Шпаргалка: Смеляков Я.В
Смеляков Ярослав Васильевич (1913 — 1972), поэт.
Родился 26 декабря 1912 (8 января 1913 н.с.) в Луцке в семье железнодорожного рабочего. Раннее детство прошло в деревне, где получил начальное образование, затем продолжил учение в московской семилетке. Рано начал писать стихи.
В 1931 окончил полиграфическую фабрично-заводскую школу, где публиковал свои стихи в цеховой стенгазете, писал обозрения для агитбригады. В это же время занимался в литературных кружках при «Комсомольской правде» и «Огоньке», был замечен С ветловым и Багрицким.
В 1932 вышла первая книжка стихов Смелякова «Работа и любовь», которую он сам же и набирал в типографии как профессиональный наборщик.
В 1934 по необоснованному обвинению Я.Смеляков был репрессирован, выйдя на свободу в 1937. Несколько лет работал в редакциях газет, был репортером, писал заметки и фельетоны.
В первые месяцы Отечественной войны рядовым солдатом воевал в Карелии, попав в окружение, до 1944 находился в финском плену.
В послевоенные годы вышла книга «Кремлевские ели» (1948), в которую вошли лучшие стихи Смелякова, написанные до и после войны.
В 1956 была опубликована повесть в стихах «Строгая любовь», получившая широкое признание.
В 1959 появился поэтический сборник «Разговор о главном»; явлением в советской поэзии стала книга стихов «День России» (1967).
В 1968 была написана поэма о комсомоле «Молодые люди».
В последние годы поэт все чаще обращался к дням, людям и событиям своей молодости.
Много ездил по стране (цикл «Дальняя поездка»), бывал за рубежом, о чем поведал в книге «Декабрь», в разделе «Муза дальних странствий».
Переводил стихотворения с украинского, белорусского и других языков народов СССР.
После смерти поэта вышли его книги «Мое поколение» (1973) и «Служба времени» (1975).
ЗДРАВСТВУЙ, ПУШКИН!
Здравствуй, Пушкин! Просто страшно это –
словно дверь в другую жизнь открыть –
мне с тобой, поэтом всех поэтов,
бедными стихами говорить.
Быстрый, шаг и взгляд прямой и быстрый –
жжет мне сердце Пушкин той поры:
визг полозьев, песни декабристов,
ямбы ссыльных, сказки детворы.
В январе тридцать седьмого года
прямо с окровавленной земли
подняли тебя мы всем народом,
бережно, как сына, понесли.
Мы несли тебя — любовь и горе –
долго и бесшумно, как во сне,
не к жене и не к дворцовой своре –
к новой жизни, к будущей стране.
Прямо в очи тихо заглянули,
окружили нежностью своей,
сами, сами вытащили пулю
и стояли сами у дверей.
Мы твоих убийц не позабыли:
в зимний день, под заревом небес,
мы царю России возвратили
пулю, что послал в тебя Дантес.
Вся Отчизна в праздничном цветенье.
Словно песня, льется вешний свет,
Здравствуй, Пушкин! Здравствуй, добрый гений!
С днем рожденья, дорогой поэт!
Источник: https://www.ronl.ru/shpargalki/biografii/58110/
Ярослав Смеляков – 100 лет
?
tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
2013-01-08 23:59:00 tverdyi_znak
tverdyi_znak
2013-01-08 23:59:00 Categories:
- литература
- история
- Cancel
100 лет исполнилось со дня рождения поэта Ярослава Смелякова.Помните стихи про “хорошую девочку Лиду”?
Вдоль маленьких домиков белыхакация душно цветет.Хорошая девочка Лида
на улице Южной живет.
И вот это:
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану…
Ярослав Смеляков родился 26 декабря 1912 г. (8 января 1913 г. по новому стилю) в Луцке (ныне Украина) в семье железнодорожного рабочего. Детство провёл в деревне, где окончил начальную школу. Затем он учился в Москве, в школе-семилетке. Рано начал писать стихи. Учась в ФЗУ (будучи «фабзайцем»), публиковал стихи в цеховой стенгазете. Писал также обозрения для агитбригады.
В 1931 г. закончил полиграфическую фабрично-заводскую школу. Тогда же дебютировал в печати. Занимался в литературных кружках при газете «Комсомольская правда» и журнале «Огонёк». Работал в типографии. Первый сборник стихов «Работа и любовь» (1932) сам набирал в типографии как профессиональный наборщик.
Как и в следующем сборнике «Стихи», Смеляков воспевал новый быт, ударный труд, комсомол… Был замечен Светловым и Багрицким. Член Союза писателей СССР с 1934.
Впрочем, среди молодежи тогда было популярнее его известное лирическое стихотворение про Любку Фейгельман – ту самую, которая занималась популяризацией Маяковского (еще тогда, когда из него не сделали “икону”), дружила со знаменитыми артистами и поэтами…
Любовь Руднева (под таким псевдонимом выступала писатель Любовь Саввишна Фейгельман, 1915–2003) – фигура, можно сказать, легендарная. Уже в юные годы профессиональный чтец поэзии, она вела в Училище при Театре Мейерхольда Мастерскую современного слова. Ярослав Смеляков посвятил ей в 1934 году стихотворение «Любка», в одночасье ставшее знаменитым:
Вспомним, погорюем, сядем, моя Люба. Сядем посмеемся,
Любка Фейгельман!
Да, любовь оказалась несчастливой:…
Я уеду лучше, поступлю учиться, выправлю костюмы, буду кофий пить. На другой девчонке я могу жениться, только ту девчонку так мне не любить. Только с той девчонкой я не буду прежним.
Отошли вагоны, отцвела трава. Что ж ты обманула все мои надежды, что ж ты осмеяла лучшие слова? Стираная юбка, глаженая юбка, шёлковая юбка нас ввела в обман.
До свиданья, Любка, до свиданья, Любка!
Слышишь? До свиданья, Любка Фейгельман
Ну советская власть Смелякова за энтузиазм в воспевании нового быта и ударного труда и “отблагодарила”. В 1934-1937 годах поэт был репрессирован. Два близких друга Я. В. Смелякова — Павел Васильев и Борис Корнилов — были расстреляны в годы Большого террора.С 1937 ответственный секретарь газеты «Дзержинец» трудкоммуны имени Дзержинского (Люберцы).
С 1939 ответственный инструктор секции прозы СП СССР.Участник Великой Отечественной войны. С июня по ноябрь 1941 г. был рядовым на Северном и Карельском фронтах. Попал в окружение, находился в финском плену до 1944. Возвратившись из плена, Смеляков опять попал в лагерь, где его несколько лет «фильтровали». Отправлен в лагерь под Сталиногорск, на 19-ю шахту, где работал банщиком.
Однако усилиями журналистов П.В. Поддубного и С.Я. Позднякова поэт был освобождён и работал ответственным секретарем газеты «Сталиногорская правда», руководил литературным объединением при ней. Вместе с ним в лагере находился брат Александра Твардовского, Иван. После лагеря Смелякову въезд в Москву был запрещён. В Москву ездил украдкой, ни в коем случае не ночевал.
Благодаря Константину Симонову, замолвившему слово за Смелякова, ему удалось вновь вернуться к писательской деятельности. В 1948 году вышла книга «Кремлевские ели».В 1951 по доносу двух поэтов вновь арестован и отправлен в заполярную Инту.
«В казенной шапке, лагерном бушлате, полученном на интинской стороне, без пуговиц, но с черною печатью, поставленной чекистом на спине» — Ярослав Смеляков, 1953 г., лагерный номер Л-222
Просидел Смеляков до 1955 года, возвратившись домой по амнистии, ещё не реабилитированный.
Член Правления СП СССР с 1967, Правления СП РСФСР с 1970. Председатель поэтической секции СП СССР. Пишут, что принимал участие в травле Солженицына. Что ж, и такое бывало – страх тогда сильно ушибал людей…Ярослав Смеляков воспевал в своих стихах жизнь в СССР, комсомол, но… иногда прорывалось в его стихах что-то талантливое…
Суровый жизненный опыт Смелякова как жертвы политики репрессий отразился в стихах-новеллах, стихах-воспоминаниях (опубл. в 1987). Один из первых советских поэтов Смеляков поднял тему ответственности еврейских большевиков перед русским народом. В стихотворении «Жидовка» Смеляков писал:
«Прокламация и забастовка.Пересылки огромной страны.
В девятнадцатом стала жидовкаКомиссаркой гражданской войны. Ни стирать, ни рожать не умела,Никакая не мать, не жена —Лишь одной революции делоПонимала и знала она… Брызжет кляксы чекистская ручка,Светит месяц в морозном окне,И молчит огнестрельная штучкаНа оттянутом сбоку ремне. Неопрятна, как истинный гений,И бледна, как пророк взаперти.Никому никаких снисхожденийНикогда у нее не найти.
Все мы стоим того, что мы стоим,Будет сделан по-скорому суд,И тебя самое под конвоем
По советской земле повезут…»
Чего здесь больше – осуждения или сочувствия? Какой мерой судить “комиссаров в пыльных шлемах” за то, что они сотворили с Россией?К его наиболее известным произведениям могут быть отнесены такие стихотворения, как «Если я заболею…», «Хорошая девочка Лида», «Милые красавицы России».
Песню на стихи «Если я заболею» исполняли Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Аркадий Северный и другие…Помните это?
Если я заболею, к врачам обращаться не стану. Обращаюсь к друзьям (не сочтите, что это в бреду): постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом, в изголовье поставьте ночную звезду. Я ходил напролом. Я не слыл недотрогой.
Если ранят меня в справедливых боях, забинтуйте мне голову горной дорогой и укройте меня одеялом в осенних цветах. Порошков или капель – не надо. Пусть в стакане сияют лучи. Жаркий ветер пустынь, серебро водопада – Вот чем стоит лечить. От морей и от гор так и веет веками, как посмотришь – почувствуешь: вечно живём.
Не облатками белыми путь мой усеян, а облаками. Не больничным от вас ухожу коридором,
а Млечным Путём
Наиболее пронзительные строки увидели свет уже после смерти Смелякова, в перестройку. И среди них выделяется «Послание Павловскому» — нет-нет, не о Глебе Олеговиче…
о своем первом следователе:
В какой обители московской,в довольстве сытом или нуждесейчас живешь ты,мой Павловский,мой крестный из НКВД?…Я унижаться не умеюи глаз от глаз не отведу,зайди по дружески скорее.Зайди.
А то я сам приду.
Источник: https://tverdyi-znak.livejournal.com/1170528.html
Смеляков Ярослав Васильевич
Я. В. Смеляков родился 26 декабря 1912 (8 января 1913 года) в Луцке (ныне Украина) в семье железнодорожного рабочего. Детство провел в деревне, где окончил начальную школу. Затем он учился в Москве, в школе-семилетке.
Окончил полиграфическую фабрично-заводскую школу (1931). Занимался в литературных кружках при газете “Комсомольская правда” и журнале “Огонек”. Работал в типографии. Член СП СССР с 1934.
В 1934-1937 годах был репрессирован. Два близких друга Я. В. Смелякова – Павел Васильев и Борис Корнилов были расстреляны в годы Большого террора.
С 1937 ответственный секретарь газеты “Дзержинец” трудкоммуны имени Дзержинского (Люберцы). С 1939 ответственный инструктор секции прозы СП СССР.
Участник Великой Отечественной войны. С июня по ноябрь 1941 был рядовым на Северном и Карельском фронтах. Попал в окружение, находился в финском плену до 1944. Возвратившись из плена, Смеляков опять попал в лагерь, где его несколько лет “фильтровали”. Вместе с ним в лагере находился брат Александра Твардовского, Иван.
После лагеря Смелякову въезд в Москву был запрещен. Работал в многотиражке на подмосковной угольной шахте. В Москву ездил украдкой, ни в коем случае не ночевал. Благодаря Константину Симонову, замолвившему слово за Смелякова, ему удалось вновь вернуться к писательской деятельности.
В 1948 году вышла книга “Кремлевские ели”.
В 1951 по доносу двух поэтов вновь арестован и отправлен в заполярную Инту.
Просидел Смеляков до 1955 года, возвратившись домой по амнистии, еще не реабилитированный.
Член Правления СП СССР с 1967, Правления СП РСФСР с 1970. Председатель поэтической секции СП СССР. Принимал участие в травле Солженицына.
Умер Смеляков еще нестарым человеком, месяц не дожив до шестидесятилетия.
Не прибавила здоровья Ярославу Васильевичу ни новая жена (первая жена Дуся заочно развелась с ним, выйдя замуж за жокея московского ипподрома Бондаревского), ни новая квартира на Ломоносовском проспекте, ни бывшая фадеевская дача в Переделкине. А наиболее пронзительные строки увидели свет уже после его смерти, в перестройку. И среди них выделяется одно – о его первом следователе.
Рано начал писать стихи. Учась в ФЗУ (будучи “фабзайцем”), публиковал стихи в цеховой стенгазете. Писал также обозрения для агитбригады. Дебютировал в печати в 1931 году. Первый сборник стихов “Работа и любовь” (1932) сам набирал в типографии как профессиональный наборщик. Как и в следующем сборнике “Стихи”, Смеляков воспевал новый быт, ударный труд.
