Сочинения об авторе лиханов

Конкурсное сочинение “Читаем Альберта Лиханова”

МКОУ «КАЛИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

307573 КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ,

ХОМУТОВСКИЙ РАЙОН,

С. КАЛИНОВКА,

УЛ. ПИОНЕРСКАЯ, 1

ТЕЛ. 8 471 37 2 41 60

КОНКУРСНОЕ СОЧИНЕНИЕ

в номинации

«У КАЖДОГО ВРЕМЕНИ СВОЯ ЖЕСТОКОСТЬ.

 А ДОБРОТА  – ОДНА, НА ВСЕ ВРЕМЕНА»

Работа обучающейся 7 «А» класса

Гладилиной Елены  (18.06.2001)

Руководитель Фирсова Е. М.,

учитель русского языка и литературы.

2015 год

     Всё дальше уходит от нас жестокая, кровопролитная Великая Отечественная война. И, к счастью, она моё поколение не застала. В связи с этим мы не можем в полной мере понять всех трудностей, лишений людей военных лет. Но  читая произведения о войне, мы можем почувствовать, что переживали дети и взрослые в те страшные годы.

Это и холод, и голод, и огромное количество смертей. Отчасти я понимаю их, но всё равно это сложно для людей, живущих в XXI веке. О детях, чью золотую пору поглотила война и которые преодолевали трудности и лишения, как только могли, рассказал в повести «Последние холода» Альберт Анатольевич Лиханов.

 «Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры, – ведь взрослые всего лишь бывшие дети», – читаем мы в начале повести.

И действительно, знакомясь с  произведением, понимаешь, что страдания, выпавшие на долю детей, нечеловеческие. Война вот-вот закончится. Все живут надеждой. Но последние дни войны, «последние холода», очень тяжелы. Голод не отпускает никого, крепко держит в своих «объятьях»,  «войны кончаются рано или поздно… голодуха отступает медленнее, чем враг».

«Хоть и жили мы в городе тыловом, хоть мама с бабушкой и надсаживались изо всех сил, не давая мне голодать, чувство несытости навещало по многу раз в день», – рассказывает герой-повествователь Коля. Голод заставляет детей попрошайничать, «шакалить».

Обратите внимание

И мы, современные читатели, вначале не до конца понимаем даже значение этих слов, а потом задумываемся: «А мы бы так смогли?» Ведь главный герой Коля, живший в семье, которая не знала, что такое голод, тоже думал: «А я бы смог так? Ведь это небось стыдно. Да, наверное, и противно – доедать за другими.

Ещё и просить…» Скорее всего, если бы и мы оказались в такой ситуации, то вряд ли бы смогли пересилить в себе чувство голода, никому не хочется умереть от недостатка пищи. Для Коли фраза голодного мальчика: «Можно я доем?» – прозвучала «громче громкого крика». Он отдал мальчику свою еду и с удивлением смотрел на него.

Я не знаю, как бы я повела себя в такой ситуации, но скорее всего из сочувствия к голодному ребёнку, разделила бы с ним свою еду.

     Яркий пример борьбы за жизнь автор показывает на Вадике и Маше, которые были братом и сестрой. Они рано повзрослели. «Марья и Вадим тоже совсем взрослые – пришло мне в голову.

Взрослые! Им не хватает только роста и знания, чтобы спасти себя», – делится своим открытием Коля. Это же чувство не покидает и меня. С раннего детства их стали преследовать ужасные события: начало войны, когда трагически погиб их отец, болезнь матери, из-за чего она попала в больницу и не могла заботиться о своих маленьких детях.

Вадик понимал, что он как мужчина должен заботиться о своей младшей сестре и больной матери. За это ответственное решение я уважаю героя: не каждый мальчик в таком юном возрасте отважился бы на столь серьёзный поступок. К сожалению, Вадик  не в силах изменить положение его семьи в лучшую сторону, а особенно не может помочь с выздоровлением маме.

Коля в силу своих возможностей старается вместе со своей мамой и бабушкой помогать детям, и они им благодарны за это. Трудно представить, что было бы с Вадиком и Марьей, если бы не доброта Колиной семьи. Но всё-таки главную мечту детей осуществить они не смогли – их мать умерла за несколько дней до победы.

А в День Победы, когда все люди радовались, прославляли солдат, завоевавших свободу для народа, Вадик и Маша были погружены в печаль, их ничего не радовало. Время никогда не сможет залечить раны в сердце, оставленные войной. Никто не вернёт им мать и отца. Мне очень жалко детей. Конечно, хотелось, чтобы всё закончилось иначе: их мама была бы жива, и они вместе отмечали бы День Победы со слезами на глазах, но слезами не горя и отчаяния, а радости и счастья. Но, к сожалению, в жизни многое происходит вопреки нашим желаниям.

Важно

     Повесть заканчивается словами: «Мы-то это помним. Не забыли бы вы, новые люди. Не забудьте! Так мне велела наша учительница Анна Николаевна». И я понимаю, что мы не вправе забывать. Это забыть невозможно. Нас этому учит наша учительница, Елена Михайловна. Учит  помнить годы войны, трудное положение людей, когда им нечего было есть и они умирали от голода.

Сейчас мы порой легкомысленно относимся к жизни, не думаем о завтрашнем дне. Но если мы хоть на минуту представим себе войну, то наше отношение к современной жизни изменится и мы начнём больше ценить мир, возможность жить беззаботно среди любящих нас людей.

Ещё нам нужно уважать детей войны, живущих рядом с нами, ведь война отобрала у них детство, и им  пришлось испытать много горя. Но я уверена, что дети войны, став взрослыми, не ожесточились. Напротив, они сохранили в себе лучшие человеческие начала и живут по высоким нравственным правилам, заложенным в суровое военное время.

Они пример для нас, пример силы духа, добра, сострадания, милосердия, отзывчивости – человечности. И герои книги А.Лиханова «Последние холода» помогают нам это понять и принять.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/05/31/konkursnoe-sochinenie-chitaem-alberta-lihanova

Проблема сиротства..По А. Лиханову.

Сочинение по тексту:

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, а также директор научно-исследовательского института детства, рассуждает о проблеме сиротства.

Автор задается вопросом: почему в нынешнее время много детей не имеют родителей? Альберт Анатольевич пишет, что раньше были голод, трудности, война, а что же сейчас?  Сейчас, в общем то жить не трудно, но он не понимает почему мир так и не избавился от осиротевших детей.

