, родился ровно 150 лет назад 9 февраля 1867 года, в последний год эпохи Эдо. Умер он 100 лет назад 9 декабря 1916 года в 49 лет.

И хотя прошел целый век, его произведения не теряют актуальности для нынешних японцев и имеют непреходящую ценность. И китайцы, и корейцы также воспринимают его как универсального писателя, в Европе и Америке его считают первопроходцем литературы XX века.

Вероятно, его романы можно отнести к первым современным японским произведениям, ставшим классикой мировой литературы.

От одинокого детства – к английской литературе

Памятная стела «Место рождения Сосэки» на Сосэкидзака, «спуске Сосэки»

Нацумэ Сосэки родился 9-го февраля 1867 года в Эдо, в районе Усигомибаба-ситаёкотё (нынешний Токио, район Синдюку Кикуитё), он был пятым сыном в семье старосты Нацумэ Наокацу.

Детство его было непростым: то его воспитывали супруги, друзья семьи, то он вновь возвращался в дом Нацумэ.

Считается, что одиночество, которое он испытывал в детские годы, усилило его чувство самостоятельности и независимости.

Совет

По семейным обстоятельствам Нацумэ часто сменял одну младшую школу на другую, он учился в средней школе №1 префектуры Токио, изучал китайский язык на курсах при Университете Нисё-гакуся, закончил курсы английского языка школы Сэйрицу-гакуся и в 17 лет поступил в школу при Токийском университете, которая впоследствии стала старшей среднеобразовательной школой №1. В 1890 году он поступил на отделение английской литературы факультета гуманитарных наук Императорского университета (впоследствии – Токийский императорский университет), а в 1893 году – в аспирантуру того же университета. В школе при университете он познакомился с Масаока Сики, поэтом, модернизировавшим японскую поэзию хайку.

Затем Нацумэ стал преподавать английскую литературу, хотя и пошел сначала учить китайский язык на курсы при Университете Нисё-гакуся, потому что к английскому любви не испытывал, а любовь к китайской поэзии пронёс через всю жизнь.

Имя «Сосэки» он также взял из китайского изречения, которое по-японски читалось сосэки тинрю (漱石枕流, буквально «чистить зубы камнями, мыть уши в ручье») и означало нежелание проигрывать.

Похоже, Нацумэ унаследовал образ эдоского интеллигента, для которого базовым образованием была китайская классическая литература.

Нацумэ начал преподавать, еще будучи студентом. В 1892 году он стал читать лекции об английском языке в Токийской профессиональной школе (в настоящее время – Университет Васэда).

В 1893 году он поступил на работу преподавателя английского языка в Токийском высшем педагогическом училище. Он понравился тогдашнему директору училища Кано Дзигоро, великому мастеру дзюдо, основателю школы Кодокан, и тот убедил его поступить на работу в училище.

В то время Нацумэ практиковал медитацию Дзэн в Кигэнъин, малом храме при храме Энкакудзи в Камакуре.

В 1895 году его перевели преподавать в начальную префектуральную школу Эхимэ в городе Мацуяма. Маяцуяма – родные места Масаоки Сики. Он вернулся туда, чтобы восстановиться от туберкулеза.

Обратите внимание

В Мацуяме Нацумэ проводил с Сики поэтические вечера, писал хайку. Опыт того времени лег в основу его известного романа «Мальчуган». В 1896 году Нацумэ был назначен лектором V старшей школы в префектуре Кумамото, а затем профессором.

Во время работы в V школе он женился на Наканэ Кёко.

Усы – отличительная особенность внешности Сосэки (фотография из Национальной парламентской библиотеки Японии)

Напряжённая учеба в Англии и нервный надрыв

В 1900 году Нацумэ Сосэки получил указание от Министерства образования и культуры отправиться на стажировку в Англию для проведения исследований английского языка. В конце октября он прибыл на место.

