Сочинения об авторе светлов

Сочинение на тему Поэзия Михаила Светлова – по русскому языку и литературе

У Михаила Светлова был внутренняя независимость и безупречный вкус, не позволяющий ему делить людей по занимаемому ими положению. Его не интересовала известность, ему не нужна была слава. Он любил людей, любил свою страну, воспевал ее героев. А сам держался в тени. Не только оттого, что был скромен по натуре, – мироощущение побуждало поэта так вести себя.

У него был негромкий в поэзии голос, его поэзия не была звучной, – скорее флейта, чем медная труба. Романтик, лирик, песенник, он предпочитал мягкие, пастельные краски ярким, масляным. Светлов писал просто, доверительно, словно о сокровенно-личном. Писал об эпохе, о революции, о героизме. В поэзии Светлова пленяет постоянство его симпатий и привязанностей.

Будучи поэтом современным, с широким взглядом на мир, с сердцем, открытым навстречу молодости, он до конца своих дней оставался комсомольцем двадцатых годов – по духу, по темпераменту. Под комсомольским знаменем тех давних, окрашенных романтическими воспоминаниями лет встречал поэт рассветы новых дней, ощущая преемственность революционных традиций.

Обратите внимание

Имя Михаила Светлова прозвучало на всю страну в 1926 г., когда появилась его знаменитая “Гренада” , и сразу стало ясно – перед нами поэт со своим неповторимым почерком. Герой стихотворения – юный мечтатель, но поэзия дальнего, необыкновенного для него не отвлеченное понятие.

Случайно прочитанное в книге экзотическое название волости раздразнило воображение героя, и он мечтает отдать жизнь за счастье нарола далекой Гренады. В этом стихотворении проявились едва ли не все стороны поэтической индивидуальности Светлова: его интернационализм, ставший темой “Гренады”, его кредо: “жизнь, как подвиг” – его пристрастие к скромному неброскому героизму.

Стихотворение “Песня о Каховке” пользовалось в свое время огромной популярностью. Его пела вся страна, в особенности молодежь. Стихи безыскусственны, несложны в них рифмы, ритмы. Когда читаешь, перед глазами возникает образ комсомолки, шагающей по объятому пламенем городу. Она проходит сквозь бушующий огонь, не тронутая им, как символ мужества, любви, дружбы, мира…

Мало кто знал автора песни, она воспринималась как народная – верный признак бессмертия. Герои пьес Светлова – комсомольцы разных поколений: участники гражданской и Великой Отечественной войны, студенты, целинники… В его пьесах нет острого сюжета, волнующей интриги, запутанных ситуаций. Взять хотя бы “Сказку”.

На вечеринке студентов-геологов у дочери директора ин ститута Тани один из героев по просьбе товарищей сочиняет пьесу-сказку, в которой все они участвуют. Гаснет свет, и перед зрителями произведение Вани: герои уезжают в экспедицию, ищут в тайге месторождение золота.

Там студенты-комсомольцы сталкиваются с врагами Советского государства, которые крадут геологический план, уводят лошадей, убивают веселую Катю… Как всегда, у Светлова необычайна композиция произведения: пьеса в пьесе с одними и теми же героями. Светловская “Сказка” излучает обаяние свежести.

В ней нет чудес, волшебства, оригинальность ее в том, что сказочное и реальное слиты воедино. Автор различными средствами раскрывает это достоинство и единство пьесы. Таким образом, подлинный сюжет светловской пьесы – не выдуманные Ваней приключения, а причудливое переплетение сказки с реальной жизнью.

Поэт принимает на себя все людские заботы, все беспокойство, видя в этом не только призвание, но и профессию, и предостерегает против обвинения в излишнем сочувствии к людям, к их заботам и огорчениям. В “Указании” Светлов говорит, что задача поэта: “некрасивого” сделать красивым, а несчастного – самым счастливым.

Важно

У него, у этого суховатого, с канцелярским привкусом названия, конечно же, своя определенная функция: нарочитым своим прозаизмом и сухостью, напоминающими некие параграфы казенных бумаг, оно как бы снижает патетику первых строф.

Но дальше это слово незаметно меняет внутренний смысл, органично вплетаясь в стилистику стихотворения, ибо сказочный колорит, этот излюбленный элемент светловской поэзии, придает особую окраску са мым серьезным строкам, поэтизирует даже декларативные и суховатые стихи.

– Колоритом сказки окрашено и стихотворение “Охотничий домик”, открывающее одноименную книгу поэта, стихотворение, которое в известной мере можно рассматривать как программное. Светлов с особенной остротой почувствовал необходимость осмыслить свой творческий путь как нечто целое – в связи со временем, в единстве с ним. В охотничьем домике все не гаснет окно.

И к этому лесному домику, “в гуманность охоты поверив”, сходятся “добродушные звери”. Сказочность, стремление выйти за пределы обыденности характерны и для этой книги. Лозунгом Светлова в поэзии было познать “общества разнообразие” и “разнообразие чувств”.

Ради этого разнообразия и ради того, чтобы о серьезных и важных вещах сказать читателям не скучно, и не банально, он открывает шлюзы воображения: собирает вокруг письменного стола лесных зверей, улавливает в мирозданье “не записанный магнитофоном околевшего мамонта рев”, заставляет петь ведьм, приглашает в собеседники романтического Гарун-аль-Рашида и делает еще много такого, от чего читатель приходит в изумление, и радуется, и веселится, и задумывается, а то и взгрустнет ненадолго. Уж коли говорить о грусти, то надо сказать и о том, что светловская грусть удивительно тепла, человечна и … иронична. Да, иронична, тут нет ничего парадоксального. В лирико-философском стихотворении Светлова “Горизонт” (1957), написанном на склоне лет, во всей полноте раскрылись мироощущение поэта, его неодолимая потребность в движении вместе с течением жизни – вперед, вдаль… И в ритмическом рисунке, и в интонации авторской речи чувствуется огромное желание схватить “непойманное чудо”, познать тайну грядущего. Погоня за горизонтом становится все энергичнее, быстрее, кажется, что перед нами – мгновенно сменяющие друг друга кадры из приключенческого кинофильма. “Взнуздал отличного коня”, “перескочил в автомобиль”, “купил билет на самолет” – а горизонт все убегает… Нетерпение героя нарастает, и вдруг наступает короткая пауза: “… будь благословенна, этой каждой дали перемена!” И снова погоня. Раздумья героя о пройденном пути время от времени прерывают стремительный ритм и подготавливают афористическую концовку: Все далекое ты сделай близким, Чтоб опять к далекому идти! “Горизонт” – ключевое стихотворение Светлова, в нем сущность мировосприятия художника. Необычно лиро-эпическое с публицистическими отступлениями произведение Светлова “Из стихов о Лизе Чайкиной” (1942). В нем нет внешней ценности, оно соткано из фрагментов: Лиза-девочка, школьница, Лиза-комсомолка, она партизанка, ее ведут на казнь… Вплетаются строки о том, что уготованное судьбой чувство любви она не успела испытать: “Это счастье быть большим могло бы, если б вашей встрече быть”. В них с еще большей остротой чувствуется трагедия не свершившейся жизни. Перед глазами расстилаются бескрайние поля России, ее снега, в ушах звенит безлюдная тишина. Глубоко драматична на этом фоне даже одинокая фигурка. Но к концу поэмы, когда уже “не девочка, а партизанка продолжает свой последний путь”, образ затерянной среди снегов школьницы вырастает, становится огромным, заполняет пространство. Стойкость, мужество, героизм человека превращается в нравственный центр произведения, связывающий все его временные планы. Поэма подкупает лиричностью, страстностью авторской поэзии. Как крик души звучит обращение лирического героя к девушке, идущей на казнь: Девочка! Шаги свои замедли – Приближается последний час. Как мне быть с мечтаньями твоими, Устремленными далеко ввысь? Заклинаю – юности во имя, Девочка, остановись/ Эти строфы на редкость характерны для доброго сердца Светлова. Ему доставляло огромное удовольствие помогать людям жить, отказывая себе в необходимом, щедро одаривать других, он не терпел жестокости в людях и тяжко переживал уход близких из жизни. “Спичка” – одно из самых светловских стихотворений. Идея его вытекает из констатации того факта, что вековая привычка манит человека к теплу. Но – “огонек скучает по спичке…” Тут же возникает картина заповедного леса, покинутого “лешими”, полного чудес, и посреди леса – осина. От этой сказочной и вместе с тем открыто привязанной к реальности картины поэт переходит к серьезной декларации чувства, декларации поэтически яркой: Я желаю и присно и ныне Бы Я желаю, подобно осине, В сотни втиснуться коробков. Чтоб носили меня, зажигали, Чтобы я с человечеством был, Чтоб солдат на коротком привале От меня, от меня закурил… Но разве может Светлов даже самую поэтическую декларацию закончить на высокой ноте? Нет, надо приглушить голос, отвести внимание читателя, настроившегося на торжественный лад, от своей персоны. И вот следует легкий – с еле уловимым оттенком укоризны – кивок в сторону берез, этих фавориток лирической поэзии: А березы стоят, как принцессы, Не отводя от солнышка глаз… В стихотворении “Спичка” отчетливо выявилась доминанта характера лирического героя. Кто же он такой, прежде всего? Человек для людей, человек, более всего на свете желающий людям добра и счастья, безгранично расположенный к ним. Сердце его без остатка отдано людям, ради них излучает тепло. В молодости поэт предпочитал творить поэзию, но, не очень задумываясь над тем, чтобы высказаться о ней самой, декларировать свои взгляды на нее. Но в 1957 году, когда было написано стихотворение “Моя поэзия”, в период бурных дискуссий о поэзии это имело свое значение. В эти годы шло ее идейно-нравственное перевооружение. Кроме того, был накоплен немалый опыт, позволяющий трезво посмотреть на вещи. Михаил Светлов свято относился к поэзии, не терпел пустозвонных деклараций и потому лишь нать родителем огоньков. склоне лет, уже на основе собственного опыта, позволил себе в стихах высказаться о поэзии, о ее предназначенье, о призвании поэта. “Поэзия – моя держава, я вечный подданный ее”. Это не слова, это состояние души. Он был творческой личностью в стихах, в пьесах, в статьях и заметках о поэзии, в знаменитых светловских шутках, в общении с товарищами. Поэзия в понимании Светлова невозможна без мечты. Искусство издревле выражало мечту человека о прекрасном, и воплощение этой мечты у древних поэт видит в образе Венеры (“Искусство”). Свет-ловская мечта о будущем очень конкретна, потому что она связана с сегодняшним днем. Таков и ее подход к поэзии. Отношение к поэзии как к одному из могущественных средств переустройства мира определило и жизненную позицию Светлова, позицию бойца, комсомольца. С этого он начинал. Этим кончил. Поэтическое размышление о жизни, о бессмертии он начал воспоминаньем, прекрасным по свежести и остроумию образом: Как мальчики, мечтая о победах, Умчались в неизвестные края Два ангела на двух велосипедах.

Сочинение на тему Поэзия Михаила Светлова
Светлов М.А.
Стр. 1

Сочинение на тему Поэзия Михаила Светлова
Светлов М.А.
Стр. 2

Сочинение на тему Поэзия Михаила Светлова
Светлов М.А.
Стр. 3

Сочинение на тему Поэзия Михаила Светлова
Светлов М.А.
Стр. 4

Источник: http://my-soch.ru/sochinenie/171poeziya-mixaila-svetlova187

Поэзия Михаила Светлова

/ Сочинения / Светлый М. / Разное / Поэзия Михаила Светлова.

  Скачать сочинение

    У Михаила Светлова был внутренняя независимость и безупречный вкус, не позволяющий ему делить людей по занимаемому ими положению. Его не интересовала известность, ему не нужна была слава. Он любил людей, любил свою страну, воспевал ее героев. А сам держался в тени. Не только оттого, что был скромен по натуре, — мироощущение побуждало поэта так вести себя.

    У него был негромкий в поэзии голос, его поэзия не была звучной, — скорее флейта, чем медная труба. Романтик, лирик, песенник, он предпочитал мягкие, пастельные краски ярким, масляным.
    Светлов писал просто, доверительно, словно о сокровенно-личном. Писал об эпохе, о революции, о героизме.
    В поэзии Светлова пленяет постоянство его симпатий и привязанностей.

Будучи поэтом современным, с широким взглядом на мир, с сердцем, открытым навстречу молодости, он до конца своих дней оставался комсомольцем двадцатых годов — по духу, по темпераменту. Под комсомольским знаменем тех давних, окрашенных романтическими воспоминаниями лет встречал поэт рассветы новых дней, ощущая преемственность революционных традиций.

    Имя Михаила Светлова прозвучало на всю страну в 1926 г., когда появилась его знаменитая “Гренада” , и сразу стало ясно — перед нами поэт со своим неповторимым почерком.
    Герой стихотворения — юный мечтатель, но поэзия дальнего, необыкновенного для него не отвлеченное понятие.

Случайно прочитанное в книге экзотическое название волости раздразнило воображение героя, и он мечтает отдать жизнь за счастье народа далекой Гренады.
    В этом стихотворении проявились едва ли не все стороны поэтической индивидуальности Светлова: его интернационализм, ставший темой “Гренады”, его кредо: “жизнь, как подвиг” — его пристрастие к скромному неброскому героизму.

    Стихотворение “Песня о Каховке” пользовалось в свое время огромной популярностью. Его пела вся страна, в особенности молодежь. Стихи безыскусственны, несложны в них рифмы, ритмы. Когда читаешь, перед глазами возникает образ комсомолки, шагающей по объятому пламенем городу. Она проходит сквозь бушующий огонь, не тронутая им, как символ мужества, любви, дружбы, мира…

    Мало кто знал автора песни, она воспринималась как народная — верный признак бессмертия.
    Герои пьес Светлова — комсомольцы разных поколений: участники гражданской и Великой Отечественной войны, студенты, целинники… В его пьесах нет острого сюжета, волнующей интриги, запутанных ситуаций. Взять хотя бы “Сказку”.

Совет

На вечеринке студентов-геологов у дочери директора института Тани один из героев по просьбе товарищей сочиняет пьесу-сказку, в которой все они участвуют. Гаснет свет, и перед зрителями произведение Вани: герои уезжают в экспедицию, ищут в тайге месторождение золота.

Там студенты-комсомольцы сталкиваются с врагами Советского государства, которые крадут геологический план, уводят лошадей, убивают веселую Катю… Как всегда, у Светлова необычайна композиция произведения: пьеса в пьесе с одними и теми же героями.
    Светловская “Сказка” излучает обаяние свежести.

В ней нет чудес, волшебства, оригинальность ее в том, что сказочное и реальное слиты воедино. Автор различными средствами раскрывает это достоинство и единство пьесы. Таким образом, подлинный сюжет светловской пьесы — не выдуманные Ваней приключения, а причудливое переплетение сказки с реальной жизнью.

    Поэт принимает на себя все людские заботы, все беспокойство, видя в этом не только призвание, но и профессию, и предостерегает против обвинения в излишнем сочувствии к людям, к их заботам и огорчениям.
    В “Указании” Светлов говорит, что задача поэта: “некрасивого” сделать красивым, а несчастного — самым счастливым.

Важно

У него, у этого суховатого, с канцелярским привкусом названия, конечно же, своя определенная функция: нарочитым своим прозаизмом и сухостью, напоминающими некие параграфы казенных бумаг, оно как бы снижает патетику первых строф.

Но дальше это слово незаметно меняет внутренний смысл, органично вплетаясь в стилистику стихотворения, ибо сказочный колорит, этот излюбленный элемент светловской поэзии, придает особую окраску самым серьезным строкам, поэтизирует даже декларативные и суховатые стихи.

Читайте также:  Краткая биография лоуренс

    Колоритом сказки окрашено и стихотворение “Охотничий домик”, открывающее одноименную книгу поэта, стихотворение, которое в известной мере можно рассматривать как программное. Светлов с особенной остротой почувствовал необходимость осмыслить свой творческий путь как нечто целое — в связи со временем, в единстве с ним. В охотничьем домике все не гаснет окно.

И к этому лесному домику, “в гуманность охоты поверив”, сходятся “добродушные звери”.
    Сказочность, стремление выйти за пределы обыденности характерны и для этой книги. Лозунгом Светлова в поэзии было познать “общества разнообразие” и “разнообразие чувств”.

Обратите внимание

Ради этого разнообразия и ради того, чтобы о серьезных и важных вещах сказать читателям не скучно, и не банально, он открывает шлюзы воображения: собирает вокруг письменного стола лесных зверей, улавливает в мирозданье “не записанный магнитофоном околевшего мамонта рев”, заставляет петь ведьм, приглашает в собеседники романтического Гарун-аль-Рашида и делает еще много такого, от чего читатель приходит в изумление, и радуется, и веселится, и задумывается, а то и взгрустнет ненадолго.
    Уж коли говорить о грусти, то надо сказать и о том, что светловская грусть удивительно тепла, человечна и … иронична. Да, иронична, тут нет ничего парадоксального.
    В лирико-философском стихотворении Светлова “Горизонт” (1957), написанном на склоне лет, во всей полноте раскрылись мироощущение поэта, его неодолимая потребность в движении вместе с течением жизни — вперед, вдаль…
    И в ритмическом рисунке, и в интонации авторской речи чувствуется огромное желание схватить “непойманное чудо”, познать тайну грядущего. Погоня за горизонтом становится все энергичнее, быстрее, кажется, что перед нами — мгновенно сменяющие друг друга кадры из приключенческого кинофильма.
    “Взнуздал отличного коня”, “перескочил в автомобиль”, “купил билет на самолет” — а горизонт все убегает… Нетерпение героя нарастает, и вдруг наступает короткая пауза: “… будь благословенна, этой каждой дали перемена!” И снова погоня. Раздумья героя о пройденном пути время от времени прерывают стремительный ритм и подготавливают афористическую концовку:
    Все далекое ты сделай близким,     Чтоб опять к далекому идти!
    “Горизонт” — ключевое стихотворение Светлова, в нем сущность мировосприятия художника.
    Необычно лиро-эпическое с публицистическими отступлениями произведение Светлова “Из стихов о Лизе Чайкиной” (1942). В нем нет внешней ценности, оно соткано из фрагментов: Лиза-девочка, школьница, Лиза-комсомолка, она партизанка, ее ведут на казнь… Вплетаются строки о том, что уготованное судьбой чувство любви она не успела испытать: “Это счастье быть большим могло бы, если б вашей встрече быть”. В них с еще большей остротой чувствуется трагедия не свершившейся жизни.
    Перед глазами расстилаются бескрайние поля России, ее снега, в ушах звенит безлюдная тишина. Глубоко драматична на этом фоне даже одинокая фигурка. Но к концу поэмы, когда уже “не девочка, а партизанка продолжает свой последний путь”, образ затерянной среди снегов школьницы вырастает, становится огромным, заполняет пространство. Стойкость, мужество, героизм человека превращается в нравственный центр произведения, связывающий все его временные планы.
    Поэма подкупает лиричностью, страстностью авторской поэзии. Как крик души звучит обращение лирического героя к девушке, идущей на казнь:
    Девочка! Шаги свои замедли —
     Приближается последний час.     Как мне быть с мечтаньями твоими,
     Устремленными далеко ввысь?
     Заклинаю — юности во имя,     Девочка, остановись/
    Эти строфы на редкость характерны для доброго сердца Светлова. Ему доставляло огромное удовольствие помогать людям жить, отказывая себе в необходимом, щедро одаривать других, он не терпел жестокости в людях и тяжко переживал уход близких из жизни.
    “Спичка” — одно из самых светловских стихотворений. Идея его вытекает из констатации того факта, что вековая привычка манит человека к теплу. Но — “огонек скучает по спичке…” Тут же возникает картина заповедного леса, покинутого “лешими”, полного чудес, и посреди леса — осина. От этой сказочной и вместе с тем открыто привязанной к реальности картины поэт переходит к серьезной декларации чувства, декларации поэтически яркой:
    Я желаю и присно и ныне     Бы Я желаю, подобно осине,     В сотни втиснуться коробков.     Чтоб носили меня, зажигали,     Чтобы я с человечеством был,     Чтоб солдат на коротком привале     От меня, от меня закурил…
    Но разве может Светлов даже самую поэтическую декларацию закончить на высокой ноте? Нет, надо приглушить голос, отвести внимание читателя, настроившегося на торжественный лад, от своей персоны. И вот следует легкий — с еле уловимым оттенком укоризны — кивок в сторону берез, этих фавориток лирической поэзии:
    А березы стоят, как принцессы,     Не отводя от солнышка глаз…
    В стихотворении “Спичка” отчетливо выявилась доминанта характера лирического героя. Кто же он такой, прежде всего? Человек для людей, человек, более всего на свете желающий людям добра и счастья, безгранично расположенный к ним. Сердце его без остатка отдано людям, ради них излучает тепло.
    В молодости поэт предпочитал творить поэзию, но, не очень задумываясь над тем, чтобы высказаться о ней самой, декларировать свои взгляды на нее. Но в 1957 году, когда было написано стихотворение “Моя поэзия”, в период бурных дискуссий о поэзии это имело свое значение. В эти годы шло ее идейно-нравственное перевооружение. Кроме того, был накоплен немалый опыт, позволяющий трезво посмотреть на вещи.
    Михаил Светлов свято относился к поэзии, не терпел пустозвонных деклараций и потому лишь нать родителем огоньков.
    склоне лет, уже на основе собственного опыта, позволил себе в стихах высказаться о поэзии, о ее предназначенье, о призвании поэта. “Поэзия — моя держава, я вечный подданный ее”. Это не слова, это состояние души. Он был творческой личностью в стихах, в пьесах, в статьях и заметках о поэзии, в знаменитых светловских шутках, в общении с товарищами.
    Поэзия в понимании Светлова невозможна без мечты. Искусство издревле выражало мечту человека о прекрасном, и воплощение этой мечты у древних поэт видит в образе Венеры (“Искусство”). Светловская мечта о будущем очень конкретна, потому что она связана с сегодняшним днем. Таков и ее подход к поэзии.
    Отношение к поэзии как к одному из могущественных средств переустройства мира определило и жизненную позицию Светлова, позицию бойца, комсомольца. С этого он начинал. Этим кончил. Поэтическое размышление о жизни, о бессмертии он начал воспоминаньем, прекрасным по свежести и остроумию образом:
    Как мальчики, мечтая о победах,
     Умчались в неизвестные края     Два ангела на двух велосипедах —

    Любовь моя и молодость моя.