Автор не может понять почему проблема сиротства существует в мирное время. Он считает, что не должно быть таких детей, которые воспитываются без семьи.  А.А. Лиханов глубоко убежден, что каждый ребенок нуждается в родителях и должен расти с родителями.

Я считаю проблему, которую поднял автор в своем произведении актуальной, и полностью разделяю мнение автора, ведь нельзя допускать того, чтобы ребенок рос без мамы и папы.

Обратимся к произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе». Маленький мальчик остается один со своей сестрой, без родителей. Он начинает воровать, чтобы накормить свою сестренку, которая в конце умирает.

Множество детей не только в литературе живут без родителей, но и в реальном мире. Обидно получается, когда кто-то всю жизнь проживает без дитя, не имея возможности его родить, а кто-то, не понимая всей ответственности, рождает его и отправляет в детский дом.

В заключение хочу сказать, что стоит больше внимания уделять детям, не стоит портить жизнь себе и ему, если не понимаешь всей ответственности.

Совет

Текст Альберта Анатольевича Лиханова:

1)Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется пожалеть её, но она не позволяет этого и сама себя не жалеет, улыбается извинительно, шагает дальше по тропинке памяти и время от времени говорит очень важное для меня и для себя:
(2)— Ну ладно, тогда голодуха, тяжёлое время, сироты понятно откуда брались, а теперь-то, теперь?
(3)И я как бы выплывала из Лепестиньиной жизни в свою, и ко мне будто бы подбегали шепелявая Зина Пермякова — поёт «Очи чёрные, очи страстные», жалельщица моя Анечка Невзорова, тёзка полководца Саша Суворов, Коля Урванцев, уснувший после приступа боли у меня на коленях, брат и сестра Миша и Зоя Тузиковы, которых ни за что нельзя разлучать, и Женечка Андронова, и Костя Морозов, и Лёня Савич, и все-все-все.
(4)Простой Лепестиньин вопрос, который она повторяла то и дело, вызывал во мне смутную, необъяснимую тоску. (5)Ведь я знала ответ на этот вопрос, про каждого из ребят могла сказать, по какой причине остался он один. (6)А вот про всех сразу не могла, нет, не могла твёрдо и уверенно ответить, что дело обстоит так-то и так-то. (7)Что суть проблемы кроется в том-то и том-то.
(8)Тогда — голод, тогда — трудности, тогда — война. (9)Но теперь-то? (10) Не голод, не война. (И)Нетрудно, в общем, жить. (12)И что? (13)Дети без родителей — вот они, у меня за плечом. (14)И я еду вызнавать подробности. (15)Выяснять, как и чем мы должны помочь. (16)Мы не матери и отцы, а всего только учителя.
(17)Вопрос Лепестиньин правомерен, да, правомерен. (18) Мне понятно, почему Дзержинский, воевавший с бандитами и врагами, занялся беспризорниками. (19)Понятна слава Макаренко с его колонией. (20)Понятно сиротство страшной войны, когда я ещё даже не родилась, — это мне всё понятно.
(21)Непонятно, почему сироты есть теперь.
(22)Катастрофы, беды, смерти — это осознать можно, без них мира нет. (23)Но сиротство — оно непостижимо, потому что так просто: детям — всем детям! — нужны родители. (24)Если даже их нет.
(25)— Хочу посмотреть нынешний детдом, — отвлекалась от своего рассказа Лепестинья. — (26)Небось, совсем другое дело! (27)И вдруг сказала: «Всю жизнь ребёночка иметь хотела, да Бог не дал! (28)А кому не надо — даёт!» (29)Толкнула меня легонько локтем. 
(30)— Отдай-ка мне одного, а, девка?
(31)3амечали ли вы, что порой совершенно непонятным образом, неизвестно как и почему вы предполагаете дальнейший ход событий, и события поворачиваются именно так, как вы думали. (32)Человек говорит слова, которые вы от него ждёте. (33)Или вы входите в дом и встречаете там обстановку, которая когда-то именно такой вам и представлялась.
(34)Отчего это? (35)Почему? (36)Может, и впрямь в воздухе движутся какие-то волны, передающие не только знания, но и чувства, мысли, даже намерения? (37)И есть что-то таинственное в передвижении этих частиц, преодолевающих не только расстояние, но и время.

(По А. Лиханову*)

Еще сочинения по данному тексту

Источник: https://vopvet.ru/news/problema_sirotstva_po_a_likhanovu/2015-03-08-860

Что такое драгоценные книги? (по тексту а.лиханова.)

Драгоценные книги – это книги, которые мы особенно ценим, потому что  они помогают нам найти ответы на многие вопросы, формируют наш характер. Любимая  литература, на мой взгляд, становится другом и советчиком человека, завораживает его, делает участником событий, описанных на их страницах.

 Так, в тексте А.Лиханова рассказывается о том, как два друга  вместе читали книгу А.С. Пушкина, захлёбываясь « радостью познания неизвестных доселе слов и чувств». Мальчишки были полны восторгом от прочитанного.

Затем они увлеклись лексикой поэта, вставляя «в свою речь пушкинские слова».

Томик поэта, драгоценную для них книгу, они сравнивали с  благодатным источником, из которого они пили « лишь по глоточку» отфильтрованную влагу.

О роли драгоценных книг в жизни человека пишет и поэт В.Рождественский:

Через века ко мне дошел ваш голос, 

Рассеявшийся некогда, как дым, 

И то, что в вас страдало и боролось, 

Вдруг стало чудодейственно моим.

Таким образом, драгоценные книги – это наши советчики, наши учителя и наставники.

Милана

Текст 1. А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве)

(1)Вовка примчался через десять минут. (2)На моём столе лежал раскрытый том Пушкина. (3)Такую толстенную книгу Вовка никогда не видал. 

– (4)Давай почитаем! – торопился Вовка.

(5)Как мы читали Пушкина! (6)Первый раз – самостоятельно, без руководства взрослых, пусть даже очень хороших и мудрых. (7)Как захлёбывались мы радостью познания неизвестных доселе слов и чувств – точно подкрались к благодатному источнику, который зачем-то прятали от нас прежде, давая из него лишь по глоточку отфильтрованной влаги.

(8)И вот мы пьём медленно, без всяких помех, и нам ломит зубы студёность и новизна.

(9)Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.

Читайте также:  Краткая биография бальмонт

(10)Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку. 

(11)Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич. (12)Ну, например, я спрашивал своего друга: 

– Как ты вчера до дому довлачился? (13)В обитель дальнюю? 