После приезда в Англию Нацумэ около двух месяцев жил с Икэдой Кикунаэ. Икэда открыл глютаминовую кислоту и создал приправу «Адзиномото», усиливавшую вкус блюд.

Икэда обладал широкими познаниями не только в своей профессиональной области – он глубоко разбирался в философии и оказал интеллектуальное воздействие на Нацумэ.

Оставшийся год стажировки Нацумэ полностью погрузился в занятия, не жалея себя.

Основной темой, беспокоившей его, был вопрос: что такое литература? И результат его усердных занятий впоследствии выкристаллизовался в «Теорию литературы».

За этот период его нервное истощение обострилось, и Министерство образования и культуры в какой-то момент стало испытывать сомнения по поводу его душевного здоровья.

Бронзовый бюст в парке Сосэки, недалеко от места его смерти (квартал Васэдаминами р-на Синдзюку)

Источник: https://www.nippon.com/ru/views/b07201/

Краткая биография О-Сэнсэя

Горы Кумано в префектуре Вакаяма

Морихей родился 14 декабря 1883 года года в городке Танабэ префектуры Вакаяма. Он был четвертым ребенком и единственным сыном зажиточного землевладельца Йороки Уэсиба.

Мальчика воспитывался в духе буддизма.

В возрасте семи лет Морихэй начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме секты Сингон, расположенном вблизи Дзизоде-ры и был так увлечён, что его отец обеспокоился и стал обучать Морихэя плаванию и сумо.

В Танабэ Морихэй окончил начальную школу, и там же в 1896 году в возрасте тринадцати лет был зачислен в среднюю школу, которую оставил, не проучившись и года, и поступил в Счетный институт Йосиды. Получив диплом, Морихэй работал в налоговой службе Танабэ.

Важно

В 1902 году Морихэй уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие, тогда же начал занятия боевыми искусствами. Несколько месяцев спустя из-за болезни был вынужден вернуться в Танабэ, где вскоре состоялось его бракосочетание с Хацу Итокава.

Читайте также:  Краткая биография бхавабхути
Морихей Уесиба на военной службе

1903-1906 годы – служба в армии. За успехи в боевой подготовке, трудолюбие и честность его называли «королём солдат». Участвовал в русско-японской войне. Вернувшись домой стал заниматься семейным хозяйством, вести активную социальную жизнь и заниматься у преподавателя дзю-до Киючи Такаги.

Весной 1912 года он возглавил переселенцев на новую землю на севере Хоккайдо. Несмотря на тяжёлые условия, поселенцы успешно развивали своё хозяйство. В 1915 году Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсида был представлен Сокаку Такэда мастеру Дайто рю Айкидзюдзюцу и стал его учеником.

Последующие семь лет он учился у этого мастера, переехав с семьёй в Сиратаки и там постороив себе дом. В то время Сокаку Такэда находился в расцвете жизни и на вершине своих возможностей. Восемь лет Морихей посвятил освоению Хоккайдо и боевым искуствам, но из-за болезни отца покинул его, оставив свой дом Такэда и в дальнейшем мастер не раз приезжал навестить ученика.

К этому времени у него дочь и два сына (1910 – Мацуко, 1918 – Такемори, 1919 – Кунихару).

Морихей Уесиба в 1921 году

В это время он знакомится с основателем религиозного учения Омотокё – Онисабуро Дегучи, который позволил ему обрести душевное равновесие.

Морихей глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путём их совершенствования в боевых искусствах и остаётся в Аябе.

В течение первого года пребывания Морихэя в Аябе программа обучения в Академии Уэсибы расширялась и углублялась, и стала расти известность его как мастера боевых искусств из Аябе.

Вместе с этим росло число занимающихся в Академии, и не только за счет последователей Омото кё. Учиться приехали и военные моряки с базы Майдзуру. Но этот год принёс и потери: заболели и умерли оба сына.

А в 1921 году родился сын Киссёмару.

