Сочинения об авторе беляев а. р.

Автор: Беляев Александр Романович

Он родился в Смоленске, в семье православного священника. В семье было ещё двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, студент ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке.

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1895 году в смоленскую духовную семинарию. В 1901 году Александр окончил её, но священником не стал, напротив, вышел оттуда убеждённым атеистом.

Наперекор отцу он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле[3]. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка.

Обратите внимание

По окончании (в 1906 году) Демидовского лицея А. Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрёл известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура.

Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку.

Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу: побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В 1914 году оставил юриспруденцию ради литературы и театра.

В возрасте тридцати пяти лет А. Беляев заболел туберкулёзным плевритом. Лечение оказалось неудачным — развился туберкулёз позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжёлая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем.

В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, А. Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, он занимается самообразованием: изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает (Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского).

Победив болезнь, в 1922 году он возвращается к полноценной жизни, начинает работать. Сначала А. Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска — он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжёлой, и А.

Беляев с помощью знакомых перебрался с семьёй в Москву (1923), где он устроился на работу юрисконсультом. Там он начал серьёзную литературную деятельность. Печатает научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание — сила», «Всемирный следопыт», заслужив титул «советского Жюля Верна».

В 1925 году публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

Важно

В Москве А. Беляев прожил до 1928 года; за это время им были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 году А. Беляев с семьёй переехал в Ленинград и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально.

Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесное око», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они, в основном, в московских издательствах.

Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев.

1930 год оказался для писателя очень тяжёлым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 году семья вернулась в Ленинград.

В сентябре 1931 года А. Беляев передаёт рукопись своего романа «Земля горит» в редакцию ленинградского журнала «Вокруг света».

В 1932 году он живет в Мурманске (источник газета «Вечерний Мурманск» от 10.10.2014). В 1934 году он встречается с Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград.

В 1935 году Беляев становится постоянным сотрудником журнала «Вокруг света». В начале 1938 года, после одиннадцати лет интенсивного сотрудничества, Беляев покидает журнал «Вокруг света».

В 1938 году опубликовал статью «Золушка» о бедственном положении современной ему фантастики.

Совет

Незадолго до войны писатель перенёс очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы А. Беляев с семьёй, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода.

Был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города. Из книги Осиповой «Дневники и письма»: «Писатель Беляев, что писал научно-фантастические романы вроде „Человек-Амфибия“, замерз от голода у себя в комнате. „Замерз от голода“ — абсолютно точное выражение. Люди так ослабевают от голода, что не в состоянии подняться и принести дров.

Его нашли уже совершенно закоченевшим…»

Оставшиеся в живых жена писателя и дочь Светлана были угнаны немцами в плен и находились в различных лагерях для перемещённых лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной Армией в мае 1945 года.

После окончания войны жена и дочь Александра Романовича, как и многие другие граждане СССР, оказавшиеся в немецком плену, были сосланы в ссылку в Западную Сибирь. В ссылке они провели 11 лет. Дочь замуж не выходила.

Место захоронения Александра Беляева достоверно неизвестно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена лишь на предполагаемой могиле.

Источник: https://www.litmir.me/a/?id=290

Книга А.Беляев Собрание сочинений том 7. Автор – Беляев Александр Романович. Содержание – Светлана Беляева ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОТЦЕ

…Вы слышите, знаменитый писатель, непревзойденный фантаст, пророк и провидец будущего, специалист по социальным утопиям?

Фантастический город построен! Приезжайте и посмотрите на него своими «ясновидящими» глазами! Сравните его с вашими городами во мгле!

Но напрасно знаменитый французский путешественник приписывает вам честь. Это не ваш, уэллсовский, город! Ваши утопические города останутся на страницах ваших увлекательных романов. Ваши «спящие» не «проснутся» никогда. Это город — «кремлевского мечтателя».

Вы проиграли игру!

Светлана Беляева

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОТЦЕ

Александр Беляев… Любителям фантастики о многом говорит это имя.

Вниманию читателя предлагаем воспоминания дочери писателя Светланы Александровны Беляевой, написанные ею после 1980 года. Великий писатель раскрывается через восприятие девочки, дочери, которой было всего 12 лет, когда отец умер в 1942 году в оккупированном Пушкине.

