Доктороу Эдгар
Родился в Бронксе, в семье детей еврейских эмигрантов из Минской губернии Дэвида Ричарда Доктороу и Роуз Левин
До службы в армии (1953–1955) Доктороу окончил Кеньон-колледж в штате Огайо и магистратуру по филологии при Колумбийском университете.
В 1956-59 годах Эдгар Доктороу работал в сценарном отделе студии «Columbia Pictures», в 1959-1964 годах занимал пост старшего редактора в «New American Library», потом пять лет работал главным редактором издательства «Dial Press». С 1969 года он всецело посвятил себя литературной и преподавательской деятельности.
В частности, Доктороу был преподавателем в колледже Сары Лоренс, в Йельской драматической школе, в Принстонском, Калифорнийском и Нью-Йоркском университетах. В 1960 году женился на студентке театрального института, Хелен Сетцер, которая родила ему троих детей. В 1984 году писатель стал членом Американской академии и Национального института искусств и словесности.
Доктороу вступил в литературу, опираясь на традиции социально-критического романа США 30-40-х гг., и оставался им верным почти во всех своих последующих произведениях.
Широкое признание талант Доктороу получил с публикацией романа «Регтайм», отвечавшего потребностям американского общества в осмыслении истоков своей современной истории. Период начала XX в.
, когда получил распространение музыкальный стиль регтайм, представал у Доктороу в стереоскопическом изображении, включавшем как судьбы вымышленных персонажей, так и элементы биографий реально существовавших исторических лиц. В числе последних, активными участниками романного действия являются писатель Т.
Драйзер, анархистка Эмма Голдман, иллюзионист Гарри Гудини, банкир Джон Пирпонт Морган. Связующим звеном между двумя повествовательными ракурсами становится в романе образ негритянского музыканта, виртуоза регтайма Колхауза Уокера.
Захватив вместе со своими приверженцами мемориальную библиотеку Моргана, он требовал от городских властей Нью-Йорка не столько возмещения причиненного ему в прошлом материального ущерба, сколько признания за негритянским населением США твердого права на человеческое достоинство.
В последние годы Доктороу нередко выступал как литературный критик и публицист со статьями программного, литературно-политического и культурологического характера.
Три его романа экранизированы, а самая известная книга — «Рэгтайм» — стала бестселлером.
Доктороу скончался 21 июля 2015 года от рака лёгких.
Источник: http://fb2.net.ua/publ/d/doktorou_ehdgar/5-1-0-160
Быкова Е.: Анализ романа Эдгара Л. Доктороу “Рэгтайм”
Быкова Е.
ПГУ (Пермский Государственный Университет)
Анализ романа Эдгара Л. Доктороу Рэгтайм
Роман Л. Доктороу «Рэгтайм» был написан в 1957 году. Обратимся к названию романа. Что же такое регтайм? В. Д. Конен в книге «Рождение джаза (глава «Регтайм и его истоки»)» обращается к рассмотрению этого явления. “Эпоха регтайма” – пишет он, – длилась всего два десятилетия — с середины 90-х годов прошлого века до периода первой мировой войны.
Тем не менее этот краткий отрезок времени имеет значение для музыки не только в американском масштабе. С приходом регтайма открылся новый путь в искусстве, ясно порывающий с основами европейского композиторского творчества и окончательно реализовавшийся в джазовой культуре наших дней». Концепция, заложенная Доктороу в название романа, теснейшим образом связана с его содержанием.
Что же происходило в Америке в то время?
В 90-е годы дети отцов-пионеров стали процветающими дельцами. Их жизнь, подчиненная погоне за прибылью, была вместе с тем пронизана острой и открытой потребностью “веселиться”.
Как ответ на эту потребность в юго-западных районах страны (отдаленных от пуританского северо-востока не только в географическом, но и в духовном отношении) возникло множество заведений, готовых удовлетворить эту потребность на уровне, доступном умам и душам нового обывателя.
Юго-западные (в особенности бывшие латинские) районы США запестрели десятками и сотнями домов терпимости и притонов, игорных клубов и дешевых баров, танцплощадок и бурлескных шоу.
Этот своеобразный мир, известный в Америке под названием “спортинг” (“sporting life”) или “ночной жизни”, образует почти столь же характерный штрих в локальном колорите новейших американских земель конца XIX столетия, каким в 20-е годы нашего века стал “Голливуд” (возникшая вокруг него атмосфера).
Вплоть до преддверия первой мировой войны “ночная жизнь” процветала здесь во всю силу. И именно здесь, и только здесь находили применение талантливые (иногда талантливейшие) музыканты. Их был легион, и видное место среди них занимали негры.
Автор романа совершенно не идеализирует ни жившее тогда общество, ни царившие в те времена нравы.
Не беспристрастно он рассказывает и о музыкальных вкусах, и о тогдашних героях, и о привычках общества, и о расизме, социализме, бедности и нищете иммигрантов, борьбе за равноправие женщин, зарождении кинематографа и общества массового потребления: «Ньюйоркеры презирали иммигрантов. Такие грязные, неграмотные.
Воняют рыбой и чесноком. Гноящиеся раны. Бесконечные несчастья. Никакой чести, работают почти бесплатно. Воруют. Пьют. Насилуют собственных дочерей. Убивают друг друга. Среди тех, кто их презирал, большинство составляли ирландцы второго поколения, чьи отцы были повинны в тех же грехах».
В Америке главными меценатами и покровителями музыкантов “предджазовой эпохи” являлись хозяйки домов терпимости, совершенно независимо от их собственного отношения к музыке.
