Краткая биография жемчужников

Краткая биография Жемчужников А. М

Жемчужников Алексей Михайлович — лиpичecкий поэт, сатирик и юморист; род. в 1821 г.

; окончил курс в училище правоведения, служил в сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря государственного совета. В 1858 г. вышел в отставку и жил в Калуге, Москве и за границей; последние годы живет в деревне.

Преобладающий элемент в поэзии Ж. — искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Ж.

представляет крайне редкий в наше время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатирах Ж.

Обратите внимание

В одной из них, описавши оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом “греховоднике”:

“О, торжествующий меж нами

Покрыт и срамом и грехами

Наш современник не таков!

Он, гордо лоб закинув медный,

Пред алтарем отчизны бедной

Священнодействовать готов”.

В другом стихотворении (памятник Пушкину) Ж. так обращается к лжепатриотам:

“Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна

Любовь, которая все лучшее в нем губит —

И хочется сказать, что в наши времена

Тот честный человек, кто родину не любит”.

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к ее действительным врагам.

“О, этот вид, о, эти звуки!

О, край родной, как ты мне мил!

От долговременной разлуки

Какие радости и муки

В моей душе ты пробудил!

Твоя природа так прелестна

Она так скромно-хороша!

Но нам, сынам твоим, известно

Как на твоем просторе тесно

И в узах мучится душа…”

Обратите внимание

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

“И отвращения, и злобы

Исполнен к ним я с давних лет

Они — “повапленные” гробы…

Лишь настоящее прошло бы

А там — им будущего нет”.

Несмотря на преобладание у Ж. патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Ж.

отметила только момент первой встречи (“Странно! мы почти что незнакомы”) и скорбь последней разлуки; любовное чувство является здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. Вообще лирические стихотворения Ж.

, хотя, к сожалению, немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и займут свое неотъемлемое почетное место в русской поэзии.

Вместе с графом А. К. Толстым и своим братом Владимиром Михайловичем, Ж. был “непременным членом” при создании Козьмы Пруткова (см.) и недавно выпустил третье издание его “Сочинений”. Собственные стихотворения А. М. Ж., печатавшиеся в разных журналах, изданы отдельно в 1892 г., с портретом и автобиографическим очерком.

Источник: http://dp-adilet.kz/kratkaya-biografiya-zhemchuzhnikov-a-m/

Биография

Подробности Категория: Поэты Опубликовано: 28.02.2016 12:12 Автор: Биограф Просмотров: 1424

Жемчужников Алексей Михайлович Родился: 10 (22) февраля 1821 года. Умер: 25 марта (7 апреля) 1908 года.

Алексей Михайлович Жемчужников (10 февраля 1821, Почеп, Мглинский уезд, Черниговская губерния — 25 марта [7 апреля] 1908, Тамбов) — русский лирический поэт, сатирик и юморист.

Один из создателей образа Козьмы Пруткова.

Происходил из старинного дворянского рода Жемчужниковых — сын сенатора Михаила Николаевича Жемчужникова (1788—1865) от брака его с Ольгой Алексеевной Перовской (1799—1833). Приходился племянником известному писателю Антонию Погорельскому, двоюродным братом Алексею Толстому.

Вырос в родовом имении Павловка под Ельцом, короткое время учился в Первой Санкт-Петербургской гимназии и в 1835 году был переведён в Училище правоведения. После окончания училища в 1841 году служил в Сенате; участвовал (вместе с Д. Н. Бегичевым и своим «лучшим другом» В. А.

Важно

Арцимовичем) в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства.

В 1847 году, после отпуска проведённого за границей, перешёл на службу в министерство юстиции, а в 1849 году в Государственную канцелярию; был помощником статс-секретаря Государственного совета.

В 1858 году вышел в отставку и жил в Калуге, Москве и во 2-й половине 1860-х годов — за границей, преимущественно в в Германии, Швейцарии, Италии и на юге Франции.

Вернувшись в Россию, главным образом остается в Тамбове и Тамбовской губернии, в имении своего зятя Михаила Баратынского (родственника поэта Евгения Баратынского).

