Краткая биография синявский

Писатель Андрей Синявский: биография, творчество и интересные факты :

Андрей Синявский, российский диссидент и писатель, чье заключение в 1960-е годы ознаменовало окончание либерального периода после смерти Сталина, скончался 25 февраля 1997 г. в своем доме в парижском пригороде Фонтене-o-Роз. Ему был 71 год. Во Францию он эмигрировал ​​в 1973-м. По словам его сына Егора, причиной смерти был рак.

Пионер диссидентского движения

Имя Синявского впервые стало известно на Западе в 1965 году, когда его арестовали и судили вместе с другим писателем-диссидентом Юлием Даниэлем за публикацию «антисоветских» произведений.

Он провел 6 лет в трудовом лагере под городком Потьма в Мордовии, в 460 км на юго-восток от Москвы.

Обратите внимание

Суд дал начало диссидентскому движению среди писателей и интеллектуалов, в число которых, в частности, входили в 1970-х годах Александр Солженицын и в 1980-х Андрей Сахаров.

В конце 1950-х и начале 1960-х годов Андрей Синявский книги во Франции уже публиковал. Тогда он печатался под псевдонимом Абрам Терц. Власти связали острые сатирические романы и рассказы с Синявским, и он был арестован. Тем не менее, его самые известные книги – «Голос из хора» и «Спокойной ночи!» – были написаны во время его долгого вынужденного изгнания.

Андрей Синявский: биография

Рожденный 8 октября 1925 года в Москве, во время Второй мировой он воевал рядовым в рядах Красной Армии, остался жив, а в 1949 г.

, отмеченном новой волной арестов и строгой цензуры в искусстве и литературе, завершил свое литературоведческое образование в Московском госуниверситете диссертацией о русском писателе Максиме Горьком.

Некоторое время он работал в своей альма-матер, пока не перешел в Институт мировой литературы им. Горького, в котором царила советская литературная элита.

Арест отца Андрея Синявского в период сталинских чисток в 1951 году разочаровал его в советской системе и побудил начать писать романы, статьи и эссе об Ахматовой, Бабеле, Горьком и Пастернаке. Через 3 года после смерти Сталина в 1953 г.

, во время так называемой хрущевской «оттепели», когда появилась надежда на либерализацию страны, вышла его статья под названием «Что такое социалистический реализм?» Она была написана вопреки цензуре и стала сенсационной в столичных литературных кругах и среди читающей публики.

Это побудило Синявского и его друга Юлия Даниеля, который был на 3 недели младше его, писать книги и рассказы, которые они отправляли во Францию ​​через женщину, работавшую во французском посольстве в Москве.

В 1958 году он потерял работу преподавателя Института филологии после публичной защиты Бориса Пастернака, но продолжил читать лекции в Институте мировой литературы Академии наук.

Публикации за рубежом

В Москве Андрей Синявский публиковал литературную критику в «Новом мире», но свои художественные произведения, в частности, «Квартиранты» (1959) и «Любимов» (1962), задолго до публикаций Солженицына печатал за границей под именем Абрама Терца.

Юлий Даниэль же пользовался псевдонимом Николай Аржак. «Абрам Терц был диссидентом, а не я, – вспоминал Синявский в интервью в 1989 г. – Я был либеральным литератором с несколькими относительно небольшими осложнениями в моей профессиональной жизни».

Важно

В одном своем эссе, опубликованном за рубежом, он говорил о рискованности не писать в соответствии с правительственными правилами. «Литература стала запретной и опасной территорией, что делает ее гораздо более привлекательной, своего рода игрой с удвоенной остротой или приключением, которое само по себе воплощает интригу увлекательного романа».

В течение нескольких лет российские и западные литературные круги были заинтригованы резко сатирическим антисталинистским «Фантастическим миром Абрама Терца, за которым последовал рассказ «Суд идет», где он описывал сталинские методы преследования людей, которые в полной мере соответствовали словам Ленина о том, что цель оправдывает средства. В конце концов КГБ в Париже, у которого везде и повсюду были свои люди, установил, кем действительно являются авторы нашумевших произведений.

Арест

Эта игра закончилась арестом Синявского и Даниэля 8 сентября 1965 года и приговором их к 8 и 5 годам трудовых лагерей. Официально они были объявлены «предателями», которые за доллары продались Западу.

Но русские литературные круги точно знали, что в действительности раздражало советский истеблишмент: Синявский, будучи русским, взял еврейский псевдоним, а Даниэль, который был евреем, взял себе русское имя.

Эту пару называли «агентами международного сионизма», поскольку они бросили вызов всей политической системе СССР.

Травля

Юлий Даниэль и Андрей Синявский, книги, творчество и биография которых привлекли внимание всего мира, сполна ощутили на себе давление системы. Судилище напомнило о расправах 1930-х годов. Речи правительственных писателей со стороны обвинения транслировались через громкоговорители на улицы Москвы, а выступления защиты замалчивались.

Одинокие голоса Лидии Чуковской, Александра Гинзбурга (который опубликовал в самиздате «Белую книгу») и Константина Паустовского утонули в хоре атак в советской печати.

В еженедельнике «Литературная газета», который был рупором лояльных к правительству литераторов, печатались статьи Михаила Шолохова и ему подобных, требовавших приговорить писателей к смертной казни.

Приговор

На фоне протестов выдающихся литературных деятелей, левых интеллектуалов и даже представителей западных коммунистов Синявский был приговорен к 7 годам тяжелых работ в лагере, а Даниэль – к 5-и. Весь процесс хорошо задокументирован мировой прессой.

В трудовом лагере близ небольшого городка Потьма в Мордовии, примерно в 460 км на юго-восток от Москвы, Синявский продолжал заниматься литературным творчеством. Его переписка с женой была опубликована в 1973 г. в Лондоне в книге «Голос из хора», а затем появилась в других странах Запада. Писатель был освобожден 8 июня 1971 года.

Андрей Синявский: биография и книги в эмиграции

Знаменитый диссидент так и не смог найти работу, все еще преследуемый своим псевдонимом. По словам самого Синявского, после освобождения Терц продолжал писать, и он пришел к выводу, что не может просто убить его.

Поэтому перед ним стоял выбор выехать за границу или снова оказаться в трудовом лагере.

Советские власти были согласны выпустить его, но не знали, как это устроить: хотя Терц был еврейским псевдонимом, а евреям эмигрировать разрешалось, Андрей Синявский евреем не являлся.

