Краткая биография тик

Людвиг Тик (Ludwig Tieck, 1773—1853)

Людвиг
Тик — один из наиболее талантливых
прозаиков немецкого романтизма. В
отличие от Ф. Шлегеля и своего друга
Вакенродера он не занимался разработкой
теоретических вопросов. Его стихия —
непосредственное художественное
творчество. Тик вошел в историю немецкой
литературы прежде всего как талантливый
новеллист.

Он создал жанр романтической
новеллы-сказки, превосходно передающей
романтическое восприятие мира. Тик
писал также романы, драмы, издавал
произведения немецких миннезингеров
и драматургов XVI—XVIII вв., а также Шекспира,
Клейста, Ленца, перевел на немецкий язык
«Дон Кихота» Сервантеса, руководил
Дрезденским театром и т. д.

Деятельность
его была многогранна и плодотворна,
особенно в первый период, когда он был
тесно связан с иенским кружком,

Обратите внимание

Тик
родился в Берлине в семье состоятельного
канатного мастера. В гимназические годы
он растет вольнодумцем. Застойный
характер немецкой бюргерской жизни
усиливает интерес Тика ко всему
необычному. Его влечет романтика «Тысячи
и одной ночи». Первые произведения Тика
свидетельствуют о его увлечении экзотикой
стран Востока.

В значительной мере
книжный характер носит его роман «Вильям
Ловель» (William Lovell, 1795—1796). Однако в нем
чувствуется уже дыхание жизни. Тик
показывает пагубность индивидуалистического
взгляда на мир, навеянного ложно понятой
философией субъективного идеализма.

Главный герой романа — молодой англичанин,
отправляющийся в Европу для получения
образования. Однако Ловель проводит
дни не в учении, а в праздности, заводит
связи с порочными женщинами, постепенно
морально деградирует.

Оправдание своему
поведению он ищет в фихтеанстве, опошляя
его смысл Систему Фихте Ловель
истолковывает в духе самого необузданного
эгоизма. «Я сам единственный закон во
всей природе», «произвол — вот признание
свободного человека», — считает ои.

Руководствуясь подобными положениями,
Ловель приходит к отрицанию возможности
существования каких-либо общезначимых
человеческих моральных норм. Любые,
даже самые преступные действия кажутся
ему совершенно законными. Опускаясь
все ниже, герой романа получает в конце
концов возмездие за все свои преступления.

Плодотворный
романтический период в творчестве Тика
начинается в 1797 г., когда выходят в свет
три тома его «Народных сказок, изданных
Петером Лебрехтом» (Volksmärchen, herausgegeben von
Peter Lebrecht).

Здесь опубликованы такие его
известные произведения, как шуточная
комедия «Кот в сапогах», новелла
«Белокурый Экберт», пьесы «Мир наизнанку»,
«Принц Цербино». В сборник вошли переделки
немецких народных книг XVI в. (рассказы
о шильдбюргерах, история прекрасной
Магелоны и др.).

Не только Тик, но и многие
другие романтики охотно использовали
сказочную форму. Сказка позволяла им
романтизировать действительность,
широко и свободно вводить в повествование
свою романтическую мечту.

Важно

Сказка —
излюбленный жанр писателей романтической
настроенности, ибо она в наибольшей
степени отвечает специфике романтического
миропонимания.

Тик
резко критикует жизнь «механическую»,
лишенную духовного начала. Мишенью его
насмешек оказываются немецкие филистеры,
влачащие растительное существование,
чуждые серьезных духовных запросов. Он
не щадит также писателей-рационалистов
типа Иффланда и Коцебу, которые,
пренебрегая спецификой искусства,
требуют от художника прежде всего
назидательности.

Тусклой
жизни бюргеров с ее мелочными интересами
Тик противопоставляет полный чудес,
тайн мир природы, во всем противоположный
бездуховному филистерскому бытию.
Растения и животные в сказках Тика
одухотворены, наделены чувствами живого
человека. Они разговаривают, плачут,
смеются. Поэтому кажется вполне
естественным их участие в драматургии
Тика в роли действующих лиц («Принц
Цербино»).

В
своих сказках Тик идеализирует также
докапиталистические формы общества.
Его привлекают патриархальные отношения,
когда человек жил по законам души и
сердца, когда черствый материальный
расчет еще не калечил человеческую
жизнь. Золото рисуется Тиком как сила
злая, губительная.

Для
антибуржуазных настроений Тика весьма
показательна новелла «Белокурый Экберт»
(Der blonde Eckbert, 1796), одно из лучших его
произведений. Здесь идеализируется
жизнь на лоне природы и раскрываются
гибельные последствия своеволия и
погони за богатством.

Все
злоключения Берты произошли оттого,
что она восстала против своей судьбы и
польстилась на золото. Еще будучи
маленькой девочкой, она сбежала из
родительского дома, не желая выносить
издевательств недоброго отца.