(14)А Вовка отвечал: 

– Поздно уже прикандыбал. (15)Почти пред ясным восходом зари. 

(16)Говоря друг другу эти слова, мы, конечно, шутили, но не так, чтобы очень.

(17)Спроси нас в ту пору со взрослой строгостью в голосе, что это мы так по-дурацки шутим, мы бы, наверное, смутились и перестали вставлять в свою речь пушкинские слова, но мы ведь переговаривались негромко, говоря друг дружке свои замечательные тирады, и, по крайней мере, никому другому знаний своих не демонстрировали. 

(18)Лишь однажды Вовка сорвался.  

(19)Так уж выходило, что слова эти и выражения легко и радостно впитывала наша память, похожая на губку, да ведь ещё мы и упражнялись, вставляя в свои речи пушкинские обороты, поэтому Вовку было трудно судить за раскрытие тайны, когда он вдруг сжал кулак и крикнул: 

–Вострепещи, тиран! (20)Уж близок час паденья! 

(21)Это было в начале последнего урока. (22)Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта, а Вовка, такая у него была почётная обязанность, передвигал флажки на карте под руководством учительницы. 

(23)Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд. (24)Вот Вовка и не выдержал. 

(25)Все засмеялись его необыкновенным словам – все, кроме меня и Анны Николаевны. (26)Учительница же заглянула Вовке прямо в глаза, а потом долго смотрела ему вслед, пока мой друг, притихший, медленно, словно раненый, шёл к парте, усаживался, лез зачем-то в портфель. 

– (27)М-мда! – задумчиво произнесла Анна Николаевна. (28)После небольшой паузы она сказала: 

– Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!

(По А.А. Лиханову)* 

∗Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера. 

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dragotsennye-knigi/2463-chto-takoe-dragotsennye-knigi-po-tekstu-a-likhanova

Письма, размышления и сочинения детей

Детская рецепция произведений А.А. Лиханова: Отзывы о военной прозе; Отзывы о повестях и романах А. Лиханова на современную социальную тематику // Вестник детской литературы : ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Спецвыпуск к 80- летию А.А. Лиханова. Вып.10. – Санкт-Петербург, ООО ИД «Петрополис», 2015 – С.98-135.

Отзывы о военной прозе

Лященко А. Отзыв о повести А. Лиханова «Крутые горы» /Анастасия Лященко // Вестник детской литературы : ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Спецвыпуск к 80- летию А.А. Лиханова. Вып.10. – Санкт-Петербург, ООО ИД «Петрополис», 2015 – С.98-99. (г. Самара)

Жданова А. Сочинение на тему: «У каждого времени своя жестокость, а доброта – одна на все времена» или как минувшая война отзывается в моем сердце» / Жданова Анна // Вестник детской литературы : ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Спецвыпуск к 80- летию А.А. Лиханова. Вып.10. – Санкт-Петербург, ООО ИД «Петрополис», 2015 – С.100-101. (г. Луганск)

Живилов В. Сочинение на тему: «У каждого времени своя жестокость, а доброта – одна на все времена» или как минувшая война отзывается в моем сердце» / Владислав Живилов // Вестник детской литературы : ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Спецвыпуск к 80- летию А.А. Лиханова. Вып.10. – Санкт-Петербург, ООО ИД «Петрополис», 2015 – С.102-104. (г. Луганск)

Быстрова В. Отзыв о произведении А. Лиханова «Последние холода» / Виктория Быстрова // Вестник детской литературы : ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Спецвыпуск к 80- летию А.А. Лиханова. Вып.10. – Санкт-Петербург, ООО ИД «Петрополис», 2015 – С.105-107. (г. Владимир)

Жумабекова А. Отзыв о военных повестях А.А. Лиханова. / Анжела Жумабекова // Вестник детской литературы : ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Спецвыпуск к 80- летию А.А. Лиханова. Вып.10. – Санкт-Петербург, ООО ИД «Петрополис», 2015 – С.108-110. (Забайкальский край, Оловянинский район, поселок Оловянная)

Никитина К.

Сочинение на тему: «У каждого времени своя жестокость, а доброта – одна на все времена» или как минувшая война отзывается в моем сердце» / Кристина Никитина // Вестник детской литературы : ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Спецвыпуск к 80- летию А.А. Лиханова. Вып.10. – Санкт-Петербург, ООО ИД «Петрополис», 2015 – С.111-113. (г.Усолье-Сибирское Иркутской области)

Обратите внимание

Тукмачев Н., Козулин П. Диалог двух мальчиков, решивших написать коллективное эссе после прочтения повести А. Лиханова «Голгофа» / Николай Тукмачев, Павел Козулин / Вестник детской литературы : ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Спецвыпуск к 80- летию А.А. Лиханова. Вып.10. – Санкт-Петербург, ООО ИД «Петрополис», 2015 – С.114-119. ) (г. Белой Холуницы Кировской области)

Орлова М. Отзыв о повести А. Лиханова «Детская библиотека» / Мария Орлова // Вестник детской литературы : ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Спецвыпуск к 80- летию А.А. Лиханова. Вып.10. – Санкт-Петербург, ООО ИД «Петрополис», 2015 – С.120-121. (г. Воронеж)

Отзывы о повестях и романах А.А. Лиханова на современную социальную тематику

Новосёлов А. Сочинение: «Плакать от собственной боли не трудно, труднее плакать от боли чужой» / Андрей Новоселов // Вестник детской литературы : ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Спецвыпуск к 80- летию А.А. Лиханова. Вып.10. – Санкт-Петербург, ООО ИД «Петрополис», 2015 – С.122-125. (г. Набережные челны)

Малых С. Лучше быть, чем не быть! / София Малых // Вестник детской литературы : ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Спецвыпуск к 80- летию А.А. Лиханова. Вып.10. – Санкт-Петербург, ООО ИД «Петрополис», 2015 – С.126-127. (г. Киров)

Удовиченко А. Сочинение по роману А. Лиханова «Обман» / Алексей Удовиченко // Вестник детской литературы : ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Спецвыпуск к 80- летию А.А. Лиханова. Вып.10. – Санкт-Петербург, ООО ИД «Петрополис», 2015 – С.128-129. (г. Москва)

Вишнякова А. Нравственные уроки писателя А. Лиханова / Айсель Вишнякова // Вестник детской литературы : ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Спецвыпуск к 80- летию А.А. Лиханова. Вып.10. – Санкт-Петербург, ООО ИД «Петрополис», 2015 – С.130-132. Вологодская область, Череповецкий район, село Воскресенское)

Дьякова В. Отзыв на роман А. Лиханова «Сломанная кукла» // Вероника Дьякова // Вестник детской литературы : ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Спецвыпуск к 80- летию А.А. Лиханова. Вып.10. – Санкт-Петербург, ООО ИД «Петрополис», 2015 – С.133 – 135. (г. Тюмень)

Источник: https://www.belgdb.ru/fond-redkoj-knigi/tvorchestvo-a.-a.-lixanova/albert-anatolevich-lixanov-slovo-o-pisatele/pisma-i-sochineniya-detej

Сочинения ОГЭ по тексту Альберта Лиханова

Похожие сочинения:

Сочинения по сборнику И. Цыбулько

Сочинение по тексту А. Лиханова (о тёте Груне)

Сочинение по тексту Л. Захаровой (об учительнице)

Задание 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или целые предложения«… 

Абзац – это группа предложений, объединённых на основе общей мысли. Абзацный отступ позволяет писателям выделять в текстах наиболее важные микротемы. Именно таков, на мой взгляд, смысл высказывания Л.Ю. Максимова.

Чтобы проиллюстрировать мысль лингвиста конкретными примерами, обратимся к тексту Альберта Лиханова.

Предложения первого абзаца занимают важное место в композиции произведения: в них описывается дом ребёнка.

«Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой» совсем не подходит для того, чтобы в нём жили маленькие дети – в этом заключена мысль, объединяющая предложения 1-3 в отдельный абзац.

Не менее значимую роль для понимания текста играет последний абзац, представляющий собой реплику медсестры. Женщина сообщает, что брошенных родителями русских детей нередко усыновляют американцы. Иностранцы дают детям то тепло, которого не могут дать соотечественники – в этом заключается главная мысль, объединяющая предложения 41-46.

Важно

Итак, приведённые примеры подтверждают мысль Л.Ю. Максимова о том, что при помощи абзацного отступа «выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений».

Задание 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «- Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! — И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: А то разочаруешься. Станешь ещё более… одинок»…

Альберт Лиханов рассказывает о том, как Коля, мальчик-сирота, пришёл в дом ребёнка, чтобы найти информацию о своей маме.

«Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать!» — отчётливо произносит каждое слово начальница. А потом поясняет: поиск мамы закончится для Николая разочарованием и ещё большим одиночеством. Смысл слов начальницы дома ребёнка я понимаю так: не исключено, что когда-то родители от Коли попросту отказались, а значит, искать маму вряд ли стоит.

Правоту начальницы подтверждают примеры из текста. В одной из комнат дома ребёнка Коля видит кроватки с младенцами, брошенными родителями (предложения 26-28). Мальчику тяжело осознавать, что от этих маленьких людей отказались мамы и папы.

Возможно, и сам он был таким же младенцем-отказником.

Эту мысль Николай прямо не высказывает, однако, читая предложение 31, мы понимаем, что именно она его «била в висок»: видя брошенных детей, мальчик не мог не провести параллели с собственной судьбой.

Таким образом, правда о матери, скорее всего, разочаровала бы Николая и заставила бы его страдать ещё больше. Понимая это, начальница не рекомендует искать женщину.

Задание 15.3. Как Вы понимаете смысл слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание?«…

Что такое сострадание?

Сострадание заключается в готовности принять чужую боль близко к сердцу, как свою собственную. Это нравственное понятие, стоящее в одном ряду с сочувствием, сопереживанием. Способность к состраданию свойственна людям с доброй душой, которые всегда поймут, поддержат, а если понадобится, придут на помощь.

Об этом заставляет задуматься текст Альберта Лиханова. Николай, видя брошенных родителями младенцев, проникается состраданием к детям. Он понимает ту боль, которую ещё предстоит почувствовать несчастным малышам.

Совет

По отношению к самому Коле сострадание испытывает начальница дома ребёнка, которая не советует мальчику искать мать: это может обернуться для него новой болью. «А то разочаруешься. Станешь ещё более… одинок»,- говорит женщина Николаю.

В литературных произведениях можно найти немало примеров сострадания. Так, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов усыновляет сироту Ванюшку. Мужчина во время войны потерял семью, и горе ребёнка ему близко и понятно.

Приведённые примеры показывают, насколько важно сострадание. Без него жить в мире стало бы невыносимо.

Источник: http://xn—-7sbbl0caghpglbg1kg.xn--p1ai/sochineniya-oge-po-tekstu-alberta-lihanova/

Новости

Кривакова Анна 8 «А» класс
МБОУ СОШ № 60 города Брянска

Я очень люблю читать, постоянно хожу в библиотеку, беру книги, люблю пересказывать их друзьям и родителям.

А однажды на уроке внеклассного чтения мы обсуждали повесть Альберта Лиханова «Солнечное затмение». Очень понравилась, даже не думала, что о сложных жизненных проблемах можно писать так правдиво и душевно, жестко и просто. Поэтому решила самостоятельно прочитать книгу писателя «Магазин ненаглядных пособий». Не рассчитывая получить положительные эмоции, я сильно ошибалась…

«Могу биться об заклад: в моем детстве все было не так, как теперь», – такими строками начинает автор повесть. Прочитав еще немного, я убедилась, что у каждого поколения – свое детство. У наших бабушек и дедушек – одно, а у нас – совсем иное.

Но это мне ничуть не помешало прочувствовать всю глубину текста, с одной стороны – душевность и легкость, а с другой – всю важность жизненных трудностей детей и взрослых. А каких же героев выбрал Лиханов? Это обычные дети… со своими проблемами и вопросами, трудностями и радостями.

Это и простые взрослые, со своими причудами и взглядами на жизнь. Но все же есть в них что-то особенное. Зачитываясь каждой страницей, я улавливала настроение героев, открывала для себя все новые и новые черты характера детской души. А.

Лиханов, как никто другой, умеет «выбирать» персонажей, умеет провести через испытания, которые проходят они.

Одним из таких счастливчиков стал герой рассказа «Магазин ненаглядных пособий» – Коленька. Очень смышленый мальчик, простодушный и весьма чистый внутренне. По его поступкам даже и нельзя подумать, что он еще парнишка. Богатым умом и светлой душой наградил его автор.

На протяжении всего рассказа Коля ищет все новые и новые способы помощи другу. Он, как ученый, желающий открыть планету, жаждет помогать другим. Думаю, это качество принадлежит не только Николаю, но и его автору. Каждый герой Лихановского произведения одарен уникальными качествами.