Как ни комично это высказывание, оно характеризует вполне реальную ситуацию и это не могло не найти свое отражение на страницах романа Доктороу: «Миллионы безработных. Счастливчики, заполучившие работу, имеют наглость объединяться в союзы.
Суды ликуют, полиция колотит профсоюзников по башкам, их лидеры в тюрьме, рабочие места заняты другими. Профсоюз – это дьявольский промысел. О рабочем человеке позаботятся не агитаторы, а христиане – те, кому господь в его бесконечной мудрости дал контроль над собственностью в этой стране. Если никто сему не внимал, вызывались войска.
Оружие было пущено в ход повсеместно. В угольных копях шахтер получал доллар и шестьдесят центов при условии трех тонн ежедневной выработки. Компания держала его в своих лачугах и кормила из своих магазинов. Негры на табачных плантациях вкалывали по тринадцать часов в день, получая по шесть центов в час. Одна сотня негров в год линчевана.
Одна сотня шахтеров сгорела заживо. Одна сотня детей искалечена. Казалось, существовала квота на эти дела. Определенная квота и для смерти от истощения. Нефтяные тресты, банковские тресты, железнодорожные тресты, мясные тресты, стальные тресты – тресты повсюду».
Создается образ Америки – страны пороков, страны, развращающей нравы: «Америка – это ошибка, сказал он Эрнесту Джонсу, гигантская ошибка. По всей Америке открыто гуляли секс и смерть. Женщины очертя голову умирали в ознобе экстаза.
Богатей подкупали репортеров, чтобы скрыть свои делишки. Журналы надо было читать между строк, что и делалось». «Жратва была заклятием успеха. Персона, несущая впереди себя свое пузо, считалась на вершине благополучия.
Дамы попадали в больницу с разрывом мочевого пузыря, с одышкой, с ожирением сердца и воспалением спинного мозга. Общество устремлялось на воды, к серным источникам, но и там прием слабительного оказывался лишь поводом для новой обжираловки. Великая Америка пердела на весь мир».
«Граждане плевали на землю. Народ любил тогда плевать во все стороны. Страна разлетающихся плевков».
В этой стране хорошо жилось богатым и тем, кто «неплохо устроился». Кощунственные выходки элиты такого общства шокируют: «Стало модным почитать бедность. Во дворцах Нью-Йорка и Чикаго закатывали “балы нищих”.
Гости приходили, одетые в тряпье, ели из оловянных тарелок и пили из дешевых кружек. Залы были декорированы под шахты с креплениями из бревен, с рельсами и шахтерскими лампочками.
Фирмам театральных декораций давали заказы на трансформацию садов в грязные фермы, а столовых – в хлопковые фабрики. Гости курили сигарные окурки, которые разносились на серебряных подносах. Артисты выступали в негритянском гриме.
Одна чикагская аристократка пригласила гостей на хозяйственный двор. Гостей одели как мясников. Они пировали и танцевали, пока вокруг на блоках двигались окровавленные туши. Кишки вываливались на пол. Это, конечно, был благотворительный бал».
Автором представлена целая галерея образов, которые являются «лицом» этой эпохи. Это и несостаявшаяся «проституточка» Эвелин («Ты покорно приняла условия, в которых оказалась, и в них ты восторжествовала. Но что это была за победа? Победа проститутки.
И чем же ты утешилась? Ты утешилась в цинизме, в унижении, в презрении к мужчинам»), анархистка Эмма Голдинг, готовая ради великой идеи продать свое тело («Нужны были деньги на железную дорогу, ну и на пистолет, конечно. Вот тогда-то я и надела вышитое белье и отправилась на Четырнадцатую улицу. Однако я продалась бы, я сделала бы это, если бы пришлось.
Ради Беркмана и революции»), «великий эскейпист», фокусник Гарри Гудини, отвратительный прелюбодейник Фсоу, Зигмунд Фрэйд («немец-перец-колбаса») – в романе его личность освещается отнюдь не в лучшем свете и дается его характеристика «глазами американцев» («эдакий умник, проповедующий свободную любовь и пользующийся научными словами специально для того, чтобы говорить “пошлости”»), Теодор Драйзер (сокрушающийся о творческой неудаче, представлен комично: «Однажды он решил, что стул смотрит в неверном направлении»), фанатичный Младший брат, разочаровавшийся в любви и нашедший утешение в террористической группировке («я умею взрывать»), Генри Форд, возомнивший себя предком Осириса. Важно также отметить, что Доктороу в своем романе использует исторические детали, мало известные документальные подробности и изображает реально живших действующих лиц, что придает роману не только панорамность изображения, но и удивительную атмосферу присутствия.
Отдельного рассмотрения требуют такие персонажи, как Тятя и Колхаус. В начале романа мы видим Тятю как бедного отца семейства («Мамка, Тятя и Малышка в передничке»). Тятя добывал пропитание на улицах, еле сводил концы с концами.
Выясняется, «что собственная жена, чтобы им кушать, предлагала себя, а он ее турнул из дома и сейчас плачет, как по покойнице» – Тятя остался один с ребенком.
Столокнувшись с царящим в стране беззаконьем, несправедливостью и произволом властей, Тятя «начал ощущать, как его жизнь неумолимо отделяется от судьбы рабочего класса. “Я ненавижу машины”, – заявил он своей дочери. Он встал, и она встала, они взялись за руки и пошли искать выход».
Итак, после длительных поисков и путешествий жизнь художника «влилась в поток американской энергии».
