Краткая биография брехт

Бертольт Брехт

БРЕХТ, БЕРТОЛЬД (1898 — 1956) немецкий драматург и поэт Брехт по праву считается одним из крупнейших деятелей европейского театра второй половины ХХ века. Он был не только талантливым драматургом, пьесы которого до сих пор идут на сцене многих театров мира, но и создателем нового направления, получившего название «политический театр».

Родился Брехт в немецком городе Аугсбурге. Еще в гимназические годы увлекся театром, но по настоянию семьи решил посвятить себя медицине и после окончания гимназии поступил в Мюнхенский университет. Поворотным пунктом в судьбе будущего драматурга стала встреча с известным немецким писателем Леоном Фейхтвангером. Он заметил талант юноши и посоветовал ему заняться литературой.

Как раз в это время Брехт закончил свою первую пьесу — «Барабаны в ночи», которая была поставлена в одном из мюнхенских театров. В 1924 году Брехт закончил университет и переехал в Берлин. Здесь он встретился с известным немецким режиссером Эрвином Пискатором, и в 1925 году вместе они создали «Пролетарский театр».

Обратите внимание

Собственных денег, чтобы заказывать пьесы известным драматургам, у них не было, и Брехт решил писать сам. Он начал с того, что переделывал пьесы или писал инсценировки известных литературных произведений для непрофессиональных актеров. Первым таким опытом стала его «Трехгрошовая опера» (1928) по книге английского писателя Джона Гея «Опера нищих».

В основе ее сюжета — история нескольких бродяг, вынужденных искать средства для существования. Пьеса сразу же стала пользоваться успехом, поскольку нищие никогда еще не были героями театральных постановок. Позже вместе с Пискатором Брехт пришел в Берлинский театр Фольксбюнне”, где была поставлена вторая его пьеса — «Мать» по роману М.Горького.

Революционный пафос Брехта отвечал духу времени. Тогда в Германии происходило брожение разных идей, немцы искали пути будущего государственного устройства страны. Следующая пьеса Брехта — «Приключения бравого солдата Швейка» (инсценировка романа Я. Гашека) — привлекла внимание зрителей народным юмором, комичными житейскими ситуациями, яркой антивоенной направленностью.

Однако она же навлекла на автора недовольство фашистов, которые к тому времени пришли к власти. В 1933 году все рабочие театры в Германии были закрыты, и Брехту пришлось покинуть страну. Вместе с женой, известной актрисой Еленой Вайгель, он переезжает в Финляндию, где пишет пьесу «Мамаша Кураж и ее дети».

Сюжет был заимствован из немецкой народной книги, в которой рассказывалось о приключениях торговки во время Тридцатилетней войны. Брехт перенес действие в Германию периода первой мировой войны, и пьеса прозвучала как предостережение против новой войны.

Еще более отчетливую политическую окраску получила пьеса 4 Страх и отчаяние в третьей империи”, в которой драматург вскрыл причины прихода к власти фашистов. С началом второй мировой войны Брехту пришлось покинуть Финляндию, ставшую союзницей Германии, и переехать в США.

Туда он привозит несколько новых пьес — Жизнь Галилея” (премьера состоялась в 1941 году), «Господин Пунтилла и его слуга Матти» и «добрый человек из Сезуана». В их основе лежат фольклорные сюжеты разных народов. Но Брехт сумел придать им силу философского обобщения, и его пьесы из народной сатиры стали притчами.

Стараясь как можно лучше донести до зрителя свои мысли, идеи, убеждения, драматург ищет новые выразительные средства. Театральное действие в его пьесах разворачивается в прямом контакте со зрителями. Актеры выходят в зал, заставляя зрителей ощутить себя непосредственными участниками театрального действия.

Важно

Активно используются зонги — песни, исполняемые профессиональными певцами на сцене или в зале и включенные в канву спектакля. Эти открытия потрясали зрителей. Не случайно Брехт оказался одним из первых авторов, с которых начался Московский театр на Таганке. Режиссер Ю.

Любимов поставил одну из пьес Брехта — «добрый человек из Сезуана», которая наряду с некоторыми другими спектаклями стала визитной карточкой театра. После окончания второй мировой войны Брехт возвращается в Европу и поселяется в Австрии. Там с большим успехом идут пьесы, написанные им в Америке, «Карьера Артуро Уи» и «Кавказский меловой круг».

Первая из них явилась своеобразным театральным ответом на нашумевший фильм Ч. Чаплина «Великий диктатор». Как заметил сам Брехт, в этой пьесе он хотел договорить то, что не сказал сам Чаплин. В 1949 году Брехта приглашают в ГДР, и он становится руководителем и главным режиссером театра «Берлинер ансамбль».

Вокруг него объединяется группа актеров: Эрих Эндель, Эрнст Буш, Елена Вайгель. Только теперь Брехт получил неограниченные возможности для театрального творчества и экспериментов.

На этой сцене состоялись премьеры не только всех пьес Брехта, но и написанных им инсценировок крупнейших произведений мировой литературы — дилогии из пьесы Горького «Васса Железнова» и романа «Мать», пьес Г. Гауптмана «Бобровая шуба» и «Красный петух». В этих постановках Брехт выступал не только как автор инсценировок, но и как режиссер. Особенности драматургии Брехта потребовали нетрадиционной организации театрального действия. Драматург не стремился к максимальному воссозданию реальности на сцене. Поэтому он отказался от декораций, заменив их белым задником, на фоне которого находились всего несколько выразительных деталей, обозначающих место действия, как, например, фургон мамаши Кураж. Свет был ярким, но лишенным каких бы то ни было эффектов. Актеры играли не торопясь, часто импровизировали, так что зритель становился соучастником действия и активно сопереживал героям спектаклей.

Вместе со своим театром Брехт объехал множество стран мира, в том числе и СССР. В 1954 году он был награжден Ленинской премией мира.

Родился Бертольд Брехт в немецком городе Аугсбурге 10 февраля 1898 года в семье домовладельца, управляющего фабрики. В 1917 году, закончив аугсбургскую гимназию, Брехт по настоянию семьи поступил в Мюнхенский университет на медицинский факультет. В 1918 году его призвали на службу в армию. В годы службы написаны его первые произведения, такие как стихотворение «Легенда о мертвом солдате», пьесы «Ваал» и «Барабанный бой в ночи». В 1920-х годах Берхольд Брехт жил в Мюнхене и Берлине. В эти годы он писал прозу, лирические стихи и различные статьи об искусстве. Исполняя под гитару собственные песни, выступая в небольшом мюнхенском театре-варьете.

