Сочинения об авторе серафимович

Серафимович А. С. Биография кратко. Серафимович Александр Серафимович

Серафимович Александр Серафимович

(1863 – 1949)

Серафимович (настоящая фамилия – Попов) Александр Серафимович (1863 – 1949), прозаик.

Родился 7 января (19 н. с.) в станице Нижне-Курмоярской. Области Войска Донского, в семье казачьего есаула. Детские годы провел в казачьих полках в Польше.

В 1873 семья вернулась на Дон в станицу Усть-Медведицкую. Поступил учиться в классическую гимназию.

Обратите внимание

Смерть отца и материальные лишения осложнили жизнь, но гимназию окончил и в 1883 поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета.

Чувствуя нехватку знаний, посещает дополнительные лекции отдельных профессоров на юридическом и естественном факультетах и штудирует общественно-экономические науки. Сближается с революционно настроенными студенческими кругами. В 1887 был привлечен к дознанию по делу А. Ульянова и сослан в Архангельскую губернию под надзор полиции, где пробыл три года.

Вернувшись на Дон (1890), установил связи с местными народовольческими группами, ведущими пропаганду среди рабочих.

Впечатления от ссылки нашли отражение в его первых рассказах – “На льдине”(1889), “Снежная пустыня”, “На плотах” (1890), отмеченных Успенским и Короленко.

В эти годы работает в провинциальных изданиях “Донская жизнь”, “Приазовский край”, живет уроками. В 1901 выходит первая книга Серафимовича – “Очерки и рассказы”, – решившая судьбу писателя: он переезжает в Москву (1902) и всецело отдается литературной и журналистской работе.

Знакомится с Горьким, сотрудничает в издательстве “Знание”, которое в 1903 – 08 выпустило трехтомник его рассказов.

Во время первой мировой войны был на фронте в составе санитарного отряда, о чем позднее напишет в очерках и рассказах.

С первых же дней Октябрьской революции активно включился в культурное строительство молодой республики: заведовал литературно-художественным отделом “Известий”, агитмассовым отделом Моссовета, был военным корреспондентом “Правды”.


Важно

Главной книгой Серафимовича стал роман “Железный поток”, который он писал два с половиной года (опубликован в 1924), стремясь передать правду “…не фотографическую, а… синтетическую, обобщенную”.

В 1930-е Серафимович выступил с серией очерков о коллективизации – “По донским степям”, с рассказами о прошлом и настоящем.

Во время Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст – более 80 лет, – выезжал на фронт в район Орловской битвы. Умер А. Серафимович в Москве 19 января 1949.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

sera

Источник: http://www.slavkrug.org/serafimovich-a-s-biografiya-kratko-serafimovich-aleksandr-serafimovich/

Биография Серафимович А. – Вариант 3

Литературная деятельность Александра Серафимовича Серафимовича (Попова) (1863—1949) продолжалась шесть десятилетий. Его первое печатное произведение — рассказ «На льдине» — появилось в 1889 г.

Последнее выступление в печати — новогоднее обращение к землякам — было опубликовано газетой «Молот» 1 января 1949 г. Серафимович связал своим творчеством две огромные литературные эпохи. Он вступил в литературу младшим современником Л. Толстого и А. Чехова, первые шаги молодого писателя получили одобрение В.

Короленко и Г. Успенского. Серафимович явился продолжателем лучших традиций передовой русской литературы XIX в. В то же время его творчество неотделимо от эпохи пролетарской революции. Серафимович был одним из зачинателей пролетарской литературы.

И после Великой Октябрьской социалистической революции, которую встретил уже сложившимся писателем, стал одним из первых созидателей культуры социалистического общества.

Творчество Серафимовича уходит своими корнями в почву народной жизни, воплощает духовные сдвиги огромного исторического значения. Это стало возможным потому, что писатель очень рано связал свою жизнь с рабочим делом и, по справедливому замечанию Фурманова, «до наших победных дней в нетронутой чистоте сохранил верность» ему. Еще в 1885 г.

царская полиция признала студента Александра Попова политически неблагонадежным. Связь со студенческой революционной молодежью в период пребывания в Петербургском университете в 1883—1887 гг.

, ссылка в Архангельскую губернию под надзор полиции после разгрома группы Александра Ульянова, пропагандистская работа среди местного населения на севере в период ссылки и па юге после возвращения на Дон, связь с кружками социал-демократического направления в Усть-Медведице, Новочеркасске л Ростове-на-Дону в 90-е и 900-е годы, активная общественная деятельность в 1905 г.

в пользу революции (организация народной милиции для борьбы с черносотенцами, устройство митингов, чтение лекций в Новочеркасске) —таковы основные вехи революционной биографии Серафимовича в дооктябрьский период.

Совет

Уже в 90-е годы, когда складывался писательский облик Серафимовича, его симпатии были на стороне марксистских и социал-демократических идей.

Опираясь на них, он искал ответа на основные вопросы русской жизни и предвидел неизбежность краха самодержавия под натиском революционных сил народа («Капля», 1898).

Это предопределило писательские пристрастия Серафимовича, направление его творческих интересов.

Очень рано обозначилась его главная тема — народ и революция. В разные периоды истории страны она обретала новое содержание, получала новые повороты, но оставалась главной на всем протяжении литературной биографии писателя.

В 90-е и в начале 900-х годов он рассказывал о драматических судьбах простых тружеников, жизнь которых подвержена действию бесчеловечного закона капиталистической эксплуатации.

Как и чем живут, о чем думают шахтеры, доменщики, железнодорожные служащие, типографские рабочие, крестьяне, измученные безземельем и ушедшие в город на заработки, эти тысячи тысяч, — вот что волнует Серафимовича, который широко исследует условия труда и быта трудящихся.

Писатель видит не только причины каторжных условий труда, но и их последствия. Подвижнический труд изо дня в день не только не избавляет от постоянной нужды, он отнимает у рабочего даже самую способность раздумывать о своей судьбе, рождает социальную пассивность. Серафимович не считал непреложным и неизменным равнодушие рабочих к своей судьбе.

Протест против угнетения и произвола может проснуться в любой момент, и писатель находил первые ростки гнева и протеста даже у самых отсталых и забитых тружеников («Сцепщик», 1898).

Обратите внимание

К тому же условия каторжного, изнуряющего труда выковывают выносливых людей, стойких в перенесении жизненных трудностей, способных жить тогда, когда жить уже, кажется, невозможно.

Ранние рассказы Серафимовича несли в себе правду об огромных потенциальных силах народа, о его способности к длительному повседневному героизму. 1905 год дал новое содержание теме «народ и революция». Первая русская революция сделала зримой революционную силу широких народных масс.

И Серафимович стремился раскрыть сущность того политического опыта, который народ приобрел в революции 1905 г.

Прослеживая путь простых тружеников от тайных сходок до баррикадных боев, Серафимович фиксировал внимание на изменениях, которые происходят повсеместно в сознании и психологии трудящихся.

Трудная борьба света революционной правды с непониманием и темнотой, иллюзиями, предрассудками, политической слепотой и привычкой к рабской покорности идет на сходке рабочих в рассказе «Среди ночи», вторгается в жизнь прачки Марьи в рассказе «Бомбы», определяет смену настроений очевидцев баррикадных боев в очерке «На Пресне».

Революция ни для кого не проходит бесследно, последствия открытых вооруженных столкновений так велики, что сказываются во всех сферах человеческой жизни, вызывают переоценку моральных ценностей, совершают переворот в человеческих взаимоотношениях.

На этом основывается оптимизм, не покидавший Серафимовича в мрачные годы реакции: «Народ распрямляется, как притоптанная трава», — в этом уверен старик-крестьянин, прячущий от карателей участника баррикадных боев («У обрыва», 1907). В период «столыпинских галстуков» в рассказах Серафимовича «Мертвые на улицах», «У обрыва», «Зарево» звучало грозное предупреждение о будущем.

При всем разнообразии произведений, написанных Серафимовичем в период между двумя революциями, нетрудно обнаружить единство и последовательность задач, которые решает писатель.

Важно

Он пишет об отступниках революционного движения и стремится понять причины отступничества, равносильного омертвению («Любовь», 1909).

В то же время писатель своими рассказами приковывает внимание к мужественным стойким людям, которые, потерпев временное поражение, вырваны царскими жандармами из привычной жизни, но не сломлены, для которых настоящей жизнью продолжает быть лишь дорога революционной борьбы («У холодного моря», 1909). Особый интерес представляют для писателя судьбы людей из народа, отравленных представлениями о счастье как о собственном благополучии.

Здесь писатель ищет причины, тормозящие революционное развитие масс. Одно из лучших произведений Серафимовича — повесть «Пески» (1908), оцененная Л. Толстым на «пять с плюсом», придает теме губительной власти собственности поистине трагический характер.

Снова и снова возвращаясь к крестьянской теме и в небольших рассказах («Чибис»), и в больших повестях («Фетисов курень», «Сухое море»), писатель успешно выполнял одну из своих главных обязанностей: «подпиливать столетний дуб собственничества всеми доступными средствами».

В дооктябрьский период реалистическое искусство Серафимовича обрело устойчивые черты.

Писатель неизменно дорожит конкретностью, точностью, фактической достоверностью непосредственных жизненных наблюдений. Доминирующее начало в его творчестве в это время приобретает очерк. О событиях 1905 г.

(«На Пресне») или первой мировой войны («В Галиции», 1915; «Впечатления», 1915—1916) рассказывает вдумчивый очевидец, отвечающий за документальную правдивость повествования. Но ни в очерках, ни в рассказах, ни в повестях Серафимович не ограничивался эмпирическими наблюдениями.

Как всякий художник-реалист он ставил перед искусством обобщающие задачи, только принципы типизации в его произведениях имели свои особенности.

Имея в виду еще ранние рассказы, В. Г. Короленко — один из первых рецензентов Серафимовича — отмечал «некоторую эскизность в обрисовке фигур». Основанием для этого являлось явное пренебрежение полнотой индивидуальной характеристики, психологической детализацией образа.

Совет

Впоследствии стало ясно, что это не просчеты неопытного литератора, а сознательная установка, имеющая свое обоснование. Центр тяжести в процессе художественного освоения жизненного материала у Серафимовича всегда сосредоточен на социально-типическом содержании образа.

Итогом обобщения является не характер, а человеческая судьба, сущность реализованных в ней социально-экономических отношений.

В ранний период он нередко описывает один день в жизни шахтера, доменщика, аптекарского служащего, стрелочника или сцепщика, но так, что за ним встает вся жизнь простого труженика день за днем, обнажается социальный смысл всей его судьбы.

Позднее, в 10-х годах, Серафимович, чаще всего обходясь без острого сюжета, тяготеет к жанру рассказа-жизнеописания или небольшой повести, которая позволяет обозреть целую человеческую жизнь в ее обыденном течении.

На полотно переносится как бы весь поток жизни, вместе с которым движется и судьба героя. Здесь драмы назревают постепенно, незаметно, как результат всех обстоятельств, сопровождающих жизнь героя в ее повседневности («Пески», «Сухое море», «Фетисов курень»)).

И, останавливаясь на отдельных поворотах жизненного пути человека, писатель не теряет из виду конечный его смысл.

При этом Серафимовича интересует не неповторимость личной судьбы героя, а именно «всеобщность» ее содержания.

Новая общественно-историческая ситуация, выход на историческую арену масс, пробуждение человека в «коняге» сделали необходимым художественное исследование процессов, происходящих в народных низах, внимание к человеку массы.

Обратите внимание

Вслед за Горьким решению этих задач всецело подчинил свое творчество и Серафимович, связавший надежды на коренное преобразование социального строя России с пролетарской революцией.

Читайте также:  Краткая биография арцыбашев

Знание объективных законов истории, понимание исторических перспектив русской действительности позволили писателю создать обобщающую картину капиталистического общества в романе «Город в степи» (1907—1912). Изображенная в нем динамика событий предрекает обреченность мира хозяев перед лицом растущих и крепнущих сил будущей пролетарской революции.

Реализм Серафимовича, всегда очень зоркий к житейской прозаической конкретности, знающий цену точной бытописи, жанровому колориту, некнижной народной речи, тяготеет и к своеобразной монументальности, рождает впечатление значительности, символичности изображаемого.

Рассказ «Чибис» о батрацкой семье, кочующей по степям, полон будничных страшных подробностей, красноречиво говорящих о бездомном, бесправном существовании, об изуродованных жизнью человеческих отношениях.

По повествование не остается в границах частного бытового эпизода, так как оттенено образом белой, с черноопаленными крыльями птицы, которая носится, «как потревоженный дух, с жалобным криком и все спрашивает, не ожидая ответа: «Чьи-и… ви?» Житейская непритязательность сюжета отступает перед силой поэтического обобщении.

В «Песках» безвозвратно уходящую жизнь, нелепую, безрадостную и бессмысленную погоню за счастьем, которое не может стать счастьем, сопровождает образ старой мельницы.

Ее мертвый тяжелый глаз, ее вечно движущееся обомшелое колесо и вырубаемый лес, и наступление песков, опустошающих землю, становятся трагическим символом изображенных в повести человеческих судеб.

Во многих произведениях сквозь строгую реалистическую ткань отчетливо просвечивает лирический подтекст, рожденный мыслью художника, предсказывающей еще нереализованные, но таящиеся в событиях сегодняшнего дня возможности.

Важно

Писатель поэтизирует образы русских крестьянок, которые живут страшной жизнью, не знают еще настоящих путей к свободе, однако, полны желания вырваться из-под власти обыденности («Две ночи», «Фетисов курень»).

Лирический пафос наполняет собой многие пейзажи. И тогда природа донского края, обычно свидетель и участник борьбы измученного человека на измученной земле, окрашивается надеждой и ожиданием чего-то необыкновенного.

Октябрьская социалистическая революция, которую Серафимович воспринял как величайший переворот в истории человечества, ознаменовала принципиально новый этап в жизни и творчестве писателя. Недаром Серафимович неоднократно признавался, что с революции ведет счет своим годам. Умер А. Серафимович в Москве 19 января 1949 г.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/biografiya-serafimovich-a-variant-3/

Александр Серафимович Серафимович

Александр Серафимович Серафимович (Попов) родился 19 января 1863 года в станице Нижне-Курмаярской на Дону. Отец его служил казначеем в казачьем полку. Семья все время кочевала вместе с полком и лишь в 1874 году вернулась на Дон и поселилась в станице Усть-Медведицкой (ныне г. Серафимович).

Здесь мальчик поступил в гимназию, которую и окончил в 1883 году. В 1875 году, на 48-м году жизни, умер отец будущего писателя. Наступила непреходящая нужда.

Мать, Раиса Александровна, вынуждена была сдавать комнаты жильцам, а мальчик с 4-го класса давал частные уроки и помогал семье.

С юношеских лет Серафимович пристрастился к книге, много читал, особенно классиков: Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Некрасова.

Приезжавшие на каникулы студенты познакомили его с идеями Чернышевского, Добролюбова, Писарева. По окончании А. Серафимовичем гимназии мать выхлопотала сыну войсковую стипендию, он поехал в Петербург и здесь поступил в университет на физико-математический факультет.

Сразу окунулся в кипучую атмосферу студенческих революционных кружков, стал изучать “Капитал” Маркса.

В кружках сошелся со старшим братом Ленина, Александром Ильичом Ульяновым, который оказал на него огромное влияние и сыграл значительную роль в формировании революционного мировоззрения писателя.

Совет

Александр Ульянов за организацию неудавшегося покушения на Александра III был повешен, Серафимович же за составление прокламации по поводу этого покушения в 1887 году, когда он заканчивал последний курс университета, был административно выслан в далекую Мезень, у Северного Ледовитого океана.

В ссылке он попал в одну коммуну с известным профессиональным революционером Моисенко, организатором исторической морозовской стачки ткачей в Орехово-Зуеве, с которым дружил всю жизнь. Ссыльные много учились. В ссылке Серафимович, по его словам, “прошел второй марксистский университет”.

Здесь же он в 1889 году написал свой первый рассказ “На льдине”. По отбытии ссылки в 1890 году Серафимович был отправлен на родину в станицу Усть-Медведицкую под гласный надзор полиции.

Получив в 1892 году право передвижения по Области Войска Донского, он жил вплоть до 1902 года в Ростове-на-Дону, Мариуполе, Новочеркасске, работая в местных газетах.

Одновременно изредка печатал рассказы о жизни заводских рабочих, шахтеров, железнодорожников, грузчиков и рыбаков в известных петербургских журналах. Писатели Глеб Успенский и особенно Владимир Короленко во многом помогли А.

Серафимовичу на первых этапах его творчества. Они дали блестящие отзывы о его произведениях и способствовали выдвижению его в литературе. В 1902 году А. Серафимович переехал в Москву.

Здесь он стал сотрудничать в газете “Курьер” и вскоре вошел в литературно-художественное общество “Среда”, где участвовали Леонид Андреев, Бунин, Чириков, Вересаев, Скиталец, Телешов и др. Изредка приезжал сюда Горький. Писатели читали и обсуждали в “Среде” новые произведения.

Хотя буржуазно-либеральное мировоззрение большинства собиравшихся в “Среде” писателей было чуждо революционным настроениям Серафимовича, однако “Среда”, по его словам, была для него хорошей литературной школой.

Обратите внимание

На рассказы и очерки Серафимовича, в которых он изображал каторжный труд и бесчеловечную эксплуатацию трудящихся, их растущую сознательность и тягу к революции, в 1903 году обратил пристальное внимание Горький и привлек его к постоянному сотрудничеству в издаваемых им знаменитых сборниках “Знание”.

В дни Декабрьского вооруженного восстания в Москве (в 1905 г.) писатель жил с семьей на Пресне, где в обстановке горячих боев написал известный очерк “На Пресне”, напечатанный Горьким в “Знании”. В период 1905-1908 гг.

им напечатан ряд рассказов и очерков о первой русской революции, а также ряд агиток и листовок. Некоторые их этих произведений: “Похоронный марш”, “Как вешали”, “Бомбы”, “У обрыва”, “Среди ночи” потом вошли в хрестоматии и способствовали революционному воспитанию широких масс.

В них художник революции увековечил героику первых борцов, вышедших с оружием в руках на неравную борьбу с самодержавием, и обличил беспощадную расправу царских опричников с восставшими московскими рабочими. Простой и ясный язык делал эти произведения доступными миллионам читателей.

В 1910 году был закончен роман “Город в степи”, рисующий организованное наступление рабочего класса на капиталистические твердыни и одновременно раскрывающий гнилость и вероломство буржуазно-либеральной интеллигенции. После его выхода в свет в 1912 году Серафимович занял видное место в предреволюционной литературе. Л.

Н.Толстой высоко оценил творчество Серафимовича, поставив на полях его рассказа “Пески” 5 с плюсом. В годы империалистической войны, состоя военным корреспондентом газеты “Русские ведомости”, Серафимович напечатал ряд батальных рассказов и очерков (“Шрапнель”, “На побывке”, “Двое”, “Следопыты”, “Встреча” и др.

), в которых, несмотря на строгость цензуры, сумел выразить горячий протест против бойни, затеянной империалистами.

С первого дня Октябрьской социалистической революции Серафимович стал работать с большевиками, за что в декабре 1917 года был исключен из писательского общества “Среда”.

Вступив в мае 1918 года в РКП (б), он все свои силы и способности отдал делу утверждения Советской власти и построения социализма.Серафимович занимался не только писательским трудом.

Важно

Одновременно он заведовал агитмассовым отделом Моссовета, писал по заданию Московского комитета ВКП (б) листовки, воззвания, агитки, затем заведовал литературным отделом Наркомпроса, редактировал журналы “Творчество”, “Октябрь”, выступал в различных городах с литературно-политическими докладами. В годы гражданской войны в тяжелых условиях разрухи и голода ездил корреспондентом от газеты “Правда” на фронты (восточный, врангелевский, польский). Его корреспонденции являются художественно-исторической документацией героической борьбы за власть Советов.

21 мая 1920 года, по случаю гибели на врангелевском фронте старшего сына Серафимовича Анатолия, товарищ Ленин направил писателю письмо, в котором писал: “… Позвольте мне крепко, крепко пожать Вам руку… Мне очень хочется сказать Вам, как нужна рабочим и всем нам Ваша работа”.

События гражданской войны нашли яркое художественное отражение в эпопее “Железный поток” (1921-1923), который является классическим произведением советской литературы.

В последующие годы Серафимович печатал в журналах и газетах правдивые и яркие рассказы и очерки о социалистическом строительстве, о новом советском человеке.

Много сил и внимания отдал он также делу организации и развития робкоровского и селькоровского движения и собранию молодых литературных кадров.

В Великую Отечественную войну, несмотря на преклонный возраст, писатель ездил по фронтам и написал ряд рассказов и очерков (“Ребенок”, “На хуторе”, “Душегубка”, “Юная армия” и др.

), в которых запечатлел героизм советских бойцов в их борьбе с гитлеровскими захватчиками.

Партия и правительство высоко оценили заслуги писателя перед Родиной. Он был награжден орденами Ленина, Трудового Знамени, “Знак Почета”, а также медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”. За многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы 19 марта 1943г.

был удостоен звания лауреата Сталинской премии.Скончался Серафимович 86 лет от роду 19 января 1949 года и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве.

Совет

ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР с глубоким прискорбием извещали о смерти “верного сына большевистской партии, выдающегося советского писателя”, отдавшего все силы своего таланта делу коммунизма. На родине писателя, в г.

Серафимовиче, ему по постановлению правительства сооружен памятник.

Источник: http://www.sochuroki.com/aleksandr-serafimovich-serafimovich/

Серафимович Александр Серафимович

Литературная деятельность А.С. Серафимовича продолжалась шесть десятилетий. Она связала собой две огромные литературные эпохи. Серафимович вступил в литературу младшим современником Л. Толстого и А.

Чехова, первые шаги молодого писателя получили одобрение В. Короленко и Г. Успенского. Серафимович явился продолжателем лучших традиций передовой русской литературы XIX века. В то же время его творчество неотделимо от эпохи пролетарской революции.

Он был одним из зачинателей пролетарской литературы.

А.С. Серафимович родился 7 (19) января 1863 года в станице Нижне-Курмоярской (ныне Цимлянский район Ростовской области) в семье донского казака, есаула, казначея казачьего полка. Детские годы провёл в Польше, затем в станице Усть-Медведицкой (с 1933 года — город Серафимович). В 1883-1887 годах учился на физико-математическом факультете Петербургского университета.

Начало творческой биографии писателя связано с мезенской ссылкой, где им написан первый рассказ – «На льдине». Он был напечатан в буржуазно-либеральной газете «Русские ведомости» в 1889 году. В той же газете в 1890 году были напечатаны еще два рассказа Серафимовича – «В тундре» (в собрание сочинений вошел под заголовком «Снежная пустыня») и «На плотах».

В ссылке Александр Серафимович Попов (Серафимович) оказался по делу Александра Ульянова, с которым был в тесной дружбе в университете. Казнь Александра Ульянова потрясла Серафимовича, и он пишет пылкое воззвание, прокламацию, в которой призывает к борьбе с царизмом. Эта прокламация и послужила причиной ареста, а затем и ссылки Серафимовича.

Читайте также:  Краткая биография сомов

Департамент полиции извещал архангельского губернатора князя Голицына, что студент Петербургского университета А.С. Попов обвинялся в политической неблагонадежности и что «г. министр внутренних дел постановил: водворить его на жительство в Архангельскую губернию под гласный надзор на пять лет, считая срок означенного надзора с 11 июня 1887 года».

«Меня на север привезли два голубых архангела – два жандарма», – вспоминал много позднее писатель.

Архангельский губернатор назначил его в Мезень, где Серафимович пробыл год. С августа 1888 года до лета 1890 года он отбывал ссылку в Пинеге.

Обратите внимание

На южанина Серафимовича захолустный северный городок Мезень и суровый климат Заполярья произвели тяжелое впечатление: «Небольшой городок Мезень – очень глухое и гиблое место. Здесь ужасная сырость, туманы и почти постоянные дьявольские морозы!»

Вероятно, словами «глухое и гиблое» Серафимович характеризует не только тяжелый северный климат, но и условия социальной жизни северян. На литературном вечере в Москве 1 ноября 1933 года он делился своими воспоминаниями: «…поморы жили в нищете. Почему? – Да потому, что поморы бьют на льдине зверя, а на берегу сидит кулак.

Для того, чтобы идти в море, нужны средства, нужна лодка, продовольствие, одежда, нужно оружие, припасы, а у поморов, конечно, ничего этого нет. Кулак им все дает и записывает. А когда помор с улова приходит, то оказывается, что у него не только ничего не осталось, но он ещё должен кулаку. И так из года в год беспросветно».

В ссылке Серафимович познакомился с П.А. Моисеенко, организатором знаменитой стачки на фабрике Морозова в Орехово-Зуево.

Рыбаки-поморы частенько заходили к политическим ссыльным, рассказывали им о своём житье. Тогда, по-видимому, и стал известен Серафимовичу случай, который лег в основу рассказа «На льдине». Рассказ этот писался долго, в течение целого года, и первыми читателями (вернее слушателями) его были товарищи по ссылке.

Рассказ повествует о тяжёлой судьбе помора-бедняка Сороки, о его трагической гибели в море. Сорока вынужден идти в покрут к кулаку Вороне: у него ветхая курная избушка, семья, голодные дети, долги.

И хоть весь промысел уйдет на уплату долгов, он рвется на льдину, чтобы добыть зверя хотя бы для того, чтобы расплатившись, снова можно было брать в долг. И уже возвращаясь с богатой добычей, он слышит, как дрогнул и заскрипел лед, отрываясь от береговой кромки. Бросить добычу – и он еще успеет спастись.

Но страх голода и нужды оказывается сильнее страха смерти. Сорока вместе со своей добычей оказывается один на льдине, посреди пустынного холодного моря, обреченный на гибель.

Важно

В рассказе «Снежная пустыня» социальная основа несколько приглушена, потому что автор слишком большое место отводит описанию душевных переживаний своего героя во время поездки по тундре, его восприятия природы севера, пейзажным зарисовкам.

Лишь часть довольно большого по объему рассказа занимает история самоеда Ламбея, убившего свою жену, и развязка этой истории.

Но уже тот факт, что Серафимович одним из первых в русской литературе заговорил о маленьком, прозябающем в темноте и невежестве северном народе – ненцах (или самоедах, как их тогда называли), заговорил с сочувствием – уже одно это свидетельствует о гуманистическом направлении раннего творчества Серафимовича.

Рассказ «На плотах» близок по теме первому рассказу Серафимовича. Так же, как помора Сороку на льдину, крестьянина Кузьму Толоконникова выгнала в лес острая нужда. Его одолевают те же «думы о хозяйстве, о том, сколько выручит с плотов, как сведет концы с концами…»

Целую зиму рубит Кузьма лес, живет в курной таежной избушке, а «кругом на сотни верст ни жилья, ни человеческого голоса, только мерзлые, заваленные снегом болота да вековые леса вплоть до пустынного моря».

А когда наступила весна, разлились реки, погнал Кузьма свой плот к Архангельску. Но вот впереди русло реки загородили севшие на мель плоты других мужиков. И Кузьма направляет свою плитку углом в шов загораживающего проход плота.

Ценой непоправимого ущерба, нанесенного другим, Кузьма проводит свою «плитку», гонит ее в Архангельск и сдает лес.

Важнейшей особенностью раннего творчество Серафимовича был мужественный и суровый реализм в изображении людей труда, свободный от сентиментальной жалости и от неприязненного осуждения грубой жестокости их быта и нравов. Серафимович не скрывает, что его герои способны быть жестокими.

Совет

Сорока спаивает самоеда, чтобы задарма отобрать у него оленей, Кузьма Толоконников, не задумываясь, разбивает плоты других сплавщиков, чтобы спасти свою плитку леса.

Но в то же время писатель показывает, как в условиях изнуряющего труда выковываются выносливые смелые люди, способные выдержать нечеловеческое физическое перенапряжение и выжить тогда, когда, кажется, жить уже невозможно.

Идейное формирование Серафимовича как пролетарского писателя происходит позднее, под влиянием революционных событий 1906 года, под влиянием Горького.

В ранних же произведениях он не идет дальше гуманистического протеста против невыносимых условий существования трудового люда.

Но первые рассказы Серафимовича свидетельствуют о его демократической ориентации, о том, что с самого начала творчество писателя развивалось в русле демократических традиций передовой русской литературы.

В известной степени примыкает к трем первым и рассказ «Лесная жизнь». Рассказ этот под заглавием «В лесу» впервые был опубликован в 1908 году в первом номере журнала «Семья и школа».

Когда Серафимович был в ссылке в Пинеге, он, вопреки строгому запрету, нередко ходил с ружьем на охоту. Спутниками его были местные крестьяне, иногда мальчишки.

Его восхищало умение деревенских мальчишек ориентироваться в лесной обстановке, выходить из самых затруднительных положений. Эти впечатления и нашли отражение в рассказе. «Я отобразил в рассказе обстановку своей ссылки, – говорит Серафимович.

– дана природа нашего севера, – окрестности города Пинеги. Тут много озер с лесистыми островами. Местность очень живописна…»

Обратите внимание

Герой рассказа – двенадцатилетний крестьянский мальчик Митя, в основе сюжета – его ночное приключение на охоте. Это типичный охотничий рассказ, написанный уже уверенной рукой мастера.

Большое место в рассказе занимает колоритный лесной пейзаж. Но больше всего Серафимовича привлекает обаятельный образ деревенского паренька Мити. Писатель сумел проникнуть во внутренний мир юного героя, верно показал психологию подростка и дал глубоко оправданное и художественно тонкое изображение его переживаний во время ночного приключения на озере.

Особое место среди произведений Серафимовича на северную тематику занимает повесть «У холодного моря», впервые опубликованная в 1909 году в журнале «Современный мир». Это повесть автобиографическая, в ней с большими подробностями описана обстановка ссылки, жизнь и быт ссыльных в Мезени, среди которых, находился Серафимович.

Как утверждает писатель, «в повести нет ничего сочиненного», даны «живые портреты». Серафимович не приукрашивает и себя в повести. Он правдиво воссоздает свои переживания в ссылке, смутное ожидание далекого и неуловимого счастья. «Сам я в ту пору был таким, как в повести, – рыхлым и несколько сентиментальным начинающим автором».

Однако повесть «У холодного моря», правдиво воспроизводящая быт и условия политической ссылки на севере накануне революционного подъема 90-х годов прошлого столетия, имеет определенное историко-литературное значение. Повесть эта – свидетельство современника, художественный документ, освещающий страничку прошлого, страничку из истории революционной борьбы в России на одном из ее этапов.

В большом творческом наследии А.С.

Серафимовича, автора рассказов о 1905 годе, романа «Город в степи» и классического произведения литературы социалистического реализма – романа «Железный поток» – рассказы о севере не занимают ведущего места, но они имеют определенный интерес для читателя.

Эти рассказы дают основание делать выводы о том, как в самом начале творческого пути формировались общественно-политические взгляды Серафимовича, как уже тогда определились некоторые особенности творческой манеры выдающегося писателя.

В 1890 году Серафимович получил разрешение отбывать оставшийся срок наказания на родине, в Усть-Медведицкой (1890-1892). Писатель много и плодотворно работает, создаёт прекрасные рассказы «Стрелочник», «Под землёй», «Ледоход», «Лихорадка», «Маленький шахтёр» и другие.

Важно

После издания книги «Очерки и рассказы» (1901) Серафимович переехал в Москву, вошел в литературную группу «Среда», познакомился с М. Горьким, сотрудничал в издательстве «Знание».

В очерках и рассказах «Среди ночи», «Погром», «На Пресне» и других нашли отражение события эпохи революции 1905-1907 годов, после которой в творчестве Серафимовича усиливается историзм, углубляется понимание законов буржуазного мира (повесть «Пески» и др.). Роман «Город в степи» (1912) развёрнут как обобщённая история русского промышленного капитализма.

Рассказы и очерки Серафимовича периода 1-й мировой войны 1914-1918 годов отличаются трезвым пониманием масштабов народного бедствия, показывают рост антивоенных и революционных настроений в народе.

Серафимович приветствовал Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года. Как военный корреспондент «Правды» был на многих фронтах гражданской войны. Стал членом КПСС в 1918 году. Военную публицистику Серафимовича высоко оценил В.И. Ленин.

Главным результатом писательской жизни Серафимовича стал роман «Железный поток» (1924) – одно из классических произведений советской литературы, в основу которого положен исторический факт – героический поход Таманской армии (1918) под командованием Е.И. Ковтюха. В 30-е годы Серафимович опубликовал серию очерков о коллективизации «По донским степям» (1931), работал над автобиографическим произведением.

В феврале 1941 года Александр Серафимович приехал в Архангельск. Архангелогородцы тепло и радушно встретили автора знаменитого романа «Железный поток».

Руководитель Архангельского областного отделения Союза писателей К. Коничев пригласил Серафимовича в редакцию газеты «Правда Севера». Серафимович держался просто, приветливо. Говорил не спеша, слегка глуховатым голосом.

За чашкой чая завязалась беседа, живая и непринужденная. Писатель, обстоятельно отвечая на вопросы, признался, что его давно тянуло на Север, с которым были связаны воспоминания молодости.

Интересовался творчеством архангельских литераторов.

Совет

Несмотря на преклонный возраст, Серафимович развернул в Архангельске кипучую деятельность. На следующий день после приезда он выступил перед студентами и преподавателями педагогического института. В актовом зале не было ни одного свободного места. Юноши и девушки стояли в проходах, у стен. Аудитория встретила любимого автора рукоплесканиями.

Читайте также:  Краткая биография ли ч.

16 февраля большой литературный вечер состоялся в зале Архангельского лесотехнического института.

Прошла встреча в областном драматическом театре, на которой присутствовало около двух тысяч человек. Писателя засыпали вопросами.

Серафимович пробыл в Архангельске почти две недели и ежедневно выступал: перед судоремонтниками завода «Красная кузница», рабочими Соломбальского лесозавода № 16/17, недавно построенного бумажного комбината, портовиками Бакарицы, лесопильщиками Цигломени, красноармейцами и пионерами.

Словно чувствуя скорое наступление военной грозы, писатель, в какой бы аудитории он ни выступал, страстно призывал зорко охранять Советскую Родину, быть готовыми к защите её, к жестоким битвам против фашизма.

Встречи А.С. Серафимовича с архангелогородцами стали примечательным событием в культурной жизни города.

Во время Великой Отечественной войны писатель побывал на фронте и снова взялся за перо. Военные рассказы писателя, как и всё его творчество, проникнуты глубокой верой в неисчислимые силы советского народа.

Умер А.С. Серафимович 19 января 1949 года в Москве.

Источник: http://writers.aonb.ru/serafimovich-s.a.html

Александр Серафимович – Собрание сочинений в четырех томах. Том 1

Здесь можно скачать бесплатно “Александр Серафимович – Собрание сочинений в четырех томах. Том 1” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Советская классическая проза, издательство Издательство Правда, год 1987.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Собрание сочинений в четырех томах. Том 1” читать бесплатно онлайн.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ. ТОМ 1

В наружности, в манере Александра Серафимовича Серафимовича есть что-то как будто несколько тугое, что-то веское, даже увесистое, несколько медлительное и очень сильное.

Его друзья, например Леонид Андреев, с которым он дружил в лучшую пору этого писателя, называли его Лысогором. Писать он начал довольно поздно и тоже как будто несколько туго.

Обратите внимание

Если он рассказывает о себе, что ему приходилось просиживать иной раз много часов, чтобы как следует осилить десять строчек из «Капитала» Маркса, то он почти теми же словами повествует и о своих первых литературных работах — тоже по десять строчек в сутки удавалось ему написать, делая бесконечное количество поправок.

Этой туговатой, замедленной поступью прошел т. Серафимович большую часть своего жизненного и творческого пути. Он шел вперед, как танк, прокладывая себе очень прямой, очень уверенный путь. Эта неутомимым трудом, грудью проложенная дорога привела его к тому, что он вписал свое имя неизгладимыми чертами где-то очень близко от первых по времени и первых по качеству имен пролетарских писателей.

«Железный поток» — это значительное произведение Серафимовича, которое соединяет в себе художественную высоту, социальную значимость и обработку нового, послереволюционного материала.

После «Железного потока» можно уже было, опираясь на факты, сказать, что пролетарская литература не только предсказывает, не только оценивает грядущие явления пролетарской революции, но и отражает ее самое.

В этом отношении «Железный поток» должен был быть поставлен рядом с «Матерью» Горького.

Серафимович и до революции был очень крупным писателем. Но та позиция, которую он занял непосредственно после Октября, и те произведения, которыми он откликнулся на послеоктябрьскую жизнь, бросили новый свет на весь его прошлый художественный путь и осветили этот путь так, что весь литературный подарок, который наш писатель принес людям, предстал как часть именно пролетарской литературы.

Серафимович происходит из казацкой военно-чиновничьей семьи. С самых первых лет своей жизни он соприкасался, однако, не только с тем средним классом, к которому принадлежал.

Припомним, с какой благодарностью и с какой глубокой любовью говорит Салтыков-Щедрин о глубоких уроках, которые он получил на кухне, в людской, среди дворовых, раскрывших ему глаза на помещичий быт еще в те годы, когда сердце его было по-детски мягко.

Так же точно и Серафимович говорит о себе в комментариях к сборнику своих произведений, названному «В дыму орудий»:

«Я получил в семье двойственное воспитание. На белой половине меня учили «благородным манерам» и «хорошему тону». Заботливая нянька пичкала меня всякой вкусной снедью.

Важно

На черной же половине я узнавал от денщиков и горничных многое такое, что знать мне возбранялось. Тут я узнавал, в каких тяжелых условиях и в каком порабощении живут трудящиеся.

Многое из тогдашних впечатлений на кухне оставило след на всю жизнь».

Уже с тех пор подросток, потом юноша, выглядевший немного увальнем (что сам Серафимович в себе отмечает), молчаливым степняком, стремится он постичь быт обездоленных и трудовых масс.

Писатель-реалист, писатель-народник, однако без народнических односторонностей, присматривавшийся с большим вниманием к пролетариату, Серафимович завоевал внимание интеллигентской публики, а через то и доступ в журналы; но его слишком плебейские, слишком глубоко со дна черпавшие свой материал рассказы прочитывались обычно хозяевами литературы с «кислой рожей».

Эта «кислая рожа» в известной части (в то время очень и очень широкой части) русской интеллигенции превратилась в гримасу отвращения и негодования, когда Серафимович решительно встал на точку зрения пролетарской революции и принял на себя от Московского Совета исполнение известных, довольно важных функций.

Сам Серафимович так картинно описывает это событие, что мы считаем полезным воспроизвести его здесь еще раз.

Пришел он на так называемую «литературную среду». Было это вскоре после его назначения заведующим художественным отделом «Известий» Московского Совета.

«Вдруг встает один художник и говорит: «Господа, прежде чем приступить… и т. д., должен сделать заявление: среди нас находится лицо, которому не место здесь. Это лицо сотрудничает в газете Московского совдепа. Я вынужден предложить этому лицу оставить собрание… и т. д.

Юлий Бунин, помню, тогда председательствовал. Потом встает один из молодых писателей. «Я, — говорит, — горячо присоединяюсь к предложению. Что у нас может быть общего с большевиками, этими узурпаторами, не признающими свободы печати?..» и т. д.

Тут я подумал: «Пожалуй, выгонят, сукины дети!» Я и говорю: «Что же? Все присоединяются?» Все как в рот воды набрали. Я нервничал, конечно. Повернулся к выходу. Один писатель, тот, что говорил об «узурпаторах», протянул ноги. Я споткнулся, чуть не упал.

Совет

После там, говорят, были восторги такие, что трудно описать. «Русские ведомости», захлебываясь, писали об этом».

Наш писатель, протянувший так смело руку пролетарской революционной организации, оказался, таким образом, выброшенным из среды пишущей братии. Он, однако, не так легко сдался, он протестовал. В его фельетоне дан ответ изгнавшим его господам.

В этом фельетоне он спрашивал себя: «Как могло случиться, что пострадавшие за мужика и рабочего, вплоть до каторги, и те с ненавистью говорили об этом мужике, рабочем, солдате?» И он отвечает: «Это объясняется тем, что наступила социальная революция и, как масло в воде, отделились все имущие от неимущих.

И стали мужики и рабочие на одном краю глубочайшей пропасти, а имущие и все связанные с имущими — на другом».

Прекрасно объяснил это явление т. Серафимович еще в таких словах: «30 лет и 3 года без ног сидел народ, а теперь поднимается.

И пока без ног лежал, как чудесно, как тонко, как художественно воссоздавали его художники, как проникновенно, любовно писали они мужика, забитого, темного, корявого, озлобленного! А когда он стал подниматься, когда широко разомкнулись на сотни лет сомкнувшиеся глаза, когда он пытается говорить не косноязычное «тае», а по-человечески, тогда от него слепота перекинулась на художников».

С тех пор А. Серафимович проникся еще большим желанием целиком и полностью пойти на службу революции. На службе у нее написал он и свою большую повесть «Железный поток», которая является только началом цикла «Борьба».

На службе у нее написал он множество других прекрасных повестей и острых, правдивых летучих корреспонденций; на службе у нее он работал в качестве заведующего ЛИТО.

Обратите внимание

И — как это я лично помню, ведь мы всегда работали в Наркомпросе вместе, — как заведующий заботился Серафимович прежде всего о привлечении талантов из самых недр пролетариата, об обучении их, о помощи им.

Недаром еще в том фельетоне, которым он отмахнулся от своих врагов, он писал: «Продолжайте, товарищи, охранять чудесное наследство искусства прошлого и готовьте новое поколение, которое бы достойно умножило его. Берегите как зеницу ока то, что родилось среди вас, родилось, развернулось в громадное дарование и не оторвалось от вас».

На службе революции остается маститый писатель и сейчас, и мы еще ждем новых даров от его творчества.

Постараемся охарактеризовать коротко этот дар Серафимовича, каким он лежит сейчас перед нами.

С самого начала, когда у писателя проснулась жажда литературного творчества, он обратил внимание на то, что всегда призывало его, призывало мучительно: на судьбу тружеников. Серафимович прекрасно понимает, что труд — великое благо, что труд — все порождающая сила, что труд — творческая радость.

Но в действительности он не находил такого труда. Характерным для труда, для работы того времени было своеобразное полурабство, которое, уже освободившись от легальных крепостнических черт, экономически было не менее мощным и мрачным.

«Суровый и угрюмый север», куда закинула Серафимовича ссылка, показал ему на своих детях этот «проклятый» труд, безрадостно напряженный, отдающий свои плоды другому, эксплуататору-имущему.

Картины этого жестокого, как пытка, труда, связанного с постоянным риском жизнью, проходят в первых полотнах Серафимовича, и они-то заставили такого мастера, как Короленко, признать крупнейшее дарование новичка.

Замечательно, однако, что в этой первой серии рассказов («Месть», «На море» и др.) Серафимович изображает не только труд. Он имеет дело с тружениками-собственниками или с таким слоем, где труд и собственность сталкиваются и соприкасаются.

Важно

Столько же места, как безрадостный героизм труда на других, занимает в произведениях Серафимовича и жажда приобретения, стяжательная страсть.

Когда затронута собственность этого корявого, сурового, северного морского человека, он не знает пощады, он преобразуется в лютого зверя, и вы чувствуете, как ужасающе сильна власть демона-собственника над человеком.

Источник: https://www.libfox.ru/615234-aleksandr-serafimovich-sobranie-sochineniy-v-chetyreh-tomah-tom-1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector