Биография Паустовский К. Г
ПАУСТОВСКИЙ, КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ (1892–1968), русский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика.
Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии.
Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.
В автобиографическом очерке Несколько отрывочных мыслей (1967) Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства.
Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и – тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе».
Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А. Грин.
Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни». По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде.
В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь.
В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 стал рыбаком в артели на Азовском море.
Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман Романтики (1916–1923, опубл.
1935). Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности.
Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика.
Основной мотив Романтиков – судьба художника, который стремится преодолеть одиночество, – впоследствии встречался во многих произведениях Паустовского. Февральскую и октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в Москве.
После победы советской власти начал работать журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций».
Но вскоре писателя вновь «завертело»: он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей – И. Ильфа, И. Бабеля, Э.
Багрицкого, Г. Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом – в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.
В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА.
В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского Встречные корабли. В том же году был написан роман Блистающие облака.
В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали А. С.
Новиков-Прибой, М. А.Булгаков (одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии), В. Катаев и др. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и др.
, побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах – по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок «по горячим следам», описанные в газетных очерках, воплотились в художественных произведениях.
Так, герой очерка 1930-х годов Подводные ветры стал прототипом главного героя повести Кара-Бугаз (1932).
История создания Кара-Бугаза подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского Золотая роза (1955) – одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества.
В Кара-Бугазе Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия так же поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях. Преображению действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть Колхида (1934).
Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Н. Пиросмани.
После выхода в свет Кара-Бугаза Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах.
Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями – А. Гайдаром, Р. Фраерманом и др. О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю.
Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда.
Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей.
Я упомяну только главные: Мещерская сторона, Исаак Левитан, Повесть о лесах, цикл рассказов Летние дни, Старый челн, Ночь в октябре, Телеграмма, Дождливый рассвет, Кордон 273, Во глубине России, Наедине с осенью, Ильинский омут» (речь идет о рассказах, написанных в 1930–1960-е годы).
Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной «эмиграции», творческим – а возможно, и физическим – спасением в период сталинских репрессий.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них Снег (1943) и Дождливый рассвет (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями. В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления Литературная Москва (1956) и Тарусские страницы (1961).
В годы «оттепели» активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей – Бабеля, Ю. Олеши, Булгакова, Грина, Н. Заболоцкого и др.
В 1945–1963 Паустовский писал свое главное произведение – автобиографическую Повесть о жизни, состоящую из шести книг: Далекие годы (1946), Беспокойная юность (1954), Начало неведомого века (1956), Время больших ожиданий (1958), Бросок на юг (1959–1960), Книга скитаний (1963). В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание.
Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о. Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950–1960-х годов Итальянские встречи, Мимолетный Париж, Огни Ла-Манша и др.
Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой «школе лирической прозы», – Ю. Казакова, С. Антонова, В. Солоухина, В. Конецкого и др. Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968.
Источник: http://www.uznaem-kak.ru/biografiya-paustovskij-k-g/
Природа и герои в творчестве Паустовского
К.Г. Паустовский считал, что настоящий писатель должен на собственном опыте испробовать разные профессии, побывать в разных местах, и только после этого он сможет создавать достойные произведения. Именно это помогло писателю узнать и полюбить красоту самых обыкновенных людей, что впоследствии стало одной из самых сильных сторон его творчества.
Рассказы и повести Паустовского наполнены самыми разнообразными персонажами. Так, например, подсчитано, что в одной только “Золотой розе” их больше ста пятидесяти.
Писатель не делил своих героев соответственно “Табели о рангах”, он мог писать и писал как об известных людях, так и о тех, о которых мы ничего не слышали; так, оказывалось, что какая-нибудь десятилетняя девочка Клава, дочка конюха Карнаухова, не менее интересна, чем, скажем, писатель Аркадий Гайдар.
Читая Паустовского, открываешь для себя не только новых интересных героев, но и самого себя.
Кажется, что писатель приводит тебя в город красивых, интересных и чистых людей и показывает, что ты – один из них, ты такой же светлый и чистый.
