Георг Бюхнер (Georg Buchner, 1813—1837)
Гeopr
Бюхнер прожил короткую, но насыщенную
драматическими событиями и вдохновенным
трудом жизнь. Он явился одним из самых
талантливых представителей
революционно-демократической литературы.
Бюхнер
родился в 1813 г. в семье врача. В Дармштадтской
гимназии юноша мало занимался официальной
наукой, которую называл «мертвым хламом»,
а с интересом читал произведения Гомера,
Шекспира, Гете, Тика, Брентано, Гюго и
Мюссе.
В это же время Бюхнер пробует
силы в литературном творчестве.
Гимназические стихотворения «Лучшей
матери», «Тленность» и «Ночь» написаны
в романтической манере.
В них он высказывал
мысль о губительной силе времени,
уничтожающей все живое, и рисовал
фантастические картины.
Речь
о Катоне Утическом, которую Бюхнер
произнес на выпускном вечере, была
посвящена герою Древнего Рима. Юный
автор с явным восхищением отзывался о
Катоне, который боролся с властолюбивым
Цезарем и во имя свободы, в знак протеста
против деспотизма кончил жизнь
самоубийством.
После
окончания гимназии Бюхнер учился в
Страсбургском, а потом в Гессенском
университетах. В это время в Гессене
пастор Вейдиг организовывал оппозиционное
демократическое общество. Бюхнер
примкнул к нему, но не был согласен со
взглядами Вейдига.
Пастор считал, что
в переустройстве современной Германии
решающую роль будет играть интеллигенция,
и не хотел принимать в организацию
ремесленников и крестьян.
Бюхнер же
утверждал, что больше всех заинтересованы
в изменении существующего положения в
Германии люди труда, и поэтому их в
первую очередь необходимо привлекать
к революционной работе.
В
Гессене Бюхнер создал «Общество прав
человека» и написал для него «Воззвание
к гессенским крестьянам» (Der hessische
Landbote, 1834). Это смелое и страстное
публицистическое сочинение, начинающееся
словами: «Мир хижинам, война Дворцам».
В нем автор проанализировал
социально-политическую систему
гессенского княжества.
Он привел
убедительные факты и цифры, показывающие
бесправное положение крестьян, и
развенчал конституционные иллюзии.
Несмотря на то что Вейдиг-редактор
смягчил многие места воззвания, каждая
строка его дышит ненавистью к власть
имущим.
Писатель прямо и откровенно
высказал в воззвании свои симпатии и
антипатии, подчеркнул, что материальные
интересы играют первостепенную роль в
жизни общества, и призывал народ к
революционным действиям.
После
разгрома организации и ареста друзей
Бюхнеру удалось бежать из Гессена в
Страсбург. Потом он поселился в Цюрихе.
Там Бюхнер усиленно изучал естественные
науки, философию и медицину. Вскоре ему
присвоили звание доктора.
В
1835 г. он написал историческую драму
«Смерть Дантона» (Dantons Tod), которую Карл
Гуцков опубликовал с искажениями, так
как испугался ее «санкюлотского» духа.
Подлинный текст драмы был восстановлен
филологом Францозом в 1879 г.
В
«Смерти Дантона» автор высказал свои
социально-политические взгляды.
Содержание пьесы заключается в показе
борьбы -народа за удовлетворение своих
насущных потребностей и трагедии вождей
французской революции Дантона и
Робеспьера, не понявших этого.
Дантон,
будучи эпикурейцем, изменил делу
революции. Он и его друзья Камилл Демулен,
Геро Сешель считают, что период борьбы
кончился и наступило время наслаждений.
Психология Дантона противоречива.
Проповедуя эпикуреизм, он в то же время
скептически относится к своим идеалам.
Борец за освобождение от феодализма,
Дантон не идет дальше решения буржуазных
задач в революции.
Робеспьер
воплощает героические черты революционера.
Он обладает неистощимой энергией,
сильной волей и последователен в
действиях. Обвинив Дантона в измене
революции, он казнит его, выражая тем
самым настроения народных масс.
В
то же самое время Бюхнер показал фатализм
и обреченность вождей революции.
Робеспьер и Дантон не смогли проникнуть
в сущность исторического процесса и
своими индивидуалистическими устремлениями
изолировали себя от масс.
Кто
же является истинным двигателем истории?
На этот вопрос драматург отвечает
совершенно ясно. По его мнению, только
народ может кардинально изменить
общественные условия. Голод и нужда
революционизируют его сознание, и он,
лишенный всего, способен на активные и
решительные действия.
В
массовых сценах (сцена гулянья) Бюхнер
с реалистическим мастерством изобразил
настроения и взгляды представителей
народа.
Они осуждают и дантонистов и
террористов, говоря, что сторонники
Дантона развратничают и наслаждаются
жизнью, а сподвижники Робеспьера
заставляют народ убивать аристократов,
«пробивать дыры в телах других», но они
«не закрыли ни одной дыры в их штанах»,
в штанах тружеников.
Автор
на протяжении всей пьесы подчеркивает
мысль о том, что важнейшей задачей
революции является борьба за удовлетворение
нужд народа. В «Смерти Дантона» Бюхнер
выразил материалистический взгляд на
историю, и, несмотря на то, что он еще
был далек от понимания теории классовой
борьбы, его общественные идеалы были
глубже воззрений утопических социалистов.
Идеи,
высказанные Бюхнером в Гессенском
воззвании, получили в пьесе совершенное
художественное воплощение. «Смерть
Дантона» — произведение острых социальных
конфликтов и психологических коллизий.
Пьеса состоит из динамичных и контрастных
сцен.
Длинные монологи чередуются со
стремительными диалогами. В пьесе нет
ничего внешне занимательного. Автор
показывает внутренние процессы,
происходящие в сознании героев.
Язык
основных и второстепенных персонажей
индивидуализирован и в то же время
типичен для людей, представляющих
различные слои французского общества
периода революции.
В
незаконченной новелле «Ленд» (Lenz) Бюхнер
рассказывает о представителе движения
«Бури и натиска» писателе Ленце, описывает
его жизнь в Вогезах, душевную болезнь
и раскрывает сложную психологию героя.
Ленцем часто овладевают сомнения и
чувство безнадежности. Он даже склонен
считать, что безумие — основа бытия.
Бюхнер тонко анализирует духовную
эволюцию Ленца, который из верующего
человека превращается в атеиста.
В
«Ленце» автор сформулировал свою
эстетическую программу. Источником
подлинной красоты, по его мнению, является
жизнь. Сама по себе она не красива и не
безобразна. Она противоречива, и настоящий
художник отражает эту дисгармоничность
бытия.
Бюхнер
осуждает писателей, «украшавших» жизнь,
и критически относится к консервативным
романтикам. Он считает, что в их
произведениях преобладают субъективные
тенденции и они не способны проникнуть
в глубину действительности. Им он
противопоставляет Шекспира и Гете,
которые, по его убеждению, были художниками,
раскрывшими красоту многогранного мира
и человеческой души.
Своеобразна
форма новеллы, Внешняя сюжетная основа
ее проста. Почти все действие развертывается
в сознании Ленца. Конфликты, раскрытые
Бюхнером, — это конфликты исихологические.
Новелла насыщена внутренними монологами
и реминисценциями.
В
1836 г. писатель опубликовал комедию
«Леоне и Лена» (Leonce und Lena), в которой
сатирически изобразил монархические
и аристократические слои немецкого
общества.
Принц
Леоне равнодушен ко всему и ведет
праздную жизнь. Он наслаждается скукой
и бездельем, а если и занимается
чем-нибудь, то все его действия
бессмысленны. Король решает женить его
на принцессе Лене, но Леоне не хочет
вступать с ней в брак и бежит со своим
слугой Валерио.
Валерио
— человек здравого смысла. Чтобы увлечь
принца каким-нибудь делом, он рекомендует
ему стать ученым, военным или поэтом.
Леоне отвергает все эти предложения.
Наука для него скучное занятие, военную
жизнь он ненавидит: его пугают лазареты,
наполненные ранеными, а поэтов Леоне
считает акробатами.
По существу принц,
оценивая разные стороны человеческой
деятельности, критикует схоластическую
науку, военную муштру и оторванную от
жизни поэзию. Устами своего героя Бюхнер
осмеивает современную действительность.
Принцесса
Лена не желает быть женой Леонса и тоже
бежит. Случайно встретившись, Лена и
Леоне полюбили друг друга и поженились.
В своем королевстве они установили
гуманный порядок. Там, по их мнению,
будет царить вечное лето, благоухать
розы и никто не будет заставлять людей
непосильно работать.
«Леоне
и Лена» — оптимистическое произведение.
Автор отрицательно изобразил немецкое
общество и выразил в комедии мысль о
лучшем будущем Германии. Правда, это
будущее он нарисовал весьма утопически.
Бюхнер и сам не знал, каким оно будет,
но он был уверен в том, что на смену
гнилому строю придет совершенный
социальный порядок.
«Леоне
и Лена» — комедия социально-политическая.
В ней Бюхнер зло осмеял скудоумие
правителей карликовых государств и
показал бессилие задавленного гнетом
народа.
Драматург
в совершенстве владеет мастерством
комедиографа. Сюжет пьесы стремительно
развивается, все сцены логично
мотивированы, и каждый образ убедителен.
Комедийные ситуации глубоко выявляют
характеры и нравы действующих лиц,их
речь индивидуализирована.
К
сожалению, до нас не дошла пьеса Бюхнера
об итальянском писателе Пьетро Аретино
(Florentiner Pietro Aretino). По всей вероятности,
это было антирелигиозное произведение,
так как невеста Бюхнера и ее отец,
испугавшись обыска, сожгли ее.
Если
в «Воззвании к гессенским крестьянам»
и «Смерти Дантона» Бюхнер решал проблему
революционного преобразования мира, а
в комедии «Леоне и Лена» изобличал
феодальный строй, то его незаконченная
пьеса «Войцек» (Woyzeck), опубликованная
только в 1879 г., раскрывает трагедию жизни
бедных людей.
Источником
конфликта пьесы является сама жизнь.
Военный парикмахер Войцек задавлен
нуждой. Он искренне полюбил девушку
Марию. Она также любит его бескорыстно
и преданно. У них родился ребенок. Но
герои бедны, их удел — монотонный труд
и рабское подчинение другим.