Творчество

Литературный дебют состоялся в 1850 году в журнале «Современник» (№ 2) была опубликована комедия «Странная ночь». Кроме «Современника» Жемчужников также печатался в журналах «Отечественные записки», «Искра» и др. Совместно с братьями Владимиром и Александром, и двоюродным братом Алексеем Толстым создал литературный псевдоним Козьмы Пруткова.

В период 1859—1869 годов А. М. Жемчужников не печатался и почти не писал, как он объяснял впоследствии, опасаясь стать «подголоском» Н. А. Некрасова. Затем постепенно, особенно после возвращения в Россию в 1884, начал возвращаться в литературу.

Первая книга стихотворений Жемчужникова была издана лишь в 1892 году (в 2-х томах, с портретом автора и автобиографическим очерком) и была отмечена поощрительной пушкинской премией в 1893 году. В 1900, к 50-летию его литературной деятельности, вышел в свет новый сборник Жемчужникова «Песни старости».

Читайте также:  Сочинения об авторе байрон

В том же году он был избран почётным академиком Российской академии наук.

Семья

С 1859 года Жемчужников был женат на Елизавете Алексеевне Дьяковой (1833—1875), дочери полковника Алексея Николаевича Дьякова (1790—1837) от второго брака его с баронессой Марией Ивановной Д`Альгейм (ум. 1833). После смерти отца воспитывалась мачехой — Елизаветой Алексеевной Дьяковой (1805—1886), урож. Окуловой. В браке имела детей:

Ольга Алексеевна (1859—1920), хорошая музыкантша, в первом браке замужем за доктором медицины Александром Рорецем; во втором с 1892 года — за Михаилом Андреевичем Боратынским (1855—1924).
Лидия Алексеевна (1860—1887)
Анастасия Алексеевна

Владимир Алексеевич

Литература

Жемчужников А. Прощальные песни. СПб., 1908.
Жемчужников А. Избранные произведения. Вступительная статья и примечания Е. Покусаева, М. — Л., 1963.

История русской литературы XIX века. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.

Источник: http://biography.su/poety/zhemchuzhnikov-aleksej-mikhajlovich

Жемчужников Алексей Михайлович

Родился в дворянской семье и приходился племянником известному писателю Антонию Погорельскому, двоюродным братом Алексею Толстому. Вырос в родовом имении Павловка под Ельцом, затем учился в Санкт-Петербурге в гимназии и в Училище правоведения.

Жемчужников служил в Сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря Государственного совета.

Его карьера развивалась довольно успешно, однако в 1858 он вышел в отставку, что было жестом отчасти демонстративным.

Последующие пять лет Жемчужников жил в Калуге и отчасти в Москве, тесно общаясь со своим соучеником и мужем своей сестры, калужским губернатором Виктором Арцимовичем (видным политиком реформаторского крыла), а также с жившими в Калуге бывшими декабристами, прежде всего с Гавриилом Батеньковым.

В 1863—1884 Жемчужников живёт за границей: в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Вернувшись в Россию, главным образом остается в Тамбове и Тамбовской губернии, в имении своего зятя Михаила Баратынского (родственника поэта Евгения Баратынского).

Печатался Жемчужников с 1850 в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Искра». На раннем этапе творчества Жемчужникова наиболее заметной его частью был созданный совместно с братом Владимиром и двоюродным братом Алексеем Толстым литературный псевдоним Козьмы Пруткова.

В 1859—1869 Жемчужников не печатался и почти не писал. Затем постепенно, особенно после возвращения в Россию в 1884, начал возвращаться в литературу. Первая книга стихотворений Жемчужникова была издана лишь в 1892, однако уже как том признанного мастера, с портретом автора и автобиографическим очерком.

Совет

В 1900, к 50-летию его литературной деятельности, вышел в свет новый сборник Жемчужникова «Песни старости». В том же году он был избран почётным академиком Российской академии наук.

Юбилейные торжества были отмечены сердечными приветствиями Льва Толстого, Владимира Соловьёва и других крупнейших деятелей русской культуры.

