Краткая биография софокл

Софокл – краткая биография – Русская историческая библиотека

если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, прочтите на нашем сайте статью «Софокл» с развёрнутым обзором творчества и биографией трагика

Наряду с Эсхилом и Еврипидом Софокл является одним из трёх главных античных трагиков. Он родился около 495 г. до Р. Х. в местечке Колоне, близ Афин.

Эту свою малую родину Софокл потом воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Софокл происходил из зажиточной семьи и получил хорошее образование. Он отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни. Близкими друзьями Софокла были Перикл и знаменитый историк Геродот.

Вместе с Периклом он даже командовал флотом во время войны с островом Самосом 440 года.

Обратите внимание

Уже при постановке на сцене своей первой драматической тетралогии (469 или 468 г.) Софокл показал столько таланта, что одержал победу над прославленным Эсхилом.

По числу побед в состязаниях трагиков Софокла потом никто не мог превзойти. Античные литературоведы приписывали около 130 трагедий. Софокл умер на 90-м году жизни (406 г. до Р. Х.).

Земляки-афиняне после смерти поклонялись ему, как герою.

Софокл

Особенности творчества Софокла (кратко)

Софокл произвёл важные реформы в области античной сценической постановки. Он увеличил число актеров с двух до трех, а состав выступавшего вместе с ними хора – с 12 до 15 человек. При этом Софокл сократил хоровые части трагедии в пользу актеров, усовершенствовал декорации и маски.

Всё это придало греческой драме более напряжённое действие и усилило впечатление, производимое на зрителей.

Сохранив древнюю суть трагедии как акта чествования богов, священнослужения, призванного будить в душах зрителей глубокие нравственные чувства, Софокл очеловечил греческую драму сильнее, чем его предшественник, Эсхил.

Продолжая черпать сюжеты из древних мифов, Софокл стал глубже раскрывать душевные борения и страсти их героев, сближая своих персонажей с обыкновенными смертными. В этом направлении двигался уже Эсхил в его образах своих Прометея и Ореста. Но Софокл пошел здесь гораздо дальше.

В трагедиях Софокла главным является не внешний ход событий, а внутренние терзания героев. Общий смысл сюжета Софокл обычно объясняет сразу. Внешняя развязка фабулы у него почти всегда легко предугадывается. Запутанных осложнений и неожиданностей Софокл тщательно избегает.

Его основная черта – склонность изображать людей, со всеми присущими им слабостями, колебаниями, ошибками, порой и преступлениями. Персонажи Софокла – не общие отвлечённые воплощения тех или иных пороков, добродетелей или идей. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью.

Софокл почти лишает легендарных героев их мифической сверхчеловечности.

Как Сократ свел философию с неба на землю, так афинские трагики (даже раньше Сократа) низвели полубогов с их пьедесталов, а богов устранили от непосредственного вмешательства в людские судьбы, оставив за ними лишь роль верховных нравственных арбитров.

Важно

Катастрофы, постигающие героев Софокла, подготовлены свойствами их характеров и обстоятельствами, но они всегда являются расплатой за вину самого героя, как в «Аяксе», или его предков, как в «Царе Эдипе» и «Антигоне». Эдип должен нести кару за вину своего преступного отца, но сам он не заслуживает тяжкой доли.

Преступления совершены им в неведении – и Эдип получает от богов полное прощение и даже славу праведника. Семейные злодеяния обрекают на злую судьбу и дочь Эдипа, Антигону. Но она тоже исполнена чистых побуждений и, подвергшись казни, оставляет по себе благоговейную память. Софокл в глубоко человеческом смысле трактует древние легенды народной фантазии.

Но при всём этом его характеры не теряют своей идеальности и не понижаются, как у Еврипида, до уровня обыденной жизни.

По Софоклу, человек подвластен судьбе, которая часто подвергает его тяжким испытаниям и страданиям. Но боги милосердны к тем, кто даже в невзгодах не покидает личного достоинства, не перестаёт держаться высоких моральных идеалов.

Софокл склонен придавать личной человеческой воле большую свободу, нежели Эсхил. Неспособная изменить внешние обстоятельства, эта воля определяет меру стойкости, проявляемой человеком в бедствиях, его способность преодолевать низменные порывы.

Она не зависит от богов – те лишь дают моральную оценку выбора, сделанного человеком, и в соответствии с этим определяют кары и награды.

Мраморный рельеф, предположительно изображающий Софокла

Согласно со склонностью афинян к диалектике трагедии Софокла развиваются в словесном состязании двух оппонентов. Оно помогает зрителю лучше осознать их правоту или неправоту. Но, в отличие от Еврипида, у Софокла словесные дискуссии не являются центром драм.

Сцены, исполненные глубокого пафоса и в то же время лишённые еврипидовской напыщенности и риторики, есть во всех дошедших до нас трагедиях Софокла.

Совет

Это – великолепные плачи Деяниры, Антигоны, Аякса перед смертью, Филоктета, Эдипа (понявшего, что он и есть тот нечестивец, который накликал на Фивы гнев богов).

Соединением в главных действующих лицах высокого героизма и глубокого страдания от бедствий, порождённых непоправимым роком, Софокл достигает высочайшего эффекта. Герои Софокла переживают тяжелые душевные муки, однако положительные персонажи даже в них сохраняют полное сознание своей правоты.

Трагедии Софокла (кратко)

До нас дошло семь трагедий Софокла, из которых три принадлежат фиванскому циклу мифов («Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона»), одна к Гераклову («Трахинянки») и три к троянскому («Аякс», «Электра» и «Филоктет»). Сохранилось и около 1000 фрагментов из других трагедий.

Софокл. Видеофильм

«Царь Эдип» (см. краткое содержание и анализ) излагает историю фиванского царя, который, по древнему сказанию, сам того не ведая, убил собственного отца и женился на своей матери.

«Эдип в Колоне» продолжает этот сюжет, изображая, как Эдип, ослепивший сам себя за невольное преступление, после долгих страданий примиряется с богами и находит мирную кончину на родине Софокла, в Колоне. «Антигона» (см.

краткое содержание и анализ) рассказывает историю дочери Эдипа, которую казнят за то, что она осмелилась похоронить убитого брата Полиника, который пошёл войной на родной город. В воздаяние за убийство Антигоны гибнет вся семья казнившего её царя Креонта. В «Филоктете» вспоминается судьба раненого героя, которого плывшее к Трое греческое войско бросило на острове Лемносе.

Позже выяснилось, что Трою нельзя взять без принадлежавших Филоктету стрел Геракла. Хитрый Одиссей пытается коварно выкрать их у несчастного больного при помощи сына Ахилла, Неоптолема. Но благородный Неоптолем гнушается обманом даже ради бьющихся под Троей греков.

В «Аяксе» знаменитый герой Троянской войны обманут Одиссеем и другими эллинскими вождями в споре из-за оружия Ахилла. Аякс пытается мстить, но богиня Афина лишает его рассудка, и он вместо своих врагов избивает стадо овец и коров. Придя в себя, Аякс сознаёт свой позор и после знаменитого горького монолог кончает жизнь самоубийством.

«Электра» основана на мифе о детях Агамемнона, главного греческого вождя в Троянской войне. По возвращении из-под Трои он был убит изменницей-женой Клитемнестрой и её любовником Эгисфом, но позже сын и дочь Агамемнона, Орест и Электра, жестоко мстят собственной матери за смерть отца. Сюжетом «Трахинянок» является миф о невольном убийстве Геракла его собственной женой, Деянирой. В попытке вернуть любовь мужа она посылает ему рубашку, пропитанную кровью кентавра Несса, не зная, что эта кровь – смертельный яд.

Главным источником для биографии Софокла служит безымянное жизнеописание античной эпохи. Важнейший список трагедий Софокла хранится в лаврентианской библиотеке во Флоренции: С. Laurentianus, XXXII, 9. Он относится к Х или XI в.

Источник: http://rushist.com/index.php/historical-notes/1763-sofokl-kratkaya-biografiya

Софокл – краткая биография

Софокл – выдающийся древнегреческий драматург, автор трагедий, один из трех (Эсхил, Еврипид, Софокл) знаменитейших литераторов античной эпохи. Появился на свет примерно в 496 г. до н. э. в Колоне, небольшом селении в нескольких километрах севернее Акрополя. Ему довелось появиться на свет в богатой семье, он получил прекрасное образование.

Софокл был личностью разносторонне одаренной, изучал музыку под руководством знаменитого музыканта Лампра, демонстрировал прекрасные результаты на соревнованиях атлетов. Источники свидетельствуют, что молодой Софокл был чрезвычайно красив, возможно, именно по этой причине им был возглавлен юношеский хор после победы в Саламинской битве (480 г. до н. э.

), исполнявший благодарственные гимны богам.

В 468 г. до н. э. Софокл дебютировал на литературных состязаниях поэтов, причем сразу же стал победителем, отвоевав приз у выдающегося Эсхила. К Софоклу пришла слава, которая не покидала его до конца жизни.

Известно, что он регулярно принимал участие в соревнованиях афинских драматургов, более двух десятков раз становился победителем, многократно – «серебряным призером», и ни разу его пьесы не удостаивались третьего, последнего, места.

Обратите внимание

Считается, что Софокл написал более сотен пьес, и написание трагедий являлось главным занятием его жизни.

Тем не менее он получил известность у современников не только в качестве драматурга. Будучи активным участником общественной жизни Афин, он занимал различные должности. Не исключено, что в 1443-1442 гг. до н. э. входил в коллегию казначеев Афинского союза.

Во время Самосской войны в 44 г. до н. э. Софокл был избран в десятку стратегов, возглавлявших карательную экспедицию. Скорее всего, в качестве стратега он побывал еще два раза; входил в число лиц, приближенных к афинскому стратегу Периклу.

В сложный для Афин период (после неудачной экспедиции в 413 г. до н. э. на Сицилию) Софокл вошел в десятку пробулов, которым вверялась судьба полиса. В воспоминаниях современников Софокл остался весьма благочестивым человеком, основавшим святилище Геракла.

При этом он был общителен, жизнерадостен, хотя и прославился сочинением трагических произведений.

До нашего времени сохранилось целиком семь трагедий, которые специалисты относят к позднему периоду биографии Софокла; среди них знаменитые «Эдип», «Антигона», «Электра», «Деянира» и др. Древнегреческому драматургу принадлежит заслуга введения ряда новшеств в постановку трагедий.

В частности, он увеличил до трех число играющих актеров, усовершенствовал бутафорскую сторону представления.

В то же время изменения коснулись не только технической стороны: трагедии Софокла с точки зрения содержания, посыла приобрели более «человеческое» лицо даже в сравнении с творчеством Эсхила.

Важно

Скончавшийся в преклонном возрасте около 406 г до н. э. Софокл после кончины был обожествлен, в знак его памяти в Афинах был сооружен жертвенник.

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_sofokl.html

Краткая биография Софокла

>> Все биографии >> Писатели Древней Греции

Софокл (ок. 496 — 406 гг. до н.э.)

Древнегреческий драматург. Один из трех великих мастеров античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом.

Мировоззрение и мастерство Софокла отмечены стремлением к равновесию нового и старого: славя мощь свободного человека, предостерегал против нарушения «божеских законов», то есть традиционных религиозных и гражданских норм жизни; усложняя психологические характеристики, сохраняя общую монументальность образов и композиции. Трагедии Софокла «Царь Эдип», «Антигона», «Электра» и др. — классические образцы жанра.

Софокл избирался на важные государственные должности, был близок к кругу Перикла. По античным свидетельствам, написал свыше 120 драм. Целиком дошли до нас трагедии «Аякс”, «Антигона», «Царь Эдип», «Филоктет», «Трахинянки», «Электра», «Эдип в Колоне».

Мировоззрение философа отражает сложность и противоречивость афинской демократии периода ее наивысшего расцвета.

С одной стороны, демократическая идеология, выросшая на основе «совместной частной собственности активных граждан государства», видела свой оплот во всевластии божественного промысла, в незыблемости традиционных установлений; с другой стороны, в условиях наиболее свободного для того времени развития личности все настойчивее проявлялась тенденция к ее высвобождению из полисных связей.

Испытания, выпадающие на долю человека, не могли найти удовлетворительного объяснения в божественной воле, и Софокл, озабоченный сохранением полисного единства, не пытался обосновать божественное управление миром какими-либо этическими соображениями.