Видимо, в этом Паустовский видел главную задачу литературного творчества – дать понять человеку, что он прекрасен, открыть в нем добрые стороны души, а значит, сделать людей добрее и лучше.
О Паустовском часто говорят как о несравненном мастере пейзажа, и это действительно так. Хотя есть некоторый нюанс. У него никогда не увидишь пейзажа в чистом виде, обстоятельного описания только одной природы.
Всегда даже в самых, казалось бы, безлюдных места непременно показывается какой-нибудь чудак, любующийся окружающей красотой, или просто дед-корзинщик. Может, таким образом, писатель хотел сказать, что природа существует для того, чтобы кто-то мог восхищаться ее прелестью.
А может, намекал на то, что его герои неотделимы от природы. И ее красота раскрывается через них.
Природа у Паустовского не фон действия, как это в основном бывает у писателей, а источник характеров, а сам человек – это часть природы, познающая себя через нее. Метким кажется высказывание современника писателя Н. Заболоцкого:
И сам я был не детище природы,
Но мысль ее! Но зыбкий ум ее!
Присутствие человека одушевляет природу, придавая ей жизнь; в ином случае она не может быть ни прекрасной, ни безобразной, ее просто не может существовать. Природа обязательно соответствует душевному состоянию человека, и “нельзя…отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни”.
Из этой трогательной любви к родной земле и людям в книгах Паустовского вырос образ единственной и неповторимой родины. В 1943 г., когда в разгаре была самая кровопролитная война в истории России, писатель выпустил очерк “Бакенщик”.
В нем старый бакенщик Семен учит ребят видеть глубокий смысл за общими фразами. Он заставляет их прочувствовать, что такое “любить свою родину”. “Вот она, родина, за стогами!” – заканчивает свое поучение Семен. И нельзя было сказать точнее.
Ведь действительно, нельзя же понять дерево или букетик клевера, их можно только почувствовать и прочувствовать.
Видимо, на таком же чувственном уровне мы понимаем родство знаменитых писателей, художников с простым человеком, о чем любил писать Паустовский.
Еще одной важной темой в его творчестве была идея о связи поколений. В “Северной повести”, кажется, опять же сама природа распорядилась судьбами людей: негодяй Киселев и жестокий Мерк навсегда остались в прошлом, они забыты, а благородный прапорщик Бестужев и честный солдат Тихонов продолжили свой род, оставив на этой земле своих потомков.
После всего, сказанного выше, можно прийти к пониманию счастья, по Паустовскому. Человек не может быть счастлив сам по себе. Ему необходимо ощущение ценностей, внешних по отношению к нему: любви к родине, красоты окружающей природы, доброты людей – в общем, надо чувствовать свое единство с миром, в который ты пришел, чтобы сделать его лучше и красивее, чем он был до твоего появления.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/priroda-i-geroi-v-tvorchestve-paustovskogo.html
Произведения Константина Георгиевича Паустовского
Категория: Паустовский К.Г. Actionteaser.ru – тизерная реклама
Произведения Константина Георгиевича Паустовского (1892—1968) рассказывают о строительстве нашей страны, о ее природе и людях. Писатель побывал в разных уголках своей родины; он говорил, что для творческой работы ему необходимы две вещи: поиски и сосредоточенность.
«Писателем может стать только тот, кто многое знает и может сказать людям то, что до него не было сказано, лишь тот, кто умеет не только смотреть, но и видеть, и видит то, чего не замечают другие». Детство писателя прошло на Украине; он кончил гимназию, учился в университете, сначала в Киеве, потом в Москве. Закончить курс ему не удалось: началась война, потом революция.
Воспоминаниям о детстве и юности посвятил Паустовский несколько книг: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Романтики». Он отразил в них мечту о подвигах, далеких путешествиях, опасных и романтических приключениях, овладевшую подростками и юношами на долгие годы. Творческая деятельность К. Г.
Паустовского начинается в 20-е годы, когда он работает в газетах и в журнале «30 дней», ездит по стране, собирает материал для очерков и рассказов. Известность пришла к писателю в 30-е годы, с появлением книг «Кара-Бугаз» (1932), «Колхида» (1934), «Черное море» (1936).
Это были книги, своеобразные по замыслу, повести-очерки о покорении природы, о людях, способных претворить мечту в действительность. «Кара-Бугаз» и «Колхида» прочно вошли в чтение подростков и юношества. Повесть «Кара-Бугаз» вызвала много положительных откликов в критике: ее ценил А. 14. Горький, «нужной книгой» называла Н. К. Крупская.
В «Кара-Бугазе» повествование ведется то рассказчиком, то другими персонажами. Начинается повесть донесением лейтенанта Жеребцова гидрографическому управлению о «непонятных» особенностях залива, потом автор переходит к событиям гражданской войны и завершает повесть 30-ми годами, когда развертывается строительство комбината на Кара-Бугазе.
Прошлое, настоящее и будущее объединяются в произведениях писателя, призывают верить в мечту, стремиться к ее осуществлению. В своем творчестве он часто обращался к детской аудитории, создавая для нее сказки, рассказы, повести («Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Сказочник» и др.).
Поэтому многие рассказы Паустовского, которые он не писал специально для детей, вошли в круг детского чтения. Это рассказы из цикла «Мещерская сторона» и «Летние дни». Умение проникнуть в тайну русской природы, передать «неуловимую связь» человека и природы («бормотание родников, крик журавлиных стай») оставляет большое впечатление в сердце юного читателя.
Простые по сюжету, написанные лаконичной, «сжатой» прозой, произведения Паустовского обогащают душу человека, помогают эстетическому и эмоциональному развитию юного читателя. «Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы»,— говорит старику собиратель несен в рассказе «Колотый сахар».
И Паустовский рассказывает о людях горячей, активной мечты: о Ване Малявине, который несет к ветеринару зайца с обожженными лапами («Заячьи лапы»), о мальчике-«выдумщике», который слышал, как шептались рыбы, видел, как барсук лечил нос («Барсучий нос»), о Леньке с Малого озера, который ищет для школьной коллекции падучую звезду («Ленька с Малого озера»).
Деревенский мальчик Ленька самозабвенно любит природу. Она близка ему, потому что Ленька знает все «глухие углы леса, все травы, кустарники, мхи, грибы, цветы». В рассказе «Ленька с Малого озера» природа показана глазами маленького героя.
Писатель считал, что «природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало».
Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина – это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, цело
В этой повести Пугачёв изображён, не как историческая личность, предводитель, а как человек. Своеобразие образа Пугачёва в повести определяется идейно0нравственной проблематикой.
Не социальное освобождение народа, а проблема нравственного, этнического выбора интересует автора. Восстание и любовная интрига – удобный повод для Пушкина, чтобы поставить героев перед этим выбором.
Для Пушкина предательство – всегда предательство в общечеловеческом смысле (Швабрин – подлец оболгал машу, написа
(1881 – 1972) Прозаик. Родился 29 января (10 февраля н.с.) в Орле в семье горного инженера. Детские годы прошли в селе Усты Калужской губернии “в атмосфере приволья и самого доброго к себе отношения со стороны родителей”.
С этого времени он испытывает “колдовскую власть”, каковую всю жизнь радостно испытывает – власть книги. В Калуге он заканчивает классическую гимназию и реальное училище.
В 1898 “не без внушений любимого отца” выдерживает экзамены в Императорское техническое училище. Учится то
В повести “Очарованный странник” Лесков создает совершенно особый, несопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться.
Это — Иван Северьяныч Флягин, “очарованный странник”; он “очарован” сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем.
У него нет никакой ко
гин” Пушкина и “Герой нашего времени” Лермонтова являются основными произведениями в творчестве каждого из этих великих русских писателей.
Оба автора ставили перед собой задачу передать портрет героя как образ современного человека с его характерными чертами. Пушкин и Лермонтов изобразили героев примерно одного времени, периода, исторически чрезвычайно важного для России.
Интересно, что в начале этих романов герои являются совершенно разными, но как схожи их образы становятся в конце произв
Меня всегда увлекал необычайный мир поэзии, который очаровывал своей таинственностью, загадочностью, волновал душу, наполнял ее любовью ко всему: к человеку, к природе, к родине…
Еще с малых лет помню любимые строки: Лазурь небесная смеется, Ночной омытая грозой, И между гор росисто вьется Долина светлой полосой… Это отрывок из великолепного стихотворения Ф. И. Тютчева “Утро в горах”.
Неудивительно, что именно эти слова великого поэта звучат в моей душе, ведь даже Тургене
Cочинение по картинеВ степи остановился богатырский разъезд — три воина, три народных героя: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Тот, кто смотрит из-под ладони, — Илья Муромец. Это старший среди богатырей.
Алеша держит наготове пук и стрелу. Добрыня меч булатный вынимает. Не враги ли там, впереди, притаились?Чтобы создать на полотне образы трех богатырей, великий русский живописец Виктор Михайлович Васнецов изучил множество былин и летописей.
Картину «Богатыри» Васнецов писал двадцать
Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над “Мертвыми душами”, сюжет которых, как и сюжет “Ревизора”, был ему подсказан Пушкиным. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь”, — пишет он Пушкину.
Объясняя замысел “Мертвых душ”, Гоголь писал, что образы поэмы — “ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других”.
Наверное, именно поэтому понятие “мертвые души” в гоголевской поэме постоянно меняет свой смысл, перехо
Толпа гласит: “Певцы не нужны веку!” И нет певцов… Замолкло божество… О, кто ж теперь напомнит человеку Высокое призвание его ? Н. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов, так же, как Пушкин, знаком нам с раннего детства.
Еще не умея читать, мы с замиранием сердца слушаем, как дедушка Мазай в половодье спасает зайцев: Столбик не столбик, зайчишко на пне, Лапки скрестивши, стоит, горемыка, Взял и его — тягота невелика!..
Вместе с поэтом видим, что “серые, карие, синие глазки” крестьянских дет
И вечно буду я войну вести Словами — а случится, и делами! — С врагами мысли. Мне не по пути С тиранами… Дж. Г. Байрон Определяя роль поэта в мировой литературе, В. Г.
Белинский писал: «Всякий великий поэт потому велик, что корни его страдания и блаженства глубоко вросли в почву общественности и истории, что он, следовательно, есть орган и представитель общества, времени, человечества».
Все это в наибольшей степени относится к английскому поэту Джорджу Гордону Байрону, которого великий к
Сейчас смотрят:{module Паустовский:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-paustovskogo/11277-proizvedeniya-konstantina-georgievicha-paustovskogo.html
О природе и людях простых
31 мая мы отметили 125 лет со дня рождения Константина Паустовского
Константин Паустовский – мой любимый писатель. Его произведения можно перечитывать – содержание и письменная речь – русский язык – превосходны. Родился он в 1892 году в Москве. Позднее семья переехала в Киев, где после окончания гимназии в 1912 году поступил в Киевский университет. В 1914 г. перевёлся в Московский университет. Время было суровое – началась Первая мировая война. Работал санитаром в тыловом санитарном поезде, затем в полевом санитарном отряде. Прошёл с ним путь отступления от г. Люблина в Польше до г. Несвижа в Белоруссии. После революции трудился в Одессе в газете «Моряк». Несколько лет работал в Москве редактором РОСТа. В 1932 г. вышла в свет повесть «Кара-Бугаз». Паустовский, оставив службу, занялся только писательством. В это же время открыл для себя землю Мещеру под Москвой. Полюбил красоту её природы, и стала она его второй родиной. В 1941 г. был военным корреспондентом на Южном фронте. 20 лет работал в Литературном институте. Паустовский – писатель-поэт, писатель-романтик. Смолоду был увлечён желанием путешествовать и писать. Ездил много по стране, сожалел, что не был на Байкале. В послевоенные годы был в Польше, Чехословакии, Болгарии, Турции, Италии, во Франции. Был в Англии, Бельгии, Голландии, Швеции. Думаю, не ошибусь – кто-то вспомнит его «Повесть о жизни», «Золотую розу», рассказы «Телеграмма», «Снег», «Соранг», «Корзина с еловыми шишками», сказки «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Дремучий медведь», «Созвездие гончих псов», «Мещерская сторона», «Ильинский омут», «Разливы рек». Всего не перечислить. А каковы в его рассказах простые люди! Откроем «Шиповник». Маша Климова плывёт