Сочинения об авторе бодлер

Жизнь и творчество Шарля Бодлера

…Бодлер, я думаю о вас.
П. Антокольский

Для многих поколений читателей французский поэт Шарль Бодлер остается одиноким мечтателем, романтическим призраком на улицах мирового города, поджидающего в ночи блуждающую тенью таинственную красоту.

Бодлер — предшественник целого направления в литературе и искусстве, получившего название «декаданс». Он первым почувствовал наступление кризиса в духовной культуре конца XIX — начала XX века и рассказал об этом своим современникам.

Будущий поэт начинал как журналист и литературный критик. Он открыл своим соотечественникам талант Делакруа, музыку Вагнера и книги Эдгара По. Уже этим он заслужил признание и сделал шаг в будущее. Но главным делом его жизни стал сборник стихов «Цветы зла», так и оставшийся единственной поэтической книгой поэта.

Книга вызвала скандал: против автора было возбуждено уголовное дело, а остатки тиража арестованы. Но книга уже разошлась и принесла популярность автору. Она поражала читателя своей безудержной откровенностью, которая не останавливалась ни перед чем. Поэт, не побоявшийся изобразить в дурном виде себя, безжалостно показывал неприглядное лицо жизни:

Глупость, грех, беззаконный, законный разбойРастлевают нас, точат и душу, и тело.И, как нищие — вшей, мы всю жизнь отупелоУгрызения совести кормим собой.Слабо наше раскаянье, грех наш упрям.Мы вину признаем ради щедрой награды, —Слезы смоют все пятна — так кажется нам.

Обратите внимание

Такие стихи, как «Падаль», «Пляска смерти», звучат как вызов обществу и его морали. На страницах «Цветов зла» мы видим поэта, ожесточенного до крайности, с неистовым воображением и непримиримой враждой ко всему, что его окружает.

В стихотворении «Альбатрос» Бодлер сравнивает поэтов с гордыми птицами океана, парящими «под угрозой, в урагане над праздной толпой»:

Так, Поэт, ты паришь над грозой в океане,Недоступный для стрел, непокорный судьбе,Но ходить по земле среди свиста и браниИсполинские крылья мешают тебе.

Дух поэта всегда устремлен «в сияющую даль, в заоблачный простор, в надзвездные таинственные сферы». Материал с сайта //iEssay.ru

Блажен, кто, отряхнув земли унылый прах,Оставив мир скорбей коснеть в тумане мглистом,Взмывает гордо ввысь, плывет в эфире чистомНа мощных, широко раскинутых крылах, —

пишет поэт в стихотворении «Воспарение». В творчестве Бодлера живет неприязнь ко всему, что разрушает красоту. Мечта о победе красоты была так же сильна в его душе, как и неприязнь ко всему, что ее разрушает.

В стихотворении «Гимн красоте» поэт прямо обращается к ней, как к своей возлюбленной:

И что мне, рождена ты светом или тьмою,Когда с одной тобой, о вечный мой кумир —О ритм, о цвет, о звук! — когда с одной тобоюНе так печальна жизнь, не так ужасен мир.

Умонастроение Бодлера позднее отразилось в поэзии французских поэтов-символистов. Они унаследовали от него и романтическую страсть к красоте, и безупречность стиля, и строгость рифмы, и поразительную звукопись.

Но внутренний мир Рембо, Малларме и других поэтов, последовавших за Бодлером, будет еще мрачнее, отчаяннее и неприкаяннее…

На этой странице материал по темам:

  • годы жизни и творчество шарль бодлер
  • Поэтическое наследие Шарля Бодлера.
  • реферат на тему жизнь и творчество шарля ботлера

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/foreign/b/bodler/sochineniya/obshhie-temy/zhizn-i-tvorchestvo-sharlya-bodlera

Готовые школьные сочинения

марта
09 2011

Сущность творчества Бодлера

Первая половина XX века отмечена возникновением и широким распространением нового течения в литературе. Это время можно по праву назвать началом новой эры – эры символизма в искусстве. И одним из основателей новой литературы является Шарль Бодлер.

Именно его произведения Элиот называл вещью «наиболее приближенной к сложному обновлению, с которым мы экспериментируем». В своем стремлении к идеалу, в поисках высшей гармонии Бодлер был очень близок к поэтам-романтикам.

Но его поэзия, в отличие от поэзии романтиков, более реальна, жизненна, объективна; его стихотворения лишены абстрактной эмоциональности. В произведениях этого поэта четко прослеживается слияние внешнего и внутреннего мира, что выражается в наполненности метафорами, аналогиями, сравнениями.

Важно

Поэзия Бодлера, центральные мотивы которой наиболее ярко отразились в сборнике «Цветы зла», основывается на понимании и отражении трагической несовместимости художника и буржуазного мира, по законам которого он вынужден существовать.

Это общество, в котором господствуют зло, несправедливость, жестокость, насилие и низость нравов, совершенно неприемлемо и отвратительно поэту, но он понимает свое бессилие перед этим страшным, властным и сильным миром.

  • Я – строгий образец для гордых изваяний,
  • И, с тщетной жаждою насытить глад мечтаний,
  • Поэты предо мной склоняются во прах.
  • Но их ко мне влечет, покорных и влюбленных,
  • Сиянье вечности в моих глазах бессонных,
  • Где все прекрасное, как в чистых зеркалах.
  • Ш. Бодлер

Стихотворения Бодлера выступают своеобразными «предметными уроками» несчастья, отчаяния, продажности цивилизации,  раздвоением человеческой души между добром и злом.

С глубоким сочувствием относится поэт к людям труда и обездоленным, что наиболее ярко отразилось в его стихотворениях «Вечерние сумерки», «Утренние сумерки» и некоторых других.

Автор чувствует острую необходимость понимания природы окружающего людей зла, греховности и обреченности этого мира. Так как только с таким пониманием можно надеяться найти выход из этого замкнутого круга.

Честно и открыто анализируя собственный опыт, собственную душу, собственную природу, Бодлер постепенно открывает все новое, неизведанное или запрещенное в человеческой природе. И с этих открытий начинается поиск красоты, то есть в какой бы то ни было реальности.

