«Франсуа Рабле» доклад
Сообщение о Франсуа Рабле, великом французском писателе Вы найдете в этой статье.
Кто такой Франсуа Рабле? Его относят к числу одного из величайших сатириков-гуманистов Ренессансной Европы. Он является автором романа, ставшего известным на весь мир: «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Где родился Франсуа Рабле? Будущий писатель появился на свет в Шиноне, Турень. Точной даты рождения ученый назвать не могут. Разные источники ссылаются на то, что Франсуа Рабле родился или в 1483 году или в 1494 году.
Это и касается того, кем был его отец: одни утверждают, что он был кабатчиком, другие, аптекарем, адвокатом или питейным торговцем . Мальчик рано лишился матери.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец отдал Франсуа на обучение в монастырь Сельи, потом в святую обитель Де Ля Бометт и аббатство Фонтене-ле-Конт.
В 25 лет, Рабле, не будучи достаточно образованным для либеральных, востребованных профессий, посвящает себя монашеству, а точнее ордену францисканцев. Но жизнь среди развратных и праздных, фанатичных и невежественных монахов вызывала у него нерасположение к монашеству.
Только в библиотеке, в книгах он находил утешение. Он тайком читал поэтов и научную литературу, так как в ордене читать подобную литературу запрещалось, только богословную. Через год Франсуа Рабле переходит в в бенедиктинский орден, не поступая в монастырь.
Писатель жил при дворе Жоффруа д’Эстиссака, мальезесского епископа.
В 1530 году он принимает решение поступить в университет Монпелье на факультет медицины. Его сокурсником был Нострадамус. Рабле читает публичные лекции на медицинскую тематику, цитируя Гиппократа, Галлиена и выпускает ученые сочинения. После университета переезжает в Лион и начинает литературную деятельность.
В 1532 – 1533 годах появились две первые книги его знаменитого на весь мир романа «Гаргантюа». Боясь преследований со стороны французского монашества, книги не были подписаны или же вышли под псевдонимом-анаграммой «Алькофрибас Назье».
Дважды посещал Рим. Рабле стал дружить с влиятельными людьми, в том числе с папой Павлом III. И у него смог добиться прощения за свои повинности, бегство из монастыря. Вскоре его материальное положение значительно улучшилось. Но преследования, к сожалению, продолжались: его книги сжигались, и писатель вынужден был постоянно переезжать с места на место, боясь за свою жизнь.
В 1551 году ему дали приход около Парижа, в местечке Медон. Здесь он выпустил 4-ую книгу «Пантагрюэля». Только благодаря влиятельным покровителям Рабле смог относительно спокойно прожить до самой смерти. Он умер в 1553 году в Париже.
Франсуа Рабле интересные факты
- Молодой Рабле тайком от всех выучил греческий и латинский языки, взахлеб читал поэтов и философов.
- В своих книгах он показал все пороки католиков, высмеивая их.
- В 45 лет получил докторскую степень по медицине.
- В 1552 году 4-ая книга знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» была поддана судебному разбирательству. Решением суда автора приговорили к тюремному заключению. От выполнения приговора Рабле спасла смерть.
Надеемся, что доклад про Франсуа Рабле помог Вам подготовиться к занятию.
А свое сообщение про Франсуа Рабле Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
Источник: https://kratkoe.com/fransua-rable-doklad/
Мини сочинение на тему Франсуа Рабле – Школьные Знания.com
Франсуа Рабле, великого французского писателя эпохи Возрождения, нередко упоминается в русской периодической печати XVIII века, а герои его сатирического романа — Гаргантюа, Пантагрюэль, Панург — фигурируют в качестве имен нарицательных наряду с Дон Кихотом, Фальстафом и Гулливером.
В 1790 году в Петербурге была издана «Повесть славного Гаргантуаса, страшнейшего великана из всех доныне находившихся в свете». До недавнего времена ее считали перелицовкой романа Рабле, но в действительности это — перевод анонимной лубочной повести начала XVII века, восходящей к тем же фольклорным источникам, что и роман.
«Повесть славного Гаргантуаса» в 1796 году вышла повторным изданием. Ее читали и взрослые и дети, знакомившиеся таким образом со сказочно-фольклорной первоосновой книги Рабле. Кроме того, учителя и наставники дворянских детей, осторожно пользуясь французским текстом романа, извлекали из него отдельные эпизоды для чтения и пересказа.
Так же далеки были от оригинала и позднейшие переложения некоторых эпизодов без обозначения имени автора (сказки о подвигах великана Гаргантюа).
До начала XX века царская цензура пресекала все попытки познакомить читателей с «Гаргантюа и Пантагрюэлем», запрещая не гол,ко переводы, но даже статьи, в которых излагалось содержание романа.
Например, цензор Лебедев, мотивируя в 1874 году запрещение статьи критика Варфоломея Зайцева, предназначенной для «Отечественных записок», по существу, раскрыл идейную направленность сатиры Рабле: «…нужно заметить, что большинство предметов, предаваемых Рабле на публичное осмеяние, продолжают существовать и ныне, как-то: верховная власть, выражающаяся в лице Государей; религиозные учреждения в лице монашествующих и священников; богатство, сосредотачивающееся в руках либо вельмож, либо в руках отдельных личностей. А потому знакомство русской публики с произведениями хотя и такого исторического, если можно так выразиться, писателя, как Рабле, нельзя не считать со стороны редакции крайне предосудительным».
В борьбе с феодально-церковным мировоззрением передовые деятели Возрождения создали новую, светскую культуру, основанную па принципах гуманизма.
Провозвестники этой новой культуры с открытым забралом выступили в защиту человеческой личности и свободной мысли, против феодальных предрассудков, циничной погони за обогащением и жестокой эксплуатации народных масс.
Многотрудная жизнь Рабле была заполнена неустанной борьбой за новые гуманистические идеалы, которые он отстаивал всеми доступными ему средствами.
Превосходный лингвист, знаток античных древностей, выдающийся естествоиспытатель и прославленный медик, Рабле, опираясь на науку, воевал с мракобесием церковников и ниспровергал аскетическое мировоззрение средневековья. Главной заслугой Рабле является создание пятитомной сатирической эпопеи «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532 —1552], которой он отдал более двух десятилетий своей творческой жизни. По словам Белинского, это произведение «всегда будет иметь свой живой интерес, потому что оно тесно связано со смыслом и значением целой исторической эпохи»1.
Сам Рабле предупреждает читателей в предисловии, что его книга — нечто большее, чем простое нагромождение сказочно-фантастических авантюр: «Нужно,— говорит он,— разгрызть кость, чтобы добраться до мозга», то есть за полным чудесных приключений сюжетом увидеть глубокое содержание. Оглушительный хохот героев романа, их соленые шутки и безудержное «раблезианское» веселье выражают мироощущение людей, стремящихся освободиться от средневековой рутины и церковного догматизма. Этому здоровому, жизнерадостному началу, которое воплощено в образах Гаргантюа, Пантагрюэля и их друзей, противопоставлены уродливо-карикатурные маски средневековых монархов и церковников, схоластов и рутинерой. В каждом комическом эпизоде содержатся философская мысль и те «тонкие снадобья» жизненной мудрости, которые сам Рабле предлагал искать в своих книгах.