В стихах использовал разговорные ритмы и интонации, прибегал к своеобразному сочетанию лирики и юмора.
В сборниках послевоенных лет ( “Кремлевские ели” , 1948; “Избранные стихи”, 1957) и поэме “Строгая любовь” (1956), посвященной молодежи 1920-х годов, обнаруживается тяготение к простоте и ясности стиха, монументальности изображения и социально-историческому осмыслению жизни. Поэма, частично написанная еще в лагере, получила широкое признание.
В произведениях позднего периода эти тенденции получили наиболее полное развитие. Одной из главных тем стала тема преемственности поколений, комсомольских традиций: сборники “Разговор о главном” (1959), “День России” (1967); “Товарищ Комсомол” (1968), “Декабрь” (1970), поэма о комсомоле “Молодые люди” (1968) и другие. Посмертно изданы “Мое поколение” (1973) и “Служба времени” (1975).
К его наиболее известным произведениям могут быть отнесены такие стихотворения, как “Если я заболею…” , “Хорошая девочка Лида” , “Милые красавицы России” . Песню на стихи “Если я заболею” исполняли Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Аркадий Северный и другие.
Автор публицистических и критических статей; занимался переводами с украинского, белорусского и других языков.
Я. В. Смеляков умер 27 ноября 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Материал взят из Википедии
Ознакомиться с творчеством Смелякова Ярослава
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/smelyakov-yaroslav-vasilevich/
Смеляков Ярослав Васильевич – краткая биография
Категория: Краткие биографии Actionteaser.ru – тизерная реклама
Смеляков Ярослав Васильевич (1913 – 1972), поэт. Родился 26 декабря 1912 (8 января 1913 н.с.) в Луцке в семье железнодорожного рабочего. Раннее детство прошло в деревне, где получил начальное образование, затем продолжил учение в московской семилетке.
Рано начал писать стихи. В 1931 окончил полиграфическую фабрично-заводскую школу, где публиковал свои стихи в цеховой стенгазете, писал обозрения для агитбригады. В это же время занимался в литературных кружках при “Комсомольской правде” и “Огоньке”, был замечен С ветловым и Багрицким.
В 1932 вышла первая книжка стихов Смелякова “Работа и любовь”, которую он сам же и набирал в типографии как профессиональный наборщик. В 1934 по необоснованному обвинению Я.Смеляков был репрессирован, выйдя на свободу в 1937. Несколько лет работал в редакциях газет, был репортером, писал заметки и фельетоны.
В первые месяцы Отечественной войны рядовым солдатом воевал в Карелии, попав в окружение, до 1944 находился в финском плену. В послевоенные годы вышла книга “Кремлевские ели” (1948), в которую вошли лучшие стихи Смелякова, написанные до и после войны. В 1956 была опубликована повесть в стихах “Строгая любовь”, получившая широкое признание.
В 1959 появился поэтический сборник “Разговор о главном”; явлением в советской поэзии стала книга стихов “День России” (1967). В 1968 была написана поэма о комсомоле “Молодые люди”. В последние годы поэт все чаще обращался к дням, людям и событиям своей молодости.
Много ездил по стране (цикл “Дальняя поездка”), бывал за рубежом, о чем поведал в книге “Декабрь”, в разделе “Муза дальних странствий”. Переводил стихотворения с украинского, белорусского и других языков народов СССР. Умер Я.Смеляков в 1972. После смерти поэта вышли его книги “Мое поколение” (1973) и “Служба времени” (1975).
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Роман “Белая гвардия” впервые опубликован (не полностью) в России, в 1924 году. Полностью — в Париже: том первый— 1927 год, том второй — 1929 год.
“Белая гвардия” — во многом автобиографический роман, основанный на личных впечатлениях писателя о Киеве конца 1918 — начала 1919 года. Семья Турбиных — это в значительной степени семья Булгаковых. Турбины — девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери. “Белая гвардия” была начата в 1922 г., после смерти матери писателя. Рукописи романа не сох
Словарь дает два определения слову “Недоросль”. Первое – “это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу”. Второе – “глуповатый юноша – недоучка”.
Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля – Митрофанушки, который создал Фонвизин. Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.
