Биография Житкова Бориса Степановича — Библиотека для детей
Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года, недалеко от Новгорода, в деревушке на берегу Волхова, где родители снимали дачу. Семья Житковых жила в то время в Новгороде. Отец Бориса был учителем математики. Очень хорошим учителем.
По учебникам, написанным им, учились арифметике и геометрии несколько поколений. «Отец отличался общительностью, его любили, и он умел объединить вокруг себя людей, – вспоминала сестра писателя. – Он не терпел никакой небрежности ни в чём».
Но из-за твёрдого клейма «неблагонадёжного» он вынужден был менять одно место работы за другим.
Семье пришлось поколесить по России, пока не осели в Одессе, где отцу удалось устроиться кассиром в пароходстве. Мать Бориса была отличной пианисткой, она боготворила музыку. В юности даже брала уроки у великого Антона Рубинштейна. Музыка наполняла их дом, неслась из открытых окон на улицу. «Под звуки музыки, – вспоминала сестра Житкова, – мы привыкли засыпать».
Бориса отдали во вторую одесскую гимназию. В том же классе, что и Житков, сидел высокий, худой, очень вертлявый гимназист, будущий писатель Корней Чуковский. Однажды Борис уговорил Колю Корнейчукова отправиться в Киев пешком! А это 400 км. Вышли на рассвете. У каждого заплечный мешок. Но шли недолго.
Борис был властным, непреклонным командиром, а Коля оказался строптивым подчинённым.
Борис был необычным гимназистом. Его увлечения не знали границ. Казалось, он интересовался всем: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Надо сказать, что изучатель он был дотошный. И результатов часто добивался отличных.
Например, увлёкшись спортом, не только в гонках призы получал, но вместе с товарищами построил небольшой парусный бот с каютой.
Житков Борис изучал математику и химию в Новороссийском университете.
Летом 1905 года, когда началась первая русская революция, а на броненосце «Потёмкин» взвился красный флаг, студент Житков ночью на паруснике, притушив огни, перевозил оружие восставшим матросам и портовым рабочим.
За участие в «беспорядках» его исключили из университета. Пытался перевестись в Петербургский университет и, конечно, получил решительный отказ.
Бориса Степановича манили вольные ветры и морские просторы.
Сдал экстерном экзамен на штурмана. Летом нанимался на парусники, ходил по Чёрному морю и к дальним берегам: в Турцию, Болгарию. Плавал и по Средиземному морю, и по Красному.
И где только он не побывал!
В 1909 году Борис Житков отправился в ихтиологическую экспедицию по Енисею. Его отец писал: «Борис доволен, что, наконец, на дело попадает.
Мне кажется, это хорошо, что он не в канцелярию и даже не в лабораторию попадает, а в экспедицию, в подвижное, живое дело».
Научное путешествие завершилось успешно. Экспедиция благополучно возвратилась в Красноярск, и здесь Житков принял важное решение. Судостроение давно привлекало его. Он решил стать инженером-кораблестроителем, поступить в Петербургский политехнический институт.
В сентябре 1909 года Житков – в Петербурге.
Он – снова студент. Минул год. Житков едет на практику в Данию. Там он работает на машиностроительном заводе простым рабочим. Осенью опять за книги. Ходит на лекции, в лаборатории, чертит, рассчитывает. Учиться ему радостно.
«Так, знаешь ли, интересно, что рад бы позаняться больше, да некогда, вот беда», – жалуется он племяннику.
А летом – снова в море. В 1912 году Житков отправился на учебно-грузовом судне в кругосветное плавание. Начал он это плавание юнгой, затем стал кочегаром и к концу путешествия уже был помощником капитана. Был в Индии, на Цейлоне, в Китае, в Японии.
Житков не знал, что станет писателем, однако он навсегда запомнил и умных индийских слонов, и аромат зноя, и чёрную худую спину сингалеза-рикши.
Россия накануне революции. В стране неразбериха, на биржах труда толпились безработные.
Даже такому опытному и знающему человеку, как Житков, нелегко было найти работу инженера. Ему приходилось голодать, скитаться, скрываться.
Было среди увлечений Бориса Степановича одно, которое упорно «вело» к той калитке в заборе, что «открыла» Житкова-писателя. Можно сказать, его рука с детства тянулась к перу, «перо к бумаге». Он выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневники. Его письма, порой, – целые рассказы. Однажды для племянника Борис Степанович придумал длиннющую повесть в письмах с продолжением.
Писал он и стихи: их у него накопилась целая тетрадь.
И вот, со страстью, с которой мальчишкой водил яхту по Чёрному морю, он – человек немолодой, бросился в литературную работу. Для Житкова началась новая жизнь, и он с жаром набросился на дело, о котором давно смутно мечтал и которое было его истинным призванием.
Писательский талант у Житкова раскрылся в нём как-то сразу и разгорелся быстро и ярко.
Когда Житков взялся за перо, новый смысл приобрела вся его прежняя жизнь, она стала материалом для творчества.
Вот, оказывается, для чего изучал он корабельное дело, и плавал на кораблях и подводных лодках по морям и океанам, и летал на аэроплане, и был в Индии, в Японии, в Африке; вот зачем провёл всю свою жизнь в тесном общении с рабочим людом – матросами, плотниками, охотниками-поморами, рабочими судостроительных верфей; вот зачем жадно вслушивался в народную речь, вот почему постоянно интересовался природой искусства.
Один за другим стали появляться рассказы о необычайных приключениях мужественных моряков и лётчиков и о смелых русских революционерах. Героями произведений Бориса Житкова были люди ярких, резких характеров: таких он не раз встречал в своей полной событий жизни. Он точно сорок лет ждал того момента, когда сможет рассказать обо всём, что видел, пережил, и наконец, дождался.
Любил Житков рассказывать в своих книгах и про птиц, и про животных, жизнь и повадки которых он отлично знал.
В Индии он видел слонов в лесу, на работе, наблюдал, как они таскают брёвна, как нянчат детей; видел, как маленький зверёк мангуста воюет со страшной змеёй; как умны, шаловливы и надоедливы обезьянки вроде Яшки.
А рассказы «Про слона», «Беспризорная кошка» мог написать человек не только любивший животных, но и понимавший их. Как тут не вспомнить, что были у Бориса Житкова и дрессированный волк, и кот, умевший «становиться обезьяном».
Перу Бориса Житкова принадлежат талантливые романы, пьесы, статьи, написанные для взрослых. За 15 лет литературной работы (а точнее, четырнадцать с половиной) им написано 192 произведения, в том числе: 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 крупных произведений, 14 статей. Но, пожалуй, «своё, житковское, новое слово сказал он именно в детской литературе».
За годы работы в детской литературе Житков успел перепробовать все жанры, все виды книги для детей и изобрёл и подсказал немало новых: он –кому один из создателей научно-художественного жанра; он затеял еженедельный журнал-картинку для детей, ещё не умеющих читать; он придумывал разные виды книжек-игрушек; он принимал участие в создании специального календаря для детей. Он постоянно затевал новые отделы в детских журналах – в «Пионере», «Чиже», «Юном натуралисте». Он написал 38 маленьких рассказов для дошкольников. Это сказки «Кружечка под ёлочкой», «Девочка Катя», это рассказы «Пудя», «Наводнение», «Красный командир». Писатель в очерке рассказал детям о том, «Как советские лётчики завоевали Северный полюс»; к столетию со дня смерти А. С. Пушкина подготовил в «Чиже» статью и был очень озабочен тем, чтобы рассказать детям доходчиво и ясно о великом поэте. «О Пушкине… это самое трудное, – сообщал он в письме. – Тут нужно найти сердце, и дыхание, и подъём, и жар».
Он поведал своим юным слушателям-читателям и о подвиге челюскинцев, и о жизни детей за рубежом, и о новых советских морских судах, и о большевике С. М. Кирове, и о событиях в Испании, и о дружбе советских людей. Его маленькие рассказы, как, например, «Пожар», «Как подняли пароход со дна», «Почта – это целая энциклопедия профессий о труде пожарных, водолазов, почтальонов, это рассказы о советском человеке – труженике, коллективисте.
Как и в детстве, Житков «жаждал учить, наставлять, объяснять, растолковывать». И подчас героями его произведений становились… топор и пароход. Как автору хотелось, «чтобы руки и мозги зачесались» от чтения этих книг. Для этого он непрестанно и усердствовал выдумкой.
Пригодились тут и разнообразные знания Житкова. Недаром о них ходила громкая слава. Он мог домашней хозяйке объяснять, как лучше солить капусту, а писателю К. Федину – как делают бочки.
Да так объяснять, что тот «слышал стук и гул работы… и готов был … немножко построгать вместе с замечательным бондарем – Житковым».
Вершиной научно-художественного мастерства Житкова и ярчайшим образом его творческой изобретательности является очерк о том, как делаются книги, – «Про эту книгу».
Писатель принял до гениальности простое решение – рассказать об этом на примере той самой книги, которую он пишет. И так прямо и начинает: «Вот я написал «Про эту книгу», а книги-то пока нет никакой. Книга ещё будет.
Это я надеюсь, что пока я буду писать, как эту книгу сделать, – гляди, уж целую книгу напишу…»
В этой книге Житкова максимально использован принцип наглядности. На первой странице напечатано факсимиле рукописи, потом показаны набор, вёрстка, корректура, правка редактора. Читатели видят, какие несуразности получаются, если пропустить хоть одну операцию.
Автор умело показывает неразрывное единство между руками мастера, печатника, делающего книгу, и машиной, облегчающей труд. Книга словно создаётся на глазах читателя, который убеждается, что, как бы далеко ни ушла техника, рождение книги всегда остаётся чудом.
Отчаянный интерес к жизни не давал писателю Житкову покоя. То он брался сделать фильм о микробах, то взахлёб рисовал («Не могу отстать от рисования, будь оно трижды проклято!»), то возвращался к скрипке.
«Я в плену, я влюблён и у ног в восхищеньи» – это о новом инструменте, с нежным «женским» голосом.
Каждый его рассказ, каждая книга – это опыт, поиск. Виталий Бианки назвал Бориса Житкова «Вечным Колумбом», то есть вечным искателем.
А какой же Колумб без открытий! В 1936 году Житков взялся за небывалую книгу – «энциклопедию для четырёхлетних граждан». Он назвал её «Почемучкой». Это было новаторское произведение, потому что ничего похожего ни в России, ни на Западе до тех пор не было.
Первым слушателем и критиком отдельных глав стал реальный, настоящий почемучка – сосед старшей сестры Бориса Житкова – Алёша, с которым Борис Степанович довольно часто встречался и беседовал.
Острая память детства помогла Житкову понять особенности маленьких детей, своеобразие восприятия ими жизненных явлений, перевоплотиться в своего героя – «носителя чувств четырёхлетнего человека».
Житков писал: «Я вспоминаю пароходный трап по тому, как я на нём расшиб себе голень, вспоминаю индюка по тому, как он меня больно клюнул, когда я совал ему зёрна, а лошадь по тому, как она меня не укусила, когда я ей давал на ладони сахар. А я этого как раз ждал и боялся.
А она бархатными губами затянула сахар, мягко и осторожно, а могла бы откусить мне руку по локоть».
Житков в книге «Что я видел» сумел создать такого героя, с которым все дети себя полностью отождествляли и отождествляют; он дал возможность своему Алёше Почемучке совершить замечательное путешествие, повстречаться с такими людьми, которые в ответ на его вопросы рассказывают и показывают много интересного.
Это и «дядя военный», который знал в лесу все деревья и грибы, умел найти дорогу по солнцу; это и матрос Гриша, который показывал Алёше всё на пароходе; и капитан, главнее которого на пароходе не было.
Все персонажи – и Матвей Иванов с его рассказами о колхозном саде, и старый дедушка в шалаше на колхозном баштане, и Маруся, которая водит Алёшу в колхозный сад и угощает его сливами, и многие другие заняты своим делом. Но каждый из них оставляет в сердце мальчика заметный след.