По словам писателя, в конце концов они побудили его принять приглашение читать лекции в Сорбонне. В 1973 году писатель покинул Москву со своей женой Марией Розановой-Синявской и единственным ребенком, сыном Егором. «Когда я уходил, я уходил навсегда, – сказал он много лет спустя. – В любом случае, для писателя важно не то, где его тело, а где его душа».

Сборник философских и литературных размышлений «Голос из хора», составленных в форме писем из лагеря жене, вскоре был опубликован во Франции, а в 1976 году – в Соединенных Штатах.

Рассматривая произведение в «Книжном обзоре Нью-Йорк Таймс», Ян Котт сказал, что произведение читается «как тысяча романов, вплетенных в один». И эта книга, и его автобиографический роман «Спокойной ночи!», опубликованный во Франции в 1984 г. и в Соединенных Штатах в 1989 г.

, были подписаны «Абрам Терц (Андрей Синявский)» из-за их мощного политического содержания.

Совет

Другие книги, изданные в Европе, но еще не в Соединенных Штатах, носили его настоящее имя, среди которых «Советская цивилизация» и «Иван-дурак» – исследование роли деревенского идиота в русском фольклоре.

Но в изгнании его статус знаменитости быстро потерял свой блеск. Две основные книги, которые написал Андрей Синявский, – «Прогулки с Пушкиным» (1975) и «В тени Гоголя» (1976) – были спорными и даже получили враждебный прием у русских, живущих за рубежом.

«Синтаксис»

Почувствовав себя невостребованным, в конце 1970-х годов Синявский со своей женой, которая всегда была его движущей силой, основал и начал печатать в своем собственном небольшом издательстве литературный журнал «Синтаксис», в котором он публиковал свои статьи и произведения коллег-писателей. Он вернулся в Москву при перестройке Горбачева в 1988 году, когда умер его друг Юлий Даниэль, но даже после распада Советского Союза в 1991 г. у него не возникло желания покинуть Францию.

Критик постсоветской России

Синявский жил в пригороде Парижа, который всегда оставался центром русской диссидентской жизни. Находясь в изгнании, он преподавал русскую литературу в Парижском университете, вместе с женой редактировал свой литературный журнал.

В 1993 году в статье в британской газете писатель Андрей Синявский выразил беспокойство в связи с экономическими трудностями и коррупцией в России.

Он также жаловался, что вместо того, чтобы противостоять президенту Борису Ельцину, его коллеги, российские интеллектуалы, приветствовали назначение сильного лидера и снова призывают к принятию решительных мер. Он добавил пессимистично: «Мы все это видели раньше. Так начиналось советское правление».

Источник: https://www.syl.ru/article/331550/pisatel-andrey-sinyavskiy-biografiya-tvorchestvo-i-interesnyie-faktyi

Биография Тамары Синявской

Синявская Тамара Ильинична (р. 1943) – российская оперная певица, обладает мощным драматическим меццо-сопрано. В 1980 году стала Лауреатом премии Ленинского комсомола, с 1982 года – Народная артистка Советского Союза. Преподаватель в ГИТИСе на факультете музыкального театра.

Детские годы

Тамара родилась в Москве 6 июля 1943 года.

Удивительный голос ей достался по наследству от мамы, которая в молодости замечательно пела. Девочка стала подражать маме уже с трёх лет, и особенно маленькой Томе нравилось петь в парадных подъездов.

В старых домах подъезды были с мраморными полами, высокими потолками, резными перилами на лестницах и с хорошей акустикой. Звучание голоса ей казалось здесь таким красивым, как в храме.

Малышка заходила в один из подъездов, становилась посередине парадной и начинала громко петь.

Так она горланила, пока кто-нибудь из жильцов не открывал дверь и не спрашивал громко на весь подъезд: «Кто тут поёт?» И тогда девочка покидала свою «сцену» и переходила в другой подъезд. За день она обходила все подъезды в своём и в соседних домах по улице Мархлевского.

Привычка с детства осталась до сих пор, когда Тамара Ильинична заходит в незнакомый подъезд, она тихонько опробует в нём свой голос.

Маленькая девочка уже с детских лет понимала, что раз она так хорошо поёт, то должна быть у певицы своя публика. Так она начала давать концерты во дворе для ребят.

Соседи просили девочку петь потише и советовали её маме, отдать дочку в Дом пионеров.

Школьные годы

Мама и сама видела, что малышка растёт творческой натурой. Но помимо пения Тамаре ещё очень сильно нравилось танцевать. Поэтому её записали в знаменитый детский коллектив – ансамбль песни и пляски, которым руководил Локтев В. С.

Когда Синявской было десять лет, её перевели в хоровой коллектив ансамбля.

Здесь девочка занималась восемь лет, получила превосходный музыкально-сценический опыт, ведь ансамбль становился непременным участником всех правительственных концертов. Тамара по-настоящему научилась чувствовать сцену, перестала бояться публики и даже побывала в своей первой зарубежной командировке в Чехословакии.

Пение и танцы Синявскую увлекали, но свою будущую жизнь она мечтала связать с медициной. В доме, где прошло детство Тамары, на втором этаже располагалась поликлиника. Девочке нравилось заходить туда и нюхать, до сих пор помнит этот запах чистоты, белых халатов и эфира.

Обратите внимание

Дома она завела настоящую медицинскую картотеку, куда придумывала и записывала «истории болезней» своих друзей, ставила на них подпись «врач Синявская». Сама Тамара Ильинична говорит, что, если бы она не связала свою судьбу с музыкой, скорее всего, из неё получился бы хороший врач.

Будучи подростком, Тамара, как и многие девчонки её возраста, влюбилась в кино. По несколько раз они бегали с подружками в кинотеатр на «Кубанских казаков» или «Дом, в котором я живу». Песни из этих фильмов она выучила наизусть и часто напевала вслух.

А потом Тома увидела Лолиту Торрес, и поняла: она хочет так же, как эта великая женщина, петь, играть на сцене и быть красавицей. С этих пор она пела и репетировала дома только перед зеркалом, наблюдая каждый свой шаг и жест.

Ещё одним сильным увлечением Тамары были зимние виды спорта, она обожала лыжи и коньки. Как только открывались в столице катки, Синявская непременно была в числе первых посетительниц.

Читайте также:  Сочинения об авторе сэлинджер

Музыкальное образование

К моменту окончания школы Тамара чётко определилась с выбором дальнейшего жизненного пути. Девушка хотела поступать учиться на драматическую актрису. Но руководитель ансамбля песни и пляски В. С. Локтев посоветовал Синявской продолжить обучение в музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени Чайковского.

