Краткая биография языков

Языков Николай

Николай Языков – один из выдающихся, самобытных поэтов пушкинской плеяды.

Языков родился в Симбирске 4 марта. Его отец, Михаил Петрович Языков, был весьма состоятельным помещиком. Мать, Екатерина Александровна, урожденная Ермолова, была в близком родстве со знаменитым генералом Ермоловым.

В октябре 1814 года Николай Михайлович, был определен в петербургский Горный кадетный корпус, где готовили горных инженеров, но прошел там лишь “нижние” и “средние” классы.

С 28 августа 1819 года он учился в Институте корпуса путей сообщения, но весной следующего года оттуда был исключен “за нехождение в классы”. Достаточно рано проявились литературные наклонности Николая. Учась в кадетском корпусе, он брал уроки словесности у А.Д. Маркова, сочинять стихи начал в 10-11 лет.

Обратите внимание

В 1819 году в одном из номеров “Соревнователя просвещения и благотворения” было опубликовано стихотворное послание Языкова к Кулибину.

Осенью 1819 года Николай Михайлович уехал в Языково, где занялся подготовкой к поступлению в университет. В 1822 году Языков поступил в Дерптский университет, где дополнительно занимался с учителями латинским и греческим языками. Его захватила идея самообразования, воспитания в себе поэта-творца.

В петербургских журналах все чаще появляются его стихи: “Песня короля Региера”, “Моя родина”, “Языкову А.М., при посвящении ему тетради стихов моих”, “Чужбина “, “Мое уединение”, “Прошу стихи мои простить!..”, “Песнь Баяна”, “Услад”, “Евпатий” и другие стихотворения и элегии.

Он пишет студенческие песни, которые имеют огромную популярность, хотя сам поэт не принимает их всерьез.

За семь лет пребывания в Дерпте Языков приобрел солидное образование, хотя и не окончил курса. В мае 1829 года он вместе с Александром Петерсоном выезжает в Москву, чтобы сдать экзамены за Дерптский университет – в Московском. Летом этого же года был написан известный “Пловец” Языкова, опубликованный в альманахе Максимовича.

В 1832 году вышли из печати два номера “Европейца”, в которых были помещены и стихи Языкова – числом пять, среди них “Ау!” – один из его шедевров.

Постепенно подбирались к Языкову недуги, медики предписали поэту путешествие на воды. 28 июня 1838 года вместе с П. Киреевским он выехал в Мариенбад. В конце сентября переехал в Ганау, где вместе с братом, П.М.

Языковым, занимался переводами с русского на немецкий. Они перевели очерк Дениса Давыдова “Тильзит”, письмо Жуковского о “Мадонне” Рафаэля, “К морю”, “Узник” и другие стихотворения А.С. Пушкина, несколько стихотворений Языкова.

Летом Николай Михайлович начал писать и свои стихи.

Важно

Осенью 1839 года братья из Ганау перебрались в Гаштейн, оттуда – через Альпы – в северную Италию, на озеро Комо, потом побывали в Милане, Турине и в декабре прибыли в Ниццу, где остались зимовать. В Москву Языков приехал в последних числах июля 1940 года.

Между тем в Москве вышла книга “56 стихотворений Н.М. Языкова”, составленная Валуевым, а позже сам поэт подготовил к изданию сборник “Новые стихотворения” (написанные в 1834-1844 годах). Здоровье Языкова ухудшается. Он проходит еще один курс водолечения в Москве, но силы его уходят, 26 декабря 1846 года поэт скончался.

Источник: Биографический справочник: Деятели российской культуры.

Источник: http://scanpoetry.ru/poets/yazykov-nikolay

Творчество Н. М. Языкова

Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 Эпилог

Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.

Предисловие

Н. Языков, кто тебе внушил Твое посланье удалое? Как ты шалишь, и как ты мил, Какой избыток чувств и сил,

Какое буйство молодое!

А. С. Пушкин. «К Языкову». 1826

Несколько летучих пушкинских строк – и перед нами юный Языков «в ту годину золотую», когда произошла его встреча с Пушкиным (заочное знакомство состоялось раньше). «Как ты шалишь, и как ты мил, Какой избыток чувств и сил…

» – впечатление Пушкина от стихов его вдохновенного друга в то лето, которое они провели вместе, – опальный Пушкин и дерптскнй студент Языков, поэтическая слава которого уже облетела всю свободомыслящую Россию.

В пушкинских строках несколькими штрихами обрисован характер поэта, раскрыта, кажется, сама душа его.

В то же время многие согласно говорят о его удивительной застенчивости. «Дикарь Языков», как отзовется о нем А. Н. Вульф. Но в обществе друзей застенчивый Языков разительно менялся. И этот-то облик вдохновенного поэта сохранили для нас пушкинские строки.

Живший в Дерпте, где Языков учился в университете, композитор и музыковед Юрий Карлович Арнольд (1811 – 1898) впервые увидел поэта в декабре 1826 года, то есть как раз в тот год, когда летом произошла первая встреча Языкова с Пушкиным.

Этим и интересно свидетельство современника о впечатлении, которое производил студент Языков: «Наружностью своею представлял он настоящий тип великорусского молодца Приволжского края. Роста он был больше чем среднего, широкоплеч и с выдающейся вперед грудной клеткой, а лицо у него было кровь с молоком.

Затем, открытый, широкий лоб под густыми кудрями светло-каштанового цвета слегка вздернутый нос, добродушно-улыбающийся, довольно широкий рот с пухлыми губами и небольшие, плутовски-веселые серые глаза».

Совет

О характере Языкова люди, знакомые с ним даже не очень близко, говорят с той же симпатией, что и ближайшие друзья. Свое описание ip.

Арнольд завершает так: «Нрава он был отменнейшего: остряк а балагур от природы, любил он подшучивать, но шутки его бывали всегда добродушно-дивные и никогда ие пошлые, да и сам он не обижался дружеским подтруниваниям, так что нельзя было не любить его.

Вообще Языков был превосходный товарищ, бравый бурш всею душой, мастер фехтовать и далеко не враг веселых пирушек».

… Почти полтора столетия протекло с той минуты, когда под пером Языкова возникли последние стихотворные строки – прощание с Землей («и нам чужда Земля…»), обращение к своей юности и к своей любви. И вот штрих за. штрихом раскрываются тайны его жизни, загадки судьбы.

Словно завеса времени начинает приподниматься над тем, что. было и явным, и в то же время как будто скрытым от глаз. Новые публикации писем, труды комментаторов, исследования сотрудников Ульяновского литературного музея «Дом Языковых»…

Время постепенно проясняет логику жизни и судьбы поэта.

И все же поэтическая судьба Языкова сложилась так, что для многих читателей он остается «великим незнакомцем». Ведь для того чтобы стихи вошли в круг чтения, с ними нужно знакомиться в детстве, в школе; имя поэта должно быть постоянно на слуху.

И тогда позднее за воспоминаниями детских лет, как цепь, последуют новые эстетические впечатления. Но пока что в круге современного детского и юношеского чтения стихи Языкова не заняли достойного места. Имя поэта не встречается в школьных учебниках (упоминается лишь в книгах для внеклассного чтения).

А в начале нашего века стихи Языкова знал каждый школьник. Вот свидетельство: «Классический характер и живучесть поэзии Языкова… не подлежит никакому сомнению уже потому, что немалое количество его стихотворений мы встречаем в каждой классной хрестоматии…

для учащихся как младшего, так и старшего возраста» (Смирнов В. Я. Жизнь и поэзия Н. М. Языкова. Критико-биографическое исследование. – Пермь, 1900, с. 1).

Обратите внимание

В наши дни Н. М. Языков стал как бы поэтом «для избранных», хотя стихи его по сути своей народные и для развития русского языка необходим вклад, внесенный им в сокровищницу нашего искусства. Стихи его бесценны как школа русской речи, так же как стихи Пушкина, проза Гоголя – великих русских писателей, связанных дружбой с Языковым.

Бесценный вклад Языкова в литературу пока что скрыт от многих читателей. Его книг почти никогда не увидишь в магазине и найдешь только в редкой библиотеке.

Сегодня, стремясь раскрыть некоторые черты творчества поэта, приходится прибегать к пространным цитатам из его произведении, поскольку не каждый читатель может снять с полки томик Языкова так же просто, как томик Пушкина или Лермонтова.

Но как радостна бывает для юного читателя первая встреча. с Языковым, открытие пре-

Источник: http://yazykov.lit-info.ru/yazykov/articles/tvorchestvo-yazykova/tvorchestvo-yazykova.htm

Языков н м краткая биография – Языков Николай Михайлович, краткая биография Николая Языкова :: Прогрессивный литературный блог

Языков Николай Михайлович (1803— 1847), поэт.

Родился 16 марта 1803 г. в городе Симбирске (ныне Ульяновск) в дворянской семье. Учился в университете в Дерпте (ныне Тарту в Эстонии).

Ещё в студенческие годы заявил о себе как самобытный поэт. В стихах и песнях Языков осуждал самодержавие, воспевал независимую личность. В элегиях «Свободы гордой вдохновенье!» и «Ещё молчит гроза народа…» (обе 1824 г.) он сожалеет о слабости политического протеста в стране.

В стихотворении «Не вы ль, убранство наших дней…», написанном после казни К. Ф. Рылеева, создан образ грядущей грозной России, поднявшейся «на самовластие царей». В декабристских традициях поэт разрабатывал темы русской истории: «Песнь барда во время владычества татар в России», «Баян к русскому воину…» (оба 1823 г.), «Евпатий» (1824 г.), «Новгородская песнь» (1825 г.) и др.

Для стихов молодого Языкова характерны пафос «жизни своевольной», «радости и хмеля», темперамент и свежесть стихового строя, смелость и неожиданность в словотворчестве. Переехав из Дерпта в Москву (1829 г.), поэт сблизился со славянофилами. От вольнолюбия и тираноборчества он пришёл к религиозному покаянию, осуждению своего прошлого («Ау!», 1831 г.).

В конце жизни Языков резко критиковал западников П. Я. Чаадаева, Т. Н. Грановского и А. И. Герцена («К ненашим», 1844 г.). Приверженность православию и вражда к революционному Западу выразились в программном стихотворении «Землетрясенье» (1844 г.).

В 40-х гг. увидели свет стихотворные повести, в которых проявился интерес к быту и влиянию среды на человека («Сержант Сурмин», 1839 г.; «Липы», 1846 г.).

Поэт энергично пропагандировал собирание и издание памятников народного творчества. В поэзии он увлекался разработкой фольклорных мотивов («Сказка о пастухе и диком вепре», 1835 г.

; «Жар-птица», 1836 г.). Многие стихи и песни Языкова («Нелюдимо наше море», 1829 г.; «Из страны, страны далёкой», 1827 г., и др.) положены на музыку А. С. Даргомыжским, К. П.

Вильбоа, другими русскими композиторами.

Умер 7 января 1847 г. (по новому стилю) в Москве.

citaty.su

Краткая биография Языков

Языков Николай Михайлович — известный русский поэт.

Родился он 4 марта 1803 г. в Симбирске, в помещичьей семье, на 12-м году жизни был отдан в институт горных инженеров в Петербурге, а по окончании в нем курса поступил в инженерный корпус, но, не чувствуя призвания к занятиям математикой, увлёкся поэзией и по совету известного литератора А. Ф. Воейкова перешёл в дерпский университет. Его стихотворения вскоре были замечены.

Он полюбился Жуковскому, Пушкин искал знакомства с ним и приглашал его, через его университетского товарища А. Н. Вульфа, к себе в Михайловское, Дельвиг искал его стихи для своих «Северных Цветов»… В 1829 г. он переселился в Москву, а в начале 1830-х гг. переехал в свою симбирскую деревню, где и прожил несколько лет, «наслаждаясь», как он сам говорил, «поэтическою ленью».