В то же время его привлекал активный, отвечающий за свои решения человек, что нашло отражение в «Аяксе».

В «Царе Эдипе» непреклонное расследование героем тайны своего прошлого возлагает на него ответственность за невольные преступления, хотя и не дает основания толковать трагедию в категориях вины и божественного возмездия.

Совет

Цельным, непоколебимым в своем решении человеком предстает Антигона с ее героической защитой «неписаных» законов от произвола отдельной личности, прикрывающейся авторитетом государства. Герои Софокла свободны от всего второстепенного и слишком личного, в них сильно идеальное начало.

Читайте также:  Краткая биография андреев

Сюжеты и образы Софокла использовались как в последующей античной, так и в новой европейской литературе от эпохи классицизма вплоть до XX в. Глубокий интерес к творчеству драматурга проявлялся в исследованиях по теории трагедии (Г.Э. Лессинг, И.В. Гёте, братья Шлегель, Ф. Шиллер, В.Г. Белинский). С середины XIX в. трагедии Софокла ставятся в театрах всего мира.

Источник: http://citaty.su/biografiya-sofokla

Софокл – биография, произведения | Исторический документ

Софокл был древнегреческим поэтом и драматургом, одним из трех древнегреческих трагиков, чьи пьесы сохранились. Его произведения относились к периоду после Эсхила и ранее Эврипида. Софокл написал 123 пьесы за свою жизнь, из которых только семь сохранились в полной форме. Эти пьесы: Аякс, Антигона, Трахинские женщины, Царь Эдип, Электра, Филоктет и Эдип в Колоне.

Считалось, что он остается самым знаменитым драматургом на драматических конкурсах города-государства Афины, проводимых во время религиозных праздников Ленеи и Дионисии.

Софокл участвовал в тридцати соревнованиях, из которых выиграл 24 и ни разу не опускался ниже второго места в остальных. Среди его пьес две самые известные трагедии- Эдип и Антигона. Софокл оказал большое влияние на драму.

Его главным вкладом стало добавление третьего актера, что снизило значимость хора в представлении сюжета.

Биография

Софокл родился в Аттике около 496 года до н.э в городе Колоне (сейчас район Афин). Он получил свое первое художественное достижение в 468 году до н. э., когда он выиграл первую премию в театральном конкурсе «Дионисия» и победил мастера афинской драмы Эсхила.

По словам греческого историка Плутарха, эта победа была довольно необычной. В отличие от обычая выбирать судей по жребию, архонт-правитель Афин, попросил присутствующих стратегов определить победителя конкурса. По его словам, после поражения, Эсхил уехал на Сицилию.

«Триптолем» был одним из спектаклей, которые Софокл представил на этом фестивале. Когда Софоклу было шестнадцать лет, он был избран, чтобы возглавить пение, посвященное Богам, празднующее победу греков над персами в битве при Саламине. Он был одним из десяти стратегов, высших должностных лиц, командовавших вооруженными силами, и младшим коллегой Перикла.

В начале своей карьеры Софокл получил покровительство от политика Кимона. Даже когда в 461 году до н. э. Кимон был изгнан Периклом. Софокл нпродолжил трудиться над своими пьесами.

Обратите внимание

В 443году он стал одним из элленотамов, или Казначеев Афин, и играл роль помощника в управлении финансами города во время политического господства Перикла.

В 413 году Софокл был избран одним из уполномоченных, который быстрее всех отреагировал на катастрофическое уничтожение Афинского экспедиционного корпуса на Сицилии во время Пелопоннесской войны.

Также не обходил стороной Софокл и женский пол. Он был женат дважды, от браков у него родились сыновья (некоторые источники утверждают, что их было пятеро). Но большее внимание заслуживает не личная жизнь поэта, а его творения.

Произведения Софокла

Работы Софокла были влиятельными и значимыми для греческой культуры. Две из семи его пьес имеют точную дату написания — “Филоктет” (409 г. до н. э.) и “Эдип в Колоне” (401 г. до н. э.

, поставленный после его смерти внуком драматурга).

Из остальных его пьес «Электра» имела поразительное сходство с этими двумя пьесами, что поставило на передний план тот факт, что она была написана в более позднее время его творчества.

Опять же, основываясь на стилистических характеристиках «Царя Эдипа», которые пришли в его средний период, «Аякс», «Антигона» и «Трахинии» принадлежали к его ранним дням. Софокл писал эти пьесы в отдельных фестивальных конкурсах с разницей в несколько лет.

Их нельзя назвать трилогией из-за наличия между ними несоответствий. Кроме того, Софокл, как предполагается, написал еще несколько фиванских пьес, таких как «потомство», которые сохранились фрагментами.

Большинство его пьес изображали скрытое течение раннего фатализма и смещение сократической логики, являющейся краеугольным камнем долгой традиции греческой трагедии.

Антигона

Наиболее известной пьесой Софокла является «Антигона».

Впервые была поставлена в 442 году до н.э. Произведение является одной из частей фиванского цикла, наравне с «царем Эдипом». Сюжет довольно закручен и трагичен — в стиле Софокла. Дочь Эдипа, Антигона, лишается обоих братьев — они пошли друг на друга войной.

Только один из них защищал Фивы, другой предал. Царь Фив Креонт запретил проводить обряд погребения предателя, но Антигона в обход приказа похоронила брата по человечески.

Креонт велел арестовать девушку и замуровать в пещере.

Антигона покончила жизнь самоубийством, но на этом дело не закончилось — ее жених, сын Креонта, не пережив смерти возлюбленной, также свел счеты с жизнью, за ним последовала его мать.

Креонт остался один и признал, что был не прав.

Царь Эдип

Еще одна знаменитая пьеса — «Царь Эдип». Сюжет еще более закручен, чем в «Антигоне».

Отец Эдипа, узнав о пророчестве, что его сын будет его убийцей, отдал приказ умертвить младенца, но солдат, которому было поручено это дело, отдал ребенка на воспитание крестьянам.

Повзрослев, Эдип узнает о пророчестве и уходит из дома. У города Фивы на него наехала колесница. Разразился конфликт, в результате которого Эдип убил старика и его спутников.