«Гаргантюа и Пантагрюэль» — это настоящая энциклопедия гуманистических идей, отражающая все стороны общественного бытия: ‘вопросы государственного устройства и политики, философии и религии, морали и педагогики, науки и просвещения.
Для Рабле’человек с его правом на свободную, радостную, творческую жизнь находится в центре мира, и именно потому писателя больше всего интересует проблема воспитания нового человека.
В главах, посвященных Гаргантюа, Рабле беспощадно высмеивает средневековую схоластическую педагогику, противопоставляя ей в лице Понократа новую, гуманистическую систему воспитания: наблюдение и изучение природы и жизни, сочетание теории с практикой, наглядное обучение, гармоническое развитие как умственных, так и физических способностей человека.
На протяжении всего романа Рабле выступает как рьяный пропагандист и блестящий популяризатор естественнонаучных знаний. Герцен заметил по этому поводу, что «Рабле, очень живо понимавший страшный вред схоластики на развитие ума, положил в основу воспитания Гаргантюа естественные науки».
Источник: https://znanija.com/task/16844329
Сочинение: Черты гуманизма в произведении Ф.Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль
Один из величайших писателей эпохи Возрождения, француз Франсуа Рабле(1494-1553) родился в Шиноне (Турень) в семье зажиточного землевладельца и адвоката. Рано был отдан в монастырь Францисканского ордена, где получил сан священника в 1524 году.
Но в результате враждебного отношения францисканцев к изучению греческого языка Рабле добился разрешения перейти в Бенедиктский орден. В 1530 году он переселился в Лион, где изучал медицину и стал врачом местной больницы.
Однажды ему в руки попала народная книга «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа» Это издание навело Рабле на мысль написать роман под названием «Гаргантюа и Пантагрюэль”. Четыре книги романа увидели свет в 1532-1552 гг.
Заключительная пятая книга появилась уже после смерти автора в 1564 г. Вероятно, что ее написал не сам Рабле, но кто-то из его последователей, располагавший набросками и черновиками, оставленными великим гуманистом.
В первой книге писатель призывает читателя не делать скоропалительных выводов из «потешных заглавий некоторых книг», а вникнуть в суть дела, потому то «к творениям рук человеческих так легкомысленно относиться нельзя». Он предлагает «истолковать в более высоком смысле все то, что, как вам могло случайно показаться, автор сказал спроста».
«Книга, полная Пантагрюэлизма» – так называет первую книгу Рабле, несмотря на то, что вся книга посвящена описанию жизни, друзей и родителей
Гаргантюа, отца Пантагрюэля.
Когда землекопы нашли склеп, содержащий родословную Гаргантюа, на его крышке была надпись “Hic bibitur”, что означало “Здесь пьют”.
Безусловно, можно сказать, что эта фраза сопровождает Гаргантюа на протяжении всей повести.
Действительно, основное действие начинается с большого пира, во время которого и рождается младенец, при виде которого его отец, Грангузье, восклицает: «Ке гран тю а!», имея в виду глотку ребенка, первыми словами которого были: «Лакать» Лакать! Лакать!» С первых же минут читатель попадает в атмосферу веселья и беззаботности пирующих, потому что «Вечная жизнь для меня в вине, вино – вот моя вечная жизнь!» – таков девиз не просто одного из празднующих, но и всех присутствующих на пиру.
Дальнейшее действие фокусируется на жизни и учебе Гаргантюа. В начале Грангузье замечает, что «ум его заключает в себе нечто божественное, до того он остер, тонок, глубок и ясен; его надобно только обучить всем наукам, и он достигнет высшей степени мудрости».
Поэтому в его учители берут «великого богослова», магистра Тубала Олоферна, с которым Гаргантюа сумел выучить азбуку в обратном порядке за 5 лет и 3 месяца, прочитал много средневековых учебников «с комментариями Пустомелиуса, Оболтуса, Прудпруди,
Галео, Жана Теленка, Грошмуцена и пропасть других».
А после смерти богослова «его сменил еще один старый хрен, магистр Дурако Простофиль»…
В лице этих учителей Рабле высмеивает распространенный метод образования
– чтение «умных» учебников и монотонное зубрение азбуки, пренебрежение физическим развитием человека и познания окружающего мира. Говорящие фамилии: Пустомелиус, Оболтус и т. д. раскрывают читателю отношение Рабле к такому образованию, а гротескные замечания усиливают нелепость и глупость таких методов науки.
Между делом Грангузье стал замечать, что от такого обучения его сын все больше тупеет и «час от часу становится рассеяннее и бестолковее». Франсуа
Рабле описывает распорядок дней Гаргантюа, показывая как бестолково он проводит свое время.
Путем долгих раздумий, Грангузье делает учителем Гаргантюа мудрого Понократа, который превращает его в очень образованного, культурного и всесторонне-развитого человека, путем того, что очищает его мозг от «всякой скверны» и заставляет забыть все, чему учили его прошлые преподаватели.
Понократ применил специальную методу, «благодаря которой у Гаргантюа не пропадало зря ни одного часа». Вместе с Понократом Гаргантюа читает произведения Плиния, Афинея, Диоскорида, Юлия Поллукса, Галена, Порфирия, Оппиана, Полибия, Гелиодора, Аристотеля, Элиана и других.
Также
Гаргантюа развивается и в точных науках, и в физической культуре.
В лице Понократа Рабле подразумевает ученого-гуманиста и показывает, какая большая разница между людьми и двумя методами образования: первый способ, распространенный, подразумевает собой заучивание правил и законов, а второй раскрывает возможности человека, дает ему развиться в полной мере.
Понократ везет Гаргантюа в Париж, где тот снимает огромные колокола с собора Парижской Богоматери. Но пока Гаргантюа занимается в Париже, на земли его отца вследствие небольшого инцидента нападает Пикрохол, сосед
Грангузье.
Пикрохол представляет собой нелепого и жадного человека.
Он воображает себя великим предводителем наподобие Александра Македонского, его советники предлагают ему грандиозные планы и он с радостью мечтает о славе, не задумываясь о своих возможностях.
В результате Пикрохол оказывается побежденным и теряет все владения и власть. Но Гаргантюа великодушно обходится с побежденными, а добрый Грангузье щедро одаривает победителей.
Учителям Гаргантюа он дарит во владения земли, а монаху Жану по прозвищу Зубодробитель из аббатства Сейи по его просьбе строит Телемскую (Телема по-гречески – желание) обитель. Она, безусловно, не похожа на все другие аббатства.
В ней не отрекаются от жизни, а наоборот, приходят молодые и красивые для веселой и богатой жизни.
Там царит полная свобода, каждый может уйти, когда захочет, потому что любой телемит “вправе сочетаться законным браком, быть богатым и пользоваться полной свободой”.
Само аббатство – огромный красивый замок на берегу реки Луары, в нем есть огромное книгохранилище, просторные галереи, двор с площадками для игр.