Преобладающий элемент в поэзии Жемчужникова — искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представлял крайне редкий в то время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатире Жемчужникова. В одной из них, описав оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:

О, торжествующий меж нами
Покрыт и срамом и грехами
Наш современник не таков!
Он, гордо лоб закинув медный,
Пред алтарем отчизны бедной

Священнодействовать готов.

В другом стихотворении («Памятник Пушкину») Жемчужников так обращается к лжепатриотам:

Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна
Любовь, которая все лучшее в нём губит —
И хочется сказать, что в наши времена

Тот честный человек, кто родину не любит.

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к её действительным врагам.

О, этот вид, о, эти звуки!
О, край родной, как ты мне мил!
От долговременной разлуки
Какие радости и муки
В моей душе ты пробудил!
Твоя природа так прелестна
Она так скромно-хороша!
Но нам, сынам твоим, известно
Как на твоем просторе тесно

И в узах мучится душа…

Обратите внимание

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

И отвращения, и злобы
Исполнен к ним я с давних лет
Они — «повапленные» гробы…
Лишь настоящее прошло бы

А там — им будущего нет.

Несмотря на преобладание у Жемчужникова патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы.

В любви поэзия Жемчужникова отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство проявляется здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева.

Вообще, лирические стихотворения Жемчужникова, хотя и немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и занимают своё неотъемлемое почетное место в русской поэзии.

Материал взят из Википедии

Ознакомиться с творчеством Алексея Жемчужникова

Источник: http://liricon.ru/biografii-poetov/zhemchuzhnikov-aleksej-mihajlovich

Жемчужников, Лев Михайлович (1828-1912)

11.12.2012

Художественное наследие Жемчужникова оказалось принадлежащим двум национальным культурам — русской и украинской, хотя ни происхождение его, ни полученное образование не предвещали подобного соединения. Отец его, потомственный орловский помещик и крупный административный деятель, был не чужд культурным интересам.

Читайте также:  Сочинения об авторе беляев а. р.

Недаром, видно, два других сына Жемчужникова стали поэтами (они известны как соавторы А. Н. Толстого в создании книги “Сочинения Козьмы Пруткова”). Но почему-то своего третьего сына Льва он непременно хотел видеть военным. И тот проходит через Александровский и Первый кадетские корпуса, а затем и Пажеский корпус.

Несмотря на отличные успехи, младший Жемчужников чувствовал, что “возненавидел все военное”. И все это время он не оставлял мысли заниматься искусством. Знакомство с Брюлловым укрепило его в желании посвятить себя художественной деятельности.

Важно

В 1849 году он поступает в Академию художеств, где постигает основы классического рисунка и сближается с отставленным уже профессором А. Егоровым. Дружба с художником П. А. Федотовым, сближение с демократической средой разночинной художественной интеллигенции (с А. Бейдеманом, Е. Бернадским, А.

Агиным) приводят его к пониманию архаичности принципов академического обучения. Жемчужникова все более и более влекут образы реальной жизни с ее конфликтами. В 1852 — 1853 годах Жемчужников гостил по приглашению хозяев в имении Разумовских на Украине.

Жизнь украинского крестьянства, его история, особая красота народного искусства, предания и песни — все это навсегда очаровывает молодого художника. Он без устали зарисовывает простых крестьян (“Крестьянка Варька”, “Евдоха Туденова”), украинские пейзажи, народные сборища: ярмарки, базары, привалы чумаков.

На материале рисунков возникают такие картины, как “Кобзарь на шляху”, “Лирник в хате”, “Бандурист с мальчиком”. Для них характерны созерцательная статичность, тонкая прорисованность и неяркая живопись.

Здесь проявляется не только этнографический интерес, но и боль за судьбу простого люда (недаром художник увлекается стихами Шевченко, сближается с семьями известных украинских просветителей-демократов Лизогубов и Галаганов). Своеобразным личным актом протеста против крепостничества была его женитьба на крепостной девушке.

Даже заграничная поездка (1856 -1860) не прерывает работы художника над украинскими темами. Он увлекается офортом и почти оставляет живопись.

По приезде на родину Жемчужников предполагает издать альбом “Живописная Украина”, в котором хочет отразить как современную жизнь украинского народа, так и его историю. Он сам исполняет 43 гравюры по рисункам А. Бейдемана, И. Соколова, К. Трутковского и других.

Жемчужников — энтузиаст гравюрной техники, он обучает этой технике других художников. Увлеченность по преимуществу репродукционной гравюрой сыграла не последнюю роль в ослаблении его собственной творческой практики.

Совет

Жемчужников выступал и как художественный критик. Его статья “Несколько замечаний по поводу последней выставки в Санкт-Петербургской Академии художеств” (1861) имела большой резонанс, ею зачитывались студенты.

Художник с профессиональных позиций выступал против отжившей классицистической системы образования, ратовал за бытовой реалистический жанр, за внимание к живому натурному рисунку и красочной живописи. Эту статью приветствовали Стасов и Чернышевский.

Она сыграла прогрессивную роль в победе нового реалистического направления в искусстве второй половины XIX века.

В начале своего творческого пути Жемчужников ставил себе образцом Федотова, однако несравнимо меньший масштаб таланта не позволил ему осуществиться как художнику с такой же силой.

Оказавшись на скрещении важных исторических путей русского искусства, Жемчужников стал заинтересованным участником происходящих событий, о чем свидетельствует не только его творчество, но и его ценные мемуары “Мои воспоминания из прошлого”.

В. Поликаров

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.

Источник: http://www.art-100.ru/text.php?id_texts=4008

Биография Жемчужников А.М. краткая, читать

Вариант 1

Жемчужников, Алексей Михайлович — лиpичecкий поэт, сатирик и юморист; род. в 1821 г.

; окончил курс в училище правоведения, служил в сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря государственного совета. В 1858 г. вышел в отставку и жил в Калуге, Москве и за границей; последние годы живет в деревне.

Преобладающий элемент в поэзии Ж. — искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Ж. представляет крайне редкий в наше время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатирах Ж. В одной из них, описавши оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:

«О, торжествующий меж нами

Покрыт и срамом и грехами

Наш современник не таков!

Он, гордо лоб закинув медный,

Пред алтарем отчизны бедной

Священнодействовать готов».

В другом стихотворении (памятник Пушкину) Ж. так обращается к лжепатриотам:

«Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна

Любовь, которая все лучшее в нем губит —

� хочется сказать, что в наши времена

Тот честный человек, кто родину не любит».

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к ее действительным врагам.

«О, этот вид, о, эти звуки!

О, край родной, как ты мне мил!

От долговременной разлуки

Какие радости и муки

В моей душе ты пробудил!

Твоя природа так прелестна

Она так скромно-хороша!

Но нам, сынам твоим, известно

Как на твоем просторе тесно

Р� РІ узах мучится душа…”

Обратите внимание

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

Читайте также:  Краткая биография нацумэ

«� отвращения, и злобы

�сполнен к ним я с давних лет

РћРЅРё — «повапленные» РіСЂРѕР±С‹…

Лишь настоящее прошло бы

А там — им будущего нет».

Несмотря на преобладание у Ж. патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. �з основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Ж.

отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство является здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. Вообще лирические стихотворения Ж., хотя, к сожалению, немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и займут свое неотъемлемое почетное место в русской поэзии.

Вместе с графом А. К. Толстым и своим братом Владимиром Михайловичем, Ж. был «непременным членом» при создании Козьмы Пруткова (см.

) и недавно выпустил третье издание его «Сочинений». Собственные стихотворения А. М. Ж., печатавшиеся в разных журналах, изданы отдельно в 1892 г.

, с портретом и автобиографическим очерком.

Источник: http://spisivay.ru/sochinenie/qpfskpvnbb/index.html

Алексей Жемчужников

В гражданской лирике Жемчужникова, в его сатирических стихотворениях отразился его общественный идеал – просвещенное демократическое общество, уважающее свободу личности, независимость мысли. Ратовал за честного общественного деятеля.

Жемчужников Алексей Михайлович – лирический поэт, сатирик и юморист (1821 – 1908). Окончил курс в училище правоведения; служил в Сенате,участвовал в сенаторских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря государственного совета. В 1858 г. вышел в отставку.

Преобладающий элемент в поэзии Жемчужникова – искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представляет крайне редкий в наше время пример истинного патриота, болезненно чувствовавшего действительное зло своей родины и желавшего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатирах Жемчужникова. В одной из них,описав оборванного пьяницу,молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом “греховоднике”:

О, торжествующий меж нами,

Покрыт и срамом, и грехами,

Наш современник не таков!

Он, гордо лоб закинув медный,

Пред алтарем отчизны бедной

Священнодействовать готов.

В другом стихотворении (“Памятник Пушкину”) Жемчужников так обращается к лжепатриотам:

Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна,

Любовь, которая все лучшее в нем губит –

И хочется сказать, что в наши времена,

Тот честный человек, кто родину не любит.

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна с жгучей ненавистью к ее действительным врагам:

О, этот вид, о, эти звуки!

О, край родной, как ты мне мил!

От долговременной разлуки

Какие радости и муки

В моей душе ты пробудил!

Твоя природа так прелестна,

Она так скромно хороша!

Но нам, сынам твоим, известно,

Как на твоем просторе тесно,

И в узах мучится душа…

Обратите внимание

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

И отвращения, и злобы

Исполнен к ним я с давних лет;

Они – “повапленные” гробы…

Лишь настоящее прошло бы,

А там – им будущего нет.

Несмотря на преобладание у Жемчужникова патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы.

Важно

В любви поэзия Жемчужникова отметила только момент первой встречи (“Странно! мы почти что незнакомы”) и скорбь последней разлуки; любовное чувство является здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева .

– Вообще лирические стихотворения Жемчужникова так же оригинальны, как и его сатира, и займут свое неотъемлемое почетное место в русской поэзии. Вл.Соловьев.

Много разнообразных и удивительно глубоких стихотворений внушила Жемчужникову, в последние годы его жизни, мысль о смерти; она ему не страшна, хотя он и любит жизнь. “О, если б был я удостоен, – читаем мы в одном из них, – с грядущей смертью тихой встречи и таял, светел и спокоен, как пред иконой тают свечи!” Вместе с графом А.К. Толстым и своим братом В.М.

Жемчужниковым был “непременным членом” при создании Кузьмы Пруткова. В 1900 г. Жемчужников был избран почетным академиком. В 1892 г. Жемчужниковым были выпущены “Стихотворения” (4-е доп. изд., 1910), в 1900 г. -“Песни старости”;в 1908 г. вышли “Прощальные песни”. – См.

автобиографию Жемчужникова при его “Стихотворениях”, а также его автобиографическое письмо в “Новое Время” (1900, № 8613); К. Арсеньев “Цветущая старость” (“Вестник Европы”, 1892, Х; 1900, III); его же “Поэзия цветущей старости” (там же, 1908, V ); Я. Полонский “Стихотворения Жемчужникова” ( СПб., 1893 ); М. Протопопов “Литературно-критические характеристики” (2-е изд., СПб.

, 1898); его же “Критические статьи” (М., 1902); И. Бунин “Поэт-гуманист” (“Вестник Воспитателей”, 1900, III); Н. Котляревский “Памяти Жемчужникова” (“Вестник Европы”, 1908, VI); П. Вейнберг “Жемчужников как поэт- гражданин” (“Известия отделения русского языка и словесности Академии Наук”, 1908, IV); А.Н. Веселовский “История русской литературы”, под редакцией Д.

Овсянико-Куликовского; В. Брюсов “Далекие и близкие” (М., 1912). Литература о Жемчужникове указана в “Источниках словаря русского писательства” С. Венгерова, т.II.

Источник: http://facecollection.ru/people/aleksey-zjemchuzhnikov

Ссылка на основную публикацию