Биология
09 февраля 2011 Оглавление:1. Шлегель, Герман
2. Названы в честь Шлегеля
Краткая биография
Герман Шлегель родился в 1804 году в Альтенбурге, его отец был пивоваром и коллекционировал бабочек, что побудило в будущем учёном интерес к естествознанию. В детстве он случайно обнаружил гнездо птиц, что в будущем и определило его склонности к изучению птиц. Его талант поощрялся пастором К. Л.
Бремом, отцом известного зоолога Альфреда Эдмунда Брема. Герман по совету родителей не поступил в университет, а вместе с отцом стал работать в пивоварне. Однако, он довольно быстро бросил работу. В 1821 году он путешествовал по Германии и Австрии.
В 1824 году он оказался в Вене, где в университете познакомился с Францом Йоханном Фитзингером и Йоханном Якобом Гекелем. Благодаря письму Йоханна Натеррера Брема, он получил работу в музее Вены. Через год после его прибытия, директор музея Карл Франц Антон Риттер фон Шреберс, рекомендовал его К. Я.
Темминку, директору музея естествознания в Лейдене, который искал ассистента.
Темминк знал многих немецких натуралистов, таких как Генрих Бойе, Йоханн Якоб Кауп, Генрих Кухль.
Шлегель направился в Лейден с стремлением сначала заняться изучением и коллекционированием рептилий, однако неожиданно границы его деятельности расширились до зоологических групп.
Его хотели отправить с научной экспедицией на о. Ява, но неожиданная смерть ученика Темминка, Генриха Бойе помешала этому.
Поэтому, когда Шлегель встретил Филиппа Франца фон Сьеболда, между ними завязалась крепкая дружба и эффективное сотрудничество. Они работали над Fauna Japonica.
Они подписали именем Темминка, благодаря части, посвященной герпетологии, но эту часть он действительно написал.
В 1837 он опубликовал свою работу по физиогномии змей, которая часто считается первой действительно научной попыткой изучения змей, которая была быстро перехвачена другими авторами, включая Андре Мари Константа Думьерила, Габриэля Биброна и Аугуста Думьерила.
Между 1839 и 1844, он написал Саломону Мюллеру в журнал Zoologische Verhandelingen результат научных исследований о природе Индии и Ближнего Востока.
Шлегель был одним из первых орнитологов, который продвигал идею географических перелетов, предложенную географом Фридрихом Фабером, но отрицал, что это происходит благодаря климату. Для Шлегеля географическое распространение перелетов отражало замысел творения и поэтому не могло быть изменено эволюцией.
Когда Темминк рано умер в 1858, Шлегель успешно заведовал музеем после 33 лет работы Темминка. Шлегеля особо интересовала юговосточная Азия и Новая Гвинея. В 1859 он отправляет путешественника и натуралиста, Генриха Агафона Бернштайна на коллекционирования птиц. После смерти Бернштайна этим занимается Герман фон Розенберг.
В это время, он начинает издавать научный журнал Заметки музея Лейдена и обширную 14-томную книгу под названия Музей естественной истории Нидерландов. Он нанимает троих опытных иллюстраторов: Джона Геррарда Келеманса, Йозефа Смита и Йозефа Вульфа.
Конец жизни для Шлегеля был очень тяжелым: его жена умерла в 1864, его ассистент Фридрих Герман Отто Финча покинул музей и направился в Бремен, коллекции Британского музея стали превышать коллекции в Лейдене.
Оказалось, что вся его жизнь была в противостоянии теории эволюции, которая оказалась простой спекуляцией, взгляд поддерживаемый публикациями Йоханна Генриха Бласиуса и Жана Баптиста Кабаниса.
В течение жизни Шлегелем было написано множество книг и монографий. Под руководством Шлегеля работали этнограф и натуралист Отто Финч и художник-анималист Йозеф Вольф. В 1860-е годы Шлегелю привозил образцы птиц такой известный путешественник, как Герман фон Розенберг.
Его сын — синологист Густав Шлегель.
Источник: http://www.muldyr.ru/a/a/shlegel_german
Философский словарь – значение слова Шлегель (schlegel) Фридрих (1772-1829)
– немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. вместе с братом А.В. Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал “Атенеум”.
Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и “томление по бесконечному” предопределили не только содержательное наполнение его работ, но и их форму.
Принципиальная незавершенность, фрагментарность его произведений отражают не только индивидуальные особенности стиля, но и печать романтического движения в целом, его попыток найти новые средства выражения, соответствующие романтическим представлениям о принциальной незавер-шимости всякого творчества. “Пока не найдена единственно истинная система..
, систематический метод остается более или менее разделяющим и обособляющим; бессистемное лирическое философствование по крайней мере не настолько разрушает целостность истины”. Первый период творчества Ш. отмечен сильным влиянием идей И.И. Винкельмана, предопределившим увлечение Ш. античностью, греческой поэзией как “золотым веком” единства, господства объективно-прекрасного.
Современное общество, по мнению Ш., может спасти “эстетическая революция”, очищающее воздействие которой должно вернуть человечество к “объективной красоте” и изначальному единству. Первый шаг к эстетической революции – создание соответствующей эстетической теории, за которое он и берется. В этом контексте он разрабатывает понятия “поэзия”, “классическое”, “романтическое” и др.
Второй период жизнедеятельности Ш. связан с переездом в Йену (1796) и возникновением йенского кружка романтиков, и это время его творческие усилия сконцентрированы на формировании идеала, новой универсальной культуры и соответствующей ей целостной, свободной, универсальной личности, в которой “величие индивидуальности” превышает все ее отдельные дарования и произведения.
Модель отношений между такой универсальной личностью и миром выстраивается Ш. через разработку понятий “ирония”, “рефлексия”, “цинизм”, “либеральность”, “игра”, “остроумие”. Центральным в этом списке является понятие иронии (см. Ирония, Романтизм). Ирония как форма “указания на бесконечность” является у Ш. и онтологическим, и гносеологическим, и творческим принципом.
Ирония – не только творческий прием, но и свидетельство незамкнутости, открытости всякой сущности. “Иронична” природа мира, и потому звания ироника достоин лишь тот человек, “…внутри которого возросло и созрело мироздание”. Эта же тема развивается Ш.
и в теории романтической поэзии (или иначе – “трансцендентальной поэзии”, где осуществляется саморефлексия по поводу самого акта художественного творчества). Роман как самая совершенная, по Ш., поэтическая форма современности, это “соединение двух абсолютов – абсолютной индивидуальности и абсолютной универсальности”. Как многие молодые немецкие философы этого времени, Ш.
пережил увлечение философией Фихте и разочарование в ней, неудовлетворенность противопоставлением умозрения и жизни и внеисторичностью фихтеанской системы. Развитие собственных философских взгляде Ш. во многое конгениально творчеству Шеллинга. Интенции сближения взглядов Фихте и Спинозы, выстраивание целостной философии индивидуальности и универсума порождают учение Ш. о символе.
Символы универсума (индивидуальные формы становящегося мирового целого) постижимы не в понятиях, а в образах, символах или идеях-символах (первопонятиях). В силу этого, именно поэзия, а не философия, в противоположность Шеллингу, реализует целостное видение мира. Весь мир есть поэзия, а человеческое поэтическое творчество воспроизводит ее сущность.
Наиболее продуктивно поэтическое творчество, осуществляющееся как “сотворчество”, ибо человек – это прежде всего высказывающееся, находящееся в ситуации общения Я. Идеал общения-сотворчества созвучен шлегелевской трактовке любви как “жизни жизни”, как того сообщительного импульса, эротического слияния, которое превращает хаос в космос. “Хаос и эрос – лучшее объяснение романтического”.
Но любовь – не только сущность жизни, но и единственно плодотворный путь познания, поскольку для Ш. “всякое конечное я – это только фрагмент изначального пра-я, так что мир предстает как множество конечных производимых я, соотносящихся, общающихся между собой”. Всякая возможность общения между я и пра-я, между я и ты основана на любви. В противовес односторонности рассудочного познания Ш.
делает ядром своей гносеологии понятие “чувство” как единство духовных и душевных способностей человека. Зрелый Ш. трактует искомое единство как единство поэзии, философии и религии и обращает свои взоры на Восток, а именно к культуре Древней Индии как, по Ш., прародине такого единства. Интерес к индийской культуре сменился у Ш.
волной разочарования, но его занятия положили начало немецкой санскритологии и сравнительному языкознанию. На поздних этапах творчества эстетизм Ш. сменяется идеями создания универсально-христианской философии (аналогом может, вероятно, служить шеллинговская идея философии откровения), проговариваемыми Ш. в “Философии жизни” (1828), “Философии истории” (1829) и “Философии языка и слова” (1830).
По Ш., “эстетическое воззрение существенно коренится в духе человека, но в своем исключительном господстве оно становится играющей мечтательностью… Эта мечтательность, это немужественное пантеистическое головокружение, эта игра форм… недостойны великой эпохи и уже неуместны. Познание искусства и чувство природы останутся, пока мы остаемся немцами; но сила и серьезность истины, твердая вера в Бога и в наше призвание должны встать на первое место и вновь вступить в свои старые права…”. В целом, философия Ш. отвечает едкой формуле русского философа Шпета: “романтизм – падавшее христианство” и может быть рассмотрена как попытка, если не предотвратить, то хотя бы задержать падение великой христианской культуры. И.М. Наливайко
Смотреть значение Шлегель (schlegel) Фридрих (1772-1829) в других словарях
Гегель Георг Вильгельм Фридрих — (1770-1831) – немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие – «развитие» – есть характеристика……..
Политический словарь
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) — – выдающийся представитель немецкой классической философии. Гегель разработал фундаментальные принципы развития мировой истории. Среди них: разумность того,……..
Политический словарь
Гельдерлин Фридрих — (1770–1843) – немецкий поэт-романтик. В стихах и гимнах описал сакральный мир, опираясь на греческое мировосприятие Античности и проецируя его на окружающую германскую……..
Политический словарь
Засс Фридрих Николаевич — (ок. 1878 – ?). Социал-демократ. Фельдшер. Член РСДРП с 1894. В конце 1921 жил в Тюменской губ., работал заведующим топливной части ГЗО. Местными чекистами характеризовался как……..
Политический словарь
Лист Фридрих — (1789 – 1846) – немецкий экономист, автор теории «автаркии больших пространств», настаивал на осуществлении «таможенного союза» между Германией, Пруссией и Австрией.
Политический словарь
Ницше Фридрих — (1844–1900) – немецкий философ, принадлежит переломному моменту в истории западной философии и этот самый момент ярче других отражает и представляет. Ницше последовательно……..
Политический словарь
Ратцель (ratzel) Фридрих — – немецкий географ и этнолог “отец” геополитики. Мировоззрение Р., основанное эволюционизме и дарвинизме, окраин но ярко выраженным интересом к биологии. Он рассматривал……..
Политический словарь
Ратцель Фридрих — (1844–1904) – основатель политической географии. Изложил свою концепцию культуры в многотомных исследованиях: «Антропогеография» (1882—1891) и «Народоведение» (1885—1895). Главный……..
Политический словарь
Сперанский Михаил Михайлов (1772-1839) — – русский либеральная мыслитель, государственный деятель, реформатор. Критика неограниченной монархии России основывается на анализе С. теоритической эволюции трех……..
Политический словарь
Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) — – граф, политический мыслитель, теоретик законодательства, государственный и общественный деятель. Оценивая деятельность М.М. Сперанского как идеолога реформ……..
Политический словарь
Фридрих Ii Гогенштауфен — (1194–1250) – германский император, сицилийский и иерусалимский король, активно противостоявший папству в многочисленных войнах. Начал решительную борьбу за объединение……..
Политический словарь
Фридрих Барбаросса Гогенштауфен — (1122–1190) – германский император, активно противостоявший папству. Совершил пять завоевательных походов, возглавил Третий крестовый. При нем средневековая Священная……..
Политический словарь
Хайек Фридрих Август Фон (1899-1992) — – австрийский экономист и политический философ. Лауреат Нобелевской премии в области экономики. В книге Хайека “Дорога к рабству” (1944) генезис тоталитаризма связывался……..
Политический словарь
Хайек Фридрих Фон — (1899–1992) – австрийский философ либерал-консервативного толка, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 года. Развил основные положения политического либерализма,……..
Политический словарь
Хильшер Фридрих — (1902–1990) – немецкий философ-антифашист, участник движения «консервативная революция», работал над воссозданием древнегерманского мировоззрения. Друг еврейского философа……..
Политический словарь
Шеллинг Фридрих Вильгельм — (1775–1854) – немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы диалектики природы как живого организма, диалектически движущейся……..
Политический словарь
Шиллер Фридрих — (1759–1805) – великий немецкий поэт, создавший вместе с Гете классическую школу в немецкой литературе, начал свою поэтическую деятельность в эпоху «бури и натиска». К романтическому……..
Политический словарь
Шлегель Август Вильгельм — (1767–1845) – немецкий историк литературы, критик, переводчик и поэт. Как и его брат Ф. Шлегель, А. Шлегель – ведущий теоретик романтизма, впервые дал систематическое изложение……..
Политический словарь
Шлегель Фридрих — (1772–1829) – немецкий критик, философ культуры, языковед, писатель. Брат А.В. Шлегеля. Ведущий теоретик йенских романтиков (учение о «романтической иронии» и др.). Один из……..
Политический словарь
Юнгер Фридрих Георг — (1898–1977) – писатель, эссеист, брат Эрнста Юнгера, один из предводителей движения «Консервативная Революция», выступал за «поход молодых варварских народов против престарелого……..
Политический словарь
Вайнштейн Альберт Львович (1829-1970) — советский экономист-математик. В 20-е годы работал в области экономической статистики. Разрабатывал вопросы математической статистики, применения математики в экономических……..
Экономический словарь
Визер (wieser) Фридрих (1851-1926) — австрийский экономист, ученик К.Менгера. Министр торговли в правительстве Австро-Венгрии 1917-1918 гг. Развивая один из вариантов теории предельной полезности, выдвинул……..
Экономический словарь
Гюгли, Фридрих (1833-1902) — – представитель швейцарской бухгалтерской мысли. Выдвинул концепцию “константной бухгалтерии”, выражавшую идею синтеза камеральной и двойной бухгалтерии. ……..
Экономический словарь
Кнапп (knapp) Георг Фридрих (1842-1926) — немецкий экономист и статистик. Сочинения по истории аграрных отношений и теории денег. Выдвинул «государственную теорию денег», в которой государству приписывал……..
Экономический словарь
Лист (list) Фридрих (1789-1846) — немецкий экономист. В своем основном сочинении «Национальная система политической экономии» (1841) Лист заявил себя поборником национального единства Германии и превращения……..
Экономический словарь
Ляйтнер, Фридрих — – представитель немецкой бухгалтерской науки конца XIX начала XX вв. Ляйтнер определял счетоводство как “хронологическое изображение неторговых операций, систематическую……..
Экономический словарь
Рикардо (ricardo) Давид (1772-1823) — английский экономист, крупнейший представитель классической школы политической экономии. Дав анализ экономических явлений и процессов, Рикардо сформулировал серию……..
Экономический словарь
Рошер (roscher) Вильгельм Георг Фридрих (1817-1894) — немецкий экономист, основатель исторической школы. Основные работы: «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода»……..
Экономический словарь
Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) — русский государственный деятель, граф. Проекты Сперанского в области денежного обращения, кредита и бюджета содержали следующие предложения: придать государственному……..
Экономический словарь
Фридрих Лист — Friedrich List 1789-1846 Лист родился в маленьком Вюртембергском городке Ройтлингене в семье кожевника. Его отец был зажиточным человеком, а в Германии уже научились ценить людей,……..
Экономический словарь
Посмотреть в Wikipedia статью для Шлегель (schlegel) Фридрих (1772-1829)
Источник: http://slovariki.org/filosofskij-slovar/14433
Шлегель Фридрих
Всемирная история – это всемирный суд. Фридрих Шлегель |
Фридрих Шлегель – немецкий писатель, критик, философ, лингвист. Он и его старший брат — Август Вильгельм — были главными теоретиками йенского романтизма.
В философии Шлегеля выделяют несколько периодов: натурфилософия (с сер. 1790-х гг.), трансцендентальный, или эстетический, идеализм (1800—01), «философия тождества» (до 1804), философия свободы (до 1813), «положительная философия», или «философия откровения» (до конца жизни).
Вместе с братом Шлегель основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал «Атенеум».
Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и «томление по бесконечному» предопределили не только содержательное наполнение его работ, но и их форму.
Принципиальная незавершенность, фрагментарность его произведений отражают не только индивидуальные особенности стиля, но и печать романтического движения в целом, его попыток найти новые средства выражения, соответствующие романтическим представлениям о принциальной незавершимости всякого творчества.
«Пока не найдена единственно истинная система… систематический метод остается более или менее разделяющим и обособляющим; бессистемное лирическое философствование по крайней мере не настолько разрушает целостность истины».
Современное общество, по мнению Шлегеля, может спасти «эстетическая революция», очищающее воздействие которой должно вернуть человечество к «объективной красоте» и изначальному единству.
Эпохальный труд Шлегеля «О языке и мудрости индейцев» (1808) положил начало сравнительно-историческому языкознанию, а также индологии; продолжателем этого дела стал его брат.
Фридрих Шлегель: жизненный путь философа
Фридрих Шлегель родился в Ганновере в 1772 г., по желанию родителей готовился сначала к торговой деятельности, затем в Лейпциге изучал юриспруденцию, наконец принялся за изучение филологии вместе с братом в Геттингене.
Главным предметом его занятий были древние языки и литература. По окончании курса в университете он, поселившись в Дрездене, первое время продолжал заниматься древностями. Увлекаясь сочинениями Винкельмана, объяснившего красоты и значение греческого искусства и изложившего в научной форме его историю, он задумал сделать то же самое для греческой поэзии. В ноябрьской книжке «Берлинского Ежемесячного Журнала» за 1794 г. он поместил статью «О школах греческой поэзии». Здесь впервые Шлегель проявил свою способность к метким и ярким характеристикам.
Изучая древность, Шлегель постоянно обращался взором и к современности. Он желал бы, например, придать немецкой поэзии то же совершенство, которое он находил в греческой. Поэтому он настаивал на необходимости обстоятельного и глубокого изучения древней поэзии. Статья «Об изучении греческой поэзии» (1796 г.) начинается с резких нападок на новую поэзию, находя, что она, в противность древней, имеет искусственное происхождение; греческая же поэзия, в особенности трагедии Софокла, достигла на почве натурализма высшей свободы, красоты, объективности и идеальности. История греческой поэзии есть натуральная история всеобщей поэзии. Отсюда естественный вывод: чтобы достигнуть совершенства греческой поэзии, нужно подражать грекам, но умело, отличая объективное от примеси местного колорита.
Под сильным впечатлением появившихся в 1795 г. «Prolegomena ad Homerun» Вольфа Шлегель написал статьи о гомеровской поэзии под заглавием «Отрывок из статьи о веке греческой поэзии, ее школах и различных видах» (1796 г.). Впоследствии (в 1798 г.) он написал «Историю поэзии греков и римлян», где дает превосходную характеристику эпопей Гомера, Гесиода, Гомеридов и среднего эпоса. В том же 1796 г. Шлегель, по совету Кернера, написал для шиллеровского журнала «Horen» статью «Цезарь и Александр», где дал мастерскую характеристику Цезаря, несколько, впрочем, идеализированную, но вообще не столько излагал факты, сколько философствовал по поводу их. Шиллер отказался напечатать статью, так как стиль ее мало соответствовал его представлению об историческом слоге. Этот случай имел немаловажное значение в литературной деятельности Шлегель, так как после этого он перестал заниматься древностью и изменил свое отношение к Шиллеру.
В 1796 г. он переселился из Дрездена в Йену к брату. Здесь он напечатал в «Германии» Рейхардта рецензию на «Альманах муз» Шиллера, несмотря на протесты Августа Шлегеля. В этой статье он провозглашал Гёте великим поэтом, а Шиллера, напротив, строго критиковал, не только как поэта, но и как человека, намекая при этом на его невоздержность и бурную молодость. Хотя в статье «Об изучении поэзии» он старался загладить дерзкую выходку против Шиллера похвалами ему, но дурное впечатление уже было произведено. Шиллер отвечал на рецензию Шлегеля в целом ряде «Ксений», где осмеивал излишнее пристрастие Шлегеля ко всему греческому. Шлегель в свою очередь поместил в «Германии» статью, полную нападок на Шиллера и его «Horen». Результатом этой полемики был окончательный разрыв Шлегеля с Шиллером.
Шлегель уже в юности изучил диалоги Платона, затем обратился к изучению Канта; наконец, ближайшее знакомство с идеями Фихте оказало на него решительное влияние. С тех пор начинается поворота его от классицизма к романтизму. В 1797 г. в «Литературной Газете» Шлегель поместил рецензию на философский журнал Нитгаммера, а незадолго до того написал рецензию на философский роман Якоби «Вольдемар», одну из наиболее художественных и законченных полемических своих статей. К ней непосредственно примыкает и характеристика Г. Форстера, где он выражает сочувствие прогрессивным республиканским идеям Форстера, называет его классическим и объективным писателем.
В начале 1797 г. Шлегель переехал в Берлин, чтоб быть поближе к редакции «Германии». Здесь он вступил в свободомыслящий кружок, где царило несколько выдающихся по уму и талантам женщин: Рахиль Левин, Генриетта Герц и Доротея Фейт. Шлегель сразу сделался бойцом кружка и вступил в борьбу с представителями старой «просветительной» школы, все еще господствовавшей в Берлине.
В доме Марка Герца он познакомился с Шлейермахером, и знакомство это перешло впоследствии в тесную дружбу. Шлегель переселился в его дом. Близость с Шлейермахером еще более содействовала его увлечению философией. Он задумал теперь содействовать слиянию поэзии с философией, забывая, что произведения Шиллера уже представляли пример гармонического слияния поэзии с философией. В одной из отрывочных заметок он говорит, что система Фихте и «Вильгельм Мейстер» Гёте составляют эпоху в истории человеческого ума. Прежнее увлечение древностью сменяется увлечением новейшей поэзией. Шлегель требует признания равноправности древней и новой поэзии и называет Данте, Шекспира и Гёте «великим трезвучием нового времени».
В Берлине Шлегель познакомился с Тиком, и сближение это имело благотворное влияние на обоих в смысле обогащения новыми идеями и фактами. Под влиянием дружбы с Шлейермахером и знакомства с его философией Фридрих Шлегель написал для 5-й книжки «Атенеума» «Идеи о религии» с сознательным намерением соперничать с другом. Главное содержание этих заметок, облеченных в мистически-туманную форму, — вариации основного положения, что религия — всеоживляющая душа образования, что она, вместе с философией, моралью, поэзией, есть 4-й невидимый элемент его. Он утверждает, что религия есть центр всех сил человеческого ума, а поэзия и философия суть факторы религии. Смешивая религию с поэзией, Шлегель вносит в сферу религии фантастичность и мистицизм. Он требует возрождения всех давно отживших религий, ведет речь о мифологии, мистериях, оргиях; поэтический пантеизм может, по его мнению, привести к истинной католической религии. Тут уже можно найти зародыш позднейшего шлегелевского католицизма. Увлекаясь своими новыми мистическими воззрениями, Шлегель изменил несколько и свои эстетические теории, видя уже центр тяжести человеческого развития не в искусстве, а в религии.
В 1799 г. Фридрих Шлегель выпустил в свет роман «Люцинда», в котором описывал свою молодость и свои отношения к Доротее Фейт (Шлегель), незадолго до того сделавшейся его возлюбленной, а позже ставшей его женой.
В 1799 г. Фридрих Шлегель переселился вместе с Доротеей в Йену и нашёл себе приют у брата. Здесь под влиянием поэтических занятий Августа Шлегеля он также начал заниматься поэзией, причем с увлечением принялся разрабатывать самые трудные размеры.
В 1799—1800 гг. Шлегель написал для «Атенеума» «Разговор о поэзии», представляющий вторичную, более полно и подробно развитую программу тенденций романтической школы.
В 1800 г. Шлегель задумал прочесть в Йенском университете курс лекций по философии. Он был допущен к чтению лекций без строгого экзамена, после одной вступительной лекции. Диспут его на тему «Non critice, sed historice est philosophandum» сопровождался скандалом. Тем не менее он получил учетную степень и объявил курс лекций о трансцендентальной философии. Но лекции его, наполненные лишь парадоксами и полемикой, привлекали все меньше и меньше слушателей, и он с трудом дочитал до конца года.
В 1802 г. Фридрих Шлегель вместе с братом был в Дрездене, где изучал сокровища местной галереи. Оттуда он переселился вместе с Доротеей Фейт в Париж, где посвятил себя изучению персидской и индийской словесности и начал издавать журнал «Европа». В этом журнале он поместил, между прочим, статью «Литература», где делил поэзию на экзотерическую и эзотерическую; к последней он относил дидактические и аллегорико-мифологические произведения. Новый журнал отличался гораздо более умеренным духом, чем «Атенеум», и Фридрих Шлегель отказался от своей прежней резкости в суждениях и от большинства своих ранних революционных идей. В 1804 г. он вступил в законный брак с Доротеей Фейт, которая незадолго перед тем приняла христианство. Из Парижа они переселились, по приглашению братьев Буассере, в Кельн, где Фридрих Шлегель читал лекции по философии.
В 1808 г. Шлегель принял католицизм. В этом же году вышло в свет его сочинение «О языке и мудрости индийцев», имевшее значение для сравнительного языкознания. В 1808 г. Шлегель переселился в Вену, где в марте 1809 г. он получил место секретаря при императорской придворной и государственной канцелярии. В 1809 г. он в высокопарных прокламациях предсказывал возвышение Австрии и редактировал «Австрийскую Газету». После печального для Австрии мира 1809 г. он впал в покорность судьбе, и пессимизм и начал все более и более сближаться с господствующей церковью. В 1812 г. он читал в Вене лекции по истории древней и новой литературы. В них не было и следа прежнего энтузиазма Шлегеля и смелости суждений. Литература рассматривалась здесь в связи с философией и религией, причем оценка произведений делается с чисто религиозной точки зрения; следует отметить также его пристрастие к Востоку. Все же и здесь можно встретить немало остроумных мыслей и интересных обобщений.
В 1814 г. он был сделан кавалером папского ордена Христа. В 1819 г. был с Меттернихом в Италии. Вернувшись в Вену, Фридрих Шлегель вновь посвятил себя литературным трудам. Из убежденного новатора и прогрессиста он постепенно сделался одним из деятелей реакции, наступившей после наполеоновского режима. В 1827 г. он читал в Вене лекции по философии истории, а осенью 1828 г. начал в Дрездене курс лекций по философии языка и слова, прерванный его внезапной смертью 12 января 1829 г.
Источники:
http://ru.wikipedia.org
http://slovari.yandex.ru
Источник: http://www.classs.ru/persons/writers/schlegel