Краткая биография солоухин

Биография и творческий путь В.А.Солоухина

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997) Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Новоаганская очно-заочная школа» Игнатенко Татьяна Анатольевна
2 слайд Описание слайда:

Награды – орден Трудового Красного Знамени – орден «Знак Почёта» – орден Дружбы народов – Государственная премия РСФСР имени М.

Горького (1979) — за повести и рассказы последних лет «Прекрасная Адыгене», «Трость», «Мёд на хлебе», «Барометр», «Варшавские этюды»
3 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Родился в 1924 году в июне, в селе Алепине в сорока верстах от Владимира, на берегу маленькой речки Ворщи, в крестьянской и, как бы написали чуть раньше, патриархальной семье.


4 слайд Описание слайда:

с. Алепино Ставровского района Владимирской области
5 слайд Описание слайда:

Деревня Алепино, где родился писатель
6 слайд Описание слайда:

Церковь в Алепино, где родился писатель.


7 слайд Описание слайда:

«Неезжая, нехожая сторона… Там и есть Русь». В.А.Солоухин.
8 слайд Описание слайда:

Дом В.Солоухина в деревне Алепино
9 слайд Описание слайда:

Дом В.

Солоухина в деревне Алепино
10 слайд Описание слайда:

Мемориальная доска на доме, где родился В.Солоухин.
11 слайд Описание слайда:

Мать писателя, Степанида Ивановна, знала наизусть довольно много стихов Некрасова, Сурикова, А. К. Толстого. “Не ветер бушует над бором…

“, “Поздняя осень, грачи улетели…”, “Колокольчики мои – цветики степные…”, “Вечер был, сверкали звезды…”, “Вот моя деревня, вот мой дом родной…” и многое другое было схвачено писателем и запомнено наизусть с материнского голоса в четырехлетнем возрасте.


12 слайд Описание слайда:

Владимир Солоухин с матерью
13 слайд Описание слайда:

«Деревенское детство, начальная школа в родном Алепине (сто четырнадцать ребятишек из десятка окрестных деревенек), семилетка в соседнем селе Черкутине, затем Владимирский механический техникум (бывшее Мальцевское училище) и диплом технолога по инструментальному производству. Никто не знает, почему из ста четырнадцати сверстников и сверстниц в начальной школе одного обуяла страсть сочинять стихи» – напишет Солоухин в автобиографии.
14 слайд Описание слайда:

Здании Авиамеханического колледжа в г. Владимире (ул. Дворянская, 27А), где учился русский писатель Владимир Алексеевич СОЛОУХИН .
15 слайд Описание слайда:

На здании Авиамеханического колледжа в г. Владимире установлена памятная доска: «Здесь в 1938 -1940 гг. учился русский писатель Владимир Алексеевич СОЛОУХИН (1924–1997)».
16 слайд Описание слайда:

Дальнейшая судьба молодого человека сложилась так, что он с 1942 года (сразу же после окончания техникума) стал жить в Москве (служил в воинской части) и в 1945 году забрел на занятия самого большого и интересного тогда Литературного объединения. Благодаря этому, после службы в армии, Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт. Работал членом редколлегии журнала «Молодая Гвардия»

17 слайд Описание слайда:

Роза Лаврентьевна – героиня одного из очерков писателя, врач из заполярного Нарьян-Мара, стала его женой.
18 слайд Описание слайда:

Владимир Солоухин с женой и детьми
19 слайд Описание слайда:

Владимир Алексеевич и Роза Лаврентьевна Они прожили вместе сорок три года и ни разу не поссорились – некогда было и причин не было. Владимир Алексеевич очень любил дом и очень радовался, что дождался двух внуков и трех правнуков.
20 слайд Описание слайда:

Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». Русская природа и духовное богатство народа проходит через все произведения писателя.
21 слайд Описание слайда:

В кругу коллег. В.Солоухин второй слева
22 слайд Описание слайда:

Владимир Солоухин за работой
23 слайд Описание слайда:

«Я иду по родной земле…» В июне 1956 Солоухин совершил путешествие пешком по владимирской земле. Написанные на основе реальных впечатлений лирические повести «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (1960) принесли ему широкую известность.
24 слайд Описание слайда:

Важно

В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX-го века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»). Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки.

