Краткая биография Петра Вяземского
>> Все биографии >> Поэты из России
Вяземский Пётр Андреевич (1792— 1878), поэт, критик, мемуарист.
Родился 23 июля 1792 г. в Москве. Принадлежал к старинному знатному роду. Большую роль в воспитании юного князя сыграл писатель и историк Н. М. Карамзин, ставший его опекуном после смерти родителей (1807 г.). Благодаря Карамзину Вяземский рано сблизился с кругом литераторов.
В 1815 г. он стал одним из создателей «Арзамасского общества безвестных людей» (литературный кружок «Арзамас»), объединившего в своих рядах В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Д. В. Давыдова, С. С. Уварова и других стихотворцев, где Вяземского в шутку нарекли Асмодеем (князь демонов).
Раньше многих Вяземский угадал гениальное дарование в самом юном «арзамасце» — А. С. Пушкине. Их дружба длилась двадцать лет, до смерти поэта.
В стихах Вяземского конца 10-х гг. XIX в. преобладали жанры элегии и дружеского послания («Негодование», «Первый снег», «Уныние», «Послание Тургеневу с пирогом»), характерные для поэзии пушкинского круга. Отличительной особенностью его поэтической индивидуальности явилось стремление к точности и афористичности мысли, в жертву которому подчас приносились гармония и лёгкость слога.
С началом Отечественной войны 1812 г. Вяземский вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. С 1918 по 1921 г. служил в Варшаве чиновником дипломатического ведомства. Был отстранён от службы за оппозиционные взгляды, однако в тайные организации революционеров никогда не входил.
Один из литературоведов назвал этого писателя «декабристом без декабря». Глубоко скептическое настроение Вяземского после расправы над декабристами выразилось в сатирическом стихотворении «Русский бог» (1828 г.), распространявшемся в списках.
Поворотным моментом в жизни Вяземского стала гибель Пушкина, явившаяся для него глубоким потрясением (стихотворение «На память», 1837 г.).
В конце 50-х гг., с началом царствования Александра II, Вяземский значительно продвинулся по служебной лестнице. Товарищ министра просвещения, глава цензурного ведомства, член Государственного совета, сенатор, он вращался в придворных кругах, был вхож в царскую семью. Однако всегда сохранял внутреннюю независимость.
Несмотря на успешную карьеру, в нём нарастал внутренний разлад с современностью. С годами он всё больше идеализировал эпоху своей молодости, всё острее чувствовал связь с ушедшим поколением (стихотворения «Поминки», «Все сверстники мои давно уж на покое…», «Друзьям».).
На склоне лет Пётр Андреевич признался в одном из писем: «…Я создан как-то поштучно, и вся жизнь моя шла отрывочно». Большое место в позднем творчестве Вяземского заняли воспоминания — об известных деятелях русской культуры, о «допожарной», «грибоедовской» Москве.
«Записная книжка», которую он вёл с 1813 г. до самой смерти, — бесценная летопись эпохи, зафиксировавшая анекдоты, шутки, свидетельства неименитых современников.
С 1863 г. в основном жил за границей и умер в Баден-Бадене (Германия) 22 ноября 1878 г. Похоронен в Петербурге, в Александро-Невской лавре.
Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-petra-vyazemskogo
Краткая биография Вяземский
Вяземский (князь Петр Андреевич) – поэт и критик, родился в 1792 году, детство провел в Остафьеве, родовом подмосковном имении князей Вяземских, где шло и домашнее его воспитание; затем отдан был в иезуитский пансион в Петербурге и, наконец, в Москве, слушал на дому лекции профессоров московского университета. В 1812 году поступил в московское ополчение, состоял при Милорадовиче; в сражении при Бородине под ним были убиты две лошади. В последние годы царствования императора Александра I князь Вяземский исполнял важные дипломатические поручения: при императоре Николае Павловиче, на службе по министерству финансов, достиг поста директора государственного заемного банка, а с 1855 по 1858 год был товарищем министра народного просвещения, в ведомстве которого было в то время и главное управление по делам печати. Остальную часть своей жизни Вяземский провел преимущественно за границей и умер в Баден-Бадене в 1878 г.
Воспитанный на литературе французского классицизма, кн. П. А. Вяземский начал свою деятельность, как поэт, в 1808 г., напечатанным в “Вестнике Европы” “Посланием в деревню”, написанным в горацианском духе. Сатирико-дидактический тон сделался навсегда основной чертой поэзии князя Вяземского, который не отличался ни особой глубиной миросозерцания, ни оригинальностью творческих образов.
В лучших своих стихотворениях (Вяземский писал басни, притчи, апологии, эпиграммы, сатиры) он дает нам критику нравов, которая, в свое время, увлекала своей бойкостью, смелой язвительностью, и меткостью. Особой известностью в пору своего появления пользовались такие стихотворения кн. Вяземского, как сатира “Да, как бы не так” (1822), на тему противоречий между тем, что на первый взгляд представляет действительность, и тем, что оказывается при более близком соприкосновении с каждым явлением жизни; “Семь пятниц на неделе” (1826), где говорится о неустойчивости общественных понятий и взглядов “Станция” (1828), сравнивающая русские и польские дороги и известная по изображению характерного типа “почтовой станции диктатора”; “Памяти живописца Орловского” (1838), где изображается поэзия езды на тройке: “Старое поколение” (1841), написанное в несколько элегическом тоне, на тему разрыва между старым и молодым поколениями (начинается стихом: “Смерть жатву жизни косит”); ему же принадлежит ходившее долгое время в рукописи стихотворение “Русский Бог” (“Бог ухабов, Бог метелей и т. д.”; писано в 1827 г.). Особенное значение имел кн. Вяземский в 1820-тых годах, как образованный и одаренный художественным вкусом критик и передовой журналист, друг Пушкина и ревностный сотрудник “Московского Телеграфа”. Капитальный вклад в русскую критическую литературу составляет его книга о Фонвизине, вышедшая в 1848 г. и представляющая и поныне лучшую оценку сочинений Фонвизина и его эпохи. В блестящем исполнении этой работы сказался серьезный взгляд автора на задачи и условия критической деятельности. “Можно”, говорит он, “родиться поэтом, оратором: но родиться критиком нельзя. Поэзия, красноречие – дары природы; критика – наука; ее следует изучать. И у диких народов есть своя песня и свое красноречие, но критических исследований у них не найдешь. Кроме науки и многоязычного чтения для критика нужен еще вкус. Это свойство и врожденное, родовое, и благоприобретенное; вкус изощряется, совершенствуется учением, сравнением, опытностью” . Критик такого же направления сказывается в кн. Вяземском, когда он говорит о “Ревизоре” и других сочинениях Гоголя. Не лишены также значения его заметки о Козлове, Пушкине, Батюшкове и других писателях его времени. Принадлежа по воспитанию и образованию к эпохе Карамзина и Жуковского и созрев в недрах пушкинского художественного направления, он уже и остался верен этому последнему до новейших времен. В конце пятидесятых годов он не одобрял, с точки зрения эстетической, реальное направление натуральной школы, не признавал ее общественного значения, защищая, в то же время, право голоса за литературой вообще. В то же время кн. Вяземский выступил в роди писателя-патриота, защищавшего Россию перед Европой, и в 1865 году издал на французском языке большую книгу публицистических этюдов, под заглавием: “Lettres d’un veteran russe de l’annee 1812 sur la question d’Orient, publiees par P. d’Ostafievo”. Полное собрание сочинений П. А. Вяземского, предпринятое графом С. Д. Шереметевым, женатом на внучке покойного, при участии академиков Я. К. Грота, А. Ф. Бычкова и М. И. Сухомлинова, начато в 1878 году, и в настоящее время мы имеем 11 томов этого роскошного издания.
О значении литературной деятельности князя Вяземского см. ст. Я. К. Грота, М. И. Сухомлинова (“Сборник 2-го отделения академии наук”, т. XX), В. Д. Спасовича (“Русская Мысль”, январь 1890 г.) и И. Порфирьева, в его “Истории русской словесности”, ч. II, отд. 3.
Вяземский Петр Андреевич родился 12 июля 1792 года в княжеской семье, которая вела свой род от потомков Мономаха.
Прекрасное начальное образование получил у себя дома, после которого продолжил обучение в петербуржском иезуитском пансионе. Дальнейшее обучение преподавали профессора московского университета.
В 1807 году потерял родителей и был взят на воспитание своим родственником-писателем Карамзиным.
В 1812 году поступил в ополчение и успешно участвовал в Бородинском сражении. После войны продолжил свою службу в Варшаве, где занимался проектом новой конституции России и тесно общался с будущими декабристами.
За оппозиционные взгляды в 1821 году был вынужден вернуться в свое родовое имение Остафьево, где полностью посвящает себя литературной деятельности. Здесь завязывается тесная дружба с Пушкиным и более тесные отношения с декабристами.
Хоть цели декабристов и были близки Петру Андреевичу, однако он не разделял их взглядов по вооруженному восстанию, в котором так и не принял участие.
В 1830 году переезжает в Петербург и становится сотрудником пушкинской “Литературной газеты” и “Современника” и еще больше сближается с Пушкиным, видятся они почти каждый день.
Вместе с Жуковским они до последней секунды не покидали умирающего Пушкина, а впоследствии очень долго его оплакивали. В этом же году получает кресло чиновника по особым поручениям в Министерстве финансов и работает там до 1855 года.
В 1839 году становится членом Российской академии, а в 1841 академиком Петербургской Академии Наук.
В 1848 году, после французской революции, в корне меняет свое мировоззрение и никак не может найти общий язык с ново пришедшими демократами. С 1856 года возглавил Главное управление цензуры, а в 1858 году ушел в отставку и выехал за границу. Умер Петр Андреевич 22 ноября 1878 в Баден-Бадене. Тело его было перевезено в Петербург и похоронено в Некрополе мастеров искусств.
Источник: https://rus-lit.com/kratkaya-biografiya-vyazemskij/
Петр Вяземский. Краткая биография поэта. Друзья и стихотворения Вяземского
Петр Вяземский начал писать стихи еще в детстве, но поэзия не стала его единственным увлечением. Он создавал политические памфлеты и эпиграммы, критические статьи и мемуарные очерки, а в 1866 году стал первым председателем Императорского исторического общества. Вспоминаем творчество Петра Вяземского и его литературные идеи.
«Мой Аполлон — негодованье!»
Когда отец Петра Вяземского умер, юноше назначили опекуна — Николая Карамзина. «Второй отец» познакомил мальчика со многими писателями и поэтами.
Первое произведение юный Вяземский написал, когда ему было десять лет — это была трагедия на французском языке «Эльмира и Фанор». Однако впервые опубликовался он только через шесть лет. «Послание к … в деревню» вышло с подписью «К. П. В….
ий» в журнале «Вестник Европы». Только в 1814 году Вяземский стал ставить под стихотворениями свою фамилию.
В молодости Петр Вяземский поддерживал идеи отмены крепостного права и введения конституции. Поэт критиковал власть, та «отвечала ему взаимностью»: Вяземскому запрещали выезжать за границу, за ним следила полиция.
В 1820-е годы поэт написал стихотворения «Негодование», «Послание к Каченовскому», «Волнение». За политическую лирику Вяземского прозвали «декабрист без декабря».
Его фраза «Мой Аполлон — негодованье!» стала своеобразным девизом гражданской поэзии XIX века.
Мой Аполлон — негодованье!При пламени его с свободных уст моихПадет бесчестное молчаньеИ загорится смелый стих.
В середине 1820-х автор стал более осторожным.
В письме к Александру Пушкину, сосланному в Михайловское, Вяземский написал: «Ты довольно сыграл пажеских шуток с правительством; довольно подразнил его, и полно!» В 1829 году поэт написал открытое обращение к Николаю I «Моя исповедь».
«Если обвинение падает на какое-нибудь мое сочинение, прошу обвинения и потребования меня в ответу; если на мои частные письма — прошу выслушать мое сознание и оправдание. Возмутительных сочинений у меня на совести нет. В двух так называемых либеральных стихотворениях моих «Петербург» и «Негодование» отзывается везде желание законной свободы монархической, и нигде нет оскорбления державной власти».
Вскоре после обращения к царю Вяземского приняли на государственную службу.
«Иван-царевич» эпиграмм
Стихи Вяземский писал в разных жанрах — басни, дружеские послания, политические памфлеты. Но известным среди московских литераторов молодого поэта сделали эпиграммы.
«В это же время в Москве явилось маленькое чудо. Несовершеннолетний мальчик Вяземский вдруг выступил вперед, и защитником Карамзина от неприятелей, и грозою пачкунов, которые, прикрываясь именем и знаменем его, бесславили их… Дитя молодое, пусть еще тешится; а дитя куда тяжел был на руку! Как Иван-царевич, бывало, князь Петр Андреевич кого за руку — рука прочь, кого за голову — голова прочь».
Идеи Вяземского о взаимосвязи передовой литературы и политической борьбы обеспечили его литературными оппонентами на долгие годы.
Вместе с Пушкиным он писал эпиграммы на Фаддея Булгарина, а вместе с Боратынским — на Николая Полевого.
Под «прицел» поэта попали Михаил Дмитриев и Александр Писарев, раскритиковавшие «Горе от ума», сотрудники журналов «Беседа» и «Вестник Европы» и многие писатели-современники.
Талант он свой зарыл в «Дворянское гнездо»,С тех пор бездарности на нем оттенок жалкий,И падший сей талант томится приживалкойУ спадшей с голоса певицы Виардо.
«Родиться критиком нельзя»
Первые критические статьи Петр Вяземский публиковал в «Московском телеграфе» Николая Полевого — первом российском энциклопедическом журнале. Позже он перешел в «Литературную газету», а затем — в «Современник» Пушкина. Вяземский писал о русском романтизме, политической литературе, защищал использование в стихах галлицизмов.
«Можно родиться поэтом, оратором: но родиться критиком нельзя. Поэзия, красноречие — дары природы; критика — наука; ее следует изучать. Кроме науки и многоязычного чтения для критика нужен еще вкус. Это свойство и врожденное, родовое, и благоприобретенное; вкус изощряется, совершенствуется учением, сравнением, опытностью».
Критик не только писал статьи для журналов. В конце 1840-х годов вышла книга Вяземского о Денисе Фонвизине. В ней критик изучил творчество писателя, учитывая его биографию и культурную эпоху тех лет. Петр Вяземский впервые в России применил эти методы — раньше ими пользовались только европейские критики.
Вяземский критиковал социал-демократические идеи Виссариона Белинского и эстетику натуральной школы. В статье «Воспоминания о 1812 годе» он рассуждал о том, что Лев Толстой в романе «Война и мир» искажает историю и умаляет величие Отечественной войны.
Автор «Прелюбопытной хроники»
Петр Вяземский постоянно вел записные книжки. Он делал пометки о своей жизни, разных событиях, записывал модные анекдоты, услышанные разговоры и собственные размышления. Его привлекали бытовые мелочи и забавные незначительные происшествия. В 1870 году «прелюбопытная хроника», как называл ее автор, была опубликована под названием «Старая записная книжка».
Вяземский писал и мемуарные очерки — в основном о деятелях русской культуры конца XVIII — начала XIX века. Он был близким другом Александра Пушкина: они вместе учились в Лицее, состояли в литературном обществе «Арзамас» и часто беседовали о литературе.
Позже Вяземский стал автором своеобразной пушкинианы: он создал мемуарные приписки к своим ранним критическим статьям, посвятил Пушкину раздел в статье «Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина» и строки в «Автобиографическом введении», написал очерк «Мицкевич о Пушкине».
Председатель исторического общества
Петр Вяземский стал одним из основателей Императорского Исторического общества и первым его председателем. Общество было создано в 1866 году в Петербурге. Организация подчинялась Министерству народного просвещения, ее устав утвердил император Александр II.
«Мы все — дети великих царствований Екатерины ІІ, Александра І, Николая І. Теперь, вместе с Высочеством, мы с любовью и благоговением отыскиваем сохранившиеся, но мало известные следы минувших государственных событий, следы именитых деятелей, которые в них участвовали и славными личностями своими олицетворили замечательные исторические эпохи».
Заседание Императорского Русского исторического общества. Фотография: rushistory.org
Члены Исторического общества систематизировали документы и материалы об истории России, а после распространяли их по губерниям. Так новые факты об истории страны становились известны ученым в самых отдаленных уголках.
Регулярно печатался «Сборник Русского исторического общества». В него входили самые интересные научные материалы — редкие или неизвестные документы. Многие из них Петр Вяземский отыскивал благодаря своим связям в аристократических и литературных кругах Москвы.
За 49 лет работы общества его участники выпустили 148 томов сборника.
Источник: https://www.culture.ru/materials/165887/dekabrist-bez-dekabrya-5-amplua-petra-vyazemskogo
Доклад: Вяземский Пётр Андреевич
(1792 — 1878)
Биография
Князь.Русский поэт, литературный критик, государственный деятель. Родился П.А. Вяземский23 июля (по старому стилю — 12 июля) 1792, в Москве, в богатой и родовитойсемье. Род князей Вяземских вел свое начало от потомков Мономаха. Отец — АндрейИванович Вяземский — дипломат, знаменитый вельможа екатерининского времени.
Вовремя одного из заграничных путешествий познакомился с ирландкой миссис Квин, урожденнойО'Рейли, влюбился, увез от мужа в Россию, с огромным трудом добился для нееразвода и в 1786 обвенчался с нею, сделав княгиней Екатериной ИвановнойВяземской. В 1795 А.И. Вяземский купил подмосковное имение Остафьево, в которомпостроил двухэтажный дом.
ДетствоПетр Вяземский провел в интеллигентной и образованной среде, с малых лет сталвстречаться с писателями и жить литературными интересами. Получил прекрасноедомашнее образование В 1805 был отдан в Петербургский Иезуитский пансион; потомнедолго был в пансионе при Петербургском педагогическом институте.
В 1806вернулся в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета.С 1807, оставшись сиротой, находился на попечении своего родственника, писателяи историка Н.М. Карамзина, женатого на старшей, сводной, сестре ПетраВяземского, дом которого был центром культурной жизни, где собирались историки,философы, писатели, в том числе и будущие декабристы.
Государственнуюслужбу начал в конце 1807 юнкером Московской межевой канцелярии, потом перешелв коллегию иностранных дел. В 1808 стал титулярным советником, а в 1811 — камер-юнкером.В 1811 19-летний Вяземский женился на княжне Вере Гагариной; супруги прожиливместе 67 лет.
В 1812, отправив в Вологду жену и сына-первенца (вскоре умер), вступилв московское дворянское ополчение и состоял при Милорадовиче; под Бородиномотличился, вынеся из огня раненого генерала; за Бородинское сражение получилорден святого Станислава 4-й степени. После сдачи Москвы князь вышел в отставкуи уехал к семье.
Возвратившись в Москву, занялся литературой, принимая активноеучастие в московском отделении «Арзамаса» (писал под именем«Асмодей»). Позднее провел около 3 лет в варшавской Канцелярии Н.Н.
Новосильцева;ездил к Александру I с составленным Новосильцевым проектом русской конституции,принимал участие в написании записки об освобождении крестьян (1820), поданойгосударю небольшим кружком либеральных деятелей (князь Меншиков, граф Воронцови др.), общался с вольнолюбиво настроенными кругами польского дворянства ибудущими декабристами.
За оппозиционные настроения молодой либерал попал поднадзор полиции, а скоро и в немилость, и должен был оставить Варшаву.
В1821 — 1829 жил под надзором полиции в Москве и в родовом подмосковном именииОстафьево, занявшись литературным творчеством, сблизился с А.С. Пушкиным, декабристами.
Разделяя воззрения декабристов, он не разделял их революционных методов и нестал участником восстания, надеясь воздействовать на правительство словом, убеждением.Писать стихи Вяземский начал еще в детстве, в 13 лет написав первыепроизведения по-французски. В печати дебютировал в 1808 в «ВестникеЕвропы» «Посланием к *** в деревню». Являлся одним изоснователей литературного общества «Арзамас».
В 20-е годы большеезначение имел как литературный критик. Участие в литературной войне«Арзамаса» с «Беседой любителей русского слова» из-закомедии князя А.А. Шаховского «Липецкие воды» выдвинуло Вяземского впервые ряды молодой литературы. В 1825 — 1928 в качестве критика участвовал в«Московском Телеграфе» Н.А.
Полевого, в 1830 стал сотрудником«Литературной газеты» Дельвига и Пушкина, а затем и пушкинского«Современника».
В30-х годах Вяземский возвратился к государственной службе, в которую былдопущен, ввиду его старой либеральной репутации, не без препятствий.
В марте1830 переехал в Петербург, в августе был определен членом общего присутствияДепартамента внешней торговли и командирован в Москву членом Комиссии поустройству выставки российских изделий. В 1830 — 1846 служил в Петербурге вМинистерстве финансов в качестве чиновника департамента внешней торговли, потомего вице-директора; в 1846 — 1853 — директор Государственного заемного банка.
Служба в финистерстве финансов его мало удовлетворяла. С 1855 — тайныйсоветник. С 1855 — товарищ (заместитель) министра народного просвещения (постзанимал около трех лет, заведуя делами печати); в 1856 — 1858 возглавлялГлавное управление цензуры; с 1855 — сенатор; с 1866 — член Государственногосовета. С 1839 — действительный член Российской академии, с 1841 — академикПетербургской АН.
После французской революции 1848 взгляды Вяземскогоизменились. Причиной послужило падение дворянской революционности и выход наобщественную арену разночинцев-демократов, с которыми он уже не мог найтиобщего языка. В 1858 Вяземский вышел в отставку и с тех пор жил больше заграницей. Умер Вяземский 22 ноября (по старому стилю — 10 ноября) 1878, вБаден-Бадене.
Похоронен в Петербурге в Некрополе мастеров искусств.
Былдружен с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, А.А. Дельвигом, Е.А. Баратынским, Н.В.Гоголем, А.С. Грибоедовым.
Подмосковнаяусадьба Остафьево еще при жизни Вяземского была музеем, где в неприкосновенномвиде сохранились комната, в которой жил Карамзин и комната, которую обыкновеннозанимал А.С. Пушкин.
Кроме прекрасной библиотеки, коллекции икон, коллекцииминералов в доме было собрание пушкинских реликвий (перчатка Пушкина, жилет, пробитыйпулей Дантеса).
Средипроизведений П.А. Вяземского — критические статьи, исторические очерки, элегии,послания, эпиграммы, басни, стихотворения в альбом: «Послание к Жуковскомуиз Москвы.