Трагический
финал пьесы (Войцек, узнав, что Мария
стала любовницей барабанщика, в порыве
безумия убивает ее и сам бросается в
пруд) мотивирован всем ее содержанием.
Общество, в котором господствуют деньги,
разрушает счастье простых людей,
извращает их нравственность и толкает
на путь преступлений.
Пьеса
«Войцек» —приговор буржуазному строю.
Пьеса
лишена натуралистических подробностей,
нет в ней и ничего романтического.
Психология Войцека, Марии, капитана,
барабанщика выявляется в обычных
житейских столкновениях. Замедленное
развитие сюжета отнюдь не снижает
динамизма трагедии. Язык персонажей
естествен и богат диалектизмами.
Композитор
Альбано Берг создал на сюжет «Войцека»
оперу, которая в 1927 г. была поставлена
в Ленинграде.
Произведения
Георга Бюхнера, революционера-демократа,
предшественника немецкой реалистической
литературы, завоевали большую любовь
читателей в Германской Демократической
республике.
Источник: https://StudFiles.net/preview/4535223/page:43/
Бюхнер Георг
Георг Бюхнер (нем. Georg Büchner; 17 октября 1813, Гедделау близ Дармштадта — 19 февраля 1837, Цюрих) — немецкий поэт и драматург.
Сын врача, брат врача и естествоиспытателя Людвига Бюхнера.
Учился в Страсбурге и Гиссене, где занимался изучением естественных наук и практической медицины; издал памфлет «Der Hessische Landbote» с эпиграфом: «Friede den Hütten, Krieg den Palästen» («Мир — хижинам, война — дворцам»).
В 1834 году Бюхнер участвовал в революционном восстании в Гессене. За написание политического памфлета разыскивался полицией. Избежал грозившего ему ареста бегством в 1835 году в Страсбург и здесь посвятил себя изучению новой философии, в особенности Декарта и Спинозы.
В октябре 1836 года приехал в Цюрих, где получил позволение на чтение лекций; но 19 февраля 1837 года, вскоре после открытия им своего курса сравнительной анатомии, трагически умер от заражения крови, вызванного неаккуратно удаленным прыщом на губе.
Учебник сравнительной анатомии, написанный Бюхнером, использовался в вузовском преподавании вплоть до середины ХХ века.
Всего в своей жизни Бюхнер написал три драматических произведения.
Перед последним путешествием в Страсбург написал в Дармштадте в течение нескольких недель драму «Смерть Дантона» («Dantons Tod, dramatische Bilder aus der Schreckenzeit»; Франкфурт, 1835), ставшую одним из первых образцов современной драмы.
В Страсбурге Бюхнер перевёл пьесы Виктора Гюго «Лукреция Борджиа» и «Мария Тюдор» (1835).
В рукописи, кроме философских работ и отрывков поэтических сочинений, он оставил комедию «Леонс и Лена» («Leonce und Lena»; издана 1839), полную ума, остроты и резкой иронии, а также отрывки повести «Ленц» («Lenz», 1835) о немецком писателе Якобе Михаэле Рейнхарде Ленце (1751—1792), входившем в движение «Буря и натиск». Лучшим сочинением Бюхнера называют пьесу «Войцек» («Woyzeck», 1837; опера Альбана Берга, 1914—1922, фильмы Вернера Херцога, 1979, Яноша Саса, 1994). Драма «Пьетро Аретино» утрачена.
Поэтическое наследие Бюхнера было издано его братом под заглавием «Nachgelassene Schriften» (Франкфурт, 1850), но он был надолго забыт.
Возвращением писателя стало критическое издание всех сочинений Бюхнера «Sämtliche Werke und handschriftlicher Nachlass» с биографией, написанной австрийским писателем Карлом Эмилем Францозом, оно появилось в 1879 во Франкфурте-на-Майне.
С 1921 года пьесы и проза Бюхнера переносятся на кино-, а потом и на телеэкран. С 1923 года вручается премия Бюхнера, которая считается наивысшей наградой Германии в области прозы.
Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями
Источник: http://velib.com/biography/bjukhner_georg/
«Войцек»: описание, анализ и значение пьесы
«Войцек» («Woyzeck») — драма Георга Бюхнера. Начатая, по предположениям исследователей, в 1836 году, оставшаяся незаконченной (двадцатичетырехлетний Георг Бюхнер внезапно скончался в 1837 г.), пьеса была найдена в фрагментарном виде среди бумаг писателя и надолго осталась лежать в его архиве.
Только спустя почти полвека существующие три варианта набросков к драме были скомпонованы в единое целое литератором К.-Э. Францозом, выпустившим в 1879 г. в свет первое издание «Войцека». Премьера драмы состоялась спустя еще треть века — в мюнхенском «Резиденц-театре» (режиссер — Е. Килиан) в 1913 году.
В основе пьесы «Войцек» — реальная история лейпцигского цирюльника, в прошлом солдата, Иоганна Христиана Войцека, убившего из ревности свою возлюбленную. После его казни в 1824 г.
в газетах Лейпцига развернулась дискуссия о возможных причинах такого преступления, прежде всего — о психическом здоровье убийцы.
Опираясь на этот документальный материал, Бюхнер создал социальную драму о маленьком человеке, которого выталкивает из жизни враждебная ему среда.
Драматург приглушил мотивы болезни, которые могли стать объяснением убийства. Мир, окружающий армейского брадобрея Войцека, представлен в пьесе не приспособленным для природного, естественного человека.
И Доктор, и Капитан, и соперник Тамбурмажор убеждены в своем превосходстве над почти бессловесным солдатом, который готов на все, чтобы заработать хоть немного денег. На самом деле именно Войцек с его странной восприимчивостью, с его чистой любовью к Марии и постоянной заботой об их незаконнорожденном ребенке — нравственное существо в пьесе.
И доведен он до исступления, почти до безумия не изменой женщины, а всем укладом жизни. Убийство у Бюхнера — результат распада личности, постоянно подвергаемой насилию.
В первом своем произведении, исторической драме «Смерть Дантона» Бюхнер, обратившись к Великой французской революции, рассматривал «дьявольский фатализм истории», подминающей под себя отдельную личность и превращающей ее в марионетку, «подвешенную на веревках неведомых сил». «Войцек» как драма маленького человека — закономерный этап творческого пути драматурга, размышлявшего о процессе нивелировки личности.
Творчество Бюхнера — начало реализма в немецкой литературе, подведение итогов целой эпохи.
На смену исключительной личности, стоявшей в центре произведений романтиков, в «Войцеке» пришел простой солдат, бедный, неграмотный и косноязычный, обремененный бесконечными обязанностями, замордованный полным бесправием.
Интерес к теме социальных низов, жесткая прозаичность стиля предвосхищали натурализм как метод отображения действительности. Задолго до возникновения новой драмы рубежа XIX—XX вв. Бюхнер сумел увидеть трагическое в повседневности, в обыденном течении жизни.
Неоцененная и непонятая в XIX столетии, драма «Войцек» в веке XX была прочитана как его гениальное предвидение.
Рваная стилистика, незаконченность, недоговоренность и одновременно взвинченность интонаций, сменяющихся ритмов воспринимались как предвестие поэтики экспрессионизма, родившегося тоже в Германии в 1910-х годах.
Неслучайно именно по этой пьесе было создано одно из новаторских музыкальных произведений XX века — экспрессионистская опера «Войцек» австрийского композитора Альбана Берга (1921 г.). На протяжении XX века к «Войцеку» постоянно обращается немецкоязычный театр: спектакли М. Рейнгардта, В. Лангхоффа, Г.
Литцан и других. В 1947 г. по пьесе был создан немецкий фильм режиссера Г. Кларена. Экзистенциальная трагедия человека в «Войцеке» долгое время оставалась чуждой русскому театру. В сезоне 1996—1997 гг. «Войцек» впервые был представлен на сцене одного из петербургских театров (режиссер Ю. Бутусов).
Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998
Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/vojcek_opisanie_analiz_i_znachenie_pesy/62-1-0-1234
Бюхнер, Георг (Georg Büchner) биография, о авторе
Георг Бюхнер (нем. Georg Büchner; 17 октября 1813, Гедделау близ Дармштадта — 19 февраля 1837, Цюрих) — немецкий поэт и драматург.
Биография
Сын врача, брат врача и естествоиспытателя Людвига Бюхнера.
Учился в Страсбурге и Гиссене, где занимался изучением естественных наук и практической медицины; издал памфлет «Der Hessische Landbote» с эпиграфом: «Friede den Hütten, Krieg den Palästen» («Мир — хижинам, война — дворцам»).
В 1834 году Бюхнер участвовал в революционном восстании в Гессене. За написание политического памфлета разыскивался полицией.
Избежал грозившего ему ареста бегством в 1835 году в Страсбург и здесь посвятил себя изучению новой философии, в особенности Декарта и Спинозы.
В октябре 1836 года приехал в Цюрих, где получил позволение на чтение лекций; но 19 февраля 1837 года, вскоре после открытия им своего курса сравнительной анатомии, умер от тифа.
Учебник сравнительной анатомии, написанный Бюхнером, использовался в вузовском преподавании вплоть до середины ХХ века.
Творчество и признание
Всего в своей жизни Бюхнер написал три драматических произведения. Перед последним путешествием в Страсбург написал в Дармштадте в течение нескольких недель драму «Смерть Дантона» («Dantons Tod, dramatische Bilder aus der Schreckenzeit»; Франкфурт, 1835), ставшую одним из первых образцов современной драмы. В Страсбурге Бюхнер перевёл пьесы Виктора Гюго «Лукреция Борджиа» и «Мария Тюдор» (1835). В рукописи, кроме философских работ и отрывков поэтических сочинений, он оставил комедию «Леонс и Лена» («Leonce und Lena»; издана 1839), полную ума, остроты и резкой иронии, а также отрывки повести «Ленц» («Lenz», 1835) о немецком писателе Якобе Михаэле Рейнхарде Ленце (1751—1792), входившем в движение «Буря и натиск». Лучшим сочинением Бюхнера называют пьесу «Войцек» («Woyzeck», 1837; опера Альбана Берга, 1914—1922, фильмы Вернера Херцога, 1979, Яноша Саса, 1994). Драма «Пьетро Аретино» утрачена.
Поэтическое наследие Бюхнера было издано его братом под заглавием «Nachgelassene Schriften» (Франкфурт, 1850), но он был надолго забыт.
Возвращением писателя стало критическое издание всех сочинений Бюхнера «Sämtliche Werke und handschriftlicher Nachlass» с биографией, написанной австрийским писателем Карлом Эмилем Францозом, оно появилось в 1879 во Франкфурте-на-Майне. С 1921 года пьесы и проза Бюхнера переносятся на кино-, а потом и на телеэкран.
С 1923 года вручается премия Бюхнера, которая считается наивысшей наградой Германии в области прозы. Её получили многие крупные писатели Германии, Австрии, Швейцарии. В 1960 году она была присуждена Паулю Целану, который в ответной речи глубоко отозвался о творчестве Бюхнера.
Публикации на русском языке
Сочинения. — М.; Л.: Academia, 1935.Пьесы. Проза. Письма. — М.: Искусство, 1972.Г. Бюхнер. Смерть Дантона. Приводится по: Пьесы. — М.: Художественная литература, 1972.Немецкая романтическая комедия. — СПб: Гиперион, 2004.
Литература о писателе
Kobel E. Georg Büchner: das dichter. Werk. Berlin; New York: de Gruyter, 1974Goldschnigg D. Rezeptions- und Wirkungsgeschichte Georg Büchners. Kronberg: Taunus, 1975Richards D.G. Georg Büchner and the birth of the modern drama. Albany : State University of New York Press, 1977Grimm R. Love, lust, and rebellion: new approaches to Georg Büchner. Madison: University of Wisconsin Press, 1985Loch G. Georg Büchner: das Leben eines Frühvollendeten: Biografie. Berlin: Neues Leben, 1988Hauschild J.C. Georg Büchner: Biographie. Stuttgart, 1993Goltschnigg D. Georg Büchner und die Moderne: Texte, Analysen, Kommentar. Berlin: E. Schmidt, 2001-2004Müller-Sievers H. Desorientierung: Anatomie und Dichtung bei Georg Büchner. Göttingen: Wallstein, 2003
Таран-Зайченко П. Георг Бюхнер. М.: Знание, 1963
Источник: http://allpoetryin.ru/germaniya/byuhner-georg/biografiya
Георг Бюхнер. Подробная биография
Георг Бюхнер – немецкий поэт и драматург – родился 17 октября 1813 года в Годделау, близ Дармштадта (Германия). Сын врача, брат врача и естествоиспытателя Людвига Бюхнера, писателей Александра и Луизы Бюхнер. Его племянником был Эрнст Бюхнер (1850-1924), химик-изобретатель.
Учился в Страсбурге и Гиссене, где занимался изучением естественных наук и практической медицины.
В 1834 Бюхнер организовал «Общество прав человека» («Gesellschaft der Menschenrechte») и участвовал в революционном восстании в Гессене. Издал памфлет «Der Hessische Landbote» с эпиграфом: «Friede den Hütten, Krieg den Palästen» («Мир — хижинам, война — дворцам»), ставшим распространённым левым лозунгом. За написание политического памфлета разыскивался полицией.
Избежал грозившего ему ареста бегством в 1835 в Страсбург и здесь посвятил себя изучению новой философии, в особенности Декарта и Спинозы. В октябре1836 приехал в Цюрих, где получил позволение на чтение лекций; но 19 февраля 1837 года, вскоре после открытия им своего курса сравнительной анатомии, Георг Бюхнер умер от тифа.
Учебник сравнительной анатомии, написанный Бюхнером, использовался в вузовском преподавании вплоть до середины XX века.
Всего в своей жизни Бюхнер написал три драматических произведения. Перед последним путешествием в Страсбург написал в Дармштадте в течение нескольких недель драму «Смерть Дантона» («Dantons Tod, dramatische Bilder aus der Schreckenzeit»; Франкфурт, 1835), ставшую одним из первых образцов современной драмы.
В Страсбурге Бюхнер перевёл пьесы Виктора Гюго «Лукреция Борджиа» и «Мария Тюдор» (1835).
В рукописи, кроме философских работ и отрывков поэтических сочинений, он оставил комедию «Леонс и Лена» («Leonce und Lena»; издана 1839), полную ума, остроты и резкой иронии, а также отрывки повести «Ленц» («Lenz», 1835) о немецком писателе Якобе Михаэле Рейнхарде Ленце (1751-1792), входившем в движение «Буря и натиск». Лучшим сочинением Бюхнера называют пьесу «Войцек» («Woyzeck», 1837; опера Альбана Берга, 1914-1922, фильмы Вернера Херцога, 1979, Яноша Саса, 1994). Драма «Пьетро Аретино» утрачена.
Поэтическое наследие Бюхнера было издано его братом под заглавием «Nachgelassene Schriften» (Франкфурт, 1850), но он был надолго забыт.
Возвращением писателя стало критическое издание всех сочинений Бюхнера «Sämtliche Werke und handschriftlicher Nachlass» с биографией, написанной австрийским писателем Карлом Эмилем Францозом, оно появилось в 1879 во Франкфурте-на-Майне. С 1921 пьесы и проза Бюхнера переносятся на кино-, а потом и на телеэкран.
С 1923 вручается премия Бюхнера, которая считается наивысшей наградой Германии в области прозы. Её получили многие крупные писатели Германии, Австрии, Швейцарии. В 1960 она была присуждена Паулю Целану, который в ответной речи глубоко отозвался о творчестве Бюхнера.
Биография
Произведения
Критика
Ключевые слова: Георг Бюхнер, Georg Büchner, немецкие драматурги, премия Бюхнера, биография Георга Бюхнера, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, немецкая литература 19 в, жизнь и творчество Георга Бюхнера
Источник: http://md-eksperiment.org/post/20190314-biografiya-georga-byuhnera
Бюхнер Георг
Бюxнep (Buchner) Георг (17. 10. 1813, Годделау,-19. 2. 1837, Цюрих), немецкий писатель. Сын врача, брат философа Л. Бюхнера. В Страсбургском и Гисенском университетах, где он изучал медицину и естествознание, увлёкся идеями Великой французской революции и утопического социализма.
Участник революционного “Общества прав человека”, Бюxнep привлёк туда крестьян и ремесленников. Начальные слова “Мир хижинам! Война дворцам!” написанной Бюxнepом прокламации “Гессенский сельский вестник” (1834) впервые прозвучали в Германии. После разгрома организации Бюxнepа читал лекции в Цюрихском университете. Первое произв.
Бюxнepа – реалистическая драма “Смерть Дантона” (1835), в которой французская революция показана в её историческом величии и противоречиях. Комедия “Леоне и Лена” (изд. 1839) сочетает мягкий юмор с гневной сатирой на немецкие карликовые государства. В лучшей пьесе “Войцек” (1837) Б. показал социальный гнёт и пробуждение классового сознания рабочего люда.
В новелле “Ленц” (1839) выражены эстетические взгляды Бюxнepа. Материалист по мировоззрению, он выступал против шиллеровской идеализации образов и романтического субъективизма.
Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 4. Брасос – Веш. – М., Советская энциклопедия. – 1971. – 600 с. с илл., 39 л. илл., 8 л. карт (630.000 экз.).
Э. Я. Тураева.
Бюхнер, Георг (Buchner, Georg) (1813–1837), немецкий писатель, создатель реалистической драмы.
Родился 17 октября 1813 под Дармштадтом. Изучал медицину, историю и философию в университетах Страсбурга и Гисена.
В 1834 участвовал на родине, в Гессене, в революционном движении и за написание политического памфлета разыскивался полицией. В начале 1836 отошел от политики и продолжил образование в Швейцарии.
В том же 1836 начал читать лекции по анатомии в Цюрихском университете; несколько месяцев спустя заразился тифом и умер 19 февраля 1837.
Бюхнер написал всего три драматических произведения и один прозаический фрагмент, однако они принадлежат к числу наиболее оригинальных творений немецкой литературы.
Самая значительная его пьеса, Смерть Дантона (Dantons Tod, 1835), – драматический портрет одной из центральных фигур Французской революции, Дантона.
Новаторская по форме, Смерть Дантона состоит из отдельных сцен, где сменяют друг друга философский спор, меланхолическая медитация и политическая риторика.
Вторая пьеса Бюхнера, Войцек (Woyzeck, 1837), включает 27 сцен, повествующих о реальных исторических событиях и горестной жизни солдата. Пассивный по натуре, всегда во власти обстоятельств, Войцек беззащитен как перед внешним гнетом, так и перед собственной смутной страстью. Опера Воццек (1925) австрийского композитора А.Берга написана на текст Бюхнера.
В двух других произведениях, комедии Леонс и Лена (Leonce und Lena, опубл. 1839) и новелле Ленц (Lenz, опубл. 1839), пессимизм Бюхнера выражен с еще большей силой. Ленц читается как образец социально-психологической реалистической прозы. Влияние Бюхнера весьма ощутимо в драматургии таких авторов, как Фр. Ведекинд, Г.Гауптман и Б.Брехт.
Использованы материалы энциклопедии “Мир вокруг нас”.
Сочинения:
Werke und Briefe, Wiesbaden, [1958];
В рус. пер. – Сочинения. [Предисл. А. Дживелегова], М. – Л., 1935.
Бюхнер Г. Пьесы. Проза. Письма. М., 1972
Литература:
Тураева Э. Я., Драматургия Г. Бюхнера и ее сценическое воплощение, М., 1952;
Таран-Зайченко П. Георг Бюхнер. К 150-летию со дня рождения. М., 1963
Дмитриев А., [Предисл. ], в кн. : Бюхнер Г., Смерть Дантона, М., 1954 (текст книги на нем. яз. );
Meyer H., G. Buchner und seine Zeit, В., I960;
G. Buchner. Hrsg. von W. Martens, Darmstadt, 1965;
Schroder J., G. Buchners “Leonce und Lena”, Munch., 1966;
Johann E., G. Buchner in Selbstzeugnissen und Bilddo-kumenten, [Hamb., 1969] (библ. 171-74).
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/buhner_g.php
Георг Бюхнер «Ленц»
Немецкий поэт и врач Георг Бюхнер прожил более чем недолгую жизнь – он умер от тифа в 23 года.
Но он успел составить учебник сравнительной анатомии, по которому, говорят, учили будущих медиков до середины двадцатого века, пробовал себя в сочинении стихов и философских трактатов, а главное – написал несколько пьес, одна из которых – «Войцек» (1837) оказалась невероятно востребованной театром, правда… почти через сто лет после ее написания. История бывшего солдата, забитого и нищего лейпцигского цирюльника, казненного за убийство любовницы из отчаяния и ревности, оказалась слишком беспощадной для своего времени и слишком авангардной по своей форме. Зато зрители ХХ века узнали в ее экспрессии и рваном ритме, в трагедии маленького человека, изведенного жесткими экспериментами, – себя, свое время.
Клаус Кински в фильме «Войцек», реж. Вернер Херцог, 1979 г.
Если «Войцека» ставят по всему миру с завидной регулярностью, то недописанная Бюхнером повесть «Ленц» известна меньше.
В ее основе – биография немецкого писателя Якоба Михаэля Рейнхольда Ленца (1751-1792), участника литературного движения «Буря и натиск», который в определенный момент своей жизни ощутил глубокий внутренний разлад, у него стало развиваться психическое расстройство.
Позже ему удалось вернуть утраченное душевное равновесие, продолжал писать и преподавать, но именно этот драматический, кризисный период жизни Ленца показался Бюхнеру особенно интересным и важным.
В повести он подробнейшим образом описывает перемены душевного состояния Ленца. (И этим текст отчасти напоминает клинический случай из терапевтической практики).
Бюхнер показывает, как мешаются в сознании героя понятия и образы, как чувство отчаяния внезапно сменяется покоем и умиротворением, невыносимая тревога, страх пустоты и одиночества уступает место недолгой гармонии и просветлению.
Вообще, тема безумия поэтов и писателей первой половины ХIХ века привлекала сильно, достаточно вспомнить произведения Гельдерлина, Гоголя, Достоевского… Но все-таки обычно человека безумие пугает : мы боимся потерять контроль над ситуацией или утратить социальные связи, боимся потерять свою личность, свой интеллект и мгновенно оказаться за бортом этого упорядоченного и скоростного современного мира. И сопереживать такому герою, как Ленц, очень сложно: наши собственные страхи мешают нам поставить себя на его место, «примерить» на себя непереносимые для нас чувства, ощутить хаос, который царит в его душе.
Но все-таки, повесть Бюхнера – не только о безумии.
Она поднимает темы, важные в определенные моменты времени для каждого – это и утрата смысла жизни, и сомнение в существовании нормы, универсальной для всех, и потребность в религиозном поиске, – вообще, в сильном переживании, способном вырвать нас из рутины повседневности.
И Бюхнеру , действительно, удается, если не остановить нас, то хотя бы притормозить на время и обратить внимание на те глубинные страхи и фантазии, которые по-прежнему живут в нашем бессознательном.
Источник: http://www.psychologies.ru/wellbeing/georg-byuhner-lents/
Великие немецкие ученые
Эдуард Бухнер (нем.Eduard Buchner) – немецкий химик и биохимик. Нобелевская премия по химии (1907) «За проведенную научно-исследовательскую работу по биологической химии и открытие внеклеточной ферментации».
Эдуард Бухнер родился 20 мая 1860 г. в Мюнхене в семье потомственных ученых, происходившей из баварской Швабии.
Его отец, Эрнст Бухнер был профессором судебной медицины, организатором и редактором журнала “Мюнхенский медицинский еженедельник”. Большая научная организационная загруженность не помешала ему, однако, быть трижды женатым. От третьего брака на Фредерике Мартин, дочери кассира, родились два сына – Ганс в 1850 г. и Эдуард.
После смерти отца его старший брат Ганс, ставший впоследствии известным гигиенистом и эпидемиологом, по признанию Эдуарда, “сделал невозможное, чтобы я получил образование”. Исключительная дружба, взаимная поддержка и научное сотрудничество объединяло братьев на протяжении всей их жизни.
После окончания мюнхенской реальной гимназии в 1877 году Эдуард Бухнер в качестве вольноопределяющегося служил в полку Полевой артиллерии. Но его увлекала исследователдьская работа.
Бухнер поступил в Мюнхенский технический университет, где стал изучать химию.
Однако финансовые трудности вынудили его бросить учебу и в течение четырех лет работать на консервных заводах в Мюнхене и Момбахе. Хотя работа и заставила прервать занятия, она познакомила с процессом спиртового брожения, в результате которого сахар под действием дрожжей распадается на алкоголь и углекислый газ.
Благодаря помощи брата Ганса Бухнер смог в 1884 г.
возобновить занятия. Затем он получал трехгодичную стипендию и изучал химию у Адольфа фон Байера в Мюнхенском университете и ботанику у Карла фон Негели в Институте ботаники.
В эти годы Бухнер познакомился с Г. Пешманном и Т. Курциусом.
Последний, ставший вскоре ближайшим другом и коллегой Бухнера, пригласил его на один семестр в Эрлангер, в химическую лабораторию, руководителем которой он стал по предложению О.Фишера. Глубокое влияние Курциуса сказалось том, что именно от него Бухнер воспринял любовь и навыки к кропотливому труду исследователя.
В 1888г. Бухнер стал доктором, а в 1891 г.
занял должность приват-доцента Мюнхенского университета. В 1893 г. Бухнер по приглашению Курциуса последовал за ним в Киль, где в 1895 г. стал профессором. Через год Пешманн пригласил его занять вакантную должность экстраординарного профессора в Тюбингенском университете, где Бухнер провел и опубликовал в 1897 г. работу “Спиртовое брожение без дрожжевых клеток”.
Последующее развитие этой темы в Берлинской сельскохозяйственной школе, куда в 1898 г. он был приглашен на должность профессора общей химии, быстро принесло Бухнеру признание в научном мире. В 1905 г. он был награжден золотой медалью Ю. Либиха, присуждаемой Обществом немецких химиков.
В 1907 г.
Эдуард Бухнер был удостоен Нобелевской премии “За биохимические исследования и за открытие бесклеточного брожения”.
Напряженная исследовательская деятельность, частые переезды, богатая увлечениями жизнь, по-видимому, были причиной того, что Бухнер лишь в возрасте 40 лет в 1900 г оду женился на Лотте Шталь, дочери Тюбингенского математика.
От этого брака у него были два сына и дочь.
Бухнер был человеком исключительно живого и сердечного нрава. Эти черты характера неизменно привлекали к нему многочисленных и верных друзей, содействовали созданию в его семье радостной и счастливой обстановки. Живой интерес к политике (Бухнер был пылким сторонником Бисмарка) сочетался с любовью к изобразительному искусству.
В юношеские годы ортодоксальная приверженность католицизму, но в 40 лет вполне сознательный переход в протестантство, страстная увлеченность охотой и альпинизмом (преодолел около ста горных вершин!) – все это было проникнуто особой любовью к борьбе с трудностями, склонностью к приключениям.
Исключительная память и живое воображение, мужество, сердечность – таковы отличительные черты Бухнера, сохранившиеся в памяти его друзей и сотрудников.
Когда началась Первая Мировая война 54-летний капитан Эдуард Бухнер 11 августа 1914 года вступил в армию. Уже в декабре он был награжден железным крестом, а в январе 1916 г. возведён в чин майора. В феврале Бухнера вызвали с фронта в Вюрцбург для продолжения научной и педагогической деятельности, однако в июне 1917 г. он вновь вернулся на фронт. 11 августа в Румынии (под Фокшанами) Бухнер был смертельно ранен. Он умер 12 августа 1917 г. и там же похоронен на братском кладбище.
Источники:
https://en.wikipedia.org/
www.chem.msu.su/
← Великие немецкие ученые
Наверх
Источник: http://www.lgroutes.com/Famous/Scientific/Buchner.html
Смерть Дантона
Жорж Дантон и Эро-Сешель, его соратник в Национальном конвенте, играют в карты с дамами, среди которых Жюли, жена Дантона. Дантон апатично разглагольствует о женщинах, их обаянии и коварстве, о невозможности знать и понимать друг друга. На успокоительные слова Жюли Дантон меланхолично замечает, что любит её, как любят «могилу», где можно обрести покой. Эро флиртует с одной из дам.
Приходят друзья, другие депутаты Конвента. Камилл Демулен сразу вовлекает всех в разговор о «гильотинной романтике». На своём втором году революция ежедневно требует все новых жертв. Эро считает, что с революцией нужно «кончать» и «начинать» республику. Каждый имеет право наслаждаться жизнью как умеет, только не за счёт других.
Камилл уверен, что государственная власть должна быть открытой для народа, «прозрачным хитоном» на его теле. Зная великолепный ораторский дар Дантона, он призывает его начать атаку с выступления в Конвенте в защиту истинной свободы и прав человека. Дантон как будто и не отказывается, но не проявляет ни малейшего энтузиазма, ведь до этого момента ещё нужно «дожить».
Он уходит, демонстрируя всем, как утомлён политикой.
[пропущена страница]Продолжение после рекламы:
зале бурю аплодисментов, заседание переносят. Не в интересах судей слышать, что в своё время именно Дантон объявил войну монархии, что его голос «ковал оружие для народа из золота аристократов и богачей». Затем Дантон апеллирует к народу, требует создания комиссии для обвинения тех, из-за кого свобода «шагает по трупам». Заключённых силой уводят из зала.
На площади перед Дворцом правосудия гудит толпа. В криках и возгласах нет единодушия, одни — за Дантона, другие — за Робеспьера.
Последние часы в камере. Камилл тоскует по жене Люсиль, которая стоит перед окном камеры и поёт. Он страшится смерти, страдает от того, что жена сходит с ума. Дантон, по обыкновению, ироничен и насмешлив. Всем горько сознавать себя «поросятами», забиваемыми палками до смерти, чтобы «на царских пирах было вкуснее».
В тот момент, когда осуждённых выводят из камеры, Жюли принимает яд в их с Дантоном доме. Поющих «Марсельезу» осуждённых везут в повозках на площадь Революции к гильотине. Из толпы раздаются издевательские крики женщин с голодными ребятишками на руках. Осуждённые прощаются друг с другом. Палачи растаскивают их. Все кончено.
У гильотины появляется Люсиль, поющая песенку о смерти. Она ищет смерти, чтобы соединиться с мужем. К ней подходит патруль, и во внезапном озарении Люсиль восклицает: «Да здравствует король!» «Именем Республики» женщину арестовывают.
Источник: https://briefly.ru/bjuhner/smert_dantona/