В конце романа Тятя неожиданно для читателя предстает перед нами как некий барон – он разбогател, стал популярным режиссером – все это он сделал для того, чтоб его единственный ребенок был ничем неограничен и счастлив (и забыл все лишения прежней жизни): «Когда-то ведь возилась она в деревянных сарайчиках за жилищами, хвосты грызунов хлестали ее по лодыжкам, она наблюдала, как спариваются собаки, как шлюха ведет клиента в свою грязную постель, как пьяница мочится сквозь спицы тележек».
Второй, не менее важный для рассмотрения персонаж – Колхаус Уокер. Негр, пожертвовавший своей жизнью, ради справедливости, человек, сумевший противостоять агрессии властей, неуважения к себе как к человеку, полноценному члену общества.
Счастье этого человека (имнно он играет на рояле рэгтайм) не состоялось («Колхаус Уокер заплатил за похороны свадебными деньгами») в связи с невозможностью принятия им законов этого отравленного общества – в конце романа Отец абсолютно точно в своих раздумьях дает оценку Колхаусу: «мирный человек, сведенный с ума обстоятельствами жизни». К сожалению, те люди, которые вошли в группировку Колхауса, не преследовали тех высших нравственных целей, за которые прочно держался их лидер: «Колхаус просто требует справедливости, а его людям на нее наплевать. Это другое поколение. В них нет ничего человеческого. Отец содрогнулся. Настоящие чудовища! У них перекрученные мозги».
Что же общего между Тятей и Колхаусом? Их объединяет приобщенность к творчеству: Тятя – художник, Колхаус – музыкант. Героям –художникам, как известно, присуща тонко чувствующая ранимая душа.
Существуя в таком порочном мире, в котором царит хаос, «спастись» от морального разложения, гибели может только художник (параллели с романом Томаса Манна «Волшебная гора», Сартра «Тошнота»).
Но каковы пути этих персонажей? В конце романа Тятя сновится абсолютно другим человеком – так его характеризует повествователь: «вся его личность как бы перевернулась, он стал разговорчивым и энергичным человеком, нацеленным только на будущее. Он чувствовал, что заслужил свое счастье.
Он построил его без посторонней помощи, в самом деле». Тятя приспособился к условиям этого мира, к цивилизации потребителей и смог «пробиться» при помощи своего таланта к хорошей жизни.
Но судьба Колхауса оказалось иной: он не отказался от своих принципов до последней секунды своей жизни: “Беги!” Он знал, конечно, что ему не обязательно бежать – достаточно лишь резко поднять голову, опустить руки или улыбнуться. В любом случае конец будет один». Он осознавал свою участь («Он знал, что ходит по острию ножа, и ходил по нему») и смирился с нею, особенно после смерти Сары.
Наряду с несостоявшимся счастьем Колхауса, изображена еще одна семья, состоящая из МБМ, Малыша, Матери и Отца. Перед нами довольно состоявшееся семейство, но это только в начале повествования, а после событий, связанных с нашумевшим «делом» Колхауса происходит незамедлительный распад семейных уз: «В семье царило опустошение. Некая утечка тепла. Все носили свитеры. Младший Брат топил печь».
Можно заметить, что в романе в принципе не показано ни одной счастливой семьи. В этом виновно лишь время, которое сеяло непостоянство, смятение в умах людей. Настоящая идиллия, на мой взгляд, присутствует при описании беззаботного времяпрепровождения Малыша и Малышки.
Дети – наивные, чистые, не испачканные налетом капитализма сердца: «Они разбегались по своим комнатам, даже не оглянувшись, и дрыхли как убитые. Утром, конечно, снова искали друг дружку. Он и думать не думал, как она красива. Она и думать не думала, как он пригож.
Оба они исключительно остро чувствовали друг друга, словно были заряжены электричеством, они являлись будто силуэты сконцентрированного возбуждения, нимбы света». Общество со своими дурными нравами еще не коснулось этих милых созданий и на них вся надежда.
Концовка романа неожиданна: Гпрри Гудини за чашкой кофе узнает из газет о смерти своего друга. Этим другом оказывается не кто иной, как сам эргерцог Франц Фердинанд, человек, послуживший поводом для начала первой мировой войны.
Здесь читатель понимает, что мрачная тень второй мировой войны безжалостно и неумолимо надвигается. Тема войны в мирное время затрагивалась многими авторами: Т.
Манн, Фолкнер, об этом романы писателей «потерянного поколения» Ремарка, Хемингуэя, Олдингтона.
Характерно, что даже в 1913 году, когда регтайм уже прошел высшую точку своей популярности и был на грани поглощения джазом, в английской прессе появились такие строки:
“Многие искренние и тонко чувствующие музыканты придерживаются мнения, что регтайм — искусство упадка и с горестью говорят о его популярности, как о признаке порочности, характерной для нашего времени… Они видят во всем этом проявление худших свойств современных американцев”. Мне кажется, что концовка романа – преддверье войны – может трактоваться не только как упадок, «закат» эры рэгтайма, но и как наказание, ниспосланное высшими силами на это «падшее» общество.
«Рэгтайм» принадлежит к ряду книг, которые называют «великими американскими романами». Ряд этот начался с «Тома Сойера», продолжился «Великим Гэтсби» и «Светом в августе», а конца этого ряда пока не видно.
С точки зрения жанровой принадлежности «Рэгтайм» можно определить как роман социально-философский, поскольку отвечает требованиям этой разновидности романа: история эпохи, осмысление изменений.
Но существуют и другая точка зрения: некоторые исследователи говорят о том, что «Рэгтайм» – роман исторический, и с этим нельзя не согласиться. Произведение было написано в 1957 году, но относится он к событиям 1910-х.