Обратите внимание

Биография отца складывалась в моем воображении не просто. Когда он умер, мне шел всего тринадцатый год. Так что из моего личного общения с отцом я узнала не очень много. В основном его жизнь так и осталась для меня, да и для мамы, загадкой. И спросить теперь уже не у кого… Ну что ж, ограничусь тем, что есть.

Родился отец 16 (по старому — 4) марта 1884 года в Смоленске, в семье священника Романа Петровича Беляева и его жены Надежды Васильевны. Дом, в котором они жили, был собственностью матери, которая купила его еще до замужества.

Он стоял на возвышенности, а фруктовый сад, окружавший его, словно сбегал с пригорка к реке. В 1984 году, в 100-летие отца, я была в Смоленске. Мне показали приблизительное место их усадьбы, о которой уже ничего не напоминало.

Теперь здесь бульвар и дома, загораживающие реку.

У Беляевых было трое детей: Василий, Александр и Нина. В детстве Вася упал с лежанки и остался на всю свою недолгую жизнь хромым. Когда он был студентом ветеринарного института, катаясь на лодке, утонул. Ниночка в возрасте 9 или 10 лет умерла от саркомы печени.

В доме царила атмосфера набожности. Всегда было полно каких-то бедных родственников и богомолок. Но, несмотря на религиозную обстановку, Саша с самого детства не испытывал перед богом ни благоговения, ни страха. Правда, в церковь, как и положено, он ходил. Но вместо того, чтобы молиться, разглядывал иконы, прищуривая то один глаз, то другой.

Развлекаясь таким образом, Саша однажды обнаружил, что видит обоими глазами не одинаково. Кстати, о зрении отца. Когда ему было лет десять или двенадцать, он качался на качелях. Раскачавшись, попытался сделать дугу, но сорвался и упал лицом вниз, сильно ударив при этом один глаз. Глаз распух и совсем заплыл. Перепуганная мать срочно послала за врачом.

Читайте также:  Краткая биография сайге

Пришел местный эскулап и безапелляционно заявил, что глаз необходимо зашить! Надежда Васильевна категорически этому воспротивилась. Стали сами, на свой страх и риск, делать свинцовые примочки, благодаря чему глаз был спасен. Падение, однако, не прошло даром, и Саша стал видеть ушибленным глазом хуже, из-за чего ему в дальнейшем пришлось носить очки.

В связи с этим мне вспомнился смешной и одновременно глупый случай. Как-то, много лет спустя, отец ехал в трамвае. По дороге он купил газету и собирался ее прочесть, но оказалось, что он забыл дома очки для чтения. Правда, он мог обходиться и без них, но для этого ему надо было поднести газету к самым глазам. Что он и сделал.

Увидев это, кто-то из пассажиров насмешливо заметил:

— Очки-то, видать, для фасона носит, а читать в них не может!

Важно

В семье батюшки упоминать черта считалось большим грехом. И о тех, кто это делал, говорили, что он черным словом ругается. С раннего детства Саша питал к чертям симпатию. Собственно, не к чертям, а к маленьким чертикам, в существование которых верил. Часто его бранили за то, что он качает ногой.

— Не качай нечистого! — напоминала с укором няня. Саша переставал, но стоило всем уйти, как он принимался за то же занятие.

«Пусть покачается!» — думал он, пытаясь представить себе, что у него на ноге сидит маленький смешной чертенок.

Часто у них в доме появлялся тихопомешанный, которому мерещились черти. Иногда он тихонько сидел в кухне на печи и бормотал себе что-то под нос. Но бывало, что черти так допекали его, что он с криком соскакивал на пол, хватал кочергу и, быстро поворачиваясь вокруг себя, рисовал круг. После этого он успокаивался.

— Что, не пролезть? — спрашивал он и хихикал. — Не достать? Вот я вас! — угрожал он им и начинал крестить стены и потолок. А Саша, стоя поодаль, смотрел на него без страху, с большим интересом.