В конце 1812 года» (1813), «Петербург» (1818), «Негодование»(1820), «Да, как бы не так» (1822, сатира), «Кто брат, ктосестра…» (1823, водевиль; в соавторстве с А.С. Грибоедовым), предисловиек первому изданию «Бахчисарайского фонтана» А.С. Пушкина (1824), «Семьпятниц на неделе» (1826), «Русский Бог» (1827, сатира;опубликована А.И. Герценом в Лондоне в 1854), «Станция» (1828), биографияФонвизина (1830 — середина 1840-х; отдельное издание 1848; первая отечественнаяисторико-литературная монография), «Памяти живописца Орловского»(1838), «Старое поколение» (1841), «Письма русского ветерана1812 года» (Lettres d'un veteran russe de l'annee 1812 sur la questiond'Orient publiees par P. d'Ostafiewo; напечатаны в Лозанне в 1855; книга взащиту России против враждебного ей европейского общественного мнения), «Записныекнижки», исторические очерки о Москве («Допотопная или допожарнаяМосква», «Грибоедовская Москва», «Московское семействостарого быта»), критические статьи о Г.Р. Державине, Озерове.
(Автор-составителькраткой биографии П.А. Вяземского — Елена Лавренова)
Список литературы
«Поэтыпушкинского круга». Биографические очерки В.В. Кунина. М. Правда, 1983
«Русскийбиографический словарь» rulex.ru
Энциклопедическийресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедическийсправочник «Санкт-Петербург», Энциклопедия «Москва»)
Проект«Россия поздравляет!»
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.foxdesign.ru/
Источник: https://ronl.org/doklady/biografii/59010/
Вяземский Петр Андреевич
Петр Андреевич Вяземский.
Художник К. Рейхель. 1817 г.
ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич (1792—1878) — князь, российский государственный и культурный деятель, тайный советник и сенатор (1855), поэт, литературный критик, мемуарист, действительный член Российской академии (1839), ординарный академик Петербургской АН (1841), член Государственного совета (1866).
Литературную деятельность начал в 1808 г. в журнале «Вестник Европы». В 1812 г. вступил в Московское ополчение, участвовал в Бородинском сражении. Оставил службу по болезни. В 1815 г. заочно избран членом литературного общества «Арзамас». В 1817 г.
перевел на русский язык «Конституцию» Царства Польского 1815 г. и речь императора Александра I на открытии польского сейма в 1818 г., содержавшую обещание ввести в России конституцию. В 1818—1820 гг.
участвовал в подготовке проекта Государственной уставной грамоты Российской империи. В 1821 — 1829 гг. сотрудничал с различными периодическими изданиями, выступая в защиту романтизма и против эпигонов классицизма. Дружил со многими декабристами, но в Северное общество не вступил.
За независимое поведение и оппозиционные взгляды уволен от службы (с установлением полицейского надзора).
Его общественные взгляды сформировались под влиянием идей французских и русских просветителей: выступал против крепостничества, за превращение России в конституционную монархию, осуждал произвол чиновничества.
Надежды на преобразование России связывал с распространением просвещения и реформами. Активно участвовал в общественной полемике, критически оценивал политику Николая I, в 1840-х гг. сотрудничал с журналом «Москвитянин», выступал против идей В. Г.
Белинского, во многом расходился и с идеями славянофильства, и западничества.
В 1830 г. вернулся на государственную службу по ведомству Министерства финансов. С 1855 г. — товарищ министра народного просвещения. В 1856— 1858 гг. руководил деятельностью Главного управления цензуры, способствовал смягчению цензурного гнета.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 108.
Петр Андреевич Вяземский и его сын Павел Петрович.
Вяземский Петр Андреевич (1792 – 1878), поэт, прозаик. Родился 12 июля (23 н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Род князей Вяземских вел свое начало от потомков Мономаха.
Получил прекрасное домашнее образование, с 1805 учился в Петербургском иезуитском пансионе.
В 1806 вернулся в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета.
С 1807, оставшись сиротой, находился на попечении своего родственника, писателя и историка Н.Карамзина (женатого на старшей сестре Вяземского), дом которого был центром культурной жизни, где собирались историки, философы, писатели, в том числе и будущие декабристы.
Зачисленный в Межевую канцелярию, Вяземский больше времени отдавал литературным увлечениям и светской жизни. Он предпочитает малые стихотворные жанры – пишет элегии, послания, стихотворения в альбом. Вместе с тем пишет и эпиграммы, басни.
Во время войны 1812 вступил в дворянское ополчение и участвовал в Бородинском сражении.
После окончания войны служил в Варшаве. Надеясь на перемены государственного устройства России, принял участие в составлении записки царю об освобождении крестьян (1820). Участвовал в подготовке проекта конституции, общался с вольнолюбиво настроенными кругами польского дворянства и будущими декабристами.
В 1821 – 1829, отстраненный от службы за оппозиционные настроения, жил в Москве и в родовом подмосковном имении Остафьево. Посвящает себя литературной и журнальной деятельности, сближается с Пушкиным, декабристами.
Лирика Вяземского меняется, выступают общественные интересы, личная и гражданская темы сливаются: элегии “Негодование”, “Уныние”, “Первый снег”. Он становится пропагандистом романтизма.
Разделяя воззрения декабристов, он не разделял их революционных методов, поэтому не стал участником восстания.
Хотел воздействовать на правительство словом, убеждением. Это не помешало Вяземскому решительно осудить репрессии против декабристов. В 1830 стал сотрудником “Литературной газеты” Дельвига и Пушкина, а затем и пушкинского “Современника”.
В этом же году был зачислен на службу чиновником особых поручений по Министерству финансов (до 1855).
В 1856 – 58 – товарищ министра народного просвещения; возглавлял цензуру. Был близок к царскому двору.
После французской революции 1848 взгляды Вяземского изменились, он все больше расходился с современностью, смеясь над революционной молодежью.
Это было связано с падением дворянской революционности и выходом на общественную арену разночинцев-демократов, с которыми он уже не мог найти общего языка.
В эти годы публикует книгу о Д.Фонвизине, исторические очерки о Москве, воспоминания, стихотворение “Святая Русь”, проникнутое враждой к революции и преданностью монархии.
Его поздние лирические стихотворения отражали грустные настроения поэта, ощутившего свой разрыв с современностью.
Последние двадцать лет жизни Вяземский жил за границей, в полной мере ощутив социальное и духовное одиночество.
10 ноября (22 н.с.) 1878 в Баден-Бадене Вяземский умер. Похоронен в Петербурге.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Петр Андреевич Вяземский.
Вяземский Петр Андреевич (12[23].07.1792—10[22].11. 1878), князь, поэт, критик. Потомок старинного княжеского рода. Получил домашнее образование. С 1807, оставшись сиротой, находился на попечении Н. М. Карамзина (женатого на старшей сестре Вяземского).
В 1812 вступил в ряды ополчения, участвовал в Бородинском сражении. В эти годы у Вяземского возникают дружеские отношения с И. И. Дмитриевым, В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, а с сер. 1810-х с А. С. Пушкиным.
В 1815 Вяземский — один из инициаторов создания «Арзамаса».
Последовательный патриот и монархист, порицавший радикальные взгляды масонов-декабристов, Вяземский вместе с тем позволял себе некорректные выпады против некоторых лиц из царского окружения и даже иногда высказывал либеральные суждения о «просвещенной монархии» с «конституционными» и «законосвободными» учреждениями. Весной 1821 Вяземский попал в опалу и под тайный полицейский надзор. В 1828 появляется его сатира «Русский бог», с радостью принятая врагами России и опубликованная за рубежом.
Во многих своих либеральных заблуждениях Вяземский впоследствии раскаялся, был прощен царем и получил право поступить на государственную службу.
В 1830—55 Вяземский служил в Министерстве финансов. В 1856—58 — товарищ министра народного просвещения; возглавлял цензуру. Был близок к царскому двору. С 1863 почти постоянно жил за границей, где и умер.
Первые стихи Вяземский напечатал в 1808. Обратившись в 1810 к гражданской лирике, он создал стихи «Петербург» (1818), «Сибирякову» (1819), «Негодование» (1820).
