Сочинения об авторе заболоцкий

Сочинение по творчеству Заболоцкого

Н. Заболоцкий принадлежит к поколению писателей, вступивших в литературу уже после революции.

В этом поэте поражает удивительная преданность творчеству, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции.

Он критически относился к своим произведениям и к их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу. На протяжении жизни поэт несколько раз составлял превосходные сборники.

Обратите внимание

Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Это привело его к психологически насыщенным сюжетным зарисовкам (“Жена”, “Неудачник”, “В кино”, “Некрасивая девочка”, “Старая актриса”. ), к наблюдениям над тем, как душа и судьба отражаются во внешности человека (“О красоте человеческих лиц”, “Портрет”).

Для поэта большое значение имела красота природы, ее воздействие на внутренний мир человека. А также целый ряд замыслов и работ Заболоцкого был связан с неизменным интересом к истории и эпической поэзии (“Рубрук в Монголии”). Постоянно совершенствовалась его поэтика, а формулой творчества стала провозглашенная им триада: мысль – образ – музыка.

Суммируя все эти признаки, можно сказать, что справедливы критики, называющие творчество Заболоцкого “поэзией мысли”.

В творчестве поэта отчетливо выделяются три основных периода, каждый из которых отличается друг от друга. Раннее творчество Заболоцкого формировалось под влиянием эстетики обериутов, так как он был одним из создателей и идеологов литературной группировки ОБЕРИУ. В своей декларации они называли себя поэтами “голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя”.

Диапазон идей лирики Н. А. Заболоцкого 20-х годов освещает, в основном, обличение бездуховности мещанского мира периода нэпа, жадность людей к материальным благам, которые мешают человеку чувствовать красоту мира.

Образы ранних стихов Заболоцкого, вошедших в сборник “Столбцы”, отличаются рельефностью и неожиданностью языковых изобразительных средств. В стихотворении “Свадьба” поэт сатирически рисует стаю “мясистых баб”, которые едят “густые сласти”. В “Вечернем баре” изображена атмосфера пивного погребка, названного бутылочным раем.

Блик света, отраженный в пивной кружке, трансформируется в неожиданный образ – “в бокале плавало окно”.

В конце 20-х – начале 30-х годов в поэзию Заболоцкого приходит его главная тема – тема природы. Сын агронома, Николай Заболоцкий с детства видел в природе живое существо, наделенное разумом. И по мысли поэта, социалистическая революция должна освободить от эксплуатации не только людей, но и животных.

Важно

Поэт одухотворяет образы животных, птиц, деревьев. Но, восславив мудрость природы, он видит и ее злые, стихийные силы. Человек для него – венец природы, “мысль ее, зыбкий ум ее”. И все же человек не царь, а сын природы.

Поэтому он должен не покорять природу, а бережно вести ее от “дикой свободы”, “где от добра неотделимо зло”, в мир разума, гармонии и солнца.

Эти мысли звучат и в позднем стихотворении Заболоцкого “Я не ищу гармонии в природе…”, и в стихотворениях 30-х годов “Все, что было в душе…” и “Вчера, о смерти размышляя…”.

В поздней лирике тема природы приобретает классическую стройность. Мир природы хранит “множество диковин” (“Вечер на Оке”), но распознать их может далеко не каждый.

Осень у Заболоцкого похожа на “молодую царевну в венце” (“Сентябрь”), а сам поэт подобен кедру, расщепленному громами (“Гроза идет”).

Увлекаясь в 30-е годы изучением трудов Ф. Энгельса и К. Циолковского, поэт размышляет о философии взаимоотношений человека и природы. В его натурфилософских стихах начинают звучать темы жизни и смерти, смерти и бессмертия.

Заболоцкий уверен, что человек – это скопление атомов, а после смерти, в процессе перерождений самой материи, человек может стать частью мира природы, поэтому все живое на земле наделено разумом.

Это отражено в стихотворении “Метаморфозы”:

Мысль некогда была простым цветком;

Поэма шествовала медленным быком.

Мысли о человеческом бессмертии, воплощенном в процессе превращения материальной оболочки человека в другие формы материи, развивается и в более позднем стихотворении “Завещание”: “Я не умру, мой друг. Дыханием цветов // Себя я в этом мире обнаружу”.

Совет

В лирике Заболоцкого продолжаются традиции Тютчева и Баратынского. В стихотворении “Гроза” в метафорической форме показаны связи человека и природы, которая дарит миру возможность творить. Как во время грозы обновляется мир, идущий от тьмы к свету, так и в процессе творчества в “ночи вдохновенья” возникает “молния мысли”, – и рождается слово.

В послевоенной лирике поэта ставятся проблемы истинной и ложной красоты (стихотворения “О красоте человеческих лиц”, “Одинокий дуб”, “Некрасивая девочка”). Красоту души мы “творим по мере наших сил”, она не “сосуд, в котором пустота”, а “огонь, мерцающий в сосуде”.

В философской лирике последних лет поэт раскрывает тему памяти и преемственности поколений (“Журавли”), болью отдается в его стихах тема войны (“Прохожий”, “В этой роще березовой…”).

Вторя Тютчеву, Заболоцкий воспевает “последнюю любовь” в одноименном цикле. Но его чувство лишено блаженства и полно горечи. То поэт признается, что “слезами и стихотвореньями” обожжет “свою горькую, милую…”, то душа его “кричит от боли”, то между ним и его радостью “встает стена чертополоха”, потому что “их песенка спета” и “счастья до гроба не будет, мой друг”.

Стихи Заболоцкого отличаются свежестью художественных образов, глубокой мыслью, искренним чувством и повышенной музыкальностью, что создается причудливыми звукописными образами.

В образах его произведений “золото дубравы” и “серебро березняка” (“Подмосковные рощи”), “зеленый луч” морского заката (“Зеленый луч”), “белый блеск вольтовой дуги” (“Гроза идет”).

В них звучит призыв: “Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, // Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!”

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-tvorchestvu-zabolockogo/

Заболоцкий сочинение

Сочинение на тему: “Творчество Н. Заболоцкого” (Сочинение “Заболоцкий”).

Со стихотворениями Николая Алексеевича Заболоцкого знакомы все любители поэзии. Творчество этого талантливого автора отличается целостностью, оно не является простым набором отдельных произведений – все они гармонируют друг с другом, выражая общую авторскую идею.

Как поэт Заболоцкий сформировался уже после 1917 года. Тем не менее, учитывая своеобразность его художественного метода, стилистики и тематики стихотворений, его можно отнести скорее к когорте «серебряного века».

Ранняя поэтика Заболоцкого посвящена преимущественно городской тематике – автор недавно переехал в большой город и знакомится с ним, восхищаясь его величием и кипучестью, удивляясь всему новому.  Так, с 1926 по 1928 год поэт зарисовывает контрасты городской жизни.

Обратите внимание

Он уверен в том, что отдаление городских жителей от природы, их уход от деревенской жизни – губителен для души и тела. Отсюда его сатирически окрашенные стихи «Вечерний бар», «Ивановы», «Новый быт».

Первый сборник «Столбцы» выдался успешным и сделал автора известным среди авторитетных писателей. К сожалению, судьба более поздних стихотворений сложилась иначе.

Создав свой поэтический метод, Заболоцкий вызвал шквал критики и даже враждебности со стороны литераторов. Поэт был обвинен в формализме, его произведения перестали публиковать.

Однако это не заставило Заболоцкого свернуть с прежнего пути – он остался верен себе в творчестве. В это сложное время он занимался детской литературой, чтобы заработать.

Тем временем творчество поэта все больше приобретало философские черты. Его волновали вопросы будущего человечества и природы, их взаимодействия и гармоничного сосуществования.

В поэме Заболоцкого «Торжество земледелия» звучит идея гуманистического отношения не только к людям, а ко всей природе.

Поэт одушевляет животных и растения, поэтому его волнует вопрос справедливости их взаимодействия с человеком.

Когда в 1937 году выходит второй сборник поэта, кажется, что его литературная жизнь налаживается. Но это впечатление оказалось обманчивым, и в уже в следующем году автора арестовывают, на долгое время отстранив его от литературы, семьи и свободной жизни. Лишь спустя восемь лет Заболоцкого восстанавливают и разрешают ему жить в Москве. Так начинается следующий, новый период его творчества.

Важно

Культ большевистской власти пошатнулся, поэт воспрянул духом и вернулся к своим художественным замыслам. Он продолжает размышлять о человеке как создателе, о его внутреннем «Я» и влиянии на него красот природы, о красоте и важности создания («Север», «Седов», «Творец дорог»).

Поэт замечает особую взаимосвязь между внешним обликом человека и состоянием его внутреннего мира. Так, он пишет стихотворения «Красота человеческих лиц», «Некрасивая девочка», «Старая актриса».

Для Заболоцкого смыслом творчества стало создание прекрасного, увековечивание красоты жизни.

Поэт чувствовал близящийся конец и поэтому оставил точные инструкции, каким бы он хотел видеть заключительное собрание своих сочинений.

Он подробно изложил, какие именно произведения должны туда войти, и какую структуру должна иметь книга. Так автор хотел придать цельности своему творчеству, и это ему удалось.

Создавая свой поэтический мир, Заболоцкий побуждает читателя задуматься о тайнах жизни.

Источник: http://vsesoch.ru/na-zaboloczkij/1407-zaboloczkij-sochinenie.html

Н. А. Заболоцкий

Николай Заболоцкий (1903-1958) – поэт мысли, поэт философских раздумий и классической завершенности стиха. Писал он стихи скупо, лишь когда вызревала мысль, и оставил читателям томик своих поэтических произведений и несколько книг переводов, единодушно признанных образцовыми.

В автобиографии Заболоцкий так определил содержание и мотивы своей первой книжки стихов – “Столбцы”: “По выходе из армии я попал в обстановку последних лет нэпа. Хищнический быт всякого рода дельцов и предпринимателей был глубоко чужд и враждебен мне.

Сатирическое изображение этого быта стало темой моих стихов 1927-1928 годов, которые впоследствии составили книжку “Столбцы””. В “Столбцах” пошлый, тусклый быт людей, интересующихся лишь материальными благами, грозит лишить человека чувства красоты мира.

В стихотворении “Свадьба” Заболоцкий развенчивает мещанскую идиллию “Ивановых”, рисуя отвратительно зрелище свадебного пиршества, торжества плоти: “Мясистых баб большая стая сидит вокруг, пером блистая, и лысый венчик горностая венчает груди, ожирев в поту столетних королев.

Совет

Они едят густые сласти, хрипят в неутоленной страсти…” Эта сатирическая картина завершается чудовищным танцем, захватывающим все и всех в свой круговорот, даже самый дом летит в этой исступленной вакханалии.

В ряде стихотворений, написанных во одно время со “Столбцами” (1929) и поэмой “Торжество земледелия” (1933), Заболоцкий обращается к философской проблематике, к вопросам жизни й смерти.

В таких стихотворениях, как “Лицо коня” (1926), “В жилищах наших” (1926), “Прогулка” (1929), речь идет о тех вопросах, которые в дальнейшем станут основными для Заболоцкого. Он противопоставляет жизни людей, живущих “умно и некрасиво”, нераскрытую мудрость природы, жизнь и красоту деревьев.

В мире природы нет разобщения, поэтому деревья могут превращаться в людей, а люди в деревья. Превращение людей в деревья – чудо, свидетельствующее об единстве всего живого. В стихотворении “Лицо коня” очеловечен и одухотворен облик коня. Здесь сказалось и воздействие живописи П.

Филонова, изображавшего на своих картинах “лица” коней, проникнутые мыслью и страданием, переплетающимися в едином жизненном потоке движения природы. “И если б человек увидел Лицо волшебного коня, Он вырвал бы язык бессильный свой И отдал бы коню. Поистине достоин Иметь язык волшебный конь”. К циклу

Поэм о природе принадлежат поэмы “Безумный волк” (1931), “Деревья” и “Птицы” (1933). Это философские произведения, в основе которых лежат излюбленные, натурфилософские идеи Заболоцкого о разумности природы, превращенные в сказочный миф.

Второй этап творческого развития Заболоцкого проходил под знаком обращения к классической русской поэзии Путина, Тютчева, Баратынского. Тема природы остается основной темой стихов Заболоцкого.

Поэт предпослал своим стихам, написанным в сороковых годах, программное стихотворение “Я не ищу гармонии в природе” (1947), в котором он возвращается к творческим исканиям тридцатых годов.

Но теперь в его отношении к природе возникает и моральная проблема.

Обратите внимание

Природа лишена понимания добра и зла, она равнодушна к человеческому страданию и в этом отношении “бесплодна”. И с другой стороны – человеческое страдание, судьба человека, лишенного зрелища природы, искаженность его представления о мире, волнуют поэта (“Слепой”, 1946).

Мысль о смерти и бессмертии – одна из основных тем поэзии Заболоцкого, который представляет себе личность человека как собрание атомов, верит в сохранение и метаморфозы самой материи, в образование новых существ из атомов праха. В стихотворении “Завещание” (1947) он говорит

О “незримом мире туманных превращений”: “Я не умру, мой друг. Дыханием цветов Себя я в этом мире обнаружу”. Это более глубокое развитие мысли, выраженной еще в стихотворении “Метаморфозы” (1937) о неизменности перехода одних форм материи в другие. Стихотворения по – своему продолжают философскую лирику Тютчева и Баратынского, их элегические размышления

О жизни.

В последние годы жизни Заболоцкого в его творчестве все более заметно обращение к человеку, появление личной темы, интерес к быту. Человек интересует его теперь не только как отвлеченный, собирательный образ Человека с большой буквы в его отношении к природе. Он стремится показать в своих стихотворениях личность, характер.

Цикл “Последняя любовь” занимает особое место в лирике Заболоцкого. В основном поэт и в последнее десятилетие своей жизни остается певцом природы.

Пройдя сложный поэтический путь от изображения гротескно-карнавального мира “Столбцов” через философскую насыщенность и сложность поэм и стихов тридцатых годов, он пришел к классически ясной и строгой поэзии, поэзии мысли.

Каждый творческий этап, сохраняя своеобразие поэтической структуры, оставлял след в его дальнейшем творчестве, обогащал его новыми открытиями. “Классичность” стихов последнего периода отнюдь не обращена к прошлому; не будучи стилизацией классики, стихи пронизывают настроения современности.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/n-a-zabolockij/

Философская лирика Заболоцкого сочинение

По-моему, вся лирика Заболоцкого является философской. Даже если в стихотворении просто показан пейзаж, не поднимаются «вечные» вопросы… Просто Николай Заболоцкий, как поэт, обладал очень нестандартным мышлением, как я понимаю. Даже природой он не столько восхищался, сколько опасался её.

То есть у него такой постулат в творчестве чувствуется, что все думают, типа, природа это гармонично и красиво, даже мила, а на деле – там постоянный ужас творится. Каждую секунду жук поедает жука, растения кричат от боли… В «Осеннем утре» с веток осыпаются не просто листья, а сердца.

Это уже философский подход мыслителя.

То же самое в стихах о чувствах людских. Известное стихотворение «Некрасивая девочка» показывает внутреннюю красоту человека. В нескольких строках выстраивается целая философская концепция.

Важно

Кстати, в творчестве Заболоцкого я вижу «перелом»: в юности он писал страшные, яркие стихи, с «накрученными» образами, а ближе к старости – спокойные, без всего лишнего.

Читайте также:  Сочинения об авторе вознесенский

Именно философских стихов (в чистом виде) не так много. К ним исследователи его творчества относят, например, «Воспоминание». Тут рассуждения человека в возрасте, который говорит то ли с собой, то ли с читателем о том, что жизнь почти прошла, всё нужное сделала.

Жизнь здесь олицетворена, она садится за стол, но нет аппетита ни к чему. Как бывает у стариков, что всё наскучило. Тем более что она слушает песню птицы о какой-то могиле, но, значит, важной для Заболоцкого.

Николай Алексеевич тут создаёт настроение грустное, как раз для философских рассуждений, переоценки ценностей…   

Ещё одно философское стихотворение этого автора – «Начало зимы». Здесь опять философские вопросы ставятся и решаются через природу. К поэту стучит (в дверь) мороз. И вот герой видит, что очеловеченная речка умирает. Она цепенеет, её кладут в «гроб берегов». И тут вода страдает и кричит.

Речь о вечном перерождении природы. Будет снова весна, но через что проходит природа со всеми жучками-бабочками. «Лик реки» проникает в самое сердце поэта, а он в «сознание реки».  Зима тянет руки к нему, птицы внимательно смотрят на него… Да, Заболоцкий болезненно чувствителен к природе.

Даже во вроде бы детских стихах, которые написал Заболоцкий, есть философия. К примеру, «Чертополох», где просто описывается это растение, но и тут огни, стоны, битва, образ мирозданья… В одной колючке Николай Заболоцкий видел миры.  

← Лирика Рубцова
← Человек и природа в лирике Пастернака↑ ДругиеЧеловек в тоталитарном государстве →
Образ прекрасной дамы в творчестве Блока →

  • Образ и характеристика Травки из рассказа Кладовая солнца Пришвина сочинение
    Неоднократно упоминается, что Травка – это гончая собака. Как правило гоняла она животных для своего хозяина Антипыча
  • Сочинение на тему Один день из жизни крестьянина (6 класс)
    Тяжела жизнь крестьянина. Городской житель может лишь представить себе эту жизнь, жизнь человека, каждый день которого это тяжелый физический труд. День ото дня крестьянину приходится выполнять множество работ.
  • Профессия моей мечты учитель – сочинение
    Когда мне исполнилось 6 лет, я пошла в первый класс. Я очень стеснялась знакомиться с ребятами, поэтому стояла в сторонке. Спустя некоторое время ко мне подошла женщина и спросила, почему я не общаюсь с ребятами
  • Влияют ли детские мечты на выбор профессии? Итоговое сочинение
    Каждый ребенок мечтает о том, кем будет работать, когда вырастет. Кто-то хочет быть врачом, космонавтом, артистом или банкиром, а кто-то работать там, где работают родители. Дети любят подражать взрослым
  • Сочинение Базаров и родители в романе Отцы и дети Тургенева
    Основной проблемой, затрагиваемой в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1861 г.), является взаимоотношение двух поколений. Одному из главных героев произведения, Евгению Базарову, эти отношения даются нелегко

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/filosofskaya-lirika-zabolockogo

Творчество Н. Заболоцкого

Николай Заболоцкий пришел в поэзию на рубеже тридцатых годов, которые ломали жизнь миллионам людей. Его поэзия не криклива — это разговор по душам, вдумчивый взгляд художника на жизнь, природу, на человека. Заболоцкий старался найти в ней выход своим мыслям о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире. Поэт старался найти и обосновать свое место среди людей

Его литературное наследие невелико. Оно включает в себя томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов, немногочисленные заметки о поэтах и писателях, произведения для детей.

Преданность своему делу была характерной чертой писателя, и, несмотря на трудную жизнь, он сумел вписать новое, весомое слово в русскую поэзию.

Совет

За каждой строкой встает образ сдержанного, не терпящего позы, требовательного к себе, немного ироничного человека.

Заболоцкий родился в Казани в 1903 году. После окончания реального училища поступает в педагогический институт, начинает серьезно заниматься стихами, искать свой путь в поэзии. Он видит мир глазами художника-живописца, мыслит пространственными образами, увлекается работами Павла Филонова.

Первая книга Заболоцкого называлась «Столбцы». Она выделялась оригинальностью на фоне разнообразия лирики конца 20-х годов. У него появляется своя манера повествования, философский взгляд на мир, на окружающую среду. Он видит, как все на земле взаимосвязано между собой, хрупко и непрочно. Поэт сознает себя частью этого хрупкого и прекрасного мира:

Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в спшром скворешнике, Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники…
Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя, С потерявшим сознанье скворцом

По весенним полям путешествуя.

В сознании поэта природа и человек неразрывно связаны между собой.

Они дополняют друг друга, порой вступают в конфликт, но не могут существовать один без другого:
Когда устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда, В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода, Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой —
Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной.

В начале 30-х годов поэтом были написаны поэмы «Безумный волк», «Деревья», «Торжество земледелия», «Птицы». Эти произведения развивали идеи, которые позднее будут использованы в различных стихах.

Часто Заболоцкий обращается к теме жестокости человека, который бездумно губит красоту природы, а значит, и себя самого. Поэт-гуманист не может пройти мимо этой темы, сделав вид, что ее не существует.

Да, люди не только созидают, чаще они губят, пользуясь своим преимуществом перед природой, которое только видимое, эфемерное.

Обратите внимание

Вылетев из Африки в апреле К берегам отеческой земли, Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли… Но когда под крыльями блеснуло Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.

Заболоцкий умеет видеть и передавать в стихах неповторимую красоту земли, ее мудрую, спокойную величавость.

Прекрасный лирик, умеющий донести тончайшие оттенки, запахи, звуки, поэт способен умиляться каждому цветку, молодому весеннему листку:
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

Но не только природой любуется Заболоцкий. Его интересуют и люди, их заботы, чаяния. В стихотворении «Ходоки» поэт обращается к недавней истории России, показывая время и людей, рожденных им. Поэт подчеркивает мудрость и знание жизни этих посланцев народа, переходит к философскому обобщению, гордясь лучшими чертами народного, национального характера:

Есть черта, присущая народу:
Мыслит он не разумом одним
Всю свою душевную природу

Наши люди связывают с ним.

Николай Заболоцкий прожил нелегкую жизнь и умер в возрасте 55 лет, так и не увидев то время, когда его поэзия стала широко издаваться, читаться и переводиться на разные языки мира.

Но он достиг цели, к которой стремился. Он создал книгу, которая продолжает русскую философскую лирику, книгу, где природа и человек слиты в единое целое.

Его поэзия заняла свое место в сокровищнице классической литературы.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/tvorchestvo-n-zabolockogo/

Биография

Подробности Категория: Поэты Опубликовано: 07.02.2016 11:03 Автор: Биограф Просмотров: 6436

Заболоцкий Николай Алексеевич Родился: 24 апреля (7 мая) 1903[2] года. Умер: 14 октября 1958 (55 лет) года.

Николай Алексеевич Заболоцкий (Заболотский) (24 апреля [7 мая] 1903, Кизическая слобода, Каймарской волости Казанского уезда Казанской губернии — 14 октября 1958, Москва) — русский советский поэт, переводчик.

Родился недалеко от Казани — на ферме Казанского губернского земства, расположенной в непосредственной близости от Кизической слободы, где его отец Алексей Агафонович Заболотский (1864—1929) — агроном — работал управляющим, а мать Лидия Андреевна (урождённая Дьяконова) (1882(?)—1926) — сельской учительницей. Крещён 25 апреля (8 мая) 1903 г. в Варваринской церкви города Казани.

Детство прошло в Кизической слободе близ Казани и в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл). В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й жил в Уржуме, где учился в реальном училище, увлекался историей, химией, рисованием.

Важно

В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии — символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока.

В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он приехал в Москву и поступил на медицинский и историко-филологический факультеты университета.

Очень скоро, однако, оказался в Петрограде, где обучался на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое закончил в 1925 году, имея, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призвали на военную службу.

Служил он в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927 году уволился в запас.

Несмотря на краткосрочность и едва ли не факультативность армейской службы, столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926—1927 годах он написал первые настоящие поэтические произведения, обрёл собственный, ни на кого не похожий голос, в это же время он участвовал в создании литературной группы ОБЭРИУ. По окончании службы получил место в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа, которым руководил С. Маршак.

Заболоцкий увлекался живописью Филонова , Шагала , Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.

Уйдя из армии, поэт попал в обстановку последних лет НЭПа, сатирическое изображение которой стало темой стихов раннего периода, которые составили его первую поэтическую книгу — «Столбцы». В 1929 году она вышла в свет в Ленинграде и сразу вызвала литературный скандал и издевательские отзывы в прессе.

Оценённая как «враждебная вылазка», она, однако прямых «оргвыводов»-распоряжений в отношении автора не вызвала, и ему (при помощи Николая Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника.

Совет

Заболоцкому удалось создать удивительно многомерные стихотворения — и первое их измерение, заметное сразу же — это острый гротеск и сатира на тему мещанского быта и повседневности, растворяющих в себе личность.

Другая грань «Столбцов», их эстетическое восприятие, требует некоторой специальной подготовленности читателя, потому что для знающих Заболоцкий сплёл ещё одну художественно-интеллектуальную ткань, пародийную.

В его ранней лирике изменяется сама функция пародии, исчезают её сатирические и полемические компоненты, и она утрачивает роль оружия внутрилитературной борьбы.

В «Disciplina Clericalis» (1926) идёт пародирование тавтологичной велеречивости Бальмонта, завершающееся зощенковскими интонациями; в стихотворении «На лестницах» (1928), сквозь кухонный, уже зощенковский мир вдруг проступает «Вальс» Владимира Бенедиктова; «Ивановы» (1928) раскрывает свой пародийно-литературный смысл, вызывая (далее по тексту) ключевые образы Достоевского с его Сонечкой Мармеладовой и её стариком; строки из стихотворения «Бродячие музыканты» (1928) отсылают к Пастернаку и т. д.

Основа философских поисков Заболоцкого

Со стихотворения «Меркнут знаки зодиака» начинается таинство зарождения главной темы, «нерва» творческих поисков Заболоцкого — впервые звучит Трагедия Разума. «Нерв» этих поисков в дальнейшем заставит его обладателя уделить куда как больше строчек философской лирике.

Через все его стихотворения пролегает путь напряжённейшего вживания индивидуального сознания в загадочный мир бытия, который неизмеримо шире и богаче созданных людьми рассудочных конструкций.

На этом пути поэт-философ претерпевает существенную эволюцию, в ходе которой можно выделить 3 диалектические стадии: 1926—1933 гг.; 1932—1945 гг. и 1946—1958 гг.

Заболоцкий читал много и с увлечением: не только после публикации «Столбцов», но и раньше он читал труды Энгельса, Григория Сковороды, работы Климента Тимирязева о растениях, Юрия Филипченко об эволюционной идее в биологии, Вернадского о био- и ноосферах, охватывающих всё живое и разумное на планете и превозносящих и то, и другое как великие преобразовательные силы; читал теорию относительности Эйнштейна, приобретшую широкую популярность в 1920-е годы; «Философию общего дела» Николая Фёдорова.

К публикации «Столбцов» у их автора уже была собственная натурфилософская концепция. В её основе лежало представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении.

Развитие этого сложного организма природы происходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех её элементов, и основную роль здесь играет присущее природе сознание, которое, по выражению того же Тимирязева, «глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека». Поэтому именно Человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная и страдающая «вековечная давильня» заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку.

В 1931 году Заболоцкий познакомился с работами Циолковского, которые произвели на него неизгладимое впечатление.

Обратите внимание

Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной, явился первым теоретиком и пропагандистом освоения человеком космического пространства.

В письме к нему Заболоцкий писал: «…Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их».

Дальнейший творческий путь

Сборник «Стихотворения. 1926—1932», уже набранный в типографии, не был подписан в печать. Публикация новой поэмы «Торжество земледелия», написанной в какой-то степени под впечатлением «Ладомира» Велимира Хлебникова (1933), вызвала новую волну травли Заболоцкого.

Угрожающие политические обвинения в критических статьях всё более убеждали поэта, что ему не дадут утвердиться в поэзии со своим собственным, оригинальным направлением. Это породило у него разочарование и творческий спад во второй половине 1933-го года, 1934, 1935 годах. Вот тут и пригодился жизненный принцип поэта: «Надо работать и бороться за самих себя.

Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований и сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется — песня его спета. Вера и упорство. Труд и честность…» И Николай Алексеевич продолжал трудиться.

Средства к существованию давала работа в детской литературе — в 30-х годах он сотрудничал с журналами «Ёж» и «Чиж», которые курировал Самуил Маршак, писал стихи и прозу для детей (в том числе пересказал для детей «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле (1936))

Постепенно положение Заболоцкого в литературных кругах Ленинграда укреплялось. Многие стихи этого периода получили одобрительные отзывы, а в 1937 году вышла его книга, включающая семнадцать стихотворений («Вторая книга»).

Читайте также:  Краткая биография мерсье

На рабочем столе Заболоцкого лежали начатые поэтическое переложение древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» и своя поэма «Осада Козельска», стихотворения и переводы с грузинского. Но наступившее благополучие было обманчивым.

В заключении

19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде.

В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная «рецензия», тенденциозно искажавшая существо и идейную направленность его творчества.

От смертной казни его спасло то, что, несмотря на пытки[источник не указан 115 дней] на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Николай Тихонов, Борис Корнилов и другие.

По запросу НКВД критик Николай Лесючевский написал отзыв о поэзии Заболоцкого, где указал, что «„творчество“ Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма».

«Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом — сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли.

Важно

Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах.

Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали…» Это строки Заболоцкого из мемуаров «История моего заключения» (опубликованы за рубежом на английском языке в 1981 г., в последние годы советской власти напечатаны и в СССР, в 1988).

Срок он отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре; затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях; Частичное представление о его лагерной жизни даёт подготовленная им подборка «Сто писем 1938—1944 годов» — выдержки из писем к жене и детям.

