Виктор Шкловский
В. Б.
Шкловский родился 12 (24) января 1893 года в Санкт-Петербурге в семье преподавателя математики еврейского происхождения, впоследствии профессора Высших артиллерийских курсов Бориса Владимировича Шкловского и его жены Варвары Карловны, урождённой Бундель, русско-немецкого происхождения.
Родной брат отца — Исаак Владимирович Шкловский (1864—1935) был известным публицистом, критиком и этнографом, который публиковался под псевдонимом Дионео.
Старший брат Виктора Шкловского — Владимир Шкловский — стал филологом, преподавателем французского языка в Санкт-Петербургской духовной академии, в 1919—1922 годах входил в Совет православных братств Петрограда, неоднократно арестовывался, был расстрелян в 1937 году. Другой брат, Николай Борисович (1890—1918), был расстрелян в 1918 году как правый эсер. Сестра — Евгения Борисовна (1891—1919) умерла в Петрограде в 1919 году.
Юность Виктор Шкловский провел в Петербурге. Хотя много читал, был исключён из школы за плохую успеваемость, впоследствии успешно закончил «снисходительную» гимназию. Ещё гимназистом стал печататься в журнале «Весна». Учился в Петербургском университете на историко-филологическом факультете, посещал лекции таких известных учёных, как академики Крачковский и Бодуэн де Куртенэ.
После начала Первой мировой войны осенью 1914 года ушел добровольцем в армию. Сменил несколько военных специальностей и в 1915 году вернулся в Петроград, где служил в школе броневых офицеров-инструкторов. В этот период с группой единомышленников (Л. П. Якубинский, Е. Д. Поливанов, О. М. Брик и др.
) он готовил первый и второй выпуски Сборников по теории поэтического языка (1916, 1917), куда вошли и ставшие впоследствии хрестоматийными работы самого Шкловского О поэзии и заумном языке и Искусство как прием.
В 1916 году Шкловский стал одним из зачинателей «Общества изучения теории поэтического языка» (ОПОЯЗ), объединившего теоретиков формальной школы в литературоведении; ввел термин «остранение».
Принял активное участие в Февральской революции, был избран членом комитета петроградского Запасного броневого дивизиона, в качестве его представителя участвовал в работе Петроградского совета.
Как помощник комиссара Временного правительства был направлен на Юго-Западный фронт, где 3 июля 1917 лично возглавил атаку одного из полков, был ранен в живот навылет и получил Георгиевский крест 4-й степени из рук Л. Г. Корнилова.
После выздоровления в качестве помощника комиссара Временного правительства был направлен в Отдельный Кавказский кавалерийский корпус в Персию, где организовывал эвакуацию российских войск и вернулся с ними в Петроград в начале 1918 года.
В Петрограде Шкловский работал в Художественно-исторической комиссии Зимнего дворца и активно участвовал в антибольшевистском заговоре эсеров.
Когда заговор был раскрыт, Шкловский был вынужден покинуть Петроград и уехал в Саратов, некоторое время скрывался в психиатрической больнице, одновременно работая над созданием теории прозы.
Затем он уехал в Киев, где служил в 4-м автопанцирном дивизионе и участвовал в неудачной попытке свержения гетмана Скоропадского.
Выполняя просьбу знакомой, уговорившей его доставить крупную сумму денег в Петроград, добрался почти до самой Москвы, но был узнан агентом ЧК и, спасаясь от ареста, на ходу выпрыгнул с поезда. После этого, добравшись до столицы, он встретился с А. М. Горьким, который ходатайствовал за него перед Я. М. Свердловым.
По некоторым источникам, Свердлов выдал Шкловскому документ на бланке ВЦИК с требованием прекратить его дело.
В конце 1918 года Шкловский решил больше не участвовать в политической деятельности и в начале 1919 вернулся в Петроград, где преподавал в Студии художественного перевода при петроградском издательстве «Всемирная литература» теорию литературы.