Разница в этих временных промежутках может показаться не такой значительной, но нужно взять во внимание тот факт, что за этот период произошло две мировых войны, а за этими событиями стоят целые сменяющие друг друга эпохи.
«Рэгтайм» – это повествование о современной Америке, современной с точки зрения некоего Бога Истории, сотворившего Соединенные Штаты и с интересом наблюдающего за тем, что происходит в его творении. Иногда этот Бог с высоты своего авторского положения охватывает десятки лет американской истории, порой приближает к своим глазам мельчайшие факты самой обыденной жизни. Получается не мозаика, получается целая картина, которая и называется «американская жизнь».
В заключении мне хотелось бы сказать, что само слово “рэгтайм” стало сегодня как бы символом-лозунгом той эпохи. Воплощение этой мысли можно усматривать в упомянутом романе Эл. Доктороу “Рэгтайм”, где автор мастерски изобразил широкий разрез общественной жизни США в первой четверти нашего столетия.
Источник: http://american-lit.niv.ru/american-lit/articles/bykova-analiz-romana-regtajm.htm
Доктороу, Кори, биография, взгляды на интеллектуальную собственность, сочинения, художественная литература, нехудожественные произведения
Имя | Кори Доктороу |
Оригинал имени | Cory Doctorow |
Дата рождения | 17.7.1971 |
Место рождения | Торонто, Канада |
Род деятельности | писатель, Канады, блогер, философ |
Кори Доктороу (Cory Doctorow; род. 17 июля 1971, Торонто) — канадский писатель-фантаст, журналист, блогер, философ, сторонник либерализации системы авторских прав.
Биография
Доктороу родился в семье троцкистски настроенных преподавателей. Его отец родился в лагере беженцев в Азербайджане.
Учился в четырёх университетах, не закончив ни один из них. С ранней юности участвовал в деятельности движения за ядерное разоружение и экологических организаций (Гринпис). В 2000 году получил премию Джона Кемпбелла. В настоящее время работает в Лондоне, занимая пост координатора правозащитной организации Фонд электронных рубежей.
Кори Доктороу является сторонником значительного смягчения законов в сфере интеллектуальной собственности.
3 февраля 2008 года у Доктороу и его ныне жены Элис Тейлор родилась дочь, получившая имя Поэзи Эммелин Фибоначчи Наутилус Тейлор Доктороу.
Пишет рассказы, повести и романы, размещая каждый из них в Интернете в свободном доступе.
Взгляды на интеллектуальную собственность
Доктороу считает, что законы о копирайте должны быть ослаблены для того, чтобы свободный обмен всеми видами цифрового контента стал легальным. Он также выступает в защиту файлообмена.
Он утверждает, что владельцы прав должны иметь монополию только на продажу их цифровых копий их произведений, и что законы должны применяться только тогда, когда кто-то пытается продать продукт, правами на который он не обладает.
Доктороу является противником DRM, утверждая, что они ограничивают свободное распространение цифрового контента и часто причиняют неудобства законопослушным пользователям (включая проблемы с регистрацией, при возникновении которых пользователь теряет право доступа к своим покупкам и мешают им переносить приобретённые произведения на другие носители и платформы).
Сочинения
Художественная литература
Первый роман Кори Доктороу — «Down and Out in the Magic Kingdom» стал первым романом, выпущенным под одной из лицензий Creative Commons. Эта лицензия позволяла читателям распространять электронную версию книги под условием, что они не зарабатывают на этом и не создают производные работы. Электронное издание было выпущено одновременно с бумажным.
В марте 2003, лицензия под которой распространялся роман «Down and Out in the Magic Kingdom» была заменена другой лицензией Creative Commons, которая разрешала создание производных работ, таких как fan fiction, но всё еще запрещала коммерческое использование.
В августе 2003 года, рассказ, являющийся полусиквелом этого романа, был опубликован на сайте Salon.com.
Другие работы Кори Доктороу издавались на условиях лицензий Creative Commons, запрещающих создание производных работ и коммерческое использование, и становились доступными в электронном виде бесплатно одновременно с выходом бумажных изданий.
В 2000 году Кори Доктороу был удостоен награды «John W.
Campbell Award for Best New Writer», в 2003 он получил «Locus Award for Best First Novel» за свой роман «Down and Out in the Magic Kingdom», и награду Sunburst в категории «Лучшая канадская книга в жанре научной фантастики» за сборник рассказов «A Place So Foreign and Eight More» в 2004 году. Новелла «0wnz0red» была номинирована на награду Nebula в 2003 году.
Источник: http://www.cultin.ru/writers-doktorou-kori
Edgar Laurence Doctorow ( Эдгар Лоренс Доктороу ). Биография
Страна: США
Родился: 1931-01-06
Эдгар Лоренс Доктороу (Edgar Laurence Doctorow) родился 6 января 1931 года в Бронксе в семье второго поколения американцев еврейского происхождения из России. До службы в армии (1953–1955) Доктороу успел окончить Кеньон-колледж в штате Огайо и магистратуру по филологии при Колумбийском университете.
В 1956-59 годах Эдгар Доктороу работал в сценарном отделе студии «Columbia Pictures», в 1959-1964 годах занимал пост старшего редактора в «New American Library», потом пять лет работал главным редактором издательства «Dial Press». С 1969 года он всецело посвятил себя литературной и преподавательской деятельности.
В частности, Доктороу был преподавателем в колледже Сары Лоренс, в Йельской драматической школе, в Принстонском, Калифорнийском и Нью-Йоркском университетах. В 1960 году женился на студентке театрального института, Хелен Сетцер, которая родила ему троих детей. В 1984 году писатель стал членом Американской академии и Национального института искусств и словесности.