Герой Житкова – настоящий, живой, непосредственный мальчик, со своим характером, поступками, капризами. Путешествие Алёши помогает объединить все события, в которых участвует герой, сделать книгу сюжетной. Поддерживают интерес к рассказу то драматические, то комические ситуации, в которые попадает герой, и очень непосредственная, эмоциональная реакция мальчика.
Здесь нет ограничений ребёнку, а идёт воспитание его для познания. Поэтому Б. Житков считал: «… Пусть день за днём, по приключениям, впитывает «читатель» новые сведения, и пусть по этим этапам они укладываются в его воображении, как если бы они случились в его жизни».
Отсюда понятно, почему книгу «Что я видел» называли и называют «учебником жизни», а её автора – талантливым педагогом.
Зимой 1937 года Борис Степанович заболел. Один литератор посоветовал Житкову лечиться голодом. И он начал голодать.
Нетрудно представить, какой огромной воли требовал этот, по выражению Бориса Степановича, «факирский» метод лечения.
«Голодаю вот уже 21 день, – писал Житков знакомому художнику. – Вообразите, что голодовка нисколько не повлияла на мою работоспособность». И в самом деле он не прекращал литературную работу. К нему приходили писатели, редакторы.
До глубокой ночи диктовал он жене, Вере Михайловне Арнольд, книгу «Что я видел» о путешествии и приключениях Алёши Почемучки.
Первого августа Житков с удовлетворением записал в дневнике: «Этой ночью к пяти часам утра я кончил «Почемучку». Итого – год работы».
Книга для «маломерных читателей» под названием «Что я видел» вышла в 1939 году. Она стала последней для Бориса Житкова.
Увы, лечение голодом Житкову не помогло. Чувствовал он себя плохо, но мысль его была по-прежнему напряжена. Ещё работая над книгой «Что я видел», Житков задумал другую книжку для малышей – сборник рассказов о том, как с помощью техники советские люди борются со стихийными силами: наводнением, пожаром, метелью. Эту книжку Житков назвал «Помощь идёт».
И ещё одну книжку для дошкольников написал он в это время – «Что бывало» – сборник коротких рассказов о разных случаях, смешных и серьёзных. «Вы не понимаете, – писал Житков писательнице Н. Л.
Дилакторской, – какой исключительной трудности эта задача – писать эту хрестоматию».
Не все книги, которые Б. Житков задумал, были им написаны. Собирался он написать и увлекательную книгу об истории корабля.
Но не успел.
Не успел Житков создать и принципиально новый учебник для школьников, хотя тоже мечтал об этом. «Я думаю, что надо наконец начать кому-нибудь писать настоящие учебники, – сообщал он литератору И. И. Халтурину. – Учебники для детей.
Это ведь тоже, выходит, детская книжка. И, скажите мне на милость, почему с беллетриста такой спрос: если на первой полустранице «ничего не начинается», то всякий вправе захлопнуть книжку и обругаться.
А с «руководства» – никакого спросу, лишь бы вмещал курс».
Сам Житков признавал, что иные из его книг – «форменные учебники».
Названий он не привёл, но угадать их нетрудно: в то время он работал в основном над книгами о технике и близкими к ним: «Кино в коробке», «Паровоз», «Плотник», «Про эту книгу», «Свет без огня», «Телеграмма»… Не упрощая дела с технической стороны, он написал эти книги живо, увлекательно, вдохновенно, в полную мощь богатого и непринуждённого житковского языка.
И хотя у разных школьных предметов своя специфика есть (об истории или литературе Житков не стал бы писать так же, как о математике и физике), сам принцип создания новых учебников тут уже ясен. Есть что за образец взять.
И стоит ли удивляться, что именно из уст Бориса Житкова однажды вырвались знаменитые слова, сохраняющие свою свежесть и сегодня: «Невозможно, чтоб было трудно учиться: надо, чтоб учиться было радостно, трепетно и победно».
19 октября 1938 года Борис Степанович Житков умер. Он прожил всего пятьдесят шесть лет, а писательская жизнь его была совсем короткой – около пятнадцати лет. Но успел написать он так много и так талантливо, как редко кому удавалось.
Читать рассказы Житкова для детей
Биографии других писателей и поэтов
Источник: https://skazkii.ru/biografiya-zhitkova-borisa-stepanovicha
Житков Б
ЖИТКОВ, БОРИС СТЕПАНОВИЧ (1882–1938), русский писатель. Родился 30 августа (11 сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский), в 1905 принимал участие в революционных событиях.
Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное – Петербургского политехнического института (1916). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал.
Печатался с 1924 – сначала адресуясь к взрослой, затем все чаще к детской аудитории, которую он находил, в частности, как постоянный автор детских журналов и газет «Новый Робинзон», «Чиж», «Еж», «Юный натуралист», «Пионер», «Ленинские искры» и др. (морские повести в сб.