Весной 1920 Шкловский стрелялся на дуэли, покинул Петроград и отправился на поиски жены, которая выехала на Украину, спасаясь от голода. В рядах Красной армии Шкловский принял участие в боях при Александровске, Херсоне и Каховке.
Затем Шкловский вновь вернулся в Петроград, 9 октября 1920 был избран профессором Российского института истории искусств.
В 1921 и начале 1922 Шкловский активно печатался в журналах «Петербург», «Дом искусств», «Книжный угол», отдельными оттисками издал ряд статей по литературоведению, опубликовал мемуарную книгу «Революция и фронт», участвовал в собраниях группы «Серапионовы братья».
Но в 1922 году начались аресты эсеров, и Шкловский 4 марта 1922, спасаясь от ареста, бежал в Финляндию. Его жена, арестованная в качестве заложницы, находилась некоторое время в заключении.
Шкловский жил в Берлине с апреля 1922 до июня 1923 — (адрес: Kaiserallee 207, ныне Bundesallee), где издал мемуарную книгу «Сентиментальное путешествие» (1923), название которой позаимствовано у книги Лоренса Стерна «Сентементальное путешествие по Франции и Италии» (1768).
С конца 1922 года Шкловский начал просить о возвращении в СССР. Вернулся в сентябре 1923, жил в Москве. Был близок к футуристам — В. Хлебникову, А. Кручёных, В. Маяковскому, с которым был особенно хорошо знаком и которого посещал на квартирах в Гендриковом переулке, 15/13, и Лубянском проезде, 3/6.
Со свойственным ему темпераментом активно участвовал в литературных дискуссиях 1920-х, проходивших во Дворце искусств (Поварская улица, 52) и Большой аудитории Политехнического музея (Новая площадь, 3). Один из лидеров группы «ЛЕФ».
Его идейные и эстетические позиции подвергались нападкам со стороны идеологов РАПП.
В 1930 году Шкловский выступил с покаянной статьёй «Об одной научной ошибке».
С 1930-х годов, вынужденный перейти к принципам более широкого социально-исторического исследования, выступал как критик современной литературы.
С московскими впечатлениями связаны книги Шкловского «О Маяковском», «Встречи», мемуары «Жили-были» и другие, дающие яркую картину жизни московской творческой интеллигенции 1920-х годов.
Осенью 1932 Шкловский отправился в поездку на строительство Беломоро-Балтийского канала.
Главной целью его поездки является не сбор материала (тем не менее Шкловский написал обширные фрагменты для коллективной книги 1934, воспевавшей строительство канала), а встреча с братом, находившимся в заключении, и, по возможности, облегчение его участи. На вопрос сопровождавшего его чекиста, как он себя здесь чувствует, Шкловский ответил: «Как живая лиса в меховом магазине».
Интерес к отечественной, и в частности к московской, истории отразился в повестях Шкловского «Матвей Комаров, житель города Москвы» (1929), «Минин и Пожарский» (1939) и др. Большое место в творчестве Шкловского занимают работы о Л. Н. Толстом, Ф. М. Достоевском, С. М. Эйзенштейне. Сын Шкловского погиб на фронте Великой Отечественной войны в 1944 году.
В 1960-х на Западе возник интерес к работам Шкловского 1920-х годов.
В. Б. Шкловский скончался 5 декабря 1984 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Семья
- Первая жена — Василиса Георгиевна Шкловская-Корди (1890—1977), художница.
- Сын — Никита Викторович Шкловский-Корди (1924—1945), погиб на фронте.
- Дочь — Варвара Викторовна Шкловская-Корди (род. 1927), физик. Её сын (от брака с биофизиком Ефимом Арсентьевичем Либерманом) — онколог и физиолог Никита Ефимович Шкловский-Корди. Вторым браком замужем за поэтом Николаем Васильевичем Панченко.
- Вторым браком (с 1956 года) был женат на Серафиме Суок.