Как-то Саша, когда ему было лет пять или шесть, объелся сырым горохом. Ночью у него поднялась высокая температура, начался бред. Всюду, куда бы он ни смотрел, появлялись чертики. Они выглядывали из-за занавесок, из-под подушки и даже из-за иконы. Чертики весело хихикали и прятались.

Саше было душно и тяжко, но он знал, что во что бы то ни стало должен им отвечать. И он, превозмогая дурноту, тоже хихикал.

Надежду Васильевну это очень встревожило, и она, делавшая ему холодные компрессы на голову, не могла ничего больше придумать, как крестить его и шептать молитву о его здравии.

Детский мир Саши был полон чудес и фантазий. Как-то, проснувшись среди ночи, он вдруг увидел, что из глубины комнаты на него двигается привидение. Ему стало страшно, но, несмотря на это, хотелось знать, что будет дальше. Затаив дыхание, Саша ждал. Но привидение вдруг остановилось. Движимый любопытством, превозмогая страх, он медленно вылез из постели и пошел навстречу привидению.

Был момент, когда он готов был отступить, но, стуча зубами, продолжал идти вперед, пока не стукнулся лбом о что-то твердое. После этого он все понял. Вечером купали детей, и мать набросила банную простыню, наверное, для просушки, на дверь.

Луна, заглядывавшая в окошко, частично осветила простыню, а кот, решивший заглянуть в детскую, приоткрыл дверь, отчего «привидение» стало двигаться…

Совет

Когда Саша был уже школьником и имел карманные деньги, он частенько заходил в магазинчик, где за двугривенный можно было приобрести любую вещь. Там была всякая мелочь.

Однажды Саша купил там маленький, величиною с ладонь, человеческий скелетик. Сделан он был из проволоки и гипса. Все его суставы двигались. В то время Саша дружил с сыном гробовщика.

По Сашиной просьбе гробовщик сделал маленький гробик, как раз по росту скелетика.

Придя домой, Саша привязал ниточки ко всем суставам скелетика и к крышке гробика. Когда настал вечер, Саша, потренировавшись, пригласил в детскую няню и велел ей сесть. А сам скрылся за ширмой. Были уже сумерки, и старушка не сразу заметила, что на столе стоит гробик. Вдруг раздался слабый шум, крышка гробика открылась, отвалившись набок. В гробике во весь рост поднялся мертвец.

Передернув плечами, он стал притоптывать в гробу, вскидывая руки и ноги. Потом, выскочив из гробика, пустился в пляс. Няня от испуга охнула и закрыла рукой рот, словно боясь закричать. Некоторое время она сидела словно завороженная, потом, сорвавшись с места, крестясь и причитая, кинулась к двери.

Вбежав в комнату матушки, она не могла толком объяснить, что ее так напугало, и только повторяла:

— Непоседа Царевич! Непоседа Царевич!..

Так звали Сашу в детстве за его неуемный характер.

Испугавшись, что с сыном опять что-то произошло, Надежда Васильевна поспешила в детскую. Там она сразу поняла, что это очередная проказа ее любимца. Хотя Саша был самым непослушным и проказливым, мать любила его больше остальных детей. Не стала она ругать его и за эту шалость.

В другой раз, купив в том же магазине маленький цветной фонарик, он забрался днем на высокое дерево, росшее в их саду, и перекинул через сук шпагат, к концу которого привязал фонарик. Вечером, когда на улице совсем стемнело, он зажег в фонарике свечу и подтянул его вверх.

Источник: https://www.booklot.org/authors/belyaev-aleksandr-romanovich/book/abelyaev-sobranie-sochineniy-tom-7/content/3057683-svetlana-belyaeva-vospominaniya-ob-ottse/

О жизни и творчестве а. р. беляева

Современную библиотеку научно-фантастической литературы невозможно представить без книг Александра Роман (бессмертное произведение)овича Беляева.

Написанные в 20-30-е годы минувшего столетия, они уверенно прошли проверку временем – особенно трудную для научно – фантастического жанра.

Ведь научная фантастика, непосредственно соотносимая читателями с современным уровнем развития науки и техники, куда более подвержена устареванию, чем другие литературные жанры.

