Сочинения об авторе бондарев

Юрий Бондарев: Жизнь строится на твердых «да» и «нет»

Юрий Васильевич Бондарев — Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР, ученик Паустовского, писатель-классик, фронтовик, основоположник «лейтенантской прозы», автор пронзительных книг «Горячий снег» и «Батальоны просят огня».

Родился 15 марта 1924 года в Орске Оренбургской обл. Окончил Чкаловское артиллерийское училище и Литературный институт.

Награждён орденами Ленина (дважды), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, «Знак Почета», медалями «За отвагу» (дважды) и др.

Обратите внимание

В 1994 отказался от награждения орденом Дружбы народов в связи с 70-летием, написав в телеграмме Президенту РФ Борису Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

Юрий Васильевич живет уединенно, много работает и очень редко публично выступает. Ниже мы собрали подборку видео выступлений и немногочисленных интервью Ю.Бондарева разных лет о смысле жизни, искусства, чувстве Родины.

ЖИЗНЬ СТРОИТСЯ НА ТВЕРДЫХ “ДА” И “НЕТ”

15 марта 2014 г. исполнилось 90 лет Юрию Бондареву. Накануне юбилея писатель поделился с «Культурой» размышлениями о Родине и творчестве.

 Что думаете о последних событиях на Украине?

— Все происходящее очень серьезно и чрезвычайно волнует меня. Украина — неотъемлемая часть России.

Этот исторический факт раздражал недругов на протяжении столетий, и сегодня экспансия на Восток вновь переходит в открытую фазу.

Несмотря на уверения западных сил о желательном мирном разрешении конфликта, ситуация усугубляется. Появляются жертвы, за которые никто не спешит оправдаться, — значит, эскалация насилия неизбежна.

Ничего нового и непрозрачного в истории нет — подлинные желания проявляются в поступках, действиях, их невозможно прикрыть вежливыми улыбками, которые освоили иные политики.

 Какова, по-Вашему, перспектива развития конфликта?

— Не могу быть пророком, но скажу так:

Янукович самоустранился — не велика потеря. Должно быть, он и Библию не читал, а она обязывает правителей не прикидываться миротворцами, принимать самые решительные меры против зла. Отказ от насилия не имеет ничего общего с христианскими добродетелями: человек имеет право на непротивление злу, но геополитические вопросы рано или поздно решаются оружием.

Сейчас идет проверка моральной твердости и дееспособности нашей страны — России важно занять четкую нравственно-политическую позицию и проводить ее в жизнь без мягкотелости и уступок. Нужно научиться обходиться без глаголов будущего времени: переговорим, встретимся, объяснимся… Безответственный либерализм приводит не к победам, а к краху.

Жизнь строится на твердых «да» и «нет».

 Вы, фронтовик, наверняка знаете точно: что самое страшное на войне?

— Первая бомбардировка. Пережив ее на передовой, обрел полное спокойствие — так же, как и мои товарищи, призванные почти сплошь из деревень. Кстати, неграмотных среди нас почти не было — в 30-е годы СССР накрыла эпидемия культуры. Повсюду заработали кружки, дома пионеров.

Важно

Все что-то впитывали, читали Пушкина, Лермонтова, Толстого. Сформировалось, скажу без хвастовства, очень способное поколение, многие могли бы писать. Почти все погибли на войне — выжило три процента мужчин 1924 года рождения. И вот что удивительно — ни одного ненадежного товарища среди сослуживцев я не встретил.

Потерял братьев, моя любовь осталась с ними.

Кадр из фильма “Горячий снег”

 На чем держится мир?

— На культуре, образовании, интеллекте.

 Как Вы стали писателем?

— Задумываться о литературной профессии начал еще в школе. На войне относился к событиям, встречам, разговорам с «задней мыслью» — вдруг пригодится? Что-то мерцало в сознании… Первые рассказы стал сочинять, вернувшись с фронта.

Поступая в Литинститут, показал секретарю приемной комиссии несколько стихов. Очень умная девица попалась: прочитала, сложила листочки пополам, порвала и бросила в корзину.

Сказала: «Юра, забудьте про это!» К счастью, на рассказы обратил внимание Паустовский, зачислил на свой семинар — без экзаменов. Константин Георгиевич занимал в нашей литературе уникальное место.

Выделялся стилистикой, выбором героев, внимательной мягкостью к человеку. Во всех жанрах — и романах, и статьях — проявлял себя интеллектуалом высшей пробы. Паустовский всю жизнь помогал мне советами.

 Какую Вашу вещь он ценил больше всего?

— Один из первых рассказов — «Поздним вечером».

 Кого выделяете из писателей-сверстников?

— Виктора Некрасова. «В окопах Сталинграда» сразу приняли и полюбили за правдивую доверительную интонацию. Это фронтовая книга книг — как для Европы на «На Западном фронте без перемен». Мы дружили, не раз общались за рюмкой кофе.

Кадр из фильма “Батальоны просят огня”

 Что для Вас значит слово «литература»?

— Это наука, исследующая человека и мир. Работа над словом, поиски сюжета, конфликтов — суть познание, а не художественное упражнение. Автор познает и воспитывает себя, а затем — читателей.