Награды и премии
- Государственная премия СССР (1979) — за 2-е издание книги «Эйзенштейн»
- три ордена Трудового Красного Знамени
- орден Дружбы народов
- Георгиевский крест IV степени
Адреса в Петрограде
1920—1922 — ДИСК — проспект 25-го Октября, 15.
Интересные факты
- Выражение «по гамбургскому счету», введенное в русский язык благодаря Шкловскому, основывалось на рассказе о недоговорных матчах в Гамбурге, когда борцы решали, кто из них сильнее, для себя, а не для публики, и все это происходило тайно. По всей видимости, эти гамбургские матчи — выдумка Шкловского, и их никогда не существовало.
- Шкловский, к которому М. А. Булгаков питал неприязнь на почве любовного соперничества, выведен им под фамилией Шполянский в романе «Белая гвардия», как человек с демоническими бакенбардами, командовавший автомобильной ротой в Киеве и саботировавший её перед приходом С. В. Петлюры — поступок, реально совершенный Шкловским, хотя и в другое время.
- «Zoo, или Письма не о любви» основываются на частично выдуманной, частично настоящей переписке безответно влюбленного в Берлине Шкловского с Э. Триоле, сестрой Л. Ю. Брик. Несколько писем написано ею. Через некоторое время она станет известной французской писательницей и супругой Л. Арагона. Писать книги ей посоветует М. Горький, прочитавший её письма в «Zoo».
- Кроме того, Виктор Шкловский выведен в качестве героя или же выступал прототипами следующих произведений: книги О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» (под именем «Жуканец»), романа В. А. Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» («Некрылов»), книги В. Н. Иванова «У» («Андрейшин»). По предположению исследователей, он также был прототипом Сербинова из романа «Чевенгур» А. П. Платонова.
- Имя героини Суок романа «Три толстяка» Ю. К. Олеши — на самом деле фамилия. Эта фамилия принадлежала до замужества жене Олеши — Ольге Густавовне. А две её сестры вышли замуж за Шкловского и Э. Г. Багрицкого: на Серафиме Густавовне (1902—1982) в 1956 году женился Шкловский, а на Лидии — Багрицкий. Серафима сначала сама была гражданской женой Олеши (бездушная кукла — это именно она), а с 1922 года — В. И. Нарбута, а после Н. И. Харджиева, и лишь потом Шкловского. Она выведена как «подруга ключика», «дружочек» в романе В. П. Катаева «Алмазный мой венец». Шкловский также был женат на художнице Василисе Георгиевне Шкловской-Корди (1890—1977).
Высказывания
- Богему создал ВАПП, накооптировавший в писатели 3000 человек (из выступления).
- Когда мы уступаем дорогу автобусу, мы делаем это не из вежливости (по Б. Сарнову).
- Любовь — это пьеса. С короткими актами и длинными антрактами. Самое трудное — научиться вести себя в антракте («Третья фабрика»).
- Для того, чтобы познать свое сердце, надо немножко знать анатомию («Лев Толстой»).
- Лестница литературных объединений ведет к нарисованным дверям. Лестница существует эта, пока идешь («Третья фабрика»).
- Что касается электричества, телефона и ванны, то уборная в 100 саженях («Третья фабрика»).
- Советская власть научила литературоведение разбираться в оттенках говна.
- Мы получаем деньги не за труд, а за трудности, с которыми их получаем.
Список сочинений
- Собрание сочинений в 3 тт.
- «Встречи», 1944
- «Второй май после октября». Историческая проза
- «В Ясной Поляне». Историческая проза
- «Гамбургский счёт», 1928.
- «Дневник», 1939. Сборник статей
- «Достоевский», 1971. Статья
- «Житие архиерейского служки». Историческая проза
- «За и против. Заметки о Достоевском», 1957
- «Заметки о прозе русских классиков», 1955
- «За 60 лет. Работы о кино». Сборник статей и исследований.
- «За сорок лет. Статьи о кино». [Вступ. ст. М. Блеймана], 1965. Сборник статей и исследований.