С марта 1944 года после освобождения из лагеря жил в Караганде. Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло в 1946 г. добиться разрешения жить в Москве. Снимал жильё в писательском поселке Переделкино у В. П. Ильенкова.

В 1946 году Н. А. Заболоцкого восстановили в Союзе писателей. Начался новый, московский период его творчества. Несмотря на удары судьбы, он сумел вернуться к неосуществлённым замыслам.

Реабилитирован 24 апреля 1963 года по заявлению жены.

Московский период

Период возвращения к поэзии был не только радостным, но и трудным. В написанных тогда стихотворениях «Слепой» и «Гроза» звучит тема творчества и вдохновения. Большинство стихотворений 1946—1948 годов получили высокую оценку сегодняшних историков литературы.

Именно в этот период было написано «В этой роще берёзовой». Внешне построенное на простом и выразительном контрасте картины мирной берёзовой рощи, поющей иволги-жизни и всеобщей смерти, оно несёт в себе грусть, отзвук пережитого, намёк на личную судьбу и трагическое предчувствие общих бед.

В 1948 году выходит третий сборник стихов поэта.

В 1949—1952 годах, годах крайнего ужесточения идеологического гнёта, творческий подъём, проявившийся в первые годы после возвращения, сменился творческим спадом и почти полным переключением на художественные переводы.

Совет

Опасаясь, что его слова снова будут использованы против него, Заболоцкий сдерживал себя и не писал.

Положение изменилось только после XX съезда КПСС, с началом хрущёвской оттепели, ознаменовавшей ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве.

На новые веяния в жизни страны он откликнулся стихотворениями «Где-то в поле возле Магадана», «Противостояние Марса», «Казбек». За последние три года жизни Заболоцкий создал около половины всех произведений московского периода. Некоторые из них появились в печати. В 1957 году вышел четвёртый, наиболее полный его прижизненный сборник стихотворений.

Цикл лирических стихов «Последняя любовь» вышел в 1957 году, «единственный в творчестве Заболоцкого, один из самых щемящих и мучительных в русской поэзии».

Именно в этом сборнике помещено стихотворение «Признание», посвящённое Н. А.

Роскиной, позже переработанное питерским бардом Александром Лобановским (Очарована околдована / С ветром в поле когда-то повенчана / Вся ты словно в оковы закована / Драгоценная ты моя женщина…).

Семья Н. А. Заболоцкого

В 1930 году Заболоцкий женился на Екатерине Васильевне Клыковой (1906—1997). Е. В. Клыкова пережила кратковременный роман (1955—1958) с писателем Василием Гроссманом, уходила от Заболоцкого, но потом вернулась.

Сын — Никита Николаевич Заболоцкий (1932—2014), кандидат биологических наук, автор биографических и мемуарных произведений об отце, составитель нескольких собраний его произведений. Дочь — Наталья Николаевна Заболоцкая (род.

1937), с 1962 года жена вирусолога Николая Вениаминовича Каверина (1933—2014), академика РАМН, сына писателя Вениамина Каверина.

Смерть

Хотя перед смертью поэт успел получить и широкое читательское внимание, и материальный достаток, это не могло компенсировать слабость его здоровья, подорванного тюрьмой и лагерем.

По мнению близко знавшего Заболоцкого Н. Чуковского завершающую, роковую роль сыграли семейные проблемы (уход жены, её возвращение).

В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, в 1958 году — второй, а 14 октября 1958 года он умер.

Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище.

Библиография

Столбцы / Обл. М. Кирнарского. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1929. — 72 с. — 1 200 экз.Таинственный город. — М.-Л.: ГИЗ, 1931 (под псевдонимом Я. Миллер)Вторая книга: Стихи / Пер. и титул С. М. Пожарского. — Л.: Гослитиздат, 1937. — 48 с., 5 300 экз.Стихотворения / Ред. А. Тарасенков; худ. В. Резников. — М.: Сов. писатель, 1948. — 92 с. — 7 000 экз.Стихотворения. — М.

: Гослитиздат, 1957. — 200 с., 25 000 экз.Стихотворения. — М.: Гослитиздат, 1959. — 200 с., 10 000 экз. — (Б-ка советской поэзии).Избранное. — М.: Сов. писатель, 1960. — 240 с., 10 000 экз.Стихотворения / Под общей редакцией Глеба Струве и Б. А. Филиппова. Вступительные статьи Алексиса Раннита, Бориса Филиппова и Эммануила Райса. Washington, D.C.

; New York: Inter-Language Literary Associates, 1965.Стихотворения и поэмы. — М.; Л.: Сов.писатель, 1965. — 504 с., 25 000 экз. (Б-ка поэта. Большая серия).Стихотворения. — М.: Художественная литература, 1967Избранное. — М.: Детская литература, 1970Змеиное яблоко. — Л.: Детская литература, 1972Избранные произведения: В 2 т. — М.: Худож. лит-ра, 1972.Избранное.

— Кемерово, 1974Избранное. — Уфа, 1975Стихотворения и поэмы. — М.: Современник, 1981Стихотворения. — Горький, 1983Собрание сочинений: В 3 т. — М., Худож. лит-ра, 1983—1984., 50 000 экз.Стихотворения. — М.: Советская Россия, 1985Стихотворения и поэмы. — М.: Правда, 1985Стихотворения и поэмы. — Йошкар-Ола, 1985Стихотворения. Поэмы. — Пермь, 1986Стихотворения и поэмы.

— Свердловск, 1986Вешних дней лаборатория: Стихотворения (1926—1937 годы) / Гравюры Ю. Космынина. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 175 с. — 100 000 экз. (В молодые годы).Как мыши с котом воевали / Рис. С. Ф. Бобылева. — Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1988. — 12 с.Журавли / Худ. В. Юрлов. — М.: Сов. Россия, 1989. — 16 с.Стихотворения. Поэмы.

— Тула, 1989Столбцы и поэмы: Стихотворения / Оформление Б. Тржемецкого. — М.: Художеств. лит-ра, 1989. — 352 с., 1 000 000 экз. — (Классики и современники: Поэтич. б-ка).Столбцы: Стихотворения. Поэмы. — Л.: Лениздат, 1990. — 366 с., 50 000 экз.Избранные сочинения. Стихотворения, поэмы, проза и письма поэта / Сост., вступит. статья, примеч. Н. Н. Заболоцкого. — М.: Художеств.

лит-ра, 1991. — 431 с. — 100 000 экз. (Б-ка классики).История моего заключения. — М.: Правда, 1991. — 47 с., 90 000 экз. — (Б-ка «Огонек»; № 18).Как мыши с котом воевали: Стихи / Худ. Н. Шеварев. — М.: Малыш, 1992. — 12 с.Столбцы. — СПб., Северо-Запад, 1993Огонь, мерцающий в сосуде…: Стихотворения и поэмы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества.

— М. Педагогика-Пресс, 1995. — 944 с.Столбцы и поэмы. — М.: Русская книга, 1996Меркнут знаки Зодиака: Стихотворения. Поэмы. Проза. — М.: Эксмо-Пресс, 1998. — 480 с. — (Домашняя библиотека поэзии).Поэтические переводы: В 3 т. — М.: Терра-Книжный клуб, 2004. — Т. 1: Грузинская классическая поэзия. — 448 с.; Т. 2: Грузинская классическая поэзия. — 464 с.; Т. 3: Славянский эпос.