25 слайд Описание слайда:

Умер Владимир Солоухин в Москве 4 апреля 1997. Похоронен в родном селе Алепино.
26 слайд Описание слайда:

Меняется село, но неизменным остаётся одно: каждый год, вот уже 14 лет, в День Рождения Солоухина здесь собираются его близкие; жена, дочь, друзья, и те, кто видит в произведениях Владимира Алексеевича не только проникновенный рассказ о деревне и её обитателях, но искреннее и живое чувство.
27 слайд Описание слайда:

Произведения. Поэзия: Дождь в степи (1953) Разрыв-трава (1956) Журавлиха (1959) Колодец (1959) Как выпить солнце (1961) Имеющий в руках цветы (1962) Жить на земле (1965) С лирических позиций (1965) Не прячьтесь от дождя (1967) Аргумент (1972) Разрыв-трава (1972) Славянская тетрадь (1972) Седина (1977)
28 слайд Описание слайда:

Проза Рождение Зернограда (1955) Золотое дно (1956) Владимирские просёлки (1957) Терновник (1959) Капля росы (1960) Григоровы острова: Заметки о зимнем ужении рыбы (1963) Мать-мачеха (1964) Письма из Русского музея (1966) Третья охота (1967) Чёрные доски: Записки начинающего коллекционера (1969) Трава (1972) Прекрасная Адыгене (1973) Посещение 3ванки(1975) Приговор (1975) Последняя ступень: Исповедь вашего современника (1976, издано в 1995) Слово живое и мёртвое (1976) Камешки на ладони (1977) Время собирать камни (1980) Продолжение времени (1982) Смех за левым плечом (1989) Древо (1991) При свете дня (1992) Солёное озеро (1994) Чаша (1998, опубликовано посмертно)
29 слайд Описание слайда:

Солоухинские чтения. День памяти писателя.
30 слайд Описание слайда:

Солоухинские чтения. День памяти писателя
31 слайд Описание слайда:

День памяти Солоухина
32 слайд Описание слайда:

Солоухинские чтения. День памяти писателя. Вдова писателя
33 слайд Описание слайда:

Солоухинские чтения. День памяти писателя
34 слайд Описание слайда:

В музее Владимира Солоухина
Бесплатно

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/biografiya-i-tvorcheskiy-put-vasolouhina-2070551.html

Солоухин В.А

Солоухин Владимир Алексеевич (1924 – 1997), поэт, прозаик. Родился 14 июня в селе Алепино Владимирской области в крестьянской семье. Окончив школу, в 1938 – 42 учился в инженерном училище во Владимире, получил специальность механика-инструменталиста. Во время войны Солоухин служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль.

В 1946, опубликовав свои первые стихи в “Комсомольской правде” и осознав свое призвание, поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951. Первый сборник стихотворений “Дождь в степи” появился в 1953.

Затем последовали поэтические сборники “Журавлиха” (1959), “Имеющий в руках цветы” (1962), “Жить на земле” (1965), в которых со временем все усиливалось стремление автора к философскому осмыслению жизни. С 1951 много ездит по стране и зарубежным странам, публикуя репортажи в различных изданиях.

Совет

Первая отдельная книга очерковой прозы “Рождение Зернограда” вышла в 1955; следующая – “Золотое дно” – в 1956. Книга “Владимирские проселки” (1957) привлекла серьезное внимание читателей и критики, получив самые одобрительные отклики. В 1964 опубликовал автобиографический роман “Мать-мачеха”.

Особое место в творчестве Солоухина занимают его художественно-публицистические книги “Письма из Русского музея” (1966) и “Черные доски” (1969). В 1964 – 81 был членом редколлегии журнала “Молодая гвардия”. Живя в Москве, Солоухин не порывал связи с родными местами, тамошними людьми. В 1965 выходит сборник стихотворений “С лирических позиций”.

В 1970-е увидели свет книги “Олепинские пруды” (1973) и “Посещение 3ванки”(1975). В 1980-е – “Время собирать камни” об Оптиной пустыни (монастыре близ г.Козельска) и сборник рассказов и очерков “Бедствие с голубями”. Тема русской природы, духовного богатства народа всегда занимала писателя, писал о необходимости их сохранения и защиты. Умер В.

Солоухин 4 апреля 1997 в Москве. СОЛОУХИН Владимир Алексеевич (14.06.1924-4.04.1997), русский писатель и общественный деятель. Чувством любви к Родине и болью за ее судьбу проникнуты его повести “Владимирские проселки” (1957), “Капля росы” (1960), “Смех за левым плечом” (1984).

Одним из первых поднял вопрос о бедственном положении крестьян, разоренных социалистическими экспериментами. В книге “При свете дня” (1992) показал антирусскую сущность еврейских большевиков, сознательно моривших голодом русских людей, чтобы заставить их подчиниться своей власти.