- «Иприт». Фантастический роман (в соавторстве с Вс. Ивановым), 1925
- «Исторические повести и рассказы», 1958. Сборник
- «Константин Эдуардович Циолковский»
- «Лев Толстой». Биография для ЖЗЛ
- «Литература и кинематограф», 1923. Сборник
- «Марко Поло». Историческая повесть. (ЖЗЛ, 1936.)
- «Матвей Комаров, житель города Москвы», 1929. Повесть
- «Минин и Пожарский», 1940. Историческая проза.
- «О мастерах старинных». Историческая проза.
- «О Маяковском», 1940. Мемуары
- «О поэзии и заумном языке». Теоретическая работа.
- «О солнце, цветах и любви»
- «О теории прозы»,1925. Теоретическая работа.
- «Повести о прозе. Размышления и разборы», 1966. Основан на переработке старых сочинений:
- «Художественная проза. Размышления и разборы», 1961
- «Заметки о прозе русских классиков», 1953
- «За и против. Заметки о Достоевском», 1957
- «Заметки о прозе Пушкина», 1937
- «Повесть о художнике Федотове». «Капитан Федотов», 1936,(«Федотов» в биографической серии ЖЗЛ, 1965).
- «Подёнщина», 1930
- «Поиски оптимизма», 1931
- «Портрет».
Историческая проза
- «Пять человек знакомых», 1927
- «Развёртывание сюжета», 1921. Теоретическая работа.
- «Революция и фронт», 1921. Мемуары. Позже входит в состав «Сентиментального путешествия»
- «Розанов». Статья
- «Свинцовый жребий», 1914. Поэтический сборник
- «Сентиментальное путешествие».
Автобиографическая проза о периоде Гражданской войны.
- «Созрело лето»
- «Техника писательского ремесла», 1927
- «Третья Фабрика». Автобиографическая проза. 1926
- “«Тристрам Шенди“ Стерна и теория романа», 1921. Теоретическая работа
- «Удачи и поражения Максима Горького», 1926
- «Ход коня», 1923. Сборник
- «Эйзенштейн».
Книга отмечена Государственной Премией.
- «Zoo. Письма не о любви или Третья Элоиза», 1923. Эпистолярный роман
Кинематографические сценарии
Многие из них написаны в соавторстве.
- «Крылья холопа», 1926
- «По закону», 1926. (Экранизация романа Джека Лондона).
- «Предатель», 1926. Режиссёр — Абрам Роом.
- «Третья Мещанская», 1927. Режиссёр — Абрам Роом.
- «Ухабы», 1927. Режиссёр — Абрам Роом.
- «Евреи и земля», 1927. Документальный фильм.
- «Ледяной дом», 1927. (Экранизация романа Ивана Лажечникова
- «Два броневика», 1928
- «Дом на Трубной», 1928. Режиссёр — Борис Барнет. В ролях — Вера Марецкая. Сценарий совместно с Эрдманом и др.
- «Казаки» (Грузия), 1928
- «Овод» (Грузия), 1928
- «Капитанская дочка», 1928
- «Последний аттракцион», 1928
- «Турксиб», 1929. Документальный фильм
- «Американка» (Грузия), 1930.
- «Отчим» (Грузия), 1930
Три медведя (мультфильм, 1937)
- «Молодёжь побеждает», (Грузия), 1928.
- «Мёртвый дом», 1932. (Экранизация Ф. М. Достоевского). Кроме соавторства сценария, Шкловский также снялся в роли Петрашевского.
- «Горизонт», 1932. Режиссёр — Л. В. Кулешов
- «Минин и Пожарский», 1939. Режиссёр — В. И. Пудовкин. (Экранизация книги Шкловского)
- «Алишер Навои», 1947
- «Далёкая невеста», 1948
- «Чук и Гек», 1953
- «Овод», 1955. В гл. роли — О. А. Стриженов.
- «Казаки», 1961. Режиссёр — В. М. Пронин.
- «Три толстяка», 1963. Мультфильм.
- «Сказка о золотом петушке», 1967. Мультфильм
- «Баллада о Беринге и его друзьях», 1970
Телепередачи
Шкловский выступал рассказчиком в следующих многосерийных передачах:
- «Жили-были» (1972)
- «Слово о Льве Толстом» (1978)
Телепередачи о Шкловском
Источник: http://people-archive.ru/character/viktor-shklovskiy
Олег Шкловский (Oleg Shklovskiy): фильмография, фото, биография. Актер, Исполнитель
Олег Менделеевич родился 9 июля 1947 года в Москве. После седьмого класса он ушел из школы, чтобы устроиться на работу. Подросток сменил множество профессий, от грузчика и водителя самосвала до радиомонтажера и помощника звукооператора на «Мосфильме». Окончив вечернюю среднюю школу, Олег поступил в Школу-студию им.
Немировича-Данченко при МХАТе. Сразу после выпуска его пригласили в труппу театра «Современник», где он проработал больше двадцати лет.
Кинематографический дебют Шкловского состоялся в 1971 году в фильме «Собака Баскервилей», где актер сыграл сэра Генри.
Затем последовали небольшие роли в картинах «Визит вежливости» (1972), «Он пришел» (1973), «Свой остров» (1974), «Дома вдовца» (1975).
Первая массовая известность настигла Шкловского в 1975 году, когда двадцативосьмилетний артист предстал Джеки Чеснеем в знаменитой ленте «Здравствуйте, я ваша тетя!» Яркая комедийная роль прославила его на весь Советский Союз.
Позднее Олег играл персонажей второго плана в таких известных лентах, как «Шагреневая кожа» (1975), «Как важно быть серьезным» (1976), «Двенадцатая ночь» (1978), «Контрудар» (1985). Кроме того, Шкловский воплотил образ Игоря из популярного фильма «Зимний вечер в Гаграх» (1985), Дебрэ из легендарной экранизации «Узник замка Иф» (1988) и лейтенанта милиции Жорже Переплетчиковым из комедии «Дежа вю» (1989).
Несмотря на то, что Олег Менделеевич стал популярным и востребованным актером, он вскоре разочаровался в выбранном пути. По слухам, кино разонравилось Шкловскому с того момента, как на съемках у Ивана Пырьева он случайно задел какой-то кабель, и знаменитый режиссер кинул в него молотком.
Шкловский ушел из профессии на несколько лет, не появляясь на экране и не выступая на театральных подмостках. В тот период он пытался найти себе новое призвание. Олег преподавал восточные единоборства, помогал строить православный храм, пел в хоре, был чтецом и реставратором. «Я крестился в тридцать два года. Я сам, по своим убеждениям пришел к этому.
Я много искал, много блуждал по другим дорогам, входил во тьму, но я искал. Наконец, пришел час, я был уже взрослым человеком, и я сделал выбор», – поделился Шкловский. В кино артист все-таки вернулся в конце девяностых, блестяще сыграв в фильме «У попа была собака». За яркую роль он удостоился приза от Гильдии киноактеров на фестивале «Созвездие».
Постепенно Олег начал чаще сниматься, получать предложения от телевизионных каналов. Например, он многие годы вел передачу «Как это было».
Одной из наиболее выдающихся работ Шкловского стал образ раввина Авраама Гольда в российско-израильском сериале «Под небом Вероны» (2005). «Этот человек – фанатично беспощаден, поэтому он не может чуть-чуть приподняться над миром и посмотреть любящим оком, как смотрит Господь и на праведников, и на грешников.
И я его понял, и я это воплотил. Для родных это было шоком. Они меня знают как веселого, характерного, комедийного актера. А в этой роли меня не сразу узнали», – рассказал Шкловский. Артист часто появляется в отечественных сериалах.
Так, он сыграл опасного бандита XIX века, которого все принимают за светского доброго князя в сериале «Талисман любви», главного менеджера по набору моделей в проекте «Интермода», руководителя контрразведки в Париже в сериале о белой эмиграции «Очарование зла» и других.