С сер. 20-х в стихах Вяземского все явственнее ощущается влияние поэзии Пушкина; в стихотворениях «Станция» (1825), «Коляска» (1826), в «Дорожной думе» (1830) слышится «однозвучной жизни шум» из пушкинского стихотворения «Дар напрасный, дар случайный». С 30-х в поэзии Вяземского преобладает пейзажная и интимная лирика.
В 10—20-е Вяземский вместе с А. С. Пушкиным принимал активное участие в полемике «Арзамаса» против «Беседы любителей русского слова», выступая сторонником карамзинистов. В «Послании к М. Т. Каченовскому» (1820) Вяземский защищал Карамзина от критики его литературных оппонентов.
В 1825—28 Вяземский участвовал в издании журнала «Московский телеграф», где выступал как критик в защиту романтизма, против классицизма и литературных староверов.
В статьях «Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова» (помещена в виде предисловия к изданию «Бахчисарайского фонтана») и в «Письмах из Парижа» (1826—27) Вяземский рассматривал романтизм как утверждение исторического и национального начала в поэзии, как утверждение независимости личности.
Позднее активно сотрудничал вместе с Пушкиным в «Литературной газете» и «Современнике», выступал против Ф. И. Булгарина и Н. И. Греча. В 1848 Вяземский опубликовал написанную еще в 1830 книгу о Д. И. Фонвизине, явившуюся первым опытом обстоятельного исследования жизни и творчества писателя.
В 40-е литературно-критические статьи Вяземского, носившие православно-монархический характер, были направлены против либерально-масонских идей В. Г. Белинского («Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина», 1847; «Языков и Гоголь», 1847, и др.).
Революция в Европе вызвала стихотворение Вяземского «Святая Русь» (1848), проникнутое ненавистью к революции и преданностью монархии. Политические стихи Вяземского 50—70-х носили православно-монархический характер и нередко подвергались травле со стороны либерально-масонских органов печати.
Некоторые его поздние лирические стихи отражали грустные настроения поэта, ощутившего свой разрыв с современностью. По мнению Вяземского, пушкинская эпоха — золотой век русской культуры — ушла в прошлое, а настоящее не сулит Отечеству ничего хорошего. Все и всё измельчало. Величие прежней эпохи не вернуть.
В 1855 в Лозанне были изданы «Письма русского ветерана 1812 года». В течение многих лет Вяземский печатал эпизодически отрывки из «Старой записной книжки» (в 20—30-е — в «Московском телеграфе», «Северных цветах», в 70-е — в «Русском архиве»). Сводная их публикация, в т. ч. неизданных (32 книжки из 37, хранящихся в Остафьевском архиве), помещена в Полное собрание сочинений Вяземского (т. 8—10, 1883—86). В них Вяземский включил свои анекдоты, афоризмы, стихи, меткие зарисовки политического и литературного быта своего времени и портреты современников.
Вяземский — поэт высокой художественной культуры, владевший различными жанрами.
В его лирике встречаются интонации торжественной оды, продолжающей державинские традиции; они сменяются тонкими зарисовками природы («Первый снег», 1819); негодующая публицистическая речь чередуется с изящной записью в великосветском альбоме или наброском народной песни («Тройка мчится, тройка скачет…»).
Для поэтического языка Вяземского характерны свободные переходы от романтического пейзажа к куплетной форме («Зимние карикатуры», 1828), от высокого пафоса к языку «газетного стихотворения» фельетонного типа и к обиходной разговорной речи. «Поэту должно искать иногда вдохновения в газетах.
Прежде поэты терялись в метафизике; теперь чудесное, сей великий помощник поэзии, на земле», — писал Вяземский в 1821 («Остафьевский архив кн. Вяземских». Т. 2. СПб., 1899). Певучей музыкальности поэтической речи Вяземский предпочитал прозаическую резкость стиха, отражающего точность острой мысли.
Ради создания «поэзии мысли» Вяземский порой нарушал грамматические нормы языка, жертвовал легкостью и правильностью стиха. Его мастерство сатирика, автора острых эпиграмм и салонных каламбуров дало повод для пушкинской характеристики Вяземского: «Язвительный поэт, остряк замысловатый, и блеском колких слов, и шутками богатый…»
А. Б., Д. К.
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа – http://www.rusinst.ru
Вяземский Петр Андреевич.
Вяземский Петр Андреевич (1792-1878), поэт, журналист, литературный критик, мемуарист, государственный деятель.
Потомок старинного княжеского рода, единственный сын князя Андрея Ивановича Вяземского (1762-1807) и княгини Евгении Ивановны, урожденной Дженни О'Рейлли (1762-1802), в первом браке Квин, ирландки по происхождению, привезенной в Россию русским князем, путешествовавшим в 1780-х по Западной Европе.
В 1812 вступил в Московское ополчение, участник Бородинского сражения. В 1818-1821 -в Варшаве, чиновник для иностранной переписки при Н.Н. Новосильцеве. До 1829 – в отставке; с 1832 по 1846 – вице-директор Департамента внешней торговли; в 1856-1858 – товарищ министра народного просвещения и глава Цензурного комитета. Сенатор, член Государственного совета.
В 1816, живя в Москве, заочно принят в петербургское литературное общество “Арзамас”, получив от поэта В.А. Жуковского “символическое и пророческое” имя “Асмодей”. В 1810-1840-х постоянно сотрудничал с “Московским телеграфом” Н.А. Полевого, “Литературной газетой” А.А. Дельвига, “Современником” А.С. Пушкина.
Автор монографий “Фон-Визин” и “Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий” (обе – 1848), а также многих статей и мемуаров о своих литературных современниках: И.И. Дмитриеве, Н.М. Карамзине, А.С. Пушкине, Н.В. Гоголе, Н.М. Языкове, Е.А. Баратынском, П.А. Плетневе.
В 1850-х выпустил несколько маленьких сборничков своих стихотворений, а в 1862 вышел сборник “В дороге и дома”, подготовленный М.Н. Лонгиновым без участия самого поэта. В журнале “Русский архив” публиковались отрывки его мемуаров, а также материалы огромного и ценного семейного, т.н. Остафьевского, архива. Английскую литературу знал по французским и русским переводам.
Особенно высоко ценил Байрона; перевел несколько его стихотворений и отрывок из IV песни “Чайльд Гарольда”. Через своего друга А.И. Тургенева был заочно знаком с Томасом Муром, который, в свою очередь, знал Вяземского как переводчика. Перевел одно стихотворение из “Ирландских мелодий” Т. Мура, читал во французском переводе мадам Беллок, хорошо знавшей Т.
Мура, его сочинение “Письма и дневники лорда Байрона с замечаниями о его жизни” (Париж, 1830). В Англии Вяземский был только однажды, в сентябре – ноябре 1838, принимая лечебные морские купания в Брайтоне. Встречался с известными людьми, в т.ч. с писательницей леди Морган (ирландкой по происхождению; все ирландское, в память матери, вызывало особый интерес поэта), ее племянницей, певицей Жозефиной Кларк, с “сочинительницею романов” мисс Портер, путешественником Кокреном, проехавшим русскую Сибирь и Чукотку.
Сын Петра Андреевича – Павел Петрович Вяземский.
Фотография 80-х годов XIX века.
Друг Пушкина
Вяземский Петр Андреевич, князь (1792-1878) — поэт, критик, журналист, один из активных деятелей литературного общества «Арзамас».
Друг Пушкина на протяжении всей его жизни и неизменный его соратник и единомышленник в литературных битвах.
Пушкин любил острый и резкий ум Вяземского, смелость и независимость его суждений, но более всего ценил в друге литературного критика-полемиста.
Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.
+ + +
Вяземский Петр Андреевич (1792-1878).
Судьба свои дары явить желала в нем, В счастливом баловне соединив ошибкой Богатство, знатный род с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой.