Грузинская народная поэзия. Грузинская поэзия ХХ в. Европейская поэзия. Восточная поэзия. — 384 с. — (Мастера перевода).Стихотворения. — М.: Прогресс-Плеяда, 2004. — 355 с.Не позволяй душе лениться: Стихотворения и поэмы. — М.: Эксмо, 2007. — 384 с. — (Золотая серия поэзии).Лирика. — М.: АСТ, 2008. — 428 с.Стихи о любви. — М. Эксмо, 2008. — 192 с. — (Стихи о любви).

Я воспитан природой суровой. — М.: Эксмо, 2008. — 558 с.

Стихотворения и поэмы. — М.: Де Агостини, 2014. — (Шедевры мировой литературы в миниатюре).

Источник: http://biography.su/poety/zabolotskij-nikolaj-alekseevich

Лирика Н. А. Заболоцкого

Тема: Жизнь и творчество поэта

Первый сборник стихов Заболоцкого «Столбцы» вышел в 1929 году. Его автор заявил себя мастером гротескной живописи, вирту­озно владеющим стихотворной техникой. Поэт весь свой гнев обру­шил на мир наглых и плотоядных обывателей. Книга вызвала рез­ко негативное отношение официальной критики.

В поэме «Торжество земледелия», которая была опубликована через четыре года после «Столбцов», поэт стремился утвердить мысль о преобра­зующей силе человеческого разума, обуздывающего слепые силы природы, равно служащие добру и злу.

Тема природы и ее взаимо­отношений с человеком становится преобладающей в творчестве

Заболоцкого 30-х — 40-х годов («Я не ищу гармонии в природе» (1947), «Гроза» (1946), поэмы «Деревья», «Птицы», «Облака»). Из стихии, противостоящей человеку, несущей ему страдания, природа становится полем его деятельности, источником его созидательной энергии и полноценного существования.

В 50-е годы на передний план в стихотворениях Заболоцкого выходит человек. В цикле стихотворений («Город в степи», «Творцы дорог») Н. Заболоцкий славит подвиги исследователей и созидате­лей.

Обратите внимание

Наряду с темой природы в творчестве Заболоцкого зазвучала тема человеческих душ и сердец, человеческих судеб («Портрет» (1953), «Актриса» (1956), «Некрасивая девочка» (1955), «О красоте человеческих лиц» (1955).

Поэт видит в окружающем мире и в че­ловеческой душе не одни светлые стороны, от его взора не укрыва­ются трагические коллизии действительности, но он преисполнен веры в то, что доброе и светлое способны одолеть любые преграды.

Зрелый Заболоцкий — это поэт мысли, прекрасно владеющий точным и зрительным образом, при всей строгости и скупости язы­ка.

Неторопливый, очень весомый, важный, даже торжественный тон его стихов свидетельствует о творческом освоении традиций Державина, Тютчева, Пушкина, преломленных с глубокой ориги­нальностью и самобытностью.

Стихи последних лет поэта носят ха­рактер бытовых зарисовок и носят дидактический характер, под­черкивая движение автора к стилистической простоте («Железная старуха», «После работы», «Генеральская дача», «Городок» и др.).

Заболоцкий был замечательным мастером художественного пе­ревода. Он приобщил русского читателя к «Витязю в тигровой шку­ре» Шота Руставели, произведениям Ильи Чавчавадзе, Д. Гурамишвили, Г. Орбелиани, современных грузинских поэтов, Леси Украинки, поэтов Германии и Венгрии. Ему принадлежит стихо­творное переложение памятника древнерусской литературы — «Слова о полку Игореве».

К теме поэзии и поэтического мастерства Заболоцкий обращался на протяжении всей своей жизни («Портрет», «Сентябрь», «Бетхо­вен» и др.). Стихотворение «Читая стихи», посвященное тайнам творческого процесса, таинству рождения слова, было написано Николаем Заболоцким в 1948 году.

Оно построено как воображае­мый диалог поэта-мастера с молодым начинающим поэтом. Что же вызывает критику Заболоцкого? Лирический герой называет стихи, подлежащие критике, «бессмыслицей скомканной речи» и «щебе­таньем щегла», процесс их творения «забавой».

Отсутствие живого смысла нельзя компенсировать никакими уловками и выдумками:

Нет! Поэзия ставит преградыНашим выдумкам, ибо онаНе для тех, кто, играя в шарады,Надевает колпак колдуна.

Важно

Так поэт противопоставляет свое понимание роли русского слова как основы поэтического образа нелепым выдумкам авторов, пы­тающихся превратить «русское слово» в «щебетанье щегла». На­стоящей поэзии чужды изощренность, выдумка, бессмыслица. Он должен жить «жизнью настоящей», откликаться на все впечатле­ния бытия:

Тот, кто жизнью живет настоящей,Кто к поэзии с детства привык,Вечно верует в животворящий,Полный разума русский язык.

Философско-эстетическую проблему о сущности красоты поэт с большой силой художественной убедительности и психологическим мастерством решает в своеобразных поэтических зарисовках из ок­ружающей жизни: «О красоте человеческих лиц», «Старая актриса», «Некрасивая девочка».

Красота, величие, бессмертие природы — это то настоящее, что заслуживает восхищения и даже поклонения. Ко всему, что его окружает, Заболоцкий применяет высокую меру истинности. Он не верит первым обманчивым впечатлениям, на­пряженно вглядывается в души людей.

Ставшее знаменитым сти­хотворение «О красоте человеческих лиц» (1955) основано на упо­доблении лица архитектурному сооружению. Как и здания, лица бывают пышными и скромными, распахнутыми и закрытыми:

Есть лица, подобные пышным порталам,Где всюду великое чудится в малом.Есть лица — подобия жалких лачуг,Где варится печень и мокнет сычуг.

Композиционно стихотворение «О красоте человеческих лиц» делится на две части, которые противопоставлены друг другу. Так в лицах, подобных «пышным порталам», выражаются душевные свойства людей, склонных переоценивать свою собственную значи­мость.

Лица, подобные «жалким лачугам», также неприятны поэту, потому что в них он не находит красоты; угнетенные бедностью и унижениями, эти люди заботятся только о хлебе насущном. Душев­ная пустота, угрюмость и жуткое дыхание смерти исходит от лиц, похожих на башни, в которых никто не живет.

В лицах, запечатленных в первой части стихотворения, внешняя монументальность и значительность прикрывают бедность внутреннего мира их вла­дельцев.

Читайте также:  Краткая биография авдеев

Вторая часть во всем противопоставлена первой. В ней поэт вы­ражает свое представление о красоте. Центральный образ второй части — лицо-хижина. Она «неказиста» и «небогата». Однако из ее окошка струится дыхание весеннего дня», что придает настроению текста свежесть, бодрость, ощущение молодости.

Совет

Истинная красота поэту видится в проявлениях «движениях души», в выражении богатства внутреннего мира, в открытости и искренности в проявлении чувств:

Поистине мир и велик и чудесен!Есть лица — подобья ликующих песен.Из этих, как солнце сияющих нотСоставлена песня небесных высот.

Самые красивые лица, по мнению автора, — «подобья ликую­щих песен». Души, похожие на песни, — признак красоты внутрен­него мира. Эта же мысль ярко звучит в стихотворении «Некрасивая девочка». Веселая, лишенная чувства зависти, умеющая радоваться жизни, некрасивая девочка по-настоящему прекрасна:

А если это так, то что есть красотаИ почему ее обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде.