Понятно, что Телемское аббатство вовсе не монастырь. Оно – дерзкий вызов монастырским порядкам и самому духу монашества. Недаром с глубокой неприязнью относятся здесь к монахам и монахиням, злобным ханжам, святошам, наушникам и продавцам обмана. Телемское аббатство – это царство радости, молодости, красоты, изобилия и свободы. В его уставе записано только одно правило: “Делай что хочешь”.
Поразительно, что в Телемском аббатстве, не знающем иных правил, совершенно отсутствуют ссоры и конфликты.
Рабле замечает по этому поводу: “Людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительною силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают их от порока, и сила эта зовется у них честью.
Но когда тех же самых людей давят и гнетут подлое насилие и принуждение, они обращают благородный свой пыл, с которым они добровольно устремлялись к добродетели, на то, чтобы сбросить с себя и свернуть ярмо рабства, ибо нас искони влечет к запретному и мы жаждем того, в чем нам отказано” Телемское аббатство, по замыслу Рабле, должно свидетельствовать о благородстве человеческой природы. Оно – всего лишь союз достойных, хорошо воспитанных и образованных людей. Рабле не рассказывает подробно об этих занятиях. Он только любуется ими. Гуманизм борется за свободу и уважение человека, утверждая, что самое совершенное, что есть на свете – это личность. На протяжении всей книгу Франсуа Рабле показывает и плохие, и хорошие стороны своих героев. Но тем не менее, в каждой главе видно, как он восхищается ими. Он показывает, что человек, несмотря на все его пороки, остается самым развитым, великодушным и совершенным существом на Земле. Рабле радуется тому, что на свете множество красивых и достойных людей.
Видно, что он восхищается разумом и возможностями людей, а не это ли главная цель гуманизма?
Франсуа Рабле
«Гаргантюа и Пантагрюэль»
книга первая:
повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции
Черты гуманизма и особенности произведения
Источник: http://dodiplom.ru/ready/97638
Анненская А. Н. Франсуа Рабле. Его жизнь и литературная деятельность Глава 1
Анненская А. Н.: Франсуа Рабле.
Его жизнь и литературная деятельность Глава 1.
часто биографы отождествляют его с героями его произведений и изображают как гуляку, пьяницу, вечно веселого буффона, для которого нет ничего святого; о нем рассказывают массу анекдотов, неправдоподобность которых бросается в глаза с первого взгляда. Самый год его рождения в точности неизвестен: одни считают, что он родился в 1488 году, другие – в 1490-м, третьи – даже в 1495 году.
По-видимому, второе из этих предположений заслуживает наибольшего вероятия. Профессия отца его также подвергается сомнению: одни говорят, что он был кабатчик и трактирщик, другие называют его аптекарем.
Во всяком случае достоверно, что он принадлежал к мелкой буржуазии города Шиннона в Турени и владел виноградником в окрестностях этого города.
Честолюбие, весьма распространенное среди мелких буржуа того времени, мечтавших о епископских мантиях и кардинальских шапках для своих детей, заставило его посвятить Богу младшего из своих сыновей.
Он поместил маленького Франсуа в аббатство Севильи, лежавшее рядом с его виноградником, а затем перевел его в монастырь Бомет около Анжера. Там мальчик должен был обучаться всему, что требовалось от образованного монаха, и в то же время готовиться к принятию духовного сана. “Источник: svr-lit.
) нравы про чих монахов, пьянство и распущенность которых служили неисчерпаемой темой для сатир народных писателей Франции, начиная с XIII века. Но несомненно, что в одном отношении бометские монахи заслуживали одобрения: они заботились об умственном развитии своих учеников, они не заглушали в них духа пытливой любознательности.
Монастырские школы того времени были рассадниками просвещения в Европе. Они подготовили те светлые умы, которые явились поборниками знания, свободы, прогресса, врагами насилия и мракобесия.
Школа Бомета могла гордиться многими из своих учеников: товарищами Рабле были, между прочим, братья Дю Белле, игравшие видную роль в истории Франции, и Жофруа д’Этиссак, впоследствии епископ Мальзе. “Источник: svr-lit.) градации, получил священство в 1520 году. “Источник: svr-lit.
) Он увлекся изучением астрономии, которая к этому времени окончательно отделилась от астрологии и в качестве самостоятельной науки привлекала умы ученых.
Благодаря знаниям, заимствованным у арабов, математика быстро двинулась вперед, и это дало возможность строить астрономические выводы на более прочном основании.
Вера в старые теории, для которых Земля являлась центром Вселенной, колебалась.
В Италии, в Германии ученые делали наблюдения и открытия, которые должны были с полною очевидностью доказать ее несостоятельность; во Фрауенбурге скромный каноник Николай Коперник в тиши подготовлял свой великий трактат “О круговращении небесных тел”, не решаясь еще предать его гласности.
Ключом ко всякому знанию служили в то время древние языки. Все научные сочинения писались не иначе как на латыни. Еще в Бомете Рабле научился совершенно свободно владеть этим языком, а теперь стал усердно заниматься греческим.
В итальянских университетах греческий язык и греческая литература давно уже считались одним из главных предметов преподавания, а с введением книгопечатания и с распространением печатных экземпляров греческих классиков знакомство с ними вышло за пределы тесного круга цеховых ученых и приобрело значительную популярность среди образованного общества. Во Франции дело обстояло иначе.
В самом начале XIII века несколько духовных лиц были изобличены в еретических мнениях, и причиною этой ереси папское правительство признало знакомство их с произведениями древних мыслителей. Вследствие этого в статутах, данных Парижскому университету папами, воспрещается чтение Аристотеля.
Парижский университет долгое время питал суеверный страх к греческому философу, а заодно и всякое занятие греческим языком считалось еретическим. Во французских коллегиях XV и даже XVI века греческий язык вовсе не преподавался.
Рабле и его друзья должны были тщательно скрывать свои греческие книги от прочей монастырской братии, чтобы не подвергнуться обвинению в вероотступничестве, в ереси. К счастью, они нашли друзей вне монастырских стен. “Источник: svr-lit.
) Молодой человек воспользовался своим высоким положением и соединенными с ним денежными выгодами, чтобы устроить себе самостоятельную жизнь вполне по своему вкусу.
Один из современников говорит, что жизнь епископа Мальзе была идеалом гостеприимства и непринужденной веселости.
В его епископском дворце ничто не напоминало духовного звания хозяина; общество, собиравшееся у него, состояло главным образом из молодых ученых-гуманистов, и для их смелой мысли, для их острого слова не было запрещенных вопросов.
Рабле являлся постоянно желанным гостем в этом кружке, перед которым ему не приходилось таить ни своих занятий, ни своего образа мыслей.
Кроме того, у него были и другие, чисто светские знакомые в городе: юристы Жан Бриссон, Эмери Бушар, впоследствии советник и докладчик короля, Андре Тирако, судья, а впоследствии советник парижского парламента; они высоко ценили его знания и в своих письмах не раз называют его “самым ученым из францисканских братьев”, “знатоком латинского и греческого языков”, “человеком сведущим во всех науках”.