В этом учебном заведении у неё были прекрасные учителя, которым она благодарна всю жизнь, – Маркова Л. М. и Померанцева О. П. А одна преподавательница разрешала студентам подрабатывать в Государственном академическом Малом театре, выступая в хоре.

Синявская такой возможностью воспользовалась и с удовольствием пела в театре. К тому же это был хороший шанс немного подправить семейное материальное положение, ведь жили Тамара с мамой очень скоромно, а за один спектакль платили пять рублей.

Певица помнит, как один раз, получив зарплату за выступление, купила в «Елисеевском» гастрономе целый килограмм севрюги.

Подработка в Малом театре стала неплохой актёрской школой для Тамары, ведь здесь ей удавалось пообщаться с корифеями театральной сцены.

Молоденькую певицу восприняли в театре тепло, обратили внимание на то, что девушка талантлива, а одна пожилая актриса даже презентовала Синявской клавир оперы «Самсон и Далила».

По вечерам Тамара выступала на театральной сцене, а остальное время посвящала занятиям музыкой. Начинала петь в спектакле «Живой труп» с цыганским хором, а спустя некоторое время яркая молодая певица уже солировала в контатах С.

Важно

Прокофьева «Александр Невский» и П. Чайковского «Москва». Её преподавательница Померанцева О. П.

вспоминала Синявскую как очень трудолюбивую, старательную и интересную студентку, было сразу видно, что у этой девушки большое творческое будущее.

В 1964 году Тамара окончила обучение. Выпускной экзамен она сдала на «пять с плюсом», что в училище бывало крайне редко и считалось исключительным случаем. Педагоги посоветовали Синявской пойти на прослушивание в Большой театр (там набирали стажёрскую группу), они были уверены, что с такими вокальными данными девушку обязательно примут.

Большой театр

В комиссии собрался высший свет советской музыки – Борис Покровский, Ирина Архипова, Галина Вишневская, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский.

Несмотря на то, что Тамара была очень юной и не имела консерваторского образования, впечатление на комиссию она произвела сильное, и девушку приняли в группу стажёров.

А уже через год она вошла в основную труппу Большого театра, где солировала почти сорок лет.

Одновременно с работой в театре Синявская продолжила получать образование: она поступила в ГИТИС, где обучалась по классу пения у знаменитого педагога-вокалиста, профессора Доры Борисовны Белявской.

Тамара пришла в большой театр, будучи совсем молоденькой девушкой.

Ей было чуть больше двадцати лет, она – наивная и доверчивая, влюблённая в сцену и ко всем доброжелательно настроенная девчонка. Из-за её юности старожилы Большого театра даже не восприняли Синявскую как соперницу.

О славе у неё мыслей не возникало, ведь на тот момент в театре работало столько знаменитостей, что Синявская считала за счастье выходить с ними на одну сцену. Тогда она ставила перед собой одну-единственную цель – статусу солистки Большого театра полностью соответствовать и продолжать обучаться у великих оперных певцов, которые находятся рядом с ней.

Её первым персонажем на сцене Большого театра стал паж в опере «Риголетто» Дж. Верди. Мужская роль Синявской удалась превосходно, и театральные руководители решили, что её голос и внешние данные замечательно подходят для ролей травести.

Совет

Однако вскоре получилось так, что основа театральной труппы отправилась гастролировать в Милан, а для столичной постановки оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» срочно потребовалась исполнительница партии Ольги. Решили доверить эту роль Синявской и не прогадали.

Её обаяние, редкий по красоте звучания и тембру голос, сценическая внешность привели в восторг и коллег, и критиков, и зрителей. Её партнёром был потрясающий тенор Виргилиус Норейко. А знаменитый певец оперы Сергей Лемешев сказал тогда, что за свои 70 лет он впервые увидел на сцене настоящую пушкинскую Ольгу.

Тамара имела поразительную трудоспособность. За годы, проведённые в Большом театре, она спела несколько десятков партий, многие из которых пополнили летопись отечественной оперной музыки:

  • в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова – Дуняша и Любаша;
  • в «Садко» Н. Римского-Корсакова – Любава;
  • в «Травиате» Дж. Верди – Флора;
  • в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова – Надежда;
  • в «Войне и мире» С. Прокофьева – Соня, цыганка Матрёша, Элен Безухова, Мавра Кузьминична;
  • в «Иване Сусанине» М. Глинки – Ваня;
  • в «Пиковой даме» П. Чайковского – Полина;
  • в «Борисе Годунове» М. Мусоргского – Фёдор;
  • в «Руслане и Людмиле» М. Глинки – Ратмир;
  • в «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини – Кэт;
  • в «Князе Игоре» А. Бородина – Кончаковна;
  • в «Кармен» Ж. Бизе – Кармен.

А после конкурсного фестиваля имени П. И. Чайковского, который транслировался по радио и телевидению на всю страну, Тамара стала знаменитой. Шёл 1970 год, мощнейший конкурс с сильным составом жюри.

Кроме знаменитостей Советского Союза (Ирина Архипова, Марк Рейзен, Мария Максакова, Иван Петров) приехали вокалисты из-за границы – Тито Гобби и Мария Калллас. Зарубежные гости единодушно отдали свои голоса Тамаре Синявской, тогда она разделила золотую награду с Еленой Образцовой.

Этот конкурс стал толчком к всесоюзной известности, но Тамара не из тех людей, кому нужна слава, она всегда старалась не ощущать свою знаменитость. Певица и артистка чувствовала себя таковой только на сцене Большого театра, а в жизни она довольно скромная женщина.

Её с детства учила мама, что пережить успех порой гораздо сложнее, чем его достичь. У Тамары есть одно из жизненных правил, которого она всегда придерживалась: «Чтобы корона не сильно давила голову, надо оценивать себя адекватно».

Однажды оперная дива Елена Образцова сказала Тамаре: «Если б мне такой голос, как у тебя, в моих ногах валялся бы весь мир». Но Синявской весь мир оказался ненужным, она слишком сильно любила свой театр. Были у неё и приглашения, и возможности выступать на самых лучших мировых сценах, но это не являлось главным в жизни Тамары.

Важнее для неё было работать в любимом театре, певица всегда считала его самым лучшим в мире. А с труппой Большого театра Синявская и так объездила весь мир.

Тамара любит и французскую, и итальянскую оперную музыку, но сердце её принадлежит русской опере. С ней певице легко и комфортно, в ней она живёт и растворяется без остатка, потому что это её – родное.