«… «Что есть красота?» — вопрос самого Заболоцкого, прямо за­данный им в стихотворении «Некрасивая девочка» и составлявший предмет его постоянных размышлений, входивший — с самого на­чала — в построение художественного мира… Красота человеческо­го лица, красота души человека, красота первозданной и укрощен­ной природы, красота любви, красота искусства… В русской послереволюционной поэзии XX века мало кто с такой настойчиво­стью и страстью «докапывался» до ответа искал его в жанре портре­та, возлагал на него такие надежды, как Заболоцкий» (И.И. Рос­товцева). Материал с сайта //iEssay.ru

«Заболоцкий подробно объяснил смысл портрета некрасивой де­вочки. Объяснил и свое волнение, и тревоги, и надежды, и полную свою веру в «чистый этот пламень» души… Заболоцкий попытался помочь нам оценить «грацию души» некрасивой девочки. Сколь глубоко мы прониклись его мыслью и сочувствием, зависит не только от силы его художественного слова, но и от нашего нравст­венного склада. От того, насколько мы готовы принять его мысль и проявить сочувствие» (А. Урбан).

Стихотворение «Гроза идет» было написано в последние годы жизни Заболоцкого, в 1957 году. Лирический герой ощущает себя частицей вселенной. Поэт с особой настойчивостью стремится во­плотить гармоническое единство природы и человека. В феврале 1958 года в письме Л. К.

Чуковской Николай Заболоцкий писал: «Человек и природа — это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей… Как могу я, человек, покорить природу, если я сам есть не что иное, как ее ра­зум, ее мысль». Эта мысль пронизывает все стихотворение «Гроза идет».

Если раньше залогом бессмертия было вечное обновление природы, то теперь человек обретает вечность, растворившись в этой природе:

Пой мне песню, дерево печали!Я, как ты, ворвался в высоту,Но меня лишь молнии встречалиИ огнем сжигали на лету.Почему же, надвое расколот,Я, как ты, не умер у крыльца,И в душе все тот же лютый холодИ любовь, и песни до конца!

В стихотворении «Завещание» (1947) Заболоцкий говорит о том, что после смерти возродится в «дыхании цветов», «больших листах» многовекового дуба, полете птицы, каплях дождя. Жизнь вечна, а смерть мнима, и сознание этого наполняет душу спокойной радо­стью.

На этой странице материал по темам:

  • Лирика заболоцкого кратко
  • сущность красоты и единства природы в стихотворении заболоцкого гроза идет
  • есть такие прекрасные лица
  • тема творчества и красоты в стихотворении Н. Заболоцкого Некрасивая девочка
  • заболоцкий лирический герой

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/z/zabolockij/stati/zhizn-i-tvorchestvo-poeta/lirika-n.-a.-zabolockogo

Сочинение на тему: Лирика Николая Заболоцкого: образы, герои, идеи

Бурная атмосфера 20-х годов, разлом действительности, чудовищная амплитуда маятника Времени — и огромный поток слабой, серой, графоманской литературы — привели к появлению произведений, в которых авторы пытались запечатлеть новую действительность в адекватных формах: «Клоп» и «Баня» В. Маяковского, «Трактир» Э. Багрицкого, «Зависть» Ю. Олеши, «Чевенгур» и «Котлован» А.

Платонова, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Уважаемые граждане» М. Зощенко. Традиционно это явление в литературе комментировалось как сатирическое осмеяние «пережитков прошлого», разоблачение мещанства.

Обратите внимание

Однако это были симптомы куда более страшного знамения времени — появления жуткой, зоологи ческой натуры, представителя тех, «кто, кажется, впервые за всю историю человечества вышли из своих нор и грозят затопить все достижения мировой культуры» (К. Чуковский).

Малограмотный, косноязычный герой, вышедший на авансцену событий, испытывающий неодолимую тягу к изящной словесности и плодящий уродливую, беспощадную, жалкую графоманскую литературу — таков герой А. Платонова («Родина электричества»), рассказов М. Зощенко, такого героя выбрал себе и Н. Заболоцкий.

Принципиальное отличие в изображении этого героя у Заболоцкого и его современников. Если между Асеевым, Багрицким, Тихоновым, Маяковским и их героями лежит пропасть, то Заболоцкий попытался войти в плоть и кровь своего героя и заговорить его чудовищным, ни на что не похожим языком, увидеть мир его глазами.

«То, что я пишу, не пародия, — писал Заболоцкий, — это мое зрение. Больше того: это мой Петербург-Ленинград нашего поколения: Малая Невка, Обводный канал, пивные бары на Невском». «Антиэстетизм» Н. Заболоцкого 20-х годов имеет прочный фундамент в русской литературе: Козьма Прутков, Фома Опискин, капитан Лебядкин.

Традиции графоманства капитана Лебядкина особенно примечательны для воспроизведения в литературе 20-х годов. Поэт стремился запечатлеть эстетический парадокс — лирическое самовыражение субъекта, стоящего на одной ступени развития с животным миром.

Так Заболоцкий выразил свое отношение к эпохе, не жалея и не презирая, не отчужденно, но отстраненно, ее же языком.

Окружающий мир был для Заболоцкого перевернутым миром — «системой девок» и «системой кошек», «цирком», миром уродцев. Здесь таится глубоко спрятанный аллюзивный намек на образ из греческой мифологии на Цирцею, обратившую спутников Одиссея в свиней. Отсутствие в «Столбцах» привычного героя оборачивается присутствием героя лебядкинского типа.

Это его глазами читатель видит окружающий мир. Замкнутый мир города, шире — цивилизации, характеризуется у Н.

Заболоцкого мотивами пошлости (знаками ее становятся примус, кошки, самовар, гитара, джаз), продажности (все, что выставлено на продажу: калеки продают свое уродство за милостыню, бабы — сирены — девки — дамочки продают обманную любовь), обезличения, утраты индивидуальности:

На службу вышли Ивановы
В своих штанах и башмаках.

Круг интересов толпы уродов, калек, горбунов, кавалеров, мужей, пролетариев, Ивановых прост: «бутылочный рай», «визг гитары », Народный дом — «курятник радости» и «цирк».

Важно

Духовное обнищание, отсутствие красоты и высокой культуры — значимые ориентиры мира абсурда, описываемого Н. Заболоцким. У Н. Заболоцкого мир животных и мир людей поменялись местами.

Деградировавший, спившийся, перевернутый мир уродов менее человечен, чем одухотворенные и естественные животные:

Сидит извозчик, как на троне,Из ваты сделана броня,Борода, как на иконе,Лежит, монетами звеня.А бедный конь руками машет,То вытянется, как налим,То снова восемь ног сверкаютВ его блестящем животе.

(«Движение»)

В этом стихотворении мир животных и мир людей противопоставлен по принципу динамики — апатичности.

Кроме этого, «извоз чика» характеризует поддельность («как на троне», «броня из ваты», «борода, как на иконе»), а «коня» — «чудесность»; «восемь ног сверкают», «блестящий живот».

Противопоставление движения — отсутствие движения — усугубляется на уровне стиховой формы (рифмы и отсутствия ее). Образ извозчика сопровождается традиционным перекрестным рифмованием, а образ коня — холостым стихом.

Мир людей и мир животных антитетичны и по принципу наличия — отсутствия чувств. Примитивному, самодовольному, огра ниченному человеку противостоят его жертвы — страдающие животные, предназначенные для поедания:

Сверкают саблями селедки,Их глазки маленькие кротки,Но вот, разрезаны ножом,Они свиваются ужом.

(«На рынке»)

Совет

Исследователи творчества Заболоцкого отмечают близость его поэзии этого периода к миру живописи — полотнам Брейгеля, старых фламандцев, Босха, Филонова, Шагала.