Доктороу вступил в литературу, опираясь на традиции социально-критического романа США 30-40-х гг., и оставался им верным почти во всех своих последующих произведениях.
Прямая перекличка с социальной проблематикой «великой депрессии» 30-х гг. содержалась уже в первом романе Доктороу — «Welcome to Hard Times».
Еще большей степенью идейно-политической злободневности был отмечен роман «The Book of Daniel», написанный в форме автобиографии молодого человека, родители которого погибли на электрическом стуле, будучи обвиненными в государственной измене.
Прозрачные аллюзии сюжета явно намекали на «дело» Этель и Юлиуса Розенбергов, обвиненных в содействии выдаче Советскому Союзу секретов ядерной технологии и казненных летом 1953 г.
Широкое признание талант Доктороу получил с публикацией романа «Регтайм», отвечавшего потребностям американского общества в осмыслении истоков своей современной истории.
Период начала XX в., когда получил распространение музыкальный стиль регтайм, представал у Доктороу в стереоскопическом изображении, включавшем как судьбы вымышленных персонажей, так и элементы биографий реально существовавших исторических лиц. В числе последних, активными участниками романного действия являются писатель Т.
Драйзер, анархистка Эмма Голдман, иллюзионист Гарри Гудини, банкир Джон Пирпонт Морган. Связующим звеном между двумя повествовательными ракурсами становится в романе образ негритянского музыканта, виртуоза регтайма Колхауза Уокера.
Захватив вместе со своими приверженцами мемориальную библиотеку Моргана, он требовал от городских властей Нью-Йорка не столько возмещения причиненного ему в прошлом материального ущерба, сколько признания за негритянским населением США твердого права на человеческое достоинство.
Идеей преемственности исторических эпох проникнут следующий роман Доктороу, «Loon Lake», в котором писатель сделал еще одну попытку вхождения в духовно-эмоциональный мир 30-х гг., или «красного десятилетия».
Автобиографические мотивы, не выходящие за пределы воспоминаний о детстве и раннем юношестве, преобладали в романе «Всемирная выставка», в котором, перед читателем протекает, то ускоряя свой бег, то замедляя, поток воспоминаний мальчика из небогатой еврейской семьи, растущего в 30-е годы в Бронксе, одном из самых непривилегированных районов Нью-Йорка.
Внешняя сюжетная сторона романа «Билли Батгейт», касается Нью-Йорка 30-х годов, эпицентра гангстерских разборок того времени. Без сомнения эпоха играет важную роль в истории, она привносит свой характер, свою атмосферу кипящих трудностей, неприкаянности и отчаянных разборок. Именно эпоха противостоит главному герою — 16-летнему Билли из нищих районов Бронкса.
Кажется обычный мальчишка, но если задуматься тот, кому суждено измениться до неузнаваемости, жить в совсем другой Америке — первой среди стран. Удивительна в Билли именно трансформация из Оливера Твиста в нашего современника. В определенный момент перед тобой уже не беспомощный малыш, а самостоятельный, умный человек, полный сил и внутренней энергии жить.
Билли тесно связан с Америкой, об этом говорит и кличка, которую он себе взял — Батгейт — название улицы в Бронксе.
Действия романа «Марш» разворачиваются в 1864-1865 годах на фоне Гражданской войны в США. Это реальный марш генерала Шермана, вошедшего в историю тем, что его решительные и жестокие действия склонили победу на сторону северян.
Армия Шермана прошла по южным штатам как полчище саранчи, уничтожая все, что невозможно было унести с собой. В «Марше» нет главного героя. Фокус повествования выхватывает из общей массы то бывшего раба, то армейского доктора, то дочь судьи, то разоренного плантатора. Сквозь всю книгу Доктороу последовательно проводит основную мысль: война — ад.
И жить на войне приходится в аду. Только дурак полагает, что война — это романтика, светлые идеи и лозунги с развевающимися знаменами. Что на войне солдаты красиво уходят ввысь, успевая сказать пару бессмертных фраз для потомков. На деле же война это страх и боль. И человек, в которого попало ядро, погибает вовсе не красиво.
А раненым, умирающим вповалку на земле около госпитальной палатки, нет никакого дела ни до бессмертных фраз, ни даже до тех лозунгов, под которыми они шли в бой.
В последние годы Доктороу нередко выступает как литературный критик и публицист со статьями программного, литературно-политического и культурологического характера.
Некоторые из его работ подобного рода собраны в его книгах эссе «Jack London, Hemingway, and the Constitution: Selected Essays, 1977-1992» и «Creationists: Selected Essays 1993-2006».
Его пьеса «Drinks Before Dinner» была поставлена в Нью-Йоркском Шекспировском театре.
Официальный сайт: www.eldoctorow.com
Сайт оптимизирован под firefox, скачать бесплатно русская версия можно по этой ссылке.
Награды и премии:
1975 — Лауреат «National Book Critics Circle Award» за роман «Рэгтайм»;
1976 — Номинация на «Nebula Award for Best Novel» за роман «Рэгтайм»;
1980 — Номинация на «National Book Critics Circle Award» за роман «Loon Lake»;
1982 — Номинация на «National Book Award» за роман «Loon Lake»;
1986 — Лауреат «National Book Award» за роман «Всемирная выставка»;
1989 — Номинация на «National Book Award» за роман «Билли Батгейт»;
1989 — Лауреат «National Book Critics Circle Award» за роман «Билли Батгейт»;
1990 — Номинация на «Pulitzer Prize for Fiction» за роман «Билли Батгейт»;
1990 — Лауреат «PEN/Faulkner Award» за роман «Билли Батгейт»;
2005 — Лауреат «National Book Critics Circle Award» за роман «Марш»;
2006 — Лауреат «PEN/Faulkner Award» за роман «Марш»;
2005 — Номинация на «National Book Award» за роман «Марш»;
2006 — Номинация на «Pulitzer Prize for Fiction» за роман «Марш».
Фантастика в творчестве: В своем втором романе «Big as Life» автор сатирически изображает безысходность властей Нью-Йорка при появлении огромных существ на улицах города. Роман «Клоака» написан в жанре стимпанка про город девятнадцатого столетия с сильным развитием паровых технологий. Роман «Рэгтайм», не имея прямого отношения к фантастическому жанру, был номинирован на премию «Небьюла» в 1976 году.
12 января 2012
Источник: http://shepilovsky.ru/edgar-laurence-doctorow-edgar-lorens-doktorou-biografiya/
Краткое содержание Рэгтайм – Доктороу Эдгар Лоуренс
Рэгтайм Краткое содержание романа 1902 г. Президент Соединенных Штатов – Тедди Рузвельт. Город Кью-Рошелл, штат Нью-Йорк.
На фешенебельной авеню Кругозора, в доме на холме, обсаженном норвежскими кленами, проживает семейство – Дед, Отец, Мать, Малыш и Младший Брат Матери (МБМ). Жизнь семейства насыщена духовностью и овеяна благостью.
Малыш чрезвычайно увлечен трюками артиста-эскейписта Гарри Гудини. Волею случая Гудини появляется в их доме – на дороге возле холма у него ломается машина. Но вот поломка устранена, Гудини собирается уезжать. Малыш стоит около машины и разглядывает свое отражение в медной фаре.
“Предупреди эрцгерцога”, – вдруг произносит он и убегает. Много лет спустя, в день смерти эрцгерцога Франца-Фердинанда, Гудини вспоминает об этом как о единственном истинно мистическом событии в его жизни.
Через несколько дней после этого происшествия Отец отбывает в полярную экспедицию. В океане их корабль встречает трансатлантический лайнер, набитый иммигрантами. Это зрелище действует на Отца удручающе. Собственно, сам он на полюс так и не попадает, ибо у него регулярно замерзает левая пятка.
Иммигранты: Мамка, Тятя и Малышка. Маленькая комнатенка в Нижнем Ист-Сайде. Все трое работают с утра до ночи. За лишний доллар Мамка уступает домогательствам своего работодателя. Тятя прогоняет ее из дома и от горя превращается в седого сумасшедшего старика. Известная натурщица Эвелин Несбит участвует в процессе по делу об убийстве своего бывшего любовника архитектора Стэнфорда Уайта. Убийца – ее муж Гарри Кэй Фсоу. Этот процесс создает первую секс-богиню в американской истории. Однажды, повинуясь капризу, она заезжает в бедные кварталы и встречает там Тятю с Малышкой. Но на митинге социалистов ораторша-анархистка Красная Эмма Голдмен раскрывает ее инкогнито. Тятя в ужасе хватает Малышку и исчезает. Голдмен уводит Эвелин к себе. МБМ, тайно влюбленный в Эвелин, следует за ними. Когда Голдмен делает Эвелин массаж, он вдруг с воплем экстаза вываливается из шкафа. Эвелин берет его себе в любовники, но очень скоро сбегает от него со следующим. Судебный процесс над ее мужем заканчивается тем, что Фсоу отправляют в госпиталь криминальной психиатрии. Его адвокаты начинают переговоры о разводе. Эвелин назначает цену – миллион, но получает только двадцать пять тысяч. После злополучного митинга Тятя с Малышкой уезжают куда глаза глядят. Во время очередной пересадки с трамвая на трамвай мимо них проходят Мать и Малыш. Дети встречаются взглядами, и Малышка навсегда запоминает цвет его глаз: голубые с желтыми и зелеными пятнами. В этот момент нашей истории Теодор Драйзер страдает от неуспеха своей первой книги “Сестра Керри”. В Америку прибывает Зигмунд Фрейд, чтобы прочесть серию лекций. Президентом Соединенных Штатов становится тучный человек Уильям Говард Тафт, и обжорство входит в моду. Артист Гарри Гудини учится летать на аэроплане. Образы Древнего Египта захватывают все умы. Великий финансист Джей Пирпонт Морган приглашает Генри Форда, изобретателя конвейера, в свою беломраморную библиотеку, построенную для размещения книг и произведений искусства, которые Морган скупает по всему миру. Он излагает Форду свою теорию о трансцендентально одаренных личностях. Форд признает возможность своего священного происхождения. Впоследствии они учреждают эксклюзивный клуб, который финансирует определенные поиски. В Нью-Рошелл Мать находит закопанного в землю, но еще живого новорожденного негритенка. Через час в подвале дома в соседнем квартале полиция находит очень молодую черную женщину по имени Сара. Мать оставляет ее и младенца в доме. Вместе с ними в доме поселяется ощущение беды. Тятя и Малышка живут теперь в Лоуренсе, штат Массачусетс. Для развлечения Малышки он делает книжечки из своих силуэтов – такие бумажные мультфильмы. На ткацкой фабрике, где он работает, начинается стачка. Стачечный комитет предлагает Тяте отправить Малышку в Филадельфию. Но в момент торжественно организованного отъезда детей полиция выстрелами разгоняет рабочих. Тятя и Малышка чудом успевают прыгнуть в поезд. Стачка выиграна, но Тятя больше не хочет идти на фабрику. Бродя с ним по улицам Филадельфии, Малышка обращает внимание на витрину магазина забавных игрушек. Тятя тут же идет к владельцу магазина и заключает с ним контракт на производство книжечек-мультяшек. Так жизнь Тяти вливается