Мать, которая потакала всем желаниям своего ребенка – воспита
Комедия Фонвизина “Недоросль” недаром считается бессмертной. Ее можно поставить в один ряд с такими шедеврами драматургии, как “Горе от ума” Грибоедова, “Ревизор” Гоголя, “Свои люди – сочтемся” Островского…
Она и по сей день остается любимой читателями и важной в нравственном плане, т. к. поднимает чрезвычайно серьезные проблемы, актуальные и в наше время. Одной из таких проблем может быть названа проблема воспитания.
Вообще, вся комедия по сути есть комедия воспитания. О воспитании г
Аркадий Макарович Долгорукий, он же – Подросток, рассказывает в своих записках о себе и событиях последнего времени, в которых он был одним из главных участников.
Ему двадцать лет, он только что закончил гимназию в Москве, но поступление в университет решил отложить, чтобы не отвлекаться от осуществления заветной идеи, которую вынашивал чуть ли не с шестого класса.
Идея его – стать Ротшильдом, то есть накопить много денег, а вместе с деньгами обрести могущество и уединение. С людьми Аркадию, по
Человек – дитя природы. Возможно, именно природа есть тот самый Бог, которого ищут отчаявшиеся люди.
И в самом деле, стоит ли обращаться к религии или мистике для поиска истины? Не в том ли истина, что мы – дети природы, а одновременно её убийцы? Ведь природа богата полезными ископаемыми, водными ресурсами? Природными почвами, растительностью и продуктами животного мира. Нет, мы не убийцы, и именно поэтому охрана природы: сохранение, преобразование, разумное использование богатств и восстановлен
Воссоздавая на страницах “Войны и мира” грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей.
Читать этот роман — как листать семейный альбом или гулять в галерее, где на стенах развешаны портреты десятков и сотен персонажей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень.
Есть портреты парад
Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, А.С. Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к самым могучим проявлением русского духа».
Бессмертной комедией «Горе от ума», «жемчужиной» русской сцены Грибоедов положил начало расцвету русской реалистической драматургии. Замысел комедии «Горе от ума», по-видимому, возникает у Грибоедова в 1816году.
В Петербурге осенью 1824года работа была закончена, но в 1825году писатель вносил в текст отдельные поправки. Несл
Как это бывает у всякого большого писателя, первое произведение Толстого явилось важной заявкой на будущее.
В повести «Детство» и в двух других повестях, входящих в биографическую трилогию, мы находим многие черты, которые будут характерны также для произведений Толстого зрелого и позднего периода.
В ранних толстовских повестях легко отыскать зачатки того, что найдет развитие у Толстого в дальнейшем. Как уже отмечалось, биографические повести Толстого – но жанру психологические. Это повести о пр
Времена царствования Ивана Грозного и сам образ царя запечатлены в произведениях многих писателей. Я читал роман А.К.Толстого “Князь Серебряный” и балладу “Василий Шибанов”.
Толстой показывает Грозного, с одной стороны, как большого государственного деятеля, с другой, — как властного, жестокого, деспотичного человека. Лермонтов и Толстой не разошлись в оценке царя.
Только Толстой сильнее подчеркивает вспыльчивость и необузданность характера Ивана Грозного. В “Песне про купца Калашникова” М.Ю.Лер
В своём творчестве, а в частности в произведениях «Один день Ивана Денисовича», Солженицын затрагивает различные проблемы: проблема уважения, проблема сострадания, проблема отношений между человеком и государством, а точнее между личностью и обществом, проблема отношения к труду, проблема справедливости и несправедливости. В произведении «Один день Ивана Денисовича» зека называют по имени и отчеству, хотя у каждого были номера. Почему так было? Потому что люди уважали Ивана Денисовича. Уважа
Биографии:{module Биографии} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://referat567.info/biografii/17043-smelyakov-yaroslav-vasilevich-kratkaya-biografiya.html
Ярослав Смеляков – биография, информация, личная жизнь, фото, видео
Ярослав Васильевич Смеляков. Родился 26 декабря 1912 (8 января 1913) года в Луцке Волынской губернии – умер 27 ноября 1972 года в Москве. Русский советский поэт и переводчик, литературный критик. Лауреат Государственной премии СССР (1967).
Ярослав Смеляков родился 26 декабря 1912 года (8 января 1913 по новому стилю) в Луцке Волынской губернии (ныне Украина).
Отец – Василий Еремеевич Смеляков, служил на железной дороге.
Мать – Ольга Васильевна, домохозяйка, происходила из семьи мещан Крицких, имевших купеческие корни.
Старшая сестра – Зинаида (1899 г.р.).
Старший брат – Владимир (1901 г.р.).
Ярослав был третьим и самым младшим ребенком в семье. О городе своего рождения – Луцке – он позже написал в стихах:
Я родился в уездном городке и до сих пор с любовью вспоминаю убогий домик, выстроенный с краю
проулка, выходившего к реке.
Мне голос детства памятен и слышен. Хранятся смутно в памяти моей гуденье липы и цветенье вишен,
торговцев крик и ржанье лошадей.
Мне помнятся вечерние затоны, вельможные брюхатые паны, сияющие крылья фаэтонов
и офицеров красные штаны.
Здесь я и рос. Под этим утлым кровом я, спотыкаясь, начинал ходить, здесь услыхал – впервые в жизни! – слово,
и здесь я научился говорить.
Ему было всего 1 год и 7 месяцев, когда к Луцку приблизился русско-немецкий фронт и семья Смеляковых уехала в Воронеж, на родину матери. Детство провёл в деревне.
В Воронеже Ярослав пошёл в 1-ю советскую трудовую школу. Знакомство с шедеврами русской поэзии, особенно с поэмами Лермонтова «Мцыри» и «Песнь о купце Калашникове», потрясло воображение Ярослава. Очень большое впечатление произвела на юного поэта книга стихов Сергея Есенина.
С 10 лет он начал писать стихи. Одиннадцатилетнего Ярослава мать послала к старшим детям в Москву для продолжения учёбы в семилетней школе, а вскоре и сама перебралась в столицу. Они жили в доме на Большой Молчановке, 31 (теперь на этом месте кинотеатр «Октябрь»).
В 1931 году окончил полиграфическую фабрично-заводскую школу. «В стенах этой школы, помещавшейся в Сокольниках, все мы с упоением дышали комсомольской атмосферой начала пятилеток», – писал поэт в автобиографии «Несколько слов о себе». Работал в типографии.
По настоянию друга, журналиста Всеволода Иорданского, принёс свои стихи в редакцию молодёжного журнала «Рост», но перепутал двери и попал в журнал «Октябрь», где был принят своим кумиром, поэтом Михаилом Светловым, который дал молодому поэту зелёную улицу. По иронии судьбы, в один из первых же рабочих дней в типографии ему доверили набирать собственные же стихи – сборник «Работа и любовь» (1932).
Еще учась в ФЗУ (будучи «фабзайцем»), публиковал стихи в цеховой стенгазете. Писал также обозрения для агитбригады. Дебютировал в печати в 1931 году. Смеляков воспевал новый быт, ударный труд.
Занимался в литературных кружках при газете «Комсомольская правда» и журнале «Огонёк». Вместе с ним литобъединение посещали тогда начинающие, а впоследствии именитые поэты Сергей Михалков, Маргарита Алигер и другие.
Член СП СССР с 1934 года.
В 1934-1937 годах был репрессирован. В годы террора два близких друга Я. В. Смелякова – поэты Павел Васильев и Борис Корнилов – были расстреляны. Позднее в стихотворении «Три витязя» Смеляков писал об этой дружбе:
Мы вместе жили, словно бы артельно, но вроде бы, пожалуй, что не так – стихи писали разно и отдельно,
а гонорар несли в один кабак.
С 1937 года – ответственный секретарь газеты «Дзержинец» трудкоммуны имени Дзержинского (Люберцы).
В 1939 году восстановлен в СП СССР, ответственный инструктор секции прозы.
Участник Великой Отечественной войны. С июня по ноябрь 1941 года был рядовым на Северном и Карельском фронтах. Попал в окружение, находился в финском плену до 1944 года. Возвратился из плена.
В 1945 году Смеляков опять был репрессирован и попал под Сталиногорск (ныне г. Новомосковск Тульской области) в проверочно-фильтрационный спецлагерь № 283 (ПФЛ № 283), где его несколько лет «фильтровали».
Специальные (фильтрационные) лагеря были созданы решением ГКО в последние дни 1941 года с целью проверки военнослужащих РККА, бывших в плену, окружении или проживавших на оккупированной противником территории.
Порядок прохождения госпроверки («фильтрации») определялся Приказом наркома внутренних дел СССР № 001735 от 28 декабря 1941 года, в соответствии с которым военнослужащие направлялись в специальные лагеря, где временно получали статус «бывших» военнослужащих или «спецконтингента».