Вероятно, отчасти под их влиянием Рабле принялся за изучение права и приобрел даже некоторую известность как сведущий законовед. “Источник: svr-lit. ) Сохранилось несколько писем, которыми Бюде обменялся с Рабле.
Эта вполне дружеская полушутливая переписка, веденная наполовину по-латыни, наполовину по-гречески, показывает, с одной стороны, как свободно владел Рабле обоими этими языками, с другой,- с каким уважением относился знаменитый парижский ученый к безвестному еще в то время монаху.
Между тем начальство францисканского монастыря очень косо смотрело на ученые занятия и на светские знакомства Рабле и его друзей. Придравшись по какому-то пустому поводу, настоятель произвел обыск в их кельях: найдены были греческие книги, и набожные отцы пришли в ужас.
Заниматься греческим языком могли или еретики, или люди, готовые впасть в ересь, и надобно было пресечь зло в самом начале.
Подозрительные книги были отобраны и торжественно сожжены, а против виновных начался целый ряд мелких преследований. Лами, друг Рабле, спасся из монастыря бегством.
Рабле не успел последовать этому примеру и был заключен в монастырскую тюрьму. Чтобы оправдать эту жестокую меру, монахи стали рас пускать слухи о том, что он богохульствует и кощунствует, что он непочтительно отзывается о святых и их чудесах, что он опаивает братию какими-то зельями, располагающими к греху; они рассказывали, будто бы в день Св.
Франциска, патрона монастыря, он забрался в церковь, снял с пьедестала статую святого, сам стал на ее место и позволил себе разные неприличные поступки. Знакомые Рабле не верили ни одному слову из всех этих нелепых слухов и боялись, как бы ожесточенные монахи не погубили окончательно молодого ученого.
Епископ Мальзе и Тирако сообщили Бюде, пользовавшемуся милостью короля, о грозившей Рабле опасности и сами поспешили к нему на помощь. В качестве судьи Тирако удалось проникнуть в монастырь и добиться освобождения узника, а епископ выхлопотал ему у папы Климента VII разрешение оставить орден францисканцев и перейти к бенедиктинцам.
Рабле получил звание каноника в аббатстве Мальзе и место частного секретаря епископа.
Этим эпизодом закончилась его монашеская жизнь, продолжавшаяся целых 15 лет. В качестве секретаря он мог постоянно жить в епископском дворце, не подчиняясь никаким монастырским уста вам, пользуясь полной свободой в своих занятиях. Теперь ничто не мешало ему отдаваться науке, и он действительно посвящал ей почти все свое время.
Продолжая читать классиков и делать из них переводы, он, кроме того, стал усердно заниматься естественными науками, преимущественно ботаникой и химией, изучать еврейский язык и знакомиться с новыми языками: итальянским, испанским, английским. Такая разносторонность занятий была в духе того времени.
Отдельные отрасли знания еще не достигли той степени разработки и специализации, какой они отличаются теперь.
Количество опытов и наблюдений было крайне скудным, самые приемы и способы производства их находились в зачаточном состоянии; ученых интересовало не подробное исследование того или другого частного вопроса, а общие положения, общая система знаний, и каждый отдельный факт служил только для иллюстрации общего положения.
Кроме кружка гуманистов, группировавшегося вокруг епископа Мальзе, другой подобный же кружок, где Рабле был также своим человеком, образовался возле Гильома Дю Белле в Ланже.
Эти кружки поддерживали самые деятельные связи друг с другом и с другими подобными же кружками во Франции, Германии и Италии; члены их вели между собою переписку, обменивались книгами и рукописями, пользовались каждым случаем для личных бесед.
Среди опустошительных войн, разорявших государства Западной Европы, среди жестокого фанатизма, при помощи которого католичество пыталось защищать свои колебавшиеся основы, эти кружки гуманистов, космополитов по политическим убеждениям и веротерпимых до индифферентизма по религиозным, являлись светлыми оазисами, в которых укрывались свободная мысль, научное исследование, дух смелой критики.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Анненская А. Н. Франсуа Рабле. Его жизнь и литературная деятельность Глава 1
Другие сочинения по теме:
- Гротеск и гипербола в романе Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” Эпоха Возрождения дала миру множество знаменитых имен: писателей, скульпторов, художников, музыкантов. Художники-Гуманисты видели объект своего творчества в изображении человека, его…
- Образы великанов романа Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” Образы разнообразных великанов часто встречаются на страницах французских и немецких сказок. Там их изображают злыми, жестокими, коварными, часто людоедами, которых…
- Франсуа Рабле – величайший художник французского Ренессанса Быстрый расцвет гуманистической мысли во Франции совпадает с первой половиной царствовании Франциска I (1515-1547). Итальянские походы, начавшиеся его предшественниками и…
- Творчество Франсуа Рабле и “Гаргантюа и Пантагрюэль” Крупнейшим представителем французского гуманизма и одним из величайших французских писателей всех времен являлся Француа Рабле (1494-1553). Родился в семье зажиточного…
- Теория гуманистического образования и воспитания в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” Теория гуманистического образования и воспитания в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” В романе великого французского писателя эпохи Возрождения Франсуа…
- Литературная деятельность Одоевского Владимир Федорович Одоевский (1804 – 1869). В. Ф. Одоевский – руководитель “Общества любомудров”, автор талантливых романтико-фантастических и сатирических повестей, один…
- Литературная и научная деятельность Ф. Петрарки Франческо Петрарка (1304-1374 гг.) остался в истории европейской культуры благодаря двум заслугам, которые невозможно переоценить: поэтической реформе и созданию гуманизма….
- Литературная деятельность Ремизова Символисты, победившие в поэзии, не сразу сумели найти стиль в прозе. Их усилия в этом направлении оставались разрозненными и безрезультатными….
- Литературная деятельность Чернышевского Сложившееся к 1850 году убеждение Чернышевского о необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического мышления: “Вот мой образ мысли…
- Литературная деятельность Евгения Павловича Гребенка Писатели первой половины XIX ст. нередко и сами были активными участниками русского литературного процесса… И не случайно И. Франко назвал…
- Литературная деятельность Ивана Франко Иван Яковлевич Франко родился 27 августа 1856 г. в подгорном выселке Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца. Учился он…
- Литературная деятельность Олексы Петровича Стороженко Литературная деятельность Олексы Петровича Стороженко (1806 – 1874) приходится на 50 -60е годы XIX века – переломный, сложный и противоречивый…
- Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. (Время. Жизнь. Книги). Глава пятая. Тацит и провинции Кнабе Г. С.: Корнелий Тацит. (Время. Жизнь. Книги). Глава пятая. Тацит и провинции. “Рим и варвары “, привлекала Тацита всю…
- РОМАН Ф. РАБЛЕ “ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЕЛЬ” Эпоха Возрождения дала миру множество знаменитых имен: писателей, скульпторов, художников, музыкантов. Художники-Гуманисты усматривали объект своего творчества в изображении человека, ее…
- Жизнь и творческая деятельность Чехова были тесно связаны с Украиной Украинский язык, особенности быта и культуры украинского народа были знакомы писателю с детства, которое прошло в Таганроге (в XIX в….
- Жизнь и деятельность Ломоносова замечательный пример беззаветного служения своей Родине С творчества Ломоносова начинается классицизм в русской литературе. Он был одним из первых его теоретиков, а в его поэзии наиболее…
- Бен Г. Е. Предромантизм (Кратная литературная энциклопедия) Бен Г. Е.: Предромантизм (Кратная литературная энциклопедия) “Источник: Литература Просвещения)- нач. 19 вв.). Термин “П.” впервые ввел Д. Морне в…
- Ларошфуко Франсуа де Ларошфуко Франсуа де Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа де (15.09.1613- 17.03.1680) – французский писатель, государственный деятель, герцог. Родился в Париже, в…
- Краткое содержание романа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции. Книга, полная пантагрюэлизма Книги первая…
Источник: https://ege-russian.ru/annenskaya-a-n-fransua-rable-ego-zhizn-i-literaturnaya-deyatelnost-glava-1/
Рабле
Этот раздел, посвящённый творчеству поэта Рабле, здесь вы найдете множество сочинений и кратких содержаний для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 , 9, 10, 11 классов. Все сочинения по русскому и литературе, по картинам, а также краткие содержания Рабле вы можете отыскать у нас на сайте онлайн.
Крупнейшим представителем французского гуманизма и одним из величайших французских писателей всех времен
Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом
Имя Франсуа Рабле (ок. 1494—1553), великого французского писателя эпохи Возрождения, нередко упоминается
Пятитомное произведение Рабле, роман «Гаргантюа и Пантагрюель» имеет сложную историю. Практикуя в лионськой
ПАНУРГ (фр. Panurge — плут, хитрец, ловкач) — центральный персонаж романа Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»,
ПАНТАГРЮЭЛЬ (фр. Pantagruel — букв, «всежаждущий») — один из главных героев романа Ф.Рабле «Гаргантюа
Образы разнообразных великанов часто встречаются на страницах французских и немецких сказок. Там их изображают
Изображая гуманистическую модель воспитания, Рабле не только утверждает идеал гармонично развитого человека
Эпоха Возрождения дала миру множество знаменитых имен: писателей, скульпторов, художников, музыкантов.
«Гаргантюа и Пантагрюэль» — книга, над которой Франсуа Рабле работал двадцать лет. По ней читатель может
Выдающийся русский мыслитель М. М. Бахтин (1895–1972) в работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура
ем, как он обыгрывает постоянно встречающийся у него мотив вина. С одной стороны, вино в прямом, материальном
Крупнейшим представителем французского гуманизма и одним из величайших французских писателей всех времен
Самые острые стрелы своей сатиры Рабле направляет против церкви, в которой видит главную паразитическую
В 1532 г. Рабле прочел вышедшую в Лионе народную книгу «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном
Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» («Gargantua et Pantagruel») — самое значительное произведение великого
Один из величайших писателей эпохи Возрождения, француз Франсуа
Рабле(1494-1553) родился в Шиноне (Турень)
В доказательство она задрала юбку и показала рану между ног, так что чертенок почел за лучшее убраться
Крупнейшим представителем французского гуманизма и одним из величайших французских писателей всех времен
Для писателей французского Возрождения по сравнению с раннесредневековыми авторами характерно чрезвычайное
Самые острые стрелы своей сатиры Рабле направляет против церкви, в которой видит главную паразитическую
Громадную роль играли католическая церковь и христианская религия римско-католического образца. Религиозность
В романе Рабле особенно выделяются три образа. Первый из них — образ доброго короля в его трех вариантах,
Ренессансная жизнерадостность Рабле, хлещущая через край, находит выражение в потоках казалось бы бесполезных
Главным источником Рабле явились народное творчество, живая фольклорная традиция, пропитывающая весь
С одной стороны, она служит целям «заманивания» читателя, должна его заинтересовать и облегчить ему восприятие
Франсуа Рабле родился в Шиноне (Турень). Точная дата его рождения неизвестна, исследователи остановились
Рабле — величайший писатель эпохи Возрождения во Франции. Он был автором одной книги, но эта книга стала
Один из величайших писателей эпохи Возрождения, француз Франсуа
Рабле(1494-1553) родился в Шиноне (Турень)
Крупнейшим представителем французского гуманизма и одним из величайших французских писателей всех времен
Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом
Источник: http://sochinenie-class.ru/rable/
Франсуа Рабле (1493-1553)
Франсуа Рабле родился в Шиноне (Турень). Точная дата его рождения неизвестна, исследователи остановились на 1493 г. Рабле большую часть жизни терпел всяческие лишения и был вынужден постоянно опасаться за свою жизнь. Он видел, как жестоко карали его лучших друзей и единомышленников. Да и книги самого писателя прилюдно сжигали на площадях.
Рабле в старости
Предполагали, что он был сыном трактирщика, но эта легенда давно опровергнута: он был судебным чиновником, т.е. принадлежал к среднему сословию. Мальчик лишился матери в раннем возрасте.
И уже в 10 лет был отдан на обучение во францисканский монастырь Сёльи, оттуда позднее его перевели в аббатство в Фон-тене-ле-Конт.
Среди своих товарищей-соучеников он встретил юношу, который впоследствии послужил ему образцом для одной из самых выдающихся фигур в его знаменитом романе — монаха Жана.
В молодости Рабле стал монахом, чтобы, имея деньги на пропитание, заниматься «гуманистическими» науками. В эпоху расцвета Возрождения они занимали видное место в духовной жизни французов.
Однако монашеская жизнь совершенно противоречила его жизнелюбивой натуре. К тому же удивляли невежество и фанатизм монахов, молитвенный экстаз которых непостижимым образом уживался с праздностью и развратом. Все это угнетало молодого человека, но одновременно давало будущему писателю сюжеты для его сатирических произведений.
Издевки и насмешки острого на язык юноши вызывали раздражение монахов. Начались преследования, Рабле бежал. Позднее он вышел из францисканского ордена и перешел в бенедиктинский.
В качестве простого священника жил при дворе епископа Жоффруа д'Эстиссака, отличавшегося образованностью и эпикурейскими наклонностями. Епископ собрал вокруг себя многих французских гуманистов.
Вероятно, к этому же времени относится начало общения Рабле с Эразмом Роттердамским, к которому он всегда питал глубочайшее уважение. Покровительство епископа дало Рабле возможность, не обременяя себя исполнением церковных обязанностей, заняться ботаникой и медициной.
В 1530 г.
, сохраняя звание священника, он поступил на медицинский факультет университета Монпелье, по окончании которого Рабле читал публичные лекции по медицине, выпускал в свет ученые сочинения. Была у него и врачебная практика. Такую же деятельность продолжил он и в Лионе, куда переехал из Монпелье.
Важным событием в жизни Рабле стала, почти одновременно с выпуском первых книг «Гаргантюа», поездка в Рим в качестве секретаря его покровителя дю Беллэ. Эта поездка обогатила наблюдениями, позднее нашедшими отражение в сатирических произведениях.
Во время второй поездки в Рим, при папе Павле III, Рабле добился от него прощения многих своих провинностей, в том числе и бегства из монастыря. Вскоре улучшилось и его материальное положение.
Однако преследования духовенства и парламента заставляли его, несмотря на покровительство короля Франциска I, переезжать с места на место.
Наконец в 1551 г. он получил приход в Медоне (местечко около Парижа). Там им была выпущена четвертая книга «Пантагрюэля». Анафемы Сорбонны продолжались, но могущественная протекция самой Дианы де Пуатье позволила автору вести относительно спокойное существование. Умер Рабле в Париже в 1553 г.
Рассказывают, что за несколько минут до смерти он произнес с хохотом: «Задерните занавес, фарс сыгран!»
Жизнь Рабле и его творчество являются самым верным отражением той эпохи. Величайший сатирик, он занимает почетное место между философами и педагогами.
Рабле — человек своего времени, человек Возрождения: он был гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом. И во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума».
Сильная личность воплотилась в пяти частях романа «Гарган-тюа и Пантагрюэль».
Образцом для произведения послужила народная книга под тем же названием, изображавшая в карикатурном виде отживший мир рыцарских подвигов, романтических героев и волшебников.
Внешняя форма романов — мифологически-аллегорическая. Она представляет только рамку, куда автор помещает картину, которую находит наиболее удобной для выражения своих заветных мыслей и чувств.
Великое значение книги Рабле заключается в соединении в одном произведении панегирика и критики. Перед нами в лице автора великий сатирик и глубокий философ.
Рука, беспощадно разрушающая лицемерие и порок, одновременно создает положительные идеалы.
Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. Этот смех отнюдь не цель, а только средство. Сам автор говорил, что его произведение похоже на Сократа, у которого под наружностью Силена в смешном и уродливом теле жила
В 1532 г.
Рабле выпускает новую книгу, в которой использует народные рассказы о великанах-королях. Называлась она «Устрашающие и ужасающие деяния и подвиги знаменитейшего Пантагрюэля». Книгу сразу же заметили.
Причем слава сопровождалась гневом церковников: в следующем же году богословский факультет Сорбонны осудил ее, и автору грозила опасность тюремного заключения.
Итак, в карнавале сама жизнь играет, а игра на время становится самой жизнью. В этом специфическая природа карнавала, особый род его бытия. Карнавал — это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная жизнь. Праздничность — существенная особенность всех смеховых обрядово-зрелищных форм Средневековья.
В произведении Рабле обычно отмечают исключительное преобладание материально-телесного начала жизни: образов самого тела, еды, питья, испражнений, половой жизни. Образы эти даны к тому же в чрезмерно преувеличенном, гиперболизованном виде. Рабле провозглашали величайшим поэтом «плоти» и «чрева» (например, Виктор Гюго).
1534 г. «Бесценная жизнь великана Гаргантюа, отца Пантагрюэля» тоже не осталась незамеченной — на горе автора. В этом же году в Париже и других городах на стенах домов появились плакаты с нападками на папу римского и вообще на католическую церковь.
Эти происшествия связали с кощунственным романом. Король был в бешенстве. Церковники впали в страшный гнев и даже требовали запретить книгопечатание – эту «заразу, которая везде сеет преступное свободомыслие». По всей стране запылали костры инквизиции. Горели преступные книги.
Рабле пришлось бежать в Италию.
Только через двенадцать лет, в 1546 г., автор осмелился опубликовать третью часть книги. Она была напечатана в Париже. Писатель на этот раз рисковал еще больше, чем раньше, ведь буквально за несколько месяцев до этого в столице Франции повесили гуманиста и издателя Этьена Доле. Не такая ли судьба ожидала и Рабле? Только заступничество друзей перед королем спасло дерзкого сатирика.
Однако, несмотря на все гонения, Рабле не только не перестал писать, но и продолжал издавать книги. Хотя влиятельных друзей уже не было, через шесть лет, в 1552 г., он выпустил четвертую часть книги.
Парижский парламент немедленно подверг ее судебному рассмотрению. Угроза снова нависла над жизнью писателя. Теперь вряд ли ему удалось бы избежать тюрьмы или, хуже того, казни на костре.
От унижений и позора его спасла только смерть: в следующем 1553 г. Франсуа Рабле умер.
Источник: http://www.uznaem-kak.ru/fransua-rable-1493-1553/
Ученые труды Рабле
Крупнейшим представителем французского гуманизма и одним из величайших французских писателей всех времен является Франсуа Рабле (1494—1553). Он родился в окрестностях Шинона (в Туре-ни), в семье зажиточного землевладельца и адвоката. Поступив в молодые годы в монастырь, он вместо богословских трудов с жаром изучал там древних писателей и юридические трактаты.
Покинув при неизвестных нам обстоятельствах монастырь, он занялся изучением медицины и в 1532 г. получил должность врача лионского госпиталя.
Вскоре затем Рабле совершил в свите парижского епископа, позже — кардинала Жана дю Белле (двоюродного брата поэта Жоашена дю Белле, о котором будет речь ниже), две поездки в Рим, где изучал римские древности и восточные лекарственные травы.
После этого Рабле состоял два года на службе у Франциска I, разъезжая по южной Франции, практикуя в качестве врача, получил в Монпелье степень доктора медицины, снова поступил на службу в королевскую канцелярию, еще раз побывал в Риме и по возвращении оттуда получил два прихода, но священнических обязанностей не исполнял. В 1553 г. он умер в Париже.
Ученые труды Рабле, свидетельствуя об обширности его познаний, не представляют все же большого интереса. Они сводятся главным образом к комментированным изданиям античных работ по медицине (например, «Афоризмов» Гиппократа) и старых юридических трактатов, сочинениям по археологии и т. п.
Главным произведением Рабле, принесшим ему мировую славу, является роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором под покровом шуточного повествования о всяких небылицах он дал необычайно острую и глубокую критику учреждений и обычаев средневековья, противопоставив им систему новой, гуманистической культуры.
Толчком к созданию романа Рабле послужил выход в свет в 1532 г. в Лионе анонимной народной книги «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа».
Успех книги, в которой остроумно пародировались средневековые рыцарские романы (в ней изображались всякого рода причудливые приключения с участием короля Артура, «гогов и магогов» и т. п.), навел Рабле на мысль использовать эту форму для передачи более глубокого содержания; в том же 1532 г.
он выпустил в качестве ее продолжения книгу «Страшные и ужасающие деяния и подвиги преславного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого великана Гаргантюа».
Произведение это, подписанное псевдонимом Алькофрибас Назье () и составившее затем вторую книгу всего романа, выдержало в короткий срок ряд изданий и даже вызвало несколько подделок.
В этой книге Рабле еще близко придерживается подсказанной ему народной книгой схемы средневековых романов (детство героя, юношеские странствия и подвиги и т. п.), из которых он почерпнул многие образы и сюжетные мотивы.
Наряду с самим Пантагрюэлем выдвигается другой центральный герой эпопеи — неразлучный спутник Пантагрюэля Панург. Шуточный элемент в этой книге еще преобладает над серьезным.
Однако кое в чем уже проявляются гуманистические тенденции: таковы многочисленные отголоски древности, насмешки над схоластической «ученостью» докторов Сорбонны (усиленные в последующих изданиях), особенно — замечательное письмо Гаргантюа к сыну (глава VIII), являющееся апологией наук и универсальной образованности.