Поэзия Заболоцкого имеет аналогии с живописью не только по зрительному восприятию удивительно наглядной образной системы, но и по продолжению традиций «кухонной темы», в которой переплелись символы гуманисти ческой этики, натурфилософии и фольклора.

В 30-е годы, после уродливого, гротескного мира «Столбцов» Заболоцкий написал целый ряд стихотворений и поэм («Школа жуков», «Торжество земледелия», «Лодейников», «Безумный», «Волк», «Деревья», «Подводный город», «Человек в воде»), где обратился к прекрасному, чистому, разнообразному в своих проявлениях миру Природы. В основе произведений поэта 30-х годов — натурфилософская концепция мироздания как единой системы, объединяющей живые и неживые формы материи. Заболоцкому этого периода свойственен пантеизм. Его мир Природы — и животные, и растения — одухотворены.

У деревьев есть глаза и руки, лицо коня прекрасно и умно, реч- ка «девочкой невзрачной Притаилась среди трав. То смеется, то рыдает, Ночи в землю закопав».

Это не традиционная поэтическая метафора, строящаяся на уходящем в глубь веков антропоморфизме — наделении явлений окружающего мира свойствами человека или персонификации природных явлений и объектов.

Здесь мы имеем дело именно с натуралистическими тенденциями отождествления бога и мира, растворения бога в природе.

Известно, что именно в эти годы Заболоцкий внимательно изу- чал «Диалектику природы» Ф. Энгельса, знакомился с трудами К. Э. Ци олковского, которому писал о близости во многом своих размышлений его концепции. Увлекался Заболоцкий в это время и идеями Платона, Григория Сковороды, Вернадского.

Однако наиболее ощутимое влияние на Заболоцкого, по его собственному признанию, оказала поэтическая личность Гете и его натурфилософия — тот круг проблем, что отразился в «Опыте о метаморфозе растений».

Обратите внимание

В отношении Заболоцкого к животному миру (лицо коня, прекрасные глаза быка, толстое тело коровы) заметно влияние идей Гете о целесообразности и совершенстве животного мира («Метаморфоза животных»).

И в самой основе натурфилософии Заболоцкого — представлении о вечном взаимодействии и взаимопревращении разнообразных материальных форм в едином составе чудного тела природы — ощущается принципиальное родство с теорией эволюции Гете. Переход из одного состояния в другое, «метаморфозы», теория «прарастения» — прототипа всех растений (идея, вытекающая из представлений о некоем нерасторжимом единстве в природе) — преломляются у Заболоцкого в образе «дерева Сферы»:

Дерево Сфера царствует здесь над другими.Дерево Сфера — это значок беспредельного дерева.

(«Деревья»)

Подобные образы встречаются и в стихотворении «Искусство» («Дерево растет, напоминая естественную деревянную колонну»), и в «Венчании плодами». Но главное, концепции Природы Гете и Заболоцкого сходятся в решении проблемы «смерть — бессмертие».

Гете воспринимал мир Природы и Человека как единое целое, вечно изменяющееся, неустой чивое равновесие, в котором «каждый род, один на другом и через посредство другого, если и не возникает, то поддерживается ».

Идеи Гете — рождение всего сущего из безбрежного Океана, или Хаоса, и возврата после смерти в родную стихию — были восприняты Заболоцким («И сквозь тяжелый мрак миротворения Рвалась вперед бессмертная душа Растительного мира» или «Была дева — стали щи»).

То, что теории метаморфоз, отсутствия готовых форм, постоянного движения и изменения вошли в плоть и кровь поэта, видно и по стихотворению 1953 г. «Сон».

Хотя острота восприятия ежедневного «умирания» Природы, свойственная поэту в 30-е годы, к этому времени прошла, а в системе натурфилософских изменений на смену пантеизму пришла традиционная метафоризация природы, проблема «смерти-бессмертия» решается здесь поэтом в русле концепции Гете и научных утопий Циолковского.

Важно

Стремление души «стать не душой, но частью мирозданья» — итог долгих размышлений, почему «жизнь возникает после моей смерти». Поэт описывает ощущение себя «государством атомов», которые прежде в другой форме и после смерти составят другие организации.

Единственное, что останется как память о его жизни, как наследие потомку — Мысль. То, что из «государства атомов» делает человека, то, что выделяет его из мира Природы. Эта же идея — бессмертия Мысли — ключ к пониманию элегии Заболоцкого «Вчера, о смерти размышляя…»:

И голос Пушкина был над водою слышен,И птицы Хлебникова пели у воды,И встретил камень я.Был камень неподвижен.

И проступал в нем лик Сковороды.

Так Заболоцкий подчеркивает идею бессмертия: поэты вечны, ибо оставляют в наследство потомкам — мысль. Философское мировидение Заболоцкого, неординарность его поэзии не были поняты и оценены. Публикации поэта 1930-х годов вызвали целую волну травли в печати.

Критики словно соревновались в подборе наиболее хлесткого ярлыка: «Один из наиболее реакционных поэтов» (А. Горелов), «злобное юродство и издевательство над социализмом» (А. Селивановский), «юродивый, инфантильный сказочник» (А. Тарасенков), «маска юродства» (Е. Усиевич).

Такого уровня критика послужила поводом для ареста поэта 19 марта 1938 года.

После тяжелого душевного потрясения и вынужденного долгого молчания натурфилософские мотивы в поэзии Заболоцкого если и не исчезают совсем, то явно уступают место портретным («Портрет », «Поэт», «О красоте человеческих лиц»), пейзажным («Поздняя весна», «Весна в Мисхоре», «Осенние пейзажи»), портретно-психологи ческим зарисовкам («Неудачник», «В кино», «Старая актриса ») и стихотворениям балладного типа («Журавли», «Прохожий», «Ходоки», «Смерть врача», «Это было давно»). С 1946 года лишь в восьми стихотворениях («Гроза», «Читайте, деревья, стихи Гезиода », «Завещание», «Когда вдали угаснет свет дневной», «Сквозь волшебный прибор Левенгука», «Прощание с друзьями», «Сон», «Противостояние Марса») наблюдаются размышления в прежнем философском русле. Несмотря на резкое сокращение, присутствие стихотворений этого направления свидетельствует о стойком интересе к проблемам взаимоотношений Человека и Природы.

Коренные изменения в поэтической системе Н. Заболоцкого после лет, проведенных в лагерях, крутой поворот в его поэтике, традиционно с воодушевлением комментируемый как «возврат к классике», свидетельствуют о катастрофическом компромиссе, к которому его вынудили общественная и литературная обстановка послевоенных лет.

Уйдя от литературной борьбы, поэт стал писать так, как «следовало», но прежняя непокорность все-таки прорывалась изредка сквозь «апухтинский» (А.

Совет

Ахматова) стиль то в виде хорошо замаскированных клише лебядкинского типа («Журавли», «Лебедь в зоопарке», «Ходоки», «Неудачник»), то в отстраненных тропах («животное, полное грез» — о лебеде, звери — «приделанные к выступам нор»), то в описании буйной, непокорной растительности (можжевельник, чертополох).

Поэтическое зрение Н. Заболоцкого по сути своей осталось прежним: «Растения во всем многообразии — эта трава, эти цветы, эти деревья — могущественное царство первобытной жизни, основа всего живущего, мои братья… Разве могу я отказаться от родства с ними?».

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-lirika-nikolaya-zabolotskogo-obrazi-geroi-idei

Ссылка на основную публикацию