Литературы не существовало бы без памяти и воображения — память хранит историю, воображение дарит фактам художественную ипостась. Сравнивать писательский труд с фотографированием — преступление.

Даже талантливый очеркист, не описывающий мир с внешней стороны, а что-то проясняющий в человеке, дает много пищи для ума и сильно воздействует на читателя.

 Роман с кино…

— Случился довольно неожиданно. В 62-м издали и раскупили тираж «Тишины», спустя год книгу экранизировал Владимир Басов. Премьера растянулась: два месяца вокруг кинотеатра «Россия» стояли очереди.

Пригласили поработать над «Освобождением» — в мировом прокате эпопею Юрия Озерова посмотрели 350 миллионов зрителей. Труднее всего складывалась судьба картины «Батальоны просят огня» — фильм начинал снимать один режиссер, заканчивал другой…

Но работа все-таки состоялась — мне важно было рассказать, как мы форсировали Днепр. Все, что написал, — пропустил через себя, а об оставшемся за скобками говорить не хочу.

Кадр из фильма “Тишина”

 Какие из картин и книг для Вас главные?

— К романам и сценариям отношусь, как к детям, — одинаково. Не умею растолковывать свои произведения. Тот, кто пытается этим заниматься, — не писатель, а дерьмо. Хочешь болтать — ступай на эстраду, а книги пусть сами за себя говорят.

«ПРОГНОЗИРОВАТЬ СУДЬБУ РОДИНЫ — ВСЕ РАВНО, ЧТО ОБЪЯСНЯТЬ ЛЮБОВЬ»

Совет

Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР, ученик Паустовского, основоположник «лейтенантской прозы» — даже у малочитающей публики на слуху его «Горячий снег» и «Батальоны просят огня», Юрий Бондарев согласился на большое интервью впервые за много лет. «Культура» побывала на даче писателя в поселке Ватутинки.

Первое, что бросилось в глаза, помимо разноцветных корешков обширной библиотеки и круглого капитанского окна в кабинете, — безукоризненная военная выправка недавно отпраздновавшего 91-й день рождения классика и некоторая старомодная учтивость. Юрий Васильевич до сих пор не садится первым в присутствии дам. «Вы меня извините, если не расслышу вопроса, — предупреждает. — Я артиллерист. С правой стороны пушка стояла, каждый выстрел отдавался в ушах».

Источник: http://rusrand.ru/spring/jurij-bondarev-zhizn-stroitsja-na-tverdyh-da-i-net

Экзаменационное сочинение по тексту Ю. Бондарева

Утром, бреясь перед зеркалом, с неожиданной неприязнью увидел бледность на лице, морщины под глазами, которые словно улыбались кому-то чересчур доброжелательно, и, кривясь, вспомнил, как вчера встретился в дверях лаборатории с молодым удачливым профессором, делающим необъяснимо быструю карьеру в науке. Карьера его не была определена особым умом или выдающимся талантом, однако он стремительно шёл в гору, защитил кандидатскую, уже писал докторскую, поражая коллег-сверстников бойким продвижением и умением нравиться начальству.

Мы не любили друг друга, едва здоровались издали, наша нелюбовь была и в тот момент, когда столкнулись в дверях, но, увидев меня, он молниеносно заулыбался счастливой улыбкой, излучая энергию радости, горячего восхищения этой внезапностью встречи, и стиснул мне руку со словами:

— Очень, очень рад вас видеть, коллега! Только на днях прочитал вашу первоклассную статью об Антарктике и посожалел, что не работаем вместе над одной проблемой! Я знал, что он лгал, ибо никакого дела ему не было до моей работы, и хотелось сухо ответить принятыми словами вежливости «благодарю», «спасибо», но я тоже заулыбался обрадованной улыбкой, затряс его руку так продолжительно, так долго, что показалось — его испуганные пальцы в какой-то миг попытались вывинтиться из моих пальцев, а я, тряся ему руку, говорил совсем осчастливленно:— Я слышал, начали докторскую? Что ж, это великолепно, не упускаете время, мне весьма нравится ваша серьёзность, профессор!

Я не знал, что со мной происходит, я говорил приятно-льстивые фразы, вроде бы под диктовку и чувствовал, что улыбаюсь сахарнейшей улыбкой, ощущаемой даже лицевыми мускулами.И это ощущение собственной собачьей улыбки, долгое трясение его руки и звук своего голоса преследовали меня целый день — о, как потом я морщился, скрипел зубами, ругая всеми словами, проклиная некоего второго человека внутри себя, кто в некоторых обстоятельствах бывал сильнее разума и воли.

Что это было? Самозащита? Благоразумие? Инстинкт раба? Молодой профессор не был талантливее, не был умнее меня, кроме того, занимал положение в институте, зависимое от исследований моей лаборатории, а она нисколько не зависела от его работы. Но почему с таким сладострастным упоением я тряс руку этому карьеристу и говорил приятные фальшивые слова?

Утром, во время бритья разглядывая своё лицо, вдруг испытал приступ бешенства против этого близкого и ненавистного человека в зеркале, способного притворяться, льстить, малодушничать, как будто надеялся прожить две жизни и у всех проходных дверей обезопасить весь срок земной.