В это время Морихэй увлекся изучением котодама – науки о единстве формы и содержания. Он отказался от преподавания Ягю-рю и Дайто-рю. Так зарождалось новое, боевое искусство и в 1922 году Морихэй назвал его “айки-будзютсу”.

30 июня 1924 года, тюрьма Пайинтала (третий слева)

13 февраля 1924 Морихей вместе с Онисабуро и группой учеников отправился в Монголию с целью найти место, куда можно было бы переместить штаб-квартиру Омото кё.

Так как японская религия синто не очень-то подходила к местным условиям, Онисабуро начал проповедовать более приемлемый здесь Омото-буддизм, провозгласив себя Майтрейа инкарнации далай-ламы, остальные члены группы также получили соответствующие китайские титулы.

Но в итоге экспедиция попала в китайский плен и после нескольких месяцев заключения все были приговорены к смертной казни. Была проведена её инсценировка. Только вмешательство японского консульства освободило пленников и весной 1925 года они вернулись домой.

Совет

После таких испытаний Морихэй пытался вернуться к прежней жизни, привычным занятиям сельским трудом и боевыми искусствами. К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьем и мечом.

Морихей после этого всё также проводил много времени в уединении в горах Кумано, совершал многочисленные молитвенные службы и обряды очищения в водопадах и совершенствовался в технике боевых искусств.

Именно тогда в 42 года его посетило сатори – духовное прозрение.

Морихэй Уэсиба в 1935 году

С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон.

Приглашения в Токио от адмирала Исаму Такесита следуют одно за другим: осень 1925, весна 1926, февраль 1927… Постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихэй решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию и развитию айки-будо. В 1931 году было завершено строительство главного додзё айки-будо – “Кобукан”. Следующие несколько лет Морихэй был чрезвычайно занят, поскольку преподавал не только в Кобукане, но и во многих других организованных им в Токио и Осаке додзё: в Токио – Оцука, Койсикава, Фудзими и Сайбадаси; в Осаке – Сонедзаки, Суйда и Чаусуяма. В 1932 году Морихэй Уэсиба и общество Омото кё основывают “Общество Содействия Боевым искусствам Японии”, и в 1933 году Морихэй становится его президентом.

Ивама в 1942 году

В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены. Именно с этого времени в употребление вошло название “айкидо” вместо “айки-будо”.

Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, Морихэй эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив сыну ответственность за додзё в Вакамацу, Морихэй с женой переехал в Иваму. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.

В Иваме Морихэй начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзё. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. Айки Додзё, ныне известный как додзё Ибараги, был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны.

После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением.

Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, учении Уэсибы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио, которое произошло лишь в 1954 году.

Сам Морихэй до 1950 года основное время проживал в деревне Ивама, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств, а пропагандировали и развивали айкидо его ученики, сначала в Японии, а затем и за рубежом.

В 1948 году после тяжёлых последствий войны было получено разрешение на создание международной организации Айкикай. 1956 год можно назвать годом международного признания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо.

Обратите внимание

По всей территории Японии открывались новые додзо, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях правительственных учреждениях.

С возрастом Морихэй стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив заботы сыну по организации занятий в Главном Додзё.

Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года МТУ сняло фильм о Морихэи “Мастер Айкидо”, в котором он сам демонстрировал технические приемы. После 70 лет физическая мощь была уже не та и прекрасная техника О Сенсея поддерживалась исключительно силой духа.

В последние годы, если он проводил тренировку, то делал акцент на философские и духовные аспекты айкидо.

В марте 1968 года в Ивама с Морихеи случился очередной приступ заболевания. Прямо из додзё его увезли на машине «скорой помощи» в клинику, где был поставлен диагноз – рак печени. Морихеи отказался от операции и потребовал, чтобы его отвезли домой. Он скончался 26 апреля 1969 года на 86-ом году жизни.

Источник: http://takemusu-aiki.onego.ru/history/ueshiba-biography

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector