Сочинения об авторе куприн

А. И. Куприн. Жизнь и творчество

Actionteaser.ru – тизерная реклама

1. Детские и юношеские годы.
2. Особенности художественного стиля писателя.
3. Основные темы дореволюционного творчества Куприна.
4. Творчество периода эмиграции.

5. Последние годы жизни.

Ей-богу, я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбой или побыть женщиной и испытать роды; я бы хотел пожить внутренней жизнью и посмотреть на мир глазами каждого человека, которого встречаю.
А. И. Куприн

В этих словах одного из героев произведения А. И. Куприна «Яма» выражено желание самого писателя. Он всегда стремился жить с размахом, ловя каждый момент, попробовать себя во всех жизненных и профессиональных формах проявления.

Обратите внимание

Переполненная событиями жизнь писателя, многообразие тем его творчества — все это составляет единую чрезвычайно пеструю и живую картину.

Вместе с тем вхождение Куприна в большую литературу было нелегким, жизненный путь — не менее сложен.

А. И. Куприн (1870— 1938) родился в селе Наровчатове Пензенской области. Писатель рано остался сиротой — отец, канцелярский служащий умер, когда ему был год. Затем он попал в сиротский дом, в военную гимназию, кадетский корпус, юнкерское училище.

Сам он позже вспоминал, что это были самые несчастливые его годы жизни. Не столько из-за бессмысленного заучивания наизусть и голодания, сколько из-за сложившейся системы физических и нравственных наказаний: воспитанников часто унижали и запугивали, отправляли в карцер, секли розгами. О периоде пребывания в кадетском корпусе он написал в автобиографической повести «На переломе» 1900 года.

После окончания корпуса Куприну пришлось еще два года обучаться в Александровском военном училище, а после получения чина подпоручика — нести военную службу. Человека с такой жаждой жизни, как у Куприна, она не могла не тяготить. Будущий писатель подает в отставку в 1894 году.

С этого момента перед Куприным, по его же словам, началась «большая, широкая, свободная жизнь». Свой творческую карьеру он начал со стихов, и писал их в большом количестве не только в юности, но и на протяжении всей жизни. Вместе с тем эти опыты не принесли ему известности и не сделали поэтом.

Истинным призванием Куприна оказалась художественная проза.

Его первые рассказы — «Последний дебют», «Лунной ночью», «Ужас», «Психея», «Безумие» — появились в печати в конце 1880-х годов. По мнению критиков, эти произведения были во многом подражательны, схематичны, не лишены литературных штампов.

Но это касалось, как правило, тех произведений начинающего писателя, в которых он изображал то, что не пережито им самим. Там же, где чувствуется влияние его жизненного опыта, присутствует непревзойденный живой диалог, насыщенный красками пейзаж, выразительный портрет — как внешний, так и психологический.

Важно

Куприн является одним из тех, кто мог писать проникновенно и увлекательно одновременно, заражая читателя интересным хитросплетением сюжетных линий. Художественный стиль во многом оказался предопределен особенностями его личности.

Пожалуй, ни один из писателей-современников Куприна не стремился так полно познать жизнь во всех ее проявлениях, как он. Будучи реалистическим писателем Куприн чувствовал себя уверенно, когда твердо знал, что изображал. Его переполняли избыток жизненных сил и энергии.

Поэтому писатель стремился пережить все, что доступно человеку, соучаствовать всему, что происходит вокруг. Подвижность, неуемная тяга к «перемене мест», к частой смене занятий и рода деятельности отличали Куприна с юных лет до конца жизни. Известно, что Куприн владел множеством разных профессий.

В 1910 году писатель совершает полет на одном из первых в России аэропланов, изучает водолазное дело, опускается на морское дно. Все это наполняет его произведения яркими красками, здоровым романтизмом, жизненным оптимизмом, особой достоверностью. Запас наблюдений писателя сочетается его упорным самообразованием.

Творчество Куприна не только многопланово, многообразно. Разнообразие сюжетов обуславливалось богатым жизненным опытом Куприна.

Герои прозаических произведений Куприна — люди самых разных социальных слоев царской России — от капиталистов-миллионеров до босяков и нищих.

Но уже в ранних произведениях у Куприна появляется интерес к теме «маленького человека», к проблемам морально-этическим, социальным и эстетическим.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Творчество Куприна 1890-х годов отмечено широтою охвата и глубиной художественного исследования самых различных сторон современной писателю действительности, разнообразием героев из самых разных социальных слоев. В 1896 году он пишет социально-психологическую повесть «Молох».

Совет

Образ Квашнина — промышленного и финансового дельца — сатирическое олицетворение алчности и жестокости. Языческий бог Молох, жаждущий человеческих жертв, стал нарицательным обозначением мира эксплуатации, лицемерия и насилия над судьбами людей.

В этой атмосфере пошлость, ложь и фальшь вторгаются и в семейно-бытовые отношения, а духовные и нравственные ценности забываются.

В этой повести Куприным важен образ рабочих. Практически до конца произведения они предстают в качестве терпеливых жертв Молоха, нередко сравниваются с детьми.

Закономерен итог повести — общий взрыв негодования, неугасимое стремление изменить ситуацию.

Автор использует образы взрыва, черной стены рабочих на фоне пламени для того, чтобы наиболее ярко изобразить народный бунт, выразить несогласие с положением рабочего класса в современном буржуазном обществе.

Тема невозможности существования людей разных занятий и слоев в установившемся «жизненном порядке как он есть» получила свое продолжение в целом ряде произведений этих годов — «Просительница», «Картина», «Наташка», «Друзья», «Блаженный», «С улицы», «Конокрады», «Белый пудель», «Allez!», «По заказу», «Кляча».

Герои Куприна не видят смысла жизни в настоящем и полностью неуверенны в завтрашнем дне. Мотивы нестабильности жизни в мире людей, где подавляются личное и гражданское достоинства, не находит выхода человеческая энергия, усиливают в его произведениях ощущение близящегося общего кризиса, неизбежных перемен.

Утверждая ценность человека, которого не испортила буржуазная цивилизация, Куприн пытался найти своего положительного героя. Выражением такого идеала в то время стала героиня повести «Олеся» (1898).

Обратите внимание

Это один из самых поэтичных образов в мировой литературе и одно из первых произведений Куприна, в которых он предстает непревзойденным мастером изображения любовного чувства. Притягательность героини — в цельности ее натуры, в благородстве и силе характера, в самобытности, которые она сохраняет до конца.

Искренняя, глубокая, жертвенная любовь лесной «колдуньи» Олеси противопоставлена трусости и безвольности ее возлюбленного — доброго, но слабохарактерного русского интеллигента.

В дальнейшем тема любви в творчестве Куприна получила развитие в не менее лиричных и трогательных произведениях — «Суламифь» (1908) и «Гранатовый браслет» (1911). В них изображены яркая страсть библейской красавицы Сулимифи и безнадежное и самоотверженное чувство маленького чиновника Желткова.

Особая сила «Гранатового браслета» в том, что любовь здесь предстает как «нечто неожиданное» среди привычных будней, трезвой реальности и устоявшегося быта. К началу XX века Куприн уже успел стать самобытным писателем-реалистом молодого поколения.

Выдающимся произведением писателя начала века стала повесть «Поединок» (1905), посвященная М. Горькому.

В «Поединке» нашли свое отражение новые общественные настроения в России во время нарастания всеобщего недовольства, вызванного поражением в русско-японской войне. Это видно через армейские порядки того времени. С одной стороны, показано моральное разложение офицерства, лишенного каких-либо порывов к гражданскому служению.

С другой стороны, запуганные, уставшие от муштры солдаты. В этой атмосфере достойно служащие офицеры подвергаются осмеянию, спиваются, как Назанский, или бессмысленно погибают, как подпоручик Ромашов, главный герой произведения. Это самый любимый для Куприна образ правдоискателя и гуманиста.

Ромашов отстаивает свободу и достоинствочеловеческой личности. Он хочет видеть в солдате не бесчувственного исполнителя офицерской воли и приказов свыше, а друга, брата, человека. Вместе с тем он не столько борется со злом, сколько сам страдает от него. Его не понимает и не принимает окружение.

Важно

Кроме того, герой испытывает неудачи и в любви. Пренебрежение к слабым, чувству жалости, гуманизму характеризует весь мир армейской жизни. На словах ненавидя эту жизнь, ее мораль и порядки, Шурочка Николаева является ее неотъемлемой частью.

В итоге, в надеждах мечтая начать новую жизнь, порвать с жестокой и несправедливой военной службой, Ромашов бессмысленно гибнет на дуэли. Это произведение принесло Куприну общеевропейскую славу.

Интерес ко всем проявлениям живого, тонкая наблюдательность и человеколюбие характерны для рассказов Куприна о детях и животных, которые художник слова писал на протяжении всей жизни. Это «Изумруд», «Скворцы», «Завирайка», «Ю-ю», «Собачье счастье», «В зверинце», «Слон», «Белый пудель».

Февральская революция становится для Куприна осуществлением желанных демократических перемен. Он активно выступает в периодической печати, но это вре№я становится для писателя временем противоречий и метаний как политических, так и творческих. Летом 1920 года Куприн едет в Париж.

Так открывается новая страница его творчества, но большинство произведений этого периода изображают события дореволюционные либо из исторического и легендарного прошлого России. Одно из самых заметных произведений этого времени — роман «Жанета» (1932—1933). Он посвящен русской эмиграции.

В произведении показана душевная опустошенность русского эмигранта, нищенствующего, всеми забытого, никому не нужного, для всех чужого. Единственным смыслом его жизни становится маленькая девочка Жанета. Все восемнадцать лет, проведенных в эмиграции в целом, писатель испытывает тоску по родине и творческий кризис.

«Чем талантливее человек, тем труднее ему без России», — утверждал он в одном из своих писем.

Возвращение на родину в 1937 году не изменило его настроений. Несмотря на новые творческие замыслы, подорванное здоровье не позволило ему их воплотить в жизнь. В августе 1938 года А. И. Куприн скончался.

По воспоминаниям современников, перед смертью он признавался близким: «…Какое счастье принадлежать к такому народу, любить его!». Действительно А.

Совет

И Куприн жил и творил для всех людей России, его произведения проникнуты гуманистической верой в человека, любовью к родине, демократическим пафосом, идеями духовного раскрепощения личности. Исследователь творчества писателя Ф. И.

Кулешов верно отметил: «Куприн оставил книги, которые нужны людям сегодня, будут нужны им вечно, как вечен язык, на котором они написаны, и как вечен народ, к которому они обращены».

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/a-i-kuprin-zhizn-i-tvorchestvo/

Сочинения по творчеству а. и. куприна

Проблема человека и окружающего его мира на примере произведений А. Куприна.

В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество — об этом размышляли многие русские писатели XIX века.

Плоды этих размышлений отразились во многих устойчивых формулах, например, в известной фразе “среда заела”. Заметно обострился интерес к этой теме в конце XIX — начале XX века, в эпоху, переломную для России. В духе гуманистических традиций, унаследованных от прошлого, рассматривают этот вопрос такие писатели-реалисты, как И. Бунин, А.Куприн, В.

Короленко, используя при этом все художественные средства, которые стали достижением рубежа веков.

Проблема человека и окружающего его мира может быть рассмотрена на примере произведений А. Куприна. Творчество этого писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современной ему прозы. Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес.

Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А.Куприна пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениями жизнь — побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А.

Купринмного раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений — чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот. Но А.

Куприн относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой человечности, которая всегда отличала русских писателей.

Обратите внимание

В персонажах рассказав “Белый пудель”, “Тапер”, “Гамбринус”, а также многих других, угадываются черты “маленького человека”, однако писатель не просто воспроизводит этот тип, но заново переосмысливает его. Рассмотрим это на примере очень известного рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

Рассказ был написан в 1911 году. В основе его сюжета — реальное событие — любовь телеграфного чиновника Желтого П.П. к жене важного чиновника, члена Государственного Совета Любимова. Об этой истории вспоминает сын Любимовой, автор известных воспоминаний Лев Любимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А.

Куприна — чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего не известно. В семье Любимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Это передается через композицию произведения.

В нем дастся обширная, неторопливая экспозиция, которая вводит нас в экспозицию дома Шеиных.

Сама история необыкновенной любви, история гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который рассказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой истории видится оскорбительным и подозрительным, самой Веры Николаевны и, наконец, генерала Аносова, первым предположившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, “о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”. Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения Желткова, столько из- за предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу — самоубийству героя. Таким образом утверждается право маленького человека на счастье, но и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни. Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыкальное начало — в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение, — и завершается рассказ сценой, когда героиня слушает музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения. В текст произведения входит тема неотвратимости гибели главного героя — она передана через символику света: в момент получения браслета Вера Николаевна видит красные камни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных традиций: тема востока — монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви — страсти, безрассудности; упоминание о том, что мать сестер — англичанка, вводит тему рассудочности, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появляется третья линия: не случайно, что квартирная хозяйка оказывается католичкой. Этим в произведение вводится тема любви-преклонения, которым в католичестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования. Герой А.Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром непонимания, миром людей, для которых любовь — это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает. Сродни ему во многом и другой купринский герой — герой повести “Поединок” поручик Ромашов.

Читайте также:  Краткая биография жид

Повесть “Поединок” была воспринята современниками в первую очередь как произведение, социально направленное, в нем разглядели — они с интересом, другие с возмущением — антиармейскую тему. Так, одна из статей того времени называлась “Литературная вылазка против военных”. Повесть связывали с поражением русской армии в войне с Японией.