Берту
приютила старушка (в действительности
колдунья), живущая в очаровательном
лесном уединении. Берта могла быть
счастливой, но ее душевный покой нарушила
птичка, несущая изумруды. Берта похищает
ее. Но неправедно нажитое богатство не
приносит ей счастья. Внешне ее жизнь
устраивается блестяще.

Берта замужем
за рыцарем — Белокурым Экбертом, но
совесть ее страдает. Однажды она
рассказала свою историю другу своего
мужа, Вальтеру. Экберт, боясь, что Вальтер
разгласит семейную тайну, убивает его.
Начинается кровавое возмездие за
своеволие, за попытку избежать своей
судьбы.

Совет

Берта умирает, Экберт, узнав,
что за образом Вальтера скрывалась
зловещая старуха, а Берта была его родной
сестрой, сходит с ума.

Завлекая
читателя в мир чарующей сказки, Тик
развивает в своей новелле идеи, чрезвычайно
типичные для умонастроений немецких
романтиков консервативного направления.
Он внушает фаталистический взгляд на
жизнь.

Каждый человек, по его мнению,
находится во власти рока, и его попытки
изменить предопределенный свыше
жизненный путь приводят к трагическим
последствиям. Тик обрекает человеческую
личность на пассивность, проповедует
смирение как высшую нравственную
добродетель.

Эти идеи получат в дальнейшем
широкое распространение в творчестве
гейдельбергских романтиков (Брентано,
Эйхендорф). Тик стремится также развенчать
кумир людей-собственников— золото. Оно
источник всякого зла. Это оно навело
Берту на соблазн, заставило ее поменять
покой лесного уединения на шумную
светскую жизнь.

Развенчивая силу денег,
Тик и другие писатели немецкого романтизма
поднимали тему, которая подвергнется
глубокому исследованию в творчестве
критических реалистов.

Чрезвычайно
показательна для романтического
мировосприятия Тика его комедия-сказка
«Кот в сапогах» (Der gestiefelte Kater, 1797). Она
выдержана в стиле фьяб1 Карло Гоцци.
Прихотливая фантазия автора, дух
романтической иронии разрушают в ней,
казалось бы, самую структуру
драматургического жанра.

В основу сюжета
Тиком положен обработанный Перро
народный рассказ о том, как кот доставил
своему господину, обделенному завещанием,
замок и царство. Однако не эта сюжетная
линия интересовала Тика.

Ему хотелось
показать, как современная здравомыслящая
публика, воспитанная на нравоучительной
драматургии Иффланда и Коцебу, будет
реагировать на такое необычное
представление. Поэтому Тик изображает
не только то, что происходит на сцене,
но и что совершается в зрительном зале.

А тут настоящий бунт! Солидные зрители
возмущаются тем, что их «угощают»
какой-то детской пьесой, лишенной
назидательности. Особенно активен в
своем протесте некто Беттхер. В его
образе запечатлены черты реального
лица, некоего Бёттингера, страстного
почитателя сентиментальной мещанской
драмы.

Обратите внимание

Чтобы успокоить волнующийся
партер, автор произносит речь и вводит
в действие укротителя с флейтой. Не
остается безучастным к происходящему
и кот Гинце. Он прогуливается по сцене
и пытается отвлечь взбунтовавшуюся
публику от тревожащих ее мыслей. Остроты
его не всегда достигают цели, и тут
вмешивается сам Тик, подсказывая, когда
следует смеяться.

В
комедии Тик высмеивает не только
филистеров от искусства, он делает
выпады против феодальных порядков.
Главным противником добродушного
Готлиба, хозяина кота, является страшилище
Пугало-Закон, в действительности
воплощение феодального беззакония. От
него страдает народ, несущий непомерное
налоговое бремя.

Но развязка пьесы
оптимистична. Отважный Гинце одерживает
над страшилищем победу, проглотив его.
В обществе торжествуют принципы свободы
и равенства. Однако эти перемены возмутили
консервативно настроенную и трусливую
публику. Она стала кричать, что «пьеса
революционна» и недостойна быть
представленной на сцене.

Тем
не менее не следует преувеличивать
революционность Тика. Его бунт против
феодального произвола носит чисто
словесный характер. Это скорее защита
права писателя на раскрытие любой темы
в творчестве, даже на изображение
революции, чем призыв к изменению устоев
современного общества. Тик «бьет» прежде
всего по консервативности эстетического
сознания филистеров.

Для
миропонимания Тика характерна также
новелла «Руненберг» (Der Runenberg, 1802). В ней
по существу те же мотивы, что и в «Белокуром
Экберте», — идеализация патриархальных
отношений, осуждение своеволия и жажды
обогащения. Свою излюбленную идею Тик
иллюстрирует трагической судьбой
крестьянского парня Христиана.

Он мирно
жил в деревне, расположенной в живописной
долине, но в жизнь его вмешались бесовские
силы. Христиана потянуло в горы,
выступающие в романтической литературе,
как правило, символом зла. Это обиталище
враждебных человеку духов. Тут Христиан
встречает фею, которая учит его тому,
как можно быстро разбогатеть.

