Сомов Константин Андреевич — Биография
Константи́н Андре́евич Со́мов (30 ноября 1869, Санкт-Петербург — 6 мая 1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Сын учёного-искусствоведа А. И. Сомова.
Константин Сомов родился в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая.
С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургской Академии художеств: основной курс — до 1892 года, затем, с октября 1894 года, занятия в мастерской И. Репина. В 1894 году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов.
В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. С 1899 года жил в Петербурге.
Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства».
Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н.
Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.
Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».
Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции «Граф Нулин» (1899), «Влюблённые» (1905) и др.
В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств.
В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Санкт-Петербург) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Существует редкий вариант этого издания так называемая «Большая „Книга маркизы“» дополненный ещё более фривольными иллюстрациями.
В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой.
В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, в Третьяковской галерее.
В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс (фр. Boulevard Exelmans) в Париже.
Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.
Душеприказчиком был Михаил Васильевич Брайкевич.
Источник: http://pomnipro.ru/memorypage10839/biography
Сомов Константин
Работа Сомова Константина Андреевича «Интерьер на даче Павловых» была написана в 1899 году. Стиль – символизм. На данной картине мы видим внутреннее убранство одной из комнат на даче Павловых. Изображено совсем немного […]
На данной работе Сомова Константина Андреевича, которая была представлена публике в 1905 году, представлен весенний пейзаж. Картина входит в серию из четырех работ, посвященных четырем временам года. Работа написана в стиле модерн. […]
Портрет великого композитора Сомов написал в числе своих поздних работ. Он собирает все самые яркие характерные черты его художественного стиля. Современники утверждали, что этот портрет стал любимым у Рахманинова. Пианист и художник […]
Все произведения Константина Сомова очень жизнелюбивы, отражают дух эпохи, и в тоже время снабжены неотъемлемой грустью с налетом скепсиса, меланхоличны. Так характеризовал работы Сомова один из самых близких его друзей Александр Бенуа. […]
Данное полотно одно из самых популярных и узнаваемых. Репродукцию можно встретить на страницах книг, новогодних открытках, сувенирной продукции. Такой интерес к картине проявлен неспроста. Пейзаж выполнен весьма искусно. Особенно удалось художнику небо. […]
Художник был мастером старой живописи, и подобную технику он имитировал в собственных картинах. Сомов был настоящим профессионалом, имея очень тонкий художественный вкус и прекрасно разбираясь в истории культуры. Основной направленностью мастера было […]
Константин Сомов родился в семье историка искусства А. И. Сомова. Дом художника был заполнен всевозможными произведениями живописи, искусством дышала вся семья. Образование в изобразительной сфере Константин Андреевич начнёт получать в Академии художеств, […]
Константин Андреевич Сомов – необычный художник. Он олицетворяет собой русский модерн и символизм. Кроме того, что он был живописцем, Сомов создавал графические работы и иллюстрации к книгам такие как, например, “Пикник”. Творчество […]
Картина “На балконе”, принадлежащая кисти известного русского живописца Константина Андреевича Сомова, была написана в 1901 году. Полотно написано масляными красками в стиле символизма. На данный период времени картина является частью обширной коллекции […]
Сомов был настоящим профессионалом. Ему удалось создать огромное количество пейзажей, которые действительно удивляют. На этой картине мы видим осень. Это то самое золотое время, когда деревья уже переодеваются в пестрые наряды, но […]
Источник: https://opisanie-kartin.com/somov-konstantin/
Константин Сомов
?
gospodi (gospodi) wrote,
2011-10-08 12:14:00 gospodi
gospodi
2011-10-08 12:14:00 Categories:
- искусство
- история
- литература
- Cancel
Константин Сомов – пожалуй, самый яркий представитель “Мира Искусства”. Во всяком случае именно его многочисленные рисунки упоминаются тогда, когда речь заходит об этом направлении. Безусловно этому способствовала в первую очередь его тиражная графика – иллюстрации к “Книге Маркизы”. Эмигрировав из России, он не раз обращался к чувственным картинкам – но чаще всего это уже были акварели, или небольшие полотна маслом. Они в последнее время стали появляться в продаже на аукцонах (в первую очередь на аукционе Кристи).
Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус определяли идеальную любовь, как форму религиозного откровения – “Половая любовь есть неоконченный и нескончаемый путь к воскресению. Тщетно стремление двух половин к целому: соединяются и вновь распадаются; хотят и не могут воскреснуть – всегда рождают и всегда умирают. Половое наслаждение есть предвкушение воскресающей плоти, но сквозь горечь, стыд и страх смерти. Это противоречие – самое трансцендентное в поле: наслаждаясь и от вращаясь; то да не то, так да не так”.