Современников поразило то, как правдиво и беспощадно показал писатель деградацию офицерства, быт и нравы армейских служак. Однако сегодня в произведении обращает на себя внимание преимущественно его нравственная проблематика.

Само название “Поединок” многозначно: это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок Ромашова с самим собою.

Важно

В отличие от Желткова, который обрисован пунктирно, главный герой “Поединка” раскрыт психологически подробно и убедительно. О том, кто такой поручик Ромашов, можно спорить — образ этот неоднозначен.

В нем угадываются черты маленького человека — он неказист внешне, порой даже смешон: “Ромашов вдруг с поразительной ясностью представил себя, свои калоши, шинель, бледное лицо, близорукость, свою обычную растерянность и неловкость”.

В начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога — он видит себя “ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды”, представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско (здесь угадываются пародийно переосмысленные страницы мечтаний князя Андрея Болконского из “Войны и мира” — мечты о “своем Тулоне”). Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль: происходит нравственное очищение героя страданием, его внутренним прозрением. Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое горе, как свое. Встретив несчастного, забитого солдата Хлебникова, он обращается к нему с библейскими словами: “Брат мой”. В Ромашове все отчетливее прорисовываются черты лишнего человека, его нравственное чувство приходит в противоречие с окружающей его жизнью. Особенно ярко это проявляется в сфере личных чувств, его любви к Шурочке Николаевой. Любовь Ромашова, чистая и трогательная, сталкивает его с жестокостью и бесчеловечностью всего мира. Образ Шурочки Николаевой- женщины, которая равнодушно обрекает на смерть любящего ее человека ради карьеры мужа- этот образ можно назвать в чем-то открытием А.Куприна, в чем-то его пророчеством. Ромашов соглашается на поединок, исход которого для него почти ясен, не только из-за способности к любви-преклонению, любви самоотверженной и жертвенной, как и у Желткова, но и от сознания собственной ненужности, от безысходности. Происходит крушение мечты, и не только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой к самоубийству. Но в авторском взгляде на жизнь нет безысходности — сама возможность высоты человеческого духа, прозрения, нравственного очищения оставляет в душе читателя чувство просветленности. Психологическая достоверность образа Ромашова, всей картины русской жизни начала века делают произведение созвучным современному читателю.

Возвращаясь к поставленному в начале вопросу — “человек и окружающий его мир” — отметим, что в русской прозе начала века представлен широкий спектр ответов на него. Мы рассмотрели лишь один из вариантов — трагическое столкновение личности с окружающим его миром, его прозрения и гибели, но гибели не бессмысленной, а содержащий в себе элемент очищения и высокого смысла.

Источник: https://wordcreak.ru/chitalnyi-zal/uchebnyi-zal/sochinenija-po-tvorchestvu-a-i-kuprina.html

Сочинение на тему: “О творчестве А. И. Куприна”

О творчестве А. И. Куприна

В чем смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»?

Почему А. И. Куприн воспринимает любовь как трагедию? (По повестям «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»)

Когда закрываешь последнюю страницу повести Куприна «Поединок», возникает ощущение нелепости, несправедливости случившегося. Сухие строки рапорта по-канцелярски точно и бесстрастно излагают обстоятельства смерти подпоручика Ромашова, погибшего в результате дуэли с поручиком Николаевым. Просто и буднично обрывается жизнь юного, чистого и честного человека.

Внешняя канва повести вроде бы объясняет причину этой трагедии. Это любовь Юрия Алексеевича к замужней женщине, Шурочке Николаевой, вызвавшая законную и понятную ревность мужа и его желание защитить поруганную честь.

Но к этой любви примешивается подлость и корыстный расчет Шурочки, которая не постыдилась заключить циничную сделку с влюбленным в нее человеком, ставкой в которой стала его жизнь. Кроме того, создается впечатление, что гибель Ромашова предопределена теми событиями, которые происходят в повести.

Этому способствует общая атмосфера жестокости, насилия, безнаказанности, которая характеризует офицерскую среду.

Значит, слово «поединок» является выражением конфликта между общечеловеческими нравственными нормами и беспределом, который творится в армии.

Юный подпоручик Ромашов приезжает на место службы с надеждой найти здесь свое призвание, встретить честных, мужественных людей, которые примут его в свою дружную офицерскую семью. Автор вовсе не идеализирует своего героя. Он, что называется, средний, даже заурядный человек со смешной привычкой думать о себе в третьем лице.

Но в нем, несомненно, чувствуется здоровое, нормальное начало, которое вызывает в нем чувство протеста против уклада армейской жизни.

В начале повести этот протест выражается в робкой попытке Ромашова высказать свое несогласие с общим мнением сослуживцев, одобряющих дикие поступки пьяного корнета, врубившегося в толпу евреев, или офицера, застрелившего, «как собаку», штатского, который посмел сделать ему замечание.

Совет

Но его сбивчивая речь о том, что культурные, порядочные люди все-таки не должны нападать с шашкой на безоружного, вызывает лишь снисходительную ответную реплику, в которой сквозит плохо скрытое презрение к этому «фендрику», «институтке». Юрий Алексеевич чувствует свою отчужденность среди сослуживцев, наивно и неловко пытаясь преодолеть ее.

Он втайне восхищается удалью и силой Бек-Агамалова, пытаясь стать похожим на него. Однако врожденные доброта и совестливость заставляют Ромашова вступиться за солдата-татарина перед грозным полковником. Но простое человеческое объяснение того, что солдат не знает русского языка, расценивается как грубое нарушение воинской дисциплины, которая оказывается несовместимой с принципами гуманности и человечности.

Вообще в повести Куприна много «жестоких» сцен, рисующих унижение человеческого достоинства.

Они характерны прежде всего для солдатской среды, среди которой особенно выделяется обезумевший, замордованный солдат Хлебников, пытавшийся броситься под поезд, чтобы положить конец ежедневным истязаниям.

Сочувствуя этому несчастному солдату, защищая его, Ромашов тем не менее не может спасти его. Встреча с Хлебниковым заставляет его еще острее почувствовать себя изгоем в офицерской среде.

В представлении героя постепенно выстраивается целая шкала унижений, когда генерал грубо обращается с командиром полка, тот в свою очередь унижает офицеров, а те — солдат. На этих покорных, бессловесных существах офицеры вымещают всю свою злость, тоску от бессмысленности, идиотизма армейских будней и досуга.

Но герои купринской повести вовсе не отпетые негодяи, почти в каждом из них есть какие-то проблески человечности. Например, полковник Шульгович, грубо и резко отчитав офицера, растратившего казенные деньги, тут же помогает ему. Значит, в общем-то, неплохие люди в условиях произвола , насилия и беспробудного пьянства теряют человеческий облик.