Обратите внимание

На фоне стремительного развития научно-технической мысли самые смелые идеи иных фантастов через незначительный промежуток времени легко превращаются в наивные детские фантазии. И, следовательно, для того чтобы стать “долгожителем”, произведение данного жанра должно содержать в себе нечто, не зависящее от темпа развития науки и ее достижений. Это нечто безусловно присутствует в лучших беляевских произведениях.

А. Р. Беляев родился в Смоленске в семье священника. Следуя своим убеждениям, отец отправил его учиться в духовную семинарию. Александр ее окончил, однако в священники не пошел.

Вместо этого юноша поступил в юридический лицей, который обеспечил ему возможность впоследствии самостоятельно зарабатывать на жизнь. Впрочем, юридическая служба была ему так же чужда, как и сан священника.

С детства влюбленный в героев Жюля Верна, Александр мечтал о жизни, полной приключений, опасностей и великих свершений.

В духе любимых героев Беляев отважно принимался за осуществление своих мечтаний. Он хотел летать – и пытался этого достичь, поначалу прыгая с крыши с большим зонтом или с самодельным парашютом, а затем совершая прогулки по воздуху на планере, аэроплане и гидроплане.

Его влекло к техническим новинкам – и он попробовал создать стереоскопический проекционный фонарь, аналог которого, по его словам, был изобретен в Америке лишь спустя двадцать лет.

Пристрастие к научному эксперименту стало одним из источников художественной фантазии этого писателя.

Другим ее источником был мир искусства, к которому Александр приобщился с юных лет. Он получил музыкальное образование по классу скрипки и некоторое время подрабатывал игрой на этом инструменте.

Пятнадцать лет жизни Беляев отдал театру в качестве актера, режиссера и театрального критика. Показательно, что первое заграничное путешествие он посвятил изучению истории искусств.

Глубокое знакомство с музыкой и театром наложило свой отпечаток на развитие творческой личности писателя.

Важно

Неуемная любознательность, жажда действия и новых впечатлений побуждали его без устали испытывать себя в новых занятиях и профессиях, переезжать с места на место.

Но на тридцать первом году жизни все изменилось: внезапная тяжелая болезнь – туберкулез позвоночника – превратила молодого, полного энергии человека в инвалида, ограниченного в передвижениях и страдающего от приступов жестокой боли.

Читайте также:  Сочинения об авторе шукшин

В первый период борьбы с болезнью Беляев вынужден был пролежать в гипсе несколько лет.

Тогда-то он и задумал свое первое научно-фантастическое произведение, рассказывающее о талантливом, но безнравственном ученом, который оживил голову своего наставника, профессора Доуэля, и заставил ее “генерировать” научные идеи. Под названием “Голова профессора Доуэля” этот рассказ был опубликован в журнале “Всемирный следопыт” (через много лет автор его переработал и превратил в одноименный роман). Так начался творческий путь писателя.

Вскоре после публикации рассказа “Голова профессора Доуэля” о его авторе заговорили все, начиная от ярых поклонников фантастики, восторгавшихся богатством вымысла писателя, и заканчивая специалистами – медиками, всерьез обсуждавшими затронутые им научные проблемы.

Мало кто из тогдашних почитателей рассказа догадывался о том, что за фантастическим сюжетом жизни “головы без тела” скрывается реальный опыт человека, в течение многих месяцев прикованного к постели.

Многие читатели восприняли публикацию “Головы профессора Доуэля” как свидетельство того, что на просторах русскоязычной литературы появился свой Жюль Верн.

И они не ошиблись. Не только по общей тематической направленности произведений, но и по широте охвата изображаемых явлений, по смелости фантазии и даже по интенсивности писательской работы Беляев действительно встал вровень со своим знаменитым французским предшественником.

Совет

Вслед за “Головой профессора Доуэля” в том же году и в том же журнале была напечатана его научно-фантастическая повесть “Последний человек из Атлантиды”, в которой обыгрывалась одна из популярных гипотез о существовании цивилизации атлантов, будто бы погибшей вследствие глобального природного катаклизма.

В следующем году писатель издал первый сборник своих рассказов, а еще через два года – роман “Человек-амфибия”, ставший, говоря на современном языке, настоящим бестселлером конца 20-х годов. Меньше чем за двадцать лет интенсивной работы А. Р.