Злое море, 1924; рассказы для детей Черная махалка, Дяденька, оба 1925; Джарылгач, 1926; Про обезьянку, 1927; Кружечка под елочкой, 1929; Белый домик, Мангуста, оба 1935; На льдине, 1939; циклы Морские истории, 1925–1937, Рассказы о животных, 1935; повести Удав, Черные парус, обе 1927; пьесы Пятый пост, 1927; Семь огней, 1929; сказочная повесть Элчан-Кайя, 1926; научно-художественный книги Про эту книгу, Свет без огня, обе 1927; Пароход, 1935, книжки-самоделки, в т.ч. Одень меня, 1928). Богатство жизненных наблюдений и высокая познавательная ценность, четкость в определении полюсов добра и зла, неистощимая сюжетная изобретательность, динамизм повествования, острота и необычность нравственных коллизий, возникающих в повседневной жизни и раскрывающих истинную суть человека, романтическая вера в торжество добра и справедливости обеспечили произведениям Житкова почетное место в русской детской литературе 20 в., а внешне сдержанная, но искренняя и трогательная любовь к этому миру, ко всему живому и требующему защиты, умение удивляться красоте бытия, будить сострадание к слабым, в т.ч. к «братьям нашим меньшим», и интерес к загадкам природы, ясный, лаконичный и серьезный «детский» язык сделали творчество Житкова любимым чтением юных читателей вплоть до сего дня. Вершина творчества Житкова – повесть-энциклопедия Что я видел (опубл. в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными. Психологизм Житкова, не лишенный социальной тенденциозности в рассказах о взрослых (добрый и храбрый матрос и жадный хозяин в рассказе На воде, нищий матрос и корыстолюбивый капитан в рассказе Погибель, благородные революционеры и злые полицейские, черносотенцы и бандиты в рассказах Вата, Компас, Пекарня), доброжелательно-назидательный – в обрисовке образов детей (которые, взрослея, непременно становятся лучше), особенно точен в повествованиях о животных, которые показаны со всеми своими видовыми поведенческими признаками, и в то же время с конкретной ситуативной характеристикой (слон, который спасает хозяина от тигра), как создания, в которых писатель мудро выделяет достойные качества (преданность волка, трудолюбие и доброту слона, храбрость обезьянки и т.п.). Житков был организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных, автором незаконченной книги История корабля, цикла Рассказы о технике, адресованного молодежи, романа для взрослых Виктор Вавич (кн. 1–2, 1929–1937), рассказывающем, не без автобиографических реминисценций, о периоде революции 1905. Творчество Житкова, классика отечественной детской и анималистической (в продолжение традиций Л.Н.Толстого и А.П.Чехова) словесности, которого можно, наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, оказало существенное влияние на многих детских писателей. Умер Житков в Москве 19 октября 1938.
Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.
После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий.
Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института.
С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград. В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60-ти детских книжек. Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер».
Работал корреспондентом в Дании. Широкий жизненный опыт и впечатляющие познания во многих отраслях деятельности отражаются в повествованиях писателя — о науке. Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал и такие черты как компетентность, усердие, а самое главное — чувство ответственности.
Любовь к морю и другим странам — было его величайшим источником вдохновения. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации: цикл «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др. Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно.
Задача творчества Житкова — сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств.(с)Вольфганг Казак Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Роман о революции 1905 года «Виктор Вавич», который Житков считал своим главным произведением, был напечатан в 1941, но затем, по настоянию А. Фадеева, списан в макулатуру.
Источник: https://sochrulit.ru/biography/zhitkov-b
Методический материал “Биография Бориса Житкова”
Биография Житкова Бориса Степановича
Семья ЖитковыхБорис Степанович Житков родился 30 августа 1882 года в городе Новгороде. Отец – преподаватель математики и автор учебников, мать – пианистка. Мать была ученицей Рубинштейна, звали её Татьяна Павловна. Трое братьев отца были военными моряками и все трое в адмиральском чине вышли в отставку, один был морским инженером.
Потомком Степана Житкова является Арнольд Владимир Игоревич, российский математик (внучатый племянник Бориса Житкова).Первый университетОтец Житкова попал в Новгород в 1878 году после исключения из двух ВУЗов за участие в революционном движении. Семья переехала в Одессу в 1890 году. Борис получил домашнее образование, затем учился в одесской гимназии.
После окончания гимназии он поступил в университет в Новороссийске на естественное отделение. Будучи студентом, во время революции 1905 года Борис активно участвовал в событиях и был агитатором среди моряков, был членом стачечного комитета и даже ходил на парусном судне за оружием для революционеров. Он закончил университет в 1906 году.
Второе высшее образование, профессииС детства Борис был артистичным, играл на скрипке, был искусным рассказчиком. В годы до революции 1917 года Борис Житков сменил много морских профессий, прошёл всю службу от юнги до капитана.
Он получил образование штурмана дальнего плаванья, был капитаном на научно-исследовательском судне, работал ихтиологом, освоил профессию рабочего-металлиста и был инженером-судостроителем на заводе в Николаеве, разбирался в авиамоторах (в 1916 году работал на приёмке английских авиамоторов).
После 1917 года преподавал в Одессе на рабфаке физику и черчение, был директором технического училища. Он получил второе образование в Петербургском кораблестроительном институте, где учился с 1911 по 1916 год.
Литературная деятельность
Борис Житков всю жизнь писал интересные длинные дневники, писал много длинных писем, изобиловавших цитатами классиков, а также стихи. К 1923 году у Житкова набралась солидная тетрадь стихов. Детские рассказы он писал для своего любимого племянника Сергея. В 1909 году он написал повесть “Серёжин разбойник”.
Печататься он начал уже после сорока лет, в 1924 году. Осенью 1923 года он приехал в Ленинград. На работу устроиться не удавалось ни по одной из его многочисленных профессий – ни в техникум, ни в на авиационный завод, ни в порт его не взяли, но в редакции детского альманаха “Воробей” его рассказ встретили восторженно.
К литературному труду Житков был подготовлен, пригодился весь опыт его предыдущей жизни, все профессии и богатые впечатления. Он начал работать с обычным страстным упорством, отдаваясь труду полностью. Его стали печатать в детских журналах, в газете “Ленинские искры”. Стали выходить отдельные книжки рассказов и сборники с его рассказами.
Житков работал в детской литературе всего 15 лет. Он всё время хотел издать детскую энциклопедию, но она так и не увидела свет. Борис Степанович перепробовал все детские жанры и придумал некоторые новые: научно-художественный, журнал-картинку, книжки-игрушки, календари для детей. Житков постоянно затевал создание новых отделов в журналах для детей: “Пионер”, “Чиж”, “Еж”, “Юный натуралист”, пробовал делать игровой научный фильм, театр теней с музыкой. Он написал энциклопедию для четырёхлетних детей, циклы известных детских рассказов “Что бывало” и “Что я видел”.
“Взрослый” роман, работа журналистаБорис Житков работал корреспондентом в Дании. Главным своим произведением он считал роман “Виктор Вавич”, который при жизни напечатан не был. Это роман про революцию 1905 года.
Роман был сохранён благодаря тому, что экземпляр издания 1941 года остался у Лидии Чуковской. В полном объёме роман был издан только в 1999 году.
Борис Житков в современном кинематографеПо произведениям Бориса Житкова было сделаны известные детские мультфильмы (“Почему слоны”, “Кнопочки и человечки”, “Пудя”) и полнометражный фильм “День Ангела”.
По жизни Житкова снят фильм (1984) “Я жил тогда” (“На миг оглянуться”). По мотивам рассказов снят фильм (1967) “Морские рассказы”.Смерть
Борис Житков скончался от тяжёлой болезни в 1938 году в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Источник: https://infourok.ru/metodicheskiy-material-biografiya-borisa-zhitkova-2760162.html
Житков Борис Степанович
(1882-1938) русский писатель
За четырнадцать с половиной лет литературной работы Борис Степанович Житков написал 192 произведения, включая 38 маленьких рассказов для дошкольников. Кроме них, писатель создал 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 7 крупных произведений и 14 статей. Из общего числа написанных Борисом Житковым произведений 8 остались неопубликованными, а 29 вышли в свет после смерти писателя.
Борис Житков был из тех «бывалых людей», которых так настойчиво звал в детскую литературу М. Горький. Но далеко не все они умели рассказать детям о том, что испытали и увидели на своем веку. Житков умел это сделать. Он не только имел богатый житейский опыт, но и обладал разносторонними знаниями и редким даром повествователя-импровизатора.
Он до пожилых лет сохранил ненасытную любознательность и разнообразие интересов, какие бывают у ребят. Его увлечения то и дело менялись, но в каждом деле, за которое он брался, Борис Житков достигал настоящего мастерства. Он умел не только писать, у него были поистине золотые руки.
Писатель прекрасно управлялся с рубанком, пилой, топором, знал толк в электротехнике и радиотехнике. Он всегда что-нибудь мастерил: то строил буер, то конструировал планер.
По профессии Житков был инженером-химиком, кроме того, он окончил кораблестроительное отделение Политехнического института, а вдобавок, имел звание штурмана дальнего плавания.
Борис Житков пришел в литературу немолодым человеком — ему было уже за сорок, но к тому времени это был уже сложившийся писатель со своим стилем и почерком, с большим, накопленным за долгие годы материалом. Юные, да и взрослые читатели очень скоро узнали и полюбили этого живого и увлекательного собеседника, зоркого наблюдателя и умельца.
Многое, о чем Борис Степанович Житков рассказал в своих произведениях, было навеяно впечатлениями детства и юности, семейными преданиями.
Он родился летом, когда их семья жила на даче, в нескольких километрах от Новгорода, на высоком берегу реки Волхова. Борис был последним, четвертым ребенком в семье и единственным мальчиком.
Потом в своих произведениях, Борис Житков много писал о море, и это было не случайно.
Его отец, Степан Васильевич, происходил из морской семьи: три его брата плавали на военных кораблях, все трое стали адмиралами, а двое из них — севастопольские герои.
Четвертый брат был морским инженером и строил маяки на Черном море. Пятый утонул во время учебного кругосветного плавания, поэтому мать уговорила мужа не отдавать младшего сына в моряки.
Таким образом, Степан стал учиться в военной гимназии в Петербурге, хотя увлекался математикой и мечтал об университете.
Но средств в семье не хватало, и он поступил в высшее Военно-инженерное училище, откуда его уже с последнего курса исключили за «вредное направление».
Потом — уже за участие в революционных выступлениях студентов — его исключили и с четвертого курса Технологического института.
Тогда Степан Васильевич сдал экзамен на учителя, вскоре женился и начал работать в Новгороде в земской учительской семинарии. Он с увлечением занялся новым делом: написал учебники для учителей и учеников, разработал методику преподавания арифметики.
По его инициативе было организовано Новгородское физико-математическое общество. Он был человеком общительным и умел объединить вокруг себя людей. И в то же время это был очень требовательный человек, если дело шло о выполнении долга, не терпел никакой небрежности. Того же он требовал и от детей.
Вот в такой семье и в такой обстановке воспитывался будущий писатель.
Он многое перенял и от своей матери. Она была сиротой и росла у богатой тетки, которая старалась научить ее всему, что полагалось знать богатой барышне. Она училась в немецкой школе в Петербурге, занималась музыкой в консерватории и была ученицей Антона Рубинштейна. Тайком от тетки девушка посещала известные Владимирские курсы для женщин, которые стремились получить высшее образование.
Маленький Борис рос смышленым мальчиком. С раннего детства любил слушать рассказы Толстого для детей, «Конька-Горбунка», сказки Пушкина, которые читал ему отец. Они часто гуляли в новгородском Кремле, вокруг памятника тысячелетию России. Мальчик отличался хорошей памятью.
Еще до поступления в гимназию он знал наизусть «Мцыри» и «Демона» Лермонтова, а затем всего «Евгения Онегина» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, а также многие стихотворения Некрасова и Алексея Толстого.
Детских книг он никогда не читал, а сразу же стал знакомиться с классикой русской литературы.
Отца несколько раз переводили с места на место. Наконец в 1899 году семья переселилась в Одессу, где жили отцовские братья и сестра. Здесь Борис легко сдал экзамены в гимназию. Когда он учился в первом классе, то дети решили издавать домашний журнал. Рассказ Бориса из школьной жизни «Троянская война» оказался самым лучшим, самым длинным и самым интересным.
Потом им овладела страсть к путешествиям. В тринадцать лет он на грузовом пароходе совершил рейс Одесса-Батуми и обратно. После окончания шестого класса гимназии Борис совершил другую большую поездку, на этот раз по Кавказу.
Окончив гимназию, он поступил в Новороссийский университет на естественный факультет. По окончании университета он мог бы остаться там на кафедре химии или ботаники и заниматься научной работой, но решил по-другому.
Через некоторое время Борис Житков поступает в Петербургский политехнический институт на кораблестроительное отделение. Очевидно, в этом сыграли свою роль семейные традиции, которые во многом были связаны с морем.
Практику Борис Степанович Житков проходил в Дании, где работал на механическом заводе. Плавал он на парусниках в Средиземном море и у анатолийских берегов, а в 1912 году находился в длительном плавании на океанском пароходе. Житков прошел все виды морской службы — от юнги до помощника капитана. Он работал в Николаеве на Русском судостроительном заводе, затем инспектором в Архангельске.
Во время войны 1914—1918 годов, Борис Житков служил в гардемаринских ротах. После краткого обучения он в звании мичмана отправился в Англию — принимать моторы для русских самолетов и подводных лодок. По делам ему пришлось побывать и во Франции.
После революции, Борис Житков работал заведующим технической школой в Тирасполе. В 1922 году он переехал в Одессу и стал преподавать физику и химию на рабфаке, а осенью 1923 года уехал в Петроград.
Здесь он встретился со своим школьным товарищем Корнеем Чуковским, который и предложил ему написать то, что он так хорошо рассказывал детям. Чуковский направил Житкова в журнал «Воробей» к Самуилу Маршаку.
В конце января 1924 года в печати появился первый рассказ Бориса Степановича Житкова «Шквал».
С тех пор он работает в Госиздате в качестве редактора научно-популярных книг, в детском журнале «Воробей» ведет рубрики «Как люди работают» и «Бродячий фотограф», потом придумал еще одну рубрику — «Мастеровой».
Он пишет книгу «Паровоз» для издательства «Радуга» и сочиняет пьесу для Ленинградского театра юного зрителя.
В это же время писатель работает в пионерской газете «Ленинские искры», а в конце лета 1925 года едет за свой счете Копенгаген и посылает оттуда корреспонденции для этой газеты «У пионеров Дании».
В 1926 году выходит из печати его сборник «Морские рассказы». Он работает много и упоенно, как будто спешит рассказать людям обо всем, что видел и знал.
Борис Житков был первым, кто ввел в детскую литературу тему труда, выделяя его нравственные аспекты и моральные проблемы.
Его безусловной заслугой было и то, что он нашел удачный синтез науки и искусства в созданной им научно-художественной литературе.
Но особенно Житков любил писать для детей и с удовольствием работал в журналах «Новый Робинзон», «Пионер», «Чиж», «еж», «Юный натуралист», а также в детском календаре, выдумывал книжки-картинки и книжки-игрушки, писал пьесы для Театра юного зрителя, сочинял тексты для диафильмов, хотел найти новые формы радиопредставлений для детей и мечтал о звуке в кино. Борис Степанович Житков всегда и во всем оставался верен себе, стараясь создавать интересные для детей произведения.
Писатель работал много и в редакции, и дома, где он писал свои произведения. Он постоянно разъезжал между Москвой и Ленинградом. Его здоровье не вызывало опасений, да и сам он никогда об этом не говорил.
В начале августа 1938 года Борис Житков приехал в Москву. Здесь он вдруг почувствовал большую слабость.
Начала подниматься температура, появились сильные боли между лопатками, и рентгеновский снимок показал рак легких.
Еще в октябре он живо интересовался делами своих товарищей, которые приходили к нему за советами, сам собирался работать дальше и думал о новых книгах. Но болезнь все-таки одолела талантливого писателя, и Борис Житков уже не вставал с постели, а 19 октября 1938 года умер. В то время ему исполнилось только 56 лет.
Источник: http://biografiivsem.ru/zhitkov-boris-stepanovich
Андре Жид – биография, информация, личная жизнь
Андре Поль Гийом Жид (фр. André Paul Guillaume Gide). Родился 22 ноября 1869 в Париже – умер 19 февраля 1951 года в Париже. Французский писатель, представитель модернизма. Стоял у истоков журнала «Nouvelle Revue Française», игравшего виднейшую роль в литературной жизни Франции первой половины XX века. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1947).
Происходил из состоятельных гугенотов с крестьянскими корнями. Его отец Поль Жид был профессором права Парижского университета, дядя Шарль Жид преподавал экономику, а мать, Жюльет Рондо, принадлежала к очень богатой католической семье.
В детстве много болел, получил домашнее образование. Первые литературные опыты, появившиеся в печати, связаны с посещением «литературных вторников» в доме символиста Малларме. В 1895 г. женился на своей руанской кузине Мадлен, в следующем году был выбран мэром коммуны Ла-Рок, где у молодожёнов было имение. Он стал самым молодым мэром во Франции.
C 1889 года вёл обстоятельный дневник, который насчитывает более миллиона слов и отражает эволюцию взглядов писателя на протяжении последующих 60 лет его жизни; последний том дневника был опубликован за год до смерти писателя.
Привлёк внимание критики сочинением в ритмической прозе «Яства земные» (фр. Nourritures terrestres, 1897), в котором рассматривалась романтическая идея «кочевничества». По художественному языку ранний Жид близок символистам.
Первые его пятнадцать книжек были напечатаны малыми тиражами и за свой счёт.
Как проповедник бейлевского гедонизма и радикального индивидуализма Жид долгое время находился в стороне от магистральной линии развития французской литературы. Он был одним из очень немногих адептов кальвинизма во Франции и вместе с тем одним из первых крупных французских писателей, привлекавших внимание к теме гомосексуальности.
В 1913 г.
Марсель Пруст прислал в «Нувель ревю франсез» рукопись первого романа цикла «В поисках утраченного времени», однако Жид фактически заблокировал его публикацию, увидев в этом произведении не более чем «забаву светского дилетанта». В конце 1910-х гг. он находился в состоянии «холодной войны» с другим кумиром молодёжи, Жаном Кокто, из-за юного Марка Аллегре, который принимал ухаживания обоих литераторов.
В конце 1920-х, после неоднократных поездок в Африку, писатель выступил с осуждением колониализма. Во время оккупации Франции нацистами Жид переехал в Тунис (1942).
В 1937 году он вспоминал: «Пока я путешествовал по французской Экваториальной Африке, сопровождаемый местными чиновниками, все вокруг казалось мне почти изумительным.
Я начинал видеть окружающее более ясно, лишь когда покидал машину губернатора».
В середине 1930-х годов, в обстановке захватывающего Европу фашизма, Андре Жид увлёкся социалистической идеей, неоднократно выступал в поддержку СССР и посетил Союз. В СССР было издано собрание его сочинений и др. книги.