Срок отбывал в лагерном отделении № 22 ПФЛ № 283 при шахте № 19 треста «Красноармейскуголь». Шахта находилась между современными городами Донской и Северо-Задонск (с 2005 года микрорайон г. Донского). На шахте работал банщиком, затем учётчиком. Усилиями журналистов П. В. Поддубного и С. Я.
Позднякова поэт был освобождён и работал ответственным секретарем газеты «Сталиногорская правда», руководил литературным объединением при ней. Вместе с ним в лагере находился брат Александра Твардовского, Иван. После лагеря Смелякову въезд в Москву был запрещён. В Москву ездил украдкой, ни в коем случае не ночевал.
Благодаря Константину Симонову, замолвившему слово за Смелякова, ему удалось вновь вернуться к писательской деятельности. В 1948 году вышла книга «Кремлёвские ели».
В 1951 по доносу двух поэтов вновь арестован и отправлен в заполярную Инту. Просидел Смеляков до 1955 года, возвратившись домой по амнистии, ещё не реабилитированный. Реабилитирован в 1956 году.
Ярослав Смеляков в молодости
В стихах использовал разговорные ритмы и интонации, прибегал к своеобразному сочетанию лирики и юмора.
В сборниках послевоенных лет («Кремлёвские ели», 1948; «Избранные стихи», 1957) и поэме «Строгая любовь» (1956), посвящённой молодёжи 1920-х годов, обнаруживается тяготение к простоте и ясности стиха, монументальности изображения и социально-историческому осмыслению жизни. Поэма, частично написанная ещё в лагере, получила широкое признание.
В произведениях позднего периода эти тенденции получили наиболее полное развитие. Одной из главных тем стала тема преемственности поколений, комсомольских традиций: сборники «Разговор о главном» (1959), «День России» (1967); «Товарищ Комсомол» (1968), «Декабрь» (1970), поэма о комсомоле «Молодые люди» (1968) и другие. Посмертно изданы «Моё поколение» (1973) и «Служба времени» (1975).
Среди наиболее известных произведений – «Если я заболею…
», «Хорошая девочка Лида» (отрывок из этого стихотворения читают главные персонажи Александра Демьяненко и Натальи Селезнёвой в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»), «Кладбище паровозов», «Любка», «Милые красавицы России».
Песню на стихи «Если я заболею» исполняли Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Аркадий Северный и другие (фрагмент этой песни исполняют также главные персонажи Иннокентия Смоктуновского и Олега Ефремова в фильме «Берегись автомобиля»).
Качество стихов Смелякова очень различно как в отношении их глубины, так и формы выражения; налицо – подлинный талант (что подтверждается такими знатоками, как Е. Винокуров, Н. Коржавин, З.
Паперный), равно как и слабость общей позиции этого поэта, испытывавшего удары судьбы и впавшего в алкоголизм.
Хорошие стихи Смелякова отличаются силой и выпуклой образностью языка, плохие – дешёвой рифмованной декламацией.
Всего написал 112 произведений. Автор публицистических и критических статей; занимался переводами с украинского, белорусского и других языков.
Член Правления СП СССР с 1967 года, Правления СП РСФСР с 1970 года. Председатель поэтической секции СП СССР.
В последние 15 лет жизни Смеляков – признанный, маститый поэт, любимый читателями. Он выступает на радио, в телевизионных передачах, гораздо больше других советских литераторов ездит по стране, бывает в зарубежных командировках, встречается с молодыми поэтами России и других республик.
Многие начинавшие тогда свой творческий путь авторы с благодарностью вспоминали его строгую, но всегда доброжелательную и справедливую критику. Молодым литераторам он помогает публиковаться, отечески опекает их.
Ярослава Васильевича уважали за стоический характер, принципиальность, доброту, юмор.
Ярослав Смеляков умер 27 ноября 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
В Новомосковском историко-художественном музее имеется экспозиция, посвящённая поэту. Представлен большой фотографический и документальный материал, в том числе черновики стихов, из сталиногорского периода жизни Смелякова, личные вещи (переданные вдовой поэта), а также книги учеников и друзей поэта с дарственными надписями.
В Луцке есть улица Смелякова.
Ярослав Смеляков. Если я заболею…
Личная жизнь Ярослава Смелякова:
В начале 1930-х годов его связывали нежные чувства с поэтессой Маргаритой Алигер. Молодые люди были влюблены, встречались, гуляли по Москве, читали друг другу стихи.