Обратите внимание

За свои творческие заслуги Синявская получала множество премий и званий, имеет награды – орден Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» VI степени, «Знак Почёта».

В 2003 году Тамара добровольно ушла из театра. Она предпочла сделать это, как говорил её супруг Муслим Магомаев, чуть раньше, чем положено.

Пусть лучше поклонники думают: «Отчего Синявская так рано оставила сцену?», чем они будут обсуждать: «Как? Она до сих пор ещё поёт? Ну, сколько можно?» К тому же так совпало, что её родной Большой театр закрылся на ремонт, а петь на других сценах она не сочла для себя возможным.

После театральной карьеры Тамара Ильинична занялась преподавательской деятельностью, она заведует вольной кафедрой в ГИТИСе, имеет звание профессора.

Личная жизнь

Тамара Синявская и Муслим Магомаев. Они как будто долго бродили по миру в поисках друг друга. Он – невероятный красавец с восточной кровью и райским голосом.

Миллионы женщин его боготворили, сходили с ума, ждали после концертов, чтобы просто прикоснуться к кумиру. У него была бурная личная жизнь, множество любовных романов, но всё до той минуты, пока он не встретил Тамару.

После их знакомства все женщины мира перестали для Муслима существовать.

Их познакомили в 1972 году, это произошло в столице Азербайджана, Баку, куда оба были приглашены в качестве почётных гостей на декаду русского искусства.

Их представил друг другу поэт Роберт Рождественский. Магомаев протянул руку и застенчиво сказал: «Муслим». На что Тамара с улыбкой ответила: «Вам можно не представляться. Вас весь Советский Союз знает».

Так начался их любовный роман длиною в 35 лет.

Правда, вскоре после знакомства им пришлось расстаться почти на год, потому что Тамаре надо было уезжать стажироваться в Италию. Но когда она вернулась в 1974 году, они сразу же поженились. Это был замечательный, яркий, неразлучный, семейный дуэт.

В 2008 году Муслима не стало. Скоро уже десять лет, а Тамара никак не может прийти в себя, в кабинете мужа так и лежит открытая пачка сигарет, которую он не успел докурить. Муслим снится ей каждую ночь, а на утро всё время кажется, что сейчас он зайдёт и попросит сделать чашечку кофе…

Источник: https://stories-of-success.ru/tamary-sinyavskoi

Андрей Синявский

Андре́й Дона́тович Синя́вский — русский литературовед, писатель, литературный критик, политзаключенный.
Литературный псевдоним — Абра́м Терц

Важно

Андрей Синявский родился в Москве в семье дворянина и левого эсера, не чуждого литературным интересам, Доната Евгеньевича Синявского.

С началом Отечественной войны семья эвакуировалась в Сызрань, где Синявский в 1943 г. окончил школу и в том же году был призван в армию. Служил радиотехником на аэродроме.

В 1945 г. поступил на заочное отделение филологического факультета МГУ, после демобилизации в 1946 г. перешел на дневное. Участвовал в спецсеминаре, посвященном творчеству Маяковского. Окончил университет в 1949 г.

Работал в Институте мировой литературы,…

Андре́й Дона́тович Синя́вский — русский литературовед, писатель, литературный критик, политзаключенный.
Литературный псевдоним — Абра́м Терц

Важно

Андрей Синявский родился в Москве в семье дворянина и левого эсера, не чуждого литературным интересам, Доната Евгеньевича Синявского.

С началом Отечественной войны семья эвакуировалась в Сызрань, где Синявский в 1943 г. окончил школу и в том же году был призван в армию. Служил радиотехником на аэродроме.

В 1945 г. поступил на заочное отделение филологического факультета МГУ, после демобилизации в 1946 г. перешел на дневное. Участвовал в спецсеминаре, посвященном творчеству Маяковского. Окончил университет в 1949 г.

Работал в Институте мировой литературы, преподавал в МГУ на факультете журналистики и в Школе-студии МХАТ.

Синявский был одним из ведущих литературных критиков журнала «Новый мир», главным редактором которого являлся Александр Твардовский. В начале 1960-х годов журнал считался наиболее либеральным в СССР.

Синявский — автор литературоведческих работ о творчестве М. Горького, Б. Пастернака, И. Бабеля, А. Ахматовой. С 1955 года начал писать прозаические произведения.

В тогдашнем СССР, в связи с цензурой, его произведения не могли быть напечатаны, и Синявский до своей эмиграции издавал их на Западе под псевдонимом Абрам Терц. Были напечатаны роман «Суд идёт» и повесть «Любимов», вошедшие в сборник прозы “Фантастический мир Абрама Терца”, а также статья «Что такое социалистический реализм?», в которой едко высмеивалась советская литература.

Осенью 1965 года Синявский был арестован вместе с Ю. Даниэлем по обвинению в антисоветской пропаганде и агитации. В феврале 1966 года осуждён Верховным Cудом на семь лет колонии.

Совет

Суд над писателями, известный как «Процесс Синявского-Даниэля» сопровождался тенденциозным освещением в печати и был задуман как пропагандистское шоу с разоблачениями и покаяниями, однако ни Синявский, ни Даниэль не признали себя виновными.

Многие писатели распространяли открытые письма в поддержку Даниэля и Синявского. Процесс Синявского и Даниэля связывают с началом второго периода демократического (диссидентского) движения в СССР.

В поддержку Синявского и Даниэля выступали литературовед В.Иванов, критики И. Роднянская и Ю.Буртин, поэт-переводчик А. Якобсон, искусствоведы Ю. Герчук и И. Голомшток, художник-реставратор Н. Кишилов, научный сотрудник АН СССР В. Меникер, писатели Л.

Копелев, Л. Чуковская, В. Корнилов, К. Паустовский.

В колонии Синявский работал грузчиком.

8 июня 1971 года был освобождён досрочно.

Вскоре после освобождения в 1973 году поехал по приглашению Сорбонны на работу во Францию.

С 1973 года — профессор русской литературы в Сорбонне.

В эмиграции Андрей Синявский написал: «Опавшие листья В. В. Розанова», автобиографический роман «Спокойной ночи», «Иван-дурак».

Издавал совместно со своей женой Марией Васильевной Розановой с 1978 года журнал «Синтаксис».

Читайте также:  Краткая биография башлачев

Скончался 25 февраля 1997 года, похоронен в Фонтене-о-Роз под Парижем.