2890 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Светлый М. / Разное / Поэзия Михаила Светлова

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00077201184864126882/

Слова и дела Михаила Светлова

?

Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
2015-03-01 07:39:00 Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov
2015-03-01 07:39:00 Category: Имя 23-летнего поэта Михаила Аркадьевича Светлова прозвучало на всю страну 29 августа 1926 года, когда в «Комсомольской правде» было напечатано его стихотворение «Гренада»:

Я хату покинул,Пошел воевать,Чтоб землю в ГренадеКрестьянам отдать.Прощайте, родные,Прощайте, друзья —«Гренада, Гренада,

Гренада моя!»

Этот день стал поэтические днем рождения Светлова. Сам Михаил Аркадьевич признавался, что именно в «Гренаде» он открыл самого себя.

Стихотворение моментально разнеслось по всей стране. Маяковский читал ее со сцены, а Марина Цветаева писала из Парижа Пастернаку: «Передай Светлову, что его «Гренада» — мой любимый стих за все эти годы. У Есенина ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори, пусть Есенину мирно спится».Положенные на музыку стихи оказались пророческими.

Когда в 1936 году началась война в Испании, «Гренаду» пели советские летчики над Гвадалахарой. Затем ее подхватили бойцы-интернационалисты, и скоро песню запела Европа.Позднее, в гитлеровском лагере смерти Маутхаузене «Гренада» была гимном заключенных.Невероятный успех «Гренады» грозил Светлову незавидной судьбой поэта одного стихотворения.

Но однажды, в 1935 году, к поэту пришел кинорежиссер Семен Тимошенко. Он делал картину «Три товарища», в которой должна была быть песня про Каховку. Светлов вспоминал: «Каховка — это моя земля. Я вспомнил горящую Украину, свою юность, своих товарищей…». Через 40 минут песня была готова.

Каховка, Каховка, родная винтовка,Горячая пуля, лети!Иркутск и Варшава, Орел и Каховка —

Этапы большого пути.

Светлов был народным любимцем, но жизнь его не была гладкой. Комсомолец-романтик, он был исключен из комсомола. Веря в идеалы революции, он никогда не вступал в партию. Воспевая мечту о летящей к счастью молодой стране, он был гоним властями. Светлов добровольцем ушел на Гражданскую, а его преследовали за симпатии к троцкистам.

Военным корреспондентом он дошел до Берлина в 45-м, но был «невыездным» и никогда не увидел той самой Гренады, которую прославил на весь мир.Годами его не печатали, не упоминали критики. Только в 1959 году поэт вернулся в литературу. Но жить оставалось уже так мало.28 сентября 1964 года Михаил Светлов скончался от рака.

Истории из жизни

Тернистый путь в русские писатели

Важно

В своей ранней автобиографии Михаил Светлов (Шейнкман) иронически писал:«Я, Михаил Аркадьевич Светлов, родился в 1903 году 4/17 июля. Отец — буржуа, мелкий, даже очень мелкий. Он собирал 10 знакомых евреев и создавал “Акционерное общество”. Акционерное общество покупало пуд гнилых груш и распродавало его пофунтно.

Разница между расходом и приходом шла на мое образование.Знакомство с литературой произошло случайно: отец приволок в дом кучу классиков с тем, чтобы пустить бумагу на кульки для семечек. Юный Светлов охнул и договорился с отцом: сначала он читает, а потом родитель заворачивает. Так он приобщился к литературе.

И еще любил рассказывать: «В детстве я учился у меламеда. Платили ему пять рублей. И вдруг отец узнал, что в соседнем местечке берут три. Он пришел к меламеду и сказал: “Хорошо, пять так пять. Но за эти деньги обучи его русской грамоте”.— Так я и стал, — заключал Светлов, — русским писателем».

Телесная арифметика

Всю жизнь Светлов был очень худым.— У всех телосложение, — жаловался он, — а у меня — теловычитание.

Без лишнего — никак

На юбилее Михаила Светлова было оглашено письмо отсутствовавшего Вениамина Каверина, в котором он, в частности, писал: «Я завидую не только таланту Светлова, но и его удивительной скромности. Он, как никто, умеет довольствоваться необходимым».— Мне не нужно ничего необходимого, — пожал плечами Светлов, — но я не могу обойтись без лишнего.

Одно стихотворение — за полгода

— Об одном стихотворении, — рассказывал Михаил Светлов, — можно сказать, что я работал над ним более полугода. Это было летом. Я проснулся. Пришла рифма. Бумаги под рукой не оказалось, и я стал писать на перекидном календаре. Писал, зачеркивал, снова писал… Под утро, когда стихотворение было закончено, смотрю — уже декабрь!

Действенная угроза

Светлов сделал подборку переводов молдавских поэтов для кишиневского издательства. С гонораром случилась большая задержка. Устав ждать, Михаил Аркадьевич послал в издательство угрожающую телеграмму: «В случае невыплаты денег в ближайшее время я переведу ваших поэтов обратно на молдавский». Гонорар прислали на следующий день телеграфом.

Репутацию не пропьешь

Светлов постоянно пребывал в состоянии легкого опьянения. О причине своего пристрастия к алкоголю он рассказывал так. Во второй половине 20-х годов его вызвали в ГПУ и предложили быть осведомителем, разумеется, под красивым предлогом «спасения революции от врагов».

Светлов отказался, сославшись на то, что он тайный алкоголик и не умеет хранить тайны. Из ГПУ он прямиком направился в ресторан «Арагви», где сделал все, чтобы выйти оттуда на бровях.— С той поры, — говорил Светлов, — мне ничего не оставалось делать, как поддерживать эту репутацию.

На передовой

Совет

Литературовед Борис Бялик рассказывает такой эпизод.Во время войны они с Михаилом Светловым были на передовой. Светлов читал бойцам стихи. Начался воздушный налёт. Бомбы падали близко, но никто не ушёл в укрытие. Светлов дочитал стихотворение до конца.

К счастью, всё окончилось благополучно, и никто не пострадал.Бялик спросил его:— Неужели тебе не было страшно?— Нет! — ответил Михаил Аркадьевич. — Но я заметил, что в моём стихотворении есть длинноты.

Туристическое агентство «Красная армия»

После войны, по подсказке КГБ, Светлову не разрешали выезжать за границу, ссылаясь на то, что он пьет и что у него нет «международного опыта». Узнав, откуда ветер дует, поэт рассмеялся: «Там забыли, что я однажды уже был за границей — вместе с Красной Армией дошел до Берлина».

Русская проза и еврейские стихи

При обсуждении повести Казакевича «Звезда» писательница А. сказала:— Удивительно! Говорят, раньше он писал посредственные еврейские стихи, а теперь у него великолепная русская проза.— Дорогая, — ответил ей Светлов, — не перейти ли тебе на еврейские стихи?

Рожденный ползать

Принимали в Союз писателей поэта, человека малоспособного, но пробивного. Светлов высказался против. Кто-то защищал:— Но ведь его стихи посвящены важной, солдатской теме.— Когда я читаю хорошие стихи о войне, — возразил Светлов, — я вижу: если ползет солдат, то это ползет солдат. А тут ползет кандидат в Союз писателей.

Круглосуточное понятие

Читайте также:  Сочинения об авторе сурков

Иосиф Игин вспоминал:«Разбуженный однажды ночным звонком, я спросил его:— А ты знаешь, который час?— Дружба, — ответил Светлов, — понятие круглосуточное».

А кто не пьет?

В начале 60-х годов на правлении Союза писателей разбирали за пьянку и дебош молодого поэта. Тот долго и уныло ноет в свое оправдание, что творческий человек не может не пить, его эмоции того требуют…

«Достоевский пил, — перечисляет он, — Апухтин пил, Толстой пил, Бетховен пил, Моцарт пил…

»Тут кому-то из «судей» надоело, и чтобы прервать это занудство, он спросил:— А что, интересно, Моцарт пил?Михаил Светлов, до этого мирно кемаривший в углу с похмелья, тут же встрепенулся и ответил:— А что ему Сальери наливал, то он и пил!

Секундное удовольствие

Автор детективной пьесы, сразу прошедшей во многих театрах, купил массивные золотые часы с массивным золотым браслетом. Увидев это сооружение, Светлов усмехнулся:— Старик, — сказал он, — а не пропить ли нам секундную стрелку?

Горничная и брюки

Обратите внимание

В гостинице, Литва, 1957:Огнев: — Ну вот. Брюки повесим, завтра придёт девушка, погладит их, помялись.Светлов, уже засыпая: — Старик, лучше сделаем так — пусть погладит меня, а брюки повисят сами…

Одна капля

В ресторане «Тульпе», Каунас, 1957:Огнев незаметно убрал бутылку водки со стола под стол (Светлову вредно пить). Светлов: «Э, тут стояла бутылка!» Подымает край скатерти.

«Хорошо, — говорит Огнев, — так и быть, но только — одну каплю». Светлов философично: «Старик, а что такое бутылка? Одна капля. Только большая».

(Владимир Огнев. «О грустном юморе М. Светлова».

«Литературная газета» № 2 — 2011)

Жертва маньяка

Однажды, получив извещение об уплате за квартиру, Светлов гневно воскликнул:— ЖЭК – Потрошитель!

Стихи, которые нельзя напечатать

Однажды Александр Ревич выпивал в ресторане ЦДЛ с Михаилом Светловым . Светлов сказал:— Сейчас я прочту вам новые стихи. По-моему, удачные. Жаль только, что их нельзя напечатать.Достал какую-то смятую бумажку, вздел на нос очки и прочёл. Стихи были неплохие, очень печальные.

— Хорошие стихи, — сказал Ревич. — Но почему вы решили, что их нельзя напечатать? Очень даже можно.Светлов внимательно посмотрел на Ревича:— Вы в этом уверены?— Конечно!И Светлов заплакал. И сказал сквозь слёзы:— Всю жизнь мечтал написать стихи, которые нельзя напечатать…

Гражданская заслуга

Из воспоминаний Варлама Шаламова.Светлов встал, протягивая мне руку:— Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донес, ни на кого ничего не написал.Я подумал, что для тех лет это немалая заслуга — потрудней, пожалуй, чем написать «Гренаду».

Стыдно

Молодая писательница М. пришла к Светлову и стала читать ему свою пьесу. Он деликатно слушал. Дочитав первый акт, М. сказала, что, вероятно, пьеса слабая и ей стыдно читать дальше.— Тебе стыдно читать, – ответил Светлов, — а каково мне слушать?

Педагогическое

В одной из своих статей, посвященных воспитанию, Светлов написал: «… Я глубоко убежден, что первый и главный помощник воспитателя — юмор. Недостатки первым делом надо не осуждать, а высмеивать.

Я не Песталоцци, не Ушинский и не Макаренко, моя специальность совсем другая, но я убежден, что в ребенке надо вызывать не страх наказания, а надо заставить его улыбнуться. Свойство всех детей — нарушать установленное.

Важно

А если это нарушение показать в смешном и нелепом виде?Если показать ребенку, что он в своем нарушении не столько грешен, сколько смешон?Приведу два примера из практики воспитания собственного сына. Однажды я вернулся домой и застал своих родных в полной панике. Судорожные звонки в «неотложку»: Шурик выпил чернила.

— Ты действительно выпил чернила? — спросил я.Шурик торжествующе показал мне свой фиолетовый язык.— Глупо, — сказал я, — если пьешь чернила, надо закусывать промокашкой.С тех пор прошло много лет — и Шурик ни разу не пил чернила.В другой раз я за какую-то провинность ударил сына газетой.

Естественно, боль была весьма незначительной, но Шурик страшно обиделся:— Ты меня ударил «Учительской газетой», а ведь рядом лежали «Известия»…Тут-то я и понял, что он больше не нуждается в моем воспитании».

(Светлов, М. А. Я за улыбку! / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. — М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. — С. 80-81).

Мечта поэта

— Каждый поэт, — сказал Светлов, — мечтает написать такое стихотворение, которое хотелось бы читать шепотом.

Так держать!

Поэт Сергей Орлов подарил Светлову свою книгу «Колесо».— Старик, — сказал Светлов, — еще три колеса и… машина!

Живой классик

Один восторженный поклонник Светлова, знакомясь с ним, воскликнул:— Боже мой, передо мной живой классик!

— Что вы, — ответил Светлов. — Еле живой.

Старческое

Уже безнадежно больной, Светлов горько шутил:— Старость — это время, когда половина мочи уходит на анализы.

Кто такой поэт?

— Поэт — это тот, кому ничего не надо и у кого ничего нельзя отнять, — сказал однажды Иосиф Уткин, коллега Светлова по поэтическому цеху.— Нет, — мягко возразил Светлов. — Поэт — тот, кому нужно все и который сам хочет все отдать.

Последнее стихотворение

Рассказывает старая актриса…Приходим мы с Борисом Слуцким в больницу к умирающему Светлову.В палате у него порхают какие-то девушки в кожаных юбочках. Светлов был уже очень слаб, во время разговора попросил Слуцкого наклониться к нему и некоторое время что-то ему шептал.

Наконец Слуцкий отпрянул и бросился к окну, давясь от смеха.Я подошла к нему и спросила:— В чём дело, Борис?Кое-как одолев пароксизмы смеха, Слуцкий прочёл мне четверостишие:

Пора бы приняться за дело —И девочки есть, и кровать.Но х..

, как солдат под обстрелом,Никак не желает вставать!

(

Ю. Вронский. Сплетни о писателях, художниках и других гражданах)

Источник: https://sergeytsvetkov.livejournal.com/395430.html

Слова и дела Михаила Светлова

Имя 23-летнего поэта Михаила Аркадьевича Светлова прозвучало на всю страну 29 августа 1926 года, когда в «Комсомольской правде» было напечатано его стихотворение «Гренада»:

Я хату покинул, Пошел воевать, Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать. Прощайте, родные, Прощайте, друзья — «Гренада, Гренада,

Гренада моя!»

Этот день стал поэтические днем рождения Светлова. Сам Михаил Аркадьевич признавался, что именно в «Гренаде» он открыл самого себя.

Стихотворение моментально разнеслось по всей стране. Маяковский читал ее со сцены, а Марина Цветаева писала из Парижа Пастернаку: «Передай Светлову, что его «Гренада» — мой любимый стих за все эти годы. У Есенина ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори, пусть Есенину мирно спится».

Положенные на музыку стихи оказались пророческими. Когда в 1936 году началась война в Испании, «Гренаду» пели советские летчики над Гвадалахарой. Затем ее подхватили бойцы-интернационалисты, и скоро песню запела Европа.

Совет

Позднее, в гитлеровском лагере смерти Маутхаузене «Гренада» была гимном заключенных.

Невероятный успех «Гренады» грозил Светлову незавидной судьбой поэта одного стихотворения. Но однажды, в 1935 году, к поэту пришел кинорежиссер Семен Тимошенко. Он делал картину «Три товарища», в которой должна была быть песня про Каховку. Светлов вспоминал: «Каховка — это моя земля. Я вспомнил горящую Украину, свою юность, своих товарищей…». Через 40 минут песня была готова.

Каховка, Каховка, родная винтовка, Горячая пуля, лети! Иркутск и Варшава, Орел и Каховка —

Этапы большого пути.

Светлов был народным любимцем, но жизнь его не была гладкой. Комсомолец-романтик, он был исключен из комсомола. Веря в идеалы революции, он никогда не вступал в партию.

Воспевая мечту о летящей к счастью молодой стране, он был гоним властями. Светлов добровольцем ушел на Гражданскую, а его преследовали за симпатии к троцкистам.

Военным корреспондентом он дошел до Берлина в 45-м, но был «невыездным» и никогда не увидел той самой Гренады, которую прославил на весь мир.

Годами его не печатали, не упоминали критики. Только в 1959 году поэт вернулся в литературу. Но жить оставалось уже так мало.

28 сентября 1964 года Михаил Светлов скончался от рака.

Истории из жизни

Тернистый путь в русские писатели

В своей ранней автобиографии Михаил Светлов (Шейнкман) иронически писал:
«Я, Михаил Аркадьевич Светлов, родился в 1903 году 4/17 июля. Отец — буржуа, мелкий, даже очень мелкий. Он собирал 10 знакомых евреев и создавал “Акционерное общество”. Акционерное общество покупало пуд гнилых груш и распродавало его пофунтно. Разница между расходом и приходом шла на мое образование.
Знакомство с литературой произошло случайно: отец приволок в дом кучу классиков с тем, чтобы пустить бумагу на кульки для семечек. Юный Светлов охнул и договорился с отцом: сначала он читает, а потом родитель заворачивает. Так он приобщился к литературе.

И еще любил рассказывать: «В детстве я учился у меламеда. Платили ему пять рублей. И вдруг отец узнал, что в соседнем местечке берут три. Он пришел к меламеду и сказал: “Хорошо, пять так пять. Но за эти деньги обучи его русской грамоте”.

— Так я и стал, — заключал Светлов, — русским писателем».

Телесная арифметика

Всю жизнь Светлов был очень худым.
— У всех телосложение, — жаловался он, — а у меня — теловычитание.

Без лишнего — никак

На юбилее Михаила Светлова было оглашено письмо отсутствовавшего Вениамина Каверина, в котором он, в частности, писал: «Я завидую не только таланту Светлова, но и его удивительной скромности. Он, как никто, умеет довольствоваться необходимым».
— Мне не нужно ничего необходимого, — пожал плечами Светлов, — но я не могу обойтись без лишнего.

Одно стихотворение — за полгода

— Об одном стихотворении, — рассказывал Михаил Светлов, — можно сказать, что я работал над ним более полугода. Это было летом. Я проснулся. Пришла рифма. Бумаги под рукой не оказалось, и я стал писать на перекидном календаре. Писал, зачеркивал, снова писал… Под утро, когда стихотворение было закончено, смотрю — уже декабрь!

Действенная угроза

Светлов сделал подборку переводов молдавских поэтов для кишиневского издательства. С гонораром случилась большая задержка. Устав ждать, Михаил Аркадьевич послал в издательство угрожающую телеграмму: «В случае невыплаты денег в ближайшее время я переведу ваших поэтов обратно на молдавский». Гонорар прислали на следующий день телеграфом.

Репутацию не пропьешь

Светлов постоянно пребывал в состоянии легкого опьянения. О причине своего пристрастия к алкоголю он рассказывал так. Во второй половине 20-х годов его вызвали в ГПУ и предложили быть осведомителем, разумеется, под красивым предлогом «спасения революции от врагов». Светлов отказался, сославшись на то, что он тайный алкоголик и не умеет хранить тайны. Из ГПУ он прямиком направился в ресторан «Арагви», где сделал все, чтобы выйти оттуда на бровях.
— С той поры, — говорил Светлов, — мне ничего не оставалось делать, как поддерживать эту репутацию.

На передовой

Литературовед Борис Бялик рассказывает такой эпизод.
Во время войны они с Михаилом Светловым были на передовой. Светлов читал бойцам стихи. Начался воздушный налёт. Бомбы падали близко, но никто не ушёл в укрытие. Светлов дочитал стихотворение до конца. К счастью, всё окончилось благополучно, и никто не пострадал.
Бялик спросил его:
— Неужели тебе не было страшно?
— Нет! — ответил Михаил Аркадьевич. — Но я заметил, что в моём стихотворении есть длинноты.

Туристическое агентство «Красная армия»

После войны, по подсказке КГБ, Светлову не разрешали выезжать за границу, ссылаясь на то, что он пьет и что у него нет «международного опыта». Узнав, откуда ветер дует, поэт рассмеялся: «Там забыли, что я однажды уже был за границей — вместе с Красной Армией дошел до Берлина».

Русская проза и еврейские стихи

При обсуждении повести Казакевича «Звезда» писательница А. сказала:
— Удивительно! Говорят, раньше он писал посредственные еврейские стихи, а теперь у него великолепная русская проза.
— Дорогая, — ответил ей Светлов, — не перейти ли тебе на еврейские стихи?

Рожденный ползать

Принимали в Союз писателей поэта, человека малоспособного, но пробивного. Светлов высказался против. Кто-то защищал:
— Но ведь его стихи посвящены важной, солдатской теме.
— Когда я читаю хорошие стихи о войне, — возразил Светлов, — я вижу: если ползет солдат, то это ползет солдат. А тут ползет кандидат в Союз писателей.

Круглосуточное понятие

Иосиф Игин вспоминал:
«Разбуженный однажды ночным звонком, я спросил его:
— А ты знаешь, который час?
— Дружба, — ответил Светлов, — понятие круглосуточное».

А кто не пьет?

В начале 60-х годов на правлении Союза писателей разбирали за пьянку и дебош молодого поэта. Тот долго и уныло ноет в свое оправдание, что творческий человек не может не пить, его эмоции того требуют… «Достоевский пил, — перечисляет он, — Апухтин пил, Толстой пил, Бетховен пил, Моцарт пил…»
Тут кому-то из «судей» надоело, и чтобы прервать это занудство, он спросил:
— А что, интересно, Моцарт пил?
Михаил Светлов, до этого мирно кемаривший в углу с похмелья, тут же встрепенулся и ответил:
— А что ему Сальери наливал, то он и пил!

Секундное удовольствие

Автор детективной пьесы, сразу прошедшей во многих театрах, купил массивные золотые часы с массивным золотым браслетом. Увидев это сооружение, Светлов усмехнулся:
— Старик, — сказал он, — а не пропить ли нам секундную стрелку?

Горничная и брюки

В гостинице, Литва, 1957:
Огнев: — Ну вот. Брюки повесим, завтра придёт девушка, погладит их, помялись.
Светлов, уже засыпая: — Старик, лучше сделаем так — пусть погладит меня, а брюки повисят сами…

Читайте также:  Сочинения об авторе куприн

Одна капля

В ресторане «Тульпе», Каунас, 1957:
Огнев незаметно убрал бутылку водки со стола под стол (Светлову вредно пить). Светлов: «Э, тут стояла бутылка!» Подымает край скатерти. «Хорошо, — говорит Огнев, — так и быть, но только — одну каплю». Светлов философично: «Старик, а что такое бутылка? Одна капля. Только большая».
(Владимир Огнев. «О грустном юморе М. Светлова». «Литературная газета» № 2 — 2011)

Жертва маньяка

Однажды, получив извещение об уплате за квартиру, Светлов гневно воскликнул:
— ЖЭК – Потрошитель!

Стихи, которые нельзя напечатать

Однажды Александр Ревич выпивал в ресторане ЦДЛ с Михаилом Светловым . Светлов сказал:
— Сейчас я прочту вам новые стихи. По-моему, удачные. Жаль только, что их нельзя напечатать.
Достал какую-то смятую бумажку, вздел на нос очки и прочёл. Стихи были неплохие, очень печальные.
— Хорошие стихи, — сказал Ревич. — Но почему вы решили, что их нельзя напечатать? Очень даже можно.
Светлов внимательно посмотрел на Ревича:
— Вы в этом уверены?
— Конечно!
И Светлов заплакал. И сказал сквозь слёзы:
— Всю жизнь мечтал написать стихи, которые нельзя напечатать…

Гражданская заслуга

Из воспоминаний Варлама Шаламова.
Светлов встал, протягивая мне руку:
— Подождите. Я вам кое-что скажу. Я, может быть, плохой поэт, но я никогда ни на кого не донес, ни на кого ничего не написал.
Я подумал, что для тех лет это немалая заслуга — потрудней, пожалуй, чем написать «Гренаду».

Стыдно

Молодая писательница М. пришла к Светлову и стала читать ему свою пьесу. Он деликатно слушал. Дочитав первый акт, М. сказала, что, вероятно, пьеса слабая и ей стыдно читать дальше.
— Тебе стыдно читать, – ответил Светлов, — а каково мне слушать?

Педагогическое

В одной из своих статей, посвященных воспитанию, Светлов написал: «… Я глубоко убежден, что первый и главный помощник воспитателя — юмор. Недостатки первым делом надо не осуждать, а высмеивать. Я не Песталоцци, не Ушинский и не Макаренко, моя специальность совсем другая, но я убежден, что в ребенке надо вызывать не страх наказания, а надо заставить его улыбнуться. Свойство всех детей — нарушать установленное. А если это нарушение показать в смешном и нелепом виде?
Если показать ребенку, что он в своем нарушении не столько грешен, сколько смешон?
Приведу два примера из практики воспитания собственного сына. Однажды я вернулся домой и застал своих родных в полной панике. Судорожные звонки в «неотложку»: Шурик выпил чернила.
— Ты действительно выпил чернила? — спросил я.
Шурик торжествующе показал мне свой фиолетовый язык.
— Глупо, — сказал я, — если пьешь чернила, надо закусывать промокашкой.
С тех пор прошло много лет — и Шурик ни разу не пил чернила.
В другой раз я за какую-то провинность ударил сына газетой. Естественно, боль была весьма незначительной, но Шурик страшно обиделся:
— Ты меня ударил «Учительской газетой», а ведь рядом лежали «Известия»…
Тут-то я и понял, что он больше не нуждается в моем воспитании».
(Светлов, М. А. Я за улыбку! / М. А. Светлов // Собрание сочинений : в 3 т. — М. : Худож. лит., 1974. – Т. 3 : Статьи. Воспоминания. Выступления. Сказки. — С. 80-81).

Мечта поэта

— Каждый поэт, — сказал Светлов, — мечтает написать такое стихотворение, которое хотелось бы читать шепотом.

Так держать!

Поэт Сергей Орлов подарил Светлову свою книгу «Колесо».
— Старик, — сказал Светлов, — еще три колеса и… машина!

Живой классик

Один восторженный поклонник Светлова, знакомясь с ним, воскликнул:
— Боже мой, передо мной живой классик!
— Что вы, — ответил Светлов. — Еле живой.

Старческое

Уже безнадежно больной, Светлов горько шутил:
— Старость — это время, когда половина мочи уходит на анализы.

Кто такой поэт?

— Поэт — это тот, кому ничего не надо и у кого ничего нельзя отнять, — сказал однажды Иосиф Уткин, коллега Светлова по поэтическому цеху.
— Нет, — мягко возразил Светлов. — Поэт — тот, кому нужно все и который сам хочет все отдать.

Последнее стихотворение

Рассказывает старая актриса…
Приходим мы с Борисом Слуцким в больницу к умирающему Светлову.
В палате у него порхают какие-то девушки в кожаных юбочках. Светлов был уже очень слаб, во время разговора попросил Слуцкого наклониться к нему и некоторое время что-то ему шептал. Наконец Слуцкий отпрянул и бросился к окну, давясь от смеха.
Я подошла к нему и спросила:
— В чём дело, Борис?
Кое-как одолев пароксизмы смеха, Слуцкий прочёл мне четверостишие:

Пора бы приняться за дело — И девочки есть, и кровать. Но х.., как солдат под обстрелом, Никак не желает вставать!

(

Ю. Вронский. Сплетни о писателях, художниках и других гражданах) Ссылка на историю http://zaist.ru/~XSuLR

Источник: http://zaist.ru/news/rossiyskikh_cult/slova_i_dela_mikhaila_svetlova/

Готовые школьные сочинения

Ноя
19 2011

Лирико-философская поэзия Светлова

Голос Михаила Светлова в поэзии был негромким. Романтик, лирик, песенник, он предпочитал мягкие, пастельные краски ярким, масляным. Светлов писал просто, доверительно, словно о сокровенно–личном. Писал об эпохе, о революции, о героизме. В поэзии Светлова пленяет постоянство его симпатий и привязанностей.

Будучи поэтом современным, с широким взглядом на мир, с сердцем, открытым навстречу молодости, он до конца своих дней оставался комсомольцем двадцатых годов — по духу, по темпераменту.

Под комсомольским знаменем тех давних, окрашенных романтическими воспоминаниями лет встречал поэт рассветы новых дней, ощущая преемственность революционных традиций.

Обратите внимание

Имя Михаила Светлова прозвучало на всю страну в 1926 году, когда появилась его знаменитая «Гренада» и сразу стало ясно: перед нами поэт со своим, неповторимым почерком! Герой стихотворения — юный мечтатель, но поэзия дальнего, необыкновенного для него — не отвлеченное понятие. Случайно прочитанное в книге экзотическое название волости раздразнило воображение героя, и он мечтает отдать жизнь за счастье далекого народа.

В этом стихотворении проявились едва ли не все стороны поэтической индивидуальности Светлова: его интернационализм, ставший темой «Гренады», его кредо: «Жизнь, как подвиг», его пристрастие к скромному, неброскому героизму.

Стихотворение «Песня о Каховке» пользовалось в свое время огромной популярностью. Его пела вся страна, в особенности молодежь. Стихи просты, несложны в них и рифмы, и ритмы. Когда читаешь, перед глазами возникает образ комсомолки, шагающей по объятому пламенем городу. Она проходит сквозь бушующий огонь, не тронутая им, как символ мужества, любви, дружбы, мира…

Мало кто знал автора песни, она воспринималась как народная — верный признак бессмертия.

Герои пьес Светлова — комсомольцы разных поколении: участники гражданской и Великой Отечественной войн, студенты, целинники. В его пьесах нет острого сюжета, волнующей интриги, запутанных ситуаций. Взять хотя бы «Сказку».