Беляев создал целую библиотеку замечательных книг для юношества, насчитывавшую более семидесяти произведений, в том числе – тринадцать романов.

В своих произведениях писатель предвосхитил немало научных открытий и технических изобретений.

Например, в “Звезде КЭЦ” он, по сути, представил прообраз современных орбитальных станций; в “Человеке-амфибии” и “Голове профессора Доуэля” – коснулся вопроса трансплантологии; в “Вечном хлебе” – предсказал некоторые открытия биохимии и генетики; во “Властелине мира” – очертил возможности телепатии; в “Продавце воздуха” – смоделировал вполне вообразимую, с точки зрения нынешней экологии, ситуацию, когда чистый воздух на Земле может стать предметом купли-продажи… В этих и многих других произведениях проявилась поразительная научная интуиция А. Р. Беляева, позволявшая ему не только улавливать перспективные линии развития научно-технической мысли, но и в целом верно прогнозировать последствия их развития. Недаром научное чутье этого писателя признавал гениальный ученый-изобретатель К. Э. Циолковский. Рядовых же читателей книги Беляева привлекали и продолжают привлекать сочетанием лучших черт научной фантастики: острым динамичным сюжетом, наличием продуктивной научной идеи, оригинальностью фантастических картин, убедительными прогнозами будущих научных открытий, постановкой серьезных нравственных проблем.

Очевидный для широких читательских кругов талант Беляева, к сожалению, не был понят современной ему критикой. Вопреки огромному читательскому вниманию, советские “акулы пера” в 30-е годы организовали в прессе настоящую травлю писателя.

Можно представить, каково было Беляеву читать пренебрежительно-критические отклики на творчество, дававшееся ему ценой невероятных усилий.

Вполне возможно, что, если бы писатель получил официальное признание, то власти не бросили бы его, беспомощного инвалида, умирать от голода в немецкой оккупации, не допустили бы того, чтобы его архив исчез, а место его захоронения так и осталось неизвестным.

Обратите внимание

Трагическая судьба этого разнообразно одаренного человека может служить одним из бесчисленных свидетельств того, сколь горек бывает писательский удел в обществе, неспособном должным образом ценить людей, которые своими талантом и трудом создают его культуру. Однако его посмертная популярность тоже может служить свидетельством того, что раньше или позже к настоящему таланту приходит и настоящее признание.

Источник: http://www.sochuroki.com/o-zhizni-i-tvorchestve-a-r-belyaeva/

Читать онлайн “А.Беляев. Собрание сочинений том 1” автора Беляев Александр Романович – RuLit – Страница 1

Александр Беляев

ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ

Перед вами полное собрание сочинений известного советского фантаста, моего отца Александра Романовича Беляева. Для старшего поколения это возвращение любимого писателя, для молодых — новое знакомство. К сожалению, приходится констатировать, что юное поколение россиян не знает не только Беляева, но и других известных русских писателей. Предпочитая чтению компьютерные игры.

Какое-то время писатель Беляев был в забвении, и вот — новый всплеск интереса!

Публиковаться как журналист отец начал, будучи студентом Ярославского лицея. Затем много лет он работал в смоленской газете — был заведующим театральной рубрикой.

Его карьера как писателя-фантаста началась в двадцатые годы. Первым фантастическим произведением был рассказ «Голова профессора Доуэля». Поначалу рассказ печатался с продолжениями в газете «Гудок». Позже был переработан в роман и вышел отдельной книгой в издательстве «Советский писатель» (Ленинград — Москва, 1938 г.).

Александра Романовича можно назвать героическим писателем — почти все его произведения были написаны в лежачем положении. У отца был спондилит позвоночника. Половину своей жизни он носил ортопедический корсет.

Но, несмотря на это, время от времени наступали обострения, и его укладывали на долгие месяцы в гипс.

На его счастье, рядом с ним была моя мама, Маргарита Константиновна Беляева, которая исполняла обязанности не только жены, но и секретаря-машинистки и нянечки.