Ободренный успехом своего замысла, Рабле в 1534 г. выпустил под тем же псевдонимом начало истории, долженствовавшее заменить собой народную книгу, под заглавием «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля», которое составило первую книгу всего романа.
Из своего источника Рабле заимствовал лишь очень немногие мотивы (исполинские размеры Гаргантюа и его родителей, поездку его на гигантской кобыле, похищение колоколов собора Нотр-Дам), все же остальное— плод его собственного творчества.
Фантастика уступила место гротескным и нередко гиперболическим, но, по существу, реальным образам, и шуточная форма изложения прикрыла очень глубокие мысли. Здесь сосредоточены важнейшие моменты романа Рабле. История воспитания Гаргантюа вскрывает различия между старым схоластическим и новым гуманистическим методами в педагогике.
Речь магистра Ианотуса де Брагмардб, упрашивающего Гаргантюа вернуть похищенные им колокола,— великолепная пародия на пустозвонную риторику сорбоннистов. Далее следует описание вторжения и завоевательных планов Пикрохола — блестящая сатира на феодальные войны и на королей феодального типа.
На фоне войны появляется фигура «монаха-мирянина», брата Жана,— олицетворение физического и нравственного здоровья, грубоватой жизнерадостности, освободившейся от средневековых пут человеческой природы. Заканчивается книга описанием основанного по плану брата Жана Телемского аббатства, этого средоточия разумных, культурных наслаждений и абсолютной свободы личности.
«Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля» вышла в свет после большого перерыва, в 1546 г., с обозначением подлинного имени автора. Она существенно отличается от двух предыдущих книг. К этому времени политика Франциска I резко изменилась. Восторжествовала реакция: участились казни кальвинистов и свободомыслящих; свирепствовала цензура.
Сатира Рабле в «Третьей книге» стала по необходимости более сдержанной и прикрытой. Уже в переиздании 1542 г. двух первых книг он смягчил выпады против сорбоннистов и упразднил места, выражавшие сочувствие кальвинизму, тем не менее издание было запрещено богословским факультетом Парижа, точно так же как в 1547 г. им были осуждены переизданные вместе в 1546 г.
три книги романа.
Источник: http://www.testsoch.info/uchenye-trudy-rable/
Анализ романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» | Литерагуру
Франсуа Рабле — автор одного романа, зато какого! Его объемный и не поддающийся чтению труд стал манифестом новой эпохи, где человек становится вровень с его создателем, а не падает ниц, пресмыкаясь и боясь небесной кары. Книга подарила боязливо скукоженному миру образ человека ренессанса — возрождения к полноценной жизни.
Жанровые особенности
«Гаргантюа и Пантагрюэль» — это сатирический роман, созданный с помощью таких литературных приемов, как гротеск и гипербола.
К сожалению, смысл многих саркастических выпадов Франсуа Рабле в настоящее время утрачен, поэтому объемный труд читается натужно, хоть и должен был развеселить публику, как ярмарочный балаган (по стилистике роман напоминает шутовские истории паяца, который злобно высмеивает уклад жизни, не боясь понести наказание).
Основные темы
Автор обличает извечные человеческие пороки и высмеивает слабости, недостатки и проблемы своего времени.
Излюбленными объектами для насмешек Рабле являются церковь и католический институт монашества, что неудивительно — он знал о лени, невежестве, алчности, ханжестве и лицемерии духовного сословия не понаслышке, ведь сам в молодости жил в монастыре. Кроме того, известно, что Рабле был медиком, значит, имел рациональное мышление и живой ум, а не зашоренное сознание фанатика.
Досталось от его пера и средневековой схоластике, оторванной от той реальности, которую во всех ее проявлениях так любят главные герои.
Слепая вера и религиозное лицемерие вызывали у Рабле такое неприятие, что он не постеснялся замахнуться даже на Священное писание, кое-какие эпизоды из которого ловко спародировал в романе.
Так что, немудрено, что все части «Гаргантюа и Пантагрюэля» были осуждены богословским факультетом Сорбонны как еретические.
Кто такой Франсуа Рабле?
Франсуа Рабле — это первый певец Ренессанса, осмелившийся восстать против средневековой косности и бесправия здравого смысла. Бесчеловечным догмам он противопоставил идеалы свободы и гуманизма.
Главы о Телемском аббатстве, а также о воспитании Гаргантюа под руководством Понократа, являются законченным воплощением гуманистических принципов.
Поэтому «Гаргантюа и Пантагрюэль» — это самый объемный литературный памятник эпохи Возрождения.
О самом авторе известно крайне мало, так как он скрывался от властей за свои литературные изыскания. Он написал тогда, когда за свободу слова можно было поплатиться вечной неволей, а то и жизнью. Сохранились упоминания о том, что он в юношестве жил в монастыре, потому так хорошо знает внутреннюю сторону обычаев и грешком духовного сословия.
Потом он сбежал из божьего храма, отчаявшись в намерении стать добродетельным католиком. С этих пор началась пора его скитаний, когда он овладел искусством врачевания и мастерством слова.
Общаясь с пациентами, лекарь узнал множество легенд и сказаний о национальных героях ярмарочных балаганов — Гаргантюа и Пантагрюэле, которые впоследствии перекочевали в его книгу.
Комический эффект
Именно простых людей больше всего угнетала церковь, ведь этот институт был монополистом в области просвещения среди широких народных масс. Поэтому комический эффект в романе Рабле помещается в форме грубоватого юмора, понятного простому человеку.
Шутки связаны с недостатками тела и физиологией, поглощением пищи и вина, половыми отношениями и венерическими заболеваниями.
Все эти темы в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»были совершенно несвойственны средневековой литературе, которая была тесно связана с религиозной традицией.
В ходе исторического литературного процесса неоднократно предпринимались попытки «адаптировать» Рабле к меняющимся представлениям о морали и нравственности, но, как известно, из песни слова не выкинешь — «вычищенный» роман, без сомнения, уступает оригиналу.
Стилистика Рабле
Язык в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» изобилует непристойными словесными оборотами и карикатурно поданными выжимками из священных текстов. Текст неразрывно связан с народной культурой Франции позднего Средневековья и Возрождения.
Образы главных героев, Гаргантюа и Пантагрюэля, имена которых взяты напрямую из французского фольклора, символизируют Ренессанс с его отказом от традиционных жизненных установок Средневековья.
Главная идея эпохи Возрождения – возвращение интереса к светскому искусству и познанию мира, свободному от догм и ограничений.
Язык Рабле — причудливый, сложный, нагромождение оборотов и средств художественной выразительности сбивает читателя с толку, заставляет не раз перечитывать предложение в погоне за сутью.
Композиция
Гротескно-комическая структура романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» имеет несколько функций. Она заманивает читателя, интересует его на протяжении всего повествования и облегчает восприятие глубоких мыслей в основе творческого метода Рабле.
С другой стороны, она их маскирует, то есть служит щитом от въедливой цензуры. Шутовство и дуракаваляние образуют мощный комический эффект в средневековой литературе на пороге эпохи Возрождения.
Композиция романа – это свободное чередование эпизодов и образов.
Скрепляющей основной идеей «Гаргантюа и Пантагрюэль» является гротеск народного характера. Не все мысли Рабле расшифрованы. Частный случай гротеска – размеры Гаргантюа в первых двух книгах. Это гиперболизированное стремление натуры освободиться от гнета средневековых норм.
Главная идея
Хоть книга и велика по объему, словно ее герой, она несет вполне себе конкретный посыл. Рабле видел, как люди страдают от засилья религиозного суеверия, воспринимая не умелые проповеди, как слово Божие, хотя именно в них теряется смысл любого религиозного культа.
Народ же прозябал в невежестве и фанатизме, поэтому родители не хотели лечить и учить детей, считая любое вмешательство в ум и тело своего ребенка бесовским промыслом.
Поэтому главная идея романа Рабле — показать приобщение к национальной французской культуре, ее истокам, а не рабское повиновение жутковатой демагогии католицизма.
Он хотел, чтобы человек полагался на свой здравый смысл, а не на абстрактные и неверно истолкованные учения схоластиков. Теоретики были оторваны от жизни, сами на хлеб не зарабатывали, поэтому не могли учить народ, исходя из его надобностей.
Характеристика главных героев
- Описания персонажей в книге крайне разрознены и обильны, поэтому бывает сложно сразу сориентироваться, кто есть кто. Для понимания сути романа необходимо четко уяснить себе, кто такой Гаргантюа (Gargantua)?Это король государства Утопия из рода великанов. Появляется в первой и эпизодически во второй и третьей книгах романа.
Образ Гаргантюа — символ назревающего Ренессанса с его антропоцентрической позицией. Человек – не раб господень, он в буквальном смысле вырос, стал великаном, а не вошью.
- Как мы знаем, это не единственный великан в творении Рабле. Кто же такой Пантагрюэль (Pantagruel)? Это сын Гаргантюа, принц королевства Утопия. Появляется в романе со второй книги.
Представляет собой тип передового человека эпохи Возрождения, который интересуется сразу несколькими научными дисциплинами и видами искусства.
- Великаны путешествуют и находят друзей по убеждениям, которые выражают те или иные идеи автора и развлекают особ королевской крови. Кто такой Брат Жан Зубодробитель (Frère Jean des Entommeures)? Это монах ордена святого Бенедикта.
Появляется в первой, третьей, четвертой и пятой книгах. Он прекрасно проявляет себя, как во время войны с Пикрохолом, так и по ходу многочисленных пиров Гаргантюа и его сына.Брат Жан — «человек молодой, прыткий, щеголеватый, жизнерадостный, разбитной, храбрый, отважный, решительный, высокий, худощавый, горластый, носатый, мастак отбарабанить часы, отжарить мессу и отвалять вечерню».
- У брата Жана был помощник, необходимый на пирушках. Панург (Panurge) — это недоучившийся студент из Турени. Появляется во второй книге. Сходится с братом Жаном в неистощимом жизнелюбии и пристрастии к разного рода весёлым проделкам. Правда, в отличие от монаха, Панург слегка трусоват («я не боюсь ничего, кроме опасностей»).
«Панург был мужчина… с крючковатым, напоминавшим ручку от бритвы носом, любивший оставлять с носом других, в высшей степени обходительный, впрочем слегка распутный и от рождения подверженный особой болезни, о которой в те времена говорили так: Безденежье — недуг невыносимый».
- Эпистемон (Epistémon). Это бывший наставник Пантагрюэля. Как и Панург, появляется в романе во второй книге.
Из всех друзей Пантагрюэля наиболее образован, часто пускается в различные рассуждения отвлечённого характера, что не мешает ему быть верным товарищем и добрым собутыльником.
Анализ первой книги
В первой книге Гаргантюа – добрый, миролюбивый великан-король. Их вообще в романе три таких красавца: Грангузье, Гаргантюа и Пантагрюэль. Так же есть три главные темы:
- Воспитание Гаргантюа. Противопоставление средневекового и ренессансного воспитания. Но даже в такой серьезной теме автор использует пародийную игру (к примеру, преувеличение старательности, которую проявляют воспитатели-гуманисты).
- Война с Пикрохолом. Противопоставление Пикрохола и Гаргантюа – сравнение средневекового и гуманистического правителя.
- Телемская обитель. Это, во-первых, противопоставление средневекового монастыря и утопии нового мира. Брат Жан – это порождение монастырских стен и одновременно их насмешливое отрицание. Девиз обители – “Делай, что хочешь” – издевательский перевертыш монастырского устава. Люди там жутко образованные: знают 5-6 языков, могут сочинять на них стихи, но как они используют свои знания? Какая польза миру от их учености? Монахи не помогают мирянам стать лучше, они просто спасаются бегством от проблем, поощряя свой эгоизм, надеясь вымолить легкую долю в раю. Автор высмеивает эту позицию.
Анализ второй книги
Во второй книге Пантагрюэль — добрый великан, добрый малый, обжора и любитель выпить. Мотив жажды, которая сопровождает рождение Пантагрюэля, — алчность познаний и обычная жажда. Новый человек — «алчущий познаний», а не тупоголовый раб чьих-то домыслов.
В то же время он весел и прост в обращении, в нем нет чопорности и замкнутости средневекового человека. Параллель выпивки и науки проходит через всю книгу. Письмо Гаргантюа к Пантагрюэлю — манифест ренессанса.
В нем заключена апология наук, апология движения истории и развития культуры.
Бахтин считает, что третья книга – органическое продолжение первых двух. В ней меняются все пропорции: действие продолжается всего 30 дней, герой Пантагрюэль уже нормального размера.
Что хотел сказать автор в пятой и четвертой книгах?
Ближе к финалу стало больше серьезности, ослаблена народно-карнавальная основа. Острова в 4-5 книгах чаще всего символизируют социальные институты, ценности. Там уже нет главного героя, все путешественники. Пантагрюэль возвышен, Панург — напротив.
В трех первых книгах Панург бросает вызов старому застойному обществу, поэтому так симпатичен, а в последующих частях уже не везде, протест размывается, становится менее нарочитым. В тех эпизодах, которые появились в 48 главе, он прежний, а в тех, которые в 52 главе – подчеркнуто трусливый (например, эпизод с бурей, Колбасами).
Это, видимо, связано с тем, что Панург и Пантагрюэль – разные полюса Божественной природы. Пантагрюэль – идеальный человек, Панург — реальный. Но писатель разочаровывается в реальном человеке, оттого и происходит снижение образа.
Чем заканчивается роман?
А тем, что Бутылка изрекла: “Тринк”, что означает «пей» (и «выпивай», и пей из источника мудрости). Рабле воспроизвел плавание к истине, путешествие в поисках этого вожделенного сокровища.
Правда, абсолютной истины нет, перед авантюристами всплывает лишь фата-моргана.
Поэтому они пьют и радуются жизни без призрака смерти и сомнительных обещаний божественной милости в обмен на земное счастье.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/razbor-romana-gargantyua-i-pantagryuel/