Совет

На вечеринке студентов-геологов у дочери директора института Тани один из героев по просьбе товарищей сочиняет пьесу-сказку, в которой все они участвуют. Гаснет свет, и перед зрителями произведение Вани: герои уезжают в экспедицию, ищут в тайге месторождение золота.

Там студенты-комсомольцы сталкиваются с врагами советского государства, которые крадут геологический план, уводят лошадей, убивают веселую Катю. Как всегда, у Светлова необычайна композиция произведения: пьеса в пьесе с одними и теми же героями.

Светловская «Сказка» излучает обаяние свежести. В ней нет чудес, волшебства, оригинальность ее в том, что сказочное и реальное слиты воедино. Автор различными средствами раскрывает это достоинство и единство пьесы. Таким образом, подлинный сюжет светловской пьесы — не выдуманные Ваней приключения, а причудливое переплетение сказки с реальной жизнью.

Важно

Поэт принимает на себя все людские заботы, все беспокойство, видя в этом не только призвание, но и профессию, и предостерегает против обвинения в излишнем сочувствии к людям, к их заботам и огорчениям.

В «Указании» Светлов говорит, что задача поэта — некрасивого сделать красивым, а несчастного — самым счастливым.

Важно

У него, у этого суховатого, с канцелярским привкусом названия, конечно же, своя определенная функция: нарочитым своим прозаизмом и сухостью, напоминающими некие параграфы казенных бумаг, оно как бы снижает патетику первых строф.

Но дальше это слово незаметно меняет внутренний смысл, органично вплетаясь в стилистику стихотворения, ибо сказочный колорит, этот излюбленный элемент светловской поэзии, придает особую окраску самым серьезным строкам, поэтизирует даже декларативные и суховатые стихи.

Колоритом сказки окрашено и стихотворение «Охотничий домик», открывающее одноименную книгу поэта, стихотворение, которое в известной мере можно рассматривать как программное.

Светлов с особенной остротой почувствовал необходимость осмыслить свой творческий путь как нечто целое —- в связи со временем, в единстве с ним. В охотничьем домике не гаснет свет в окне.

И к этому лесному домику, «в гуманность охоты поверив», сходятся «добродушные звери».

Сказочность, стремление выйти за пределы обыденности характерны и для этой книги. Лозунгом Светлова в поэзии было познать «общества разнообразие» и «разнообразие чувств».

Совет

Ради этого разнообразия и ради того, чтобы о серьезных и важных вещах сказать читателям не скучно и не банально, он включает воображение: собирает вокруг письменного стола лесных зверей, улавливает в мирозданье «не записанный магнитофоном околевшего мамонта рев», заставляет петь ведьм, приглашает в собеседники романтического Гарун-аль-Рашида и делает еще много такого, от чего читатель приходит в изумление, и радуется, и веселится, и задумывается, а то и взгрустнет ненадолго.

Уж коли говорить о грусти, то надо сказать и о том, что светловская грусть удивительно тепла, человечна и… иронична.

В лирико-философском стихотворении Светлова «Горизонт» (1957), написанном на склоне лет, во всей полноте раскрылись мироощущение поэта, его неодолимая потребность в движении вместе с течением жизни — вдаль, вперед.

И в ритмическом рисунке, и в интонации авторской речи чувствуется огромное желание схватить «непойманное чудо», познать тайну грядущего. Погоня за горизонтом становится все энергичнее, быстрее, кажется, что перед нами — мгновенно сменяющие друг друга кадры из приключенческого фильма.

«Взнуздал отличного коня», «перескочил в автомобиль», «купил билет на самолет», а горизонт все убегает… Нетерпение героя нарастает, и вдруг наступает короткая пауза: «…будь благословенна этой каждой дали перемена!» И снова погоня. Раздумья героя о пройденном пути время от времени прерывают стремительный ритм и подготавливают афористическую концовку:

  • Все далекое ты сделай близким,
  • Чтоб опять к дачекому идти!

«Горизонт» — ключевое стихотворение Светлова, в нем сущность мировосприятия художника. Необычно лироэпическое с публицистическими отступлениями произведение Светлова «Из стихов о Лизе Чайкиной» (1942).

В нем нет внешней целостности, оно составлено из фрагментов: Лиза — девочка, школьница, Лиза — комсомолка, она партизанка, ее ведут на казнь… Вплетаются строки о том, что уготованное судьбой чувство любви она не успела испытать: «Это счастье быть большим могло бы, если б вашей встрече быть». В них с еще большей остротой чувствуется трагедия не свершившейся жизни.

Перед глазами расстилаются бескрайние поля России, ее снега, в ушах звенит безлюдная тишина. Глубоко драматична на этом фоне даже одинокая фигурка.

Но к концу поэмы, когда уже «не девочка, а партизанка продолжает свой последний путь», образ затерянной среди снегов школьницы вырастает, становится огромным, заполняет пространство. Стойкость, мужество, героизм человека превращаются в нравственный центр произведения.

Поэма подкупает лиричностью, страстностью авторской поэзии. Как крик души звучит обращение лирического героя к девушке, идущей на казнь:

  • Девочка! Шаги свои замедли  
  • Приближается последний час.
  • Как мне быть с мечтаньями твоими,
  • Устремленными далеко ввысь?
  • Заклинаю — юности во имя,
  • Девочка, остановись!

Эти строфы на редкость характерны для доброго сердца Светлова. Ему доставляло огромное удовольствие помогать людям жить, отказывая себе в необходимом, щедро одаривать других. Он не терпел жестокости в людях и тяжко переживал уход близких из жизни.

Идея стихотворения «Спичка» вытекает из простого факта, что вековая привычка манит человека к теплу. Но «огонек скучает по спичке…». Тут же возникает картина заповедного леса, покинутого лешими, полного чудес, и посреди леса — осина.

От этой сказочной и вместе с тем открыто привязанной к реальности картины поэт переходит к серьезной декларации чувства, декларации поэтически яркой:

  • Я желаю и присно и ныне
  • Быть родителем огоньков.
  • Я желаю, подобно осине,
  • В сотни втиснуться коробков.
  • Чтоб носили меня, зажигали,
  • Чтобы я с человечеством был,
  • Чтоб солдат на коротком привале
  • От меня, от меня закурил…

В стихотворении «Спичка» отчетлив характер лирического героя. Кто же он такой прежде всего? Человек для людей, человек, более всего на свете желающий людям добра и счастья, безгранично расположенный к ним. Сердце его без остатка отдано людям, ради них излучает тепло.

В молодости поэт предпочитал творить поэзию, но не задумывался над тем, чтобы высказаться о ней самой, декларировать свои взгляды на нее. В 1957 году, когда было написано стихотворение «Моя поэзия», в период бурных дискуссий о поэзии, это имело свое значение. В эти годы шло ее идейно-нравственное перевооружение.

Кроме того, был накоплен немалый опыт, позволяющий трезво посмотреть на вещи.

Михаил Светлов свято относился к поэзии, не терпел пустозвонных деклараций и потому лишь на склоне лет, уже на основе собственного опыта, позволил себе в стихах высказаться о поэзии, ее предназначении, о призвании поэта. «Поэзия — моя держава, я вечный подданный ее». Это не слова, это состояние души. Он был творческой личностью в стихах, пьесах, в статьях и заметках о поэзии, в знаменитых светловских шутках, в общении с товарищами.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Лирико-философская поэзия Светлова . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/liriko-filosofskaya-poeziya-svetlova/

Ссылка на основную публикацию