Отец был очень общительным человеком, но тяжелая болезнь превратила его в затворника. У нас дома бывали в основном только родственники. Но иногда случались и нечаянные гости. То это был пишущий студент, то изобретатель, ученый, даже укротитель медведей из цирка Дурова.

Важно

Когда умер мой отец, мне было всего двенадцать лет. Само собой разумеется, что в его проблемы я не вникала. Меня нисколько не удивляло то, что, будучи лежачим больным, он интенсивно работал и кормил всю семью. Удивление пришло ко мне позже, много лет спустя после его смерти.

Как-то я смотрела документальный фильм о враче-экспериментаторе, который решил выяснить влияние физической ограниченности на психику. Экспериментировать он решил на самом себе — для чего уложил себя на полтора месяца в кровать. В первое время он вел активный образ жизни — корректировал и читал научную литературу. Через полторы недели ему пришлось отказаться от части работы.

Еще через некоторое время он перешел от научной литературы к художественной. Потом к детективу. После чего, впав в безразличие, лежал в полудреме. На этом эксперимент был прекращен. Посмотрев этот фильм, я невольно подумала об отце. Как он, лежа месяцами в гипсе, оставался активным? Я даже не помню, чтобы у него когда-нибудь было плохое настроение. Не оставлял его и юмор.

Александр Романович Беляев — единственный писатель, у которого было претворено в жизнь такое количество фантазий. Вот для примера небольшая литературно-историческая справка, приведенная в сборнике «Замок ведьм» (изд-во «Пермская книга», 1992). Автор справки — Александр Лука-шин. Сначала идет название рассказа из сборника, затем научная идея, затем — осуществлена ли она.

«Ни жизнь, ни смерть»

Замораживание людей как последнее средство спасения от неизлечимой болезни — осуществлено.

Анабиоз живой рыбы для перевозки — осуществлено.

Авиэтка с автоматическим управлением — делаются экспериментальные экземпляры.

Замена ручного труда машинами — реализовано.

Пассажирские дирижабли — реализовано, но потом остановлено.

«Сезам, откройся»

Механический слуга — реализовано.

Телеуправление домашним хозяйством — реализовано.

Человекообразные роботы — созданы прототипы.

«Мистер Смех»

Технология получения музыки заданных эмоциональных свойств — ведутся опыты.

Механическое получение музыки — реализовано с помощью ЭВМ. Социология смеха — осуществлено.

Технология смеха — ведутся опыты.

«Нетленный Мир»

Экологическая катастрофа — осуществимо.

Дезинфекция короткими волнами — реализовано.

«ВЦБИД»

Искусственное дождевание — осуществлено.

Искусственное рассеивание туч и туманов — осуществлено. «Шторм»

Использование энергии ветра — осуществлено.

Гидростанции на Волге, Ангаре и Енисее — реализовано. Гидроаккумулятор — осуществлено.

«Земля горит»

Гидростанция на Волге как средство мелиорации засушливых земель — осуществлено.

Заводы по переработке сельхозсырья в колхозах — осуществлено, но не до конца.

Читайте также:  Краткая биография бароха

Агрогорода — осуществимо.

Кабели электропередач — осуществимо, но распространения не получило.

Электротракторы — осуществлено.

Ионизация воздуха — осуществлено.

Биологическая борьба с вредителями — осуществлено. Добыча нефти со дна моря — реализовано.

Плавучие буровые — осуществлено.

Пенотушение пожара — осуществлено.

Москва-порт — осуществлено.

В девяти повестях и рассказах книги содержится приблизительно 52 научно-фантастические идеи. Из них к настоящему времени, хотя и не до стадии экспериментальных образцов, осуществлено 42 идеи. Отброшены или остаются фантастическими 10 идей.

Дочь писателя Светлана Александровна Беляева

Предисловие к первому тому Беляева «Человек-амфибия»

Десятки книг, сотни журнальных и газетных публикаций канули в Лету, затерялись среди архивных полок. И только летописи кропотливых библиографов хранят о них память: они когда-то были, их когда-то читали.

Будем объективны: многие из них забыты просто потому, что и не достойны памяти. Но ведь есть и другие — выпавшие из литературной истории по случайности или по злонамеренности цензоров, властей, etc.