Однако идиллия оказалась недолгой, они стали всё чаще ссориться и вскоре расстались, сохранив дружеские отношения. Во время одного из последних свиданий Ярослав подарил Маргарите массивное серебряное кольцо с масонской символикой: черепом и двумя скрещёнными костями.
При этом он полушутя-полусерьёзно сказал: «Пока будешь носить кольцо, у меня всё будет хорошо».
Весной 1934 года Маргарита Алигер узнала, что Ярослав Смеляков в тюрьме и стала лихорадочно искать подаренное им кольцо, которое сняла с пальца и куда-то убрала, когда вышла замуж за композитора Константина Макарова-Ракитина. Однако поиски были тщетны. Спустя два года она случайно обнаружила кольцо в ящике письменного стола среди бумаг и тут же его надела.
В пожилом возрасте она рассказывала знакомым загадочную историю с этим масонским кольцом, которое пропадало, когда Ярослав был в беде, и неожиданно находилось, когда дела его шли в гору.
Перед последним арестом Смелякова в 1951 году кольцо надломилось и потом 20 лет пролежало непочиненным в столе среди бумаг, но в день похорон поэта Маргарита нашла его целым, хотя сама в ремонт не сдавала.
Ярослав Смеляков и Маргарита Алигер
Дважды был женат.
Первый раз женился сразу после войны, когда жил в Сталиногорске. Его супругой стала простая женщина – Евдокия Васильевна Курбатова, которую в близком окружении звали Дусей.
С ней он заочно развёлся после ареста, чтобы не подвергать её опасности репрессий (она вторично вышла замуж за известного жокея Московского ипподрома Александра Бондаревского).
Именно первой жене посвящено его известное стихотворение «Памятник»:
Как поздний свет из тёмного окна, я на тебя гляжу из чугуна. Недаром ведь торжественный металл моё лицо и руки повторял. Недаром скульптор в статую вложил все, что я значил и зачем я жил.
И я сойду с блестящей высоты на землю ту, где обитаешь ты. Приближусь прямо к счастью своему, рукой чугунной тихо обниму. На выпуклые грозные глаза вдруг набежит чугунная слеза.
И ты услышишь в парке под Москвой
чугунный голос, нежный голос мой.
Вторая жена – Татьяна Валерьевна Смелякова-Стрешнева, поэтесса и переводчица.
Второй брак оказался прочным и счастливым. Смеляков помогал жене воспитывать Володю, сына от ее первого брака. Татьяна приспособилась к его трудному характеру, прощала вредные привычки и мимолётные увлечения, умела уладить конфликты, возникавшие из-за нетактичного поведения поэта на застольях.
Супругов сближала любовь к поэзии, искусству, природе, к людям и животным. В их двухкомнатной квартире в доме № 19 по Ломоносовскому проспекту и на даче в Переделкине, некогда принадлежавшей Александру Фадееву, жили две собаки-дворняжки, и ещё в последний год жизни поэт подобрал на улице беспородного щенка.
Жене Татьяне поэт посвятил несколько стихотворений. Самое красивое из них «Зимняя ночь». В нём говорится о возвращении из гостей по заснеженным ночным улицам Ленинграда с любимой, которая в снежных «блёстках похожа на русскую зиму-зиму». Стихотворение заканчивается словами:
И с тебя я снимаю снежинки,
как Пушкин снимал соболей.
Ярослав Смеляков и жена Татьяна
Библиография Ярослава Смелякова:
1932 – Работа и любовь 1932 – Стихи 1934 – Дорога 1934 – Стихи 1934 – Счастье 1948 – Кремлёвские ели 1949 – Лампа шахтёра 1950 – Стихи 1956 – Строгая любовь 1957 – Избранные стихи 1959 – Разговор о главном 1959 – Строгая любовь 1960 – Работа и любовь 1961 – Стихи 1962 – Золотой запас 1963 – Работа и любовь 1963 – Хорошая девочка Лида 1964 – Книга стихотворений 1965 – Алёнушка 1965 – Роза Таджикистана 1966 – День России 1966 – Милые красавицы России 1967 – День России 1967 – Стихотворения 1967 – Строгая любовь 1968 – День России 1968 – Молодые люди 1968 – Товарищ комсомол 1970 – Избранные произведения в двух томах 1970 – Связной Ленина 1970 – Декабрь 1972 – Моё поколение 1975 – Служба времени. Стихи 1977-1978 – Собрание сочинений в трех томах
1979 – Стихотворения и поэмы
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Smelyakov-Yaroslav.php