Обратите внимание

Вот, к примеру, Витька Борецкий – скромный, надежный товарищ. Мы сразу же замечаем, что как только он пришел в новый класс, Колька сразу же уделяет ему в своих мыслях много внимания. А позже, когда произошел ужасно неловкий инцидент, Колька, пожертвовав отношениями с лучшим другом, ринулся со своей поддержкой на помощь к Витьке.

Читайте также:  Сочинения об авторе бодлер

Я очень рада, что герои этого произведения такие великодушные, внимательные и благородные. Ведь это и есть несколько уникальных качеств!

А как же показана автором Анна Николаевна – учительница мальчишек? Прекрасная женщина, нечего сказать! В ней сочетается искренность и слегка уловимая строгость, благородство души и юное, распустившееся, как бутон розы, личико. Своей мудростью, она поражала меня все больше и больше.

Да, все же умеет Лиханов создавать героев. Ну, а если вспомнить Родиона Филимоновича, – великолепный персонаж. В нем Коленька находит и советника, и друга, и учителя. Новость о продаже фотографий ввела Колю в необычные раздумья.

Ему вдруг становилось обидно от того, что герой войны живет, как последний нищий, стыдно, то ли за Родиона Филимоновича, то ли за еще кого, что приходится продавать искусство, продавать частичку себя. Ведь в эти фотографии Коля вкладывал не только душу, но и все, что есть в нем чудесного.

Он возился с фотографиями, как с младенцами. Холил и лелеял их, оберегая от всего, он не мог нарадоваться их красочности, запаху и всему прочему…

Своей поддержкой, теплотой и заботой Колю оберегала его бабушка. Она с самого детства была близка мальчику. Добродушная женщина, отдающая себя всецело воспитанию Коли. С такой же любовью, лаской в рассказе А.

Лиханова «Высшая мера» Софья Сергеевна относилась к своему внуку Игорю. Любовь бабушек чиста и сильна. Порой мне кажется, что именно благодаря им рассказы такие чувственные и трогательные.

Важно

А если вспомнить рассказ «Музыка», там бабушка принимает огромное участие в жизни мальчика. Она всегда рядом, всегда поддержит и утешит его.

Таким образом, книги Лиханова учат добру, заставляют задуматься о злободневных проблемах общества, учат нас сделать правильный выбор. Они помогают стать нынешнему поколению более благородными, нравственными.

Читайте, ребята, произведения Лиханова! Ведь в них вы сможете найти ответы на все волнующие вас вопросы жизни. Вы ничего не потеряете, а только приобретете. И еще…

сможете найти себя в этой непростой жизни.

«Сочинение-отзыв на повесть А. А. Лиханова «Солнечное затмение»»

Лебедева Арина 8 «А» класс
МБОУ СОШ № 60 города Брянска

Недавно я прочитала повесть А. Лиханова «Солнечное затмение». В ней рассказывается о наших ровесниках – Феде и Лене, которым приходится преодолевать невероятные трудности. При этом подростки умеют радоваться жизни и сострадать. Альберт Лиханов пишет о любви и добре, понимании и взаимовыручке, о смысле жизни и связи поколений.

Прочитав книгу, я задумалась о своей жизни и поняла, что у меня счастливое детство. Я из благополучной семьи. Родители любят меня и всегда готовы помочь во всем.

Мне, как и большинству моих сверстников, сейчас доступно многое. Есть возможность учиться и совершенствоваться, дружить и весело отдыхать.

Часто мы плывем по течению и не ценим того, что имеем, проявляем свой эгоизм и не пытаемся понять окружающих.

А ведь есть такие дети, как Федька. Этот мальчик болезненно переживает беды своей семьи – беспросветное пьянство отца и страдания матери. «Что вы делаете, взрослые люди?…

Что за дикость такая: двое ж взрослых людей любят друг друга, ведь любят же, и мучают, терзают без жалости – зачем, отчего?» – говорит Федька. Он пытается понять своих родителей и помочь им. Несмотря на то, что отец принес семье много горя, Федька не потерял уважения к нему.

Он восхищается своим отцом на стройке, увидев, как мастерски Джон Иванович управляет огромным экскаватором. Федька считает, что в их жизни все можно исправить. Встречая отца с работы, он ведет его мимо пивнушки, изо всех сил старается возвысить его в глазах матери.

Совет

Федька жалеет мать, которая рано постарела от горя. Не думая о себе, он готов отдать свои вещи, чтобы помочь матери возместить недостачу. Счастье и радость мальчик находит в своем маленьком мире – на голубятне.

А Лена? По моему мнению, это героическая девочка. Она мужественно борется со своей болезнью, не позволяя окружающим себя жалеть. «Девочка, которая кажется старше взрослых», понимает, как тяжело переживают родители из-за ее недуга. Она поддерживает их, не позволяет матери уйти с работы.

Особую духовную близость Лена ощущает со своим отцом. Только с ним она может поделиться мыслями о своем будущем, и отец говорит ей: «Поверим в себя, в свои силы. В то, что мы люди и ты – человек, еще небольшой, но смелый, умный и мудрый человек. Ты все сможешь…» Лена умеет дружить и поддерживать подруг.

В интернате она находит радость в совместных вечерах, чтении стихов, общении с такими же, как она, больными детьми. А дома? Здесь ее гложет одиночество. Иногда я думаю, что у меня полно проблем.

Но разве могут они сравниться с проблемами Лены? Девочке очень сложно передвигаться, она не имеет возможности свободно общаться со своими сверстниками, а ведь она тоже имеет право на счастье! Радостью для нее становится голубятня, запах стружки и мальчик, которого она увидела из своего окна.

Встреча с Федей для Лены – спасение от одиночества. К тому же мальчик оказывается добрым и внимательным. Не позволяя себя жалеть, Лена открывается прекрасному чувству – первой юношеской любви. Все, что связано с Федькой, теперь становится важным для нее. Узнав о недостаче на складе, Лена находит способ помочь Фединой матери.

Ленина любовь спасает Федю, когда для него рушится весь мир, сносится поселок, не остается места для его голубятни. А Федино чувство спасает Лену от смерти, когда она, переживая потерю подруги, оказывается на проезжей части.

Символом проблем, бед и преград в повести Лиханова выступает «солнечное затмение». «Все наши беды – это затмение, и без них тоже нельзя. Без них разучишься видеть солнце!» – говорит Федя. И это, действительно, так. Трудности нужны людям, чтобы научиться ценить жизнь, любовь, дружбу. Книга А.

Обратите внимание

Лиханова помогла мне понять, что у меня прекрасное детство, и право быть счастливым есть у каждого человека.

В мире есть много того, что не зависит от нас, того, что мы не в силах изменить, но человек может сделать многое, чтобы быть счастливым! Иногда для этого достаточно помочь другим людям!

«Сочинение-письмо на произведение А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно»»

Рязанцева Анастасия 5 «Б» класс
МБОУ СОШ № 59 города Брянска

Здравствуй, Влада!

Я никак не могла тебе написать, но теперь наконец-таки смогу тебе рассказать о таком интересном и поучительном произведении, как «Мальчик, которому не больно».

Это рассказ А. А. Лиханова о мальчике, который был тяжело болен и не мог ходить. У него паралич нижних конечностей.

У него нет друзей, но есть мама, папа и бабушка. А однажды у него появился друг, только это был не человек, а паучок. Мальчик назвал его Чоком, а себя – Чиком. Им вдвоём хорошо: Чик делится своими мыслями с паучком, а тот его слушает.

Но друга скоро не стало: бабушка смела его во время уборки. Одиноко мальчику, но папа пытается всячески помогать сыну: подарил коляску, выносит мальчика на улицу, они вместе нюхают цветы – словом, постигают окружающий мир вместе.

Папа возит врачей к сыну, они же втыкают иголки в ноги мальчика и спрашивают: «Больно?» А Чик им отвечает: «Нет».

Однажды папа привёл в дом священника. Мальчик догадался, что это необычный человек ещё по странному шуршанию шагов. Оказалось, что батюшка ещё и доктор медицинских наук. Мальчик во время этого посещения смотрел на золотой крест святого отца, и тут Чик неожиданно попросил: «Покрестите меня, пожалуйста!»

После этого батюшка произнес, на мой взгляд, слова, которые запали в душу и ребенка, и родителей: «Медицина бессильна без веры». Уходя, батюшка склонился к мальчику, и золотой крест коснулся ног ребёнка.

Мальчик вдруг почувствовал холод, и это ощущение для него было новым.

Важно

Казалось бы, жизнь мальчика размеренна, но однажды из семьи уходит мама ( а она была кормилицей семьи), ей надоел свой ребёнок, она пытается устроить жизнь с другим человеком, уезжает заграницу.

По сути, предаёт мальчика. А через некоторое время погибает в автокатастрофе и папа, а бабушка, узнав об этом, попадает в больницу. К мальчику приходят совершенно чужие люди и сообщают об этом и отправляют в интернат.

А здесь такие же дети, как и он, за ними ухаживают няни, они здесь умирают (об этом мальчик догадался по пустой кровати).

И вот однажды в приют приходит батюшка – тот, который крестил мальчика. И снова батюшка коснулся тяжёлым крестом ног ребёнка, и снова мальчика пронзил холод. На прощание священник подарил иконку Богородицы. И «будто с размаха, он провёл быстро своим крестом по моим ногам», – так почувствовал мальчик снова боль. Батюшка сказал: «Верь и восстанешь».

Мальчик впервые за много месяцев заплакал, после того как батюшка сказал о Господнем испытании, ведь оно не каждому дано. И эти слова вселили в ребёнка надежду на скорое выздоровление, и оно пришло совсем неожиданно в образе Богородицы – мамы.

И мальчик, видя её, хватает костыли, вскакивает на ноги и делает первый шаг, а боль, будто молния, пронизывает его, и он кричит: «Мне больно!»

Вот таков вкратце сюжет этого произведения, но поверь, когда я читала произведение, мне было жать мальчика, я радовалась, когда у него что-то получалось, я счастлива оттого, что он сможет ходить. Я понимаю, что это художественное произведение и здесь присутствует художественный вымысел, но сюжет рассказа жизненный.

Произведение заставляет задуматься о том, что надо жить и думать не только о себе. Когда трудно, жалеть не только себя, а знать, что есть люди, которым, может быть, ещё хуже, и они нуждаются в нашем внимании, сострадании, сочувствии. Люди, давайте быть добрее друг к другу! – такова, на мой взгляд, авторская позиция.

Влада, я очень хочу, чтобы ты прочитала это произведение.

Твоя подруга Настя

«Сочинение-отзыв на произведение А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно»»

Храмкова Владислава 5 «Б» класс
МБОУ СОШ № 59 города Брянска

Здравствуй, Настя!

Прости, что давно не писала: времени не было. Но недавно прочла произведение Альберта Лиханова и поняла, что должна рассказать о нём тебе. Оно называется «Мальчик, которому не больно». Да, не удивляйся, такое необычное название. На первый взгляд, может показаться (если судить по названию), что речь пойдёт о каких-то бесчувственных детях, но это далеко не так.

Главный герой – мальчик-инвалид, он страдает ДЦП. Ты, наверное, знаешь, что такие дети не могут передвигаться самостоятельно, но у него есть семья: папа, мама, бабушка, которые его любят, пытаются вылечить, но пока всё безрезультатно.

Ты можешь представить, что переживает мальчик? Скорее нет, а я его понимаю, потому что, ты знаешь, что я играю в спектакле «Хрустальные люди» в театре «Взрослые и дети». Я играю роль слепой девочки, и поэтому мне приходится вживаться в образ, а произведение А. А. Лиханова мне в этом помогло.

Совет

Ты, наверное, хочешь узнать, чем тронул меня рассказ? Скажу честно, мне до слёз было жаль мальчика, когда я узнала, что у него нет друзей среди ровесников, и другом, как ни странно, становится паучок (или Чок – так ласково называет его мальчик, а себя – Чик).

Но у него есть бабушка и папа, которые постоянно с ним, а вот мама занята тем, что зарабатывает деньги, чтобы содержать семью, но вскоре это становится для неё обузой, и она уходит, бросив мужа и сына. Теперь с мальчиком только бабушка и папа.

Читайте также:  Краткая биография стендаль

Но однажды пришёл в дом кто-то и сообщил, что папа погиб в автокатастрофе.

Бабушку после такого известия отвезли на скорой в больницу, а мальчика – в интернат. Можешь себе представить, что чувствует мальчик.

Но так случилось, что ещё до гибели папы в жизни мальчика появился батюшка, который сказал, что лечение без веры невозможно.

Во время первой встречи с ним мальчик почувствовал от прикосновения креста священника холод в ногах, и это ощущение он испытал впервые, ведь все врачи, пытаясь вылечить мальчика, спрашивали: «Тебе больно?» Но он отвечал, что нет. И вот теперь в интернате снова появляется батюшка, и он узнает мальчика, пытается ему помочь, и это ему удается: возвращается мама, а мальчик начинает чувствовать боль. Я верю, что теперь в жизни мальчика всё будет хорошо.

Настя, ты теперь понимаешь, что я не могла не поделиться своими мыслями о рассказе с тобой, но хочу, чтобы и ты прочитала его.

Ты, вероятно, спросишь, а что дало мне это произведение? Скажу так: рассказ тронул меня до глубины души, дал мне понять, что такие дети есть среди нас, и они ничем не хуже нас, а может быть, и лучше, потому что они чувствуют не только свою, но и чужую боль. Их мир – это другой мир, доселе мне не известный. Мне так захотелось стать другом мальчику.

Теперь, Настя, я обязательно справлюсь со своей ролью и сумею более эмоционально сыграть свою героиню – девочку, которая с рождения ничего не видит, но у неё есть дар – она поёт и через песни выражает свои чувства, а это любовь, сострадание, милосердие – именно то, чего нам сегодня не хватает, потому произведение А. А. Лиханова сегодня актуально, оно созвучно пьесе «Хрустальные люди».

Обратите внимание

Я хочу, чтобы все дети прочли это произведение, посмотрели спектакль «Хрустальные люди», ведь они наполняют человека добром и состраданием, делают мягче наши зачерствевшие души.

Твоя подруга Влада

P.S. Настя, когда прочитаешь произведение, обязательно напиши о своих впечатлениях от рассказа.

Иллюстрация к произведению А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно» Ильичева Анна 11 «А» класс

МБОУ СОШ № 60 города Брянска

Иллюстрации к произведению А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно» Гузова Виктория 8 «Б» класс

МБОУ СОШ № 59 города Брянска

Источник: http://children.libryansk.ru/konkurs/tri%20zakl.html

Альберт Лиханов. Книги о военном детстве

70 книг о Подвиге

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель,
академик, общественный деятель, детский и юношеский писатель, президент
Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского
фонда, директор Научно-исследовательского института детства, академик Российской
академии образования родился 13 сентября 1935 в г. Кирове.

Альберт Анатольевич писал в предисловии
к одной из своих книг: «Люди не выбирают
родителей, люди не выбирают детства… Наше детство пришлось на войну, и нас
прозвали детьми войны».

Ему было хорошо известно о жизни людей в те
нелёгкие военные годы, которые тенью легли на детство таких же мальчишек, как
он. Страшные, долгие, нелёгкие четыре года. Это проводы отца на фронт, работа
матери в госпитале, общение с бабушкой, Марией Васильевной.

Как и герои его будущих книг, голодал,
ходил на занятия в холодную нетопленую школу, помогал взрослым, писал письма
на фронт и ждал возвращения отца.

Всё это и многое – многое другое и станет
впоследствии тем богатым писательским основанием для многочисленных
произведений, читая которые мы задумываемся и о своём прошлом, и о настоящем, и
о будущем.

Трудно назвать книгу А.А. Лиханова, в
которой он совсем не говорил бы о войне, о военном времени, повлиявшем на
характеры и судьбы детей и подростков.

Военная тема в творчестве писателя
приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его
представление о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом
достоинстве.

Альберт Лиханов говорит: «На войне было трудно всем: солдатам и генералам, мужчинам и женщинам.
Но детям было всего трудней».

Важно

А.А. Лиханов написал ряд замечательных
произведений о военном детстве. В них он передаёт ощущения пережитого в годы Великой
Отечественной войны.

Повести «Магазин ненаглядных пособий», «Последние холода», «Детская библиотека»
составляют своеобразную трилогию о военном детстве.

Они близки интонационно,
написаны в одном психологическом ключе, рассказаны одним и тем же героем –
мальчиком Колей.

Повесть «Последние холода» (1984) – одно из наиболее драматических
произведений о военном детстве. Как и другие произведения этого цикла, она
адресована не только детям, но и взрослым – родителям, учителям.

Рассказ в произведении
ведётся от имени мальчика Коли, ученика третьего класса. Повесть написана в
форме раздумий мальчика о самом себе, о жизни, о родителях, друзьях, школьных
учителях. Эта книга о милосердии, о доброте, о человечности. Она учит быть
чутким к чужой беде.

 По повести в 1993 году был поставлен одноимённый фильм. 

Военную тему Лиханов затрагивает в
повести «Воинский эшелон», в романе «Мой генерал».

 Книгу
«Мой генерал» (1975), жанр которой Лиханов определил как роман для детей, он
адресует подросткам и юношеству.

Роман этот о любви к людям, своей стране, о
душевных переживаниях героя – ученика современной школы, о большой и сложной
жизни страны.

Совет

Роман вошёл в число произведений, за которые автор был удостоен
Государственной  премии им. Н.К.
Крупской, переведён на иностранные языки. По нему поставлен одноимённый фильм.

Роман в повестях «Русские мальчики» и роман «Мужская
школа»
составляют дилогию о военных действиях.

В повести «Крутые горы» автор поднимает актуальные проблемы становления
характера и нравственного воспитания подростков. Показывает, как происходит
развитие и обучение детей в сложное военное время, раскрывает истоки рождения
любви к Родине.

Маленькому герою повести «Крутые горы»
Коле приходится быстро усвоить очень много грустных понятий, которые принесла с
собой война. Отец ушёл на войну, и всем его стало не хватать. Особенно
маленькому Коле. Провожая отца на войну, он ещё ничего не понимал, радовался,
приветливо махал вслед.

Совсем по – другому проходило прощание с отцом второй
раз, после непродолжительной встречи: «Я
бросился к отцу…обнимал, жадно вдыхал отцовские запахи, стараясь запомнить их,
и едва сдерживался, чтобы не зареветь».
Коле не хватало отцовской
поддержки, защиты и помощи.

А что такое война мальчик узнавал постепенно.

Сначала это были письма, а точнее
открытки, на которых была нарисована женщина и надпись «Родина-мать зовёт!». Потом
талоны на продукты. А когда мука заканчивалась, Колина мама доставала из
гардероба очередное платье и меняла его на еду.

Злая шутка, розыгрыш соседей. Только так
вначале герой повести оценил кражу: «Меня
всего колотило, меня трясло – кража только доходила до моего сознания».