Герой произведений поэта исключительный, непохожий на других человек, он не хочет принимать ту мораль, которой подчиняются все, не может примириться с окружающей его действительностью. «Не хочу», – решительно заявляет он всем тем, кто хочет подчинить его, заставить пойти против движения собственного сердца. И вместе с тем это человек, который несет в себе страдания всего мира, его боль:

  • Я оплеуха и щека,
  • Я рана – и удар булатом,
  • Рука, раздробленная катом,
  • И я же – катова рука!
  • Мне к людям больше не вернуться,
  • Я – сердца своего вампир,
  • Глядящий с хохотом на мир
  • И сам бессильный улыбнуться.

В этих строках наиболее ярко чувствуется то основное противоречие, которым пронизана вся лирика Бодлера – стремление человека к преодолению зла, и вместе с тем сознание неосуществимости своих стремлений.

Стихотворения поэта пронизаны вечным поиском идеала, гармонии, тягой к свободному полету. Не случайно в его поэзии часто можно встретить образы птиц, как олицетворение мечты автора о душевной свободе и чистоте. Таким является, например, его сонет «Альбатрос», где звучит мотив символического сопоставления:

  • Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья
  • Летаешь в облаках, средь молний и громов,
  • Но исполинские тебе мешают крылья
  • Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов.

Поэт придает исключительно большое значение органичному и цельному выражению духовной жизни, мироощущения и идеалов человека. Душа его постоянно стремится к полету, к свободе от тоски и тревог жизни.

Его дух «взмахом быстрых крыл» поднимается над греховным и больным миром, чтобы там, в высоте, очиститься от отравленных испарений. И он искренне завидует тем, кто смог достичь этих лучезарных высот.

Трагически сознает поэт, что его и подобных ему людей окружает лишь зло и боль.

Именно поэтому все его произведения проникнуты неисчерпаемым гуманизмом, состраданием к окружающим его людям, таким же несчастным и тоскующим по красоте, как и он.

Совет

В каждом человеке – будь то одинокий, никем не понятый искатель справедливости или же несчастные старушки – автор видит в первую очередь живую душу, страдающую от противоречий, исканий, нужды.

Рассуждения поэта о вечном стремлении к недосягаемой мечте, о бесчисленных обманах на пути жизни в конце концов приводит его к горькому выводу, что исходом человеческих исканий является только смерть.

  • А что он там найдет – безразлично:
  • Мы жаждем, обозрев под солнцем все, что есть,
  • На дно твое нырнуть – Ад или Рай – едино!
  • В неведомую глубь – чтоб новое обресть!

Сущность творчества Бодлера довольно точно отразил М. Горький, который говорил, что поэт «жил во зле, добро любя», и погиб, «оставив Франции свои мрачные, ядовитые, звучащие холодным отчаянием стихи…».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Сущность творчества Бодлера . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/sushhnost-tvorchestva-bodlera/

Бодлер Шарль

Викентьев И.Л.

Youtube

Шарль Бодлер не оставил целостного эстетического трактата. Его эстетические принципы изложены в критических статьях, стихотворных произведениях, полемических выступлениях против представителей академического искусства.

В отличие от романтиков, которые преклонялись перед природой, призывая тщательно изучать её, французский поэт задачу художника видел в ином. Истинный художник, считал он, должен как можно полнее выразить свою индивидуальность, и с этой точки зрения повышенный интерес к природе рассматривается как негативное стремление.

Бодлер критиковал реалистическое искусство (под ним он понимал, скорее, натурализм) за то, что оно воспроизводит внешний мир. В реалистическом образе «умирает душа художника». Французский поэт считал, что художник-реалист «лишён воображения» и поэтому слепо копирует природу.

Истинный же художник, отличительной чертой которого, согласно Бодлеру, является воображение, эта предельная форма активности духа, должен создавать неповторимое, самобытное искусство.

Природа, отмечал он, «безобразна».

Она лишь «словарь», где дан набор элементов для создания поэтического произведения. «Художники, которые повинуются воображению, ищут в этом словаре элементы, согласующиеся с их концепцией, приводят их в соответствие с некоторым искусством, они придают им обличье совершенно новое.

Те, которые не имеют воображения, копируют словарь» Этот вывод Бодлера чётко фиксирует различия между натуралистическим искусством и искусством новым, символическим.

Если в художественном произведении доминирует подражательность, то оно, согласно Бодлеру, принадлежит натуралистическому искусству, если же подражательность ослаблена до крайних пределов, то перед нами искусство чистой символики.

Однако этот вывод Бодлера не является оригинальным. Подобное понимание было свойственно ещё Платону.
И характерно, что французский поэт неоднократно указывал на связь эстетических принципов символизма с теорией Платона. Так, для Бодлера подлинное искусство – всегда «воспоминание». «А точная имитация внешней природы, – отмечал он, – портит воспоминание».

Обратите внимание

Таким образом, новое направление в искусстве акцентировало внимание на воображении как творческой способности человека. Отсюда интерес символистов к трансцендентальной схеме воображения И.

Канта, сформулировавшего законы творческого мышления в отличие от законов рассудочной логики и чувственного восприятия. Смысл ряда статей Бодлера сводится к тому, что «все способности человеческой души должны быть подчинены воображению».

«Весь видимый мир, – отмечал он, – является вместилищем образов и знаков, которым воображение придает место и относительную ценность: это вид пищи, которую воображение должно переварить и преобразовать».

Символисты верно подметили доминирующую роль воображения в художественном творчестве, но абсолютизировали его и возвели в ранг «божественной способности».

В таком понимании весь видимый предметный мир представлялся как иллюзорный, получающий право на существование лишь как «копия», отражение мира истинного.

Таким образом, в теории символизма мир оказывался разделенным на мир истинный (идеальных сущностей) и мир предметный, на мир, где властвуют гармония и порядок, и мир хаоса.

Художник-символист в своём творчестве обязан привести в соответствие предметный мир с миром истинным, внести порядок и гармонию в хаотический предметный материал.

Бодлер отмечал, что истинный художник обладает творческим воображением и «сделан по образцу и подобию Бога» и поэтому с помощью художника «Творец постигает, творит, упорядочивает»

И в этом смысле, считает Бодлер, поэта-символиста можно назвать «устроителем жизни». Отсюда пророческие мотивы в творчестве Бодлера. Искусство – главный рычаг изменения жизни, а художник-символист – главная фигура в этом историческом процессе.

Важно

Основные произведения Бодлера были написаны после поражения буржуазной революции 1848 года, за которым последовала реакция по всем линиям. Вера в общественно-политические идеалы была подорвана.

Тоска по красоте, стремление к гармонии, недостижимой в обыденной реальности, составили пафос как поэтических, так и теоретических произведений Бодлера.

Резкая критика буржуазного мира в сочетании с неверием в социальный прогресс приводит французского поэта к отказу от нравственных оценок общественной жизни.

Выделяя эстетический принцип как определяющий, Бодлер рисует картину уродливой и порочной современной жизни. Его поэтический сборник «Цветы зла» (1857) явился своеобразным манифестом декадентского искусства. Лишь художественное творчество, утверждал Бодлер, вырывает человека из обыденной жизни, переносит его в мир красоты и гармонии».

«Его считали безумным, буржуазия не выносила его «Цветов зла», ибо в них он говорил в лицо ей:

Увы! Мы шли путем гордыни,  Маммона, ереси и тьмы!  От бога правды, Иисуса,  Мы отрекались со стыдом,  Рабы пресыщенного вкуса 

За Валтасаровым столом.

Его не терпели за то, что он укоризненно говорил пресыщенному обществу:

Очнись! Великий грех Без пользы занимать на божьем пире место! 
…Опомнись! Бездна ждет, – она неумолима.

И зловеще пророчествовал глухому и слепому обществу:

Уж близок, близок час, когда, восставши грозно,  Природа, Разум, Честь, забытый Долг и Стыд –  Всё, всё над головой безумца прогремит: 

«Умри, о старый трус! Исчезни! Слишком поздно!»

Совет

Он, этот Бодлер, «жил во зле, добро любя», и, наконец, погиб, оставив Франции свои мрачные, ядовитые, звучащие холодным отчаянием стихи, за которые при жизни его называли безумным, а по смерти назвали поэтом и позабыли…»

Горький М., Поль Верлен и Декаденты / Собрание сочинений в 30-ти томах, Том 23, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1953 г., с. 128-129.

«Бодлер был за абсолютную автономию искусства и не допускал, что поэзия может иметь другие цели, кроме себя, и другую миссию для выполнения, кроме пробуждения в душе читателя ощущения красивого в абсолютном смысле слова.

К этому ощущению он считал необходимым, в наши не столь наивные эпохи, добавить эффект неожиданности, удивления и редкости. Насколько было возможно, он изгонял из поэзии красноречие, добродетель и точное копирование истины».

Теофиль Готье, Шарль Бодлер, Пг., 1915, с. 25.

«Так же, как и Бодлер, Золя придавал большое значение индивидуальности, но он смотрел на неё уже во многом по иному и не наделял её теми исключительными сверхкачествами, которые видел в творческий личности поэт.

Индивидуальность для Золя – это особый темперамент, по-своему  интерпретирующий действительность. Индивидуальность для Бодлера – это талант, преобразующий действительность с помощью творческой фантазии».

Калитина Н.Н., «Эпоха реализма» во французской живописи XIX века, Л., «Издательство Ленинградского Университета», 1972 г., с. 254.

Считается, наряду с Артюром Рембо, основателем симолизма.

  • С 20 января 2019 года начинается VII-й сезон воскресных online-лекций И.Л. Викентьева
    в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала VIKENT.RU, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьевао Творческих личностях / коллективах и современных методиках креатива. Параметры online-лекций:
    1) В основе лекций – крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;

    2) Данная база данных собиралась в течение 40 лет и легла в основу портала VIKENT.RU;

    3) Для пополнения базы данных портала VIKENT.RU, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;

    4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации; 5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.

    6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на на видеоканале VIKENT.RU на Youtube.
    Регистрация на  Видео-интервью И.Л. Викентьева о проекте VIKENT.RU с навигацией по тематическим разделам

  • 44-я очная конференция VIKENT.RU «Стратегии творчества» 44-я очная конференция VIKENT.RU «Стратегии творчества», пройдёт в центре Санкт-Петербурга у Невского проспекта в период «белых ночей» 22 июня 2019 года (суббота).
  • III-я online конференция VIKENT.RU «Интеллектуальные клубы – опыт работы, ошибки и достижения» начнётся в 19:59 (мск) 30 сентября 2018 (воскресенье). Свободная регистрация с обязательной отметкой в форме: «ТРЕТЬЯ КОНФЕРЕНЦИЯ».
  • В 2018 году нами опубликована рукопись создателя ТРИЗ и ТРТЛ Г.С. Альтшуллера, написанная им в 1946 году: «Роль личности в истории с точки зрения химической кинетики и теории катализа».
  • Продолжаются ежедневные публикации в основных группах VIKENT.RU в соц-сетях:
    «Новости изучения креатива | творчества»
    «Творческие личности и коллективы»
  • Определение свойства «гениальный» по И.Л. Викентьеву Если «гениальность» – это приписывание неких свойств творцу-человеку, опережающему в своей деятельности иные аналогичные достижения своего времени, то эпитет «гениальный» обычно приписывают как результатам его труда, например: «гениальные изобретения», «гениальные открытия», «гениальные картины», так и свойствам личности: «гениальный режиссёр» и т.п. Обычно подразумевается, что «гениальный» – это лучший  на континенте, в мире – см.: Мировой уровень достижений… Традиционно сложилось мнение, что…

Источник: https://vikent.ru/author/678/

Тоска по гармонии в поэзии Ш. Бодлера (1)

О смертный, как мечта из камня, я прекрасна!

И грудь моя, что всех погубит чередой,

Сердца художников томит любовью властно,

Подобной веществу, предвечной и немой.

Ш. Бодлер

Литературный дебют Бодлера состоялся в 1845 году, когда в журнале «Художник» был опубликован сонет «Даме креолке».

В истории французской литературы творчество Шарля Бодлера оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно завершило прежнюю романтическую традицию и одновременно дало мощный импульс дальнейшему развитию французской поэзии. Его считают предшественником символизма, одним из первых поэтов-урбанистов.

Артур Рембо — лидер мирового поэтического авангарда, восторженно называл его «королем поэтов, настоящим Богом», потому что трудно найти другого поэта, который сделал бы так много для радикального обновления поэтического сознания, а Поль Валери считал, что именно Бодлер «вернул … поэзии ее сущность».

Обратите внимание

Сегодня Бодлера часто называют «последним романтиком», и это не случайно. Мятеж против жестокой и пошлой реальности, страстное стремление к идеалу — основное содержание всех его произведений. Об это свидетельствует и его культ красоты, и признание им великой миссии поэта, и противопоставление гения толпе.

Поэтический сборник «Цветы зла» — главный труд всей его жизни, вызвавший громкий скандал и в то же время принесший ему мировую известность. Он представляет собой новое качество романтической поэзии. Бодлер не воспринимает природу как источник обновления чувств или способ защиты от цивилизации. Наоборот, природа у него — враг человека.

«Я никогда не поверю, — писал Бодлер, — что Божественная душа обитает в растениях, а если бы она там и обитала … я все равно считал бы, что моя собственная душа куда ценнее души священных овощей…

Разумеется, порядок и гармония природы и помимо человека исполнены вдохновляющей силы, вложенной в них свыше; но вне человеческой мысли, способной воодушевиться ею, эта сила словно бы и не существует». Поэт вообще стремился отыскать, преувеличить все слабости романтического искусства, подвергнуть окружающий мир анализу и отыскать в нем свою Красоту и свою Гармонию.

Бодлер ищет вдохновения в «иной природе» — в произведениях искусства и продуктах человеческого труда. Он стал одним из первых поэтов-урбанистов. В цикле «Парижские картины» на первый план выступает тема большого города. Бодлер любит и одновременно ненавидит свой Париж, называя его «славной и скорбной картиной нашей цивилизации».

Славной, потому что возникновение мировых городов — это вершина развития человеческого общества, скорбной, потому что город-гигант является знаком заката культуры. Исследуя и анализируя окружающую действительность, Бодлер погружается

в самые недоступные и запретные бездны человеческого существования: унижающую нищету и смерть, опьянение, ночные кошмары, запретную любовь. Его мир «как лицо в слезах», где «в сырой, белесой мгле дома, сливаясь, тонут», «в больницах сумрачных больные тихо стонут», а «нищета, дрожа, прикрыв нагую грудь, встает и силится скупой очаг раздуть».

Невозможность вести спокойную, красивую и гармоничную жизнь вынуждает человека бежать от пугающей действительности, топить тоску в вине или искать других наслаждений. А неизбежной платой за обладание земными благами становится разрушение личности (это основная тема цикла «Вино»).

Равнодушие мира по отношению к человеку, несостоятельность религиозных доктрин вынуждают человека к бунту. Бодлер не принимает существующий порядок вещей и посягает даже на его основу — Бога, безразличного к страданиям людей. Поэт желает разрушить такой несправедливый порядок и ниспровергнуть установленные ценности.

В «Литании Сатане» восставший против Бога Сатана становится для него защитником всех отверженных, их помощником на нелегком пути к истинному познанию и свободе.

Важно

В эту модель вписывается и тема поэта, сквозная в творчестве Бодлера. В стихотворении «Альбатрос» поэт противопоставляется бездушной толпе. Поэт — тот же изгой, «проклятый», «сосланный с небес на землю», чья участь особенно драматична, так как он обладает даром познания и прозрения.

Предназначение искусства Бодлер видит в том, что среди мрака бытия оно освещает людям путь к истине. Бодлер открывает для поэзии новые области и новый эстетический принцип: изображение жестокой реальности в совершенной поэтической форме. Его слова точны, образы емки, а рифмы строги.

Поэзию Бодлера отличают, если можно так выразится, скульптурная огранка каждой поэмы, величавость и звучность стиха. Уже само название сборника «Цветы зла» емко отражает смысл всего творчества этого самобытного художника.

Сосуществование двух резко противопоставленных и неразрывно связанных друг с другом тем — отрицательной действительности и мира прекрасного — говорит одновременно о возможности и невозможности идеала и создает то трагическое звучание, которым пронизаны все стихотворения поэта. Бодлер стремится извлечь красоту из зла.

Он писал: «Я нашел определение Прекрасного — моего прекрасного. Это нечто пылкое и печальное, нечто смутное, оставляющее место для догадок… Я почти не в силах вообразить себе Красоту, которая не была бы связана с Горем…».

В стихотворении «Гимн Красоте» автор провозглашает, что ему нет разницы, откуда она пришла, его не пугает, что Красота может быть жестокой, гадкой, ступающей «по мертвецам», он готов все простить Красоте, только бы она дала ему возможность забыть о гнетущей действительности .

Романтизм для него заключается не в выборе сюжетов, не в правдоподобии, а в особой манере чувствования. И эта особая манера чувствования притягивает и завораживает, заставляет задумываться вновь и вновь о смысле и форме человеческого существования, оценивать окружающую действительность и стремиться к преодолению противоречий и зла в этом мире, стремиться ко всему прекрасному и гармоничному.

Источник: http://velib.com/sochinenie/toska_po_garmonii_v_poehzii_sh_bodlera_1/

Биография Бодлер Ш. – Вариант 3

Участник Революции 1848. Предшественник французского символизма. Бодлер называл брак своих родителей «патологическим, старческим и несуразным», поскольку отец его был на тридцать с лишним лет старше матери.

Франсуа Бодлер умер в 1827, и через полтора года вдова вышла замуж за майора Опика, впоследствии генерала, французского посла в Испании и сенатора.

По общему мнению, второй брак матери навсегда лишил Бодлера душевного равновесия, и его характер сформировался под воздействием классического Эдипова комплекса.

Совет

Учился будущий поэт весьма небрежно и был изгнан из лицея Людовика Великого за мелкий проступок.

В 1839 он шокировал своих родных заявлением, что хочет посвятить себя литературе, но все же поступил в 1840 в Национальную школу Хартий, где появлялся лишь время от времени.

Куда больше привлекала его студенческая жизнь Латинского квартала: именно в эти годы он наделал долгов, пристрастился к наркотикам и заразился сифилисом, который через 25 лет станет причиной его смерти.

В 1841 отчим оплатил его долги и отправил на два года в Индию. Поврежденный штормом корабль добрался до острова Маврикий, и там Бодлер убедил капитана отправить его назад во Францию. Плавание это оказало несомненное влияние на будущего поэта: тропические пейзажи, звуки, запахи послужили основой для красочных экзотических картин в некоторых из величайших его творений.

В апреле 1842 Бодлер достиг совершеннолетия и вступил во владение наследством, составлявшее около 75 тысяч франков и позволившее ему вести рассеянную жизнь светского денди. Уже к 1844 он растратил половину капитала, поэтому семья сочла разумным установить судебную опеку над оставшимися деньгами. Бодлер был глубоко оскорблен поведением матери, посягнувшей на его свободу.

К тому же, это решение имело для него катастрофические последствия: отныне он не имел достаточных средств к существованию и был не в состоянии заплатить кредиторам, которые преследовали его до конца жизни.