Читайте также:  Краткая биография чичибабин

Но к концу 1837 г. болезнь спинного мозга заставила его уехать за границу — сначала в Мариенбад, потом в Ганау, Крейцнах и Гаштейн. В Ганау Языков сблизился с Гоголем, который в 1842 г. повез его с собой в Венецию и Рим. В 1843 г. Николай Михайлович вернулся в Москву в состоянии уже совершенно безнадежном.

Важно

Никуда не выходя из своей квартиры, он медленно угасал, единственным развлечением были для него устроенные им у себя еженедельные собрания знакомых литераторов. Николай Михайлович был особенно близок с кружком славянофилов, увлекался воззрениями своих друзей и в 1844 г.

 обрушился на западников известным бранным посланием «К не-нашим», в котором все члены западнического кружка были объявлены врагами отечества. Но он умер 26 декабря 1846 г.

Н. М. Языков занимает довольно видное место среди поэтов «пушкинской плеяды». Если его поэзия не блестит глубиною мысли или разнообразием содержания, то в ней, все-таки, сказался, несомненно, яркий и своеобразный талант.

Правильному развитию поэтического дарования Языкова мешала его порывистая, увлекающаяся натура, легко поддававшаяся впечатлениям минуты и неспособная к выдержанному труду, иначе из Николая Михайловича мог бы, вероятно, выработаться настоящий «художник слова», но он навсегда остался только дилетантом в искусстве, впрочем, таким, у которого бывали подчас просветы истинно высокого художественного творчества. Главные мотивы поэзии Языкова, именно те самые, которые он ценил выше других, провозглашая себя «поэтом радости и хмеля», нашли себе выражение в форме далеко не всегда художественной, его вакхический лиризм часто является слишком грубым, большая часть стихотворений отличается невыдержанностью тона, а иногда — неудачным подбором выражений, искусственностью образов и сравнений. Но в некоторых стихотворениях поэта можно указать целый ряд превосходных поэтических описаний природы («Камби», «Тригорское» и пр.), так же встречаются лирические произведения, полные высокого одушевления и отличающиеся большой художественной отделкой («Поэту», «Землетрясение», «Пловцы», некоторые переложения псалмов и др.), которые и отводят Н. М. Языкову почетное место в ряду наших лириков первой половины XIX в.

Собрания стихотворений Языкова изданы им самим в 1833, 1844 и 1845 г., позднейшие издания, под редакцией Перевлесского, неудовлетворительны.

Николай Михайлович Языков родился в 1803 году 4 марта в семье помещика, Симбирск. В 12 лет парня отправляют на учебу в Петербург. Поступает в институт горных инженеров, но, чувствуя себе не на том месте и совсем не имея влечения к точным наукам, меняет институт — переходит учиться в Дерптский университет.

Вплотную начал заниматься поэзией. За его стихи она стал любим Жуковскому, даже Пушкин искал встречи с юным обдарованием. В 1829 году Языков переезжает в Москву, а после, в 1830 году, возвращается в родные края, в деревню. В ней Николай пробыл пару лет, где его посетила по словам автора «поэтическая лень».

Не все было замечательно. В конце 1837 года у автора появилась очень серьезная проблема – болезнь спинного мозга. Что б излечиться от недуга, Языков вынужден ехать заграницу, сперва в Мариенбад, Ганау, потом Крейцнах и Гаштейн.

Совет

Будучи в Ганау, с Николаем знакомится Гоголь, и они в 1842 году едут в Венецию, Рим. Не получив от поездок желаемого излечения от недуга, писатель в 1843 году возвращается Москву.

Будучи сломлен, поэт заковал себя в четырех стенах своей квартиры, и лишь только сбор его литературных друзей у себя дома немного развевал его печаль. Друзей Языков имел не только в литературном направлении.

Близкими ему тоже были люди с кружка славянофилов, воззрением которых он был увлечен, и в 1844 году поэт пишет своё послание для жителей западной части – «К не-нашим», в котором обьявил врагами родины всех людей, состоявших в западническом кружке.

Уходит с жизни Николай Михайлович Языков 26 декабря 1846 года в городе Москва.

www.allsoch.ru

Языков Николай: биография

Первая треть XIX века ознаменовалась очаровательным «золотым» временем для русской литературы, которое подарило непревзойденных поэтов так называемой Пушкинской поры. Теперь они вечные столпы интеллекта, познаний любви, добра и красоты, опираясь на которые, выросло не одно поколение людей. Один из таких поэтов Н. М. Языков – друг А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

Николай Языков: биография

Поэт появился на свет 4 марта 1803 года в небольшом городке на Волге Симбирске. Его старинный богатый дворянский род имел глубокие корни. В детстве Николая воспитывали в лучших светских традициях. Он получил великолепное домашнее образование, поэтому очень рано стал писать стихи, даже обожал это занятие.

В 12 лет, в 1814 году, его отдали в Институт горных инженеров в Санкт-Петербурге, там же обучались его два старших брата. Но это поприще оказалось не по душе Языкову, и он периодически забрасывал учебу.

Однако учитель словесности Марков, любивший его как родного сына, усердно заставлял юношу изучать научные труды Державина и Ломоносова.

В 1820 году, после окончания института, Языков решил продолжить учебу в Инженерном корпусе, но и туда он вскоре перестал ходить на занятия, и его исключили.

Дерптская беззаботность

В Питере Языков Николай Михайлович завязал знакомства с известным писательским кругом и в 1819 году впервые стал печататься. Он восхищался и учился у таких великих учителей, как Карамзин, Жуковский, Батюшков, Байрон и молодой Пушкин.

Первым его поэтический дар заметил А.Ф. Воейков, который напечатал его стихи в «Соревнователе».

Обратите внимание

Он же порекомендовал Николаю Михайловичу поступить в Дерптский философский университет, где поэт стал изучать западноевропейскую, русскую литературу и буквально попал в свою родную стихию.