Читайте также:  Краткая биография грин а. с.

Однако
золото, не приобретенное трудом,
становится для Христиана источником
бедствия. Его поля стала посещать засуха,
а скот начал гибнуть от болезней. Христиан
в отчаянии снова устремляется в горы.
Жажда легкого обогащения не дает ему
покоя. В родные края он возвращается
через много лет безумным стариком.

С
торжеством он бросает на землю тяжелый
мешок, который набит не золотом, как ему
казалось, а черепками.

Все
несчастья Христиана, как и Берты, являются
своеобразным наказанием за их «измену»
обычаям и нормам простой деревенской
жизни. Осуждая нездоровые, «бесовские»
источники обогащения, Тик прославляет
труд. Демократические симпатии, любовь
к природе составляют самую привлекательную
черту мировоззрения писателя.

В
XIX в. творческая активность Тика
значительно снижается, хотя он время
от времени еще создает интересные
художественные произведения. Таковы,
например, его новеллы «Жизнь поэта
(Dichterleben, 1825) и «Жизнь льется через край»
(Des Lebens Überfluß, 1839).

Важно

В первой из них изображена
Англия эпохи Возрождения, выведены
образы поэтов, предшественников Шекспира
(Марло, Грин), наделенных романтическими
чертами. Им противопоставлен Шекспир,
отличающийся умеренностью чувств. Во
второй новелле Тик с большой симпатией
рисует своеобразное бунтарство двух
романтических натур — Генриха и Клары.

Их бунт, за что в среде обывателей они
уже ославлены как безбожники, отчаянные
революционеры, состоит лишь в
демонстративном отчуждении от общества.
Генрих даже сжег лестницу в доме, чтобы
не иметь возможности общаться с миром,
где, по его убеждению, живут не люди, а
автоматы, марионетки, где не ценят ни
искусство, ни науку.

Романтических
мечтателей материально поддерживает
старая служанка Христиана, отдающая им
последний грош, заработанный тяжелым
трудом.

В
старости Тик много внимания уделял
театру, занимался переводами. Умер он
80 лет, намного пережив свою былую славу.

Примечания

1.
Фьяба — пьеса на сказочный сюжет.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4535223/page:33/

Иоганн Людвиг Тик

Учился в университетах Галле, Гёттингена и Эрлангена, особое внимание уделяя истории английской литературы – прежде всего елизаветинской эпохи (16 в.). В 1794 началось его сотрудничество с берлинским издателем и писателем-просветителем Кр.Ф.Николаи.

Родился 31 мая 1773 в Берлине в семье канатного мастера. Учился в университетах Галле, Гёттингена и Эрлангена, особое внимание уделяя истории английской литературы – прежде всего елизаветинской эпохи (16 в.). В 1794 началось его сотрудничество с берлинским издателем и писателем-просветителем Кр.Ф.Ни

колаи (1733–1811), по заказу которого Тик продолжил прозаический цикл И.К.Музеуса (1735–1787) Страусовые перья (Straussfedern, 1787), дополнив его новеллами (1795–1798) преимущественно сатирического, назидательно-рационалистического толка, резко отличающими от его более ранних экзотических, в высшей

степени оригинальных работ, каков, в частности, Альманзур (Almansur, 1790). Смешение рационализма и романтизма характерно для всего творчества Тика.

Главные произведения Тика – грустный роман в письмах История Уильяма Ловелла (Die Geschichte des Herrn William Lovell, 1795–1796) и Народные сказки

Петера Лебрехта (Volksm rchen, herausgegeben von Peter Lebrecht, 1797), включающие как пересказ преданий и легенд из народных книг 15–16 вв., так и собственные сказания, необычайно оригинальные, полные волшебства и тайны, как, например, Белокурый Экберт (Der blonde Eckbert). Народные сказки привлекл

и внимание братьев Шлегель, особенно Августа Вильгельма, которые провозгласили Тика «романтическим» поэтом. В 1799 Тик начал работу над Романтическими сочинениями (Romantische Werke, 1799–1800); в состав двухтомника вошла, в частности, типично романтическая драма Жизнь и смерть святой Геновевы (Lebe

Совет

n und Tod der heiligen Genoveva). В 1804 вышла в свет огромная и тяжеловесная пьеса Император Октавиан (Kaiser Octavianus), которую Тик считал лучшим образцом своей «романтической манеры».

В 1802 Тик вместе с семьей поселяется неподалеку от Франкфурта-на-Одере, в Цибингене, в имении графа К.Финкен

штейна, где остается – с отлучками вроде поездки в Англию (1817) – вплоть до 1819. В это время он создает переработки средневековой немецкой поэзии (Песни любви швабской эпохи – Minnelieder aus dem schwabischen Zeitalter, 1803), готовит собрания пьес елизаветинской эпохи (Театр Старой Англии – Alten

glisches Theater, 1811) и немецкой драматургии 16–17 вв. (Немецкий театр – Deutsches Theater, 1817).

В 1819 Тик переезжает с семьей в Дрезден, где в 1825–1830 заведует литературной частью придворного театра. В эти годы он отходит от романтизма и пишет целый ряд новелл, в которых обычно реалистичес

кий сюжет зачастую служит морализаторству на общественные и литературные темы. Последнее значительное произведение Тика – роман из эпохи итальянского Возрождения Виттория Аккоромбона (Vittoria Accorombona, 1840). Тогда же он написал множество не оставивших следа статей и, в продолжение незавершенног

о труда А.В.Шлегеля, отредактировал переводы пьес Шекспира, выполненные графом В.Баудиссином (1784–1878) и дочерью Тика Доротеей. В 1842 по приглашению прусского короля Фридриха Вильгельма IV Тик переселился в Берлин, где под его руководством ставились античные и елизаветинские драмы. Его работы 182

Источник: http://facecollection.ru/people/iogann-ludvig-tik

Людвиг Иоганн Тик: биография

Сын канатного мастера. Младший брат Людвига — Кристиан Фридрих — популярный скульптор, сотрудничавший с Шинкелем. В 1792—1795 годах Людвиг учился в университетах в Галле, Эрлангене и Гёттингене. Друг Вильгельма Ваккенродера и Новалиса. В 1799—1800 годах член йенского кружка романтиков.

Первое значительное произведение — роман в письмах «Вильям Ловель» (нем. «William Lovell», 1795—1796).

Переделка и стилизация средневековых «народных книг», идеализирующая патриархальный мир, — томный сборник «Народные сказки Петера Лебрехта» (нем. «Volksm?rchen, herausgegeben von Peter Lebrecht», 1797).

Обратите внимание

Эстетические взгляды изложены в философском романе «Странствования Франца Штернбальда» (нем. «Franz Sternbalds Wanderungen», 1798).

Пьесы «Кот в сапогах» (1797, рус. пер. 1916), «Синяя Борода» и др. — лёгкие сатиры-сказки в стиле комедий Карло Гоцци. Сюжеты «Романтических поэм» (ч. 1-2, 1799—1800) позднее использовались Э. Т. А. Гофманом, Г. Гейне, Р. Вагнером.

Автор исторических повестей «Мятеж в Севеннах» (1826) и «Молодой столяр» (1836) из жизни Камоэнса; переводчик «Дон Кихота» Сервантеса и драм Шекспира, автор работ о театре и драматургии.

Творчество Людвига Тика

Тик занимался переводами совместно с Августом Шлегелем, переводил Шекспира. Тик считал, что переводы нужны для создания образцов нового искусства.

Проза

Он писал сказки лирические, зловещие. Написал два романа. «Странствия Франца Штернбальда» 1798 год — образец романтического романа. Главный герой — художник, энтузиаст. Человек для которого нет других ценностей кроме искусства и который всю свою жизнь посвятил служению искусству. В романе появляется Дюрер, Франц Штернбальд — это его любимый ученик.

Франц, обучившись, отправляется в путешествие из Германии в Италию. Это странствие духа, духовное обогащение. Этот роман соединение самых разных жанровых форм: сонет, стихотворение, переписка, то есть фрагменты, каждый связан с какой-то темой, идеей. Весь роман — диалог идей, поэтому реальная жизнь только фон. Очень важны встречи с разными людьми.

Любовь — это, что позволяет лучше почувствовать искусство. Отдельные отрывки романа воспринимаются как стихотворения в прозе. Этот роман — пародия на рациональный, просветительский роман (пародия на Гёте), и в то же время пародия на романтический роман, то есть это самопародия. С точки зрения Тика не может быть никакой законченной формы.

Художника обуревают фантазии, которые невозможно выразить на бумаге.

Также его перу принадлежит роман «Vittoria Accorombona» посвящённый судьбе Виттории Аккорамбони.

Источник: http://www.people.su/107813

Людвиг Иоганн Тик

Людвиг Иоганн Ти к(нем. Johann Ludwig Tieck, 31 мая 1773, Берлин — 28 апреля 1853, Берлин) — немецкий поэт, писатель, драматург, переводчик.

Сын канатного мастера. В 1792—1795 учился в университетах в Галле, Эрлангене и Гёттингене. Друг Вильгельма Ваккенродера и Новалиса. В 1799—1800 член иенского кружка романтиков. Первое значительное произведение — роман в письмах «Вильям Ловель» (нем. «William Lovell», 1795—1796).

Переделка и стилизация средневековых «народных книг», идеализирующая патриархальный мир, — томный сборник «Народные сказки Петера Лебрехта» (нем. «Volksmärchen, herausgegeben von Peter Lebrecht», 1797). Эстетические взгляды изложены в философском романе «Странствования Франца Штернбальда» (нем. «Franz Sternbalds Wanderungen», 1798).

Пьесы «Кот в сапогах» (1797, рус. пер. 1916), «Синяя Борода» и др. — лёгкие сатиры-сказки в стиле комедий Карло Гоцци. Сюжеты «Романтических поэм» (ч. 1-2, 1799—1800) позднее использовались Э. Т. А. Гофманом, Г. Гейне, Р. Вагнером.

Важно

Автор исторических повестей «Мятеж в Севеннах» (1826) и «Молодой столяр» (1836) из жизни Камоэнса; переводчик «Дон Кихота» Сервантеса и драм Шекспира, автор работ о театре и драматургии.

Читайте также:  Краткая биография горенштейн
Творчество Людвига Тика

Тик занимался переводами совместно с Августом Шлегелем, переводил Шекспира. Тик считал, что переводы нужны для создания образцов нового искусства. «Кот в сапогах» / «Der gestiefelte Kater», 1797, — пьеса-насмешка над всеми предшествующими видами искусства, как их понимали классицисты. Ирония — форма парадоксального, она одновременно отрицает общепризнанное и предполагает новую истину. Всё привычное, конечное становится текучим, исчезают границы. В основе иронии игра. Художественный мир пьесы состоит из нескольких сфер: кот и хозяин. Кот становится философом, который критически оценивает способности своего хозяина. Вторая сфера — зрители, которые комментируют то, что происходит на сцене. Третья сфера — это актёры, которые комментируют свои роли, оценивают пьесу и драматурга. Четвёртая сфера — драматург, которому надоело это слушать. В пьесе разрушается грань между сценой и реальной жизни, иллюзия жизни на сцене разрушается. Наша реальная жизнь — спектакль. Человек может сыграть любую роль, поэтому исчезает серьёзность. Человек может творить жизнь по собственному вкусу. Жизнь — это творчество.

Проза

Он писал сказки лирические, зловещие. Написал два романа. «Странствия Франца Штернбальда» 1798 год — образец романтического романа. Главный герой — художник, энтузиаст. Человек для которого нет других ценностей кроме искусства и который всю свою жизнь посвятил служению искусству. В романе появляется Дюрер, Франц Штернбальд — это его любимый ученик.

Франц, обучившись, отправляется в путешествие из Германии в Италию. Это странствие духа, духовное обогащение. Этот роман соединение самых разных жанровых форм: сонет, стихотворение, переписка, то есть фрагменты, каждый связан с какой-то темой, идеей. Весь роман — диалог идей, поэтому реальная жизнь только фон. Очень важны встречи с разными людьми.

Любовь — это, что позволяет лучше почувствовать искусство. Отдельные отрывки романа воспринимаются как стихотворения в прозе. Этот роман — пародия на рациональный, просветительский роман (пародия на Гёте), и в тоже время пародия на романтический роман, то есть это самопародия. С точки зрения Тика не может быть никакой законченной формы.

Художника обуревают фантазии, которые невозможно выразить на бумаге.

Источник: http://litcult.ru/bio/1345

Тик, Людвиг Иоганн (Johann Ludwig Tieck) биография, о авторе

  • AT
  • EN
  • DE
  • ES
  • IT
  • LT
  • PL
  • TR
  • FR
  • CH

Лю́двиг Ио́ганн Тик (нем. Johann Ludwig Tieck, 31 мая 1773, Берлин — 28 апреля 1853, Берлин) — немецкий поэт, писатель, драматург, переводчик.Сын канатного мастера.

Младший брат Людвига — Кристиан Фридрих — популярный скульптор, сотрудничавший с Шинкелем. В1792—1795 годах Людвиг учился в университетах в Галле, Эрлангене и Гёттингене. Друг Вильгельма Ваккенродера и Новалиса. В1799—1800 годах член йенского кружка романтиков.Первое значительное произведение — роман в письмах «Вильям Ловель» (нем. «William Lovell», 1795—1796).

Переделка и стилизация средневековых «народных книг», идеализирующая патриархальный мир, — томный сборник «Народные сказки Петера Лебрехта» (нем. «Volksmärchen, herausgegeben von Peter Lebrecht», 1797). Эстетические взгляды изложены в философском романе «Странствования Франца Штернбальда» (нем. «Franz Sternbalds Wanderungen», 1798).Пьесы «Кот в сапогах» (1797, рус.

пер. 1916), «Синяя Борода» и др. — лёгкие сатиры-сказки в стиле комедий Карло Гоцци. Сюжеты «Романтических поэм» (ч. 1-2, 1799—1800) позднее использовались Э. Т. А. Гофманом, Г. Гейне, Р. Вагнером.

Автор исторических повестей «Мятеж в Севеннах» (1826) и «Молодой столяр» (1836) из жизни Камоэнса; переводчик «Дон Кихота»Сервантеса и драм Шекспира, автор работ о театре и драматургии.

Творчество Людвига Тика

Тик занимался переводами совместно с Августом Шлегелем, переводил Шекспира. Тик считал, что переводы нужны для создания образцов нового искусства.«Кот в сапогах» / «Der gestiefelte Kater», 1797, — пьеса-насмешка над всеми предшествующими видами искусства, как их понимали классицисты.

Ирония — форма парадоксального, она одновременно отрицает общепризнанное и предполагает новую истину. Всё привычное, конечное становится текучим, исчезают границы. В основе иронии игра. Художественный мир пьесы состоит из нескольких сфер: кот и хозяин. Кот становится философом, который критически оценивает способности своего хозяина.

Вторая сфера — зрители, которые комментируют то, что происходит на сцене. Третья сфера — это актёры, которые комментируют свои роли, оценивают пьесу и драматурга. Четвёртая сфера — драматург, которому надоело это слушать. В пьесе разрушается грань между сценой и реальной жизни, иллюзия жизни на сцене разрушается. Наша реальная жизнь — спектакль.

Человек может сыграть любую роль, поэтому исчезает серьёзность. Человек может творить жизнь по собственному вкусу. Жизнь — это творчество.

Проза

Он писал сказки лирические, зловещие. Написал два романа. «Странствия Франца Штернбальда» 1798 год — образец романтического романа. Главный герой — художник, энтузиаст. Человек для которого нет других ценностей кроме искусства и который всю свою жизнь посвятил служению искусству.

В романе появляется Дюрер, Франц Штернбальд — это его любимый ученик. Франц, обучившись, отправляется в путешествие из Германии в Италию. Это странствие духа, духовное обогащение.

Совет

Этот роман соединение самых разных жанровых форм: сонет, стихотворение, переписка, то есть фрагменты, каждый связан с какой-то темой, идеей. Весь роман — диалог идей, поэтому реальная жизнь только фон. Очень важны встречи с разными людьми. Любовь — это, что позволяет лучше почувствовать искусство.

Отдельные отрывки романа воспринимаются как стихотворения в прозе. Этот роман — пародия на рациональный, просветительский роман (пародия на Гёте), и в то же время пародия на романтический роман, то есть это самопародия. С точки зрения Тика не может быть никакой законченной формы.

Художника обуревают фантазии, которые невозможно выразить на бумаге.

Также его перу принадлежит роман «Vittoria Accorombona» посвящённый судьбе Виттории Аккорамбони.

Источник: http://allpoetryin.ru/germaniya/tik-lyudvig-iogann/biografiya

Тик Людвиг

Тик Людвиг

Е. Козина

Тик Людвиг (Johann Ludwig Tieck, 1773—1853) — немецкий писатель, один из крупнейших представителей романтической школы. Сын зажиточного берлинского ремесленника. Окончил гимназию, учился в Галльском и Геттингенском университетах, где усиленно изучал Шекспира и Сервантеса. Литературной работой Т.

занялся еще на школьной скамье. В 1797 Т. встретился с братьями Шлегель . Это знакомство сыграло решающую роль в литературном развитии Т. В 1799 Т. вошел в т. наз. иенский кружок романтиков. Стяжал признание и восхищение теоретиков романтизма романом «Странствование Франца Штернбальда» (Franz Sternbalds Wanderungen, 1798). То, что стихийно зрело в Т.

, получает в иенском кружке обоснование, подымается на высоту философии. После распада иенского кружка Т. надолго почти совершенно прекратил лит-ую деятельность. С 1819 он занимался гл. обр. историей театра и драмы. С 1825 Тик состоял официальным драматургом дрезденского придворного театра. Его последнее произведение — роман «Vittoria Accorombona» (1840).

Т.

— первый писатель, осуществивший в творческой практике принципы романтической теории, раскрывший с большой силой психологию немецкой мелкобуржуазной интеллигенции начала XIX в. Отвращение к пошлой действительности, ужас перед нею ведут Т. к уходу от действительной жизни в экзотику и фантастику, в отдаленное прошлое народа и в замкнутый мир индивидуальных переживаний.

В ранних произведениях Т. культивирует образы экзотического Востока («Almansur», 1790 (напеч. впервые в 1798), «Abdallah», 1792 (напеч. в 1795)), обращается к народной сказке («Volksmärchen, hrsg.

von Peter Lebrecht», 1797), изучает вместе с Ваккенродером немецкое средневековье, поэтизирует старый Нюренберг, культивирует столь существенный для романтизма принцип народности (Volkstümlichkeit) в смысле любви к национальной старине.

Вместе с тем он изощренно передает смятение раздвоенного сознания («Der blonde Ekbert», 1797), тонко анализирует утомленную и неуравновешенную душу. Характерен роман Т. «История Вильяма Ловелля» («Die Geschichte des Herrn William Lovell», 1793—1795), напеч. 1795—1796, где интерес к психологическому анализу перерастает в отчетливое отрицание мира вне познающего его субъекта.

В творческой манере Т. все эти тенденции проявились в подчеркнутом отказе от реализма. Чрезвычайно характерны для стиля Т. его драмы, в которых один из основных принципов романтической эстетики — принцип иронии нашел наиболее полное выражение.

Его пьеса «Кот в сапогах» («Der gestiefelte Kater», 1797) — полемически заостренный выпад против мещанской драмы; здесь провозглашено требование «театральности», основанное на понимании театра как искусства, якобы по самой специфике своей враждебного реализму. Дарование Т. раскрылось в Иене во всей силе в драме «Геновева» (Leben und Tod der heiligen Genoveva, 1800).

Обратите внимание

Сюжет «Геновевы» заимствован из народной лубочной книги — «Легенды о св. Геновеве». Сказочные рыцарские времена, битвы с маврами, рыцарские замки, феодальная любовь, верность, месть, фантастические приключения, мистическое настроение, прозрения и предчувствия, вторжение сверхъестественного в обыденную жизнь, ощущение удвоения мира, иной, высшей сущности — такова «Геновева» Т.

Читайте также:  Краткая биография осоргин

Драматическое построение ее основано на непрерывной перемене места действия, нагнетании настроения.

Художественные тенденции «Геновевы» реализуются Т. еще раз в драме «Император Октавиан» (Kaiser Oktavianus, 1802, напеч. 1804). Но «Геновева» остается высшим взлетом романтизма Т.; за нею начинается спад, разложение, уход от художественной литературы, слабые попытки вернуться к ней — и переход к историко-литературной работе, сохраняющей, однако, неизменными принципы и влечения Т. как художника.

Список литературы

I. Schriften, 20 Bde, B., 1828—1846

Kritische Schriften, 4 Bde, Lpz., 1848—1852

Gesammelte Novellen, 12 Bde, B., 1852—1854

Nachgelassene Schriften, hrsg. v. R. Köpke, 2 Bde, Lpz., 1855. Об искусстве и художниках (Размышления отшельника, любителя изящного), изд. Л. Т., М., 1826 (нов. изд. с предисл. П. Н. Сакулина, М., 1914)

Кот в сапогах, «Любовь к трем апельсинам», П., 1916, кн. 1

ряд произведений в сб.: «Немецкая романтическая повесть», с вступ. ст. и комм. Н. Берковского, т. I, Москва — Ленинград, 1935.

II. Köpke R., L. Tieck, 2 Tle, Lpz., 1855

Briefe an L. Tieck, ausgew. und hrsg. v. K. v. Holtei, 4 Bde, Breslau, 1864—1865

Bischoff H., L. Tieck als Dramaturg, Brüssel, 1897

Miessner W., L. Tiecks Lyrik, B., 1902

Günther H., Romantische Kritik und Satire bei L. Tieck, Lpz., 1907

Drach E., L. Tiecks Bühnenreformen, B., 1909

L. Tieck und die Brüder F. u. A. W. Schlegel. Briefe, hrsg. v. H. Lüpeke, Frankfurt a. M., 1930

Zeydel E. H., L. Tieck and England, Princeton, 1931

Гайм Р., Романтическая школа, М., 1891

Брандес Г., Литература XIX в. в ее главнейших течениях (Немецкая литература), СПБ, 1900

Жирмунский В., Немецкий романтизм и современная мистика, СПБ, 1914.

Источник: https://doc4web.ru/biografii-/tik-lyudvig.html

Лекция: Вопрос 7

Творчество Людвига Тика. «Белокурый Экберт»

В своем стремлении охватить в искусстве всю широту мира, его прошлое и настоящее, зримое и духовное, немецкий романтизм искал разнообразия жанровых форм. В этом отношении весьма примечательна творческая индивидуальность Людвига Тика (1773—1853).

Он писал стихи, романы, драмы рока и дерзкие иронические комедии, явился одним из создателей жанра новеллы-сказки. Тику принадлежат переводы драм предшественников Шекспира, «Дон Кихота» Сервантеса; вместе с А. В.

Шлегелем он создал классические переводы Шекспира.

Тик много сделал и как собиратель и издатель наследия многих близких ему по времени и духу немецких писателей: Ленца, Новалиса, Клейста. Он первым привлек внимание к немецким народным книгам, о которых Ф.

Энгельс писал, что они обладают «необычайной поэтической прелестью»; Энгельс отмечал при этом, что «главный аргумент Тика заключался именно в этой поэтической прелести» (Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 352).

(Тику принадлежат драматические переложения народных книг «Геновева» и «Император Октавиан».)

Первый роман Тика «История господина Вильяма Ловелля» (1795—1796) во многом находился еще в русле просветительских традиций.

Важно

В нем представлен тип индивидуалиста, которого не останавливают никакие этические нормы.

Тик опирался на традицию «Бури и натиска», но его бурный герой искал только наслаждения; при всей своей антибуржуазной направленности книга была лишена социальной остроты штюрмеровских произведений.

Как романтический писатель Тик заявил о себе в 1797—1798 гг., продемонстрировав свое новаторство сразу в нескольких жанрах. Роман «Странствования Франца Штернбальда» (1798), действие которого отнесено к XVI в.

, сюжетно примыкает к очеркам Вакенродера «В память нашего достославного пращура Альбрехта Дюрера», а по жанру это воспитательный роман, как и «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гёте.

Герой романа Тика — живописец Штернбальд, ищущий своего самоопределения.