пароходом на Нижнюю Волгу после окончания Ленинградского лесного института. Волнуется. Будет сажать колхозные леса. У неё несколько попутчиков. Молодой лётчик. Седой. Прощается со старушкой-матерью, стоящей на пристани, плачущей. «Сын улыбается, шутит, но смотрит на старушку не отрываясь, щека у него дрожит». Старый актёр, считающий, «что истина – в каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее». Старик, ночующий в шалаше, стерегущий зарю: «Может, это последняя заря в моём существовании». Молодым этого не понять… На участке, куда приехала Маша, было неспокойно. Волновались, взойдут ли посадки? Волновались из-за приближающегося суховея, из-за опасных врагов молодого леса – солончаков: «Лесные посадки зеленоватой мелкой рекой переливались через взгорья и уходили в сухие степи, где курилась над широкими шляхами красноватая пыль. Было много работы». Паустовский современен – тревожится об исчезновении лесов, призывает заботиться о природе, «пока не поздно». Или «Наедине с осенью». Рассказ о шедеврах. В основе стихотворение Лермонтова «Завещание», кроме этого напоминает нам (а кто прочтёт впервые – узнает) о Баратынском, Пушкине, Бунине, Твардовском, Заболоцком, Чехове, Пастернаке. Представляет парижский музей Лувр с его посетителями: «В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться – совершенство человеческого духа, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире». …Работая в Литературном институте, Константин Георгиевич много сил отдавал будущим писателям, учил создавать достойное. Многие стремились попасть на семинары мастера. Его ученики становились известными – Юрий Казаков, Борис Балтер. Друзьями были Аркадий Гайдар, Рувим Фраерман. Современники – В. Каверин, В. Некрасов, Д. Гранин, В. Лидин и многие другие оставили о нём замечательные воспоминания – образ писателя – гражданина, мудрого собеседника и прекрасного рассказчика, человека, повидавшего разные страны и ни за что бы не променявшего даже крошки своей земли. Ещё мы можем прочесть у Паустовского о Чехове, Бунине, Горьком, Олеше, Андерсене, Кипренском, Левитане и о многих других замечательных людях… При жизни Константина Георгиевича труды его переведены на многие языки мира – английский, французский, шведский, китайский. Отзывы – свет, любовь к природе, людям, незлобливость. До настоящего времени, перечитывая повести и рассказы Паустовского, иностранцы приравнивают их к русской классике. По «Радио России» звучат произведения писателя из фондов и в современном чтении. Память о нём хранит московский Литературный музей – Центр Паустовского. В журнале «Мир Паустовского» можно прочесть много трогательного о его жизни, встречах, отзывы о творчестве из чужих стран и жителей России. Книги, детские сборники Паустовского издаются, что радует – настоящее творчество дорого. Писатель не забыт. Главное – вернуться к чтению, чтобы не только иные страны знали о нашем культурном богатстве, но и мы. Материалы рубрики “Читаем” |
Источник: http://obozrenie-chita.ru/article/konstantin-paustovskij
Константин Паустовский
Константин Паустовский
НЕСКОЛЬКО ОТРЫВОЧНЫХ МЫСЛЕЙ.
(вместо предисловия).
Обычно писатель знает себя лучше, чем критики и литературоведы. вот почему я согласился на предложение издательства написать краткое предисловие к своему Собранию сочинений. Но, с другой стороны возможность говорить о себе у писателя ограничена.
Он связан многими трудностями, в первую очередь неловкостью давать оценку собственным книгам. Кроме того, ждать от автора собственных вещей дело бесполезное. Чехов в таких случаях говорил: Читайте мои книги, у меня же там все написано.
Я с охотой могу повторить эти чеховские слова.
Поэтому я выскажу лишь некоторые соображения относительно своего творчества и вкратце передам свою биографию. Подробно рассказывать ее нет смысла. Вся моя жизнь с раннего детства до начала тридцатых годов описана в шести книгах автобиографической Повести о жизни. Работу над Повестью о жизни я продолжаю и сейчас.
Родился я в Москве 31 мая 1892 года в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика. Отец мой происходил из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось, около Белой Церкви. Там жили мой дед – бывший николаевский солдат и бабка-турчанка.
Несмотря на профессию статистика, требующую трезвого взгляда на вещи, отец был неисправимым мечтателем и протестантом. Из-за этих своих качеств он не засиживался долго на одном месте. После Москвы служил в Вильно, Пскове и, наконец, осел, более или менее прочно, в Киеве. Моя мать дочь служащего на сахарном заводе была женщиной властной и суровой.
Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, в карты, спорили, благоговейно любили театр.
Учился я в 1-й киевской классической гимназии. Когда я был в шестом классе, семья наша распалась. С тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и учение. Перебивался и довольно тяжелым трудом так называемым репетиторством.
В последнем классе гимназии я написал первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале Огни. Это было, насколько я помню, в 1911 году.
После окончания гимназии я два года пробыл в Киевском университете, а затем перевелся в Московский университет и переехал в Москву.
В начале мировой войны я работал вожатым и кондуктором на московском трамвае, потом санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах.
Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии.
В отряде из попавшегося мне обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день убиты на разных фронтах оба мои брата.
Я вернулся к матери она в то время жила в Москве, но долго высидеть на месте не смог и снова начал свою скитальческую жизнь: уехал в Екатеринослав и работал там на металлургическом заводе Брянского общества, потом переехал в Юзовку на Новороссийский завод, а оттуда в Таганрог на котельный завод Нев-Вильдэ. Осень 1916 года ушел с котельного завода в рыбачью артель на Азовском море.
В свободное время я начал писать в Таганроге свой первый
роман Романтики.
Потом переехал в Москву, где меня застала Февральская революция, и начал работать журналистом.
Мое становление человека и писателя происходило при Советской власти и определило весь мой дальнейший жизненный путь. В Москве я пережил Октябрьскую революцию и стал свидетелем многих событий 1917-1919 годов, несколько раз слышал Ленина и жил напряженной жизнью газетных редакций.
Но вскоре меня завертело. Я уехал к матери (она снова перебралась на Украину), пережил в Киеве несколько переворотов, из Киева уехал в Одессу. Там я впервые попал в среду молодых писателей Ильфа, Бабеля, Багрицкого, Шенгели, Льва Славина.
Но мне не давала покоя муза дальних странствий, и я, пробыв два года в Одессе, переехал в Сухум, потом в Батум и Тифлис. Из Тифлиса я ездил в Армению и даже попал в северную Персию.
В 1923 году вернулся в Москву, где несколько лет проработал редактором РОСТА. В то время я уже начал печататься.
Первой моей настоящей книгой был сборник рассказов Встречные корабли (1928). Летом 1932 года я начал работать над книгой Кара-Бугаз. История написания Кара-Бугаза и некоторых других книг изложена довольно подробно в повести Золотая роза. Поэтому здесь я на этом останавливаться не буду.
После выхода в свет Кара-Бугаза я оставил службу, и с тех пор писательство стало моей единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой.
Ездил я по-прежнему много, даже больше чем раньше. За годы своей писательской жизни я был на Кольском полуострове, жил в Мещоре, изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, Ладожское и Онежское озера, был в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Сибири, на чудесном нашем северо-западе в Пскове, Новгороде, Витебске, в пушкинском Михайловском.
Во время Великой Отечественной Войны я работал военным корреспондентом на Южном фронте и тоже изъездил множество мест. После окончания войны я опять много путешествовал.
В течение 50-х и в начале 60-х годов я посетил Чехословакию, жил в Болгарии в совершенно сказочных рыбачьих городках Несебре (Мессемерия) и Созополе, объехал Польшу от Кракова до Гданьска, плавал вокруг Европы, побывал в Стамбуле, Афинах, Роттердаме, Стокгольме, в Италии (Рим, Турин, Милан, Неаполь, Итальянские Альпы), повидал Францию, в частности Прованс, Англию, где был в Оксфорде и шекспировском Страдфорде. В 1965 году из-за св
Источник: https://www.studsell.com/view/66049
Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского
Views: 11354
(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.
(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8)У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной.
– (10)Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет. (11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. (13)Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей!
– (15)Я буду писателем, – сказал я и покраснел.
– (16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем! (19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.
– (20)Но я уже писал… и печатался.
– (21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать! (22)Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.
(23)Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил.
– (26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так? (28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. (29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! (33)Да! (34)Вот.
(35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки! (36)В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы! (37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! (42)Но тоже в известных дозах.
(43)Да!
(44)Он ещё долго говорил о призвании писателя. (45)Мы попрощались около парка.
– (46)Напрасно вы думаете, что я лоботряс, – сказал я.
– (47)Нет! – воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. – (48)Я же рад! (49)Вы видите! (50)Но согласитесь, что я был немножко прав, и теперь вы кое о чём подумаете. (51)А?
(52)И аптекарь был прав. (53)Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах. (54)И принял совет этого смешного человека и вскоре ушёл в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлечённые размышления.
(55)Я знал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта жизнь – с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи – лишена смысла и разума. (56)Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда до конца своих дней.
(по К.Г. Паустовскому*)
*Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский писатель, классик отечественной литературы. Автор рассказов, повестей, романов, среди них – «Повесть о жизни», «Золотая роза», «Мещёрская сторона» и др.
Хороший писатель. Каким он должен быть? Именно эту проблему поднимает К.Г. Паустовский в предложенном для анализа тексте.
Размышляя над поставленным вопросом, автор текста приводит пример из собственной жизни, когда он сказал сельскому аптекарю Лазарю Борисовичу о том, что собирается стать писателем. К.Г.
Паустовский с нескрываемым волнением вспоминает о том, как тот «поправил пенсне и посмотрел на него с грозным удивлением».
Лазарь Борисович сказал молодому человеку (и мы видим по описанию происходящего, что автор текста полностью согласен с аптекарем), что писательство – «это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни», которого нет у столь молодого человека.
Лазарь Борисович передаёт ему своё понимание писательского назначения, с которым, как мы видим, согласен и К.Г. Паустовский: «Он [писатель] должен всё понимать! Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой!» Нетрудно заметить, с какой серьёзностью относится сам автор текста к своей работе.
Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена через слова Лазаря Борисовича (предложения 26-43). К.Г. Паустовский убеждён: хороший писатель должен очень многое знать, чтобы понимать то, о чём он пишет, при этом он не должен гнаться за славой, ведь самое главное для писателя – принести пользу, прежде всего, своим читателям.
Я согласна с позицией автора данного текста и тоже считаю: чтобы быть хорошим писателем, нужно иметь большой объём знаний для лучшего понимания того, о чём ты пишешь, кроме того, для писателя должна быть более всего важна не слава, а та польза, которую он приносит читателям.
Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого.
В этих рассказах подробно описаны ужасы войны, автор хорошо показал, что нет в войне ничего прекрасного, это самое гадкое дело в жизни, самое противное человеческому сознанию. Это ясно доказывает описание раненых.
Одному во время боя отрубило ногу, другой, находясь в ужаснейшем виде, ожидает смерти… Очень страшно смотреть на бедных, измученных солдат, и, читая рассказы Л.Н. Толстого, мы лучше понимаем все ужасы войны. Писатель так хорошо смог описать их, потому что сам участвовал в войне.
И целью написания его рассказов была вовсе не слава, нет: он просто хотел, чтобы люди поняли, что такое война на самом деле. Таким образом, хороший писатель должен многое знать, понимать то, о чём он пишет, и он не должен гоняться за славой: его главной целью должно быть принесение пользы читателям.
Приведу ещё один пример, который показывает: настоящий писатель должен хорошо знать жизнь, понимать то, о чём он пишет, и при этом не гнаться за славой. Известный русский литературовед В.В. Вересаев говорил: «Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри». Эта фраза означает, что писатель должен понимать жизнь очень хорошо. Кроме того, как В.В.
Вересаев справедливо замечает, если человек начинает создавать литературные произведения только ради заработка, даже когда ему нечего сказать людям – у него ничего хорошего не выходит. Следовательно, хороший писатель должен хорошо знать жизнь и понимать то, о чём он пишет, при этом он не должен гнаться за славой, ведь самое главное для настоящего писателя – принести пользу своим читателям.
В заключение ещё раз подчеркну: нужно владеть огромным объёмом жизненных знаний, чтобы быть хорошим писателем, и не следует думать только о славе, ведь главная цель писательства – помочь, прежде всего, читателям.
Какие ещё проблемы поставлены автором данного текста?
Источник: http://physmath.tech/primer-sochineniya-ege-po-tekstu-k-g-pau-2/
Константин Георгиевич Паустовский. Биография Паустовского Константина
31 мая 1892 года появился на свет талантливый и весьма знаменитый автор детских рассказов Константин Георгиевич Паустовский. И хотя Костя появился на свет в Москве, спустя шесть лет семья переезжает в Киев, где отец получил место железнодорожного статиста.
Георгий Паустовский был выходцем из запорожского казачества, что наложило сильный отпечаток на его характер и мировоззрение. Как вспоминал сам Константин Георгиевич, его отец пребывал в постоянных мечтаниях и смятении, которое закончилось уходом из семьи.
Ранняя биография Паустовского Константина Георгиевича отмечена трудовым юношеством писателя, вынужденного взять на себя содержание матери, двух братьев и сестры.
По окончании первой киевской гимназии, Костя сумел поступить в университет, а затем и вовсе перебрался в Москву для продолжения образования. Начавшаяся первая мировая война помешала планам юноши, которому пришлось работать и вагоновожатым, и полевым санитаром, отступая с отважными русскими войсками по Белоруссии, а также Польше.
Двое братьев Паустовских погибли на полях сражений, а сам Константин сначала вернулся к матери в столицу, после чего подался на заработки, на металлургические заводы Юзовки. В 1916-м он сделался рыбаком азовской артели и начал писать пробные рассказы. В этом же году изменилась и личная жизнь Паустовского К.Г.
, обвенчавшегося с Катей Городцовой, которая в 1925-м родила ему сына Вадима.
Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию писатель встретил в Москве, проникся советской идеологией и стал работать журналистом в московских изданиях. После того, как мама писателя перебралась в Киев, Паустовский с семьей последовал за ней, но вскоре махнул в солнечную Одессу, затем в Сухум, Батум, Тифлис, Армению, а также Персию.
Благодаря этим странствиям, раннее, еще не совсем зрелое творчество Паустовского К.Г. наполнилось загадочным очарованием Востока. С 1928 года писатель активно печатается в советской прессе, в том числе и в газете «Правда».
Знаменитая повесть «Кара-Бугаз», вышедшая в свет в 1932 году, позволила писателю оставить государственную службу и целиком посвятить себя творчеству.
Первый брак писателя распался, продлившись долгих 20-ть лет, после чего Константин Георгиевич женился вторично на Валерии Валишевской (кстати, третий и последний супружеский союз с Татьяной Евтеевой-Арбузовой подарил писателю второго сына Алексея).
В военный период Паустовский работал фронтовым корреспондентом, попутно издавая такие лирические рассказы, как «Снег», «Дождливый рассвет», которые автор противопоставлял жестокостям войны.
В послевоенные годы творческий путь Константина Георгиевича Паустовского ознаменован написанием автобиографической повести, состоящей из шести томов, которой он посвятил восемь лет жизни.
С приходом мирового признания в середине 50-х, Паустовский получает уникальную возможность продолжить странствующую жизнь.
Он отправляется в долгое десятилетнее путешествие по странам Европы, не просто посещая их, но и проживая там некоторое время. Например, на острове Капри Константин Георгиевич задержался на несколько лет.
Впечатления от заграничных странствий, несомненно, придавали особый колорит его лирической прозе.
Насыщенная событиями биография Паустовского Константина завершилась его смертью в июле 1968 года, произошедшей в Москве, вследствие нескольких перенесенных писателем инфарктов и мучавшей годами астмы.
Источник: https://stud-time.ru/biografii-russkix-pisatelej-i-poetov/konstantin-georgievich-paustovskij.html