Следы жестокой и беспощадной силы вызывали протест в душе ребёнка, желание
свести счёты.

После того как их ограбили и вынесли из дома всё ценное: вещи,
папин костюм, деньги, талоны на продукты, после двух дней голода мать Коли не
выдержала и чтобы спасти мальчика, пошла и сдала кровь за паёк продуктов.

Донорский паёк.

Обратите внимание

Какая цена была
заплачена за него: «Я смотрел на кулёчки,
которые лежали передо мной, вгляделся в мамино лицо и заплакал оттого, что
оказался подлецом. Ведь я ел как бы мамину кровь, и это было ужасно…».

Во вторую военную осень Коля пошёл в
школу. Школа была старая, маленькая, не приспособленная для такого множества
учеников. А ведь большие и удобные школы были отданы раненым, под госпитали.
Потому что была война.

И писали на газетах, а не на тетрадях, потому что
фабрики, где делали тетради, разрушены.

И вместо лампочек горели керосинки,
потому что энергии не хватало заводам, которые работали на всю мощь, чтобы
сделать побольше снарядов.

Интересен образ учительницы Анны
Николаевны. Строгая, всегда подтянутая, она вызывала уважение учеников: «Она шла по узким коридорам, зажигала свечи… всё
видела, всё понимала… и больше всего не любила обмана».
Похоронка, которая
ей пришла, заставила Колю понять, что от войны никуда не денешься.

Именно Анна Николаевна повела своих
учеников к санитарному поезду, где они впервые увидели раненных и убитых
солдат. Это отложило свою печать на их душах.

После этого Коля стал
задумываться о войне и ненавидеть её. Ведь война отняла у него детство, да не
только у него, а у многих детей.

И мальчик для себя решил, чтобы как-то помочь
Родине он будет хорошо учиться, шить кисеты и ненавидеть фашистов.

Важно

Целая корзина кисетов для бойцов. Потом,
раздавая кисеты бойцам, мальчишки не смогут удержать слёз, ведь это им бойцы
кричали «ура!». Такое никогда не
забудется, сколько бы времени не прошло.

Коля понял цену любви к матери, к
бабушке, к отцу, который мог не вернуться с войны, к солдатам, которые защищали
Родину, чтобы такие как он детишки могли жить и учиться.

В конце повести мы видим главного героя,
провожающего молчаливый эшелон с людьми, готовыми воевать.

«…Поезд
уходил на войну. Война продолжалась… И много было впереди всего. У меня –
крутых гор. У отца – трудных дней…».

Владимир Набоков говорил: «Настоящее достоинство писателя… способность
возбуждать в других душевный трепет».
Таким писателем для детей и взрослых
является Альберт Анатольевич Лиханов.

В фонде  Ставропольской краевой библиотеке для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского имеются книги Альберта Лиханова, в том числе и в адаптированных
форматах:

 
Крапивин, В. П. Дырчатая луна [Электронный ресурс] ; Самолёт по имени
Серёжа : повести / В. Крапивин; читает И. Князев. Волшебник Земноморья : роман
/ читает М. Иванова. Левая рука Тьмы : роман / У. Ле Гуин; читает Ю.

Заборовский. Магазин ненаглядных пособий
; Музыка. Кикимора ; Последние холода ; Чистые камушки : повести / А. Лиханов;

читает Ю. Заборовский. Глаз волка / Д. Пеннак; читает А. Човжик. – М. :
Логосвос, 2014. – 1 фк., (69 час.

33 мин.).

Лиханов, А. А. Детская библиотека
[Звукозапись] : повести / А. А. Лиханов. – М. : ЦП УПП МГП ВОС, 1987. – 3 мфк.,
(11 час.30 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Советский писатель, 1982.

Лиханов, А. А. Детская библиотека
[Текст] : повести / А. А. Лиханов. – М. : Детская литература , 1986. – 254 с.

Лиханов, А. А. Мальчик и девочка
[Текст]. – М. : Астрель, 2003. – 429 с.

Совет

Лиханов, А. А. Мой генерал [Текст] :
повесть / А. А. Лиханов. – М. : Детство. Отрочество. Юность, 2002. – 190 с.

Лиханов, А. А. Музыка [Текст] : повести
/ А. Лиханов. – М. : Детская литература , 1972. – 239 с.

Лиханов, А. А. Музыка [Шрифт Брайля] :
рассказ / А. А. Лиханов. – М. : Просвещение, 1990. – 1 кн. – С изд.: М.: Дет. лит.,
1988.

Лиханов, А. А. Обман [Текст] : роман и
повести / А. А. Лиханов. – М. : Советская Россия, 1983. – 386 с. – (Лауреаты
Государственной премии РСФСР им. Н.К. Крупской).

Лиханов, А. А. Письма в защиту детства
[Текст] / А. А. Лиханов. – М. : Издательство Российского детского фонда, 1997. –
448 с.

Лиханов, А. А. Поводок [Текст] : повести
и рассказы / А. А. Лиханов. – М. : Современник, 1977. – 394 с.

Лиханов, А. А. Семейные обстоятельства:
трилогия [Текст] / А. А. Лиханов. – М. : Молодая гвардия, 1974. – 528 с.

Лиханов, А. А. Сломанная кукла
[Звукозапись] : роман / А. А. Лиханов. – М. : «Логос» ВОС, 2007. – 3 мфк., (9
час.14 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: «Наш современник». – 2002. – N 1-2.

Обратите внимание

Лиханов, А. А. Собрание сочинений: в 4
т. Т. 1. Повести [Текст] / А. А. Лиханов. – М. : Молодая гвардия, 1986. – 607
с.

Лиханов, А. А. Собрание сочинений: в 4
т. Т. 2. Романы; Повести [Текст] / А. А. Лиханов. – М. : Молодая гвардия, 1986.
– 590 с.

Лиханов, А. А. Собрание сочинений: в 4
т. Т. 3. Повести и рассказы [Текст] / А. А. Лиханов. – М. : Молодая гвардия,
1987. – 560 с.

Лиханов, А. А. Собрание сочинений: в 4
т. Т. 4. Мой генерал [Текст] : роман / А. А. Лиханов. – М. : Молодая гвардия,
1986. – 559 с.

Лиханов, А. А. Чистые камушки [Текст] :
повесть / А. А. Лиханов. – М. : Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 174 с.

#‎Лиханов80 ‪#‎ГодЛитературы

Источник: http://stavropollibblind.blogspot.com/2015/09/posledniye-kholoda-1993.html

Ссылка на основную публикацию