Валерий Брюсов, с юности завсегдатай бардаков (он мог зайти туда чуть не сразу после свидания, на котором, по собственным словам, “провел несколько блаженных минут в чистой любви”) в программной статье в журнале “Весы” (1904, № 8) писал: “Страсть – это тот пышный цвет, ради которого существует, как зерно, наше тело, ради которого оно изнемогает в прахе, умирает, погибает, не жалея о своей смерти. Ценность страсти зависит не от нас и мы ничего не можем изменить в ней. Наше время, освятившее страсть, впервые дало возможность художникам изобразить ее, не стыдясь своей работы, с верою в свое дело. Целомудрие есть мудрость в страсти, осознание святости страсти. Грешит тот, кто к страстному чувству относится легкомысленно”.Вячеслав Иванов: “…Вся человеческая и мировая деятельность сводится к Эросу, … нет больше ни этики, ни эстетики – обе сводятся к эротике, и всякое дерзновение, рожденное Эросом, – свято. Постыден лишь Гедонизм”.Если многие символисты, включая Гиппиус, Иванова, Мережковского и даже Бакста, считали секс средством духовного освобождения, то для Сомова, Калмакова и Феофилактова он был просто развлечением, источником телесного удовольствия, не связанным ни с какими высшими ценностями. Николай Калмаков подписывал свои картины с изображениями Леды, Саломеи и одалисок инициалами в форме стилизованного фаллоса. На его декорациях к сцене Храма Венеры в петербургской постановке “Саломеи” (1908) женские гениталии были изображены столь откровенно, что декорации пришлось снять сразу после генеральной репетиции. Николая Феофилактова называли Московским Бердслеем. Он любил изображать полураздетых женщин. Очень знаменит был его альбом “66 рисунков” (1909). Феофилактова высоко ценили Андрей Белый и Валерий Брюсов, который декорировал его рисунками свою московскую квартиру.(Цитаты из книги Игоря Кона.)Сразу же после переезда в Париж у Сомова появился русский натурщик Борис Снежковский, занимающийся боксом (на недавнем аукционе, на котором продавался портрет Снежковского, продавались и его боксерские перчатки). Натурщик был привлечен для создания серии рисунков к повести древнегреческого автора Лонга “Дафнис и Хлоя” – о неопытных влюбленных. Пастух и пастушка, Дафнис и Хлоя, были воспитаны в неведении и совершенно не представляли себе, для чего у людей детородные органы и как они действуют в любви. Влюбившись друг в друга и терзаемы любовным томлением, они обменивались нежными и страстными ласками, но не знали, как утолить свою страсть, пока, после их долгих мук и метаний, опытная женщина не обучила Дафниса. Для издания этой эротической повести Сомову были заказаны иллюстрации, и он искал натуру.Портрет Бориса СнежковскогоТеперь, когда осенью 1929 г. Сомов получил заказ, он сообщает сестре: “Эта работа очень интересная для меня, но трудная, надо уметь хорошо рисовать голеньких, а я не умею”. В декабре он сообщает, что “стал рисовать этюды и наброски с голого тела. Пока нашел одного русского, очень хорошо позирующего и хорошо, но слишком атлетично для Дафниса сложенного, и подговорил его на 10 сеансов”. Теперь ищет девушку. “А мой натурщик, русский, 19 лет, оказался очень умным, образованным и славным. Так заинтересовался своим позированием и моей целью, что попросил меня дать ему прочесть роман Лонгуса…”.Иллюстрация к роману “Дафнис и Хлоя”
Конечно, вершиной сомовской эротики является знаменитая “Книга Маркизы”, которая была выпущена в разных вариантах и переплетах, а также ограниченное количество которой вышло с крайне откровенными по тем временам рисунками.
Так, 3 сентября 1917 года Сомов писал Евгению Сергеевичу Михайлову, мужу своей сестры Анны: “Почти два месяца я красил картинки (мои оттиски к “Книге Маркизы”) для Брайкевича, который мне сделал этот заказ. Нарисовал их около 60 штук. Эта работа довольно легкая сравнительно, хотя иногда медленная и кропотливая. Некоторые оттиски вышли очень удачными”. Одесский инженер Михаил Васильевич Брайкевич был страстным коллекционером; впоследствии в эмиграции он и материально и духовно поддерживал художника, который и скончался у него на руках.Рисунок из “Книги Маркизы”Выдающийся библиофил Эрих Фёдорович Голлербах (1895-1942) писал о ней: «Здесь, как в некоем фокусе, сосредоточился и утончённый ретроспективизм и модный эротизм эстетического мировосприятия, отразился мечтательный культ XVIII века, с его очаровательным бесстыдством, фривольностью и напряжённой чувственностью.
В 2008 в Америке в архиве одного из коллекционеров был найден полный авторский комплект из 122 рисунков к “Книге Маркизы”. Рисунки были проданы на аукционе за 1 миллион 179 тысяч фунтов.
Источник: https://gospodi.livejournal.com/585734.html
Константин Андреевич Сомов биография
Константин Андреевич Сомов (1869-1939)
С многочисленных автопортретов Константина Андреевича Сомова пристально смотрит лицо, отмеченное – почти пораженное – глубокой серьезностью.
А между тем этот художник вошел в русское искусство как мастер очаровательных, забавных, но легковесных “пустячков” галантного жанра из жизни дам и кавалеров XVIII века.
И хотя Сомов был также интереснейшим портретистом и автором прекрасных натурных пейзажей, все же личность его, которая рисуется нам по его письмам и дневникам, безусловно, шире и значительнее того жанра, который он столь решительно избрал. Таков один из глубоких парадоксов сомовского творчества.
Сомов – крупнейший представитель объединения “Мир искусства”, но занимает в нем особое место. Мирискусники имеют множество заслуг перед русской художественной культурой. Они открыли зрителю многое забытое в русском искусстве, высоко подняли культуру книжного оформления, сделали работу художника в театре настоящим искусством.
Словом, были прежде всего универсалами, занимавшимися всем равно усердно. Это качество, однако, не было свойственно Сомову. Он почти ничего не создал для театра, а его работы в книге нельзя отнести к лучшему, что им сделано. Сомов никогда не стремился стать культурным деятелем, подобно его другу Александру Бенуа: он всегда был прежде всего художником.
И хотя всю жизнь остро, болезненно был недоволен собой, но не из-за недостатка широты диапазона своего творчества, а из-за недостаточного, как ему казалось, совершенства в чем-то единственном, что считал главным. А диапазон, поле зрения могли сужаться, и сужались до предела: от узкого мирка прогулок и фейерверков до – в последние годы – уголка комнаты, фрагмента стола, до края зеркала с отражением собственного лица.
Сомов постоянно ставит себя в труднейшие условия, все больше ограничивая сюжеты своих произведений. Его искусство отличается строгой дисциплиной и последовательностью. Одно из проявлений этого – отточенность мастерства. Художник искал совершенства до самой смерти.
В том, что касается твердости рисунка, безупречности контура, изысканности красок – вообще “отделки формы” тщательной, но не засушенной – он на высоте, и мастерство его растет с годами, в поздних работах даже переходя некую границу обычного. Сомова отличает вкус к детали, к отдельным штрихам целого.
Таковы незабываемые красные каблучки миниатюрных туфелек его кавалеров и дам.
Сомов, как истинный мирискусник, любил прошлое, и, как у многих из его друзей, любовь эта возникла еще в детстве. Он родился в семье А.И.Сомова, крупного историка искусства, хранителя Эрмитажа, обладателя большой коллекции старой живописи и особенно графики.
И то, что в детстве Костя Сомов держал в руках рисунки Федотова или старинные гравюры, не прошло для него даром. Он чувствовал себя словно их прямым последователем.
