Сочинения об авторе шукшин

Сочинение на тему «Творчество В.М. Шукшина»

Главной тематикой творчества Василия Макаровича Шукшина, бесспорно, являлось крестьянство, а главными героями большинства своих произведения Шукшин чаще всего выбирал именно деревенских жителей. Писатель неоднократно подчеркивал, что душевная открытость жителей сел и деревень гораздо заметнее, чем у городских.

Наиболее полно эта душевная открытость отразилась в образе чудика, героя одноименного рассказа 1967 года. Этот образ странного человека занимает значимое место в произведениях Шукшина, однако будет неправильным утверждать, что это основная типовая разновидность шукшинского героя. Творческий мир писателя не исчерпывался данным характером.

Типология его героев является многообразной и неожиданной. Особенно это заметно в прозе 70-х годов, когда внимание Шукшина направлено на драматические стороны сельской жизни. Этим вопросам посвящены прозаические произведения более крупных жанровых форм, например, роман «Я пришел дать вам волю» (1971 г.), киноповесть «Калина красная» (1973 г.).

Обратите внимание

Раскрывает остроту противоречий внутри крестьянского мира Шукшин уже в первом своем романе «Любавины» писатель, однако автор делает это не так всесторонне, как в более поздних произведениях, а на уровне сознания того времени.

В 1971 году Шукшин пишет новое произведение в жанре романа – «Я пришел дать вам волю».

Теперь писатель обращается к одной из ярких исторических фигур – образу атамана Степана Разина – и показывает собственный взгляд на личность руководителя крестьянского восстания и концепцию его характера.

При раскрытии образа донского атамана Шукшин, в первую очередь, акцентирует внимание на глубоких противоречиях личности великого бунтаря. Так, любя людей и желая освободить закрепощенного человека Разин может убить гонца, принесшего дурную весть.

Шукшин не преуменьшает и не затушевывает жестокость, необузданность, самодурство своего героя, но и не умоляет его исторических заслуг. Еще одна отличительной черта романа является то, что Шукшин смотрит на казачью вольницу сквозь призму крестьянских проблем.

Обращается в своей прозе Шукшин и крестьянам, которые вышли из деревни. Наиболее яркое воплощение эта тематика получила в самом известном произведении автора повести «Калина красная». В «Калине красной» описывается непростая судьба Егора Прокудина, который решился переехать жить из родной деревни в город.

«Калина красная» – произведение о преступлении, наказании и покаянии, о сострадании, о русской женщине и ее бескорыстной и исцеляющей любви, о простых людях, которые всегда готовы помочь попавшему в беду человеку.

«Калину Красную» правильно будет также назвать «пропагандисткой» повестью, в которой автор советует сельским жителям, перебравшимся в город, быть осторожнее, точнее распознавать настоящих людей, самообразовываться.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Архив В. Шукшина насчитывает 125 опубликованных рассказов, в которых он по крупицам собрал достоверный портрет крестьянина и образ всего крестьянства в целом. В мире деревни писателю было интересно все: смысл и основы его существования, нравственные основы, человеческие судьбы, проблемы сиюминутные и вечные.

Важно

Проза Шукшина драматургична, с большим количеством диалогов и преобладанием сценических эпизодов над эпизодами описательными. Шукшин практически не использовал законченный сюжет, поскольку он, по мнению писателя, всегда несет определенный вывод, мораль, а морализаторства писатель не переносил.

Для Шукшина всегда было главным показать характер своего героя.

В своей прозе В.Шукшин смог раскрыть сложный, богатый и одновременно драматичный духовный мир сельского человека, на котором определенным образом сказался серьезный социальный слом крестьянской жизни, произошедший в революцию, гражданскую войну и коллективизацию. Важно, что при этом В.М. Шукшин всегда был объективен и никогда не идеализировал крестьянство.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/09/tvorchestvo-shukshina.html

Мой Шукшин: эссе

Межрегиональный конкурс творческих работ

«Мой Шукшин»

1 ноября 2014 — 2 октября 2015

О КОНКУРСЕ     ПОЛОЖЕНИЕ     ЗАЯВКА     УЧАСТНИКИ

РАБОТЫ  В НОМИНАЦИЯХ

ЭССЕ     СЦЕНАРИИ     ПРЕЗЕНТАЦИИ

Работы в номинации «Эссе»

Большакова Мария (Чувашская республика, Чебоксары), «Преподобный Алеша»

Булгина Елена (Ивановская область), «Одна»

Вершинина Альбина (п. Северный), «Вспоминая В. М. Шукшина…»

Виноградова Ольга (Харовский район), «Вот моя деревня!»

Винокурова Эдита (Нижний Новгород), «Сибирская семейная сага Василия Шукшина»

Вьюшкова Надежда (Вологда), «Сапожки»

Гудкова Елена (Ростов-на-Дону), «О любви, о семье…»

Голубкова Анастасия (Череповец), «Мой Шукшин»

Ермаков Дмитрий (Вологда), «Душа болит (разговор с Шукшиным)»

Ермолаев Алексей (Грязовецкий район), «Мой Шукшин»

Жирнова Елена (Ивановская область), «Снится мне деревня»

Игумнова Алена (Грязовецкий район), «Мой Шукшин»

Карасев Евгений (Омск), «Калина красная грустит по Шукшину»…

Корецкая Антонина (Ивановская область), «Безграничное открытие»

Костина Диана (Новокузнецк, Кемеровская область), «Герой или мальчик — Ваня Попов?»

Куфина Марина (Новосибирск), «Глянь, сколько хороших людей кругом!»

Мартыненко Николай (г. Вельск, Архангельская область), «Вологодская «Калина красная»

Менькова Ольга (Сямжа, Вологодская область), «Мой Шукшин»

Некипелов Иван (Вологодский район, д. Новое), «Открытие Шукшина»

Новгородцев Дмитрий (Кичменгско-Городецкий район), «Мой Шукшин»

Порошина Ирина (Бабушкинский район), «А где она, истина?»

Потехина Ольга (Ивановская область), «Русская душа»

Радыгина Наталья (Удмуртская республика, г. Сарапул), «Мой Шукшин»

Репкина Алина (Череповец), «Мое любимое произведение В.М. Шукшина»

Смирнов Евгений (Нижний Новгород), «Добра тропа опасная»

Тяпина Ольга (Череповец), «Мой Шукшин»

Чеплагина Татьяна (Вологда), «О том, что дает нам силы»

Чернышева Елизавета (Вологда), «О Шукшине. О деревне»

Совет

Артамохина Татьяна (Чувашская Республика), «Дорога к великому писателю»

Басалаева Наталья (Никольский район), «Космос, нервная система и шмат сала»

Бурянин Александр (Никольский район), Эссе на рассказ «Волки»

Демина Татьяна (Чувашская Республика), «Актуальны ли произведения Шукшина?»

Драга Виктория (Челябинск), «Праздника чистосердечный дар»

Федорова Анастасия (Череповец), «Герои-идеалисты в романах ШУкшина»

Хазова Ирина (Харовск), «Светлые души Василия Шукшина»

Илларионова Аина (Республика Саха (Якутия), «Размышления о Шукшине»

Корепина Наталья (Череповец), «Мой Шукшин»

Коробицын Иван (Череповец), «Любавины»

Королева Мария (Белгородская область, Старый Оскол), «Эссе»

Макарова Елена (Харовск), «Эссе»

Молчановская Елена (Междуреченский район, д. Игумницево), «Праздник в зимний вечер»

Московкина Евгения (Алтайский край, г. Барнаул), «Другой» Шукшин: эволюция героя от «чудика» до маргинала в поэтике рассказа «Приезжий»

Осипова Надежда (г. Енисейск Красноярского края), «Мой долгий путь к пониманию Шукшина»

Паршина Светлана (Чувашская Республика), «Охота жить»

Обратите внимание

Подуровская Дарья (Чебоксары), Эссе по рассказу В. Шукшина «Крепкий мужик»

Порцева Анна (Удмурсткая республика), «Шукшин для меня — герой, образец или пример?»

Розенблит Мария (Эстония), «Ремонт телевизора»

Семенова Ольга (Череповец), «Василий Шукшин»

Сергун Татьяна (Череповец), «О творчестве Василия Шукшина»

Трощеева Валерия (Череповец), «Эссе»

Вааль Ксения (Алтайский край), «Нам бы про душу не забыть!»

Мудраков Сергей (Старый Оскол), «Мои размышления о творчестве В. М. Шукшина»

Переяслов Николай (Москва), «Литература после Шукшина» (О пророческих мотивах сказки «До третьих петухов»

Васильева Валерия (Вологда), «Сохраним красоту…»

Мешалкина Ирина (Череповец), «Солнце-то какое!.. Большое»

Нечаева Ульяна (Костромская область), «По литературным местам Шукшина»

Осьминкина Евгения (Ростовская область), «Деревенская проза в творчестве В.М. Шукшина»

Елесина Юлия (Костромская область), «Горькая истина Шукшина»

Виноградова Юлия (Шексна), «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть…»

Источник: http://library35.tendryakovka.ru/?page_id=10826

Сочинение «МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ В. М. ШУКШИНА»

У рассказов и повестей Василия Шукшина есть одна особенность. Их на первый взгляд простые и бесхитростные сюжеты после первого же прочтения нельзя забыть. Почему-то спустя время вновь и вновь возвращаешься к этим рассказам. Шукшинские рассказы хочется читать и перечитывать. Сам писатель говорил: «Настоящая литература рассчитана на неодноразовое прочтение».
Судьбы и характеры персонажей книг Шукшина совсем несхожи. Да и сюжеты рассказов тоже разные. Но, внимательно в них вчитавшись, поймешь, что все эти произведения объединяет что-то общее. Существует такое понятие — «шукшинский герой». Действительно,
героев Шукшина не спутаешь с другими. Они особенные, неповторимые, они несут запас доброты, гуманности, любви к людям, они не терпят зла, лицемерия, ханжества, они великодушны и снисходительны. Наверное, это заложено в них с детства самой природой, людьми, которые их окружают.
Добрый и непосредственный маленький Ванька Ко- локольников из рассказа «Далекие зимние вечера». Он озорной, смышленый, умный. Он может подраться, даже «дать по сопатке», но может быть снисходительным и мудрым со своей младшей сестренкой. С такой же добротой автор рисует и образ Наташки. Она умори- тельно-талантливо подражает матери, корит непутевого брата: «Вот не выучишься — будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом, локоть-то близко будет, да не укусишь». Но, удивительное дело, за описанием постоянных детских препирательств, их смешных обид становится все явственнее ощущение какой-то глубокой и тонкой, как бы само собой разумеющейся сердечной привязанности друг к другу этих двух маленьких существ. Старший брат не позволяет себе, конечно, обнаруживать перед сестренкой свои истинные чувства, но они то и дело пробиваются, вызываемые искренними душевными порывами: баюкая куклу, Наташка поет при этом взрослую «невыносимо тяжелую и заунывную» песню, и Ванька, чуткая душа, вдруг затихает и слушает сестренку серьезно, едва сдерживая слезы. Эти маленькие герои не могут не нравиться.

Так же располагает к себе и шорник Антип Калачиков. Этот человек до старости сохранил застенчивую и добрую душу, несмотря на тяжелую жизнь: он непрерывно работал да вдобавок молча и безропотно сносил упреки жены. Только один раз восстал он против ее деспотичного гнета и то потому, что случай был по- истине из ряда вон выходящий: Марфа бросила в печь балалайку, которая была «страсть Антипа, его бессловесная глубокая любовь всей жизни». Антип изрубил на куски все хомуты, сбруи и куда-то ушел, неделю

домой не приходил. А когда возвратился, то повесил на стене новую балалайку. Но, несмотря на ссоры, у них есть минуты душевной близости, которые и делают их жизнь по-настоящему нужной и насыщенной. В эти минуты мы видим внутренний свет героев, и житейские передряги становятся неважными, мелкими. Главное — душевная простота этих людей, их нравственный облик.
Такая же чуткая и нежная душа у Пашки Холман- ского. Пашкино призвание, как он считает, творить людям добро.
Шукшинские герои не терпят лицемерия, зла, хамства и подлости. К сожалению, мы не можем убежать от зла в этой жизни. Об этом повествуют рассказы «Кляуза», «Обида», «Змеиный яд», «Сапожки». Сергей из рассказа «Сапожки» читает в лице продавщицы ненависть. «“О господи! — изумляется Сергей. — Прямо ненавидит. За что?” Продавщица все глядела на него. В глазах ее, когда Сергей внимательно посмотрел, действительно стояла белая ненависть. Сергей струсил». Такой же и красноглазый из рассказа «Ванька Тепляшин», и продавщица Роза из «Обиды», и вахтерша из документального рассказа «Кляуза». Шукшин задает вопрос: откуда берутся злые, бескультурные люди? Сашка из рассказа «Обида» пытается ответить на этот вопрос: «Что за манера? Что за странное желание угодить продавцу, чиновнику, хамовитому бюрократу? Угодить во что бы то ни стало! Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто же их нам не завез, не забросил на парашютах! Сами. Давайте разберемся в конце концов. Пора же им и уко- рот делать. Они же уже меры не знают…» Герой рассказа «Психопат» пытается даже бороться с людьми подобного рода, пускай неумело, пускай его иногда тоже можно обвинить, но он хочет, чтобы люди хорошо делали свое дело и приносили пользу там, где это в их возможностях. Он устраивает публичный самосуд над шофером, посмевшим бросить старинную книгу в грязь, он яростно пеняет доктору за то, что медсестра не умеет делать уколы. Хотя самосуд, конечно, трудно одобрить, тем более что и в беседе с доктором Семен Иванович успевает наговорить кучу всяких нелепостей, во всех этих случаях он тем не менее совершенно прав. И интеллигентный доктор вынужден в конце концов это признать.

Произведения Шукшина написаны почти полвека назад, но, несмотря на это, близки и понятны нам, современным читателям. Наверное, ценность в том, что все произведения проникнуты великой любовью к своей земле, к людям. Та сердечность, которой дышит каждое слово, каждая строчка его произведения, показывает, как дорога писателю его родина, простые люди. По-моему, Шукшин своей любовью, теплотой, душевностью, простотой и высокой нравственностью сумел охватить все. Поэтому лучшие его герои похожи на него. Их отличает искренность, глубокое понимание других людей, высокие нравственные идеалы. Таков Егор Прокудин в «Калине красной» — глубоко чувствующий человек. Из темного воровского мира он шагнул в новое и светлое. Его душа осталась чистой, он не хочет возвращаться в прошлое. Автор показывает, что истинная доброта, душевность, любовь к людям не могут исчезнуть. Рисуя таких людей, он заставляет и нас поверить в добро, гуманность, чуткость и другие качества, благодаря которым человек остается человеком. Добро воспитывает и возвеличивает человека, зло уничтожает его.

Источник: http://litsochinenie.ru/moi-razmyishleniya-o-tvorchestve-v-m-shukshina.html

О творчестве в. м. шукшина

Тема: Жизнь и творчество поэта

Василий Макарович Шукшин (1929-1974) начал писать, бу­дучи студентом режиссерского факультета ВГИКа. Дебютировал он в 1961 г., когда в журнале «Октябрь» были опубликованы рассказы «Правда», «Светлая душа», «Степкина любовь», «Экзамен». Через два года вышел первый сборник рассказов «Сельские жители».

Рас­сказы «Классный водитель» «Гринька Малюгин» легли в основу сценария фильма «Живет такой парень…». Конец 60-х — начало 70-х годов — пик творческой активности писателя.

Читайте также:  Краткая биография беляев в. п.

В это время он пишет множество рассказов, роман «Любавины» (1965), повесть «Там, вдали…» (1966), киносценарий о Степане Разине (1968) , ро­ман «Я пришел дать вам волю» (1971), киноповесть «Калина крас­ная» (1974) и др.

Роман «Любавины» рассказывал о становлении Советской вла­сти в Сибири. «Мне хотелось рассказать об одной крепкой сибир­ской семье, которая силой напластования частнособственнических инстинктов была вовлечена в прямую и открытую борьбу с Новым — с новым предложением организовать жизнь иначе. И она погибла, семья Любавиных. Вся. Иначе не могло быть», — писал автор.

Важно

Всенародную любовь писателю принесла книга «Калина крас­ная» и одноименный фильм, который сам Шукшин поставил и сыг­рал в нем главного героя. История вора Егора Прокудина, пытав­шегося порвать со своим прошлым, была рассказана просто и душевно. В его образе воплотились многие черты шукшинских рас­сказов.

Шукшин был многогранно одаренной личностью, он был прекрасным режиссером, искренним актером, трогательным про­заиком и драматургом. Писал он в разных жанрах, однако люби­мым для Шукшина был жанр рассказа.

Многое из написанного в этом жанре писатель объединил в сборники «Земляки» (1970), «Ха­рактеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974).

Шукшин создал особый тип рассказа: он почти лишен экспози­ции, построен на диалоге, имеет открытый финал. В центре изо­бражения необычный случай, который помогает раскрыть душев­ное состояние героя. Суть шукшинского рассказа в единстве комического и драматического, представленного с лирической ав­торской интонацией.

Рассказ Шукшина несет в себе философскую концепцию человека и мира. Об этом позже он писал: «Мастерство есть мастерство, и дело это важное.

И если бы писатель-рассказчик не сразу делал (старался делать) это главным в своей работе, а если главным оставалась его жизнь, то, что он видел, запомнил, хорошее или плохое, а мастерство бы потом приложилось к этому, получился бы писатель неповторимый, ни на кого не похожий… Человеческие дела должны быть в центре внимания рассказа».

Герои шукшин­ских рассказов люди необычные, по определению писателя «чуди­ки». Появление подобных героев в рассказах Шукшина попытался объяснить писатель В. Белов: «Рожденному сибирской, то есть рус­ской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать на­циональный характер.

Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура на­родного творчества. И, разумеется, в этом смысле появление такого художника вовсе не было для русской культуры какой-то особенной неожиданностью или феноменом».

«Чудики» Шукшина — сельские жители, мечтающие о недостижимом: об изобретении лекарства от рака («Митька Ермолаев»), избавлении мира от микробов («Микро­скоп») и др. Важнейшей основой обрисовки характеров стал быт, повседневность. Интересна деталь: герои Шукшина почти не пока­заны в труде. Автор считает, что бытовая сфера жизни способствует более глубокому раскрытию характера человека.

Совет

Рассказ «Даешь сердце» начинается с необычного случая: «Дня за три до Нового года, глухой морозной ночью, в селе Николаевке… гулко ахнули два выстрела… И кто-то крикнул: — Даешь сердце!».

Эта почти детективная завязка приводит к неожиданному раз­витию сюжета. Оказывается, что стрелял ветфельдшер Козулик, самый незаметный человек в Николаевке, появившийся здесь пол­года назад. И вот этот неразговорчивый мужик пятидесяти лет, «полный и рыхлый», выскочил ночью из дома и «дважды саданул из ружья в небо».

Материал с сайта //iEssay.ru

Его поступок озадачил всех, особенно участкового милиционера, который с нескрываемым удивлением узнает, что ночной «салют» произведен в честь небывалой победы в медицине: в далеком Кейп­тауне была впервые осуществлена пересадка человеческого сердца.

Участковый не может понять мотивов поступка ветеринара.

Образом Козулина Шукшин опровергает ограниченность обед­ненных представлений о человеке и жизни. Его герой, названный участковым «шизей» и «контуженным», оказывается духовно выше и тоньше тех, кто призван вершить судьбы людей, хоть и в местном масштабе.

Финал рассказа печален: Козулину легче согласиться с тем, что он «шизя», чем объяснить свой поступок. К сожалению, говорит ав­тор, в нашей жизни нет места высоким порывам. Рассказ «Даешь сердце» несет в себе мысль о том, что в жизни человека всегда есть место для мечты, для высокого вдохновения, для понимания красо­ты поступков и свершений.

На этой странице материал по темам:

  • очерк жизни и творчества шукшина краткое сочинение
  • шукшин жизнь и творчество кратко
  • реферат на тему жизнь и творчество шукшина
  • шукшин сельские жители краткое содержание читать
  • краткая характеристика творчества шукшина в.м.

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/sh/shukshin/stati/zhizn-i-tvorchestvo-poeta/o-tvorchestve-v.-m.-shukshina

Сочинения по произведениям Шукшина В.М

Краткая биографическая справка

Василий Макарович Шукшин (1929—1974) выдающийся актер, кинорежиссер, прозаик, публицист, киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Отец, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933), был арестован и расстрелян во время коллективизации, реабилитирован посмертно в 1956 году.

Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова) (1909—1979), взяла на себя все заботы о семье. Жизнь не была легкой. Детство и юность Василия Макаровича совпали с тяжелейшими годами войны и послевоенного времени.

Обратите внимание

Пришлось вровень со взрослыми трудиться и делить голод, холод и все испытания, выпавшие на долю страны в эти трагические годы.

Окончив семилетку в родном селе (в 1943г.) Шукшин поступает в Бийский автомобильный техникум, однако, не закончив его, идёт работать в колхоз в селе Сростки. Проработав недолго, в 1946 году покинул родное село.

С 1949 по 1953 служил в Военно-Морском флоте, матросом на Балтийском, затем радистом на Черноморском, был уволен в запас из-за обнаружившейся язвы желудка.

В 1954 году Шукшин поступил во ВГИК, во время учёбы начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге».

В 1956 состоялся дебют в кинематографе. Шукшин сыграл в крошечном эпизоде «Тихого Дона» С.А.Герасимова — выглядывающего из-за плетня матроса.

В 1963 году выходит его первый сборник рассказов «Сельские жители», а в 1964 году — фильм начинающего кинорежиссера Василия Макаровича Шукшина «Живет такой парень». Кинофильм был удостоен следующих наград:

  • Приз «Лев святого Марка» Венецианского кинофестиваля 1964 года за лучший фильм для детей;
  • Премия первого Всесоюзного кинофестиваля, проходившего в Ленинграде в 1964 году, за лучший комедийный фильм

К Шукшину пришла, мировая известность, которую он воспринял как призыв к дальнейшей упорной и напряженной творческой деятельности. Последние десять лет жизни Василия Макаровича были не только годами художественного расцвета, но и – упорного труда.

За это время он создал необычайно много. Это и фильмы по собственным киносценариям: «Ваш сын и брат», «Печки-лавочки», «Калина красная».

И сборники рассказов: «Там вдали», «Земляки», «Характеры», «Беседы при ясной луне», и романы «Любавины», «Я пришел дать вам волю».

Важно

Герои творчества Шукшина — это рядовые труженики советской деревни, простые, незамысловатые, на первый взгляд, люди, но в то же время со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык. Его талант поистине неповторим, а — творчество на долгие годы вперед оставило глубокий след в литературе.

Именем Василия Макаровича названы улица и Театр драмы в Барнауле, педагогический университет, центральная городская библиотека и привокзальная площадь в городе Бийске, библиотека в Кургане, библиотека, музей и школа в Сростках. С 1976 года на его родине, в селе Сростки, ежегодно проводятся Шукшинские чтения (Шукшинские дни).

Источник: http://litera.su/learner/all-works/shukshin-v-m

Василий Макарович Шукшин

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Прозаик, драматург, актер, режиссер. Отец был репрессирован. Василий Шукшин очень рано пошел работать – грузчиком, маляром, слесарем. С 1949 по 1953 годы служил на флоте, где приобрел специальность радиста.

После демобилизации сдает экстерном экзамены на аттестат зрелости и даже на какое-то время становится директором вечерней школы. Преподает литературу и историю в родном селе.В 1954 году уезжает в Москву. Поступает во ВГИК в мастерскую М.

Рамма. Ярко проявил себя в качестве актера («Два Федора», «Аленка», «Они сражались за Родину» и др.) За роль в кинофильме «У озера» С.

Герасимова получил Государственную премию СССР (1971). Посмертно был награжден Ленинской премией за свою режиссерскую работу. Еще со студенческих лет стал писать рассказы и повести. Публиковался в «Новом мире» и «Нашем современнике». Первый рассказ – в журнале «Смена» в 1958 году.

В 1963 году – первая книга «Сельские жители». В 1964 году – первый свой кинофильм «Живет такой парень». Далее следуют фильмы «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки» и др. Самым знаменитым и заслуженно известным оказался его последний фильм «Калина красная». Параллельно с кинофильмами выходят книги «Там вдали», «Земляки», «Характеры», «Беседы при ясной луне».

Василий Шукшин сблизился с такими же, как он, писателями, выходцами из деревни Василием Беловым, Валентином Распутиным, Виктором Астафьевым.

Вошел в редколлегию журнала «Наш современник», всегда занимал четкие патриотические позиции. Под конец жизни собирался поставить фильм о своем любимом герое Стеньке Разине и уйти из кино, заняться только прозой.

Один из лучших новеллистов XX века. Несомненный русский классик.

Совет

Даже среди близких ему писателей он выделялся своей интонацией, своими неповторимыми характерами чудиков. 2 октября 1974 года скоропостижно скончался в станице Клетская Волгоградской области на съемках фильма «Они сражались за Родину». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Василий Шукшин еще при жизни, как мало кто из писателей, стал народным героем. Его полюбили и кинозрители, и читатели за близость к простому человеку, за какую-то особую детскость и наивность. При этом в своей прозе Василий Шукшин ставил острейшие вопросы всего XX века.

В конце жизни, особенно после встречи с Михаилом Шолоховым, хотел отказаться от кино, посвятив себя всецело литературе, уехать или к друзьям в Вологду, или на родной Алтай.

Уже после смерти писателя в журнале «Наш современник» были опубликованы его пророческая повесть-сказка «До третьих петухов», многие страницы которой явно относятся уженашему времени, о тех бесах, которые мутят русский народ, а также остросатирическая повесть «А поутру они проснулись» о вытрезвителе и его несчастных обитателях.

На Алтае каждый год в день рождения писателя проходят Шукшинские чтения.

Источник: http://www.sochuroki.com/vasilij-makarovich-shukshin/

Мир героев Шукшина

«Все, окружающее художника, должно быть объектом его исследования; для искоренения человеческих пороков надо до конца разобраться в их природе; люди должны знать всю правду, какой бы горькой она ни была».

Василий Шукшин

Выходцы из российской глубинки испокон веков прославляли землю русскую, овладевая высотами мировой науки и культуры. Вспомним хотя бы Михайло Васильевича Ломоносова. Так и наши современники Виктор Астафьев, Василий Белов.

Валентин Распутин, Александр Яшин, Василий Шукшин, представители так называемой «деревенской прозы», по праву считаются мастерами русской литературы.

При этом они навсегда остались верными своему деревенскому первородству, своей «малой родине».

Мне всегда было интересно читать их произведения, особенно рассказы и повести Василия Макаровича Шукшина. В его рассказах о земляках видится большая писательская любовь к русской деревне, тревога за сегодняшнего человека и его грядущую судьбу.

Жизнь писателя оборвалась рано — в 45 лет. Но остались его произведения, в которых ведется разговор об истинных нравственных ценностях.

В нашем обществе на протяжении десятилетий под флагом борьбы за социализм увядала культура, «расцветал духовный застой».

В книгах Шукшина, которые критики называют бытовой прозой, я нашел искреннего собеседника, которому небезразлична судьба каждого его современника.

Обратите внимание

Обратившись к знакомому, обыденному, Шукшин нашел и показал доселе неизвестное. Сборник рассказов Шукшина «Сельские жители» — начало подобного опыта. Желание сказать свое слово о людях, которые близки и хорошо знакомы, выливается у писателя в размышления о всей народной жизни.

Интерес к пестроте жизни и «маленькому человеку, соединение комического и драматического — отличительные особенности рассказов Шукшина. В Рассказе «Гринька Малюгин» перед нами хороший, добрый парень. Высоких слов о героизме здесь нет, хотя Гринька, рискуя жизнью, спас бензохранилище, избавив его от своего грузовика, охваченного пламенем.

«Чудик», «Миль пардон, мадам», «Думы» — рассказы о чудачествах шукшинских героев. Сюжетной связи нет между этими рассказами, но есть родство характеров, в них описанных.

Писатель ищет и находит у своих героев чудинку, которая делает их неповторимыми среди многих других людей. Чудику резко противопоставлен его брат-ловкач, цепкий добытчик. Но таким как Чудик, дороже всего любовь и признательность людей, хотя это не всем понятно.

Так и живут они, непонятые, да еще и подозрение вызывают своим бескорыстием и открытостью.

Сам Василий Макарович Шукшин классифицировал свои произведения следующим образом: «рассказ-анекдот», «рассказ-характер», «рассказ-исповедь».

И действительно, интерес писателя сосредоточен на необычных характерах рядовых обитателей деревень и захолустных городков.

Суть людей и их мира выявляется в столкновении с таким необычным характером, который своими чудачествами «заводит» окружающих, заставляя их посмотреть на жизнь другими глазами.

В этом смысле Замечателен сборник рассказов писателя «Характеры». Мне хотелось выделить в нем рассказ «Срезал». Его главный герой Глеб Капустин, белобрысый мужичок сорока лет, «начитанный и ехидный».

Важно

На первый взгляд, его характер прост и ясен. Но у него есть одна особенность. Простой деревенский мужик, Глеб решил, что он живет хуже других и обделен возможностью сделать свою жизнь лучше.

Читайте также:  Сочинения об авторе рылеев

И он мстит за это людям, которые выше его по социальному статусу.

В свободное время Глеб развлекается и мужиков развлекает тем, что «срезает» , «осаживает» деревенских выходцев, добившихся разных степеней жизненного успеха, когда те приезжают в родную деревню. «Срезал» он и очередного «знатного» гостя, некоего кандидата наук Журавлева.

Дурацкая месть Капустина заключается в том, что он пытается вести дискуссии с кандидатом по вопросам, в которых сам ничего не понимает. Он всего лишь напичкан сведениями отовсюду: из газет, радио, телевидения, книг, плохих и хороших. Но мужикам он преподносит это так, как будто он умный, образованный человек. Мужики специально водят его к разным приезжим знаменитостям.

А зачем это мужикам? Да вот получают же они какое-то удовольствие от того, что их деревенский, свой, может заткнуть за пояс приезжего ученого!..

Рассказ интересен тем, что Шукшин описал вовсе не свойственный деревне случай. Но его герой интересен нам. Этот деревенский мужик привык, что к нему обращаются как к хозяину положения, хозяину страны, труженику. Он привык, что за него думают, ему помогают, принимают за него важные решения. Глеб никак не может понять, что для того, чтобы добиться чего-то в жизни, необходимо приложить усилия.

Семья Журавлевых, приехавшая в родную деревню в отпуск, противопоставлена язвительному Глебу. Им и дела нет до Капустина, они не стремятся и не хотят с ним спорить.

Рассказ написан доступным языком, он понятен любому читателю. Шукшин в одном из своих интервью заметил, что в сборнике «Характеры» он выделяет прежде всего этот рассказ.

Движущими силами в произведениях Шукшина являются отнюдь не внешние события. Сюжет у него — только повод, чтобы начать разговор.

Совет

Потом повод как-то незаметно исчезает, и начинает говорить человеческая душа, мудрость, ум, чувство. Часто я встречал на страницах рассказов Шукшина людей неравнодушных, ищущих.

Они задумываются над основами бытия, обращаются к так называемым «вечным жизненным вопросам».

Таков и герой рассказа «Верую!» Максим Яриков. Навалилась какая-то особенная тоска на него, сорокалетнего, злого на работу мужика. Не может Максим сказать, что с ним происходит. Чувствует только, что болит душа.

Но как объяснить — почему? Думает, мается, страдает, размышляя о том, а зачем все…

Зачем живет он и люди вокруг него? Услышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал «самый натуральный» поп, и пошел к нему узнать: «У верующих душа болит или нет?»

Между попом и Максимом происходит разговор о смысле бытия, о добре и зле, о душе человеческой… Мучительные раздумья роднят его со служителем церкви, который говорит ему: «Ты со своей больной душой пришел точно по адресу: у меня тоже болит душа… Хорошо! Хорошо.

А то бы тебя с печки не стащить, с равновесием-то душевным». Как важна эта тема для нас сейчас, когда в жестокое, морально и нравственно неустойчивое время все больше и больше проявляется в людях пассивности и бездушия.

Заставляя своего героя взглянуть на себя, Шукшин подталкивает и читателя к оценке собственной жизни.

Как часто бывают в жизни человека моменты, когда кажется, что силы растрачены понапрасну, что «спел уже песню своей жизни», но спел плохо. «Жалко — песня-то была хорошая», — говорит писатель. Эта тема повторяется во многих рассказах Шукшина.

В киноповести «Калина красная» Шукшин создал современный вариант притчи о блудном сыне. Егор Прокудин оторвался от родных, близких, и оказался в тюрьме. Вот он освобожден от заключения и возвращается в родные края, мечтая соединить свою жизнь с чудесной жениной, «вступить на дымящую паром пашню».

Однако груз привычек, жажда праздника и разгула для души, цепкость прежней среды — все это приводит к тому, что блудный сын не находит себя и своего места на этой земле. Он пытается пробовать себя в различных ро-

Обратите внимание

лях — сурового жениха, участника «малины», колхозного тракториста —-но не может. «Падал, поднимался и опять шел», — сказано у Шукшина. Но не дошел.

Внешняя бравада, даже грубость сменяются у Егора лирической нежностью при встрече с березами. Душа у него ранимая, любящая. Он жаждет чистоты и правды, он готов жить по совести, но «поток жизни» сбил его и «потянул в пропасть». Смерть Егора Прокудина, вернее его убийство, закономерно. Жизнь просто выталкивает его.

Какое бы произведение Василия Макаровича Шукшина мы ни взяли, в каждом чувствуется живое русское слово и душа народа. Он создал целый мир народных характеров и сделал это щедро и талантливо. «Тревожная совесть» — так называли писателя.

Раздумья о смысле жизни окрашивались у Шукшина в разные тона, «неразрешимые» вопросы задавались с разной степенью напряженности.

В них можно найти трагическую безысходность и светлую печаль, крик души «на пределе» и скорбные думы о конечности бытия.

И остаются нам слова В. М. Шукшина: «нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле». С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин.

Источник: http://velib.com/sochinenie/mir_geroev_shukshina/

Готовые школьные сочинения

Авг
01 2010

Мои размышления о творчестве В. М. Шукшина

Искусство В. Шукшина как писателя, актера, драматурга не может оставить равнодушным ни одного человека.

Зададим себе вопрос: чем же берут за душу и сердце произведения Шукшина? Ответ на него прост: крестьянский сын, он не только во всех тонкостях знал сельскую жизнь, он “чуял” ее нутром, сердцем, всем естеством своим, потому так естественны его герои, правдивы каждым своим поступком, жестом, речью, жизнью. А еще болью, которой пронизаны едва ли не все творения писателя. Болью за человека — за его неудавшуюся судьбу (”Залетный”), попранное достоинство (”Обида”), горе, с которым никто не может разминуться в этой жизни (”Горе”). Сколько в русской, во всей мировой литературе написано — наверное, сотни тысяч страниц — о смерти и горе одиночества, которое она несет. И как написано! Красиво!

Но вот Василий Шукшин пишет небольшой рассказ, который так и называет — “Горе”. И потрясает души и сердца читателей.

Важно

Вся история, рассказанная писателем, обыкновенная, житейская: у старика Нечая умерла жена, похоронил он ее, а вот прийти в себя от навалившейся на него беды не может. Ночами выходит на огород и “разговаривает” с покойницей.

Это говорит уже не человек — сама боль людская, горе человеческое. Рассказ “Горе” — это подлинный шедевр. И написать его мог только человек, чувствующий чужую боль сильнее, нежели свою.

Сам Шукшин постоянно сомневается, мучительно размышляет о нашей жизни, о ее смысле, задает самому себе бесконечные вопросы, дает на них часто неудовлетворительные ответы. И многие его герои похожи на своего создателя —мятущиеся, нередко поступающие вопреки здравому смыслу, себе во вред.

Но всегда писатель чтил в человеке искренность, прямоту, доброе начало. Даже в самом заблудшем своем герое он хотел видеть что-то хорошее, возвышающее его над прозой жизни.
Все шукшинские “чудики” — это, в сущности, люди с неудовлетворенной духовной потребностью.

Отсюда их чудачества, иногда совсем невинные, иной раз — на грани нарушения закона и даже за этой гранью. Земля и люди сегодня, их бытие, их будущие судьбы – вот что волнует писателя, приковывает его внимание.

Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности терпения и доброты — через них узнается человек, а через него — время и сущность бытия.

Василий Шукшин знал и прекрасно понимал жизнь. Его знания складывались из личного опыта, наблюдений, проницательного видения, из его искусства понимать, разгадывать сущность явлений и фактов, сравнивать их, сопоставлять.

Шукшин — сын своей земли и своего времени, он принадлежит к разряду писателей, которым талант, отмеренный природой, позволяет шагнуть в будущее. И сегодня так же тревожно, как и двадцать лет назад, звучит его вопрос: “Что с нами происходит?”
Нравственные идеалы героев В. М. Шукшина

Совет

В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям.

И он хотел помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности. Герои Василия Шукшина, подобно героям Льва Толстого, проходят путь духовных исканий.

Писатель стремится раскрыть суть своих героев в кризисные моменты их жизни, в моменты выбора, разочарования, открытия и самопознания.

Нравственные идеалы В. Шукшина воплощаются в характерах героев, унаследовавших все лучшее, что было свойственно русскому человеку. Все они стремятся обрести свое место в жизни страны, найти приложение своим силам.

Герой киноповести “Живет такой парень” Пашка Колокольников живет так, как может, не задумываясь о том, как следует жить. Но при этом он полон внимания к людям, его деятельное добро — проявление сердечности. Он вообще живет не разумом, а чувством, и сердце его не обманывает. Иван Расторгуев — это хранитель русской земли.

Герои Шукшина постоянно размышляют о вечном, о добре и зле, о смысле жизни, призвании человека. Многие из них склонны к максимализму, не готовы к компромиссам. Поиск истины для них начинается с познания окружающего мира.

Самые активные споры начинаются тогда, когда речь заходит о роли и назначении человека в жизни, о его душевных качествах и путях самосовершенствования. Они пытаются все постичь своим умом, познать на собственном опыте. В духовных исканиях героя проявляются его натура, восприятие им действительности. Смысл жизни они видят в гармонии мира и человека.

Поп из рассказа “Верую!” становится страстным жизнелюбом, как бы воплощая в себе радость стихийной жизни. По Шукшину, согласие с миром возможно только тогда, когда человек открыт для людей, отзывчив, готов подарить другим часть своей души.

Шукшин восхищается героями-фантазерами, эдакими “чудиками”, воспринимающими жизнь поэтически, стремящимися наделить ее легендой, наполнить сказкой. Талантливые люди почти всегда щедры. Им тяжело бороться с повседневностью, но они находят опору в любви ко всему живому, к природе.

Обратите внимание

Задача человека — освободиться от эгоизма, тщеславия, мелочности. Но как вернуть прекрасное, если оно утрачено? Шукшинские герои готовы постоянно пребывать в поиске истины.

В этих противоречивых поисках, в заблуждениях, трудностях отразилось социальное и историческое состояние русского общества, важнейшие тенденции жизни. В них всегда присутствует жизнеутверждающее начало. С одной стороны — идеал целесообразности, пользы — с другой.

При этом все любимые герои В. М. Шукшина ненавидят пошлость, мещанство, корысть. Мерилом ценности в произведениях писа-

теля становится реальная жизнь. Отношение человека к жизни — вот основной критерий истинного, главное испытание героя на прочность.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Мои размышления о творчестве В. М. Шукшина . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/moi-razmyshleniya-o-tvorchestve-v-m-shukshina/

Сочинение размышление по творчеству Василия Шукшина

Словосочетание «сельский горожанин» привычным стало сравнительно недавно.

Появление его связано с крупными изменениями социального, экономического, демографического характера, которые получили толчок к массовому развитию лишь в конце 50-х годов.

Положение такого «сельского горожанина» образно обрисовал Василий Шукшин в «Монологе на лестнице» (1968). Это даже не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. Долго в таком состоянии пребывать нельзя, я знаю — упадешь»…

«Характеры и образы героев рассказа Шукшина «Монолог на лестнице» и повести «Там на месте»

От того, как поведет себя человек, столкнувшийся с трудностями в новой для него городской жизни, как воспримет внешние и внутренние приметы урбанизма, как адаптируется к цивилизации, зависит его дальнейшая жизнь. Сельские жители приходят в город, они должны привыкнуть к городскому быту. Они что-то духовно важное, устойчивое приносят с собой.

Происходит сложный процесс в семьях, как бы промежуто чных, еще не ставших частью одного целого, но уже перестающих духовно, душевно, нравственно быть частью другого целого… Эти люди еще не совсем горожане, но уже и горожане: они чувствуют себя новыми людьми в городе, они вступают в непростые взаимоотношения с «коренными».

И возникают непростые психологические, нравственные последствия — как для тех, так и для других.

Первыми к теме сельских горожан обратились прозаики, на себе ощутившие, как мучителен порой процесс отрыва от родной стихии, приспособление к новым условиям жизни. Вслед за Шукшиным, по праву считающимся первооткрывателем маргинального характера в литературе, такого рода героев представили Ф. Абрамов, В. Белов, М. Евдокимов.

О том, что это направление ширится, свидетельствует тот факт, что к созданию маргинального характера обращаются ныне не только мастера «деревенской » прозы, но и авторы, никак не связанные в прошлом с сельской темой… Они рассматривают вчерашнего сельского жителя на фоне современного города с его урбанистическими проблемами.

Центральными в произведениях о сельских горожанах предстают женские образы.

Непреодолимо раздвоенной предстает перед читателем недавняя сельская жительница из повести В. М. Шукшина «Там, вдали» (1966).

Метания Ольги Фонякиной, ее раздвоенность в значительной степени объясняются тем, что она оторвалась от родной деревенской среды и не нашла себя в городской.

Неудавшаяся учеба в институте, погоня за легкой жизнью, пьяные кутежи, драки, завершившиеся тюрьмой, — вот основные штрихи ее «цивилизованного» бытия.

Читайте также:  Сочинения об авторе паустовский

Психологический рисунок этого своеобразного характера В. Шукшин создает при помощи мастерски воссозданной речевой характеристики. Так, душевное состояние Ольги, когда она отдается стихии бесшабашной городской жизни, выражено в коротких, отрывистых фразах, усечении предложений, недоговоренности, умолчаниях.

И, наоборот, в моменты наступавшего прозрения, очищения от накипи упорной жизни — партия Ольги в диалоге более раздумчива, окрашена тонами тоски, робости.

(Вспомним, например, сцену разговора Ольги с Петром Ивлевым после возвращения ее из заключения или беседу с отцом, председателем колхоза, в от- чем доме, когда напряженные мучительные поиски смысла жизни и своего места в ней приводят ее к решению остаться в деревне).

Важно

Сила и выразительность речи шукшинских персонажей заклю- чена в каком-то волшебстве диалога (люди обмениваются малозна- чительными фразами, а за ними видишь человека, характер). Во внутренней рецензии на сборник «Там, вдали» характер Ольги Фонякиной назван самым впечатляющим психологически достоверным из всех образов, «населяющих» эту книгу.

Ключ к пониманию притягательности этого персонажа — в динамике его развития: утрачивая волю, Ольга поддается легким соблазнам, а в результате — «страстная жажда все же найти что-то прочное, основательное, прикрепиться к чему-то, и вечная неудовлетворенность, и поиски избавления единственно доступным способом изменения привязанностей, не приносящие удовлетворения». В несколько ином ракурсе, нежели у В. Шукшина, вылеплен маргинальный характер дочери пекарихи Пелагеи в повести Ф. Абрамова «Алька». Юная красивая девушка, увлекшись заезжим офицером, убегает за ним в город. Обнаружив, что ее возлюбленный имеет семью, Алька впервые в жизни остается совсем одна, без крова над головой, без материальной поддержки. Но ведь не зря она дочь Пелагеи Амосовой, которая всегда находит выход из самого сложного положения.

Пожив немного в городе, Алька сумела усвоить внешние атрибуты урбанизма и считает себя вполне городской жительницей. Вот как выглядит Алька, приехавшая в Летовку, чтобы здесь показать себя: штаны у нее — шик.

Красные, шелковые — прямо огонь на ногах переливается. Да и все остальное, кстати сказать, — первый сорт.

Белая кофточка с глубоким вырезом на груди, туфли модные на широком каблуке, сумочка черная, ремешок через плечо — чем не артистка?

Но, встретившись с односельчанами, в частности с бывшей подругой Лидкой Ермилиной — ныне лучшей дояркой, любимой женой и уважаемой невесткой, Алька открывает для себя существование и непреходящую ценность другой, настоящей жизни: с почетом, любовью, семейным счастьем. Вот тогда-то и родился в ее сознании вопрос, который она первый раз в своей жизни задала себе: да кто же, кто ж она такая?

За несколько дней пребывания в родной деревне Алька будто прозрела. Бродя по опустевшему родительскому дому, вспоминая свою жизнь с матерью и отцом, девушка глубоко страдает. «Слезы текли по пылающим Алькиным щекам.

Да как это так? Кошка, зверь дикий, верен хозяйке, даже после смерти ее из дому не уходит, а она, дочь родная, бросила родительский дом, на город променяла… — Мама, мама, — я останусь. Слышишь? Никуда больше не поеду… ». Однако оказывается, что порвать навсегда с городской жизнью, уже ею испытанной, Алька не в силах.

Совет

Родное, кровное, просит остаться, а новое, уже коснувшееся ее, тянет в другой мир. Мы, читатели, чуть было не поверившие в спасение Альки, оставляем абрамовскую героиню на распутье: приехав ненадолго в город, чтобы взять расчет на работе и попрощаться с подругой, Алька вновь попадает в водоворот городской суеты.

Решение остаться в городе для нее небезболезненно. Мысль о продаже родительского дома терзает сердце. Вызывает очередной приступ тоски и истерики.

Противоречивость составляет неповторимую суть характера Альки Амосовой, во многом она связана с особенностями ее темперамента.

В метаниях героини сказывается «промежуточное» положение не только между городом и деревней, но и между двумя моралями: моралью труженицы, и, так сказать, потребительской моралью, сводящей смысл жизни к погоне за удовольствиями. Первую мораль так же нельзя назвать «деревенской», как и вторую — «городской».

Очевидно, Альке на роду написано всю жизнь разрываться душой между городом и деревней. Какое из двух начал одержит верх? Удержит ли ее город или, наоборот, родная деревенская стихия, знаменитая материнская «паладьина межа» позовут ее домой? Ответа в повести нет.

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-razmishlenie-po-tvorchestvu-vasiliya-shukshina

Шукшин В. М. школьное сочинение по произведению на тему, Разное, Мир героев Шукшина

Шукшин В. М.

Сочинение по произведению на тему: Мир героев Шукшина

“Все, окружающее художника, должно быть объектом его исследования; для искоренения человеческих пороков надо до конца разобраться в их природе; люди должны знать всю правду, какой бы горькой она ни была”.

Василий Шукшин
Выходцы из российской глубинки испокон веков прославляли землю русскую, овладевая высотами мировой науки и культуры. Вспомним хотя бы Михайло Васильевича Ломоносова. Так и наши современники Виктор Астафьев, Василий Белов.

Валентин Распутин, Александр Яшин, Василий Шукшин, представители так называемой “деревенской прозы”, по праву считаются мастерами русской литературы. При этом они навсегда остались верными своему деревенскому первородству, своей “малой родине”.

Мне всегда было интересно читать их произведения, особенно рассказы и повести Василия Макаровича Шукшина. В его рассказах о земляках видится большая писательская любовь к русской деревне, тревога за сегодняшнего человека и его грядущую судьбу.

Жизнь писателя оборвалась рано — в 45 лет.

Обратите внимание

Но остались его произведения, в которых ведется разговор об истинных нравственных ценностях. В нашем обществе на протяжении десятилетий под флагом борьбы за социализм увядала культура, “расцветал духовный застой”. В книгах Шукшина, которые критики называют бытовой прозой, я нашел искреннего собеседника, которому небезразлична судьба каждого его современника.

Обратившись к знакомому, обыденному, Шукшин нашел и показал доселе неизвестное. Сборник рассказов Шукшина “Сельские жители” — начало подобного опыта. Желание сказать свое слово о людях, которые близки и хорошо знакомы, выливается у писателя в размышления о всей народной жизни.

Интерес к пестроте жизни и “маленькому человеку, соединение комического и драматического — отличительные особенности рассказов Шукшина. В Рассказе “Гринька Малюгин” перед нами хороший, добрый парень. Высоких слов о героизме здесь нет, хотя Гринька, рискуя жизнью, спас бензохранилище, избавив его от своего грузовика, охваченного пламенем.
“Чудик”, “Миль пардон, мадам”, “Думы” — рассказы о чудачествах шукшинских героев. Сюжетной связи нет между этими рассказами, но есть родство характеров, в них описанных. Писатель ищет и находит у своих героев чудинку, которая делает их неповторимыми среди многих других людей. Чудику резко противопоставлен его брат-ловкач, цепкий добытчик. Но таким как Чудик, дороже всего любовь и признательность людей, хотя это не всем понятно. Так и живут они, непонятые, да еще и подозрение вызывают своим бескорыстием и открытостью.
Сам Василий Макарович Шукшин классифицировал свои произведения следующим образом: “рассказ-анекдот”, “рассказ-характер”, “рассказ-исповедь”. И действительно, интерес писателя сосредоточен на необычных характерах рядовых обитателей деревень и захолустных городков. Суть людей и их мира выявляется в столкновении с таким необычным характером, который своими чудачествами “заводит” окружающих, заставляя их посмотреть на жизнь другими глазами.
В этом смысле Замечателен сборник рассказов писателя “Характеры”. Мне хотелось выделить в нем рассказ “Срезал”. Его главный герой Глеб Капустин, белобрысый мужичок сорока лет, “начитанный и ехидный”. На первый взгляд, его характер прост и ясен. Но у него есть одна особенность. Простой деревенский мужик, Глеб решил, что он живет хуже других и обделен возможностью сделать свою жизнь лучше. И он мстит за это людям, которые выше его по социальному статусу.
В свободное время Глеб развлекается и мужиков развлекает тем, что “срезает” , “осаживает” деревенских выходцев, добившихся разных степеней жизненного успеха, когда те приезжают в родную деревню. “Срезал” он и очередного “знатного” гостя, некоего кандидата наук Журавлева. Дурацкая месть Капустина заключается в том, что он пытается вести дискуссии с кандидатом по вопросам, в которых сам ничего не понимает. Он всего лишь напичкан сведениями отовсюду: из газет, радио, телевидения, книг, плохих и хороших. Но мужикам он преподносит это так, как будто он умный, образованный человек. Мужики специально водят его к разным приезжим знаменитостям. А зачем это мужикам? Да вот получают же они какое-то удовольствие от того, что их деревенский, свой, может заткнуть за пояс приезжего ученого!
Рассказ интересен тем, что Шукшин описал вовсе не свойственный деревне случай. Но его герой интересен нам. Этот деревенский мужик привык, что к нему обращаются как к хозяину положения, хозяину страны, труженику. Он привык, что за него думают, ему помогают, принимают за него важные решения. Глеб никак не может понять, что для того, чтобы добиться чего-то в жизни, необходимо приложить усилия.
Семья Журавлевых, приехавшая в родную деревню в отпуск, противопоставлена язвительному Глебу. Им и дела нет до Капустина, они не стремятся и не хотят с ним спорить.
Рассказ написан доступным языком, он понятен любому читателю. Шукшин в одном из своих интервью заметил, что в сборнике “Характеры” он выделяет прежде всего этот рассказ.
Движущими силами в произведениях Шукшина являются отнюдь не внешние события. Сюжет у него — только повод, чтобы начать разговор. Потом повод как-то незаметно исчезает, и начинает говорить человеческая душа, мудрость, ум, чувство. Часто я встречал на страницах рассказов Шукшина людей неравнодушных, ищущих. Они задумываются над основами бытия, обращаются к так называемым “вечным жизненным вопросам”.
Таков и герой рассказа “Верую!” Максим Яриков. Навалилась какая-то особенная тоска на него, сорокалетнего, злого на работу мужика. Не может Максим сказать, что с ним происходит. Чувствует только, что болит душа. Но как объяснить — почему? Думает, мается, страдает, размышляя о том, а зачем все. Зачем живет он и люди вокруг него? Услышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал “самый натуральный” поп, и пошел к нему узнать: “У верующих душа болит или нет?”
Между попом и Максимом происходит разговор о смысле бытия, о добре и зле, о душе человеческой. Мучительные раздумья роднят его со служителем церкви, который говорит ему: “Ты со своей больной душой пришел точно по адресу: у меня тоже болит душа. Хорошо! Хорошо. А то бы тебя с печки не стащить, с равновесием-то душевным”. Как важна эта тема для нас сейчас, когда в жестокое, морально и нравственно неустойчивое время все больше и больше проявляется в людях пассивности и бездушия. Заставляя своего героя взглянуть на себя, Шукшин подталкивает и читателя к оценке собственной жизни.
Как часто бывают в жизни человека моменты, когда кажется, что силы растрачены понапрасну, что “спел уже песню своей жизни”, но спел плохо. “Жалко — песня-то была хорошая”, — говорит писатель. Эта тема повторяется во многих рассказах Шукшина.
В киноповести “Калина красная” Шукшин создал современный вариант притчи о блудном сыне. Егор Прокудин оторвался от родных, близких, и оказался в тюрьме. Вот он освобожден от заключения и возвращается в родные края, мечтая соединить свою жизнь с чудесной жениной, “вступить на дымящую паром пашню”.
Однако груз привычек, жажда праздника и разгула для души, цепкость прежней среды — все это приводит к тому, что блудный сын не находит себя и своего места на этой земле. Он пытается пробовать себя в различных ролях — сурового жениха, участника “малины”, колхозного тракториста —-но не может. “Падал, поднимался и опять шел”, — сказано у Шукшина. Но не дошел.
Внешняя бравада, даже грубость сменяются у Егора лирической нежностью при встрече с березами. Душа у него ранимая, любящая. Он жаждет чистоты и правды, он готов жить по совести, но “поток жизни” сбил его и “потянул в пропасть”. Смерть Егора Прокудина, вернее его убийство, закономерно. Жизнь просто выталкивает его.
Какое бы произведение Василия Макаровича Шукшина мы ни взяли, в каждом чувствуется живое русское слово и душа народа. Он создал целый мир народных характеров и сделал это щедро и талантливо. “Тревожная совесть” — так называли писателя. Раздумья о смысле жизни окрашивались у Шукшина в разные тона, “неразрешимые” вопросы задавались с разной степенью напряженности. В них можно найти трагическую безысходность и светлую печаль, крик души “на пределе” и скорбные думы о конечности бытия.
И остаются нам слова В. М. Шукшина: “нам бы немножко добрее быть. Мы один раз, уж так случилось, живем на земле”. С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин.

shukshin/raznoe

История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе

Источник: http://www.testsoch.info/shukshin-v-m-shkolnoe-sochinenie-po-proizvedeniyu-na-temu-raznoe-mir-geroev-shukshina/

Ссылка на основную публикацию