Краткая биография саган

Краткая биография Франсуазы Саган

>> Все биографии >> Писатели и поэты Франции

Франсуаза Саган (настоящее имя – Франсуаза Куарэ) родилась 21 июня 1935 г. в Кажаре.

Франсуаза воспитывалась в обеспеченной семье, получила прекрасное образование. Окончив школу, Франсуаза поступила на филологический факультет Сорбонны – Парижского университета. Но учиться было некогда.

Как хорошо было сидеть в маленьких уютных парижских кафе, знакомиться и встречаться с представителями парижской богемы: художниками, артистами, поэтами; влюбляться, спорить, напиваться, а ночами писать свою первую повесть.

Ее первый роман «Здравствуй, грусть», написанный в 1954 г., появился внезапно, как ливень с небес. Читающий Париж забурлил: не может быть, чтобы его написала 18 летняя девочка! Выдумывались самые невероятные предположения об авторстве. Но никакого обмана – это она, Франсуаза Куаре, провалив бакалаврский экзамен, взялась за перо.

Обратите внимание

Для книги нужна была фамилия символ. Юная особа позаимствовала псевдоним у великого Пруста – в его романе жила была принцесса Саган. Это вполне ей подходило. Дочь состоятельных родителей, влюбленная в Артюра Рембо и Поля Элюара ушла с головой и сердцем в сочинительство.

Название романа ей подсказали строки из стихотворения Поля Элюара:

Здравствуй, печаль,
Любовь податливых тел,

Неотвратимость любви.

Читатели были в восхищении от легкости и непринужденности рассказа, от ее героини Сесиль, начинающей познавать людей, любовь, предательство, разочарования. В этом романе всем вдруг открылось, что помимо родства душ и тел есть еще радость молчания, взглядов, жестов, даже смеха и сдержанного гнева.

Встретить такую близость в человеке – невероятное счастье. Роман был переведен на 30 языков мира, а затем экранизирован. На девочку свалился обвал мнений, самых разных, и огромный гонорар – в 1,5 миллиона франков. Отец посоветовал: «Немедленно истрать их, ибо деньги для тебя большая беда».

Молодая романистка купила подержанный «Ягуар XK 140» – «Великолепный, и я им гордилась», – признавалась Франсуаза.

За этим произведением последовали и другие романы, рассказы, пьесы, повести «Любите ли вы Брамса?» (1959 г.), «Немного солнца в холодной воде» (1969 г.), «Потерянный профиль» (1974 г.), «Нарисованная леди» (1981 г.), «Уставшая от войны» (1985 г.) и др.

Саган написала 22 романа, несколько пьес. Своих читателей она любила, даже тех, кто обрушивался на нее с критикой, кто был недоволен ее романами, и никогда не защищалась – считала их критику справедливой.

Франсуа Мориак был поражен ее блестящей прозой, весело воскликнул: «Маленький очаровательный монстр!». О ее романе «На поводке» академик Пуаро Дельпеш написал, что впервые со времен Бальзака и Золя появилась книга, в которой с такой откровенностью и художественной силой показана власть денег в сфере чувств.

Франсуаза Саган дважды выходила замуж. В 1958 году за сорокалетнего издателя Гая Шуэллера, а затем в 1962 году – за молодого американца Боба Уэстхоффа, летчика, сменившего штурвал самолета на профессию модели. От второго брака у нее сын Дэни Уэстхофф.
Умерла Франсуаза Саган 24 сентября 2004 г. от легочной эмболии в больнице города Онфлер, Нормандия.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-fransuazy-sagan

Франсуаза Саган

Яркая скандальная биография великой французской писательницы полна любовных интриг, вечеринок, прожигания жизни и денег, а еще книг, которые произвели фурор в литературе.

Будущая звезда романтической прозы родилась 21 июня 1935 года в Кажаре, Франция. В один день с любимым Сартром, произведениями которого будет зачитываться в подростковом возрасте. Родители Саган – чета Куарэ, такова настоящая фамилия писательницы. 

Глава семьи – зажиточный промышленник, мать Франсуазы с удовольствием занималась домашними хлопотами и блистала на устраиваемых ею светских вечерах. Помимо Франсуазы, у супругов было еще двое детей, с которыми будущая звезда пера искренне и нежно дружила.

Важно

С самого детства девочка обожала чтение – это стало настоящей страстью. Она всегда превосходила интеллектом сверстников, любознательность и живость ума не знали границ.

Но вместе с этим воинственный дух и неповиновение играли злую шутку в чопорном аскетичном порядке обучения, принятом в частных школах, которые посещала юная бунтарка.

Родители относились к непослушанию снисходительно, считая поведение проявлением личности.

Франсуаза Саган в молодости

В 1953 году амбициозная юная леди поступает на филологический факультет Сорбонны, однако, провалив экзамен по английскому языку, незадачливая студентка покинула стены учебного заведения.

Впрочем, для Франсуазы всегда интересней было общение с богемной элитой в кафе и ресторанах, чем скучная учеба в душных аудиториях.

Как покажет вся ее жизнь, скука стала самым главным врагом и фобией писательницы, от которой она старалась скрыться.

Литература

Юная писательница стремительно ворвалась в чопорный мир французской литературы со скандальным по своей откровенности и нестандартности характеров героев романом «Здравствуй, грусть!».

В 1954 году 18-летняя девушка принесла в кабинет опытного и хваткого издателя Рене Жюйара рукопись о хитрой и коварной юной нимфетке, разбивающей любовь собственного отца и мачехи вдребезги. История полнилась подробностями романтических встреч и близости между мужчиной и девушкой.

Писательница Франсуаза Саган

Для литературы того времени такая история стала исключительной, скандальной, но имела бешеный успех на следующий же день после выпуска на прилавки.

Совет

Тогда по настоятельной просьбе родителей, которые считали свою фамилию слишком известной для обложек сомнительных книг, Франсуаза взяла псевдоним Саган. Обожавшая Пруста, юная интеллектуалка назвалась в честь героини «В поисках утраченного времени».

Получив первый колоссальный гонорар, девушка растерялась и обратилась к отцу с вопросом, что же делать с такой баснословной суммой. Глава семейства ответил, что деньги губительны для дочери и их следует немедленно потратить. Собственно, этой философии писательница придерживалась в течение всей жизни.

Книги Франсуазы Саган

Стремительно взлетев на вершину успеха, Саган переживала, что в случае отсутствия второй книги, такой же блистательной, как дебютная, ее назовут бабочкой-однодневкой и с презрением забудут. В 1956 году выходит второй роман «Смутная улыбка», который получил не меньший успех.

По признанию Саган, она сама считала свое творчество неидеальным, а себя – лентяйкой. Браться за перо литераторшу вынуждала потребность в деньгах. Она никогда не подводила издателей и сдавала работы четко в срок.

В общей сложности Саган написала около двадцати романов. Все произведения наполнены любовью, грустью и одиночеством.

Четкое лаконичное описание действий, точные психологические портреты героев – отличительные черты прозы Саган. 

Франсуаза Саган

Особой популярности снискали такие романы, как «Любите ли вы Брамса?» (1959г.), «Немного солнца в холодной воде» (1969г.), «Смятая постель» (1977г.).

Кроме романов, писала великая француженка пьесы и новеллы. В 1987 году свет увидела написанная Саган биография Сары Бернар, которую писательница обожала. А в 1980 году опубликовано открытое письмо Саган Сартру, где она с восторгом называет кумира самым честным и умным писателем поколения.

Книги Франсуазы Саган экранизированы в кинематографе, переведены на сотни языков мира и до сих пор переиздаются миллионами экземпляров.

Личная жизнь

Кроме ошеломительного успеха в творчестве, биография Саган удивляла насыщенностью, безрассудностью и яркостью. Гонорары писательницы позволяли вести разгульную жизнь на широкую ногу, что извечная бунтарка и делала.

Она устраивала грандиозные вечеринки, на которых алкоголь лился рекой, вывозила толпу приятелей за границу, оплачивала всеобщие гулянки в ресторанах.

Франсуаза Саган в молодости

Страстью Саган всю жизнь оставались азартные игры и скорость.

В казино беззаботная транжира просаживала целые состояния. А страсть к автомобилям почти привела Франсуазу к смерти. В 22 года на огромной скорости перевернулся автомобиль под управлением прожигательницы жизни. Врачи чудом спасли ее, буквально собирая по кусочкам любительницу гонок.

Обратите внимание

После тяжелейшей реабилитации, когда для избавления от боли писательнице приходилось принимать морфин, Саган пристрастилась к наркотикам.

Очнувшись в больнице, девушка увидела возле постели своего давнего приятеля, издателя Ги Шеллера, который был старше ее на 20 лет. Мужчина предложил писательнице стать его женой, чтобы, как он уточнил, спасти ее.

А взбалмошная Саган неожиданно согласилась. Впрочем, браку не суждено было продлиться долго.

После года совместной жизни женщина поняла, что размеренный брак не для нее, испугавшись быта, она, ни слова не объясняя, собрала сумку и ушла от мужа.

Франсуаза Саган и ее первый муж Ги Шеллер

Вторая попытка создать семью сделана писательницей в 1962 году, когда Саган вышла замуж за Боба Уэстхоффа, бывшего летчика ВВС.

Оставив службу в армии, мужчина перебрался на Монмартр, пытался строить карьеру манекенщика, называл себя скульптором.

Как рассказывал в интервью сын пары Дэни Уэстхофф, появившийся на свет в том же 1962 году, отец не умел делать ничего, кроме как прожигать жизнь вместе с супругой. Скульптором он себя называл только потому, что в его съемной квартире имелась печь для обжига глины.

Вскоре и этот брак распался, хотя после развода бывшие супруги мирно жили под одной крышей еще семь лет. Сын великой писательницы делится, что, конечно, Саган не была матерью, которая штопает деткам носки, но она всегда тепло и заботливо относилась к сыну.

Франсуаза Саган и ее второй муж Роберт Уэстхофф

Франсуазе приписывали множество романов, причем не только с мужчинами, но и с женщинами. Сын писательницы подтверждает бисексуальность матери и вспоминает, что длительное время одна из ее любимых женщин – Пегги Рош – жила в одном доме с Франсуазой. Она даже похоронена в одной могиле с писательницей, правда, без упоминания имени на памятнике.

А вот подтверждений романа с президентом Франции Франсуа Миттераном никто не дает. Сама Саган, как и ее сын, говорила, что это была искренняя теплая дружба.

Влиятельный друг не раз вытаскивал беззаботную Саган из передряг.

Важно

А их было немало – обвинения в хранении и употреблении наркотиков, некая загадочная афера, в которой писательница передала письмо бизнесмена Андре Гельфи с предложением о добыче нефти в Узбекистане президенту.

Франсуаза Саган и Франсуа Миттеран

Когда президентом избрали Жака Ширака, в дом звездной женщины нагрянула налоговая проверка, в результате которой вскрылась неуплата налогов. На писательницу наложили неподъемный штраф. В итоге звезда романтической прозы полностью разорилась.

Смерть

Образ жизни, который вела Франсуаза Саган, не мог не отразится на ее здоровье. Организм утомился постоянными дозами алкоголя и наркотиков.

24 сентября 2004 года в клинике городка Онфлер великая писательница скончалась от легочной эмболии.

Могила Франсуазы Саган

Творчество и судьба писательницы до сих пор интересны поклонникам и обывателям.

В 2012 году вышла книга «Одиночество и любовь», собравшая интервью, архивные фото, переписки великой Саган.

Библиография

  • 1954 – «Здравствуй, грусть!»
  • 1956 – «Смутная улыбка»
  • 1959 – «Любите ли Вы Брамса?»
  • 1965 – «Сигнал к капитуляции»
  • 1969 – «Немного солнца в холодной воде»
  • 1972 – «Синяки на душе»
  • 1977 – «Смятая постель»
  • 1980 – «Приблуда»
  • 1981 – «Женщина в гриме»
  • 1985 – «И переполнилась чаша»
  • 1991 – «Окольные пути»
  • 1996 – «В туманном зеркале»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/12958-fransuaza-sagan.html

Карл Саган

История исследования космоса > Биография астрономов > Карл Саган 

Биография Карла Сагана (1934-1996 гг.)

Краткая биография:

Имя: Карл Саган

Дата рождения: 9 ноября 1934 г.

Дата смерти: 20 декабря 1996 г.

Образование: Университет Чикаго

Место рождения: Бруклин, Нью-Йорк, США

Место смерти: США, Сиэтл

Карл Саган – американский астроном и астрофизик: биография с фото, популяризатор космоса, известные книги, запуск Маринер, Викинг, Галилео, Аполлон, Космос.

Один из ведущих астрономов нашего времени, д-р Карл Эдвард Саган, родился 9 ноября 1934 года в Бруклине, Нью-Йорке. Он получил степень бакалавра в 1955 году и степень магистра в 1956 году в Университете Чикаго. Саган преподавал в Гарвардском университете в начале 1960-х.

Он переехал в Корнелл в 1968, где он стал профессором в 1971 году. В течении своей краткой биографии Саган также играл ведущую роль в экспедициях НАСА на другие планеты: Маринер, Викинг, Вояж и Галилео.

Он получил медали НАСА за исключительные научные достижения и дважды за выдающуюся государственную службу и премии за достижения космической программы Аполлон.

Карл Саган, пожалуй, более известный за его работу в сериале Космос. Эта серия выиграл и Эмми и награду Пибоди и стала самой популярной серией в истории государственного телевидения.

Было видно, более 500 миллионов человек в 60 странах мира.

Книга была в списке бестселлеров Нью Йорк Таймс в течение 70 недель и была самой продаваемой научной книгой, когда-либо опубликованной на английском языке.

Доктор Саган был Дэвидом Дункан профессором астрономии и космических наук и директор Лаборатории планетных исследований в Корнельском университете.

Он играл ведущую роль в Маринер, Викинг, и Вояж экспедициях к планетам, за которую он получил медали НАСА за исключительные научные достижения и за выдающиеся государственной службы. Доктор Саган был также научный сотрудник Нобелевской премии в области генетики Муллер.

Его исследования о происхождении жизни началось в 1950-х году. Масурская Награда от Американского астрономического общества гласит: “его выдающийся вклад в развитие планетарной науки.

Совет

Как ученый в астрономии и биологии, доктор Саган сделал конструктивный вклад в изучение планетных атмосфер, поверхности планеты, истории Земля и экзобиология. Многие из наиболее продуктивных планетарных ученых, работающих сегодня являются его нынешние и бывшие студенты и коллеги.

Доктор Саган опубликовал более 600 научных работ и популярных статей. Он является автором и соавтором или редактором более 20 книг, в том числе Драконы Эдема, за которую он получил Пулитцеровскую премию в 1978 году. Издана его книга Бледно-голубая точка: Видение будущего человечества в космосе появилась в списках бестселлеров по всему миру.

Чтение его сокращенного варианта в аудиокассетах было номинировано на Грэмми и было процитировано как одно из «двух лучших аудиокниг года.” Саган также опубликовал Демон-Призрачный мир: наука как свеча в темноте, которая стала восьмой Нью-Йорк Таймс бестселлер Сагана.

Вместе со своей женой, Энн Друян, он был сопродюсером кинофильма от Ворнер Бразерс, основанный на романе Контакт.

Саган был также одним из основателей Планетарного общества .Это организация, в которой насчитывается около 100000 человек, является крупнейшей пространственно-групповой по интересам в мире.

Общество поддерживает основные исследовательские программы: исследование околоземных астероидов,исследование Марса. Саган был приглашен как заслуженный ученый,в Лабораторию Калифорнии.

Читайте также:  Краткая биография беллоу

Он также был редактором в Журнале, где он публиковал много статей о науке и заболевании, которое его и одолела в 1996 году.

(2

Источник: https://v-kosmose.com/karl-sagan-kratkaya-biografiya/

Биография и книги Франсуазы Саган

Про многих писателей прошлого века можно сказать, что они стали настоящими легендами литературного мира. Однако лишь одна девушка, которая начала свои пробы пера еще в детстве, превзошла многих авторов, ворвавшись в мир письменного искусства нежданно-негаданно.

Именно ей, писательнице Франсуазе Куаре (более известной под псевдонимом Саган), и посвящена эта статья. О том, как жила и творила Франсуаза Саган, расскажет ее подробная биография.

Детство и юность мадемуазель Куаре-Саган

Свой жизненный путь будущая писательница начала во французском городке Онфлёр в не таком далеком 1935 году. Появившись на свет 21 июня, Франсуаза Саган уже через несколько лет внесла серьезный дисбаланс в жизнь своих родителей. Особенно матери, мадам Куаре, которая являлась обладательницей характера совершенно иного склада.

Девочка Франсуаза родилась в семье, финансовое положение которой позволило ей получить достойное образование. Она прошла обучение в частных учебных заведениях Франции и в негосударственных школах Швейцарии.

Родители Франсуазы, представители буржуазного класса, были людьми уважаемыми. В их доме была огромная библиотека, к которой маленькая мадемуазель Куаре получила полный доступ.

Научившись читать, с малых лет девочка штудировала произведения отечественных и зарубежных писателей одно за другим. Среди ее предпочтений были книги Сартра.

Обратите внимание

Позже она познакомилась с мемуарами актрисы Сары Бернар, которой впоследствии посвятит биографическую историю под названием «Дорогая Сара Бернар» (1987 г.).

Но самое большое впечатление произвели на нее произведения молодого модерниста, французского писателя Марселя Пруста. Цикл его романов, состоящий из семи томов, повествовал о жизни представителей высшего класса общества – герцогах и князьях, графинях и герцогинях. К слову, фамилию одной из них (герцогини Доротеи Босон де Саган) будущая писательница возьмет в качестве псевдонима.

Проживавшая в окрестностях города Кажар во Франции, Франсуаза отличалась от своих ровесниц. Они уступали ей не только по уровню начитанности, но и в интеллектуальном развитии.

В то же время Франсуаза Куаре (Саган) была очень недисциплинированной девочкой.

Возможно, это и сыграло свою роль при сдаче вступительных экзаменов на один из факультетов Сорбоннского университета, которые она не прошла.

Но даже этот провал не стал трагедией для юной писательницы. Уже примерно через год после фиаско в университете Франсуаза Саган пишет свой первый роман под названием «Здравствуй, грусть». Стоит заметить, что роман девятнадцатилетней француженки, который был издан в 1954 году, вызвал неоднозначные оценки критиков и при этом имел феноменальный успех среди читателей.

Рекомендуем: Коко Шанель: биография и личная жизнь

Первая литературная работа мадемуазель Куаре была номинирована на Премию Критики одновременно с произведениями более именитых авторов (к примеру, Жана Гиттона). Более того, эта премия в размере 1,5 млн франков была вручена именно молодой дебютантке, француженке Франсуазе, после недолгих обсуждений критиков.

Тем временем публика, восхищенная невероятно простой историей девушки из романа «Здравствуй, грусть», с нетерпением ждала новых публикаций от ее создателя.

Творческая карьера мадемуазель Куаре

Первый роман Ф. Саган «Здравствуй, грусть» рассказывал о жизни одной простой девчонки, не достигшей совершеннолетия, но уже успевшей попробовать вкус аморальной, порочной жизни.

Учитывая, что это произведение было отражением собственного мира автора, оно потрясло многих критиков и педагогов, представлявших средний класс. Поэтому выход в свет этого романа Ф.

Саган принято считать точкой отсчета в зарождении определенного стиля «женского письма» в литературе.

Рекомендуем: Жорж Санд (биография)

Важно

Как и многие книги Франсуазы, написанные ею на протяжении жизни, это роман был переведен на несколько языков мира, а также стал основой для экранизаций.

После выхода первого произведения мадемуазель Куаре мир познакомился еще со множеством других работ французской писательницы: она издала десятки рассказов, повестей, новелл, а также несколько романов и пьес.

При этом все они были посвящены одной теме – любви и страданиям из-за одиночества.

На протяжении всей сюжетной линии также просматривалась неудовлетворенность персонажей своей жизнью. Это, а также точность и достоверность в описании психологических состояний героев сделало творчество Ф. Саган индивидуальным.

Искушенная аудитория благосклонно принимала все произведения французской писательницы. Написанные Франсуазой новеллы притягивали внимание читателей сохраняющейся на протяжении всего повествования интригой, а четко обозначенный любовный треугольник присутствовал почти во всех ее повестях.

Некоторые критики, предвзято относившиеся к трудам француженки, пытались сравнивать психологический рисунок ее персонажей с психологией героев Фицджеральда, творениями которого некогда увлекалась юная мадемуазель Куаре.

Однако эти упреки не имели достойных аргументов, ведь персонажей Фицджеральда преследовали их навязчивые идеи о прошлом.

А герои рассказов, новелл и романов Саган четко осознавали реалии окружающего мира, скучного и серого, и не стремились вернуться к прошлому.

Сюжетная линия жизни писательницы

Француаза Саган, лучшие книги которой («Здравствуй, грусть», «Любите ли Вы Брамса?», «Волшебные облака» и «Немного солнца в холодной воде») можно найти в Википедии и прочитать в онлайн-библиотеках, была объектом многочисленных скандалов, спровоцированных средствами массовой информации.

Однако, несмотря на то, что пресса пыталась вставить палки в колеса успешно развивающейся писательнице Франсуазе Саган, она продолжала творить и выражать свой протест против общепринятых правил и норм, установленных обществом того времени.

Рекомендуем: Краткая биография и книги Вирджинии Вульф

Пресса и критики часто обвиняли Саган в том, что она уж слишком явно выражает свою приверженность беллетристике. Желая опровергнуть подобные упреки, Франсуаза решила раскрыть другие грани своего таланта и продемонстрировала миру свои способности в других литературных жанрах, написав сценарии для театральных постановок с нетипичным для того времени сюжетом.

Кроме того, писательница Ф. Саган написала биографический очерк об одной из своих любимых актрис – Саре Бернар – и две автобиографические работы:

  • Изданное в 1972 году произведение под названием «Удары в душу».
  • Опубликованная в 1984 году работа «С моим лучшим воспоминанием».

Жившая в молодости в роскоши и богатстве, Франсуаза Саган дважды выходила замуж. Первым ее официальным супругом стал мужчина в возрасте 40 лет, Гай Шуэллер.

Он был владельцем солидного издательства и при этом слыл дамским угодником. Брак с ним Франсуаза Саган расторгла примерно в 1958 году, а через 4 года вышла вновь замуж за Боба Уэстхоффа.

Второй муж Франсуазы – американец, который когда-то был летчиком, но со временем отдал предпочтение профессии модели.

Источник: http://www.grc-eka.ru/biografii/fransuaza-sagan.html

Жизнь и творчество Франсуазы Саган – СОВРЕМЕННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Ф. САГАН – Новейшая история зарубежной литературы

СОВРЕМЕННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Ф. САГАН

2. Жизнь и творчество Франсуазы Саган (1935-2004)

Франсуаза Саган – представительница современной женской прозы, основатель нового типа художественного мышления. Своим творчеством эта французская писательница привела к появлению новейшего стереотипа женского поведения, приоритетами которой стала потребность в самосовершенствовании и самореализации в различных сферах бытия.

Свой псевдоним писательница позаимствовала из романа известного французского писателя Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», одной из героинь которого была герцогиня Саганська.

Франсуаза Саган (Куарез) родилась 21 июня 1935 года в семье богатого провинциального промышленника в городе Кажарк. Образование получила в лучших религиозных учебных заведениях Франции. Училась в Сорбонне, но бросила университет ради писательского труда.

Совет

Первый роман «Здравствуй, грусть!» (1954) сделал ее скандально известной в 19 лет. Показательным было то, что ранняя и громкая слава не затмили ее разум. Ф. Саган пришла к отцу и спокойно спросила, что ей делать с 1.5 миллионами франков, полученных за публикацию романа.

Он посоветовал: «Немедленно потратить их, потому что деньги для тебя – большая беда». Она так и поступила.

Путешествия и яхты, неудачный брак с известным на то время издателем Те Шиллером (они вскоре расстались, он был на двадцать лет старше нее), рождение сына (1962), еще несколько попыток устроить семейную жизнь, влечение к азартным играм. В 22 года Франсуаза чудом уцелела после крупной автомобильной аварии.

Успех Саган многим казался непостижимым. Жизнь среди представителей богемы, в состав которой она входила, писательница удачно сочетала с упорным творческим трудом.

Один за другим из-под ее пера выходили романы, которые приносили ей мировое признание: «Странная улыбка» (1956), «любите Ли вы Брамса?» (1959), «Чудесные облака» (1961), «Сигнал капитуляции» (1965), «Капля солнца в холодной воде» (1969).

К периоду 70-х годов Ф. Саган пыталась почти не напоминать о себе, но потом ситуация изменилась: она выдала лирический роман «Синяки на душе» (1972), в котором непосредственно обратилась к читателя, рассказав о своих успехах и неудачах, о нравы «богемы» и ее литературные предпочтения.

Впоследствии увидели свет написанные в похожей манере «Мемуары» и книга «С наилучшими пожеланиями» (1984). их содержание подтвердил, что Ф. Саган совсем не похожа на своих героинь.

Она относилась к жизни с неподдельным интересом, много размышляла о общественный прогресс и препятствия, которые встречались на его пути. Саган предупреждала об опасности, которой грозило безудержное и безграничное потребительство, когда культура становилась объектом купли и продажи.

Обратите внимание

Писательница не скрывала своих политических симпатий: она открыто помогала президенту Міттерану в его предвыборной кампании.

Ф. Саган удалось уберечь свое творчество от зааганжованості. Она демонстративно отказывалась от литературных премий, почетных титулов и членства в Академии.

Среди произведений, написанных ею в течение 80 – 90-х годов, стоит отметить такие: «Потерянный профиль» (1974), «Расстеленное кровать» (1977), «Спящий пес» (1970), «Недвижимая гроза» (1983), «Надоело терпеть» (1985), «Водянистая кровь» (1987).

Значительный резонанс в Европе вызвал ее роман – биография о Саре Бернар (1987), написанный в форме писем к актрисе.

До 1991 года писательница выдала 22 романа, 2 сборника новелл, 7 пьес, 3 книги очерков. Во всех этих произведениях она пыталась изложить свои мысли, взгляды на современный мир, обычаи и литературу.

Чувствовалось, что ее угнетала серость и духовное убожество «общества проживания», описания ею богемного или элитарного среды было обусловлено неприятием образа жизни мещанства, что приобрело глобальные масштабы.

Ф. Саган была известна и как общественный деятель, публицист. Она нарушала проблемы морального и духовного кризиса среди молодежи, защищала права человека.

Парижская квартира писательницы стала самым известным литературным салоном во Франции, который посещали не только писатели, но и дипломаты и премьер-министры.

Важно

Самая известная представительница женской прозы всегда повторяла, что любит скорость и азарт. Однако эти увлечения привели к негативным последствиям: частичной алкогольной зависимости, а впоследствии – и увлечение наркотиками.

В 1995 году Ф. Саган была условно осуждена и привлечено к ответственности за употребление и хранение кокаїну. ей грозило более серьеВНОе наказание, если бы в дело не вмешался тогдашний президент Франции Ф. Миттеран, который высоко ценил литературный талант писательницы. В феврале 2002 года она снова была условно осуждена, на этот раз за уклон от уплаты налогов.

В последние годы своей жизни Саган жила в Онфлере, городке на севере Франции, вместе с сыном и близким другом.

Умерла писательница в местной больнице 24 сентября 2004 года от сердечно-легочной недостаточности.

«Здравствуй, грусть!». Сюжет первого романа Ф. Саган был на удивление простым. Саган, эта «очаровательная маленькая бестия» (по словам Ф. Мориака), устами своей героини Сесиль поведала о отдых на берегу моря во время каникул в обществе отца, его любовницы и подруги покойной матери.

Не стесняясь, она рассказала о телесные утехи, свои амурные отношения с соседом, которые не обязательно должны были иметь логическое продолжение. Неожиданно эту идиллию нарушила подруга матери Анна, характер которой отличался цельностью и глубиной.

Опасаясь, что отец женится на ней, Сесиль, в конце концов, и стало причиной ее гибели. Понятно, что после возвращения в Париж и девушка, и отец продолжали жить прежней беззаботной жизнью.

Несмотря на банальность сюжета, история, которую рассказала писательница, имела ощутимый подтекст грусти, что оказался и в названии книги. Мир плотских наслаждений вступил в романе Саган скрытой глубины.

Роман «Здравствуй, грусть!» стал бестселлером, впоследствии было выдано более миллиона его экземпляров на разных языках и в разных странах мира. Он сразу же вырос до своеобраВНОго символа, знамения времени, а образ главной героини олицетворял предсказательниц эпохи легких нравов.

Совет

Он словно вобрал конкретные судьбы современниц писательницы – поэтому возник термин «поколение Франсуазы Саган». В одной из своих статей.

Урден писал, что этот роман «отразил настроения и позицию молодого поколения, что начинало жить после огромного потрясение, которое испытал мир в годы войны, когда погибли прежние представления о Добре и Зле, прежние моральные ценности, прежние запреты и табу».

«Любите ли вы Брамса?» Это еще один рассказ о «лихорадку сердца», когда героиня должна решить хорошо известную в литературе проблему: сделать выбор между молодым, пылким, но неопытным любовником и спокойным, уравновешенным мужчиной среднего возраста. Произведение Саган напоминал роман А. Жіда «Пасторальная симфония», в котором автор рассуждал о невозможности воплощения в одном человеке высоких духовных и физических качеств.

Поль – главная героиня романа – тридцатидевятилетняя женщина, мастер декора жилых помещений, которая с течением времени стала по-новому понимать себя и свою жизнь. У нее не было семьи, детей, она чувствовала свое одиночество.

Ее любовник Роже Ферте, сорокалетний владелец транспортного агентства, человек с «неудержимым аппетитом к жизни», никогда не смог бы дать ей то, о чем она мечтала, – тепло семейного уюта, радость познания жизненных истин вместе с детьми и т.д.

Он был тем мужчиной, который умел приносить женщине удовольствие и уверенность в себе, но такое ощущение длилось лишь мгновение.

После шести лет периодических встреч, «законом которых стало понятие «свобода», Поль почувствовала еще большее одиночество. Пустая квартира, неизмятые простыни, мрачный покой стали атрибутами ее жизни и безмолвными спутниками.

Читайте также:  Краткая биография сайге

Героиня страдала от того, что никому не была нужна, никто не испытывал в ней потребности. «Она осталась одна, опять одна этой ночью… Лежа на кровати, машинально протянула руку, желая коснуться теплого плеча, она сдерживала дыхание, как будто боялась спугнуть сон кого-то. Мужа или ребенка.

Не важно чей, лишь бы ее живое тепло помогало им спать и просыпаться. Но никому она по-настоящему не нужна».

Обратите внимание

Почти случайно, выполняя очередной заказ по декорированию дома богатой шестидесятилетней американки Ван ден Беш, мечтая этой работой улучшить свое финансовое положение, героиня познакомилась с двадцати – пятилетним сыном этой дамы – Симоном.

Красивый и обаятельный, молодой человек сразу привлек внимание женщины. Этому способствовали и исключительные черты его характера – благородство, воспитанность, тактичность.

«Он воплощал в себе тот тип молодого человека, который вызывал материнские чувства женщины ее возраста», – такого мнения была Поль о герое после первой встречи.

На Симона также произвела впечатление встреча с женщиной – декоратором.

Будучи типичным воплощением «золотой молодежи», выполняя возложенные на него обязанности помощника адвоката – давнего знакомого г-жа Ван ден Беш, он постоянно боролся с ленью и рутиной.

Среди своих сверстников Симон отличался тем, что отдавал предпочтение женщинам пожилым, со своими сложившимися взглядами на жизнь. Именно такую женщину (ее имени тогда еще он не знал) юноша увидел в той, которая выполняла заказ его матери.

Симон искал встречи с той, что заполонила его сознание. Навеселе он нарушил общепринятый ритм ужина Роже и Поль, а следующего утра, чтобы искупить свою вину, устроил женщине незабываемый завтрак в ресторане Булонского леса.

Хотя каждый из них имел свой жизненный опыт, свои жизненные ценности, однако в тот момент их объединяло чувство полного удовлетворения жизнью.

Они шутили и рассуждали над неотвратимостью одиночества, смеялись и грустили, и были, без сомнения, в восторге друг от друга.

Чувствуя влечение к Симону, Поль продолжала любить Роже. Для нее он оставался одновременно воплощением порока и совершенства. Его мимолетные увлечения другими женщинами она уже давно привыкла прощать, но не могла смириться с его полным отсутствием в своей жизни.

Важно

Она приняла ухаживания Симона. ей как женщине было приятно чувствовать свою необходимость. Героиня была довольна от того, что видела восторженные глаза влюбленного в нее молодого человека, однако не чувствовала себя полностью счастливой.

Позволяя Симону любить себя, она постоянно вспоминала о своих встречах с Роже. Героиня не была уверена, любила ли она когда-то кого-то, кроме себя, любила и продолжала ли она любить Роже.

До таких размышлений ее подтолкнуло приглашение Симона посетить концерт, на котором должна была звучать музыка Брамса. Обычное, казалось бы, вопрос, всколыхнуло в душе героини волну воспоминаний и заставило задуматься над своей жизнью.

«Любите ли вы Брамса? Любит ли она хоть кого-то, кроме себя самой и своего существования?… Возможно, она лишь знала, что любит Роже. Просто хорошо усвоенные истины».

Придирчивые суждения окружающих людей по возрастной разницы между Поль и Симоном, доминирование «устоявшихся, общепринятых» истин над теми, которые еще требуют своих доказательств, стали причиной возобновления взаимоотношений между героиней и ее бывшим любовником Роже.

Ведущим мотивом романа стал мотив одиночества. Это самый страшный приговор, который мог получить человек.

Главная героиня произведения боялась этого состояния, поскольку он был ей хорошо знаком: «ей были противны эти воскресные дни одиноких женщин: книга, которую читаешь в постели, пытаясь тянуть с чтением, переполненные кинотеатры, возможно, коктейль или обед в какой-то компании, а дома по возвращении – неубранный кровать и такое ощущение, будто с утра не было прожито ни минуты».

Выбирая для своего романа название, писательница, наверное, руководствовалась тем извечным вопросом, который рано или поздно задает себе наедине каждый человек – любит она свою жизнь, своих близких, любимых.

Именно вопрос «любите Ли вы Брамса?» казалось заранее обреченным на единственно правильный ответ: как можно не любить то, что уже давно стало классикой, что уже стало «устоявшейся истиной»? Как можно ставить под сомнение те чувства, те отношения, которые уже давно невидимой рукой вписаны в жизни каждого из нас?

Совет

Созданный в конце 60-х годов роман «Капля солнца в холодной воде» развивал тему, характерную для раннего творчества Ф. Саган, хотя и на другом, более глубоком уровне.

Героиня книги Натальи Сільверен способна любить и сделать другого человека счастливым, но жизнь свела ее с рядовым мужем, журналистом Лантье. Он не в состоянии понять порывов женщины, которая готова была пожертвовать всем ради любви. Поэтому история их встреч закончилась гибелью героини.

Особенность творческого метода Ф. Саган:

• философичность произведений;

• проникновение в глубины женской психологии;

• рассказчики – уверенные в себе женщины с сформированной жизненной позицией;

• изображение сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, обусловленные различием мировоззренческих ориентиров и своеобразием мироощущения;

• героини – чувственные натуры, мечтательны и романтичны, способны ощущать тончайшие движения жизни.

Источник: http://zarlitra.in.ua/6-25.html

Франсуаза Саган

Это не первое произведение Франсуазы Саган, с которым я познакомилась. Но, как я выявила для себя, оно для меня на первом месте.

Перед началом трогательной истории стоит погрузиться в название книги: «Немного солнца в холодной воде». В моём представлении сразу возникает что-то безбрежное, настолько непрозрачное, бушующее и холодное. Если б я была художником, то здесь бы были представлены самые холодные и мрачные цвета акварели.

Я вижу эти безграничную холодную воду, я чувствую этот леденящий ветер, который путает мои волосы и безжалостно пронизывает моё тело своими порывами до самых костей. Между тем, я замечаю крохотные лучи робкого солнца, которое всеми силами пытается пробиться сквозь эти прочные густые тучи, пытается быть полезным, старается спасти ситуацию.

Да, этим лучам не покорить волнующуюся воду, но они добавляют ей спокойствия и яркости в обыденную жизнь.

В этом романе главными героями являются Жиль Лантье и Натали Сильвенер. Жиль – мужчина, с привлекательной внешностью, добившийся успеха в карьере.

Но в его жизни наступил такой момент, когда его полностью заполнила тоска и глубочайшее отчаяние, настигло психическое расстройство. Радости не приносит больше любимая работа, шикарная женщина рядом и веселые встречи с друзьями.

В момент, когда было принято решение сменить обстановку и попытаться убежать от всего этого, он встречает именно ту, что сделает всё возможное для того, чтоб вернуть его к прежней жизни. Натали – привлекательная женщина, жена высокопоставленного чиновника, которая с первого взгляда влюбляется в Жиля.
Их любовные отношения завязались весьма быстро.

Обратите внимание

Натали, как чуткая романтическая натура, полная искренних чувств, берёт инициативу в свои руки, хотя Жилю и не хотелось любовных приключений. Натали навещает его Жиля у его сестры, едем за ним в Париж. Натали окутывает Жиля всей своей любовью и заботой, отдаёт максимум усилий для того, чтоб он мог жить своей прежней счастливой жизнью.

Вскоре дела главного героя налаживаются и он преуспел на работе, между тем он осознаёт, насколько сильно он влюблён в Натали. Жиль рассказывает обо всём своей девушке – Элоизе и та очень сильно переживает их расставание. Горячо влюблённые никак не могут насладиться друг другом и, вскоре, Натали, готовая ехать за Жилем хоть на край света, переезжает к нему.

И казалось бы, вроде всё замечательно. У Жиля та работа и должность, о которой он так долго мечтал, Натали знакомится с городом, ходит по выставкам, театрам и музеям, находит работу, чтоб не растрачивать своё время в пустую. Но шли месяцы, и в отношениях появился разлад. Жиль начал скучать по былым временам, когда у него было больше свободы.

Он любил Натали, но чувство свободы ему оказалось дороже. Тем временем главная героиня окончательно отвергает мужа и выбирает Жиля. И, как оказалось, зря. Вскоре, Натали случайно услышала разговор Жиля с другом, в котором он признается, что Натали отлично помогла ему, вернула к жизни, но теперь ему мешает вся эта забота.

В конечном итоге, женщина не выдерживает такого предательства и заканчивает жизнь самоубийством.

В этом романе взяли верх мужской эгоизм и самолюбие. Мужчина, который не был готов любить кого-то еще, кроме себя, погубил жизнь двух прекрасных женщин, которые отдавали ему всю свою заботу, нежность, теплоту и внимание. Забывали о самих себе и старались помочь всем, чем угодно.

Я думаю,что нужно быть бесконечно благодарным тем, кто пытается сделать твой мир ярче и лучше, кто отдаст за тебя всё…

Источник: https://www.livelib.ru/author/20179-fransuaza-sagan

Франсуаза Саган. Баловень Судьбы или неизбежность эпохи?

Когда ничего ещё не предвещало перемен в славном своими католическими устоями и традициями французском литературном мире, девочка, которая взбудоражит вскоре его своим появлением, уже жила на свете, и даже начинала первые пробы пера.

Училась эта девочка в элитарном католическом лицее. Несмотря на то, что родом она была из богатой семьи известного промышленника, она не усвоила ни болезненной страсти матери к светской жизни и роскоши, ни расчётливого благоразумия отца. Её мать, признанная красавица Мари Куарез, поражалась собственной дочери. Мало того, что девочка не унаследовала её красоты и даже не стремилась хоть как-то компенсировать это нарядами, она ещё постоянно ходила в растянутых свитерах, неприглядных парусиновых юбках и потёртых брюках, кое-как причёсанная, но, тем не менее, без конца рассуждающая о литературе, поэзии и о новых веяниях в них, то и дело упоминая имена лидеров авангардных направлений — Камю, Пруста, Сартра и Элюара.

У мадам Куарез просто мигрень начиналась от всех этих разговоров и имён — Франсуаза всем своим существом вносила дисгармонию в её жизнь. Мать и дочь были совершенно разными людьми. Однако жизнь в доме богатых родителей дала Франсуазе блестящее книжное образование — она могла читать всё, что только хотела, и имела доступ ко всем новинкам книжного мира.

Важно

После окончания лицея, где немаловажными уроками были религиозные проповеди, Франсуаза поступила на филологический факультет Сорбонны и вздохнула, наконец-то, свободно в предвкушении новой, взрослой жизни. Вот только ей, влюблённой в литературу чисто эмпирически, совсем не хотелось снова погружаться в прилежное ученье и зубрёжку… Став впоследствии признанной знаменитостью, Саган не раз признавалась, что всегда была лентяйкой и, если бы не необходимость, не часто бралась бы за перо.

…А самые первые её попытки публиковаться были ничем иным, как желанием как-то проявить себя в литературном мире. С 14 лет Франсуаза уже рассылала свои рукописи по редакциям, но отказ приходил за отказом, пока, наконец, она не написала роман «Здравствуй, грусть!», ставший для неё судьбоносным. Писать этот роман она начала, будучи уже студенткой Сорбонны. Но гораздо больше учёбы её привлекали богемные тусовки в уютных кафешках Парижа, где она встречалась со многими «звёздами» от мира искусства.

Вот там — среди свободных и неординарных людей — писателей, художников, поэтов и музыкантов, она чувствовала себя как рыба в воде, это была её компания! Может быть, именно в той среде, за увлекательными разговорами, она и услышала сюжет первого в своей жизни романа — такого необычного и неправдоподобного для её юности… Неправдоподобного той глубиной и сложностью, никак не вязавшихся с её возрастом в 19 лет!

Сюжет был переполнен изысканной эротикой и страстью, и читатели просто не могли поверить, что автор романа — несовершеннолетняя девушка. Тем не менее, это были исключительно вымышленные чувства. Наряду с темой любви и чувственности, пронизывающей весь роман, в нём рассказывалось также об изощрённых интригах героини — юной Сесиль, сплетшей в буквальном смысле сети для своего отца и его подруги — её будущей мачехи, в которые они потом и попались неосмотрительно… Мачеха в результате психологического срыва погибла, разбившись на машине, а отец лишился любимой и любящей женщины…

Произведя в середине 50-х фурор в привычных приоритетах и взглядах на форму и содержание литературного произведения, Франсуаза Саган в одночасье стала и символом скандальности и символом современности. Та перемена в сознании, что назревала в людских умах, а тем более — в умах тогдашней молодёжи — отразилась и во всех остальных произведениях юной романистки.

Но когда ничего не подозревающая о скорой славе графоманящая студенточка (провалившая, кстати, сессию в университете) прислала это своё произведение в издательство, его глава Рене Жюйяр, прочитав роман и почувствовав в нём что-то стоящее, подумал, что автор — умудрённая жизнью, взрослая женщина. Явившейся же на его приглашение тощенькой, большеглазой девице стоило немалых трудов убедить издателя в своей причастности к авторству рукописи под именем «Франсуаза Саган», выведенном круглым, детским почерком… Псевдоним Саган, кстати, был заимствован ею у героини обожаемого Пруста, принцессы Босон де Саган.

Когда произведение было издано, слава и деньги обрушились на голову юной дебютантки незамедлительно. Став в одночасье знаменитой и богатой, Франсуаза растерялась было, и пошла советоваться с отцом — как ей использовать 1,5 миллиона франков. «Потратить! И немедленно!» — был ответ родителя, так как в её возрасте, по его мнению, излишек денег ни к чему хорошему привести не мог.

Ага, так и послушалась солидного папочку своей подопечной Фортуна, стоявшая за худеньким плечом девушки… И они отправились в казино, где вся сумма, поставленная на кон, увеличилась до утра в пять раз! На следующее же утро Франсуаза совершила свою первую в жизни крупную покупку — шикарный старинный дом, освящённый некогда присутствием в нём великой Сары Бернар. После первой значительной покупки последовали ещё дома, виллы и яхты; меха, украшения и дорогие машины, сменяющие одна другую.

Если бы не образ жизни, вошедший в привычку юной знаменитости — кто знает, может, ей на всю жизнь хватило бы средств от публикации двух-трёх своих произведений. Но она взяла себе за правило «прожигать жизнь», сорить деньгами, гонять на бешеной скорости на своих автомобилях, быть, вольно или невольно, в эпицентре скандала, а потому — часто нуждаться в деньгах. Именно это и стало её движущей силой и мотивацией для написания очередных произведений. Когда у Франсуазы кончались деньги, она бралась за перо.

Совет

Публика с восторгом ждала всё новых и новых шедевров от полюбившейся писательницы. Все её произведения тут же становились бестселлерами и издавались миллионными тиражами на разных языках. «Саганомания» охватила Францию и выплеснулась далеко за её пределы. А богемная, светская жизнь закружила молодую женщину в вихре танца. И вот уже позади и неудачное, короткое замужество с издательским магнатом Франции Ги Шеллером, и рождение сына в 1962 году, а потом последовала страшная автоатастрофа, после которой она чудом выжила, ещё несколько странных замужеств и пристрастие к азартным играм.

Читайте также:  Краткая биография андреев

«Я живу, как каскадёр» — часто повторяла Франсуаза Саган, и это было правдой. Правдой было и то, что, несмотря на её благотворительную деятельность и горячее участие в общественной жизни, правоохранительные органы заподозрили её в хранении и распространении наркотиков, не говоря уж об их употреблении… Спасла писательницу от тюрьмы только близкая дружба с самим президентом Франции — Франсуа Миттераном. Но условный срок она всё же получила.

Миттеран же до самой своей смерти оставался в числе друзей именитой писательницы и, когда он приезжал к ней в гости, то Франсуаза собственноручно готовила его любимое жаркое и утку с апельсинами. «Больше всего я боюсь нищеты и забвения» — сказала однажды Саган, словно предвидя, что именно этим она и закончит. В последние годы она уже ничего не писала и жила в одиночестве. Денежные средства от её некогда огромных гонораров, иссякли, она заложила дом Сары Бернар, продала машины и яхты и была «в долгах, как в шелках»…

А 24 сентября 2004 года её не стало. Но остались её произведения — её проникнутые лёгкой грустью романы, пьесы, рассказы и повести, с такими лёгкими и точными названиями, как «Любите ли вы Брамса?», «Немного солнца в холодной воде», «Смутная улыбка», «Волшебные облака», и многие другие… И вряд ли они будут преданы забвению.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/28814/

Введение

Яркая личность Ф. Саган, с юных лет ставшей литературной звездой, всегда привлекала к себе интерес публики и внимание критиков.

Восприятие писательницы как некоей популярной фигуры, отразившей в своем творчестве некоторые характерные особенности своего времени, определило и соответствующий подход к исследованию ее творчества, при котором Саган обычно рассматривается как своеобразный социологический феномен, заслоняющий собой творческий облик писательницы. Во французском литературоведении критическая литература, посвященная творчеству Саган, представлена монографиями Ж. Мурга, Ж. Урдена и Ж. Лами, а также многочисленными статьями, содержащими рецензии на ее произведения, посвященными анализу тех или иных аспектов ее творчества и причин ее популярности (П. де Буадеффр, Ж. Ган, М. Надо, Ф. Сенар, П. Вандром, А.Вийлор).

Совершенно с другой точки зрения подходит к изучению творчества Саган ряд англо-американских исследовательниц, представляющих феминистическую литературную критику и рассматривающих романы писательницы с точки зрения воплощения в них женской проблематики (Дж. Г. Миллер, В. А. Липтон, М. В.Сент-Онж).

В отечественном литературоведении последнее время отмечено появлением ряда статей, в которых наблюдается стремление пересмотреть негативные оценки творчества Саган, вынесенные литературной критикой 50-60-х годов и дающие о нем достаточно искаженное представление.

Однако в основном литература, посвященная творчеству Саган, представлена предисловиями и послесловиями, носящими ознакомительный характер, а также упоминаниями в статьях и очерках преимущественно учебного или обзорного характера (Л. Зонинз, Ю. Уваров, Л. Андреев, Н. Ржевская, И.

Шкунаева), причем исследователями рассматриваются в основном отдельно взятые ранние произведения писательницы, а более поздняя проза Саган остается без внимания.

Цель настоящего исследования – представить Ф.Саган и ее творчество не только как социологический феномен, но и, приподняв завесу окружающей ее легенды, увидеть в ней писателя, личность, женщину, определить художественное значение ее творчества, его связь с литературной традицией и место в современной французской литературе.

саган писательница женский

Обратите внимание

В двенадцатом часу утра 21 июня 1935 года во французском департаменте Ло, в городке Кажарк, в роду потомственных фабрикантов и мелкопоместных дворян родилась девочка, которую позднее собратья по перу назовут «маленький очаровательный монстр», – Франсуаза Мари Анна Куарэ. Ее псевдонимом станет имя «Франсуаза Саган», которое, едва удостоившись появления на свет, превратилось в синоним ошеломительно раннего взлета и всемирного признания.

Отец ее, Пьер Куарэ, преуспевающий инженер, окончивший Индустриальный институт Севера, вел свое происхождение от испанских завоевателей, а пращуры матери, Мари Куарэ (в девичестве Лобард) ходили за Гробом Господнем, и герб их рода красуется в Версальском зале Крестовых походов.

Но сама Франсуаза – или Кики, как ее называли близкие- любила заверять, что ее бабушка по лини отца русская, да и по линии матери она потомок петербуржцев. С детства мучило будущую писательницу обостренное чувство собственности по отношению к близким, страх потерять их – и, как следствие, невероятная ревность, которая и саму Франсуазу ужасала.

И все эти переживания она переносила на страницы своих романов.

Кажарк, родной город Франсуазы, был центром епархии и оплотом католической церкви, но по сути представлял собой большую деревню с населением едва превышающем тысячу человек, многие из которых на зиму покидали городок. Но Франсуаза, имевшая замашки сорванца-мальчишки, не была склонна к унынию.

В компании со старшими ребятами она играла в воров и полицейских, взбиралась на деревья и карабкалась по скалам – при этом всегда оказываясь впереди, ничего не боясь и неизменно ввязываясь в новые авантюры. Другой стороной ее натуры оказалась тяга к природе.

Созерцание окрестностей питало романтические фантазии Франсетты и с ранних лет стало для нее необходимостью. Однако помимо всего этого душой маленькой Франсуазы все больше и больше завладевал мир, который открывало перед ней чтение.

Она втайне пробиралась на чердак, где стоял шкаф, набитый книгами, и пропадала там целыми днями, зачарованная неизведанными тайнами и чувствами.

С началом Второй мировой войны Пьер Куарэ будучи лейтенантом запаса инженерных войск отправляется на линию Мажино, где исправно служит десять месяцев. После его демобилизации в 1940-м году семейство Куарэ переезжает в Лион, а Кики идет в первый класс.

Важно

Девочку определили в школу «Ле Кур де ла Тур Питра». Одновременно она брала уроки музыки. У бедной вдовы, обучавшей Франсуазу, не было фортепьяно.

Женщина использовала клавиатуру, нарисованную на картоне, и Франсетте приходилось разучивать на этом более чем странном приспособлении гаммы в полной тишине. Вот так она приобщилась к Моцарту и Баху, Бетховену и Брамсу.

Как ни парадоксально, но Кики влюбилась в классическую музыку и впоследствии достойно послужила ей: после выхода в свет четвертого романа Саган «Любите ли вы Брамса?» продажи записей ее любимых композиторов увеличились впятеро.

В период оккупации Франции семья Куарэ прятала у себя евреев. Как-то немецкий солдат перепутал этажи и постучался к Куарэ. Мать Франсуазы Мари очень вежливо ответила ему, а, закрыв дверь, едва не лишилась чувств.

В 1946 году семья Куарэ переезжает в Париж, и начинаются скитания Кики по привилегированным католическим школам не только столицы Франции, но и швейцарских курортов.

Однако «маленький очаровательный монстр» не вписывался в чопорные рамки пансионов, где основы воспитания составляли хорошие манеры и Библия, к учению которой Франсуаза, увлекшись в четырнадцатилетнем возрасте идеями Сартра, навсегда охладела.

С 14 лет Франсуаза стала пробовать свои силы в прозе и отправлять первые произведения по издательствам, но везде получала отказ. Домашние не придавали значения попыткам дочери что-то писать. Мари Куарэ впоследствии рассказывала, что Кики читала ей свои работы, перед тем как послать их в журналы, но мать лишь отметила для себя богатое воображение дочери.

Выпускной экзамен Франсуаза так и не сдала, да и не стремилась. Выйдя из пансиона в 1953 году, Кики с одобрения родителей поступила на филологический факультет Сорбонны – Парижского университета.

Совет

Однако чувство свободы и предчувствие новых острых ощущений побуждали ее проводить большую часть своей жизни не в аудиториях и библиотеках, а за столиками литературных кафе. Богема, точно водоворот, захватила ее целиком. Лишь среди писателей и художников, поэтов и музыкантов, в разговорах до полуночи она чувствовала себя в своей тарелке. Компания свободных, неординарных людей — это был ее мир! Как знать, не там ли она и услышала сюжет романа, сделавшего ее знаменитостью?

Начав свою книгу, Франсуаза, по ее собственным словам, испытывала чувство глубокой тоски. Утром она не осмеливалась перечитать написанное накануне – от страха почувствовать себя униженной, окажись это плохо.

Наброски романа она записывала в тетрадку. Из опасения, что в общежитии тетрадь кто-нибудь найдет, Франсуаза отдала рукопись на хранение своей подруге, которая закрыла драгоценность в сейф.

Но вскоре несчастная внезапно заболела и умерла, и труд начинающего автора бесследно исчез.

Из-за неудачи на экзамене по английскому Франсуазе пришлось забыть о Сорбонне. Теперь лишь литературные успехи могли успокоить уязвленную гордость, оправдать себя перед родными и друзьями. С огромным азартом Кики принялась восстанавливать утраченный текст и закончила роман за два с небольшим месяца.

6 января 1954 года Франсуаза отнесла его сразу в два издательства: «Жюйар» и «Плон». Пьер Жаве, литературный директор издательства «Жюйар», был крайне удивлен возрастом и видом Франсуазы Куарэ — ее вес был 49 килограммов, рост чуть больше полутора метров, она совершенно утопала в огромном плаще.

Бросив беглый взгляд на первые листки, Жаве тут же обнаружил совершенно новые, необычные нотки в манере повествования этой девушки, такой еще юной.

Пьер Жаве ознакомил с находкой редактора Франсуа Ле Гри, и поутру на столе Рене Жюйара, главы издательского дома, появился отчет, что в этом романе «жизнь струится, точно ручей», а автор отважился отразить без ложной стыдливости психологию своих персонажей настолько живо, что вряд ли читатель сможет когда-нибудь их забыть.

В ходе длительной беседы Рене Жюйар поинтересовался и размером желаемого аванса.

Обратите внимание

Франсуаза, бывшая полным дилетантом в издательской системе расчетов, рискнула назвать сумму в двадцать пять тысяч франков, но тут же смутившись, предположила, что это, вероятно, слишком много.

Жюйар предложил ей двойную сумму, но с условием, что первый тираж составит не три тысячи экземпляров, как это принято для первой публикации, а пять.

Пьер и Мари Куарэ согласились на публикацию романа дочери без особого энтузиазма и с непременным условием, что книга будет издана под псевдонимом. Они считали свою фамилию слишком известной, чтобы трепать ее «по пустякам».

Роман «Здравствуй, грусть!» появился без предварительной рекламной компании, но ни у кого в издательстве не было и тени сомнения, что продажа будет вполне успешной. Действительность превзошла все ожидания: уже первые несколько дней после начала продаж показали, что необходимо готовить переиздание. Дополнительный тираж определили в три тысячи экземпляров.

Но вскоре потребовалось третье переиздание — уже в двадцати пяти тысячах экземпляров, вдогонку которым последовали еще пятьдесят. В течение года бестселлер вышел небывалым тиражом для Франции тех времен- триста пятьдесят тысяч экземпляров! А во всем мире общий объем выпуска книги, переведенной на тридцать языков, превысил миллион экземпляров.

Девятнадцатилетняя Франсуаза получила в качестве гонорара фантастические деньги – сто тысяч долларов. Даже Пьер Куарэ, считавшийся человеком с весьма солидными доходами, лишь за несколько лет смог бы заработать подобное состояние.

После такого успеха все ожидали от Саган следующего романа. Одни надеялись, что он будет лучше предыдущего.

Другие были готовы побиться о заклад, что он будет провальным. Франсуаза понимала, что успех необходимо закрепить новым произведением, иначе ее славу признают случайной, и это навсегда закроет ей дальнейший путь в литературе. Но работа не шла. К тому же в тот период у нее вспыхнул бурный роман с фотографом Филиппом Шарпентье.

Важно

Откровенно, почти напоказ выставляемые писательницей чувства шокировали публику. Для Филиппа же это была обыкновенная интрижка, и в скором времени он оставил Франсуазу. Саган погрузилась в депрессию, которую пыталась лечить алкоголем, но это отчаяние привело ее к новому роману – «Смутная улыбка» (1956 г.), который был встречен новыми восторгами.

В апреле 1957 г. Франсуаза лишь чудом не погибла. Она мчалась в машине на огромной скорости в нетрезвом состоянии. Жандармы потом скрупулезно подсчитают, что ее «астон мартин» проехал по канаве двадцать с лишним метров, затем подпрыгнул и приземлился еще почти через четыре метра. Врачи сами удивлялись, как им удалось ее спасти.

Франсуаза долго пребывала в коме, а около нее в больнице все время находился мужчина, который был на двадцать лет старше писательницы, – Ги Шеллер, директор по спецпроектам издательства «Ашетт». 16 марта 1958 г. они поженились, но брак оказался недолгим.

Франсуаза сама подала на развод: она не могла свыкнуться с тихими семейными буднями. К тому же за время, проведенное на больничной койке, Кики пристрастилась к наркотикам. Зависимость она вскоре преодолела, но личная жизнь с тех пор так и не складывалась. Забеременев, она вышла замуж второй раз – за скульптора Боба Уэстхоффа.

В 1962 году у супругов родился сын Дени, но вскоре и этот брак был расторгнут.

Франсуаза Саган опубликовала около пятидесяти книг, многие из которых, такие как «Любите ли вы Брамса?» и «Немного солнца в холодной воде», стали мировыми бестселлерами.

Написала она и несколько пьес, которые пользовались успехом и до сих пор идут на мировых подмостках, в том числе и в России. Но, несмотря на огромные гонорары и славу Королевы французской литературы, последние годы писательница прожила в нищете и забвении.

Умерла она 24 сентября 2004 года в больнице нормандского города Онфлер – в возрасте шестидесяти девяти лет, от легочной эмболии.

Источник: https://studbooks.net/762953/literatura/obzor_biografii_sagan

Ссылка на основную публикацию