Во время последнего приезда, в 1936 году писатель стоял в почётном карауле у гроба Максима Горького.
Участник антифашистского конгресса писателей в Париже (1935), где произошла его встреча с Борисом Пастернаком, открывшим ему глаза на истинное положение дел в СССР.
Жид разочаровался в советском строе. В конце 1936 вышла его яркая книга «Возвращение из СССР» (фр.
Retour de l’URSS), где критикуется отсутствие свободы мысли в СССР, жёсткий контроль за литературой и общественной жизнью, некоторые пугающие черты нового советского человека; наряду с этим в ней немало тёплых слов по адресу простых советских людей, восхищения самоотверженностью строек и проч.
Содержание книги Жид тщательно скрывал вплоть до выхода в свет, и она вызвала эффект разорвавшейся бомбы (ближайшим прецедентом было разочарование левого румынского писателя Панаита Истрати, выступившего с критикой советской бюрократии в 1929).
Имя писателя (после официального разбора книги в «Правде») попало в СССР под запрет, его книги в СССР не издавались полвека, осудила книгу и часть левой интеллигенции на Западе, безоговорочно поддерживавшая Сталина (в том числе Роллан, Фейхтвангер и Брехт).
Для его произведений характерны острый индивидуализм, порой переходящий в нарциссизм, и скептическое отношение к традиционному западному обществу и морали, которые препятствуют самореализации свободной личности.
Жида называют «самым моральным из имморалистов» и даже причисляют к традиции французских моралистов, восходящей к XVII столетию.
После мировой войны Жид отрёкся от нарциссизма, но продолжал ставить под сомнение все ходячие истины и унаследованные от предыдущего столетия воззрения.
К религии отношение Жида было сложным: «Католичество недопустимо, протестантство невыносимо, и тем не менее я ощущаю себя истовым христианином». Ещё один известный афоризм по этому поводу: «Нет разницы между Богом и собственным счастьем».
Личная жизнь Андре Жида:
В 1893 и 1894 годах Андре Жид с целью лечения туберкулёза совершил путешествие в Северную Африку, где окончательно признался самому себе, что в сексуальном плане его привлекает не противоположный пол, а свой собственный. В Париже он познакомился с Оскаром Уайльдом и в 1895 году вновь встретился с ним в Алжире.
Впечатления от путешествий по Африке отражены в повести «Имморалист», увидевшей свет в 1902 году. Близкие отношения Жида с юным Марком Аллегре (впоследствии известным режиссёром) нашли отражение в романе «Фальшивомонетчики» (1925), который писатель воспринимал как свой magnum opus.
В 1911 г.
Жид написал трактат «Коридон», где доказывал, что гомосексуальность – не психическое отклонение, а естественная форма человеческой сексуальности, свойственная наиболее культурно и эстетически развитым обществам, а также нашедшая отражение в величайших произведениях искусства (от Гомера и Вергилия до Шекспира и Микеланджело). Публикация трактата во Франции в 1924 году спровоцировала общественный скандал.
Известные произведения Андре Жида:
Имморалист, 1902
Изабелла (Isabelle), 1911
Подземелья Ватикана (Les Caves du Vatican), 1914
Пасторальная симфония (La Symphonie pastorale), 1919
Фальшивомонетчики, 1925
Робер (Robert), 1930.
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Gide.php
Краткая биография Бориса Житкова для 4 класса, только не большую, самое главное! Спасибо заранее
Литература, опубликовано 09.01.2019 16:01
Ответы
Ответ оставил: Гость
Елибиография житковаборис степанович житков (1882-1938) – советский детский писатель. также внес свой вклад в отечественную педагогику. биография житкова будет интересна как детям, так и педагогам.детские и отроческие годы борис степанович житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г., в новгороде, в семье учителя .
мать бориса была талантливой пианисткой. ее учителем был а. г. рубинштейн.
родители будущего писателя жили в одессе. мальчик поступил в местные гимназические классы и учился там вместе с к. чуковским. по воспоминаниям учителей, он был весьма одаренным, все время чем-то всерьез увлеченным, учеником.
главным интересом отрока житкова было море.
дальнейшее обучение
по настояний родителей, житков поступил в новороссийский университет, где изучал и .
лето 1905 г. было ознаменовано началом первой революции. став свидетелем восстания на “потемкине”, борис житков моментально втянулся в революционную деятельность. под покровом ночи, он доставлял восставшим матросам оружие. за это юношу исключили из университета. житков попытался перевестись в петербург, но получил категоричный отказ.
изучая содержание биографии бориса житкова, следует знать, что в 1909 г. он присоединился к енисейской ихтиологической экспедиции. в 1912 г.
он отправился в кругосветное плавание на учебно-сухогрузном судне. на корабль житков поступил в качестве юнги. постепенно он “дослужился” до должности кочегара, а к концу путешествия стал капитана.
во время “кругосветки” он посетил японию, китай, цейлон и индии
Ответ оставил: Гость
Израильский народ, пришедший с моисеем, был испуган величественными явлениями, божественное явление: гора синай сотрясалась, была окутана дымом и пламенем, сверкали молнии и гремел гром и голос бога был слышен всем. люди в страхе отошли от горы и ждали возвращения пророка. своему брату аарону моисей передал полномочия решать дела и вопросы остававшихся перед горой людей .
40 дней находился ней моисей на горе божией и получил от него основной закон – 10 заповедей, начертанных на каменных скрижалях. это время показалось народу слишком долгим и они усомнились в правоте пророка. собравшись у аарона они потребовали показать им бога, выведшего их из египта, и аарон, испугавшись их необузданности, собрал золотые серьги и отлил из них золотого тельца.
моисей, спустившись со скрижалями с горы и увидев праздненство и поклонение идолу, разгневался и разбил, данные богом заповеди. моисей жестоко покарал свой народ за отступничество, убив около трех тысяч человек, но просил бога не наказывать их.
и бог смилостивился и говорил с моисеем в скинии, и явил ему славу свою, указав ему расселину, спрятавшись в которой пророк мог видеть бога сзади, потому что лица всевышнего видеть человеку нельзя. по велению бога моисей сделал из камня новые скрижали, подобные первым, и снова поднялся на гору синай.
там господь дал ему еще законы, которые нужно было соблюдать еврейскому народу. считается, что в книге исход перечислены заповеди, написанные на первых, разбитых скрижалях, а во второзаконии – то, что было начертано во второй раз. второй раз пророк моисей пробыл на горе также 40 суток, без еды и питья.
когда он спускался с горы с новыми скрижалями завета в руках на его лице остался отпечаток сияния божественной славы, как будто бы от него исходили яркие лучи. это заставило скептический народ поверить и принять закон, ставший базой не только их веры, но и всего их жизненного устройства.
Другие вопросы по литературе
Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и решебники
Источник: https://yznay.com/literatura/kratkaya-biografiya-borisa-27497943
Житков Борис Степанович Биография. Творчество Библиотека БОУ «СОШ 2 г. Грязовца» – презентация
1 Житков Борис Степанович Биография. Творчество Библиотека БОУ «СОШ 2 г. Грязовца»
2 Борис Степанович Житков ( ), русский советский писатель, автор многочисленных книг для детей
3 Виталий Бианки Штурман дальнего плавания, повидавший половину стран земного шара, инженер-кораблестроитель, изобретатель, настоящий «мастер на все руки», бескорыстный друг всех тружеников, человек всесторонних знаний, огромного жизненного опыта и к тому же одаренный изумительным даром рассказчика большим талантом художника, что же удивительного, что такой человек в конце концов берется за перо и, взявшись за него, сразу же создает беспримерные в мировой литературе книжки.
4 Детство Родился Борис Житков 30 августа (11 сентября н.с.) в Новгороде в семье преподавателя математики. Получил прекрасное домашнее образование. Детство провел в Санкт – Петербурге, Риге, Одессе. Новгород Одесса Рига С-Петербург
5 Увлечения гимназиста Бори Житкова Скрипка Фотография Рисование Гальванопластика
6 Корней Иванович Чуковский Титульный лист книги «Жизнь и творчество Б.С. Житкова», Худож. С. Пожарский 1955г.
7 Юность После окончания гимназии Б. Житков поступил на естественное отделение Новороссийского университета, откуда был дважды исключен за участие в студенческих беспорядках. В 1905 в Одессе принимал участие в революционных событиях. Окончил университет в Плавал матросом и штурманом на парусниках по Черному, Средиземному и Красному морям, участвовал в экспедиции по Енисею, успев закончить мореходное училище и получить звание штурмана дальнего плавания; читал лекции по химии и физике на вечерних курсах для рабочих в СПб. В г. учился в Петербургском политехническом институте на кораблестроительном отделении.
8 Профессии Вернулся в Одессу в 1917 г., работал инженером в порту, заведовал техническим училищем, преподавал на рабфаке. Он поменял множество профессий: ихтиолог, штурман парусника, рабочий-металлист, морской офицер и инженер, капитан научно- исследовательского судна, преподаватель физики и черчения, руководитель технического училища. Окончив в 1916 г. СПб политехнический институт с дипломом кораблестроителя, был призван на военную службу и направлен в Англию и Францию в качестве контролера по приемке моторов для русских подводных лодок и самолетов.
9 Литературная деятельность Переехав в Петроград, занялся литературной деятельностью; С 1924г. он печатался в сборнике рассказов «Злое море», сотрудничал также в журнале «Воробей», впоследствии «Новый Робинзон», в сборниках «Советские ребята», некоторое время работал в журнале «Еж». Был членом Союза Писателей. Морские повести Сказочные повести Научно- художественные книги Произведения для детей
10 Произведения для детей Житков сыграл большую роль в становлении советской детской литературы: внес в нее строгий реализм, уважительный разговор с подростком о героизме и требовательности к себе; он умел показывать красоту и творческую силу труда. Написал также «Рассказы о животных» (1935) и несколько рассказов для самых маленьких читателей. Сотрудничал во многих детских газетах и журналах: Ленинские искры, Новый Робинзон, Еж, Чиж, Юный натуралист и др. Писал и для самых маленьких читателей: Пудя, Метель и др.
11 Журнал «Новый Робинзон» Бродячий фотограф Мастеровой Как люди работают
12 Книги Бориса Житкова в школьной библиотеке
13
14 Итог Всего Б.С. Житковым за четырнадцать с половиной лет литературной работы было написано 192 произведения, считая по заглавиям, то есть суммируя и крупные вещи, и маленькие рассказы для дошкольников. В том числе: 74 очерка, 59 повестей и рассказов, 38 маленьких рассказов для дошкольников, 7 крупных произведений, 14 статей. Из общего числа написанных Б.С. Житковым произведений 8 остались неопубликованными, а 29 вышли в свет после смерти писателя.
15 Последние годы жизни Умер 19 октября 1938 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище В 1934 году Борис Степанович переехал из Ленинграда в Москву. Он был по-прежнему полон новых замыслов, сотрудничал почти во всех тогдашних детских журналах: в «Еже», «Чиже», «Пионере», «Юном натуралисте», «Костре», «Сверчке»… Успел написать энциклопедическую книгу для маленьких «Почемучка» («Что я видел»), которая вышла уже после смерти писателя.
16 Кроссворд Вспомните заглавия трех рассказов Б. Житкова о смелых людях и трех рассказов о животных. Впишите их в клетки
17 Ответы
18 Источники: Глоцер, В. О Борисе Житкове / В. Глоцер // Избранное / Борис Житков, сост., вступ. ст. и примеч. В. Глоцера ; ил. А. Брея [и др.]. – М. : Просвещение, – С Светловская, Н.Н Борис Степанович Житков / Н.Н. Светловская // Встречи с писателями / Н.Н. Светловская.- М. : Просвещение, С (Ссылка на источник: Чуковский К. Детство // Жизнь и творчество Б.С. Житкова. – М. : Детгиз. – 1955, С ; Жизнь и творчество Б.С. Житкова. – М. : Детгиз. – 1955, С. 527).
Источник: http://www.myshared.ru/slide/196692