Олег Шкловский женат на бывшей актрисе, которая сейчас ставит детские спектакли. У супругов трое детей – сыновья Даниил и Михаил, дочь Мария. Михаил Олегович пошел по стопам отца и тоже стал актером.
- 1998 Крутые: Смертельное шоу
Источник: https://www.ivi.ru/person/oleg-shklovskiy-551
Шкловский Виктор Борисович
Рейтинг: / 0
Подробности Просмотров: 613
Шкловский Виктор Борисович (1893 – 1984), прозаик, литературовед. Родился 12 января (24 н.с.) в Петербурге в семье учителя. Детские годы прошли в столице, в Адмиралтейской части города.
С детства очень много читал, хотя в школе учился плохо, был исключен, пришлось поступить в снисходительную гимназию, которую окончил блестяще. Здесь начал печататься (Право скорби – в журнале Весна, где секретарем был В.Каменский).
Поступает на филологический факультет Петербургского университета, слушает лекции таких известных педагогов, как академик Крачковский и академик Бодуэн де Куртенэ. В эти годы увлекается поэзией, познакомился с О.Мандельштамом, С.Городецким, позже – с Маяковским.
В 1916 вместе с Якубинским, Бриком и Поливановым участвует в организации Общества изучения теории поэтического языка (ОПОЯЗ), издают несколько сборников.
Во время Февральской революции служил в царской армии, инструктором в автомобильной роте (дослужился до чина старшего унтер-офицера), ушел на юго-западный фронт, где должны были наступать, был ранен, получил орден св.Георгия.
После выздоровления был послан в Персию, где узнал о свершении Октябрьской революции. Вернулся в Петроград. Позже служил в Красной Армии, был ранен при наступлении Врангеля. Вернувшись вновь в Петроград, работал в редколлегии Жизни искусств, стал профессором Института истории искусств.
Чтобы не быть свидетелем на процессе правых эсеров, ушел по льду Финского залива в Финляндию, затем с помощью своего дяди, жившего в Англии (художник Ив. Пуни), получил визу в Германию, где познакомился с Эренбургом, встретился с Мейерхольдом и Маяковским, с помощью которого получил разрешение вернуться на родину.
В 1925 издает книгу Теория прозы.
Занялся историей литературы: в 1928 написал книгу Материал и стиль в романе Льва Толстого Война и мир. В 1929 выходит Матвей Комаров, житель города Москвы.
В 1930-е выступает с критическими статьями, пишет о современной литературе: о М.Шолохове, Н.Островском, М .Горьком, В.Маяковском.
Интерес к истории отразился в его произведениях Марко Поло (1936); Минин и Пожарский (1940); Повесть о художнике Федотове (1955) и др.
В 1963 выходит фундаментальная биография Лев Толстой. Наряду с литературой Шкловский занимался кинематографом, создавая работы по теории кино, литературные портреты С.Эйзенштейна, Л.Кулешова, Дзиги Вертова и др., выступая в качестве автора и соавтора киносценариев.
В последние годы выступил с прекрасными литературными работами – Энергия заблуждения (1981) и др. В.Шкловский умер в 1984.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Источник: http://palkins.ru/features/pisateli/biografii/577-shklovskij-viktor-borisovich
Шкловский Исаак Владимирович — Биография
Исаак Владимирович (Вульфович) Шкловский (8 (20) апреля 1864,Елизаветград Херсонской губернии — 28 февраля 1935, Лондон) — русский публицист, этнограф и беллетрист, известный под псевдонимом Дионео.
Исаак Владимирович Шкловский родился в многодетной и бедной еврейской семье, дядя Виктора Борисовича Шкловского. Его отец, Вульф Шкловский, был лесником под Уманью и вернулся в Елизаветград незадолго до рождения сына. Его мать опубликовала книгу мемуаров на идише, заканчивающуюся началом Гражданской войны.
Учился в гимназии в Елизаветграде, затем в Харьковском университете. Писать начал с 16 лет, помещая в южных газетах стихотворения, рассказы, критические статьи.