Бертольд Брехт считается одним из ведущих деятелей европейского театра второй половины ХХ века. Он считался талантливым драматургом, постановки пьес которого до сих пор проходят на сценах различных театров мира. Кроме того, Бертольд Брехт считается создателем нового направления под названием «эпитический театр», главной задачей которого Брехт считал воспитание в зрителе классового сознания и готовности к политической борьбе. Особенность драматургии Брехта заключалась в нетрадиционной организации театральных постановок. Он отказался от ярких декораций, заменив их простым белым задником, на фоне которого просматривалось несколько выразительных деталей, обозначающих место действия. С актерами своего театра Брехт посетил множество стран, в том числе и СССР. В 1954 году Бертольда Брехта наградили Ленинской премией мира.

В 1933 году, при наступлении фашистской диктатуры, Брехт вместе с супругой, известной актрисой Еленой Вейгель и их маленьким сыном покинул Германию. Сначала семья Брехтов оказалась в Скандинавии, затем в Швейцарии. Спустя несколько месяцев после эмиграции Бертольда Брехта, в Германии стали сжигать его книги, а писателя лишили гражданства. В 1941 году Брекхем поселился в Калифорнии. За годы эмиграции (1933-1948) были написаны лучшие пьесы драматурга.

Совет

Вернулся на Родину Бертольд Брехт только в 1948 году, поселившись в Восточном Берлине. Творчество Брехта имело большой успех и огромное влияние на развитие театра 20 века. Его пьесы шли во всем мире. Скончался Бертольд Брехт в Берлине 14 августа 1956 года.

Источник: https://www.allsoch.ru/breht/

Брехт Б

БРЕХТ, БЕРТОЛЬД (1898 — 1956) немецкий драматург и поэт Брехт по праву считается одним из крупнейших деятелей европейского театра второй половины ХХ века. Он был не только талантливым драматургом, пьесы которого до сих пор идут на сцене многих театров мира, но и создателем нового направления, получившего название «политический театр».

Родился Брехт в немецком городе Аугсбурге. Еще в гимназические годы увлекся театром, но по настоянию семьи решил посвятить себя медицине и после окончания гимназии поступил в Мюнхенский университет. Поворотным пунктом в судьбе будущего драматурга стала встреча с известным немецким писателем Леоном Фейхтвангером. Он заметил талант юноши и посоветовал ему заняться литературой.

Как раз в это время Брехт закончил свою первую пьесу — «Барабаны в ночи», которая была поставлена в одном из мюнхенских театров. В 1924 году Брехт закончил университет и переехал в Берлин. Здесь он встретился с известным немецким режиссером Эрвином Пискатором, и в 1925 году вместе они создали «Пролетарский театр».

Собственных денег, чтобы заказывать пьесы известным драматургам, у них не было, и Брехт решил писать сам. Он начал с того, что переделывал пьесы или писал инсценировки известных литературных произведений для непрофессиональных актеров. Первым таким опытом стала его «Трехгрошовая опера» (1928) по книге английского писателя Джона Гея «Опера нищих».

В основе ее сюжета — история нескольких бродяг, вынужденных искать средства для существования. Пьеса сразу же стала пользоваться успехом, поскольку нищие никогда еще не были героями театральных постановок. Позже вместе с Пискатором Брехт пришел в Берлинский театр Фольксбюнне», где была поставлена вторая его пьеса — «Мать» по роману М.Горького.

Революционный пафос Брехта отвечал духу времени. Тогда в Германии происходило брожение разных идей, немцы искали пути будущего государственного устройства страны. Следующая пьеса Брехта — «Приключения бравого солдата Швейка» (инсценировка романа Я.Гашека) — привлекла внимание зрителей народным юмором, комичными житейскими ситуациями, яркой антивоенной направленностью.

Однако она же навлекла на автора недовольство фашистов, которые к тому времени пришли к власти. В 1933 году все рабочие театры в Германии были закрыты, и Брехту пришлось покинуть страну. Вместе с женой, известной актрисой Еленой Вайгель, он переезжает в Финляндию, где пишет пьесу «Мамаша Кураж и ее дети».

Обратите внимание

Сюжет был заимствован из немецкой народной книги, в которой рассказывалось о приключениях торговки во время Тридцатилетней войны. Брехт перенес действие в Германию периода первой мировой войны, и пьеса прозвучала как предостережение против новой войны.

Еще более отчетливую политическую окраску получила пьеса 4 Страх и отчаяние в третьей империи», в которой драматург вскрыл причины прихода к власти фашистов. С началом второй мировой войны Брехту пришлось покинуть Финляндию, ставшую союзницей Германии, и переехать в США.

Туда он привозит несколько новых пьес — Жизнь Галилея» (премьера состоялась в 1941 году), «Господин Пунтилла и его слуга Матти» и «добрый человек из Сезуана». В их основе лежат фольклорные сюжеты разных народов. Но Брехт сумел придать им силу философского обобщения, и его пьесы из народной сатиры стали притчами.

Стараясь как можно лучше донести до зрителя свои мысли, идеи, убеждения, драматург ищет новые выразительные средства. Театральное действие в его пьесах разворачивается в прямом контакте со зрителями. Актеры выходят в зал, заставляя зрителей ощутить себя непосредственными участниками театрального действия.

Активно используются зонги — песни, исполняемые профессиональными певцами на сцене или в зале и включенные в канву спектакля. Эти открытия потрясали зрителей. Не случайно Брехт оказался одним из первых авторов, с которых начался Московский театр на Таганке. Режиссер Ю.

Любимов поставил одну из пьес Брехта — «добрый человек из Сезуана», которая наряду с некоторыми другими спектаклями стала визитной карточкой театра. После окончания второй мировой войны Брехт возвращается в Европу и поселяется в Австрии. Там с большим успехом идут пьесы, написанные им в Америке, «Карьера Артуро Уи» и «Кавказский меловой круг».

Первая из них явилась своеобразным театральным ответом на нашумевший фильм Ч.Чаплина «Великий диктатор». Как заметил сам Брехт, в этой пьесе он хотел договорить то, что не сказал сам Чаплин. В 1949 году Брехта приглашают в ГДР, и он становится руководителем и главным режиссером театра «Берлинер ансамбль».

Вокруг него объединяется группа актеров: Эрих Эндель, Эрнст Буш, Елена Вайгель. Только теперь Брехт получил неограниченные возможности для театрального творчества и экспериментов.

Важно

На этой сцене состоялись премьеры не только всех пьес Брехта, но и написанных им инсценировок крупнейших произведений мировой литературы — дилогии из пьесы Горького «Васса Железнова» и романа «Мать», пьес Г.Гауптмана «Бобровая шуба» и «Красный петух». В этих постановках Брехт выступал не только как автор инсценировок, но и как режиссер. Особенности драматургии Брехта потребовали нетрадиционной организации театрального действия. Драматург не стремился к максимальному воссозданию реальности на сцене. Поэтому он отказался от декораций, заменив их белым задником, на фоне которого находились всего несколько выразительных деталей, обозначающих место действия, как, например, фургон мамаши Кураж. Свет был ярким, но лишенным каких бы то ни было эффектов. Актеры играли не торопясь, часто импровизировали, так что зритель становился соучастником действия и активно сопереживал героям спектаклей.