Студенты университета славились веселыми похождениями, разгульными кутежами, застольными песнями, дуэлями на рапирах. Стихи Языкова вскоре были замечены и обласканы Жуковским, Дельвигом и Пушкиным, который пригласил его в 1824 году к себе в Михайловское и в стихе к А.Н. Вульфу он писал: «Да Языкова поэта привози ко мне с собой!». Но их встреча состоялась только через два года.

Жизнь прекрасна

За очень кроткое время имя поэта стало известным, его звонкие стихи перекладывались на музыку и пелись в студенческом хоре. Языков Николай был доволен сладострастной дерптской жизнью, но при этом он никогда не терял своего национального достоинства. И несмотря на вольную и буйную обстановку, его чувства к родине крепли и воспевались в поэзии.

Поэт даже организовал кружок русских студентов. В Дерпте он провел свои лучшие 8 лет, однако из-за постоянных беззаботных разгулов университет он окончил без диплома в 1829 году. Языкова спасало то, что он был очень начитанным, и к тому времени у него сформировалась большая библиотека.

С Пушкиным он познакомился в Тригорском у Вульфа в 1826 году. Эта встреча повлияла на поэзию Языкова, да и сам Пушкин был в восторге от творчества поэта. Последний описал все свои впечатления в своем великолепном стихотворении «Тригорское».

Москва и канцелярия

После окончания университета в 1829 году он переехал в Москву и жил в доме Елагиных-Киреевских у Красных ворот. Сюда к нему часто приезжали погостить Пушкин, Одоевский, Баратынский и другие. Поэт быстро вошел в славянофильский круг «Московского вестника». В это время он написал много своих, можно сказать, самых лучших стихов.

12 сентября 1831 года Языков Николай был назначен служащим Межевой Канцелярии, которую он считал помехой для своего творчества. К этому времени поэт хотел уединиться где-нибудь в деревне и больше писать.

Но в 1833 году у него обнаружили нейросифилис — болезнь спинного мозга. Он ушел в отставку, покинул Москву и переехал в свое имение в Симбирске, где собирал русские песни и наслаждался поэтической ленью.

Но болезнь начала постепенно прогрессировать, и в 1837 году Языков отправился в Германию, где лучше ему не становилось.

В Ханау он познакомился с Гоголем, и в 1842 году они вместе посетили Рим и Венецию. Когда поэту было легче, он снова жадно брался за перо. В это время Языков написал стихотворение «К Рейну».

В конце лета 1843 года его состояние стало безнадежным и он возвратился на родину. В Москве за его здоровьем следил его старый друг профессор Иноземцев.

Но Языков медленно угасал, единственным его развлечением стали еженедельные собрания знакомых литераторов.

Важно

Увлекшись воззрением своих друзей славянофилов, поэт обрушился на западников своим знаменитым бранным посланием «К не-нашим», в котором членов западнического кружка он называл врагами отечества.

Потом Языков написал произведение «Землетрясение», которое Жуковский считал лучшим в русской поэзии.

Несмотря на свою тяжелую болезнь, поэт продолжал писать стихи и, по словам Гоголя, достиг высшего состояния лиризма.

Смерть на пороге

В декабре 1846 года у холостого Языкова после простуды появилась горячка, и он стал готовиться к смерти. Поэт пригласил к себе священника для совершения последнего долга настоящего христианина, сделал похоронные распоряжения, подготовил список людей, которых он хотел видеть у себя на похоронах, и заказал поминальные блюда для обеда.

26 декабря 1846 года в шесть часов вечера Языков Николай тихо умер. Его отпевали на Тверской в церкви Благовещения и похоронили в Даниловом монастыре. Сегодня его могила, как и могила Гоголя, перенесена на Новодевичье кладбище.

fb.ru

Языков Николай Михайлович, краткая биография Николая Языкова :: Прогрессивный литературный блог

Июн 05

2011

Категория: Биографии писателей и поэтов

Языков Николай Михайлович – известный русский поэт 19 века. Языков появился на свет 4 марта 1803 г. в Симбирске, в семье помещиков. Получил отличное домашнее образование, благодаря которому в 12 лет успешно поступил, а затем учился сначала Горном кадетском корпусе, а затем в Институте инженеров путей сообщения.

В 1820 году он отправился в Дерптский университет для продолжения образования где, поступив на философский факультет, проучился семь лет.

В Дерпте поэтический дар Языкова, развился и окреп, благодаря свободной и веселой жизни, певцом которой и стал молодой поэт. Во время кратких приездов в Петербург Языков свёл знакомство сначала с Дельвигом и Рылеевым, а позднее и с Пушкиным.

Стихи Языкова начали публиковаться в разных журналах и газетах. Дерптский период жизни Языкова, – наиболее плодотворный период его творчества. Он очень быстро приобрёл репутацию самобытного поэта, выражающего взгляды передовой дворянской молодежи.

Летом 1826 года, Языков посетил Пушкина в Михайловском. В 1829 году из-за тяжелой болезни Языкову пришлось уехать из Дерпта. Языков переселился в Москву, где начал тесно общаться с Киреевскими, Аксаковыми, Баратынскими и другими литераторами. После подавления восстания декабристов Языков изменил тональность своих произведений, изменилась тональность его стихов, ушёл боевой задор.

Развитию поэтического дара Языкова мешала его неровная, увлекающаяся натура. Языков был неспособен к кропотливому поэтическому труду; при более благоприятных условиях, он мог бы превратиться в настоящего мастера но, к сожалению, он навсегда остался только лишь непрофессионалом в поэтическом творчестве, у которого иногда пробивались искры истинного таланта.

В 1831 году Языков поступил на службу в Межевую канцелярию, однако из-за состояния здоровья в 1833 году вышел в отставку. В конце 1837 года из-за резкого ухудшения болезни спинного мозга уехал на лечение за границу – сначала в Мариенбад, затем в Ганау, где познакомился с Гоголем, и затем вместе с ним в 1842 г. поехал в Венецию и Рим.