в поток американской энергии. В доме в Нью-Рошелл появляется Колхаус Уокер Младший – элегантный, уверенный в себе черный пианист. Это отец Сариного беби. С тех пор он ездит каждое воскресенье, делает Саре предложение, но она не желает его видеть. Однажды его приглашают в дом. По просьбе Отца он садится за пианино, исполняет рэгтайм и покоряет всех своей игрой. Только в марте Сара наконец дает согласие. МБМ руководит теперь фейерверковым отделом пиротехнического предприятия Отца. Его последнее изобретение сильно напоминает бомбу. Он понимает, что может усовершенствовать многие виды оружия. Пытаясь разыскать Эвелин Несбит, он случайно попадает на конгресс в поддержку мексиканской революции, после которого сходится с Эммой Голдмен. Возвращаясь в Нью-Рошелл между вагонами молочного поезда, он размышляет, не кинуться ли под колеса. Шум поезда напоминает ему звуки рэггайма – самоубийственный рэг. В одно из воскресений у пожарного депо вдруг перекрывают путь машине Колхауса. Брандмейстер Уилли Конклин заявляет, что якобы это частная платная дорога. Колхаус отправляется за полицейским, но тот даже не считает нужным идти на место происшествия. Вернувшись, Колхаус находит свой “форд-Т” изгаженным и сломанным. Он требует вымыть и починить машину. Приезжает полиция. На следующий день Отец вносит залог, и Колхауса выпускают. Отец рекомендует ему обратиться к адвокату. Но ни один из адвокатов не желает помочь Колхаусу. Белые – потому что он негр, черные – потому что богат. Он тщетно пытается сам обратиться в суд, так же тщетно пишет жалобу в полицейском участке. Тут Сара решает сама защитить своего жениха. Но ее крик из толпы, встречающей вице-президента Джима Шермана, привлекает внимание полиции. Отец и Мать находят Сару в госпитале. Колхаус не отходит от ее постели. К концу недели Сара умирает от побоев. На свадебные деньги Колхаус устраивает ей шикарные похороны. И вот он выходит на тропу войны. Взрывает две пожарные станции. Оставляет в редакциях местных газет письма, в которых требует суда над брандмейстером Уилли Конклином и ремонта автомобиля. Угрожает террором. В городе начинается паника. Все негры прячутся. Отец отправляется в полицию и рассказывает там все, что знает о Колхаусе. МБМ с самого начала на стороне Колхауса. Разыскав его боевой штаб в недрах Гарлема, он предлагает свою помощь в качестве взрывника. Бреется наголо и красит лицо жженой пробкой, чтобы не отличаться от молодых негров – помощников Колхауса. Семейство отъезжает в Атлантик-Сити, подальше от этих событий. Мать вполне довольна обществом, которое там собирается. Иностранцы ей кажутся более интересными, чем соотечественники. В поле ее зрения попадает барон Ашкенази, преуспевающий кинобизнесмен. Это еще одно превращение Тяти. Теперь его забота – чтобы Малышка забыла все их печальное прошлое. Малышка с Малышом становятся неразлучными друзьями. Но колхаусовская история продолжается. Отца вызывают в Нью-Йорк. Колхаус с товарищами проникает в библиотеку Пирпонта Моргана и грозится ее уничтожить. Библиотека заминирована. Полиция устраивает штаб-квартиру в доме напротив. Туда прибывает окружной прокурор Нью-Йорка Чарльз Эс Уитмен. Он понимает, что втянут в политически опасное дело. Эмма Голдмен при аресте делает заявление в поддержку Колхауса, которое попадает в газеты. Самый знаменитый негр своего времени великий просветитель Букер Ти Вашингтон, напротив, осуждает эту акцию. Уитмен просит Вашингтона использовать свой авторитет для разрешения ситуации. Букер Ти Вашингтон и Колхаус беседуют среди великих произведений искусства и исторических ценностей. Колхаус соглашается сдаться, но помощники должны быть отпущены и Уилли Конклин должен сам починить машину. Тут приходит телеграмма от Д. П. Моргана. Морган требует отдать автомобиль и затем повесить Колхауса. Автомобиль вытаскива ют из пруда. Отец отправляется в библиотеку как посредник и затем остается как официальный заложник. С изумлением он встречает там своего шурина, который ночью благополучно уезжает с остальными соратниками на отремонтированном наконец “форде-Т”. После их отъезда Колхаус просит Отца рассказать ему о его сыне, все до мельчайших подробностей. Через два часа Колхаус выходит на улицу с поднятыми руками. Отряд полиции в упор расстреливает его. Сподвижники Колхауса дарят МБМ злополучный “форд”. На нем МБМ отправляется в Мексику, где участвует в мексиканской революции на стороне повстанцев. В результате своей деятельности взрывника он глохнет и в конце концов погибает в перестрелке с правительственными войсками.
Президентом Соединенных Штатов становится Вудро Вильсон. В Гааге открывается Дворец мира. В Вене проходит конференция социалистов. В Париже появляются художники-абстракционисты. Пирпонт Морган отправляется в Египет, чтобы провести ночь внутри пирамиды и познать суть древней философии. Но обретает только насморк и укусы клопов. Вскоре он умирает в Риме.