Вместе со своим театром Брехт объехал множество стран мира, в том числе и СССР. В 1954 году он был награжден Ленинской премией мира.

Родился 10 февраля 1898 в Аугсбурге. Закончив реальное училище, в 1917-1921 изучал философию и медицину в Мюнхенском университете. В студенческие годы написал пьесы Ваал (Baal, 1917-1918) и Барабаны в ночи (Trommeln in der Nacht, 1919). Последняя, поставленная Мюнхенским камерным театром 30 сентября 1922, завоевала премию им. Клейста. Брехт стал драматургом Камерного театра.

Читайте также:  Сочинения об авторе рубцов

Осенью 1924 переехал в Берлин, получив аналогичное место в Немецком театре у М.Рейнхардта. Примерно в 1926 стал свободным художником, изучал марксизм. В следующем году вышла первая книга стихов Брехта, а также короткая версия пьесы Махагони, первая его работа в сотрудничестве с композитором К.Вайлем.

Их Трехгрошовая опера (Die Dreigroschenoper) была с огромным успехом показана 31 августа 1928 в Берлине, а затем по всей Германии. С этого момента вплоть до прихода к власти фашистов Брехт написал пять мюзиклов, известных как 'учебные пьесы' ('Lehrstcke'), на музыку Вайля, П.Хиндемита и Х.Эйслера.

28 февраля 1933, на следующий день после поджога рейхстага, Брехт покинул Германию и поселился в Дании. В 1935 он был лишен немецкого гражданства.

Брехт писал стихи и скетчи для антинацистских движений, в 1938-1941 создал четыре самые крупные свои пьесы – Жизнь Галилея (Leben des Galilei), Мамаша Кураж и ее дети (Mutter Courage und ihre Kinder), Добрый человек из Сезуана (Der gute Mensch von Sezuan) и Господин Пунтила и его слуга Матти (Herr Puntila und sein Knecht Matti).

В 1940 нацисты вторглись в Данию, и Брехт был вынужден уехать в Швецию, а затем в Финляндию; в 1941 он через СССР уехал в США, где написал Кавказский меловой круг (Der kaukasische Kreidekreis, 1941) и еще две пьесы, а также работал над английской версией Галилея.

Покинув Америку в ноябре 1947, писатель оказался в Цюрихе, где создал свое главное теоретическое произведение Малый органон (Kleines Organon, 1947) и последнюю завершенную пьесу Дни Коммуны (Die Tage der Commune, 1948-1949).

Совет

В октябре 1948 он переехал в советский сектор Берлина, и 11 января 1949 там состоялась премьера Мамаши Кураж в его постановке, с женой Еленой Вайгель в заглавной роли. Тогда же они основали собственную труппу, 'Берлинер Ансамбль', для которой Брехт адаптировал или поставил примерно двенадцать пьес. В марте 1954 коллектив получил статус государственного театра. Брехт всегда был спорной фигурой, особенно в расколотой Германии последних лет его жизни. В июне 1953, после беспорядков в Восточном Берлине его упрекали в лояльности режиму, и многие западногерманские театры бойкотировали его пьесы. В 1954 Брехт получил Ленинскую премию.

Умер Брехт в Восточном Берлине 14 августа 1956.

Имя при рождении: Eugen Berthold Friedrich Brecht Дата рождения: 10 февраля 1898 Место рождения: Аугсбург, Германская империя Дата смерти: 14 августа 1956 (58 лет) Место смерти: Берлин, ГДР Гражданство: Германия Род деятельности: писатель, драматург, поэт Направление: эпический театр Жанр: пьеса Бертольт Брехт родился 10 февраля 1898 года в баварском городе Аугсбурге в семье директора бумажной фабрики. После обучения в государственной школе учился с 1908 по 1917 годы в аугсбургской реальной гимназии им. Пейтингера. Уже в школьные годы в сочинениях критически высказывался о войне. В этот же период появляются первые литературные пробы Брехта: стихи, эссе, рассказы, театральные рецензии. С 1917 по 1918 годы изучал естествознание, медицину и литературу в Мюнхенском университете имени Людвига Максимилиана. Учёба продолжалась недолго, так как Брехт был призван в армию. У Брехта были больные почки, поэтому его отправили не на фронт, а в госпиталь в Аугсбурге, где он проходил службу в качестве санитара. Здесь он столкнулся с реальной жизнью, ужасами боли и смерти, все это было так далеко от слов о «величии Германии». В его творчестве все больше проявлялись ненависть и отвращение не только к военщине, но и ко всему социальному строю, основанному на неравенстве и эксплуатации человека человеком. Возможно, его убеждения способствовали тому, что в ноябре 1918 года Брехт был избран членом солдатского совета в Аугсбурге. Появляются первые стихотворения Брехта, знаменательное «Легенда о мертвом солдате»(1918), с фразами: Любое сословие свое творит Музыканты трезвон и вой Священники – постный и набожный вид А медики – годных в строй По свидетельству одного из друзей юности Брехта — Мюнтстерара, это стихотворение и было пропето Брехтом под гитару самим в госпитале под «ура», приведенные строчки Брехт из стихотворение позднее убрал, но это не помешало, именно за это стихотворение нацистским властям внести в расстрельные списки Брехта. Появляются первые пьесы Брехта: «Ваал» (1918), «Барабанный бой в ночи» (1919), «В чаще городов» (1921). Постановка этих пьес часто вызывала бурную реакцию со стороны публики, спектакли сопровождались метанием тухлых яиц — вероятно, не все принимали социалистические идеи автора. Тем не менее, в 1922 году Брехт был удостоен премии Генриха Клейста. Дом в Аугсбурге, где родился Бертольт Брехт. Сейчас музей Бертольта Брехта «Дом Брехта» Фриц Кремер, «Бертольд Брехт», Берлин В 1920 году умирает мать Брехта, от опеки которой он до тех пор сильно зависел.[источник не указан 321 день] С этого времени Брехт часто ездит в Берлин, где знакомится с миром театра. С 1924 года он практически постоянно живёт в Берлине. Здесь он сближается со многими деятелями искусства: певцом и актером Эрнстом Бушем, режиссёром Эрвином Пискатором, композиторами Хансом Эйслером и Паулем Хиндемитом, писателями Альфредом Дёблином, Арнольтом Бронненом и Фридрихом Вольфом, художником Джоном Хартфилдом, театральным критиком Гербертом Иерингом, экономистом Фридрихом Штернбергом и другими. Друзья поддерживали творческие искания Брехта. А сам он не только пишет пьесы и создает теорию «эпического театра», но и активно изучает классиков марксизма. Сближается с Коммунистической партией Германии, пишет «Песнь единого фронта» и «Песнь солидарности». В 1922 году Бертольт женится на актрисе и певице Марианне Цофф, вскоре у них рождается дочь Ханна. Этот брак продлился недолго. В 1924 году он знакомится с Еленой Вейгель, от которой у него рождается сын Штефан (1924—2009). Брехт разводится с Марианной и женится на Вейгель. В 1929 году у них рождается дочь Барбара.[источник не указан 321 день] После поджога Рейхстага и начавшихся сразу за этим политических притеснений Брехт с семьей покидает Берлин, они бегут в Данию. В 1935 году Брехт официально лишён нацистами гражданства. После оккупации Дании он бежит в Швецию, Финляндию, но когда в войну вступает Финляндия, он вынужден бежать в США: для этого пересекает на транссибирском экспрессе СССР, и отплывает из Владивостока на шведском пароходе. В США Брехт провёл шесть с половиной лет, там он написал стихотворения обличающие Голливуд, тем не менее заканчивая «Жизнь Галилея», и «Мамашу Кураж». По окончании войны во время «охоты на ведьм» в США в конгрессе он заявляет, что не имел дела с коммунистическими партиями, и, чувствуя угрозу преследования, покидает США. Единственное государство, давшее ему визу, — Швейцария. Брехт в 1947 году переезжает в Швейцарию. Западные зоны Германии (ни французская, ни английская, ни США) не дают ему визу, разрешает возвращение только Восточная часть (ГДР). Он покидает Швейцарию и устраивается в Восточном Берлине, где и продолжает жить и работать. В 1950 году был избран вице-президентом Академии искусств ГДР. Литератор скончался 14 августа 1956 года в Берлине от сердечного приступа, на очередной репетиции пьесы «Жизнь Галилея».

24 июня 2009 г. ушла из жизни и дочь писателя — актриса Ханне Хиоб (1923 г.рожд.), сыгравшая на театральной сцене многие персонажи пьес Брехта

Источник: https://sochrulit.ru/biography/breht-b

Бертольд Брехт — краткая биография

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Бертольд Брехт – немецкий писатель, драматург, видный деятель европейского театра, основатель нового направления под названием «политический театр».

Родился в Аугсбурге 10 февраля 1898 г.; его отец был директором бумажной фабрики.

Во время учебы в городской реальной гимназии (1908-1917) начал писать стихи, рассказы, которые были напечатаны в газете «Аугсбурские новости» (1914-1915).

Уже в его школьных сочинениях прослеживалось резко отрицательное отношение к войне.

Привлекало юного Брехта не только литературное творчество, но и театр. Однако семья настояла на том, чтобы Бертольд приобрел профессию врача. Поэтому, окончив гимназию, он в 1917 г.

стал студентом Мюнхенского университета, где, впрочем, ему довелось поучиться недолго, поскольку его призвали в армию.

По состоянию здоровья службу он нес не на фронте, а в госпитале, где ему открылась реальная жизнь, входящая в противоречие с пропагандистскими речами о великой Германии.

Возможно, биография Брехта могла бы быть совсем другой, если бы не его знакомство в 1919 г. с Фейхтвангером, известным писателем, который, увидев одаренность молодого человека, посоветовал ему продолжить занятия литературой. В том же году появляются первые пьесы начинающего драматурга: «Ваал» и «Барабанный бой в ночи», которые были поставлены на сцене театра «Каммершпиле» в 1922 г.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Обратите внимание

Мир театра становится еще ближе для Брехта после окончания в 1924 г. университета и переезда в Берлин, где он свел знакомство со многими деятелями искусства, поступил на службу в «Дойчес театр».

Совместно с известным режиссером Эрвином Пискатором в 1925 г. им был создан «Пролетарский театр», для постановок которого было решено писать пьесы самостоятельно ввиду отсутствия финансовой возможности заказывать их у состоявшихся драматургов.

Брехт брал известные литературные произведения и делал их инсценировки. Первыми ласточками стали «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека (1927) и «Трехгрошовая опера» (1928), созданная на основе «Оперы нищих» Дж. Гея.

Была поставлена им и горьковская «Мать» (1932), поскольку Брехту были близки идеи социализма.

Приход в 1933 г. к власти Гитлера, закрытие в Германии всех рабочих театров заставляет Брехта и его жену Елену Вайгель покинуть страну, переехать в Австрию, а затем, после ее оккупации, в Швеции и Финляндию. Нацисты официально в 1935 г. лишили Бертольда Брехта гражданства.

Когда и Финляндия вступила в войну, семья писателя на целых 6 с половиной лет перебирается в США.

Именно в эмиграции им написаны наиболее известные его пьесы – «Мамаша Кураж и ее дети» (1938), «Страх и отчаянье в Третьей Империи» (1939), Жизнь Галилея» (1943), «Добрый человек из Сезуана» (1943), «Кавказский меловой круг» (1944), в которых красной нитью проходила мысль о необходимости борьбы человека с устаревшим миропорядком.

После окончания войны ему пришлось покинуть США из-за возникшей угрозы преследования. В 1947 г. Брехт уезжает жить в Швейцарию – единственную страну, выдавшую ему визу.

Важно

Западная зона родной страны отказала ему в разрешении возвратиться, поэтому через год Брехт поселяется в Восточном Берлине. С этим городом связан последний этап его биографии.

В столице им был создан театр под названием «Берлинер ансамбль», на подмостках которого шли лучшие пьесы драматурга. Детище Брехта побывало на гастролях в большом количестве стран, включая Советский Союз.

Помимо пьес, творческое наследие Брехта включает романы «Трехгрошовый роман» (1934), «Дела господина Юлия Цезаря» (1949), довольно большое количество рассказов и стихов.

Брехт был не только литератором, но и активным общественным, политическим деятелем, принимал участие в работе левых международных конгрессов (1935, 1937, 1956). В 1950 г. состоялось его назначение на должность вице-президента Академии искусств ГДР, в 1951 г. избрание членом Всемирного совета мира, в 1953 г.

он возглавил общегерманский ПЕН-клуб, в 1954 г. получил международную Ленинскую премию Мира. Сердечный приступ прервал жизнь драматурга, ставшего классиком, 14 августа 1956 года.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/bertold-brext-kratkaya-biografiya/

Бертольд Брехт: биография, личная жизнь, семья, творчество и лучшие книги :

Бертольд Брехт – одна из самых известных и неординарных фигур в мировой литературе. Этот талантливый яркий поэт, писатель-философ, самобытный драматург, театральный деятель, теоретик искусства, основатель так называемого эпического театра известен практически каждому образованному человеку. Его многочисленные произведения не теряют актуальности и по сей день.

Биографические сведения

Из биографии Бертольда Брехта доподлинно известно, что родом он из баварского города Аугсбурга, из достаточно богатой семьи, в которой он был первым ребенком. Появился на свет О́йген Бе́ртхольд Фри́дрих Брехт (таково его полное имя) 10 февраля 1898 года.

С шестилетнего возраста в течение четырех лет (1904-1908) мальчик учился в народной школе францисканского монашеского ордена. Затем поступил в Баварскую королевскую реальную гимназию, где наиболее глубоко изучались гуманитарные предметы.

Читайте также:  Краткая биография тредиаковский

Здесь будущий поэт и драматург учился в течение девяти лет, и на протяжении всего периода обучения его отношения с преподавателями складывались напряженно из-за очень свободолюбивого характера юного поэта.

В собственной семье Бертольд также не находил понимания, отношения с родителями становились все более отчужденными: Бертольд все больше проникался проблемами бедных слоев населения, и стремление родителей к накоплению материальных благ претило ему.

Совет

Первой женой поэта стала актриса и певица Марианна Цофф, которая была старше его на пять лет. В молодой семье родилась дочь, которая стала впоследствии известной актрисой.

Второй женой Брехта стала Елена Вайгель, также актриса, у них родились сын и дочь.

Помимо всего прочего, Бертольд Брехт славился также любвеобильностью и пользовался успехом у женщин. У него были и внебрачные дети.

Начало литературной деятельности

Обладая обостренным чувством справедливости и несомненным литературным даром, Брехт не мог оставаться в стороне от происходящих в его родной стране и мире политических событий. Практически на каждое сколько-нибудь важное происшествие поэт откликался злободневным произведением, хлестким стихом.

Литературный дар Бертольда Брехта начал проявляться еще в юности, в шестнадцатилетнем возрасте он уже регулярно печатался в местной периодике. Это были стихи, небольшие рассказы, всевозможные эссе, даже театральные рецензии.

Бертольд активно изучал народное устное и театральное творчество, знакомился с поэзией немецких поэтов и писателей, в частности, с драматургией Франка Ведекинда.

После окончания в 1917 году гимназии Брехт поступает на медицинский факультет в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана. Учась в этом вузе, Брехт параллельно осваивал игру на гитаре, проявлял задатки актерского и режиссерского мастерства.

Учебу в медицинском институте пришлось прервать, так как юноше подошло время служить в армии, но так как время было военное, родители будущего поэта добивались отсрочки, и Бертольду пришлось пойти работать санитаром в военный госпиталь.

К этому периоду относится написание стихотворения «Легенда о мертвом солдате». Это произведение стало широко известно, в том числе и благодаря самому автору, который исполнял его перед публикой под гитару (к слову, музыку к своим текстам он писал сам). Впоследствии именно это стихотворение послужило одной из основных причин лишения автора гражданства родной страны.

Вообще, путь в литературу для него был достаточно тернист, его преследовали неудачи, но упорство и настойчивость, уверенность в своем таланте принесли, в конце концов, ему мировую известность и славу.

Революционер и антифашист

В начале 20-х годов XX века в пивных барах г. Мюнхена Бертольд Брехт стал свидетелем первых шагов Адольфа Гитлера на политическом поприще, но тогда он не увидел в этом политическом деятеле угрозы, зато потом стал убежденным антифашистом.

Каждое событие или явление в стране находило активный литературный отклик в творчестве писателя. Его произведения были злободневны, ярко и наглядно обнажали проблемы тогдашней Германии.

Писатель все больше проникался революционными идеями, что не могло нравиться буржуазной публике, и премьеры его пьес стали сопровождаться скандалами.

Обратите внимание

Убежденный коммунист, Брехт становится объектом травли и гонений. За ним устанавливается слежка, его произведения подвергаются беспощадной цензуре.

Брехт написал много антифашистских произведений, в частности, «Песню о штурмовике», «Когда фашизм набирал силу» и другие.

Пришедшие к власти фашисты занесли его имя в черный список лиц, которых необходимо уничтожить.

Поэт понимал, что в таких условиях он обречен, поэтому срочно принял решение об эмиграции.

Вынужденная эмиграция

28 февраля 1933 писатель покинул Германию.

В течение ближайших полутора десятка лет, а точнее, с 1933 по 1948 год, поэту с семьей пришлось постоянно переезжать. Вот список только некоторых стран, в которых он жил: Австрия, Швейцария, Швеция, Дания, Финляндия, США.

Брехт был активным антифашистом, и это не способствовало спокойной и размеренной жизни его семьи в других странах. Характер борца с несправедливостью делал трудным и опасным его проживание в положении политического изгнанника в каждом из этих государств.

Угроза выдачи гитлеровским властям постоянно нависала над ним, поэтому семье приходилось часто переезжать, порой меняя место жительство несколько раз за один год.

В эмиграции Брехтом были написаны многие прославившие его произведения: «Трехгрошовый роман», «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Винтовки Тересы Каррар», «Жизнь Галилея», «Мамаша Кураж и ее дети».

Брехт серьезно занимается разработкой теории «эпического театра». Этот театр не дает ему покоя еще со второй половины 20-х годов двадцатого века. Приобретая черты политического театра, он становился все более актуальным.

В Европу семья поэта вернулась в 1947 году, а в Германию еще позже – в 1948-м.

Лучшие произведения

Творчество Бертольда Брехта начиналось с традиционного написания стихов, песен, баллад. Стихи у него писались, сразу ложась на музыку, свои баллады он сам исполнял под гитару.

Он до конца жизни оставался прежде всего поэтом, свои пьесы он писал также в стихах. Но стихи Бертольда Брехта имели своеобразную форму, были написаны «рваным ритмом». Ранние и более зрелые стихотворные произведения сильно различаются по манере письма, объектам описания, рифма тоже заметно отличается.

За свою не слишком длинную жизнь Брехт написал достаточно много книг, оказавшись довольно плодовитым автором. Среди множества его произведений критики выделяют лучшие. Ниже перечислены книги Бертольда Брехта, которые вошли в золотой фонд мировой литературы.

«Жизнь Галилея» – одно из самых значительных драматических произведений Брехта. В этой драме рассказывается о жизни великого ученого XVII века Галилео Галилея, о проблеме свободы научного творчества, а также об ответственности ученого перед обществом.

Важно

Одна из самых известных пьес – «Мамаша Кураж и ее дети». Своей героине мамаше Кураж Бертольд Брехт недаром присвоил такое говорящее прозвище. В этой пьесе повествуется о торговке съестными припасами, маркитантке, которая путешествует, перевозя свой торговый фургон по Европе во времена Тридцатилетней войны.