Почему мы фальшиво улыбаемся тем людям, которые нам не нравятся? Почему малодушничаем и притворяемся? Зачем пытаемся сказать что-то приятное людям, которых мы не любим? Известный советский писатель Юрий Бондарев пытается выяснить это в своем тексте, поднимая очень актуальную сегодня проблему лести и подхалимства.

Эта проблема была актуальна во все времена.

Рассказывая нам историю встречи героя с молодым профессором, автор акцентирует наше внимание на том, что, несмотря на взаимную нелюбовь, столкнувшиеся в дверях герои все-равно начали неестественно улыбаться и льстить друг другу.

Читайте также:  Краткая биография белов

Рассуждая от лица профессора, Юрий Бондарев задается вопросом, почему люди постоянно говорят друг другу фальшивые слова. Хотим ли мы таким образом обезопасить себя, поддаемся ли инстинкту раба? Над этими вопросами предлагает поразмышлять автор.

Обратите внимание

В тексте ярко выражено мнение автора. Читая текст, нам несложно догадаться, что Юрий Бондарев считает лесть и подхалимство  чертами, с которыми необходимо бороться. Но возможно ли это? Для автора ответ очевиден. Главному герою претит воспоминание о встрече с молодым профессором и собственном подхалимстве, а значит, лесть все-таки противоестественна человеческой натуре.

Я полностью согласна с мнением автора. Я уверена, что каждый человек просто обязан бороться с этим «неким вторым человеком внутри себя», способным малодушничать и льстить. Не стоит притворяться, разговаривая с людьми, которые вам не нравятся, и обманывать других и самих себя.

Мы найдем отражение этой проблемы и в русской классической литературе. Вспомним рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». Главный герой рассказа Иван Дмитрич Червяков случайно чихнул, обрызгав сидящего перед ним генерала.

Это происшествие так напугало Червякова, что он тотчас же начал приносить свои извинения. Но ответ генерала показался ему слишком сухим, поэтому, опасаясь, что генерал затаил на него обиду, Червяков извинялся снова и снова.

Наконец, генерал не выдержал и выставил Червякова вон из своего дома, после чего чиновник пришел домой, лег на диван и… умер от горя! Лесть, преклонение перед чинами и подхалимство довели этого героя до смерти. И несмотря на то, что мы понимаем, что рассказ А.П.

Чехова построен на сатирическом преувеличении, он вполне верно отражает всю глупость преклонения перед вышестоящими чинами.

Другим литературным героем, вовсе не гнушавшимся лести и подхалимажа, является коллежский асессор Молчалин — герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от Ума». Низкопоклонничество и угодничество для Молчалина являются способом достижения собственных целей. Готовый на подлости ради богатства и чинов, он с удовольствием преклоняется перед вышестоящими людьми.

Так может ли человек бороться с желанием слегка подсластить правду, смалодушничать, польстить? Я уверена, что может. Ведь только тогда он сможет жить в гармонии с самим собой.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Источник: http://ege-ruslit.ru/?p=989

Автор: Бондарев Юрий Васильевич

Ю́рий Васи́льевич Бо́ндарев (род. 1924) — русский советский писатель. Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской(1972) и двух Государственных премий СССР (1977, 1983). Член ВКП(б) с 1944 года.

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске (ныне Оренбургской области) в семье Бондарева Василия Васильевича (1896—1988), народного следователя, и Бондаревой Клавдии Иосифовны (1900—1978).

В 1931 году они переехали вМоскву.

Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942 года), младший лейтенант.

В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.

В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград. Бондарев зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.

Важно

В боях под Котельниковским был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь.

С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией.

В октябре направлен в Чкаловское артиллерийское училище и после окончания учебы в декабре 1945 года признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.

Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1951).

Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году.

Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962), повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; 4-серийный фильм «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969; одноимённый фильм,1972), «Тишина» (1962; одноименный фильм, 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975; одноименный фильм, 1984).

Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег» (1972). Один из авторов сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970) и фильма «Батальоны просят огня».

Депутат Совета Национальностей ВС СССР 11-го созыва (1984-1989) от Карачаево-Черкесской автономной области. Делегат XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988). Член ЦК Компартии РСФСР (1990—1991). В 1991 году подписал обращение «Слово к народу».

Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». С 2001 года член редакционной коллегии журнала «Мир образования — образование в мире».

Награды, премии и звания [править]

В 1994 году отказался от награждения из рук Ельцина орденом Дружбы народов.[1]

Произведения [править]

Романы [править]

Повести [править]

  • Юность командиров (1956)
  • Последние залпы (1959)
  • Родственники (1969)

Сборник рассказов [править]

Цикл миниатюр [править]

Книги литературных статей [править]

  • Поиск истины (1976)
  • Взгляд в биографию (1977)
  • Хранители ценностей (1978)
  • Диалоги о формулах и красоте (1990)

Книги и литература о Бондареве [править]

  • Михайлов В. «Юрий Бондарев» (1976)
  • Горбунова Е. «Юрий Бондарев» (1989)
  • Коробов В. «Юрий Бондарев» (1984)
  • Идашкин Ю. «Юрий Бондарев» (1987)
  • Федь Н. «Художественные открытия Бондарева» (1988)
  • Валентин Сорокин Красота мудрости. В кн. Обида и боль.: Очерки, М., 2002.
  • Выгнанный из журнала “Подъем” Иван Евсеенко в статье “Нераскаявшийся и непрощенный” (Журнал “Подъем”, Воронеж, № 4)назвал Юрия Бондарева, Станислава Куняева и др. людьми, склонным к аморальным поступкам, а именно, благодетелями отрицательных лиц.

Источник: https://www.litmir.me/a/?id=1021

Сочинения-рассуждения по тексту Ю. Бондарева «Мгновение»

Сочинения-рассуждения по тексту Ю. Бондарева «Мгновение».

Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев

И.С.Тургенев.

Выдающийся русский советский писатель Юрий Васильевич Бондарев в своем тексте повествует о важной, на мой взгляд, проблеме быстротечности человеческой жизни. Данная проблема всегда волновала человека. Прочитанный текст заставляет каждого из нас задуматься над этим вопросом.

Ю.В.

Бондарев, размышляя над проблемой быстротечности жизни, повествует о том, что наивысшая сила предопределила срок существования Земли, а потому смерть человека неминуема, а жизнь так молниеносна: «Если долголетие Земли — лишь мгновение микроскопической крупицы мировой энергии, то жизнь человека — мгновение наикратчайшего мгновения».

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что человеку следует прожить свою жизнь достойно при скоротечности времени.

Совет

Писатель особо подчеркивает, что не каждому человеку дано познать смысл собственной жизни, однако люди не хотят мириться с тем, что они лишь часть Земли.

В тексте автор считает, что «человек не хочет согласиться с тем, что он только мизерная крупица, пылинка Земли, невидимая с космических высот, и, не познав себя, дерзостно уверен, что может постичь тайны, законы мироздания и, конечно, подчинить их повседневной пользе». Не познав себя, человек наивно убежден, что ему подвластно узнать все тайны мироздания, что он бессмертен.

Ю.В.

Бондарев убеждает нас в том, что человек не может смириться с быстротечностью жизни, и в наивной вере в собственное бессмертие заключается сила, движущая человеком. Трудно не согласиться с автором данного текста. Я полностью разделяю позицию писателя и думаю, что сама жизнь быстротечна, а человек должен прожить достойную жизнь.

Обсуждаемая проблема настолько важна в жизни человека, что многие писатели поднимали её в своих произведениях. В особенности ее затрагивал И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Американский миллионер никогда не задумывался о быстротечности жизни, наивно верил в собственное бессмертие и все свои силы истратил на обретение финансовой независимости.

Оказалось, что накопленный капитал не имеет никакого значения перед вечным законом. Человеческая жизнь совершенно ничтожна по сравнению с миром, а сам человек беспомощен и слаб. Нарисованный в произведении образ современного мира заставляет задуматься о смысле жизни самого читателя.

О быстротечности жизни рассуждает К.Г. Паустовский в рассказе «Ильинский омут».

Автор подчеркивает, как невероятно быстро пролетает жизнь: «Действительно, не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза». Писатель обращает внимание на то, что люди не стараются сохранить время, словно утраченную жизнь можно с легкостью восстановить.

Он убеждает нас в том, что наша жизнь очень быстротечна, и человек должен быть бережливым ко времени.

Таким образом, Юрий Васильевич Бондарев повествует о проблеме, важной для каждого из нас.

Обратите внимание

Я благодарна автору за то, что он побудил меня еще раз поразмышлять над проблемой быстротечности человеческой жизни.

Я считаю, что мы, молодое поколение, должны сделать все, чтобы прожить достойную и деятельную жизнь в соответствии с определенными идеалами и убеждениями, не тратя время на бесполезную деятельность.

Источник: https://infourok.ru/sochineniyarassuzhdeniya-po-tekstu-yu-bondareva-mgnovenie-1765418.html

Жизненный и творческий путь Ю. Бондарева

/ Сочинения / Бондарев Ю.В. / Разное / Жизненный и творческий путь Ю. Бондарева.

  Скачать сочинение

    Талант Бондарева произрастает из могучего корня духовной культуры русского народа. Его творчество заслужило поистине мировое признание — его произведения переведены более чем на 60 языков.
    Жизнь Юрия Бондарева сложилась, кажется, удачно.

Почти безоблачное детство, юность, обожженная войной, учеба в литературном институте, первые рассказы и повести, затем стремительный взлет, всеобщее признание, мировая известность. Везение”, счастливая судьба в творчестве… А за всем этим идет невидимая постороннему глазу, громадная, напряженнейшая душевная и умственная работа.

Тревоги и сомнения, духовные взлеты и тоскливое чувство неудовлетворенности собой.
    Четыре военных года были колоссальным испытанием для всей нашей страны. Поколение Бондарева было призвано пройти тягчайшие испытания без подготовки, буквально со школьной скамьи.
    День Победы он встретил в Оренбурге курсантом Чкаловского артиллерийского училища.

Обучение было рассчитано на три года, но Бондарев был выпущен раньше, к концу 1945 г., ему присвоили звание младшего лейтенанта и демобилизовали по ранению (открылась старая рана). В принципе, он мог бы остаться в армии, но обстоятельства внешние совпали с внутренним его желанием и томлением. Он хотел вернуться в Замоскворечье, в светлый и нежный мир детства и юности.

    Домой младший лейтенант Бондарев вернулся в декабре 1945 г., под самый Новый год.
    Первые 8 месяцев 1946 г. он внутренне метался, прикидывал на себя десятки профессий и занятий, но душевного успокоения, чувства определенности не находил.

Читайте также:  Краткая биография осоргин

    Все решил случай: старый товарищ полистал тетрадку с его набросками, рассказами о войне, и сказал: “Да ты ж писатель! Какая такая шоферская школа, какой, к черту, авиационно-технологический?
    Бросай все и беги в Литературный, тут и думать нечего, котенку ясно — писатель!”
    Его приняли.

Тверской бульвар, 25, Литературный институт при Союзе писателей имени Алексея Максимовича Горького, творческий семинар самого Константина Паустовского.
    Студенту Бондареву довольно быстро удалось войти в ритм обучения, усвоить требования преподавателей. Он стал жаден до литературных знаний, а здесь говорили об истории разных литератур и о теории литературы едва ли не на каждом занятии.

Важно

    На экзамене этот пытливый и серьезный студент получал почти неизменную пятерку и стал вскоре обладателем повышенных стипендий, что было для него весьма существенно в материальном отношении.
    В 1953г. вышел сборник “На большой реке”, в 1958 г. — “Трудная ночь”, 1962 г. — “Поздним вечером”.
    Самых первых, начальных рассказов Бондарева мы не знаем вовсе, в печати они не бывали.

Тем не менее они существовали в институтской среде, ценились.
    Первый из опубликованных рассказов — “В пути” — появился в журнале “Смена” в 1949 г., когда Бондарев учился на 3-м курсе. А там и пошло: рассказы в “Огоньке”, “Октябре”, “Советском воине”, “Крестьянке”, “Молодой гвардии”.

    “Юрий Бондарев — талантливый молодой писатель со своей темой и своеобразной манерой письма”, — так говорил его руководитель, писатель Паустовский.
    В 1951 г. Бондарев получил диплом с отличием. Ему пророчили судьбу мастера короткого рассказа. Он и сам в то верил и в том был убежден.

    Бондарев упорно и самозабвенно работал над но выми рассказами и беспощадно правил “старые”, уже опубликованные.
    Рассказы “Простите нас!”, “Игра”, “Клара”, “Скворцов” отличались от вышедших в сборнике “На большой реке”.
    Рассказы — это было для него тогда самое главное. На всю жизнь. Первая же повесть началась случайно, попутно с рассказами, и была опубликована в 1956 г.

Называлась “Юность командиров”.
    Пока “Юность командиров” проходила свой путь в издательстве, автор пережил состояние творческого взрыва. Что ему эти рецензии на первую повесть, что сама эта повесть?! Он писал книгу, которая придет через год к читателю под заглавием “Батальоны просят огня”.

    Повесть “Батальоны просят огня” родилась от живых людей, от тех, с которыми автор встречался на войне, с которыми вместе шагал по дорогам Сталинградских степей, Украины и Польши, толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стрелял, ел пропахшие гарью и немецким толом помидоры и делился последним табаком.
    “Батальоны просят огня”многому научили даже самых маститых писателей.

    Человеческое в человеке, человеческое в труднейших, нередко именно в античеловеческих условиях войны, живое, горячее, трепетное, очень похожее и бесконечно разнообразное — вот что берет за душу сегодня более всего в повести “Батальоны просят огня” . О солдатах, сержантах, лейтенантах, капитанах, полковниках думается, когда читаешь книгу.

Ведь воевали — сегодня-то мы это отчетливо сознаем — не некие абстрактные массы, воевали люди, каждый из которых имел свое лицо, имел свою судьбу.
    Ерошин — офицер, командир взвода, он мечтает о подвигах. Ерошин хочет казаться бывалым и отчаянным, смелым и решительным, уже будучи офицером, он все еще не может избавиться от детской привычки играть в командира.

И если сам он этого еще не понял, то окружающие видят и чувствуют его боевитость.
    Ерошин обладает такими душевными качествами, как доброта, честность, отзывчивость. Ерошин для бойцов — не только комвзвода, он еще и живое, напоминающее о родных и близких. Рядом с ним легко вспомнить детство, школу и первую любовь. Рядом с ним оттаивает загрубевшая во фронтовых буднях душа.
    Да ведь люди и на войне жили! Любили и ненавидели, грустили и радовались, мечтали и спорили, надеялись и сомневались, взрослели и менялись!

    Что бы там ни случилось, как бы там ни было, все равно жизнь остается жизнью, а человек человеком. И великая заслуга той литературы, что “вышла” из бондаревских “Батальонов …”, как раз в том и состоит, что мы благодаря ей вглядываемся в жизнь человека и человеческое на войне, постигаем общечеловеческое, “вечное”, непреходящее. В окопах, землянках, на огневой и в бою человек познается скорее, здесь живет своя тайна.

3859 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бондарев Ю.В. / Разное / Жизненный и творческий путь Ю. Бондарева

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00055701184864126868/woid/00073301184773069324

Проблема восприятия войны. По Ю. Бондареву

Сочинение по тексту:

Юрий Васильевич Бондарев – русский писатель, является лауреатом нескольких премий СССР, а также – Героем Социалистического труда, участником ВОВ. Ю. Бондарев известен своими произведениями о войне. Например, его роман «Горячий снег» или рассказ «Тишина». Благодаря таким писателям как Ю. Бондарев современные дети могут иметь представление о Великой Отечественной войне. 

Юрий Васильевич в своем тексте «Оружие» ставит проблему восприятия войны. 

Не случайно автор начинает свой текст со слов «Когда-то очень давно…», он пытается погрузить читателя в те действительно далекие годы. Автор пишет о том, что ему нравилось рассматривать оружие. Писатель сравнивает красоту оружия с женской красотой.

Он восхищается немецкими автоматами, пистолетами и так далее.

Но тут же писатель пишет, что оружие – это плохо, чувствуется некая противоестественность , а также называет эти произведения искусства «оружием смерти» – теперь так автор принимает некогда потрясавший его своей красотой и утонченность пистолет. 

Совет

С мнение автора я согласен. Оружие – это красивая и яркая игрушка, оно может нравиться до тех пор, пока не поймешь его предназначения. Оно создано, чтобы убивать. 

Восприятие войны – достаточно распространенная тематика среди писателей. Борис Васильев в повести «А зори здесь тихие…» показывает смелость и отвагу, самопожертвование и самоотверженность.

Пятеро девушек и старшина Васков отстояли целый лес, они прятались и боялись, убивали в первый раз, были на волоске от гибели, но никто не думал об отступлении или побеге. Б. Васильев показывает нам пример стойкости и отваги. Милые девушки, которых ждут дети, родители воюют до последней капли крови за свою Родину.

И ведь повесть интересна тем, что писатель рассказывает нам не только о военных событиях, здесь были и слезы горя и радости, любви, разлуки – чувства, свойственные любому человеку. 

Последний абзац текста Ю. Бондарева говорит о том, что оружие вызывает у автора тошноту, ему противно смотреть на то, что убивает людей. Автор задает несколько вопросов, ответов на которые нет: «Есть ли смысл в том, что железная красота убивает самую высшую красоту – жизнь?». Действительно, а есть ли?

Вряд ли, потому что человеческая жизнь сама по себе красивая, а пистолеты, ракетные установки, автоматы истребляют жизнь, медленно, но верно.

Текст Юрия Бондарева «Оружие».

(1)Когда-то, очень давно, на фронте, я любил рассматривать трофейное оружие.

(2)Гладко отшлифованный металл офицерских «парабеллумов» отливал вороненой чернотой, рубчатая рукоятка как бы сама просилась в объятия ладони.

(3)Спусковая скоба, тоже до щекоткой скользкости отполированная, требовала погладить ее, просунуть указательный палец к твердой упругости спускового крючка. (^Предохранительная кнопка легко сдвигалась, освобождая золотистые патроны к действию.

(5)Во всем готовом к убийству механизме была чужая томящая красота, какая-то тупая сила призыва к власти над другим человеком, к угрозе и подавлению.

(6)«Браунинги» и маленькие «вальтеры» поражали своей игрушечной миниатюрностью, никелем ствольных коробок, пленительным перламутром рукояток, изящными мушками над круглыми дульными выходами. (7)В этих пистолетах все было, удобно, аккуратно выточено, все сияло женственной нежностью, и была ласковая смертельная красота в легких и прохладных крошечных пульках.

(8)И как гармонично сконструирован был немецкий «шмайссер», почти невесомый, совершенный по своей форме автомат. (9)Сколько человеческого таланта было вложено в его эстетическую стройность прямых линий и металлических изгибов, манящих покорностью и словно бы ждущих прикосновения к себе.

(10)Тогда, более тридцати лет назад, я многого не понимал и думал: наше оружие грубее немецкого, и лишь подсознательно чувствовал некую противоестественность в утонченной красоте орудия смерти, оформленного как дорогая игрушка руками самих людей, смертных, недолговечных.

(11)Теперь же, проходя по залам музеев, увешанных оружием всех времен — пищалями, саблями, кортиками, кинжалами, секирами, пистолетами, видя роскошную инкрустацию оружейных лож, бриллианты, вправленные в эфесы, золото, сверкающее в рукоятках мечей, я с тошнотным чувством сопротивления мучаю себя. (12)Почему люди, подверженные, как и все на Земле, ранней или поздней смерти, делали и делают оружие красивым, даже изящным, подобным предмету искусства? (13)Есть ли какой-нибудь смысл в том, что железная красота убивает самую высшую красоту творения — человеческую жизнь?

Источник: https://vopvet.ru/news/problema_vosprijatija_vojny_po_ju_bondarevu/2016-06-06-4728

Содержательное сочинение (по тексту Ю.Бондарева)

Утром, бреясь перед зеркалом, с неожиданной неприязнью увидел бледность на лице, морщины под глазами, которые словно улыбались кому-то чересчур доброжелательно, и, кривясь, вспомнил, как вчера встретился в дверях лаборатории с молодым удачливым профессором, делающим необъяснимо быструю карьеру в науке.

Карьера его не была определена особым умом или выдающимся талантом, однако он стремительно шёл в гору, защитил кандидатскую, уже писал докторскую, поражая коллег-сверстников бойким продвижением и умением нравиться начальству.

Мы не любили друг друга, едва здоровались издали, наша нелюбовь была и в тот момент, когда столкнулись в дверях, но, увидев меня, он молниеносно заулыбался счастливой улыбкой, излучая энергию радости, горячего восхищения этой внезапностью встречи, и стиснул мне руку со словами:— Очень, очень рад вас видеть, коллега! Только на днях прочитал вашу первоклассную статью об Антарктике и посожалел, что не работаем вместе над одной проблемой!Я знал, что он лгал, ибо никакого дела ему не было до моей работы, и хотелось сухо ответить принятыми словами вежливости «благодарю», «спасибо», но я тоже заулыбался обрадованной улыбкой, затряс его руку так продолжительно, так долго, что показалось — его испуганные пальцы в какой-то миг попытались вывинтиться из моих пальцев, а я, тряся ему руку, говорил совсем осчастливленно:— Я слышал, начали докторскую? Что ж, это великолепно, не упускаете время, мне весьма нравится ваша серьёзность, профессор!Я не знал, что со мной происходит, я говорил приятно-льстивые фразы, вроде бы под диктовку и чувствовал, что улыбаюсь сахарнейшей улыбкой, ощущаемой даже лицевыми мускулами.И это ощущение собственной собачьей улыбки, долгое трясение его руки и звук своего голоса преследовали меня целый день — о, как потом я морщился, скрипел зубами, ругая всеми словами, проклиная некоего второго человека внутри себя, кто в некоторых обстоятельствах бывал сильнее разума и воли.Что это было? Самозащита? Благоразумие? Инстинкт раба? Молодой профессор не был талантливее, не был умнее меня, кроме того, занимал положение в институте, зависимое от исследований моей лаборатории, а она нисколько не зависела от его работы. Но почему с таким сладострастным упоением я тряс руку этому карьеристу и говорил приятные фальшивые слова?

Утром, во время бритья разглядывая своё лицо, вдруг испытал приступ бешенства против этого близкого и ненавистного человека в зеркале, способного притворяться, льстить, малодушничать, как будто надеялся прожить две жизни и у всех проходных дверей обезопасить весь срок земной.

                                                                                                                                         (Ю. Бондарев) 

Читайте также:  Сочинения об авторе шишков

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора

Не бывает на свете чистых негодяев или святых. В каждом из нас присутствуют черты и первых, и вторых. Вопрос только в том какие качества человек будет развивать, а какие – подавлять. Но как бы мы ни старались, полностью избавиться от отрицательных сторон характера не получится.  В данном для анализа тексте Бондарев поднимает проблему двуличия.

Автор ярко и красочно описывает свое отношение к этой проблеме.

Бондарев вспоминает случай, когда он повёл себя лицемерно при встрече с молодым профессором, главной чертой которого была угодливость,  чем он и прокладывал путь по карьерной лестнице.

Обратите внимание

Автор обращает внимание на то, что сам он занимает положение выше должности молодого профессора, но тем не менее он повел себя малодушно, отвечая на лесть профессора. Бондарев осуждает себя за этот поступок.

Он стремится донести до читателей мысль о том, что необходимо быть честным, прежде всего, с самим собой.   Нельзя не согласиться с мнением автора: лицемерие – это отрицательное качество, которое может породить в человеке призрение к себе. Среди произведений художественной литературы многие содержат примеры двуличных героев. Так в романе Дж. Лондона “Мартин Иден” автор рисует людей высших слоев общества с низкими моральными качествами. После достижения славы и денег главным героем, люди, когда-то отвергшие его,  теперь стремятся угодить Мартину. Эту же проблему поднимает Чехов в рассказе “Слёзы крокодила”, где главный герой, Иудин,  рассуждает о несовершенстве мира и в то же время сам совершает эти же грехи.   

Да, мы не совершенны, но не это ли обязывает нас  духовно расти и развиваться, бороться с нашими пороками?

Критерий За что начисляются баллы? Максимально В данном
сочинении
Итого
К1 Формулировка проблемы исходного текста 1 есть 1
К2 Комментарий к проблеме 2 есть 2
К3 Отражение позиции автора 1 есть 1
К4 Своё мнение и его аргументация 3 есть 3
К5 Смысловая цельность, связность,
последовательность изложения
2 есть 2
К6 Точность и выразительность речи 2 недостаточная 1
К7 Орфография 3 2 ошибки  2
К8 Пунктуация 3 5 ошибок 1
К9 Соблюдение языковых норм 2 0 ошибок 2
К10 Соблюдение речевых норм 2 много недочётов 1
К11 Соблюдение этических норм 1 есть 1
К12 Фактологическая точность 1 есть нарушение
 Всего: 23 17

Практикум

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм 

Найди в сочинении орфографические ошибки. 

Ошибка: Нельзя не согласиться с мнением автора: лицемерие – это отрицательное качество, которое может породить в человеке призрение к себе.
Правильно: Нельзя не согласиться с мнением автора: лицемерие – это отрицательное качество, которое может породить в человеке презрение к себе.
Презрение и призрение – разные слова, у них разные значения.

Ошибка: Да, мы не совершенны, но не это ли обязывает нас  духовно расти и развиваться, бороться с нашими пороками?
Правильно: Да, мы несовершенны, но не это ли обязывает нас  духовно расти и развиваться, бороться с нашими пороками?

Всего: 2 орфографические ошибки 

 

К8. Соблюдение пунктуационных норм

Найди в сочинении пунктуационные ошибки.

2 ошибки:  Вопрос только в том какие качества человек будет развивать, а какие – подавлять.
Правильно: Вопрос только в том, какие качества человек будет развивать, а какие подавлять.

Ошибка: Он стремится донести до читателей мысль о том, что необходимо быть честным, прежде всего, с самим собой.
Правильно: Он стремится донести до читателей мысль о том, что необходимо быть честным прежде всего с самим собой.

Ошибка: Так в романе Дж. Лондона “Мартин Иден” автор рисует людей высших слоев общества с низкими моральными качествами.Правильно: Так, в романе Дж. Лондона “Мартин Иден” автор рисует людей высших слоев общества с низкими моральными качествами.

Ошибка: После достижения славы и денег главным героем, люди, когда-то отвергшие его,  теперь стремятся угодить Мартину.

Правильно: После достижения славы и денег главным героем люди, когда-то отвергшие его,  теперь стремятся угодить Мартину.

Всего: 5 пунктуационных ошибок

 

К9. Соблюдение языковых норм 

Найди в сочинении нарушения языковых норм.

Всего: нарушения языковых норм нет

 

К10. Соблюдение речевых норм

Найди в сочинении нарушения речевых норм.

В сочинении много не самых удачных формулировок. Вот примеры:

1. В данном для анализа тексте Бондарев поднимает проблему двуличия.Лучше: В данном тексте… Или: В представленнос тексте… Или: В исходном тексте… Или: В предложенном тексте…

Не стоит усложнять свои формулировки словами, которые не добавляют содержания.

2. Бондарев вспоминает случай, когда он повёл себя лицемерно при встрече с молодым профессором, главной чертой которого была угодливость,  чем он и прокладывал путь по карьерной лестнице.
Лучше: Бондарев описывает встречу своего героя с молодым профессором, успешно делающим карьеру за счёт угодливости, лицемерия, двуличия.

3. Автор обращает внимание на то, что сам он занимает положение выше должности молодого профессора, но тем не менее он повел себя малодушно, отвечая на лесть профессора.
Лучше: Автор обращает наше внимание на то, что его герой занимает положение, не ниже, чем молодой профессор, он не зависит от коллеги, но при встрече ведёт себя малодушно, отвечая на явную лесть лестью.

Важно

4. Среди произведений художественной литературы многие содержат примеры двуличных героев.
Лучше: Среди произведений художественной литературы много таких, в которых содержатся примеры двуличных героев. Или: Многие произведения художественной литературы содержат примеры двуличных героев.

5. После достижения славы и денег главным героем, люди, когда-то отвергшие его,  теперь стремятся угодить Мартину.
Лучше: Люди, когда-то отвергшие (отвергавшие) Мартина, стремятся угодить ему теперь, когда он достиг славы и денег.

Внимание: Я бы не сказала, что это грубые нарушения, но неудачных формулировок довольно много. Поэтому при оценке К6 (точности и выразительности речи) 1 балл будет снижен.

Содержание сочинения

К1. Формулировка проблем исходного текста

Верно ли сформулирована проблема исходного текста?

Проблема исходного текста сформулирована верно.

 

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Успешно ли выполнен комментарий к проблеме?

Комментарий к проблеме дан верно. Как и требуется, он непосредственно связан с исходным текстом.

К3. Отражение позиции автора исходного текста

Верно ли отражена позиция автора исходного текста?

Позиция автора исходного текста отражена верно.

Рекомендация: Абзац из одного предложения выглядит довольно куце. Рекомендую дать более развёрнутую формулировку.

 

К4. Аргументация собственного мнения по проблеме

Как выражено и аргументировано мнение автора сочинения относительно проблемы исходного текста?

Автор чётко и полно сформулировал отношение к обсуждаемой проблеме и правильно аргументировал свою точку зрения.

Оба аргумента почерпнуты из художественной литературы. Они действительно имеют прямое отношение к проблеме исходного текста.

Внимание: К4 рекомендует использовать один пример из литературных источников, а второй – из собственного жизненного опыта или общественной практики. Формально это требование в данном сочинении не соблюдено. Но в практике проверки работ  за использование двух примеров из художественной литературы количество баллов не снижается.

 

К11. Соблюдение этических норм

Соблюдены ли этические нормы?

Этические нормы соблюдены.

К12. Соблюдение фактологической точности

Есть ли в сочинении фактические ошибки? 

Фактологическая точность  не соблюдена. Автор сочинения смешивает два разных плана: реальности и художественного вымысла. В результате он отождествляет писателя с героем его произведения (повествование идёт от 1-го лица). Отсюда такие высказывания: 

Бондарев вспоминает случай, когда он повёл себя лицемерно.
Бондарев осуждает себя за этот поступок.

Речевое оформление

К5. Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения

Оцени смысловую целостность, связность и последовательность изложения.

Удачно выстроенная работа: смысловая целостность выдержана, изложение логично, сочинение написано связно и последовательно. 

 

К6. Точность и выразительность речи

Оцени точность и выразительность речи.

В работе много нечётких формулировок, которые снижают общее впечатление от работы. См. примеры в комментарии К10. 

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/750

Ссылка на основную публикацию