Важно

Старик оказался его настоящим отцом. Эдип становится царем города и женится на своей матери. Однако, спустя 15 лет в результате нового пророчества дельфийского оракула правда открывается Эдипу — его жена на самом деле его мать, а убитый им старец много лет назад — его отец. Не вынеся тяжкой ноши позора, он выкалывает себе глаза, чтобы не видеть горькой правды.

Софокл признан настоящим мастером трагедии — его пьесы имели огромный успех в афинских театрах. Он даже умер в 406 году, работая со своими произведениями. Софокл умер в возрасте девяноста или девяноста одного года.

В одной из историй говорится, что он умер от напряжения, пытаясь произнести длинную фразу из своей пьесы «Антигона», не останавливаясь, чтобы перевести дыхание. В то время как другая история предполагает, что он задохнулся, поедая виноград на фестивале в Афинах.

Какова бы правда ни была, Софокл остается одним из самых популярных даже сегодня мастеров трагедии, чьи пьесы мы можем лицезреть в театрах.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/sofokl-biografiya-proizvedeniya/

Софокл – биография, информация, личная жизнь

Софокл (Σοφοκλής, 496/5 – 406 до н. э.) – афинский драматург, трагик.

Родился 495 г. до н. э.[источник не указан 1557 дней], в афинском предместье Колон. Место своего рождения, издавна прославленное святынями и алтарями Посейдона, Афины, Евменид, Деметры, Прометея, поэт воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Происходил из обеспеченной семьи Софилла, получил хорошее образование.

После саламинской битвы (480 г. до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора.

Дважды был избран на должность военачальника и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в военачальники в 440 г. до н. э.

во время Самосской войны под впечатлением его трагедии «Антигона», постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 г. до н. э.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии.

Софокл отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в Платоновом «Государстве» (I, 3). Был близко знаком с историком Геродотом. Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 г. до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.

Сын Софокла – Иофон сам стал афинским трагиком.

Сообразно успехам, какими трагедия была обязана Софоклу, им сделаны нововведения в сценической постановке пьес.

Так, он увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив в то же время хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, вообще бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, хотя не известно в точности, в чём эта перемена состояла.

Совет

Наконец, он же ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии.

Сохраняя за представлением характер чествования божества, священнослужения, каким была трагедия первоначально, по самому происхождению своему из культа Диониса, Софокл очеловечил его гораздо больше, нежели Эсхил.

Очеловечение легендарного и мифического мира богов и героев последовало неизбежно, как только поэт сосредоточил своё внимание на более глубоком анализе душевных состояний героев, которые были известны публике до сих пор лишь по внешним превратностям их земной жизни. Изобразить душевный мир полубогов возможно было не иначе, как чертами простых смертных. Начало такому обращению с легендарным материалом положено было отцом трагедии, Эсхилом: достаточно напомнить созданные им образы Прометея или Ореста; Софокл пошёл дальше по следам предшественника.

Есть, однако, существенное различие между религиозностью Эсхила и верой Софокла. Первый видел в судьбах своих героев действие неотвратимого закона справедливого возмездия, а в божественной воле – высший нравственный критерий.

Софокл, напротив, не пытался объяснить или обосновать волю божества каким-нибудь этическими соображениями; она неизменно присутствует в мире его героев, более или менее отчетливо различается позади всякого события и в конечном счете торжествует, проявляясь в судьбе людей, но смысл божественного управления миром скрыт от смертных.Отказ от этического объяснения божественной воли, возрастающее внимание к отдельному человеку, переставшему быть звеном в цепи событий, разыгрывающихся в роде на протяжении нескольких поколений, определили драматургические принципы Софокла.

Он крайне редко объединял три трагедии в связанные единством замысла и сюжета трилогии и ввел третьего актера. Это нововведение, еще слабо используемое в ранних трагедиях, в дальнейшем позволило не только усилить драматическое напряжение в развитии действия, но и обогатить изображение внутреннего мира вовлеченных в него персонажей.

Хотя Софокл увеличил также состав хора, доведя его до 15 участников, объем и роль хоровых партий в его трагедиях существенно сократились по сравнению с Эсхилом: чаще всего в них содержится реакция на события, происходящие на орхестре, в сочетании с краткими размышлениями на этические темы.

При этом нравственные нормыпровозглашаемые хором, не всегда совпадают с собственным мнением Софокла о своих героях и тем более с их решительным и смелым поведением.

Обратите внимание

До нас дошло семь трагедий Софокла, из которых по содержанию три принадлежат фиванскому циклу сказаний: «Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона»; одна к Гераклову циклу – «Деянира», и три к троянскому: «Эант», наиболее ранняя из трагедий Софокла, «Электра» и «Филоктет». Кроме того, у разных писателей сохранилось около 1000 фрагментов. Кроме трагедий, древность приписывала Софоклу элегии, пеаны и прозаическое рассуждение о хоре.

В основу «Трахинянок» легло сказание о Деянире. Томление любящей женщины в ожидании супруга, муки ревности и безысходная скорбь Деяниры при известии о страданиях отравленного Геракла составляют главное содержание «Трахинянок».

В «Филоктете», поставленном на сцену в 409 г. до н. э., поэт с изумительным искусством развивает трагическое положение, созданное коллизией трёх различных характеров: Филоктета, Одиссея и Неоптолема.

Действие трагедии относится к десятому году троянской войны, а местом действия служит остров Лемнос, где греки ещё на пути под Трою покинули фессалийского вождя Филоктета после того, как на Хрисе он был укушен ядовитой змеей, а полученная от укуса рана, распространяя зловоние, сделала его неспособным к участию в военном деле. Покинут он по совету Одиссея.

Одинокий, забытый всеми, нестерпимо страдающий от раны, Филоктет добывает себе жалкое пропитание охотой: он искусно владеет доставшимся ему луком и стрелами Геракла. Однако, по словам оракула, Троя может быть взята греками не иначе, как при помощи этого чудесного лука.

Тогда только греки вспоминают о несчастном страдальце, а Одиссей берет на себя труд доставить во что бы то ни стало Филоктета под Трою или по крайней мере завладеть его оружием.

Читайте также:  Сочинения об авторе торо

Но он знает, что Филоктет ненавидит его, как своего злейшего врага, что ему самому никогда не удастся склонить Филоктета к примирению с греками или силой овладеть им, что нужно будет действовать хитростью и обманом, и орудием своего замысла он избирает юношу Неоптолема, не участвовавшего в обиде, к тому же сына Ахилла, любимца Филоктета.