Вслед за его смертью происходит убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда. Гарри Гудини, вспомнив пророчество Малыша, наносит визит в Нью-Рошелл, но никого не застает. Деда уже нет. Мать, Малыш и негритенок Колхаус Уокер Третий на побережье штата Мэн, где Мать позирует художнику Уинслоу Хомеру. Отец в Вашингтоне ведет переговоры о внедрении новых видов оружия, изобретенных МБМ.
В 1915 г. он отправляется в Лондон на британском корабле “Лузитания” с первой партией гранат и бомб для союзников. Немецкая подводная лодка торпедирует корабль, и Отец погибает. Иммигрант в этой жизни, как и каждый человек, в своей последней экспедиции он прибывает к берегам Своей Сути. Через год Мать выходит замуж за Тятю. Они переезжают в Калифорнию. Кинобизнес преуспевает.
Эра рэгтайма уходит в прошлое.
(No Ratings Yet)
Loading…
Чого не купити за гроші.
Ви зараз читаєте: Краткое содержание Рэгтайм – Доктороу Эдгар Лоуренс« Сочинение на тему: Мой карандаш (сочинение-описание)В Острозькій школі (скорочено) – Чайковський Андрій »
Источник: https://ukr-lit.com/kratkoe-soderzhanie-regtajm-doktorou-edgar-lourens/
Эдгар Лоуренс Доктороу: новые книги на КулЛиб
Биография
Эдгар Лоуренс Доктороу — американский писатель.
Родился в Бронксе (Нью-Йорк), в семье второго поколения американцев еврейского происхождения из России. Родители отца — Абрам и Гуси Доктороу — были из Минской губернии. Публиковаться начал в начале 60-х.
Отрочество Доктороу, пришедшееся на годы Великой депрессии, нашло отражение в романе «Всемирная выставка» (World's Fair, 1985).
До службы в армии (1953–1955) Доктороу успел окончить Кеньон-Колледж в штате Огайо и магистратуру при Колумбийском университете.
Первые романы — «Добро пожаловать в тяжёлые времена» (Welcome to Hard Times, 1960) и «Большой, как жизнь» (Big As Life, 1966) — писались в период работы сначала литературным консультантом на студии «Columbia Pictures», а затем в качестве редактора в издательстве «Dial Press». В 1971 Доктороу опубликовал роман «Книга Даниила» (The Book of Daniel), в котором слышны отголоски дела Этель и Юлиуса Розенбергов (1951), казнённых за государственную измену.
Среди других его книг — роман «Гагарье озеро» (Loon Lake, 1980), где Доктороу возвращается в годы Великой депрессии; «Жизнь поэтов» (Lives of the Poets, 1984), сборник, включающий шесть рассказов и заглавную повесть; «Билли Батгейт» (Billy Bathgate, 1989), история мальчика из бедной семьи в Бронксе, ставшего учеником знаменитого гангстера 1930-х; «Гидротехнические сооружения» (The Waterworks, 1994), повествование от лица издателя газеты о псевдонаучных экспериментах, проводившихся в Нью-Йорке в 1871; книга очерков «Джек Лондон, Хемингуэй и Конституция» (Jack London, Hemingway and the Constitution, 1993).
Пьеса «Коктейли перед обедом» (Drinks Before Dinner, 1978) была поставлена в Нью-Йоркском Шекспировском Театре.
Библиография
Романы
1960 — Welcome to Hard Times
1966 — Big As Life
1971 — The Book of Daniel
1975 — Рэгтайм / Ragtime
1980 — Loon Lake
1985 — Всемирная выставка / World's Fair
1989 — Билли Батгейт / Billy Bathgate
1994 — Клоака / The Waterworks
2000 — Град Божий / City of God
2005 — Марш / The March
2009 — Homer & Langley
2014 — Andrew's Brain
Повести
1984 — Жизнь поэтов / Lives of the Poets
Рассказы
Пьесы
1979 — Drinks Before Dinner
Киносценарии
2003 — Loon Lake
2003 — Ragtime
2003 — The Book of Daniel
Статьи
Эссе
Сборники
1983 — Essays and Conversations [эссе]
1984 — Lives of the Poets: Six Stories and a Novella
1995 — Jack London, Hemingway, and the Constitution [эссе]
2003 — Three Screenplays [киносценарии]
2004 — Sweet Lands Stories 2006 — Creationists [эссе]
2011 — All the Time in the World: New and Selected Stories
1975 — The National Book Critics Circle Award («Рэгтайм»)
1986 — Национальная книжная премия США («Всемирная выставка»)
1989 — The National Book Critics Circle Award («Билли Батгейт»)
1990 — Медаль Уильяма Дина Хауэллса
1990 — PEN/Faulkner Award («Билли Батгейт»)
1998 — The National Humanities Medal
1998 — The Peggy V. Helmerich Distinguished Author Award
2005 — The National Book Critics Circle Award («Марш»)
2006 — PEN/Faulkner Award («Марш»)
Экранизации
1967 — Добро пожаловать в Тяжёлые Времена / Welcome to Hard Times
1981 — Рэгтайм / Ragtime
1983 — Дэниел / Daniel
1991 — Билли Батгейт / Billy Bathgate
2008 — Джолин / Jolene
Ссылки
Эдгар Л. Доктороу в Википедии
Эдгар Л. Доктороу на ФантЛабе
Эдгар Доктороу: «…соединять зримое и незримое, прошлое и настоящее…»
ДОКТОРОУ, ЭДГАР ЛОУРЕНС | Энциклопедия Кругосвет
E. L. Doctorow's Official Web Site
Показывать:
Названия
Аннотации
Обложки
Сортировать по:
алфавиту
сериям
дате поступления
популярности
оценкам
году издания
размеру
Источник: https://coollib.net/a/34223