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vjazemski_pa.php
Вяземский Петр Андреевич
(1792-1878) русский поэт
Потомок удельных князей Петр Андреевич Вяземский принадлежал к старинной феодальной знати. О своем отце, князе Андрее Ивановиче, он писал: «20-ти лет с небольшим был он уже полковником и командовал полком.
Не знаю, чему приписать такое скорое повышение, но верно уже – не искательству, чему служит доказательством, что, находясь под начальством князя Потемкина в турецкую войну, был он с ним в неблагоприятных сношениях: слыхал я, что князь находил молодого человека чересчур независимым и гордым».
В 1805 году А. И. Вяземский поместил сына в петербургский иезуитский пансион. Некоторое время Петр Андреевич учился и в пансионе при Педагогическом институте.
В 1806 году он вернулся в Москву, где пополнял свое образование, беря частные уроки у профессоров Московского университета. В 1807 году А. И. Вяземский умер, оставив своему пятнадцатилетнему сыну крупное состояние.
После смерти отца Петр поступил на службу. Он числился в Межевой канцелярии, но эта служба была в значительной мере формальной.
Сознательно чуждаясь официальных бюрократических кругов, юный князь ведет рассеянную жизнь, азартно играет в карты, но в этот же период складываются прочные литературные связи, которые надолго определили его творческий путь.
Беззаботное существование независимого аристократа и светского любителя литературы нарушили грозные события двенадцатого года.
Петр Вяземский вступил в военное ополчение и участвовал в Бородинском сражении, где под ним была убита лошадь, а другая ранена.
Вместе со сверстниками он вдохновлен победоносным окончанием войны, переживает бурный подъем национального самосознания, испытывает большие политические надежды, которым, однако, не суждено было осуществиться.
Петр Андреевич Вяземский довольно легко вошел в литературный мир, во многом благодаря родственным связям с Николаем Карамзиным. Известный историк и писатель был женат на его сестре Екатерине Андреевне, и старый князь Вяземский, умирая, поручил сына руководству Карамзина.
Уже на рубеже 1810-х годов Петр Вяземский сближается с будущими членами литературного объединения «Арзамас» – Василием Андреевичем Жуковским, Константином Николаевичем Батюшковым, Д. В. Давыдовым, Александром Сергеевичем. Пушкиным, А. И. Тургеневым. Эта «дружеская артель», как ее называет Вяземский, постоянно собиралась в его московском доме.
Для поэтов арзамасского круга существенное значение имела традиция французской «легкой» поэзии XVIII – начала XIX века. Они переносят ее на русскую почву и создают легкий, гармонический слог, искусно варьируют условные и изящные поэтические формулы.
Молодой Петр Вяземский тоже увлекается французской поэзией и опытами в духе русского гармонического стиля:
Hacmал любви условный час,
Час упоений, час желаний;
Спи, Аргус, под крылом мечтаний!
Не открывай, ревнивец, глаз!
Красавицы! Звезда свиданий,
Звезда Венеры будит вас!
В раннем творчестве Вяземского представлены элегии, песни, альбомные стихи. Но наибольший интерес представляют его сатирические произведения. В начале своего литературного поприща он также выступает как мастер дружеских посланий.
В 1810-1820 годах Петр Вяземский создает ряд посланий к Жуковскому, Батюшкову, Д. Давыдову и другим своим товарищам по поэтическому цеху.
Шуточный тон дружеских посланий с их бытовым, конкретным слогом расширял возможности лирической поэзии, поскольку эти послания были проникнуты и лиризмом, и раздумьями, и грустью.
Молодой Вяземский принадлежал к той общественной прослойке, которая считала себя солью русской земли и с гордой уверенностью смотрела в будущее.
Он знатен, и в то же время он просвещенный дворянин, носитель передовых настроений и мыслей.
Даже свои занятия литературой Вяземский осознавал как важную общественную функцию, направленную на построение новой русской культуры, борьбу за нее против староверов и рутинеров.
В 1817 году Петр Андреевич Вяземский принял решение поступить на службу.
Этого требовали прежде всего материальные обстоятельства, так как двадцатипятилетний Петр успел, по его собственному выражению, «прокипятить» на картах полмиллиона рублей.
К тому же на него оказывали давление старые друзья отца, считавшие, что наследнику имени Вяземских пора занять в обществе место, принадлежащее ему по праву рождения.
В феврале 1818 года Петр Вяземский выехал в Варшаву в канцелярию Н. Н. Новосильцова, полномочного представителя при Правительствующем совете Царства Польского. Ему поручили иностранную переписку, а также переводы и редактуру бумаг государственного значения. Так, Вяземский, в частности, переводил речь, произнесенную Александром I на открытии польского сейма.
Он был также привлечен к участию в подготовке проекта конституции для России. Однако этот втайне разрабатывавшийся проект был положен под сукно. Такая же участь постигла записку по вопросу об освобождении крестьян, поданную Александру I за подписью Вяземского и еще нескольких лиц.
Либерализм первых лет царствования Александра сходил на нет, и мечтавший об общественных переменах аристократ привлек внимание властей.
Карьера, на которую Петр Андреевич Вяземский мог рассчитывать по своему происхождению и положению в обществе, пресеклась в самом начале. В 1821 году он был отстранен от службы и удален из Варшавы. Главной причиной этой опалы стали его «польские симпатии». Полиция наблюдала за ним и даже вскрывала его письма, которые содержали резкую критику правительства.
Оппозиционные настроения Вяземского отразились в целом ряде его сатирических и вольнолюбивых стихотворений – «Сибирякову», «Петербург», «Уныние», «Во имя хартии свободы…» и других.
Некоторые свои произведения Петр Вяземский печатает в альманахе «Полярная звезда» Рылеева и Бестужева, которые дорожили сотрудничеством с ним.
Центральное место среди вольнолюбивых произведений Вяземского этой поры занимает стихотворение «Негодование», широко распространявшееся в списках.
С годами в творчестве Вяземского стали все больше преобладать политические мотивы. Он очень высоко ценил Байрона, о котором говорил: «Краски его романтизма часто сливаются с красками политическими». Для самого Вяземского романтизм был прежде всего литературным выражением вольнолюбия.
Он даже отрицает классическую поэзию, которая, по его мнению, чересчур консервативна.
«Провалитесь вы, классики, с классическими своими деспотизмами! Мир начинает узнавать, что не народы для царей, а цари для народов; пора и вам узнать, что не читатели для писателей, а писатели для читателей», – писал Вяземский А. Тургеневу в 1819 году.
В 1821 году началось опальное существование поэта. Он не служит, деятельно занимается литературой. Много времени проводит с семьей в родовом подмосковном поместье Остафьево.
К этой поре относится эпизод сотрудничества Вяземского и Грибоедова, когда они написали совместно водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».
Одним из первых Вяземский услышал комедию «Горе от ума», которую Грибоедов прочитал ему с глазу на глаз.
Петр Андреевич Вяземский не принадлежал к декабристским организациям, но атмосфера дворянской революционности питала его мысли, его поэтическое творчество.
Он крайне болезненно пережил расправу над декабристами, среди которых было много духовно близких ему людей.
После разгрома восстания возможности активной дворянской оппозиции были исчерпаны: к концу 1820-х годов Петр Вяземский скрепя сердце пришел к убеждению, что у него нет другого пути, как искать примирения с правительством.
В 1830 году он был назначен чиновником по особым поручениям при министре финансов и прослужил около двадцати лет, в течение которых не переставал считать свое пребывание в этом ведомстве тяжелым недоразумением и с отвращением относился к своей службе. В 1845 году Вяземский был назначен на совсем уж неподходящую для него должность директора Государственного заемного банка. Отвращение поэта к лакействующей бюрократии нисколько не уменьшилось, свидетельством чему является его сатира «Русский Бог».
В разные годы Петр Андреевич Вяземский сотрудничал в журнале «Московский телеграф», в «Литературной газете», в пушкинском «Современнике». Не будучи большим поэтом, он тем не менее хорошо понимал законы словесного творчества и был весьма проницательным критиком.
Своеобразие его поэтического и прозаического стиля постоянно отмечали современники: одни, как Пушкин, – с горячим одобрением; другие – Карамзин, например, – с неудовольствием.
Глубоким стариком Вяземский писал, оглядываясь на свой творческий путь: «Странное дело: очень люблю и высоко ценю певучесть чужих стихов, а сам в стихах своих нисколько не гонюсь за этой певучестью. Никогда не пожертвую звуку мыслью моею.
В стихе моем хочу сказать то, что сказать хочу: о ушах ближнего не забочусь и не помышляю…В стихах моих я нередко умствую и умничаю. Между тем полагаю, что если есть и должна быть поэзия звуков и красок, то может быть и поэзия мысли».
Николай I терпеть не мог Вяземского, которого до конца жизни считал фрондером и человеком декабристской закваски.
После смерти императора положение изменилось: в 1855 году Александр II назначил Вяземского товарищем (заместителем) министра народного просвещения, а в конце 1856 года поставил его во главе цензурного ведомства. До конца жизни он числился сенатором, членом Государственного совета.
Он не только бывал при дворе, но и имел свободный доступ в домашнее окружение Александра II. Однако в эти годы Петр Вяземский не принимал реального участия в государственных делах. Много времени он проводит в разъездах по Европе.
Вторая половина жизни Вяземского отмечена возрастающей депрессией. Хандра становится постоянной и настойчивой темой его стихов. Ее усугубляли и чисто личные обстоятельства – смерть трех взрослых дочерей, утрата почти всех друзей и соратников, одиночество. Вяземский страдал длительными припадками нервного заболевания – оно сопровождалось мучительной бессонницей.
В литературе господствовали теперь враждебные поэту новые силы. Сначала с ним спорили, над ним смеялись. Потом наступило самое страшное, то, что Вяземский сам назвал заговором молчания. С этим его не могли примирить официальные почести и юбилеи. Еще в 1841 году в письме к Тургеневу он определил свое душевное состояние фразой: «Жить не хочу, а умирать не желаю».
Петр Вяземский писал много и работал до самого последнего дня своей жизни. Свои поздние стихи он почти не печатал. Но даже если бы он это делал, они едва ли привлекли бы внимание современников.
В последние годы жизни Петр Андреевич Вяземский принял участие в подготовке Полного собрания своих сочинений, предпринятой его внуком С. Шереметевым. Умер он в Баден-Бадене в возрасте восьмидесяти шести лет. Похоронили его близ могил Карамзина и Жуковского на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Источник: http://biografiivsem.ru/vyazemskiy-petr-andreevich
Князь Петр Вяземский: биография и творчество
Чем запомнился князь Вяземский Петр Андреевич? Краткая биография его может быть выражена несколькими словами: известный русский князь, критик и поэт. Закончил Петербургскую академию.
Петр Андреевич стал первым председателем Русского исторического общества, причем являлся его соучредителем. Выдающейся личностью золотого века былизвестный государственный деятель, друг А. С.
Пушкина, Петр Вяземский, краткая биография которого не может описать все его заслуги перед Отечеством. Теперь перейдем к более подробному повествованию о его жизни.
Семья, род Вяземского
Князь Петр Андреевич Вяземский родился в Москве, 23.07.1792. Родители его происходили из знатной и богатой семьи. Род Вяземских в России был очень известным, брал свое начало от Рюрика. Это потомки Мономаха.
Отец Петра, Андрей Иванович, был тайным советником, пензенским и нижегородским наместником. Мать, Евгения Ивановна (в девичестве О´Рейли) – уроженкой Ирландии. В первом браке носила фамилию Кин.
Родители Петра познакомились, когда его отец совершал турне по Европе. Родственники были категорически против брака с иностранкой. Но отец Петра оказался непреклонным в этом вопросе и поступил по-своему, женившись на Евгении.
Детские годы Петра
У Вяземских было свое подмосковное имение в Остафьево. Сначала Андрей Иванович в честь рождения сына (Петра) приобрел полностью все село. После этого за семь лет отстроил шикарный двухэтажный особняк. В наше время он называется Русским Парнасом. В Остафьево и провел свои детские годы Петр.
«Второй отец» Петра
Петр Вяземский лишился родителей, будучи ребенком. Когда ему было 10 лет, умерла мать. А спустя 5 лет не стало в живых отца. Юный князь стал единственным наследником огромного состояния. Правда, став взрослее, львиную долю он все-таки «спустил» на игре в карты.
Пока Петр был маленьким, опеку над ним взял Карамзин, муж сводной сестры малолетнего князя. В результате Петр был вхож с детства в среду московских литераторов. Карамзина же называл «вторым отцом».
Образование
Сначала Петра воспитывали в домашних условиях, как и многих аристократических детей. На дом приглашались учителя. В результате Петр Вяземский получил прекрасное домашнее воспитание, был очень эрудирован.
В 1805 году его отдали продолжать учебу в Петербургский иезуитский пансион, который был создан при Педагогическом институте. Через год Петр вернулся в Москву, так как вопреки монастырскому воспитанию его неудержимо привлекала разгульная жизнь. Дома начал брать частные уроки у приглашаемых немецких профессоров.
Первая эпиграмма Петра Вяземского
Первое произведение (эпиграмму) Петр Вяземский написал на своего русского преподавателя. По странной случайности, он поссорился с ним практически сразу. И больше его для своего обучения уже не приглашал. Эпиграмма же имела большую популярность в кругу немецких профессоров.
Влияние Карамзина на Петра Андреевича
После смерти отца Петра большое влияние на него стал иметь Карамзин, заменивший ему родителя. В то время он уже был очень известным в литературной среде и кумиром читателей. Вяземский очень быстро усвоил взгляды Карамзина не только на творчество, но и на историю.
Начало творческой деятельности
«Проба пера» у Петра началась рано, как и у многих людей, получивших отличное образование. Первые свои стихи он писал на французском языке. В основном они носили лишь подражательный характер. В то время русский язык еще не стал основополагающим литературным. Его создателем считается Пушкин. А с ним Петр Вяземский познакомился и подружился намного позже.
В «Вестнике Европы», основанном в 1802 году Карамзиным, в 1807 г. появилась небольшая статья «О магии». Подписана она была просто В… Но у историков есть все основания полагать, что принадлежала она Петру. Это были его начальные творческие опыты. Хотя первое его печатное произведение принято считать вышедшим в 1808 г.
Творческий стиль Петра
Собственный стиль стихов у Петра Андреевича вырабатывался постепенно начиная с 1810 года. Он отличался от своих современников. В его первых произведениях преобладало уныние, элегия и дружеские послания. Петр старался стремиться к афористичности и точности мысли, пренебрегая гармонией и легкостью слога.
Личная жизнь Петра
Вяземский женился в 1811 году на княжне Вере Гагариной. Биография Вяземского Петра Андреевича описывает необычные обстоятельства его знакомства и свадьбы с будущей супругой.
Однажды, во время вечеринки, одна девица бросила свой башмачок в пруд. Доставать его кинулись многие молодые люди. В их числе был и Петр. Но молодой князь захлебнулся водой.
Его вытащили, откачали, но домой он возвратиться временно не мог, по причине своей слабости.
Петра положили в кровать в доме, где как раз жила Вера. Она усердно ухаживала за ним, пока ему пришлось у них погостить. Между знакомыми пошли разнообразные слухи. Отец Веры вынужден был поговорить с гостем о женитьбе, дабы не осрамить доброе имя княжны. Петр согласился, и свадьба состоялась. Только венчался он сидя в кресле.
Брак все же оказался удачным. Счастливым и прочным. Вера была намного старше Петра. И как-то сразу заняла в доме лидирующую позицию. Княгиню красавицей не называли, но этот недостаток компенсировался ее живым, добросердечным и веселым нравом. Впоследствии она очень полюбилась Пушкину, который на то время уже стал другом Петра.
Биография Вяземского Петра Андреевича: годы войны
В 1812 году (в начале Отечественной войны) Петр добровольно стал ополченцем. Сначала он был адъютантом при генерале Милорадовиче. Участвовал в Бородинской битве. Но из-за своей близорукости и впечатлительности он, скорее, был свидетелем исторических событий. Тем более, что воином князь рожден не был.
Будучи уже в возрасте, в своих воспоминаниях он всегда отмечал, что иногда даже не мог понять, что происходит вокруг, не говоря о том, что из-за плохого зрения не мог участвовать даже в небольших боях. Иногда он спрашивал своего секретаря, в чей адрес они пишут служебные бумаги.
Военный подвиг Петра
Но все же военный подвиг Петр совершил. Во время Бородинской битвы был сильно ранен генерал Бахметев. Петр это увидел, оказал военачальнику посильную помощь и оставался с ним рядом до конца битвы. В результате Бахметев остался жив, и князя наградили орденом Святого Владимира четвертой степени.
Как изменилось творчество Петра после войны
Воспоминания об ужасах войны оставили в душе впечатлительного Петра незабываемые раны. Сентиментальные мотивы были отброшены. А творчество приблизилось к лирике Жуковского. В этот период Вяземский написал несколько воинственных произведений. Одно из них Петр посвятил погибшему Кутузову.
Петр Вяземский, биография: «Арзамас»
В 1815 году обострились отношения между сторонниками Карамзина и Шишкова. Вяземский и некоторые другие поэты и писатели объединились в группу «Арзамас». В ней Петру было дано прозвище Асмодей, шутливое и зловещее. В «Арзамасе» все творческие личности баловались черной магией. Причем связывали ее со своими произведениями. Говорили надгробные слова для еще живых соперников и т. д.
Через много лет Вяземский начал считать, что такая непотребная деятельность отразилась на нем самом как наказание. Он считал, что вокруг него был создан заговор молчания. И таким образом он оказался отрезан от мира. Именно в «Арзамасе» между Пушкиным и Вяземским сначала вспыхнуло соперничество. Но потом переросло в дружбу.
Первые годы государственной службы
Начиная с 1818 года Петр начал служить в Варшаве переводчиком при императоре. Вяземский присутствовал в Польше, когда открывали первый сейм. Переводил речи Александра I, составлял вместе с другими чиновниками «Государственную грамоту Российской империи». Петр также переводил на русский язык с французского многие книги и документы.
Сначала его труды ценились высоко. В 1819 году Петр получил должность надворного советника. Через несколько месяцев стал уже коллежским (чин, равный полковнику). В это время Вяземский часто встречался с Александром I, обсуждая конституцию.
Окончание государственной службы Петра
В 1820 году Петр Вяземский, биография которого тесно связана со «взлетами» и «падениями», вступил в группу «добрых помещиков» и подписал документ об освобождении крестьян. Но Александр I не захотел проводить такую реформу, чем разочаровал поэта. Петр начал писать стихи, демонстрируя в них свою точку зрения.
В результате за это его отстранили от службы. На тот момент Петр находился в отпуске, в России. Но после написания его стихов ему запретили въезд в Польшу. Вяземский, глубоко оскорбленный, подал в отставку. Александр I был этим крайне недоволен, но документ все же подписал.
Вяземский – «декабрист без декабря»
Князь Петр Вяземский не захотел лично участвовать в тайных обществах декабристов. Но перед арестом Пущина зашел к нему с предложением сохранить бумаги, какие друг сочтет нужным. Только через 32 года Вяземский вернул поэту портфель с запретными стихами многих авторов.
Только за один поступок хранения таких документов Петр мог пойти на каторгу. Несмотря на то что не побоялся сохранить запретные бумаги, участвовать в восстании Вяземский не стал. Он считал, что кровавые методы переворота неприемлемы и можно найти более мирные варианты.
Расправу над декабристами Петр переживал очень тяжело. Часть его произведений связана с этим периодом жизн
и. Но он остался верен своим убеждениям. В результате стал считаться опасным оппозиционером. В результате начиная с 1820 года за ним была установлена тайная слежка.
Деятельность опального поэта
В 1821-1828 гг. Вяземский был в опале у властей и жил в основном в Москве. В это время он увлекся журналистикой и основал журнал «Московский телеграф». Начал выступать с критикой, которая всегда была очень острой. Написал много рецензий на произведения других авторов. Перевел на русский роман «Адольф» и «Крымские сонеты». Собирался написать свой собственный.
Несмотря на опалу, он развернул такую деятельность, что его имя стало входить в пятерку самых популярных писателей того времени. Вяземский Петр Андреевич, книги которого читались взахлеб, стал настолько знаменитым, что многие его цитаты превращались в пословицы, а стихи – в народные песни. Наиболее известные и популярные его книги:
- «Старая записная книжка»;
- «Дорожная дума»;
- «Из поэтического наследия»;
- «Любить. Молиться. Петь»;
- «В дороге и дома»;
- «Избранные стихотворения».
Естественно, что правительству не нравилась его независимая позиция после восстания декабристов. И начиная с 1827 года Вяземского стали «травить». Петр обвинялся в разврате и плохом влиянии на молодежь.
Голицыну было предписано предупредить Вяземского о прекращении его деятельности, иначе правительство собиралось «принять меры». Причем поводом послужил ложный донос на Петра, где говорилось, что он собирался издавать газету под чужим авторством.
В своем ответном письме, в котором звучала обида, он грозился покинуть родину. Но из-за семьи ему пришлось остаться.
Возвращение на государственную службу
К 1829 году материальное положение семьи Вяземских стало плачевным. Петр был «загнан в угол», отчаялся. Ради семьи он решил примириться с правительством и написал императору Николаю извинения. Монарх потребовал принести их в устной форме не только ему, но и своему царственному брату в Варшаве.
В результате Петр Вяземский, фото которого есть в данной статье, снова был принят на государственную службу. Работал чиновником по особым поручениям на министра финансов до 1946 года. За это время Вяземский успел стать камергером императорского двора и вице-президентом внешней торговли. В 1850-1860 гг. дослужился до замминистра просвещения.
В 1856 году Вяземский был назначен на должность начальника Главка управления цензуры. Он постарался не пропустить лучшие творческие дарования, но оказался между двух огней. Старшее поколение его хвалило, а такие, как Герцен, «хаяли». Государь не видел в его деятельности ничего полезного. И Вяземскому пришлось подать в отставку.
Последние годы жизни Петра
В последние годы жизни Петр смог добиться высоких должностей при императорском дворе. Имел свободный доступ к близкому окружению Александра II. Вяземский стал сенатором и членом Госсовета. Жил Петр преимущественно за границей.
Но здоровье уже давало себя знать. У него начались длительные бессонницы и нервные расстройства, которые сменялись приступами депрессий и запоями. Даже его стихи в это время отражают хандру и разочарование в жизни. Состояние Вяземского ухудшалось с каждой смертью родных и близких ему людей. О нем стали забывать как о поэте. Стихи перестали понимать.
Перед смертью Петр Вяземский, творчество которого уже не умещалось в одной книге, успел написать собрание сочинений, первый том которого вышел после его смерти. Умер он 86-летнем возрасте, 10.11 (22 н.с.)1978 года в Баден-Бадене. Похоронили Вяземского в Петербурге.
Источник: https://4u-pro.ru/obrazovanie/knyaz-petr-vyazemskij-biografiya-i-tvorchestvo