Греческое судно уже пристало к Лемносу, и греки высадились на берег. Перед зрителем открывается пещера, убогое жилище славного героя, затем и сам герой, измученный болезнью, одиночеством и лишениями: постель его – древесные листья на голой земле, тут же деревянный кувшин для питья, огниво и замаранные кровью и гноем рубища.

Важно

Благородный юноша и сопровождающий его хор сподвижников Ахилла глубоко тронуты видом несчастного. Но Неоптолем связал себя словом, данным Одиссею, овладеть Филоктетом при помощи лжи и обмана, и обещание своё он выполнит.

Но если жалкий вид страдальца вызывает участие в юноше, то полное доверие, любовь и ласка, с какими относится к нему старик Филоктет с первого момента и отдаёт ему себя в руки, от него единственного ожидая конца своим мучениям, повергают Неоптолема в тяжёлую борьбу с самим собой.

Но в то же время Филоктет непреклонен: он не может простить грекам обиды, ему нанесённой; он ни за что не пойдет под Трою, не поможет грекам победоносно окончить войну; он возвратится домой, и Неоптолем отвезет его в родную дорогую землю. Только мысль о родине давала ему силы нести бремя жизни.

Природа Неоптолема возмущается против обманных коварных действий, и только личное вмешательство Одиссея делает его обладателем оружия Филоктета: доверием старца пользуется юноша для того, чтобы погубить его.

Наконец, все соображения о необходимости для славы греков добыть оружие Геракла, о том, что он связал себя обещанием перед Одиссеем, о том, что не Филоктет, а он, Неоптолем, будет с этого времени врагом греков, уступают в юноше голосу его совести, возмущающейся против обмана и насилия. Он возвращает лук, приобретает снова доверие и готов сопровождать Филоктета на родину.

Только появление Геракла на сцене (deus ex machina) и его напоминание, что Зевс и Судьба повелевают Филоктету отправиться под Трою и помочь грекам довершить начатую борьбу, склоняют героя и вместе с ним Неоптолема следовать за греками. Главное действующее лицо трагедии – Неоптолем. Если Антигона по требованию своей совести считает для себя обязательным нарушить волю царя, то по тому же самому побуждению Неоптолем идёт дальше: он нарушает данное обещание и отказывается путём коварства против доверившегося ему Филоктета действовать в интересах всего греческого войска. Ни в одной из своих трагедий поэт не выступал с такой силой за право человека согласовать своё поведение с понятием высшей правды, хотя бы оно противоречило самым хитрым умствованиям (греч. άλλ ? εί δικαια τών σοφών κρείσσω τάδε). Важно, что сочувствие поэта и зрителей к великодушному и правдивому юноше неоспоримо, тогда как коварный и неразборчивый на средства Одиссей рисуется в самом непривлекательном виде. Правилу, что целью оправдываются средства, произносится в этой трагедии решительное осуждение.

В «Эанте» завязка драмы в том, что спор между Эантом (Аяксом) и Одиссеем из-за вооружения Ахилла решен ахейцами в пользу последнего. Он поклялся было отмстить прежде всего Одиссею и Атридам, но Афина, заступница ахейцев, лишает его рассудка, и он в исступлении принимает домашних животных за врагов своих и избивает их.

Рассудок вернулся к Эанту, и герой чувствует себя тяжко опозоренным. С этого момента начинается трагедия, заканчиваясь самоубийством героя, которому предшествует знаменитый монолог Эанта, прощание его с жизнью и её радостями. Между Атридами и единокровным братом Эанта Тевкром возгорается спор.

Совет

Хоронить ли останки умершего, или покинуть их на жертву псам, спор, который решается в пользу погребения.

Главным источником для биографии Софокла служит безымянное жизнеописание, обыкновенно помещаемое в изданиях его трагедий. Важнейший список трагедий Софокла хранится в лавренцианской библиотеке во Флоренции: С.

Laurentianus, XXXII, 9, относится к Х или XI в.; все прочие имеющиеся в различных библиотеках списки представляют копии с этого списка, за исключением, может быть, другого флорентийского списка XIV в.

№ 2725, в той же библиотеке.

Со времени В. Диндорфа первый список обозначается буквой L, второй – G. Лучшие схолии извлечены также из списка L. Лучшие редакции схолий принадлежат Диндорфу (Оксфорд, 1852) и Папагеоргиосу (1888). Впервые трагедии изданы Альдами в Венеции, 1502 г. С середины XVI в. и до конца XVIII в.

господствующей редакцией было парижское издание Турнеба. Брунк (1786-1789) восстановил преимущество редакции Альдов. Наибольшие услуги критике текста и объяснению трагедий оказаны В. Диндорфом (Оксфорд, 1832-1849, 1860), Вундером (Л.

, 1831-78), Шнейдевином, Турнье, Науком, а также Кэмпбеллем, Линвудом, Джебом.

В честь Софокла назван кратер на Меркурии.

Сохранившиеся пьесы:

«Трахинянки» (ок. 450-435 до н. э.)
«Аякс» («Эант», «Биченосец») (между сер.450-х и сер.440-х до н. э.)
«Антигона» (ок. 442-441 до н. э.)
«Царь Эдип» («Эдип-тиран») (ок. 429-426 до н. э.)
«Электра» (ок. 415 до н. э.)
«Филоктет» (409 до н. э.)
«Эдип в Колоне» (406 до н. э., постановка: 401 до н. э.)

«Следопыты».

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Sophocles.php

Творчество Софокла (стр. 1 из 3)

Реферат по искусству театра ученика 9 Б класса школы №1113 Белоусова Ильи.

Москва 2001г.

Биография.

Софокл (496-406гг. до н.э.) – знаменитый древнегреческий драматург, автор многочисленных трагедий. Родился в предместье Афин, в Колоне позднее прославленном им в трагедии “Эдип в Колоне”. Отец Софокла был владельцем оружейной мастерской, человеком состоятельным, давшим сыну хорошее образование.

Рано проявились музыкальные способности Софокла. Известно, что в 480 г. 16-летним юношей он возглавлял хор юношей, эфебов, выступавших на празднике, посвященном победе при Саламине.