Это еще сильнее оттеняет глубину нравственного падения офицеров в разлагающейся царской армии.

Обратите внимание

Образ Ромашова дается писателем в динамике, развитии. Автор показывает в повести духовный рост героя, который проявляется, например, в его изменившемся отношении к обществу офицеров, которое командир полка называет «целой семьей». Ромашов уже не дорожит этой семьей и готов хоть сейчас вырваться из нее и уйти в запас.

Кроме того, теперь он не робко и сбивчиво, как раньше, а ясно и твердо высказывает свои убеждения: «Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить головы. Это стыдно».

Если раньше Ромашов нередко находил забвение в пьянстве или пошлой связи с Раечкой Петерсон, то к концу повести он обнаруживает твердость и силу характера.

Может быть, в душе Юрия Алексеевича тоже совершается поединок, в котором борются честолюбивые мечты о славе и военной карьере с тем возмущением, которое охватывает его при виде бессмысленной жестокости и полнейшей духовной опустошенности, пропитавших всю армию.

И в этом бескровном поединке одерживает победу здоровое нравственное начало, гуманное стремление защитить униженных, страдающих людей. Взросление юного героя сочетается с его духовным ростом. Ведь зрелость не всегда означает стремление к совершенству. Об этом свидетельствуют образы офицеров, людей, свыкшихся с гнетущей обстановкой, приспособившихся к ней.

Да, в них иногда прорывается тоска по иной, нормальной жизни, которая обычно выражается всплеском злобы, раздражения, пьяным разгулом. Возникает какой-то замкнутый круг, из которого нет выхода. По-моему, трагедия Ромашова в том, что, отрицая однообразие, идиотизм и бездуховность армейской жизни, он все же не имеет достаточной силы, чтобы противостоять ей.

Из этого нравственного тупика возможен для него только один выход — смерть.

Повествуя о судьбе своего героя, его исканиях, заблуждениях и прозрении, писатель показывает общественное неблагополучие, которое охватило все сферы российской действительности начала века, но ярче и отчетливее проявлялось в армии.

Таким образом, название повести Куприна можно понимать как поединок добра и зла, насилия и гуманизма, цинизма и чистоты. В этом, по-моему, и заключается основной смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок».

Важно

Произведениям замечательного писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений.

В чем же их неиссякаемая чарующая прелесть? Наверное, в том, что они воспевают самые светлые и прекрасные человеческие чувства, зовут к красоте, добру, гуманности.

По-моему, самые трогательные и проникновенные произведения Куприна — это его повести о любви «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь». Именно любовь окрыляет героев, дает им ощущение высшей полноты жизни, возвышает их над серым безотрадным бытом.

Любовь раскрывается писателем как сильное, страстное, всепоглощающее чувство, всецело завладевшее человеком. Оно позволяет героям выявить лучшие качества души, озаряет жизнь светом доброты и самопожертвования. Но любовь в произведениях Куприна часто оканчивается трагедией.

Такова прекрасная и поэтическая история чистой, непосредственной и мудрой «дочери природы» из повести «Олеся». Этот удивительный характер сочетает в себе ум, красоту, отзывчивость, бескорыстие и силу воли. Образ лесной колдуньи овеян тайной. Необычна ее судьба, жизнь вдали от людей в заброшенной лесной избушке.

На девушку оказывает благотворное влияние поэтичная природа Полесья. Оторванность от цивилизации позволяет ей сохранить цельность и чистоту натуры. С одной стороны, она наивна, потому что не знает элементарных вещей, уступая в этом интеллигентному и образованному Ивану Тимофеевичу.

Но с другой, Олеся обладает каким-то высшим знанием, которое недоступно обыкновенному умному человеку.

В любви «дикарки» и цивилизованного героя с самого начала чувствуется обреченность, которая пронизывает произведение грустью и безнадежностью. Слишком разными оказываются представления и взгляды влюбленных, которые приводят к разлуке, несмотря на силу и искренность их чувства.

Когда заблудившийся в лесу во время охоты городской интеллигент Иван Тимофеевич в первый раз увидел Олесю, его поразила не только яркая и оригинальная красота девушки. Он почувствовал ее непохожесть на обычных деревенских «дивчат». Во внешности Олеси, ее речи, поведении есть что-то колдовское, не подлежащее логическому объяснению.

Наверное, это и пленяет в ней Ивана Тимофеевича, в котором восхищение незаметно перерастает в любовь.

Совет

Когда Олеся по настойчивой просьбе героя гадает ему, то с удивительной прозорливостью предсказывает, что жизнь у него будет невеселая, никого он сердцем не полюбит, так как сердце у него холодное и ленивое, а, наоборот, принесет много горя и позора той, которая полюбит его. Трагическое пророчество Олеси сбывается в финале повести.

Нет, Иван Тимофеевич не совершает ни подлости, ни предательства. Он искренне и серьезно хочет связать свою судьбу с Олесей. Но при этом герой проявляет нечуткость и бестактность, которые обрекают девушку на позор и гонение.

Иван Тимофеевич внушает ей мысль о том, что женщина должна быть набожной, хотя прекрасно знает, что Олесю в деревне считают колдуньей, а следовательно, посещение церкви может стоить ей жизни. Обладая редким даром предвидения, героиня ради любимого человека идет на церковную службу, ощущая на себе злобные взгляды, слыша издевательские реплики и брань.

Читайте также:  Сочинения об авторе теккерей

Этот самоотверженный поступок Олеси особенно подчеркивает ее смелую, свободную натуру, которая контрастирует с темнотой и дикостью жителей деревни. Избитая местными крестьянками, Олеся уходит из своего дома не только потому, что опасается их еще более жестокой мести, но и потому, что прекрасно понимает несбыточность ее мечты, невозможность счастья. Когда Иван Тимофеевич застает опустевшую хату, то его взгляд притягивает нитка бус, которая возвышалась над кучами сора и тряпок, как «память об Олесе и ее нежной, великодушной любви».

Сильное и прекрасное чувство связывает и таких разных и по возрасту, и по положению людей, как мудрый царь Соломон и бедная девушка с виноградников в повести «Суламифь». Эта библейская легенда воспринимается как гимн любви, мудрости и красоте.

Любовь помогает героине преодолеть страх смерти. Истекая кровью, она называет себя самой счастливой женщиной на свете и благодарит возлюбленного за его любовь, красоту и мудрость, к которой «она прильнула, как к сладкому источнику».

Ревность царицы Астис смогла погубить юную соперницу, но она бессильна убить любовь, светлую память царя Соломона об «обожженной солнцем Суламифи».

Трагический отсвет любви, озарившей жизнь мудреца, заставляет его продиктовать глубоко выстраданные строки: «Крепка, как смерть, любовь, и жестока, как ад, ревность: стрелы ее — стрелы огненные».

Безответная любовь дает бедному телеграфисту Желткову из повести «Гранатовый браслет» высшее блаженство и острую сладкую тоску. Весь мир сосредоточился для него в любви к княгине Вере Николаевне Шеиной, замужней женщине, занимающей высокое положение в обществе.

Его наивные, трогательные письма, дышащие любовью и обожанием, становятся постоянным источником насмешек и острот благородного княжеского семейства.

Обратите внимание

Но подаренный ко дню именин Веры гранатовый браслет, в котором благодаря удачному освещению «вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни», нарушает, по мнению Николая Николаевича, брата княгини, всякие границы благопристойности.

Заботясь о добром имени князей Шеиных, этот сухой и черствый человек начинает поиски этого ничтожного «Ге Эс Же», чтобы возвратить ему подарок и положить конец его преследованиям княгини Веры.

Тягостный и бессмысленный разговор заканчивается обещанием Желткова больше не напоминать о себе, хотя он искренне признается Василию Львовичу в том, что никогда не сможет разлюбить его жену. Эта встреча оставляет у князя Шеина, доброго и порядочного человека, странное чувство, что он присутствует «при какой-то громадной трагедии души». Княгиня Вера тоже предчувствует, «что этот человек убьет себя».

Герои купринской повести много говорят об этом чувстве, мечтают о бескорыстной, самоотверженной любви, для которой «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость», но не замечают, что именно такая любовь пересекла жизненный путь Веры. Связанный обещанием, данным мужу и брату княгини Шеиной, Желтков кончает жизнь самоубийством, так как не в состоянии разлюбить Веру.

В разных произведениях писатель обращается к разным эпохам, изображает непохожих героев, принадлежащих к одной социальной среде. Но общим в этих повестях является любовь — самоотверженная, верная, исполненная благородства, преданности и всегда трагичная.

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-o-tvorchestve-a-i-kuprina

Сочинение на тему “Творчество Куприна”

Чрезвычайно сложную и пеструю картину представляют собой жизнь и творчество Куприна. Кратко изложить их сложно. Весь опыт жизни научил его призывать к человечности. Во всех рассказах и повестях Куприна заложен один и тот же смысл – любовь к человеку. Далее перед вами предстанет хронология жизни и творчества Куприна (кратко).

Куприн родился в 1870 г. в унылом и безводном городке Наровчат Пензенской губернии. Осиротел очень рано. Когда ему исполнился год, умер отец, мелкий письмоводитель.

Ничего примечательного в городе не было, кроме ремесленников, делавших решета и бочки. Жизнь малыша шла без радостей, зато обид хватало.

Они с матерью ходили по знакомым и угодливо выклянчивали хоть чашечку чайку. А “благодетели” совали руку для поцелуя.

Скитания и учеба

Мать спустя 3 года, в 1873 г., с сыном уехала в Москву. Ее взяли во вдовий дом, а сына с 6 лет, в 1876 году – в сиротский пансион. Позже Куприн опишет эти заведения в рассказах “Беглецы” (1917), “Святая ложь”, “На покое”. Это все рассказы о людях, которых жизнь безжалостно вышвырнула. Так начинается история про жизнь и творчество Куприна. Кратко рассказать об этом трудно.

Когда мальчик подрос, то его удалось пристроить сначала в военную гимназию (1880), потом в кадетский корпус и, наконец, в юнкерское училище (1888). Обучение было бесплатное, но мучительное. Так потянулись долгие и безрадостные 14 военных лет с их бессмысленной муштрой и унижениями.

Продолжением была взрослая служба в полку, который стоял в заштатных городишках под Подольском (1890-1894). Первый рассказ, который опубликует А. И. Куприн, открывая военную тему, – “Дознание” (1894), затем “Куст сирени”(1894), “Ночная смена”(1899), “Поединок” (1904-1905) и другие.

Годы странствий

В 1894 году Куприн решительно и круто меняет свою жизнь. Он уходит в отставку и живет очень скудно. Александр Иванович поселился в Киеве и начал писать для газет фельетоны, в которых он красочными мазками живописует жизнь города. Но не хватало знания жизни. Что он видел, кроме военной службы? Ему было интересно все.

И балаклавские рыбаки, и донецкие заводы, и природа Полесья, и разгрузка арбузов, и полет на воздушном шаре, и цирковые артисты. Он досконально изучил жизнь и быт людей, составлявших становой хребет общества. Их язык, жаргоны и нравы. Насыщенные впечатлениями жизнь и творчество Куприна кратко передать почти невозможно.

Литературная деятельность

Именно в эти годы (1895) Куприн становится профессиональным литератором, постоянно публикуя свои произведения в различных газетах. Он знакомится с Чеховым (1901) и всеми, кто его окружает. А ранее подружился с И. Буниным (1897) и затем с М. Горьким (1902).

Один за другим выходят рассказы, заставляющие вздрагивать общество. “Молох” (1896) о тяжести капиталистического гнета и бесправии рабочих. “Поединок” (1905), который невозможно читать без гнева и стыда за офицеров. Целомудренно прикасается к теме природы и любви писатель.

“Олесю” (1898), “Суламифь” (1908), “Гранатовый браслет” (1911) знает весь мир. Ему ведома и жизнь животных: “Изумруд” (1911), “Скворцы”. Примерно в эти годы Куприн уже может содержать семью на литературные заработки и женится. У него рождается дочка. Затем разводится, и во втором браке у него тоже появляется дочь. В 1909 г.

Куприн награжден Пушкинской премией. Жизнь и творчество Куприна, кратко описанные, с трудом умещаются в несколько абзацев.

Эмиграция и возращение на родину

Октябрьскую революцию чутьем и сердцем художника Куприн не принял. Он выезжает из страны. Но, печатаясь за границей, тоскует по родине. Подводят возраст и болезни. Наконец он все-таки вернулся в любимую Москву.

Но, прожив здесь полтора года, он, тяжело больной, умирает в 1938 году в возрасте 67 лет в Ленинграде. Вот так заканчиваются жизнь и творчество Куприна.

Краткое содержание и описание не передают яркой и насыщенной впечатлениями его жизни, отраженной на страницах книг.

О прозе и биографии писателя

Очерк жизни и творчества Куприна, кратко представленный в нашей статье, говорит о том, что каждый хозяин своей судьбы. Когда человек рождается, его подхватывает поток жизни.

Кого-то он заносит в застоявшееся болото, да так там и оставляет, кто-то барахтается, пытаясь как-то справиться с течением, а кто-то просто плывет по течению – куда вынесет.

Но есть люди, к которым относится Александр Иванович Куприн, которые всю жизнь упрямо гребут против течения.

Важно

Родившись в провинциальном, ничем не примечательном городишке, он навсегда его полюбит и будет возвращаться в этот незамысловатый пыльный мир сурового детства. Мещанский и скудный Наровчат он будет любить необъяснимо.

Может быть, за резные наличники и герани на окнах, может, за необъятные поля, а может, за запах прибитой дождем пыльной земли. И может быть, эта скудость потянет его в юности, после армейской муштры, которую он испытывал 14 лет, узнать Русь во всей полноте ее красок и говоров.

Куда только не занесут его пути-дороги. И в полесские леса, и в Одессу, и на металлургические заводы, и в цирк, и в поднебесье на аэроплане, и на разгрузку кирпичей и арбузов.

Все познает человек, полный неиссякаемой любви к людям, к их быту, и все свои впечатления отразит в повестях и рассказах, которыми будут зачитываться современники и которые не устарели и сейчас, сто лет спустя после их написания.

Разве может стать старой юная и прекрасная Суламифь, возлюбленная царя Соломона, разве может перестать любить лесная колдунья Олеся робкого горожанина, разве может перестать играть Сашка-музыкант из “Гамбринуса” (1907). А белый пудель Арто (1904) все так же предан своим хозяевам, которые его бесконечно любят.

Все это своими глазами видел писатель и оставил нам на страницах своих книг, чтобы мы могли ужаснуться тяжкой поступи капитализма в “Молохе”, кошмарной жизни молодых женщин в “Яме” (1909-1915), страшной смерти прекрасного и ни в чем не повинного Изумруда.

Куприн был мечтателем, любящим жизнь. И все рассказы прошли через его внимательный взгляд и чуткое умное сердце. Поддерживая дружбу с писателями, Куприн никогда не забывал ни рабочих, ни рыбаков, ни матросов, то есть тех, кого называют простыми людьми.

Их объединяла внутренняя интеллигентность, которая дается не образованием и знаниями, а глубиной человеческого общения, умением сочувствовать, природной деликатностью. Эмиграцию он тяжело переживал. В одном из своих писем писал: “Чем талантливее человек, тем труднее ему без России”.

Совет

Не причисляя себя к гениям, он просто тосковал по родине и, вернувшись, умер после тяжелой болезни в Ленинграде.

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-na-temu-tvorchestvo-kuprina/

Мой любимый писатель Куприн

Открывая томик произведений Куприна, не перестаешь удивляться живости созданных им образов. Перелистывая страницу за страницей, воочию видишь очень разных людей, живущих в его повестях и рассказах, Чувствуешь, пахнуло соленым морским ветром Балаклавы? Слышишь, зашумел колдовской полесский лес? Невозможно оторваться от героев Куприна.

Что же за человек создал это чудо? Кем он был? Весьма интересно, что, расставшись с военным мундиром, этот изумительный человек попробовал себя во многом. Он изучал зубоврачебное дело, был репортером, грузчиком, псаломщиком, выращивал табак, опускался на морское дно и вместе с Уточкиным поднимался на воздушном шаре в небо.

Эмигрировав после революции, Куприн почти двадцать лет всей душой стремился на Редину. Это неисправимый оптимист и жизнелюб. В его творчестве жизнь бьет ключом. Как чисты его герои! Они оставляют в душе неизгладимые впечатления.

Особенно родственны мне герои Куприна, которые не приемлют унижение человека, при любых обстоятельствах сохраняют человеческое достоинство, не допускают торжества несправедливости, “Я не люблю насилья и бессилья, не выношу” когда невинных бьют”. Таков поручик Ромашов из “Поединкам, Эту повесть сам писатель назвал “девятым валом” своего творчества.

“Поединок” мощно прозвучал на всю Россию. Ромашов нещадно обличает офицерскую касту, творящую в армии произвол, издевающуюся над солдатами. Он вступается за татарина Шарафутдинова, удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, он понимает, что все это живые люди, И помогает им сохранять человеческий облик, не теряя своего.

Конечно же, главная тема в творчестве Куприна – тема любви. Добрый и справедливый человек, князь Шеин, муж Веры Николаевны, с пониманием относится к влюбленному в его жену почтовому чиновнику Желткову, Маленький человек терпит “громадную трагедию души”,

Любовь превыше всею. Она бескорыстна, самоотверженна, “сильна как смерть”, не ждет похвалы или награды, В такой любви утонула полесская ведьма Олеся, полюбив “доброго, но только слабого” Ивана Тимофеевича. Олесе жаль, что у нее нет ребенка от любимого человека. Ее любовь трагична, обречена на страдания изначально.

Такова и любовь Желткова к княгине Вере Николаевне. Тихо уходя из жизни, он спокойно, как молитву, произносит: “Да святится имя Твое”. Он умирает, благословляя любимую женщину.

А Ромашов приносит себя в жертву расчетливой Шурочке Николаевой. И Суламифь благодарит царя Соломона за испытанное ею счастье.

Обратите внимание

Бывает ли так в жизни? Вопреки всему, хочется, чтобы было, ведь в жизни бывает все. В своих произведениях Куприн видит все и бытовые мелочи, и незначительные – подробности, и глубину характера человека. Да и описания природы создают фон, на котором разворачивается дальнейшее действие.

На фоне таинственного леса мы встречаемся с полесской колдуньей Олесей, Пробуждающаяся природа – символ зарождения ее любви к Ивану Трофимовичу. А разбушевавшаяся стихия – скорбное прощание с героиней повести. Таким видится нам, “обманутому поколению”, А.

Куприн – гуманист, оптимист, добрый, душевный, мудрый человек,

Не хочется расставаться с героями произведений Куприна, любящими и бескорыстными,

Мой любимый писатель Куприн

Источник: https://home-task.com/moj-lyubimyj-pisatel-kuprin/

Мой Куприн

«Партнер» №6 (225) 2016г.

Мой Куприн

Григорий Калихман (Дортмунд)

Любовь не выбирают – она приходит сама. Любовь к Куприну, как и любовь к Чехову, возникла у меня с юношеских лет. Эти писатели всегда были мне гораздо ближе, чем, скажем, Толстой, Достоевский, Тургенев. Это никоим образом не говорит о том, что упомянутые гиганты в чем-то уступают Куприну – просто он мне ближе и понятнее по своей тематике, образу мыслей и стилю изложения.

Сухие факты бурной биографии

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии. Его отец был потомственный дворянин, мать – из семьи татарских князей. Отец умер, когда мальчику был всего один год. Мать с детьми переехала в Москву, где прошли детские и отроческие годы будущего писателя.

Читайте также:  Краткая биография гиппиус

В шесть лет мальчика отдали в Московский Разумовский пансион, созданный для детей-сирот. Затем в 1880 году он поступил во Второй московский кадетский корпус, по окончании которого в 1887 году был принят в Александровское военное училище.

В 1889 году был напечатан первый рассказ Куприна «Последний дебют», за что автор, кроме гонорара и огромного чувства гордости за первую публикацию, получил двое суток карцера – юнкерам было запрещено выступать в печати. В 1890 году в чине подпоручика он поступил на службу в пехотный полк, который был расквартирован в городке Проскурове Подольской губернии.

Армейская жизнь дала ему богатый материал для многих произведений. Офицер Куприн всерьез готовился к военной карьере, но его не приняли в Академию Генштаба.

Выйдя в 1894 году в отставку в чине поручика, Куприн переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. Он поселился на Подоле, в захудалой гостинице «Киевский порт».

Жизнь в Киеве нашла отражение в его рассказах «Киевские типы», «Река жизни» и в знаменитой повести «Яма».

В последующие годы Куприн много странствовал по России, перепробовал множество профессий: был грузчиком и рыбаком, охотником и водолазом, летал на аэроплане, был управляющим имением, псаломщиком, учетчиком на сталелитейном заводе и даже дантистом.

Важно

В 1901 году он переехал в Москву и в начале 1902 года женился на Марии Карловне Давыдовой. Через год у Куприных родилась дочь Лидия. Этот брак продлился пять лет. Второй женой писателя в 1907 году стала Елизавета Морицовна Гейнрих, с которой он прожил до конца жизни. В этом браке родилась дочь Ксения.

Когда началась Первая мировая война, Куприн вместе с женой открыл в своем доме военный госпиталь. В ноябре 1914 года он был призван в армию и направлен в Финляндию командиром пехотной роты, но вскоре его демобилизовали по состоянию здоровья. Отречение Николая II писатель воспринял с энтузиазмом.

Он симпатизировал эсерам, редактировал несколько либеральных газет. Пролетарскую диктатуру как форму власти Куприн не принял. Он осуждал политику военного коммунизма и сопряженный с ней террор, за что был арестован, три дня просидел в тюрьме, но по ходатайству Горького выпущен, однако внесен в список заложников.

С началом Гражданской войны поручик Куприн вступил добровольцем в белую армию Юденича и стал редактором армейской газеты. После поражения Северо-Западной армии писатель, уже побывавший в тюрьме и в заложниках, покинул Россию.

Он отправился в Ревель, оттуда – в Хельсинки, а в июле 1920 года переехал в Париж, где прожил долгих 17 лет.

Эмигрантский период его жизни был достаточно плодотворным, однако скудные литературные гонорары не позволяли вести достойную жизнь. Семья обеднела и погрязла в долгах, Куприна одолевали болезни, тем более что в эмиграции он страдал от хронического алкоголизма.

Возвращение в СССР стало единственным способом решить материальные и психологические проблемы. Куприн обратился за визой в советское посольство в Париже. 23 октября 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «разрешить въезд в СССР писателю А.И.Куприну».

В 1937 году смертельно больной писатель приехал в Москву, где ему была оказана необычайно теплая встреча, однако он уже с трудом воспринимал окружающее. Куприн скончался 25 августа 1938 года.

Совет

Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой Тургенева.

Творчество

Все произведения Куприна написаны мощно, со страстью – у него нет ни одной равнодушной страницы. Я остановлюсь лишь на тех, которые представляются мне наиболее интересными. В 1896 году было опубликовано первое крупное произведение – повесть «Молох».

Это единственное обращение писателя к «производственной» тематике. Как известно, Молох – это древнее языческое божество, которое требовало человеческих жертвоприношений.

В повести Куприна Молох – это сталелитейный завод, который тоже требует человеческих жертв и сполна получает их.

Советские критики упрекали писателя в том, что он недостаточно рельефно показал все язвы капитализма и сосредоточился не на социальных, а на психологических проблемах. Через два года появилось следующее крупное произведение – повесть «Олеся», о которой я расскажу чуть ниже.

В 1904 году был написан небольшой рассказ «Корь». В этом рассказе богатый помещик, который называет себя «истинно русским человеком», говорит: «Я горжусь тем, что я – русский, и говорю всем в глаза: довольно нам стоять на задних лапах перед Европой.

Пусть почувствуют, что великому, славному, здоровому русскому народу, а не им, тараканьим мощам, принадлежит решающее слово. Скоро этому безобразию придет конец. Русский народ проснется и даст под зад старой Европе».

Эти слова звучат так свежо, как будто написаны в наши дни, а не сто лет назад.

В 1905 году вышла из печати повесть «Поединок», которая принесла Куприну всероссийскую славу. До него армейская жизнь трактовалась исключительно в возвышенно-патриотической тональности, например, «Бородино» М.Ю.Лермонтова или «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого.

Обратите внимание

Куприн, прослуживший четыре года в захудалом гарнизоне, не понаслышке знал армейские будни. Он показал ежедневную муштру, телесные наказания, униженность солдат и повальное пьянство офицеров. И в этом застойном болоте вырастает прекрасный цветок – проникновенная любовь подпоручика Ромашова к Шурочке, одной из замужних дам местного гарнизона.

«Поединок» – одна из лучших, полных тончайшего психологизма повестей Куприна.

Пожалуй, самым спорным произведением писателя является повесть «Яма», которая публиковалась по частям с 1909 по 1915 год. В мировой литературе это – единственное произведение, в котором описана жизнь публичного дома и его обитателей.

Собирая материал для этой повести, писатель прожил несколько месяцев в подобном заведении, где давал уроки хозяйской дочери.

Сознавая неоднозначность своего произведения, автор предпослал ему такой эпиграф: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее, от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству».

В моей библиотеке пятый том собрания сочинений Куприна, в котором напечатана «Яма», является самым потрепанным. Корней Иванович Чуковский, в молодости друживший с Куприным, писал: «До чего же он похож на свои сочинения! Куприн в них полностью отражает себя. Каждое его произведение – это он сам».

Любовь в произведениях Куприна

Любовь, ее власть над человеческим сердцем, ее муки и радости – одна из главных тем в творчестве Куприна. Герои многих его произведений освещены этим чувством. Однако их любовь – это почти всегда безнадежное платоническое чувство.

Нас всех когда-то потряс фильм «Колдунья» с Мариной Влади в главной роли, поставленный по повести «Олеся». Два человека встретили и полюбили друг друга, но эта любовь не приносит им счастья.

Олеся выросла среди леса, она не умеет читать и писать, зато ей свойственны простота, естественность и внутренняя свобода. Иван Тимофеевич, приехавший поохотиться в полесских лесах, – типичный барин. Он образован, но не решителен, а его доброта больше похожа на малодушие.

Важно

Эти двое настолько разные, что даже любовь не может преодолеть пропасть между ними. И все-таки, несмотря на грустный конец, после прочтения повести в душе остается ощущение чего-то светлого.