Изначально присущие ему бунтарские настроения заметно усилились, и ярче всего это проявилось во время Февральской революции 1848 года, когда он стал участником баррикадных боев.

Однако после декабрьского переворота 1851, упразднившего республику, Бодлер почувствовал отвращение к политике и полностью утратил к ней интерес. Свою литературную деятельность поэт начал с критических статей о живописи Давида и Делакруа. Первым его опубликованным сочинением была статья «Салон 1845 года».

Обратите внимание

Большое значение имело для него знакомство с творчеством Эдгара По: страстный интерес к этому писателю он сохранил на всю жизнь — переводил его сочинения и писал о нем критические статьи в 1852-1865.

В 1857-1867 Бодлер публиковал в периодической печати стихотворения в прозе, собранные в единый цикл под названием «Парижский сплин», они были изданы посмертно в 1869.

В 1860 под общим названием «Искусственный рай» были изданы три произведения: «Вино и гашиш» (1851), «Поэма о гашише» (1858) и «Опиоман» (1860) – о воздействии гашиша и опиума на сознание человека и художника.

Бодлер сам познал все круги искусственного рая, но в период работы над сборником отказался от приема опиума. Однако во время последней роковой поездки в Бельгию он снова стал искать утешения в наркотиках, и в апреле 1865 с ним случился удар.

Частично парализованный, он утратил дар связной речи; его перевезли в Париж, где он и скончался.

В историю литературы Бодлер вошел, прежде всего, как автор «Цветов зла», изданных в июне 1857, где анархическое бунтарство, тоска по гармонии сочетаются с признанием неодолимости зла, эстетизацией пороков большого города.

Против автора, издателя и типографов был возбужден процесс по обвинению в непристойности и кощунстве.

Бодлеру пришлось уплатить штраф и изъять шесть осужденных стихотворений (они были опубликованы вторично в 1866 в Бельгии; во Франции цензурный запрет был снят только в 1949).

Важно

В 1861 появилось второе издание «Цветов зла», куда Бодлер включил более тридцати новых стихотворений, среди которых оказалось несколько признанных шедевров.

Именно во втором издании сборник был разделен на шесть «глав», составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии.

В первой и самой длинной главе «Сплин и Идеал» поэта раздирают противоборствующие силы: он возносит молитву Богу (духовное начало) и Сатане (животное начало) в тщетном стремлении обрести внутреннее единство.

В эту же главу входят стихотворения об искусстве и три знаменитых «любовных цикла». В 1844 Бодлер познакомился с мулаткой Жанной Дюваль и посвятил ей свои первые любовные стихотворения.

В 1852, расставшись на время с «черной Венерой», которая едва не довела его до самоубийства своими злобными выходками и неверностью, он вступил в платоническую связь с «белой Венерой» Аполлонией Сабатье – бывшей натурщицей и подругой многих художников.

В 1854 появляется «зеленоглазая Венера» Мари Добрен. Лучшим из трех любовных циклов считается тот, что был посвящен Жанне Дюваль (с XXII по XXXIX сонет).

Завершается первая глава погружением души в болото тоски или сплина. Во второй главе «Парижские картины» поэт в течение суток блуждает по улицам Парижа, терзаясь своими бедами в атмосфере удручающего равнодушия современного города. В третьей главе «Вино» он пытается найти успокоение с помощью вина или наркотиков.

В четвертой главе «Цветы зла» описываются искушения и бесчисленные грехи, перед которыми он не смог устоять. В пятой главе «Мятеж» — короткий, но яростный бунт против своего удела. Последняя глава «Смерть» означает конец странствия.

Совет

Символом освобождения души предстает море, которое одновременно воплощает бесконечное и бесцельное движение, не дающее покоя и отдохновения. В «Цветах зла» все вещи представляют символы, причастные к универсальным законам бытия, и четвертый сонет главы «Сплин и идеал» — «Соответствия» — стал своеобразным исповеданием веры для французских символистов, признавших Бодлера своим учителем.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/biografiya-bodler-sh-variant-3/

Анализ стихотворения «Соответствия» Бодлера

Вся жизнь Шарля Бодлера состояла из сплошных несоответствий. Его отец был старше матери на тридцать с лишним лет. Сам Шарль, всю жизнь искавший и требовавший любви от окружающих его людей, так и не смог подарить любовь даже своей собственной матери.

Впоследствии Бодлер писал: “Совсем еще ребенком я питал в своем сердце два противоречивых чувства: ужас жизни и восторг жизни”. Это двойственность, очевидно, и стала визитной карточкой его поэзии, наполненной контрастами и оксюморонами.

Даже название сборника “Цветы зла”, принесшего всемирную славу Бодлеру, представляет собой не что иное, как оксюморон – прием, объединяющий несовместимые понятия.

Сборник стал своеобразной “энциклопедией” французской жизни, так как на страницах стихов возникали разные образы современности Бодлера. Есть, однако, особый цикл – “Сплин и идеал”, посвященный искусству. Именно в этом цикле мы можем найти “Соответствия” Шарля Бодлера. Видимо, именно к соответствиям стремился Бодлер всю свою недолгую мятежную жизнь.

Данное произведение по форме и жанру представляет из себя классический сонет, состоящий из двух четверостиший и двух трехстиший.

Традиционными темами для сонета были обожествление женщины, ее красоты, воспевание любви, возлюбленной (в этом смысле самыми известными по праву считаются сонеты Вильяма Шекспира).

Позже в сонетах стала раскрываться будничная жизнь с ее так называемыми житейскими радостями. А ближе к ХХ веку появились даже политические и сатирические сонеты.

Обратите внимание

Объектом изображения Шарля Бодлера становятся соответствия. Обычно критики выделяют два основных соответствия: между физическим существованием и духовной сферой, а также между миром чувственных форм и миром выдуманных идей.

Очевидно, эти соответствия проявляются у Бодлера в мире природы и человека: “Природа – строгий храм”, в котором невозможно даже “невнятный звук украдкою” уронить, поэтому “лесами символов бредет” “смущенный человек”.

Скорее всего, это смущение вызвано той гармонией, которая царит в природе, ведь “в ней сочетаются благоухания, и звуки, и цвета”.

Какое же место отведено человеку в этой строгой иерархии? Этот вопрос волновал многих поэтов. Например, русский поэт Федор Тютчев считал, что между человеком и природой возник разлад, а виноват в этом человек, наделенный разумом, поэтому “ропщет мыслящий тростник”.