Автор не стремился передать сложные исторические коллизии той бурной эпохи. В центре — проблема взаимоотношений искусства с обществом, но и она дается не в историческом плане, а в проекции на формирующийся буржуазный век с его острыми противоречиями.

Роман Тика, изобилующий множеством побочных эпизодов, стихотворных вставок, лирических монологов, открывал новую страницу в истории немецкой прозы. После строгого, точного языка гётевского «Вильгельма Мейстера» Тик, как и Новалис в «Генрихе фон Офтердингене», создал необычный сплав эпического повествования и лирики.

Отдельные куски романа воспринимаются как стихотворения в прозе, автор искусно вплетает в повествовательную ткань музыкальные мотивы, создает пейзажи, которые должны намекать на таинственный смысл явлений природы («… Все дышит, все прислушивается, все полно жуткого ожидания», — комментировал впоследствии Гейне пейзаж Тика).

Не будучи сам теоретиком романтизма, Тик живо подхватывал эстетические идеи, складывавшиеся в иенском кругу, и если даже иногда их упрощал, то придавал им зато наглядный и «популярный» характер.

Так было с концепцией романтической иронии, которая художественно воплощена в таких комедиях-сказках Тика, как «Кот в сапогах» (1797), «Мир наизнанку» (1799), «Принц Цербино, или Путешествие в поисках хорошего вкуса» (1799).

Совет

Здесь наиболее наглядно подвергается иронии сама драматургическая структура комедии: дерзко демонстрируется своеволие драматурга и режиссера, обнажается условность сценического действия (раньше времени поднимается занавес, публика слышит разговор между драматургом и машинистом сцены и т. д.). Но дерзкая игра драматургической формой не является самоцелью.

Она позволяет Тику создать веселую и злую сатиру на феодальных правителей и самодержавный закон и на самих зрителей — мещански ограниченных, оценивающих пьесу с позиций плоской филистерской морали. Вместе с тем ирония распространяется и на само романтическое искусство, демонстрируя (в комедии «Мир наизнанку») «крушение оптимистических упований на торжество поэзии над прозой реальной жизни » (А. Карельский).

Созданием жанра новеллы-сказки немецкий романтизм обязан прежде всего Тику. И хотя в известной мере Тик опирается на фольклорную традицию, структура новелл, образы героев и мотивировки их поступков кардинально отличают литературную новеллу-сказку от народной сказки.

Чаще всего автор рисует трагические судьбы. Легко угадываются социальные причины этого трагизма: погоня за материальным интересом, соблазны богатства и городской суеты, вторжение в отношения между людьми золота — «желтоглазого металла».

Но даже там, где эта жажда золота предельно обнажена, как в новелле «Руненберг» (1802), социальные мотивы осложняются иррациональными моментами, человек предстает игрушкой непонятных, таинственных сил.

Сложные отношения связывают героя новеллы с окружающей природой, которая живет особой загадочной жизнью.

В новелле-сказке «Белокурый Экберт» (1797) впервые появилось понятие «лесное уединение», выступающее как романтический идеал отрешенности от невзгод меркантильного мира.

Подробно исследуя душевное состояние своих необычных героев, автор стремится раскрыть загадку их не всегда логичных поступков, находя в них чаще всего смутное, неясное, труднообъяснимое.

Обратите внимание

Тик, а вслед за ним и другие романтики насыщают свою прозу такими значащими словами, как «томление», «невыразимый», «несказанный».

Наиболее интенсивный период художественного творчества Тика падает на годы, связанные с деятельностью иенской школы. В последующее время писатель посвящает себя главным образом переводческой и редакционно-издательской деятельности.

Когда Тик возвращается в 20-е годы к повествовательной прозе, в ней проступает уже другая манера. Создатель эмоционально-поэтического стиля в жанре новеллы-сказки, он теперь испытывает влияние ясной и точной по языку прозы Гёте, и в его творчестве обнаруживаются черты реалистического подхода к действительности.

Новым для Тика является исторический жанр. Посвятивший многие годы переводам Шекспира и изучению его эпохи, он создает историческую повесть «Жизнь поэта» (1826—1830), в которой набрасывает живые образы Марло, Грина, Шекспира и их современников.

Большой исторический роман «Виттория Аккоромбона» (1840) воспроизводит картины жизни из эпохи итальянского Возрождения.

В целом поздняя проза Тика уже выходит за рамки романтизма. Однако вклад писателя в немецкую литературу, несомненно, связан с ранним периодом его творчества, когда он проявил себя как подлинный новатор в создании и освоении романтических жанров.

Повествовательное (или, точнее, стилистическое) мастерство раннего Тика оказало большое влияние на развитие романтической прозы, в частности на Арнима, Гофмана, в известной мере и на Гейне, который в «Романтической школе» высоко оценил и многие другие грани таланта Тика: его ироническую фантазию, его приверженность традициям старинных народных сказаний.

Источник: https://ronl.org/lektsii/istoriya/912341/

Ссылка на основную публикацию