 «Гранатовый браслет» – трогательная история любви, в основу которой положен реальный случай. Мелкий чиновник влюбился в знатную замужнюю даму – что не такая уж редкость – и регулярно пишет ей письма, в которых говорит о своей любви, не пытаясь с ней встретиться. В день рождения своего божества он посылает ей браслет с редчайшим зеленым гранатом.

Убить в себе любовь он не может и в то же время не хочет беспокоить даму своими чувствами, а вскоре кончает жизнь самоубийством. Но его любовь не умерла, она продолжала жить и после его смерти. Она сохранилась в воспоминаниях этой женщины, жила рядом с ней, но не как укор, а как ее нежный ангел-хранитель.

Устами одного из героев автор говорит, что истинная любовь должна быть всепрощающей, скромной, самоотверженной, героической, она отдает себя всю и не требует ничего взамен. В этом рассказе Куприн говорит о вечной благодати и вечной красоте, заложенной в женщине. Нерушима его вера в поэтичность женщины и женской любви.

Бесчисленные женские образы, начиная с «колдуньи» Олеси и кончая Любкой из грязного притона («Яма»), обрисованы в его произведениях проникновенно и вдумчиво. Как живых мы видим Раису и Шурочку из «Поединка» или двенадцатилетнюю Тиночку из рассказа «Тапер».

А какое знание женской психологии, женских пристрастий и вкусов! Кажется, что природа подслушала высказанное им желание: «Хочу хоть несколько дней побыть женщиной» и исполнила его странную прихоть. Стоит упомянуть еще один замечательный рассказ о любви, который называется «Синяя звезда».

Особняком от всех произведений писателя стоит рассказ «Суламифь», в котором повествуется о счастливой плотской любви израильского царя Соломона и простой девушки с виноградников. Однако и эта любовь заканчивается трагически. Повесть написана по мотивам библейской книги «Песнь песней». Некоторые современники Куприна весьма неодобрительно отзывались об этом римейке.

Еврейская тема в творчестве Куприна

Ни один из российских классиков не писал столько и с такой симпатией о евреях, которые среди многих народов царской России были самой бесправной и самой униженной нацией. Они были ограниченны во всем: в выборе мест проживания (т.н.

черта оседлости), в запрете заниматься определенными профессиями, в частности, земледелием, в получении образования, а также не могли занимать государственные должности…

Совет

Евреи использовались правительством для того, чтобы в нужный момент направлять народное недовольство, вызванное его собственной бездарностью, против евреев, что выливалось в еврейские погромы.

Говоря об образах евреев в произведениях Куприна, можно вспомнить повесть «Молох», где единственным сугубо положительным персонажем является еврей доктор Гольдберг – ангел-хранитель главного героя инженера Боброва. Далее хочу привести малоизвестный рассказ «Жидовка», написанный в 1904 году.

Военный врач Кашинцев едет к месту службы и по дороге останавливается на захудалом постоялом дворе, хозяином которого является еврей. Еду постояльцу принесла жена хозяина, которая была необычайно красива. Кашинцев посмотрел на нее, и какая-то невидимая сила толкнула его в грудь. В чем счастье? – спросил себя Кашинцев.

Быть рядом с такой женщиной и знать, что эта божественная красота – твоя? И что в сравнении с этим всё остальное в жизни: служебная карьера, честолюбие, философия, известность?.. Удивительный, непостижимый еврейский народ! Посмотрите на эту женщину. Вот залог бессмертия еврейского народа.

Еврейская женщина бережет дух и тип расы, бережно несет сквозь ручьи крови под гнетом насилия священный огонь народного гения и никогда не даст его потушить. Какие слова! Их не мог написать человек, ненавидящий евреев или даже равнодушный к ним.

Рассказ «Свадьба», написанный в 1908 году, наполнен ненавистью к той среде, которая взрастила антисемитов-погромщиков. Вот его краткое содержание. Прапорщик Слезкин, служивший в одном из гарнизонов Юго-Западного края, приглашен на еврейскую свадьбу.

Теперь слово автору: «Он уже изрядно выпил и закусил, но слепое бешенство накипало в мозгу Слезкина. Каким-то завистливым враждебным инстинктом он чуял вокруг себя многовековую, освященную обычаем и религией спайку, ненавистную его … мелочной натуре попа-неудачника.

Сердила его недоступная, не понятная ему яркая красота еврейских женщин и независимая, на этот раз, манера мужчин держать себя – тех мужчин, которых он привык видеть… приниженными и заискивающими. И, по мере того, как он пьянел, ноздри его раздувались, стискивались крепко зубы и сжимались кулаки».

Обратите внимание

Повод для скандала нашелся, когда начали собирать деньги на приданое молодым. Красный горячий туман хлынул прапорщику в голову. Не буду приводить всё сказанное Слезкиным в пьяном бреду – каждый может додумать сам и не ошибется.

После страшного еврейского погрома, произошедшего в Одессе в октябре 1905 года, Куприн пишет в 1907 году один из самых знаменитых своих рассказов «Гамбринус». Так называлась пивная, находившаяся в центре города, на Дерибасовской улице.

В рассказе говорится о бесстрашии и силе человеческого духа, которые воплощает в себе еврей-скрипач Сашка, много лет игравший в этой пивной и бывший любимцем всей тамошней публики. Вот крохотный отрывок из этого рассказа: «И на весь город спустился мрак. Ходили темные, тревожные, омерзительные слухи…

А на окраинах, в зловонных коморках и на дырявых чердаках трепетал, молился и плакал от ужаса избранный народ божий, давно покинутый гневным библейским богом, но до сих пор верящий, что мера его тяжких испытаний еще не исполнена… Утром начался погром.

Люди шли теперь убивать, и шли не потому, что им было приказано, и не потому, что они питали вражду против евреев, с которыми часто вели тесную дружбу… А потому, что грязный, хитрый дьявол, живущий в каждом человеке, шептал им на ухо: «Идите. Всё будет безнаказанно: и сладострастие насилия, запретное любопытство убийства и власть над чужой жизнью».

Находясь в эмиграции, Куприн написал автобиографический очерк «Домик», в котором рассказывает о своем знакомстве с Шолом-Алейхемом: «Нас познакомили с великим еврейским писателем, бесподобным юмористом Шолом-Алейхемом.

Этот невысокий человек с острым и добродушно-лукавым взглядом охотно прочитал нам несколько своих коротеньких рассказов.

Как выразительно было каждое его слово! Как ясны и богаты были его интонации!» Заметьте, это пишет русский писатель о еврейском писателе.

Важно

К сожалению, объем журнальной статьи не позволяет остановиться на других произведениях, которые мне тоже очень нравятся. Я поделился с читателями своей любовью к Куприну и робко надеюсь, что моя статья кого-то побудит вновь обратиться к произведениям этого писателя.

Источник: https://www.partner-inform.de/partner/detail/2016/6/238/8020/moj-kuprin?lang=ru

Ссылка на основную публикацию