Для нее происходящая вокруг общечеловеческая трагедия – лишь повод получить доход. Увлеченная своими меркантильными интересами, она не сразу замечает, как война в качестве платы за предоставленную возможность наживаться на страданиях людей отнимает у нее детей.

Пьеса Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани» написана в форме драматической легенды.

Пьеса «Трехгрошовая опера» с триумфом шла на мировых сценах, считается одной из самых громких театральных премьер столетия.

«Трехгрошовый роман» (1934) – единственное крупное прозаическое произведение знаменитого писателя.

«Книга перемен» – философский сборник притч, афоризмов в 5 томах. Посвящен проблемам нравственности, критике общественного строя в Германии и Советском Союзе. Главным героям своей книги – Ленину, Марксу, Сталину, Гитлеру – автор присвоил китайские имена.

Конечно же, это далеко не полный список лучших книг Бертольда Брехта. Но они самые известные.

Поэзия как основа драматургии

С чего начинает свой путь любой поэт или писатель? Конечно, с написания первых стихов или рассказов. Стихи Бертольда Брехта начали появляться в печати еще в 1913-1914 годах. В 1927 году вышел сборник его стихотворений «Домашние проповеди».

Творения молодого Брехта были пронизаны отвращением к лицемерию буржуазии, ее официальной морали, которая прикрывала подлинную жизнь буржуа с ее неприглядными проявлениями.

Своей поэзией Брехт пытался научить своего читателя по-настоящему понимать те вещи, которые только на первый взгляд кажутся очевидными и понятными.

Совет

В то время, когда мир переживал экономический кризис, нашествие фашизма и погружался в кипящий котел Второй мировой войны, поэзия Бертольда Брехта очень чутко реагировала на все происходящее вокруг и отражала все животрепещущие проблемы и вопросы своего времени.

Но и сейчас, несмотря на то что времена изменились, его поэзия звучит современно, свежо и актуально, потому что она настоящая, создана на все времена.

Эпический театр

Бертольд Брехт — величайший теоретик и режиссер. Он является основателем нового театра с введением в спектакль дополнительных действующих лиц — автора (рассказчика), хора — и применением всевозможных других средств, чтобы зритель мог смотреть на происходящее с разных сторон, уловить отношение автора к своему персонажу.

К середине 20-х годов ХХ века была сформулирована теория театра Бертольда Брехта. А в конце 20-х драматург становится все более известным и узнаваемым, его литературная слава растет с космической скоростью.

Успех постановки «Трехгрошовой оперы» в 1928 году, с великолепной музыкой известного композитора Курта Вайля, был потрясающим. Пьеса произвела фурор среди искушенной и избалованной берлинской театральной публики.

Произведения Бертольда Брехта приобретают все более широкий международный резонанс.

«Натурализм, — писал Брехт, — дал театру возможность создавать исключительно тонкие портреты, скрупулезно, во всех деталях изображать социальные «уголки» и отдельные малые события.

Когда стало ясно, что натуралисты переоценивали влияние непосредственной, материальной среды на общественное поведение человека… — тогда пропал интерес к «интерьеру».

Приобрел значение более широкий фон, и нужно было уметь показать его изменчивость и противоречивое воздействие его радиации».

Первой эпической драмой можно считать «Ваала», но принципы «эпического театра» вырабатывались постепенно, менялся характер пьес, проявлялось и уточнялось предназначение именно такого театра.

После возвращения в Германию Брехт начинает постановку своей пьесы «Мамаша Кураж и ее дети». 11 января 1949 года состоялась премьера спектакля, который имел оглушительный успех. Для драматурга и режиссера это был подлинный триумф.

Бертольд Брехт занимается организацией театра «Берлинский ансамбль». Здесь он разворачивается в полную силу, осуществляя давно вынашиваемые творческие замыслы.

Он приобретает влияние в художественной, культурной, общественной жизни Германии, и это влияние постепенно распространялось на всю мировую культурную жизнь.

Цитаты Бертольда Брехта

Высказывания талантливого автора собраны в отдельные сборники афоризмов и цитат. Вот только несколько из них:

И в скверное время есть хорошие люди.

Объяснения — это чаще всего оправдания.

У человека должно быть хотя бы на два гроша надежды, иначе жить невозможно.

Слова имеют свою собственную душу.

Перевороты совершаются в тупиках.

Как можно видеть, Бертольд Брехт славился краткими, но острыми, меткими и точными высказываниями.

Сталинская премия

Когда Вторая мировая война закончилась, над миром повисла новая угроза – угроза ядерной войны. В 1946 году началось противостояние двух ядерных сверхдержав мира: СССР и США.

Эту войну называют «холодной», но она реально угрожала всей планете. Бертольд Брехт не мог оставаться в стороне, он, как никто, понимал, насколько хрупок мир и что надо приложить максимум усилий для его сохранения, ведь судьба планеты висела буквально на волоске.

В собственной борьбе за мир Брехт сделал упор на активизацию своей общественной и творческой деятельности, посвященной укреплению международных отношений. Символом его театра стал голубь мира, который украшал занавес кулис «Берлинского ансамбля».

Обратите внимание

Его усилия не пропали даром: в декабре 1954 года Брехт был удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами». Чтобы получить эту премию, Бертольд Брехт в мае 1955 года прибыл в Москву.

Писателю устроили экскурсию в советские театры, но спектакли разочаровали его: в те дни советский театр переживал не лучшие времена.

В 1930-х Брехт бывал в Москве, тогда этот город за границей был известен как «театральная Мекка», но в 1950-х от его былой театральной славы не осталось ничего. Возрождение театра произошло гораздо позже.

Последние годы

В середине 1950-х Брехт очень много работал, впрочем, как всегда. К сожалению, состояние его здоровья начало ухудшаться, оказалось, что у него больное сердце, а писатель и драматург не привык себя беречь.

Общий упадок сил был явно выражен уже с весны 1955 года: Брехт сильно сдал, в возрасте 57 лет он ходил с палочкой и выглядел как глубокий старик.

В мае 1955 года, перед отправкой в Москву, он составляет завещание, в котором просит, чтобы гроб с его телом не выставлялся на обозрение публики.

Следующей весной он работал над постановкой пьесы «Жизнь Галилея» в своем театре.

У него случился инфаркт, но поскольку он был бессимптомным, Брехт не обратил на него никакого внимания и продолжил работу.

Усиливавшуюся слабость он принял за переутомление и в середине весны предпринял попытку отказаться от перегрузок и просто уехать отдохнуть. Но это уже не помогло, самочувствие не улучшалось.

Читайте также:  Сочинения об авторе воннегут

10 августа 1956 год Брехту нужно было приехать в Берлин на репетиции спектакля «Кавказский меловой круг», чтобы проконтролировать процесс подготовки театра к предстоящим гастролям в Великобритании.

Но увы, с вечера 13 августа его состояние стало резко ухудшаться. На следующий день, 14 августа 1956 года, у писателя остановилось сердце. Бертольт Брехт не дожил до своего шестидесятилетнего юбилея два года.

Важно

Похороны прошли через три дня, на небольшом Доротеенштадтском кладбище, которое находилось недалеко от его дома. На похоронах присутствовали только самые близкие друзья, члены семьи и коллектив театра «Берлинский ансамбль». Следуя завещанию, над могилой Брехта речи произносить не стали.

Только через несколько часов состоялась официальная церемония возложения венков. Таким образом была исполнена его последняя воля.

Творческое наследие Бертольда Брехта вызывает такой же интерес, как и при жизни автора, а спектакли по его произведениям продолжают ставить во всем мире.

Источник: https://www.syl.ru/article/421768/bertold-breht-biografiya-lichnaya-jizn-semya-tvorchestvo-i-luchshie-knigi

Бертольд Брехт: биография, история жизни, творчество и лучшие книги

Искусство и развлечения 5 апреля 2016

Бертольд Брехт (1898-1956 гг.) – один из крупнейших немецких театральных деятелей, талантливейших драматургов своего времени, однако его пьесы и до сих пор популяры и ставятся во многих мировых театрах.

Это прозаик и поэт, а также создатель театра «Берлинер Ансамбль». Творчество Бертольда Брехта привело его к созданию нового направления «политического театра». Он был родом из немецкого города Аугсбурга.

С молодости он увлекался театром, но его семья настояла на том, чтобы он стал врачом, после гимназии он поступил Университет им. Людвига Максимилиана в Мюнхене.

Бертольд Брехт: биография и творчество

Однако серьезные перемены произошли после встречи со знаменитым в Германии писателем Леоном Файхвангером. Тот сразу заметил в молодом юноше недюжинный талант и порекомендовал ему заняться вплотную литературой. К этому времени Брехт закончил свою пьесу «Барабаны ночи», которую поставил один из мюнхенских театров.

К 1924 году после окончания университета отправляется покорять Берлин молодой Бертольд Брехт. Биография его указывает на то, что здесь его ждала еще одна удивительная встреча с известнейшим режиссером Эрвином Пискатором. Через год этот тандем создает «Пролетарский театр».

Краткая биография Бертольда Брехта указывает на то, что сам драматург не был богат, и его собственных денег никогда бы не хватило на то, чтобы заказывать и покупать пьесы у известных драматургов. Именно поэтому Брехт решается писать самостоятельно.

Но начал он с переделывания известных пьес, а дальше пошли инсценировки популярных литературных произведений для непрофессиональных артистов.

Театральная работа

Творческий путь Бертольда Брехта начался с пьесы «Трехгрошовая опера» Джона Гея, по его книге «Опера нищих», которая стала одним из первых таких дебютных опытов, поставленных в 1928 году.

Сюжет рассказывает историю о жизни нескольких нищих бродяг, которые ничем не гнушаются и любыми путями ищут себе средства к существованию. Спектакль почти сразу стал популярным, так как нищие-бродяги до этого еще не были главными героями на театральных подмостках.

Потом Брехтом вместе со своим напарником Пискатором он ставит в театре «Фольксбюнне» вторую совместную пьесу по роману М. Горького «Мать».

Видео по теме

Дух революции

В Германии в то время немцы искали новые пути развития и обустройства государства, и поэтому происходило некое брожение в умах. И вот этот революционный пафос Бертольда очень сильно отвечал духу того настроения в обществе.

За этим последовала новая пьеса Брехта по инсценировке романа Я. Гашека повествующего о приключениях бравого солдата Швейка. Она привлекла внимание зрителей тем, что была буквально напичкана юмористическими житейскими ситуациями, и главное – яркой антивоенной тематикой.

Но тут на автора посыпались недовольства фашистов, которые пришли к власти к этому времени. Поэтому к 1933 году рабочие театры Германии оказались под запретом. Срочно был вынужден уехать из страны и Бертольд Брехт.

Биография указывает, что в то время он был женат на известной актрисе Елене Вайгель, и вот вместе с ней он переезжает в Финляндию.

Работа в Финляндии

Там он начинает работать над пьесой «Мама Кураж и ее дети». Сюжет он подсмотрел в немецкой народной книге, в которой описывались приключения одной торгашки в период Тридцатилетней войны.

Состояние фашистской Германии он не мог оставить в покое, поэтому дал ему политическую окраску в пьесе «Страх и отчаяние в Третьей империи» и показал в ней истинные причины прихода к власти фашистской партии Гитлера.

Война

Во Вторую мировую Финляндия стала союзницей Германии, и поэтому Брехту опять пришлось эмигрировать, но на этот раз в Америку. Он ставит там свои новые пьесы: «Жизнь Галилея» (1941 г.), «Добрый человек из Сезуана», «Господин Пунтилла и его слуга Матти».

За основу были взяты народные фольклорные сюжеты и сатира. Вроде бы все просто и понятно, однако Брехт, обработав их философскими обобщениями, превратил их в притчи. Так искал драматург новые выразительные средства своих мыслей, идей и убеждений.

Театр на Таганке

Его театральные постановки шли в тесном контакте со зрителями. Исполнялись песни, иногда зрителей приглашали на сцену и делали их непосредственными участниками пьесы. Такие вещи действовали на людей поразительным образом. И это очень хорошо знал Бертольд Брехт.

Биография его содержит еще одну очень интересную деталь: оказывается, московский театр на Таганке начинался тоже с пьесы Брехта. Режиссер Ю. Любимов сделал пьесу «Добрый человек из Сезуана» визитной карточкой своего театра, правда, еще с несколькими другими спектаклями.

Когда окончилась война, сразу возвратился в Европу и Бертольд Брехт. Биография имеет сведения о том, что он поселился в Австрии. Бенефисы и овации были на всех его пьесах, которые он написал еще в Америке: «Кавказский меловой круг», «Карьера Артуро Уи». В первой пьесе он показывал свое отношение к фильму Ч. Чаплина «Великий диктатор» и пытался досказать, то чего не договорил Чаплин.

Театр «Берлинер Ансамбль»

В 1949 году Бертольда приглашают работать в ГДР в театр «Берлинер Ансамбль», где он становится художественным руководителем и режиссером. Он пишет инсценировки по крупнейшим произведениям мировой литературы: «Васса Железнова» и «Мать» Горького, «Бобровая шуба» и «Красный петух» Г. Хауптмана.

Со своими спектаклями он проехал полмира и, конечно же, посетил СССР, где в 1954 году ему вручили Ленинскую премию мира.

Бертольд Брехт: биография, список книг

В середине 1955 года Брехт в возрасте 57 лет стал чувствовать себя очень плохо, он сильно постарел, ходил, опираясь на трость. Он составил завещание, в котором указал, чтобы гроб с его телом не выставляли на публичное обозрение и не произносили прощальных речей.

Ровно через год весной, работая в театре над постановкой «Жизни Гадилея», Брех на ногах переносит микроинфаркт, затем, к концу лета, самочувствие его ухудшается, а сам он умирает от обширного инфаркта 10 августа 1956 года.

Вот на этом и можно закончить тему «Брехт Бертольд: биография история жизни». Остается только добавить, что за всю свою жизнь этот удивительный человек написал немало литературных творений. Наиболее известные его пьесы, кроме перечисленных выше, это «Ваал» (1918 г.), «Человек есть человек» (1920 г.), «Жизнь Галилея» (1939 г.), «Кавказский меловой» и много-много других.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/122897/

Учебно-методический материал по немецкому языку (10 класс) на тему: Биография Бертольда Брехта

Und als der Krieg im vierten LenzKeinen Ausblick auf Frieden botDa zog der Soldat seine KonsequenzUnd starb den Heldentod.Der Krieg war aber noch nicht garDrum tat es dem Kaiser leidDaß sein Soldat gestorben war:Es schien ihm noch vor der Zeit.Der Sommer zog über die Gräber herUnd der Soldat schlief schonDa kam eines Nachts eine militär-ische ärztliche Kommission.

Es zog die ärztliche KommissionZum Gottesacker hinausUnd grub mit geweihtem Spaten denGefallnen Soldaten aus.Der Doktor besah den Soldaten genauOder was von ihm noch da warUnd der Doktor fand, der Soldat wär k. v.Und er drücke sich vor der Gefahr.Und sie nahmen sogleich den Soldaten mitDie Nacht war blau und schön.Man konnt , wenn man keinen Helm aufhatt Die Sterne der Heimat sehn.

Sie schütteten ihm einen feurigen SchnapsIn den verwesten LeibUnd hängten zwei Schwestern in seinen ArmUnd ein halb entblößtes Weib.Und weil der Soldat nach Verwesung stinktDrum hinkt ein Pfaffe voranDer über ihn ein Weihrauchfaß schwingtDass er nicht stinken kann.Voran die Musik mit TschindraraSpielt einen flotten MarschUnd der Soldat, so wie er s gelerntSchmeißt seine Beine vom Arsch.

Совет

Und brüderlich den Arm um ihnZwei Sanitäter gehnSonst flög er noch in den Dreck ihnen hinUnd das darf nicht geschehn.Sie malten auf sein LeichenhemdDie Farben Schwarz-Weiß-RotUnd trugen s vor ihm her; man sahVor Farben nicht mehr den Kot.Ein Herr im Frack schritt auch voranMit einer gestärkten BrustDer war sich als ein deutscher MannSeiner Pflicht genau bewußt.

So zogen sie mit TschindraraHinab die dunkle ChausseeUnd der Soldat zog taumelnd mitWie im Sturm die Flocke Schnee.Die Katzen und die Hunde schreinDie Ratzen im Feld pfeifen wüst:Sie wollen nicht französisch seinWeil das eine Schande ist.Und wenn sie durch die Dörfer ziehnWaren alle Weiber daDie Bäume verneigten sich, der Vollmond schienUnd alles schrie hurra.

Mit Tschindrara und Wiedersehn!Und Weib und Hund und Pfaff!Und mitten drin der tote SoldatWie ein besoffner Aff.Und wenn sie durch die Dörfer ziehnKommt s, dass ihn keiner sahSo viele waren herum um ihnMit Tschindrara und Hurra.So viele tanzten und johlten um ihnDaß ihn keiner sah.Man konnte ihn einzig von oben noch sehnUnd da sind nur Sterne da.

Die Sterne sind nicht immer daEs kommt ein Morgenrot.Doch der Soldat, so wie er s gelerntZieht in den Heldentod.

ЛЕГЕНДА О МЕРТВОМ СОЛДАТЕ        

Четыре года длился бой,

А мир не наступал.

Солдат махнул на все рукой

И смертью героя пал

Однако шла война еще.

Был кайзер огорчен:

Солдат расстроил весь расчет,

Не вовремя умер он.

На кладбище стелилась мгла,

Он спал в тиши ночей.

Но как-то раз к нему пришла

Комиссия врачей.

Вошла в могилу сталь лопат,

Прервала смертный сон.

И обнаружен был солдат

И, мертвый, извлечен.

Врач осмотрел, простукал труп

И вывод сделал свой:

Хотя солдат на речи скуп,

Но в общем годен в строй.

И взяли солдата с собой они.

Ночь была голубой.

И если б не каски, были б видны

Звезды над головой.

В прогнившую глотку влили шнапс,

Качается голова.

Ведут его сестры по сторонам,

И впереди – вдова.

А так как солдат изрядно вонял –

Шел впереди поп,

Который кадилом вокруг махал,

Солдат не вонял чтоб.

Трубы играют чиндра-ра-ра,

Реет имперский флаг…

И выправку снова солдат обрел,

И бравый гусиный шаг.

Два санитара шагали за ним.

Зорко следили они:

Как бы мертвец не рассыпался в прах –

Боже сохрани!

Они черно-бело-красный стяг

Несли, чтоб сквозь дым и пыль

Никто из людей не мог рассмотреть

За флагами эту гниль.

Некто во фраке шел впереди,

Выпятив белый крахмал,

Как истый немецкий господин,

Дело свое он знал.

Оркестра военного треск и гром,

Литавры и флейты трель…

И ветер солдата несет вперед,

Как снежный пух метель.

И следом кролики свистят,

Собак и кошек хор –

Они французами быть не хотят.

Еще бы! Какой позор!

И женщины в селах встречали его

У каждого двора.

Деревья кланялись, месяц сиял,

И все орало “Ура!”

Трубы рычат, и литавры гремят,

И кот, и поп, и флаг,

И посредине мертвый солдат

Как пьяный орангутанг.

Когда деревнями солдат проходил,

Никто его видеть не мог –

Так много было вокруг него

Чиндра-ра-ра и хох!

Шумливой толпою прикрыт его путь.

Кругом загорожен солдат.

Вы сверху могли бы на солдата взглянуть,

Но сверху лишь звезды глядят.

Но звезды не вечно над головой.

Окрашено небо зарей –

И снова солдат, как учили его,

Умер как герой.

Legende vom toten Soldaten)

Источник: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/nemetskiy-yazyk/library/2014/10/25/biografiya-bertolda-brekhta

Ссылка на основную публикацию