источник: Википедия

Источник: https://www.livelib.ru/author/26973-andrej-sinyavskij

Тамара Ильинична Синявская

Тамара Синявская Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Тамара Ильинична Синявская — российская[en] певица (меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР[en] (1982). Жена народного артиста СССР Муслима Магометовича Магомаева. Знак зодиака — Рак.

С 1964 в Большом театре. Гран-при на Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия, 1969), 1-я премия на Международном конкурсе имени Чайковского (1970).

Татьяна Синявская родилась 6 июля 1943 года в Москве, в рабочей семье. В шестилетнем возрасте она поступила в группу балета Ансамбля песни и пляски, которым руководил В. С. Локтев (ансамбль располагался во Дворце пионеров на улице Стопани, а Тамара жила неподалеку – на улице Мархлевского). В 1953 году перешла в хор ансамбля.

Поступив в музыкальное училище при Московской консерватории по классу пения, Синявская перешла в «засценный» хор Малого театра, чтобы хоть как-то поддержать маму, которая одна содержала семью (мама получала 30 рублей в месяц, Тамаре платили 28 рублей стипендии в училище и чуть больше в театре)». Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. Кумиры всех поколений. – М.

: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 31.

Годы учебы

Тамара Синявская в детстве танцевала в группе балета Ансамбля песни и пляски В. А. Локтева. Затем пела в хоре Ансамбля.

Окончила Музыкальное училище при Московской государственной консерватории (педагоги – Л. М. Маркова, О. П. Померанцева). Пела в хоре Малого театра.

Окончила Государственный институт театрального искусства (ныне – РАТИ) – факультет актеров музыкальной комедии (класс Д. Б. Белявской).

В Большом театре

В 1964 выдержала конкурс в стажерскую группу оперы Большого театра. Тамара Синявская впервые вышла на сцену в роли Пажа («Риголетто» Джузеппе Верди). С 1965 – солистка Большого театра. Первая большая партия – Ольга («Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского).

В репертуаре певицы партии: Ваня («Иван Сусанин») и Ратмир («Руслан и Людмила») в операх Михаила Ивановича Глинки, Марфа («Хованщина») и Марина Мнишек («Борис Годунов») в операх Модеста Петровича Мусоргского, Любава («Садко») и Любаша («Царская невеста») в операхОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.

Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др.

Николай Римского-Корсакова, Кончаковна («Князь Игорь» Александра Бородина), Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Верди, Кармен в одноименной опере Ж. Бизе и др. Синявская была первой исполнительницей на русской сцене партии Бланш в опере Сергея Прокофьева «Игрок» (1974).

Выступления за рубежом

В 1973-194 годах Тамара Ильинична Синявская стажировалась в знаменитом оперном театре «Ла Скала» в Милане. Много выступает за рубежом.

Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Римского-Корсакова — Париж, концертное исполнение; Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Верди, а также Кармен – в Турции.

В Германии с большим успехом пела произведения Рихарда Вагнера, в Венской опере была участницей постановки оперы «Война и мир» Прокофьева (партия Ахросимовой).

Особенности голоса и исполнительской манеры

Выдающаяся представительница русской вокальной школы, наследница традиций великих русских меццо-сопрано – Н. А. Обуховой, М. П. Максаковой.

Огромный диапазон, обволакивающее, исполненное чувственности звучание низких нот, «бархатный» тембр, позволяют назвать голос Тамары Синявской уникальным, истинно русским контральто. Благородный, сильный, ровный во всех регистрах голос.

Исполнительскую манеру певицы отличает высокая музыкальная культура, виртуозная вокальная техника, яркий сценический темперамент. Подлинной вершиной творчества Синявской стала Любаша в «Царской невесте».

Концертная деятельность

Тамара Ильинична ведет обширную концертную деятельность. В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения Прокофьева, Чайковского, «Испанский цикл» М.

Де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Интересно выступала в жанре вокального дуэта с мужем Муслимом Магомаевым.

Необыкновенно популярны в ее исполнении народные и эстрадные песни. (М. В. Пескова)

Награды и звания

  • Орден Трудового Красного Знамени (1971 год);
  • Заслуженная артистка РСФСР (1973 год);
  • Народная артистка РСФСР (1976 год);
  • Орден «Знак Почёта» (1980);
  • Народная артистка СССР (1982 год);
  • Орден Почёта (22 марта 2001 года) — за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства;
  • Народная артистка Азербайджана (10 сентября 2002) — за заслуги в развитии азербайджанского оперного искусства и укреплении культурных связей между Азербайджаном и Россией;
  • Орден «Слава» (Азербайджан, 5 июля 2003 года) — за заслуги в укреплении российско-азербайджанских культурных отношений;
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 февраля 2006) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
  • Орден «Дружба» (Азербайджан, 4 июля 2013) — за заслуги в области популяризации культуры Азербайджана;

Премии

  • I премия IX Международного фестиваля молодёжи и студентов в Софии (1968);
  • Гран-при и специальная премия за лучшее исполнение романса на XII Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия) (1969);
  • I премия IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1970);
  • Премия Московского комсомола (1970);
  • Премия Ленинского комсомола (1980) — за высокое исполнительское мастерство;
  • Премия Фонда Ирины Архиповой (2004);
  • Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры (23 декабря 2013) — за создание Фонда культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева.

Репертуар Тамары Синявской

Песни

Черноглазая казачка подковала мне коня
Сирень (Сергей Васильевич Рахманинов)
Катюша (М. Блатнер – М. Исаковский)
Ноктюрн (в честь Синявской, гимн любви[en] на расстоянии), исполняет Магомаев

В репертуар Тамары Ильиничны в Большом театре вошли следующие партии:

  • Паж («Риголетто» Дж. Верди);
  • Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова);
  • Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского);
  • Флора («Травиата» Дж. Верди);
  • Наташа, Графиня («Октябрь» Вано Ильич Мурадели);
  • Цыганка Матреша, Мавра Кузьминична, Соня, Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева);
  • Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки);
  • Оберон («Сон в летнюю ночь» Эдварда Бенджамина Бриттена);
  • Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина);
  • Полина («Пиковая дама» П. Чайковского);
  • Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова);
  • Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини);
  • Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского);
  • Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки);
  • Жена комиссара («Неизвестный солдат» К. Молчанова);
  • Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова);
  • Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева);
  • Надежда («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова);
  • Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова);
  • Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского);
  • Мадемуазель Бланш («Игрок» С. Прокофьева) — первая исполнительница в России;
  • Женя Комелькова («Зори здесь тихие» К. Молчанова);
  • Княгиня («Русалка» Александра Сергеевича Даргомыжского);
  • Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского);
  • Кармен («Кармен» Ж. Бизе);
  • Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди);
  • Марфа («Хованщина» М. Мусоргского);
  • Азучена («Трубадур» Дж. Верди);
  • Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева);
  • Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова).

Дискография

  • «Борис Годунов» М. Мусоргского — Марина Мнишек, дирижёр Александр Лазарев, Castle Vision;
  • «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакого — Любаша, дирижёр Фуат Мансуров, 1973 г.;
  • «Евгений Онегин» П. Чайковского — Ольга: дирижёр Мстислав Леопольдович Ростропович, Chant du Monde, 1970 г.; дирижёр Марк Эрмлер, Olympia, 1977 г.;
  • «Иван Сусанин» М. Глинки — Ваня, дирижёр Марк Эрмлер, 1979 г.;
  • «Князь Игорь» А. Бородин — Кончаковна, дирижёр Марк Эрмлер, 1986 г.;
  • «Цикл песен на стихи Марины Цветаевой», 1989 г.;
  • «Иван Грозный» С. Прокофьева, дирижёр Мстислав Ростропович, 1993 г.;
  • «Еврейский цикл» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, дирижёр Михаил Юровский, Capriccio, 1999 г.;

Источник: https://to-name.ru/biography/tamara-sinjavskaja.htm

СИНЯВСКИЙ, АНДРЕЙ ДОНАТОВИЧ

СИНЯВСКИЙ, АНДРЕЙ ДОНАТОВИЧ (псевдоним Абрам Терц) (1925–1997) – писатель, литературовед, критик, публицист.

Родился 8 октября 1925 в Москве, его отец, дворянин был профессиональным революционером, левым эсером, впоследствии лояльно относившимся к советской власти. Помимо революции у отца была и другая страсть – литература. В 1920-е один из его романов был напечатан.

Успех не повторился, но до конца жизни он продолжал предлагать издательствам свои произведения. Семья жила «в атмосфере неутоленного подвига и длительной, беспросветной нужды», часто на зарплату матери – библиотекаря.

Впоследствии, уже известным писателем, Синявский рассказывал об отце в полудокументальной повести Спокойной ночи (1984).

Обратите внимание

Учиться начал в Москве, но закончил среднюю школу в Сызрани, куда семья эвакуировалась в начале войны. В 1943 его призывают в армию, он служит радиомехаником на подмосковном аэродроме. В 1945–1949 учился в МГУ на филологическом факультете, занимался в семинаре по творчеству В.Маяковского.

В 1950 появляются его первые работы Об эстетике Маяковского и Основные принципы эстетики Маяковского. В 1952 защищает кандидатскую диссертацию Роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина» и история русской общественной мысли конца 19 – начала 20 века и поступает на работу в Институт мировой литературы им.

М.Горького (ИМЛИ). В качестве научного сотрудника участвует в создании Истории русской советской литературы (главы Горький, Эдуард Багрицкий. В 1960 (совместно с И.Голомштоком) выходит его книга Пикассо (неодобрительно встреченная критикой). В 1964 – Поэзия первых лет революции.

1917–1920 (совместно с А.Меньшутиным).

В 1957–1958 вел на филологическом факультете МГУ семинар по русской поэзии 20 в. В 1958 преподавал русскую литературу в школе-студии МХАТ.

В качестве литературного критика Синявский с конца 1950-х активно печатается, преимущественно в «Новом мире».

8 сентября 1965 Синявский был арестован (подробности – в романе Спокойной ночи) за произведения, подписанные Абрамом Терцем и опубликованные на Западе. Было установлено, что Андрей Синявский и Абрам Терц – одно и то же лицо. В своей художественной прозе Синявский как бы перевоплощается в Терца, мистификатора, не чурающегося и убийственной иронии, и матерного словечка.

Под именем Терца он написал фантастические рассказы (В цирке, Ты и я, Квартиранты, Графоманы, Гололедица, Пхенц, Суд идет), повесть Любимов, статью Что такое социалистический реализм, Мысли врасплох – отдельные эссеистские прозаические фрагменты (опубликовано в 1966, уже после ареста). Советское общество в произведениях Синявского-Терца рисуется резко отрицательно (Суд идет) или гротесково (Любимов).

Антиутопия Любимов – самое объемное и пожалуй, самое значительное произведение «раннего» Терца (до ареста Синявского). Велосипедный мастер Леня Тихомиров, вдруг наделенный сверхъестественными возможностями, решает построить коммунизм в одном, отдельно взятом городе – Любимове, не прибегая к насилию. Этот карикатурный рай в конце повести насильственно уничтожается.

Важно

Абрам Терц умел еще и рассуждать о литературе. В памфлете Что такое социалистический реализм он писал: «Современный ум бессилен представить что-либо прекраснее и возвышеннее коммунистического идеала. Самое большое, на что он способен, это пустить в ход старые идеалы в виде христианской любви или свободной личности.

Но выдвинуть какую-то цель посвежее он пока не в состоянии». Вера в коммунизм заменила веру в Бога, а «истинно религиозный человек не способен понять чужую веру». Средства, предназначенные для великой Цели, со временем (и достаточно быстро) видоизменяют до неузнаваемости саму Цель. И так происходило всегда, утверждает автор.

Социалистический реализм у Терца вовсе не объект для зубоскальства, а закономерное звено в развитии русской литературы. (При этом он считает, что более точным был бы термин «социалистический классицизм»). В рамках социалистического реализма возможно создать великие произведения искусства, – считает он.

И такие произведения были созданы на заре Советской власти теми, кто свято верил в коммунизм. Но во второй половине 20 в. искусство «бессильно взлететь к идеалу и с прежней искренней высокопарностью славословит нашу счастливую жизнь, выдавая должное за реальное».

Необходимо другое искусство – «фантасмагорическое, с гипотезами вместо цели и гротеском взамен бытописания».

Синявский и Ю.М.Даниэль, также под псевдонимом печатавшийся на Западе, отрицали свою вину на открытом процессе, в их защиту было собрано более 1000 подписей. Тем не менее Синявский был приговорен к 7 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима по предъявленной ему статье «антисоветская агитация и пропаганда».

Читайте также:  Краткая биография фаулз

Голос из хора – так назвал Синявский (или, вернее, Терц) свою написанную в лагере книгу. По жанру это те же Мысли врасплох. (Обе книги воспроизводят жанр Опавших листьев В.Розанова). Но Голос из хора

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/SINYAVSKI_ANDRE_DONATOVICH.html

Андрей Синявский

Андрей Донатович Синявский (литературный псевдоним — Абрам Терц) — русский литературовед, писатель, литературный критик, редактор, политзаключённый, политэмигрант.

Андрей Синявский родился 8 октября 1925 года в Москве. Отец — Донат Евгеньевич Синявский (1895—1960), из дворянской семьи, со студенческих лет ушедший в революцию, член партии социалистов-революционеров, был исключён из Горного института (С.

-Петербург) в 1913 году за активное участие в студенческом революционном движении, до 1917 г. отбывал ссылку в местечке Озерки. После революции — член партии левых эсеров, заведующий Сызранским уездным отделом народного образования, с ноября 1921 г. по февраль 1922 г.

— директор местного представительства Российско-Американского комитета помощи голодающим детям. В 1924 г. был арестован по ложному обвинению и вскоре освобождён без последствий, переехал в Москву и занялся литературной деятельностью.

Мать — Евдокия Ивановна, из крестьян, училась на Бестужевских курсах, работала в библиотеке им. Ленина.

С началом Отечественной войны семья эвакуировалась в Сызрань, где Андрей Синявский в 1943 г. окончил школу и в том же году был призван в армию. Служил радиомехаником на аэродроме.

Совет

В 1945 г. поступил на заочное отделение филологического факультета МГУ, после демобилизации в 1946 г. перешёл на дневное. В том же году женился на Инне Гильман, которой был увлечён ещё со школьных лет. В университете занимался на спецсеминаре, посвящённом творчеству В.В. Маяковского. В 1949 г.

окончил филологический факультет МГУ и поступил в аспирантуру. В 1950-м — первые публикации: работа о творчестве Маяковского в «Вестнике МГУ» и в журнале «Знамя».

21 декабря 1950 г. в рамках кампании по выявлению уцелевших меньшевиков и эсеров был вновь арестован Д.Е. Синявский, приговорён к ссылке, которую отбывал в с. Рамено Куйбышевской обл.

, после смерти Сталина амнистирован, а потом и реабилитирован.

В 1952 году Андрей Синявский успешно защитил кандидатскую диссертацию и поступил на работу научным сотрудником в Институт мировой литературы им. М. Горького (ИМЛИ), преподавал в МГУ на факультете журналистики, в 1957—1958 вёл на филологическом факультете МГУ семинар по русской поэзии XX века, с 1957 г. преподавал также в Школе-студии МХАТ.

В конце 1950-х — первой половине 1960-х гг. Синявский был одним из ведущих литературных критиков журнала «Новый мир», главным редактором которого являлся Александр Твардовский. В начале 1960-х годов журнал считался наиболее либеральным в СССР. Синявский — автор литературоведческих работ о творчестве М. Горького, Б. Пастернака, А. Ахматовой, О. Берггольц.

В те же годы за авторством Синявского публикуются несколько статей в трёхтомной «Истории русской советской литературы» и в первых двух томах «Краткой литературной энциклопедии», выходят и написанные в соавторстве монографии — «Пикассо» (соавтор — Игорь Голомшток, 1960) и «Поэзия первых лет революции: 1917—1920» (соавтор — Андрей Меньшутин, 1964).

В 1963 году происходят изменения в семейной жизни Андрея Синявского: он расстаётся со своей первой женой Инной Гильман и вступает в брак с Марией Розановой, с которой проживёт до конца жизни. В 1964 году у них родился сын Егор.

В середине 1950-х годов Синявский начал писать художественную прозу. Но сфера его творческих интересов не как критика или литературоведа, а как прозаика распространялась за пределы возможностей публикации в СССР.

Обратите внимание

Стилистически его рассказы, повести и эссе слишком сильно отличались от всего, что появлялось на страницах официальной советской печати, однако писать «в стол» Синявский не хотел и при помощи дочери французского дипломата Элен Замойской начал передавать свои произведения за границу.

В 1959 году в Париже было опубликовано эссе «Что такое социалистический реализм?», затем вышли рассказы «В цирке», «Ты и я», «Квартиранты», «Графоманы», повести «Суд идёт», «Гололедица» и «Любимов», эссе «Мысли врасплох».

Под всеми этими текстами стояло имя «Абрам Терц», взятое Синявским из одесской блатной песни («Абрашка Терц, карманник всем известный…»).

Наивысшим достижением Синявского — литературного критика в советский период его творчества, по признанию большинства экспертов, стала публикация вступительной статьи к вышедшему летом 1965 года в серии «Библиотека поэта» фундаментальному изданию — сборнику «Стихотворения и поэмы» выведенного из забвения и фактически реабилитированного во время «оттепели» Бориса Пастернака.

Но уже осенью того же 1965 года Синявский был арестован: органам КГБ стало известно, кто скрывается под псевдонимом Абрам Терц. Одновременно с Синявским был арестован и писатель Юлий Даниэль, также публиковавший свои произведения за рубежом под псевдонимом Николай Аржак и также вычисленный органами госбезопасности.

Существуют различные версии того, как КГБ удалось раскрыть псевдонимы Синявского и Даниэля, но ни одна из них не может считаться доказанной.

«О том, как КГБ узнало о том, кто такие Абрам Терц и Николай Аржак, в точности неизвестно до сих пор, однако утечка информации, безусловно, произошла за пределами СССР: Ю.

Даниэлю на допросе показали правленный его рукой экземпляр его повести «Искупление», который мог быть найден только за рубежом», — пишет Александр Даниэль.

Писателей обвинили в написании и передаче для напечатания за границей произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй».

Важно

Даниэль был обвинён в написании повестей «Говорит Москва» и «Искупление» и рассказов «Руки» и «Человек из МИНАПа».

Синявский был обвинён в написании повестей «Суд идёт» и «Любимов», статьи «Что такое социалистический реализм», а также в том, что пересылал за границу произведения Даниэля.

В феврале 1966 года состоялся суд: А. Синявский был осуждён на 7 лет, Ю. Даниэль — на 5 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима по статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда».

Суд над писателями, известный как «Процесс Синявского—Даниэля», сопровождался тенденциозным освещением в печати и был задуман как пропагандистское шоу с разоблачениями и покаяниями, однако ни Синявский, ни Даниэль виновными себя не признали. Многие писатели распространяли открытые письма в поддержку осуждённых писателей.

Процесс Синявского—Даниэля связывают с началом второго периода демократического (диссидентского) движения в СССР.

Вышедший совсем незадолго до ареста Синявского сборник Пастернака «Стихотворения и поэмы» мгновенно стал раритетом, так как в большей части тиража вступительная статья Синявского была вырезана.

В лагере особого режима Синявский работал грузчиком. Как он впоследствии вспоминал, «ни на шарашке, ни лагерным придурком, ни бригадиром я никогда не был. На моем деле, от КГБ, из Москвы, было начертано: „использовать только на физически тяжелых работах“, что и было исполнено».

Однако возможность переписываться с женой была, и Синявский в этих письмах пересылал ей фрагменты будущих книг. Мария Розанова вспоминала: «Синявский отправлял свои эпистолы 5 и 20-го числа каждого месяца… За лагерные годы я получила от А.С.

Совет

127 писем…» Из писем жене составлены «Прогулки с Пушкиным», «Голос из хора», «В тени Гоголя», которые впервые также были опубликованы за рубежом, но уже после освобождения и эмиграции писателя.

Под давлением общественности — в первую очередь мировой — Синявский был освобождён из заключения досрочно: 8 июня 1971 года — помилован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР.

В 1973 году по приглашению французских славистов из Сорбонны и с разрешения советских властей вместе с женой и восьмилетним сыном эмигрировал во Францию. «Ведь я почему эмигрировал? — объяснял Андрей Донатович. — По единственной причине: хотел остаться собою, Абрамом Терцем, продолжать писать. И мне сказали: не уедете, — значит, поедете обратно в лагерь…»

Андрей Синявский поселился с семьёй в пригороде Парижа — Фонтене-о-Роз, с 1973 года преподавал русскую литературу в Сорбонне. В 1973—1975 гг. в эмигрантских издательствах вышли три книги, написанные в период заключения: «Голос из хора», «Прогулки с Пушкиным», «В тени Гоголя». На обложке каждой из них значилось имя Абрам Терц.

И в последующих публикациях Синявский, несмотря на свой новый статус политэмигранта и профессора Сорбонны, продолжает использовать этот псевдоним. «Он гораздо моложе меня. Высок. Худ. Усики, кепочка. Ходит руки в брюки, качающейся походкой.

В любой момент готов полоснуть не ножичком, а резким словцом, перевёрнутым общим местом, сравнением… Случай с Терцем сложнее, чем просто история псевдонима… Терц — мой овеществлённый стиль, так выглядел бы его носитель».

Это творческое разделение на два образа, на две литературные ипостаси сохранится до конца жизни: Синявский — это кабинетный учёный-филолог, и его именем подписаны только статьи в жанре «строгого литературоведения», ряд публицистических статей, а также написанные в эмиграции монографии, Абраму Терцу же принадлежит вся проза и основной массив литературоведческих эссе.

На протяжении 1974—75 гт. материалы Синявского регулярно появлялись в журнале «Континент», однако разногласия с его редактором В. Максимовым и оказывавшим ощутимое влияние на политику журнала А. Солженицыным привели к тому, что Синявский прекратил сотрудничество с «Континентом» и с 1978 года начал вместе с Марией Розановой издавать собственный журнал — «Синтаксис».

На основе лекций, прочитанных в Сорбонне в 1970-е—1980-е гг., Андрей Синявский написал «Опавшие листья В. В. Розанова», «Основы советской цивилизации», «Иван-дурак»; под авторством Абрама Терца вышли автобиографический роман «Спокойной ночи», рассказы «Крошка Цорес» и «Золотой шнурок». Все эти произведения впервые были напечатаны за рубежом.

Обратите внимание

С началом перестройки в СССР, вместе с объявленной гласностью и набирающей ход демократизацией общественной и культурной жизни к отечественному читателю постепенно начинают возвращаться произведения писателей-эмигрантов.

С 1989 года вновь публикуется на родине и Андрей Синявский — сначала в периодике (перепечатка опубликованных за рубежом статей, фрагментов книг, многочисленные интервью), а затем и в книжных изданиях. В 1992 году в издательстве «Старт» вышел двухтомник, в котором были напечатаны почти все произведения Абрама Терца.

В последующие годы российскими издательствами были опубликованы и остальные произведения Синявского.

В 1991 году состоялась и политическая реабилитация Андрея Синявского: 17 октября 1991 года в «Известиях» появилось сообщение о пересмотре дела Синявского и Даниэля за отсутствием в их действиях состава преступления.

Андрей Синявский был членом Баварской академии изящных искусств, почётным доктором Гарвардского университета (1991), почётным доктором РГГУ (1992), членом международного редсовета журнала “Arbor mundi. Мировое древо”. Лауреат премии «Писатель в изгнании» Баварской академии изящных искусств (1988).

Андрей Синявский скончался 25 февраля 1997 года, похоронен в Фонтене-о-Роз под Парижем.

Написанный на исходе жизни роман «Кошкин дом» был опубликован журналом «Знамя» уже после смерти писателя — как и все его художественные произведения, под псевдонимом Абрам Терц.

Фантастическое в творчестве автора

До эмиграции Синявским был опубликован в советской периодической печати ряд литературоведческих работ, в том числе статья о фантастике «Без скидок (О современном научно-фантастическом романе)», 1960 (сокращённый вариант был напечатан под названием «Реализм фантастики»).

Важно

В своей художественной прозе Андрей Синявский словно перевоплощается в выдуманного им автора-персонажа, Абрама Терца, мистификатора, отъявленного модерниста, не брезгующего стёбом, убийственной иронией, матерным словечком. Под именем Абрама Терца он написал несколько фантастических рассказов («В цирке», «Ты и я», «Квартиранты», «Графоманы», «Пхенц», «Крошка Цорес»), гротескно-сатирические повести «Суд идёт», «Гололедица», «Любимов».

Антиутопия «Любимов» — самое объёмное произведение «раннего» Терца. Велосипедный мастер Лёня Тихомиров, вдруг наделённый сверхъестественными способностями, решает построить коммунизм в одном, отдельно взятом городе — Любимове, не прибегая к насилию. Идея повести явно перекликается с платоновским «Котлованом».

В рассказе «Пхенц» живое существо с другой планеты притворяется человеком, а в «Крошке Цорес» Синявский-Терц идёт по фантастическому пути ещё дальше: в этой кошмарной сказке имеется даже волшебный проход в потусторонний мир, как в кэрролловской «Алисе в стране чудес».

Источник: https://fantlab.ru/autor8624

Ссылка на основную публикацию