Ретроспективизм художника заключался не в бегстве в прекрасное “вчера”, но скорее в том, чтобы, внимательно вглядываясь в реальный мир, найти в нем незримые, глубоко интимные связи с прошлым, основанные на “внутренней памяти”. В автопортрете 1898 года Сомов изображает себя полулежащим на старинном диване.
Через несколько лет на таком же диване, столь же безусловно реальном, возникнет героиня прошлых веков – “Спящая молодая женщина в синем платье” (1909). Только голова ее безвольно склонена к плечу, глаза закрыты, а художник бодрствует, вслушивается в “голоса минувшего”. В самые натурные его работы бывают неожиданно вкраплены воспоминания.
Акварель “В детской” (1898) с раскрытым окном в сад, детскими игрушками на сундуке выполнена с натуры и, казалось бы, так ясна и проста. Но недаром часы на стене стоят, а фигурки персонажей – женщины и детей – появляются лишь в зеркале. Реальную сцену Сомов увидел как призрак ушедшего детства, на мгновение всплывающий в зеркале дома, где остановилось время.
Сомов получил художественное образование в Академии художеств, в течение трех лет занимался в мастерской И.Е.Репина. Но в 1897 году он бросает Академию. Действительно, в эти годы он уже вполне самостоятельный художник.
Среди его ранних работ – свежий, пленэрный “Портрет Н.Ф.
Обер” (1896) и уже в чем-то только “сомовский” “Портрет отца” (1897), где модель странно застыла, а зеркало, в котором отражение смещено, вносит неожиданный, почти беспокоящий акцент: за спиной человека словно открывается какая-то завеса, о которой он не знает.
Прошлое просвечивает сквозь настоящее. Та же идея вызывает к жизни и “ретроспективные портреты”, героини которых примеряют на себя платья и позы прошлых веков: “Портрет А.К.Бенуа” (1896), “Дама в голубом (Портрет Е.М.Мартыновой)” (1897-1900), “Портрет А.П.Остроумовой” (1901).
Еще в академические годы появляются у Сомова первые “галантные жанры” (“Отдых на прогулке”, “Дама у пруда”, 1896). Круг их сюжетов крайне ограничен, содержание подчеркнуто незначительно.
Все это вызывало известное раздражение у Репина, который никак не мог понять, зачем его талантливый ученик напускает на себя “детскую глупость зеленой травки”. Репин, однако, прекрасно понял намеренность этой ограниченности сомовских жанров.
Сомов – далеко не единственный среди художников рубежа веков, кто превращает человека в марионетку, отказываясь изображать его во всей полноте жизни и души.
Но у Сомова такое бессилие искусства предстает как глубоко осознанный, драматический, но неизбежный факт, которому он бесстрашно следует, все больше подчеркивая кукольность своих персонажей. Особенно драматична “Дама в голубом”.
Художник укладывает свою героиню в схему, в которой у нее нет возможности выразить свою печаль иначе как в условных, изысканных жестах. Контраст горестно сжатых губ дамы в голубом и бессловесной красноречивости ее взгляда и жеста создают здесь образ трагической немоты.
Герои сомовских портретов и композиций скованны, замкнуты в оболочке лица или позы. Взгляды их часто направлены на зрителя, а губы плотно, в ниточку сжаты – они обречены на молчание. В портрете Е.П.Олив (1914) модель с пальцами, сплетенными в замок, напоминает рядом стоящую фарфоровую статуэтку. Трудно поверить, что несколькими годами раньше у Серова та же женщина действительно жила, двигалась. Такой же автоматизм отличает и персонажей жанров Сомова, танцевальная пластика которых сродни тем ужимкам и кривлянью, что помогает вытеснить из сознания неприятные мысли.
Среди наиболее значительных работ Сомова – серия графических портретов, в числе которых портреты А.А.Блока (1907), Е.Е.Лансере (1907), М.А.Кузмина (1909), М.В.Добужинского (1910). В них художник достигает вершины своего мастерства.
Но чем больше внимания уделяет он самой оболочке, “скорлупке” лиц, тем больше они выглядят пустыми, лишенными выражения. Блики на их лощеной поверхности не дают никакой возможности проникнуть в душу – лица буквально становятся отталкивающими.
Но неверно было бы видеть в этом отрицательную характеристику – это не качество изображенных людей, но скорее качество самого изображения. Оно тяготеет к натурализму, но в нем подчеркнута его иллюзорность, фиктивность.
Такая иллюзорность есть и вообще качество сомовского мира, очаровательного именно в своей мимолетности, подобной фейерверку. Персонажам неведом близкий конец – о нем догадывается зритель.
Поэт Михаил Кузмин видел в идиллических сценках Сомова “череп, скрытый под тряпками и цветами”, но, пожалуй, это сказано куда более прямолинейно, чем изображено у самого художника. Он лить изредка прямо указывает на неизбежность (“Арлекин и смерть”, 1907). Скорее сама нота безмятежности гармонии и золотой вечерний свет намекают на то, что это “воздушный замок”.
Но мир Сомова и действительно все больше погружался в мечту. В двадцатые годы жизнь его становится трудной. Возможности частных заказов резко уменьшаются, в театре он не работает, на какую-либо службу не способен.
Настроения печали и ностальгии все чаще прорываются у него рядом с сугубо эротическими сюжетами, к числу которых относятся знаменитые иллюстрации к “Книге маркизы” (1918).
В картине “Фейерверк” (1922) чувством отстраненности и легкой печали, которое раньше внушал Сомов зрителю, наделены уже сами персонажи: так смотрят они на огни и вспышки празднества, к которому сами непричастны, смотрят на другой берег реки.
В 1923 году Сомов уезжает в Нью-Йорк с выставкой руского искусства. В Россию он уже не вернулся, остался в Париже. Парижский период творчества художника все еще недостаточно известен. Он иллюстрирует книги, пишет портреты, любовно и тщательно перебирает предметы в натюрмортах. В эти годы натюрморт для него – жанр почти центральный.
В картине “Натюрморт. Окно. Пейзаж” (1934) само название перечисляет удаляющиеся вглубь объекты изображения. Стол, на котором сверкают стеклянные флаконы, часы и даже переплеты книг, загораживает дверь-окно, верхняя застекленная створка которого распахнута в солнечный свет и зелень листвы.
Свет проникает в темный мир комнаты, но стекло, повернутое под таким углом, что зеркально отражает пейзаж за окном, отталкивает его, исторгает всю “заоконную” действительность вне пространства интерьера.
Створка окна как будто поворачивается на петлях, захлопывается и выбрасывает отражение пейзажа в сам пейзаж, и в этот момент оказывается, что стекла в раме действительно суть зеркала, замыкающие темную тишину комнаты саму на себя.
Сомов скончался в Париже 6 мая 1939 года на руках у близкого друга. Он давно уже был тяжело болен и почти беспомощен. Ему повезло: он не дожил до объявления войны, начала которой так боялся.
Использованы материалы статьи Е.Деготь в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.
——————————————————————————–
КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ СОМОВ (1869- 1939)
Константин Андреевич Сомов родился в Петербурге 18 ноября 1869 года. Он был сыном хранителя Эрмитажа и редактора “Вестника изящных искусств”, знатока живописи и гравюры А. И. Сомова.
С детства мальчик мечтал стать живописцем. Получив общее образование в частной гимназии К. И. Мая, молодой человек поступил в Академию художеств, где с 1894 по 1897 год учился у И. Е. Репина. В феврале 1897 года, не закончив Академию, Сомов уезжает в Париж, а с осени 1899 года надолго поселяется в Петербурге.
Еще в гимназии тесная дружба связала его с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, а позднее с С. Дягилевым – организаторами общества “Мир искусства”.
“Мир искусства” был неоднородной организацией, противоречивой по идейным установкам, как и многие другие художественные группировки, возникшие на рубеже XX века.
Для Сомова в живописи важнейшим и драгоценнейшим был “культ красоты”, который ассоциировался с созерцательным отношением к миру и, прежде всего, к миру вещей. Он наблюдал жизнь из какого-то искусственно созданного им “прекрасного далека”.
Он лишь ‘”любовался” ею, будучи тонким знатоком старины, человеком высокоразвитого вкуса.
Уже в мастерской И. Е. Репина “способный юноша”, как его называл учитель, проявил разные стороны своего таланта. Он рисовал очаровательных арлекинов и дам XVIII века среди искусственных боскетов, и в его маленьких изящных работах возникал любопытный мир прошлого.
“Ярко помню чувство изумления от неожиданности и потом восхищение, когда он принес свой эскиз на заданную Репиным тему “Около пруда”.
Дама в прическе и платье XVIII века стоит спиной к зрителю перед ажурной решеткой и кормит лебедей. Впечатление необыкновенной изысканности в сочетании красок, большой свежести, тонкости и болезненности”, – вспоминает А. П. Остроумова-Лебедева.
В ранней работе “В августе” (1898, местонахождение неизвестно) изображены влюбленные, сидящие у пруда. Фигуры их неподвижны. Холодна и неуютна окружающая природа.
Сильный ветер смешивает ветви и листья деревьев в единую массу и, кажется, что со следующим порывом все улетит в неведомую даль. Пейзаж и фигуры поданы в таком необычном аспекте, что возникает ощущение призрачного сна, причудливой фантазии, ирреальности происходящего.
Картина вызывает чувство тревоги и щемящей тоски. Здесь проявляется близость Сомова к поэзии символистов.
Быть может, не осознавая этого до конца, Сомов с горькой иронией смотрел на окружающее, и в его иронии была жестокая правда. В современной жизни художник почувствовал Дух мещанства. Справедливо замечает С.
Яремич: “… Сомов по своей природе мощный реалист, родственный Вермеру ван Дельфту или Питер де Гоху, и драматизм его положения заключается в раздвоенности, в которое попадает каждый выдающийся русский живописец.
С одной стороны, его влечет и манит жизнь, как самое ценное и восхитительное, с другой стороны, несоответствие общей жизни с жизнью художника отвлекает его от современности в иные области, более далекие, где художник предоставлен самому себе”.
Художник создает свой особый “сомовский” мир. В его маленьких полотнах изображены усталые, забывшиеся в сновидениях дамы в розовых, серебристых шелках, в пышных кринолинах. Влюбленные говорят шепотом, осторожно и незаметно передают записки, украдкой целуются. Сомов любуется и иронизирует над этой жизнью, над этими “игрушечными” чувствами.
В картине “Эхо прошедшего времени” (1903, ГТГ) изображена элегантная дама в платье, похожем на пенистую волну, с газовой наколкой на голове.
Она сидит в несколько искусственной позе и напоминает куклу с большими застывшими глазами, с тонко очерченными бровями и губами. В ее поблекших щеках, припухших веках, в сухой пергаментной коже притаилась старость.
За дверью балкона солнечно и знойно, а в глубине тенистой комнаты холод и сырость. Тлен. “Эхо прошедшего времени” – не ирония, а горечь и печаль.
Тоска, болезненность все больше проступают и в сериях его “арлекинад” (“Фейерверк”, “Пьеро и Коломбина”, “Арлекин и дама”). Критик С. Эрнст писал о Сомове: “От его искусства поднимается острый запах осыпающихся роз и тления”.
Когда же Сомов обращался к портретному жанру, в нем чувствовался ученик И. Е. Репина и достойный современник В. А. Серова.
От Репина у Сомова – умение раскрыть остро индивидуальное, неповторимое в характере человека через жест, позу, мимику, но в интересе
к внутреннему процессу жизни он ближе творчеству В. Серова. “Серия портретных работ Сомова, – писал А. Н. Бенуа, – будет говорить о нашем времени такие же полные и верные слова, как говорят рисунки Гольбейна и пастели Латура”.
Известны многие портретные работы художника: портреты отца – искусствоведа А. И. Сомова (1897, ГРМ), А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901, ГРМ), А. Блока (1907, ГТГ), А. Кузьмина (1909, ГТГ), М. Добужинского (1910, ГТГ), Е. Лансере (1907, ГТГ), В. Иванова (1909, ГТГ), В. Нувеля (1914, ГРМ) и другие.
В знаменитом портрете-картине “Дама в голубом” (1900, ГТГ), где изображена рано умершая художница Е. М. Мартынова, Сомов поднялся до глубокого психологизма. Погруженная в раздумье молодая женщина с книгой в руке стоит на фоне декоративного
пейзажа. Тщательно, плавными мазками кисти, написаны нежное, с тонкими чертами лицо, хрупкие плечи, изящные руки. В облике Марты-новой – обаяние молодости, интеллекта; пленительная женственность сочетается с болезненной утонченностью, душевной усталостью.
Портреты Сомова – яркая страница в развитии реалистического искусства XX века. И не только портреты, но и пейзажи. Пламенеющий ли “Костер”, сюита ли времен года (“Осень”, “Весна”, “Лето”, “Лето. Радуга”) _ все они лирически-проникновенны, романтичны.
Сочетание декоративности и филигранной графичности соответствует обобщенному, порой символическому образу.
Бенуа и Остроумова-Лебедева вспоминали, что особой изысканностью отличалась ювелирная техника художника, орнаментальное мастерство, и, вместе с тем, Сомов восхищал современников декоративным чувством цвета.
В творчестве Сомова видны черты, необычайно характерные для его эпохи, которую так остро оценил и понял один из организаторов “Мира искусства” С.
П Дягилев: “Мы живем в страшную пору перелома; мы осуждены умереть, чтобы дать воспрянуть новой культуре, которая возьмет от нас то, что останется от нашей усталой мудрости. Это говорит история, то же подтверждает эстетика.
Мы свидетели величайшего исторического момента итогов и концов во имя новой неведомой культуры”.
Творчество Сомова отразило сложность и острые противоречия эпохи. Наряду с произведениями, где проявились болезненная утонченность, стремление укрыться от окружающего мира, художник создает мастерские портреты и пейзажи, которые останутся яркой страницей русского реалистического искусства конца XIX – начала XX века. Умер К. А. Сомов в Париже в 1939 году.
Источник: http://artdosug.ru/archives/6600
Константин Андреевич Сомов – Биография художника, известные произведения, выставки
Константин Андреевич Сомов (30 ноября 1869, Санкт-Петербург — 6 мая 1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей объединения «Мир искусства» и одноименного журнала.
Особенности творчества художника Константина Сомова: Константин Сомов известен многочисленными портретными работами, а также картинами и рисунками, изображающими жанровые сценки, воскрешающие жеманный мир придворных балов и маскарадов «галантного» XVIII столетия.
Акварельные работы художника лучше всего демонстрируют его тонкое мастерство.
Самые известные картины и работы Константина Сомова: «Радуга», «Дама в голубом», портрет Сергея Рахманинова, иллюстрации к куртуазному сборнику «Книга Маркизы».
Детство и юность в отеческом доме
Константин Андреевич Сомов родился в 1869 году в именитой дворянской семье. Отец художника преподавал физику и математику, перевел на русский язык сочинения Галилея «Разговоры и доказательства относительно законов движения», позже работал в Эрмитаже.
Мать Константина Сомова, Надежда Константиновна, происходила из дворянского рода Лобановых. Женившись на ней, Андрей Иванович Сомов получил не только приданое в виде четырехэтажного особняка на Екатерингофском проспекте, но и добрую и образованную жену, веселую хохотушку, не чуждую искусствам — Надежда замечательно играла на пианино и пела.
У Сомовых родилось трое детей: Александр (1867), Константин (1869) и Анна (1873). Семья, в которой царили добрые старинные обычаи, почитала живопись и театр, литературу и музыку.
Любовь к искусству у всех детей Сомовых стала неотъемлемой частью воспитания, к которой добавлялось общение с известными художниками и искусствоведами, часто бывавшими в доме.
Андрей Иванович был страстным коллекционером: стены в доме Сомовых были увешаны картинами и рисунками. 22 года он проработал старшим хранителем Императорского Эрмитажа, положил начало новому этапу в истории русского искусствознания.
Константин и Анна получили начальное музыкальное и рисовальное домашнее образование, и даже были серьезно увлечены идеей сделать певческую карьеру.
Начало художественной карьеры
Не имея за плечами завершенного гимназического образования (из престижной петербургской школы Карла Мая Константина забрал отец — мол, сыну не даются естественные науки), — в 1888 году Сомов поступил в петербургскую Академию художеств. А в 1894 году он уже ученик мастерской Ильи Репина.
В 1895-м Сомов принимает участие в первой знаковой для него выставке, организованной Обществом русских акварелистов — «Blanc et Noir» («Белое и черное»). Его рисунки углем, подкрашенные акварелью, были настолько хороши, что Бенуа «…тут же заставил Сережу Дягилева приобрести два из этих этюдов, представлявших плодовый сад в поздние сумерки. С этого момента Костя приобретает у нас значение настоящего художника, только с этого момента мы все, а я в особенности, начинаем ждать от него чего-то замечательного».
Потом был Париж — куда же без Парижа! Здесь в 1897−98 годах Константин Сомов учился в Академии Коларосси, где испытал большое влияние графики западного модерна и живописи французского рококо. Вернувшись в родной Санкт-Петербург, художник погрузился в кипучую художественную жизнь столицы.
Именно тогда его увлекла изящная скульптурная пластика фарфора, который он любил, понимал и много лет коллекционировал. Несколько лет спустя по его моделям на Императорском фарфоровом заводе отливают несколько фарфоровых статуэток, в том числе знаменитую «Даму, снимающую маску» (1906).
«Мир искусства»
В 1898 году Сомов становится одним из учредителей художественного объединения «Мир искусства». Он делает первый шаг в иллюстрации, приняв участие в конкурсе на оформление обложки журнала «Мир искусства». Художник работает много и плодотворно, создавая рисунки для книг. На его счету — «Граф Нулин» Пушкина (1899), повести Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901). Сомов трудится над оформлением журналов «Мир искусства» и «Художественные сокровища России». В 1903 году в Санкт-Петербурге проходит его первая персональная выставка, на которой Сомов представил 162 работы; позже большую часть этой экспозиции показали в Берлине и Гамбурге.
«Книга Маркизы»
Одной из наиболее известных работ Константина Сомова стали эротические иллюстрации к куртуазному сборнику «Книга Маркизы». В этом сборнике, идея создания которого принадлежит австрийскому эссеисту и критику Францу Блею, собрана антология французской эротической литературы 18 века: Вольтер, Казанова, Шенье, Парни — всего около полусотни авторов. Иллюстрации для «Книги Маркизы» Блей заказал Константину Сомову. Первый раз книга была напечатана на немецком языке в издательстве «Hans Von Veber» в 1907 году, позже неоднократно переиздавалась — в частности, в 1918 году в Санкт-Петербурге.
Известный библиофил и художественный критик Эрих Голлербах писал о «Книге Маркизы» так: «Здесь, как в некоем фокусе, сосредоточился и утончённый ретроспективизм и модный эротизм эстетического мировосприятия, отразился мечтательный культ XVIII века, с его очаровательным бесстыдством, фривольностью и напряжённой чувственностью. В смысле художественной идеологии в этой книге нет никакого движения вперёд, никакого искания, но она бесспорно замечательна сама по себе, „как вещь“. […] В графическом творчестве Сомова эта книга является высшим достижением. В истории русских иллюстрированных изданий она, по праву, может занять одно из первых мест».
Сам же Сомов, казалось, не особенно любил иллюстрации к «Книге Маркизы». В его дневнике часто встречаются такие фразы: «она мне надоела, эта графика, в которой я так неловок» и «продажная, несерьезная вещь».
Революция и отъезд в Париж
Революцию 1917 года Константин Сомов не принял, хотя в 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских, а годом позже провел в Третьяковской галерее большую выставку по случаю своего 50-летия.
После свержения царя Николая II Сомов записал в дневнике: «За два дня столько событий. Николай свержен, у нас будет республика. Голова идет кругом. Я так боялся, что останется династия. Видел, как везде сбивали с вывесок царские гербы.
Сегодня утром звонил к Бенуа, советуя ему взять сразу власть в руки в области искусства. Он мне сообщил, то уже что-то зачали Рерих, Гржебин, Петров-Водкин при содействии Горького… Лучше мне не мешаться и жить по-старому, как я жил».
Эмиграция
В 1923 году Сомов выехал в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки», которую успешно провел в 1924 году. В Россию Константин Сомов не вернулся. В январе 1928 года он покупает квартиру в Париже на бульваре Эксельманс. Во Франции художник много и плодотворно работает — пишет портреты, пейзажи, в 1927 году пробует себя в миниатюре и создает серию акварельных работ, участвует в выставках за рубежом.
Дневники Константина Сомова
Всю жизнь Константин Сомов вел дневники, описывая в них свою работу над картинами и рисунками, заказчиков, собственное отношение к выполняемым работам, визиты к друзьям и сердечные переживания. Помимо того, что дневники Сомова являются его достоверным каталогом-резоне, это еще и глубоко личный рассказ об отношениях с возлюбленными художника — весьма эротичный и эмоциональный.
Первый том «Дневников» Сомова вышел в свет в 2017 году; предполагается, что будет издано порядка 8 томов.
Историк-искусствовед Павел Голубев, который на протяжении десяти лет занимался расшифровкой и восстановлением текстов Сомова, отмечал: «…сексуальность Сомова нашла выражение в его искусстве.
Без осознания того факта, что Сомов был гомосексуалом, без понимания того, какую роль чувственность играла в его повседневности, мы не поймем специфики его художественного творчества».
Личная жизнь Константина Сомова: мужчины
Отсчет романов Константина Сомова стартовал еще со времен учебы в школе Мая — тогда его нежная привязанность к однокашнику Дмитрию Философову, возможно, и были истинной причиной того, что отец забрал его из гимназии. Будучи одним из учредителей «Мира искусства», Константин Сомов часто сталкивался со своим школьным увлечением. Чувства так и не вспыхнули вновь — сердце Философова было занято его двоюродным братом, Сергеем Дягилевым. «Несмотря на то, что с Дягилевым Сомов будет много сотрудничать, некоторая неприязнь сохранится на всю жизнь» — писал Игорь Кон. На рубеже веков интим для Сомова был, пожалуй, только развлечением; разгульный декаданс, царивший в обществе, способствовал его наклонностям.
Еще одним близким другом Сомова был Вальтер Нувель. Организатор музыкальных вечеров и мероприятий «Мира искусства», член редакции журнала общества, Нувель практически весь свой досуг проводил с Сомовым. Однако дорогу Сомову опять «перебежал» Сергей Дягилев, и Нувель, дабы посластить горькое расставание, познакомил Сомова с поэтом Михаилом Кузминым. Позже случился роман с 31-летним танцовщиком-любителем Николаем Позняковым, которого художник увлеченно рисовал: до нас дошло пять его портретов, выполненных в разных техниках.
Сердечный друг. Миф
В сентябре 1910 года Константин Сомов познакомился с юным натурщиком, Мефодием Лукьяновым. Мефодию — или Мифу, как его называли друзья — в ту пору исполнилось 18 лет. Миф был для Сомова не только другом и помощником — со временем он стал его «сыном, братом и мужем» и поселился в доме Сомовых. Короткий роман Сомова с Вальполем — британским писателем Хью Уолполом, который в 1916−17 годах также жил в доме Сомовых, — не разрушил, а еще более укрепил отношения Сомова и Мифа.
После революции Лукьянов эмигрировал первым; в 1922 году он узнал, что болен туберкулезом, и правдами и неправдами уехал в Париж, к тамошним докторам. Сомов и Лукьянов вновь встретились три года спустя.
К тому времени Миф купил ферму в нормандском местечке Гранвилье, занимался разведением и продажей кур, уток и кроликов. Живописные пейзажи, свежий воздух, тишина и несложная работа продлили жизнь Мефодия. Сомов часто наезжал к нему в гости из Парижа; их жизнь была семейной, неспешной и уютной.
Однако весной 1931 года туберкулез начал брать свое: у Мифа начались обострения, он слег. В феврале 1932 года Сомов писал своей сестре Анне Михайловой: «За эти тревожные дни я так много передумал о Мефодии, о том, что я часто был очень гадким, жестоким.
Что все его вины — маленькие, ничего не значащие и что у меня просто придирчивый нрав. Что меня никто так не любил, как он».
И месяц спустя: «Вчера, лежа на тюфяке, на полу у его постели, я пытался мысленно молиться — это я! вроде: Боже, если ты существуешь и печешься о людях, докажи, спаси мне Мефодия и я поверю в тебя! Но … это слабость моя! Разум, логика, видимость — все против существования бога милостивого и умолимого…»
Последними словами Мифа, обращенным к Сомову, были «Костя… до свиданья».
Душеприказчик. Михаил Брайкевич
Одним из больших поклонников таланта Константина Сомова был Михаил Васильевич Брайкевич. Выпускник Института путей сообщения, талантливый инженер, Брайкевич работал на многих императорских стройках. Он жил в Одессе и был уважаемым и известным человеком. В 1911 году женился на дочери Андрея Андреевича Бунге, председателя правления Русско-Бельгийского металлургического общества, и возглавил одесский филиал компании. В 1917 году Брайкевича назначили городским головой; под его руководством Одесса пережила тяжелые годы Революции и гражданской войны.
А еще Брайкевич был страстным почитателем работ русских художников, «мирискусников».
Увлеченный коллекционер, вице-президент Одесского общества изящных искусств, он всегда заявлял, что покупает картины не только для себя лично, но для того, чтобы создать собрание, предназначенное в дар Одессе. В 1920 году, собираясь в эмиграцию, Брайкевич оставил более ста картин Новороссийскому университету.
Сегодня они составляют часть собрания Одесского художественного музея. Здесь есть и своя «Радуга» наряду с пленительными «галантными сценками» и пейзажными работами, созданными художником в начале прошлого века, а также портретами самого Михаила Брайкевича и его дочери Татьяны. Последние были подарены музею сестрой Татьяны — Ксенией Филдинг-Кларк — в 1976 году.
Как писал Михаил Брайкевич в воспоминаниях о Сомове, «…дружба наша началась в далекие довоенные годы, крепла с годами и ни разу не нарушилась размолвкой… Я помню, с каким волнующим нетерпением я ждал, когда Сомов уходил из своей петербургской гостиной в соседнюю туалетную комнату, где он хранил для себя посвященные природе этюды ранней молодости, часто потому, что они ему самому пришлись особенно по сердцу, для того, чтобы отобрать две, три вещи для меня. И какие это были сокровища! Сомов, с не меньшим правом, чем Серов и Левитан, может считаться тонким поэтом русского пейзажа».
Переселившись в Лондон, Брайкевич не оставлял своих пристрастий и начал собирать новую коллекцию работ художников «Мира искусства». В 1931 году он приехал к Сомову в Париж, где купил несколько работ, а также заказал художнику портрет дочери Татьяны.
О коллекциях Брайкевича, в том числе о той, что досталась Ашмолианскому музею при Оксфордском университете — читайте в специальной публикации Артхива.
Последние годы жизни
Париж стал домом Константина Сомова до самой его кончины в 1939 году; он умер на руках своего друга, Михаила Васильевича Брайкевича и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Брайкевич оплатил бессрочное пользование землей для могилы друга, а также стал душеприказчиком Константина Андреевича.
Рекорды продаж картин
В 2006 и 2007 годах работы Константина Сомова поставили рекорды на торгах русского искусства Christie’s в Лондоне: картина «Русская пастораль» (1922) была продана за рекордную тогда для работ художника сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. Годом позже еще одна работа Сомова — «Радуга» — ушла с молотка за 3 миллиона 716 тысяч фунтов при стартовой цене 400 тысяч фунтов.
Источник: https://artchive.ru/konstantinsomov
Художник Сомов Константин Андреевич: биография, творчество
Константин Андреевич Сомов родился 18 (30) ноября 1869 года в Санкт-Петербурге. Его отец Андрей Иванович Сомов – математик по образованию – долгое время был хранителем Эрмитажа.
Мать – Надежда Константиновна Сомова (в девичестве Лобанова) – занималась домом и детьми, была хорошим музыкантом и широко образованным человеком. В семье было трое детей. Старший брат Константина Александр служил в Министерстве финансов.
Младшая сестра Анна – певица и дизайнер. Про Анну известно, что она училась живописи дома под присмотром брата Кости.
Андрей Иванович первым распознал в сыне будущего великого художника и настойчиво прививал ему любовь к живописи.
Этому во многом способствовало большое количество рисунков, гравюр и картин, которые хранились в доме Сомова. Маленький Костя начал рисовать с шести лет.
Как вспоминал уже после смерти Сомова Александр Бенуа, «главным своей художественной культуры Сомов был все же обязан той среде, в которой он вырос».
В 10 лет Костя Сомов поступил в гимназию Карла Мая в Санкт-Петербурге.
Там он познакомился и с будущим художником Альбертом Бенуа, с которым будет дружить всю свою жизнь, и с будущим пианистом и композитором Вальтером Нувелем, и с будущим публицистом и литературным критиком Дмитриев Философовым. Все они впоследствии участвовали в основании художественного объединения «Мир искусства» и в создании одноименного журнала.
После гимназии в 19 лет Константин Сомов учился в петербургской Академии художеств. Затем он посещал занятия в мастерской Ильи Репина, а впоследствии, уехав в Париж, занимался в Академии Коларосси, где усвоил уроки модерна и французского рококо.
Костя Сомов подростком и юношей часто бывал за границей с родителями. Он посетил Париж, Вену, Грац. Когда ему исполнился 21 год Константин путешествовал с матерью по Европе, побывав в Варшаве, Германии, Швейцарии, Италии.
В 25 лет в Германию и Италию он ездил с отцом.
Февральская революция 1917 года обрадовала Константина Сомова, но октябрьскую он встретил сдержанно, не находя себе места в новом политическом устройстве. У Сомова была охранная грамота на его антикварную коллекцию, однако, впоследствии все предметы искусства были национализированы. В 1919 году в его особняке был открыт Музей мебели, а картины в 1920 году переданы в Румянцевский музей.
В 1918 году в возрасте 49 лет Константин Сомов получил должность профессора Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских.
В 1923 году, когда Сомову было 54 года, он отправился в Америку для организации выставки русских художников.
Больше года он работал над выставкой, где, в том числе, было представлено 38 его работ, и в Россию больше не вернулся.
С 1925 года художник Константин Сомов постоянно жил во Франции – какое-то время у своего близкого друга и постоянной модели Мефодия Лукьянова в Нормандии, потом в Париже, где приобрел квартиру на бульваре Эксельманс.
Во Франции Константин Сомов не только занимается творчеством, но и активно участвует в общественной деятельности, пропагандируя русское искусство. Он вел активную общественную жизнь, посещает выставки, концерты и спектакли, и обучает молодых художников.
Константин Сомов скоропостижно скончался от болезни сердца в возрасте 69 лет. Художник похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.
Константин Сомов был востребованным художником и в дореволюционной России, и в эмиграции. Впервые работы Сомова появились на выставке Общества русских акварелистов в 1894 году.
Его первая персональная выставка была организована в Петербурге, когда художнику было 34 года. На ней было представлено 162 работы Константина Сомова. В этом же году 95 произведений было показано в Гамбурге и Берлине. Художник регулярно показывал свои работы на выставках «Мира искусств», его работы были представлены на берлинском и венском «Сецессионе» и на парижском Осеннем Салоне.
К 50-летнему юбилею художника в 1919 году прошла его персональная выставка в Третьяковской галерее.
Работы Сомова находятся в собраниях лондонской галереи «Тейт», нью-йоркского музея «Метрополитен», хельсинкского «Атенеума», в постоянных экспозициях Третьяковской галереи в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге. Многие картины Сомова куплены частными коллекционерами.
Кстати, Константин Сомов стал самым востребованным художником на мировых аукционах.
Его картина «Русская пастораль», которую он написал в 53 года, на аукционе «Кристис» в 2006 году продана за рекордную сумму в 2 млн 400 тыс. фунтов стерлингов.
Рекорд был побит в 2007 году на аукционе «Кристис» в Лондоне все тем же Сомовым – его картина «Радуга» продана за 3 млн 716 фунтов при стартовой цене в 400 тыс. фунтов.
Манеру художника-модерниста можно определить как ретроспективизм, элегичность, изысканность.
Его близкий друг Александр Бенуа, который в 1898 году написал о Сомове статью в журнал «Мир искусства», впоследствии писал, что на творчество Сомова повлияла английская и немецкая графика (Бердслей, Кондер, Гейне) и французская живопись 18 века, «малые голландцы» и русская живопись первой половины 19 века. Константин Сомов не видел ничего нового в творчестве передвижников, как и в признанных мэтрах типа Сезанна, Гогена и Матисса, и погрузился в атмосферу рококо 18 века.
Особый интерес Константина Сомова вызывал пейзаж, который он прорисовывал и на портретах, и на жанровых сценках. В его картинах гармония цвета и фактуры передает идиллический и одухотворенный образ природы.
В работах Сомова широко представлены все виды эротизма – шутовская и скоморошеская в галантных пейзажах и эротика обнаженного мужского тела в портретах. Сам художник считал, что искусство немыслимо без эротической основы.
Константин Сомов – признанный мэтр портретного жанра. Его портреты передают не только внешность героя, но заглядывают в душу, открывая потаенные тайны и показывая всю подноготную. За свою жизнь Сомов создал огромное количество портретов.
Героями его работ были родители; друзья детства; известные и малоизвестные люди. В Третьяковской галерее есть потрет художницы Евгении Мартыновой «Дама в голубом», над который художник работал три года.
Это произведение по праву считается вершиной творчества художника.
Сомов создает новый тип портрета – ретроспективный. Своих современников он пишет в платьях ушедших эпох, на фоне старых парков.
Кисти и карандашу художника принадлежат портреты Вячеслава Иванова, Александра Блока, поэта Михаила Кузмина, художников Евгения Лансере и Мстислава Добужинского, композитора Сергея Рахманинова и многих других. Константин Сомов написал много автопортретов. На них мы видим его в разном возрасте – от юноши до пожилого импозантного человека.
Сомовские пейзажи всегда наполнены воспоминаниями о родном крае, с которым ему пришлось расстаться в эмиграции. Он писал и с натуры, и по памяти то, что ему было дорого – радугу, осень, летние сумерки, лес и поля.
Константин Сомов показал России и всему миру стилизованные под 18 век галантные картины и этюды. Это было новое слово в искусстве – стилизация и гротеск. Его иронический мир населен любовниками и любовницами, арлекинами и целующимися парочками.
Уже в названиях работ заложена та сказка и загадка, которая манила Сомова всю его жизнь, – «Арлекин и дама», «Язычок Коломбины», «Влюбленные.
Вечер», «Арлекин и смерть», «Остров любви», «Волшебница», «Галантная сцена», «Волшебный сад», «Волшебство», «Синяя птица».
Константин Сомов был востребованным оформителем. Он участвовал в оформлении журналов «Мир Искусства», «Парижанка» и других периодических изданий. Он создал иллюстрации к «Графу Нулину» А.С.
Пушкина, повестям Николая Гоголя «Нос» и «Невский проспект», обложки к поэтическим сборникам Константина Бальмонта «Жар-птица.
Свирель славянина», Вячеслава Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги Александра Блока «Театр».
В 1929 – 1931 гг. уже в эмиграции Сомов проиллюстрировал «Манон Леско» и «Дафниса и Хлою» для издательства «Трианон». Для иллюстрации «Дафниса и Хлои» он близко сошелся с молодым боксером, который на долгое время стал героем ряда его работ и постоянным компаньоном.
Любителям букинистики Сомов известен как оформитель наиболее полного издания «Книги маркизы» Франца фон Блея, вышедшей в 1918 году в Петербурге, для которой художник не только создал фривольные и эротические иллюстрации, используя типичный для 18 века черно-белый силуэт, но и участвовал в подборе текстов. Оформленная Сомовым «Книга Маркизы» по праву считается одной из вершин русской книжной графики.
«Фарфоровая болезнь»
В 1900-х годах Сомов начал сотрудничать с Императорским фарфоровым заводом. Константин Сомов, который коллекционировал фарфоровые скульптуры, имел с фарфором особые отношения, «фарфоровую болезнь». Композиции «Влюбленные», «На камне», «Дама с маской» – стали классикой фарфорового искусства и до сих пор имеют большой успех среди ценителей.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-959108-hudozhnik-somov-konstantin-andreevich-biografiya-tvorchestvo