Бодлер подходит к решению этого вопроса иначе. Назначение человека в искусстве – выражать реальную жизнь, в которой все смешивается: красота и уродство, высокое и низкое, добро и зло. Это порой действительно соответствует друг другу. Отсюда и название стихотворения.

Но поэт идет дальше в своих рассуждениях. Соответствия у него приводят к взаимопроникновению и даже полному слиянию: так “запах девственный” чист, как луг, а “высокий звук гобоя” свят, как тело детское. Еще удивительней, что “слиянье ладана и амбры и бензоя” создают торжественный, но при этом “развратный аромат”. И довершает слияние “высших дум восторг и лучших чувств экстаз”.

Таким образом, Шарль Бодлер, мечущийся между “восторгом жизни” и “ужасом” перед ней, ощущающий сплин (недаром цикл называется “Сплин и идеал”), по сути, “русскую хандру” и ищущий свой идеал, воплощает всей своей поэзией феномен, названный Гегелем “несчастным сознанием”.

Это значит, что сознание раздвоено, разорвано, поэтому пребывает в состоянии “бесконечной тоски”. Даже сам Бодлер называл себя “истериком” и “записным пессимистом”, погруженным в мир собственных мрачных фантазий.

Важно

Все это, однако, и создает особый стиль Шарля Бодлера, который уже не спутаешь ни с кем.

Источник: https://libaid.ru/katalog/b/bodler-sharl-per/3055-analiz-stikhotvoreniya-sootvetstviya-bodlera

Школьное сочинение на тему – Читая стихи Шарля Бодлера

Шарль Бодлер – поэт, который не нашел понимания и признания у современников. Читатели считали его опасным богохульник, полусумасшедшим. Лишь некоторые деятели искусства видели в Бодлера великого поэта. Судьба подарила ему только 46 лет, но он навсегда вошел в элиту мировой классики. Литературную судьбу поэта определила его единственная поэтический сборник «Цветы зла», замысел которой созрел в Бодлера в 25-летнем возрасте. Она создавалась на протяжении всей жизни и вобрала все лучшее из его поэтического наследия. В этом плане она похожа на «Листья травы» Уитмен или «Кобзарь» Тараса Шевченко. «Цветы зла» – цельное произведение, где все части и отдельные стихи органично связаны.

Поэзия Шарля Бодлера довольно противоречива. Во всех стихах сборника «Цветы зла» противопоставляются Добро и Зло. Бодлеривське добро – это жажда слиться с вечным и бесконечным миром – жажда, которая может быть удовлетворена только телесными средствами. Сатана, есть зло, выступает как воплощенный голос плоти, но этот голос-е тоской по невозможным. Два противоположных полюса – Добро и Зло, дух и плоть, Бог и Сатана – начинают превращаться друг на друга. Или Бог, или Сатана, или нежный Херувим, Чтоб только тяготы жизни, О Властительница вдохновенный, Сделала легче ты, А вселенная – менее гадким!

– Именно эти строки из стихотворения «Гимн красоте» утверждают мнение, что Добро и Зло равной степени могут быть источником прекрасного.

Красота в стихах Бодлера показана то в образе женщины, которой грусть добавляет очарования, то в образе статуи, невозмутимой и непоколебимой, в груди которой разбивается каждый, кто пытается постичь ее тайну. Поэту неизвестное происхождение красоты и, возможно, она сошла с небес, а может, поднялась из морской пучины. Но именно красота, какого бы происхождения она ни была, делает мир ближе, а удары судьбы слабее: Неважно, из ада ты, или из рая, чудовище вибредна, ужасающая и праздники, Как к бесконечности, что я о них не знаю, Но жажду их, откроешь ты врата!

Красота отождествляется с беспредельностью. По Бодлером, наиболее полное свое воплощение она находит в поэзии, потому что именно поэзия – привилегированный путь в рай.

Мне наиболее понравился бодлеривський «Альбатрос», написанный в 1841 году во время путешествия на острова Репо-ньон и Маврикий. В первых строках автор рассказывает, как матросы ради развлечения ловят величественных альбатросов, «что любят пролетать следами кораблей». Альбатрос – величественный птица, обладатель морских пространств, сопровождающей корабли. На палубе он выглядит очень беспомощного птицы: На палубу несут ясных высот владыку, И грустно тянет он укрощен крыло, Что утратило свою былую мощь большую, Как среди буйных вод обломают весло.

Автору сожалению птицы, свою боль и печаль он передает в подчеркивании величия этого обладателя пространств. Раненый альбатрус не может противостоять толпе моряков, он не может взлететь в воздух, крылья его разбитые, у него нет будущего. Постепенно этот образ приобретает символа образа самого поэта и его судьбы в человеческом водовороте жизни. Шарль Бодлер не находит понимания среди людей и поэтому не может взлететь мнением, а «волочит … крылья гиганта по земле»: Поэт подобный тоже к властелина голубой Что среди облаков, как молния во мгле.

Но, как в тюрьме, в толпе неистовой Он крылья гиганта волочит по земле. С образом этой птицы связано все возвышенное, ви в центре внимания, автор увлекается им и выражает Йом сочувствие. В плену альбатрос становится бессилен и смешным потому что он – жертва насилия. В этом стихотворении Шарль Бодл противопоставляет высокое и низкое, небесное и земное, поэзию и о зу, в нем изложены горькие размышления автора о трагически. судьбу поэта в современном ему обществе. Очень интересный, на мой взгляд, стихотворение Бодлера «Аве, и Каин», написанный после революционных событий 1848 года, стихотворение с прямым призывом к бунту. Поэт участвовал в Бая рикадних боях, но руководствовался прежде эмоциональными импульсами, а не политическим мировоззрением. Опираясь НАИ библейскую легенду, Бодлер создает своеобразное ее продолжения-4 ния, по-своему трактует историю рода Авеля и Каина, на котором лежит клеймо проклятия. Род Каина в стихотворении символизирует; бунт, имеющий «сбросить Господа с небес». По моему мнению, в Бодлера Зло – это почти единственная и главная тема творчества, но он, как никто до него, построил на этой теме блестящую, яркую и самобытную поэзию. Книга «Цветы зла» сделала Бодлера известным, но не при-И несла литературного признания. Мне нравится глубокая философская поэзия Шарля Бодлера. Интересная образная система его стихов привлекает, заинтересовывает, но воспринять их так, например, как лирические стихи Поля Верлена, мне трудно.

Совет

Читая поэзию Шарля Бодлера, мы во многих стихах ощущаем глубокий грусть, он часто окутывал душу одинокого художника, который все равно мечтал о светлом и прекрасном в своей жизни. Но и романтическая мечта так и остались для него недосягаемой … По словам Александра Блока, своей поэзией он убеждал, что и, «находясь в аду, можно грезить о снежно-белые вершины».

Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓

Источник: http://sochinenie5ballov.ru/essay_1693.htm

Шарль Бодлер. Род Каина. Часть 1

Шарль Бодлер, один из самых любимых поэтов, с которым познакомилась довольно поздно, уже будучи студенткой философского факультета. В школе о нем ничего не говорили и даже имени его не слышала.

После университета долго не прикасалась к стихам Шарля Бодлера, пока не наступил кризис девяностых, превративший  в одночасье капитализм в реальность и выбросивший тысячи бывших советских людей на обочину жизни.

Тогда для меня  Бодлер стал не просто великим   французским поэтом-философом середины XIX века, он ожил, а цветы зла, воспетые им почти двести лет назад, проросли так быстро и буйно,
что, кажется,  только и ждали своего часа  и благоприятного момента.

И хотя история Бодлера случилась не здесь и не сейчас, но именно здесь и сейчас она становится все более и более актуальной, потому что наша жизнь   все больше похожа на жизнь, порождающую цветы зла.

Жизнь, в которой  в равной мере  есть добро и зло, молодость и старость, одиночество и человеческое тепло, радость и страдание.  Поэт пытался их прожить, принять, привить,  совместить, но слишком бунтарь и слишком устремленный к Идеалу и Богу, Бодлер так и не смог найти между ними компромисс, проваливаясь то в одну, то в другую сторону.

Но все-таки, испытав на себе все,  он нашел свою истину: человек всегда будет между волком и собакой,  между природным животным началом  и Богом, в нем  неистребимо зло, равно как и добро.  Нет красоты без тления, нет бессмертия без смерти, нет добра без зла. В этом вся философия Бодлера.

Родился Шарль Бодлер в апреле 1821 года в благополучной парижской семье. Единственное, что было не естественным в этом браке–почти тридцатипятилетняя разница между отцом и матерью, что давало право говорить о неравном браке.

Отец, Жозеф Франсуа Бодлер, к тому времени имел хорошую репутацию в обществе, хотя был выходцем из крестьянской семьи. В свое время он закончил Парижский университет, получил хорошее философское и богословское образование.

Обратите внимание

По окончании университета он принимает  священнический сан, однако, спустя десять лет, решает посвятить себя административной карьере  и снимает  сан священства. Хорошее образование развило в нем природный художественный вкус, он был знаком с многими художниками и скульпторами, сам хорошо рисовал и оказал очень сильное влияние на сына,  привив мальчику вкус к искусству.

Гуляя с ним по садам и скверам Парижа, он показывал   ему скульптуры и рассказывал о художниках, он научил его рисовать.  Но вскоре, когда  Бодлеру было всего пять лет, отца не стало.

Античная красота. Рисунок Бодлера

Мать, Каролина  Дюфаи,  в отличие от отца, была бедна, росла без родителей, не была красавицей, но у нее был  живой ум и она была молода. Наверное, бедную девушку пленили ум, манеры и богатство Франсуа Бодлера, а может быть просто бедность заставила  двадцатишестилетнюю  девушку выйти замуж за  60-летнего старика.

Прожив в браке шесть лет, Каролина осталась вдовой, но через год вышла замуж за тридцатидевятилетнего майора, будущего дипломата и генерала Опика. Для Бодлера это стало личной трагедией, и второй брак матери иначе как предательством он не называл.

Второй удар и новое предательство последовали, когда мальчику исполнилось одиннадцать лет  и Опика направили  в Лион. Шарля отдали  в интернат при лионском Королевском колледже, отлучив от семьи и матери. Здесь  он пробыл четыре года.

Двойное предательство матери сделали свое дело:  мальчик стал неуправляемым, своенравным и бунтарски настроенным.

Все остальное было лишь  проявлением  и следствием недолюбленности мальчика в детстве, тяжелой психологической  травмы от предательства матери, которую любил всей душой, и ждал, что когда-нибудь она его пожалеет и обнимет от всего сердца. Но этого он так и не дождался.

Когда семья вернулась в Париж и мальчика отдали учиться в Коллеж Людовика Великого, он уже был трудным подростком: плохо учился, хотя все признавали его способности,  вел себя нагло и вызывающе.

Важно

Однажды из-за случая, когда  Шарль отказался  выдать тайну товарища, разорвав  переданное ему письмо, съев его,  был чуть не исключен из школы, но  Бодлер  сказал, что «предпочитает любое наказание выдаче тайны товарища».

Но  все-таки он получил степень бакалавра и в восемнадцать лет стал самостоятельным, объявляя родителям, что хочет быть поэтом.

Шарль Бодлер за чтением

Теперь уже для родителей настало время  держать  удар. Их мечта о том, что Шарль станет дипломатом, провалилась, а реакция матери на известие, кем он хочет стать, описана в стихотворении «Благословение», которым открывается  самый первый  раздел шедевра Бодлера «Цветы зла»:

Когда веленьем сил, создавших все земное,
Поэт явился в мир, унылый мир тоски,
Испуганная мать, кляня дитя родное,
На Бога в ярости воздела кулаки.

“Такое чудище кормить! О, правый Боже,
Я лучше сотню змей родить бы предпочла,
Будь трижды проклято восторгов кратких ложе,
Где искупленье скверн во тьме я зачала!

За то, что в матери уроду, василиску,
На горе мужу Ты избрал меня одну,
Но, как ненужную любовную записку,
К несчастью, эту мразь в огонь я не швырну,

Я Твой неправый гнев обрушу на орудье
Твоей недоброты, я буду тем горда,
Что это деревце зачахнет на безлюдье
И зачумленного не принесет плода”.

В этом стихотворении Бодлер  впервые говорит, что скорбь и страдания – высший, если не единственный, признак благородства человека: «Я знаю, кто страдал, тот полон благородства». Это утверждение стало эпиграфом к его жизни.

После объявления своей независимости и решения стать поэтом, он знакомится с группой молодых литераторов и начинает вести  богемный образ жизни. Он ходит по злачным местам, начинает употреблять наркотики, пить вино и в конце концов в восемнадцать  лет заражается сифилисом. Эта не до конца излеченная болезнь  спустя двадцать пять лет станет причиной его смерти.

Совет

Ужас родителей от поведения сына, грубостей и своенравия, заставил их принять решение отправить его  в  Индию на исправительные работы. Но до Калькутты Бодлер не доплыл, умоляя вернуть его обратно. Это путешествие оказало сильное влияние на его поэтический дар. Он впервые столкнулся с экзотикой, новыми цветами, запахами, новой красотой.

Меньше чем через год он снова в родном  Париже. Но сейчас он уже совершеннолетний, имеющий право на немалое наследство отца в 100 тысяч франков,  получивший материальную и моральную независимость от родителей. В двадцать два года Бодлер  начинает вести новую самостоятельную жизнь.

И начинает он ее с создания имиджа денди: он тратит деньги на дорогую одежду, желая произвести впечатление, на женщин, друзей, наслаждения, наркотики, вино. Он швырял деньги налево и направо, не ценя их.

Неуверенность в себе, робость и саморефлексия приводят его к проституткам, а не к благопристойным женщинам, с которыми он боялся знакомится в страхе, что те откажут ему. Бодлер рано понял вкус чувственной любви, которую дала ему Жанна Дюваль.  Любовь или страсть, привязанность или привычка? Кто знает.

Но говорят, что Жанна была недалекой девушкой, пленившая его  чувственностью, формами, свободой выражения желаний и бесстыдством. До самой ее смерти Бодлер  оставался привязанным и  преданным ей, помогая и поддерживая в трудные минуты. Пусть она не понимала его стихов, обманывала и выманивала деньги, изменяла при случае, но они были нужны друг другу.

Жанна Дюваль. Рисунок Бодлера

Два года такой свободной и независимой жизни привели его к самоубийству. За это время он промотал половину своего наследства, получил массу дурных привычек и хронических заболеваний.  В двадцать четыре года он пишет другу предсмертное письмо:

«Убиваю себя – без печали. – Не испытываю ни одного из тех потрясений, что люди называют печалью. – Мои долги никогда не были источником печали. Нет ничего более легкого, чем возвыситься над подобными вещами.

Я убиваю себя потому, что не могу больше жить, потому что невыносимо устал каждый раз засыпать и просыпаться. Убиваю себя  потому, что я бесполезен другим – и опасен для себя самого».

Единственной его заботой перед смертью была, ни мать, ни брат, ни отчим, а  Жанна Дюваль.

Обратите внимание

Однако покушение на самоубийство закончилось неудачей, нож прошел мимо сердца. Но «любящие и заботливые»  родители настолько были обеспокоены тем, что происходило с сыном, что на семейном совете было решено в судебном порядке  установить над Шарлем Бодлером опеку, ограничив его финансовую самостоятельность.

Опека была возложена на адвоката семьи, который по решению суда  выдавал Шарлю по двести франков в месяц на карманные расходы и не более.  Так закончилась бурная самостоятельная жизнь, в которой он узнал все, к чему стремился, и  которая дала ему возможность стать великим поэтом.

Началась трагическая вторая половина жизни. (Продолжение здесь)

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/sharl-bodler-chast-1/

Сочинения по произведениям Бодлер Ш. – Интеллектуальная Кобринщина

Сочинения по произведениям Бодлер Ш.

Плавание

  1. Тема недосягаемой мечты в стихотворении Бодлера «Плавание»

Тема недосягаемой мечты в стихотворении Бодлера «Плавание»

Свое произведение французский поэт Шарль Бодлер посвятил теме человеческой души и ее неотъемлемой черте — способности мечтать и стремиться к чему-то новому. На грани веков европейцы опять открывали для себя далекие экзотичные земли, и потому тема странствий нередко возникает в творчестве поэтов того времени.

Но у Бодлера эта тема звучит несколько иначе, как сказ о внутренней борьбе человека с собой и ее безудержное стремление к таинственным берегам мечты.

Каждый в юности мечтает о далеких странствиях, и для кого-то эти мечты превращаются в жизнь.

В нашем воображении мир безграничен, в реальности — «безгранично малый».

Что вынуждает людей отправляться в путь? Одного — несчастная любовь, другого — «ненависть к отчизне». Для других цель странствий — нахождение далеких, неизвестных земель, какого-то Эдема. Эти последние, напряженно всматривались в даль, каждую скалу принимают за прекрасный изумрудный берег, но снова и снова — обман.

Бодлер уподобляет таких мечтателей к старому пешеходу, который в просветительстве маленького окошка на чердаке видит рай.

Те, кто оставляют землю ради другой, лучшей земли, недостойны называться истинными путешественниками. Ведь они никогда не найдут свой рай: он недолговечен, как заря.

Эльдорадо, мифическая страна счастья и наслаждения, пролегала за пределами земной реальности и открыто для человека лишь мгновение.

Важно

Но есть и другие путешественники. Они не убегают от забот и ничего не ищут. Они плывут без направления и цели, их мечта, как туча: сегодня она здесь, а завтра — там, она изменяет свои очертания от наименьшего дуновения ветра.

Такая мечта бесплодна, и потому плавание таких мечтателей нудно и бесцветно. Тоска и груз жизни сопровождают его везде. Почему? Потому что в любом крае путешественники встречают лишь самих себя, человеческий род с его никчемными страстями.

Вечные мечтатели бегут сквозь дни, мили и широты; они ищут не земную красоту или богатство, а тот край, «которому названия еще нет».

Но где им найти тот заветный край. Лишь Смерть может спасти их от бесплодного бега — Смерть, единственная неизведанная земля.

Стихотворение Бодлера, конечно же, аллегорическое. Поэт говорит не столько о морских странствиях, сколько об общечеловеческом стремлении к счастью и покою, ради которых он лишает себя и счастья, и покоя.

Люди наделены способностью мечтать, и в этом их сила и их наказание. Поэт видит конец человеческих страданий в смерти. Но в стихотворении звучит и другая нота: «есть души, которые и в четырех стенах одолевают врага». Может, для счастья человеку нужно прежде всего заглянуть у себя, и в своей душе, а не за дальними горизонтами, найти Эдем своей мечты.

Источник: http://kobriniq.ru/obshie/sochineniya-po-proizvedeniyam-bodler-sh

Ссылка на основную публикацию