В книге “Соленое озеро” (1994) вскрыл садизм и патологическую жестокость еврейских большевиков в лице одного из ярких их представителей А. Гайдара. Солоухину принадлежит заслуга одного из зачинателей общественного движения за сохранение национального культурного достояния, исторических памятников и достопамятных мест.

Читайте также:  Сочинения об авторе лиханов

В развитии этого движения большую роль сыграли его книги “Письма из Русского музея” (1966), “Черные доски” (1969), “Время собирать камни” (1980). Солоухин был в числе основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), активным деятелем “Русского клуба”, а в 1990-е одним из руководителей движения за восстановление храма Христа Спасителя. В своей последней опубликованной книге (написанной еще в 1970-е) “Последняя ступень” (1995) остро ставит вопрос о еврейском засилье в России, о стремлении иудейских вождей к мировому господству над человечеством.

Посмертно опубликованы мемуары “Чаша” (1998).

Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997) — русский поэт и писатель. Владимир Солоухин — родился 14 июня 1924 года в селе Алепино (ныне в Собинском районе) Владимирской области в крестьянской семье. Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструменталист. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв». После службы в армии (1942—1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт. Работал членом редколлегии журнала «Молодая Гвардия» (1958—1981), членом редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник». Главная тема творчества Солоухина — русская деревня, ее настоящее и будущее. В своих публицистических произведениях писатель указывает на необходимость сохранения национальных традиций, размышляет о путях развития русского искусства. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована нашумевшая автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В конце 1980-х гг. в статье «Читая Ленина» одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России. В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис — что они являются закономерным продолжением ленинской политики. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX-го века («Последняя ступень», «При свете дня», «Соленое озеро», «Чаша»). Стоя на православно-патриотических позициях, он резко критикует атеизм и интернационализм коммунистической идеологии. Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Награждён орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета», «Дружбы народов», государственными и общественными премиями.

Умер 4 апреля 1997 года в Москве. Похоронен в родном селе Алепино.

Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепине в сорока верстах от Владимира, на берегу маленькой речки Ворщи, в крестьянской патриархальной семье. Деревенское детство, начальная школа в родном Алепине (сто четырнадцать ребятишек из десятка окрестных деревенек), семилетка в соседнем селе Черкутине, затем Владимирский механический техникум (бывшее Мальцевское училище) и диплом технолога по инструментальному производству. Никто не знает, почему из ста четырнадцати сверстников и сверстниц в начальной школе одного обуяла страсть сочинять стихи. Солоухин о себе: Из дополнительных, вспомогательных обстоятельств надо отметить два. Моя мать, Степанида Ивановна, знала наизусть довольно много стихов Некрасова, Сурикова, А. К. Толстого. “Не ветер бушует над бором…”, “Поздняя осень, грачи улетели…”, “Влас”, “Где гнутся над омутом лозы…”, “Колокольчики мои – цветики степные…”, “Вечер был, сверкали звезды…”, “Вот моя деревня, вот мой дом родной…” и многое другое в том же роде было мной схвачено и запомнено наизусть с материнского голоса в четырехлетнем возрасте. К четырехлетнему же возрасту (если не раньше) относится и другое похожее обстоятельство. Моя старшая сестра Екатерина (по-домашнему, нашему, Катюша) повредила тогда позвоночник, упав с лошади, и, будучи целую зиму малоподвижной, много занималась со мной, читая вслух. А книги ее были – большие с картинками однотомники Пушкина и Лермонтова. Тамара, лежащая в гробу (врубелевская, надо полагать), и ангел, летящий по небу полуночи были первыми отпечатками на детской душе. Так что когда в школе пришлось учить по требованию тогдашней школьной программы стихи, то приоритета они не имели. Я был уже, как сказали бы ученые люди,- иммунен. Оспа была привита. В два последние предвоенные года (1939-1940) во Владимирской газете “Призыв” появилось несколько стихотворений студента механического техникума, но, к счастью, в моих бумагах они не сохранились, а достать газеты того времени теперь не просто. Дальнейшая судьба молодого человека сложилась так, что он с 1942 года (сразу же после окончания техникума) стал жить в Москве (служил в воинской части) и в 1945 году забрел на занятия самого большого и интересного тогда Литературного объединения. Проводящими занятия там можно было видеть Луговского, Тихонова, Сельвинского, Антокольского, Щипачева, Коваленкова, а участвующими в занятиях Луконина, Межирова, Гудзенко, Михаила Львова, Юлию Друнину, Недогонова, Наровчатова, Павла Шубина, ну и более молодую поросль. Удивительно не то, что я чему-то научился на занятиях этого Литобъединения, что-то узнал там и понял,- удивительна та быстрота, с которой произошли психологические и прочие перемены.От стихов, о которых мне теперь как-то не хотелось бы и вспоминать, за несколько недель я проскочил путь к стихам, которые мечтал бы написать теперь; приблизившись к шестидесятилетнему возрасту, приходится признаться, что в юности поэту как бы шутя, как бы сами собой удаются такие вещи, достичь которых он стремится потом всю жизнь, обогащаясь знаниями и накапливая опыт. Обращаясь к самой ранней лирике, я вижу, что, конечно, тогда я не смог бы написать “Венок сонетов”, как и многие более поздние стихи (скажем, “Лозунги Жанны д'Арк”), но зато никогда и не возвратить уже той печати непосредственности (пусть граничащей с наивностью), которая лежит на первых стихотворениях и которая, может быть, дороже в поэзии благоприобретенного опыта и умения. Но в целом стихи – самое радостное и дорогое, что было и есть у меня в жизни. Что касается расположения их по разделам, то в этом тоже есть свой смысл и своя закономерность. В первый раздел мне захотелось включить стихи того далекого для меня времени, когда я впервые почувствовал их как свою профессию от Литературного объединения 1945 года до окончания Литературного института в 1951 году. “Дождь в степи”- фактически мое первое стихотворение, опубликованное в “центральной” печати в июне 1946 года. С этим стихотворением я поступал в Литературный институт, оно было моим первым публичным выступлением на большом вечере поэзии в Центральном Доме литераторов в 1947 году. “Дождь в степи” – называлась моя первая стихотворная книжица в 1953 году. Это мой дебют и мое, так сказать, крещение. Поэтому стихотворение “Дождь в степи” открывает четырехтомник. “Как выпить солнце” – особый раздел не только в этом издании, но и в биографии поэта. В 1960 году неожиданно написались четыре стихотворения (“Яблоко”, “Не прячьтесь от дождя”, “Как выпить солнце”, “Полеты”), которые и положили начало этому разделу, а в жизни – целой особенной полосе. Так называемый “верлибр”, или, по-русски говоря, свободный стих, когда отказываются от стихотворного размера, от рифмы, от строфы и вообще от всех признаков привычного традиционного стихосложения. Но ведь стихи есть высшая форма организации человеческой речи. Может ли дезорганизованная речь претендовать на звание поэзии? Дело в том, что до определенной степени речь в свободном стихе вовсе не дезорганизованна. Отсутствие привычных атрибутов восполняется иными средствами: интонацией, внутренними конструкциями поэтической фразы, ритмичными повторами, наконец, смыслом, заключенным в своеобразные, но четкие формулы. Не надо представлять себе дело так, что поэт писал, писал “нормальные” стихи, а потом решил с понедельника писать по-новому. Видимо, какая-то внутренняя логика привела к этому. Стало казаться необходимым и естественным то, что еще вчера могло казаться искусственным и вообще невозможным. Правда, путь свободного стиха полон соблазнов и, в случае, если изменит чувство меры или при желании злоупотребить, чреват самыми тяжелыми последствиями. Но в пределах разумного свободный стих не только допустим, но и интересен новыми возможностями и новой степенью выразительности. Так или иначе, дань была отдана. При возвращении на “стезю” амплитуда колебания потребовала своей жертвы, я бы даже сказал, искупления в виде “Венка сонетов”- формы самой строгой и самой сложной, какая только существует в поэзии, но подробнее об этом – в маленьком предисловии, предпосланном “Венку” на соответствующих страницах этого тома.

Читайте также:  Сочинения об авторе пелевин

Не имея возможности похвастаться широтой и прямизной поэтического проспекта, на который вывели бы меня мои стихи, я могу сказать только, что я шел по земной, вьющейся меж деревьев и трав незамысловатой, но – хочется верить – своей тропе.

Источник: https://sochrulit.ru/biography/solouhin-v

Солоухин Владимир Алексеевич: биография писателя, цитаты, факты из жизни, фото — CleverForever

Владимир Солоухин родился в июне 1924 года в селе Алепино (Собинский район Владимирской области). Он стал десятым ребенком в зажиточной крестьянской семье (родственникам матери Владимира принадлежала мельница). «На Западе ученые люди считают, что первые семь лет жизни человека закладывают фундамент личности и определяют ее дальнейший ход развития. Я должен сказать, что мои первые семь лет были счастливейшими годами жизни. Вокруг меня была российская, доколхозная еще деревня (впоследствии разоренная и уничтоженная), с яблонями и пасеками, с частными лошадьми, со скрипом телег, с колокольным звоном, с праздниками и сенокосами, со светлой речкой Борщей, с грибными переселками, с васильками во ржи».– Владимир Солоухин Интерес к литературе с раннего возраста Владимиру прививает мать Степанида Ивановна — энергичная сильная женщина, сумевшая дать возможность всем своим детям получить высшее образование. Так же в детстве с Владимиром много занимается сестра Екатерина.

Закончив начальную школу в родном Алепино и семилетку в соседнем селе Чекрутино, Владимир с 1938 года учится в Мальцевском училище и в 1942 году получает специальность механика-инструменталиста. В годы учебы Солоухин публикует несколько стихотворений в газете «Призыв».

В 1942 году Владимира призывают в армию, в Полк Специального назначения (ныне Президентский полк). В годы службы в форме «кремлевца» Солоухин усердно посещает различные литературные кружки, где знакомится со многими членами этих объединений. Его стихи замечают и знают.

В июне 1946 года, после публикации стихотворения «Дождь в степи» в центральной печати, Владимир Солоухин принимает решение поступить в Литературный институт имени Максима Горького. Окончив его в 1951 году, Солоухин получает работу разъездного корреспондента в журнале «Огонек».

Обратите внимание

Владимир много ездит по Советскому Союзу, пишет стихи и очерки, публикуется. 1953 году издается первый сборник стихотворений Солоухина, «Дождь в степи», за которым последавали «Разрыв-Трава», «Ручьи на асфальте», «Журавлиха», «Как выпить солнце» и другие.

В 1954 году выходит первая книга очерков Солоухина «Рождение Зернограда».

Объездив полстраны, в 1956 году Солоухин осуществляет свою мечту — пройти пешком по родному краю. За 40 дней Владимир вместе со своей женой прошли 680 километров.

Роза Солоухина, жена Владимира Алексеевича Солоухина:
«Приезжает из командировки и рассказывает: „Ходил по Самарканду, любовался. А не походить ли нам по Владимирской земле?“ И он научил меня дневниковому жанру, он сразу мне говорил, что я буду писать дневники, обучал меня.

Мы вышли просто вдвоем, причем сразу в густой, темный лес, где только волчьи следы были. Останавливались и ночевали в избах, куда приведет, так сказать, нас дорога. Везде мы общались тесно с местным населением. А я записывала каждый день, описывала все эти разрушенные церкви».

Вернувшись из путешествия, в 1957 году Солоухин издает книгу «Владимирские проселки», в которой показана культура русского быта, имеющая удивительную красоту и мудрость. «Владимирские проселки» получили очень одобрительные отклики читателей и критики и принесли широкую известность.

В своих произведениях Солоухин высказывается как патриот, указывает на необходимость сохранения и восстановления национальных традиций, размышляет о искусстве. Огромное место в его творчестве отведено теме русской деревни. Солоухин — один из виднейших представителей «писателей-деревенщиков».

Однажды Солоухин попадает в мастерскую к художнику Илье Глазунову.

Владимир наблюдает как мастер восстанавливает старинные иконы (снимает почерневший слой олифы, открывая под ним подлинное искусство Древней Руси) и завороженный пишет произведения «Письма из русского музея» (1966 год) и «Черные доски» (1969 год), нашумевшие в свое время. Эти книги советского писателя, члена коммунистической партии о иконах и религии, не залеживаются на полках книжных магазинов и вызывают бурные обсуждения в обществе.

В 1974 году Солоухин активно работает, много ездит по России, выступает. Внезапно его самочувствие ухудшается, Владимиру приходится отменять встречи и выступления. Врачи ставят диагноз — рак.

Важно

Уже позже, после удачной операции Солоухин пишет повесть «Приговор», подробно и безжалостно рассказывающую о болезни, название которой в советском обществе старались не произносить.

«Приговор» переходил из рук в руки, книгу читали по ночам, чтобы на следующий день передать другим.

В 1979 году Солоухин в составе делегации советских писателей летит в США на конференцию. Распустив слух о том, что запил, Владимир пропадает из поля зрения членов делегации на два дня.

Конспиративно покинув гостиницу, Солоухин едет в город Вермонт к высланному из России Александру Сложеницыну.

Поставив на карту свое положение и благополучие, Владимир Солоухин прибывает к Сложеницыну (опальному писателю, даже имя которого в те годы нельзя было произносить вслух, за книги которого сажали в тюрьму) в вербное воскресенье.

Помимо занятий литературой Солоухин посвящает большую часть своей жизни сохранению и возрождению культурных ценностей, предметов старины, икон, храмов.

Посетив однажды Оптину Пустынь — некогда богатейшую обитель, в которой находили успокоение Гоголь и Толстой, превратившуюся в тракторную станцию, Солоухин прилагает огромные усилия для ее восстановления.

Так же Солоухин руководит фондом восстановления храма Христа Спасителя в Москве.

«А что такое миллион рублей? Это два танка. Два танка миллион рублей, а на современный истребитель надо уже три миллиона. Ну оружие тоже нужно стране. Но если восстановить храм-это ведь тоже оружие. Это нравственное, моральное оружие.»
– Владимир Солоухин

Владимир Алексеевич Солоухин умер 5 апреля 1997 года. Он был первым, кого отпевали в восстановленном им же храме Христа Спасителя. Похоронен в Алепино.

Присоединяйтесь!

Вход через:

Источник: https://cleverforever.ru/news/view/solouhin-vladimir-alekseevich-sovetskiy-pisatel-i-obschestvennyy-deyatel-iz-sela-alepino-sobinskogo-rayona

Биография

Подробности Категория: Писатели Опубликовано: 01.03.2016 12:03 Автор: Биограф Просмотров: 1740

Солоухин Владимир Алексеевич Родился: 14 июня 1924 года. Умер: 4 апреля 1997 (72 года) года.

Владимир Алексеевич Солоухин (14 июня 1924, село Алепино, Владимирская губерния (ныне Собинский район Владимирской области) — 4 апреля 1997, Москва) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Родился в крестьянской семье. Отец — Алексей Алексеевич Солоухин, мать — Степанида Ивановна Солоухина (в девичестве Чебурова). Владимир был десятым, последним ребёнком.

Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструментальщик. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв».

Совет

После службы в РККА (1942—1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Член КПСС с 1952 года. Был членом редколлегии журнала «Молодая гвардия» (1958—1981), редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».

На Общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года принял участие в осуждении романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Солоухин отметил о лауреате Нобелевской премии, что Пастернаку следует стать эммигрантом: «Он там ничего не сможет рассказать интересного.

И через месяц его выбросят, как съеденное яйцо, как выжатый лимон. И тогда это будет настоящая казнь за предательство, которое он совершил».

В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства.

В начале 1960-х заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Его публикации на эту тему — «Письма из Русского музея» (1966), «Чёрные доски» (1969) — встретили широкий общественный отклик.

Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция.

В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»).

В них, стоя на монархических и православно-националистических позициях[источник не указан 96 дней], он резко критикует атеистическое, интернационалистское, либеральное и коммунистическое мировоззрение[источник не указан 96 дней].

Стихи Солоухина были поначалу традиционными по форме, затем его лирика всё больше приближалась к прозе, он отказывался от рифмы и размера, разделяя стихи посредством синтаксических параллелей и повторений слов и частей предложения. Проза Солоухина по своей ассоциативной структуре и по тому, что действие в ней часто отходит на задний план, напоминает прозу К. Г.

Обратите внимание

Паустовского (о творчестве которого Солоухин отзывался с глубоким пониманием); в этой прозе сочетаются публицистическая документальность и настроенность на природную лирику, исконно-крестьянское, основанное на собственных наблюдениях над жизнью колхозников, и размышлениями на искусствоведческие темы, национально-русское восхищение родиной и её культурными традициями и злободневная критика.

Журнал «Коммунист» в № 2 за 1982 год содержал резкие нападки на писателя, в которых Солоухин обвинялся в «заигрывании с боженькой». Затем кампания против «религиозно-мистических взглядов члена КПСС Солоухина» вылилась в специальное «литературное» постановление ЦК КПСС против писателей-патриотов (июль 1982).

Публичные выступления В. А. Солоухина времён поздней «перестройки» (конец 1980-х годов) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций идеализации дореволюционной России.

В статье «Читая Ленина» Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России.

В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис — что они являются закономерным продолжением ленинской политики.

Статья «Читая Ленина» вызвала жесткую критику даже со стороны соратников Солоухина по антикоммунистическому лагерю. Например, А. Собчак назвал эту статью «грубой подтасовкой» и «недобросовестной, односторонней критикой Ленина»:

Читайте также:  Краткая биография ремарк

Настоящей научной критики ленинских взглядов мы до сих пор не имеем. На смену славословиям приходит подтасовка цитат с целью очернить их автора. Наиболее показательный пример — «Читая Ленина» В. Солоухина.

С моей точки зрения, это грубая подтасовка, извинительная, может быть, лишь потому, что известный писатель никогда научной работой не занимался. Открыл тома Ленина, наткнулся на «страшные» места.

Важно

Человек он эмоциональный… Я тоже читал ленинские тома и мог бы доказать, что цитаты Солоухиным вырваны из контекста. Мы в очередной раз имеем дело с недобросовестной, односторонней критикой Ленина.

Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Оставил большое поэтическое наследие, среди которого выделяется стихотворение «Три черёмуховых дня». Автор в последние годы жизни читал «Черёмуху» со сцены на всех литературно-художественных мероприятиях, куда его приглашали.

В 1990-е годы Солоухин испытал сильное разочарование от перестройки, на которую сначала возлагал большие надежды. Был возмущен реформами (в частности, приватизацией), приводимыми правительством Ельцина — Гайдара — Чубайса и категорически не принял новые демократические порядки:

Солоухин от перестройки многого ждал: свободы слова, освобождения от тех пут, которыми мы были связаны в советское время.

Но потом он очень разочаровался, потому что не оказалось в перестроечное время настоящего национального деятеля, который обратил бы её на пользу страны Солоухин был расстроен, что перестройка не улучшила общего положения дел в стране.

Он был возмущен приватизацией, совершенно не принял новые демократические порядки «В какой же пропасти мы все оказались сегодня, в какой выгребной яме сидим, что те десятилетия насилия и крови, искусственного голода кажутся теперь чуть ли не раем, вызывают ностальгические чувства?» — писал он.

[Демократия —] это ширма, за которой группа людей, называющих себя демократами, навязывает населению свой образ мышления, вкусы, пристрастия. Демократия как цель — абсурд. Это лишь средство для достижения каких-то целей. Ленин, большевики до 17-го года все демократами были. А взяли власть — такую демократию устроили, до сих пор расхлебать не можем.

Был ярым монархистом, носил на пальце перстень с изображением царя Николая II.

Солоухин умер 4 апреля 1997 года в Москве, отпевание прошло в Храме Христа-Спасителя в Москве. Солоухин был первым, кто был отпет в храме после его открытия. Похоронен в родном селе Алепине.

Награды

орден Трудового Красного Знамениорден «Знак Почёта»орден Дружбы народов

Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1979) — за повести и рассказы последних лет «Прекрасная Адыгене», «Трость», «Мёд на хлебе», «Барометр», «Варшавские этюды»

Собрания сочинений

Собрание сочинений в 10 томах. — М.: Голос, 1995 (вышли тома 1—3).Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Русский мир, 2011.Собрание сочинений в 4 томах. — М.: Художественная литература, 1983—1984.

Избранные произведения в двух томах. — М.: Художественная литература, 1974.

Поэзия

Дождь в степи. — М.: Молодая гвардия, 1953.Разрыв-трава. — М.: Молодая гвардия, 1956.Ручьи на асфальте. — М.: Советский писатель, 1958.Журавлиха. — М.: Молодая гвардия, 1959.Колодец. — М.: Правда, 1959.Как выпить солнце. — М.: Советский писатель, 1961.Имеющий в руках цветы. — М.: Советский писатель, 1962.Жить на земле. — М.

: Советский писатель, 1965.С лирических позиций. — М.: Советский писатель, 1965.Не прячьтесь от дождя. — М.: Правда, 1967.Аргумент. — М.: Советский писатель, 1972.Разрыв-трава (1972)Славянская тетрадь (1972)Венок сонетов (1975)Лирика (1975)Седина. — М.: Советский писатель, 1977.

Стихотворения (1982)Северные березы (1990)

Стихотворения (1990)

Проза

Рождение Зернограда. — М.: Правда, 1955.Золотое дно. — М.: Советский писатель, 1956.За синь-морями. (1956).Владимирские просёлки (1958).Терновник (1959).Степная быль (1959).Капля росы (1960).Ветер странствий (1960).Открытки из Вьетнама (1961).Григоровы острова: Заметки о зимнем ужении рыбы (1963).Мать-мачеха (1964).

Времена года (1964).Работа (1966).Письма из Русского музея. — М.: Советская Россия, 1967.Третья охота (1967).Чёрные доски: Записки начинающего коллекционера (1969).Зимний день (1969).Закон набата (1971).Трава (1972).Прекрасная Адыгене. — М.: Советский писатель, 1976.Олепинские пруды. — М.: Современник, 1973.По грибы (1974).

Посещение 3ванки(1975).Приговор (1975).Рыбий бог (1975).Последняя ступень: Исповедь вашего современника (1976, издано в 1995).Слово живое и мёртвое (1976).Камешки на ладони. — М.: Советская Россия, 1977.Под одной крышей. — Ярославль, 1979.Время собирать камни. — М.: Современник, 1980.Мед на хлебе (1981).Продолжение времени (1982).

Совет

Волшебная палочка (1983).Бедствие с голубями (1984).Каравай заварного хлеба (1986).Прийти и поклониться. — М.: Правда, 1986.Смех за левым плечом (1989).Белая трава (1990).Возвращение к началу (1990).Древо. — М.: Молодая гвардия, 1991.Наваждение. — М.: Огонек, 1991.При свете дня (1992).Солёное озеро (1994).

Чаша (1998, опубликовано посмертно).

Песни на стихи В. Солоухина

Благодарствуйте, сударыня» (Т. Ефимов) — исп. группа «Ариэль»«Захотелось быть» (Т. Ефимов) — исп. группа «Ариэль»«Мужчины» (Э. Колмановский) — исп. Мария Пахоменко«Сыплет небо порошею» (С. Березин) — исп.

Эдита Пьеха«Лада» (В. Мулявин) — исп. группа «Песняры»«Чета белеющих берёз» (Э. Колмановский) — исп. Ренат Ибрагимов«Синие озёра» (А. Спаринский) — исп. Эдуард Хиль

«Волки» (В. Медяник) — исп.

Владислав Медяник

Источник: http://biography.su/pisateli/soloukhin-vladimir-alekseevich

Владимир Солоухин

Владимир Солоухин — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Родился 14 июня 1924 года в селе Алепине (ныне Собинского района Владимирской области) в крестьянской семье.

Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструменталист. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв».

После службы в РККА (1942—1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Член КПСС с 1952 года. Был членом редколлегии журнала «Молодая гвардия» (1958—1981), редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».

На Общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года принял участие в обсуждении романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», осуждая автора с официозных коммунистических позиций и требуя его высылки за границу.

В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства.

В начале 60-х заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи.

Его публикации на эту тему встретили широкий общественный отклик.

Обратите внимание

Публичные выступления В. А. Солоухина времён «поздней перестройки» (конец 1980-х годов) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций идеализации дореволюционной России.

В статье «Читая Ленина» Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России.

В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис — что они являются закономерным продолжением ленинской политики.

Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков».

В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция.

В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»). В них, стоя на православно-националистических позициях, он резко критикует атеистическое, интернационалистское, либеральное и коммунистическое мировоззрение.

Стихи Солоухина были поначалу традиционными по форме, затем его лирика всё больше приближалась к прозе, он отказывался от рифмы и размера, разделяя стихи посредством синтаксических параллелей и повторений слов и частей предложения. Проза Солоухина по своей ассоциативной структуре и по тому, что действие в ней часто отходит на задний план, напоминает прозу К. Г.

Паустовского (о творчестве которого Солоухин отзывался с глубоким пониманием); в этой прозе сочетаются публицистическая документальность и настроенность на природную лирику, исконно-крестьянское, основанное на собственных наблюдениях над жизнью колхозников, и размышлениями на искусствоведческие темы, национально-русское восхищение родиной и её культурными традициями и злободневная критика.

Важно

Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Оставил большое поэтическое наследие, среди которого выделяется стихотворение «Три черёмуховых дня». Автор в последние годы жизни читал «Черёмуху» со сцены на всех литературно-художественных мероприятиях, куда его приглашали.

Был удручён и неоднократно говорил о потерях накоплений всей жизни,вызванных фактическим арестом сбережений граждан и их экспроприацией правительством Ельцина-Гайдара.

Умер 4 апреля 1997 года в Москве. Отпевание прошло в Храме Христа-Спасителя в Москве. Владимир Солоухин был первый кто был отпет в храме после его открытия. Похоронен в родном селе Алепине.

Источник: http://bookinistic.narod.ru/soviet_biography/s/solouhin.htm

Ссылка на основную публикацию