Таким образом, Саламин своеобразно связывает судьбы трех великих греческих трагиков: Эсхил был участником знаменитого сражения, Софокл его прославлял, а Еврипид в эти дни родился.

В дальнейшем музыкальные способности Софокла проявились в том, что он сам писал музыку к хоровым партиям своих трагедий, участвовал в подготовке хора. Однако большое уважение современников к Софоклу связано с тем, что его дарования были разносторонни, и он нашел им достойное применение.

Так, в течение своей долгой жизни он выполнял ответственные государственные поручения. Известно, что в 443 г. ему было поручено возглавить финансовую коллегию, руководившую поступлением взносов в союзную казну. А два года спустя Софокл был избран в число стратегов.

В этой роли он принял участие в походе против Самоса, отпавшего от Афин. По свидетельствам современников, Софокл был человеком сильным, физически развитым и не раз участвовал также в гимнастических состязаниях. Благодаря своему авторитету, Софокл нередко привлекался для дипломатических переговоров.

Участвовал он также в дипломатической деятельности. Так, в

411 г. до н.э. уже престарелый Софокл участвовал в работе по пересмотру афинской конституции.

Обратите внимание

Известно, что Софокл был близок со многими знаменитыми современниками, прежде всего с Периклом.

Есть мнение, что падение этого крупного политического деятеля получило свое художественное выражение в трагедии “Царь Эдип”, поставленной вскоре после чумы в Афинах в 429 г. до н.э.

В кругу Перикла Софокл познакомился также с историком Геродотом, философом Архелаем. Не исключается также его общение с кругом философов-софистов, во всяком случае в трагедиях Софокла ощущаются отклики на их идеи и в ряде случаев полемика с ними.

Авторитет Софокла среди современников был столь велик, что он также в течение целого ряда лет выполнял обязанности жреца при храме аттического бога-целителя, а после своей смерти почитался афинянами как герой (полубог) Дексион.

Эсхил.

Эсхил, из Элевсинской общины, 525-456 гг. до н.э., греческий трагический поэт. Сын Еврофориона. Происходил из древнего аристократического рода Афин. Его молодость пришлась на времена упадка Писистратидов и закрепления в Афинах демократического строя.

Эсхил принимал участие в персидских войнах, сражался при Марафоне (где погиб его брат Кинагир). Эсхил одержал всего 13 прижизненных побед и 15 посмертных (что было возможно лишь потому, что в виде исключения его пьесы были допущены к повторным постановкам). На 471-469 гг.

падает первое путешествие Эсхила на Сицилию, ко двору тирана Сиракуз Гиерона I, где он написал пьесу в честь только что основанной дорической колонии Этны — Этна или Этнеянки (Aitnai или Aitnaiai) и заново поставил Персов. По возвращении в Афины соревновался в 468 г.

в трагическом конкурсе с дебютировавшим там Софоклом, который одержал над ним победу. После 458 г. во второй раз уехал на Сицилию. Там он умер в Геле.

Важно

Сохранившаяся надгробная надпись Эсхила единственным основанием для хвалы представляет его участие в Марафонском сражении. Согласно весьма правдоподобной версии, ее написал сам поэт (ни один другой автор не забыл бы творчества Эсхила), и потому эта надпись является важным свидетельством иерархии жизненных ценностей Эсхила.

Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатирических драм, из которых мы знаем 79 названий. Целиком сохранилось 7 трагедий, составлявших школьное чтение в поздней античности, а также ок. 400 отрывков, к которым открытия папирусов постоянно прибавляют все новые. Сюжеты Эсхил черпал у Гомера и из эпического цикла.

Но самой старой из известных нам трагедий Эсхил является не мифологическая трагедия Персы (Persai: 472 г.), представляющая собой вторую часть трилогии.

Первой частью была трагедия Финей (Fineus}, третьей — Главк Понтийский (Gloukos Pontieus); за ними следовала сатирическая драма Прометей, разжигающий, огонь (Prometeus Pyrkaeus).

Эврипид.

Эврипид – древнегреческий драматург. Родился в 480г. до н.э. и умер в 406г. до н.э., за несколько месяцев до Софокла. Первые пьесы Эврипида были поставлены в 455 г. до н.э., и с этого времени он в течение почти целого полувека был самым видным соперником Софокла на афинской сцене. Успеха у современников он достиг не скоро, и успех этот не был прочным.

Идейное содержание и драматургические новшества трагедий Эврипида встречали резкое осуждение у консервативной части афинского общества и служили предметом постоянных насмешек комедии конца V в. до н.э.

Свыше двадцати раз он выступал со своими произведениями на трагических состязаниях, но афинское жюри за все это время присудило ему лишь пять первых призов, последний раз уже посмертно. Зато впоследствии, в период разложения полиса и в эллинистическую эпоху, Эврипид стал любимым трагическим поэтом греков.

Популярность Эврипида в поздней античности отразилась на судьбе его литературного наследия. Из 92 драм, написанных им, до нас дошло девятнадцать (В том числе, одна, принадлежность которой к Эврипиду уже в античность, “Рес”), т. е.

Совет

больше, чем сохранилось произведений Эсхила и Софокла вместе взятых; кроме того, от несохранившихся целиком трагедий дошло большое количество фрагментов, которые в ряде случаев дают представление о ходе действия и идейной направленности соответствующих драм.

Древние жизнеописания Эврипида содержат в себе много вымысла: враждебная полемика комедии сопровождалась обычным в таких случаях у греков «злословием» по поводу личности автора: рассказывали о «низменном» происхождении Эврипида, его физических недостатках, несчастной семейной жизни и т. п.

Читайте также:  Сочинения об авторе сурков

, и все эти выпады комических поэтов, впоследствии принятые всерьез биографами — собирателями анекдотов, лишены исторической ценности. Столь же мало достоверны рассказы о смерти Эврипида, будто бы растерзанного, по одной версии, собаками, а по другой — женщинами, разгневанными на «женоненавистника». Большего доверия заслуживает другая категория сведений, сообщаемых античными авторами. Они рисуют Эврипида уединенным мыслителем-книголюбом. На острове Саламине, где Эврипид родился, показывали пещеру у моря, в которую поэт удалялся для того, чтобы творить. Он был обладателем довольно значительного книжного собрания, а в V в. это еще было редкостью.