Участвовал в народническом движении. С 1886 год по 1892 год был выслан в Средне-Колымск Якутской области, где одновременно с бытом инородцев изучал новые языки; печатал в «Одесских Новостях» и «Русских Ведомостях» беллетристико-этнографические очерки, из которых первый «К полярному кругу» вышел отдельно и по-английски.
С 1893 года состоит постоянным сотрудником «Русских Ведомостей», где поместил ряд сибирских очерков, собранных в книге «На крайнем северо-востоке Сибири» (1895; французский перевод, 1896). Ещё ранее «Очерки крайнего северо-востока» Шкловского были напечатаны в «Записках Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества» (1892).
По предложению редакции «Русских Ведомостей» отправился в 1896 году в Лондон, печатал свои очерки английской жизни в «Русских Ведомостях» (за подписью Sh.
) и с 1897 года в «Русском Богатстве» (за подписью Дионео); статьи из «Русского Богатства» изданы отдельно редакцией этого журнала в переработанном виде, под заглавием «Очерки современной Англии» (1903).
Кроме того, Шкловский писал рассказы (в «Русских Ведомостях», сборниках «На славном посту» и «Братская помощь») и печатал статьи в английских изданиях («Academy», «Daily Chronicle» и др.). Считался самым авторитетным специалистом по Великобритании в русское прессе своего времени. Первый переводчик Рабиндраната Тагора на русский язык (1913).
Негативно воспринял Октябрьскую революцию, уже в 1919 году опубликовав критическую книгу «Россия под большевиками» (на английском языке). Принял активное участие в организации и деятельности лондонского надпартийного «Комитета Освобождения», в который входили А. В. Тыркова-Вильямс, М. И. Ростовцев, К. Д. Набоков, М.
В. Брайкевич и другие. Позднее примкнул к Республиканско-демократическому объединению и стал лондонским корреспондентом «Последних новостей», сотрудничая также в рижском «Сегодня», в «Современных Записках» и других зарубежных изданиях. Был лондонским представителем пражского Русского заграничного исторического архива.
Жена — редактор и публицист Зинаида Давыдовна Шкловская (ум. 24 февраля 1945 года), была дружна и вела многолетнюю переписку с Г. П. Струве.
Источник: http://pomnipro.ru/memorypage6595/biography
Книга Виктор Шкловский. Содержание – ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ И ФИЛЬМОГРАФИЯ В. Б. ШКЛОВСКОГО
В военной форме. Фото Л. Алпатова. 1939 г.
Виктор Шкловский (нижний ряд, второй справа) в санатории Наркомата тяжёлой промышленности. 22 мая 1939 г.
Виктор и Василиса Шкловские с дочерью Варварой и сыном Никитой. 1930-е гг.
Виктор Шкловский в Ташкенте. Надпись на обороте фото: «Я ем, я сплю. Витя». 1939 г.
Спящий Шкловский. Набросок Р. Фалька. 1948 г. РГАЛИ
На узбекской земле. 1939 г.
«Писатель-орденоносец Виктор Шкловский беседует с украинскими крестьянами города Збараж». Из газеты. Фото П. Бернштейна. 1939 г. Западная Украина
Виктор Шкловский со своим секретарём Татьяной Владимировой во время работы над сценарием о Менделееве. Фото В. Славинского. 1941 г.
Шкловские с детьми. Фото М. Наппельбаума. 1940 г.
Виктор Шкловский в начале 1970-х годов
Никита Шкловский, сын писателя, перед отправкой на фронт Рисунок Л. Бруни. Начало 1940-х гг.
На творческом вечере С. Маршака: Сергей Конёнков, Самуил Маршак, Ираклий Андроников, Виктор Шкловский, Игорь Ильинский. Фото В. Славинского. 1946 г.
Борис Ливанов, Михаил Штраух и Виктор Шкловский. Москва. 1963 г.
Виктор Шкловский со второй женой Серафимой Суок в подмосковной Шереметьевке. Фото В. Огнева. 1950-е гг.
Виктор Шкловский в конце 1950-х — начале 1960-х годов
Серафима Суок и Виктор Шкловский. Шереметьевка
Дачная жизнь в Шереметьевке. Фото из архива В. Огнева
Речь В. Шкловского на его юбилейном вечере. 1963 г.
Шкловский в 1960-е годы
С филологом Вячеславом Всеволодовичем Ивановым. 1973 г.
С переводчицей Ритой Райт-Ковалёвой. 1964 г.
Виктор Шкловский и чешский писатель Людвиг Ашкенази
На отдыхе: Виктор Ардов, Виктор Шкловский и Серафима Суок
Борис Эйхенбаум и Виктор Шкловский в 1960-е годы
С Вениамином Кавериным. 1960-е гг.
Во Флоренции. В центре — Виктор Шкловский, Виктор Некрасов и Витторио Страда. 1962 г.
Выступление в Испании. 1972 г.
Виктор Шкловский, Лиза Эйхенбаум (жена актёра О. Даля) и Варвара Шкловская. Фото И. Пальмина
Виктор Шкловский и его литературный секретарь Александр Галушкин. Фото И. Пальмина
Рабочий стол Шкловского в его последней квартире на улице Черняховского. Москва
Виктор Шкловский с Владимиром Огневым. Фото из архива В. Огнева
Виктор Шкловский, его внук Никита, внучка Эйхенбаума Лиза и Никита Лари. Переделкино. 1983 г.
С правнучкой Василисой. Фото И. Пальмина
Из последних снимков Виктора Борисовича Шкловского. Фото И. Пальмина
ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ И ФИЛЬМОГРАФИЯ В. Б. ШКЛОВСКОГО
1914. Воскрешение слова: Искусство как приём. Статьи; Свинцовый жребий. Поэтический сборник.
1919. Связь приёмов сюжетосложения с общими приёмами. Статья.
1921. «Тристрам Шенди» Стерна и теория романа; Развёртывание сюжета; Революция и фронт (мемуарная проза, позже войдёт в состав «Сентиментального путешествия»).
1922. Лазарь Зервандов. Эпилог (проза, позже войдёт в состав «Сентиментального путешествия»).
1923. ZOO. Письма не о любви, или Третья Элоиза; Сентиментальное путешествие. Ч. 1–2; Ход коня; Литература и кинематограф. Сборник.
1925. О теории прозы. Сборник; Иприт. Фантастический роман (написан в соавторстве с Вс. Ивановым).
1926. Удачи и поражения Максима Горького; Третья фабрика.
1927. Техника писательского ремесла; Пять человек знакомых.
1928. Гамбургский счёт; Материал и стиль в романе Льва Толстого «Война и мир».
1929. Матвей Комаров, житель города Москвы.
1930. Подёнщина; Техника писательского ремесла; Памятник научной ошибке; Краткая, но достоверная повесть о дворянине Болотове.
1931. Как писать сценарии; Поиски оптимизма; Житие архиерейского служки; О солнце, цветах и любви (1931–1957); Марко Поло (в биографической серии «ЖЗЛ» — 1936).
1933. Чулков и Левшин.
1936. Повесть о художнике Федотове; Капитан Федотов («Федотов» в биографической серии «ЖЗЛ» — 1965).
1937. Заметки о прозе Пушкина.
1939. Дневник. Сборник статей.
1940. Минин и Пожарский (историческая проза); О Маяковском (воспоминания).
1944. Встречи.
1947. О мастерах старинных.
1949. Созрело лето.
1950. Второй май после октября (историческая проза).
1955. Заметки о прозе русских классиков.
1957. За и против. Заметки о Достоевском.
1958. Исторические повести и рассказы.
1961. Художественная проза. Размышления и разборы.
Источник: https://www.booklot.org/genre/dokumentalnaya-literatura/biografii-i-memuaryi/book/viktor-shklovskiy/content/3819475-osnovnyie-trudyi-i-filmografiya-v-b-shklovskogo/