Совет

В 1843 г. Языкову пришлось возвратиться в Москву в совершенно безнадёжном состоянии. В 1844-1845 было выпущено два поэтических сборника. 26 декабря 1846 Языков умер.

Читайте также:  Краткая биография таллеман де рео

P.S. Если вы хотите чтобы интерьер вашего класса был одним из лучших в школе, но не знаете как оформить красиво классный уголок заходите на сайт, найдете много полезного и интересного для оформления.

Источник: https://museum-kam.ru/raznoe/yazykov-n-m-kratkaya-biografiya-yazykov-nikolaj-mixajlovich-kratkaya-biografiya-nikolaya-yazykova-progressivnyj-literaturnyj-blog.html

Языков Н.М. Основные даты жизни и творчества

1803, 4 марта – родился в семье симбирского помещика Михаила Петровича Языкова.

1814–1819 – учится в Санкт-Петербурге в Горном кадетском корпусе.

1819–1820 – учится в Санкт-Петербурге в Институте инженеров путей сообщения, курса не окончил.

1819 – дебютировал в печати на страницах «Соревнователя просвещения и благотворения»[1] (при посредничестве литератора А.Н.Очкина).

1821, весна – возвращается в Петербург с намереньем продолжить образование в университете, но на семейном совете было решено, что Языкову лучше поступить в Дерптский университет.

1822–1829 – учёба на этико-политическом отделении философского факультета в Дерпте. Знакомится с А.А. Войековой[2] (племянницей Жуковского), увлечение которой оставило заметный след в его жизни.

1823 – написан цикл студенческих песен.

1823–1824 – создает стихотворения, прославляющие героику национальной старины (“Песнь барда во время владычества татар в России”, “Баян к русскому воину при Димитрии Донском…”, “Услад”, “Евпатий” и др.), указывающие на тесную связь с программными установками литераторов-декабристов.

1824 – по рекомендации К.Ф.Рылеева[3] избран в действительные члены Вольного общества любителей российской словесности.[4]

1826, лето – гостит в Псковской губернии, в Тригорском у Прасковьи Осиповой, матери А. Вульфа. Здесь он встречался с отбывавшим ссылку Пушкиным. В это время было написано знаменитое стихотворение «Тригорское».

1829 – переселился из Дерпта в Москву, в дом своих друзей Елагиных, с целью подготовки к экзаменам в Казанском университете.

1830-е, начало – переехал в свою симбирскую деревню, Языков, где и прожил несколько лет. В сентябре 1833 года проездом в Оренбург и обратно здесь бывал А. С. Пушкин.

1831 – поступил в Межевую канцелярию, где до него числились еще два поэта – Вяземский и Баратынский.

Вместе с П. В. Киреевским принимается за сбор материалов по русской народной поэзии. Печатается в «Литературной газете», «Московском вестнике», альманахе «Денница» Максимовича, в «Европейце» Киреевского. Создает ряд стихотворений, посвященных расставанию с героем студенческой лирики («Ау!», «Воспоминание об А.А. Воейковой», «Поэт» и др.), завершающийся программным наставлением «Поэту».

1832–1837 – живет в основном в родовом имении под Симбирском.

1835 – пишет послание Денису Ивановичу Давыдову[5] “Жизни баловень счастливый…”, исторгнувшее слезы восхищения у Пушкина (свидетельство Гоголя).

1836, осень – обострение заболевания (болезнь спинного мозга).

1838 – по совету врачей уезжает за границу, где проводит пять лет пять (1838–1843), переезжая с курорта на курорт (был в Мариенбаде, Ганау, Ницце, Риме и др. местах). За границей познакомился и подружился с Гоголем.

1843, лето – возвращается в Москву (здесь он остался до самой смерти).

1844 – вышел в свет второй сборник стихотворений – «56 стихотворений Н. Языкова».

1845 – вышел в свет третий сборник стихотворений – «Новые стихотворения».

1846, 26 декабря – умер в Москве (7 января 1847 г. по новому стилю).

Источник: http://literatura5.narod.ru/yazykov_biograf.html

Языков Н.М

/ Биографии / Языков Н.М.

-Вариант 1
-Вариант 2
-Вариант 3
-Вариант 4

  Скачать биографию

    Языков Николай Михайлович — известный русский поэт.     Родился он 4 марта 1803 г. в Симбирске, в помещичьей семье, на 12-м году жизни был отдан в институт горных инженеров в Петербурге, а по окончании в нем курса поступил в инженерный корпус, но, не чувствуя призвания к занятиям математикой, увлёкся поэзией и по совету известного литератора А. Ф.

Воейкова перешёл в дерпский университет. Его стихотворения вскоре были замечены. Он полюбился Жуковскому, Пушкин искал знакомства с ним и приглашал его, через его университетского товарища А. Н. Вульфа, к себе в Михайловское, Дельвиг искал его стихи для своих «Северных Цветов»… В 1829 г. он переселился в Москву, а в начале 1830-х гг.

переехал в свою симбирскую деревню, где и прожил несколько лет, «наслаждаясь», как он сам говорил, «поэтическою ленью».
    Но к концу 1837 г. болезнь спинного мозга заставила его уехать за границу — сначала в Мариенбад, потом в Ганау, Крейцнах и Гаштейн. В Ганау Языков сблизился с Гоголем, который в 1842 г. повез его с собой в Венецию и Рим. В 1843 г.

Николай Михайлович вернулся в Москву в состоянии уже совершенно безнадежном. Никуда не выходя из своей квартиры, он медленно угасал, единственным развлечением были для него устроенные им у себя еженедельные собрания знакомых литераторов. Николай Михайлович был особенно близок с кружком славянофилов, увлекался воззрениями своих друзей и в 1844 г.

обрушился на западников известным бранным посланием «К не-нашим», в котором все члены западнического кружка были объявлены врагами отечества. Но он умер 26 декабря 1846 г.     Н.М. Языков занимает довольно видное место среди поэтов «пушкинской плеяды».

Если его поэзия не блестит глубиною мысли или разнообразием содержания, то в ней, все-таки, сказался, несомненно, яркий и своеобразный талант.

Правильному развитию поэтического дарования Языкова мешала его порывистая, увлекающаяся натура, легко поддававшаяся впечатлениям минуты и неспособная к выдержанному труду, иначе из Николая Михайловича мог бы, вероятно, выработаться настоящий «художник слова», но он навсегда остался только дилетантом в искусстве, впрочем, таким, у которого бывали подчас просветы истинно высокого художественного творчества. Главные мотивы поэзии Языкова, именно те самые, которые он ценил выше других, провозглашая себя «поэтом радости и хмеля», нашли себе выражение в форме далеко не всегда художественной, его вакхический лиризм часто является слишком грубым, большая часть стихотворений отличается невыдержанностью тона, а иногда — неудачным подбором выражений, искусственностью образов и сравнений. Но в некоторых стихотворениях поэта можно указать целый ряд превосходных поэтических описаний природы («Камби», «Тригорское» и пр.), так же встречаются лирические произведения, полные высокого одушевления и отличающиеся большой художественной отделкой («Поэту», «Землетрясение», «Пловцы», некоторые переложения псалмов и др.), которые и отводят Н.М.Языкову почетное место в ряду наших лириков первой половины XIX в.

    Собрания стихотворений Языкова изданы им самим в 1833, 1844 и 1845 г., позднейшие издания, под редакцией Перевлесского, неудовлетворительны.

/ Биографии / Языков Н.М

Смотрите также по Языкову:

  • Сочинения
  • Полные содержания

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/biography/get/biid/00709291228386725626

Краткая биография языков. Отрывок из книги Гастона Доррена

Питер Брейгель. Вавилонская башня

Книга лингвиста Доррена, вышедшая в мае в издательстве «КоЛибри», имеет – и в общем заслуженно – громкий подзаголовок: «Языковой пейзаж Европы». Автор кратко, но емко описывает происхождение и особенности шести десятков европейских языков в диапазоне от гэльского до каталонского. Slon Magazine публикует отрывок, посвященный сербохорватскому, белорусскому и языкам-беженцам.

Язык – это диалект с армией. В бывшей Югославии эта формулировка особенно актуальна. Большую часть XX века Югославия была единой страной с одной армией и одним доминирующим языком: сербохорватским – родным для трех четвертей ее населения. Но в период 1991–2008 годов Югославия распалась на семь частей, каждая со своей армией.

В трех образовавшихся странах: Словения, Македония и Косово – большинство населения говорило на словенском, македонском и албанском соответственно, и эти языки стали в этих странах государственными.

Обратите внимание

Но каждая из остальных четырех стран тоже объявила о наличии у нее собственного языка: Хорватия – о хорватском, Сербия – о сербском, Черногория – о черногорском, Босния и Герцеговина – о боснийском (хотя этнические хорваты в разорванной стране говорят на хорватском, а сербы – на сербском). Тем самым сербохорватский был упразднен.

Нужно признать, что сербохорватский всегда был несколько искусственным образованием.

В середине XIX века небольшая группа интеллектуалов решила составить единый нормативный язык из разнообразных южнославянских говоров, которыми пользовались до этого.

В отсутствие армии этот гибрид оставался в основном литературным языком. И только после образования в 1918 году Югославии мечта реформаторов воплотилась в жизнь.

Носителям английского такое внедрение новоизобретенного языка может показаться странным. Однако именно так и появилось на свет большинство европейских языков. В Средние века английский тоже состоял из множества региональных говоров.

Начиная с XVI века при поддержке издателей и образованных людей постепенно начал вырабатываться нормативный письменный язык, на котором, однако, никто не говорил. Нормативная устная речь возникла намного позже – потребовалось несколько столетий для распространения грамотности и упражнения в чтении.

Так что английский и сербохорватский прошли сходный путь, только английский сделал это на сотни лет раньше, да и двигался намного медленнее.

С распадом Югославии государственный язык должен был распасться на те же составляющие, верно? Неверно. Старые диалекты продолжают жить, но никак – даже приблизительно – не соответствуют новым языкам.

Важно

На основном диалекте бывшей Югославии – штокавском – говорят в Хорватии, Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговине, а два других основных диалекта используются только в Хорватии. Так что языковое разнообразие региона представлено в основном в Хорватии, а Сербия, Черногория и Босния относительно однородны.

Но люди часто стремятся подчеркнуть свое отличие от соседей, а в этой части мира различиям придают особое значение.

Например, для националистически настроенных сербов использование кириллицы является важным отличием их культуры от хорватской, которая крепко держится за латинский алфавит. (А вот черногорцы и боснийцы довольно гибко подходят к этому вопросу.) В борьбе индивидуальностей все идет в ход: и произношение, и словарный запас, и грамматика.

Если хорваты говорят Europa, то сербы – Европа. (В этом нет ничего особенно удивительного: например, в Нидерландах – стране, которая меньше и Сербии и Хорватии, – первые две буквы в слове Europe могут произноситься тремя разными способами, ни один из которых не совпадает с английским вариантом.

) Девочку или девушку боснийцы назовут djevojka, некоторые хорваты – divojka, некоторые сербы – девојка, а черногорцы – đevojka (следите за различиями!). Сербы называют помидор парадајз (рай), а хорваты – rajčica, однокоренного со словом raj – тот же рай.

Раньше все четыре группы предпочитали конструкцию «он начал, что он пел» формулировке «он начал петь», но теперь хорваты пытаются избавиться от этой привычки, потому что она пришла с Балкан, а для хорватов Балканы – это прежде всего Босния.

Читайте также:  Сочинения об авторе стругацкие а и б

Если отказаться от националистически окрашенного подхода, то суть всех этих манипуляций очевидна: это политические игры, не более того. Точно так же, как при наличии доброй воли способны понять друг друга все носители английского, поняли бы друг друга и сербы, черногорцы, боснийцы и хорваты. Но откуда взяться доброй воле, если армия соседей уничтожила всех твоих родных?

Язык действительно диалект с армией, с одной армией. Было время, когда сербохорватский подходил под это описание. Теперь же это диалект с четырьмя армиями – в итоге получилось четыре языка.

Источник: https://republic.ru/posts/68975

Языков Николай Михайлович

ЯЗЫКОВ Николай Михайлович родился [4(16).III.1803,Симбирская губернии] в богатой помещичьей семье — поэт

С 1814-19 учился в Петербурге, сначала в Горном кадетском корпусе, затем в Институте инженеров путей сообщения (до 1820). Курса в обоих этих заведениях не кончил, так как не чувствовал никакой склонности к точным наукам.

В 1822 уехал для продолжения образования в Дерпт (ныне г. Тарту), где вскоре посту­пил на философский факультет университета (камеральное отделение).

Совет

Писать стихи Николай Михайлович начал еще в Горном корпусе. Тогда же завязались и его пер­вые литературные знакомства (с поэтом и издателем журналов А. Ф. Воейковым). Но по-настоящему талант его развернулся в Дерпте.

Здесь он обрел и почву, питавшую его вдохновение, и благодарную аудиторию. За годы пребыва­ния в Дерпте расширились и укрепились его литературные связи.

Он познакомился с Жуковским, Дельвигом, Рылеевым (во время своих наездов в Петербург).

С 1826—печатается в «Славянине», «Сыне Оте­чества», «Благонамеренном», в «Невском альманахе», «Полярной звезде» и других изда­ниях.

Пишет Николай Михайлович в это время чрезвычайно мно­го. Песни баянов и бардов, славящие под­виги и свободолюбие отцов, дружеские послания, застольные студенческие пес­ни, политические и любовные элегии — вот примерный репертуар его поэзии.

Ему удается создать в своих стихах привлекательный и колоритный образ вольного поэта-студента, ускользнувшего на время от бдительного полицейского надзора, от опасной близости к русскому самодержа­вию и жадно пользующегося радостями нечиновного и неподнадзорного существо­вания.

Политическая зрелость, бесстраш­ный и задорный вызов правительству, упоение гражданской свободой и молодое «буйство сил» (выражение Пушкина) со­ставляют пафос и отличительную черту вольнолюбивой лирики Языкова. Форма его стихов была под стать содержанию.

В создании этого языковского «хмеля» наряду с содержанием стихов участвовал его звучный стих и виртуозное строение стихотворного пе­риода и смелость, новизна его поэтической речи.

Обратите внимание

К лучшим произведениям Языкова дерптского периода относятся два цикла сту­денческих песен 1823 и 1829:

«Муза» (1824),

«Молитва» (1835),

«Дерпт» (1825),

элегии: «Свободы гордой вдохновенье…» (1824),

«Еще молчит гроза народа…» (1824),

«Не вы ль убранство наших дней…» (1826).

«Тригорское» (1826)

послания к Пушкину (1825 и 1826).

В 1829 Языков Н.М., тяжело заболев, покидает Дерпт и переезжает в Москву. Уехал он из Дерпта без диплома, так и не решив­шись держать экзамен в университете. Однако познания, которые он приобрел там, были довольно солидными, особенно в области русской и мировой истории и литературы.

В Москве Николай Михайлович сблизился с семьей Елагиных-Киреевских, познако­мился с Аксаковыми, Погодиным, Кароли­ной Павловой и Баратынским; испытал но­вый прилив творческих сил.

В 1831 для получения чина он поступил в Межевую канцелярию.

В 1833 в Петербурге вышел первый сборник его стихов. вобравший около половины из написанного им к это­му времени.

За пределами сборника оста­лись почти все его произведения, вольные в политическом или религиозном отноше­нии (книга к тому же пострадала от цен­зуры). Наиболее интересными из ряда откликов на этот сборник был отзыв И.

Киреевского (в «Телескопе») и рецен­зия Кс. Полевого (в «Московском телегра­фе»), правильно указавшие первая — на сильные, вторая — на слабые стороны поэзии Языкова.

В этом же году он вышел в отставку и уехал к себе в Симбирскую губернию, где прожил вплоть до 1838, лишь изред­ка наезжая в Москву.

В 1838 по совету вра­чей уезжает за границу, где проводит пять лет, переезжая с курорта на курорт (был в Мариенбаде, Ганау, Ницце, Риме и др. местах). За границей познакомил­ся и подружился он с Гоголем.

Важно

В 1843, в момент временного улучшения здо­ровья, Николай Михайлович возвращается в Россию, в Москву.

На 1830—40-е гг. падает менее трети поэтического наследия Языкова Н.М., но время это очень важно в его идейной и художествен­ной эволюции.

В конце 1820-х гг. и осо­бенно после 1830 во взглядах и творчестве Языкова нарастают изменения, характерные в последекабрьскую пору для большинства ранее оппози­ционно настроенной дворянской интелли­генции. Николай Михайлович поворачивает вправо.

Доб­ролюбов объясняет этот поворот незре­лостью и расплывчатостью политических воззрений поэта, тем, что его вольнолюбие было эмоционально, но не глубоко: «Язы­ков не мог удержаться сознательно на этой высоте, на которую его поставило непосредственное чувство, у него недоста­вало для этого зрелых убеждений и про­свещенного уменья определить себе ясно и твердо свои стремления и свои требова­ния от своей музы» (Поли. собр. соч., т. I, М,— Л., 1934, с. 351). В его творчестве постепенно утрачивается идея борьбы, исчезает дерзкий протест, кипение благородных чувств, а вместе с ними энергия стиха, характерный языковский «восторг» и поэтическая точность, появляются вя­лость, длинноты, выражения фальшивые, намеренно и хвастливо простонародные. Вкус сплошь и рядом изменяет поэту. Языков утрачивает свой пафос, «свет любви», по выражению Гоголя, а с ним «примеркнул и свет поэзии его» (Полн. собр. соч., т. VIII, с. 389). Эту утрату не могут воз­местить даже отдельные творческие удачи и завоевания Языкова в 1830—40-х гг.

Лучшее, что он написал за это время: «Пловец» («Нелюдимо наше море…», 1829), цикл элегий цыганке Тане (1831), велико­лепное послание Денису Давыдову («Жиз­ни баловень счастливый…

», 1835) и ряд очень искренних и простых по выражению элегий заграничного периода («Поденщик, тяжело навьюченный дровами…», «Бог весть, не втуне ли скитался…» и др.).

Его сказки, в которых он полемизировал с пушкинским пониманием фольклора, и две поэмы, близкие к «натуральной школе» («Сержант Сурмин», «Липы»), не оставили заметного следа в русской поэзии.

Вернувшись в Москву, Языков Николай Михайлович примкнул к славянофильскому лагерю и принял самое активное участие в «боях» с запад­никами.

В 1844—46 он выступил с рез­кими инвективами в адрес демократиче­ского лагеря, в которых западники обви­нялись в умственном разврате и измене русскому народу.

Совет

Одновременно, в более высоком и отвле­ченном стиле Языков призывал в годины потря­сений искать спасение в вере («Землетрясе­ние») и мстить безбожным «филистимлянам» («Самсон»).

В 1844 вышел второй сбор­ник стихотворений Языкова Н.М.— «56 стихотворе­ний Н. Языкова».

В 1845 — третий — «Новые стихотворения». Хотя полемиче­ские послания Языкова и не вошли в эти сбор­ники, последние сыграли роковую роль в окончательном падении репутации поэта в глазах прогрессивной интеллигенции 1840-х гг.

Лучшие произведения (песни, полити­ческие стихи) прочно вошли в историю литературы и общественной жизни. Рус­ской поэзией были усвоены и формальные достижения Языкова, сыгравшего заметную роль в формировании нового, «высокого» сти­ля, в обогащении поэтического языка.

Умер — [26.XII.1846 (7.I.1847)], Москве.

Источник: http://www.znaniy.com/ya/98-yazykov-nikolaj-mixajlovich.html

Биография Николая Михайловича Языкова

Николай Михайлович Языков (1803-1847) – российский поэт. Сын богатых поместных дворян, учился сначала в Горном кадетском корпусе, затем в Институте инженеров путей сообщения. Бросив учебу, уехал в Дерпт, где поступил на философский факультет университета.

Семь лет, проведенных в стенах университета (1822-1829), – время нравственного и поэтического самоопределения одного из значительных поэтов пушкинской поры. Общественная оппозиционность Языкова, сформировавшаяся в годы учебы, сблизила его с декабристами, несмотря на то, что он не имел определенных и четко выраженных политических убеждений.

Его оппозиционность носила скорее эмоциональный характер и выражала протест против всех видов произвола. Поэтому основной пафос поэзии Языкова – это “стремление к душевному простору” (И. В. Киреевский).

Поэтическое дарование у него по преимуществу лирическое, хотя им были написаны и поэмы (“Сержант Сурмин”, 1829; “Липы”, 1846), и драматические произведения (“Жар-птица”, 1836-1838), и сказки (“Сказка о пастухе и диком вепре”, 1835).

Лирический пафос поэзии Языкова нашел выражение в циклах 1823 и 1829 годов, в элегиях и посланиях этого периода складывается особый тип романтического поэтического мышления, воспринявшего романтизм как свободу личных чувств и свободу от правил классицизма.

Ему не чужды гражданские идеи, но главное для лирического героя Языкова – обретение свободы духа, ощущение полной раскованности.

Языков поэтизировал дружескую пирушку, буршество, застольное веселье и наряду с этим прославлял вдохновение и высоукую роль поэзии (“Песни”).

Языков обращался и к теме героического прошлого.

Тема барда-воина, столь распространенная в поэзии 1820-х годов, наиболее ярко представлена стихами Языкова (“Песнь барда во время владычества татар в России”, 1823; “Баян к русскому воину”, 1823; две “Песни баяна”, 1823).

Обратите внимание

Запечатленные в стихах картины рабства должны были напомнить читателю о самодержавной тирании современности, побудить к подвигу во имя свободы.

Разрабатывая историческую тематику, Языков создает особый жанр высокой поэзии, развивающий традиции классической оды, но свободный от ее риторичности и дидактизма. Одним из первых в русской поэзии он свободно пользуется аллитерациями, обнажает этимологию слова, прибегает к смене ритмов и интонаций. Им вводится в обращение период, смысловым и структурным центром которого становится эмоция.

Языков внес свой вклад в разрушение традиционного классического жанра элегии, вводя в нее “вакхические” мотивы; язык элегии вбирает в себя и устаревшие обороты и одическую лексику; поражает интонационное разнообразие ее стиха: элегия у Языкова – то грустная, то торжественная, то ироническая.

Связанный с поэзией декабризма, Языков испытал и “кризис 1823 года”. Его политические элегии (“Элегия”, 1824) окрашены пессимистическими настроениями, в них звучит мотив “спящей России”, безмолвной и покорной самовластью (“Свободы гордой вдохновенье!”, “Еще молчит гроза народа…”). Стихотворение “Пловец” (“Нелюдимо наше море…

“), созданное в 1829 году, исполнено гражданского пафоса.

Сблизившись в конце 1820-х годов с будущими славянофилами И. В. и П. В.

Киреевскими, Языков от вольнолюбия и тираноборчества дерптских стихов переходит к покаянию, осуждая свое свободолюбивое прошлое (“Ау!”, 1831; “К ненашим”, 1844).

Программным для позднего Языкова стало стихотворение “Землетрясение” (1844), в котором утверждалось, что миссия поэта – религиозно-мистическая: приносить “дрожащим людям молитвы с горней вершины”.

Многие стихи и песни Языкова (“Нелюдимо наше море”, “Из страны, страны далекой”) положены на музыку А. С. Даргомыжским, К. П. Вильбоа и другими русскими композиторами.

Литература.

Марина Уртминцева. “Словарь русской литературы”, 1997.

Источник: http://dilet.narod.ru/days/bio/1/067.html

Ссылка на основную публикацию