А любопытные находки подчас поджидают нас даже там, где, казалось бы, давным-давно не осталось ни единого «белого пятнышка» — все исхожено, нечитано, неоднократно переиздано. Но все ли?..

Совет

Творческое наследие «крупнейшего научного фантаста» (по выражению Жака Бержье) Александра Романовича Беляева (1884–1942) вроде и не таит никаких особых тайн. Его произведения давно и прочно заняли свое место в нашей литературе, а лучшие из них составили «Золотой фонд» отечественной и даже мировой фантастики.

Их помнят, читают и любят вот уже многие поколения; с завидной регулярностью переиздаются сборники лучших повестей писателя, а уж по числу выпущенных собраний сочинений А. Беляеву мог бы позавидовать любой из российских фантастов прошлого и настоящего.

Наконец, о жизни и творчестве Александра Романовича написано бесконечное число статей и одна (к сожалению, всего одна! При такой-то богатой и удивительной биографии!) тоненькая книжка Б.В. Ляпунова «Александр Беляев» (1967).

Однако все творческое наследие популярнейшего фантаста до сих пор для нас ограничивалось довольно скромным списком из неполных четырех десятков произведений.

Но достаточно просмотреть мало-мальски полную библиографию, чтобы обнаружить очевидное: далеко не все написанное и опубликованное А. Беляевым дошло до современного читателя.

Его творчество куда шире и многограннее: это и реалистическая проза, детективные, историко-приключенческие и колонизаторские рассказы, истории для детей, пьесы, очеркистика и литературная критика, наконец…

Источник: https://www.rulit.me/books/a-belyaev-sobranie-sochinenij-tom-1-read-290183-1.html

Беляев А. Р.: Малое собрание сочинений

Александра Романовича Беляева называют русским Жюлем Верном и основоположником советской фантастической литературы. За годы творчества им были написаны семнадцать романов и десятки повестей и рассказов в жанре научной фантастики.

В настоящий том включены четыре его знаменитых романа – “Голова профессора Доуэля”, “Остров Погибших Кораблей”, “Человек-амфибия” и “Ариэль”.

Новые загадочные миры, увлекательные сюжеты, яркие образы мужественных и отважных героев и неизменная вера автора в человека и торжество добра – в этом, вероятно, и заключается секрет популярности книг А.Р. Беляева у нескольких поколений читателей.

Возрастные ограничения: 12+
Размер, см: 14×22

Об авторе

Александр Романович БеляевСССР, 16 марта 1884 г. — 6 января 1942 г.

Родился в Смоленске. Учился в Смоленской духовной семинарии, окончил Ярославский Демидовский юридический лицей.

Обратите внимание

После возвращения в Смоленск работал помощником присяжного поверенного, одновременно начал публиковать в газетах театральные рецензии. Первая художественная публикация – детская пьеса “Бабушка Мойра” в 1914 году, тогда же попробовал себя в качестве режиссера.

Вскоре, однако, костный туберкулез надолго укладывает его в постель. Только в 1922 году Беляев смог снова вернуться к работе – среди его должностей этого времени пост инспектора по делам несовершеннолетних в Ялтинском уголовном розыске, воспитатель в детском доме.

В 1923 году Беляев переехал в Москву, где работал в наркомате почт и телеграфа, затем юрисконсультом в наркомате просвещения.

В 1925 году Беляев публикует в журнале “Всемирный следопыт” рассказ “Голова профессора Доуэля” (позже переработан в роман), и с этого момента становится известен как писатель-фантаст.

В последующие годы он печатает множество рассказов и повестей, а также романы “Человек-амфибия” (1928), “Властелин мира” (1929), “Человек, потерявший свое лицо” (1929), которые сыграли значительную роль в формировании гуманистических традиций отечественной фантастики.

Более поздние произведения Беляева,за исключением его последнего романа “Ариэль” (1941), представляют из себя маловыразительную смесь политических агиток и научных идей, что объясняется в значительной степени жестким идеологическим прессингом, под которым приходилось существовать в те годы всем литераторам.

Александр Беляев умер от туберкулеза в Пушкине в 1942 году. Его творчество идеологически ангажированное советское литературоведение использовало для создания теории фантастики “ближнего прицела”, которая довлела над отечественной НФ вплоть до появления “Туманности Андромеды” Ивана Ефремова.

Именем Александра Беляева названа учрежденная в 1989 году Ленинградской писательской организацией ежегодная премия за лучшие фантастические и научно-популярные произведения.

Источник: https://www.marwin.kz/fiction-and-fantasy/belyaev-a-maloe-sobranie-sochineniy-2128668.html

Беляев А. Собрание сочинений в 8 томах

О собрании.

Данное издание на сегодняшний день – наиболее полное и лучшее среди всех подписных изданий Александра Беляева – величайшего писателя, автора легендарных романов, рассказов и повестей.

Единственное советское издание Беляева в собрании сочинений, включающее все известные законченные произведения, публицистику, рассказы и повести. Белая бумага, позолота, крепкие блоки, лучшие переводы советской школы переводчиков.

Хорошее коллекционное состояние, и гармоничная серия переплетов отлично украсит ваш интерьер, а содержание томов доставит удовольствие в течение долгого времени.

Содержание.

Том 1 – Остров Погибших Кораблей. Голова профессора Доуэля.

Том 2 – Последний человек из Атлантиды. Продавец воздуха. Когда погаснет свет.

Том 3 – Человек-амфибия. Подводные земледельцы.

Том 4 – Властилин мира. Вечный хлеб. Человек, потерявший лицо.

Том 5 – Прыжок в ничто. Воздушный корабль.

Том 6 – Звезда КЭЦ. Лаборатория Дубльвэ. Чудесное око.

Том 7 – Человек, нашедший свое лицо. Ариэль. Том 8 – Рассказы.

Несколько строк об авторе.

Важно

Александр Беляев был великим писателем и человеком любознательным, человеком, который имел интерес к разного рода увлечениям и интересовался многими отраслями знаний.

Будучи совсем юным, Беляев потянулся к музыке и сам освоил нотную грамоту, научился играть на скрипке, затем на фортепиано и мог отдавать любимому увлечению все свое свободное время. Помимо написания известных на всю страну романов, Беляев увлекался фотографией и рисованием, музыкой и спортом.

Его изыскания в познании науки привели к написанию множества романов фантастического жанра – Человек-амфибия, Звезда КЭЦ, Прыжок в ничто.

Александр Беляев родился в Смоленске. Его отец был священником, поэтому вся семья часто занималась благотворительностью, помогала бедным родственникам. Как вспоминает сам Беляев, двери их дома всегда были открыты для всех нуждающихся в помощи.

Кроме Александра, в родителей еще было двое детей: сестра Нина умерла от рака, будучи ребенком, а брат Василий утонул в водоеме. Именно поэтому вся любовь и ласка досталась Александру. В детстве его знали все, как большого непоседу и затейника. Где был он, там были розыгрыши, детский смех и веселье.

Глядя на все это, отец твердо решил отдать сына в духовную семинарию. По ее окончанию, в 1901 году Александр поступил в Демидовский лицей, мечтая о карьере юриста.

Но вскоре семья осталась без отца, денег на обучение не было, Александру приходилось искать разнообразные подработки: в цирке, декоратором и даже играть на скрипке. Будущий писатель много путешествовал: Франция, Италия, Венеция…. Кода писателю было 35 лет, он заболел плевритом. Лечение не дало положительных результатов: паралич ног и туберкулез позвоночника.

Молодая жена бросила его, как только узнала о последствиях. Писатель с матерью бросились на поиски специалистов в Ялту, где ему действительно стало немного лучше. Незадолго до войны, когда писателю было за 50, он перенес свою последнюю операцию. Александр Беляев – великий фантаст, изобретатель и путешественник умер в 1942 году в самый разгар Великой Отечественной.

Совет

На данный момент Собрание сочинений Беляева в 8 томах – это наиболее полный свод его произведений. Страниц в 8 книгах – 2688.

Смотрите больше: Книганика.ру антикварные книги

Источник: http://KnigaNika.ru/knigi/sobraniya-sochineniy-i-podpisnye-izdaniya/belyaev-a.-sobranie-sochineniy-v-8-tomah/

Ссылка на основную публикацию