В политической жизни Афин Эврипид не принимал активного участия, предпочитая досуг, посвященный философским и литературным занятиям.

Этот непривычный для граждан полиса образ жизни нередко приписывается у Эврипида даже мифологическим героям; так, в несохранившейся трагедии «Антиопа» происходило «состязание в речах» между двумя братьями-близнецами, Зетом и Амфионом, причем первый защищал «деятельную», а второй «бездеятельную» жизнь.

Аристофан.

Аристофан, Aristophanes, ок. 445-ок. 385 гг. до н.э., греческий комедиограф, родившийся в Афинах. Его отец Филипп был не слишком зажиточным поселянином, заполучившим небольшой земельный надел на Эгине как колонист, вероятно, в начале Пелопонесской войны. А. получил достаточно хорошее образование в Афинах. – Приблизительно в 17 лет он уже писал стихи и сочинял музыку.

Написал более 45 комедий: мы знаем все названия и большинство дат постановки, целиком сохранилось 11 пьес. Некоторые пьесы он переделывал и ставил вторично, поэтому сложно определит их число точно.

Аристофан консерватор по своим политическим убеждениям, резко нападал на отдельных политиков, стоявших во главе афинской демократии, однако никогда не выступал против самой демократии.

Древнегреческий театр или великие трагики древности.

Говоря о Софокле или других о драматургах, комедиографах того времени нельзя не упомянуть о самом древнегреческом театре, потому, что с этого все начиналось.

Обратите внимание

Над Афинами, самым большим городом древней Эллады, возвышается холм, на котором белеют прекрасный здания с мраморными колоннами.

Это Акрополь – афинская крепость-святилище, место народных собраний и торжественных празднеств в честь богов, покровителей греческих городов-государств – полисов.

На южном склоне холма, неподалеку от главного афинского храма Парфенона, высечены в скале длинные ряды скамей. Они полукругом сбегают вниз, охватывая подковой широкую площадку и небольшое возвышение за ней.

Это театр Диониса – один из самых больших театров древности. Он окружен южной зеленью, а вместо крыши над ним глубокое синие небо. Около семнадцати тысяч зрителей, почти все население Афин, размещалось некогда на этих скамьях.

Театр уподоблялся святилищу, театральное зрелище считалось важным общественным событием. Греческий актер пользовался особым уважением и почетом.

Во время войн актеры, как жрецы, объявлялись неприкосновенными и нередко выступали в качестве послов и посредников между воюющими.

И это не случайно. Театральное искусство развивалось в древней Греции из религиозного празднества в честь Диониса – бога плодородия и вина.

На этих празднествах, которые устраивались весной во время расцвета природы (Великой дионисии), и осенью, после уборки винограда (Сельский дионисии), выступали хоры наряженных в козлиные шкуры певцов. Они изображали свиту Диониса, несущего людям всей страны радость и веселье.

Важно

Хор исполнял дифирамбы – особые гимны, где прославлялся Дионис и рассказывалось о тяжелых испытаниях выпавших на его долю, о победах бога над врагами. Пение сменялось буйной пляской, безудержным весельем.

Источник: http://MirZnanii.com/a/126574/tvorchestvo-sofokla

Σοφοκλής Софокл (Σοφοκλής Σοφοκλής)

Софокл (май 496 г. до н.э., Колона – 406 г. до н.э.) – второй после Эсхила великий трагик Греции. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н.э.

, пленила зрителей и доставила ему победу над шестидесятидвухлетним Эсхилом, открыв собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии. Его произведения занимали первое место 20 раза.

Софокл родился в Колоне близ Афин. Ещё в 480 г. до н.э., когда ему было только 16 лет, он участвовал в хоре эфебов, выступавшем в честь победы при Саламине.

Благодаря своему отцу, который, вероятнее всего, был человеком среднего достатка, Софокл получил обязательное музыкальное и гимназическое образование. Это помогло поэту в будущем, так как он сам впоследствии сочинял музыку на метрические части своих трагедий.

Софокл был красавцем, законадателем мод, поэтом и даже врачом. Важно заметить, что Софокл был не только драматургом. В молодости он был близок к аристократу Кимону, вождю земледельческой партии, который одержал ряд побед над персами.

Когда на смену Кимону пришёл Перикл, Софокл занял должность казначея государственной кассы, а затем стратега. Вместе с Периклом он принимал участие в походе против Самоса. В 411 г. до н.э. Софокл участвовал в пересмотре афинской конституции после антидемократического переворота. Хорошо известно, что Софокл был другом Перикла.

Считается, что его падение поэт отразил в своей самой знаменитой трагедии “Эдип-царь”, поставленной в 429 г. до н.э.

К кругу Перикла принадлежали также историк Геродот, философ Архелай, с которыми Софокл был близок. Предполагают также, что он общался с софистами, учение которых затем критиковал в некоторых своих трагедиях.

Прожил Софокл 90 лет. В год смерти написал трагедию «Эдип в Колоне».

Очень велики были заслуги Софокла в области театра.

Совет

Он ввёл декоративную живопись, написал трактат о хоре, в котором говорит о его значении в драме, увеличил число хоревтов с 12 до 15, к двум актерам добавил третьего, увеличил диалогическую часть.

Действие драмы стало строго сосредотачиваться вокруг первого лица. Композиция трагедий стала гораздо сложнее, чем у Эсхила, а развязка хорошо подготовлена.

В трагедиях Софокл ставит насущные для его времени проблемы: отношение к религии (“Электра”), божественные, неписанные законы и законы писанные (“Антигона”), свободная воля человека и воля богов (“Эдип-царь”, “Трахинянки”), интересы личности и государства (“Филоктет”), проблема чести и благородства (“Аякс”).

В его произведениях раскрывается духовный мир идеального человека-гражданина. Он изображает людей, совершающих великое.

Сюжеты для своих трагедий Софокл берет из мифов, но выбирает те узлы мифа, которые больше соответствуют его задачам, и объясняет происходящее в соответствии с нравственными образами своего времени.

По свидетельству древних, Софокл написал свыше 120 трагедий, но до нас дошло лишь семь из них: “Аякс”, “Трахинянки”, “Антигона”, “Эдип-царь”, “Электра”, “Филоктет”, “Эдип в Колоне” и большие отрывки из сатировской драмы “Следопыты”, сюжетом для которой послужили мотивы гомеровского гимна Гермесу.

Софокл создал величайший трагический образ – человека чуждого компромиссам, который сам принимает на себя удар и выбирает героическую смерть.

Обратите внимание

Перед Софоклом стояла дилемма: вера в бесконечные возможности человека и трагизм человека, который состоит в неведении. В мире очень много непознанного.

По мнению Софокла, смысл жизни не раскрыт, чем человек умнее, тем труднее ему обуздать себя в мере. Человек не знает границ, отведенных ему в мире.

Интересные факты из жизни

Биографию трёх великих трагиков объединяло Саламинское сражение: Эсхил в нём участвовал, Софокл прославил, а Еврипид в это время родился.

Библиография

Триптолем (468 г. до н.э.)
Следопыты
Аякс (450 – 440 гг. до н.э.)
Трахинянки
Антигона (442 г. до н.э.)
Эдип-царь (429 – 425 гг. до н.э.)
Электра
Филоктет (409 г. до н.э.)
Эдип в Колоне (401 г. до н.э., посмертно)

Экранизации произведений, театральные постановки

Царь Эдип (Oedipus Rex; Италия, 1909), реж. Д. Ди ЛигороЦарь Эдип (Oedipus Rex; Великобритания, 1911), реж. Т. ФренкелАнтигона (Antigone; Швеция, 1960), реж. Х. ДалинАнтигона (Antigoni; Antigone; Греция, 1966), реж. Д. Кацуридес, Г. ДзавелласЦарь Эдип (Edipo re; Италия, 1967), реж. П.

Паоло ПазолиниЦарь Эдип (Oedipus the King; Великобритания, 1967), реж. Ф. СэвиллАнтигона (Antigone; США, 1974), реж. Д. ФридманАнтигона (Antigone; Франция, 1974), реж. С. ЛоренциАнтигона (Antigone; Великобритания, 1984), реж. Д. ТейлорЦарь Эдип (Oedipus the King; Великобритания, 1984), реж. Д.

ТейлорЭдип в Колоне (Oedipus at Colonus; Великобритания, 1984), реж. Д. ТейлорАнтигона (Antigone; Германия – Франция, 1992), реж. Д. Юйе, Ж.-М. ШтраубЦарь Эдип (Oedipus Rex; Япония, 1992), реж. Д. ТейморЦарь Эдип (Edipo alcalde; Oedipus Mayor; Колумбия – Испания – Мексика, 1996), реж. Х.

Али Триана

Источник: https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=103

Софокл

(около 496—406 г. до н. э. ) древнегреческий драматург

Наряду с Эсхилом и Еврипидом Софокл считается великим драматургом Древней Греции, мастером классической трагедии. Известность и слава его были так велики, что и после смерти драматурга именовали heros dexion («муж правый»).

Софокл родился в афинском городе Колоне в семье богатого владельца оружейных мастерских. Высокое социальное положение предопределило судьбу будущего драматурга. Он получил прекрасное общее и художественное образование и уже в юности прославился как один из лучших афинских хоревтов — руководителей хора во время драматических представлений. Позже Софоклу доверили важнейшую в Афинах должность — хранителя казны Афинского морского союза, и, кроме того, он был одним из стратегов.

Благодаря своей дружбе с Периклом, правителем Афин, а также со знаменитым историком Геродотом и скульптором Фидием Софокл сочетал занятия литературой с активной политической деятельностью.

Как и другие греческие драматурги, он регулярно участвовал в соревнованиях поэтов. Ученые подсчитали, что всего он выступал более тридцати раз, причем одержал двадцать четыре победы и только шесть раз занял второе место. Впервые Софокл одержал верх над Эсхилом в возрасте 27 лет.

По словам современников, он написал 123 трагедии, из которых до нашего времени дошло всего семь. Все они основаны на сюжетах древнегреческой мифологии. В основном герои Софокла — сильные и бескомпромиссные личности. Таков Аякс, герой одноименной трагедии, оскорбленный несправедливым решением вождей. Схожим характером обладает и страдающая от любви и ревности жена Геракла Деянира, которая нечаянно стала виновницей его гибели («Трахинянки», 409 г. до н. э. ).

Наиболее значительными являются трагедии Софокла «Эдип-царь» (429) и «Антигона» (443). Изгнанный из своего царства Эдип пытается понять причины такого сурового решения старейшин и погибает, узнав, что стал мужем своей матери. Подобные острые драматичные конфликты позже станут основой эстетики пьес периода классицизма, основой сюжетов в произведениях П. Корнеля и Ж. Расина.

Софокл стремился сделать свои трагедии более динамичными и выразительными. Для этого он придумал расписные театральные декорации, которые помогали зрителям почувствовать драматизм происходящего. До этого все действие объяснял хор, появлявшийся с соответствующими табличками («лес», «дом», «храм»).

Важно

Кроме того, Софокл впервые вывел на сцену не двух, а трех действующих лиц, что позволило сделать их диалог более оживленным и глубоким. В его произведениях актеры изображали порой даже абстрактные понятия: например, в трагедии «Эдип-царь» особый актер играл роль Рока, олицетворения безжалостной судьбы.

Софокл также упростил язык своих пьес, оставив медленный гекзаметр только для хора. Теперь речь героев постоянно менялась, приближаясь к естественному человеческому разговору. Софокл считал, что драматург должен изображать людей такими, какими они должны быть, а не такими, какие они есть на самом деле. Свои взгляды он изложил в не дошедшем до нас трактате по теории драмы и хорового пения. Еще при жизни автора его трагедии были признаны образцовыми, и их изучали в школах. Даже на закате античной эпохи, уже в Древнем Риме, Софокла считали недосягаемым образцом для подражания.

Видимо, поэтому другие драматурги часто использовали его трагедии в качестве источника для своих произведений. Они были гораздо динамичнее и правдоподобнее, чем пьесы его современников. Конечно, авторы разных эпох сокращали их текст, но всегда сохраняли главное — его мужественных и справедливых героев.

Кроме трагедий, Софокл писал и сатирические драмы. Известен фрагмент одной из них под названием «Следопыт».

Источник: http://biografiivsem.ru/sofokl

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector